Слайд 1
Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или П одземные жители» Беломестнова Арина 5 «Б» класс.
Слайд 2
А лексей Алексеевич Перовский написал повесть-сказку «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не больше десяти лет, как и Алеше, герою сказки .
Слайд 3
Ч тение книг было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни.
Слайд 4
А лёша подбегал к забору. Становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор.
Слайд 5
А лёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку.
Слайд 6
А лёша немного приподнялся в постели и ещё яснее увидел, что простыня шевелится…. Вдруг белая простыня приподнялась, и из- под неё вышла… чёрная курица!
Слайд 7
Т ут Чернушка закудахтала странным голосом, и вдруг откуда не взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не большие как с Алёшин маленький пальчик.
Слайд 8
И он смело последовал за нею. Из глаз её выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки.
Слайд 9
А лёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель…. Алёша хотел было остановиться, чтоб рассмотреть мебель, а особливо фигуры на лежанке, но Чернушка ему не позволила.
Слайд 10
О ни вошли во вторую комнату — и тут –то Алёша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай… подле попугая стояла кровать с белыми занавесками, сквозь которые он мог различить старушку… в другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле неё сидела серая кошка. Проходя мимо неё, Алёша не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки…
Слайд 11
В конце залы была большая дверь из светлой жёлтой меди. …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол , распустила крылья… вдруг сделалась большая, большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться!
Слайд 12
….вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях.
Слайд 13
Д орожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья…
Слайд 14
В друг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алёша никогда не видывал…
Слайд 15
… учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам.
Слайд 16
П ринесли розги… Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!.. Он, рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться…
Слайд 17
Н а другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
Иллюстрации к сказке А. Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители»
Иллюстрации к сказке А. Погорельского«Черная курица, или Подземные жители»
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
не
на
Первым авторским,
народным
а
произведением
для
русском
детей
считается
языке
волшебная
сказка
Антония
—
Погорельского
Черная курица, или
Подземные
жители.
Написана история про
маленького мальчика
Первым авторским, а не народным произведением для детей на русском языке считается волшебная сказка Антония Погорельского — Черная курица, или Подземные жители. Написана история про маленького мальчика Алешу в 1829 году.
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
Эту сказку писатель
сочинил для своего
племянника Алёши,
именем которого назван
главный герой.
Алёша – воспитанник
частного пансиона для
мальчиков.
Он был добрый,
отзывчивый и умный
мальчик. Все его любили и
ласкали.
Однажды с Алёшей
произошла волшебная
история.
Эту сказку писатель сочинил для своего племянника Алёши, именем которого назван главный герой. Алёша – воспитанник частного пансиона для мальчиков.Он был добрый, отзывчивый и умный мальчик. Все его любили и ласкали.Однажды с Алёшей произошла волшебная история.
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
годы,
Санкт-Петербург,
1790-е
детский
пансионат. Мальчика Алешу родители не
навещают и не забирают на праздники уже
долгое время, поэтому он проводит много
времени в одиночестве, читая книги, особенно
фантастические.
1790-е годы, Санкт-Петербург, детский пансионат. Мальчика Алешу родители не навещают и не забирают на праздники уже долгое время, поэтому он проводит много времени в одиночестве, читая книги, особенно фантастические.
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
Презентация «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»» (5 класс, русская литература)
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Иллюстрации к повести
А. Погорельского
«Чёрная курица, или Подземные жители»
Работа ученика 5 класса «Б»
Канева Валентина
Руководитель – Язева Т.В.
Слайд 2
Описание слайда:
Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки.
Слайд 3
Описание слайда:
Чтение книг было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни.
Слайд 4
Описание слайда:
Алёша подбегал к забору. Становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор.
Слайд 5
Описание слайда:
Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку.
Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку.
Слайд 6
Описание слайда:
Алёша немного приподнялся в постели и ещё яснее увидел, что простыня шевелится….
Алёша немного приподнялся в постели и ещё яснее увидел, что простыня шевелится….
Вдруг белая простыня приподнялась, и из- под неё вышла… чёрная курица!
Слайд 7
Описание слайда:
Тут Чернушка закудахтала странным голосом, и вдруг откуда не взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не большие как с Алёшин маленький пальчик.
Слайд 8
Описание слайда:
И он смело последовал за нею. Из глаз её выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки.
Слайд 9
Описание слайда:
Алёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель…. Алёша хотел было остановиться, чтоб рассмотреть мебель, а особливо фигуры на лежанке, но Чернушка ему не позволила.
Алёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель…. Алёша хотел было остановиться, чтоб рассмотреть мебель, а особливо фигуры на лежанке, но Чернушка ему не позволила.
Слайд 10
Описание слайда:
Они вошли во вторую комнату — и тут –то Алёша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай… подле попугая стояла кровать с белыми занавесками, сквозь которые он мог различить старушку… в другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле неё сидела серая кошка. Проходя мимо неё, Алёша не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки…
Слайд 11
Описание слайда:
В конце залы была большая дверь из светлой жёлтой меди. …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол , распустила крылья… вдруг сделалась большая, большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться!
В конце залы была большая дверь из светлой жёлтой меди. …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол , распустила крылья… вдруг сделалась большая, большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться!
Слайд 12
Описание слайда:
….вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях.
….вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях.
Слайд 13
Описание слайда:
Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья…
Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья…
Слайд 14
Описание слайда:
….охотники пустились скакать во всю прыть по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешенную палку свою…Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алёша никогда не видывал…
….охотники пустились скакать во всю прыть по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешенную палку свою…Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алёша никогда не видывал…
Слайд 15
Описание слайда:
… учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам.
… учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам.
Слайд 16
Описание слайда:
Принесли розги… Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!..
Принесли розги… Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!..
Он, рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться…
Слайд 17
Описание слайда:
На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.
На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.
МОУ Петровская СОШ
Иллюстрация к сказке А.Погорельского « Черная курица, или Подземные жители»
Работу выполнил
ученик 5 а класса
Жигалов Александр
Учитель: Ильичева Ирина Михайловна
В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед.
Худ. А. Рейпольский
Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно; но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество.
Худ. А. Рейпольский
Не успел он присесть на бревно и только что начал манить их к себе, как вдруг увидел подле себя кухарку с большим ножом. Алеше никогда не нравилась эта кухарка — сердитая и бранчливая.
Худ. А. Рейпольский
Когда он туда прибыл, курочки начали уже собираться на ночлег и, сонные, не очень обрадовались принесенным крошкам. Одна Чернушка, казалось, не чувствовала охоты ко сну
Худ. А. Рейпольский
Алеша возвратился в дом и весь вечер просидел один в классных комнатах, между тем как на другой половине часу до одиннадцатого пробыли гости. Прежде, нежели они разъехались.
Худ. А. Рейпольский
Наконец все утихло… Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться… ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается,— и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его:
— Алеша, Алеша!
Алеша испугался… Он один был в комнате, и ему тотчас пришло на мысль, что под кроватью должен быть вор. Но потом, рассудив, что вор не называл бы его по имени, он несколько ободрился, хотя сердце в нем дрожало.
Он немного приподнялся в постели и еще яснее увидел, что простыня шевелится… еще внятнее услышал, что кто-то говорит:
— Алеша, Алеша!
Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла… черная курица!
Худ. А. Рейпольский
Алеша пошел в нижний этаж, в спальню, разделся, лег в постель и потушил огонь. Долго не мог он заснуть. Наконец сон его преодолел, и он только что успел во сне разговориться с Чернушкой, как, к сожалению, пробужден был шумом разъезжающихся гостей.
Немного погодя учитель, провожавший директора со свечою, вошел к нему в комнату, посмотрел, все ли в порядке, и вышел вон, замкнув дверь ключом.
Ночь была месячная, и сквозь ставни, неплотно затворявшиеся, упадал в комнату бледный луч луны. Алеша лежал с открытыми глазами и долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили в порядок стулья и столы.
Наконец все утихло… Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться… ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается,— и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его:
— Алеша, Алеша!
Алеша испугался… Он один был в комнате, и ему тотчас пришло на мысль, что под кроватью должен быть вор. Но потом, рассудив, что вор не называл бы его по имени, он несколько ободрился, хотя сердце в нем дрожало.
Он немного приподнялся в постели и еще яснее увидел, что простыня шевелится… еще внятнее услышал, что кто-то говорит:
— Алеша, Алеша!
Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла… черная курица!
Худ. А. Рейпольский
— Это я, Алеша! Ты не боишься меня, не правда ли?
— Зачем я тебя буду бояться? — отвечал он.— Я тебя люблю; только для меня странно, что ты так хорошо говоришь: я совсем не знал, что ты говорить умеешь!
— Если ты меня не боишься,— продолжала курица,— так поди за мною. Одевайся скорее!
Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алеша никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алеша принужден был нагибаться…
Чернушка шла вперед на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько-тихонько.
Худ. А. Рейпольский
В одно мгновение комната сделалась еще светлее, все маленькие свечки еще ярче загорели, и Алеша увидел двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пунцовыми на шлемах перьями, которые попарно входили тихим маршем. Потом в глубоком молчании стали они по обеим сторонам кресел. Немного погодя вошел в залу человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях.
Худ. А. Рейпольский
Алеша взглянул на того, на которого указывал король, и тут только заметил, что между придворными стоял маленький человек, одетый весь в черное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок; а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался немного синеватым. Он умильно улыбался, глядя на Алешу, которому лицо его показалось знакомым, хотя не мог он вспомнить, где его видел.
Худ. А. Рейпольский
Наконец министр объявил, что сам будет показывать подземные редкости дорогому гостю.
Сначала повел он его в сад. Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья. Этот блеск чрезвычайно понравился Алеше.
Худ. А. Рейпольский
Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алеше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно; но он из учтивости не сказал ни слова.
Худ. А. Рейпольский
Тут он свистнул, и вошли конюхи, ведущие в поводах палочки, у которых набалдашники были резной работы и представляли лошадиные головы. Министр с большою ловкостью вскочил на свою лошадь; Алеше подвели палку гораздо более других.
— Берегись,— сказал министр,— чтоб лошадь тебя не сбросила: она не из самых смирных.
Алеша внутренне смеялся этому, но когда он взял палку между ног, то увидел, что совет министра был небесполезен. Палка начала под ним увертываться, как настоящая лошадь, и он насилу мог усидеть.
Между тем затрубили в рога, и охотники пустились скакать во всю прыть по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алеша от них не отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешеную палку свою…
Худ. А. Рейпольский
Наконец его вызвали. С трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать, и безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.
Худ. А. Рейпольский
На следующий день, в назначенный час, учитель взял в руки книжку, из которой задан был урок Алеше, подозвал его к себе и велел проговорить заданное. Все дети с любопытством обратили на Алешу внимание, и сам учитель не знал, что подумать, когда Алеша, несмотря на то что вовсе накануне не твердил урока, смело встал со скамейки и подошел к нему. Алеша нимало не сомневался в том, что и этот раз ему удастся показать свою необыкновенную способность, он раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова!
— Что ж вы молчите? — сказал ему учитель.— Говорите урок.
Алеша покраснел, потом побледнел, опять покраснел, начал мять свои руки, слезы у него от страха навернулись на глазах… все тщетно! Он не мог выговорить ни одного слова, потому что, надеясь на конопляное зерно, он даже и не заглядывал в книгу.
— Что это значит, Алеша! — закричал учитель.— Почему вы не хотите говорить?
Худ. А. Рейпольский
Алеша горько заплакал, а Чернушка продолжала давать ему наставления. Долго она с ним разговаривала и со слезами упрашивала его исправиться. Наконец, когда уже начинал показываться дневной свет, курочка ему сказала:
— Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно. Король наш слишком великодушен, чтоб лишить тебя этого дара за твою неосторожность.
Худ. А. Рейпольский
Алеша бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку, он увидел на ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то необыкновенный звук поразил его слух…
— Что это такое? — спросил он с изумлением.
Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотою цепью… Он ужаснулся!..
— Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи,— сказал министр с глубоким вздохом,— но не плачь, Алеша! Твои слезы помочь мне не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде. Прощай в последний раз!
Министр пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать.
— Чернушка, Чернушка! — кричал ему вслед Алеша, но Чернушка не отвечала.
Худ. А. Рейпольский
КОНЕЦ
При подготовке презентации использовалась ссылка http://polny-shkaf.livejournal.com/90117.html?nojs=1
Слайды презентации
Открыть в PDF
Слайд 1
Описание слайда:
Иллюстрации к
сказке
А. Погорельского
«Черная курица, или
Подземные жители»
Выполнил ученик
5Б класса школы
№ 55 филиал
Кузнецов Никита
Слайд 3
Описание слайда:
..По обыкновению своему, он подошел сначала к
дощатому забору и долго смотрел в дырочку; но и
в этот день никто почти не проходил по переулку…
Слайд 4
Описание слайда:
..Алеша никак не мог долее оставаться на своем месте. Он,
громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на
шею в ту самую минуту, как она поймала Чернушку за крыло ..
Слайд 5
Описание слайда:
… Иди за мною! –сказала ему Чернушка.
И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили
как будто лучи ,которые освещали все вокруг них…
Слайд 6
Описание слайда:
..Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими
люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам
висели на стенах рыцари в блестящих латах…
Слайд 7
Описание слайда:
..Чернушка подняла хохол, распустила крылья,
..вдруг сделалась большая , выше рыцарей , и
начала с ними сражаться!..
Слайд 8
Описание слайда:
Между тем затрубили в рога, и охотники пустились во всю прыть по
разным переходам и коридорам. Алёша от них не отставал. Вдруг из
одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких
больших, каких Алёша никогда не видывал.
Слайд 9
Описание слайда:
Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алёше диких зверей, которые
привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к
удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие
крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами.
Чтобы скачать презентацию — поделитесь ей с друзьями с помощью
социальных кнопок.
1
Проект по литературе «Иллюстрации к сказке А.Погорельского «Черная курица или Подземные жители»
2
В иллюстрациях М. Бычкова
3
«…к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделенный от переулка деревянным забором из барочных досок. Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алеше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было — подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор. Алеша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он все ожидал, что когда- нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия».
4
«Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось: ему послышался голос любимой его Чернушки! Она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит: Кудах, кудах, кудуху! Алеша, спаси Чернуху! Кудуху, кудуху, Чернуху, Чернуху! Алеша никак не мог долее оставаться на своем месте. Он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло».
5
«Между тем отворили настежь все двери; и учительша начала приседать в ожидании столь почтенного гостя, который вскоре потом показался. Сперва нельзя было видеть его за толстою учительшею, стоявшею в самых дверях; но когда она, окончив длинное приветствие свое, присела ниже обыкновенного, Алеша, к крайнему удивлению, из-за нее увидел… не шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой, как после заметил Алеша, был маленький пучок! Когда вошел он в гостиную, Алеша еще более удивился, увидев, что, несмотря на простой серый фрак, бывший на директоре вместо блестящих лат, все обращались с ним необыкновенно почтительно».
6
«Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. Он пристальнее стал всматриваться: ему послышалось, как будто что-то под кроватью царапается, и немного погодя показалось, что кто-то тихим голосом зовет его: — Алеша, Алеша! Алеша испугался! Он один был в комнате, и ему тотчас пришло на мысль, что под кроватью должен быть вор. Но потом, рассудив, что вор не назвал бы его по имени, он несколько ободрился, хотя сердце в нем дрожало. Он немного приподнялся в постели и еще яснее увидел, что простыня шевелится, еще внятнее услышал, что кто-то говорит: — Алеша, Алеша! Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла… черная курица!»
7
«- Если ты меня не боишься, — продолжала курица, — так поди за мною: я тебе покажу что-нибудь хорошенькое. …Когда Алеша был готов, Чернушка опять закудахтала, и все свечки исчезли. — Иди за мною! – сказала она ему. И он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли через переднюю. — Дверь заперта ключом, — сказал Алеша; но курочка ему не отвечала: она хлопнула крыльями, и дверь сама собою отворилась».
8
«- Не трогай здесь ничего, — сказала она. — Берегись разбудить старушек! Тут только Алеша заметил, что подле попугая стояла кровать с белыми кисейными занавесками, сквозь которые он мог различить старушку, лежащую с закрытыми глазами; она показалась ему как будто восковая. В другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле нее сидела серая кошка и умывалась передними лапами. Проходя мимо нее, Алеша не могу терпеть, чтоб не попросить у нее лапки… Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать: «Дуррак! дурак!» В то самое время видно было сквозь кисейные занавески, что старушки приподнялись в постели. Чернушка поспешно удалилась, и Алеша побежал за нею, дверь вслед за ними сильно захлопнулась…»
9
«Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках. Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько- тихонько… В конце залы была большая дверь из светлой желтой меди».
10
«…и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол аршина, в нарядных разноцветных платьях. Вид их был важен: иные по одеянию казались военными, другие — гражданскими чиновниками. На всех были круглые с перьями шляпы наподобие испанских. Они не замечали Алеши, прохаживались чинно по комнатам, и громко между собой говорили, но он не мог понять, что они говорили. Долго смотрел он на них молча…»
11
«Сначала повел он его в сад, устроенный в английском вкусе. Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья. Этот блеск чрезвычайно понравился Алеше. — Камни эти, — сказал министр, — у вас называются драгоценными. Это все брильянты, яхонты, изумруды и аметисты. — Ах, когда бы у нас этим усыпаны были дорожки! — вскричал Алеша. — Тогда и у вас бы они так же были малоценны, как здесь, — отвечал министр. Деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это не что иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного. Министр рассказал ему, что мох этот выписан королем за большие деньги из дальних стран и из самой глубины земного шара».
12
«- Вы обещались взять меня с собою на охоту, — сказал он. — Очень хорошо, — отвечал министр. — Я думаю, что лошади уже оседланы. Тут он свистнул, и вошли конюхи, ведущие в поводах палочки, у которых набалдашники были резной работы и представляли лошадиные головы. Министр с большой ловкостью вскочил на свою лошадь. Алеше подвели палку гораздо более других. — Берегись, — сказал министр, — чтоб лошадь тебя не сбросила: она не из самых смирных. Алеша внутренне смеялся этому, но когда он взял палку между ног, то увидел, что совет министра был небесполезен. Палка начала под ним увертываться и манежиться, как настоящая лошадь, и он насилу мог усидеть».
13
«Настал понедельник, съехались пансионеры, и начались классы. От десяти часов до двенадцати преподавал историю сам содержатель пансиона. У Алеши сильно билось сердце… Пока дошла до него очередь, он несколько раз ощупывал лежащую в кармане бумажку с конопляным зернышком… Наконец его вызвали. С трепетом подошел он к учителю, открыл рот, сам еще не зная, что сказать, и — безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда».
14
«В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Алеша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал».
15
«В течение этого времени Чернушка к нему не являлась, несмотря на то, что Алеша, особливо в первые недели после получения конопляного зернышка, не пропускал почти ни одного дня без того, чтобы ее не звать, когда ложился спать».
16
«- Ах, Чернушка! — сказал Алеша вне себя от радости. — Я не смел надеяться, что с тобою увижусь Ты меня не забыла? — Нет, — отвечала она, — я не могу забыть оказанной тобою услуги, хотя тот Алеша, который спас меня от смерти, вовсе не похож на того, которого теперь перед собою вижу. Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили, а теперь… я не узнаю тебя! Алеша горько заплакал, а Чернушка продолжала давать ему наставления. Долго она с ним разговаривала и со слезами упрашивала его исправиться».
17
«Принесли розги… Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!.. Он, рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться… — Надобно было думать об этом прежде, — был ему ответ. Слезы и раскаяние Алеши тронули товарищей, и они начали просить за него. А Алеша, чувствуя, что не заслужил их сострадания, еще горше стал плакать».
18
«Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко-далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!»
19
«На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка».