Друзья Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин всегда с трепетом относился к дружеским отношениям. Друзья Пушкина были для писателя одним из важных жизненных компонентов. В список близких ему людей вошли И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, И. В. Малиновский, П. Я. Чаадаев, П. А. Вяземский. Кратко рассмотрим дружбу А. С. Пушкина с каждым из них. Данный доклад поможет при подготовке к уроку литературы.
Пущин
С И. И. Пущиным А. С. Пушкин познакомился в Царскосельском лицее. Они были соседями, поэтому очень быстро подружились. И. И. Пущин стал для великого писателя самым первым другом, поэтому для А. С. Пушкина эти взаимоотношения были очень важны. Александр Сергеевич посвятил И. И. Пущину следующие стихотворения: «К Пущину», «К альбому Пущина», «Воспоминания», «Мой первый друг, мой друг бесценный». Посвящено И. И. Пущину и стихотворение «19 октября», которое адресовано и другим лицейским друзьям Пушкина.
Дельвиг
А. С. Пушкина с А. А. Дельвигом объединила страстная любовь к творчеству. Оба поэта начали издаваться в один год. Несмотря на то что многие подсмеивались над работами А. А. Дельвига, А. С. Пушкин сразу же отметил его талант. Сообщение о смерти друга повлияло на А. С. Пушкина, он с сожалением отмечал, что их лицейские ряды стали редеть. А. А. Дельвигу А. С. Пушкин посвятил многие стихотворения: «Блажен, кто с юных лет увидел пред собою», «Прими сей череп, Дельвиг», «Чем чаще празднует Лицей», «Художнику» и другие.
Кюхельбекер
С В. К. Кюхельбекером А. С. Пушкина связывали непростые взаимоотношения. В биографии великого поэта и писателя отмечается, что между товарищами по учебе и друзьями разразилась ссора из-за эпиграммы А. С. Пушкина, посвященной Кюхле (так между собой друзья звали В. К. Кюхельбекера), в результате чего лицеисты участвовали в дуэли. Как и И. И. Пущину, В. К. Кюхельбекеру А. С. Пушкин посвятил множество своих стихотворений, из которых некоторые являются ироническими: «Несчастье Клита», «К другу стихотворцу», «Разлука», «Эпиграмма на смерть стихотворца», «Пирующие студенты».
Малиновский
Информация о дружбе А. С. Пушкина с И. В. Малиновским часто опускается, однако взаимоотношения между известным писателем и сыном первого директора Царскосельского лицея можно назвать настоящей дружбой. К своему другу А. С. Пушкин обратился в стихотворениях «Пирующие студенты», «19 октября».
Перед своей смертью А. С. Пушкин признавался: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».
Чаадаев
Во время обучения А. С. Пушкина в Царскосельском лицее писателю удалось познакомиться, а затем и подружиться с П. Я. Чаадаевым, который был старше А. С. Пушкина. Дружба между ними строилась на постоянных беседах, литературных и философских рассуждениях. П. Я. Чаадаев оказал большое влияние на мировоззрение А. С. Пушкина, который посвятил своему другу множество стихотворений: «К Чаадаеву», «К портрету Чаадаева», «К чему холодные сомненья», «В стране, где я забыл тревоги прошлых лет».
Вяземский
Находясь в лицее, А. С. Пушкин заводит знакомство и с П. А. Вяземским. А. С. Пушкин высоко ценил талант своего друга: он цитировал его в своих произведениях, строки из его стихотворений ставил в эпиграфы, образ П. А. Вяземского помещен А. С. Пушкиным и в роман «Евгений Онегин», писатель посвятил ему множество стихотворений: «Язвительный поэт, остряк замысловатый», «Сатирик и поэт любовный», «Любезный Вяземский, поэт и камергер» и другие.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Друзья Пушкина», рассмотрит взаимоотношения А. С. Пушкина с его друзьями, с которыми он познакомился в лицейские годы.
Лицейские друзья Пушкина
Царскосельский лицей может по праву гордиться своим первым выпуском. Он оказал огромное влияние на становление Пушкина как поэта и гражданина России. Этому способствовали не только талантливые педагоги, но и сами лицеисты, в числе которых были одаренные, умные, ответственные молодые люди. Пушкин посвятил немало добрых, а порою и шутливых строк своим друзьям – однокашникам.
Иван Пущин
«Мой первый друг, мой друг бесценный» – это, конечно же, Иван Иванович Пущин. Он был на год старше Пушкина. Познакомились они 12 августа 1811 года во время поступления в лицей. Во время учебы их комнаты находились рядом. Дружба, завязавшаяся между молодыми людьми в лицее, сохранялась на протяжении всей жизни.
По окончании лицея Иван Пущин решил стать военным и поступил в Конную артиллерию. Здесь он познакомился с членами тайных обществ и вступил в одно из них. Он был активным участником «Священной артели», в которую входили братья Муравьевы, Иван Бурцов, из товарищей по лицею – Владимир Вальховский, Вильгельм Кюхельбеккер (Кюхля).
Возникшие разногласия с Великим князем Михаилом Павловичем вынудили Пущина оставить военной службу в январе 1823 года. Он перешел служить в Петербургскую уголовную палату.
11 января 1825 года Иван Пущин первым из друзей и близких посетил Михайловское, где в это время жил Пушкин, чтобы морально поддержать друга, сосланного за вольнодумство. Иван Иванович привез ему комедию Грибоедова «Горе от ума» и рассказал о существовании тайных обществ. Но он ничего не сказал о готовящемся покушении на жизнь самодержца.
Иван Пущин всегда был в центе событий, связанных с подготовкой и проведением декабрьского восстания, за что и был сослан в Сибирь, в Читинский острог.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Это стихотворение Пушкин посвятил своему другу, когда узнал о печальной судьбе своего товарища по лицею. Получив это стихотворение в ссылке, Иван Пущин в своем дневнике записал: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина».
Александр Сергеевич даже пытался ходатайствовать перед Николаем I о смягчении наказания Пущину, но получил отказ.
Дельвиг
Антон Антонович Дельвиг был ленив, учился неохотно, за что был порицаем учителями и попадал в пушкинские эпиграммы. Но в нем рано проснулся интерес к литературному творчеству. По окончании лицея он был направлен в Министерство внутренних дел, где и прослужил до конца своих дней. Но это совсем не мешало ему заниматься литературной и издательской деятельностью.
Дельвигу Пушкин посвятил не одно стихотворное послание.
В одних журналах нас ругали,
Упреки те же слышим мы:
Мы любим слишком, да, в бокале
Топить разгульные умы.
Лицейскую дружбу Пушкин и Дельвиг пронесли до конца их недолгой жизни. Он был одним из трех друзей Пушкина, посетивших его в ссылке. Есть сведения, что Пушкин и Дельвиг встречались на Кавказе. Дельвиг умер рано, в 32 года.
«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть», — написал Пушкин Плетневу, узнав о смерти друга.
Кюхля
Так лицеисты прозвали долговязого, худощавого Вильгельма Кюхельбекера. На первых курсах товарищи по лицею были безжалостны к нелепому, глуховатому Кюхле. Пушкин тоже не щадил его, донимал эпиграммами и шутками, на которые был большой мастер.
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Эта эпиграмма стоила Пушкину дуэли, которая закончилась благополучно для обоих. Позволив Кюхельбекеру выстрелить, Пушкин отказался стрелять под предлогом, что пистолет забился снегом. Потом друзья помирились.
Несмотря на насмешки, в глубине души все любили этого странного длинного паренька. Несмотря на свою неуклюжесть, он был способным к учебе, талантливым поэтом.
В своем посвящении на день Лицея Пушкин посвятил несколько строк и Кюхельбекеру:
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Вильгельм Кюхельбекер с отличием окончил лицей в чине титулярного советника. Его, как и Пушкина, зачислили в коллегию иностранных дел.
Кюхельбекер тоже присутствовал на Сенатской площади во время декабрьского восстания, и даже пытался стрелять в генералов, однако его пистолет дал осечку.
Вильгельм Кюхельбекер пережил Пушкина всего на 7 лет. Он умер в Тобольске от чахотки в 1846 году.
Иван Малиновский
Еще один из близких друзей Александра по лицею. Дружбу к Ивану поэт пронес через всю жизнь, а после роковой дуэли с Дантесом говорил: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».
Иван отличался большой вспыльчивостью и получил прозвище «Казак». Он был сыном первого директора лицея, который умер в 1814 году. На похоронах присутствовали пять лицеистов, в том числе Пушкин. После окончания лицея Малиновский стал военным, дослужился до полковника и в 1825 году вышел в отставку. В 1834 году он женился на сестре Пущина.
Друзья Пушкина по Царскосельскому лицею
Царскосельский лицей задумывался как учебное учреждение, в котором великие князья будут учиться вместе с дворянскими детьми.
То есть Александр Сергеевич Пушкин мог учиться вместе с наследниками царя, претендующими в будущем на престол.
Но этим планам не суждено было осуществиться, и Пушкин провел 6 лет своей юности совсем с другими людьми — выходцами из знатных семей абсолютно разного достатка.
Кто были эти люди, в каких отношениях они состояли с Пушкиным — поговорим об этом более подробно.
1. Иван Иванович Пущин
Прозвища: «Жан», «Жанно», «Большой Жанно» на французский манер за излишнюю романтичность и «Иван Великий» — в честь одноименной московской колокольни, так как Пущин был высокого роста.
Пущин стал самым первым и «бесценным» лицейским другом Пушкина. Они познакомились в Петербурге еще во время поступления. Почти сразу они стали близкими друзьями, так как их взгляды во многом совпадали.
Позже их комнаты в лицее будут находиться рядом: у Александра №14, а у Ивана — №13. На прогулку три раза в день они ходили в паре.
По характеру Пущин был медлителен и упорен, в беседе был неуемным и мог долго говорить.
Учителя характеризовали его как умного, прилежного, способного и благородного. Он был дружен со всеми сокурсниками.
После лицея Иван войдет в круги декабристов, из-за чего его отправят на каторгу на 20 лет.
Пушкин посвятит ему следующие строки:
«Мой первый друг, мой друг бесценный!..»
«Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья,..»
«…Ты не забудешь дружбы нашей,
О Пущин, ветреный мудрец!..»
Дружба Пушкина и Пущина сохранилась до конца их дней.
2. Антон Антонович Дельвиг
Прозвище: Тося, Тосенька (уменьшительно-ласкательное от имени Антон).
Дельвиг славился своей ленью.
На лекциях он открыто спал, уроками в отведенное время не занимался, постоянно откладывая их на потом и предаваясь лености.
Естественно за это его часто наказывали преподаватели, и успеваемость от этого тоже страдала.
Вторым его пороком было вранье.
Он мог рассказывать разные истории и небылицы, которые якобы с ним происходили.
А если он повторял историю, мог приплести новые факты, которые противоречили прежнему рассказу.
Несмотря на это друзья любили его. Он никому не делал зла, никогда ни с кем не спорил — ему было проще согласиться с оппонентом. Тося был прекрасным слушателем. Он писал стихи.
Именно Дельвиг подсказал Пушкину отправить свои стихи в журнал «Вестник Европы» для печати.
Александр посвятил ему следующие строки:
«Друг Дельвиг, мой парнасский брат,
Твоей я прозой был утешен,..»
После выпуска из лицея Антон Дельвиг поступил на государственную службу в Министерство финансов. Он посещал Пушкина в ссылке.
3. Вильгельм Карлович Кюхельбекер
Прозвища: «Кюхля», «Бехелькюкер», «Гезель», «Глист», «Сухарь».
Пожалуй, самой запоминающейся фигурой среди всех лицеистов был Кюхельбекер.
Он был высокого роста, худощав, с большими выпученными глазами. Походка его была нетвердой, неуверенной. Манерами Вильгельм был очень неуклюж, вертляв. Все у него валилось из рук.
Внешне он выглядел очень забавно. А потому буквально с первых же дней жизни в лицее он стал посмешищем для товарищей.
Шуток стало еще больше, когда стало понятно, что Кюхля пишет стихи, но при этом имеет пробелы в образовании и плохо знает русскую грамматику. Ко всему прочему он был глуховат, и не всегда мог услышать, что ему говорят.
На него писали эпиграммы и шуточные стихи. Однокурсники даже выпустили самодельный журнал под названием «Бехелькюкериада».
По характеру Вильгельм был очень ранимым, вспыльчивым, все шутки принимал очень близко к сердцу. И это только усугубляло ситуацию — над ним потешались еще больше.
Однажды он пытался утопиться в пруду Царскосельского парка из-за того, что кто-то из товарищей украл тетрадь с его произведением и придумал очередную шутку на стихи Вильгельма. Его успели спасти, а событие вновь обросло шуточными стихами.
Несмотря на все недоразумения, лицеисты Кюхлю очень любили, особенно Пушкин. Смеялись они над ним, конечно же, по-доброму.
Учителя отмечали его упорство, прилежность и некоторую упрямость в учении: он мог целыми днями не отходить от своего стола, непрерывно читать и что-то писать в свободное время. Бывало даже так, что он вставал писать по ночам.
Кюхельбекер был ярым участником многих споров.
Именно с Вильгельмом состоялась первая дуэль Александра Пушкина.
Кюхля надоедал своими стихами Жуковскому. Как-то Пушкин спросил у Жуковского, почему тот не пришел на вечер, и литератор ответил, что расстроил желудок, слуга запер дом снаружи по оплошности, когда уходил, да и с назойливым Кюхельбекером он не хотел бы встречаться. И потому остался дома.
На что Пушкин сочинил эпиграмму, которую лично прочел Кюхле:
» За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно.
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.»Вильгельм моментально вскипел и вызвал друга на дуэль.
Она состоялась, но Кюхля выстрелил в сторону, а Пушкин выбросил пистолет. Так они и помирились.
Пушкин однажды сказал ему, что с таким характером ему будет очень тяжело в жизни. Конечно же, он имел в виду слишком серьезное отношение ко всему и легкую ранимость.
В одном из стихотворений Александр Пушкин напишет в шутку:
«Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.»
Благодаря своему упрямству Кюхельбекер окончил лицей с серебряной медалью. После учебы он был вместе с Александром зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Участвовал в декабристском восстании, был арестован и позже отправлен в ссылку.
4. Иван Васильевич Малиновский
Прозвище: Казак.
Малиновский был сыном директора лицея.
Свое прозвище он получил после того, как похвастался перед друзьями, что вырос недалеко от казачьего полка. Сокурсники сразу признали, что в нем есть что-то от казаков: вольнолюбие, хитрость, удальство, вспыльчивость и лукавство.
Пушкин очень любил Малиновского, он был его лучшим другом наряду с Пущиным. Их объединяла страсть к проказам, которых они учинили огромное множество за 6 лет в лицее.
Во время учебы у Малиновского умерла мать, а через два года — отец (директор лицея). Все это стало большим ударом для сына.
Пушкин посвятил другу следующие стихи:
«Что ж я тебя не встретил тут же с ним,
Ты, наш казак и пылкий и незлобный,
Зачем и ты моей сени надгробной
Не озарил присутствием своим?
Мы вспомнили б, как Вакху приносили
Безмолвную мы жертву в первый раз,
Как мы впервой все трое полюбили,
Наперсники, товарищи проказ… «
«А ты повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез
Приятель задушевный…»
После лицея Малиновский поступил на военную службу, которой посвятил всю жизнь.
5. Алексей Демьянович Илличевский
Прозвища: «Олосенька», подписывался под стихами «Иллишийший», «Ийший».
Илличевский писал очень хорошие стихи, басни, послания. В первое время даже помогал Пушкину исправлять и дописывать произведения. Он был одним из авторов многочисленных эпиграмм на Кюхельбекера.
По характеру он был достаточно спокойным, не шумел и неохотно принимал участие в спорах.
Учителя отмечали его усердие и поэтический талант.
Кроме литературной деятельности Илличевский увлекался рисованием и писал карикатуры на своих друзей.
Пушкин написал ему в стихах:
«Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;»
После лицея он отправился на службу чиновником в Сибирь.
6. Михаил Лукьянович Яковлев
Прозвище: «Паяс 200 номеров».
Свое прозвище Яковлев получил за то, что умел мастерски изображать других людей.
Он подмечал особенности походки, движения тела, выражения лиц и мимику разных людей, а потом демонстрировал это все в виде небольшого представления. Яковлев кривлялся и паясничал, а друзья должны были отгадать, кого он изображает.
Это он назвал Пушкина обезьяной и тигром, что после переросло в единое прозвище «смесь обезьяны с тигром». Изображать Пушкина было труднее всего.
Ученик из него был прилежный, но за кривляние он получил характеристику «настоящая язва».
После лицея Яковлев старательно поддерживал дружеские связи, у него дома не однократно собирались выпускники. За это его назвали «старостой», а его квартиру «лицейским подворьем».
Служил чиновником на разных государственных должностях.
7. Сильверий Францевич Броглио
Броглио происходил из очень знатного французского рода.
Учителя не находили в нем никаких примечательных дарований и говорили о нем, что в успеваемости он последний, а в баловстве — первый.
И это было действительно так. Сильверий был отпетым баловником и шутником. Он постоянно получал наказания за свое поведение, неуспеваемость и ребячество.
После учебы в лицее Броглио покинул Россию и вернулся во Францию.
8. Константин Карлович Данзас
Прозвище: «Медведь» за спокойный внешний вид и неуклюжесть.
Данзас был близким другом Броглио, они «спелись» и вместе нарушали общественный порядок и покой.
Доходило до того, что они даже соревновались в своих выходках на самое тяжелое наказание.
В классе была установлена «черная» парта, за которую сажали провинившихся.
Броглио и Данзас сидели за ней практически постоянно. Такое наказание на них не действовало.
Данзас даже заявлял, что за позорным столом удобнее сидеть.
Однажды надзиратель решил проучить Константина Данзаса за непослушание, и заставил его носить целые сутки старую одежду, в которой ученик приехал из дома. Одежда была ему мала, выглядело нелепо, над ним потешались одноклассники. Мера оказалась действенной.
Несмотря на непристойное поведение, у Константина был полезный навык — у него был самый лучший почерк среди однокурсников. Учителя ставили его почерк в пример остальным. Позже он занимался написанием лицейского журнала.
Пушкин писал:
«Спартанской душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.»
(Вольховский был по успеваемости первым, а Пушкин, Брольо и Данзас — последними.)
После лицея Данзас посвятил себя военной карьере. Был секундантом Пушкина на его последней дуэли, за что чуть не оказался повешен.
9. Сергей Дмитриевич Комовский
Прозвища: «Лиса», «Лисичка» — за характер и герб Комовских с рыжей лисой, «Смола» — любил «прилипать» со своими нравоучениями.
Учителя характеризовали его как ученика прилежного, способного, скромного, любопытного. Он доносил на своих товарищей надзирателям.
По характеру Комовский полностью оправдывал свое прозвище: со всеми был осторожен и любезен. Был льстецом, в том числе и по отношению к Пушкину.
Участвовал в распространении и переписи эпиграмм на Кюхельбекера. В движениях был ловок.
Он умел подстраиваться под всех и каждого, словно тень. Даже Яковлев не изображал его — изображать было нечего, не было у него особенных черт.
По окончании лицея поступил на государственную службу в департамент народного просвещения. Появлялся на всех встречах лицеистов.
После смерти Пушкина предоставил материалы о жизни великого поэта в лицее для написания более достоверной биографии.
10. Александр Михайлович Горчаков
Прозвище: «Франт».
Горчаков был потомком княжеского рода, и это легко угадывалось во всем: в статной внешности и в воспитании.
Он был щеголем, гордился своим княжеским титулом, но при этом любезен и обходителен со всеми. Никогда не вмешивался в чужие споры, не позволял себе
Учителя единодушно отмечали его ум, отличную память, он всегда был в числе первых учеников и с ним пытались тягаться в учебе.
После выпуска из лицея его ждала большая политическая карьера. Он прожил дольше, чем все его однокурсники.
Получается, что ему Пушкин посвятил эти строки:
«Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.»
Предполагается, что Пушкин попросил Горчакова спрятать у себя поэму «Монах», которая могла бы вызвать пагубные последствия для поэта. Она была найдена только после смерти политика.
11. Павел Николаевич Мясоедов
Прозвище: «Мясожоров», «Мясин».
Отец Мясоедова был вице-губернатором Москвы.
Сам Павел был человеком добрым и простодушным. Но иногда мог вести себя грубо, даже диковато. Он мог легко развязать драку. У него бывали конфликты с Пушкиным и другими лицеистами.
Учителя отмечали, что в нем нет особых талантов, порой называли глупым, безграмотным и даже «полный облом». Бывало, Мясоедова выгоняли с уроков.
После лицея он посвятил себя военному делу. Занимался организацией праздничных встреч выпускников.
12. Павел Михайлович Юдин
Прозвища: «Чёрт», «Кис».
Юдин не отличался особенными талантами. Но учился он прилежно и из лицея вынес для себя много полезного.
Павел был нелюдим, он любил уединение, не принимал активного участия в общих затеях. С Пушкиным они не были особо близки. Однако поэт посвятил ему стихотворение «К Юдину»:
«Ты хочешь, милый друг, узнать
Мои мечты, желанья, цели
И тихий глас простой свирели
С улыбкой дружества внимать…
…Мой друг, я для тебя воспел
Мечту, младых певцов удел…»
После лицея Павел поступил в Коллегию иностранных дел вместе с Пушкиным.
В первом потоке вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным училось всего 30 человек. Мы перечислили только тех, кто был наиболее близок к поэту.
- Энциклопедия
- Люди
- Лицейские друзья Пушкина
Доклад на тему Лицейские друзья Пушкина сообщение
Годы проведенные в лицее были самыми насыщенными и беспечными в жизни русского поэта и прозаика Александра Пушкина. Писать стихотворения он стал в тринадцатилетнем возрасте уже учась в лицее.
Лицейские товарищи Пушкина имели уникальную возможность первыми оценивать задатки будущего классика отечественной литературы. Настоящими друзьями для юного Александра являлись Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин и Антон Дельвиг. В завершении учебы он общался с широким кругом лиц, но близкими друзьями стали именно эти трое.
Пущин Иван был для Пушкина самым лучшим другом. Они доверяли друг другу и помогали в трудных ситуациях. Дружба между Александром и Иваном завязалась еще при поступлении в лицей, а в общежитии они оказались соседями по комнате. Пущину удалось пронести дружескую преданность до последнего дня поэта. Возможно, своими совершенно разными чертами в характерах они дополняли друг друга. Александр по натуре был раздражительным и деятельным, а Иван наоборот предпочитал все спокойно обдумывать, был рациональным и добродушным. В конце учебного дня Пушкин делился с Пущиным своими проблемами и Иван всегда поддерживал друга, давая совет.
Друзья также поддерживали Пушкина и в творческом плане. Единство поэтического характера сплотило дружбу Пушкина с Дельвигом. Всегда очень ленивый барон Антон Дельвиг любил писать стихи и делал это исключительно для себя. Тогда Пушкин подвигнул друга продемонстрировать стихи на широкую публику.
Не единожды лицейским друзьям Пушкина приходилось терпеть и издевательства с его стороны. Чаще всего под насмешки попадал Вильгельм Кюхельбекер, его, очень добродушного человека Пушкин часто всячески задевал при этом обидно называя Кюхлей.
За лицейские годы Пушкину удалось укрепить свой творческий потенциал благодаря поддержке этих настоящих друзей.
Вариант №2
Годы учебы в Лицее были самыми великолепными для будущего поэта Александра Пушкина. Данное учебное заведение на многие годы заменило ему дом и семью. Как вспоминает Александр Сергеевич, все лицеисты быстро сдружились, и образовалась товарищеская семья, в каждой из которой создавались кружки, где обозначались некоторые личности. И хотя юный гений не был в рядах лидеров никогда, все-таки активно принимал участие в культурных мероприятиях Лицея.
Пушкин дружил со всеми, однако самыми близкими товарищами были Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг. С Пущиным поэт сблизился раньше всех, и он был ему ближе. Ванина комната находилась рядом, и мальчики часто ночью вели задушевные разговоры. Обладая рассудительностью, Пущин благотворно оказывал влияние на Пушкина, вследствие чего поэт посвятил несколько стихов своему другу. В 1825 году он даже приезжал в Михайловское к Пушкину, пока тот был в ссылке.
Кюхельбекер отличался от остальных приятелей своей порядочностью. Он любил писать стихи, но они получались не совсем удачные Пушкин же, на его произведения составлял эпиграммы. Кюхля, как называли лицеисты, не был оскорблен на подобного рода критику, но один раз некоторые строчки настолько разозлили его, что он вызвал Александра на дуэль. Поэт не смог выстрелить в друга и предложил ему пойти на примирение. Кюхельбекер, как и Пущин приняли участие в декабрьском восстании 1825 года, и по милости князя Михаила Павловича, в которого стрелял Вильгельм был заточен в крепость. Встреча двух товарищей произошла в 1827 году, в тот момент, когда Кюхельбекера перевозили в другое место.
С Антоном Дельвигом у Александра Сергеевича тоже была близкая дружба. Его приятель позже напишет воспоминания, где будет тепло отзываться о Пушкине. После окончания Лицея их дружеские отношения не прекращались. Они входили в одно из обществ дворянской молодежи «Зеленая лампа». Когда Пушкин был в ссылке, то часто переписывался со своим бывшим одноклассником. Дельвиг даже посещал Александра Сергеевича в Михайловском. Ранняя кончина друга поразила поэта, и в одном из писем Плетневу он признался, что Дельвиг был одним из лучших товарищей.
В своем творчестве Пушкин часто предавался воспоминаниям о лучших годах, проведенных в Лицее со своими друзьями, и был благодарен за то, что судьба свела их вместе.
Для 6 класса кратко
Лицейские друзья Пушкина
Популярные темы сообщений
- Шахматы
Шахматы являются любимой игрой многих на земном шаре. И не только игрой: у некоторых занятие шахматами превратилось в спорт, работу и профессию – существуют же профессиональные шахматисты.
- Гриб лисичка
Латинское название гриба – Cantharellus. Они относятся к базидиомицетам, классу агарикомицеты, семейству лисичковые, види лисички. Свое название гриб получил за рыжий цвет, схожий с окраской лисы. Встречается он в смешанных и хвойных лесах.
- Моллюски
Древние жители морей и в частности планеты, зародились примерно 500 млн. лет назад. Большинство моллюсков имеют раковины. Ученые установили, что предшественниками моллюсков могли быть плоские черви. Эти создания имеют огромное количество видов,
- Эвоплоцефал
Эвоплоцефал — это древнейший ящер заселявший нашу планету около семидесяти миллионов лет назад. Его останки были найдены еще в начале двадцатого века на территории Америки. Результаты исследований и раскопок подтверждают время
- Гранат
В животном мире лев это царь зверей, но и мире растений есть главный фрукт и это гранат. Его макушка напоминает корону. Открыт он был еще в древности. Плоды можно купит в магазинах круглый год, нужно выбирать обязательно тяжелый, это означает,
Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Гимназия №3»
«Лицейские друзья Пушкина»
Реферат
выполнил Васькин Андрей,
учащийся 5»а» класса.
Руководитель Козлов В.В.,
учитель русского языка и литературы
Кудымкар
2011 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Пушкин в Лицее…………………………………………………4-7
Глава 2. Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг – самые близкие друзья……..8-12
Глава 3. Особый день — 19 октября………………………………………13-15
Глава 4. Восстание декабристов – особая тема в творчестве Пушкина…………………………………………………………………….16-17
Заключение………………………………………………………………..18
Библиография……………………………………………………………..19
Приложения
Введение
Тема изучения пушкинского творчества и пушкинской биографии увлекает многих людей, в том числе и школьников. В курсе литературы мы изучаем творчество и биографию писателя и поэта А.С.Пушкина. Лично мне наиболее интересна тема лицейских лет Пушкина – времени его учения, возникновения дружбы между лицеистами, которая осталась у них на всю жизнь.
Тема реферативной исследовательской работы «Лицейские друзья Пушкина».
Цель работы – изучение влияния пребывания Пушкина в Царскосельском лицее и лицейских товарищей на его жизнь и творчество.
Задачи:
1. Изучение материалов, рассказывающих о пребывании Пушкина в Лицее.
2.Рассмотрение роли троих самых близких друзей — Пущина, Кюхельбекера, Дельвига – на судьбу Пушкина.
3. Рассмотрение произведений, посвященных дню открытия Лицея – 19 октября.
4.Краткий анализ темы декабризма в творчестве Пушкина.
Объект исследования — творчество и биография Пушкина.
Предмет – лицейский период жизни и творчества Пушкина.
Использовались в ходе работы исследовательские методы: анализ литературы по теме; сравнение и обобщение материалов.
Работа имеет следующую структуру: введение, 4 главы, заключение, библиография. Данная работа может быть использована учащимися, которые интересуются пушкинской темой.
Глава 1. Пушкин в Лицее
Друзья мои прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье бы куда ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир — чужбина;
Отечество нам — Царское Село.
А.С. Пушкин “19 октября” (1825)
В Царскосельском лицее (см. Приложение 1) Пушкин провёл всего несколько лет, но не забывал о нём на протяжении всей своей недолгой жизни, ведь лицей явился для тогда ещё маленького Пушкина школой жизни, там он познакомился с людьми, которые сопровождали его в течение всего жизненного пути, они стали его лучшими друзьями: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Быть может, без них он и не стал бы тем легендарным поэтом, стихи которого мы с наслаждением читаем.
Лицейское братство – самая светлая глава в биографии Пушкина. Куда бы “ни бросила судьбина” лицеистов первого выпуска, куда бы их “счастие не повело”, они всегда обращались мыслью и сердцем к своему царскому отечеству, к тем шести годам, когда в учении и чтении, в шалостях и забавах, в дружбе и ссорах создавалась личность каждого из них. Формировалось и мировоззрение – тот дух свободы, без которого не могло быть у нас ни величайшего национального поэта Пушкина, ни самоотверженных революционеров-декабристов Кюхельбекера и Пущина.
В Лицей двенадцатилетний Пушкин приехал с немалым запасом разнообразных жизненных впечатлений — и от увиденного, и от личного общения, и с почерпнутым из книг. Редкая в таком возрасте начитанность Пушкина поразила его будущих товарищей-лицеистов при знакомстве с ним. Иван Пущин вспоминал: “Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил…”
Но в остальном ему было трудно конкурировать с серьёзными сверстниками. Прекрасного французского оказалось недостаточно, хотя по этому языку он был на втором месте. В Лицее он недурно овладел латынью, но далеко не лучше других знал античную литературу: на уроках ответы многих одноклассников педагогам кажутся предпочтительней. Даже в сложении стихов (часть он пишет по-французски) первоначально у него находятся довольно удачливые соперники. А если ещё учесть, что директор Энгельгард отмечал у Пушкина в качестве недостатков “французский ум” (другими словами, легковесность и чрезмерное вольнодумство) и страсть к сатире (то, что теперь мы называем словом “критиканство”), помноженную на ранний скепсис, то будет понятно, почему уже через год занятий в общем рейтинге Пушкин занимает лишь 28-е место (начав с 14-го). Сам Пушкин самокритично свидетельствовал:
…порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирён, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.
Пушкин по характеру в это время был вспыльчивый, к тому же склонный к злой насмешке, внешностью напоминающий обезьяну, за что и имел соответствующие прозвища “обезьяна”, “помесь обезьяны с тигром”, отражавшие его внешность и несдержанный темперамент (Грибоедов позже звал его “мартышкой”). Многие из лицеистов считали его себялюбивым, тщеславным и даже агрессивным. Отсюда другое прозвище — “француз”, отнюдь не только за прекрасное знание французского языка (в годы Отечественной войны тем более обидное и никак не похвальное). Прозвища были почти у всех лицеистов. Но обидных среди них немного, чаще — “швед”, “Кюхля”, “голландец”, “султан”, “маркиз”, “рыжик”, “лиса”, “сибиряк”…
Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию их тесный дружеский круг. Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященной этой дате стихами. И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения дома. Лицей, лицейское содружество, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина. Это то, на что Пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее.
В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и духовной открытости (к той открытости, без которой не может быть истинного поэта); прогулки по садам лицея заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре (что нашло потом сильное отражение в поэзии Пушкина). Лицей заложил культурные и человеческие основы пушкинской поэзии в значительной степени, нежели это могли сделать домашнее чтение в детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними хорошими и плохими учителями. В лицее были возможности свободного и естественно непринужденного приобщения к культуре и – что не менее важно – приобщение всем дружеским кругом, вместе.
Глава 2
Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг – самые близкие друзья.
В жизни Пушкина лицейская дружба оставила неизгладимые следы. Он быстро подружился с Иваном Пущиным (см. Приложение 2). С первых же дней пребывания в Лицее тринадцатилетний Иван Пущин стал считаться одним из лучших учеников. Его отличали прилежание, благоразумное поведение, добродушие, “чувствительность с мужеством и тонким честолюбием”, особенно же рассудительность, в обращении с окружающими — неизменная вежливость и “приличная разборчивость и осторожность”. Подобное случается не часто: все, кто знал Пущина и во время учёбы в Лицее, и после, даже его идейные противники, отзывались о нём не иначе как исключительно с уважением и симпатией. Повзрослев, он был высок ростом, хорошо сложён. Большие выразительные сине-серые глаза, спокойное лицо. Про таких говорят — красив и духовно, и внешне.
Пушкин и Пущин жили в Лицее рядом: справа комната, над дверью которой была чёрная дощечка с надписью “№ 13. Иван Пущин”, а слева — “№ 14. Александр Пушкин”. Пущин — тоже москвич, он на год постарше Пушкина. Вместе посмеялись над несчастливым номером комнаты Пущина. Позже всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами.
В 1826 году он написал об Иване Пущине: “Мой первый друг, мой друг бесценный”, как пишут и думают о первой незабываемой любви. Нет, даже больше, чем о первой любви, ибо “она прошла… но с первыми друзьями // Не резвою мечтой союз твой заключён. // Пред грозным временем, пред грозными судьбами // О, милый, вечен он! “. Это было сказано ещё раньше – в 1817 году. А в день смерти Пушкин горько пожалел, что нет рядом Пущина и Малиновского ( «Прохожий, поспеши к стране родной своей! Ах! Грустно умереть далёко от друзей».)
Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнём рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродню скуку:
Не в первый раз мы вместе пьём,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальём –
И тотчас помиримся. (1814 г.)
11 лет Пушкин знал, что Пущин заживо похоронен в “мрачных пропастях земли” (был в застенках), но дружба не слабела:
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.
У Пущина были прекрасные отношения со всеми, его никто не обижал, он ни с кем не ссорился. Происходил из родовитой дворянской семьи, его отец — генерал-интендант флота. Но в семье двенадцать детей. И мать, страдавшая душевным расстройством… Так что Пущин совершенно иначе, чем остальные люди, относился к дружбе между лицеистами… Пущина осудят на вечную каторгу; он вернётся из сибирской ссылки лишь в 1856 году и через три года умрёт.
Ещё один лицейский друг Пушкина – Вильгельм Кюхельбекер (см. Приложение3) сильно повлиял на его творчество. А был он смешным таким человечком среди лицеистов. Кюхельбекер, плохо слышащий на одно ухо после золотухи, с необузданной вспыльчивостью и с комической внешностью, вызывавшей постоянные шутки, доходившие до издевательства (ребята в этом возрасте бывают удивительно злыми). Однажды дошло до того, что Кюхля решил топиться — его вытащили из пруда и обсмеяли ещё сильнее, мол, даже утопиться не можешь…
Первое напечатанное стихотворение Пушкина “К другу стихотворцу” обращено именно к Кюхельбекеру. Юношеские размышления о роли и назначении поэта в этом произведении опираются на жизненную основу. Речь идёт о начальных неуклюжих поэтических опытах Кюхельбекера:
Но что? ты хмуришься и отвечать готов;
Пожалуй, — скажешь мне, — не трать излишних слов;
Когда на что решусь, уж я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, — а я таки поэт.
Нужно было очень тонко понимать характер Кюхельбекера, чтобы написать это. “Когда на что решусь, уж я не отступаю!” – таков был один из важнейших жизненных принципов этого человека. Он осуществил его в дружбе, в литературе и в жизни – в декабрьский день 1825 года, который превратил неимущего и малоизвестного петербургского поэта в “опасного государственного преступника”, строго охраняемого всем могуществом царской власти.
Кюхельбекер, просидев в Петропавловской, Кексгольмской и Шлиссельбургской, затем в Динабургской крепостях, будет отправлен на поселение в Сибирь, где заболеет туберкулёзом и угаснет в Тобольске в 1846 году.
Во многих стихах Пушкин обращается и к одному из любимых друзей – к Антону Дельвигу (см.Приложение 4). Он был очень забавным и смешным. Например, лишённый очков, близорукий Дельвиг, для которого весь свет был как в тумане, а все женщины казались ему красавицами, — то-то была потеха для остальных лицеистов. Именно не способный к зависти Антон Дельвиг в стихотворении «Пушкину» уже в 1815 году предсказал своему другу великое будущее. Флегматичный толстяк и великодушный добряк Дельвиг со своим вечным “Забавно!”, произносимым с задумчивой улыбкой, мягкий, снисходительный даже к обидам со стороны Пушкина (хотя, казалось бы, кому понравится, когда о тебе говорят: “ленивец сонный” и “сын лени вдохновенный”), умел понимать, щадить, ценить и поддерживать друга. Кстати, по воспоминаниям одного из лицеистов о Дельвиге, “только огненная натура Пушкина могла вызвать его к деятельности”. Чаще всего (это о Дельвиге отзывается уже сам Пушкин): “Он предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами, коих умственные склонности сходствовали с его собственными”. Умственные склонности Дельвига и Пушкина сходствовали. Они понимали друг друга с полуслова. Для Дельвига Пушкин был самым большим авторитетом. А Пушкин всегда прислушивался к мнению Дельвига-литератора.
А когда в 1831 году умирает Дельвиг (он скончался от “гнилой горячки”) никто не ожидал столь ранней его смерти. Трудно представить, что испытал Пушкин, узнав об этом: “Ужасное известие получил я в воскресенье… Вот первая смерть, мною оплаканная, … никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели”. В тот же день пишет Е.М.Хитрову : “Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Наши ряды начинают редеть…”.
В этом же – 1831 году – на лицейскую годовщину Пушкин откликнулся одним из самых грустных своих стихотворений:
Чем чаще празднует Лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своём веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
И наши песни всё грустнее.
И почти последними словами умирающего Пушкина будут слова: “Как жаль, что нет здесь сейчас ни Пущина, ни Малиновского…”. Лицейских товарищей позовёт поэт в последние минуты жизни, как будто ещё раз вспоминая клятву своей прекрасной юности: “Где б ни был я, в огне ли смертельной битвы, при мирных ли брегах родимого ручья, — святому братству верен я!”
Жизнь развела и разбросала лицейских братьев, но лицей навсегда остался для них всех незыблемым и святым символом дружбы. Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. Трое самых близких друзей поэта. Каждый из них – частица жизни Пушкина, частица его сердца, души и характера. Высокая гражданственность жизненной позиции Пущина, цельность и благородство его натуры, непосредственность, порывистость, импульсивность, “сумасбродство” Кюхельбекера, душевная ясность, изящество, гармоничность и доброта Дельвига, — всё это по своему преломилось, выразилось и в характере Пушкина, и в сложном внутреннем мире его личности.
Глава 3.
Особый день — 19 октября
19 октября – самая главная дата в жизни лицеистов первого выпуска. Скрепив свою дружбу одинаково незыблемыми чугунными кольцами, они решили собираться каждый год 19 октября, в честь дня торжественного открытия лицея в 1811 году.
Знаменательной и всегда связанной с друзьями-декабристами была для Пушкина дата открытия Царскосельского лицея. Годы пребывания в этом заведении были связаны с воспоминаниями о вольнолюбивых надеждах, о “святом братстве”, “семье друзей”. На эти даты выпадает создание ряда произведений, которые содержат прямые и косвенные декларации политического характера или дорогие и священные воспоминания для поэта.
Особое место в ряду пушкинских лирических гимнов дружбе занимает элегия “19 октября” 1825 года. Прошло уже несколько лет разлуки Пушкина с друзьями: сначала южная ссылка, потом заточенье в Михайловском.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать весёлых много лет.
Прямо обращённое к товарищам стихотворение напоминает им об отсутствующих:
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Ещё кого не досчитались вы?
Ещё не догадываясь об этом, Пушкин в дату 19 октября 1825 года как бы закладывает сам для себя основу традиции, которой он никогда потом не изменит; во всех посвящённых лицеистам и годовщинам открытия лицея стихотворениях Пушкин вспоминает прежде всего о тех, кого нет рядом с друзьями. В 1827 году это будут Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер, сосланные в Сибирь; в 1831 году – “шесть мест упразднённых стоят”, а среди них – “любимейший из любимых” Антон Дельвиг. Но эти мотивы скорби зазвучат ещё не скоро. И в 1825 году Пушкин с любовью и нежностью вспоминает тех людей, с которыми ему посчастливилось повидаться за время своего пребывания в Михайловском:
…………….Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил,
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
“Ты, Горчаков, счастливец с первых дней… невзначай просёлочной дорогой мы встретились и братски обнялись”. “И ты пришёл, о Дельвиг мой!”
Главным в стихотворении 1825 года становится истинный гимн дружбе, навсегда вошедший в сознание и память любого русского читателя:
Друзья мои прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Чистота, бескорыстность, широта дружеского чувства Пушкина поразительны. В том же году Пушкин пишет стихотворение “Дружба”, состоящее из одного четверостишья.
Что дружба? Лёгкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.
Невозможно поверить, что это пишет тот же Пушкин, только что восклицавший: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”. Что вызвало эти горькие и безжалостные строки? Просто ли дурное настроение или внезапно проснувшиеся воспоминания о встречах и отношениях с людьми, далёкими от лицея. Может быть, ведь в стихотворении “19 октября” есть тень этих неприятных впечатлений:
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
Пушкин не хочет вспоминать невежество, предательство и коварство “иных друзей”, он не хочет омрачать этими воспоминаниями стихи, посвящённые Лицею, но горечь и обида, видимо, так сильны в его душе, что нечаянно отчеканиваются в это короткое четверостишие.
Глава 4.
Восстание декабристов – особая тема в творчестве Пушкина
В декабрьские дни 1825 года, когда Россия была потрясена восстанием на Сенатской площади и жестоким подавлением первой попытки революционного переворота, Пушкин находился в Михайловской ссылке. Лишь значительно позже он узнал все подробности этой трагедии, бросившей кровавый отсвет на жизнь поколения, лучшие люди которого были уничтожены или обречены на долгие годы ссылки или каторги. Теперь, после декабрьской катастрофы, на его долю выпадала историческая роль хранителя и продолжателя традиций разгромленного поколения, тех, кого он называл “друзья”, “братья”, “товарищи”.
К годовщине восстания на Сенатской площади также приурочен ряд Пушкинских стихотворений. 13-м декабря – кануном восстания – помечено в 1826 году адресованное И.И. Пущину послание “Мой первый друг, мой друг бесценный…”. Это послание было отправлено Пущину на каторгу вместе со стихотворением “Во глубине сибирских руд…”. Непосредственным толчком к написанию этого стихотворения послужил героический отъезд к мужьям-декабристам на каторгу в Сибирь многих из их жён. С этим прямо связаны строки:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы.
Среди них была особенно дорогая Пушкину М.Н. Волконская, с которой он хотел отправить свой стихотворный привет-призыв к вере в “высокое стремление” их помыслов, к мужеству и “гордому терпению” (слова, взятые из “Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея”, написанной Дельвигом и исполнявшейся хором при выпускном лицейском торжестве).
14 декабря 1829 года – годовщина восстания – дата в рукописи неоконченного стихотворения “Воспоминания в Царском Селе”. В соотнесении с этой датой новый смысл приобретают скорбные строки:
… Увидев, наконец, родимою обитель,
Главой поник и зарыдал.
Темы декабризма и дружбы переплетались в стихотворениях, посвящённых лицейским годовщинам, дню основания Лицея – 19 октября. Таково стихотворение, которым отмечена эта годовщина в 1827 году с обращением к сверстникам:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли.
“19 октября” 1827 года – один из шедевров дружеской лирики Пушкина. В этом коротком стихотворении воплотился весь Пушкин, желающий добра и счастья не только своим самым близким друзьям, но и тем, кто был далёк от него.
Несомненно, о декабрьской катастрофе и судьбах её жертв вспоминал Пушкин и в стихотворении, посвящённом лицейской годовщине в 1831 году:
… рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил
И назначал свои заклятья.
Заключение
Работа с биографией и творчеством Пушкина очень интересна. С его жизнью связано и на его судьбу влияло большое количество известных людей. Среди них и поэты, и писатели, и ученые, и критики, и художники, и исторические деятели. Характер Пушкина во многом сложился под влиянием его пребывания в стенах Царскосельского лицея, где ему посчастливилось встретить настоящих друзей. Но тема лицейской дружбы в творчестве Пушкина не может рассматриваться отдельно от темы декабризма, так как в декабристском движении участвовали и близкие друзья Пушкина, поэтому в свой реферат мы включили все эти стороны биографии поэта.
В ходе работы мы использовали достаточно источников, чтобы раскрыть тему. Цели и задачи, поставленные в начале работы, нами выполнены.
Реферат может использоваться учащимися, которые интересуются литературой и пушкиноведением, а также учителями на уроках в 5-6 классах.
Библиография
А.С.Пушкин и его современники: альбом. / Авторы-составители: Т.А.Калинина, Г.Ш.Тюрина – М.: «Изобразительное искусство», 1990. Выпуски: 4, 5.
Лобикова, Е.С. В кругу друзей / Е.С.Лобикова – М.: «Просвещение», 1990.
Лотман, М.Ю. Биография поэта / М.Ю.Лотман — М.: «Просвещение», 1981.
Мейлах, Б.С. Талисман / Б.С.Мейлах — М: «Просвещение», 1975.
http://www.ref.by/refs/44/34886/1.html
Приложение 1
Царскосельский лицей
Приложение 2
Иван Пущин
Приложение 3
Вильгельм Кюхельбекер
Приложение 4
Антон Дельвиг