Подготовить рассказ о детстве поэта или о лицейских годах

А. С. Пушкин – легендарный русский поэт. Он родился в Москве, 6.06.1799 г (по старому исчислению 25 мая) в семье дворян. А.С. Пушкин, лицейские годы и детство которого проходили очень бурно, нанесли след на становление поэта. Семья его жила по полгода то в Москве, то в своем имении Захарьине.

Детство и лицейские годы Пушкина: краткое содержание

В детстве Александр был скромным, тихим, предпочитал спокойные игры. Его мать больше внимания уделяла его брату Льву и сестре Ольге. Об Александре больше заботилась бабушка и любимая нянька Арина Родионовна, которой впоследствии поэт посвятил много теплых слов и стихов.

Детство и лицейские годы Пушкина: краткое содержание

Именно благодаря им, их теплоте, в поэте проснулась поэтическая муза. Из робкого мальчика Александр постепенно становился шаловливым, резвым ребенком. Как признавалась его бабушка, внук бросался из крайности в крайность, был умен, однако учился довольно плохо.

У его отца, Сергея Львовича, было много книг, в основном на французском. Воспитанием и обучением мальчика занимались иностранные гувернеры, которые постоянно менялись. Александр на французском говорил, как на родном. После 7 лет мальчиком овладела сильная тяга к чтению, и он буквально начал «глотать» книги. Где-то лет с 9 Пушкин начинает сочинять стихи на французском, на котором писал Вольтер.

Так заканчивается детство, и лицейские годы Пушкина проходят уже в Петербурге. Юность прошла в закрытом учебном заведении, которое открылось в 1810 г в Царском селе, при дворе императора Александра Первого.

Приехав в Петербург, Александр вместе с дядей удачно сдает экзамен, а влиятельные знакомые закрепляют место за Александром. С 19 октября 1810 года начинаются его лицейские годы. Во вновь открывшееся учзаведение было принято 30 человек из средних дворян.

В лицее Александр увлекался поэзией, особенно иностранной, поэтому получил от товарищей прозвище «Француз». Пушкин среди лицеистов часто становился победителем в пассивных соревнованиях. В русских писателях поэту больше нравился Батюшков и другие, входившие в кружок Карамзина. Туда же ходил и дядя Александра.

Во время учебы в лицее Пушкин познакомился с новыми течениями в литературе. Первая творческая слава пришла к поэту в 15 лет. С 1815-1817 гг. образуется общество «Арзамас», которым руководит Жуковский.

Среди членов кружка находился и Александр. Девятого июня 1817 года состоялся выпускной, по итогам экзамена Пушкин получил новое признание «Арзамаса».

Интересные факты из жизни Пушкина

Детство, лицейские годы Пушкина, интересные факты: родившись летом, поэт больше любил осень и зиму, именно этим сезонам посвящено большее количество произведений. Чаадаев сильно повлиял на кругозор Пушкина, потом он посвятил ему стихотворение. Любимым поэтом Александра Сергеевича был Вольтер, склонность к сатире появилась благодаря его произведениям.

Пушкин – выдающаяся личность, поэт, творения которого навсегда запечатлены в истории литературы. Александр Сергеевич известен не только в России, но и далеко за ее пределами.

А.С. Пушкин: лицейские годы и детство

2.8 (56.18%) 848 votes

На этой странице искали :

  • детство и лицейские годы пушкина
  • сообщение о А С П ушкини о детстве и лицейских годах
  • пушкин детство и лицейские годы
  • детские и лицейские годы а с пушкина
  • детство пушина лицейские годы

Детство и лицейские годы Пушкина (кратко)

Рождение поэта

В московских двориках 1799-й весны ещё не успела отцвести сирень, как
Россия волею судьбы получила бесценный духовный подарок – на свет
появился Александр Сергеевич Пушкин. Кажется немного удивительным, что,
родившись в романтическое время – 6 июня (26 мая по тогдашнему стилю),
великий поэт воспевал больше осень и зиму. Знаменательно, что рождение
гения состоялось в день празднования Вознесения Господня. Скромная
дворянская семья Пушкиных не пренебрегала литературой. Сергей Львович,
отец будущего поэта, вместе с братом Василием сами упражнялись в
стихотворчестве. Проживали Пушкины попеременно в Москве либо в Захарьине,
своей деревне под Москвой. Они вели праздную и беспечную жизнь. Дом
поражал очевидцев контрастами: в одном месте мебель богатая,
антикварная; в другом – пустота или рухлядь. На грани разорения были и
их имения.

Детство Пушкина

До 7 лет Александр был робок, неловок, не любил
подвижных игр. Были опасения насчёт его умственного развития. Поэтому
он, возможно, был обойдён материнской любовью. Надежда Осиповна,
урождённая Ганнибал, предпочитая дочь Ольгу и сына Льва, даже их не
баловала вниманием.Кратко говоря, заботу Пушкин ощутил в детстве лишь со стороны бабушки Марьи
Алексеевны, няни Арины Родионовны, которой впоследствии посвятил немало
тёплых благодарных строк. Этим женщинам он обязан в пробуждении
своей поэтической музы. После семи лет мальчик вдруг превратился в
шаловливого, резвого ребёнка. На смену бабушке и няне были приглашены
гувернёры, в основном иностранцы. Лет с девяти им обуяло пристрастие к
чтению. Примерно тогда он стал сочинять и сам. Первые стихи были на
языке Вольтера, французским он владел как родным.

Лицейские
годы

Проявившийся внезапно пылкий темперамент, не поддающийся обузданию ни
воспитателями, ни родителями, способствовал тому, чтобы отдать
недоросля в строгое закрытое заведение. Был выбран недавно открывшийся
Царскосельский лицей, и двенадцатилетний Пушкин успешно выдержал
вступительные испытания. Поначалу порядки в лицее были не жёсткими. Учёба
давалась легко, а больших знаний по нелюбимым предметам не требовали.
Математик, зная нерасположение к своему предмету Пушкина и других
лицеистов, выслушивал на занятиях их болтовню и анекдоты. В лицее
Александр много читал, особенно исторические книги и труды по
словесности. Им совместно с молодыми литераторами (Дельвигом,
Горчаковым, Кюхельбекером и другими) был создан литературный кружок. На
занятиях издавали рукописные журналы и занимались особенной литературной
игрой. Благодаря кружку Пушкин увлёкся русским языком и стал сочинять
на нём меткие эпиграммы. В лицейские годы написано около 120
стихотворений и начата работа над поэмой «Руслан и Людмила». Однажды на
торжественном публичном экзамене присутствовал Державин. Старик был в
восторге от «Воспоминаний в Царском Селе», хотел обнять автора, но
Пушкин смутился и убежал…Будучи лицеистом, он сблизился с Жуковским,
Вяземским и Карамзиным. Май 1817 года. Выпускник лицея Пушкин получил чин
X класса или гвардии офицера.

Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.

2. Подготовьте рассказ о детстве поэта (на основе прочитанного в классе) или о лицейских годах (на материале прочитанных вами статей).

Лицейские годы А.С.Пушкина.

В 1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Родители решили отправить будущего поэта в Санкт-Петербург, где открывалось новое учебное заведение — Императорский Царскосельский лицей. Лицей предназначался для обучения и воспитания «юношества благородного происхождения», т. е. дворян, с тем чтобы по окончании Лицея выпускники могли быть причастны к «важным частям службы государственной».

В июле 1811 года дядя Пушкина, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин, вместе с племянником приехал в Северную столицу. 12 августа Александр Пушкин выдержал экзамен и был принят в Лицей в числе 30 воспитанников.

19 октября состоялось открытие Лицея. Этот день стал священным для Пушкина, который впоследствии придал ему значение огромного исторического события в жизни России и в своей судьбе, воспев его в стихах.

Лицей был закрытым учреждением. Лицеистам объявили, что до окончания шестилетнего срока обучения никто не должен покидать Лицея или выезжать из него. Родственникам разрешалось посещать воспитанников только по праздничным дням.

Комнаты воспитанников находились на четвертом этаже. Пушкин занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина. Обстановка комнат была скромной: стол с необходимыми принадлежностями (чернильницей, свечой и щипцами для снятия нагара со свечи), конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, зеркало, умывальник.

Режим в Лицеи был достаточно строгий. День лицеистов начинался в шесть часов утра. Утром и вечером лицеисты читали молитву. Занятия проходили с семи часов утра до половины девятого вечера, с перерывами на прием пищи и две прогулки.

Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе — учиться и жить «Для общей пользы». Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласящее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны».

Программа Лицея включала разнообразные предметы. Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук.

В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам. В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его любимым другом стал Дельвиг, он сохранил дружеские связи с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским и другими лицеистами.

3. Рассмотрите фотографии Лицея и портреты лицеистов — друзей Пушкина. Прочитайте о них в школьном энциклопедическом словаре «А. С. Пушкин». Подготовьте рассказ об одном из них.

Антон Антонович Дельвиг (1798–1831) — русский поэт и издатель. Один из лучших друзей Пушкина, чьё имя неоднократно встречается в произведениях великого поэта.

Антон Антонович Дельвиг родился 6 (17) августа 1798 года в Москве в старинном дворянском семействе. Предки мальчика перебрались в Россию из Прибалтики.

В 13 лет Антон был отдан родителями в Императорский Царскосельский лицей, где быстро сошёлся с одноклассниками: Александром Пушкиным, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером. Дружба этих талантливых мальчиков оказалась очень крепкой и смогла сохраниться в течение долгих лет.

В лицейский период самым главным предметом для Дельвига была литература, с которой он хотел связать всю свою жизнь. В 1814 году он под псевдонимом Русский опубликовал своё дебютное стихотворение «На взятие Парижа».

После окончания обучения Антон Дельвиг устроился на должность служащего в Департамент горных и соляных дел, потом работал в канцелярии Министерства финансов.

В 1819 году Дельвиг со своими верными друзьями Пушкиным, Кюхельбекером и Баратынским создал Союз поэтов. Не найдя применения своим талантам, он взялся издавать альманах «Северные цветы», а спустя некоторое время — новый альманах «Подснежник».

В 1820 году Антон Антонович перевелся в Императорскую публичную библиотеку, где в течение нескольких лет он работал вместе известным баснописцем Иваном Крыловым. В библиотеке Дельвиг очень много читал, забывая о работе. При первой же возможности Дельвиг был уволен.

Наиболее популярным произведением Антона Дельвига стало стихотворением «Соловей». Его строки были положены на музыку Алябьева, и лирическое произведение стало одним из самых популярных среди вокалистов с мировым именем.

Самым важным проектом Дельвига стала «Литературная газета», основанная им в 1830 году при поддержке Пушкина и Вяземского.

Скончался Антон Антонович Дельвиг в январе 1831 года в возрасте 32 лет. Причиной смерти поэта стал тиф.

Лицейские годы Пушкина

Лицейские годы Пушкина стали началом его творческой знаменитости. Именно здесь писатель заслужил уважение «первого русского поэта» Г. Р. Державина, а также похвалу других известных в те времена поэтов и писателей. Годы обучения в лицее, в котором А. С. Пушкин обрел настоящих друзей, навсегда запомнились писателю. Данный материал, который расскажет кратко о лицейских годах Пушкина, поможет при подготовке к уроку литературы в 5 классе.

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.

Дружеские связи

Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.

Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.

­Вы прочитали
статьи о детстве поэта, его занятиях в библиотеке отца, чтении русской и
французской литературы, статьи о лицейских годах (лицейских учителях,
друзьях, лицейских годовщинах). Какие размышления вызвали у вас эти
сведения о великом русском поэте?

Родители Пушкина дали
ему достойное образование в лицее. На целых шесть лет юный поэт был
отправлен на обучение. Культ дружбы, царивший в этом месте, научил поэта
дружбе. После выпуска у него остались друзья-лицеисты. Многим из них он
посвящал свои стихотворения.

Расскажите
о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский
государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие;
каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему
приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от
воспитанников и др.).

Императорский лицей получил такое название, потому что он был продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).  

Государь
задумывал лицей как привилегированное учебное заведение для детей
дворянского происхождения, чтобы в будущем они могли быть причастны к
“важным частям службы государственной”.

Открытие поразило
воспитанников тем, что в центре актового зала был стол, покрытый красным
сукном с золотой бахромой, а на нем лежала грамота об основании Лицея.
Также на лицеистов произвело впечатление присутствие государя императора
и высших сановников государства.

На четвертом этаже находились
комнаты воспитанников, которые были обставлены достаточно
скромно.Воспитанников облачили в синие двубортные сюртуки с красными
стоячими воротниками, с красным кантом на манжетах; каждый носил синий
суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные панталоны
синего сукна; ноги обули в полусапожки.

День лицеистов начинался
в шесть часов утра. После утренних процедур лицеисты шли на молитву. С
семи до девяти — занятия («классы»). В девять часов утра — чай. С десяти
до двенадцати — снова занятия. От двенадцати до часу — прогулка. В час —
обед. От двух до трёх дня — чистописание или рисование. От трёх до пяти
— другие уроки. В пять — чай и затем (до шести) прогулка. Далее до
половины девятого вечера — «вспомогательный класс» (повторение уроков). В
половине девятого — ужин. После ужина до десяти — отдых. В десять
лицеисты шли на вечернюю молитву и потом отходили ко сну. Утреннюю и
вечернюю молитву читали по очереди.

Лицей по уровню даваемых
знаний приравнивался к университетам. Программа занятий была весьма
насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило,
гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны».

Каких лицеистов — друзей Пушкина вы знаете?

Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер.  

Что вы можете рассказать о лицейских профессорах?

Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников.

Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство.

Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?

Они собрались вместе каждую годовщину. Посвящали стихи этому событию.


 

Чем интересен для вас лицейский период жизни А. С. Пушкина (особенности организации и жизни Лицея, обучения)?

Меня
удивил тот факт, что лицеисты были настолько оторваны от дома и
родителей. Они могли видеться только в праздничные дни. Также интересно
то, что при таком насыщенном распорядке дня и конкуренции, лицеисты
смогли сохранить свою дружбу.


Подготовьте
рассказ о детстве поэта (на основе прочитанного в классе) или о
лицейских годах (на материале прочитанных вами статей).

До
поступления в лицей Пушкин получил домашнее образование. Родители были
не особо ласковы к сыну, и он больше был привязан к няне — Арине
Родионовне.  

У Пушкиных часто дома были гости. Но особый интерес
Александр проявлял к поэтам и писателям. Ни у кого не было такой
уникальной возможности. С детства он знаком с Дмитриевым, Карамзиным,
Жуковский и Батюшковым.

Лицейские годы отразились не только на
судьбе поэта, но и на его творчество. За эти 6 лет Пушкин написал немало
произведений, наполненных радостными событиями.

Рассмотрите
фотографии Лицея и портреты лицеистов — друзей Пушкина. Прочитайте о
них в школьном энциклопедическом словаре «А. С. Пушкин». Подготовьте
рассказ об одном из них.

Я хочу рассказать об Антоне
Дельвиге. Это один из лицейских друзей Пушкина. Они учились в одном
классе. Несмотря на то, что они оба были из небогатых семей, они были
богаты талантами в сфере литературы.  

Дельвига часто дразнили
из-за полноты. А учителя считали его лентяем, так как он не стремился к
изучению точных наук. Зато, когда дело касалось литературы, Антон мог
свободно цитировать классиков и писать свои стихотворения.  

Именно Антон Дельвиг написал стихи, которые потом стали гимном Лицея.


К кому обращено стихотворение? Какие слова подчёркивают печальное настроение ссыльного поэта?

К другу-лицеисту Пущину. Это слова: “двор уединенный”, “печальным”, “занесенный” “заточенье”.

На что надеется Пушкин? Какие строки напоминают о лицейском братстве?

Пушкин
надеется на то, что его послание подарит адресату утешенье. О лицее
напоминают такие строки: “Лучом лицейских ясный дней!”. И обращение
“друг”.

Используя какие приёмы (эпитеты, обращения и др.)> Пушкин сближает печаль ссыльного поэта и радость встречи с другом?

С
помощью эпитетов: бесценный, уединенный, печальным, занесенный ясных,
святое. И обращение “Мой первый друг, мой друг бесценный!”.  


 Фонохрестоматия
«И. И. Пущину»


Какими
средствами художественного чтения актёру удаётся передать настроение
светлой грусти и благодарности другу за приезд в Михайловское?

Это удается с помощью интонации, тембра голоса, протяженности окончаний слов.

Какие чувства передал актёр во второй части стихотворения?

Тоску, чувство безысходности.  

Подготовьте чтение стихотворения, выразив в нём чувства дружбы, поддержки, утешения, обращённые к ссыльному другу.


Когда и в связи с чем написано стихотворение?

В
1822 году в южной ссылке. Поэт был сослан за свои смелые высказывания в
адрес государства. Там он почувствовал себя в одиночестве вдали от
друзей. Так и появилось это стихотворение.

Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?

“Сижу за решеткой”, “В неволе”.

Почему
поэт подчёркивает, что «орёл молодой» «вскормлённый в неволе»? Как вы
это понимаете? Можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней?

Эти цитаты говорят о том, что свою молодость он проводит в ссылках. К неволе привыкнуть невозможно.  

Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения?

Эмоциональный
колорит создается с помощью  эпитетов («темница сырая», «грустный
товарищ», «кровавая пища», «вольные птицы»), обращения («Давай
улетим!»), повторов («туда, где..»).

Продумайте,
почему в первых двух четверостишиях при насыщенности глаголами и
глагольными формами («махая», «клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить
хочет») остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия
движения, а в последнем четверостишии, где глаголы обозначают
интенсивность цвета («белеет», «синеют») и всего один глагол движения
(«гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над
бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале
стихотворения? Каково оно в финале?

В начале стихотворения показано замкнутое пространство, из которого нет выхода. А в финале — свобода.

Какое чувство выражено в стихотворении сильнее — грусть или надежда?

Я считаю, что надежда преобладает над грустью.  

Как вы думаете, почему стихотворение «Узник» стало популярной народной песней?

Потому что эта тема актуальна не только для того времени. Множество людей оказываются ограничены в своих возможностях.  


 Фонохрестоматия
«Узник»

Как
актёру вслед за поэтом удаётся раздвинуть тесные стены темницы? Какими
средствами выразительного чтения актёр передал движение к бескрайним
просторам свободы?

Ритмичным чтением, логическим ударением, повышением тембра голоса.

Согласны ли вы с тем, что стихотворение является гимном родной природе, солнечному зимнему дню и радостному настроению поэта?

Да, я согласен. Пушкин мастерски описал красоту зимнего утра.

Какую роль играет в стихотворении строфа, рассказывающая о вечерней вьюге? Каковы картины зимнего утра?

В
стихотворении поэт использовал приём противопоставления картин,
противоположных по настроению. Такой приём называется антитезой.

Эта строфа и есть антитеза по отношению к первой строфе. Если зимнее утро чудесное, то вечер печальный.

Какие
художественные средства (эпитеты, сравнения) помогают Пушкину так
просто, задушевно рассказать о морозном зимнем утре, о настроениях,
которые появляются в душе поэта, вспоминающего вьюгу, созерцающего
сверкающие картины зимнего морозного утра?

Эпитеты — день чудесный, друг прелестный, великолепными коврами, янтарным блеском, нетерпеливого коня.

Метафоры — вьюга злилась, мгла носилась, лес чернеет.

Олицетворения — лес чернеет, ель зеленеет, трещит печь.


Фонохрестоматия
«Зимнее утро»

Какие
эпитеты находит поэт, чтобы выразить восторг, ликование, радость? Какие
эпитеты характеризуют вечер накануне солнечного утра?

Эпитеты утра — день чудесный, друг прелестный, великолепными коврами.

Эпитеты вечера — мутном небе, тучи мрачные.

Как актёр своим чтением помогает нам пережить радость утра и печаль вечера?

Интонационно.  

Постоянна
ли радость лирического героя? Какие чувства он переживает в финале
стихотворения? Как актёр показывает произошедшую смену настроения?

Радость
лирического героя не постоянна. В финале стихотворения он переживает
тоску, разочарование. При смене настроения актер замедляет темп чтения.


Как
вы понимаете слова и строки из стихотворения: «друг прелестный»,
«открой сомкнуты негой взоры», «вьюга злилась», «луна, как бледное
пятно», «северной Авроры», «прозрачный лес один чернеет», «предадимся
бегу»?

Друг прелестный — милый друг

Открой сомкнуты негой взоры — открой глаза

Вьюга злилась — сильная вьюга

Луна, как бледное пятно — луна еле заметна

Северной авроры — зимнего утра

Прозрачный лес — лес в дымке

Предадимся бегу — покатаемся на санях


Постарайтесь
создать небольшие устные сочинения: «Вьюга ночью», «Морозное солнечное
утро». Попробуйте использовать в своей речи выразительные средства
языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина.

Обратим
внимание на то, что Пушкин использует обычные слова, многие из которых
мы часто слышим в разговорной речи, однако в стихотворении они
становятся весомыми, точно найденными. Именно потому, наверное, наблюдая
такие картины в жизни, мы непременно вспомним пушкинское «Мороз и
солнце; день чудесный!».

Вьюга ночью была очень сильная. Я
заметил, что она злилась. А луна вообще была как бледное пятно. Мне так
хотелось, чтобы скорее наступило утро.  

Оно наступило. Было
морозно и радостно. Хватит спать, пора открывать глаза и наслаждаться
красотой северной Авроры! Новый день — пора новых начинаний.

Каким размером написано стихотворение «И. И. Пущину»?

Для того чтобы определить размер любого стихотворения, его нужно разбить на слоги. Возьмем две первые строчки:

Мой пер-вый друг, мой — друг бес-цен-ный,

И я судь-бу бла-го-сло-вил

Поделив
их на слоги и расставив логическое ударение, становится понятно, что
чередуются ударные и безударные слоги. Значит, это двухсложный размер, а
именно — четырехстолпный ямб. Большинство стихотворений Пушкина
написано таким размером.

Воспитание и образование

Детство Александра Сергеевича Пушкина отличалось холодностью и отсутствием родительской ласки. Родители А. С. Пушкина, хоть и по-особому любили старшего сына, не обращали особого внимания на воспитание своих детей. Мальчик был близок со своей сестрой Ольгой и бабушкой, отношения с родителями же всегда были довольно прохладными. Строгость матери и бережливость отца отделяли А. С. Пушкина от своих родителей.

Александр быстро научился читать, поэтому принимался за все, что находил в библиотеке отца, который был тесно связан с литературными кругами того времени. В основном А. С. Пушкин читал французские книги, что повлияло и на первые творческие работы мальчика. Уже к одиннадцати годам А. С. Пушкин знал почти все книги из отцовской библиотеки наизусть, так как память у писателя с рождения была феноменальной. Это позволяло мальчику почти не готовиться к изучаемым предметам, А. С. Пушкину достаточно было прочитать материал один раз.

А. С. Пушкин в детстве был любознательным ребенком. Он изучал русский, французский, немецкий и английский языки. Одним из его преподавателей был священник А. И. Беликов, который являлся литератором и переводчиком. Занимался с А. С. Пушкиным и его дядя Василий Львович.

Когда мальчику было двенадцать лет (1811 г.), А. С. Пушкин, показав достойные знания на вступительных экзаменах, поступил в Царскосельский лицей, который он закончил в 1817 году.

О детстве А.С. Пушкина

Пушкин-ребенок, худ. Ксавье де Местр 1800-1802 гг.

Воспоминания, написанные в Санкт-Петербурге 26 октября 1851, со слов сестры его О.С. Павлищевой),

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году, мая 26-го, в четверг, в день Вознесения.

От самого рождения до вступления в Царскосельский лицей он был неразлучен с сестрою Ольгою Сергеевною, которая только годом была старше. Детство их протекло вместе, и няня сестры Арина Родионовна, воспетая поэтом, сделалась нянею для брата, хотя за ним ходила другая, по имени Улиана. <�…>

До шестилетнего возраста Александр Сергеевич не обнаруживал ничего особенного; напротив, своею неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашнею молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать, отчего он охотнее оставался с бабушкою Марьею Алексеевною [Ганнибал, бабушка со стороны матери поэта], залезал в ее корзину и смотрел, как она занималась рукодельем. Однажды, гуляя с матерью, он отстал и уселся посереди улицы; заметив, что одна дама смотрит на него в окошко и смеется, он привстал, говоря: «Ну, нечего скалить зубы».

Достигнув семилетнего возраста, он стал резов и шаловлив. Воспитание его и сестры Ольги Сергеевны вверено было иностранцам, гувернерам и гувернанткам. Первым воспитателем был французский эмигрант граф Монфор, человек образованный, музыкант и живописец; потом Русло, который писал хорошо французские стихи, далее Шедель и другие: им, как водилось тогда, дана была полная воля над детьми. Разумеется, что дети и говорили и учились только по-французски.

Учился Александр Сергеевич лениво, но рано обнаружил охоту к чтению и уже девяти лет любил читать Плутарха или «Илиаду» и «Одиссею» в переводе Битобе. Не довольствуясь тем, что ему давали, он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из классиков французских и философов XVIII века. Страсть эту развивали в нем и сестре сами родители, читая им вслух занимательные книги. Отец в особенности мастерски читывал им Мольера. <�…>

Первые его попытки были, разумеется, на французском языке, хотя учили его и русской грамоте. Чтению и письму выучила его и сестру бабушка Марья Алексеевна; потом учителем русским был некто Шиллер, а, наконец, до самого вступления Александра Сергеевича в Лицей священник Мариинского института Александр Иванович Беликов, довольно известный тогда своими проповедями и изданием «Духа Масилиона»: он, уча закону Божию, учил русскому языку и арифметике. Прочие предметы преподавались им по-французски домашними гувернерами и приватными учителями. Когда у сестры была гувернанткою англичанка (M-me Бели), то он учился и по-английски, но без успеха. Немецкого же учителя у них никогда не бывало; была одна гувернантка-немка, но и та всегда говорила по-русски. Между тем родители возили их на уроки танцевания к Трубецким (князю Ивану Дмитриевичу), Бутурлиным (Петру Дмитриевичу), Сушковым (Николаю Михайловичу), а по четвергам на детские балы к танцмейстеру Иогелю, переучившему столько поколений в Москве.

Итак, любимым его упражнением сначала было импровизировать маленькие комедии и самому разыгрывать их перед сестрою, которая в этом случае составляла всю публику и произносила свой суд. Однажды как-то она освистала его пьеску «Escamoteur». Он не обиделся и сам на себя написал эпиграмму:

— Скажи, за что «Похититель»

Освистан партером?

— Увы, за то, что бедняга сочинитель

Похитил его у Мольера

В то же время пробовал сочинять басни, а потом, уже лет десяти от роду, начитавшись порядочно, особенно «Генриады» Вольтера, написал целую герои-комическую поэму, песнях в шести, под названием «Toliade», которой героем был карла царя-тунеядца Дагоберта, а содержанием — война между карлами и карлицами. Она начиналась так:

Пою бой, в котором Толи одержал верх,

Где немало бойцов погибло, где Поль отличился,

Николая Матюрена и красавицу Нитуш,

Коей рука была наградою победителю в ужасной схватке

Гувернантка подстерегла тетрадку и, отдавая ее гувернеру Шеделю, жаловалась, что m-r Alexandre занимается таким вздором, отчего и не знает никогда своего урока. Шеделъ, прочитав первые стихи, расхохотался. Тогда маленький автор расплакался и в пылу оскорбленного самолюбия бросил свою поэму в печку. И в самом деле, полагаясь на свою счастливую память, он никогда не твердил уроков, а повторял их вслед за сестрою, когда ее спрашивали. Нередко учитель спрашивал его первого и таким образом ставил его в тупик. Арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами. <�…>

М.Н. Макаров

Александр Сергеевич Пушкин в детстве

(Из записок о моем знакомстве)

<�…> Я обыкновенно посещал Сергея Львовича или с братом его Василием Львовичем, или еще чаще, ибо Василий Львович не всегда жил в Москве, с князем… или с Ст…ром…

Молодой Пушкин, как в эти дни мне казалось, был скромный ребенок; он очень понимал себя; но никогда не вмешивался в дела больших и почти вечно сиживал как-то в уголочке, а иногда стаивал, прижавшись к тому стулу, на котором угораздивался какой-нибудь добрый оратор, басенный эпиграммист, а еще чаще подле какого же нибудь графчика чувств; этот тоже читывал и проповедовал свое; и если там или сям, то есть у того или другого, вырывалось что-нибудь превыспренне-пиитическое, забавное для отрока, будущего поэта, он не воздерживался от улыбки. Видно, что и тут уж он очень хорошо знал цену поэзии.

Однажды точно, при подобном же случае, когда один поэт-моряк провозглашал торжественно свои стихи и где как-то пришлось:

И этот кортик, и этот чертик! —

Александр Сергеевич так громко захохотал, что Надежда Осиповна, мать поэта Пушкина, подала ему знак — и Александр Сергеевич нас оставил. Я спросил одного из моих приятелей, душою преданного настоящему чтецу: «Что случилось?» — «Да вот шалун, повеса!» — отвечал мне очень серьезно добряк-товарищ. Я улыбнулся этому замечанию, а живший у Бутурлиных ученый-француз Жиле дружески пожал Пушкину руку и, оборотясь ко мне, сказал: «Чудное дитя! как он рано все начал понимать! Дай Бог, чтобы этот ребенок жил и жил; вы увидите, что из него будет». Жиле хорошо разгадал будущее Пушкина; но его «дай Бог» не дало большой жизни Александру Сергеевичу.

В теплый майский вечер мы сидели в московском саду графа Бутурлина; молодой Пушкин тут же резвился, как дитя, с детьми. Известный граф П… упомянул о даре стихотворства в Александре Сергеевиче. Графиня Анна Артемьевна (Бутурлина), необыкновенная женщина в светском обращении и приветливости, чтобы как-нибудь не огорчить молодого поэта, может быть, нескромным словом о его пиитическом даре, обращалась с похвалою только к его полезным занятиям, но никак не хотела, чтоб он показывал нам свои стихи; зато множество живших у графини молодых девушек, иностранок и русских, почти тут же окружили Пушкина с своими альбомами и просили, чтоб он написал для них хоть что-нибудь. Певец-дитя смешался. Некто N N. желая поправить это замешательство, прочел детский катрен поэта, и прочел по-своему, как заметили тогда, по образцу высокой речи на о. Александр Сергеевич успел только сказать: О, Господи! — и выбежал.

Я нашел его в огромной библиотеке графа Дмитрия Петровича; он разглядывал затылки сафьяновых фолиантов и был очень недоволен собою. Я подошел к нему и что-то сказал о книгах. Он отвечал мне: «Поверите ли, этот г. NN так меня озадачил, что я не понимаю даже и книжных затылков».

<�…> В детских летах, сколько я помню Пушкина, он был не из рослых детей и все с теми же африканскими чертами физиономии, с какими был и взрослым, но волосы в малолетстве его были так кудрявы и так изящно завиты африканскою природою, что однажды мне И.И. Дмитриев сказал: «Посмотрите, ведь это настоящий арабчик». Дитя рассмеялось и, оборотясь к нам, проговорило очень скоро и смело: «По крайней мере, отличусь тем и не буду рябчик». Рябчик и арабчик оставались у нас в целый вечер на зубах. <�…>

Бабушка и няня

Так как родители не особо тепло относились к А. С. Пушкину, будущий поэт любил проводить свое время с бабушкой и няней.

Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая обладала мягкостью характера, не только нанимала для будущего писателя учителей и гувернеров, но и сама обучала Александра русской грамоте и письму. Бабушку А. С. Пушкина можно назвать его первым учителем, которому поэт позже посвятит несколько стихотворений.

Особую роль в жизни А. С. Пушкина играла няня Арина Родионовна Яковлева, которая делилась с мальчиком фольклорными сведениями: народными поверьями, сказками, поговорками и пословицами. Это сказалось в дальнейшем на творчестве А. С. Пушкина, который не только посвятил своей няне несколько произведений, но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок для написания своих работ.

Детство Пушкина

А вы знаете, что великий русский поэт А.С. Пушкин в детстве говорил и писал только по-французски? О детстве Пушкина – наш рассказ.

6 июня исполняется 221 год со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837 гг.)

Детство Пушкина

6 июня 1799 года в Москве в семье майора Сергея Львовича Пушкина и его супруги Надежды Осиповны родился сын Александр. В раннем детстве Саша Пушкин был не шустрым и шумным, а толстеньким и неповоротливым, чем приводил свою маменьку, Надежду Осиповну, если не в отчаяние, то в крайнее замешательство. Ну не хотел кудрявый мальчик ни прыгать, ни бегать, ни с детьми играть, ни по улицам гулять. Бывало, пойдёт мальчик с мамой на улицу. А мама быстро идёт. Мальчик не поспевает за ней, устанет да и усядется посреди улицы — отдыхать. А маменька расстраивается. Экий увалень растёт! Бывало и так, что журила мама Сашу. Да Саше что! Возьмёт и убежит к бабушке. Хорошо, что есть бабушка! Она была доброй и терпеливой. Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал писала: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь, нет у него середины». К семи годам из молчаливого увальня Саша превратился в подвижного, остроумного шалуна!

Детство Пушкина

Он очень любил свою бабушку, а ещё — няню Арину Родионовну. Няня знала бесчисленное количество русских народных пословиц, поговорок и сказок, которые рассказывала Саше перед сном. У Пушкиных была домашняя библиотека из французских книг. И маленький Саша часто тайком пробирался в кабинет папы, чтобы читать книги. Не удивительно, что первые свои стихи в девять лет он написал на французском языке. А ещё Саша очень любил играть в домашний театр. Он усаживал старшую сестру Олю на диван и разыгрывал перед ней представление. Однажды он написал пьесу, очень похожую на пьесу французского писателя Мольера «Похититель». А Оля, которую деревенские мальчишки научили свистеть, за это освистала брата. Саша совсем не обиделся, а написал эпиграмму1 на самого себя:

Скажи, за что «Похититель» освистан партером2?

Увы, за то, что бедняга сочинитель похитил его у Мольера.

На лето бабушка забирала внуков — Сашу, Олю и Лёвушку — в своё имение Захарово. Домашнее французское воспитание здесь полностью заменялось влиянием русской природы и деревенской жизни. Берёзовая рощица росла неподалёку от дома, почти у самых ворот. Здесь стоял стол, и когда погода была хорошей, за столом обедали и пили чай. Как любил это время маленький Саша! И рощу, и пруд за рощей. А ещё любил деревенские праздники, хороводы и русские народные песни. Любил бродить в роще или подолгу сидеть на скамейке под старой липой и любоваться густым еловым лесом на другом берегу пруда.

Детство Пушкина

Но вот Саше исполнилось одиннадцать лет, и его решили отдать в только что открывшийся лицей: учебное заведение для дворянских детей в Царском Селе недалеко от Петербурга. 19 октября 1811 года Саша Пушкин стал лицеистом. Его жизнь полностью изменилась. Вставать нужно было рано и семь часов заниматься в классе. Лицеисты учили иностранные языки, историю, литературу, математику и естественные науки. Занимались танцами, гимнастикой и фехтованием. Но для Пушкина самым главным занятием по-прежнему оставалась поэзия, поэтому он часто сочинял стихи на уроках, не слушая учителя.

Детство Пушкина

Незабываемым для юного Александра стал день выпускного экзамена — 8 января 1815 года. На экзамене он читал своё стихотворение в присутствии знаменитого поэта Гавриила Романовича Державина. «Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. …Не помню, как я кончил чтение, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять. Меня искали, но не нашли». Сам же Гавриил Романович произнёс: «Вот кто заменит Державина».

Детство Пушкина

1Эпигра´мма (от древнегреческого «надпись») — короткое стихотворение, высмеивающее кого-то или что-то.

2Парте´р (от французского «на земле») — первый этаж зрительного зала в театре или кинотеатре.

Популярные темы сообщений

  • Цветные металлы
    Такие природные материалы, как цветные металлы, отлично вписались в жизнь человека. Именно они стали незаменимой частью абсолютно любого производства, особенно там, где используется техника. Металл, как материал достаточно прост и имеет свои
  • Профессия бухгалтер
    Очень много на свете разных профессий. Каким — то из них уже сотни и даже тысячи лет, но они не теряют своей актуальности. А есть совсем молодые и современные. И так легко запутаться при выборе самой нужной и интересной. Но, стоит заметить,
  • Уральские горы
    Уральские горы начинаются от Северного Ледовитого океана, проходят через территорию России и заканчиваются в Казахстане. Горы Урала это достаточно уникальный природный объект. Именно они служат границей между Азией и Европой.

  • Подготовить рассказ о державине
  • Подводный мир для детей рассказ
  • Подготовить рассказ о действующих лицах романа пугачеве швабрине гриневе маше савельиче
  • Подготовить рассказ о горошине которая тебе понравилась
  • Подводная сказка тверь кольцевая улица 66