Доброго времени суток желает ШколаЛа всем своим читателям, а особенно тем, кого судьба в этом учебном году забросила в третий класс. Сегодняшняя статья актуальна именно для вас. Речь пойдет про проект Рассказ о слове.
Про тот самый, который задают по русскому языку.
Про тот самый, который только на первый взгляд кажется довольно простым.
Давайте сразу к делу! Чтобы узнать, что конкретно от нас требуется, заглянем в учебник.
План урока:
- 1 Задание из учебника
- 2 План работы
- 3 Выбор слова
- 4 Рассказ о слове «ветер»
- 4.1 Как пишем и как произносим?
- 4.2 Лексическое значение
- 4.3 Однокоренные слова
- 4.4 Синонимы
- 4.5 Антонимы
- 4.6 Фразеологизм
- 4.7 Сочетаемость слова
- 4.8 Пословица
- 4.9 Загадка
- 4.10 Предложение
- 5 Пример оформления проекта
- 6 Информация про другие слова
- 6.1 Утро
- 6.2 Обед
- 6.3 Вопрос
- 6.4 Красота
- 6.5 Свет
- 6.6 Чистота
Задание из учебника
Проекту в учебнике отведена целая страница.
На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».
Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.
А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.
Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.
План работы
Составляя план, мы ориентировались на пример проекта из учебника. Вот что у нас получилось.
- Выбрать слово
- Разобраться, как мы это слово пишем, а как произносим.
- Найти в словаре лексическое значение выбранного слова.
- Подобрать однокоренные слова.
- Подобрать синонимы.
- Подобрать антонимы.
- Найти фразеологизм, в котором присутствует исследуемое слово и понять, что этот фразеологизм означает.
- Подобрать слова, которые хорошо сочетаются с выбранным словом.
- Найти пословицу, в которой присутствует выбранное слово.
- Найти загадку, отгадкой к которой будет рассматриваемое слово.
- Найти в художественных произведениях красивое предложение, содержащее исследуемое слово.
- Оформить проект.
- Проиллюстрировать проект.
Вот как! Целых 13 пунктов.
Прежде чем приступать к приведению нашего плана в исполнение, давайте разберемся с некоторыми моментами, которые могут вызвать затруднение.
Что такое лексическое значение? Это как раз то, что означает слово. Лексическое значение ищите в толковых словарях, которых полно в интернете.
Что такое однокоренные слова. Это такие слова, которые имеют один и тот же корень.
Синонимы. Это слова одной части речи, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут заменить друг друга в предложении, не поменяв существенно его смысла.
Антонимы. Это тоже слова одной части речи, они звучат и пишутся по-разному и значения они имеют противоположные. Антонимы не могут заменить друг друга в предложении, вернее могут, только тогда предложение поменяет свой смысл.
Ну и еще предлагаем разобраться с тем, что такое фразеологизм.
Если попробовать объяснить просто, то это сочетание слов, которое часто употребляется в разговорной речи и имеет определенное значение, но только не то, которое вы слышите. Да уж, просто не получилось)
Попробуем на примере объяснить. Вот мы говорим: «Вася дал сдачи Егору». Если воспринимать буквально, то получается, что Егор что-то, видимо, у Васи купил, а Вася Егору что-то продал и потом отсчитал определенную сумму денег и отдал Егору сдачу.
Но! Словосочетание «дал сдачи» — это фразеологизм, поэтому буквально его мы не воспринимаем и понимаем, что, видимо, Егор дал Васе в лоб, а Вася за это дал Егору в ухо, то есть «дал сдачи». Уф… Кажется теперь понятнее получилось.
Все остальное в задании вроде как понятно.
Давайте приступать. Проект мы будем выполнять вместе с Сашей Романцовым. Саша – третьеклашка. Начнем с выбора слова, которое будем исследовать.
Выбор слова
Нужно сказать, что трудности начались уже на первом этапе. Оказывается, не так уж просто выбрать слово, к которому потом будет просто подобрать синонимы и антонимы. Вначале мы решили взять «календарь». Знаете вы синоним к этому слову? А антоним?
Оставили мы с Сашей в покое «календарь» и взялись за «телефон» и опять тупик. Где синонимы? А антонимы где?
Нужно сказать, что слов мы перебрали немало, прежде чем поняли, что в данной работе не стоит привязываться к существительным, обозначающим предметы. Проще взять существительное абстрактное, его еще называют отвлеченное. То есть существительное, которым можно описать какое-либо понятие, состояние, действие, качество.
Лучше взять такое слово, которое означает то, что нельзя потрогать руками или сбросить с горы вниз. Как, например, можно потрогать руками «красоту» или «осень»? Вот такие слова лучше и выбирать.
В результате мы выбрали слово «ветер», будем рассказывать про него.
Рассказ о слове «ветер»
Как пишем и как произносим?
«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.
Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».
Да, и еще указываем, где ударение стоит.
Лексическое значение
Разные словари дают разные определения «ветра».
Мы выбрали самое простое.
Однокоренные слова
Здесь ничего сложного не было.
Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.
Синонимы
В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.
У нас получилось пять синонимов.
Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».
Антонимы
Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.
Но и их для проекта будет достаточно.
Фразеологизм
Выбрали такой – «Ветер в голове».
Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.
Сочетаемость слова
Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.
Пословица
А вот и наша «ветреная пословица»
Загадка
И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.
Предложение
Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.
Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.
Пример оформления проекта
Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.
Мы сделали слегка интерактивный планшет.
Вот так он выглядит с одной стороны.
А вот так с другой.
Давайте рассмотрим его подробнее.
В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.
В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.
Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.
В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».
Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.
В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.
Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.
Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.
Переворачиваем планшет.
Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.
Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.
Слева от картинки блок с пословицей.
Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…
Загадку.
Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.
На нем у нас фразеологизм.
А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.
Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».
Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.
Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.
Информация про другие слова
Утро
Пишем — «утро».
А произносим — «утр[а]».
Лексическое значение: часть суток следующая за ночью и предшествующая дню.
Синонимами к «утру» могут быть: «зорька», «рассвет», «рань».
Антонимами – «вечер» или «ночь».
В качестве фразеологизма можно взять: «Утро вечера мудренее». Он означает, что делать дела или принимать какие-то важные решения лучше с утра, а не вечером.
Каким может быть утро? Завтрашним, ранним, холодным, воскресным, солнечным.
А вот пословица с загадкой.
Предложение можно взять из творчества И.С. Тургенева.
Обед
Пишем — «обед».
Произносим — [а]бе[т].
Обед – основной прием пищи, обычно приуроченный к середине дня, между завтраком и ужином.
«Обед» – «обедня», «обеденный», «пообедать», «послеобеденный», «пообедавший».
Синонимы к «обеду»: «пир», «трапеза», «ланч», «кушанье».
Антонимы – «завтрак», «ужин».
В качестве фразеологизма подойдет фраза «Сто лет в обед». Так говорят о чем-то древнем, давным-давно случившемся или о человеке очень преклонного возраста.
Каким может быть обед? Праздничным, званным, вкусным, сытным, горячим.
С предложением помог справиться А.П. Чехов.
Вопрос
Пишется — «вопрос».
Произносится — «в[а]прос».
Вопрос – обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа; нечто неясное, до конца неизвестное.
«Вопрос» – «вопросник», «вопросик», «вопрошающий», «вопросительный», «вопрошать».
Синонимы к «вопросу»: «задача», «проблема», «загадка», «задание».
Антонимы – «ответ», «решение», «отгадка».
Фразеологизм – «Вопрос жизни и смерти». Так говорят о каком-то очень важном деле.
С какими словами сочетается «вопрос»? Трудный, риторический, больной, важный, большой.
В качестве предложения можно использовать известнейшую строчку из «Гамлета» Шекспира.
Красота
Пишем — «красота».
Говорим — «крас[а]та».
Красота – все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое, нравственное, художественное наслаждение.
«Красота» – «краса», «красавица», «красотка», «украшение», «красиво».
Синонимы к «красоте»: «прелесть», «неотразимость», «загляденье», «великолепие», «чудо».
Антонимы – «уродство», «уродливость», «безобразие».
Фразеологизм можно использовать такой – «Красота неземная». Так говорят об очень красивом, ярком человеке.
Какая бывает красота? Абсолютная, ангельская, редкая, мужская, женская.
Загадку про слово «красота» нашли всего одну. Она довольно замороченная, так что, если будете использовать её в своей работе, обсудите её с ребенком, чтобы он понимал, что к чему.
Предложение. Опять у Максима Горького позаимствовали.
Свет
Пишем — «свет».
Произносим — «свет».
Свет – тот или иной источник освещения; Земля, Мир, вселенная, а также люди населяющие Землю.
«Свет» – «светлица», «светлячок», «светофор», «светило», «светлый».
Синонимы к «свету» — «блеск», «сияние», «мир», «яркость», «блеск».
Антонимы – «тьма», «мгла», «темнота».
Можно взять фразеологизм «На край света». Очень далеко, куда угодно, в любое самое далекое место.
Какие слова сочетаются со словом «свет»? Белый, солнечный, включить, увидеть, яркий.
Предложение из произведения всё того же Максима Горького.
Чистота
Пишем — «чистота».
Говорим — «чист[а]та».
Чистота – чистое состояние, чистый вид чего-нибудь; всё, что считается незапятнанным, не входящим в состав какой-либо смеси.
«Чистота» – «чистый», «чисто», «чистюля», «начисто», «нечистоты».
«Чистые» синонимы: «аккуратность», «опрятность», «марафет», «прибранность».
«Чистые» антонимы: «грязь», «беспорядок», «сор», «загрязненность».
Фразеологизм «Чистота — залог здоровья» говорит нам о том, что чтобы быть здоровым, нужно содержать в чистоте своё тело, дом, планету.
Какие слова хорошо сочетаются со словом «чистота»? Стерильная, кристальная, абсолютная, образцовая, экологическая.
Предложение из произведения Н.В. Гоголя.
Ну вот еще с одним проектом для третьего класса разобрались. Надеемся, информация была для вас полезна.
Приобрести шаблоны для того, чтобы сделать такой же красивый проект-планшет «Рассказ о слове» как у нас, можно здесь.
Обратите внимание на блоге «ШколаЛа» есть и другие статьи, которые могут быть полезны для подготовки школьных «лингвистических» проектов:
- Почему октябрь назвали октябрем?
- Моя любимая буква «А»
- Моя любимая буква «Б»
- Проект «Живая азбука»
- Почему сентябрь назвали сентябрем?
Также ШколаЛа может предложить вам отличные, проверенные временем и школой шаблоны портфолио для мальчиков и для девочек.
На сегодня все!
До новых встреч!
Наши проекты. Рассказ о слове
- Что мы можем рассказать о слове? Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово мороз.
1. Лексическое значение слова:
Сильный холод (с температурой воздуха ниже 0°).
Холодная, зимняя погода.
2. Однокоренные слова: мороз, морозец, морозище, морозный, морозить.
3. Синонимы: мороз, холод, стужа.
Антонимы: мороз — жара, мороз — зной.
Фразеологизм: Мороз по коже (по спине) дерёт (пробегает, идёт). Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения.
4. Сочетаемость слова: сильные, жестокие, первые, январские, русские, сибирские… (морозы).
5. Пословица. Мороз невелик, а стоять не велит.
Загадка. Без рук рисует, без зубов кусает.
6. Предложения с этим словом.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы. (А. Пушкин)
Составьте и вы такую же страничку с каким-либо словом. Проиллюстрируйте свою страничку. Расскажите о выбранном вами слове в классе.
заря
Произносим: [зар’а]
Записываем: заря (словарное слово).
Многозначное слово.
1. Лексическое значение слова заря:
1. Яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
2. Время появления на горизонте этого освещения.
3. (перен.) Начало, зарождение, ранняя пора чего-либо (обычно приятного, радостного, желанного).
4. (военн. (также зоря)) Военный сигнал на барабане, горне или трубе в часы подъёма и при отходе ко сну.
5. (военн.) воинский церемониал.
6. (ботан. (также зоря)) Род многолетних травянистых растений семейства зонтичных с желтоватыми цветками; любисток.
Прямое значение: На востоке занималась новая заря.
Переносное значение: На заре истории — киммерийцы, скифы и сарматы.
2. Однокоренные слова: заря, зарница, зарничный, озарить, озарённый, заревой, зарянка.
3. Синонимы: рассвет, спозаранку, до росы.
Антонимы: поздно, закат.
Фразеологизмы:
ни свет ни заря (очень рано утром), от зари до зари (с раннего утра до позднего вечера).
4. Сочетаемость слова: утренняя, вечерняя, румяная, алая, багровая… (заря)
5. Пословицы:
Заря золотом осыплет.
Какова вечерняя заря, таков и другой день.
Зарю проспать, рубахи не достать.
Загадка:
Красная девица в зеркало глядится. (Заря)
6. Предложения с этим словом.
Чуть брежжит бледная заря, —
Слежу мелькания снежинок. (А. Блок)
Я вижу край небес в дали безбрежной
И ясную зарю. (З. Гиппиус)
Небо широкое, широкое.
Смотрит заря утомлённая. (З. Гиппиус)
Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.
Ответы по русскому языку. 3 класс
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Наши проекты. Рассказ о слове с. 72
4.1 (82.8%) от 735 голосующих
В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект «Рассказ о слове». Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.
Самый популярный вид проекта — презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.
Так что же из себя представляет проект «Рассказ о слове»? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.
Как составить рассказ о слове в 3 классе план:
- Орфография или правописание слова
- Лексическое значение
- Однокоренные слова
- Синонимы
- Антонимы
- Фразеологизм
- Сочетаемость слова
- Пословица
- Загадка
- Предложение с этим словом
Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта «Рассказ о слове»
- пословицы и поговорки
- загадки
Самая простая форма проекта про слово солнце — письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:
Скачать проект Рассказ о слове «мороз» в виде презентации
примеры слайдов презентации
Еще один вариант проекта о слове мороз в виде документа Word (скачать файл полностью)
Скачать проект «Рассказ о слове солнце» (файл Word)
Скачать пример ГДЗ презентация проект «Рассказ о слове солнце»
Проект по русскому языку 3 класс «Рассказ о слове собака»
Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.
Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.
В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку «Рассказ о слове». С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.
Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.
Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.
МБОУ «Приморская СОШ»
Проект
«Рассказ о слове»
Выполнила учащаяся 3 класса
Лопатина Росава
под руководством
учителя начальных классов
Хамнуевой А.А.
Методический паспорт учебного проекта
Проект «Рассказ о слове»
Предмет: русский язык
Класс: 3.
Цель проекта:
- подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
- составить словарную статью о слове;
- участвовать в презентации своей страницы.
Задачи проекта:
- формировать умения подбирать текстовую информацию;
- выделять из большого количества информации главное;
- представлять свой проект.
Планируемые результаты.
В ходе работы над проектом учащиеся научатся:
- находить пути решения поднимаемой проблемы;
- пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;
- находить полезную информацию в словарях;
- совершенствовать умения находить однокоренные слова;
- собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;
- сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
- оформлять страницу журнала;
- презентовать проект;
- оценивать результаты работы;
- пользоваться результатами собственной деятельности.
Тип проекта: информационно-исследовательский, индивидуальная работа.
Время: 2 занятия.
Результат проекта (продукт): журнал о словах, выбранных учащимися самостоятельно. Каждый ученик готовит информацию об одном слове, оформляет информацию на листе формата А-4. (шаблон оформления листа см. ниже)
План работы над проектом
1этап. Подготовительный.
- Сообщение цели и задач проекта.
Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию.
Полученную информацию оформить на листах формата А -4.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
- Обсуждение названия проекта.
- Планирование .
— Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.
- Сбор материала.
- Оформление работы.
- Защита.
3 этап. Практический
Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации.
4 этап. Презентационный
Представление и защита работ.
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)
Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.
Рассказ о слове ____________
1.Лексическое значение слова: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Однокоренные слова: _______________________________________
3. Синонимы: _________________________________________________
4. Антонимы: __________________________________________________
5. Фразеологизм _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сочетаемость слова: ___________________________________________
7.Пословицы: ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Загадки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Предложения со словом :
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАРЯ
1. Лексическое значение слова:
1.Яркое освещение горизонта перед восходом или после
захода солнца.
2. Начало зарождение чего-либо радостного.
2. Однокоренные слова .
Заря ,зарево, зорька, зарница, зарянка, озарение, озарять, зоренька.
3. Синонимы: заря, расцвет.
Антонимы: заря – закат.
Фразеологизм:
Ни свет, ни заря — очень рано.
От зари до зари – целую ночь или целый день.
Встать с зарёй – встать очень рано.
4.Сочетаемость слова: утренняя, красная, яркая, ранняя, вечерняя (заря).
5.Пословица.
В летнюю пору заря с зарёй сходится.
Какова вечерняя заря, таков и другой день.
Заря занимается и без пения петуха.
Загадка.
1. Лежит ковёр большой-большой,
А не ступить на него ногой.
2. Стали алы облака,
Стала розовой вода.
6.Предложения с этим словом.
Две зорьки
Утренняя зорька
Распахнуты глаза.
Светла, как улыбка,
Чиста, как слеза.
Румяна стыдливо.
Прохладой нежна.
Ещё молчалива
Зорька-княжна.
Вечерняя зорька –
С поволокой глаза,
С тайной улыбка,
С горчинкой слеза.
Алые шали.
И что здесь – игра?
Уже молчаливо
Гаснет заря.
Елена Гутник.