Обновлено: 10.01.2023
К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружием в борьбе за новое гуманное устройство жизни.
Впоследствии это выражение стало применяться ко всей литературе XIX века.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Литература того периода часто обращалась к темам патриотизма, гуманизма, демократизма. Она отличалась особой чуткостью ко всем событиям и метаморфозам современности, отразив в себе историю русского государства и народа.
На становление литературы огромное влияние оказывала общественная жизнь, полная ярких потрясений:
- Отечественная война 1812 года;
- декабристское восстание на Сенатской площади;
- неожиданная смерть Александра Первого;
- правление Николая Первого.
Для творческой жизни того времени характерны многочисленные литературные кружки и общества, созданные вокруг архаических и новаторских идеологий.
К первой трети XIX столетия, русская литература обогатилась новыми темами, самобытными формами, жанрами, художественными образы и приемами.
Литературный процесс и представители эпохи
Литературный процесс первой половины XIX века отличается многообразием направлений, из которых постепенно стали выделяться романтизм и реализм. В этот период происходит активное становление литературного языка и структуры художественных жанров.
Какие темы и проблемы поднимались
Периодизацию Золотого века в истории русской литературы принято разделять на три периода. Для каждого этапа характерен свой набор тем.
Первый период (1801–1825 гг.)
Временные рамки этого этапа совпадают с датами правления Александра I. В этот период мировоззрение молодых литераторов формировалось на фоне потрясений от Отечественной войны 1812 года. Было понятно, что после событий войны уже невозможно вернуться к старым порядкам. Начали создаваться первые тайные революционные общества.
Ведущими направлениями становятся предромантизм и романтизм, на основе которых создается национальная и самобытная по своему содержанию литература. Одними из первых известных последователей романтизма были поэты В. Жуковский, Д. Давыдов, К. Рылеев, К. Батюшков и др.
Второй период (1826–1842 гг.)
Наряду с доминирующим в литературе русским реализмом продолжает развиваться и романтическое направление. Особенно веяние романтизма отразилось на творчестве выдающихся поэтов Ф. Тютчева и М. Лермонтова, основанного на фольклорных мотивах, а также в прозаических произведениях О. Сомова, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского и др.
Однако романтизм в это время уже утратил свою прежнюю привлекательность, уступив место художественному миру реализма. Романтические образы и символы стали восприниматься как натянутые и театральные, лишенными истины, а настоящая поэзия отождествлялась с обычным и повседневным.
Третий период (1843–1855 гг.)
В этот период русский реализм вступает в новую веху своего развития. Становление литературы происходит на фоне напряженной социально-политической обстановки во время правления Николая I. Писатели все чаще обращаются к острым вопросам российской действительности, развивается жанр реалистического романа.
В этот период развития русской словесности на литературной арене появляются И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Некрасов, А. Островский. Наблюдается активное взаимодействие не только между русскими авторами, но и между отечественной и мировой литературой.
Со смертью императора Николая I завершается первая половина XIX века и заканчивается формирование русского реализма, который сменяется декадентством.
Основные литературные деятели Золотого века
Начало Золотого века поэзии ознаменовано творчеством первого поэта той эпохи В. Жуковского, который стал основателем русского романтизма. Его произведения оказали большое влияние на становление русской поэзии, центром которой впоследствии стали Пушкин и Лермонтов.
Романтизм в ту эпоху представлял собой факт общего культурного сознания. В этом направлении творили:
- Е. Баратынский;
- К. Н. Батюшков;
- А. Бестужев;
- А. Дельвиг;
- К. Рылеев.
Завершился золотой период русской литературы поэзией Ф. Тютчева и Н. Некрасова.
Романтический герой представлялся одиноким, разочарованным и равнодушным к жизни. По словам Пушкина, он всегда был в пути и его миром стала дорога. За спиной у него любовное предательство и яд клеветы в дружбе:
В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит…
Золотой век русской прозы в особенности известен произведениями писателей-реалистов, которые сформировали классическую русскую литературу. Развитие прозы началось с произведений Пушкина и Гоголя, которые создали характер героев, в дальнейшем встречающихся и у остальных авторов XIX века.
Выдающимися творцами реализма считаются:
- Л. Толстой;
- Ф. Достоевский;
- А. Чехов;
- И. Тургенев;
- М. Салтыков-Щедрин;
- А. Грибоедов.
Основные темы русской литературы
На протяжении Золотого века своеобразие русской литературы формировалось под влиянием нескольких доминирующих направлений, определивших дальнейшее развитие отечественной прозы и поэзии.
Классицизм в русской литературе
Русский классицизм зародился в начале XVIII века и просуществовал до конца XIX столетия.
Классицизм — направление в искусстве и литературе, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил, а также ориентация на античные образцы.
В русской литературе классицизм предшествовал остальным литературным направлением, которые, так или иначе, формировались на его основе. Жанровая иерархия классицизма разделяла все жанры на:
- Высокие жанры — ода, трагедия, эпопея.
- Низкие жанры — комедия, сатира, басня.
Важнейшими представителями являлись М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и Горбушкин.
Романтизм
В начале XIX века классицизм сменился романтизмом.
Романтизм — это направление в искусстве и литературе, характеризующееся утверждением ценности духовной и творческой жизни человека, стремлением к национальному и индивидуальному.
Идейно-художественное направление первой трети XIX века разделилось на две ветви:
- Активный или гражданский романтизм был сформирован декабристами, которые старались выйти за рамки умеренного созерцательного романтического течения — в поэзии они допускали только общественно-гражданскую повестку, считая лирику и любовные стихотворения бесполезной и пустой тратой времени (поэты К. Рылеев, А. Бестужев, А. Одоевский и др.).
- Пассивный или консервативный романтизм уводил читателей в мир воображения, лирики и мечтательности — романтики брали свои сюжеты из прошлого, обращались к старине, народным преданиям и верованиям (В. Жуковский).
Утверждение реализма в русской литературе
Ко второй половине XIX столетия на смену романтизма пришел русский реализм.
Реализм — направление в искусстве и литературе, отражавшее в художественных произведениях правдивое отношение к действительности.
На нестабильном социально-политическом фоне романтическое течение стало казаться наигранным и неискренним. События той эпохи требовали реалистичного художественного отображения в литературе посредством повседневных и хорошо знакомых читателю образов. Авторы отходили от использования мистических веяний и идеалистических приемов в литературе.
К основным чертам реализма можно отнести:
Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проблематика русской литературы ХIX века
Разнообразна проблематика литературы этого периода, тем и ценна. Иди в огонь за честь Отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно, Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь. (Н.Некрасов о социальной значимости русской литературы)
Вступление. Проанализировав лучшие произведения русской литературы ХIX века, я пришла к выводу, что основными проблемами, поднимаемыми в них, являются такие:
Чему учит русская литература XIX века: Береги платье снову, а честь смолоду. Борись за то, чтобы быть полезным обществу. Дорожи способностью любить. Мы свободны, поэтому должны быть счастливы. Родину нужно любить.
Источники используемой литературы: Русская литература 19 века. Вторая половина. 10 класс. Выпуск 1/ Под. Ред. Л.Г. Максидоновой.- М.: ОЛМА — ПРЕСС, Образование, 2002.-254с. – (Конспекты уроков для учителя литературы) Интернет.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 609 991 материал в базе
Материал подходит для УМК
Национальное своеобразие русского реализма
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 15.09.2018 6271
- PPTX 875.7 кбайт
- 33 скачивания
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Щергина Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 2 минуты
Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие
Время чтения: 15 минут
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ГОСТ
Введение
Литература — совершенно уникальный вид искусства. Она является одним из самых простых для понимания и при этом самым близким для души искусством. С самого своего зарождения она сопровождала человека, отражая все самые важные исторические события и являясь настоящим зеркалом души каждого народа.
Многие писатели обращались к литературе, чтобы выразить свои мысли и взгляды относительно сложившейся в современном им обществе ситуации. Когда-то это были слова восторга, когда-то — острая критика.
Ещё со времён Древней Руси литература использовалась не только как способ влияние на людей, но и как способ влияния на общественно-политическое развитие страны.
Писатели и поэты, обращаясь к литературе как к способу выразить свои мысли и чувства относительно всего того, что предлагал им для осмысления окружающий мир, запечатлели на страницах своих произведений исторический процесс, но, что более важно, они запечатлели самого человека. Как он жил, как менялся, что ценил, какие ставил цели — всё это поймано авторами и помещено на страницы книг.
В литературе всегда появлялись самые нужные, самые жизненные герои, которые в своей жизни сталкивались с проблемами, похожими на проблемы реальных людей.
Какие же темы поднимались в русской литературе?
Древнерусская литература
Литературе Древней Руси были характерны религиозность, историчность и наличие остросоциальной тематики. Древнерусские авторы использовали литературу как способ влияния на народ и как способ критики сложившейся в государстве ситуации.
Готовые работы на аналогичную тему
Литература XVIII века
Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.
Литературе XVIII была по-прежнему свойственна общественно-политическая тематика. Более того, она стала развиваться. В XVII веке в русской литературе впервые появилась сатира, жанр которой развивался и в XVIII веке. Очень известны, например, сатиры А. Д. Кантемира, который критиковал как пороки власти, так и российского общества в целом.
Именно в XVIII веке были заложены основы классических российских поэзии и прозы. Несмотря на то, что для нас, читателей, эти произведения по-прежнему сложны для восприятия, нельзя недооценивать их важность, ведь XVIII век стал опорой для литературы века XIX; именно здесь был заложен тот фундамент, на котором в дальнейшем строилась русская литературная традиция.
Самыми выдающимися авторами данного периода являлись М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Ф.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев и Г.Р. Державин.
Литература XIX века
Чем дальше литература продвигалась в своём развитии, тем больше внимания она уделяла внутреннему миру человека вместо мира внешнего, событийного. Психологизм впервые стал проявляться в русской литературе XVIII века и достиг своего расцвета в литературе Золотого века.
Психологизм в литературе — это тенденция автора уделять внимание внутреннему миру своего героя — его чувствам, мыслям, решениям и так далее.
Это означало, что литература поднимала самые важные вопросы, вечные ценности, интересовавшие человека:
Это лишь несколько вопросов из нескончаемой череды.
Помимо личностных проблем и душевных переживаний авторы XIX века поднимали в своих произведениях важные общественно-политические вопросы.
Поэты пушкинского круга очень часто обращались в своих произведениях к общественно-политической тематике.
Вот некоторые из подобных тем:
Важную роль играли господствовавшие в Золотом веке литературные направления: романтизм, сентиментализм и реализм. Романтический герой, исключительная личность в исключительных обстоятельствах, которая всегда искала лучший мир и никогда не была довольна миром, в котором жила, отражала душевные стремления поэтов и писателей. Герой сентиментализма, погружённый в чувства и идеализированный, был следующей ступенью. А герой романтизма, который оживал под пером автора и становился объектом исследования своего создателя, стал квинтэссенцией психологизма и внимания к внутреннему мира человека.
XX век
Литература XX века, наполненного событиями, не раз перевернувшими жизнь русского человека с ног на голову, также полнилась очень важными проблемами, которые авторы поднимали в своих произведениях.
В начале века авторы то восхваляли, то критиковали революционное движение, охватившее страну. Затем — описывали ужасы Великой Отечественной войны и храбрость народа, победившей в ней. Писатели часто обращались к теме народа, описывая идеального советского гражданина и его жизнь и стремления такими, какими они должны были быть. Во многих произведениях описывался ужас событий, разворачивающихся в XX веке.
Читайте также:
- Сообщение шаляпин в уфе
- Сообщение о донском сфинксе
- Сообщение об исторической основе думы смерть ермака
- Космология и космогония сообщение
- Ириклинское водохранилище сообщение для детей
Классическая русская литература всегда была отражением окружающей жизни, концентрированным рассказом о проблемах, стоящих перед русским обществом в переломные периоды истории. Благодаря произведениям А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, Н. В. Гоголя “Мертвые души”, М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” и творениям других талантливых писателей, мы можем увидеть правдивый, яркий портрет их современников, проследить эволюцию развития русского общества. От пассивного и разочаровавшегося во всем бездельника Евгения Онегина к тщетно пытающемуся отыскать свое место в жизни Григорию Александровичу Печорину, к авантюристу и стяжателю Чичикову и совершенно опустившемуся, потерявшему человеческий облик Иудушке Головлеву проводят нас русские писатели XIX века. Они размышляли о времени, путях развития современного им общества, пытались художественными средствами передать собирательный портрет поколения, подчеркнуть его индивидуальность, характерное отличие от предыдущих, создавая тем самым летопись времени, а в целом получалась правдивая и образная картина гибели дворянского класса, некогда принесшего России прогресс, культуру, а впоследствии ставшего главным препятствием в ее движении вперед.
Читая художественные произведения XIX века, наблюдаешь не только события, сыгравшие главную роль в определенные периоды времени, а узнаешь о людях, так или иначе вершивших нашу историю. Движение времени не остановить, оно неумолимо течет, меняя нас, представления о жизни, идеалы. Смена формаций не происходит сама по себе, без участия и борьбы человека, но она же меняет и людей, так как каждое время имеет “своих героев”, отражающих нравственные принципы и цели, к которым они стремятся. Очень интересно проследить эту “эволюцию” по художественным произведениям XIX века.
Увидеть, что “потерял” или “нашел” герой в результате этого поступательного движения. Если перейти к конкретному разговору о персонаже, как в капле воды отразившем целое поколение, то хочется остановиться на Евгении Онегине, стоящем почти у истоков становления русского буржуазного общества. И каков же получается портрет? Не очень привлекательный, хотя внешне герой прекрасен.
Подобный ветреной Венере, Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад. Внутренний же мир его беден. Он много читал, “все без толку”, “был угрюм”. Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей…
Отъезд в деревню не утешает Евгения, как он на то надеялся. Скука везде одинаково сопровождает безделье. Онегин машинально делает добро крестьянам, но не задумывается о них. Один, среди своих владений, Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Привычка ни в чем не утруждать себя делает Евгения Онегина одиноким, а потом и вовсе несчастным. Он отказывается от любви Татьяны Лариной, так объясняя свой поступок: “Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе не достоин я”. Но и на искреннюю дружбу Онегин тоже не способен.
Убив на дуэли приятеля, он уезжает странствовать, страдая от длинной жизни, на которую он обречен. Онегин взором сожаленья Глядит на дымные струи И мыслит, грустью отуманен: Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, Я молод, жизнь моя крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!.. И совершенно логичным вытекает конец романа, когда, встретив Татьяну в свете, Онегин полюбил ее искренне и глубоко, но безнадежно: она замужем и никогда не ответит на чувство Евгения.
Я вас люблю (к чему лукавить?). Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Онегин не разглядел свою судьбу, леность ума или душевная черствость помешали ему понять Татьяну при первом знакомстве, он оттолкнул чистую и искреннюю любовь, теперь платит отсутствием счастья, безрадостным течением лет.
Образ Евгения Онегина, созданный гением Пушкина, начал галерею “лишних людей” в русской литературе XIX века, достойно продолженной другими писателями.
Loading…
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы литературы 19 века
Примеры сочинения: Золотая эпоха в прозе и поэзии 19 века
Для русской литературы XIX столетия — золотой век. На этот период пришлось значительное количество колоссальных восстаний и переворотов, грандиозных сражений. Именно эти события затронули сильнейшие чувства писателей и поэтов, которые в дальнейшем побудили их к созданию мировых шедевров в художественной литературе.
Писатели и поэты XIX столетия отличаются особенной широтой взглядов и дерзостью мыслей. Может быть, поэтому их произведения нашли отражение в простой русской душе. Ведь проблемы, которые авторы рассматривали, до сих пор остаются бессмертными, а сами произведения — бесценными.
Каждое десятилетие эпохи открывало новые имена в литературе. С каждым новым именем всё больше осуждалось аристократическое общество, ведущее порочный образ жизни. Жизненные проблемы поднимались во всех литературных жанрах. Главной особенностью золотого века остаётся героизм и смелость русских писателей и поэтов, в то время как их зарубежные коллеги категорически избегали острых тем.
Стремительное развитие литературы XIX столетия представлено:
- новыми течениями и темами, именами, художественными особенностями;
- новыми политическими концепциями, философскими взглядами;
благодаря реформам классицизма и сентиментализму литература обрела множество новых жанров.
В противовес классицизму в этот период появилось направление романтизма. Русский народ моментально оценил и принял его. Романтизм впервые провозгласил простого человека личностью и определил его ценность. В сочинении о литературе 19 века стоит это отметить.
Этап реализма и его тематики
В этом же столетии на смену романтизму пришёл реализм. Характеристикой которого является углублённое описание общей подлинной действительности, а также представление героя в типичных обстоятельствах. В этом направлении писатель стремится к субъективности и полной объективности повествования.
Все события, описываемые им, подвергаются собственным философским размышлениям о причинах появления проблемы. Реализм особенно ярко показывает социальные проблемы в общества и жизнь личности в нём. Особенно это можно отметить в политических клише.
Тематики реализма:
- история;
- предназначение человека;
- культура.
В этом же направлении рассматривалась и проблема писательского труда. Ведь для реализма все стороны жизни личности являются важными. Основателями этого направления были: А. С. Пушкин, И. А. Крылов, С. Грибоедов. Их последователями стали: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов. Основой реализма считаются 20-е года золотого века.
Творчество золотого века условно можно поделить на две половины.
Обе богаты произведениями, где рассматриваются актуальные проблемы. Что рекомендуется учесть при подготовке структуры сочинения по литературе 9 класса общеобразовательной школы.
Особенности золотой эпохи
Важнейшее значение в развитие золотого века своим творчеством внесли некоторые писатели, которых стоит отметить отдельно. Именно их вклад в русскую литературу сформировал три основных этапа. Которые и стали отличительными чертами искусства того времени, актуальные и по сей день. Из всех писателей эпохи необходимо выделить троих, по произведениям которых можно понять основные черты периода.
Наиболее значимые авторы золотого века:
Реформатор А. Н. Островский внёс массу новшеств в направлении драматургических произведений. Он был первым писателем, который затронул самые волнующие социальные темы того поколения. Островский не побоялся написать о многочисленных проблемах низших классов. А главное, он смог показать нравственное состояние души человека той эпохи.
И. С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети» раскрыл вечные темы — любовь, дружбы и сострадания. В произведении хорошо представлена тема взаимоотношения старшего и младшего поколения.
Ф. М. Достоевский в своих произведениях затрагивал темы веры в Бога, человечность, проблемы маленьких людей.
В творчестве этих писателей и заключаются основные отличительные периоды золотого века. В сочинении по произведениям 19 века рекомендуется за основу взять некоторые из них в качестве аргументов.
Достоевский
Сочинение на эту тему способствует расширению кругозора учащихся о самом периоде и достижения его особого расцвета. Кроме сочинения, рекомендуется подготовить презентацию или реферат к уроку.
Благодаря некоторым писателям, их произведениям и сборникам, современный читатель имеет возможность научиться доброте и другим искренним чувствам. Золотой век даёт возможность разобрать массу человеческих проблем на литературных примерах многих жанров, в том числе и поэзии.
Примеры сочинения 2
Не секрет, что девятнадцатый век является одним из наиболее знаменательных в отечественной литературе. Именно в этот период творили великие классики. Выдающийся писатели и поэты девятнадцатого столетия оказывали существенное влияние как на русскую, так и на мировую культуру. Известно, что события Великой французской революции 1789-1793 гг. ознаменовали начало новой культурной эпохи в девятнадцатом столетии. В этот период наметились главные идеи литературы данного столетия. Среди них можно отметить мотив борьбы добра и зла, мотив победы чистоты и нравственности, идеалы гуманизма, а также стремление к личностному росту человека. Доминирующим направлением стал реализм. Писатели воспевали типичного человека в типичных обстоятельствах и акцентировали внимание читателя на вечных ценностях — семье, любви, христианских добродетелях. Рассмотрим поподробнее, какие ещё особенности развития литературы 19 века можно выявить в двадцать первом?
Уже в начале столетия в литературе стали появляться более «смелые» произведения. Писатели большое значение придавали внутреннему миру личности, ее психологии. Они больше не боялись изображать жизнь такой, какой она была на самом деле. Авторы заостряли внимание на социальных и даже на политических проблемах страны. Литература стала трибуной для выражения инакомыслия. Только эзоповым языком можно было говорить о том, что волновало всех просвещенных читателей.
Девятнадцатое столетие ознаменовало эпоху расцвета русской литературы. Именно в этот период она смогла достичь наиболее высокого уровня своего развития. Это объяснялось несколькими причинами. Так, благодаря реформам русского императора Петра 1 произошёл стремительный культурный рост в стране. В эпоху правления Екатерины Великой был поставлен вопрос о необходимости создания национального искусства, стали создаваться первые журналы, где авторы могли публиковать свои изыскания и получать деньги за свой труд. Кроме того, на расцвет литературы повлияли значимые общественные события. Среди них следует отметить кровопролитную войну с Турцией, вторжение войск Наполеона, восстание декабристов, мрачное семилетие Николая Первого, а также отмену крепостного права. Перечисленные события обусловили применение в литературных произведениях абсолютно новых стилистических приёмов. Не зря девятнадцатое столетие вошло в историю как «Золотой век». Ведь именно в этот период создавали произведения великие авторы. Они смогли сделать отечественную литературу неповторимой.
Девятнадцатый век ознаменовал развитие и расцвет новых литературных явлений. В отечественной литературе появились абсолютно новые жанры. В эту эпоху реализм и романтизм постепенно заменили классицизм. Образовалось две группы литераторов. Первую из них составляли славянофилы, а вторую — западники. Одни выступали на сохранение национальных традиций и самобытности России, были религиозны и консервативны, а другие выступали за европейское просвещение в русских широтах и реформирование страны на западный лад. Западники были более прогрессивны и демократичны. Создавая свои произведения, писатели стали рассуждать на многие философские, политические, социальные темы.
Одним из главных направлений в литературе девятнадцатого века стал сентиментализм, который сменил классицизм. Яркими представителями сентиментализма были В. Жуковский и Н. Карамзин. Данное направление предполагает особое внимание к миру чувств человека, к его эмоциям и переживаниям.
На смену сентиментализму пришёл романтизм. В духе этого направления творили А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь и многие другие авторы. Направление романтизма возникло в Германии, а в России его первые черты проявились в двадцатых годах девятнадцатого столетия. Поэты и писатели этого направления считали свободу человека одной из главных жизненных ценностей и воспели индивидуальность сильной, одинокой и выдающейся личности.
Сороковые годы девятнадцатого столетия ознаменовались возникновением сатирической прозы. В этом направлении работали такие известные писатели, как Н. Гоголь и М. Салтыков-Щедрин.
Во второй половине девятнадцатого столетия стала складываться народная поэма. Так, авторы начали говорить о непростой судьбе обычного крестьянина. В это время стала активно обсуждаться тема отмены крепостного права. В этом направлении работал, например, Н. Некрасов.
Во второй половине девятнадцатого века стал популярным реалистический роман. Писатели старались как можно точнее отобразить действительность. В духе реализма творили Фёдор Достоевский, Иван Тургенев и Лев Толстой. В своих произведениях они затрагивали острые социальные проблемы.
Таким образом, литература девятнадцатого века подарила множество выдающихся и интересных произведений. Писатели этой эпохи старались создавать поучительные книги на актуальные темы. Благодаря им современный читатель учится доброте, милосердию, любви к ближнему. Талантливые писатели, творившие в девятнадцатом столетии, также указывали на ошибки людей. Это эгоизм, зависть, лживость, алчность и другие известные пороки.
Примеры сочинения 3
Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.
Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.
В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?
Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.
Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом «Отцы и дети». Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.
И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей — все это он затрагивает в своих произведениях.
Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.
Примеры сочинения 4
В 19 веке, национальная культура российской империи смогла достичь в искусстве и литературе а также во многих других отраслях огромных высот, которые теперь принято называть Классикой. Золотым веком русской литературы её назвали вполне заслуженно. Этот век стал законодателем литературного стиля российской империи, который стремительно стал врываться в литературу мирового значения. Золотой век литературы воспитал множество талантливых писателей. В 19 веке начал стремительными темпами развиваться славный литературный язык. Большую лепту в это оформление внёс в основном Александр Сергеевич Пушкин. Этот литературный язык получил рас
Писатели этой эпохи старались создавать поучительные книги на актуальные темы. Благодаря им современный читатель учится доброте, милосердию, любви к ближнему. Талантливые писатели, творившие в девятнадцатом столетии, также указывали на ошибки людей. Это эгоизм, зависть, лживость, алчность и другие известные пороки.
Примеры сочинения 3
Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.
Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.
В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?
Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.
Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом «Отцы и дети». Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.
И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей — все это он затрагивает в своих произведениях.
Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.
Примеры сочинения 4
В 19 веке, национальная культура российской империи смогла достичь в искусстве и литературе а также во многих других отраслях огромных высот, которые теперь принято называть Классикой. Золотым веком русской литературы её назвали вполне заслуженно. Этот век стал законодателем литературного стиля российской империи, который стремительно стал врываться в литературу мирового значения. Золотой век литературы воспитал множество талантливых писателей. В 19 веке начал стремительными темпами развиваться славный литературный язык. Большую лепту в это оформление внёс в основном Александр Сергеевич Пушкин. Этот литературный язык получил рассвет в сентиментализме, которой постепенно стал плавно переходить в романтизм, проявляющийся в поэзии. Сегодня такого известного литературного гения называли бы попросту – Звезда.
Именно в 1820 году началось триумфальное восхождения Пушкина на Олимп литературных изысканий. Тогда он написал свои прославившие его поэзии — “Руслан и Людмила”, “Евгений Онегин”. Эти романы в стихотворных формах стали некой энциклопедией жизни России 19 века. Эпоха литературного романтизма российской империи Александр Сергеевич Пушкин начал с написания поэмы – “Медный всадник”, “Цыгане”, а также “Бахчисарайский фонтан”. Пушкин являлся практически эталоном для подражания и неким учителем для большинства начинающих писателей и опытных критиков. Те традиции писания, которые он в своё время заложил в литературу, стали продолжать и все писатели, которые творили свои произведения уже после Пушкина. Среди этих писателей, которые следовали за Пушкиным был и Лермонтов. Поэзия России, на тот момент была довольно темно связана как с общественной, так и с политической жизнью России.
В каждом произведении, авторы как бы пытались полностью раскрыть идею того, что именно это произведение имеет тайну особого предназначения. Они старались сделать всё, чтобы власти как можно чаше прислушивались к словам, которые они пишут. Каждый достойный поэт того столетия, был словно некий пророк, который пытается донести истину божественной силы народу. Такой стиль встречается в стихотворениях Пушкина – “Вольность”, “Поэт и толпа”, а также многие другие стихотворения. У Лермонтова это было произведение – “На смерть поэта”. Исторические романы Англии, в то время играли немаловажную роль в развитии Русской литературы. Под их влиянием Александр Сергеевич Пушкин решается написать повесть под названием “Капитанская дочка”.
На всём протяжении 19 века главными терминами всех художественных написаний были – Личность маленького человека и Личность ненужного никому человека.
Современна литература унаследовала именно от 19 века свою сатиричность а также публицистичность. Эти тонкости написания можно заметить в творчестве Гоголя “Нос”, “Мёртвые души”, а также в одноимённой комедии “Ревизор”.
В середине 19 века началось массовое становление реалистичности в литературных творчествах писателей. Она довольно быстро реагировала на ситуации политического характера России. Ненавистники славян и западное население начали довольно конфликтный спор по поводу развития исторической культуры страны.
Тут начинается развитие реалистичного жанра в романе. В литературе 19 века можно хорошо рассмотреть некий психологизм, а также прочувствовать философию, услышать проблемные ситуации в политической жизни страны. Поэзия постепенно начинает угасать, но тут настаёт рассвет Некрасова. Он хорошо описывает грустную и тяжёлую жизнь российского народа в своей пьесе “Кому на Руси жить хорошо”
В конце века страна услышала о таких писателях, как Антон Павлович Чехов, А.Н. Островского, М. Горького. В их стиле написания произведений уже хорошо ощущается настроение грядущей революции. Постепенно начала угасать традиция стиля написания, которой следовали все писатель до Пушкина и после него. Теперь стала преобладать декадентская литературная нить. В ней был таинственный мистицизм, религиозные извещения, а также хорошо чувствовались будущие перемены в политической жизни страны. Постепенно всё стало перерастать в некий символизм.
Русская классическая литература 19 века — это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге … Но, как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени».
Так, «Горе от ума» А. С. Грибоедова отражает извечную проблему «отцов» и «детей». Александр Андреевич Чацкий протестует против старых порядков, укоренившихся в российском дворянстве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.
Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина — Софье. Но здесь героя поджидают лишь разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина — чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
Положение Чацкого в комедии незавидно. Его борьба трудна и упорна, но победа нового, по мнению Грибоедова, неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Таким образом, писатель решает вопрос «отцов» и «детей» в пользу детей.
Другой русский писатель, творивший во второй половине 19 века — И. С. Тургенев — также затрагивал этот вечный вопрос. Его роман «Отцы и дети» несколько по-другому решает проблему взаимоотношений поколений. С точки зрения Тургенева, только преемственность поколений, преемственность культуры, традиций и взглядов, разумное сочетание старого и нового, может привести к позитивному развитию.
На примере главного героя — Евгения Васильевича Базарова — писатель показывает, что одно лишь отрицание, без желания построить что-то новое, приводит лишь к разрушению и смерти. Это неплодотворный путь. А отрицание своей человеческой природы — это вообще абсурд. Базаров, мнящий себя сверхчеловеком и презирающий «благородные бредни» о любви, чувствах, вдруг влюбляется. Для него это становится настоящим испытанием, которое герой, увы, не выдерживает; в финале романа он умирает. Тем самым Тургенев показывает и несостоятельность нигилистической теории Базарова, и еще раз подчеркивает необходимость преемственности поколений, ценность культуры предков, необходимость гармонии и постепенности во всем.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» также затрагивает многие «вечные темы»: любви, счастья, свободы выбора, смысла жизни, роли нравственных ценностей в жизни человека.
Почти с самого начала романа Пушкин показывает «поверхностность» своего героя. Онегин — поклонник моды, делает и читает только то, чем можно блеснуть в высшем свете. Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, потому что натура Онегина гораздо глубже, интереснее, богаче, чем того требовал свет.
Начинаются поиски смысла жизни, которые дали свой результат лишь после страшной трагедии — убийства Онегиным на дуэли молодого поэта Ленского. Это событие перевернуло все в душе героя, и началось его нравственное перерождение. О том, что герой изменился, свидетельствует восьмая глава романа. Онегин стал независим от мнения света, он превратился в самостоятельную сильную личность, способную жить так, как хочется ему, а не высшему свету Петербурга, способную любить и страдать.
В лице же Татьяны Лариной Пушкин показывает нам образец нравственной чистоты, благородства, искренности, непосредственности, независимости, способности на сильные чувства.
Если в финале «Евгения Онегина» есть надежда на счастье героя, то основной персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» не находит своего места, счастья в этой жизни.
Печорин разочарован в современном ему мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Такие мысли приводят Григория Александровича к скуке, равнодушию и даже отчаянию. Именно состояние апатии и хандры делают Печорина одиноким. От этого чувства ему некуда скрыться, оно полностью поглощает героя.
Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. Этот человек чувствует себя «лишним» в своем обществе, вообще, «лишним» в жизни. В итоге Печорин погибает. Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.
Стремление к гармонии с собой и миром отличает и еще одного героя русской литературы 19 века — Родиона Раскольникова. В поисках этой гармонии он проводит над собой эксперимент — преступает нравственный закон, убивая старуху-процентщицу и ее сестру.
Тема: Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и
драматургия XIX века в русской критике и публицистике.
Понятие о романтизме и реализме
Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями русской литературы XIX в., с
классическими произведениями.
2. Развивать умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю
красоту и совершенство — обязательное условие образованности…
3. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.
ХОД УРОКА
Русская литература… всегда была совестью народа.
Ее место в общественной жизни страны всегда было
почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и
стремилась к справедливому переустройству жизни.
Д. С. Лихачев. Великое наследие.
I. Общая характеристика русской литературы XIX века
- Обсуждение слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф.
Вопросы для обсуждения:
1. Каково основное содержание понятий классические произведения, внутренняя красота, образованность?
2. Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу «совестью народа»? Как вы понимаете эти слова?
3. Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию.
4. Помогает ли литература сегодня воспитывать людей и способствует ли справедливому переустройству жизни?
В начале XIX в. происходили очень важные события в нашей стране и в Европе, которые оказали большое влияние на развитие русской литературы.
- Сообщение учителя о главных событиях (таблица)
- Выступление уч-ся с докладами:
- «Золотой век» русской литературы XIX века
- Направления русской литературы XIX века
- Журналы о русской литературе XIX века
- Представители русской литературы XIX века.
Д. С. Лихачев подчеркивал, что «русская литература… близко сопутствует русской истории и составляет ее существенную часть».
З: Основные положения лекции запишем в виде обобщающей таблицы.
Период |
Важнейшие исторические события в Европе и России |
Общая хар-ка развития русской лит-ры XIX в |
Динамика основных литературных жанров |
I половина XIX в. (1795— первая полови- на 1850-х г. II поло- вина XIX в. (1852— 1895 г.) |
Открытие Царскосельского лицея (1811).Отечествен- наявойна1812 г. Революци- оные и национально-освобо дительные движения в Европе. Возникновение тайных дека Бристских организаций в Ро ссии(1821—1822). Восста- ние декабристов (1825) и его поражение. Реакционная политика Ни-колая I. Гонения на свободо мыслиевРоссии. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855). Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодер- жавия. Отмена крепостного права. Начало буржуазных преоб- разований. Демократические идеи народничества. Активизация тайных тер- рористических организа- ций. Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малыхдел». Рост пролетариата. Пропаганда идей марксиз- ма |
Освоение европейского куль- турного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтиз ма. Литературные общества и круж ки, издание журналов и альмана хов. Принцип историзма, выдви нутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина, Лермонто ва.Зарождение реализма и его сосуществование рядом сро- мантизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реали зму и социальной сатире. Развитие темы «маленького че- ловека». Противостояние лите- ратуры «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтическо го плана Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева,Салтыкова-Щедрина).Ослабление цензурно гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии реалисти ческого романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Со- временник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину В Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журна- листики. Поэзия «чистого ис- кусства». Обличение обще- ственных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов |
1.Путешествие,сентименталь- ный роман, элегия, послания, идиллия. 2.«Модернизированные» декабристами ода, трагедия, «высокая комедия», патриоти- ческая поэма, баллада, истории- ческий роман. 3.Историческая,романтическая тическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья, физиологический очерк, социальная повесть, поэма.Пейзажная, любовно-эс- тетическая и философская лирика 1.Активизация жанров литературной критики и журналистики. Демократичес- кая повесть, социально-психоло гический роман, очерк, рассказ, повесть, сказ. 2.Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков, социальные мотивы в револю- ционно-демократической поэзии |
II. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике
Чтобы у вас сложилось представление о разнообразии русской литературы XIX века, повторим проблематику главных произведений, которые вы изучали в 5—8 классах.
З: Расположите хронологически следующие произведения и ответьте на вопрос, какие проблемы поднимаются в них:
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (1836);
М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (1937); «Мцыри» (1939);
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (1834), «Ревизор» (1836);
И. С. Тургенев. «Записки охотника» (1852);
Н. А. Некрасов. «Железная дорога» (1862);
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869);
А. П. Чехов. «Хамелеон» (1884).
Итоговый вопрос:
— Почему произведения великих русских писателей XIX века мы называем шедеврами?
- Чтение статьи учебника о поэзии начала XIX в.
Выступление учащихся с докладами (индивидуальные задания):
1.«Золотой век» русской поэзии: общая характеристика
- «Золотой век» русской поэзии: основные представители – ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Русская журналистика первой половины XIX века
III. Понятие о романтизме и реализме
З: Выясним главные отличия романтизма и реализма. В русской литературе первой половины XIX века эти направления не сменили одно другое, а сосуществовали и взаимодействовали, поэтому между ними сложно провести четкую границу.
З: Возьмём, например, для сравнения «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, найдя в них черты и романтизма и реализма.
Вопросы для сопоставительного анализа:
1. Какие события изображены в произведениях?
2. Какие проблемы поднимают в них авторы? Каково авторское отношение к
событиям и проблемам?
3. Как эти произведения связаны с русской историей?
4. Дайте краткую характеристику Петру Гриневу и Мцыри. Есть ли между ними
общность? Какие различия в их жизни и характерах вы считаете главными?
5. Как вы думаете, есть ли смысл в том, что «Капитанская дочка» написана
прозой, а «Мцыри» — стихами? Прокомментируйте свое мнение.
З: Обобщим сведения об основных признаках романтизма и реализма в виде таблицы.
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века
Основания для сопоставления |
Романтизм |
Реализм |
Возникновение и развитие |
Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя |
Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого |
Художественный мир, проблематика и пафос |
Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие |
Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности. |
События и герои |
Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности |
Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности ей |
Язык |
Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис |
Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни |
Судьба направления |
Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним. |
Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микро- средой», усиливается критический пафос изображения действительности |
IV. Итог урока
Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.
V. Домашнее задание
Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы XIX века, подтвердив свои мысли примерами,
или
сообщение о русской лирике начала XIX века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.
Индивидуальное задание:
Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века
Русская классическая литература всегда отличалась глубоким психологизмом. Писатели и поэты «золотого века» всегда стремились понять душу человека, разобраться в человеческой натуре, понять причины совершаемых людьми поступков и т.д. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов умели так точно и ясно передавать истинные мотивы героев, их тайные желания, черты характера, что не возникало никаких сомнений в реальном существовании данных персонажей и в том, что происходило на страницах литературных произведений.
Особое внимание в литературе 19 века уделяется внутреннему миру «маленького человека». В рассказах, повестях и романах проводится глубокий анализ жизни таких людей, их мыслей, чувств и проблем. Одним из таких авторов является Ф.М.Достоевский. Писатель посвятил множество своих произведений проблеме «маленького человека».
Например, очень ярко данная особенность проявляется в повести «Белые ночи». Главный герой – влюбленный молодой человек, относящийся к разряду «мечтателей». Он влюблен в девушку Настеньку, и в рассказах о себе говорит, что в мыслях он живет яркой насыщенной жизнью, хотя на самом деле тяготится службой и пытается уйти от жизненных проблем. Макар сентиментальный, чувствительный человек, который придерживается патриархальных и нравственных принципов. У Настеньки есть жених, но сейчас он далеко.
Вскоре жених возвращается, но увидеться с невестой не стремится. Макар принимает решение идти к нему, чтобы заступиться за девушку. Благодаря охватившему героя чувству любви, раскрываются все его положительные и отрицательные качества. С одной стороны, читатель видит благородство Макара, его самоотверженность, но с другой стороны, наружу выходят такие неприятные черты как безволие и малодушие. Герой живет в мире своих иллюзий, а развязка романа – лишь подтверждение тому. К девушке возвращается жених, а «мечтатель», как и раньше, остается одинок. Тем не менее, Макар счастлив за те минуты счастья, что подарила ему возлюбленная. Их, по его словам, хватило бы и на всю жизнь…
У А.П.Чехова представлен целый ряд произведений, где писатель живо интересуется феноменом «маленького человека». Взять, к примеру, рассказ «Тоска», в котором главный герой, простой деревенский мужик Иона, зарабатывает тем, что возит хлеб. Несмотря на свою «примитивность» человек этот способен глубоко чувствовать, страдать и переживать из-за бессмысленности своего пребывания на этом свете и того одиночества, которым наполнена вся его жизнь. Единственным близким другом, которому герой может излить свою душу, оказывается лошадь.
Таким образом, внутренняя жизнь «маленького человека» является одной из самых ярких и востребованных тем для психологического и философского анализа в литературных произведениях 19 века. Авторы показывают читателям, что у «маленького человека» тоже есть душа, что он способен чувствовать, радоваться и страдать, как и все остальные люди. Через такие сильные эмоции как любовь и горе писатели раскрывают внутренний мир своих героев, обнажая их истинные мотивы, показывая их отношение к жизни.
Вариант 2
Большинство литературных произведений писателей-классиков направлены на глубокий психологический анализ человека. В 19 веке обострилась актуальность раскрытия человеческой души, когда А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и т.д. – все писали о внутренних чувствах, переживаниях героев. В этот период стал распространяться образ «маленького человека» в произведениях.
По сути, «маленький человек» – это метафоричное название для небольшого помещика, который просто плывёт по течению жизни. Он не ищет повышения в карьере, высокого дохода, не стремиться к свершениям. Для него главной целью в жизни является тихая семейная жизнь.
Во многих произведениях встречается такой герой. У А.П. Чехова появляется целый сборник таких рассказов, в который вошли произведения «Крыжовник», «Человек в футляре», «Душечка», «Тоска». На примере последнего можно чётко увидеть глубокий психологический анализ такого образа. Главным героем рассказа является извозчик Иона, который работает за кусок хлеба. В каждом своём пассажире он пытается найти собеседника, но люди слишком эгоистичны, чтобы услышать его и попытаться понять. Читатель узнаёт, что у него умер сын, и это событие подкосило героя. Такое безразличие он встречает только в высшем сословии. После перевозок он останавливается, придаётся тоске ненадолго, а затем снова отправляется в путь. В конце концов Иона находит собеседника только в лошади – надёжного и близкого друга, который точно не перебьёт и выслушает.
Также такой персонаж есть у М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». Максим Максимыч – очень простой, но добрый человек с широкой душой, работающий штабс-капитаном. Он верил в близкую дружбу с Печориным, но его холодный приезд только больно задел его.
Ещё одним примером может быть Акакий Акакиевич из рассказа Н.В. Гоголя «Шинель». Главный герой копил на шинель, а после покупки радовался как ребёнок. В конце он стал жертвой людской жестокости и безразличия, от чего и умер.
Таким образом можно сделать вывод, что в литературе 19 века преобладал образ «маленького человека». Писатели хотели показать, что и простой человек может сопереживать, испытывать глубокие чувства.
Внутренний мир «маленького человека»
Тема «маленького человека», являющаяся одной из традиционных тем русской литературы, впервые появилась в 19 веке. Возможно, это было обусловлено тем, что изображение маленького человека прежде всего характерно для реализма, окончательно оформившегося в 19 веке. Но эта тема была актуальной в любой исторический период.
Тема «маленького человека» особенно ярко раскрылась в творчестве Н. В. Гоголя. Одним из типичных примеров «маленького человека» является Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести «Шинель». Башмачкин служит титулярным советником. Он до крайности беден – чтобы купить приличную шинель, ему приходится долго копить, во всем себе отказывая. Добытую после таких мучений шинель у Башмачкина отбирают грабители. И казалось бы, что есть закон, призванный его защитить и восстановить справедливость. Но на деле оказывается, что никто не хочет ему помочь – даже те, кто обязан это сделать. Башмачкин совершенно беззащитен, у него нет никаких перспектив.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века 470 ₽ Реферат Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века 270 ₽ Контрольная работа Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Гоголь называет Башмачкина «одним чиновником», служащем в «одном департаменте». Это позволяет говорить, что Башмачкин – типичный маленький человек, такой же, как и сотни других чиновников.
Таким же беззащитным изображает маленького человека и Ф. М. Достоевский. Герой романа «Преступление и наказание» Мармеладов оказался на самом дне. Его выгнали со службы за пьянство. Он пропил все, что можно было пропить, хоть и прекрасно понимал, до чего доводит семью. Конечно, в своем положении виноват он сам, но примечательно здесь то, что никто не хочет ему помочь. Окружающие над ним смеются, и лишь единицы готовы помочь. Маленького человека окружает толпа бездушных людей.
К маленьким людям относятся и главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников, и дочь Мармеладова Соня. Но здесь важно то, что они сумели сохранить в себе человеческие качества – милосердие сострадание, чувство собственного достоинства. Они еще способны бороться за жизнь, обстоятельства еще не сломили их.
Гоголь и Достоевский похоже изображают социальное положение маленького человека, но Достоевский наиболее ярко показывает внутренний мир этих людей.
Маленькие люди изображены и в произведении М.Е. Салтыков-Щедрина «История одного города». Здесь они – типичные обыватели, серая масса. Они безвольны, зависимы, глупы.
А. П. Чехов представляет совершенно новый тип маленького человека. В его произведениях он уже не выглядит таким беззащитным. Это проявляется в рассказах «Человек в футляре», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев».
Еще одной особенностью маленького человека у Чехова является отсутствие положительных качеств. Писатель показывает нравственную деградацию героев.
Вообще, литература этой эпохи как раз и характеризуется тем, что стали писатели и поэты интересоваться внутренним миром своих героев. Раньше, как я понимаю, злодей был злодеем, а тут герои, не только внешние события, становятся объектами повествования.
Если герой и зол (добр, ленив и так далее), то писатель старается понять, почему так. Приходит в литературу психологизм. (Тут сразу вспоминаются произведения Льва Толстого со всем этим потоком сознания на много страниц.) Писатели показывают мысли героев, их мотивы. И даже добрые герои оказываются не такими уж однозначными. (Например, Штольц у Гончарова – вроде бы и хороший, активный человек, но закладывает писатель и сомнения непогрешимости этого героя.)
Важнейший писатель эпохи – Достоевский, конечно. Так у него в — мысли преступника, который задал себе вечный вопрос. Герой убил не из-за денег, по факту, не из злости, а из своих философских рассуждений… Вот так мысли героя (и в принципе, человека) совсем не отвлеченные, они могут привести к реальным событиям, повлиять на мир. Нельзя было больше оставлять их «за скобками».
Ещё я думаю, что в литературе этого века появилось много «странных» героев. Я намекнул на Раскольникова, Обломова… Но важны также Онегин у Пушкина, Печорин у Лермонтова, Чичиков у Гоголя. Первый, стал символом скучающего дворянина, интеллигента, который сам рушит свою жизнь. Второй же, продолжая эту тему, ещё меньше понимает себя. То есть Онегин что-то делает, верит в свою правоту, но после раскаивается, а Печорин делает даже ужасные вещи, всё понимает, но только не понимает самого себя. И он уже ничего не чувствует, становится совсем эгоистом. А вот Чичиков на фоне таких дворян делает своё дело. Он смеётся над «отжившими» героями, ищет материальную выгоду.
За целый век, конечно, происходит эволюция героев. Например, в пьесах Островского они немного похожи на маски, но всё-таки страдают, сомневаются. В пьесах Чехова герои просто состоят из сомнений, противоречий. В первом случае внутренний мир персонажей может что-то пояснить в пьесе, а во втором он просто намного важней того, что на сцене происходит. Герои часто обмениваются фразами о погоде, но только их монологи, полные чувств и рассуждений, раскрывают их.
Но я понимаю, что дальше этот психологизм читателям надоел. Уже не хочется углубляться в рассуждения героя. Опять важней сюжет, хоть и сюрреалистичный.
Герой и время в литературе XIX века
Классическая русская литература всегда была отражением окружающей жизни, концентрированным рассказом о проблемах, стоящих перед русским обществом в переломные периоды истории. Благодаря произведениям А. С. Пушкина «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Н. В. Гоголя «Мертвые души», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и творениям других талантливых писателей, мы можем увидеть правдивый, яркий портрет их современников, проследить эволюцию развития русского общества. От пассивного и разочаровавшегося во всем бездельника Евгения Онегина к тщетно пытающемуся отыскать свое место в жизни Григорию Александровичу Печорину, к авантюристу и стяжателю Чичикову и совершенно опустившемуся, потерявшему человеческий облик Иудушке Головлеву проводят нас русские писатели XIX века. Они размышляли о времени, путях развития современного им общества, пытались художественными средствами передать собирательный портрет поколения, подчеркнуть его индивидуальность, характерное отличие от предыдущих, создавая тем самым летопись времени, а в целом получалась правдивая и образная картина гибели дворянского класса, некогда принесшего России прогресс, культуру, а впоследствии ставшего главным препятствием в ее движении вперед. Читая художественные произведения XIX века, наблюдаешь не только события, сыгравшие главную роль в определенные периоды времени, а узнаешь о людях, так или иначе вершивших нашу историю. Движение времени не остановить, оно неумолимо течет, меняя нас, представления о жизни, идеалы. Смена формаций не происходит сама по себе, без участия и борьбы человека, но она же меняет и людей, так как каждое время имеет «своих героев», отражающих нравственные принципы и цели, к которым они стремятся. Очень интересно проследить эту «эволюцию» по художественным произведениям XIX века. Увидеть, что «потерял» или «нашел» герой в результате этого поступательного движения. Если перейти к конкретному разговору о персонаже, как в капле воды отразившем целое поколение, то хочется остановиться на Евгении Онегине, стоящем почти у истоков становления русского буржуазного общества. И каков же получается портрет? Не очень привлекательный, хотя внешне герой прекрасен. Подобный ветреной Венере, Когда, надев мужской наряд, Богиня едет в маскарад. Внутренний же мир его беден. Он много читал, «все без толку», «был угрюм». Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей. Отъезд в деревню не утешает Евгения, как он на то надеялся. Скука везде одинаково сопровождает безделье. Онегин машинально делает добро крестьянам, но не задумывается о них. Один, среди своих владений, Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Привычка ни в чем не утруждать себя делает Евгения Онегина одиноким, а потом и вовсе несчастным. Он отказывается от любви Татьяны Лариной, так объясняя свой поступок: «Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе не достоин я». Но и на искреннюю дружбу Онегин тоже не способен. Убив на дуэли приятеля, он уезжает странствовать, страдая от длинной жизни, на которую он обречен. Онегин взором сожаленья Глядит на дымные струи И мыслит, грустью отуманен: Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик,
Я молод, жизнь моя крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска. И совершенно логичным вытекает конец романа, когда, встретив Татьяну в свете, Онегин полюбил ее искренне и глубоко, но безнадежно: она замужем и никогда не ответит на чувство Евгения. Я вас люблю (к чему лукавить?). Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Онегин не разглядел свою судьбу, леность ума или душевная черствость помешали ему понять Татьяну при первом знакомстве, он оттолкнул чистую и искреннюю любовь, теперь платит отсутствием счастья, безрадостным течением лет. Образ Евгения Онегина, созданный гением Пушкина, начал галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века, достойно продолженной другими писателями.
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
abbierhodes337
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Алгебра12 минут назад
Найдите наибольшее значение функции y=x5(в пятой степени) на отрезке [-1;2]
-
Українська література22 минут назад
Запишіть. У кожному з речень підкресліть граматичну основу. Укажіть час, особу дієслова-присудка.Вигострю, виточу зброю іскристу, скільки
достане снаги мені й хисту.Відшукаю найдужчих і з ними завтра піду.Матері забуть не можу.Любіть Україну у сні й наяву, вишневу свою
Україну, красу її, вічно живу і нову, і мову її
солов’їну. -
Биология22 минут назад
вопрос уже решен……………………..
-
Английский язык22 минут назад
пожалуйста помогите с ответом dirtier/dirtiest b Circle the correct word or phrase. 1 That hotel has the rooms I have ever seen. 2 It’s the most interesting/more interesting museum in Edinburgh. 3 This is the more expensive / most expensive souvenir I’ve ever bought. 4 That restaurant serves the better / best pasta we’ve ever eaten. 5 The summer is the busyest/busiest time of year.
-
География22 минут назад
8. Які дерева зустрічаються в австралійських саванах? А-срібна акація Б-вельвічія В-пляшкове дерево Г-баобаб
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
6
Тема: Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и
драматургия XIX векав русской критике и публицистике.
Понятие о романтизме и реализме
Цель: 1. Познакомить учащихся с особенностями русской литературы XIX в., с
классическими произведениями.
2. Развивать умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю
красоту и совершенство – обязательное условие образованности…
3. Воспитывать любовь и уважение к культуре русского народа.
ХОД УРОКА
Русская литература… всегда была совестью народа.
Ее место в общественной жизни страны всегда было
почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и
стремилась к справедливому переустройству жизни.
Д. С. Лихачев. Великое наследие.
I. Общая характеристика русской литературыXIX века
-
Обсуждение слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф.
Вопросы для обсуждения:
1. Каково основное содержание понятий классические произведения, внутренняя красота, образованность?
2. Почему Д. С. Лихачев назвал русскую литературу«совестью народа»? Как вы понимаете эти слова?
3. Каково место литературы в современной общественной жизни? Аргументируйте свою позицию.
4. Помогает ли литература сегодня воспитывать людейи способствует ли справедливому переустройству жизни?
В начале XIX в. происходили очень важные события в нашей стране и в Европе, которые оказали большое влияние на развитие русской литературы.
-
Сообщение учителя о главных событиях (таблица)
-
Выступление уч-ся с докладами:
-
«Золотой век» русской литературы XIX века
-
Направления русской литературы XIX века
-
Журналы о русской литературе XIX века
-
Представители русской литературы XIX века.
Д. С. Лихачев подчеркивал, что «русская литература… близко сопутствует русской истории и составляет ее существенную часть».
З: Основные положения лекции запишем в виде обобщающей таблицы.
Период |
Важнейшие исторические события в Европе и России |
Общая хар-ка развития русской лит-ры XIX в |
Динамика основных литературных жанров |
I половина XIX в. (1795— первая полови- на 1850-х г. II поло- вина XIXв. (1852— 1895 г.) |
ОткрытиеЦарскосельского лицея (1811).Отечествен- наявойна1812 г. Революци- оные и национально-освобо дительныедвиженияв Европе. Возникновениетайных дека Бристских организаций в Ро ссии(1821—1822). Восста- ние декабристов (1825) и его поражение. Реакционнаяполитика Ни-колаяI.Гоненияна свободо мыслиевРоссии. Кризискрепостничества, общественнаяреакция. Усилениедемократических тенденций. РеволюциивЕвропе (1848—1849),ихподавление ПоражениеРоссиив Крымскойвойне. СмертьНиколаяI(1855). Подъем демократического движенияи крестьянских волнений.Кризис самодер- жавия. Отменакрепостного права. Началобуржуазных преоб- разований. Демократические идеи народничества. Активизация тайных тер- рористических организа- ций. Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория«малых дел».Рост пролетариата. Пропаганда идей марксиз- ма |
Освоениеевропейскогокуль- турногонаследия. Внимание к русскомуфольклору.Закат классицизмаи сентиментализма. Зарождениеирасцвет романтиз ма. Литературныеобществаи круж ки,изданиежурналови альмана хов.Принцип историзма, выдви нутый Карамзиным. Романтические устремления и верностьидеям декабристов в творчестве Пушкина, Лермонто ва.Зарождениереализмаиего сосуществованиерядомсро- мантизмом.Вытеснение поэзиипрозой.Переходк реали змуи социальнойсатире. Развитиетемы«маленького че- ловека».Противостояние лите- ратуры«гоголевской школы» ипоэтов-лириков романтическо гоплана Усилениецензурыи репрессии прогрессивныхписателей (Тургенева,Салтыкова-Щедрина).Ослабление цензурно гнетапослесмерти Николая I. Развитие драматургии реалисти ческогоромана. Новые темы, проблемыигерои. Ведущая роль журналов «Со- временник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журна- листики. Поэзия «чистого ис- кусства». Обличение обще- ственных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов |
1.Путешествие,сентименталь- ныйроман, элегия, послания, идиллия. 2.«Модернизированные» декабристамиода, трагедия, «высокаякомедия», патриоти- ческаяпоэма, баллада, истории- ческий роман. 3.Историческая,романтическая тическая,бытоваяповесть. Литературно-критическая статья,физиологический очерк,социальная повесть, поэма.Пейзажная, любовно-эс- тетическаяи философская лирика 1.Активизацияжанров литературнойкритикии журналистики. Демократичес- каяповесть, социально-психоло гический роман, очерк, рассказ, повесть,сказ. 2.Лирическиежанрыв творчестве поэтов-романтиков, социальные мотивы в револю- ционно-демократической поэзии |
II. Поэзия, проза и драматургия XIX векав русской критике и публицистике
Чтобы у вас сложилось представление о разнообразии русской литературы XIX века, повторим проблематику главных произведений, которые вы изучали в 5—8 классах.
З: Расположите хронологически следующие произведения и ответьте на вопрос, какие проблемы поднимаются в них:
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (1836);
М. Ю. Лермонтов «Бородино» (1937); «Мцыри» (1939);
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» (1834), «Ревизор» (1836);
И. С. Тургенев «Записки охотника» (1852);
Н. А. Некрасов «Железная дорога» (1862);
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869);
А. П. Чехов «Хамелеон» (1884).
Итоговый вопрос:
— Почему произведения великих русских писателей XIX века мы называем шедеврами?
-
Чтение статьи учебника о поэзии начала XIX в.
Выступление учащихся с докладами (индивидуальные задания):
1.«Золотой век» русской поэзии: общая характеристика
-
«Золотой век» русской поэзии: основные представители – ПРЕЗЕНТАЦИЯ
-
Русская журналистика первой половины XIX века
III. Понятие о романтизме и реализме
З: Выясним главные отличия романтизма и реализма. В русской литературе первой половины XIX века эти направления не сменили одно другое, а сосуществовали и взаимодействовали, поэтому между ними сложно провести четкую границу.
З: Возьмём, например, для сравнения «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова, найдя в них черты и романтизма и реализма.
Вопросы для сопоставительного анализа:
1. Какие события изображены в произведениях?
2. Какие проблемы поднимают в них авторы? Каково авторское отношение к
событиям и проблемам?
3. Как эти произведения связаны с русской историей?
4. Дайте краткую характеристику Петру Гриневу и Мцыри. Есть ли между ними
общность? Какие различия в их жизни и характерах вы считаете главными?
5. Как вы думаете, есть ли смысл в том, что «Капитанская дочка» написана
прозой, а «Мцыри» — стихами? Прокомментируйте свое мнение.
З: Обобщим сведения об основных признаках романтизма и реализма в виде таблицы.
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века
Основания для сопоставления |
Романтизм |
Реализм |
Возникновение и развитие |
Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя |
Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины XIX века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого |
Художественный мир, проблематика и пафос |
Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие |
Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности. |
События и герои |
Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности |
Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности ей |
Язык |
Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис |
Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни |
Судьба направления |
Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним. |
Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микро- средой», усиливается критический пафос изображения действительности |
IV. Итог урока
Русская литература XIX века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.
V. Домашнее задание
Подготовить рассказ о проблемах и героях литературы XIX века, подтвердив свои мысли примерами,
или
сообщение о русской лирике начала XIX века (по выбору). Проиллюстрировать основные отличия романтизма и реализма.
Индивидуальное задание:
Подготовить письменное сообщение об одном из поэтов пушкинской поры (по выбору).