ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
В практике можно обнаружить шесть особенностей рассказа:
1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.
Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с детьми, нельзя без изменения использовать на экскурсиях для взрослых из-за различной скорости передвижения этих групп. Также неодинаков рассказ на пешеходной и автобусной экскурсиях на одну и ту же тему.
2. Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины, которая по замыслу авторов экскурсии должна возникнуть перед мысленным взором экскурсантов. Содержание рассказа определяется объектом изучения (природа, экспозиция музея, исторический памятник, места знаменательных событий).
3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Экскурсовод так строит показ, чтобы «заговорил» сам объект, чтобы экскурсанты увидели то, о чем он рассказывает. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятника, демонстрации наглядных материалов из «портфеля экскурсовода». Рассказ, не связанный со зрительным рядом, излишние подробности в рассказе ведут к такому недостатку, как лекционность.
4. Адресность рассказа, т.е. привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа экскурсовода состоит в том, что, рассказывая, экскурсовод имеет в виду конкретный объект – здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы и т.д.
Особенность методики состоит в том, чтобы сформулировать указания экскурсантам: на что обратить внимание; чему адресует рассказ экскурсовод; какую часть здания, сооружения (этаж, окно, балкон, пролет моста) он имеет в виду; какие растения показываются. Такое понимание достигается при помощи конкретных указаний, где именно происходило это событие, где проживал тот человек, о котором рассказывает экскурсовод, чью деятельность он характеризует. Если показ происходит на улице, застроенной несколькими домами, рядом расположенными и порой схожими между собой, экскурсовод называет цвет (белый, бежевый, красный), в который окрашено нужное здание, его внешние признаки – этажность, особенности конструкции. Убедившись, что экскурсанты поняли, о каком здании пойдет речь (узнали адрес рассказа), экскурсовод продолжает ведение экскурсии.
5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность – это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, их толкование. Конкретность требует, чтобы на экскурсии преподносился не материал вообще, а материал, раскрывающий конкретную тему.
Неправильно рассматривать конкретность в рассказе экскурсовода как обилие фактического материала (фактов, примеров, дат, цифр, фамилий действующих лиц).
Конкретизация материала в экскурсии – выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.
6. Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые им лица, а не кто-нибудь иной. Экскурсовод, характеризуя конкретное событие, относит его к настоящему (прошлому или будущему) времени, преподносит его как объективный факт и указывает на конкретное лицо, которое совершает (совершало или будет совершать) это действие.
Необходимо иметь в виду и такую особенность рассказа, как наличие в нем подтекста. Подтекст — это внутренний, добавочный (скрытый в речи) смысл текста, рассказа экскурсовода. Подтекст находит выражение в чувствах экскурсовода, эмоциональной насыщенности его рассказа, в жестах и мимике, в тональности речи. Суть подтекста – отношение экскурсовода к предмету разговора, оценка определенного факта или какой-то детали в излагаемом материале.
Хорошо подготовленная и проведенная экскурсия позволяет экскурсанту увидеть мысленным взглядом нечто большее, чем то, что перед ним находится в данный момент в качестве объекта или группы объектов наблюдения.
Зрительные объекты большинства экскурсий интересны не сами по себе, а в связи с теми событиями, которые происходили на этих объектах или были связаны с ними. Обозначив буквой А экскурсионный объект, а буквой В — события, с ними связанные, мы получим простую формулу: А + В. Содержание этой формулы в экскурсионной практике имеет много вариантов. Назовем некоторые из них.
Рассказ по отношению к показу звучит в разное время: до показа, в ходе показа и после показа. Так, в тематической экскурсии мы имеем дело с тремя вариантами рассказа на одну тему. В первом случае рассказ предваряет наблюдение объекта экскурсантами. Обычно – это краткая справка об объекте, задача которой направить внимание экскурсантов на какие-либо особенности объекта, заинтересовать их с помощью любопытной подробности. (Например, предваряя показ Боголюбовского замка, экскурсовод просит обратить внимание на лестничную башню, где в июньскую ночь 1174 г. разыгралась кровавая трагедия. Здесь был убит заговорщиками-боярами князь Андрей Боголюбский.) Во втором случае в ходе показа рассказ дополняет зрительный ряд, имеет форму справки, характеристики, комментария, репортажа, объяснения, реже – описания или литературного монтажа. В третьем случае после показа рассказ более лаконичен – это краткие выводы по поводу увиденного, краткий рассказ, иногда две-три фразы на тему экскурсии. Как правило, какие-либо методические приемы в заключении не используются.
Из трех приведенных вариантов взаимодействие рассказа и показа имеет место только во втором – слово непосредственно взаимодействует с объектом и с наибольшей полнотой раскрывает тему. В первом варианте слово предваряет показ, в третьем – заключает показ.
Выводы.
Словесное начало в экскурсии получило условное название «рассказ». На самом же деле это информационный и аналитический материал, раскрывающий тему, состоящий из комментариев при показе объектов, оценок и выводов по основным вопросам и подтемам. Экскурсовод в рассказе сообщает, поясняет, характеризует, дает представление о зрительном облике объекта, картине события. Рассказ же в его общепринятом понимании является лишь частью выступления экскурсовода.
В экскурсионном рассказе используют различные формы, которые с давних пор экскурсионные работники относят к методическим приемам рассказа – справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования и т.д.
Особенности рассказа на экскурсии состоят в том, что он, как правило, основан на зрительных восприятиях. Рассказ экскурсовода не может быть автономным, т.е. его речь не может абстрагироваться от объекта показа. Выводы экскурсантов строятся на основе не только услышанного, но и увиденного[47].
Контрольные вопросы:
1. Сущность рассказа. Основные требования к рассказу.
2. Задачи рассказа на экскурсии.
3. Определение предмета в рассказе.
4. Трансформация рассказа в зрительные образы.
5. Индивидуальные особенности речи экскурсовода.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
ДЖОРДЖ ДЖОЗЕФ СМИТ ПРОТОТИП РАССКАЗА АГАТЫ КРИСТИ
ДЖОРДЖ ДЖОЗЕФ СМИТ
ПРОТОТИП РАССКАЗА АГАТЫ КРИСТИ
Джордж Джозеф Смит родился в 1872 г. в семье страхового агента. В возрасте девяти лет он попал в исправительный дом и в дальнейшем мужественно не сходил с избранного пути. Промышлял Джордж Смит воровством, мошенничеством, а
Еще одна полезная структура рассказа
Еще одна полезная структура рассказа
Джозеф Кемпбелл, изучавший древние мифы, писал о структуре повествования, которую он обнаружил в мифах и сказках народов Западной Европы. Он назвал ее «путешествием героя» и детально описал в книге «Герой с тысячей лиц». Опытный
Сюжет для небольшого рассказа
Сюжет для небольшого рассказа
1969 — Франция?СССР (85 мин)· Произв. Мосфильм (Москва), Telsia Film (Париж)· Реж. СЕРГЕЙ ЮТКЕВИЧ? Сцен. Леонид Малюгин· Опер. Наум Ардашников· Дек. Арнольд Вайсфельд· Муз. Родион Щедрин· В ролях Марина Влади, Николай Гринько, Ия Саввина.Реконструкция
Сюжет для небольшого рассказа
Сюжет для небольшого рассказа
Из пьесы (действ. 1) «Чайка» (1896) Антона Павловича Чехова (1860— 1904). Эту фразу произносит беллетрист Тригорин, делая заметки в своей записной
Экскурсии
Экскурсии
· По каждой экспозиции проводится тематическая экскурсия. Обзорная экскурсия по музею предполагает осмотр всех экспозиций с краткой характеристикой каждого зала. Продолжительность экскурсий: 30–90 минут.· В музее постоянно обновляются временные выставки из
ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗА НА ЭКСКУРСИИ
Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности.Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное
ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (РАССКАЗА) В ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (РАССКАЗА) В ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
Термин «трансформация» означает преобразование, превращение. Методистам и экскурсоводам при разработке новой экскурсионной темы необходимо иметь в виду особенности устной речи с учетом требований профессии
1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ
1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ
Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них.Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАССКАЗА
Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им
Экскурсии
Экскурсии
**Монастырь Монтсеррат
Экскурсии по городу
Экскурсии по городу
Обзорные экскурсии по городу постоянно отправляются от Государственного оперного театра. Перед зданием Оперного театра вы получите о них самую свежую информацию. Венская туристическая служба (находится за зданием Оперного театра, рядом с
ЭКСКУРСИИ
ЭКСКУРСИИ
ЭКСКУРСИЯ НА ОСТРОВ КОС
Для туризма остров Кос – второй по значимости после Родоса остров архипелага Додеканес. Он насчитывает всего 31000 жителей, но свыше 65000 мест для гостей. Остров площадью 296 км2 славится замечательными, кое-где еще совершенно не застроенными
Экскурсии из Мадрида
Экскурсии из Мадрида
*Пардо
Алькасар и собор Сеговии.Горы Гвадаррама (Guadarrama) к северу от Мадрида – это отличное место для загородных прогулок. Множество озёр, лесов и рек в долинах предгорий перед большим хребтом Гвадаррама дают прохладу и отдых. Хотя мадридцы в
Экскурсии
Экскурсии
Конечно, «нельзя объять необъятное». Читатели могут решить, что именно в Нью-Йорке заслуживает их первоочередного внимания, ознакомившись с разделами нашей книги, которые содержат описание достопримечательностей всех пяти районов города. Однако существуют
Экскурсионный
рассказ – условно принятое в
экскурсоведении название устной части
экскурсии: сообщения и пояснения, которые
экскурсовод делает в ходе экскурсии;
это звучащий индивидуальный текст
экскурсовода, исполненный им в форме
монолога и в соответствии с требованиями
устной публичной речи [1, с. 85].
Экскурсионный
рассказ выполняет две задачи:
1) комментирует,
поясняет, дополняет увиденное;
2) реконструирует,
восстанавливает то, что в данный момент
экскурсант не может увидеть.
В соответствии с
этим существует два вида рассказа:
повествовательный рассказ, который
дает экскурсантам представление о том,
где и каким образом происходили события,
иреконструктивный рассказ, задачей
которого является восстановление перед
мысленным взором экскурсантов того или
иного объекта.
Экскурсионный
рассказ, как и показ, имеет характерные
для него признаки.
Подчинённость
рассказа показу.Рассказ вторичен
по отношению к показу, он дополняет
показ зрительного материала и вне показа
на экскурсии не должен использоваться.
Более того, содержание рассказа
определяется объектом показа.
Использование
в рассказе зрительных доказательств.В процессе рассказа происходит
трансформация одного вида информации
– устной речи – в другой – зрительные
образы, поэтому в экскурсионном рассказе
отсутствуют устные доказательства: их
роль выполняет зрительный ряд. Показ
должен строиться таким образом, чтобы
«заговорил» сам объект и экскурсанты
увидели то, о чём рассказывает экскурсовод.
Рассказ, не связанный со зрительным
рядом, излишне подробный превращается
в лекцию.
Адресность.Под адресностью рассказа понимается
чёткая отнесённость рассказа к наблюдаемым
объектам. Экскурсоводу нужно конкретно
сформулировать указания экскурсантам,
чтобы они безошибочно определили «адрес»
рассказа: чему адресует рассказ
экскурсовод, на что обратить внимание.
Конкретность.Конкретность рассказа требует, чтобы
в рассказе преподносился материал,
раскрывающий конкретную тему. Неправильно
рассматривать конкретность рассказа
как обилие фактического материала
(фактов, примеров, дат, цифр, фамилий).
Утверждающий
характер рассказа.Рассказывая о
чём-то, экскурсовод должен преподносить
информацию с максимальной убедительностью,
то есть как объективный факт.
Наличие в
рассказе подтекста.Подтекст –
это внутренний, скрытый в речи,
дополнительный смысл рассказа
экскурсовода. Посредством подтекста
экскурсовод выражает своё отношение к
тому, о чём рассказывает, даёт оценку
какому-либо факту в излагаемом материале.
Подтекст проявляется в эмоциональности
рассказа экскурсовода, в тональности
его речи, в жестах и мимике.
Экскурсионная
методика предъявляет ряд требований к
рассказу экскурсовода. Во время работы
над устной частью экскурсии необходимо
обратить внимание на некоторые моменты,
игнорирование которых может привести
к снижению качества экскурсионного
рассказа.
Часто встречающимся
недостатком экскурсии является
лекционность. Она имеет место тогда,
когда две составляющие экскурсии –
показ и рассказ – функционально меняются
местами: первичным становится рассказ,
а показ уходит на второй план или вообще
отсутствует. Другими словами, рассказ
строится в отрыве от показа и не
подкрепляется зрительными наблюдениями
экскурсантов.
Экскурсионная
методика учитывает особенности восприятия
материала. Практика показывает, что
непрерывный рассказ недопустим, поэтому
в экскурсии должны быть паузы, во время
которых экскурсанты получают возможность
обдумать услышанное, закрепить материал
в памяти, а экскурсоводу предоставляется
возможность кратковременного отдыха.
Продолжительность рассказа не должна
быть более длительной, чем способность
объекта своим внешним видом привлечь
внимание экскурсантов.
Экскурсионный
рассказ имеет монологический характер.
Однако в некоторых случаях экскурсоводом
делаются попытки превратить часть
экскурсии в открытый или скрытый диалог,
что приводит к возрастанию активности
экскурсантов при восприятии материала.
В этом случае важную роль играют ответы
на вопросы экскурсантов и работа
экскурсовода с их репликами. В репликах
экскурсанта выражается его мнение о
чём-либо, причём не всегда правильное.
Существует специальная методика работы
экскурсовода с репликами: уходить от
реплики не стоит, ответ на реплику должен
быть умело вплетён в рассказ экскурсовода
и не должен нарушать его логику.
Итак, экскурсионный
рассказ, несмотря на его вторичность
по отношению к показу, требует серьёзной
подготовки и высокого методического
уровня его проведения. Поэтому следует
знать основные методические приёмы
ведения экскурсионного рассказа и уметь
их использовать.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Итоговая диагностика
Тестовые материалы для контроля обучающихся
Вариант 1
1. Экскурсионная теория — это:
А) Совокупность понятий; функции экскурсоведения; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод: классификация экскурсий, дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики, основы профессионального мастерства экскурсовода.
Б) Выводы экскурсанта.
В) Событие или несколько событий, связанных друг с другом.
2. Материал экскурсии, профессиональное мастерство, ведущего экскурсию в его изложении дает возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает:
А) Педагог.
Б) Экскурсовод.
В) Сопровождающий группу человек.
3. Действия в процесс экскурсии подразделяются:
А) На деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Б) На деятельность экскурсовода.
В) На деятельность экскурсантов.
4. Функция расширения культурно-технического кругозора способствует:
А) Информированию экскурсантов по конкретному разделу знаний.
Б) Распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий.
В) Конкретизации знаний экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, лекций, телепередач.
5. Функция формирования интересов человека:
А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.
Б) Организует досуг.
В) Вызывает интерес у людей к конкретной отрасли знаний.
6. Общим признаком для всех экскурсий является:
А) Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
Б) Обязательный выход из автобуса для осмотра памятников.
В) Демонстрация действующих объектов.
7. Экскурсионный метод — это:
А) Мимическая и пантомимическая выразительность, точные жесты, выразительные взгляды, улыбка.
Б) Умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации.
В) Один из видов активно-двигательного усвоения знаний.
8. Природоведческие экскурсии:
А) Формируют любовь и уважение к труду.
Б) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.
В) Воспитывают бережное отношение к природе.
9. Для экскурсовода, как и педагога, характерны следующие компоненты деятельности:
А) Коммуникативный.
Б) Конструктивный.
В) Организаторский, познавательный, коммуникативный, конструктивный.
10. Распределение внимания — это:
А) способность переносить внимание с одного объекта на другой.
Б) Способность переносить внимание с показа на рассказ.
В) Способность при одновременном наблюдении нескольких объектов дозировать внимание между ними.
11. Какой вид воображение позволяет экскурсоводу создавать новые зрительные образы, творчески домысливать определенные части объекта. Зрительно восполнять недостающие детали:
А) Творческое.
Б) Произвольное.
В) Пассивное.
12. При создании экскурсии необходимо учитывать следующие логические законы:
А) Противоречия и достаточного основания.
Б) Тождества и исключения третьего.
В) Тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания.
13. По содержанию экскурсии подразделяют на:
А) Тематические.
Б) Обзорные и тематические.
В) Обзорные.
14. Композицией экскурсии называют:
А) Расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.
Б) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.
В) Языковое выражение в прямой и косвенной речи.
15. Каждая тема представляет собой:
А) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.
Б) Совокупность целого ряда подтем.
В) Наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги.
16. Ступени показа:
А) 1.Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода. 2. Более детальный осмотр экскурсионистами памятника. 3. Повторный осмотр объекта при его анализе экскурсоводом. 4. Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия. 5. Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода. 6. Заключительный взгляд экскурсантов на объект.
Б) 1. Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия. 2. Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода. 3. Заключительный взгляд экскурсантов на объект.
В) 1. Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода. 2. Более детальный осмотр экскурсионистами памятника. 3. Повторный осмотр объекта при его анализе экскурсоводом.
17. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы в том, что
А) В рассказе отсутствуют устные доказательства.
Б) Рассказ привязан к наблюдаемым экскурсантами объектам.
В) Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.
18. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:
А) Активную жизненную позицию экскурсовода.
Б) Усвоение и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсионной группой; владение, основами как наук, как психология, логика, педагогика.
В) Совершенствование коммуникативных качеств экскурсовода.
19. Подчиненность рассказа показу проявляется в:
А) Выражении мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.
Б) Убедительном рассказе о событиях, будто-то оно происходило именно в этом месте, и его участниками были, называемые им лица, а не кто-нибудь другой.
В) Невозможности абстрагирования рассказа от объектов показа, которые расположены на маршруте.
20. Познавательная ценность объекта — это:
А) Когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Б) Необычность, экзотичность объекта.
В) Связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
21. Методическая разработка экскурсии состоит из:
А) Вступления и основной части.
Б) Основной части.
В) Вступления, основной части, заключения.
22. Прием предварительного осмотра:
А) Первая ступень наблюдения объекта.
Б) Дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности с высокой точки.
В) Означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам.
23. Прием комментирования:
А) Применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, выводам..
Б) Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь).
В) Используется экскурсоводом при изложении материала. Разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.
24. При движении автобуса экскурсовод должен:
А) Вести экскурсию обязательно с микрофоном.
Б) Молчать.
В) Может вести экскурсию без микрофона.
25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:
А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.
Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».
В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.
26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:
А) Конструктивные.
Б) Организаторские и коммуникативные.
В) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.
27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:
А) Умения.
Б) Знания и умения.
В) Знания.
28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать как:
А) Информатор.
Б) Комментатор.
В) Эмоциональный лидер, советчик, собеседник, комментатор, информатор.
29. Манеры экскурсовода:
А) Оказывают на экскурсантов большое воздействие.
Б) Не оказывают на экскурсантов воздействия.
В) Могут оказывать, а могут не оказывать воздействие на экскурсантов.
30. Мимика экскурсовода — это:
А) Движение тела.
Б) Движение мышц лица, выражающее душевное состояние, переживанием человеком чувства, его настроения.
В) Жестикуляция.
Тестовые материалы для самоаттестации школьников
Вариант 2
1. С наибольшей полнотой экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как:
А) Педагогика.
Б) Экскурсоведение.
В) История экскурсоведения.
2. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста:
А) Экскурсовода.
Б) Психолога.
В) Педагога.
3. Общение людей на экскурсии следует отнести:
А) К духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.
Б) Сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами.
В) Отношений личностных и групповых.
4. Функция формирования интересов человека:
А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.
Б) Организует досуг.
В) Вызывает интерес у людей к конкретной отрасли знаний.
5. Функция организации культурного досуга:
А) Расширяет культурно-технический кругозор.
Б) Формирует интересы человека.
В) Удовлетворяет и формирует духовные потребности человека.
6. Общим признаком для всех экскурсий является:
А) Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
Б) Знакомство с материалами, расположенными на стендах.
В) Обязательный выход из автобуса для осмотра памятников.
7. Экскурсионный метод — это:
А) Организация свободного времени людей.
Б) Основа экскурсионного процесса, совокупность способов и приемов сообщения знаний.
В) Формирование политических, философских, научных, художественных взглядов, идей и теорий.
8. Природоведческие экскурсии:
А) Воспитывают бережное отношение к природе.
Б) Формируют любовь и уважение к труду.
В) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.
9. Экскурсовод осуществляет следующие педагогические задачи:
А) Вооружает экскурсантов знаниями.
Б) Вооружает экскурсантов знаниями и формирует мировоззрение, нормы поведения, речевой этике.
В) Формирует мировоззрение, нормы поведения, речевой этике.
10. В экскурсиях сочетаются следующие виды психических процессов:
А) Ощущение, представление, мышление, воображение, переживания.
Б) Переживания, усилия для сохранения внимания, работы памяти.
В) Ощущение, представление, мышление, воображение, усилия для сохранения внимания, работы памяти.
11. Наиболее низкий уровень внимания наблюдается в возрасте:
А) От 18 лет до 21 года.
Б) От 22 лет до 25 лет.
В) От 26 лет и выше.
12. Любое умозаключение состоит из трех ступеней: посылок, вывода и заключения, где вывод — это:
А) Исходное суждение, из которого выводится новое суждение.
Б) Логический переход от посылок к заключению.
В) Новое суждение, получаемое из посылок.
13. Обзорная экскурсия строится на показе:
А) Самых различных объектов.
Б) Архитектурных объектов.
В) Военно-исторических.
14. Идея экскурсии это:
А) Предмет показа и рассказа.
Б) Ее главная мысль, замысел экскурсии.
В) Предмет показа и рассказа.
15. Ведущей подтемой называют:
А) Языковое выражение, в прямой и косвенной форме выражающее содержание.
Б) Расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и
заключительной части экскурсии.
В) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.
16. Последовательность действий экскурсовода при показе объекта:
А) Определение; характеристика; цель создания, экскурсионный анализ (сравнение), справка, оценка исторического события.
Б) Цель создания, оценка исторического события, определение, экскурсионный анализ (сравнение), справка, характеристика.
В) Оценка исторического события; справка, экскурсионный анализ (сравнение), цель создания, характеристика, определение.
17. Подчиненность рассказа показу проявляется в:
А) Выражении мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.
Б) Убедительном рассказе о событиях, будто-то оно происходило именно в этом месте, и его участниками были, называемые им лица, а не кто-нибудь другой.
В) Невозможности абстрагирования рассказа от объектов показа, которые расположены на маршруте.
18. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы в том, что
А) В рассказе отсутствуют устные доказательства.
Б) Рассказ привязан к наблюдаемым экскурсантами объектам.
В) Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.
19. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:
А) Детальная разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных тем и дифференциации групп экскурсантов.
Б) Использование в рассказе зрительных доказательств.
В) Восстановление перед мысленным взором экскурсанта того или иного объекта.
20. В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения включает:
А) Вступление и основную часть.
Б) Основную часть.
В) Вступление, основную часть и заключение.
21. При составлении маршрута:
А) Не нужно продумывать несколько вариантов движения групп.
Б) Можно продумывать, а можно не продумывать варианты движения группы.
В) Необходимо продумывать несколько вариантов движения группы.
22. Прием зрительного монтажа:
А) Представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения.
Б) Является одним из вариантом прием реконструкции.
В) Построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое.
23. Прием экскурсионной справки:
А) Используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.
Б) Ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов.
В) Форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность причины, его вызвавшие.
24. К выходу экскурсантов:
А) Не нужно готовить.
Б) Нужно готовить.
В) На усмотрение экскурсовода.
25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:
А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.
Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».
В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.
26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:
А) Конструктивные, организаторские, аналитические.
Б) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.
В) Организаторские и коммуникативные.
27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:
А) Знания и умения.
Б) Умения.
В) Знания.
28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать:
А) Эмоциональный лидер.
Б) Советчик.
В) Эмоциональный лидер, советчик, собеседник, комментатор, информатор.
29. Внешняя речь в профессии экскурсовода имеет:
А) Не важно как говорит, важно, что говорит.
Б) Не является признаком профессионализма.
В) Важное место.
30. Эмоциональные жесты:
А) Выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент.
Б) Не связаны с показом и носят организационный характер.
В) Помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания.
Вариант 3.
1. Развитие экскурсионной теории было начато:
А) В XVII в.
Б) В XIX в.
В) В 20-е годы ХХ в. и продолжается и в настоящее время.
2. Экскурсия — это:
А) сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
Б) Точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
В) Цепь событий, о которых повествует произведение.
3. Наиболее значимым компонентом профессионального мастерства экскурсовода является
А) Конструктивный.
Б) Коммуникативный.
В) Организаторский.
4. Функция научной пропаганды:
А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.
Б) Организует досуг
В) Способствует распространению политических, философских, научных, художественных взглядов, идей и теорий.
5. Функция информации:
А) Расширяет кульутрно-технический кругозор.
Б) Формирует интересы человека.
В) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.
6.Общим признаком для всех экскурсий является:
А) Демонстрация действующих объектов.
Б) Передвижение участников по заранее составленному маршруту.
В) Знакомство с материалами, расположенными на стендах.
7.Цель экскурсионного метода:
А) Обучение.
Б) Воспитание.
В) Обучение и воспитание.
8. Природоведческие экскурсии:
А) Формируют любовь и уважение к труду.
Б) Воспитывают бережное отношение к природе.
В) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.
9. В педагогической деятельности экскурсовода различают этапы:
А) Подготовку экскурсовода и группы к экскурсии. Проведение самой экскурсии.
Б) Проведение самой экскурсии. Послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
В) Подготовку экскурсовода и группы к экскурсии. Проведение самой экскурсии. Послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.
10. Большое значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала имеет уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности:
А) Сопереживание.
Б) Память.
В) Внимание.
11. В экскурсионной практике процесс создания представлений и мысленных ситуаций рассматривается как:
А) Память.
Б) Эмоции.
В) Воображение.
12. Любое умозаключение состоит из следующих ступеней:
А) Посылок и вывода.
Б) Вывода и заключения.
В) Посылок, вывода и заключения.
13. По месту проведения экскурсии бывают:
А) Экскурсия-прогулка.
Б) Экскурсия массовка.
В) Городские, загородные, производственные, музейные, комплексные.
14. Тема в экскурсии — это:
А) Предмет показа и рассказа.
Б) Предмет показа.
В) Рассказа.
15. Название экскурсии — это:
А) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.
Б) Языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание.
В) Постоянная разработка новых тем, совершенствование действующей тематики.
16. Показ в экскурсии представляет собой:
А) Активные действия экскурсовода, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов.
Б) Активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).
В) Активные действия экскурсовода, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов и активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).
17.Адресность рассказа:
А) Привязка повествования к наблюдаемым экскурсантами объектам.
Б) Требует, чтобы материал, раскрывал конкретную тему.
В) Использование в рассказе зрительных доказательств.
18. На третьем уровне становления экскурсии:
А) Показ практически отсутствует.
Б) Рассказ равен показу.
В) Оптимальное сочетание рассказа и показа.
19. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:
А) Разработку методической документации (контрольного текста, методической разработки, «портфеля экскурсовода», которая явится основой для высокого качества ведения экскурсии.
Б) Совершенствование культуры речи экскурсовода.
В) Работа экскурсовода над внеречевыми средствами общения.
20. Подготовка повой экскурсии проходит следующие ступени:
А) Предварительная работа.
Б) Предварительная работа и непосредственная разработка самой экскурсии.
В) Предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии и прием экскурсии.
21. В практике экскурсионных учреждений существуют следующие варианта построения маршрутов:
А) Хронологический.
Б) Хронологический, тематический, тематико-хронологический.
В) Хронологический.
22.Прием зрительной аналогии:
А) Построен на сравнении данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта или наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.
Б) Представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью наилучшего наблюдения.
В) Сопоставление различных предметов или частей одного объекта с другими, находящимися перед глазами экскурсантов.
23. Прием характеристики — это:
А) Краткое сообщение о событии, явлении, попавшем в поле зрения экскурсовода.
Б) Определение оптимальных свойств и особенностей объекта.
В) Форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие.
24. Портфель экскурсовода включает:
А) Индивидуальный текст.
Б) Комплект наглядных пособий.
В) Литературные произведения.
25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:
А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.
Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».
В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.
26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:
А) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.
Б) Организаторские и коммуникативные.
В) Конструктивные, организаторские, аналитические.
27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:
А) Знания.
Б) Умения.
В) Знания и умения.
28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать:
А) Информатор, комментатор, эмоциональный лидер, советчик, собеседник.
Б) Эмоциональный лидер.
В) Собеседник.
29. Внешняя речь в профессии экскурсовода имеет:
А) Важное место.
Б) Не важно, как говорит, важно, что говорит.
В) Не является признаком профессионализма.
30. Побудительные жесты:
А) Не связаны с показом и носят организационный характер.
Б) Выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент.
В) Помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания.
Критерий оценки (по количеству правильных ответов)
25-30 — отлично
20-24 — хорошо
15-19 — удовлетворительно
0-14 — неудовлетворительно
№ п/п | I Вариант | II Вариант | III Вариант |
А | Б | В | |
Б | А | А | |
А | А | Б | |
В | В | В | |
В | В | В | |
А | А | Б | |
В | Б | В | |
В | А | Б | |
В | Б | В | |
В | В | А | |
А | А | В | |
В | Б | В | |
Б | А | В | |
А | Б | А | |
Б | Б | Б | |
А | А | В | |
В | В | А | |
Б | В | Б | |
В | А | А | |
В | В | В | |
В | В | Б | |
А | Б | А | |
В | А | Б | |
А | Б | Б | |
В | В | В | |
В | Б | А | |
Б | А | В | |
В | В | А | |
А | В | А | |
Б | А | А |
Функциональная структура деятельности экскурсовода. Техника ведения экскурсии. Знакомство с экскурсионной группой. Место экскурсовода в автобусе. Выход из автобуса и продвижение экскурсантов. Темп движение группы. Расположение группы у автобуса. Возвращение экскурсантов в автобус. Соблюдение времени проведения экскурсии. Паузы в экскурсиях. Реакция на непредвиденные происшествия. Ответы на вопросы экскурсантов. Использование индивидуального текста в ходе экскурсии. Показ экспонатов из «портфеля экскурсовода». Пользование микрофоном. Культура речи экскурсовода. Построение предложений в устной речи. Правила словоупотребления. Правильность произношения слов. Штампы. Профессиональные термины и иностранные слова. Краткость и многословие. Жесты и мимика.
Практические занятия – 4 (2) часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 11 (12) часа.
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Изучение теоретических вопросов
- Техника ведения экскурсии.
- Темп движение группы.
- Паузы в экскурсиях.
- Культура речи экскурсовода.
- Жесты и мимика.
2.Проверка самостоятельной работы
осуществляется в форме устного опроса на практических занятиях.
Контрольные вопросы:
- Дайте общую характеристику профессии экскурсовода.
- Какими личностными качествами должен обладать экскурсовод?
- Назовите функциональные обязанности экскурсовода.
- Какова роль культуры речи и общения в работе экскурсовода?
- Назовите и охарактеризуйте формы повышения квалификации экскурсоводов?
- В чем проявляется профессиональная культура экскурсовода?
- Выполнение заданий и участие в обсуждении результатов:
В качестве самостоятельной работы студентам предлагается посещение различных экскурсий как музейных, так и по городу с целью анализа положительных и отрицательных сторон в организации экскурсии и работе экскурсовода.
Большое внимание студенту следует уделять формированию навыков сбора, систематизации и изучения материалов по каждой теме курса. Сбор информации по предмету может быть полезным при подготовке докладов, выступлений, презентаций, рецензий, экскурсионного проекта в целях подготовки к практической деятельности.
Студенты должны выполнить и представить следующие контрольные задания:
анализ-рецензию на посещенную экскурсию.
Примерная профессиограмма современного экскурсовода:
Экскурсовод – профессия универсальная и многогранная. Профессиональное мастерство экскурсовода складывается из следующих составляющих.
Экскурсовод – это духовный лидер, эрудированный, играющий активную роль в приобщении российских и зарубежных граждан к достижениям мировой и отечественной культуры;
— посредник в изучении культурных ценностей между человеком и предметно
— пространственной средой города, музея;
— регионовед, историк
— специалист в тех областях наук, которые занимаются изучением прошлого и настоящего исторически сложившейся местности;
— культуролог, умеющий интерпретировать в историко-культурном контексте культуру повседневности;
— социолог, способный определить социальную идентичность экскурсанта, умеющий дифференцировать аудиторию по профессиональному, половому, возрастному признакам, потребностям и ценностным приоритетам;
— создатель текстов экскурсий как текстов особого вида и жанра, текстов плавающей адресации;
— документалист, умеющий создать словесную модель экскурсии с соответствующим способом построения художественного образа;
— драматург, понимающий законы композиционного построения экскурсионного материала, с художественным конфликтом, завязкой кульминацией и развязкой;
— режиссер, переводящий письменный текст в его устную экскурсионную форму, согласуя его с возможностями реального времени и пространства города;
— актер
— исполнитель собственного текста, добивающийся погружения зрителей в окружающее пространство и историю;
— психолог и педагог, умеющие работать с различными группами экскурсантов.
Требования к личностным и профессиональным качествам экскурсовода
Личностные качества:
-увлеченность профессией,
— гуманное отношение к людям,
— творческо-практический склад мышления,
— справедливость,
— тактичность,
— выдержка и самообладание,
— наблюдательность,
— творческое воображение,
— искренность,
— находчивость,
— терпеливость.
Культура внешнего вида
1. Осанка:
— прямая,
— подтянутость, собранность.
2. Одежда:
— аккуратность,
— цветовая гармония,
— соответствие одежды возрасту,
— соответствие моде,
— чувство меры в выборе украшений.
3. Прическа: аккуратность.
4. Мимика:
— выражение доброжелательности, спокойствия,
— взгляд при общении направлен на собеседника,
— эмоциональная выразительность,
— соответствие выражения лица характеру сообщения.
6. Пантомимика:
— жесты уместны, органичны, естественны,
— походка упругая, ритмичная, легкая,
— отсутствие суетливости и нервозности,
— умение бесшумно вставать и садиться.
Культура экскурсионного общения:
— умение устанавливать контакт с группой,
— умение ориентироваться в сложившейся ситуации,
— умение задавать вопросы,
— умение понимать реакцию слушателей,
— умение заинтересовать, увлечь выступлением.
7. Саморегуляция:
— умение снимать излишнее напряжение и волнение,
— умение преодолевать нерешительность перед выступлением,
— умение мобилизовать рабочее самочувствие,
— умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях,
— умение создавать необходимое настроение.
Культура речи:
— грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений,
— лексическое богатство,
— выразительность, образность речи,
— техника речи (звонкость голоса, богатство интонации, четкая дикция, соблюдение необходимого темпа речи).
Примерный план
анализа-рецензии на посещенную экскурсию
- Все ли признаки экскурсии имели место на посещенной экскурсии:
- наличие экскурсионной группы и экскурсовода;
- передвижение участников по заранее определенному маршруту;
- протяженность во времени;
- использование экскурсионного метода.
- Соблюдены ли необходимые принципы экскурсии:
- принцип научности,
- принцип идейности,
- принцип связи теории с жизненными реалиями,
- принцип доходчивости,
- принцип убедительности.
- Достигнута ли цель экскурсии, решены ли поставленные задачи.
- Определить тип посещённой экскурсии: историко-археологическая, историко-литературная, естественноисторическая, художественно-графическая, экскурсия на фабрики и заводы, для отдыха и развлечений, и др.
- Охарактеризовать экскурсию:
- по месту проведения: городская, загородная, производственная, музейная, комплексная и др.;
- по способу передвижения: пешеходная, транспортная, смешанная;
- по форме подачи материала: экскурсия-прогулка, экскурсия-концерт, рекламная экскурсия, экскурсия-урок или др.;
- по составу участников: для взрослых, детей, смешанные экскурсии, для детей младшего школьного возраста, для городского и сельского населения, для групп религиозных паломников, и др.;
- по продолжительности (должна быть протяженностью до суток).
- Дать оценку педагогического таланта экскурсовода:
- умения подобрать экскурсионный материал;
- умения руководить группой;
- умение наладить общение с участниками экскурсии;
- умение использовать в своей работе основы педагогической психологии.
- Дать оценку психологическим типам экскурсантов:
- любители спокойного отдыха;
- любители удовольствий, наслаждений;
- любители активного отдыха;
- любители познавать, изучать;
- любители приключений и др.
- Оценка использования экскурсионного метода познания:
- приводились ли словесные аргументы во время рассказа;
- использовались ли зрительные, слуховые аргументы;
- оптимально ли разработана композиция экскурсии;
- верно ли выбраны методические приемы;
- умело ли изложен материал экскурсии;
- правильно ли выбрана последовательность для освещения исторических событий, характеристики фактов, логически ли изложен материал экскурсии;
- сформулированы ли выводы из экскурсии.
- Оценка профессионального мастерства экскурсовода:
а) выполнил ли экскурсовод свои обязанности;
б) знания и навыки экскурсовода;
в) каким образом повлиял образ экскурсовода на аудиторию;
г) особенности речи экскурсовода;
д) использование невербальных методов общения экскурсовода с аудиторией.
10. Общая оценка посещения экскурсии: понравилась — не понравилась; хочется (не хочется) привести сюда родных и близких; приду – не приду сюда впредь.
11 . Основные замечания и предложения по экскурсии.
Тема 9. Экскурсионная аудитория: дифференцированный подход к обслуживанию различных экскурсионных групп
Контакт экскурсовода с группой. Экскурсионная аудитория. Особенности женской и мужской аудитории. Психологические особенности молодежи. Возрастные разграничения экскурсионных групп. Национальный характер. Национальные чувства: этноцентрическая, полиэтническая, трансэтническая идентичность. Ожидания экскурсантов и психологическая атмосфера в экскурсионной группе. Основополагающие правила работы с людьми (выдвижение реальных задач; правильная оценка экскурсантов; правильная оценка себя и своего влияния; учет рефлексии; выбор оптимального способа воздействия; учет эффекта своих действий).
Практические занятия – 2 (2) часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 11 (15) часов.
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Изучение теоретических вопросов
- Экскурсионная аудитория.
- Контакт экскурсовода с группой.
- Ожидания экскурсантов и психологическая атмосфера в экскурсионной группы.
- Основополагающие правила работы с людьми.
2.Проверка самостоятельной работы
осуществляется в форме устного опроса на практических занятиях.
Контрольные вопросы:
- Каковы особенности экскурсионной аудитории, какие из них обязательно нужно учитывать?
- Назовите особенности проведения экскурсии для детей.
- Каковы особенности работы с молодежью на экскурсии?
- Каковы особенности экскурсии для отдыхающих в санаториях?
- Назовите особенности экскурсионной работы с иностранными туристами.
Тема 10. Содержание и показатели деятельности экскурсионного учреждения
Виды туристско-экскурсионных учреждений. Понятие туроператора и турагента. Экскурсионное бюро. Структура и основные направления деятельности экскурсионного учреждения. Показатели деятельности экскурсионного учреждения. Эффективность деятельности экскурсионного бюро.
Практические занятия – 2 (2) часа, внеаудиторная самостоятельная работа – 11 (15) часов.
1. Изучение теоретических вопросов
- Виды туристско-экскурсионных учреждений.
- Структура и основные направления деятельности экскурсионного учреждения.
- Показатели деятельности экскурсионного учреждения.
Подготовка реферата с последующим обсуждением
- Особенности проведения экскурсий для иностранных туристов
- Методы рекламирования экскурсий и экскурсионных программ
- Выбор темы и названия экскурсии, разработка экскурсионного маршрута и текста, экскурсионного ряда, экскурсионной методик.
3.Проверка самостоятельной работы
в форме устного опроса на практических занятиях.
Контрольные вопросы:
- Назовите виды учреждений на рынке туристских услуг.
- Охарактеризуйте, что из себя представляет экскурсионное бюро как поставщик экскурсионных услуг?
- Какова структура экскурсионного бюро?
- Назовите должности каждого квалифицированного уровня, имеющегося в экскурсионном бюро.
- По каким показателям оценивается эффективность деятельности экскурсионного бюро?
- Назовите документы финансовой отчетности для туристских предприятий.
Вопросы для подготовки к зачету с оценкой
по дисциплине «Экскурсоведение»
- История развития экскурсионного дела в достоветский период.
- Развитие экскурсионного дела в СССР.
- Первые экскурсионные организации в России.
- Состояние экскурсионного дела в России на современном этапе.
- Нормативно-правовое регулирование туристско-экскурсионной деятельности.
- Перспективы развития экскурсионного дела.
- Экскурсия как вид туристских услуг.
- Экскурсия как элемент культурно-познавательного туризма.
- Сущность и признаки экскурсий.
- Функции экскурсии.
- Виды экскурсии. Классификация экскурсий.
- Экскурсия как педагогический процесс.
- Экскурсия как форма коммуникации.
- Методика и основные этапы подготовки экскурсии.
- Подготовка экскурсий: тема, цель и задачи экскурсии.
- Подготовка экскурсий: изучение и отбор экскурсионных объектов, паспорт объекта.
- Подготовка экскурсий: разработка маршрута экскурсовода. Схема маршрута экскурсии.
- Подготовка экскурсий: изучение материалов по теме экскурсии.
- Подготовка экскурсий: уточнение маршрута экскурсии, пробные экскурсии.
- Подготовка экскурсий: контрольный и индивидуальные тексты экскурсии.
- Подготовка экскурсий: «портфель экскурсовода».
- Подготовка технологической карты экскурсии.
- Техника и особенности показа на экскурсии.
- Техника и особенности рассказа на экскурсии.
- Основные приемы показа на экскурсии.
- Приемы рассказа на экскурсии.
- Приемы движения и особые методические приемы на экскурсии.
- Техника ведения экскурсии. Соотношение показа и рассказа на экскурсии.
- Подготовка и проведение городской обзорной экскурсии.
- Специфика подготовки и проведения архитектурно-градостроительной экскурсии.
- Специфика подготовки и проведения производственной экскурсии.
- Специфика подготовки и проведения природоведческой экскурсии.
- Специфика подготовки и проведения экскурсии по музею.
- Специфика подготовки и проведения экскурсии по религиозному учреждению (мечеть, церковь).
- Специфика подготовки и проведения нестандартных экскурсий.
- Виды туристско-экскурсионных учреждений.
- Структура и основные направления деятельности экскурсионного учреждения.
- Функциональная структура деятельности экскурсовода.
- Экскурсионная аудитория: дифференцированный подход к обслуживанию экскурсионных групп.
- Обратная связь на экскурсии.
- Профессиональная культура экскурсовода.
- Культура речи экскурсовода.
- Элементы психологии в работе экскурсовода.
- Организация внимания на экскурсии. Логика и ее требования к экскурсионной сфере деятельности.
- Внеречевые средства общения на экскурсии.
- Подготовка экскурсоводов и повышение их квалификации.
Критерии оценки по зачету:
При оценке устных ответов студентов по дисциплине учитываются следующие критерии:
1. Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса.
2. Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.
3. Умение объяснить сущность явлений, событий, процессов, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы.
4. Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Отметкой «отлично» оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Отметкой «хорошо» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна — две неточности в ответе.
Отметкой «удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Отметкой «неудовлетворительно» оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
Тестовые задания
по дисциплине «Экскурсоведение»
- Когда в России появились первые школьные экскурсии:
А) в начале XIX в.;
Б) в середине XIX в.;
В) в начале XIX в.
2. Укажите количество основных признаков экскурсии:
А) три;
Б) четыре;
В) шесть;
Г) семь.
3. Какой из названных далее признаков относится к экскурсии любого вида:
А) целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии);
Б) активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсанта);
В) показ экспонатов, расположенных на стендах?
4. Какая из названных функций экскурсии связана с формированием у экскурсантов отношения к тому, что они видят на экскурсии?
А) коммуникативная;
Б) информационно-познавательная;
В) развлекательно-досуговая;
Г) воспитательная?
5. Какой из элементов экскурсии является главным?
А) показ;
Б) рассказ;
В) движение.
6. Какой может быть максимальная продолжительность экскурсии:
А) 3 часа;
Б) 5 часов;
В) не более 24 часа?
7. Назовите невербальные средства общения на экскурсии:
А) речь;
Б) жесты?
8. Как называется текст экскурсии, хранящийся в экскурсионном бюро:
А) контрольный текст экскурсии;
Б) индивидуальный текст экскурсии?
9. По какому критерию экскурсионные объекты делятся на основные и дополнительные:
А) по содержанию;
Б) функциональному значению;
В) степени сохранности?
10. В какой графе технологической карты экскурсии указываются используемые приемы показа и рассказа:
А) маршрут;
Б) остановки;
В) наименование подтем и перечень основных вопросов;
Г) организационные указания;
Д) методические указания?
11. Как называется фрагмент речи экскурсовода, который соединяет две подтемы экскурсии:
А) связка;
Б) логический переход;
В) пауза?
12. Могут ли в состав «Портфеля экскурсовода» войти атласы и карты:
А) да;
Б) нет?
13. С чего начинается рассказ экскурсовода:
А) с организационной части вступления;
Б) с информационной части вступления?
14. Как называется прием показа, когда словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания:
А) предварительный осмотр;
Б) экскурсионный анализ;
В) панорамный показ;
Г) зрительная реконструкция;
Д) локализация событий;
Е) зрительное сравнения?
15. Где должен находиться экскурсовод во время передвижения группы от объекта к объекту:
А) во главе группы;
Б) в ее середине;
В) позади группы?
16. Какими методическими материалами может пользоваться экскурсовод во время экскурсии:
А) текстом экскурсии;
Б) технологической картой;
В) карточками объектов?
17. Какой прием показа дает возможность экскурсантам наблюдать общий вид местности:
А) предварительный осмотр;
Б) экскурсионный анализ;
В) панорамный показ;
Г) зрительная реконструкция;
Д) локализация событий?
18. К какой группе средств наглядности относится «портфель экскурсовода»:
А) основные средства наглядности;
Б) дополнительные средства наглядности?
19. Должен ли экскурсовод представить экскурсантам водителя автобуса:
А) да;
Б) нет?
20. Разрешается ли экскурсантам вставать со своих мест во время движения автобуса:
А) да;
Б) нет?
21. Экскурсионная теория — это:
А) Совокупность понятий; функции экскурсоведения; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод: классификация экскурсий, дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики, основы профессионального мастерства экскурсовода.
Б) Выводы экскурсанта.
В) Событие или несколько событий, связанных друг с другом.
22. Материал экскурсии, профессиональное мастерство, ведущего экскурсию в его изложении дает возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает:
А) Педагог.
Б) Экскурсовод.
В) Сопровождающий группу человек.
23. Действия в процесс экскурсии подразделяются:
А) На деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Б) На деятельность экскурсовода.
В) На деятельность экскурсантов.
24. Функция расширения культурно-технического кругозора способствует:
А) Информированию экскурсантов по конкретному разделу знаний.
Б) Распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий.
В) Конкретизации знаний экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, лекций, телепередач.
25. Функция формирования интересов человека:
А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.
Б) Организует досуг.
В) Вызывает интерес у людей к конкретной отрасли знаний.
26. Общим признаком для всех экскурсий является:
А) Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
Б) Обязательный выход из автобуса для осмотра памятников.
В) Демонстрация действующих объектов.
27. Экскурсионный метод — это:
А) Мимическая и пантомимическая выразительность, точные жесты, выразительные взгляды, улыбка.
Б) Умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации.
В) Один из видов активно-двигательного усвоения знаний.
28. Природоведческие экскурсии:
А) Формируют любовь и уважение к труду.
Б) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.
В) Воспитывают бережное отношение к природе.
29. Для экскурсовода, как и педагога, характерны следующие компоненты деятельности:
А) Коммуникативный.
Б) Конструктивный.
В) Организаторский, познавательный, коммуникативный, конструктивный.
30. Распределение внимания — это:
А) Способность переносить внимание с одного объекта на другой.
Б) Способность переносить внимание с показа на рассказ.
В) Способность при одновременном наблюдении нескольких объектов дозировать внимание между ними.
31. Какой вид воображение позволяет экскурсоводу создавать новые зрительные образы, творчески домысливать определенные части объекта.
Зрительно восполнять недостающие детали:
А) Творческое.
Б) Произвольное.
В) Пассивное.
32. При создании экскурсии необходимо учитывать следующие логические законы:
А) Противоречия и достаточного основания.
Б) Тождества и исключения третьего.
В) Тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания.
33. По содержанию экскурсии подразделяют на:
А) Тематические.
Б) Обзорные и тематические.
34. Композицией экскурсии называют:
А) Расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.
Б) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.
В) Языковое выражение в прямой и косвенной речи.
35. Каждая тема представляет собой:
А) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.
Б) Совокупность целого ряда подтем.
В) Наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги.
36. Ступени показа:
А) 1.Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода. 2. Более детальный осмотр экскурсантами памятника. 3. Повторный осмотр объекта при его анализе экскурсоводом. 4. Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами.
Запоминаются обстановка и место действия. 5. Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода. 6. Заключительный взгляд экскурсантов на объект.
Б) 1. Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия. 2. Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода. 3. Заключительный взгляд экскурсантов на объект.
В) 1. Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода. 2. Более детальный осмотр экскурсионистами памятника. 3. Повторный осмотр объекта при его анализе экскурсоводом.
37. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы в том, что
А) В рассказе отсутствуют устные доказательства.
Б) Рассказ привязан к наблюдаемым экскурсантами объектам.
В) Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.
38. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:
А) Активную жизненную позицию экскурсовода.
Б) Усвоение и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсионной группой; владение, основами как наук, как психология, логика, педагогика.
В) Совершенствование коммуникативных качеств экскурсовода.
39. Подчиненность рассказа показу проявляется в:
А) Выражении мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.
Б) Убедительном рассказе о событиях, будто-то оно происходило именно в этом месте, и его участниками были, называемые им лица, а не кто-нибудь другой.
В) Невозможности абстрагирования рассказа от объектов показа, которые расположены на маршруте.
40. Познавательная ценность объекта — это:
А) Когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Б) Необычность, экзотичность объекта.
В) Связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
41. Методическая разработка экскурсии состоит из:
А) Вступления и основной части.
Б) Основной части.
В) Вступления, основной части, заключения.
42. Прием предварительного осмотра:
А) Первая ступень наблюдения объекта.
Б) Дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности с высокой точки.
В) Означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам.
43. Прием комментирования:
А) Применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, выводам.
Б) Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь).
В) Используется экскурсоводом при изложении материала. Разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.
44. При движении автобуса экскурсовод должен:
А) Вести экскурсию обязательно с микрофоном.
В) Может вести экскурсию без микрофона.
45. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:
А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.
Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».
В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.
46. Для экскурсовода необходимы следующие способности:
А) Конструктивные.
Б) Организаторские и коммуникативные.
В) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.
47. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать как:
А) Информатор.
Б) Комментатор.
В) Эмоциональный лидер, советчик, собеседник, комментатор, информатор.
48. Манеры экскурсовода:
А) Оказывают на экскурсантов большое воздействие.
Б) Не оказывают на экскурсантов воздействия.
В) Могут оказывать, а могут не оказывать воздействие на экскурсантов.
49. Мимика экскурсовода — это:
А) Движение тела.
Б) Движение мышц лица, выражающее душевное состояние,
переживанием человеком чувства, его настроения.
В) Жестикуляция.
Критерии оценки:
— оценка «отлично» выставляется магистранту, если он дал правильные ответы на 90-100% тестовых заданий от их общего количества;
— оценка «хорошо» выставляется магистранту, если он дал правильные ответы на 70-89% тестовых заданий от их общего количества;
— оценка «удовлетворительно» выставляется магистранту, если он дал правильные ответы на 50-69 % тестовых заданий от их общего количества;
— оценка «неудовлетворительно» выставляется магистранту, если он дал правильные ответы менее чем на 50 % тестовых заданий от их общего количества.
Глоссарий
по дисциплине «Экскурсоведение»
Жест в экскурсии – это средство показа на экскурсии, телодвижение экскурсовода, сопровождающее или заменяющее речь. Жест делает показ выразительным и направленным.
Индивидуальный текст экскурсии – один из двух текстов экскурсии, который составляется экскурсоводом на основе контрольного текста, но с учетом последовательности показа объектов на маршруте и индивидуальных особенностей самого экскурсовода
Карточка (паспорт) объекта — карточка, в которую заносятся основные сведения об объекте.
Контрольный текст экскурсии – технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов.
Логический переход – установление связей между экскурсионными объектами или подтемами экскурсии на основе экскурсионного материала. Логические переходы объединяют рассказ и показ в единое целое, придавая экскурсии целостность и законченность.
Маршрут экскурсионный – наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.
Методика – в широком смысле – совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели; в узком смысле – совокупность конкретных методических приемов проведения лекции, беседы, экскурсий на определенную темы и для определенной группы.
Методика экскурсионная – сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на разные темы и для разных групп людей.
Методические приемы – оптимальный способ выполнения определенных действий.
Объект экскурсионный – зрительная основа экскурсии, обеспечивающая полное восприятие материала и наиболее глубокое раскрытие темы экскурсии.
Показ на экскурсии – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из экскурсионных объектов.
Портфель экскурсовода – комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др.), используемых экскурсоводом в ходе экскурсии.
Приемы показа – приемы, организующие наблюдение объектов и позволяющее извлечь максимум зрительной информации из объекта.
Приемы рассказа – это приемы, позволяющие сделать экскурсионный рассказ более интересным, содержательным.
Приемы рассказа должны вызывать у экскурсантов зрительные ассоциации. Рассказ в экскурсии – условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, которое выражается в рассказе экскурсовода об объектах показа, в ответах на вопросы и реплики экскурсантов.
Техника ведения экскурсии – действия экскурсовода и экскурсантов, связанные с вопросами организации в ходе экскурсии.
Технологическая карта экскурсии (методическая разработка) – технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте. Включает пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора, и пр.), основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе.
Тур – набор туристских услуг с конкретными сроками начала и окончания исполнения, реализуемый оптовому или розничному потребителю. В проектировании туристского путешествия тур имеет значение проектировочного модуля.
Турагент организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации тура.
Турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально — деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 ч до 6 мес. подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
Туристская услуга – результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих.
Туроператор – организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации тура.
Экскурсант — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период менее 24 ч. и без ночевки в посещаемой стране.
Экскурсионная услуга – туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов/экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий.
Экскурсия (от лат. «экскурсио» — выбегание, военный набег, вылазка, поездка) – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится под руководством специалиста – экскурсовода.
Экскурсионное бюро – организация, предоставляющая экскурсионные услуги.
Список основной и дополнительной литературы