Подготовить рассказ о любом словаре

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Как сделать доклад или сообщение о любом из словарей — толковом словаре, словаре антонимов или синонимов?

Это задание для 5 класса по русскому языку по программе «Просвещение». Вот оно:

<hr />

Есть ли у вас в школе или дома толковые словари, словарь омонимов, словарь синонимов, словарь антонимов? Если есть, внимательно рассмотрите один из словарей (на выбор) и подготовьте о нем сообщение по плану:

  1. Название словаря, его автор.
  2. Место и год издания.
  3. Для кого предназначен словарь.
  4. Прочитайте любую (на выбор) словарную статью, выделите в ней основные части.

<hr />

2 ответа:



3



0

Словарь — очень важная и значимая книга для любого языка. Это хранилище знаний о родном языке.

В словаре сосредоточены мудрость, знания народа, вся история его развития.

Данная книга представляет из себя собрание слов, расположенных в алфавитном порядке, с указанием ударения, рода каждого слова.

Словари бывают нескольких видов:

  • толковые (в них дается краткое описание и значение слов)
  • тематические (в данных словарях собраны слова по определенной тематике)
  • энциклопедические (обычно это научное издание, с детальным описанием каких-либо тематик)
  • лингвистические (словари какого-либо языка с описанием слов).

________________­<wbr />________________­<wbr />________________­<wbr />________________­<wbr />___________

Одним из полезных словарей является «Словарь синонимов русского языка» 2008 года издания.

Созданный коллективом авторов под общей редакцией профессора Л.Г.Бабенко.

Книга, где собраны все синонимы слов русского языка, является очень ценным изданием, расширяющим кругозор, увеличивающим словарный запас, развивающим умение разнообразить свой язык.

Данное пособие помогает ярче и образнее выражать свои мысли.

Словарь способствует обогащению речи новыми словами, повышая тем самым интеллектуальный уровень.



3



0

У меня дома есть старенький орфографический словарь.

Его авторы: Д.Н.Ушаков и С.Е.Крючкова. Он издан еще в 1976 году, но и сейчас не потерял своей актуальности.

Словарь предназначен для учащихся средней школы.

В нем собрано много слов. Есть и основные правила русского языка.

Мне нравится раздел списка имен. Здесь есть современные имена и употребляемые в литературных изданиях прошлого. Оказывается имена Георгий и Юрий этимологически родственные, но обособившие в современном языке. Оба этих имени означают: земледелец, работник на земле.

Читайте также

Конечно, очень хорошо начата эта таблица, потому что пункт «Защищать девочек» несомненно является самым важным из тех требований, которые девочки могут предъявить мальчикам. Понятно и желание мальчиков, чтобы девочки ценили эту готовность их защитить, главное чтобы мальчики не забывали, что готовность защищать — это еще не вся защита.

Какие же еще требования можно дописать в эту таблицу?

Мне кажется, что девочки должны требовать от мальчиков того, чтобы они были смелыми и честными, чтобы они сами не обижали девочек, чтобы мальчики уделяли девочкам больше внимания.

Ну а мальчики неверное также хотят, чтобы девочки обращали на них внимание, чтобы они также были честными и чтобы не смеялись над мальчишками.

Заполнить таблицу можно например так:

На мой взгляд, данное задание по обществознанию не имеет одного решения, т.к. мне видится его основной задачей — умение доказать и объяснить почему ты считаешь, что твои характеристики подходят данной профессии.

  • Например, первые две характеристики справедливы для всех работ, т.к. постоянной или временной может оказаться любая из профессий, поэтому они и стоят в моей таблице во всех строчках.
  • Простой работой, я бы не назвала ни одну, везде требуются определенные навыки. И тому же дворнику надо уметь, например, управлять минитракторочком, чтобы не лопатой грести двор, а механизированно. Но, я поставила все же к этой профессии характеристику «простая», т.к. считается, что «я бы в дворники пошел, там не надо учиться».
  • Далее, например, профессия «домохозяйка». Я не считаю ее простой, это сложно быть и поваром, и «бюро добрых услуг» в одном человеке. При этом, многие домохозяйки разбираются в химии лучше многих, т.к. умеют, например, выводить трудные пятна с ковров, рубашек, брюк. Разве просто быть домохозяйкой?
  • Или, например, характеристики: ручной и автоматизированный. Они могут соседствовать в одной и той же профессии. Часть работ человек выполняет вручную, часть с помощью механизмов. Та же домохозяйка стирает носки в тазике, а постельное белье в стиральной машинке. Один стакан моет под краном, а столовый сервиз в посудомоечной машине. Можно тут сказать, что ее труд полностью ручной или автоматизированный? На мой взгляд — нет.
  • То же касается и характеристик: физический или умственный. Например, полицейский. Одно дело ловить преступника, гонясь за ним по тротуару, продираясь через толпу прохожих. И совсем другое анализировать найденные улики. Значит, вписываем снова две характеристики.
  • В отношении характеристик: добровольный или принудительный. На мой взгляд человек добровольно выбирает свой труд. Одна профессия у меня обзавелась характеристикой «принудительная» и это дворник. Почему? Из практики: правонарушителей часто принудительно направляют на исправительные работы в различные организации, типа МУПов, на рабочие специальности, где они отрабатывают часы (административные наказания). Т.к. дворник считается малоквалифицированно­<wbr />й профессией, то она приближенно подходит к данной характеристике.
  • И, снова, про дворников. Почему я написала дворник — профессия индивидуальная. Опять из профессиональной практики. Дворники не работают в команде или коллективом. Дворника закрепляют за определенным участком, и он отвечает за конкретную площадь, т.е. несет персональную ответственность за те метры, что подметает.

Как заполнить таблицу "Профессия - характеристика труда" по обществознанию?

Если в реке, то любая рыбья мелочь, да и не только рыбья — огромные личинки насекомых тоже не побрезгуют, хотя предпочитают головастиков. Например мормышом питается уйма речной и озерной рыбы.

Что же касается океанических просторов, то там мелкие ракообразные под названием «криль» служат основным питанием для самых крупных млекопитающих и, вообще, самых крупных, на настоящий момент животных- синих усатых китов и не только их

Вес этих китов, насколько я помню достигает 150, которой, правда в антарктических водах просто мириады. тонн, но довольствуются они вот такое мелочью.

Рассказ Грина «Зеленая лампа» несомненно будет интересен любому читателю в любое время, прежде всего из-за увлекательного сюжета и неожиданной развязки. В этом рассказе богатый миллионер подшутил над бедным человеком, по сути сделав его своей игрушкой. Но судьба повернулась так, что богач разорился, а несчастная игрушка занялась самообразованием и стала хорошим врачом.

Рассказ поднимает сразу несколько интересных проблем современности. Прежде всего проблему взаимоотношений между людьми, когда те, кто чего-то в жизни достиг или что-то имеет с пренебрежением относятся к тем, у кого этого нет, тем самым нарушая одну из божьих заповедей.

Вторая проблема, которая может быть интересна современному читателю — проблема свободного времени. Если не тратить его бесцельно, то в жизни можно добиться очень многого.

Ответы к рабочей тетради по биологии для 5 класса можно посмотреть здесь :

Корнилова , Николаев , Симонова .

Пасечник

Сонина , Плешаков .

Домашние задания рекомендуется делать самостоятельно . Ответы , на вопросы по биологии для 5 класса , на сайте не могут быть гарантированно верными и уж точно не уникальны . Каждый? преподаватель сможет распознать ответ , списанный в интернете .

logo

  • Написать рассказ про любой словарь русского языка. План : Краткие биографические сведения. Цели и задачи словаря. Как построен словарь. Структура словарной статьи (как определяются понятия, каков иллюстративный патериал, какие пометки используется в словаре).

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      yasminewood138

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    37 секунд назад

    Язык вражды. Нужно очень срочно

  • algebra
    Алгебра

    42 секунд назад

    Задание 18 из ОГЭ математика

  • matematika
    Математика

    59 секунд назад

    Месячный доход семьи – 240 000 тенге, но этих денег идет на выплату кредита, остатка – на оплату квартиры, а нового остатка – на закупку продуктов. Сколько денег остается после всего этого? Ответ:тенге. ​ можно решение?

  • ukrainsyka-mova
    Українська мова

    59 секунд назад

    скласти розповідь про своє улюблене місце в хаті і описати його розказати що там ми робимо. СРОЧНО​

  • matematika
    Математика

    59 секунд назад

    у трикутнику ABC, AB дорівнює квадратний корінь з числа 3, BC дорівнює квадратний корінь з числа 2, кут C дорівнює 60 градусів, яка градусна міра кута А? (даю 30 баллов)​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

метки: Словарь, Значение, Человек, Слово, Презентация, Знание, Тысяча, Справочник

Словари русского языка. Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить

Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления. Из биографий ученых, общественных деятелей, писателей, поэтов известно, что многие из них высоко ценили энциклопедические и филологические словари, обращались к ним за справками, читали словари как увлекательную литературу.

лексикографии.

энциклопедические

Энциклопедические, Лингвистические

одноязычные

Существуют словари, имеющих наиболее давнюю лексикографическую традицию. Это словари толковые и идеографические . И в тех, и в других объясняется значение слова. Но в толковом словаре слова расположены по алфавиту, а в идеографическом – по группам, которые выделяются на основании некоторых общих свойств вещей и понятий (например, таких: «человек», «животное», «действие», «физическое свойство» и т. п.).

иностранных слов, фразеологические, терминологические.

Отдельно выделяют диалектные словари, словари языка писателей, словари собственных имен, фамилий, морфемные, частотные словари, словари-справочники по культуре речи, словари речевых ошибок и трудностей.

Этимологические словари

Крупным по значению и объему научным словарем является «Этимологический словарь русского языка», составленный заслуженным преподавателем 4-й Московской гимназии А. Г. Преображенским (1850–1918 гг.).

Пример словарной статьи: ГАЗЕТА, газетный, газетчик, разносчик, продавец газет. Заимств. из фр. gazette [фр. из ит. gazzetta]. Вначале (первая газета появилась в Венеции в 1563 г.) слово это означало мелкую монету (вероятно, от gaza – сокровище), за которую покупалась газета, или точнее – право прочитать её, ибо газеты были писаные и предлагались для прочтения за известную плату; затем и самую газету. Такое объяснение предложили Menage Ferrari (XVII в.) и Gozzi (XVIII в.).

Другие (Шелер) считают fazzetta уменьш. от gazza – сорока, первые газеты имели эмблемой сороку, как птицу болтливую по преимуществу. Ман придерживается первого объяснения, Диц – второго. Слово газета ставит современных исследователей перед дилемой: или придерживаться точки зрения Мана, или согласиться с Дицем.

14 стр., 6656 слов

Значение русского литературного языка

… задачи: 1. Рассмотреть положение русского языка в современном мире; 2. Дать определение русского языка как национального; 3.Определить понятие русского литературного языка; 4. Изучить нормативные, … языком становится только соответствующий национальный язык. Резко сокращаются в школах и вузах преподавание на русском языке и само изучение русского языка. Перестают издавать на русском языке …

Макс Фасмер, немецкий ученый, всю жизнь посвятил составлению этимологического словаря русского языка. Это крупнейший из законченных современных этимологических словарей. На русский язык словарь М. Фасмера перевел русский языковед, известный своими фундаментальными работами, многочисленными статьями по этимологии, О. Н. Трубачев. Он подошел к переводу творчески. Во многих статьях дал свои дополнения, уточнения. Важно еще то, что словарь расширен, в него введены новые словарные статьи. Всего в «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера содержится более 18 тысяч словарных статей.

Самый распространенный современный этимологический словарь – это «Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской, изданный в 1961 г. и переизданный в 1975 г. (3-е издание).

В нём объясняется происхождение свыше б тысяч наиболее употребительных слов (в первом издании было 5 тысяч).

Это первый научно-популярный этимологический справочник в русской лексикографии.

толковые словари

На базе «Словаря современного русского литературного языка» был составлен «Словарь русского языка» в четырех томах, четвертое издание которого вышло в 1999 г. Словарь содержит более 90 тысяч слов современного русского литературного языка. При слове дается толкование его значений, приводятся основные грамматические формы, слово снабжено нормативным ударением, стилистическими пометами. Словарные статьи иллюстрированы. При словах иноязычного происхождения приводится этимологическая справка. В этом издании нашли отражение изменения в лексике за прошедшие 20 лет после выхода в свет первого издания. Наиболее известен и более доступен «Словарь русского языка», составленный С. И. Ожеговым. Его 22-е издание было опубликовано в 1990 г.

После кончины С. И. Ожегова (1964 г.) Н. Ю. Шведова продолжила работу над словарём, став его редактором. Постепенно количество слов увеличилось с 57 до 70 тысяч, расширилось описание многозначных слов, обогащалась иллюстративная часть. В соответствии с изменениями некоторых акцентологических, грамматических норм были внесены исправления. В результате в 1993 г. вышел новый «Толковый словарь русского языка» И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой; его второе издание, исправленное и дополненное, датируется 1994 г.

синонимов

Другая группа слов – антонимы – частично представлена в толковых словарях. Они используются наряду с синонимами для разъяснения значения стержневого слова (антонимический способ толкования значений).

Так, в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (М., 1935–1940 гг.) в некоторых словарных статьях указываются слова с противоположным значением.

В 1971 г. почти одновременно вышли «Словарь антонимов русского языка», составленный Л. A, Введенской (Ростов н/Д), и «Словарь антонимов русского языка» Н. П. Колесникова (Тбилиси).

3 стр., 1268 слов

Мой родной язык (русский)

… и русский язык. Я смело могу заявить, что я горжусь моим родным языком — русским языком! Сочинение на тему Русский язык — мой родной язык Свой родной язык … Книга, которую он создал, называется «Толковый словарь живого великорусского языка», на её написание ушло целых 53 года! Я … нём есть тысячи прекрасных слов, которые можно выразить в любой момент. Благодаря русскому языку созданы тысячи книг, сняты …

В «Словаре омонимов русского языка», составленном О. С. Ахмановой (М., 1974 г.), представлено свыше 2000 словарных статей, содержащих пары или группы омонимов . Каждый омоним переводится на английский, французский, немецкий языки. Если слово иностранное, то указывается первоисточник.

Наиболее полным словарем омонимов является «Словарь омонимов» Н. П. Колесникова, изданный в 1995 г. Это оригинальный лексикографический труд, в котором собраны и систематизированы слова-омонимы и омографы русского языка.

фразеологических

словарями трудностей

орфографический словарь

словари-«библиотеки».

О словарах

Сочинение на тему

Различного рода словари русского языка не только обогащают активный словарь каждого человека, но и служат незаменимыми помощниками в овладении нормами русского литературного языка. Богатство мыслей мы можем выразить только с помощью богатого языка. В правильной речи проявляется культура человека.

Толковые словари служат для того, чтобы объяснить, истолковать значения слов родного языка, а также показать условия их правильного употребления. Нормативный характер «Словаря русского языка» С. И. Ожегова выражается, кроме отбора лексики, системой стилистических и грамматических помет, показом ударения, а иногда указанием на произношение отдельных звуков языка. В словаре Ожегова отражены и те изменения, которые произошли в стилистической оценке слова, в сфере его употребления, степени распространенности.

Задача синонимических словарей заключается в том, чтобы показать, что объединяет синонимы одного синонимического ряда и что отличает их друг от друга. В двухтомном «Словаре синонимов русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой слова, образующие синонимические ряды, сопровождаются характеристикой их смысловых, стилистических, экспрессивно-эмоциональных и иных особенностей.

В словарь иностранных слов помещается заимствованная лексика с сообщением, из какого языка пришло слово в русский язык.

Во фразеологических словарях объясняются фразеологические обороты. А сборник «Крылатые слова» Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной разъясняет литературные цитаты, библейские выражения, а также образные выражения, возникшие на основе античной мифологии.

Фиксируя внимание на точном, наиболее оправданном употреблении слова или его формы, словари правильности речи способствуют углублению знаний о слове, помогают овладеть литературной речью (словарь-справочник «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка» под редакцией К. С. Горбачевича).

Слова в орфоэпическом словаре приводятся с указанием ударения и правильного произношения отдельных звуков и сочетаний звуков.

«Словарь сокращений русского языка» Д. И. Алексеева расшифровывает сокращения, указывает на произношение и грамматический род.

Словари языка писателей показывает, как и какую «лексику использует в своих произведениях данный автор, что взято из общенационального фонда, а что создано лично. В этимологическом словаре объясняется происхождение слова, а в диалектных — собрана лексика и фразеология какого-либо диалекта или всех диалектов данного языка.

Неоценимую помощь в работе над словом оказывают и «Словарь антонимов русского языка» М. С. Львова, и «Словарь омонимов русского языка» О. С. Ахмановой, и «Школьный словообразовательный словарь» 3. А. Потихи.

10 стр., 4739 слов

Про русский язык. Великий и могучий русский язык

… интересных, сложных и специфичных языков. Это вызывает у меня огромную гордость и уважение за моих предков, сумевших сохранить и разнообразить его. Из истории языка Прежде чем писать сочинение на тему русского языка, … на прощанье при помощи смайлика. Словари с неизбежностью отстают. Безусловно, есть словари, фиксирующие смежные явления — новые заимствования или профессиональный сленг. Но скорость …

Кроме того, существуют словари, объясняющие термины и дающие необходимые сведения из области различных знаний: физической, химической, географической, «Словарь лингвистических терминов», «Словарь литературоведческих терминов». Эти словари систематизируют знания, наполненные человечеством.

Роль словарей в жизни человека , Тема 6. Терминография. Презентация

1. Лексикография

научно-техническая Лексикография (терминологические словари).

Понятие о словаре

Разные источники по-разному определяют словарь :

Словарь – справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т.д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т.п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. (Новый энциклопедический словарь. М., 2000).

Любой словарь состоит из словарных статей. Словарная статья – основная структурная единица словаря; текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий ее основные характеристики. Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Но словарная статья любого словаря начинается с заглавного слова [по-иному: заголовочное слово, лемма, черное слово (от полужирного шрифта, которым обычно выделено заглавное слово)]. Совокупность заглавных статей образуют словник, или левую часть словаря.

Правая часть словаря – та, в которой объясняется заголовочная единица. Правая часть толкового словаря, как правило, включает зоны: грамматическая характеристика слова, толкование, тип значения (прямое, переносное); иллюстрации (цитаты, речения); словообразовательное гнездо; так называемая «заромбовая» часть (фразеологизмы) и др. Зоны правой части разрабатываются для каждого словаря. Совокупность всех словарных статей образует корпус словаря. Кроме корпуса, в любом словаре есть предисловие, раздел «Как пользоваться словарем» (который почему-то никем не читается); список условных сокращений и др.

Словарная статья в толковом словаре – это портрет слова. Чтобы правильно этот портрет воспринимать, надо уметь читать словарную статью, извлекая из нее всю заключенную в ней информацию. Например,

НЕФТЬ (через тур. neft, от перс. нефт; восходит к аккадскому напатум – вспыхивать, воспламенять), горючая маслянистая жидкость со специфич. запахом, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое. Н. образуется вместе с газообразными углеводородами (см. Газы природные горючие )обычно на глубине более 1,2–2 км; залегает на глубинах от десятков метров до 5–6 км. Однако на глубинах св. 4,5–5 км преобладают газовые и газоконденсатные залежи с незначит. кол-вом легких фракций Н. (см. Газовые конденсаты, Газы нефтяные попутные). Макс. число залежей Н. располагается на глубине 1-3 км. Вблизи земной пов-сти Н. преобразуется в густую мальту, полутвердый асфальт и др. (см., напр., Битуминозные пески, Битумы).

ЛИГРОИН , смесь парафиновых, нафтеновых и ароматич. углеводородов, получаемая дистилляцией нефти или газовых конденсатов (выход 15–18% от массы сырья).

19 стр., 9207 слов

Развитие орфографической грамотности на х русского языка при …

… Важнейшим компонентом процесса развития языковой культуры личности является формирование умения пользоваться словарями в учебно-познавательной деятельности как источником знания и средством саморазвития. … логические операции – сравнение, обобщение в форме словесных понятий – выполняются без ошибок, в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез …

Пределы выкипания 120–240°С, плотн. 0,785–0,795 г/см 3 , кинематич. вязкость 1,1 мм 2 /с, содержание S не более 0,02% (для газоконденсатного Л.).

Л. — компонент товарных бензинов, осветит. керосинов и реактивных топлив; экстрагент. Л. на основе газовых конденсатов м.б. использован также как наполнитель жидкостных приборов, напр. манометров. Лит.: Технология переработки нефти и газа, ч. 3 – Черножуков Н. И., Очистка и разделение нефтяного сырья, производство товарных нефтепродуктов, 6 изд., М., 1978, с. 324–329; Справочник нефтепереработчика, Л., 1986. В. Г. Спиркин.

Содержание и значение словарей и справочников в совершенствовании речевой культуры

Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка. Для того чтобы овладеть литературными нормами, богатством такого развитого языка, каким является русский, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру. В трудных случаях следует обращаться за справками к различным словарям.

Существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

Словари бывают разнообразных типов. В первую очередь они четко делятся на две группы: энциклопедические и лингвистические. Особенностью энциклопедий и энциклопедических словарей является то, что в них объясняются не слова, а реалии (предметы и лица, явления и понятия), обозначаемые теми или иными словами.

Слово энциклопедия родилось у древних греков, обозначавших им «круг знаний», «обучение по всему кругу знаний».

Любой читатель любого образовательного уровня может найти в энциклопедии необходимые сведения по интересующемуся вопросу. Энциклопедия является важным средством самообразования. Это определяет структуру энциклопедии, содержание и принципы освещения материала.

Наряду с универсальными энциклопедиями и энциклопедическими словарями, существуют отраслевые энциклопедии и энциклопедические словари: по философии, истории, технике, математике, физике, сельскому хозяйству, медицине, горному делу, дипломатии, педагогике, литературе и многие другие.

Таковы специальные энциклопедии и энциклопедические словари. Их задача заключается в том, чтобы объяснить в определенных рамках понятия (сами явления) соответствующей области знания, искусства, производства и т.д., расположив в алфавитном порядке слова, обозначающие эти понятия.

Наиболее популярным энциклопедическим словарем общего типа является однотомный универсальный «Большой энциклопедический словарь» (БЭС) – универсальное справочное издание, охватывающее все области современного знания

Среди специальных энциклопедических словарей можно назвать «Лингвистический энциклопедический словарь» под ред. В.Н. Ярцевой (1990).

Его цель – представить читателю систематизированный свод знаний о человеческом языке, языках мира, языкознании как науке.

Роль словарей в жизни человека

В наше время, в век научного прогресса, в условиях быстрого накопления информации резко увеличивается поток публикаций по всем отраслям знания. Все это неизмеримо повышает значение различных видов справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения надежных сведений научного, прикладного или познавательного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке.

6 стр., 2672 слов

По русскому языку : Зачем нужны словари русского языка?

… нужны словари русского языка. В результате мы должны подтвердить гипотезу о том, что словари русского языка нужны для … древних книгах, особенно в сочинениях классической греческой и … Словарь адресован в основном учителям-словесникам. В нем объясняется происхождение свыше б тысяч наиболее употребительных слов (в первом издании было 5 тысяч). Это первый научно-популярный этимологический справочник …

Но не во всякое время человек может стать более культурным в своей речи. Все знания, особенно касающиеся культуры речи, необходимо получать еще с начальных классов школы. Таким образом, к взрослой жизни он будет уже вполне грамотным, а использование дополнительных источников знаний будет исходя из его окружающей среды, профессии и т.п.

Поэтому современные справочники русского литературного языка не только должны способствовать укреплению позиций в науках, но и повышать стиль и культуру человеческой речи.

Словари и справочники — постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка.

Без словарей и справочников не может быть по настоящему образованным наше русское общество. Начиная знакомство с ними еще в школе, можно на всю жизнь обеспечить себя грамотностью и правильностью русской речи. Ведь узнав содержание словарей и справочников русского языка, можно понять, что нам дает их изучение, и что в итоге можем получить. В результате — построена грамотно и красиво звучащая речь, и произносящаяся интонация.

5. Презентация

Презентация носит описательный характер и имеет устную форму. Текст презентации содержит не слишком длинные предложения, поскольку информация должна легко восприниматься на слух. Презентация как жанр проходит в устной форме, при этом большую роль играет интонация. Могут быть представлены формулы, расчеты. И это могут быть не только слайды, но и всевозможные плакаты, графики с комментариями. Комментарии могут быть устными и письменными. Устные комментарии отличаются большей эмоциональностью, наличием оценочных прилагательных и хотя бы частичным присутствием автора. Чаще всего устный комментарий основывается на письменном. В современных компаниях и на предприятиях практикуется такой вид распространения информации, когда сами комментарии в письменном виде, на отдельных листах раздаются участникам презентации для более подробного ознакомления. Письменные комментарии менее эмоциональны, чем устные.

Презентация состоит из слайдов. Старайтесь придерживаться принципа: один слайд – одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.

Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора, контактную информацию автора.

На втором слайде обычно представлен план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.

Остальные слайды, в идеале, нужно строить по модели: тезис – аргументы – вывод.

Выводы всегда должно быть даны ясно и лаконично на отдельном слайде.

Последний слайд может повторять титульный с добавлением фразы «Спасибо за внимание!». На нём также обязательная должна быть ваша контактная информация.

15 стр., 7491 слов

Умные речи приятно и слушать – по пословице

… речь хорошо и слушать; Михельсон: Умную (хорошую) речь хорошо и слушать; Разумов: Умные речи приятно и слушать. Пословицы и поговорки об уме многочисленны, потому что во все времена в . Дурака учить, что на воде писать. . Умные речи приятно и слушать. какое сочинение написать по пословице умные речи приятно и слушать …

Важно учитывать, что нельзя на слайдах писать все, что вы собираетесь сказать. На слайды должны попасть только самые важные тезисы, самые необходимые («говорящие») данные, а также, весьма желательно, графический материал: диаграммы, иллюстрации, фотографии всегда лучше воспринимаются аудиторией.

Перед презентацией обязательно нужно провести репетицию. На ней вы сможете понять, где могут возникнуть трудности, почувствовать реальный хронометраж презентации, а также исправить замеченные по ходу ошибки.

Основная литература с указанием страниц

1. Базовые принципы создания презентаций (Kuressaare Kolledž)

2. MS Power Point 2007, руководство пользователя http://office.microsoft.com

Дополнительная литература с указанием страниц

СС: 1; 2; 3; 4; 6; 8; 9; 10; ИИ: 1; 2; 3

1. Дмитрий Лазарев Презентация: Лучше один раз увидеть!. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

2. Малкольм Кушнер Презентации для «чайников» = Presentations For Dummies. – М.: Диалектика, 2006.

3. Презентация [Электронный ресурс] / Википедия. Свободная энциклопедия.– Режим доступа к ресурсу: http://ru.wikipedia.org/wiki/Презентация_(способ_представления_информации)

1. Что такое лексикография?

2. Какие типы словарей выделяют?

3. Какие словари относят к лингвистическим?

4. Что представляют собой энциклопедические словари?

5. Что предствляют собой терминологические словари?

6. Что такое словарь?

7. Что представляет собой словарная статья?

8. Какова структура словарной статьи:

9. Каково значение словарей и справочников в становлении речевой культуры?

10. Какую роль играют словари в жизни человека?

11. Назовите терминологические словари по вашей специальности

12. Что такое презентация?

13. Какой должна быть презентация?

14. Какова цель презентации?

15. Каким должен быть текст презентации?

16. Расскажите о назначении программы PowerPoint.

17. Каковы возможности программы презентации PowerPoint ?

Введение
Словарь – это вся вселенная
в алфавитном порядке!
А.Франс.
Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют кругозор, приобщают нас к культуре.
Известный писатель А.Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!».
Действительно, если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые.
В словарях можно узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, о явлениях природы (затмения, землетрясения и т.д.), можно узнать о планетах, истории цивилизаций и т.д. Всё это можно найти в энциклопедичских словарях.
Впервые “Орфографический словарь” для школьников стал издаваться в 30-е годы нашего века профессором Александром Матвеевичем Пешковским , после его смерти работу продолжил Дмитрий Николаевич Ушаков, выдающийся лингвист, лексикограф. Вышедший впервые в 1934 году “Орфографический словарь” переиздавался более 40 раз. Кроме Д.Н.Ушакова в работе над словарём в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко.
В 1976 году вышел необычный “словарь-матрёшка”, который объединил в себе несколько словарей: орфографический, орфоэпический, морфемный, толковый, исторический и др. Это “Грамматико-орфографический словарь русского языка”, составленный Борисом Трофимовичем Пановым и Алексеем Васильевичем Текучевым. Эти словари помогают нам грамотно говорить и писать.
Основная часть
Какую помощь оказывают словари? Они помогают не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять их значения, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор. Словари дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают нашу культуру речи, приобщают к культуре народа.
Со словарями постоянно работают учёные, писатели, журналисты, преподаватели, студенты.
Фразеологический словарь – это особый тип толкового словаря, в котором даётся более 4 тысяч фразеологизмов русского языка, т.е. устойчивых выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Этот словарь интересен для людей любых профессий. Пользуясь фразеологическим словарём, он сделает нашу речь яркой и самобытной!
Фразеологический словарь – «Встал ни свет, ни заря с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
Словарь иностранных слов имеет более 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре иностранных слов можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
Словарь иностранных слов – «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
Обратимся к толковому словарю. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажите, зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны? Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение? Это род мебели. Но есть ещё и другие значения. Нужно только заглянуть в словарь.
Толковый словарь – «В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в речь комментатора и замечаю, как то и Словарь иностранных слов имеет более 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре иностранных слов можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
Обратимся к словарю синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Словарный запас детей часто беден, особенно режет слух повторение слов. А между тем русский язык чрезвычайно богат. Например, глаголов в речи около 150 обозначающих речь: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
Пожалуйста, подождите
Конец формы
Начало формы
Словарь синонимов – «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгам. Пожалуйста, подождите
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Кроме этого, существуют довольно редкие виды словарей, которые могут существовать в единственном экземпляре или выпущены малым тиражом.
Заключение
Конец формы
Словарь – это сборник слов с пояснениями, толкованиями, с переводом значений слов с одного языка на другой. Существует несколько типов словарей. Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако, для того чтобы получить помощь от словарей, ещё недостаточно знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими правильно пользоваться. Учитывая подбор слов и характер их объяснения, лексикографы (специалисты, которые занимаются созданием словарей) подразделяют все словари на два основных типа: языковые и энциклопедические.
Каждый словарь имеет определённое назначение. Если нужно узнать значение слова, его произношение, написание, особенность употребления, происхождение, перевести это слово на другой язык. Нужно обратиться к языковым словарям.
Работая со словарями и энциклопедическими справочниками, нужно всегда помнить о времени их создания. То, что было правильным и нормативным в период составления словаря, в настоящее время может оказаться устарелым и даже неправильным. Новые рекомендации и дополнения вносятся во все переиздаваемые словари и справочники. Существует ещё очень много разных словарей и справочников.
Словари и справочники нужны всем школьникам и преподавателям, учёным и писателям, журналистам и работникам издательств. Культурный человек должен знать о том, какие справочные пособия существуют, как ими правильно пользоваться.
Библиографический список
Н.В. Сергеев, Словари – наши друзья и помощники, Москва «Просвящение! 1994
Л.К. Граудина, Беседы о русской грамматики, Москва, 1999
Д.С. Лихачев, О словарях и словариках, М 2000
Интернет ресурсы

Цель урока: ознакомить учащихся со школьными словарями русского языка,
научить ими пользоваться.
Оборудование урока:
Выставка словарей: орфографический словарь, толковые словари, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический
словарь, словарь синонимов, словарь антонимов.
Плакат с эпиграфом урока: «Словарь-это вся вселенная, расположенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее». (А. Франс).
Учащиеся класса делятся на шесть групп, каждая рассказывает о каком-то одном
словаре.
На столах каждой группы лежат различные словари.
Таблица, которая заполняется по мере выступления групп. расположена на доске и в тетрадях учащихся.
Форма контроля: фронтальный и индивидуальный.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, вы растете, познаете мир, и у вас возникает много вопросов:
«Откуда? Зачем? Почему?». Можно спросить у родителей или учителя. А если рядом никого не оказалось, что делать?
Нужно обратиться к книгам, которые знают все. Называются они энциклопедии, словари и справочники. А сегодня мы познакомимся со словарями, их особенностями. Словарь – это собрание слов по алфавиту.
Подумайте, что все эти слова, собранные вместе, есть творение души, плоти и крови нашей родины и всего человечества. Такое же понимание назначение словаря выразил С.Я. Маршак в стихотворении «Словарь»:
Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его словах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучат укор и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их думах, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.
В любой библиотеке и у вас дома есть словари, из них мы можем узнать много нужной и полезной информации. Сегодня мы познакомимся со школьными словарями.
Каждый из вас входит в одну из шести творческих групп, которая в качестве домашнего задания должна была подготовить рассказ о словаре. Затем мы будем выполнять задания, используя их.
II. Работа по теме.
1. Сообщение первой творческой группы.
Чаще всего мы пользуемся орфографическим словарем. Этот словарь стал создаваться в 30-ые годы девятнадцатого века профессором А.М. Пешковским, после его смерти работу продолжил Д. Н. Ушаков, выдающийся лингвист.
Вышедший в 1934 году «Орфографический словарь» переиздавался более 40 раз. Кроме Д. Н. Ушакова, в работе над словарем в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко.
Орфографические словари вам помогут не только грамотно писать слова, а также
вы узнаете нормы произношения и ударения, найдете грамматические пометы.
Заполним таблицу и выполним задание.
Задание: используя орфографический словарь, исправьте ошибки в стихотворении А. Шибаева «Грустные вести».
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук?
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса,
Красивый длинный прут,
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход,
Я запиваю песни…
На днях в лесу нашел я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставить правила учить…
(Подчеркнутые предложения записать на доске).
2. Сообщение второй творческой группы.
Толковые словари являются своего рода обширнейшим учебным пособием. Эти
словари в их современном виде возникли не сразу.
В первом русском рукописном словаре – списке (конец XIII в.) были объяснены
лишь отдельные непонятные слова, которые встречались в памятниках древнерусской
письменности.
В 1596 году вышел первый печатный словарь русского языка, который содержал
1061 слово.
Он имел название «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словесного
языка на просты русский диалект истолкованы». Истолкованию подвергались
церковнославянские и немногие иноязычные слова.
Одним из самых известных толковых словарей является «Толковый словарь живого
великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который тот составлял в течение
53 лет, с 1819 по 1872 год. В этом словаре около 200 тысяч слов и около 30 тысяч
пословиц и поговорок.
Выпущено множество толковых словарей:
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова;
«Словарь русского языка» в 4 томах (Малый Академический словарь);
«Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (Большой
Академический словарь).
Но существует и толковый словарь для школьников – «Школьный толковый словарь
русского языка», его составили Моисей Семенович Лапатухин, Екатерина Васильевна
Скорлуновская, Галина Петровна Снетова.
Из статей толкового словаря мы можем узнать значение слов, нормы произношения
и ударение, есть и грамматические пометы.
Заполним таблицу и выполним задание.
Задание:
Определите значение слов: «кафедра», «курьер», «легенда».
Определите слово по его значению, для справок используйте толковый
словарь.
Сладкое кондитерское изделие в виде небольшого кусочка, плиточки и т.п.
(Конфета).
Публичное исполнение музыкальных и других произведений (Концерт).
Перерыв в занятиях на праздниках или летнее время (Каникулы).
3. Сообщение третьей творческой группы.
Первый словарь иностранных слов относится к XIX веку. Он был рукописным и
назывался «Лексикон вокабулам новым по алфавиту». Выделяется трехтомный словарь
Н.М. Яновского. Самым полным в настоящее время является «Словарь иностранных
слов» под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова.
«Школьный словарь иностранных слов» составили для нас Виктор Васильевич
Одинцов, Галина Петровна Смолицкая, Елена Ивановна Голанова и Инна Александровна
Василевская. Из этого словаря можно узнать происхождение слов, их значение,
грамматические особенности, нормы произношения и ударение.
Заполним таблицу и выполним задание.
Задание: послушайте стихотворение Якова Козловского, найдите заимствованные
иностранные слова, объясните их значение, при затруднении используйте словарь.
И среди своих законных
Слов, в отечестве рожденных,
Есть под властью Словаря
Много слов иноплеменных,
Издалёка завезенных
Через горы и моря.
Так почти что все слова,
Те, что пишут с буквы «А», –
Из числа иноплеменных
Словарем усыновленных.
А из Франции … Привет!
К нам пожаловал балет
И театр, и актрисы,
Декорации, кулисы,
Дирижер и режиссер,
Костюмер и билетер,
Персонаж, танцор, сюжет,
Бис! Антракт … Фойе … Буфет …
Если б я открыл тетрадь,
Начал в ней перечислять
Те французские слова,
Что стоустая молва
Занесла к нам пользы ради,
Не хватило бы тетради.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришел.
Вслед за ним пришел хоккей,
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд.
Чемпион, тайм – аут, спорт.
И явился, например,
К нам от немцев офицер.
С офицером в свой черед
К нам приехал бутерброд.
На конях неодиноко
Прикатил ямщик с Востока,
Был он в красном кушаке
И сидел на облучке.
Он привез с собой башмак,
Он привез с собой армяк
И чулки, и шаровары,
И словечко «тары – бары».
Издалека завезенных
Через горы и моря
Много слов иноплеменных,
С давних лет усыновленных,
Есть под властью словаря.
4. Сообщение четвертой творческой группы.
В этих словарях помещены слова – друзья и слова – враги, это «Школьный
словарь антонимов русского языка» И.Р. Львова, где помещаются свыше 500 пар
антонимов, и «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий
около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда.
В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов –
синонимическими рядами.
Заполним таблицу и выполним задание.
Задание: найдите в стихотворении синонимы и в загадках – антонимы.
Как много с ним канители,
«Бураны, вьюги и метели –
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!» –
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила …
Я – антоним слова «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
Я – антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех,-
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это …
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна
Называюсь …
5. Сообщение пятой творческой группы.
Фразеологические словари включают фразеологические обороты – устойчивые
сочетания слов, которые имеют переносный смысл.
Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются
сборники С.В. Максимова «Крылатые слова», Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые
слова»,
«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова.
«Школьный фразеологический словарь русского языка» составлен Власом
Платоновичем и Анатолием Власовичем Жуковыми. Фразеологические словари объясняют
значение и нормы произношения.
Заполните таблицу и выполните задание.
Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.
Яблоку негде упасть (тесно);
Хоть глаз выколи (темно);
Хоть пруд пруди (много);
Кот наплакал (мало);
Не успел оглянуться (быстро);
Черепашьим шагом (медленно);
Ни свет, ни заря (рано);
Рукой подать (близко);
Из рук вон (плохо).
6. Сообщение шестой творческой группы.
Этимологическими называются словари, в которых объяснены родственные связи
слов, их происхождение, исконное значение. Первым этимологическим словарем был
«Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими
наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Ф.С. Шимкевича (1842).
А если вам захочется узнать историю слов, загляните в книгу Льва Успенского
«Почему не иначе?» и «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.
Шанского, В.В.Иванова, Т.В. Шанской. Из этих словарей мы можем узнать
происхождение слов, нормы их произношения, а также их морфемный состав.
Заполните таблицу и выполните задание.
Задание: пользуясь этимологическим словарем, ответьте на вопрос: каково
происхождение известных вам слов: «каникулы», «тетрадь», «дневник»?
III. Заключительное слово учителя и подведение итогов.
Сегодня мы узнали много нового о словарях, их особенностях, учились ими
пользоваться.
Это наши верные друзья и помощники.
Очень хорошо сказал об этом поэт Я. Козловский в стихотворении «Русской речи
государь по прозванию Словарь».
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
… Уважаем государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь.
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!
А у нас получилась следующая таблица:

Беседа для 5 класса
«Словари – наши добрые помощники»
Учитель:
Только  люди обладают  даром речи. С помощью слова люди  общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.
Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку».
Народ издавна отметил разницу между словом и делом: «На словах и так и сяк, а на деле никак», «Кто словом скор, тот в деле не спор», «От слова до дела не близко».
А.Т.Твардовский в стихотворении «Слово о словах» пишет об ответственности человека за свои слова:
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят в даль и глубь  – до дна.
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
Поэт мечтает о таком времени,
Чтоб ограничить трату слов,
Чтоб сердце кровью их питало;
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало…
А великий Л.Н.Толстой когда-то писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно разъединить, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.
Сообщения учащихся.
1.В однотомном «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57тысяч слов.
2. В четырёхтомном  словаре под редакцией Д.Н.Ушакова более 85тысяч слов. Вплоть до середины 20 века он оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.
3.На смену этому словарю пришли два новых академических словаря:17-томный (более120 тысяч слов) и четырёхтомный.
Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется.
4.Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке…Все эти собранные слова –дело плоти, крови и души родины и человечества».
5.Попытку собрать все слова предпринял  Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» 200тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет! Он был и хирургом, и писателем, и составителем словаря!
Вопросы:
-Какие ещё есть словари? Посмотрите на словари, которые лежат перед вами. Кто их авторы, о чём можно узнать с помощью этих словарей?
-Как вы понимаете фразеологические обороты: голова идёт кругом, хлопать глазами, одна нога здесь, другая там, зубы заговаривать.
-Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю?
-Пользуясь «Школьным словообразовательным словарём, объясните, как образовались данные слова: пчела, игрушка, жалеть.
-Что означают слова: авеню, аршин, ротационный.
Итог:
Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно! Они вам всегда окажут помощь, а школьная дружба со словарями сохранится на всю жизнь.

Словари русского языка
Словарь –
это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!
Анатоль Франс
Лексикограф
(греч.) – это ученый, который занимается составлением словарей .
Знаменитые лексикографы
Владимир Иванович Даль
Дмитрий Николаевич Ушаков
Сергей Иванович Ожегов
Толковый словарь
Орфографический словарь
Словообразовательный словарь
Словарь антонимов
Словарь синонимов
Орфоэпический словарь
Фразеологический словарь
Этимологический словарь
Словарь иноязычных слов
Толковый словарь
Объясняет значения слов какого-либо языка, содержит их грамматическую и стилистическую характеристику, примеры употребления в речи .
Орфографический словарь
Указывает норму написания слов какого-либо языка в соответствии с системой правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.
Словообразовательный словарь
Помогает находить части слова и точно определять границы между ними.
Словарь антонимов
Помогает подобрать антонимы, объясняет значение каждого из них.
Орфоэпический словарь
Указывает нормативное литературное произношение слов какого-либо языка.
Словарь синонимов
Помогает подобрать синонимы, дает толкование слов-синонимов, отмечает их стилистические особенности.
Фразеологический словарь
Объясняет значения фразеологизмов, рассказывает об их происхождении, приводит фразеологические синонимы и антонимы.
Этимологический словарь
Рассказывает о происхождении слов.
Словарь иноязычных слов
Дает объяснение иноязычных слов; указывает, из какого языка заимствовано слово.
«Шутка» Громов В.
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит
И сам с собою говорит:
«Н-да.. Я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок…
Но как же всё-таки – творог,
А может правильнее – творог?
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы –
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродата уже!»
Мой дядя выяснял лет 40
И всё же выяснить не мог-
Как говорить вернее- творог?!
А может, правильней – творог!?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке-
Лицо, как роза, расцвело
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно он не дорог,
Пойдёт в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почём творог?
А может правильнее- творог?
Поставьте правильно ударения
Шофер –
шоф е р
Звонит –
звон и т
Свекла –
св ё кла
догов о р
Договор –
Танцовщица –
танц о вщица
Квартал –
кварт а л
Упростить –
упрост и ть
Кулинария –
кулин а р и я
Найди антонимы к словам
Кверху –
книзу
Мудрость –
глупость
Свобода –
угнетение
Мужество –
трусость
Оборона –
нападение
Найди синонимы к словам
Закричать –
поднять крик, заорать
Лежак –
топчан
Лекарство –
снадобье
Невольник –
раб
Печально –
невесело
Петушиться –
задираться
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова.
Найдите значение крылатых выражений:
свинью подложил
мамаево побоище
плясать под чужую дудку
Разгадай шифровку
НА – ПО – И – ДРУ – СЛО – ШИ – МОЩ- ЗЬЯ- ВА –НИ –РИ –КИ
НАШИ ДРУЗЬЯ И ПОМОЩНИКИ – СЛОВАРИ
Спасибо за работу!

  • Подготовить рассказ о лермонтове 4 класс
  • Подготовь рассказ о каком нибудь сообществе лес сад поле водоем
  • Подготовить рассказ о крылове подчеркнув роль самообразования самовоспитания и
  • Подготовь рассказ о каком нибудь национальном блюде твоего народа или любого другого народа россии
  • Подготовить рассказ о жизни гринева начиная с его путешествия в крепость и до начала осады