👉 Ответы к странице 33. Русский родной язык 5 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.
Первая часть ответа на предыдущей странице 32
3) Опираясь на тексты упражнений 27 и 28, подготовьте небольшой рассказ о традиционном праздничном наряде вологодской девушки, изображённой на рисунке И. Я. Билибина.
Ответ:
Традиционный праздничный наряд вологодской девушки, изображенной на рисунке И. Я. Билибина, состоит из белой рубахи ниже колена с короткими и широкими рукавами с вышивкой, собранными ниже локтя (у горла рубаха застегивается круглой серебряной запоной); сарафана; душегреи; платка, накинутого на плечи и кокошника на голове, из под которого виднеются косы, заплетенные лентами.
Задание 29
Подготовьте небольшой рассказ о женском или мужском русском национальном костюме. Постарайтесь найти дополнительную литературу о том, какую верхнюю одежду, головные уборы, обувь носили наши предки не только в праздники, но и в будние дни.
Ответ:
Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем). Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или шубами. Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове повойник и повязывать ещё платком, а при выезде из дома они надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку, с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком. На ноги девушки надевали чеботы, которые шились из сафьяна, атласа и бархата.
В обычные дни девушки надевали рубаху или сарафан. На голове был платок. Вся одежда была украшена вышивкой. Ноги летом одевали в лапти, а зимой — в сапоги или валенки.
Задание 30
Орфографический и пунктуационный практикум.
Ответ:
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 51 человек из 23 регионов
аудиоформат
- Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок родного русского языка
5 класс
История в слове : наименования предметов традиционной русской одежды. -
2 слайд
Виртуальное путешествие
г. Москва, Арбат -
-
-
5 слайд
Иллюстрации к сказкам
-
-
7 слайд
Русский народный костюм
-
8 слайд
Сарафан
Сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным.
Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом, шелком или бисером -
9 слайд
Женская рубаха
Рубаха являлась основой женского народного костюма.
Особенно пышно украшали ворот,
грудь,
широкую пройму,
подол и рукава -
10 слайд
Женская рубаха
Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. -
11 слайд
Душегрея
Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. -
12 слайд
Летник
Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные русские женщин, был летник. Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица. -
13 слайд
южнорусский тип костюма с понёвой.
северорусский тип костюма с сарафаном. -
14 слайд
Понёва
Понёва состояла из нескольких сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы. -
15 слайд
Головные уборы
Женские:
Девичьи: -
16 слайд
Головные уборы замужней женщины
Однорогий кокошник, двурогий кокошник -
17 слайд
Девичьи головные уборы
Перевязка, головодец; -
18 слайд
Обувь
Женской обувью служили кованые полусапожки, которые были оторочены вверху красные сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.
Украшения
В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги. -
-
-
21 слайд
Основные цвета в одежде
Желтый цвет олицетворял солнце, богатство.
Голубой цвет был символом неба и молодости.
Коричневый цвет обозначал землю-кормилицу. -
22 слайд
Практическая работа
кроссворд -
23 слайд
По горизонтали: 3. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины. 4. Женская одежда, которая грела не только «душу». 7. Зимняя верхняя одежда, которую носили не только мужчины, но и женщины. 8. Длинная женская одежда без рукавов с пуговицами по всей длине. 9. Украшение, которое могло быть величиной с яйцо. 10. Обувь, плетённая из лыка.
По вертикали: 1. Чем подвязывали одежду на талии? 2. Как раньше назывались брюки? 5. Традиционная мужская одежда. В холодную погоду одевалось несколько штук, одна на другую. 6. Что носили зимой на руках? 8. Кожаная обувь.
-
24 слайд
ОТВЕТЫ.
По горизонтали: 3. Повойник. 4. Телогрея. 7. Шуба. 8. Сарафан. 9. Пуговица. 10. Лапти.
По вертикали: 1. Пояс. 2. Порты. 5. Рубаха. 6. Рукавицы. 8. Сапоги.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 610 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 09.08.2021
- 248
- 0
- 09.08.2021
- 318
- 0
- 09.08.2021
- 4235
- 720
Рейтинг:
5 из 5
- 08.08.2021
- 6995
- 786
- 07.08.2021
- 308
- 0
- 07.08.2021
- 239
- 0
- 07.08.2021
- 383
- 7
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
Самобытные черты русского народного костюма отличаются в зависимости от региона, назначения, возраста и пола носящего, его социального статуса и богатства. Для всех видов характерны такие особенности, как большое количество верхней одежды, нарядность, богатство украшений и аксессуаров.
Содержание
- Общая характеристика
- Женский костюм
- Мужская одежда
- Головные уборы
- Виды обуви
- Стиль и цветовая гамма
- Украшения и аксессуары
Общая характеристика
Информация о национальных костюмах народов России была собрана из произведений искусства и сохранившихся образцов одежды, которые были найдены в музеях, коллекциях, захоронениях, домах. Для них характерны такие особенности:
- Однородность. Крестьяне и бояре в древние времена одевались одинаково по стилю — различались только стоимость материалов и богатство украшения. Фасон и расцветка костюмов не менялись на протяжении столетий, а моды не существовало как таковой.
- Многослойность. Наряды, особенно женские, состояли из множества элементов одежды, надевавшихся поверх друг друга. Даже простой повседневный наряд включал 7 компонентов, в то время как праздничные костюмы могли состоять из 20 и более. Носить менее 3 «одёжек» считалось неприличным. Платья знати были более многослойными и подчёркивали достаток рода.
- Свободный покрой. Вся одежда жителей древней Руси отличалась простотой шитья и не сковывала движений. Для удобства она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. Такая особенность позволяла людям одеваться в одном стиле и свободно себя чувствовать как при работе, так и на танцах или торжественных мероприятиях.
- Вышивка. Все элементы костюма обязательно украшались узорами ручной работы. По символичной информации, заложенной в рисунках, можно было узнать возраст человека, его социальный статус, род занятий и другие детали. По поверьям вышивка также служила защитой от нечистых сил и сглаза.
- Пояс как обязательный элемент одежды. Он использовался не только для украшения и поддержки одежды, но и считался оберегом. Существовал традиционный ритуал опоясывания новорождённого мальчика или девочки. Появиться в одежде без ремня было серьёзным грехом — его не снимали даже в бане.
- Богатые и яркие украшения. Даже бедняцкие и крестьянские костюмы отличались пёстрой раскраской, большим количеством украшений, яркими и сложными узорами, рисунками, орнаментами.
- Головные уборы. Как и пояс, они считались обязательной частью старорусского костюма. Праздничные и свадебные разновидности были очень большими и весили более 5 килограмм. Вид головного убора зависел от возраста и семейного статуса.
Многие особенности древнерусской одежды сформировались под влиянием украинской, белорусской, татарской, польской культуры. В 1699 году Пётр I запретил ношение традиционного наряда всем, кроме крестьян и служителей церкви. После этого его популярность пошла на спад. Но как говорит история, русский костюм использовался до начала XX века, когда его надевали на праздники и торжественные мероприятия.
Женский костюм
Основа русского женского народного костюма — длинная рубаха. Она была белого или красного цвета и украшалась вышивкой, рисунками, расшивалась жемчугом и подпоясывалась. Поверх рубахи надевался летник — костюм с широким низом, очень длинными рукавами с колоколообразным вырезом и воротом-ожерельем. Он застёгивался до горла. Чтобы рукава летника не доходили до пола, женщине приходилось держать локти согнутыми.
Следующей деталью одежды в южном костюме был сарафан — просто платье без рукавов. В северных краях его заменяла понёва — шерстяная юбка с богато украшенной нижней частью. Её разрешалось носить только замужним или просватанным девушкам. Другие элементы женской одежды:
- Запона — одежда из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам и не сшитого по бокам. На сгибе имеет отверстие для головы. Носится с поясом. Нижняя часть запоны скалывалась.
- Душегрея — тёплая меховая одежда в виде кофты с длинными рукавами и отложным воротником. Застёгивается спереди на крючки. Встречаются летние варианты на вате.
- Приволока — безрукавная накидка, похожая на мантию. Надевается поверх платьев. Богато украшена золотым шитьём, бисером, драгоценными камнями.
- Шушпан — короткая женская одежда. Такое название давали кафтану, кофте, сарафану в разных губерниях.
Знатные женщины дома носили горничные рубахи — одежду с очень длинными и узкими рукавами, которые собирались в складки на руках. Они шились из шёлка ярких цветов — чаще всего красного. Их носили дома, но не надевали при гостях.
Старинная верхняя одежда для женщин не подпоясывалась. В повседневной жизни они носили суконный опашень, застёгивающийся на множество пуговиц от низа к воротнику. Особенностью этого наряда были длинные висячие рукава со специальным внутренними разрезами, куда продевались руки.
Представительницы знати носили шубки — женские шубы специального покроя, похожие на летники с длинными откидными рукавами. Были распространены также муфты, душегреи, шугаи и их безрукавные разновидности — бугаи. Знатные девушки носили похожую на мужскую одежду. В зимнее время — шубы внакидку, летом — однорядки.
Мужская одежда
Основой народного костюма для мужчин была рубаха или сорочка. В старину её шили из хлопка, льна, шёлка. Рукава одежды сужались к кисти. Они бывали как короткими, так и очень длинными (закрывающими ладони) — это зависело от назначения наряда. В нарядах крестьян рубаха надевалась снизу, а у знати — сверху. Одежда выполнялась в белом, синем или красном цвете. Сверху её подвязывали нешироким поясом.
Нижней частью костюма были штаны — гачи или порты, похожие на современные брюки. Они заправлялись в сапоги или онучи (обёртка на ноги под лапти). Сверху штаны подпоясывались шнуром, верёвкой или специальным поясом.
Мужской костюм был менее богат и разнообразен, чем женский. Его украшали вышивкой или вставками в области воротника и подола.
Поверх сорочки мужчины надевали зипун. Далее верхняя одежда зависела от социального статуса гражданина. Богатые носили поверх кафтан, представители знати дополняли его ферязью, охабнем или однорядкой. Другие виды мужской верхней одежды:
- опашень — длинный кафтан с широкими рукавами, большим количество пуговиц и меховым воротником, который можно пристегнуть по желанию;
- терлик — нарядный костюм, по крою похожий на ферязь или халат с короткими рукавами, надевался в торжественных случаях;
- сермяга — грубый кафтан из толстого необработанного сукна, имеет короткий подол и длинные рукава, застёгивается спереди;
- вотола — одежда из грубой шерстяной ткани;
- кожух — тёплый зимний кафтан;
- корзно — нарядная мантия или плащ для знати, застёгивается у правого плеча;
- бекеша — меховое пальто с урезанной талией и разрезом сзади, предназначены для езды на коне;
- епанча — тёплый плащ, защищающий от ветра и снега;
- шуба — массивная одежда прямого покроя с длинными рукавами и меховым воротником.
Знатные мужчины, как и женщины, имели домашние горничные рубахи. Они всегда делались из шёлка.
Головные уборы
Отличительная черта русского костюма — большое разнообразие головных уборов. Они указывали на возраст, социальный статус, достаток человека. Отличались уборы для незамужних и замужних девушек. Первые были лёгкими и простыми. Они оставляли часть головы и волосы носительницы открытыми. Примеры:
- ленты;
- венцы и венки;
- повязки;
- обручи;
- красиво сложенные платки.
Замужние женщины были обязаны полностью покрывать голову и волосы. Они носили такие уборы:
- кика — шапочка, украшенная двумя рогами или полукруглой фигурой, похожей на лопату;
- кокошник — нарядный головной убор с высоким щитком надо лбом;
- повойник — плотная шапочка для повседневного ношения, украшена тесьмой, которая полностью закрывает волосы;
- сорока — кичка с твёрдым околышем, занижена в области лба и повышена с боков.
Под головным убором или поверх него замужние женщины традиционно носили платок — убрус. Им было известно множество способов украсить его и сделать частью нарядного костюма.
Мужчины на Руси надевали тафьи — небольшие круглые шапочки. Поверх них носили обычные шапки, треухи, мурмолки. Тафьи считались обязательным компонентом костюма и не снимались даже в церкви.
Виды обуви
Обувь жители древней Руси плели из древесного лыка, а также шили из сафьяна, бархата, кожи, шерсти, парчи. Как и одежду, её богато украшали вышивкой и аксессуарами. Украшения на носках и каблуках нередко дополняли элементами из золота и серебра, жемчуга, драгоценных камней. Распространённые виды обуви:
- Лапти — низкие плетёные ботинки, крепящиеся на ноге при помощи шнурков. Изготавливаются из древесного лыка. Подошва укреплялась плотным плетением или кожными вставками.
- Башмаки — кожаная обувь на шнурках.
- Чёботы — сапоги с кротким голенищем. Бывают мужскими и женскими, прямыми и кривыми (последние отличают загнутым вверх носком).
- Ичиги — лёгкие сапоги, изготовленные специально для максимально удобных пеших перемещений. Отличаются мягким носком и жёстким задником — эта особенность делает шаг бесшумным, из-за чего ичиги были популярны у охотников. Изготавливаются из кожи, сафьяна или какого-либо похожего материала.
- Валенки — тёплая тяжёлая обувь из овечьей шерсти. Бывают твёрдыми или мягкими — последние надеваются под сапоги. Предназначены для ходьбы по сухому снегу.
- Онучи — широкие плотные ленты ткани, которыми обматывают ногу по колено под другую обувь. Носятся с лаптями и другой низкой обувью или самостоятельно.
- Поршни — простейшие ботинки из одного куска кожи, сшиваемого ремнём. По форме похожи на лапти.
В городах надевали сапоги и туфли. Каблуки на последних достигали 10 сантиметров в длину.
Стиль и цветовая гамма
Цвета русских народных костюмов для детей, мужчин и женщин разных возрастов существенно отличались. Одежда молодых бездетных девушек отличалась яркостью и колоритностью, в то время как для нарядов пожилых людей была характерна скромность. Основные цвета тканей:
- белый;
- красный;
- синий;
- зелёный;
- лиловый;
- голубой;
- розовый.
Особой популярностью пользовался красный — цвет власти и плодородия. В древней Руси различали 33 оттенка, каждый из которых имел своё название — мясной, кровавый, маковый, огненный, вишнёвый, алый, кирпичный и так далее. Другим цветам тоже давали вычурные имена, например, тёмно-лимонный или шафранный.
Костюмы, особенно женские и детские, изобиловали рисунками и вышивкой. Стиль орнаментов на одежде соответствует резьбе на русской избе. В узоры вплетали природные образы — растения, животные, птицы, анималистические символы. Часто встречались фигуры людей. Популярностью пользовались геометрические формы и символы — солнечный круг, месячный серп, кресты, овалы, ромбы. Каждый элемент вышивки подбирался индивидуально и имел символическое значение. На переднике или фартуке можно было «нарисовать» историю семьи владелицы.
Украшения и аксессуары
Одежда всех слоёв населения на Руси отличалась одинаковым покровом и стилем. Отличались только украшения. Распространённые украшения в русском костюме:
- кружева — состояли из плотной ткани с вышивкой;
- пуговицы разных форм и размеров — украшались драгоценными металлами и камнями, выполнялись в виде голов животных и других природных символов;
- нашивки — полоски с петлями для пуговиц, украшались кисточками, плетениями, узорами;
- ожерелья — нарядные воротники, которые пристёгивались или пришивались к одежде;
- колты — подвески на головной убор, крепятся к вискам;
- гривна — шейный обруч, был не только украшением, но и знаком отличия.
Русская народная одежда — важное достояние древней культуры. Её изучение помогло получить информацию о социальной жизни, быте, обычаях и традициях предков. Сейчас костюм является частью истории, но его элементы до сих пор используют в праздничных и повседневных нарядах.
Предыдущая
КультурологияЭпоха Просвещения — основные идеи и выдающиеся представители
Следующая
КультурологияКультура Древней Греции — периодизация, особенности и главные достижения
Во что одевались русские в стародавние времена — рассмотрим самые распространенные элементы одежды.
1. Мужской костюм
Мужской костюм был очень прост и состоял всего из нескольких базовых элементов. Они были общие и для крестьян и для знатных богатых людей, однако последние часто шили из более дорогих материалов, могли использовать более сложные покрои, а также обильно украшать камнями и делать шикарные вышивки.
Рубаха, или как ее еще называли сорочка. Они были льняные или хлопчатобумажные, могли быть без ворота, но чаще с косым воротом — такая рубаха называлась косоворотка. Ворот и оборки рубахи часто были расшиты красивым узором.
Пояс. Рубаху чаще всего подпоясывали — пояса могли быть шелковыми или шерстяными, на концах часто были кисточки.
Штаны, или как их еще называли порты, были свободного кроя и заправлялись в «онучи».
Онучи — плотный кусок ткани, который обматывался на ногу до колена под обувь — вместо носков.
Лапти — известная русская обувь плелась из березовой коры и обвязывалась веревкой вокруг ноги поверх онучей.
Сапоги — могли быть высокие или едва закрывать щиколотку. Чаще всего делались из кожи.
Валенки — зимний вариант обуви из свалянной овечьей шерсти
Кафтан — верхней одеждой на холодной время года был кафтан. Их было много разновидностей, они могли быть разной длины и шились из разных материалов. На теплое время года были кафтаны без ворота из грубого сукна — «зипуны». На зиму «кожухи» — кафтаны из овечьей шкуры, подбитые мехом.
Головной убор — зимой надевали шапку «треуху», которая имела три лопасти, защищавшие затылок и уши и чем-то напоминает шапку-ушанку, которая появится только в 20 веке. В теплое время года надевали небольшую круглую шапочку «тафью», вроде кипы или тюбетейки.
2. Женский костюм
Женский костюм был несколько сложнее, чем мужской. У женщин из богатых семей, как и у мужчин, одежды шились из более дорогих материалов и обильно украшались. Кроме того, у знатных женщин было больше слоев одежды — их наряды могли весить до 20 кг. Отличался также внешний вид замужних и незамужних женщин.
Рубаха — в женском костюме была по сути нижним бельем, шили из хлопка или льна, а для богатых дам из шелка. Длина женской рубахи была всегда до пола. Девушки их обильно расшивали — даже если узоров не было видно, они служили оберегом от сглаза.
Сарафан — длинное платье без рукавов и основа женского костюма. И рубаху, и сарафан нужно было подпоясывать. Сверху на сарафан часто надевали ожерелья или бусы.
Понева — в южных регионах вместо сарафана чаще всего надевали юбку. Надевали поневу только взрослые девушки, это был своеобразный признак, что к ним можно свататься.
Верхняя одежда — было много разновидностей женской верхней одежды, но всех объединяло то, что они были длинными и застегивались от воротника до пола. Был, например, «летник» с просторными рукавами — он не закрывал ступни, также был «опашень» — с длинным рядом пуговиц и разрезными рукавами. Поверх таких длинных одежд женщины могли надевать меховые воротники.
Душегрея — праздничным элементом одежды была такая кофта, которая надевалась поверх верхней одежды. Дизайны и ткани были самыми разнообразными.
Головной убор — существовала масса головных уборов, ведь замужние женщины всегда покрывали голову и прятали волосы. Дома они носили полотняные шапочки — «повойники» или просто повязывали платок. На выход надевали «кокошник» — головной убор с твердой подложкой на лбу, почти в каждой области были свои дизайны — в виде гребней или цилиндрические. К головным уборам могли крепить серьги. Зимой надевали меховые шапки, а сверху платки.
Незамужние девушки надевали венки с лентами, из под которых была видны волосы.
Обувь — крестьянки, конечно, тоже носили лапти с онучами и валенки. Кроме того, сапоги и башмаки, их шили в основном из кожи, а кто побогаче — из парчи и бархата — и обильно украшали. Каблук появился в XVI веке — и в мужской обуви тоже.
Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен
Сегодня в Швеции и Германии есть обычай надевать национальную одежду даже на праздники, которые никак не связаны с обычаями предков. В нашем скоростном ритме жизни такие дни, наполненные радостью и уважением, дают человеку ощущение защищённости и сопричастности к вековым традициям.
У России очень богатая история русского национального костюма, есть семьи, в которых ещё хранятся бабушкины вышивки. На старых прабабушкиных фотографиях одежда ещё хранит отпечаток традиции предков.
Русский национальный костюм
Национальный костюм любой страны отражает природные условия местности, отношение к семейным ценностям и основные виды занятости людей. Рассмотрим из чего состояла женская и мужская одежда, и их названия с подробным описанием и фото.
Важно! Русский национальный костюм различался по местности проживания, семейному положению, были комплекты для повседневного ношения и праздничная одежда.
Различают два типа национального комплекта Руси:
- северных областей;
- южных.
В Центральной части России надевали одежду сходную с северным костюмом. В то время одежде присутствует многослойность, много типов верхней одежды.
История русского национального костюма
В известном нам виде национальный костюм сформировался в Древней Руси примерно в седьмом веке. На протяжении последующих веков он мало менялся.
У русских основным видом деятельности было земледелие, много праздников и обычаев связано со сбором урожая пшеницы. Одежда тоже отражала основное занятие крестьян. Покрой, обычай подвязываться был направлен на то, чтобы костюм был удобным в работе на поле.
Интересно! До правления Петра I национальный костюм в России носили все сословия, только для знати использовались дорогие материалы и больше украшений. В 1699 году указом Петра I было запрещено ношение национального костюма, исключение было сделано для крестьянского сословия, жителям деревень разрешалось продолжать носить свою привычную одежду. Была введена пошлина на бороду и русский костюм со всех въезжающих в город.
Элементы русского народного костюма
По назначению одежда разделялась на повседневную, рабочую и праздничную. Праздничная одежда богато декорировалась, на повседневной тоже была вышивка, рабочая самая простая, изготавливалась из прочных материалов.
Справка! Рубаха для жатвы украшалась вышивкой так же как праздничная, в этом было выражено отношение крестьян к сбору урожая.
Вся верхняя одежда русского национального костюма была двух типов:
- распашная одежда, застёгивалась впереди на пуговицы или крючки;
- накидная, одевалась через голову.
Из чего состоит женский костюм?
Женский национальный костюм гораздо красивее и интереснее мужского.
Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях.
Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность.
Женский костюм различают по назначению:
- повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов;
- в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть. Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стояли дорого, тщательно украшались, одевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству.
Сарафанный комплект
Основой северорусского костюма служила рубаха, её шили из льняной и хлопковой ткани. Низ рубахи, рукава и горловина украшались вышивкой. Вышивка была скромнее для повседневной рубахи, а праздничная рубаха обильно украшалась вышитыми мотивами.
На рубаху надевали сарафан. Сарафан – одна из характерных деталей русского национального комплекта. В переводе с иранского означает «одетый полностью». Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником. Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы.
«Круглый» сарафан не имел застёжки, иначе его называли «прямой» и появился он гораздо позже распашного.
Поверх сарафана в праздничном костюме крестьянки, одевалась нарядная душегрея. В верхней части она была собрана в мелкие складочки, к низу была широкой. Длина едва прикрывала талию. Шилась такая душегрея из дорогих тканей, парчи и бархата.
Зимний сарафан был из сукна, поверх одевалась тёплая душегрея, шубея, опашинь или телогрея. Тёплая душегрея простёгивалась ватой и украшалась меховой оторочкой. Дополняли наряд тёплые шерстяные чулки, шаль и тёплый головной убор.
Поневный комплект
Поневный комплект считается более старым, носили его в южных областях России.
Состоит такой комплект из длинной холщёвой рубахи и поневы.
Праздничный наряд и на каждый день
Понева представляет собой юбку. Различают глухую и распашную поневу. Состояла она из трёх полотнищ, богато украшалась ткаными узорами и вышивкой. Основой была шерстяная ткань «в клетку», подол и полотнище декорировались рядами вышивки или тесьмы. На талии поневу удерживал узкий поясок, гашник.
В деревнях был обычай «надевание поневы», означал он, что девушка теперь может быть просватанной.
Женские головные уборы
Головной убор не только защищал голову, но и мог рассказать о женщине многое.
Головной убор незамужней девушки состоял из лент и тесьмы. Волосы были частично открыты взору.
После замужества женщина надевала кику, поверх надевался платок убрус, волосы были полностью закрыты.
На праздники замужние женщины надевали нарядный головной убор – кокошник. Кика и кокошник предназначались для выхода в люди, дома женщина носила повойник (чепец) и платок.
Русский кокошник
Дополняли наряд нагрудные и шейные украшения. Такие украшения состояли из бус, цветной шерсти и бисерных нитей.
В нарядной женской одежде богато украшались даже пуговицы.
Мужской национальный костюм
В отличии от женского костюма мужской менее яркий, состоял из меньшего числа предметов. В мужском костюме было принято подчеркивать фигуру, и состояла из следующих элементов.
Рубаха
Все мужчины, начиная с мальчиков, носили рубахи, в основном это были рубахи-косоворотки.
Справка! Считается, что вначале застёжка рубахи была по центру, косоворотка появилась, чтобы во время работы не выпадал нательный крестик.
Горловина, рукава и низ украшали вышитыми мотивами, вышивку на рубахе, в которой женились, должна была сделать невеста. В этом обычае есть сакральный смысл, такая вышивка, сделанная руками любящей женщины, служила оберегом.
Поверх рубахи одевался кафтан. Мужчины могли носить длинный кафтан или короткий полукафтан. Застёгивался кафтан на пуговицы или завязывался на тесёмки.
Штаны и пояс
Мужские штаны или порты были пошиты из ткани в полоску. Чаще они небольшого объёма, реже встречались широкие шаровары. Длина портов укороченная, так как было принято, низ штанов заправлять в голенище сапог. Позже появились карманы, а вначале всё необходимое подвязывалось к поясу.
Все крестьяне подвязывались вышитым поясом, широким и длинным неженатые парни. Женатые мужчины подвязывались узким и коротким поясом.
По-разному повязывался пояс на фигуре: молодые мужчины поясом подчёркивали талию; у стариков пояс был под животом.
Головной убор
Мужчины всегда дополняли костюм головным убором. Вначале это был шерстяной колпак–грешевик, позже появился картуз, особый вид кепки, украшался лентами, цветами, бисером. Зимой защищали голову шапкой-ушанкой.
Были и другие зимние головные уборы, пришедшие с Древней Руси. Под зимнюю шапку носили маленькую шапочку тафью. Защищали голову в стужу, расширенные к верху мурмолки. Шапки украшались мехом, который хорошо грел голову.
Верхняя одежда
Осенью и в зимнюю стужу мужчины носили тулупы, шубы, и свиты. Одежда зажиточных крестьян украшалась меховым воротником, в верхней одежде бедняка стоячий воротник защищал от холодного ветра.
Традиционная одежда XVII в. на Руси
Шубы носили все: у бедняков были заячьи тулупы или из овчины, богатые носили шубы из соболя или куницы.Чтобы было теплее, шубу носили мехом внутрь, а верх покрывался сукном.
Русский национальный костюм имеет очень богатую историю. Отдельные предметы сегодня служат источником вдохновения для модельеров. Обилие видов одежды, разнообразие вышивальных мотивов даёт хорошую почву для преемников, создающих современную одежду.
Подготовьте небольшой рассказ о женском или мужском русском национальном костюме 5 класс родной язык
Традиционный праздничный наряд вологодской девушки, изображенной на рисунке И. Я. Билибина, состоит из белой рубахи ниже колена с короткими и широкими рукавами с вышивкой, собранными ниже локтя (у горла рубаха застегивается круглой серебряной запоной); сарафана; душегреи; платка, накинутого на плечи и кокошника на голове, из под которого виднеются косы, заплетенные лентами.
Подготовьте небольшой рассказ о женском или мужском русском национальном костюме. Постарайтесь найти дополнительную литературу о том, какую верхнюю одежду, головные уборы, обувь носили наши предки не только в праздники, но и в будние дни.
Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем). Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или шубами. Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове повойник и повязывать ещё платком, а при выезде из дома они надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку, с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком. На ноги девушки надевали чеботы, которые шились из сафьяна, атласа и бархата.
В обычные дни девушки надевали рубаху или сарафан. На голове был платок. Вся одежда была украшена вышивкой. Ноги летом одевали в лапти, а зимой — в сапоги или валенки.
Постарайтесь найти дополнительную литературу о том, какую верхнюю одежду, головные уборы, обувь носили наши предки не только в праздники, но и в будние дни.
1klass. org
02.07.2017 18:29:56
2017-07-02 18:29:56
Источники:
Https://1klass. org/russkij-yazyk/5-klass/russkij-rodnoj-yazyk/stranicza-33/
Подготовьте небольшой рассказ о женском или мужском русском национальном костюме. Школьные » /> » /> .keyword { color: red; } Подготовьте небольшой рассказ о женском или мужском русском национальном костюме 5 класс родной язык
Подготовьте небольшой рассказ о женском или мужском русском национальном костюме. Постарайтесь найти дополнительную литературу о том, какую верхнюю одежду, головные уборы, обувь носили наши предки не только в праздники, но и в буднии дни. ПОМОГИТЕ ПЖ
Подготовьте небольшой рассказ о женском или мужском русском национальном костюме. Постарайтесь найти дополнительную литературу о том, какую верхнюю одежду, головные уборы, обувь носили наши предки не только в праздники, но и в буднии дни. ПОМОГИТЕ ПЖ.
Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами.
Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках.
ПОМОГИТЕ ПЖ.
Znanija. com
10.04.2018 5:27:09
2018-04-10 05:27:09
Источники:
Https://znanija. com/task/46206694
История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды. 5 класс » /> » /> .keyword { color: red; } Подготовьте небольшой рассказ о женском или мужском русском национальном костюме 5 класс родной язык
История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды. 5 класс
История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды. 5 класс
Цель: формирование представлений о русском национальном костюме, о традициях русского народа, о предметах быта.
Познакомить с историей костюма,
Дать представление о взаимном проникновении материальной и духовной культуры,
Рассказать о быте, традициях и обычаях народа.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент
Формулировка темы и цели урока
Изучение нового материала.
Работа со статьей учебника. Стр. 29-30
Слово учителя.
Работа со статьей учебника. Стр. 31-32.
Как вы понимаете мысль о том, что «язык сохраняет отдельные «кусочки», «осколки старинных слов»? Как вы думаете, какие «отзвуки» древнего слова лепота имеют в виду авторы текста?
Какое значение в современном русском языке имеет сочетание за тридевять земель?
Попробуйте догадаться, какое число скрывается за числительным «тридевять»?
Имейте в виду, что в старину в народном языке наряду с общей десятеричной системой счета существовала и другая, девятеричная, то есть счет девятками.
Известно ли вам шутливое выражение сарафанное радио?
В каких ситуациях его употребляют?
Как вы думаете, какие представления лежат в основе смысла этого выражения?
«Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости», – это слова А. С.Пушкина. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Это целиком и полностью относится и к изучению одной из важнейших сокровищниц русского народа – старинному костюму.
Русский традиционный костюм стал складываться в XII-XIII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних русов – славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне. Покрой женской одежды соответствовал всем канонам православия: одежда была свободной, чтобы через нее невозможно было прочитать очертания фигуры, главным принципом при изготовлении одежды было целомудрие женщины, в соответствии с евангелическими заповедями. Особое значение имел головной покров. В быту непокрытой могла быть только девушка. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора: девичьего – в виде обруча или повязки, женского – в виде закрытой шапочки, кокошника, сороки, платка.
Реформы императора Петра I в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда первоначально была привилегией царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов; распространяясь все шире, она вошла в быт горожан всех сословий. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному народному костюму.
Как вы понимаете значение слов за´пона, бора´?
Прочитайте фрагменты текста, в которых эти слова поясняются.
Соотнесите рисунок «Вологодская девушка в праздничном наряде» (стр. 31) с содержанием текста.
Какой еще информацией надо обладать, чтобы описать традиционный праздничный костюм девушки?
Что для этого нужно знать?
Закрепление нового материала
1. Выполнение упр. 28.
2. Сообщения обучающихся о национальном костюме
Прочитайте текст и найдите недостающую информацию для описания праздничного наряда вологодской девушки (упр. 27).
Какая информация, содержащаяся в тексте, понадобится вам для описания праздничного наряда вологодской молодухи – молодой замужней женщины? Прочитайте фрагмент текста, в котором об этом говорится.
Опираясь на тексты упр. 27 и 28, подготовьте рассказ о традиционном праздничном наряде.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздник ждали, к нему готовились.
А какие наряды надевали в праздники? Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем большей почет был хозяйке.
У донских казачек достаток мерялся, например, по числу юбок, которых было по пятнадцать-двадцать штук, а к ним для пары полагалась еще и кофта того же цвета.
Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых, как правило, не было в повседневной одежде.
Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашнее выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Женщины носили – глухие сороки, кики, повойники, платки.
А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса – всему миру краса». Девушки носили – легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи.
И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц.
Рассказать о быте, традициях и обычаях народа.
Multiurok. ru
13.04.2017 12:53:01
2017-04-13 12:53:01
Источники:
Https://multiurok. ru/files/istoriia-v-slove-naimenovaniia-predmetov-tradits-1.html
- Энциклопедия
- Разное
- Русский народный костюм
Доклад на тему Русский народный костюм сообщение
Народный костюм – визитная карточка нашего государства. Если правильно расшифровать этот код, можно понять культурный, исторический, географический и экономический аспекты жизни предков, а особо любознательные сумеют постичь загадку русской души.
Своеобразие русского народного костюма продиктовано природно-климатическими условиями жизни славян. Так, суровые затяжные зимы заставляли людей использовать меха, шерсть и кожу животных. Жарким летом выручали льняные рубахи. С обилием физической полевой и домашней работы легче было справляться в просторной одежде с подобранными рукавами. Крестьянки говорили: «дом вести – не рукавом трясти».
Из каких элементов состоял русский народный мужской костюм?
Основой была шитая из холста рубаха (от «руб» — грубая ткань), доходившая до колен. На талии рубаху подпоясывали кушаком (широкий пояс из ткани или плетёный из ниток). Вторым атрибутом были порты (старинное название «ноговицы») с завязками. Примечательно, что цвет рубахи отличался от цвета штанов.
Верхней мужской одеждой был кафтан из шерстяной ткани немарких цветов (коричневого, серого или чёрного), застёгивавшийся на крючки или пуговицы. Помимо кафтанов существовал ещё один вид верхней одежды – поддёвка с запахом, имевшая ссади сборки на талии.
Головным убором мужчин была шапка. С круглой и плоской тульёй, изготовленные из войлока называли «грешневиками». Зимой незаменимыми были меховые треухи (наподобие современных ушанок).
Исподней одеждой женщин тоже была рубаха длиной значительно ниже колен. Она имела прямой разрез на груди и низкий ворот-стойку. В отличие от мужчин, женщинам не подобало появляться на людях в рубахе, поэтому крестьянки носили понёвы (прямая юбка с завязками спереди).
Знаковой одеждой русской женщины был сарафан. Его отличали: длина до пола, лямки, отсутствие рукавов, пуговицы впереди по всей длине изделия.
На женской голове в ту или иную пору её жизни красовался свой головной убор.
Незамужняя девушка надевала повязку (широкая жёсткая лента) или коруну (высокий обруч). Молодую жену можно было отличить по кокошнику (особый тип шапочки). Женщина, познавшая счастье материнства, ещё тщательнее скрывала волосы от посторонних глаз, надевая сначала повойник (чепец), затем подзатыльник (повязка сзади) и венчала это кичкой или сорокой.
Традиционными видами русской мужской обуви были лапти (от «лапа» — стопа) и сапоги, а зимой носили чуни и валенки. Женщины носили лапти, кожаные чоботы и коты (башмаки на невысоком каблуке).
В лаптях ходили весь сухой сезон, за три-четыре дня изнашивая их, благо изготовить новую пару было под силу даже ребёнку.
Верования предков и стремление их к прекрасному, нашли отражение в русском народном костюме. Ворот, рукава и подол рубахи украшали орнаментом, имевшим охранную силу. Верхнюю одежду шили из цветных тканей, вышивая причудливые узоры, а на головных уборах женщин в изобилии золотое шитьё и жемчуг.
Исторические события вносили свои коррективы в уклад жизни крестьян, неизбежно отражаясь на русском народном костюме, однако базовые элементы оставались неизменными.
Вариант №2
На протяжении многих веков на Руси складывались определённые традиции в одежде. Русский национальный костюм – это не просто одежда, но и способ рассказать кое-что о себе. Так, по наряду девушки можно было понять, замужем ли она либо готовится стать невестой. Даже самые бедные крестьяне уделяли много внимания своей одежде.
Главным элементов русского народного костюма испокон веков была рубаха из натуральных материалов. В зависимости от региона и достатка семьи её делали из хлопка, льна, конопли или шёлка. Рукава и воротник рубахи непременно были украшены узором, орнаментом, который говорил о том, из какой губернии, а иногда и местности, происходит человек. Например, в Смоленской губернии женщины предпочитали орнамент чёрного, жёлтого и красного цвета, который обычно располагался по всей длине рукава горизонтальными линиями. Центральные губернии жили в большем достатке, поэтому на рубахах преобладали красный, жёлтый и даже золотой цвет.
Женский русский костюм невозможно представить без сарафана или понёвы – широкой юбки, затягивающейся специальным поясом на талии. Причём пояс был очень важным элементом одежды. Они различались у молодой девушки и замужней женщины, а выходить из дома без пояса было неприлично. Сарафан и понёва надевались поверх рубахи. Для повседневной носки их шили из ситца, конопляной или льняной ткани, а иногда понёву шили из шерсти. Цвет этой одежды мог быть различным, и у каждого цвета было своё значение. К праздникам или свадьбе сарафаны шились из дорогих тканей – шёлка или парчи. Поверх сарафана, понёвы и рубахи носится передник – предмет особой гордости каждой русской женщины. Она украшала его особым узором, который рассказывал о её жизни, семье, истории рода.
По головному убору можно было узнать, замужем ли девушка или нет. Молодые девушки оставляли часть головы непокрытой. После свадьбы, когда ей «расплели косу», она не должна показываться на людях без забранных волос. Если замужняя женщина покажет свои волосы кому-то постороннему, это считалось позором. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься».
Мужчины также подвязывали рубаху поясом, причём рубаха могла доходить до середины бедра. Порты (штаны) были неширокими, чтобы зимой их можно было заправить в сапоги, а летом не мешали работать.
Традиции русского народного костюма закладывались именно в крестьянской и купеческой среде, поскольку дворяне в большинстве своём следовали французской и английской моде. Одежда русского народа отличается своей многослойностью, красотой, а также тем, что каждый элемент узора имел свой особенный смысл.
2, 3, 5 класс
Русский народный костюм
Популярные темы сообщений
- Заповедники Африки
Африка, несмотря на свой достаточно жаркий и засушливый климат, всегда радостно встречает приезжих гостей и туристов. Ее территория богата самыми удивительными уголками природы. Буквально каждой части Африки есть что показать и рассказать.
- Бархатцы
Название этому растению дал К. Линней. Он для названия взял имя этрусского полубога Тагеса, который обладал исключительной красотой. Родиной бархатцев является Центральная и Южная Америка. В Европу их завезли в XVI веке,
- Археологические памятники палеолита
Древнейшим периодом развития человека считается каменный век. До настоящего времени археологами не установлена точная дата начала периода, известен срок его окончания -35 тыс. лет назад.
- Дрофа
Дрофа – красивая птица больших размеров. Из-за того, что она была хорошим трофеем, на дрофу много охотились. Поэтому пришлось занести этих птиц в красную книгу, чтобы они не исчезли. Также на уменьшение популяции повлияла обработка полей химикатами.
- Косуля
Косуля относится к отряду парнокопытных из семейства оленей. Свое название получила из — за сходство с козой. Ее название так и переводится с латинского языка как дикая коза.
Русский народный костюм. Одежда, в которой отразились обычаи русского народа, его история и деятельность. Комплекты вещей для будних дней, работы и праздничных выходов. Костюмы, за облачение в которые при въезде в Петербург времен Петра I Алексеевича взималась пошлина.
Русский народный костюм со времени своего появления пережил многое, неизменным во все времена оставалось одно правило – многослойность наряда. Это требование предъявлялось и к женским, и к мужским вещам. Чем зажиточнее был русский человек, тем в большее число слоев одежды он облачался. Праздничное одеяние богатой женщины могло состоять из двадцати вещей, для повседневного комплекта хватало и семи элементов.
Мужской русский народный костюм
Традиционный мужской костюм для летней поры состоял из нескольких вещей. Основа его – рубаха, чаще всего без ворота. Богатые мужики и бояре носили ее строго под низ всего наряда, для бедных крестьян она была верхней и, по сути, единственной одеждой.
Рубаха с воротом и вырезом в области груди называлась косоворотка, она украшалась вышивкой или ткаными рисунками. Традиционные цвета косоворотки – белый, синий и красный. В отличие от нижней рубахи, косоворотка в онучи и порты не заправлялась, ее нужно было подпоясывать.
Поверх рубах крестьяне надевали зипуны с вышивкой и без отложного ворота, а боярам было положено дополнять комплекты кафтанами. Зипуны у них играли роль современной жилетки.
Основные детали русского народного костюма добр молодцев:
- Мужской головной убор русского народного костюма
- Русская народная мужская рубаха
- Штаны русского народного костюма
- Русские народные мужские сапоги
В раздел >>
Женский русский народный костюм
Основой женского народного костюма также являлась рубаха. Этот элемент одеяния шился из льняного и хлопчатобумажного сукна. Для рубах богатых использовался натуральный шелк. Все рубахи были традиционных белых и красных цветов, их украшали вышивки. Часто орнамент был плотным, а расцветка и мотивы отличались в зависимости от региона. Представители центральных и северных губерний щедро украшали свои рубахи золотой вышивкой, для губерний юга был характерен орнамент красного цвета. В Воронежской губернии рубахи вышивали черными нитями.
Поверх рубах женщины надевали свободный сарафан. Он также мог быть украшен вышивкой. Для пошива повседневных сарафанов и платья крестьян использовалось грубое сукно или ситец. Праздничные и богатые варианты сарафанов отшивались из парчи и шелка.
Замужние женины и девушки, которые были готовы к посватанию, могли носить поневу. Это вышитое полотно с завязками, которое отдаленно напоминает современную юбку с запахом. Сарафаны и понева дополнялись передниками.
Основные детали русского народного костюма красен девиц:
- Женский головной убор русского народного костюма
- Русский народный платок
- Русская народная женская рубаха
- Русский народный сарафан
- Русская народные женские сапожки
В раздел >>
Зимний русский народный костюм
Зимой поверх многослойных нарядов положено было надевать теплую, верхнюю одежду. Бедные слои населения носили шубы из овчины и заячьих шкурок. Бояре могли позволить себе изделия из соболя и куницы. Шубы – это длинная и тяжелая одежда, рукава которой были разрезаны до локтя. Носилось изделие мехом вовнутрь, снаружи его закрывало грубое сукно или богатая парча, что зависело от доходов владельца вещи.
Еще мужчины носили зимой кожухи. Это верхняя одежда, которая шилась из телячьих или овечьих шкур. Длина их могла быть короткой, примерно до середины бедра, либо в пол. Для женщин шились короткие душегреи. Дополняли они их меховыми шапками, поверх которых повязывали платки.
Основные детали русской народной зимней одежды :
- Русская народная шапка-ушанка
- Русский шерстяной платок
- Русская народная шуба (шубейка)
- Валенки русские народные
В раздел >>
На историю русского народного костюма оказывала влияние большая территория страны и разница в обычаях, быте и погодных условиях, а также запреты последнего царя Петра I Алексеевича на ношение народного костюма отдельными слоями населения или гостями Петербурга. И все же общие черты у костюма имеются: это многослойность, вышивка, длина костюмов и материалы, из которых они сшивались.