Гость:
Место Гринева и Пугачева в повести. (Гринев и Пугачев — главные герой повести, хотя один из них — вымышленный персонаж, а второй — историческое лицо. Читатель видит Пугачева глазами Гринева при различных, иногда необычных обстоятельствах. Взгляд Гринева, честного, непредвзятого, искреннего человека, помогает увидеть в Пугачеве не «злодея», а сложную, незаурядную личность, позволяет понять и по достоинству оценить руководителя восстания.) История необычной дружбы. Кто такой Гринев. Его детство и юность. (Петр Андреевич Гринев — обычный дворянский недоросль, воспитанный доброй, любящей матерью и строгим отцом. Детство и юность его прошли в деревне. Француз-гувернер ничему не научил своего воспитанника, а преданный Савельич мог позаботиться только о его физическом здоровье. Главные нравственные качества юноши сформировались под влиянием отца: тот наказывал сыну быть честным, не угодничать, хранить свое человеческое достоинство, беречь честь смолоду. Однако службу юный Гринев начал, как и все дворянские недоросли, офицером. Но по воле отца не в гвардии, а в одной из отдаленных крепостей.) Первая встреча Гринева с Пугачевым. (В «кружении метели» произошла первая встреча «барского дитяти» и будущего руководителя крестьянского восстания. Гринев наивен, доверчив, добр. Пугачев уверен в себе, загадочен, ничего «злодейского» ни в его внешности, ни в поведении нет. Случайная встреча, благодарность Гринева своему спасителю, пожертвованный ему заячий тулупчик впоследствии сыграют большую роль в судьбе юного офицера, покажут, что Пугачев тоже умеет быть благодарным и помнит добро.) Чудесное спасение Гринева. Сложность его отношения к Пугачеву. (После кровавых событий в Белогорской крепости чудом спасшийся Гринев (помог заячий тулупчик!) испытывает к Пугачеву сложное, противоречивое чувство. Беспощадный к своим врагам, Пугачев способен понять переживания молодого офицера, оценить его достойное поведение.) Отказ Гринева служить Пугачеву. Помилование. (Гринев отказался служить Пугачеву, потому что остался верным присяге, да и его убеждения не позволили бы ему служить восставшим. Пугачев сумел понять чувства юноши, оценил его верность, неспособность стать предателем. Он способен понять чувства другого человека, даже противника, и далеко не всегда жесток.) Отношение Пугачева к Гриневу и Маше. (Пугачев едет с Гриневым спасать Машу. Он прощает молодому офицеру его обман, не мстит дочери погибшего капитана. «Злодей» способен оценить их преданность друг другу, стойкость и мужество девушки, смелость ее жениха. Ему (Пугачеву) доступны простые человеческие чувства, и это вызывает ответный отклик в душе Гринева.) Пушкинская оценка главных героев повести. (Пушкин не характеризует главных героев повести от себя, но ставит их в такие ситуации, которые позволяют и Гриневу, и Пугачеву проявить свои лучшие качества: человечность, способность испытывать благодарность даже к противнику, великодушие, доброту. Таким образом, автор повести выступает против официально принятого мнения о Пугачеве как об «изверге», «кровопийце», «злодее» и т. д.)
Савельич (Капитанская дочка)
Савельич («Капитанская дочка») – слуга центрального персонажа повести, который на протяжении всего повествования как словом, так и делом помогает Петру Гриневу.
У нас появилась новая характеристика Савельича.
Место в системе образов
Савельич является второстепенным персонажем, однако автор большое внимание уделяет описанию этого образа. Архип Савельич – «верный холоп» Петра Гринева. Это пожилой крепостной, который принимал участие в жизни главного героя с его молодости. Фактически Петр Гринев вырос на глазах Савельича, слуга занимался его образованием. Именно Савельич отправляется с Гриневым на службу в крепость.
Поступки
Савельич имеет настоящий русский характер. Он очень упрям, его тяжело переспорить. То, что Савельич не поддерживает взглядов Петра Гринева на то, что их провожатого в метель нужно отблагодарить тулупом, говорит о недоверчивости персонажа. Однако это указывает и на желание Савельича защитить своего хозяина, уберечь его от неприятностей и необдуманных поступков. Слуга относится к Петру как к своему ребенку, за которым всегда нужно следить, которого всегда нужно поддерживать. Савельич ценит каждую копейку, что говорит о его хозяйственной натуре. Слуге характерна ответственность, так как он честно и бережливо относится к «барскому добру». Герой попал в дом Гриневых, в котором царствовали строгость и справедливость, потому что он был всегда трезв, что для крепостного было большой редкостью. Уже то, что отец Петра доверил воспитание своего сына Савельичу, говорит о том, что этот человек живет по законам чести и справедливости.
Характеристика Савельича построена на противоречивых чертах героя: с одной стороны, он жаден и подозрителен, с другой стороны, он искренне заботится о своем «дитяти» Петре Гриневе. Когда для главного героя выписали учителя французского языка, Савельич постоянно ворчал, так как настолько привык к Петру, что относился к нему очень ревностно. Когда Гринев проигрывает деньги Зурину, Савельич отчитывает своего барина за несерьезное отношение, однако отцу Петра он ничего не рассказывает, тем самым спасает Гринева от отцовского гнева и немилости. Все самые лучшие качества Савельича проявляются тогда, когда он бросается в ноги Пугачеву, чтобы предложить свою жизнь вместо жизни Петра. Это говорит не только о верности своему хозяину, но и о верности своему другу. Савельич спасает Петра Гринева от виселицы, а после отправляется в имение родителей Петра, чтобы доставить туда спасенную от плена Машу Миронову. Это говорит о том, что Гринев доверял своему слуге, знал, что на него можно положиться.
Народный образ
Многие критики подчеркивали то, что образ слуги Савельича в «Капитанской дочке» стал одним из самых удачных в творчестве А. С. Пушкина. Писатель, которому был известен рассказ о верном слуге Всеволожского, смог отобразить все самые лучшие черты простого русского народа. Прототипом Савельича являлся реальный слуга, который спас детей воеводы во время восстания Пугачева.
Для Савельича, у которого не было собственной семьи, семья Гриневых стала родной и близкой, а главный герой стал настоящим сыном, за которого он готов быть отдать даже свою жизнь.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Савельич (Капитанская дочка)», рассмотрит место Савельича в системе образов, его характер и поступки, которые олицетворяют народный характер.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Амина Абдулина
13/17
-
Пётр Новожилов
14/17
-
Татьяна Щинова
13/17
-
Гульназ Зарипова
17/17
-
Kirill Panyukov
15/17
-
Лариса Туманова
17/17
-
Кирилл Пуртов
16/17
-
Матвей Дубинский
13/17
-
Санечка Снимаешь
15/17
-
Zebiniso Ziyodullayeva
13/17
Анализ I–II глав
Цель: проследить истоки формирования личности Петра Гринева.
Задачи урока:
- Образовательная: знакомство с 1 и 2 главами повести; совершенствование умения осмысливать и анализировать читаемое произведение; формировать компетенции по употреблению назывных предложений в речи.
- Развивающая: развитие логического мышления, устной памяти; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, формирование толерантного отношения к мнению друг друга.
- Воспитательная: воспитание нравственных качеств.
Методы обучения: проблемный метод, диалогический.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическая технология, технология развития критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки и за общее благополучие;
— умение понимать чувства других людей и сопереживать им;
— уважительное отношение к иному мнению
Метапредметные
регулятивные
— умение формулировать и удерживать учебную задачу,
— применять установленные правила в планировании способа решения;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— различать способ и результат действия;
— адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
— устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
познавательные
— умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
— использовать знако-символические средства;
— интерпретировать информацию; сравнивать.
коммуникативные
— умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.
Предметные
— умение анализировать произведение с учетом его жанрового своеобразия.
Презентация
Технологическая карта урока
Стадии и этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент Стадия «Вызов» |
Первая ключевая фраза в нашем разговоре: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей…» (А.С.Пушкин) |
Настраиваются на работу |
Сегодня мы с вами вместе будем работать над 1-2 главами повести «Капитанская дочка». — Скажите, ребята, какими прилагательными можно конкретизировать слово «характер»? |
Сильный характер, слабый характер, мягкий характер, твердый характер, волевой характер | |
— Вы можете сказать, какой у вас характер? | Выражают свое мнение, обосновывают его. | |
— Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? | Окружение, семья, друзья, учителя | |
— Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? | Формирование характера главного героя | |
— Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок? |
Высказывают свои варианты:, осмыслить содержание, узнать о формировании главного героя |
|
Осмысление содержания | 1. Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление, вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило написать вас именно эту цитату. — Кому из героев повести пришлось делать выбор, вы узнаете, угадав цитату |
|
2. Блиц-опрос «Встреча с героями» — «Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась» (Пугачев) 3. Слово учителя Истоки формирования характера в каждом из нас закладываются в детстве, в семье. И Пётр Гринёв – не исключение. |
Отгадывают по характеристике героя, называют его |
|
4. Работа с тестами 5. Анализ 1 главы |
Групповая работа: заполняют анкету |
|
1 этап формирования П. Гринёва. Для систематизации этого материала мы будем составлять кластер. |
Родительский дом |
|
— Что мы узнаём о родителях Гринёва? | Отвечают на вопросы, коллективное составление кластера | |
— Кто такой Андрей Петрович Гринев? | Помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор | |
— Какой факт из жизни матери героя поразил вас в этом небольшом по объему отрывке? У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи». |
Мать родила девятерых детей, но все, кроме Петруши, умерли во младенчестве. Мать была дочерью бедного дворянина, т.е. отец женился на ней не из-за приданного, а по любви. | |
— Какое значение имеет имя главного героя? | Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям. Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа. |
|
— Кто знает, что обозначает имя Петр? | Твёрдость характера, силу духа у обладателя этого имени | |
— Можем ли мы судить о характере человека, зная значение имени? (Нет.) Но можем предположить. Что? В каких условиях воспитывался Петруша? |
Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич | |
Почему крепостной дядька Савельич вызывает у читателей симпатию? | добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог; дворовые мальчишки — вот окружение Петруши в детские годы. |
|
Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля». В общем, Петр Гринев жил недорослем, гоняя голубей, играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Таким образом, серьезного образования он не получил. |
Все ответы детей находят отражение в кластере |
|
Учитель: пусть не смущает вас слово Недоросль. Оно во времена не только Гринева, но и Пушкина означало всего-навсего дитя, не достигшее совершеннолетия. И если бы мы с вами жили во времена Пушкина, вас тоже можно было бы называть недорослями в прямом значении этого слова. — А в переносном смысле, что означает это слово? |
Глуповатый юноша-недоучка | |
— Каковы представления Петра на военную службу? | Верхом благополучия Петр почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем — веселую жизнь в Петербурге | |
— Каковы представления отца Петра Гринева на военную службу? | Отец видел в военной службе не средство карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг | |
— Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? |
Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность |
|
— Прочитайте эпиграф к 1 главе. — Но прежде вспомним, что называется эпиграфом? |
Ответы. | |
— С чем его можно соотнести? | С напутствием отца Андрея Петровича Гринева Зачитывают текст |
|
— Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу? Учитель: эти слова запомнились Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам, герой пытается строить свою жизнь. Но не всё в ней складывается так гладко, как хотелось бы — Что, по-вашему, означает слово честь в этом отцовском напутствии? |
Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи | |
— Что в человеке издавна на Руси принято было почитать, уважать? | Честность, правдивость, доблесть, скромность, твердость духа, верность в дружбе и любви почитались на Руси | |
— Изменилось ли за века представление русских людей о чести? — Учитель: Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть. |
Нет, не изменилось | |
— Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». — А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? — Как можно снискать себе честь? |
Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь. Добрыми делами, бескорыстием, человечностью |
|
Учитель: обратите внимание: береги платье снову…Не мундир, а любое платье, следовательно, и честь имеется в виду не только офицерская или дворянская, а общечеловеческая, как достоинство каждого человека ФИЗМИНУТКА 2 этап. Отъезд Гринёва из дома. |
Да, можно. Петру необходимо было принимать решения самостоятельно. | |
— Обратили ли вы внимание на то, как одет был Петруша при отъезде из дома? Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? | Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира. Пересказ |
|
— Как начинается самостоятельная жизнь Петруши? | На Бопре | |
1) Встреча с Зуриным — На кого похож Зурин? — Ребята, а как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева? |
Гринёв ведёт себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард. Мечта о весёлой беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь неспокойной совестью и безмолвным раскаянием перед Савельичем. Важно отметить, что Гринев добрый человек, он умеет признать свои ошибки. | |
Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде? Можем ли мы утверждать, что в этом эпизоде значение имени подтверждается? — Какой вывод из этого мы можем сделать? |
(проигрыш в карты, ссора с Савельичем. В отношении к собственной судьбе проявляется его легкомыслие. Однако его умение настоять на своем, говорит о том, что Гринев умеет быть твердым. | |
Учитель: Начинается самостоятельная жизнь героя – это путь многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Мечта о веселой и беззаботной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Гринёв разбранил Савельича, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается. 6. Анализ 2 главы |
Высказывают свои предположения, объясняют смысл эпиграфа. | |
— Каково отношение Савельича к вожатому? | Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп. | |
— Как реагирует бродяга на барский подарок? — Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? |
Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу. Сердечно благодарит (зачитывают фрагмент) Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро. |
|
Учитель: Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого — «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек… Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе? |
Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, |
|
7. Составление кластера
— Итак, каков 2 этап духовного формирования Петра Гринева? Поработай в группах, оформите свои мысли в кластер |
Групповая работа: составление кластера |
|
— Почему Гринева застал буран в степи? Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры. |
Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу. | |
Какие? (Слайд) — Каково символическое значение бурана? |
Описание бурана имеет несколько значений: Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу. Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта. Реалистическое – в степях бураны случаются часто. |
|
— Какое значение имеет сон Гринева? С какими последующими событиями он связан? |
Сон тоже имеет символическое значение. Блуждание по снежной пустыне —> блуждание по мукам. Мужик с черной бородой —> Пугачев, позже благословит Петра и Машу. Топор, мертвые тела —> вскоре ему это предстоит увидеть. |
|
Вывод учителя: таким образом, ребята, мы видим, что буран, разгул стихии символизирует грядущие события, разгул мятежа, представляющего, как и буран, угрозу для жизни героя Учитель: «Пугачев возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике вожатого. Пугачев стал его «вожатым» по жизни… — Как вы понимаете выражение «Пугачев стал… « вожатым» по жизни для Гринева? |
Пугачев стал для Гринева вожатым по жизни, а именно: дарит жизнь, помня о подаренном ему заячьем тулупчике, спасает из рук Швабрина сироту, устраивает судьбу героя |
|
Рефлексия | Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к двухчастному дневнику. — Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник? |
Пример: «Береги честь смолоду» — это кодекс поведения любого молодого человека. |
— Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе. | Мама, отец, Савельич, Бопре, Зурин | |
— В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы. | Работают в парах – составляют синквейн | |
— Прочитайте цитату — О чем рассказала цитата? |
Высказывают свое мнение | |
—Учитель: Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. И это вам предстоит ещё увидеть. |
Отвечают на вопрос: «Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?» |
|
Домашнее задание |
1. Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича. |
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация по литературе на тему «Истоки формирования личности Петра Гринёва»
Презентация по литературе на тему «Истоки формирования личности Петра Гринёва»
Скачать материал
Скачать материал
аудиоформат
- Сейчас обучается 80 человек из 33 регионов
- Сейчас обучается 86 человек из 34 регионов
- Сейчас обучается 26 человек из 16 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
«Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Истоки формирования личности Петра Гринёва. -
2 слайд
«Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.
Она требует мыслей, мыслей…»(А.С.Пушкин)
-
3 слайд
«Встреча с героями»
-
4 слайд
Используя анкетные данные, составьте рассказ о жизни Петра Гринева
Имя, отчество отца Гринева…
•Служил при графе…
•Имя, отчество матери…
•Сыну был пожалован в дядьки…
•Выучился Петруша грамоте…
и мог очень здраво судить о…
•Для Петруши был нанят француз…
который в отечестве своем был…
в Пруссии …, а потом приехал в Россию, чтобы…, не очень понимая значение этого слова
•Батюшка вошел на урок…
•В это время Петруша…
•А Бопре …
•Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…
•Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы…
•Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу… -
5 слайд
Этапы духовного формирования личности Гринёва
I этап. Родительский дом. -
6 слайд
Кластер («гроздь») — это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники», у «спутников» — свои.
-
7 слайд
Петруша Гринёв
Андрей Петрович Гринёв
Авдотья Васильевна
Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич
Добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре
Дворовые мальчишки
Прямота, непредвзятостьСтрогий, но заботливый
Добрая, мягкая
Значение имени
«камень», «глыба»
«я жил недорослем»
Этапы духовного формирования личности Гринёва
1 этап. Родительский дом -
8 слайд
Этапы духовного формирования личности Гринёва
Значение имени
«камень», «глыба»
«Я жил недорослем»
Петруша Гринёв
2 ЭТАП.
ОТЪЕЗД ИЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ДОМА
Наставления отца
1 ЭТАП.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ.
Две встречи -
9 слайд
Этапы духовного формирования личности Гринёва
Значение имени
«камень», «глыба»
«Я жил недорослем»
Петруша Гринёв
ВСТРЕЧА С ВОЖАТЫМ
2 ЭТАП.
ОТЪЕЗД ИЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ДОМА
ВСТРЕЧА С ЗУРИНЫМ
Легкомыслие
Умеет быть твёрдым
Раскаяние
Совесть
Упрямство, самонадеянность
Благодарность, милосердие
Верность своему слову
Наставления отца
1 ЭТАП.
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ. -
10 слайд
Реалистическое – в степях бураны случаются часто.
Композиционное – благодаря бурану герои не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу.
Аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, угрозу жизни героя, обозначение народного бунта.БУРАН В СТЕПИ
-
11 слайд
СОН ГРИНЁВА
Блуждание по снежной пустыне блуждание по мукам.Мужик с черной бородой Пугачев, позже благословит Петра и Машу.
Топор, мертвые тела вскоре ему это предстоит увидеть.
-
12 слайд
«Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство».
М.Ю.Лотман -
13 слайд
Рефлексия
Чувствовал себя комфортно, знал ответы на все вопросыНемного волновался, т.к. не на все вопросы мог ответить
Было трудно, п.ч. не знаю текст
-
14 слайд
Домашнее задание
Подготовьте рассказ о герое от имени Савельича.Знать содержание 3 – 5 глав
3. В каких ситуациях Гринев проявил себя как честный и порядочный человек, поберите цитаты из разных глав романа
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 610 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 09.02.2020
- 870
- 52
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Солдатова Дина Владимировна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 3 года и 8 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 7091
-
Всего материалов:
3
Внешность и роль в тексте
Характеристика Савельича из «Капитанской дочки» поможет понять, каково значение этого второстепенного персонажа в построении текста. Это крепостной, дворовый человек, привыкший к унижениям и лишениям, но сумевший сохранить чувство собственного достоинства. Савельич искренне привязан к барским детям, которых воспринимает не как своих господ, а именно как детей, за которыми нужно ухаживать и следить.
Архип Савельич приставлен к Петруше Гриневу, достигшему пяти лет, и постепенно привязывается к своему малолетнему барину. Мальчик растет и взрослеет на его глазах, слуга во многом заменяет ему отца, ведь к воспитанию малыша он относится очень серьезно и ответственно. Их взаимоотношения непросты: крепостной слуга искренне любит своего подопечного, ребенок же также привязан к нему, но не может избавиться от дворянской привычки видеть в Савельиче прежде всего подневольного человека.
Жизнь слуги имеет лишь одну цель — достойное воспитание доверенного ему мальчика.
Внешность данного героя непримечательна: это седовласый старик, облаченный в самое простое поношенное крестьянское платье. Примечательна цитата: «за трезвое поведение пожалованному в дядьки мне». Савельич зарекомендовал себя с лучшей стороны, именно поэтому был переведен из стремянных в воспитатели.
Речевая характеристика
Чтобы более детально разобраться в особенностях и значении образа Савельича в романе «Капитанская дочка» (хотя, если быть точнее, жанр произведения — повесть), следует рассмотреть речевую характеристику героя — то, как он говорит. О своем юном воспитаннике он отзывается с отеческой любовью, называя Петрушу «дитя», крепостной слуга искренне привязан к молодому барину, говоря «свет ты мой».
Однако даже эта настоящая любовь не избавила обоих от предрассудков, ведь Савельич воспринимает себя как раба, а Гринев, при всей своей привязанности, нередко позволяет себе излишние вольности.
Особенности речи персонажа:
- Большое количество просторечий, народных выражений, что иллюстрирует мастерство стилизации Пушкина. Ему удалось создать речевой портрет простого крестьянина, человека необразованного, но умного и мудрого. Нередко литературоведы отмечают, что Савельич — это собирательный образ, вобравший в себя лучшие качества людей из народа, не привыкших к роскоши, не владеющих грамотой, но очень изобретательных, предприимчивых.
- Его речь проста и понятна, лишена модных в те времена французских заимствований, каких-либо изысканных оборотов. Это простой крестьянин, всю жизнь посвятивший работе на барина, поэтому и говорит он соответствующе.
- Герой не забывает, что он — лишь слуга, именно поэтому обращается к Гриневу, который годится ему во внуки, на вы, именуя его то «батюшка», то «барин».
- Его слова мудры, разумны, разговор понятен современному человеку, хотя и звучит несколько просторечно.
Воспитатель частенько ворчит, но связано это с тем, что в ошибках молодого господина он обвиняет прежде всего самого себя, а не малоопытного юношу. Все это позволяет еще раз убедиться в том, что старик искренне любит Петрушу.
Ключевые черты характера
При написании сочинения, посвященного данному персонажу, в классе или дома, следует рассмотреть характер Савельича, человека многогранного, хотя его положение — лишь крепостной крестьянин. Пушкин постарался сделать своего героя узнаваемым и индивидуальным, а не вписать его в общепринятые в те времена представления о рабах. У него свои представления о чести, достоинства, нормах морали и поведения.
Можно выделить следующие ключевые характеристики старика-воспитателя:
- Преданность, верность, искренняя привязанность к молодому господину.
- Доброта. Эту особенность героя подчеркивает и сам автор, именую его «добрый дядька».
- Трезвость. Для крестьянства тех лет, даже для лучших его представителей отказ от спиртного был редкостью, поэтому можно сказать, что Савельич — человек волевой и способный жить своей жизнью, не обращая внимания на поведение иных представителей его социального класса.
- Упрямство, упорство, любовь к спорам. Родившись и прожив жизнь, по сути, рабом, этот человек сохранил свой характер, не любит уступать, стремится доказать свою точку зрения. Крепостной справедлив, хотя и по-своему. Когда Петруша проигрывается, Савельич убеждает его отказаться от выплаты долга, хотя это и негативно скажется на чести дворянина. Для воспитателя очевидно, что его юный подопечный стал жертвой мошенника, именно поэтому он пытается отстаивать интересы Гринева, не понимая, что для того доброе имя важнее финансовых затруднений.
- Хозяйственность. На плечах старика лежит забота о том, чтобы Петр ни в чем не нуждался, поэтому он содержит комнату, где тот проживает, в идеальном порядке.
Кроме того, старик недоверчив, каждого нового человека в своей жизни рассматривает с точки зрения причинения вреда его любимому повелителю. Он настолько предан Гриневу-младшему, что не ждет благодарности за свои услуги.
Скромный подвиг
Несмотря на то что положение Савельича в семье Гриневых — всего-навсего крепостной слуга, герой настолько привязался к своему воспитаннику, что готов ради него к героическим поступкам. Особенно ярко эта самоотверженность проявляется в ситуации столкновения Гринева со Швабриным. Отважный слуга готов заслонить грудью барина и сам погибнуть от руки недостойного дворянина, что можно характеризовать как проявление высшей отваги, любви и преданности.
Однако в награду он получает лишь выговор от разгневанного помещика — Гринева-отца, обвинившего учителя в том, что тот не рассказал ему о предстоящей дуэли. Сам же Петруша даже не подумал защитить преданного слугу, рисковавшего жизнью ради него.
Следующий важный эпизод — встреча с Пугачевым, предводителем (вожатым) крестьянского восстания. Разбойник Емельян решил повестить всех дворян, находящихся в Брестской крепости, в том числе и Гринева. Тот не просит о пощаде, поскольку слишком горд. Однако старый слуга предпринимает все усилия, чтобы спасти жизнь своему воспитаннику. Он умоляет Пугачева помиловать неразумного «ребенка», предлагает обменять его жизнь на свою собственную.
Здесь же ярко проявляется и житейская мудрость, хитрость старика: он мастерски убеждает разбойника, что от мертвого Гринева пользы тому не будет никакой, а вот за живого дворянина можно потребовать выкуп.
Значение образа
Интересно, что в рассказе о Савельиче Пушкин использовал реальный факт. Прототип героя — существующий в действительности крестьянин, который избавил от верной смерти детей воеводы во времена пугачевского восстания. Налицо проблема отношений барина и крепостного. С одной стороны, оба испытывают искреннюю привязанность друг к другу, но с другой — предрассудки крепостничества настолько сильны, что Гринев воспринимает старого слугу как раба, а тот — смиряется со своим положением. Однако выбора нет ни у того, ни у другого.
При описании персонажа автор обращается к наиболее значимым для него характеристикам человека из народа, вот почему Савельича можно назвать собирательным образом. В нем сосредоточены лучшие качества крепостных: высокая нравственность, преданность любимым людям (важный момент — не хозяевам как таковым, а тем, к кому он искренне привязан), хозяйственность, житейская мудрость, самоотверженность. Он искренне любит своего воспитанника, хотя порой и раздражает Гринева чрезмерной заботой.
Сопоставление с Пугачевым
Чтобы еще более глубоко раскрыть тему лучших представителей крестьянского мира, подчеркнуть роль Савельича в произведении, Пушкин негласно проводит сравнительную характеристику Пугачева и старого воспитателя. Учитель искренне уверен в том, что предводитель восстания творит бесчинства, считает его злодеем, однако страха перед разбойником не испытывает. Одно его прошение сохранить жизнь молодому человеку говорит о том, что чувство страха старику неведомо.
Сравнительная характеристика:
- Если проводить сравнение двух второстепенных образов, то становится очевидным — автору импонируют они оба, но Савельич — это воплощение долготерпения крестьян, в то время как Пугачев — символ бунта, необузданной ярости, вырвавшейся на свободу.
- Обоим довелось попадать в нестандартную ситуацию: Пугачев возглавил восстание, Савельич же стал его невольной жертвой.
- Оба проявили свои лучшие качества, смелость, отвагу, самоотверженность, готовность пожертвовать собой: Емельян ради народа, Савельич — ради горячо любимого им Гринева.
Авторская позиция
Вписывая в сюжет произведения преданного слугу Савельича, сопоставляя его с предводителем крестьянского восстания, Пушкин показывает, что, несмотря на восприятие себя как раба, верного слуги своего барина, простой мужик из народа ни в чем не уступает Емельяну Пугачеву, воплотившему в своем образе всю силу крепостного гнева. Он мудр, находчив, отважен, готов на все ради тех, кого искренне любит.
Именно поэтому предъявлять Савельичу какие-либо претензии, несмотря на его реплики о собственной зависимости, было бы неверно. Человек был рожден рабом, не знал иной жизни, именно с этим и связаны определенные особенности его мироощущения. А Пугачев же — донской казак, привыкший к воле, не сломленный подчинением, ценящий свою свободу.
На противопоставлении этих образов держится одна из ключевых тематик повести — смелые и отважные люди на Руси есть среди представителей различных сословий. Это и сам разбойник, порицаемый и осуждаемый, но храбрый и решительный, это капитан Миронов, Петр Гринев, несмотря на ранний возраст отказавшийся присягнуть тирану. И, конечно, Архип Савельич, простой, но отважный герой, осмелившийся перечить предводителю ради того, кого он искренне любил. Не как барина, а как родного сына.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Характеристика и образ Савельича в романе Капитанская дочка
Характеристика и образ Савельича в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение
Образ Архипа Савельича в повести А.С. Пушкина покорил меня своим добродушием, мужеством преданностью, смелостью, мудростью, исполнительностью и честностью, он является настоящим символом и олицетворением многогранного национального проявления русского характера простого человека.
А.С. Пушкин показывает нам образ Савельича, как немолодого мужчину с непростой и очень тяжелой, как и у всех крепостных крестьян того века судьбой. Также как его отец и дед он вынужден был с самого детства трудиться во благо своего хозяина, не иметь никаких прав, покорно терпеть всяческие унижения.
За свою покорность и терпимость ему от его барина досталась новая для него должность быть дворовым слугой Петруши Гринева, к которому его приставили, когда мальчишке было всего пять лет. Благодаря этому он был освобожден от тяжелой работы и занимался обучением молодого барина грамоте, за все это время он очень к нему привязался, любил его, как родного сына и был ему очень предан.
Архип отдавал всего себя своему любимому барину, но часто был незаслуженно наказан. Очень переживал, когда Петруша болел, заботился о нем. Когда для обучения Петра прислали француза, Савельич ревностно возмущался, не хотел чтоб тот стал лучшим учителем для юноши, чем он сам. Архип был противником всего иностранного, любил все русское, знал огромное количество пословиц и поговорок. Характер у Архипа был очень сильный и мужественный, он был очень набожным человеком, но мог себе позволить и крепкое словцо. Всегда был готов помочь своему барину в нужную минуту, дать дельный совет и даже пожертвовать своей жизнью ради него. Считал смыслом своей жизни – служение своему барину.
Когда Петруша достиг своего совершеннолетия, он был отправлен на службу, преданный его Савельич следовал повсюду за ним, не единожды спасая его от смерти. Петр тоже привязан к своему верному слуге, и относится к нему, как к родному и близкому дядьке, как частице самого себя. Савельич смог воспитать в своем барине сильные черты характера, благодаря которым он не предал императрицу, тем самым сохранив свое достоинство и честь.
А.С. Пушкину удалось выразить в образе Архипа Савельича свой протест против крепостного права.
Сочинение про Архипа Савельича
Савельич – подневольный крестьянин семьи Гриневых. Когда Петру Гриневу исполнилось пять лет, его поручили воспитанию старика. Он очень ответственный и умный старик, хорошо понимающий возложенную на него обязанность. Савельич искренно, по-отечески любит своего воспитанника, стараясь вырастить из него хорошего человека. Он выучил Петра грамоте, своим примером показывал, как надо себя вести, как относиться к людям. Когда Петра отправили на службу, вместе с ним поехал и Савельич, которому мать Петра наказала, чтоб он берег и заботился о своем молодом барине.
Савельич, фактически, является ангелом – хранителем своего молодого, неопытного хозяина. Он вытаскивает его из различных переделок, ругает за проигранные деньги. Мудрый старик заведует всеми деньгами и имуществом своего хозяина, он не доволен глупым поступком барина, но обвиняет в этом себя, что не досмотрел за ним. Савельич порицает его и за то, что Петр выпил вина, сам не пьющий, он рассказывает о пагубности этого порока, и барин осознает всю неправильность своего поступка. Гриневу становится стыдно перед стариком, и он просит у него прощения, обещая больше так не поступать. Это говорит о том, что подневольному слуге не безразлична судьба молодого человека, и он очень за него переживает как за сына.
В дальнейшем, опекун Гринева, действует все так же, оберегая его от всяких неприятностей. Когда на Гринева уже накинули петлю, преданный слуга бросился в ноги Пугачеву, умоляя его не казнить барина. Вспомнив о тулупчике, великодушно подаренном ему Гриневым, атаман приказал отпустить его. Ободренный такой удачей, строптивый старик пошел дальше: он составил целый список вещей, разграбленных у барина пугачевскими людьми, и предъявил его атаману, не забыв включить в этот списочек и заячий тулупчик, чем сильно разгневал атамана. Но и атаман оказался великодушным: когда Гринев и Савельич пешком отправились в Петербург, их догнал казак, которого отправил Пугачев, подарил им лошадь и овчинный тулуп.
Верность и преданность Савельича, проявляется во всех его делах и поступках, он, как наседка, оберегает своего питомца, готов пойти ради него даже на смерть. И все-таки, хоть он и подневольный холоп, у него есть чувство собственной гордости, что доказывает его письмо отцу Петра. Можно заставить его служить, но нельзя поработить его дух, даже у раба есть честь и достоинство.
Вариант 3
Все прекрасно знают великого русского писателя А. С. Пушкина. С его произведений, начинались у многих школьные годы. Сам писатель, отдал всю жизнь творчеству, и стал великим писателем, известным не только в России, но и за рубежом.
Одной из великих работ автора, является произведение «Капитанская дочка». Наряду с другими произведениями, эта работа отличается своей выразительностью персонажей и хорошим показателем того времени, когда люди имели нравственные ценности и понимали что такое настоящая дружба. В те времена правили страной барин, и у каждого их которых был свой дворецкий.
На этом фоне появилось данное произведение, и немаловажным персонажем стал служащий работник Архип Савельич. Этот герой произведения, это человек по-настоящему верный друг и имеет чёткое понятие в слове дружба, но сюжет закручивает его судьбу иначе. Устроившись работником в один из домов, Савельич присматривает за молодым человеком Гринёвым, и эта работа перерастает в дружбу. Автор хорошо раскрывает черты старика, его аккуратное отношение к имуществу барина, хранит семейные тайны. Но параллельно с этим, в силу своего возраста, этот пожилой человек не биться своего слово в адрес хозяина, опираясь на свой жизненный опыт.
Кроме дворецкого Савельича в доме работает французский учитель, который негативно влиял на юношу. На то время, было очень актуально обучать детей иностранному языку дома. Все негативные действия этого учителя, Архип Савельич видит со стороны, и пытается от него оградить молодого парня. В молодом возрасте юноша не различает плохое действие от хорошего и вступает в тесную связь с учителем французского языка. Благодаря своему большому житейскому опыту, дворецкий понимает, что влияние учителя на парня повлечёт проблемы, но умалчивая это от всех, он сам пытается стать им на пути. Проходит время, парень растёт и отправляется на службу, но ни сам, а со своим дворецким. Только благодаря ему, юноша, каким то чудом «уходит» от казни. Такой поступок возвышает обычного дворецкого, в лице всех тех, у кого были слуги, и занимает очень высокое место в обществе.
Этот персонаж стал великим пример для многих людей в обществе, на него стали смотреть как идеал человека, который несёт ответственность за свои слова и действия. Несмотря на его нелепые действия, он смог показать свою силу воли в словах к хозяину и многим другим лицам в произведении. Этот персонаж стал известен и за рубежом, на который смотрели другие писатели с гордостью.
Характеристика и образ Савельича
«Капитанская дочка» — это историческую повесть, которую написал А.С. Пушкин основывая её на реальных событиях, показывая недостатки и несправедливость крепостного права. В главных ролях выступают — смелая и в тоже время беззащитная Маша Миронова, мужественный и благородный Гринев, мелочен и жестокий предатель Шавбрин, а также бунтарь Пугачев.
Савельич с первого взгляда не играет основной роли, но присмотревшись понимаешь его важность в этой повести. Когда-то благодаря ему была спасена жизнь главного героя — Гринева. Гринева ждала неминуема казнь, но старик вмешался и попросил главаря бунтарей забрать его жизнь вместо своего хозяина. Он обучал Гринева грамоте, и все те хорошие качества который имел барин достались ему от примера старика Савельича. Хотя перед читателями он постает как немного глуповатый дед, но в тоже время смекалистый и верный. Он является положительным героем этой повести. Даже сам Гринев описывает его как непьющего крепостного, что было редкостью в то время.
А.С. Пушкин написал о нем как от трудолюбивом, хозяйственным человеке который умеет распоряжаться деньгами и хозяйством, он может вкусно приготовить и хорошо убрать. Для него крепостное право есть смыслом жизни, он не представляет жизнь без своего хозяина. Он прожил всю жизнь прислуживая, поэтому не знал самостоятельной жизни. Даже главаря бунтарей и освободителя крестьян он называет злодеем. Он искренье любит своего барина как собственного ребёнка, хотя сам Гринев относиться к нему как к простому слуге и крестьянину. Савельич учил его ещё с юных лет как лучше поступать в той или инной ситуации, что помогло Гриневу избежать много ошибок молодости. Он готов идти на огромные жертвы, отдавая собственную жизнь за Гринева, а тот как будто этого не замечает, просто насмехаясь над ним как над глупим и нечего и низким слугой. Но пожилой Савельич некогда не обижался на своего господина, даже тогда, когда он поступал с ним несправедливо. Он всегда старался понять чувства своего хозяина и не таить обиду.
В этой повести старик Савельич подаёт пример верности и искренности чувств. Этот простой на вид крестьянин обладает мудростью и жизненным опытом которого недоставало Гриневу. Он человек имеющий много хороших качеств, достойных подражания современным людям. На его примере А. Пушкин показал каким должен быть настоящий друг.
Вариант 5
Архип Савельич, или просто Савельич, как чаще зовет его главный герой, — один из «незаметных» героев, но, несмотря на это, играющий огромную роль и в самом романе, и в жизни и судьбе Петра Гринева. Савельич является верным слугой и помощником Петра. В семье Гриневых, Савельич – старый крепостной, а за Петром Андреевичем следит и служит с детства (с пятилетнего возраста) последнего. Архип добрый, непьющий и хозяйственный мужик, готовый отдать жизнь за сохранность и безопасность Петра Гринева.
Сам Петр считает, что Архип Савельич – упертый и упрямый: «Я знал, что с Савельичем спорить было нечего». Он постоянно упрямился и ворчал. Особенно шокировало старика то, что Петр отдал Емельяну Пугачеву, еще до восстания, свой дорогой заячий тулуп. Савельич вообще с самого начала с подозрением относился к Пугачеву.
Способность к самопожертвованию и большая любовь слуги спасли Петра от казни разбойником Пугачевым, бросаясь к нему в ноги и моля о пощаде Гринева. Последний же тоже очень любил Савельича, был к нему привязан. Несмотря на то, что Петр уже вырос, Архип продолжает относиться к нему, как к дитю.
Внешне Савельич выглядит как обычный русский крестьянин пожилых лет: лицо в морщинах, волосы седые, одежда его проста и уже изношена. Говорит Архип Савельич просторечно, используя простые выражения, и не всегда грамотно. Савельич разумно относится к деньгам, любит торговаться и стремится сохранить каждую копейку.
Также заботливость Савельича показывается в эпизоде с дуэлью Швабрина и Гринева. Архип бежит спасти Петра и «заслонить его грудью от шпаги». Неглупым Савельич выставляется в той же сцене, где он просит помилования у Пугачева. Он говорит, что в смерти Петруши нет смысла, а за живого юношу можно потребовать выкуп. Из этого момента можно сделать вывод, что Савельич – сообразительный. Со слов главного героя, старик отличался добрым нравом и преданностью своему барину, с которым он участвовал в боевых походах и проявлял в ним честолюбие, разумность и исполнительность.
Также как в лице Петра Андреевича Гринева Пушкин стремится показать благородство и следование законам чести, в образе Архипа Савельича Александр Сергеевич демонстрирует лучшие качества русского простого народа: доброту, чистосердечность, верность, заботу и любовь, трезвость ума. Он противопоставляется крестьянам, которые примкнули к восстанию Пугачева: жестоким разбойникам, способным только на грабежи и насилие.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Савельича в романе Капитанская дочка
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Стиль жизни
Модные журналы рассказывают нам про стиль жизни, который предлагается через фигуры знаменитостей и популярные образы. В школе легко увидеть, как дети соответствуют разным стилям: кто-то спортсмен, другие увлечены интернетом
- Можно ли оправдать месть? Итоговое сочинение
Месть – один из самых страшных грехов. Но бывают ли случаи, когда она может быть оправдана? Несмотря на то я считаю, что месть – это намеренное зло, причиненное
- Сочинение Тема счастья в рассказе Крыжовник Чехова
Многие знакомы с популярным рассказом Антона Павловича Чехова «Крыжовник». На примере главного персонажа, автор показывает худший способ жизни, в котором нет места счастью. Он жаждет рассказат
- Образ и характеристика Евгения в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
В поэме Александра Сергеевича Пушкина Медный всадник главным героем является Евгений. Герой представляет собой собирательный образ
- Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс
Это такая яркая и красивая картина (иллюстрация)! Передний план цветочно-красный, а даль желто-голубая. Ближе к нам сам Гвидон и, получается, царица. Их не сразу отличишь от цветочного фона. Особенно царицу.
из бедной семьи
Савельич. Актер А. Шишков. Х/ф “Капитанская дочка”. 1958
Архип Савельич – герой второго плана, его образ несет в себе наиболее значимые для Пушкина черты простого человека из народа. Это, прежде всего, преданность, умение любить, смирение, способность сохранять достоинство, несмотря на унижение. У него доброе сердце, и своего воспитанника Петрушу он воспринимает не как барчука, а как собственного ребенка. Несмотря на собирательность образа, прототипом Савельича можно считать некоего крестьянина, который, рискуя жизнью, во время пугачевского бунта спас детей воеводы от гибели.
Описание героя
Характеристика образа
У героя ничем не примечательная внешность. Это седовласый пожилой человек в крестьянской одежде. Когда-то он был стремянным Андрея Петровича Гринёва, но потом его назначили воспитателем к пятилетнему Пете. Он всем сердцем привязался к ребенку, взросление которого происходило на его глазах. Несмотря на отсутствие образования, у Савельича был врожденный талант педагога, и относился он к воспитательному процессу со всей добросовестностью и ответственностью. К своему воспитаннику он проникся отеческой любовью и называл его «дитя» и «свет ты мой». Петруша, со своей стороны, также был привязан к наставнику, хотя нередко проявлял некоторые вольности.
Пушкин насыщает речь своего героя множеством народных выражений и просторечий. Таким образом, на выходе создается портрет неграмотного простого крестьянина, наделенного житейской мудростью и природным умом. Несмотря на приближенность к господам, Савельич придерживается субординации. Он обращается к мальчику на «вы», называя его «барином» и «батюшкой». Иногда он начинает ворчать, но недовольство его направлено на самого себя, а не на юного Петрушу. Все его проделки Савельич в первую очередь списывает на огрехи в воспитательном процессе. Это еще раз доказывает его безусловную любовь к своему подопечному.
Черты характера
Отдавая Савельичу самое дорогое – своего сына, Андрей Петрович не сомневался, что поступает правильно. Он уже смог удостовериться в надежности этого человека, который был рядом во всех военных походах Гринёва. За это время он убедился в его преданности и исполнительности. Была в характере Савельича и такая черта, как честолюбие. Так, когда Петруше исполнилось двенадцать лет, старший Гринёв решил выписать для него гувернера-француза. Это очень укололо самолюбие Савельича, и он впервые испытал чувство, похожее на ревность. Его недовольство, которое выражалось в частом ворчании, имело под собой все основания. Месье Бопре оказался не тем, за кого себя выдавал. Естественно, он ничему не мог научить своего воспитанника, и часто попросту уходил в загулы. Савельич все это замечал, но хранил молчание, так как не хотел оказаться доносчиком. Пользуясь этим, французу удавалось еще некоторое время морочить голову Андрею Петровичу.
Но вот юному Гринёву исполнилось семнадцать, и отец решил, что ему пора вкусить все прелести военной службы. Неизменный Савельич был назначен при молодом барине сразу на три должности: слуги, денщика и стремянного. По дороге в Оренбург, произошла остановка в Симбирске, где Петруша в трактире познакомился с удалым гусаром и картежником Зуриным. Тот, с легкой руки обыграл неопытного юношу в карты. В этом эпизоде проявился по-настоящему упрямый характер Савельича, который готов был горой стоять за «барское добро» в виде проигранных ста рублей. Он отказывался выдавать деньги Петруше, пока тот не нагрубил ему и не заявил, что он сам хозяин этих денег. Савельич обиделся и за всю дорогу не проронил ни слова. Как обычно, в этом происшествии он обвинял только себя, ведь это по его вине Петруша остался без присмотра и стал жертвой коварного Зурина.
Савельич всегда бережно относился к вещам и хорошо знал цену деньгам. Поэтому он был вне себя, когда увидел, что Петруша отдал незнакомцу (Пугачеву) новенький заячий тулуп. Он едва не лишился рассудка, когда этот тулуп моментально лопнул на мощной фигуре Пугачева. Надо сказать, что Савельич был готов до конца биться за хозяйское добро, что порой делало его комичным. Например, в сцене, когда он подготовил и вручил Пугачеву целый список вещей, которые похитили его разбойники. В таких ситуациях как никогда ярко проявлялось его непреодолимое упрямство.
Самоотверженность Савельича
Преданность Савельича Пете проявлялась в его готовности совершать ради своего подопечного героические поступки. Примером может служить ситуация противостояния Гринёва и Швабрина. Верный слуга, думая лишь о благополучии Пети, готов грудью закрыть своего воспитанника и даже погибнуть от руки неблагородного барина. Так проявлялись его бесстрашие, любовь и преданность. Однако наградой ему стал нагоняй от старшего Гринёва, который был разгневан тем, что Савельич не предупредил его о предстоящей дуэли. Самому Петруше даже не пришло в голову заступиться за своего верного слугу, который рисковал ради него жизнью.
Показателен еще один эпизод, когда Пугачев приказал казнить всех дворян, находившихся в крепости. В их число попадал и Петруша, но о помиловании он даже не помышлял, так как был слишком горд, чтобы подавать прошение. И снова на помощь пришел Савельич. Он, благодаря своей народной хитрости и смекалке уговорил Пугачева сохранить жизнь молодому барину. Он буквально на коленях просил разбойника забрать его старую жизнь взамен жизни «неразумного ребенка». При этом он сумел убедить Пугачева в том, что никакой пользы от мертвого Гринева он не получит, а за живого можно будет и выкуп потребовать.
За время, проведенное с Савельичем в Белогорской крепости, Гринев понял, каким преданным и надежным может быть его старый слуга. Ни минуты не сомневаясь, он доверил ему свою возлюбленную Машу Миронову, чтобы Савельич доставил ее в имение Гринёвых. Зная его упрямый характер, Пётр мог предполагать, что тот не захочет оставить его в опасности, но уговорами, мягкими убеждениями ему удалось сломить сопротивление своего учителя, и Маша в целости и сохранности была доставлена в имение его родителей.
Роль героя в произведении
В этом второстепенном герое А.С. Пушкин сосредоточил самые лучшие моральные качества, присущие простому крепостному люду: преданность и верность, чистоту души, благородство и внутреннее достоинство. Необразованность Савельича теряется на фоне его житейской мудрости, врожденного благородства и справедливости. Его героизм и любовь к близкому человеку наиболее остро проявляются в критической ситуации, когда он, не страшась собственной смерти, посмел вступить в пререкания со злодеем ради любимого Петруши, жизнь которого для него ценнее его собственной.
Литература
- Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1977.
- Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 1978
- Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. – Л.: Худ. Литература, 1977
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Н. Черняев. «Капитанская дочка» Пушкина. Историко-критический этюд
Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.4k