8
Пересказ падения белогорской крепости в капитанской дочке
1 ответ:
0
0
Это написано в главе 7 Приступ.. . На вале собрался весь малозначительный строй крепости, капитан расхаживал перед ним. В степи появилось несколько казаков на лошадях. В них выстрелии ядром из пушки в Белогорской крепости. Казаки разбежались. Через несколько минут в степи появилось много казаков, вместе с Пугачевым, который был на белом коне. Четверо казаков отделилось от строя и побежали к воротам крепости. У одного из них было под шляпой письмо, а у другогона опье была голова Юлая. Казак перекинул голову через ворота. Все люди испугались. В толпу казаков выстрелили из пушки картечью, казаки разлетелись в разные стороны. Казаки слезли с коней и пошли на креости. Люди открыли ворота. Командир скомандывал, в бой. В атаку за ворота выбежали только командир и Петр Гринев. Казаки подбежали к крепости ватили командира и Петра. Их повели через улицы к главной площади, их встречали люди с хлебом и с солью. На главной площади в троне сидел Пугачев и стояла висилица. Коменданта подвели к Пугачеву. Он приказал поцеловать его руку, тоесть признать его »царем». Комендант не согласился предать свою Родину, из-за этого его повесили. Гринев так же не согласился предать Родину, но его не повесили, его спас Савельич, бросившись под ноги Пугачеву.
Читайте также
Рассказ И. С. Шмелева «Как я стал писателем» носит автобиографический характер. Это рассказ-воспоминание, попытка творчески осмыслить призвание писателя, проявляющееся с самого детства.
Первый период своей жизни автор называет «дописьменным» : он еще не писал на бумаге, но отличался способностями речи, был, как он говорит, писателем «без печати» . Он говорил с игрушками, с вещами, которые казались ему живыми и «рассказывали сказки» . В гимназии его прозвали «римский оратор» и часто делали замечания в дневнике: «Оставлен на полчаса за постоянные разговоры на уроках» . Увлекшись романами Жюля Верна, автор пишет «поэму» о путешествии на Луну на воздушном шаре гимназических учителей. «Поэма» имела успех у учащихся, но после того как она попала в руки инспектору, «гонораром» автора было наказание. Иронически автор описывает, как в этом «письменном» периоде он писал сочинения, приплетая к теме что попало. Оправдываясь, что это у него «лирическое отступление» , как у Гоголя, он добился того, что возмущенный преподаватель оставил его на второй год.
Таким образом, право на собственные размышления пришлось зарабатывать через множество испытаний. И лишь один любимый словесник поощрял творчество гимназиста. Писать на поэтические темы «было одно блаженство» , и наградой за творчество были как оценки, так и похвалы учителя. Этот человек сыграл большую роль в становлении Шмелева как писателя, «и до сего дня – он в сердце» .
Третий период творчества был «печатный» . Написав большой рассказ, юноша робко отнес его в редакцию журнала. Кабинет редактора казался ему «святилищем» . Ответа на рассказ надо было ждать «два месяца» , потом еще «два месяца» … Юноша уже не верил в успех, позабыл о рассказе – и вдруг письмо из журнала, похвала редактора, книжка с его рассказом и неслыханный для бедного студента гонорар. И новые обязательства, и слова редактора смутили героя: «искусство – это благоговение, молитва» . Сознание собственного несовершенства, несоответствия этим высоким словам его писательского труда ошеломили молодого писателя. Он почувствовал себя другим и понял, что для этого должен многое сделать, читать, думать.
<span>Юноша осознал свое назначение и почувствовал высокую ответственность писателя за свое творчество. Умение писать пришло к нему нелегким путем, но читатель верит, что этот человек добьется творческих успехов.</span>
<span>Петр Андреевич Гринев – главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». От лица Петра ведется повествование о событиях, происходящих во время крестьянского бунта под предводительством Пугачева.</span>В крепости Гринев влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову, за которую в последствии сражается на дуэли с поручиком Алексеем Швабриным. Во время сражения Алексей ранит Петра. После дуэли герой просит у родителей благословения на брак с бесприданницей Машей. Однако получает отказ. В это время крепость была захвачена Пугачевым, который случайно узнает Савельича и выпускает Гринева из осажденной крепости.Пока Гринев находился в Оренбурге до него доходит новость, гласящая о том, что его возлюбленная Маша находится в руках у Швабрина. Главный герой отправляется в логово Пугачева, на помощь любимой. Самозванец оказался тронутым рассказом Гринева о беспомощной и жалкой девушке. Он отпускает Машу с Петром, благословляя молодых. Но по дороге герои попадают в засаду правительственных войск. Гринев отправляет Машу в отцовское имение. Сам герой остается в отряде, где в последствие его арестовывают, по доносам Швабрина, который обвинял Гринева в измене. Однако любящая Маша спасает героя.Петр присутствовал на казне Пугачева, который узнал его в толпе и в самый последний момент кивнул ему.<span>
</span>
EXPO 2017 – поистине удивительное событие в жизни нашей страны. Международная выставка, которая является символом индустриализации, демонстрации технических и технологических достижений, появления новых идей и интересных проектов, будет способствовать интеграции Казахстана в мировую экономику. За считанные годы наша Родина провела ряд многих мероприятий, таких как саммит ОБСЕ, Исламская конференция, Азиада. Тем самым показав недюжинные организаторские и творческие способности, высокий научный потенциал. Неудивительно, что теперь мировое сообщество доверило Казахстану проведение Всемирной выставки 2017 в Астане. Тема выставки: «Энергия будущего», которая действительно очень важна и значима, особенно для нашей страны. Современный Казахстан — одно из государств с богатейшими запасами топливно-энергетических ресурсов. Однако нефть, газ, уголь являются исчерпаемыми природными богатствами. К тому же их использование приносит огромный вред человечеству и окружающей среде. Несомненно, что развитие альтернативных источников энергии – наиважнейшая экологическая, экономическая и даже политическая задача.
Сейчас многие задаются вопросом: «Какой эффект даст Казахстану проведение EXPO?». Н.А.Назарбаев отмечает следующее: «Это величайшая возможность для нашей страны получить новые энергетические и «зеленые» технологии. Это миллиарды долларов инвестиций, которые поступят в Казахстан за время подготовки и проведения EXPO-2017, а также дальнейшего использования его объектов». Действительно, трудно не согласиться с Президентом. Хочется лишь добавить, что более 100 стран будут выставлять свои достижения, люди из разных стран смогут высказать свою точку зрения на данный вопрос, т.е. появятся действительно осуществимые проекты, которые смогут избавить людей от загрязняющих и дорогостоящих источников энергии.
Наступил 2013 год. Уже через 4 года Астана примет в свои объятия миллионы людей из разных уголков мира. Уже сейчас стоит рассмотреть все детали организации. Молодежь – опора и будущее Республики. Тысячи молодых людей смогут проявить свой потенциал. «У меня нет никаких сомнений, что все казахстанцы примут активное участие в подготовке к Международной выставке», — отмечает Президент. Действительно, весь народ должен принять участие в этом знаменательном событии. Школьники и студенты смогут поделиться своими идеями и мыслями по данному вопросу, а в свободное время могут устроиться экскурсоводами для иностранных граждан, познакомив их с культурой и бытом казахстанского народа. Уверен, что каждый согласился бы помочь в организации выставки, ведь всё это делается для достижения одной общей цели.
EXPO 2017 – это большое событие и большая ответственность, народ Казахстана должен показать своё известное гостеприимство и радушие. Работа предстоит немалая, но общими усилиями не трудно будет дойти до необходимого результата. «Это будет ещё одна «народная стройка» Казахстана. Пять лет пролетят быстро. Успех Астаны в борьбе за право проведения EXPO 2017 – это успех всего народа Казахстана», — считает Назарбаев.
Слуги находятся достаточно близко к царю и от их поведения зависит отношение царя к ним. а если царь не в настроении, то им несдобровать, т. к. им влетит в первую очередь от царЯ(возможно, за его же ошибки)
А портной — что ему царь. на его жизнь он никак не влияет, и ему не до царя. ему главное чтоб полотно было — инструменты. а остальное ему не важно. Если царь заденет интересы портного(повысит цены на ткань, конфискует), то портной восстанет. Ибо зачем монарху соваться в дела народа? Пировал бы дальше со знатью и творил бы реформы…
Следовательно — пока царь портного не трогает — царь ему безразличен. Именно поэтому портной не боится царя.
Правда не покидала уверенность В победе
для меня это не имеет значение
три школьницы направлены на олимпиаду
Прототип крепости
Прототипом Белогорской крепости, описанной в романе, послужила крепость Татищево — место героического сражения бунтовщиков в годы Пугачевского восстания.
В романе она находилась в 40 километрах от Оренбурга и была вверена в управление коменданту Миронову в воинском звании капитана. О внешнем виде и расположении оплота восставших крестьян известно следующее:
- дорога к ней шла по крутому берегу реки Яик (ныне — Урал), за которым простирались киргизские степи;
- деревушка, окруженная забором, с одной стороны которой лежали скирды сена, а с другой — скривившаяся мельница — вот какое было первое впечатление Гринева от Белогорской крепости; крепость, непохожая на бастион:
- старая чугунная пушка у ворот, узкие кривые улочки, низкие избы, покрытые соломой, неприметная церквушка;
- курицы, свиньи и отсутствие порядка на улицах произвели на Петра удручающее впечатление, он сожалел, что в такой глуши ему придется провести свою молодость;
- крепость окружало безмолвие, она была отрезана от внешнего мира; на службе состояло 130 военных и казаки, на которых в случае осады не стоило полагаться;
- комендант капитан Миронов — доблестный и честный человек, от которого есть чему поучиться.
Белогорская крепость представляла собой затерянную в степи деревушку, обнесённую прогнившим во многих местах тыном. Население в большинстве своём составляли солдаты инвалидной (инвалид- то есть вышедший из военного возраста, но оставшийся в рядах армии) команды, составлявшие гарнизон из ста тридцати человек, и казаки. Порядки в крепости были самые что ни есть домашние — всем заправляла Василиса Егоровна, жена капитана. В значительной мере это происходило из-за того, что и солдаты, и их командиры, кроме Швабрина, сами были крестьянами, жили на натуральном хозяйстве, а военной угрозы как таковой никогда не было. Мирная немудрёная жизнь диктовала свои правила существования. Мелкие волнения немногочисленных шаек башкир и киргизов были сравнительно неопасны, да и их не было уже много лет. Большинство солдат уже состарилось на службе в Белогорской, их командир с супругой жили там уже двадцать лет.
Иван Кузьмич был старый служака, глуповатый, но честный и добрый. Он вышел в офицеры из солдатских детей и в глубине души продолжал оставаться солдатом. Его дворянство (а офицером мог быть только дворянин) было лишено даже того минимального аристократизма, которым обладали родители Гринёва. Он иногда вспоминал про службу и пытался «учить» солдат, пытаясь объяснить им, где находится правая, а где левая нога, но жена его беспрестанно одёргивала и с точки зрения житейской была, как правило, совершенно права.
Василиса Егоровна была женщина неглупая, говорливая и любопытная, как и всякая бойкая деревенская женщина, вынужденная управляться с большим хозяйством, а своим хозяйством она считала всю крепость. Она обожала новости и всё, что вносило разнообразие в скучную жизнь, старалась держать всё в своих руках, что у неё с успехом получалось, так как она была женой коменданта. Конечно, кругозор у неё был минимален, и то, что отец Гринёва владел трёмястами крепостными, произвело на неё глубокое впечатление, в то время как это было очень небольшое число крепостных душ во времена Екатерины.
Марья Ивановна, их дочь, была тихая молчальница, легко смущающаяся, но очень искренняя и душевная. Она была девушкой на выданье, но в такой глуши познакомиться с интересным человеком было совсем непросто. Маша обладала большой сердечной чуткостью и интуитивно могла почувствовать качества человека, поэтому она сторонилась Швабрина.
Алексей Иванович Швабрин поначалу производил впечатление остроумного и раскованного человека, знающего цену местным тайнам и добродушно над ними подтрунивавшим. После окажется, что впечатление это обманчиво, а Швабрин таит в душе глубокую уязвлённость.
Солдатская песня, вынесенная в эпиграф, с одной стороны, настраивает читателя на определённый бравый лад и сообщает, о чём должна идти речь в главе, с другой стороны, — является своеобразным юмором автора. В самом деле, деревянный забор вокруг деревни трудно назвать «фортецией». в песне поётся про пушку, и кажется, что как раз про пушку из повести, потому что она гам одна и была. Цитата из фонвизинского «Недоросля» ориентирует как раз на такое восприятие. Именно «старинными людьми» оказываются оторванные от мира обитатели Белогорской крепости.
Оставил после себя большое литературное наследие. Все его произведения замечательные и мы их с удовольствием читаем. Вот недавно на литературе мы познакомились с . Она состоит из четырнадцати частей. Сегодня мы сделаем анализ третьей главы знаменитой работы Пушкина Капитанская дочка. Эта глава называется Крепость. Что же собой представляет Белогорская крепость в произведении Пушкина и какие там были заведены порядки?
Что представляли собой Белогорская крепость и порядки заведенные в ней?
Обратимся к тексту произведения. Когда главный герой прибыл в Белогорскую фортецию, то он не увидел там неприступных и грозных бастионов, не было там и строгого начальника. Гринев не увидел крепости ни храброго войска с оружием в руках, как не нашел и пушек, что размещались бы на стенах. Что же предстало перед его взором?
Прибыв на место, Гринев видит деревню. Она затерялась в степи и была окружена забором из бревен. Многие из них уже прогнили, но это не волновало здешних обитателей. Все потому, что в этом месте очень редко проходили боевые действия, а редкие волнения шаек киргизов опасности не несли. Деревня имела неприглядный вид с ее кривыми улочками, низкими домиками, покрытыми соломой. Встретил Гринева комендант, который на учения мог с легкостью выйти не в мундире начальника, а в обычном халате. Войско было представлено воинами инвалидами, теми кто уже давно вышел из военного возраста. Совершенно не защищенная крепость, на чьей территории была лишь одна старая пушка.
Но, несмотря на странную действительность, Гриневу понравились обитатели. Он встретил замечательных людей, смог разглядеть прелесть их жизни. Кто-то может и желал бы другого общества в крепости, но юноша писал в своих записках о том, что не нуждался в другом обществе. Парню нравятся душевные разговоры с людьми. Все порядки на территории крепости построены по-домашнему. Объяснить такой семейный характер отношений, что установился между людьми, проживающими в крепости, не трудно. Там заправляет жена коменданта, сами военные — это бывшие крестьяне, да и отсутствие военной угрозы диктует домашний лад.
Каковы ваши впечатления о каждом из героев?
Читая главу Крепость, остаются только хорошие впечатления почти о каждом герое. Здесь и комендант Кузьмич, бывалый солдат, которому на старости лет хочется уже покоя. Знакомимся мы и с его женой, которая всем и управляет в крепости. Зовут ее Василиса Егоровна. Она неглупая, любопытная и даже бойкая женщина, которая умело распоряжалась домашним хозяйством. Она была набожной, властной особой. Живет по старому стилю.
Маша — дочь Кузьмича, милая девушка, слегка пугливая. Хоть и была она не очень умной, зато была честной и порядочной девушкой. В нее и влюбляется наш герой. В третьей части встречается нам и Швабрин. Вот он вызывает отрицательные эмоции, особенно когда читаешь произведение Пушкина дальше. Швабрин был бесчестным офицером, который с легкостью может нанести удар в спину. Это человек, что может даже оклеветать, лишь бы достичь своих целей.
Краткое содержание пятой главы произведения «Капитанская Дочка» Краткое содержание — Разбор четвертой главы произведения «Капитанская Дочка» Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»
Нужно ответить так: Белгородская крепость — это деревушка, окруженная бревен- чатым забором. Всё имело довольно неприглядный вид: улицы тесны и кривы, избы низки. Люди в крепости привыкли к тому, что активных военных действий здесь не происходит, служба идет спокойно. Капитан Миронов и Василиса Егоровна, его жена, живут здесь уже много лет. Василиса Егоровна принима- ет участие во всех делах мужа, обстановка в крепости почти до- машняя. Это произвело на Гринева удручающее впечатление Чем объяснить такой «семейный» характер отношений меж- ду людьми в крепости? Это объяснялось нравами коменданта крепости и его жены. Это люди старого уклада, они обращались с подчиненными без церемоний, да и большинство солдат были местными жителя- ми. Еще это определялось тем, что строгой дисциплины не тре- бовалось, так как мелкие волнения башкир не были опасными. Расскажите о её обитателях. Иван Кузьмич, комендант крепости, и его жена, Василиса Егоровна, показывают образец старого патриархального укла- да жизни. Они живут душа в душу, Василиса Егоровна во всем поддерживает мужа, комментирует (не без доли иронии) его действия, дает советы. Из её реплик мы узнаем, что капитан «не ведает толку» в службе, соответственно, не может ничему научить подчиненных. Василису же Егоровну Швабрин назы- вает «прекрасной дамой». О Швабрине мы узнаем, что он в крепости пятый год, нахо- дится здесь в наказание за дуэль, которая закончилась смертью. Швабрин пытается подружиться с Гриневым, это ему удается сделать. В этой главе он охарактеризован как остроумный, жиз- нерадостный человек. Марья Ивановна — дочь капитана Миронова. Она миловид- ная восемнадцатилетняя девушка. Пока не понятно, почему Швабрин в разговоре с Гриневым охарактеризовал её как ду- рочку. Но читатель понимает, что она чувствительная (не пере- носит стрельбы из пушек), воспитана в старых традициях, не- богата (Мироновы бедны, но сожалеют об этом только потому, что это может помешать их дочери выйти замуж). Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к III главе? Вспомним о том, что эпиграф — одно из средств выражения авторской позиции. Именно в эпиграфах мы угадываем лич- ность А.С. Пушкина, так как повествование ведется от имени главного героя. Автор иронизирует, используя такой эпиграф: Белгородская крепость мало походит на фортецию, да и «лю- тые враги» здесь пока еще не были. Эта бравая песня не соот- ветствует тому, что здесь на самом деле. Вторая цитата из «Недоросля» Фовизина тоже настраивает читателя на ироничный лад: «странные люди» в том смысле, что очень далеки от мира, не развиты должным образом, пото- му что находятся далеко от центра России, от крупных городов
Что представляли собой Белгородская крепость, порядки, заведенные в ней?
Белгородская крепость – это деревушка, окруженная бревенчатым забором. Все имело довольно неприглядный вид: улицы тесны и кривы, избы низки. Люди в крепости привыкли к тому, что активных военных действий здесь не происходит, служба идет спокойно.
Капитан Миронов и Василиса Егоровна, его жена, живут здесь уже много лет. Василиса Егоровна принимает участие во всех делах мужа, обстановка в крепости почти домашняя. Это произвело на Гринева
Удручающее впечатление. Чем объяснить такой “семейный” характер отношений между людьми в крепости?
Это объяснялось нравами коменданта крепости и его жены. Это люди старого уклада, они обращались с подчиненными без церемоний, да и большинство солдат были местными жителями. Еще это определялось тем, что строгой дисциплины не требовалось, так как мелкие волнения башкир не были опасными. Расскажите о ее обитателях.
Иван Кузьмич, комендант крепости, и его жена, Василиса Егоровна, показывают образец старого патриархального уклада жизни. Они живут душа в душу, Василиса Егоровна во всем поддерживает мужа, комментирует (не без доли иронии) его действия, дает советы. Из ее реплик мы узнаем, что капитан “не ведает толку” в службе, соответственно, не может ничему научить подчиненных. Василису же Егоровну Швабрин называет “прекрасной дамой”.
О Швабрине мы узнаем, что он в крепости пятый год, находится здесь в наказание за дуэль, которая закончилась смертью. Швабрин пытается подружиться с Гриневым, это ему удается сделать. В этой главе он охарактеризован как остроумный, жизнерадостный человек.
Марья Ивановна – дочь капитана Миронова. Она миловидная восемнадцатилетняя девушка. Пока не понятно, почему Швабрин в разговоре с Гриневым охарактеризовал ее как дурочку.
Но читатель понимает, что она чувствительная (не переносит стрельбы из пушек), воспитана в старых традициях, небогата (Мироновы бедны, но сожалеют об этом только потому, что это может помешать их дочери выйти замуж). Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к III главе?
Вспомним о том, что эпиграф – одно из средств выражения авторской позиции.
Именно в эпиграфах мы угадываем личность А. С. Пушкина, так как повествование ведется от имени главного героя. Автор иронизирует, используя такой эпиграф: Белгородская крепость мало походит на фортецию, да и “лютые враги” здесь пока еще не были. Эта бравая песня не соответствует тому, что здесь на самом деле.
Вторая цитата из “Недоросля” Фовизина тоже настраивает читателя на ироничный лад: “странные люди” в том смысле, что очень далеки от мира, не развиты должным образом, потому что находятся далеко от центра России, от крупных городов. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?
Герои представлены недостаточно.
Мы только что начали читать произведение. Но впечатления о каждом из них уже сложились. Иван Кузьмич Миронов – уже немолодой комендант крепости, порядка строгого не держит, так как, видимо, считает его необязательным. Слушает свою жену.
Василиса Егоровна – очень умело ведет хозяйство, умеет четко и правильно организовать быт так, чтобы все чувствовали себя по-домашнему. Интересуется судьбами других людей. Марья Ивановна – скромная, милая девушка, которая во всем подчиняется родителям, воспитана в патриархальной семье, воспринимает свой образ жизни как естественный.
Швабрин вызвал двойственное чувство. С одной стороны, это веселый, остроумный человек. С другой стороны, настораживает реплика Гринева, что Швабрин представил Машу совершенной дурочкой.
Можно предполагать наличие у Швабрина темных чувств и мыслей.
(No Ratings Yet)
История Гринева до службы
Повествование в произведении ведется от лица Петра Гринева. Он рассказывает о годах своей молодости, будучи в преклонном возрасте. Известно, что он овдовел, испытывает ностальгию о прошлом, и хочет выговориться. Лучшее средство для этого — перо и бумага, которым Петр доверяет свою историю.
Детство юного Пети в родительском поместье в Симбирской губернии до поступления на службу в крепость было однообразным, сытым и беспечным. До рождения он был записан на службу в классы Семеновского полка Петербурга. Рос недорослем, гоняя голубей с соседскими мальчишками. К двенадцати годам он хорошо изучил качества борзых собак и стал учиться у месье Бопре, выписанном из Москвы.
Преподаватель Пети частенько напивался до потери сознания и неровно дышал к слабому полу, за что в итоге был уволен. В Белогорскую крепость Гринева отправили по воле отца в возрасте 16 лет. В дороге он встретил Емельяна Пугачева — еще никому не известного беглого казака. Начался буран, и Пугачев согласился проводить Петра и его крепостного слугу Савельича в трактир, за что получил вознаграждение — заячий тулуп юноши.
Жизнь героя до осады
Описание Белгородской крепости из «Капитанской дочки» дает понять, что она была тихим дальним местом, куда новости из столицы приходили с большим опозданием. Неудивительно, что юноше, мечтавшему вырваться во взрослую жизнь, перспектива службы здесь казалась весьма скучным делом. Он представлял грозные башни, валы, однако очутился в деревушке меленькими домишками и узкими дорогами. Здесь, среди «дружелюбного хрюканья свиней» ему предстояло провести лучшие годы.
Становление личности главного героя тесно связано с событиями, происходящими во время службы. При всей своей домашней обстановке крепость все же была военным бастионом. Однако ничто здесь не могло поспособствовать обучению Гринева военному делу:
- стареющий капитан, который находился под каблуком у жены;
- солдаты, путающие правую и левую сторону;
- отсутствие военной дисциплины, серьезных занятий;
- отсутствие современного оружия (все давно забыли, когда и по какой причине стреляли из старой пушки последний раз).
Однако жизнь Гринева до начала осады крепости Пугачевым оказалась намного интересней, чем он представлял. Она изменила характер героя в положительную сторону, помогла ему окрепнуть духом, стать более ловким и сильным.
Постепенно Гринев узнает людей, с которыми живет и трудится, принимает и одобряет свою жизнь в глуши. Здесь ему суждено встретить любовь — Машу Мирону, дочь капитана крепости. Однако и нажить себе врага в лице соперника, Алексея Швабрина.
Маша — простая и скромная девушка, которая знает себе цену. Она отвергла ухаживания Швабрина, но Гриневу ответила взаимностью. Любовь к ней дала Петру возможность ощутить свой истинный долг — оберегать возлюбленную, а с нею и всю крепость. Это место стало для него не просто точкой на военной карте. Здесь обитает счастье, за которое нужно бороться до конца.
Вступая в рассуждения с простыми людьми, которые были приветливы и внимательны, герой открыл для себя другую сторону жизни. Общества, к которому он привык, здесь не было, но он ничуть не жалел об этом. То, чем занимался Гринев в крепости, ему нравилось: он беседовал с соседями, писал сочинения, побывал на дуэли со Швабриным, где был ранен, участвовал в подготовке к осаде. Его больше не привлекали военные парады, блестящая карьера, шумные балы. Единственной отрадой стала Маша, к которой стремилось его сердце.
Браку между Петром и возлюбленной, которая ухаживала за ним после ранения, не суждено было сбыться. Узнав о поединке из письма Швабрина, отец рассердился и воспротивился его союзу с бесприданницей. Это привело к охлаждению отношений: Маша старалась избегать Петра, и он больше не посещал семью Мироновых. Пришла беда и в саму крепость: она была захвачена пугачевским войском во время бунта, который историки охарактеризовали, как «бессмысленный и беспощадный».
Урок литературы в 8 классе «Падение Белогорской крепости по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Иван Кузьмич ненавистен башкирцу как представитель власти того государства угнетателей, против которого он выступает, а для капитана Миронова башкирец – «злодей», «бунтовщик», подрывающий основы того государства, которому он присягал и служил верой и правдой всю жизнь. Жестокость обоих объяснима. Для Ивана Кузьмича законы, которым он служит, незыблемы и он не задумывается о причинах, толкнувших башкирца в стан восставших.
— Расскажите о Петре Гринёве. Кто и что его волнует? Как вообще он относится к последним событиям?
Свои записки Пётр Андреевич Гринёв пишет по прошествии многих лет, но даже спустя время он не может забыть ни стона изувеченного башкирца, над которым Юлай занёс свою плеть, ни горящих ненавистью глаз несчастного, ни своего волнения, охватившего его при мысли о Маше
.
— Как вы объясните эпиграф к VI главе?
Создавая роман «Капитанская дочка» и работая над архивными материалами по делу Пугачёва, Пушкин призывал своих современников обратиться к недавнему прошлому, чтобы понять настоящее и задуматься о будущем.30-е годы
XIXвека были неспокойными: холерные бунты, неурожайные годы, нищета с одной стороны и равнодушие правительства с другой могло привести к новым крестьянским выступлениям в таком масштабе, как шестьдесят лет тому назад.
В
VIглаве Пушкин показывает, как нарастает восстание, как углубляется конфликт между противоборствующими лагерями.
— VII главе мы видим представителей этих противоборствующих лагерей – капитана Миронова и Емельяна Пугачёва, их сторонников. Как приготовился к отпору неприятеля Иван Кузьмич?
— Как рассказчик описывает поведение неприятеля?
— Какими описаны оба командира – Пугачёв и капитан Миронов? В чём сила одного и слабость другого?
— Расскажите об Иване Кузьмиче. (Вопрос домашнего задания). Прочитайте эпиграф и раскройте его смысл, вспомнив о последних минутах жизни капитана Миронова.
— Как погибли Иван Игнатьевич и Василиса Егоровна? Можно ли здесь обвинить Пугачёва в жестокости по отношению к женщине?
Иван Кузьмич не стал присягать Пугачёву: он, старый солдат, остался верен той присяге, которую давал в юности. Ещё во время приступа он говорит: «Умирать так умирать: дело служивое».
Иван Игнатьевич тоже не захотел присягать, он повторил слова своего капитана и ещё прибавил: «Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Это прозвучало насмешливо, и «Пугачёв опять махнул платком».
Василиса Егоровна произносит фразу, которую не мог не услышать Пугачёв, -«сгинул от беглого каторжника». Его реакция выразилась в трёх словах: «Унять старую ведьму». Он не говорит «убить», но его люди поняли слово «унять» именно так: убить. Это жестокое отношение к Василисе Егоровне понятно: Пугачёв, разгорячённый боем, раздражённый неподчинением офицеров, не мог простить Василисе Егоровне её страшных слов.
События после бунта
Падение крепости — переломный момент в произведении. Многие ее обитатели не стали противиться судьбе и сразу признали власть Емельяна Пугачева. Однако комендант Миронов и служилый Иван Игнатьевич, остались верны долгу и преданы родине. Их повесили на глазах у всех за непокорность «истинному императору». Василиса Егоровна, супруга коменданта, отправилась на казнь вместе с мужем. После взятия крепости и скорого суда Гринев также оказался среди смертников. Однако во время пути к эшафоту произошло событие, которое спасло ему жизнь.
Преданный слуга Савельич бросился в ноги Пугачеву с просьбой помиловать барское дитя. Емельян согласился с условием, что молодой человек примет его власть. Однако Петр остался преданным императрице Екатерине II. Рассерженный Пугачев все же отпустил Петра, вспомнив давнюю встречу и подаренный барским сыном заячий тулуп.
Гриневу было больно смотреть на гибель людей, которые стали ему близки. На его глазах были убиты защитники крепости. Смелость и преданность Петра отчизне восхитили Пугачева, и он отпустил молодого человека. Однако связь героя с крепостью не разорвалась. Он уехал не навсегда: узнав, что возлюбленную держит в плену Швабрин, переметнувшийся на сторону участников восстания, он вернулся назад, имея план ее спасения.
Получив заступничество Емельяна Пугачева, герой увез сироту из крепости. Однако на этом испытания не закончились. По доносу Швабрина героя арестовали правительственные войска и приговорили к казни, заменив впоследствии ее на вечное поселение в Сибири.
После этого Маше было суждено приехать на аудиенцию к Екатерине II и вымолить прощение своему жениху. Она рассказала, что Гринев не смог оправдаться во время суда лишь потому, что не хотел впутывать ее.
Жизненные уроки
В финале романа торжествует добро. Герои счастливы вместе и благодарны судьбе. Белогорская крепость помогла им обрести светлое чувство, которое лишь окрепло после всех испытаний. Она выступает важною частью произведения, имеет большое значение для становления личности героя. Здесь он впервые встретил любовь, принял бой, столкнулся с недоброжелателями. Каждое испытание сделало его сильнее и привело к становлению цельной личности.
Пережитые к крепости события помогли стать Гриневу человеком, ответственным за свои поступки. Здесь ему пришлось столкнуться с предательством, задуматься о чести, ценности жизни, здесь окончательно выкристаллизовались такие качества, как нравственность и чистота. Отношение героя к месту постоянно менялось:
- сожаление о том, что в такой стороне должна пройти его молодость;
- жизнь его постепенно сделалась сносной и даже приятной;
- он незаметно привязался к доброму семейству Мироновых;
- ему приглянулась Марья Ивановна (Маша Миронова);
- однако присутствие Швабрина герой воспринимал с трудом и не мог пережить его насмешки, что привело к дуэли;
- встреча с Емельяном Пугачевым — сильное и благое потрясение: тема бунта непонятна герою, но он восхищен яркостью натуры самопровозглашенного императора;
- казнь коменданта и семьи стала серьезным испытанием;
- освобождение Маши и прощание с крепостью навсегда.
Белогорская крепость в романе аккумулирует все подлинно русское, народное, национальное. Гений Пушкина сумел показать, что важен не внешний вид, а быт, традиции и культура определенного места. Благодаря влиянию народа Петр Гринев вырос честным, принципиальным и верным родине.
Белогорская крепость в жизни Гринева: сочинение
И вот Петруша уже сидит в санях и едет по заснеженным полям в Белогорскую крепость. Только вот он и представить себе не мог, как она будет выглядеть.
Главным образом в теме «Белогорская крепость в жизни Гринева» сочинение надо начать с того, что увидел наш романтичный герой вместо грозных и неприступных бастионов крепости обычную глухую деревушку, где стояли избы с соломенною крышей, окруженные бревенчатым забором, скривившаяся мельница с лениво опущенными лубочными крыльями и три скирды сена, занесенные снегом.
Вместо строгого коменданта он увидел старика Ивана Кузьмича в халате с колпаком на голове, храбрыми армейцами были несколько престарелых инвалидов, из смертоносного оружия – старая забитая разным хламом пушка. Но самое забавное было то, что всем этим хозяйством управляла жена коменданта, простая и добродушная женщина Василиса Егоровна.
Однако, несмотря на это, Белогорская крепость в жизни Гринева станет настоящей наковальней, которая сделает из него не труса и мягкотелого предателя родины, а верного присяге, отважного и мужественного офицера.
А пока он только знакомится с милыми обитателями крепости, они дарят ему радость общения и трогательную заботу. Другого общества там не было, но большего он и не желал.
КОНСПЕКТ
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 8 КЛАССЕ
по повести «Капитанская дочка»
А. С. Пушкина
Учитель Бурая Оксана Анатольевна
(I квалификационная категория, 2010)
Тема: Падение Белогорской крепости. Встреча с Пугачевым.
Цели.
Общеобразовательная:
Формирование навыка анализа художественного текста, работы с текстом.
Воспитательная:
Воспитание нравственных качеств личности: верности долгу, слову, гуманности.
Развивающая:
Развитие памяти, речи.
Формы работы.
Коллективная, самостоятельная.
Оборудование.
- Презентация.
- Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 8 класс.
- Репродукции картин А. А. Пластова «Суд Пугачева», Иванова
Ход урока.
- Вводно-мотивационный этап.
Слово учителя. На прошлом уроке мы увидели, как повлияла жизнь в Белогорской крепости на нравственное возмужание Гринева. Сегодня предстоит обсудить поведение Петруши и защитников крепости во время ее осады и взятия, а также взглянуть на фигуру Пугачева. К этому уроку все должны были прочитать главы VI, VII, VIII. Подготовить краткий пересказ главы VI, чтение по ролям эпизодов из глав VII, VIII. Отдельные ученики получили индивидуальные задания.
- Проверка домашнего задания.
Слово учителя. В начале VI главы А. С. Пушкин дает историческую справку, в которой
объясняются причины будущих грозных событий. Их он справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях, самовластии, в политике царского правительства.
Давайте вспомним, как нарастали события в Белогорской крепости. Во время пересказа вашего товарища все должны внимательно слушать и следить за ходом событий, подготовить вопрос.
Ответ ученика. Краткий пересказ VI главы.
- Аналитическая беседа.
- В VI главе еще нет Пугачева, но есть зарницы, которые предвещают его близкое приближение. Какие?
- Письмо генерала
- Схвачен башкирец с возмутительными листами
- Взята Нижнеозерная крепость
- О чем думает Петруша? Как это его характеризует?
- Петруша думает о Маше: «Участь Марьи Ивановны живо представилась мне, и сердце у меня так и замерло» (стр. 152) Петруша – человек чести, его беспокоит судьба самых незащищенных, о себе он не думает.
- Почему Василиса Егоровна отказывается от возможности уехать?
- Василиса Егоровна предана мужу: «А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать» (стр. 153)
- Важное место в VI главе занимает эпизод с изувеченным башкирцем, который вводится для того, чтобы показать, как власти жестоко относятся к национальным меньшинствам. Сцена пытки вызывает в Петруше отвращение к жестокости и бесчеловечию.
Какую существенную деталь во внешности башкирца отмечает автор? Над этим вопросом дома размышляла …
*Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей.
Предполагаемый ответ ученицы. «Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узкие глаза его сверкали еще огнем» (стр. 150) А. С. Пушкин обращает внимание на глаза башкирца, в них огонь ненависти несмирившегося человека.
- Но вот мятежники вступили в крепость. О чем мечтает Петруша?
- Петруша мечтает о подвиге: «Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты» (стр. 155)
- Но, увы, жизнь опять разбила все романтические мечты героя: все вышло гораздо проще и менее эффектно, чем рисовало воображение. И вот Пугачев принимает присягу: «Пугачев сидел в креслах… Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом…» (стр.157 — 158)
Предлагаю вам посмотреть кинофрагмент «Казнь» и подумать над вопросами в парах:
- Как удалось актерам и режиссеру передать характеры героев?
- Какие детали во внешности Пугачева, Василисы Егоровны, Петруши помогают ярче представить их характеры?
- В чем режиссер идет вслед за автором, а в чем отступает от текста?
(просмотр кинофрагмента и обсуждение)
Предполагаемый ответ ученика. Пугачев не смотрит на тех, кого отправляет на казнь, ему безрачличны судьбы людей. Глаза его сверкают ненавистью, удалью. Комендант, Петруша, Василиса Егоровна ведут себя смело, дерзко. Режиссер подчеркнул удальство этих героев такими деталями: комендант плюет в самозванца, Василиса Егоровна сама выходит к месту казни, вступает в схватку с урядником)
- К образу вождя крестьянской войны не раз обращались художники. Перед вами репродукции картин А. А. Пластова «Суд Пугачева» и С. В. Иванова «Суд Пугачева». Каким увидели Пугачева художники? Сходны ли трактовки образа художниками и режиссером? Над этим вопросом дома размышляла …
Предполагаемый ответ ученика. Художники по-разному подают образ вождя крестьянской войны. Трактовка Иванова ближе к официальной хронике. Пугачев предстает злодеем, главное в его образе – месть. Не случайно на заднем плане изображена виселица с взобравшимся на нее башкирцем. Аркадий Пластов, на мой взгляд, несколько по-иному смотрит на Пугачева. Поза вождя, его взгляд говорят о том, что он узнал Петрушу. Черты лица его более мягкие, человечные. Мне кажется, трактовка Пластова ближе к замыслу А. С. Пушкина.
- К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф? Какие слова из плача жены коменданта в конце главы перекликаются с эпиграфом? Какие — вызывают гнев Пугачева? Над этими вопросами работала дома …
Предполагаемый ответ ученицы. К VII главе А. С. Пушкин избрал эпиграфом народную песню:
Голова моя, головушка,
Голова моя послуживая!
Послужила моя головушка,
Ровно тридцать лет и три года…
Относится эпиграф к капитану Миронову. Капитан Миронов проявил бескорыстие, честность, верность присяге, государыне-императрице. Он жил честно, скромно и смерть свою встретил так же достойно. В плаче Василисы Егоровны перекликаются с эпиграфом следующие слова: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули ни штыки прусские, ни пули турецкие; ни в честном бою положил ты свой живот».
- В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?
- Численное преимущество восставших, нераспорядительность и бездарность более высокого начальства, бросившего Белогорскую крепость на произвол судьбы, бедственное положение угнетенного народа, заставившее поверить в воскрешение государя Петра Федоровича и идти за ним в поисках справедливого счастья – очевидные причины победы пугачевцев.
- По официальному донесению, Пугачев – злодей. Именно такими словами называют его и капитан Миронов, И Василиса Егоровна. Всех ли без разбора казнит Пугачев?
- Пугачев казнит только тех, кто отверг его предложение о сдаче, кто обозвал его вором и самозванцем. То есть, казнит своих врагов.
- Почему же тогда Пугачев помиловал Гринева?
- Пугачев щадит Гринева, помня его доброту, и даже выводит его из затруднительного положения грубоватой шуткой. Но Гринев еще не узнал Пугачева. О сходстве «Великого государя» с вожатым позднее надоумил Петрушу Савельич.
- И вот «государь» требует Гринева к себе. Каким предстал Пугачев в VIII главе? Что представляет собой гвардия Пугачева? Почему песня произвела на Петрушу «пиитический ужас»? Над этими вопросами дома размышляла…
Предполагаемый ответ ученицы. Гринев отмечает у Пугачева приятные черты лица, не изъявляющие ничего свирепого. Петруша становится невольным свидетелем «странного военного совета», где все обходятся между собой как товарищи, свободно высказывают свое мнение, спорят с Пугачевым. «Пиитический ужас» произвела на Гринева простонародная песня про виселицу, которую распевали люди, обреченные на смерть, но имеющие силу духа об этом говорить.
- Для чего Пугачев пригласил Гринева?
- Пугачев пытается переманить Гринева на свою сторону, но Петруша остается верен присяге.
- Как это случай характеризует Гринева?
- Гринев – человек чести.
- Почему Пугачев отпускает Петрушу?
- Пугачев отпускает Гринева, пораженный его искренностью. Будучи сам человеком прямым и открытым, он уважает прямых и мужественных людей.
- Чтение по ролям эпизода
из VIII главы – «Разговор Пугачева и Гринева».
- Как должен держаться Гринев во время этого разговора?
- Каким тоном говорит Пугачев?
Задание. Слушаем диалог в исполнении двух пар (стр. 165 -166). Кому из чтецов удастся более правильно передать характер своего персонажа?
- Подведение итогов урока.
- Что двигало защитниками Белогорской крепости в неравной схватке с Пугачевым?
- Почему Гринев не присягнул на верность Пугачеву?
- Почему Пугачев, несмотря на идейные разногласия, отпускает Петрушу Гринева?
Вывод. В главах, рассказывающих о падении Белогорской крепости, показан нравственный поединок двух противоборствующих сторон. Защитники Белогорской крепости, вместе с ними и Петруша Гринев, поставили свою человеческую дворянскую честь выше жизни. Но и Пугачев поднялся на большую высоту, восприняв не только душевную красоту Гринева, но и найдя в себе силы принести ей в жертву собственное себялюбие.
- Домашнее задание.
Главы IX-XI (знать содержание)
Индивидуальные задания:
- Сопоставить сцены военных советов в главе VIII и X. Что дает сопоставление для понимания характера Пугачева?
- Сопоставить портреты Пугачева в главах «Вожатый», «Незваный гость», «Приступ», «Мятежная слобода». Чем обусловлено сходство и различие между этими портретными описаниями?
Индивидуальное задание.
- Почему автор в качестве эпиграфа к VI главе избрал слова из народной песни?
- К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф? Какие слова из плача жены коменданта в конце главы перекликаются с эпиграфом? Какие — вызывают гнев Пугачева?
Индивидуальное задание.
- Какую существенную деталь во внешности башкирца отмечает автор?
- Каким предстал Пугачев в VIII главе? Что представляет собой гвардия Пугачева? Почему песня произвела на Петрушу «пиитический ужас»?
Индивидуальное задание.
- Перед вами репродукция картины А. А. Пластова «Суд Пугачева». Каким увидел Пугачева художник? Сходна ли трактовка образа художником и режиссером?