Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка» Вариант 1
- Вспомни, что такое фольклор. Подчеркни жанры, которые относятся к фольклору.
Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.
- Какие сказки начинаются какими словами? Соедини стрелочками.
«Жили-были старик да старуха. У них «Морозко»
было три сына.»
«Жил-был царь Берендей, у него было «Белая уточка»
три сына…»
«Живало-бывало — жил дед да с другою «Летучий корабль»
женой. У деда была дочка, и у бабы была
дочка…» «Иван царевич и
«Жил-был старик. У него было три сына: Серый волк»
двое умных, третий дурачок…»
«Один князь женился на прекрасной «По щучьему
княжне». веленью»
- Из какой сказки отрывки?
«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».
______________________________________________________________
«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди» ______________________________________________________________
«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…» _____________________________________
- Произведение «Белая уточка» — это ____________ .
Выбери нужный жанр и допиши на строчке: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.
- Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю.
«Морозко»
«Летучий корабль»
«Колобок»
«Сказка о царе Салтане…»
«Иван царевич и Серый волк»
- Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Что посеешь, то и пожнешь.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
- Допиши предложение.
Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — ______________________________________________________________
- Из каких сказок эти предметы и герои? Соедини стрелочками.
топор «Иван царевич и серый волк»
собачка
златогривый конь «Морозко»
заморышек
Стреляло «Летучий корабль»
щука
печка «Белая уточка»
царь Далмат
живая и мертвая вода «По щучьему веленью»
- Напиши по плану отзыв (аннотацию) на прочитанную дополнительно сказку.
Отзыв
1. Автор _____________________________________________________________
2. Название __________________________________________________________
3. О чем эта сказка? ____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Кто из героев понравился и почему? ___________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какой рисунок ты бы нарисовал(а) к сказке? _____________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка» Вариант 2
- Каким словом можно дополнить предложение? Выбери и напиши правильный ответ.
Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения ___________________________________________________________ .
русских писателей; зарубежных писателей; фольклора.
- Какие сказки заканчиваются какими словами? Соедини стрелкой.
«А Иван-царевич женился на Елене «Белая уточка»
Прекрасной. И стали они жить-поживать
да горя не знать». «По щучьему веленью»
«Заголосила старуха, да поздно».
«И стал он в том царстве жить, всякие «Иван-царевич и Серый
дела вершить» волк»
«Тут и сказке конец, а кто слушал — «Летучий корабль»
молодец»
«А ведьму привязали к лошадиному
хвосту, мыкали по полю…и не осталось «Морозко»
от ней ни следа, ни памяти»
- Из какой сказки отрывки?
«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»
_____________________________________________________________
«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»
_____________________________________________________________
«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»
______________________________________________________________
- Произведение «Летучий корабль» — это __________________________ . Выбери нужный жанр и допиши предложение: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.
- Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю:
«По щучьему веленью»
«Зимовье зверей»
«Аленький цветочек»
«Морозко»
«Репка»
- Подчеркни пословицу, которая подходит к сказке «По щучьему веленью»
Порядок — душа всякого дела.
Как аукнется, так и откликнется.
Добра желаешь — добро и делай.
Ума палата, а ключ от нее потерян.
- Допиши предложение.
«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» — _____________________________________________________________ .
- Из каких сказок эти герои и предметы? Соедини стрелкой.
Скороход «Иван-царевич и Серый волк»
царь Афон
бочка в море «Летучий корабль»
Марья-царевна
падчерица «По щучьему веленью»
ведьма
Холодило «Морозко»
вода живая и говорящая
блины «Белая уточка»
- Напиши по плану отзыв (аннотацию) по дополнительно прочитанной сказке.
Отзыв
1. Автор _____________________________________________________________
2. Название __________________________________________________________
3. О чем это произведение (тема) ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Кого из героев ты хотел (а) бы нарисовать и почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чем тебе понравилось произведение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица правильных ответов.
№ задания |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка. |
Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения фольклора. |
|
2 |
«Жили-были старик да старуха. У них было три сына…» («Летучий корабль») «Жил-был царь Берендей, у него было три сына…» («Иван-царевич и Серый волк») «Живало-бывало — жил дед да с другою женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка…» («Морозко») «Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок…» («По щучьему веленью») «Один князь женился на прекрасной княжне» («Белая уточка») |
«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной И стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван-царевич и Серый волк») «Заголосила старуха, да поздно». («Морозко») «И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить» («Летучий корабль») «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец» («По щучьему веленью») «А ведьму привязали к лошадиному хвосту, мыкали по полю…и не осталось от ней ни следа, ни памяти» («Белая уточка») |
3 |
«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости». («Иван-царевич и Серый волк») «Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди» («Белая уточка») «Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…» («Летучий корабль») |
«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели» («Летучий корабль») «Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь» («По щучьему веленью») «Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды» («Белая уточка») |
4 |
Произведение «Белая уточка» — это сказка. |
Произведение «Летучий корабль» — это сказка. |
5 |
«Морозко» «Летучий корабль» «Колобок» «Сказка о царе Салтане…» «Иван царевич и Серый волк» |
«По щучьему веленью» «Зимовье зверей» «Аленький цветочек» «Морозко» «Репка» |
6 |
Любишь кататься, люби и саночки возить. Что посеешь, то и пожнешь. Дерево держится корнями, а человек друзьями. Без труда не выловишь рыбку из пруда. |
Порядок — душа всякого дела. Как аукнется, так и откликнется. Добра желаешь — добро и делай. Ума палата, а ключ от нее потерян. |
7 |
Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — русский народ. |
«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» -русский народ. |
8 |
«Иван царевич и Серый волк»: златогривый конь, царь Далмат, живая и мертвая вода, царь Афрон,. «Морозко»: собачка, блины, падчерица. «Белая уточка»: заморышек, ведьма, вода живая и говорящая. «Летучий корабль»: топор, Стреляло, дуб с желудями,Скороход, Холодило. «По щучьему веленью»:щука, печка, бочка в море, Марья-царевна. |
|
9 |
Отзыв о прочитанном дополнительно произведении можно оценивать отдельно от контрольной работы. |
***
Кому из сегодняшних взрослых в детстве родители не читали народные сказки? Ведь русские сказки и пословицы – это истинная сокровищница накопленной веками народной мудрости, читать их интересно и полезно и взрослым, и детям. Эти небольшие произведения народного творчества прививают ребёнку основные моральные и культурные принципы. А ещё сказки – это прекрасное топливо для творческого горения ума, для огня веры в чудеса и добро.
Практически то же самое можно сказать и о другой «отрасли» народного творчества – о пословицах. А если их соединить, получится, скажем так, «ещё вкуснее» — будто зефирка в шоколаде.
Итак, о чём же повествует русская сказка «Летучий корабль» и какими пословицами её можно проиллюстрировать?
Начинается сказка с того, что жили-были дед и бабка, и было у них сыновей три штуки: старшие умники, а младший – дурак. Умники жили хорошо, получали всё, чего хотели, а дурака никто и за человека-то не считал. И тут местный царь издал указ: кто прибудет во дворец обедать на летучем судне, тот получит руку и сердце его дочери. Умники тут же стали собираться в дорогу, и дурак захотел присоединиться. Мать его отговаривала, но сын не стал её слушать. Здесь кажется уместным привести несколько пословиц о глупости: «Дал бы я тебе ума, да у самого мало», «Глупого учить – что мёртвого лечить».
Старуха собрала всем троим сыновьям еды в дорогу. Старшим дала хорошего хлеба и водки – а меньшому – чёрствого, и воды. Умники ушли первыми, а дурачок следом поплёлся.
И вот шагает дурак по тракту – а навстречу ему старик с седой бородой до пояса. Разговорились они, и сказал старик дураку, что странствует по миру, спасает попавших в беду. Парень тоже поведал, куда идёт и зачем. Сели они перекусить. Развязал дурак свою торбу – а там белый свежий хлеб и горилка вместо того, что мать ему положила. Здесь актуальны пословицы о взаимопомощи: «Выручи товарища – сам цел останешься», «Вместе сходиться – рекой становиться», «В общем котле суп гуще».
После еды велел дед-волшебник парню идти в лес, три раза перекреститься, рубануть топором по дереву и лечь спать – а корабль сам построится; и после следовать на корабле по своим делам, но не забывать подбирать всех попутчиков. Юноша так и сделал. И, действительно, судно само взяло – и построилось!
По пути герой подобрал сначала двух странных мужиков: первый лежал на дороге и слушал, пришли ли уже к правителю на пир гости; второй же прыгал на одной ноге, привязав вторую к уху, потому как на обоих ногах за единственный шаг мог целый мир обойти, но не хотел. Далее дружная компания воздухоплавателей пополнилась охотником, который за сто вёрст птицу может разглядеть, и человеком, которому мешка хлеба на завтрак маловато. О подобных ситуациях есть ещё много колоритных пословиц: «Дружные сороки в стае сильнее тигров, идущих поодиночке» (монгольская пословица), «Дерево на дерево опирается, а человек – на человека», «Живи для людей – будут жить и для тебя».
Но вернёмся на корабль. Далее по дороге к царю герой подбирает мужика, который может за один глоток выпить озеро, и дядьку с мешком чудесной соломы, которую если разбросать – вмиг вместо жаркого лета зима настанет снежная. А последним членом команды стал мужичок с вязанкой чудесных дров, которые могут превратиться в войско.
И вот прилетели дурень со товарищи к царю. «Припарковали» чудо-корабль под окнами дворца и обедать отправились. А царь-государь увидел корабль и послал слугу посмотреть, кто же на таком чуде прилетел. А когда узнал, что это мужики простые – не поверил. Вышел к гостям собственной персоной – и был неприятно удивлён: на золотом летающем корабле прибыл, и правда, дурень-оборванец. Ужаснулся царь: как же он за такого дочь отдаст? И решил усложнить парню задачу. Как говорит народ в пословицах о справедливости, «Все хотят справедливости, но не все радеют за неё».
Для начала велел царь дураку принести живой воды, пока гости обедают, да пригрозил, что, мол, если тот не справится, то не только царевну не получит, а и головы лишится. Парень сначала пригорюнился, решив, что пропал. Но ему помогли Слышащий, Скороход и Охотник. Как говорят в России, «Для друга семь вёрст – не околица». И вообще, «Друг познаётся в беде». Царь, увидев живую воду, тут же придумал жениху ещё одну задачу: вместе с друзьями за один приём съесть 12 печёных волов и кучу хлеба, запеченную в четырех десятках печей. И опять пригрозил в случае невыполнения лишить головы. Объедало, ясное дело, мигом всё слопал – да ещё и голоден остался. Потом царь велел дураку выпить восемьдесят сорокалитровых бочек вина и воды. Тут герою помог Опивала – мигом выпил, да ещё попросил.
Царь пришёл в отчаяние и решил дурака со света сжить. Натопил баню так жарко, что невмочь – и велел юноше перед свадьбой помыться. Тут соискателю царевниных руки и сердца помог Морозко – разбросал по бане свою чудо-солому. Парень проспал в бане на печи целую ночь. Государь «был в шоке» и решил приставучему будущему зятю задать последнюю задачку: собрать за ночь полк войска. Дурень пришёл к товарищам плакаться, и ему вызвался помочь тот, кто вязанку чудесных дров нёс. В это раз герой пошёл дальше: не только взялся играючи выполнить задачу, а и пригрозил царю, что, мол, если он и в этот раз дочку не отдаст, то парень её силой возьмёт.
Наутро, увидев войско и бывшего деревенского дурачка, который чудесным образом превратился в богатого вельможу, царь смилостивился – и отдал ему царевну. Как говорится, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Или «Без труда и зайца не поймаешь» — татарский вариант.
И был пир на весь мир. Да такой, что дым столбом стоял до самых облаков. А потом жили они долго и счастливо. Как всегда…
*** Внимание! Авторский материал — копирование запрещено
На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к сказке «Летучий корабль»; краткое содержание русской сказки «Летучий корабль».
Главный герой русской народной сказки «Летучий корабль» — младший сын в крестьянской семье. Мать его недолюбливала и называла дурнем. Она любила двух старших сыновей, и все лучшее доставалось им. Однажды царь того государства издал указ, что построившему летучий корабль он отдаст в жены свою дочь.
Старшие братья решили попытать счастья и собрались в дорогу. Мать им положила с собой белых лепешек, мяса и другие вкусные вещи. Вслед за братьями собрался в дорогу и дурень. Ему от матери достались черные лепешки и вода.
По дороге дурень встретил пожилого путника. Тот расспросил его о цели путешествия. Дурень рассказал о летучем корабле. Старик предложил отдохнуть и перекусить. Дурню было стыдно доставать черные лепешки и воду, но старик предложил ему все же достать еду из сумки. Когда дурень достал еду, то удивился. Вместо черного хлеба и воды он увидел белые булки и приправы. Все это дурень предложил старику.
После еды старик дал парню совет – дойти до первого дерева, три раза перекреститься, стукнуть по дереву топором и лечь спать. Когда он проснется, то увидит летучий корабль. А еще старик сказал брать к себе на корабль всех, кто встретится. Дурень так и сделал. Когда он проснулся, его ждал летучий корабль.
По пути к царю дурень собрал на корабле всех, кого встретил. Это были люди с необычными умениями – один имел исключительный слух, другой был скороходом, третий – метким стрелком. В его компанию также попали Объедалово и Опивалово, которые могли очень много съесть и выпить. Еще на корабле оказался человек с необычными дровами, которые превращались в войско. Другой человек умел соломой охладить сильный жар.
Когда вся компания прибыла к царю, тот послал узнать, что за люди прилетели на корабле. Слуга сообщил царю, что прибыли только люди простого сословия, знатных господ среди них нет. Царь стал рассуждать, как избавиться от нежеланных гостей. Он стал придумывать для них невыполнимые задачи.
Сначала он потребовал принести до конца своего обеда живой воды. Скороход вызвался выполнить это поручение, да заснул по дороге. Слухач об этом прознал, и тогда стрелок выстрелом разбудил скорохода и тот вовремя принес живую воду.
Затем царь испытывал гостей едой и питьем. Надо было съесть дюжину быков, много хлебов и выпить огромное количество вина. Объедалово и Опивалово вмиг справились с этой задачей.
Тогда царь решил уморить жениха в жарко натопленной чугунной бане, но положение спас человек с соломой. Он охладил жар и ничего плохого с дурнем не случилось.
Напоследок царь потребовал за одну ночь проставить войско. Дурень пообещал это сделать, но после этого сказал царю, что если тот не выполнит обещания выдать царевну замуж, то тогда дурень заберет царевну силой.
Ночью человек с необыкновенными дровами разбросал их по полю, и поле наполнилось воинами. Царю пришлось выполнить обещание. Царевна вышла замуж за дурня, а он стал умным человеком.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Летучий корабль» заключается в том, что следует прислушиваться к советам добрых людей. Герой сказки сделал так, как советовал ему старик из леса, и стал обладателем летучего корабля.
Сказка учит быть дружелюбным, общительным. Все люди, которых герой сказки по совету старика взял на корабль, впоследствии оказали ему неоценимую помощь.
В сказке «Летучий корабль» мне понравился старик, которого дурень встретил в лесу. Он благожелательно отнесся к простому крестьянскому юноше, который готов был поделиться с ним черными лепешками и простой водой. Старик превратил скромную пищу героя сказки в изысканную еду и рассказал ему секрет обретения летучего корабля.
Какие пословицы подходят к сказке «Летучий корабль»?
Под лежачий камень вода не течет.
Трудные задачи выполняем немедленно, невозможные — чуть погодя.
Добрый совет дороже денег.
Обещанного три года ждут.