НОД Лепка на Тему: «По щучьему велению»
Программное содержание: Учить детей передавать в лепке образ Емели. Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение величину частей. Упражнять в приемах лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления и всей фигуры). Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.
Материал: Цветной пластилин, доска, стеки, образец, картинки с изображением главного героя.
Предварительная работа: Чтение сказки. Рассмотрение иллюстраций к сказке.
Словарная работа: Прорубь, кафтан, лапти.
Оборудование: столы, стулья по росту детей, доска для картин.
Предварительная работа: написала конспект, изготовила образец, провела индивидуальную работу с детьми.
Структура занятия: 1 часть. Беседа о сказке.
2 часть. Уточнение формы одежды, частей тела: их величину и расположение.
3 часть. Уточнить последовательность лепке.
4 часть. Индивидуальная работа
5 часть. Анализ занятия.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент. Дети садятся за столы. Обратить внимание на осанку детей.
-Ребята, мы с вами читали сказку про Емелю и щуку, как называется эта сказка?
-Где Емеля поймал щуку?
-Какие волшебные слова щука сказала Емеле?
-За что щука подарила ему волшебные слова?
2 часть. И сейчас мы с вами будем лепить Емелю и щуку. Для начала мы разомнем пластилин и разделим его пополам. Из одной половинки мы туловище и ноги, а другую половинки разделим на три части для головы и рук. Из большой половинки мы лепим овал и с одного конца разрезаем его пополам. Затем из разрезанных половинок вылепляем ноги, концы ног загибаем , это будут стопы у Емели. На стопах ног рисуем стекой лапти.
— что такое лапти?
— как лепим голове Емели?
— как лепим руки?
-как на руке вылепляем варежки?
— как нам показать мех на кафтане? Да скатать очень тонкие колбаски из пластилина и прикрепить их по краю кафтана.
— как нам слепить шапку?
Молодцы, напоминаю, как лепим рыбку, сначала катаем овал, с одного конца делаем два защипа, это хвост у щуки, мордочки и чешую рисуем стекой.
Когда поделка будет готова, можно Емеле продать различные позы. Например: Емеля держит щуку в руках или наклонился и отпускает ее в прорубь или еще как-нибудь.
3 часть.
-Как мы делим пластилин? Затем что мы лепим? Дальше что? Молодцы.
4 часть. Индивидуальная работа детей. В процессе работы направлять внимание детей на более точную передачу пропорций. Ребятам, которые быстро вылепят можно предложить слепить ведерки.
5 часть. Анализ. Все вылепленные работы поставить на стол, рассмотреть, вмести с детьми выбрать наиболее выразительные работы.
Лепка
сценки из сказки «По щучьему велению»
Цель: Продолжать учить
детей лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки, передавая
пропорциональные отношения между персонажами. Закреплять умения передавать
фигуры в движении, располагать фигуры на подставке. Продолжать развивать умение
оценивать работы, самостоятельность, творчество.
Материалы
и оборудование: пластилин, стеки, доски для пластилина,
влажные тряпочки для рук, подставки из картона для поделки, иллюстрации к
сказке, образец из пластилина.
Ход
занятия:
Трудно представить жизнь без сказок. В них герои
борются со злом, проявляют смелость и находчивость. Здесь и волшебные предметы,
и настоящие чудеса.
Сегодня мы вспомним русскую народную сказку
про Емелю и щуку. Как называется эта сказка, ребята? («По щучьему велению»)
Где Емеля поймал щуку? (ответы детей)
Все его приключения начались тогда, когда
он вместе с водой зачерпнул щуку. За что щука подарила Емеле волшебные слова?
(ответы детей)
Он её отпустил в реку и за это узнал
волшебную фразу. Какую? (ответы детей)
По щучьему веленью,
По моему хотенью.
Помогла волшебная фраза обрести счастье
Емеле? Как это произошло? (ответы детей)
Давайте посмотрим иллюстрации к сказке «По
щучьему велению. (показ иллюстраций)
Сегодня мы с вами будем лепить из
пластилина героев сказки. А перед этим немного разомнёмся:
Наш Емеля потянулся, (потянуться, руки
вверх)
Раз нагнулся, два нагнулся. (наклоны
вперёд)
Руки в стороны развёл — (руки в стороны)
Щуку, видно, не нашёл. (плечи
поднять-опустить)
Чтобы щуку ему найти,
Нужно к речке нам пойти. (шаги на месте)
А теперь, ребята,
посмотрите на образец. (показ образца воспитателя).
Мы с вами будем лепить Емелю и щуку. Для этого
разомнём пластилин. Из одной части мы сделаем туловище и ноги. Концы ног
загибаем — это будут стопы у Емели. Скатав жгутик, разделим его стекой пополам
— это будут руки. Скатаем шарик – голову Емели. Добавим шапку нашему герою.
Чтобы слепить щуку, сначала скатаем колбаску,
с одного конца делаем два защипа, это хвост у рыбы, мордочку заострим, глаза и
чешую рисуем стекой.
Когда поделка будет готова, можно Емеле придать
различные позы. Например: Емеля держит щуку в руках или наклонился и отпускает
ее в прорубь, или ещё как-нибудь.
(Практическая работа детей. Воспитатель
помогает индивидуально. В процессе работы направлять внимание детей на более
точную передачу пропорций. Ребятам, которые быстро вылепят, можно предложить
слепить ведерки)
Посмотрите, ребята, какие разные у вас
получились работы. Какие поделки вы бы отметили? (ответы детей)
Давайте оформим выставку. Спасибо за
внимание.
Аннотация: конспект был разработан к проведению открытого занятия с детьми для педагогов ДОУ.
Цель: создание условий для творческой активности детей.
Задачи:
Образовательные:
1) продолжать закреплять умение детей лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки, передавая пропорциональные отношения между персонажами;
2) закреплять умения передавать образ фигуры в движении, располагать фигуры на подставке.
Развивающие:
1) развивать самостоятельность, творчество, умение оценивать работы;
2) прививать интерес к русским народным сказкам.
Воспитательные:
1) воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой;
2) воспитывать любовь к культуре своего народа
Материал: пластилин, стеки, доски для лепки, подставки (для скульптурных групп).
Предварительная работа: чтение сказки, беседы о героях сказки.
Ход
(встаем в круг)
Воспитатель.
Сегодня день у нас обычный,
Мы занимаемся привычно.
Вы мне в глаза всмотритесь
И тихо, мило улыбнитесь друг другу.
Русский народ придумал много сказок и загадок. Дети знают их и очень любят.
Закройте глаза, и мы произнесем волшебные слова (раз, два, три – ветер в сказочную страну сказок и загадок нас отнеси).
Дети считают, воспитатель быстро надевает сарафан и набрасывает на плечи павловопосадский платок.
Воспитатель. Узнаете меня? Я сказочница. Дети, а кто такая сказочница? Мы будем гулять по волшебной стране, где живут сказки и загадки. Готовы? (Да!)
Сказочница. Я принесла вам загадки про сказки.
Давайте сядем на стулья и отгадаем загадки.
1. Тридцать три года жил я у моря,
Рыбу ловил, со стихиями споря,
Невод тянул, выбиваясь из сил,
Но чудесный улов все же я отпустил. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Захотел Кощей жениться
На красавице-девице.
Не дала она согласье.
И случилось с ней несчастье,
И теперь сидит в болоте
Не в шелках и не в почете.
Кто узнал ту пучеглазку,
Отгадал, конечно, сказку. («Царевна-лягушка»)
3. Лес волшебный был кругом.
На полянке милый дом.
Дверь открыта, угощенья
На столе стоят, и пенье
раздается по утрам.
Кто живет, скажите, там?
Синеглаза, белолица-
братьям гномам, как сестрица.
Эта сказка всем знакома. («Белоснежка и семь гномов»)
4. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. («Снегурочка»)
5. По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра. («По щучьему веленью»)
Молодцы! Все загадки отгадали.
— А какие волшебные слова говорил Емеля из сказки «По щучьему веленью»?
— Кто исполнял желание Емели? (щука)
Мы произнесем волшебные слова и превратимся в рыбёшек.
Хлоп-хлоп, топ-топ,
Вокруг себя повернись
И в рыбёшку превратись! (дети повторяют слова)
Сказочница высовывает щуку из ведра и играет с детьми, приговаривая:
Щука в речке жила,
Щеткой воду мела.
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Плавниками трепеща,
И зубаста, да тоща.
Пищи на обед ища
Ходит щука вокруг леща!
Вот какая прожорливая щука! Надо скорей от нее уплывать!
Сказочница с щукой в руках старается догнать и дотронуться до детей.
Сказочница.
— Ну, вот мы и поиграли с вами Щучье Величество, повеселились.
Возвращает щуку в ведро.
Посмотрите на картинки из сказки «По щучьему велению».
— Какое время года? (зима)
Давайте посмотрим на Емелю, во что он одет? (шапка, кафтан, валенки)
А для того чтобы слепить Емелю, поглядите на образец картинки «Емеля с ведром и щукой».
Показ приёмов лепки
Для начала мы разомнем пластилин и разделим его пополам.
1. Из пластилина белого цвета делаем голову.
2. Берем кусок пластилина оранжевого цвета и делаем продольный надрез до середины – это верхняя часть туловища с руками.
3. Кусок пластилина зеленого цвета (это нижняя часть туловища с ногами) надрезаем также почти до основания.
4. Слегка скатываем обе части.
5. Соединяем туловище в единую фигуру.
6. Крепим голову на туловище.
7. Из зеленого пластилина делаем по 2 шарика – ручки в рукавичках. Крепим детали к рукам.
8. Из кусочка черного пластилина делаем сапоги. Для этого скатываем колбаску, загибаем под прямым углом. Делаем второй сапог и крепим оба на ноги.
9. Показать мех на кафтане. Скатать очень тонкие колбаски из пластилина и прикрепить их по краю кафтана.
10. Из небольшого шарика зеленого цвета делаем шапочку, сделав углубление. Надеваем шапку на голову.
11. Надеваем шапку на голову.
Напоминаю, как лепим рыбку: сначала катаем овал, с одного конца делаем два защипа – это хвост у щуки, мордочки и чешую рисуем стекой. Затем делаем ведро.
Дети садятся за столы, приготовленные к лепке.
Воспитатель: А для того чтобы наши поделки получились удачными, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Рыбки в реке»
Рыбки плавали, ныряли
И резвились на воде.
(Руки вперёд, волнообразные движения вверх, вниз ладонями обеих рук)
То сомкнутся, разомкнутся,
(Ладошки рук прижать, развести в стороны)
То зароются в песке.
(Кисти рук вниз, круговые движения кистями рук)
Самостоятельная работа детей. В ходе занятия направлять внимание детей на выразительную передачу образов.
В конце занятия предлагаю детям выставить свои работы на подставки.
Все готовые работы рассмотреть с детьми, предложить выбрать наиболее выразительные.
Дети объясняют свой выбор.
Сказочница: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Посмотрите, какие у нас получились скульптуры из сказки «По щучьему велению!».
Автор:
Школина Алиса Ивановна – воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 115», Иркутская обл., г. Братск.
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) на тему: Лепка сценки из сказки «По щучьему велению».
Задачи:
1.Продолжать учить детей лепить небольшую скульптурную группу по мотивам сказки, передавая пропорциональные отношения между персонажами. Закреплять умения передавать фигуры в движении, располагать фигуры на подставке.
2.Развивать мелкую моторику, умение оценивать работы, внимание, память, к/р умения.
3.Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, интерес к творчеству.
Материалы и оборудование: пластилин, стеки, доски для пластилина, влажные тряпочки для рук, подставки из картона для поделки, образец из пластилина.
Ход занятия
1.Организационный момент.
— Трудно представить жизнь без сказок. В них герои борются со злом, проявляют смелость и находчивость. Здесь и волшебные предметы, и настоящие чудеса. Сегодня мы вспомним русскую народную сказку, а какую, угадайте:
По первому морозцу,
По первому снежку
Кто на печке едет
Лежа на боку?
— Как называется эта сказка, ребята? («По щучьему велению»)
-Кто главные герои этой сказки?
— Что однажды приключилось с Емелей?
— Где Емеля поймал щуку? Что он с ней сделал?
-Как щука отблагодарила Емелю? подарила волшебные слова
— Какие?
По щучьему веленью,
По моему хотенью.
— Помогла ли волшебная фраза обрести счастье Емеле? Как это произошло?
— Как вы думаете, чем займемся на занятии?
— Сегодня мы с вами будем лепить из пластилина героев сказки. А перед этим немного разомнёмся.
Физкультминутка «Емеля»
Наш Емеля потянулся, (потянуться, руки вверх)
Раз нагнулся, два нагнулся. (наклоны вперёд)
Руки в стороны развёл — (руки в стороны)
Щуку, видно, не нашёл. (плечи поднять-опустить)
Чтобы щуку ему найти,
Нужно к речке нам пойти. (шаги на месте)
2.Основная часть занятия.
— А сейчас мы с вами будем лепить Емелю и щуку.
Емеля: — Для начала мы разомнем пластилин и разделим его пополам. Из одной половинки вылепим ноги, а другую половинку разделим на 2 части для лепки головы и туловища.
— Из большой половинки мы лепим овал и с одного конца разрезаем его пополам. Затем из разрезанных половинок вылепляем ноги, концы ног загибаем, это будут стопы у Емели. На стопах ног рисуем стекой лапти.
-Что такое лапти?
— Вторую часть пластилина делим на 2 части – одна побольше для туловища, другая поменьше для головы. Из большей части делаем туловище – раскатываем овал, делаем разрез и опускаем руки вниз.
— Соединяем ноги и туловище вместе. Лепим голову. Как?
— Одеваем Емелю. Когда происходило действие сказки? Во что был одет Емеля? (шуба, шапка, варежки)
Щука: сначала катаем овал, с одного конца делаем два защипа — это хвост у щуки, мордочку и чешую рисуем стеком.
— Когда поделка будет готова, можно Емеле придать различные позы. Например: Емеля держит щуку в руках или наклонился и отпускает ее в прорубь или еще как-нибудь.
Пальчиковая игра «Рыбки в реке»
Рыбки плавали, ныряли
И резвились на воде.
(Руки вперёд, волнообразные движения вверх, вниз ладонями обеих рук)
То сомкнутся, разомкнутся,
(Ладошки рук прижать, развести в стороны)
То зароются в песке.
(Кисти рук вниз, круговые движения кистями рук)
Самостоятельная работа детей. В ходе занятия направлять внимание детей на выразительную передачу образов.
3.Итог занятия.
— Посмотрите, ребята, какие разные у вас получились работы. Какие поделки вы бы отметили?
— А сейчас оформим выставку!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/488533-konspekt-organizovannoj-obrazovatelnoj-dejate