Лицейские годы Пушкина
Лицейские годы Пушкина стали началом его творческой знаменитости. Именно здесь писатель заслужил уважение «первого русского поэта» Г. Р. Державина, а также похвалу других известных в те времена поэтов и писателей. Годы обучения в лицее, в котором А. С. Пушкин обрел настоящих друзей, навсегда запомнились писателю. Данный материал, который расскажет кратко о лицейских годах Пушкина, поможет при подготовке к уроку литературы в 5 классе.
Годы учебы
В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.
А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.
Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.
Становление поэтической личности
За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.
После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.
В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.
Дружеские связи
Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.
Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.
Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.
Лицей, в котором учился Пушкин, был особенным учебным
заведением. Назывался императорским, потому что был создан по воле
императора Александра I для подготовки будущих государственных
деятелей, дворян.
В Лицее преподавались науки не только среднего образования, но и
высшего: для будущих юристов, дипоматов и других крупных государственных
чиновников. Обучение происходило шесть лет, разделялось на первые и
вторые три года.
Будущие воспитанники съехались в Лицей. Они довольны своим
содержанием и веселы. У некоторых из них плохая одежда. Но всем выдали
форменные сюртуки и сапоги. Указали комнаты для каждого отдельно
живущего лицеиста с номерами по списку принятых в Лицей. Комната
Александра Пушкина четырнадцатая. В пятнадцатую поселили Пущина, с
которым Александр уже подружился. Шла деятельная подготовка к открытию
Лицея профессорами, преподавателями, обслуживающим персоналом.
В середине октября 1811 г. в зале Лицея в присутствии министра
просвещения А.К. Разумовского шла репетиция церемониала акта открытия
Лицея. Воспитанников вводят «известным порядком в залу», ставят на
установленные места по списку, вызывают и учат кланяться по направлению к
тому месту, где будет сидеть Александр I и его семейство.
18 октября. Среда. Вечером в лицейской зале в присутствии А.К.
Разумовского и лицеистов директор Лицея В.Ф. Малиновский читает речь, с
которой он должен выступить на торжестве открытия Лицея.
Александр Пушкин в Лицее» width=»734″ height=»489″ />
Александр Пушкин в Лицее
19 октября. Четверг. Торжественное открытие Лицея в Царскосельском
Екатерининском дворце. Присутствовали Александр I со своей семьей, члены
Государственного совета, министры, придворные и «прочие первенствующие
чины». В первом часу дня началась обедня в придворной церкви, после чего
освящалось помещение Лицея. Акт начинается чтением высочайшей грамоты
Лицею, затем В.Ф. Малиновский произносит речь, секретарь конференции
Лицея профессор Н.Ф. Кошанский зачитывает списки служащих и
воспитанников Лицея. Профессор Куницын произносит речь, имевшую большой
успех у слушателей. После речей всех воспитанников вызывали по списку и
каждый из них кланялся императору Александру I. После акта гости
осматривали помещение Лицея и остались в столовой, где обедали лицеисты.
Вместо казенного ужина лицеистов угощали обильным десертом. Вечером —
иллюминация.
Занятия в Лицее начались в понедельник, 23 октября. Лицеистов — 30
человек. Учеба — в будни. Отдых — по воскресеньям и в табельные дни.
Табельными днями назывались церковные праздники, кроме воскресений, и
особенные дни в жизни императора и членов его семьи. Табельных дней в
течение учебного года было много.
О педагогическом процессе сохранились описания, где каждый раз встречается имя Александра Пушкина.
«1 марта 1812 г. Составлена «Ведомость о дарованиях, прилежании и
успехах воспитанников по части географии, всеобщей политической и
российской истории от 23 октября 1811 по 1 марта 1812». Пушкин занимает
14-е место. «Дарований очень хороших. Прилежен, успехов очень хороших».
1 марта 1812 г. Полугодичные испытания лицеистов.
Вид на Лицей и Придворную церковь
«15 марта 1812 г. Составлен список воспитанников Императорского Лицея
из российского и латинского классов, с показанием их способностей,
успехов и прилежаний с 23 октября 1811 по 15 марта 1812 г.»
«Из латинской грамматики пройдено: склонения, роды имен и спряжения
правильных глаголов. Из российской: повторена этимология и весь
синтаксис, причем каждое правило объяснимо было приличными и собранными с
их понятием примерами».
Пушкин занимает 14-е место.
«Александр Пушкин более имеет понятливости, нежели памяти, более
имеет вкуса нежели прилежания; почему малое затруднение может остановить
его; но не удержит: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством
собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами. Успехи его в
латинском хороши: в русском не столько тверды, сколько блистательны».
19 марта 1812 г. «Табель, составленная из подданных ведомостей гг.
профессоров, адъюнктов и учителей: 1) об успехах, 2) о прилежании, 3) о
дарованиях лицеистов с 23 октября 1811 г. по 19 марта 1812 г.». Пушкин
занимает 17-е место. «В росс. и лат. яз.: 1) успехи в латинском хороши, в
русском не столько тверды, сколько блистательны, 2) слабого прилежания,
3) одарен понятливостью и вкусом. Во франц. яз.: 1) считается между
первымми, 2) весьма прилежен, 3) одарен понятливостью и проницанием. В
нем. яз.: 1) мало успехов, 2) не прилежен, 3) весьма понятен. В
арифмет.: 1) посредственные успехи, 2) ленив, 3) неплохих дарований. В
географии и истории: 1) очень хорошие успехи, 2) довольно прилежен, 3)
очень хороших дарований. В рисовании: 1) медленные успехи, 2) прилежен,
но нетерпелив, 3) очень способен. В чистописании: 1) посредственные
успехи, 2) прилежен, 3) способен».
31 марта 1812 г. Рапорт (на французском языке) об успехах лицеистов с
отзывом о Пушкине: «Кажется, он никогда не занимался немецким языком до
поступления в Лицей и, кажется, отнюдь не желает делать этого и сейчас:
между тем, если бы он захотел на это решиться, он сделал бы успехи
самые быстрые, будучи одаренным проницательностью и памятью».
По воскресеньям разрешалось посещать как Лицей, так и отдельных
лицеистов. Лицеистам также разрешалось в воскресенья отдыхать вне Лицея.
Лицеисты обратили внимание на Пушкина. В ноябре 1811 г. Александр Пушкин
за прекрасное знание французской литературы получил от товарищей
прозвище «француз».
Александр Пушкин-лицеист
В ноябре 1811 г. Пушкин написал в альбом кн. А.М. Горчакова
прозаические строки: «Вы пишете токмо для вашего удовольствия, а я,
который вас искренно люблю, пишу чтоб вам сие сказать».
Творчество Пушкина в Лицее началось в первый год обучения. Февраль
(?) — март, 25, 1812 г. «Состязаясь с Илличевским», Пушкин сочинил
рыцарскую балладу в подражание балладам Жуковского (не сохранилась).
25 марта 1812 г. Илличевский написал своему товарищу, П.Н. Фуссу,
воспитаннику петербургской гимназии, что Пушкин, «Живши между лучшими
стихотворцами, приобрел много в поэзии знаний и вкуса» и о том, что он
(Илличевский) пишет с Пушкиным стихи «украдкою», так как лицеистам
«запрещено сочинять».
Пушкину 13 лет. 26 марта 1812 г. — апрель 20 (?). Профессор Н.Ф.
Кошанский после лекции обратился к ученикам с предложением описать розу
стихами. Пушкин «мигом» сочинил два четверостишия, которые всех
восхитили (не сохранились).
26 апреля 1812 г. Илличевский пишет П.Н. Фуссу, что лицеистам позволили сочинять.
Приведенная картина первого года обучения в Лицее повторялась и в
следующие пять лет занятий лицеистов. Александр Пушкин становился
старше, обучался, воспитывался, становясь зрелым человеком. Как это
происходило в его жизни и творчестве, будет видно, если посмотреть,
каким лицеистом был Александр Пушкин в остальные пять лет обучения в
Лицее.
Каким лицеистом был Пушкин
Большое внимание в воспитании лицеистов уделялось оценкам личности.
Говорилось и о Пушкине, каким он был в первый год обучения в Лицее.
Продолжая приводить оценки в последующие пять лет занятий Пушкина в
Лицее, можно летописно сказать, каким лицеистом, постепенно изменяясь,
возрастая, был Пушкин в следующие пять лет.
18 ноября 1812 г. Рапорт об успехах лицеистов, отзыв о Пушкине: «Он
стал гораздо более прилежным, чем раньше, и его успехи постоянно
укрепляются».
19 ноября. В рапорте с приложением списка воспитанников и с указанием
их успехов в геометрии с 1 марта по 19 ноября 1812 г. Пушкин занимает
26-е место. «Очень ленив, в классе невнимателен и нескромен,
способностей не плохих, имеет остроту, но, к сожалению, только для
пустословия, успевает весьма посредственно».
Комната Пушкина в Лицее
В тот же день. Рапорт с приложением отчета о поведении и свойствах
воспитанников, где о Пушкине сказано: «Имеет более блистательные, нежели
основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум.
Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось
его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора,
приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными
местами известных авторов, довольно начитан и в русской словесности,
знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя
начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие
вместе с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с
сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная
словоохотливость с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и
добродушие; познавая свои слабости, он охотно принимает советы с
некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприяли новый и
лучший вид с счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его
вообще мало постоянства и твердости».
В тот же день рапорт с приложением распределения воспитанников
Императорского Лицея по немецкой литературе. О Пушкине: «С огорчением
вижу, что этот ученик, одаренный в высшей степени проницательностью и
памятью, упорствует в равнодушии к моему предмету». В распределении
Пушкин помещен в последнем разделе, занимая в нем третье место из
девяти.
В тот же день. Составлен список воспитанников Лицея с показанием их
способностей, прилежания и успехов по части логики и нравственной
философии с 1 марта по 19 ноября 1812 г. Пушкин занимает 19-е место.
Отзыв о Пушкине: «Александр Пушкин — весьма понятен, замысловат и
остроумен, но вовсе не прилежен. Он способен только к самым легким
предметам, требующим самого малого прилежания, отчего успехи его очень
незначущи, особливо в логике. Характер имеет живой, но скрытый и вместе
вспыльчивый».
В тот же день. Черновик табели о поведении и успехах воспитанников.
Пушкин занимает 23-е место. Отзывы те же, что и в беловом тексте (от 20
(?) ноября), только в графе «Закон Божий» (как у всех лицеистов) отзыва
нет, а о поведении сказано: «Легкомыслен, повеса».
20 ноября. Пушкин в рисовальном классе называет Горчакова «вольной польской дамой».
В тот же день рапорт учителя рисования с приложением ведомости об
успехах воспитанников по части рисовального искусства с 19 марта по 20
ноября 1812 г. Пушкин занимает в первом отделении 4-е место. О нем
сказано: «Отличных дарований, особенно прилежания, но тороплив и
неосмотрителен; а потому — успехи его не столько ощутительны, как у
первых трех его товарищей».
В тот же день. Составлена ведомость об успехах воспитанников по части
чистописания с 1 марта по 20 ноября 1812 г., где Пушкин назван наряду с
другими четырьмя лицеистами, о которых сказано: «Способны и прилежны,
успели в русском и французском весьма порядочно, а в немецком
посредственно».
В тот же день. Табель, составленная из поданных ведомостей гг.
профессоров, адъюнкт-профессоров и учителей: 1) об успехах, 2) о
прилежании, 3) о даровании воспитанников Лицея, какие оказали они с
19-го марта по 20 (?) ноября 1812 г. Пушкин занимает 23-е место.
Пушкин на лицейском экзамене, картина Ильи Репина
На втором годе обучения в Лицее в летописи говорится о поведении Пушкина среди товарищей:
21 ноября. «Во время обеда Пушкин начал громко и насмешливо говорить,
что Вольховский меня боится оттого, чтобы не потерять доброго своего
имени, а мы, говорит, шалуны, его увещаниям смеемся. Тут пристал и г.
Корсаков, и начали оба говорить, что я браню их родителей. Такая
смелость зажгла тотчас самолюбие в других и заставила после обеда
Гурьева и Дельвига пристать к их мнению».
22 ноября. «Ввечеру окружили меня воспитанники, и Гурьев начал
исчислять мне слышанные и замеченные им в моих речах слова, относящиеся
до их родителей. Он показал тут непоколебимую наглость. К сему вызову
тотчас присоединились и прочие, Пушкин, Дельвиг, Бакунин, Корсаков,
Стевен и некоторые другие, которые, кроме Гурьева, все отозвались, что
они слышали от других, а не сами были свидетелями, отчего многие и
отстали…»; «Упорнее всех Гурьев, Пушкин, Яковлев, Стевен, Бакунин,
Горчаков по причине своей пылкости и чрезвычайной ревности к чести своей
или по честолюбию».
23 ноября. И. Пилецкий на уроке отнимает у Дельвига «бранное на г.
инспектора сочинение». Пушкин «с непристойной вспыльчивостью» громко
говорит: «Как вы смеете брать наши бумаги — стало быть, и письма наши из
ящика будете брать».
30 ноября. Нескромный разговор Пушкина о модных французских лавках.
Ноябрь… Декабрь. Список воспитанников с указанием их поведения и
свойств характера. Отзыв о Пушкине: «Мало постоянства и твердости в его
нраве, словоохотен, остроумен, приметно в нем и добродушие, но вспыльчив
с гневом, легкомыслен».
13 июня 1813 г. Пушкин «в классе чистописания смеялся довольно громко», чем «Калиныч был недоволен».
26 июня. Классный рисунок, изображающий продавца кваса. Возможно, это
портрет лицеиста П. Юдина (номер его комнаты (№6) выставлен на
бочонке). Подпись: «Рисовал Александр Пушкин».
Октябрь 1814 г. Список воспитанников по успеваемости в немецком языке. Пушкин занимает 25-е место.
1815. Рапорт об успехах воспитанников. О Пушкине: «Он понятлив и даже
умен. Крайне прилежен, и его очень заметные успехи столь же плод его
суждений сколь и прекрасной памяти, ему место среди первых в классе по
французскому языку».
1 января. В ведомости от 1 ноября 1812 по 1 января 1814 г. о Пушкине,
занимающем 17-е место, сказано: «При малом прилежании оказывает очень
хорошие успехи, и сие должно приписывать одним только прекрасным его
дарованиям. В поведении резв; но менее противу прежнего».
1 февраля. В ведомости от 19 ноября 1812 по 1 февраля 1814 г. о
Пушкине, занимающем 20-е место, сказано: «Весьма понятен, замысловат и
остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам,
которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень не велики,
особливо по части логики».
1814, 23 сентября. Свойства и поведение гг. воспитанников с отзывом о
Пушкине: «Легкомыслен, ветрен и иногда вспыльчив; впрочем, весьма
обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворству имеет особенную
склонность. Подает надежду к исправлению».
1814. Список воспитанников Лицея «по части французской словесности». Пушкин занимает в 1-м отделении 3-е место.
1814. Рапорт об успехах лицеистов в алгебре и физике с 1 августа
«минувшего» 1813 г. Пушкин «слаб и успехов приметных не сказал»;
занимает 23-е место.
1816. 22 марта. В черновых заметках директора Лицея Е.А.
Энгельгардта, написанных для себя, «Нечто о воспитанниках старших
отделений Лицея» (на немецком языке) дана резко отрицательная
характеристика Пушкину: «Его высшая и конечная цель — блистать, и именно
поэзией. Он основывает все на поэзии и с любовью занимается всем, что с
этим непосредственно связано. Пушкину никогда не удастся дать своим
стихам прочную основу, так как он боится всяких серьезных занятий, и его
ум, не имея ни проницательности, ни глубины, совершенно поверхностный,
французский ум. Это еще самое лучшее, что можно сказать о Пушкине. Его
сердце холодно и пусто: в нем нет ни любви, ни религии; может быть, оно
так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце. Нежные и
юношеские чувствования унижены в нем воображением, оскверненным всеми
эротическими произведениями французской литературы, которые он, когда
поступал в Лицей, знал частию, а то и совершенно наизусть, как достойное
приобретение первоначального воспитания». При характеристике М.
Яковлева Энгельгардт отмечает склонность Пушкина к сатире.
31 декабря. В таблице об успехах и поведении лицеистов за
октябрь-декабрь 1816 г. показаны отметки Пушкина: энциклопедия права —
4, политическая экономия — 4, военные науки — 0, прикладная математика —
4, всеобщая политистория — 4, статистика — 4, латинский язык — 0,
российская поэзия — 1, эстетика — 4, немецкая риторика — 4, французская
риторика — 1, прилежание — 4, поведение — 4.
1817 г. 17-24 марта. В общей табели об успехах, прилежании и
поведении воспитанников Лицея предположительно за январь-март 1817 г.
показаны отметки Пушкина: Закон Божий, энциклопедия права, политическая
экономия — 3, военные науки — 0, прикладная математика, опытная физика —
0, всеобщая политическая история и статистика — 4, немецкая риторика —
0, французская риторика — 1, рисование — 0, фехтование — 1, прилежание —
4, поведение — 3.
Монахиня Серафима (Розова; 1901-2001)
Православная жизнь
Краткий доклад (сообщение) о лицейской жизни Пушкина
Поступление
Александр Сергеевич Пушкин в 12 лет поступил в Царскосельский лицей под Петербургом. В этом ему помог его дядя по отцу (Василий Львович Пушкин).
Именно дядя привез его в Санкт-Петербург и похлопотал, чтобы племянника взяли в новое учебное заведение.
Александр успешно сдал экзамены (12 августа 1811 года) и был зачислен в лицей.
Когда началась учеба
Торжественное открытие учебного года состоялось 19 октября 1811 года. На мероприятии присутствовал сам император.
Комнаты учеников
Каждому ученику при поступлении был присвоен номер, который соответствовал номеру его комнаты (у Пушкина был №14).
Комнаты у всех учеников были обставлены одинаково:
- кровать,
- письменный стол,
- один стул,
- комод,
- умывальник.
Обстановка была довольно скромной, позже Пушкин будет называть свою комнату «келья».
Форма
Лицеистам выдали специальную лицейскую форму.
Это был однобортный темно-синий мундир с красным воротником и красными отворотами на рукавах. Специально для каждого были пошиты брюки. Обувью служили ботфорты (высокие сапоги).
Распорядок дня
Весь день у лицеистов был тщательно распланирован:
- 6 утра — подъем, сборы, молитва;
- 7 — 9 — уроки;
- 9 — 10 — завтрак;
- 10 — 12 — уроки;
- 12 — 13 — прогулка;
- 13 — 14 — обед;
- 14 — 17 — уроки;
- 17 — 18 — полдник и прогулка;
- 18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
- 20:30 — ужин;
- 22 — вечерняя молитва, сон.
Надзиратели
За учениками и их поведением постоянно следили надзиратели. Мальчишкам не разрешалось бегать, играть и сильно шуметь во время нахождения в здании лицея. Исключением могла стать только прогулка.
Даже по ночам за учениками следили: двери в комнаты учеников не были сплошными, в них были сделаны специальные окна, чтобы надзиратели могли в любое время наблюдать за учениками.
Какие предметы преподавались
За 6 лет ученики изучили следующие предметы:
- закон Божий,
- русский язык,
- латинский язык,
- французский язык,
- немецкий язык,
- логика,
- нравственность,
- математика,
- география,
- история,
- чистописание,
- фехтование,
- рисование,
- верховая езда,
- танцы,
- плавание.
Какие предметы Пушкин любил, а какие нет
Александр Пушкин любил русский язык и словесность, латинский язык, французский язык, фехтование. По ним имел хорошие отметки.
Не любил: немецкий язык (слишком грубый), математику и логику. По ним получал плохие отметки.
Лучшие друзья Пушкина
Лучшими друзьями Пушкина по лицею являлись:
- Пущин,
- Дельвиг,
- Кюхельбекер,
- Малиновский.
Хотя он хорошо общался со многими сокурсниками. Про многих написал стихи.
Война с Наполеоном
Война с Наполеоном длилась с 24 июня по 14 декабря 1812 года. Пушкин застал ее в Царскосельском лицее.
За это время ему и его товарищам пришлось перенести массу событий:
- сборы войск на войну,
- сожжение Москвы,
- приближение вражеских войск к Петербургу,
- переживания за родных и близких, которые жили в Москве,
- срочная подготовка к эвакуации.
Все эти события произвели огромное впечатление на молодого поэта и его друзей. В это время все они стали взрослее.
Пушкин напишет о войне несколько стихотворений.
Первая публикация поэта
В 1814 году Александр Пушкин отправил свое стихотворение «К другу стихотворцу» в большой журнал «Вестник Европы».
Стихотворение опубликовали под псевдонимом «Александр НКШП». Это был большой успех для молодого поэта.
Выступление на публичном экзамене
8 января 1815 года Пушкин выступил со своим стихотворением «Воспоминания в Царском селе» на торжественном публичном экзамене.
В числе слушателей был известный литератор Державин, которого стихи молодого поэта очень впечатлили. Он даже хотел обнять Пушкина, но тот в смущении убежал.
Это стало еще одним триумфом успеха начинающего поэта.
Вступление в Арзамас
Благодаря своим литературным успехам Александра приняли в литературное сообщество Арзамас, в котором состояли такие поэты как Карамзин, а также дядя — Василий Львович.
Как повлияла учеба в лицее на Пушкина
Жизнь в лицее благотворно повлияла на творчество молодого поэта. Именно здесь он получил поддержку единомышленников — его друзей-лицеистов, многие из которых тоже писали стихи.
Именно тут он смог раскрыть свой талант. А благодаря постоянной работе над стихами, он только усилил свои литературные способности.
Выпуск из лицея
9 июня 1817 года состоялась официальная церемония прощания с выпускниками. Пушкин получил чин Х класса (10-го класса).
Через три дня вышел приказ о его назначении чиновником в Коллегию иностранных дел.
После выпуска
После окончания лицея друзья не забывали друг друга. Они регулярно устраивали встречи. А также поддерживали связь.
Пушкин вспоминал про лицейские годы как самое лучшее и беззаботное время.
Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали».
В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.
На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.
Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели. Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.
Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.
В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.
Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый поэт Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».
Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.
Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».
В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.
Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.
19 октября 1811 года состоялось открытие Царскосельского лицея, который создали по указу царя – Александра I. В заведение принимали всего тридцать воспитанников, среди которых в числе первых оказался и Александр Пушкин.
Императорский Царскосельский лицей.
В 1811 году Василий Львович Пушкин, известный в то время писатель, привез двенадцатилетнего племянника, Александра Пушкина в Царское село, чтобы мальчик получил блестящее образование. В лицее работали умнейшие люди своего времени. Там была прекрасная библиотека, денег на которую не жалели. Каждому воспитаннику полагалось отдельная комната. Физические наказания запрещались, в то время как в других заведениях детей били.
Друзья
На вступительном этапе Александр Сергеевич познакомился с Иваном Пущиным. Мальчики сразу сдружились: проводили вместе много времени, беседовали. Они даже жили в соседних комнатах: Пушкин в №14, Пущин – в № 13, часто перестукивались. Со стороны друзья казались разными: Пушкин был невысокого роста, вспыльчив, а Пущин – высокий и спокойный. Свою дружбу они пронесли через всю жизнь, хотя их пути разошлись.
Когда в 1820 году Пушкина отправили в южную ссылку, они расстались на 5 лет. Их последнее свидание было зимой 1825-го в Михайловском, почти за год до Восстания декабристов, в котором Пущин принимал участие. За это его приговорили к 20-летней каторге в Сибири.
С другими лицеистами из-за своего вспыльчивого характера Пушкин нашел общий язык не сразу. Он был угрюм, не любил шутки в свой адрес. Со временем мальчики его приняли.
В лицее образовался тесный дружеский кружок: Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, князь Александр Горчаков (будущий русский канцлер), Иван Пущин, Иван Малиновский, а также Алексей Илличевский. Юноши гуляли после занятий, читали друг другу собственные повести, стихи, даже заводили самые первые лицейские журналы «Лицейский мудрец», «Неопытное перо», «Вестник» – прародители школьных стенгазет.
Прозвище
У всех лицеистов были прозвища, и Пушкин не стал исключением. Сначала его называли «Французом» за великолепное владение французским языком. Из-за непоседливого характера юного Александра называли «Егозой» А за неукротимый, вспыльчивый характер Пушкина называли «Смесь тигра с обезьяной».
Учеба
Пушкин не был прилежным учеником, его даже иногда выгоняли с уроков за то, что он писал стихи и не слушал учителя. Он с удовольствием занимался французским, русской словесностью и латынью, любил спортивные мероприятия: фехтование, верховую езду, танцы. Другими предметами он не хотел заниматься. Математика и логика давались ему с трудом, немецкий язык он считал уродливым. Географией, историей, правом, каллиграфией и рисованием он занимался неохотно и без прилежания.
Стихи и признание
Сочинять стихотворения Пушкин начал еще до лицея. За шесть лет обучения он создал более 130 произведений. Талант Александра Сергеевича признавали все: одноклассники, учителя, воспитатели.
Первый успех на литературном поприще Пушкин заслужил в 1814 году, когда в журнале «Вестник Европы» опубликовали его стихотворение «К другу стихотворцу». Пушкин отправил свое произведение в журнал за компанию с Дельвигом.
Пушкин читает стихотворение «Воспоминания в Царском селе» перед Г. Державиным.
Первое большое признание Пушкин получил на торжественном переводном экзамене по литературе 8 января 1815 года. На мероприятии присутствовал известный литератор – Г.Р. Державин. Все ученики лицея выступали со своими произведениями. Пушкин подготовил стихотворение «Воспоминания в Царском селе», в котором шла речь о войне с Наполеоном и о самом господине Державине. Выступление впечатлило почетного гостя. Гавриил Романович разволновался, заплакал и даже привстал со своего места, чтобы рассмотреть юного поэта. Пушкин испугался реакции Державина и убежал из зала, его долго не могли найти. Учителя начали извиняться перед литератором, а он произнес: «Оставьте его поэтом».
Бакунина Екатерина Павловна, первая любовь А.С.Пушкина, фрейлина русского двора
Первая любовь
Во время пребывания в лицее Пушкин ухаживал за разными девушками. Им он посвящал стихи с признаниями в своих чувствах. Однако первой настоящей любовью стала Екатерина Бакунина, сестра одного из лицеистов. Она посещала лицейские балы, проводила лето в Царском Селе. Ей поэт посвятил множество стихотворений про любовь: «К живописцу», «Бакуниной», «Окно» и другие.
После лицея
9 июня 1817 года состоялся выпускной. На прощальном балу лицейские друзья поклялись хранить дружбу до конца жизни и встречаться каждый год в день основания лицея. В качестве подарка выпускники получили от директора учебного заведения Егора Энгельгардта чугунные кольца — символ крепкой, как металл, дружбы.
Лицейские годы писатель вспоминал с теплотой и описывал как «ясные дни», а себя и друзей называл «семьей». В 1825-м Пушкин написал из ссылки в Михайловском стихотворное послание. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни, а также тех, кто пировал на берегах Невы в честь открытия лицея. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей.
- Доклады
- Люди
- Лицейские годы Александра Пушкина
Лицейские годы Александра Пушкина — сообщение доклад
Годы, проведенные Александром Сергеевичем Пушкиным в лицее, положили начало его творческой деятельности. Царскосельский лицей был открыт в 1811 по приказу царя Александра Первого, и двенадцатилетний Пушкин был одним из первых, поступивших в это учебное заведение со дня его открытия. По указу царя в нем должны были обучаться дети дворянского сословия, которые впоследствии должны занять высокие политические должности.
Лицей был закрытым, и все шесть лет, проведенных за его стенами, лицеисты не могли покинуть учебное заведение. Изредка близким было разрешено навещать их в лицее. Помимо юридических, политических и точных наук, риторики и словесности, лицеисты ежедневно занимались верховой ездой, танцами, фехтованием, гимнастикой, плаванием. Каждая свободная от учебы минута была занята.
Наибольшие успехи Александр Пушкин показывал в таких предметах как русская и французская словесность, литература, история. В остальных предметах он не проявлял усердия Преподавателями были лучшие просветители того времени, много внимания уделялось нравственному и духовному развитию учеников. В стенах лицея молодым людям прививалась любовь к Отечеству, умение мыслить независимо и свободно. В отличие от всех учебных заведений того времени, в Царскосельском лицее было запрещено телесное наказание.
В лицее была богатая библиотека, и большое внимание уделялось чтению. Постепенно в стенах учебного заведения образовался литературный кружок, где каждый талантливый лицеист мог проявить свое творчество. Молодые люди зачитывали друг другу свои рассказы, стихи, обсуждали их, стали издавать свой журнал. Первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу» прозвучало именно на одном из таких творческих вечеров в лицее. В 1814 году оно было опубликовано в московском журнале «Вестник Европы». Талант поэта был замечен, его литературное творчество оценили знаменитые в то время люди, такие как Державин, Карамзин, Жуковский, Вяземский. Пушкин начинает писать на заказ стихи для императорской семьи.
За годы учебы в лицее у поэта появились близкие товарищи, дружба с которыми продлилась долгие годы после окончания учреждения. Пушкин закончил обучение в 1817 году, но теплые воспоминания о лицее не оставляли его никогда и нашли отражение в его творчестве. В письмах своим друзьям он часто писал стихотворения, в которых с теплотой вспоминал дни, проведенные в стенах Царскосельского лицея.
Пушкин очень эфективно использовал время проведенное в лицее. Современным учащимся стоит взять пример с великого поэта.
Картинка к сообщению Лицейские годы Александра Пушкина
Популярные сегодня темы
- Солнечное и лунное затмение
Затмение – это явление в астрономии, когда одно небесное тело закрывает свет другого. Существуют солнечные и лунные затмения. Реже встречаются такие ситуации, когда планеты Меркурий и Венера
- Солнце
Для многих Солнце это лишь небесный объект в космическом пространстве, но мало кто задумывался о его свойствах. В этой статье будут описаны интересные факты об источнике жизни на Земле.
- Владимир — город Золотого кольца России
Владимир нередко называют воротами Золотого кольца. Ранее город действительно имел существенное экономическое и политическое значение, являлся крупным центром Руси.
- Пушкин в селе Михайловском
Поэт и прозаик Александр Сергеевич Пушкин, которого знает практически каждый человек в нашей стране, так как он смог написать огромнейшее количество значимых произведений, был человеком хот
- Первый автомобиль
Создание автомобиля, без преувеличения является одним из самых знакомых витков в развитии техники и конструкторской мысли. Стоит отметить, что предшествовал машине паромобиль Ж. Кюньо
- Кабан
Тело кабана уплощено сбоку, жесткое и короткое с короткими ногами. Голова большая, продолговатая, коническая, оканчивающаяся рылом
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Пушкин лицеист
Императорский Царскосельский лицей был основан 12 августа 1810 г., а первого марта 1811 года отец Пушкина подал заявление о допуске своего сына к вступительному экзамену. Экзамен был сдан 12 августа 1811 г., в этом же году А. С. Пушкину исполняется двенадцать лет. Мальчик присутствовал на открытии учебного заведения, которое проходило по всем традициям торжественного открытия.
23 октября 1811 г. начались трудовые будни, которые ничем не отличались от будней в других закрытых учебных заведениях. Здесь все был четкий распорядок дня: подъем в шесть утра, в десять вечера отбой. В течение учебного дня было время на отдых, затем снова учеба. С самого первого дня обучения в лицее Пушкин чувствовал себя уютно в этом месте и по дому он не сильно скучал. Лицей стал для мальчика даже больше, чем дом. Здесь он встретил отличных педагогов и быстро нашел общий язык со сверстниками. Когда я представляю себе Пушкина- лицеиста, то сразу вижу счастливого подростка, который учится в свое удовольствие, а свое свободное время проводит за чтением книг.
Позже, спустя несколько лет, Пушкин написал стихотворения о лицее, о людях, которые окружали его в продолжении всего времени обучения. И это прекрасные стихи. Они передают эмоции поэта об учебе в лицее и воспоминания о былых временах.
Среди учеников было много тех, кто увлекался писательством. Конечно, Пушкин не был исключением. У многих это увлечение стало развиваться и в конечном итоге, переросло в писательский талан. Было даже организовано литературное собрание, на котором все делились своими работами и слушали критику. Исходя из этого, начинающие писатели могли корректировать свои произведения и нарабатывать навык. Стихотворения Пушкина по праву считались одними из лучших.
Однажды в лицее проходил экзамен, на котором ученики не только отвечали на вопросы и выполняли задания, но и зачитывали свои работы. В лицее Пушкин начинает активно писать, и, будучи лицеистом, его произведения в первый раз печатают в журнале, а позже его признают лучшим поэтом Царскосельского Лицея. В лицее Пушкин заводит друзей, там же зарождается его первая любовь, происходит знакомство с известными писателями и рождается Муза поэта. Словом, лицей стал хорошим началом дальнейших действий и определил судьбу известного всем человека Александра Сергеевича Пушкина.
Вариант 2
Лицей в Царском селе отличался от остальных учебных заведений отсутствием телесных наказаний и добрым отношением к ученикам. Предметы велись не иностранными преподавателями, а русскими. Основной задачей этого привилегированного учебного заведения, находящегося под опекой Александра I, было воспитание патриотов и преданных слуг государства.
А.С. Пушкин чувствовал себя в лицее хорошо, у него были друзья, учителя, с которыми ему было интересно. Лицей вполне заменял ему дом, поэтому Пушкин легко переносил разлуку с семьей. Юного лицеиста поддерживал его дядя, Василий Львович, известный поэт. Он привез мальчика в лицей в 1811 году и старался всячески помочь племяннику. Дядя оказал немалое литературное влияние на Александра, открыв ему мир русской литературы,
В лицее было много занятий, юноши учили французский и немецкий языки, латынь, естественные и гуманитарные науки. Александр Сергеевич посещал уроки рисования, чистописания, он очень часто бывал в библиотеке, читал каждую свободную минуту. Молодые люди очень любили поэзию, стихи, которые они писали, читались на «литературных собраниях», на которых блистал талантливый Пушкин. Одним из любимых учителей и наставников поэта был А.П. Куницын. Особенно Пушкину запомнилась его речь при открытии лицея, где были слова о соблюдении закона, о важности идти по пути любви к Отечеству и славе, не теряясь в толпе, поглощаемой волнами забвения.
В 1814 году Г. Державин был председателем комиссии на экзаменах. Александр Сергеевич прочел свое стихотворение, очень растрогавшее Державина. Известный поэт хотел обнять Пушкина, но тот смутился и выбежал из зала. Преподаватели заметили талант поэта и старались его поддерживать и развивать. На уроках некоторые учителя ему позволяли писать стихотворения вместо решения задач, так как с алгеброй, например, поэту было тяжело.
Гораздо позже писатель будет с любовью и радостью вспоминать свои годы в лицее, который стал для него отчизной. Именно там он обрел своих лучших друзей и литературных соратников — Дельвига, Кюхельбекера и Пущина, с которыми свела его судьба.
6 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Пушкин лицеист
Популярные сегодня темы
- Сочинение по произведению Темные аллеи Бунина
Рассказ Бунина «Темные аллеи» описывает драматичную любовь двух героев, жизнь которых уже клонится к закату.
- Сочинение Если бы я был президентом рассуждение
Если бы я был этим самым президентом, то я бы стал самым молодым президентом в мире за всю историю! Тут ведь не написано, типа, когда я стану президентом.
- Образы героев в романе Герой нашего времени Лермонтова
Роман Герой нашего времени Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в истории русской литературы. Хронотоп этого произведения нарушен, автор сделал это осознанно
- Сочинение на тему Мой любимый день недели
Из всех дней недели больше всего я люблю пятницу. В этот день можно немного расслабиться, так как скоро выходные. Ты уже заранее знаешь, что следующие два для будут для тебя отдыхом. В пятницу я всегда с радостью собираюсь в школу.
- Почему погиб Мцыри? сочинение
Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.
Жизнь этого человека и биография изучаются до сих пор: начиная от начальных и заканчивая старшими классами.
Сочинение на тему «Пушкин-лицеист» входит в школьную программу.
Раннее детство поэта
Родился в 1799 году, в семье обедневших дворян. Отец Сергей Пушкин был в чине майора, состоял в Военном Комиссариате, на пенсию ушел в должности статского советника. Мама была внучкой крестного Петра I Ганнибала Абрама, своему супругу, отцу Александра Пушкина, приходилась внучатой племянницей. Всего в семье было 8 детей, но выжили только Александр, его сестра Ольга и младший брат Лева.
С раннего детства в кругу общения будущего поэта были самые образованные и знатные люди: Фонвизин Денис Иванович, Карамзин Николай Михайлович, Батюшков Константин Николаевич.
В детстве был неразговорчивым и ленивым мальчиком. Воспитывали родители, как и всех детей из дворянских семей, при помощи гувернеров, гувернанток и преподавателей из Германии, Франции и Англии.
Учился плохо, с больши́м трудом, преподавателей совсем не слушал. Но постепенно ребенка заинтересовало чтение, тайком ночью пробирался в отцовский кабинет и читал книги одну за другой до самого утра.
Слова бабушки о своем внуке: «Не знаю, что выйдет из него. Мальчик умен и охотник до книг, а учится очень плохо, бросается из одной крайности в другую, нет у него середины».
Начало творчества
Глава семьи каждый день читал своим детям книги Вольтера. Но, конечно же, самую большую роль в становлении Александра как личности и поэта сыграла его любимая няня Арина Родионовна, которая все детство рассказывала мальчику народные сказки и придания.
Свои первые мини-произведения будущий маленький поэт сумел написать в 7 лет. Он первый из русских писателей, который начал зарабатывать деньги при помощи своего творчества. Был разносторонним в творческом плане, писал не только стихи и произведения, содержание которых было лирическим, но и исторические очерки, сказки.
Поддерживал всячески деятельность революционеров, за что отправлялся неоднократно в ссылки. Начинал с написания маленьких комедий на французском языке, затем приступил к написанию басней. Все книги, которые он прочитал, каждый раз вдохновляли на что-то новое, благодаря им начало развиваться творчество.
Периоды творческой деятельности
Всю писательскую деятельность условно можно разделить на этапы:
- 1813 г. — май 1817 г. — время обучения в лицее.
- 1817 год — май 1820 г. — петербургское время.
- Май 1820 года — конец августа 1824 года — южная ссылка.
- 1824 г. — сентябрь 1826 год — отбывание ссылки в селе Михайловское.
- 1826 г. — сентябрь 1830 года — всё творчество до середины Болдинской осени.
- Середина сентября — конец ноября 1830 года — Болдинский осенний период.
- 1831 г. — 1835 г. — творческий период 1830 -х г.
Решение поступить в лицей
При достижении мальчиком 11-летия, родители приняли решение отдать сына на обучение в лицей. К тому времени у него уже было хорошее образование, полученное дома после лучших преподавателей, поэтому попасть на обучение особого труда не составило. Он прошёл обучение и неплохо разбирался в литературе Франции, ознакомился с поэтическими работами М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, разговаривал на нескольких иностранных языках, старался постоянно быть в курсе новинок в литературе. Как признались в будущем товарищи по лицею, он был впереди во всём, знал то, о чём ещё и не слышали.
В 1811 году по инициативе Александра Первого для дворян открылся Лицей в Царском Селе, на него возлагались большие надежды. В то время страна очень нуждалась в новых деятелях, имеющих общенациональный и общегосударственный образ мыслей.
В заведение было вложено всё лучшее, что было в культурном развитии России того времени. В нём сначала планировали обучаться даже младшие братья царя.
Создал проект лицея М. М. Сперанский, который хотел, чтобы это была не только хорошая школа с качественным образованием для детей чиновников, но и место, откуда могли выпуститься люди, способные преобразовать Российское государство. Директором назначили члена коллегии Василия Фёдоровича Малиновского.
Царскосельский Лицей собрал руководство из умнейших людей страны, это были не просто обычные преподаватели, а просветители, такие как В. Ф. Малиновский, А. А. Энгельгардт. Каждый преподаватель читал ученикам не просто дисциплину, а профессорскую науку. Под влиянием А. П. Куницина у молодого поэта сформируются вольнолюбивые и в какой-то степени тираноборческие взгляды. Состав библиотеки постоянно пополнялся литературой, средств на это не жалели.
Для каждого учащегося давалась отдельная комната, не применялись в заведении и физические воздействия в виде наказаний.
Отвёз Александра на учёбу его дядя, известнейший писатель того времени, Василий Львович Пушкин. Мальчик сильно волновался перед сдачей экзамена, но всё прошло хорошо и его приняли в заведение. 19 октября 1811 года будущий поэт официально стал лицеистом. На празднике в честь открытия заведения присутствовала и царская семья, но больше всего в памяти ученика отложились слова и встреча с профессором Кунициным, которая повлияла на дальнейшее нравственное развитие писателя, на его становление как личности. Профессор давал наставление молодым дворянам чтить и знать законы, любить отечество, жизнь и свободу.
Жизнь и условия в заведении
К каждому учащемуся был приставлен надзиратель, следивший за его поведением и предоставляющий доклад об ученике руководству. Запрещено было бегать, сильно шуметь и играть в самом лицее. Приглядывали за ними даже ночью, для этого в дверях комнаты были специальные окна.
Комната учащегося
У каждого ученика был свой личный номер, который и являлся номером его комнаты, обстановка у всей была одинаковой и скромной:
- Ученический стол.
- Кровать.
- Одно кресло.
- Небольшой шкаф.
- Умывальник.
Позже воспоминание у поэта о комнате было как о келье.
Форма была одинаковой для всех учеников, состояла из однобортного темно-синего мундира с красным воротником и такими же отворотами на рукаве. Брюки для каждого шились индивидуально, на ногах носили высокие сапоги.
Режим и распорядок дня
Распорядок дня был распланирован буквально по минутам, список с ним висел у каждого в комнате:
- В 6 утра подъём, умывание, сборы, молитва.
- С 7 до 9 часов время уроков.
- 9−10 часов завтрак.
- С 10 до 12 часов уроки.
- С 12−13 — свободное время.
- 13−14 часов — время обеда.
- 14−17 — уроки.
- С 17 до 18 часов полдник и прогулка.
- С 18 до 20 часов выполнение домашнего задания, танцы, спорт.
- С 20 часов ужин, вечерняя молитва, отход ко сну.
Учителя Пушкина в Лицее преподавали множество различных предметов:
- Русский, латинский, французский, немецкий язык.
- Логика.
- Математика.
- География.
- История.
- Чистописание.
- Нравственность.
- Фехтование.
Лучшим наставником для Александра стал Галич, который понравился своим простым обращением с учениками, хоть эта человечность иногда и вредила учёбе. Всего на курсе было 30 человек, обучение продлилось 6 лет, принцип был похожий на университетский.
Первые годы изучали программу старших классов гимназии, затем шли основные науки из университетского курса — словесные, нравственно-политические, физико-математические.
Образовался в лицее товарищеский кружок, в него входили, кроме Пушкина, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, будущий русский канцлер князь Горчаков, Ильичёвский. Все юноши были одарёнными, проводили вместе много времени, гуляли, много читали повестей и стихов вслух друг другу, организовали даже свой выпуск журнала. Главой издания и самым прилежным и старательным его работником был будущий писатель.
Будни и учеба
Лицейская жизнь Пушкина была насыщенной и интересной. Со всеми преподавателями складывались дружеские и уважительные отношения. Для учеников предоставили полную свободу в своих действиях. Некоторые педагоги, такие как профессор А. Галич, даже принимали участие в посиделках по праздникам со своими учащимися.
Пушкину особенно были интересны римские прозаики, классическая мифология и другая литература, но любимый предмет был история. С интересом также изучал русскую и французскую словесность.
Александр являлся членом коллегии всех лицейских рукописных изданий, принимал активное участие во всех собраниях поэтических кружков. Отличником он не был, особого усердия и рвения к учёбе не наблюдалось, заниматься прилежно на уроках ему совсем не удавалось. Несмотря на это, педагоги замечали и отмечали талант, данный ему от природы, ум и смекалистость.
Отношения с учащимися лицея складывались по-разному, ему удалось познакомиться со многими замечательными и интересными людьми. Там его одни обожали и боготворили, другие − называли «французам», не доверяли и относились холодно и настороженно.
Поскольку Пушкин был вспыльчивым, частым заводилой ссор, многие его побаивались. Но вспыльчивость его быстро проходила, потом долго терзался в раскаяниях, надолго закрываясь у себя в комнате. Но все же многие лицеисты были его искренними и преданными друзьями, хоть иногда и не могли прощать его неуместные шутки, остроты и издевательства. Даже первая дуэль случилась в лицее с Кюхельбекером.
Не прошла бесследно для мировоззрения поэта и война 1812 года, отложилась в виде гнева и бунтарства. Патриотические чувства и настроения за державу переполняли Пушкина в то время, в то время он даже думал по-французски, начал писать послания и стихотворения о жизни народа, просторах и природе России.
Повстречал в этом учебном заведении он и свою первую любовь. Влюбился в Бакунину, девушка приезжала часто на балы в лицей к своему брату. Даже посвятил ей стихотворение под названием «К живописцу».
Одним из значимых моментов обучения стал переходный экзамен в 1815 году. Всю ночь накануне он не сомкнул глаз, так как принимать его должен сам Державин. Выступил Пушкин со стихотворением собственного сочинения «Воспоминания в Царском селе», которое до слёз растрогало старого писателя, он даже хотел обнять Александра, а тот от волнения убежал.
Значение лицея для поэта
Значение лицея в жизни Пушкина кратко описать нельзя, слишком значимым в жизни молодого поэта стал этот период. Обучение автор окончил в 1817 году и вышел оттуда совсем другим человеком, полностью сформировавшейся личностью. Кроме огромных знаний по русской литературе, математике, риторике, истории, мифологии, он обрёл и осознал свою внутреннюю силу, своё значение для Российской державы.
Время учёбы было периодом обретения новых и настоящих друзей, в стихотворении он обращается к ним со словами:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Учёба Пушкина в лицее стала самым счастливым и беззаботным временем. Он для Александра Сергеевича стал вторым домом и особенным светом, по его словам, это отчизна для его души. Там произошло становление молодого человека как поэта, он стал именно там настолько знаменит, что императорская семья заказывала ему оды и пьесы, а лучшие писатели того времени восхищались талантом и не жалели комплиментов.
До конца своей жизни поэт каждую годовщину Царскосельского Лицея писал стихотворение, текст которого был в первую очередь посвящён дружбе и периоде учёбы.
На всю жизнь учебное заведение стало для него источником самых дорогих и счастливых воспоминаний и оставило неизгладимый след в жизни замечательного и великого русского поэта.