Подготовить краткое сообщение о музыкальных произведениях созданных по сказкам пушкина

От фортепианной миниатюры до масштабной оперы – вспоминаем, на создание каких произведений вдохновляли композиторов царь Салтан и Золотая рыбка, Царевна-Лебедь и Кот-ученый.

Музыкальные картинки к «Сказке о царе Салтане» от Римского-Корсакова

Большой вклад в историю развития сказочных образов в музыке внес Н.А. Римский-Корсаков. Волшебные и фантастические темы и сюжеты не раз захватывали и увлекали творческое воображение композитора (можно вспомнить его оперы: «Снегурочку» и «Садко», «Кащея Бессмертного» и «Младу»).

К сказкам Пушкина Римский-Корсаков в своем оперном творчестве обращается дважды. В 1900 году состоялась премьера его оперы «Сказка о царе Салтане». Обладающая яркой изобразительностью, живописная и красочная музыка оперы рисует волшебный город Леденец, портреты персонажей сказки Пушкина: царя Салтана и его жены (в опере царица имеет имя — Милитриса), Гвидона и чудесной Царевны.

Особое значение в партитуре оперы приобрели музыкальные картины природы и сцены волшебных и сказочных чудес, изображать которые в музыке Римский-Корсаков умел, как никто другой.

Из вступлений к I, II, IV действиям оперы Римский-Корсаков составил симфоническую сюиту «Картинки к «Сказке о царе Салтане». Так, сказка Пушкина обрела жизнь не только на оперной, но и на концертной сцене.

Послушайте симфонический антракт «Три чуда», в котором праздничную и приподнято-радостную тему города Леденца, сменяют шутливая мелодия Белочки («Во саду ли, в огороде») и тема шествия 33-х богатырей, а завершает антракт чудесная картина превращения Лебеди в Царевну.

Концертной пьесой, вошедшей в репертуар многих исполнителей-виртуозов, стал и знаменитый эпизод оперы — «Полет шмеля».

Литературно-музыкальная композиция по мотивам оперы Римского-Корсакова:

Вторая опера Римского-Корсакова, написанная по сказке Пушкина «Золотой Петушок», была поставлена на сцене в 1909 году уже после смерти композитора. Несколько переделав сюжет и расставив свои акценты в произведении Пушкина, Римский-Корсаков с либреттистом В.И. Бельским создали оперу-сатиру, выпячивающую и высмеивающую недостатки и промахи современной им власти. Этого цензура не заметить не смогла и всячески препятствовала постановке оперы, законченной композитором еще в 1907 г. Так, последняя опера-сказка Римского-Корсакова подняла на рубеже веков совсем не «сказочную» тему, и заострила внимание думающей публики на реальных проблемах неспокойного времени, в которое она возникла.

 «Золотая рыбка» Николая Черепнина

Через несколько лет после премьеры оперы Римского-Корсакова «Золотой Петушок» в истории русской музыки появляется еще одно крупное сочинение, посвященное сказке Пушкина.⠀

В 1912 году композитор Н. Черепнин создает 6 музыкальных иллюстраций к «Сказке о рыбаке и рыбке» для фортепиано, которые посвящает своему «милому сыну Саше».

Н. Черепнин принадлежит к поколению, которое хоть и впитало в себя традиции, заложенные композиторами «Могучей кучки», но стремилось открыть новое в музыкальном искусстве, обновляло музыкальный язык, искало новые формы и своими произведениями писало историю стиля модерн. Черты этого стиля можно услышать и в музыке Черепнина к сказке Пушкина.

Шесть фортепианных пьес Черепнина чередуются с поэтическими цитатами из Пушкина, которые композитор подробно иллюстрирует с помощью музыкальных средств. Красочная, богато украшенная музыкальным орнаментом и декоративными деталями, полная звукоизобразительных эффектов и характерных тем-портретов музыка Черепнина стала основой для балета «Золотая рыбка», премьера которого состоялась в 1937 году.

Балет «Балда» на музыку Шостаковича

В 1930-е годы к тексту сказки Пушкина обращается композитор Дмитрий Шостакович. Специально для мультипликационного фильма «Сказке о попе и его работнике Балде», задуманного режиссером М. Цехановским, композитор создает  колоритную, «балаганную», наполненную интересными гротескными и сатирическими деталями музыку.

Мультфильм так и не вышел на экраны, остались лишь некоторые сцены, Шостакович же из готовых музыкальных номеров создал Сюиту (соч. 36а):

  1. Увертюра,
  2. Сон поповой челяди,
  3. Марш уток,
  4. Танец Попа с Чертом,
  5. Танец Звонаря,
  6. Танец мертвецов,
  7. Финал.

Эта работа Шостаковича привлекала к себе разных музыкантов, на материале музыки к фильму в 1979 г. создает и записывает сюиту Г. Рождественский. А в 1999 г. на сцене Большого театра был показан балет «Балда», в основе которого лежала музыка Шостаковича в редакции В. Бибергана.

«Сказка о медведихе» и музыка Баневича

Знаете ли вы, что помимо известных и любимых всеми сказок о Золотой рыбке и о царе Салтане, о Балде и о Золотом петушке, о мертвой царевне и семи богатырях Пушкин является автором еще одной сказки, которой литературоведы дали название «Сказка о медведихе»?

Над этой сказкой (сюжет которой, надо сказать, весьма трагичный: в самом начале произведения мужик убивает медведиху и забирает ее трех медвежат) Пушкин работал в 1830 г. во время своей знаменитой поездки в Болдино, но оставил историю медведихи незавершенной.

Не смотря на это, «Сказке о медведихе» даже посвящено музыкальное сочинение. Литературный эпиграф из этого неоконченного произведения Пушкина открывает фортепианную миниатюру «Еж» современного композитора Сергея Баневича.  Еж — один из лесных персонажей сказки, которые приходят к медведю оплакивать медведицу.

Пьеса «Еж» вошла в сюиту С. Баневича «По сказкам Пушкина», которая стала своеобразным музыкальным калейдоскопом из образов, созданных русским поэтом.

Сюиту для фортепиано «По сказкам Пушкина» составили разнохарактерные и разножанровые миниатюры:

«Кораблик» и «Сватья баба Бабариха» (по мотивам «Сказки о Царе Салтане»),

«Кот ученый» (из «Руслана и Людмилы»),

«Бесенок» и «Зайка» (из «Сказки о попе и о работнике его Балде»),

«Еж» («Сказка о медведихе»),

«Зеркальце», «Ветер, ветер!», «Гроб качается хрустальный…» (по мотивам «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»),

«Золотая рыбка» и «У разбитого корыта» («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Каждая пьеса предваряется строками из сказки Пушкина, которые передают содержание музыкальной миниатюры.

Все пьесы отмечены ярким узнаваемым стилем автора, который за особый лиризм, мелодичность музыкального языка и искренность высказывания любим слушателями и исполнителями.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 113-114

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть вторая.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Размышляем о прочитанном» и «Будьте внимательны к слову» можно, перейдя по ссылке.

Литература и другие виды искусства

1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой сказке Мавриной, Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по-вашему мнению, точнее определяют внешний и внутренний облик героев?

Иллюстрации Мавриной и Пашкова показаны в учебнике. Мне же больше нравятся иллюстрации художников Палеха. Они более красочные, волшебные, а потому лучше соответствуют моему представлению о сказочных героях — красивых, смелых, удачливых.

2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

Мне известны:

Опера Глинки «Руслан и Людмила»

Опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Опера Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Балет Чулаки «Сказка о попе и работнике его Балде»

Балет Лядова «Сказка о мёртвой царевне»

Эти музыкальные произведения мне интересны тем, что образы героев там раскрыты через музыку и танцы. 

3. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям, Елисею, мачехе?

Первой царице: грустная и медленная.

Царевне: быстрая, лёгкая, весёлая, местами грустная и медленная.

Богатырям: торжественная, спокойная, громкая.

Елисею: бодрая, громкая, и грустная, и весёлая.

Мачехе: быстрая, тревожная, резкая. 

4. Какие фильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма?

Мне известны фильмы:

«Сказка о спящей царевне», фильм, реж. П. Чардынин, 1914 год.

«Сказка о мёртвой царевне», мультфильм, 1951 год.

«Сказка о мёртвой царевне», диафильм озвученный, 1963 год.

«Осенние колокола», фильм, 1978 год.

Я бы обязательно положила в сценарий этого фильма эпизоды с рождением царевны, с зеркальцем, жизнь у богатырей, поиски Елисея, отравление яблоком, с гробом.

Фонохрестоматия

1. Чем напоминает сказка Пушкина сказку Жуковского?

Сказка Пушкина напоминает сказку Жуковского сюжетом со спящей царевной, народным языком, торжеством добра.

2. Прослушайте диалог нищенки и царевны. Какие особенности характера персонажей сумел передать актёр?

Актёр сумел передать коварство царицы, переодевшейся нищенкой. Она умело претворялась доброй и слабой. Она говорит тихо и ласково, боится собаки, называет царевну «Мой свет».

А царевна показана доброй и доверчивой, простодушной. Она говорит прямо, открыто, бесхитростно.

3. Прочитайте описание яблока. Постарайтесь передать чувства царевны, которой так понравилось яблоко, что она не стерпела и надкусила его.

Передать чувства царевны можно, если прочитать описание и эпитеты, относящиеся к яблочку, с надрывом, предвкушением: свежо, душисто, румяно-золотисто, будто мёдом налилось!

4. Королевич Елисей трижды обращается к силам природы. Какие чувства, переживания слышим мы в голосе чтеца при каждом обращении?

При обращении Солнцу Елисей умоляет, тревожится.

При обращении к Месяцу Елисей повышает тон, что свидетельствует о ещё большей тревоге и волнении.

Обращаясь к Ветру, Елисей взывает с надеждой и верой.

С каждым новым обращением накал эмоций возрастает, Елисей всё больше волнуется.

5. Какими средствами звукописи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?

Радостное настроение передаётся в записи звоном колоколов, хотя автор использует для этого слово «Трубит», то есть победно играет.

В конце чтения играет весёлая свадебная музыка-вальс.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?

Задания по литературе для 5 класса Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

3 ответа:



3



0

По мотивам сказок Пушкина было написано немало музыкальных произведений, вспомним некоторые из них.

На поэму «Руслан и Людмила» были написаны опера композитором Глинка и балет Глушковского на музыку Штольца.

На сказку » О попе и работнике его Балде» был написан балет композитором Чулаки.

Про «Царя Салтана» писал свою оперу композитор Римский-Корсаков и позже на его музыку был поставлен балет.

Оперу под названием «Сказка о рыбаке и рыбке» написала Елена Могилевская.

На сказку «О мертвой царевне» был написан балет композитором Лядовым.

А вот к сюжету «Золотого петушка» вновь обратился Римский-Корсаков, создав еще одну оперу.



0



0

Творчество Александра Сергеевича Пушкина всегда вдохновляло композиторов к созданию музыкальных произведений, основанных на его сюжетах. На сегодняшний день по произведениям этого гениального автора создано более 20 опер и более 10 балетов.

Что касается сказок Пушкина, то можно выделить такие музыкальные произведения, как:

Опера М. Глинки «Руслан и Людмила» (1821 г.)

Опера А. Даргомыжского «Русалка»

Оперы Н. Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане», (1900 г.), «Золотой петушок» (1908 г.)

Балет Л. Минкуса «Золотая рыбка» (1867 г.)

Балет М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1940 г.)

Балет А. Лядова «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1949 г.)

Эти музыкальные произведения привлекательны, прежде всего, своими узнаваемыми, знакомыми с детства сюжетами, идеально прорисованными героями, и тем, что в них всегда добро оказывается сильнее зла.

Опера "Сказка о Царе Салтане"



0



0

Сказки Пушкина послужили источником вдохновения для многих композиторов.

Например Глинка написал на сказку «Руслан и Людмила» оперу, а композитор Штольц — музыку для балета.

Также двумя операми отметился Римский-Корсаков, который положил на музыку «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о золотом петушке»

Еще одна опера была написана по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке» композитором Могилевской.

Ну и можно упомянуть балет Лядова по сказке «О Мертвой царевне и семи богатырях».

Читайте также

Скажем сразу, сказки Пушкина «О спящей царевне» и сказка Жуковского «О спящей царевне» писались этими авторами почти одновременно и в виде некоего соревнования. У кого из них получился более интересный вариант судить даже не берусь. Но Жуковский оставил больше деталей традиционного сюжета сказки, Пушкин сделал ее более оригинальной, авторской.

Сказка Пушкина напоминает сказку Жуковского прежде всего общностью сюжета — молодая царевна погружается в мертвый сон, от которого ее спасает красавец принц/королевич. Причина сна разная — проклятие и отравленное яблоко, зависть или обида.

Также общим для сказок является попытка авторов следовать народным канонам построения сказок, хотя Жуковский отнесся к этому более вольно, шутливо.

Сложно сравнивать между собой два столь разных по настроению и стилистике произведения, как «сказка о мертвой царевне» Пушкина и «Спящая царевна» Жуковского.

Оба автора постарались создать сказки, похожие на народные и им это удалось, но Пушкин сделал это более удачно. У его сказки есть все признаки русской народной сказки, например волшебный помощник, троекратные повторы, герой, который проходит испытания, на пути к своему счастью, и конечно торжество добра, которое выразилось в наказании злой царицы.

Сказка Жуковского в этом отношении оказывается более авторской, поэт создал своих особенных героев, отличающихся от героев народной сказки. Это и царь Макар и рак, который никогда в народных сказках не выступал предсказателем, и отсутствие противостояния добра и зла.

Однако мне очень нравятся обе эти сказки и я не хочу выбирать из них лучшую.

Ритм — это основа всякого стихотворения. которая позволяет используя ударные и безударные слога, а точнее их чередование создавать настроение, показывать скорость чтения, управлять эмоциями читателя или слушателя.

В сказке в стихах «О мертвой царевне» Пушкина мы встречаем интересное использование непостоянного ритма автором.

Так первые две строчки идут с последним ударным слогом, а следующие две с предпоследним. И так на протяжении всей сказки. Такое чередование ритма создает необычный рисунок сказки, делает ее действительно сказочной, народной, помогает сделать акцент на чем-то.

Вот например строки

7PvTRmHusX95RH9FtjNySRtTtt6fJe2j.png

читаются более звонко не только из-за слова Трезвонить, но и из-за ударения на предпоследнем слоге. Ударение же на последнем слогу в строках:

s6tJaZMWFVOjXA4SsOPIGhMP2DB6Ah.png

делает их более убедительными, более емкими, утверждающими.

Стихотворение Пушкина «К няне» обращено к настоящей няне поэта, Арине Родионовне. Эта простая русская женщина подарила будущему поэту свою любовь и как говорят ученые познакомила маленького Сашу с богатством русского языка и народного фольклора. Маленький Пушкин очень любил сказки, которые рассказывала ему няня, любил слушать ее песни. И эти детские воспоминания оказали большое влияние на взрослое творчество Пушкина.

Данное стихотворение пронизано чувством глубокой любви и признательности к своей няне. Поэт передает свою заботу и тревогу, он отзывается о воспитавшем его человек с большой искренней теплотой.

Уже в первых строках стихотворения Пушкин называет няню Подругой и Голубкой. Слово Подруга показывает, что няня всегда поддерживала поэта, даже в годы тяжелых испытаний, его ссылки. А ласковое слово Голубка показывает отношение поэта к няне, его любовь.

«Сказка о мертвой царевне» Пушкина вызывает множество чувств, как любое произведение, в котором есть и зло и добро и в котором происходит борьба этих начал.

Злая царица вызывает страх и отвращение. Она любуется своим отражением, она готова убить красивую молодую царевну, просто потому, что она красивее ее. Читая, как царевну отводят в лес, или предлагают ей отравленное яблоко, мы переживаем за героиню, сочувствуем ей, и мечтаем, чтобы ничего у царицы не получилось.

Читая, как оживает царевна в хрустальном гробу, когда ее находит королевич Елисей мы радуемся. Финал сказки очень положительный и именно он создает общее настроение — чувство удовлетворения от победы добра, радость.

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия!»
А.С.Пушкин

36 (329x45, 1Kb)

Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

Event_1108_gpeEJvUQcxWYdPacvAqppKFN (700x504, 164Kb)

Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.
«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.
Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.
Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.
Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге.  Цензура вначале запретила оперу и предложила ввести любовный сюжет. Пришлось создать роль Марины Мнишек.
В 1896 году Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию. Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора , две редакции Римского-Корсакова, редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение.

П.Чайковский. Опера «Евгений Онегин».

Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.
Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и др.
Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее.
Опера «Пиковая дама». Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.
Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.
Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России

М.Мусоргский. Опера «Борис Годунов».

По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиэра; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.
Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.
Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

П.Чайковский. Опера «Пиковая дама».

Источник: create-daydream.narod.ru

Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к созданию музыкальных произведений на его сюжеты.

Это можно объяснить тем, что в его творчестве сочеталась всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф. Достоевского) с национальным элементом. В произведениях Пушкина отражены все стороны русской жизни, человеческие помышления и чувства.

По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов:

  • М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.
  • А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г. (оперы)
  • М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)
  • Н. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)
  • П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)
  • Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)
  • С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)
  • Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909 г. (опера)
  • Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г. (балет)
  • Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)
  • Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г. (балет), «Барышня-крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г. (балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник» (опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943 г. (балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)
  • К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)
  • А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)
  • М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)
  • А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)
  • Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)
  • А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф Нулин», 1983 г. (опера)
  • В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)
  • Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г. (опера)

Кроме того, написано много романсов на стихи поэта.

Естественно, что в одной статье невозможно рассказать о всех операх, написанных на сюжеты А.С. Пушкина. Остановимся лишь на некоторых из них: более известных и недостаточно известных.

Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама»

Опера "Пиковая дама"

История создания

В 1887 г. администрация Императорского театра предложила П.И. Чайковскому создать оперу на основе повести А.С. Пушкина. Либретто к ней уже написал И.А. Всеволожский,  русский театральный деятель, сценарист, художник. Но композитор от предложения отказался. Он посчитал, что в сюжете недостаточно сценичности. Прошло два года, и Чайковский всё-таки принял заказ, но либретто оперы создал его брат, Модест Ильич Чайковский. Однако в процессе работы композитор сам редактировал либретто и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). В результате пушкинский сюжет заметно изменён. Изменено даже имя главного героя: в повести Пушкина он носит фамилию Германн, а в опере Герман – его имя.

thea_005-1742810

И. Глазунов. Иллюстрация к “Пиковой даме” – Занавес 
thea_006-3319087
И. Глазунов. Иллюстрация к “Пиковой даме” – Летний сад  
thea_007-9846710
И. Глазунов. Иллюстрация к “Пиковой даме” – Петербург. Набережная Невы
thea_008-4643018
И. Глазунов. Иллюстрация к “Пиковой даме” – Ожидание Германа. Набережная Невы
thea_009-7351924
И. Глазунов. Иллюстрация к “Пиковой даме” – Спальня графини  

Премьера оперы

Премьера состоялась в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, 19 декабря 1890 г. Дирижёр – Э. Направник.

Партию Германа (тенор) исполнил Н. Фигнер. Партию Лизы (сопрано) М. Фигнер. Елецкий (баритон) – Л. Яковлев, Томский (баритон) – И. Мельников, графиня (меццо-сопрано) – М. Славина.

П. И. Чайковский и супруги Фигнер, исполнители главных партий на премьере оперы "Пиковая дама"

П. И. Чайковский и супруги Фигнер, исполнители главных партий на премьере оперы “Пиковая дама”

Опера Чайковского «Пиковая дама» быстро приобрела популярность и вошла в репертуар многих театров мира. Она и в настоящее время является одной из самых востребованных театральных постановок.

Опера М. Мусоргского «Борис Годунов»

Монета ЦБ РФ с фрагментом оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Монета ЦБ РФ с фрагментом оперы Мусоргского «Борис Годунов»

История создания

Работу над оперой М.П. Мусоргский начал в 1868 г. Либретто оперы создал он сам, используя текст трагедии Пушкина «Борис Годунов» и материалы книги Н.М. Карамзина «История государства Российского». Темой своей оперы Мусоргский выбрал период правления царя Бориса Годунова (1598-1605), предшествовавшего началу «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

Еще про оперы:

Оконченную в 1869 г. оперу Дирекция императорских театров к постановке не приняла: в опере не было интересной женской роли. Композитор начал переработку оперы: ввёл любовную линию Лжедмитрий-Марина Мнишек, но и редакция 1872 г. также была отвергнута, хотя театральные и музыкальные круги Санкт-Петербурга и Москвы активно поддерживали оперу, увидев в ней новаторские достижения композитора и музыкальную глубину. Благодаря этой поддержке, оперу всё-таки поставили в 1874 г. на сцене Мариинского театра. Публика встретила оперу восторженно, а критика – резко отрицательно. В 1882 г. опера была снята с репертуара.

В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков делает попытку возродить оперу, создав новую редакцию, а затем в 1908 г. ещё одну. Уже в советское время оперу редактировал Д. Шостакович в 1940 г.

Но в настоящее время чаще используют авторскую редакцию оперы.

Сцена из оперы Мусоргского "Борис Годунов"

Сцена из оперы Мусоргского “Борис Годунов”

Причины множественных редакций оперы можно найти в объяснении Н. Римского-Корсакова, данном в предисловии к его изданию «Бориса Годунова» в 1896 г.: «Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний — у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.

Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

«Борис Годунов» сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора «Бориса» и самый процесс их выполнения.

Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самых замыслов его сочинителя и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского, а очищение и упорядочение технической стороны сделает лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратит всякие нарекания на это произведение.

При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».

Музыка оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Это народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Жизнь оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

Опера Мусорского за время с момента её написания ставилась во многих театрах России: Мариинском, Большом, театром Солодовникова, театром Петербургской консерватории, на провинциальных русских сценах в Казани, Орле, Воронеже, Саратове, Риге, Таллине, Минске и др.

Из последних можно назвать постановку Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, Мариинского театра и Самарского академического театра оперы и балета в 2012 г.

За рубежом опера ставилась в Большом театре в Гранд-Опера (Париж), Метрополитен Опера (Нью-Йорк), Друри-Лейн (Лондон), Софийской народной опере,  Ковент Гарден (Лондон), в Зальцбурге, Ла Скала (Милан).

А. Я. Головин «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова»

А. Я. Головин «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова»

Опера Ц. Кюи «Кавказский пленник»

Опера в 3 действиях написана в 1857-58 гг. Либретто В.А. Крылова. Премьера оперы состоялась в феврале 1883 г. в Мариинском театре. Дирижёр – Э. Направник.

Это самая популярная опера Кюи. Отчасти это связывают с тем, что она была близка традициям итальянской оперы, где главным было «заинтересовать, растрогать, поразить». В сюжете оперы всё для этого есть: в ауле непокорных горцев захвачен русский пленник. Дочь Казенбека Фатима сочувствует ему: приносит тайком пищу, успокаивает, хотя она является невестой нелюбимого ею горца Абубекера. Когда тайну Фатимы раскрывают, она, чтобы не казнили русского пленника, освобождает его. Но он признаётся ей, что любит другую. Фатима кончает с собой, т.к. всё равно её ждёт гибель за помощь пленнику.

Немного о композиторе Ц. Кюи

И. Репин "Портрет Ц. Кюи"

И. Репин “Портрет Ц. Кюи”

Он был сыном наполеоновского офицера, оставшегося жить в России после ранения под Смоленском в 1812 г. Ц. Кюи не был профессиональным композитором, он окончил Главное инженерное училище и через 4 года был произведён в офицеры с чином прапорщика. В 1857 г. окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 г. получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 г. был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 г., по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 г. стал профессором, а в 1891 г. – заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 г. Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала. Музыка была его любимым увлечением.

Опера Я. Наполи «Скупой барон»

Якопо Наполи – итальянский композитор (род в 1911 г. в Неаполе). Оперу «Скупой барон» на сюжет Пушкина он создал в 1970 г. Либретто написал Марио Пази. Опера имела большой успех у публики и была встречена похвалами итальянской музыкальной критики. Своё обращение к «маленькой трагедии» Пушкина он объясняет так: «Я всегда любил Пушкина, с детских лет. Достаточно одного «Бориса», чтобы определить всю личность этого великого поэта». И далее он пишет: «Текст Пушкина, напряженный, мрачный, изобилующий поэтическими образами, предоставил мне возможность, как я давно желал, расширить мой музыкальный язык, особенно с точки зрения гармонии и контрапункта. Этот новый опыт внутренне обогатил меня».

Опера состоит из 4 действий. Она была поставлена в Неаполе. Дирижер первого спектакля, маэстро Франко Караччоло, и певцы: Отелло Боргоново (барон) и баритон Клаудио Струдтгоф (Альбер) – своей интерпретацией способствовали успеху спектакля. Постановка оперы, освещение, костюмы, реквизит – все это было с большим искусством создано опытным художником Аттилио Колоннелло.

  • Подготовить краткий рассказ на тему русские сезоны
  • Подготовить краткий пересказ сказки ашик кериб
  • Подготовить иллюстрацию к сказке спящая царевна
  • Подготовить для рассказа 1 миф древнего египта
  • Подготавливать доклад как пишется правильно