Обновлено: 10.01.2023
Культура Древней Греции была настолько развита, что практически каждый ее гражданин получал хотя бы начальное образование. До 7 лет ребенка не трогали. Считалось, что в малом возрасте он вовсе не способен к обучению. В это время за его развитие отвечала мать или кормилица. В основном, оно включало в себя только обучение устному греческому языку. В свободное время дети много играли в подвижные игры. Излюбленной игрушкой был кожаный мяч, набитый соломой. Социальный границ практически не существовало, вместе играли и дети из богатых семей, и их бедные ровесники.
Начальная школа
После 7 лет каждый свободный гражданин Афин начинал свое обучение в государственной школе. Плату вносили родственники. Сыновья воинов, павших в битвах, обучались бесплатно. В школе был всего учитель, которого в зависимости от степени образованности называли грамматист или дидаскал. Интересно, что педагогом называли раба, который водил детей в школу. Зарплата у учителей была маленькой, должность считалась непрестижной. О пропавшем человеке говорили, что он либо умер, либо стал учителем.
В школе обычно выделяли две ступени. Первая продолжалась с 7 до 11 лет. Вторая – до 18 лет. Экзаменов не было, поэтому ученик мог находиться в одном классе столько, сколько ему потребуется.
Предметы в древней Греции
Пристальное внимание уделялось спорту. Он считался одним из самых важных предметов, наряду с музыкой и риторикой. Платон писал в своих книгах, что если человек не умеет петь и танцевать, значит, он не образован. Считалось дурным тоном не уметь играть на музыкальном инструменте. Самым распространенным инструментом была кифара, напоминающая современную арфу. Даже написанные стихи всегда декламировались под музыку.
В младших классах изучали алфавит. Он состоял из 24 букв, и каждый ученик был обязан вызубрить их с начала до конца. Затем механически заучивали слоги и словосочетания. После устного изучения приступали к письму. Дети писали на глиняных дощечках, покрытых воском, с помощью особых палочек. Иногда вместо них использовали черепки от посуды. Папирус школьникам не давали – слишком дорогой материал.
Сама литература была не только способом обучение грамотности. Различные примеры из Гомера использовали, чтобы пояснить ребятам, как правильно вести себя в той или иной ситуации.
Учеба после 18 лет
В Древней Греции существует два основных, но принципиально разных типа воспитания, сформированных величайшим и когда-то самым могущественным полисом: Спарта и Афины. В первом дети рождались и воспитывались для государства. 7 лет жизни они находились на попечении матери, потом были преданы власти, вне зависимости от пола, воспитание было аналогичным. Это был казарменный образ жизни: они сами добывали еду, носили одну куртку, которой хватало на год, занимались интенсивными физическими и военными упражнениями. Их полезность в качестве солдат была проверена, обучая их выживанию в тяжелых условиях или во время набегов рабов. Помимо физического состояния, упор также делался на образование, но гораздо в меньшей степени, чем в Афинах: обучение чтению и письму, история Спарты и ее законы, религиозные и военные песни. Молодым людям прививали презрение к другим видам образования и рабам, их учили железной дисциплине – порка была наказанием за проступки. Подготовка к службе в армии длилась до 20 лет, а сама служба – обычно следующие 10 лет жизни.
В Афинах же было все иначе. Здесь, помимо физической подготовки, важнее всего были знания, умственное, нравственное и эстетическое развитие, то есть калокагатия. Родители были обязаны воспитывать своих детей всесторонне образованными людьми, способными жить в мире с другими. Поэтому с 7 до 14 лет они ходили в частные школы, где упор в первую очередь делался на умственное развитие ребенка. А уже в 15-16 лет наступало время физического развития. В эллинистический период обучение продолжалось в гимназиях основного типа средней школы. Окончанием обучения было двухлетнее военное и гражданское обучение в государственном эфебе. Девочки не ходили в школу, получали только домашнее образование вне зависимости от социального уровня.
Описанное выше греческое воспитание касалось только детей свободных граждан.
В Риме, как и в Греции, образование начиналось с 7-летнего возраста: мальчики, которые были детьми патрициев, получали государя – чаще всего греческого раба, а девочки учились у своих матерей. Остальные могли обучаться в частных школах, где было три уровня обучения, включая чтение, написание счетов и гимнастические классы: на первом, где дети обоих полов учились вместе, литератор компенсировал недостаток знаний, во втором грамматик обогащал их, а на третьем риторика учила произношению, речевым схемам, иногда с помощью актеров. Не редко встречалось, что сыны аристократии отправлялись в Грецию изучать философию, греческую литературу и обычаи. В 17-18 лет их призвали в армию.
В Риме были также школы для рабов, называемые педагогикой, где обучали письму, чтению, математике и ремеслу. В империи школы уже были государственными и финансировались городом или частными лицами.
Очевидно, что воспитание в классической цивилизации основывалось на хорошем образовании молодого человека быть хорошим гражданином. Здесь были открыты первые частные школы, государство заботилось об образовании нации.
(Древний Рим)
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее воспитание. Дети получали религиозное воспитание. При этом отец выполнял функции жреца. Девочки и девушки находились под неусыпным присмотром матерей вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет находились под наблюдением отца, изучали домашние и полевые работы, овладевали искусством владения оружием. Нередко на глазах ребенка творилась расправа над рабом. Семья была ответственна за воспитание юных римлян.
Первые попытки создания учебных заведений относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме. К Ш в. до н.э. восходит появление профессии наставника. Рабыни следили за детьми 4-5 лет. Рабы — педагоги обучали мальчиков чтению, письму, счету. Начиная со II в. до н.э. на образование стали оказывать влияние традиции эллинских центров Античного мира. Но римское образование не теряло своей самобытности. При сохранении семейного воспитания и общественных учебных заведений это образование имело практическую направленность. Но из программы исключались изящные искусства (музыка и пение). Главная цель: обеспечить карьеру в политике или военной карьере.
В 1 в. основными дисциплинами были: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура.
К V в. исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа СЕМИ свободных искусств: тривиум: грамматика, риторика, диалектика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Низшей ступенью обучения свободных граждан являлисьтривиальные школы. Сроки обучения в них не превышали двух лет. Учились девочки и мальчики с 7 лет. Изучали: латинскую и греческую грамоту, литературу, счет. Считать учились по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко использовались физические наказания плетью, палкой, в ходу были и поощрения успевающих учеников. Частные грамматические школы — школы повышенного типа. Обучались подростки с 12 до 16 лет. Тут добавлялись греческий язык, основы римского права, грамматика, латинский язык, риторика. Количество учеников было ограничено, а обучение индивидуальным. В ряде частных школ для детей состоятельных граждан предусматривалась и физическая подготовка, но не обучали танцам и пению. Военную подготовку молодежь проходила в военных формированиях —Легионах.
В IV в. появилисьриторические школы. Тут изучали греческую и римскую литературу, математику, астрономию, основы права, философию. Широко использовались диспуты. Эти школы готовили юристов для государственной машины Римской империи. Становление философской мысли происходило под влиянием эллинской традиции.
(древняя Греция)
С 18 по 11 века до н.э. идет преобразование крепостей (толщина стен доходила до 16 м.). На смену им приходят города. В Предполисный период заложены основы мифологической системы.
До 4 века до н.э. не было греческого языка. В это время создаются эпосы. Жили люди не в комфортной обстановке. Помещения тесные, окна небольшие, растили оливки, ячмень, изготовляли сыр, виноградное вино. Эпическая культура свидетельствует о возникновении представлений об истории.
В 7 веке до н.э. происходит зарождение литературы, появляются басни, лирика, драма. Характерна популярность античного театра. Полисы торговли глиной со скифами.
В Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи, до слогового письма. Ею владели жрецы, знатные вельможи, состоятельные граждане.
Центры обучения были сосредоточены при дворцах и храмах. Эгейской культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.
Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов — полисов (государств), когда воспитание заняло особое место в обществе.
Образованность выступала необходимым свойством достойного гражданина полиса. Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из ведущих зол. Школы были небольшими – 20—50 учеников с одним учителем. Одновременно занимались дети всех возрастов. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не был — выходные выпадали на городские и семейные праздники. Платили учителю немного. Социальный статус учителя был низким. Книг было мало. Знания усваивались на слух, с голоса учителя. Начальное обучение длилось 6-8 лет. Оно заканчивалось примерно к 14 -летнему возрасту. Учили началам чтения, письма, пения. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть. Писать учили на вощеных дощечках. Дощечки переплетались шкурками в книжечки. Писали палочкой заостренной с одного конца.
Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские АФИНЫ и авторитарная СПАРТА. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.
Спарта. По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартанцев преследовало по преимуществу цель подготовить членов военной общины. По утверждению Плутарха, новорожденных спартанцев осматривали старейшины(ЭФОРЫ). Судьба болезненных младенцев оставалась неясна. До 7 лет спартанцы воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц. Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение спартанцев. Это обучение делилось на три этапа: с 7 до 15 лет; с 15 до 20 лет; с 20 до 30 лет.
На первом этапе дети поступали под начало воспитателяПАЙДОНОМА. Они вместе жили, приобретали минимальные навыки чтения, письма. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12 летнем возрасте суровость воспитания еще более ожесточалась. Во все времена года верхней одеждой подросткам служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. В ходу были и наказания, но они носили символический характер (провинившегося кусали за большой палец руки). Мальчиков 14-летнего возраста посвящали вЭЙРЕНЫ — члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям (публичной порке которую следовало бы выдержать без стонов и слез). Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартанцев. На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение. Приемы воспитания становились еще суровее. Подростки и юноши должны были сами добывать еду. К 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем в течение 10 лет приобретал статус полноценного члена военной общины.
Все это время не прекращалась военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей воина. Резко осуждалось пьянство. Воспитание девочек-спартанцев мало отличалось от мужского. Оно состояло по преимуществу из физической и военной подготовки (владение копьем, диском, дротиком, мечом). В столь же малом объеме давалась общеобразовательная база. Как и у мужчин было вольное сексуальное поведение. В итоге педагогическая традиция СПАРТЫ оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения — вот результат первых опытов государственного воспитания. Не случайно СПАРТА не дала ни одного яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт СПАРТЫ оказался забыт. Традиции физического воспитания, закаливания стали предметом подражания в последующие эпохи.
Древняя Греция и, в частности, Афины – это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.
Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.
Греческое образование
Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.
Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.
В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:
- Грамматист.
- Учитель-знаток церковных порядков.
- Музыкант.
Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.
Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.
Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.
Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.
В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.
По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.
Обучение представительниц прекрасной половины
Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.
Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.
Спарта
Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.
Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.
Афины
В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.
Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.
Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные – учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше – высшая школа.
Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.
Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства
Смотрите также
Рождество в Греции и на Афоне
1 января у греков ассоциируется не так с Новым годом, как с днем памяти Святого Василия. Дети пишут Святому Василию письма с пожеланиями, оставляя их под рождественской елкой.
Альпинизм в Греции
Очаровательная Греция известна не только богатой архитектурой, старинными достопримечательностями и ласковым морем. Здесь пролегает величественная горная система, которая не оставляет равнодушными поклонников экстремальных видов спорта. Склоны покрыты белым известняком и мрамором, а внизу расположились зеленые луга, пихтовые и дубовые леса. Сегодня горы Греции активно используют альпинисты, которые приезжают в зимнее время года, чтобы насладиться величавыми пейзажами, чистейшим воздухом и небывалыми ощущениями.
Лариса – город-чайка, парящий среди скал
Касторья, меховый город
Название Касторья, от слова касторaс,что означает в переводе с греческого- БОБЕР. Это крупный торговый город. Касторьа на протяжении многих веков славился работой мехoторговцев. Посетитель города, не может не заметить шум швейных машин ,который исходит из каждого дома. Касторья находится в 50 милях от албанской границы в отдаленном уголке на северо-западе Греции.Он является космополитическим городом. Расположение Кастории— есть не что иное впечатляющее. Окруженный высокими горами Пинд, узкие улицы,и бесчисленные переулки характерны для города,расположенный на озере Орестиада.
Язычество и неоязычество в Греции
Современные церковнослужители, как православные, так и приверженцы других ветвей христианства, как и религий, исключают и не признают существование язычества ныне. Секрет кроется в полном непризнании многобожия. Язычниками священники называют и греховных людей. С последним историки и культурологи не согласны. Язычество – это поклонение сразу нескольким богам. Кстати, масса титанов, которая населяла греческий Олимп во времена Античности, как раз и является представительством того самого многобожия.
Читайте также:
- Представители московской области в совете федерации сообщение
- Microsoft office 2013 сообщение
- Сообщение на тему станочник сверловщик
- Деятельность гражданской обороны в вологодской области сообщение
- Объективные обязанности и моральная ответственность сообщение
Образование в Древнем Риме играло важную роль в жизни
римлян. Они верили в важность и необходимость образования. Как и многие другие
элементы культуры, он был заимствован из Древней Греции, но позже адаптирован к
образу жизни римлян. Здесь были некоторые различия: В Древней Греции больше
внимания уделялось естественным наукам, и физическое воспитание играло важную
роль, в то время как в Древнем Риме образование основывалось на гуманитарных
науках и было направлено на целостное развитие личности. Тем не менее, римская
система образования не утратила своей самобытности. Для него было характерно
первоначальное домашнее воспитание, оно было более практически ориентировано:
формирование волевых, дисциплинированных, религиозных граждан, активных членов
общества, способных пожертвовать собой ради государства, готовых внести вклад в
его развитие. Музыка и песни были исключены из образовательной программы,
поскольку считалось, что они «больше вдохновляют мечтать, чем
действовать».
В эллинистический период (затем во времена римской
цивилизации) была разработана программа «семи свободных искусств»
(лат. «szptem vrtes intelligelles»), которая делилась на тривиум
(риторика, диалектика и грамматика) и квадривиум (арифметика, астрономия,
геометрия, музыка). Ранее в этот список входили также медицина и архитектура,
но позже они были исключены.
Домашнее воспитание играет важную роль в формировании
личности. И мать, и отец вносили большой вклад в развитие ребенка, и семья
всегда была ответственна за нравственное формирование молодого римлянина.
Мальчики находились под присмотром отца, учились полевым работам, навыкам
ведения домашнего хозяйства, искусству обращения с оружием. И они научились не
только читать и писать, но и, в отличие от девочек, изучили законы Римской
империи.
Девочки постоянно находились под присмотром матери и учились
не только чтению и письму, но и тем навыкам, которыми должна обладать настоящая
хранительница очага: Шитье, вязание, кулинария. На этом образование бедных
семей прекращалось, поскольку у них не было средств, чтобы дать своим детям
классическое образование. Знатные семьи могли позволить себе приглашать
греческих рабов и учителей. Девочки также могли продолжать свое образование
дома. Образованные девушки пользовались большим уважением в Древнем Риме и
назывались «puella docta».
Наиболее полную информацию о домашнем обучении можно
почерпнуть из биографии человека по имени Катон Старший, который уклонялся от
обучения в школе и поэтому взял на себя обязанность обучать своего сына дома.
На ранних этапах развития образования рабы не имели права на
образование, но в более поздний период развития им разрешили учиться в
педогогах, школах для несвободного населения. Обычно они преподавали все те же
предметы, что и свободное население, за исключением права. Рабы, получившие
образование, ценились больше, чем обычные рабы, потому что у них была
квалификация.
С появлением Римской империи окончательно сформировались три
уровня образования: тривиальные школы для детей 7-12 лет,
Средние школы для юношей 12-16 лет и школы риторики для
юношей 16-20 лет.
Процесс обучения в коллективных учреждениях-школах был
достаточно строгим. Была строгая дисциплина. Занятия длились от рассвета до
заката, с небольшим перерывом, чтобы дети могли поесть. За опоздания и другие
проступки применялись телесные наказания розгами и тростями. Начало учебного
года было в марте. В школе не было выходных, семь дней в неделю. Тем не менее,
существует множество как религиозных, так и юридических праздников. В эти дни
дети не учились, и эти дни назывались feriae. Не было школьных уроков и летом,
когда поднимался Сириус, наступали caniculares — самые жаркие дни в году.
Занятия проходили в доме учителя, в мастерской ремесленника, в комнате,
отделенной занавеской, но чаще всего занятия проходили на улице (на более
высоких уровнях обучения — на форумах). В школе не было парт, а учитель сидел
на стуле с высокой спинкой — кафедре. Дети сидели на стульях вокруг него и
писали у него на коленях.
Тривиальные (начальные) школы.
Самым низким уровнем образования были тривиальные школы
(лат. scholae или ludus-play). Они обучали детей в возрасте 7-12 лет из более
бедных и низших слоев свободнорожденного населения — более богатые нанимали
рабов-учителей для обучения на дому. Обучение могли проходить как мальчики, так
и девочки. Продолжительность обучения составляла всего 2 года. В школах
преподавались основы чтения и письма на латыни (иногда на греческом),
арифметика и чтение. Школы были частными и поэтому взимали плату, но она была
не очень высокой. Дети обычно обучались в группах по 15-20 человек. Не было
четкой программы обучения, и любой более или менее образованный человек мог
открыть такую школу. Учебников не было, поэтому процесс обучения был очень
примитивным: ученики повторяли все вслух за учителем, записи делали на глиняных
табличках специальной палочкой. В начальных школах также преподавались
некоторые знания по математике. Человек, который его преподавал, назывался
калькулятором. Они считали маленькими камешками и руками: левая рука обозначала
единицы и десятки, правая — сотни и тысячи.
Гимназии
Средний уровень образования в Древнем Риме был представлен
средними школами. К сожалению, не все желающие могли принять участие, так как
плата за обучение была довольно высокой, поэтому группы были гораздо меньше
(8-10 человек). Обучение проходили дети в возрасте от 12 до 16 лет.
Практиковался индивидуальный подход к каждому ученику. Были предприняты попытки
создания прототипов классов. Для некоторых средних школ были созданы учебники.
Девочек в этих школах также больше не учили. Комнаты были украшены бюстами
писателей, барельефами, изображающими гомеровские сцены, и географическими
картами, но чаще школа располагалась под открытым небом, на ступенях храма.
Учителями были в основном вольноотпущенники. Учебная программа была расширена:
к ней добавились основы римского права, философии, греческого языка (который
стал обязательным предметом), основы астрономии и главный предмет — латинская
литература. Дети читали и заучивали отрывки из известных произведений, таких
как «Иллиада» и «Одиссея» Гомера. Особой популярностью
пользовались басни Эзопа. Студенты не только читали произведения в оригинале,
но и писали собственные стихи и рассказы.
Школы риторики.
Школа риторики для молодых людей в возрасте 16-20 лет
соответствует современному университетскому образованию. Учебная программа была
основана на ораторском искусстве и была очень интенсивной, с интенсивным
изучением философии. Группы были очень маленькие, всего пять-шесть человек.
Практиковался индивидуальный подход: Каждый студент получил ряд заданий по
различным дисциплинам. Методы преподавания были основаны на практике, а не на
теории. Будущие ораторы должны были чаще практиковать свои навыки красноречия.
Плата за обучение была очень высокой, хотя школы частично финансировались
государством. Учителя школ считались уважаемыми людьми, которых также
обеспечивало государство. В риторские школы поступали не все, а только те, кто
хотел быть связанным с государственной деятельностью (юноши из знатных семей).
Школы служили для подготовки политиков, общественных деятелей и ораторов. Нередко
провинциальное население отправляло молодых людей учиться в ораторские школы
больших городов. Некоторые могли пойти на так называемую военную службу в
легионы.
Образовательная мысль.
Забота о Древнем Риме.
Педагогическая мысль в Древнем Риме нашла свое выражение в
мыслях многих выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие
римской системы образования.
Луций Эней Сенека:
- Оратор и философ
- Философия — основной предмет
- «семь гуманитарных искусств» не учитывали основные предметы
- главный метод воспитания — самодвижение к божественному идеалу, главный метод — назидательные беседы
- главная цель — моральное совершенствование человека
Марк Туллий Цицерон:
- Оратор, политик, педагог, философ
- Идеал образования — это совершенный оратор
- Путь к зрелости — это систематическое, непрерывное самообразование
- писал книги для школ
Марк Фабий Квинтилиан:
- Спикер, преподаватель
- открыл одну из самых известных школ риторики в Древнем Риме.
- заимствовал и переработал греческие идеи образования
- придерживался идей ненасильственной гуманистической педагогики
- считал, что необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента
- используются три метода обучения: Подражание, обучение, практика
- Предпочитают школьное обучение домашнему
Уровни образования в Древнем Риме
Главную роль в формировании личности молодого римлянина
играли домашнее образование и воспитание. В эпоху царей (VII-VI века до н.э.)
уже сложились прочные традиции семейного очага как ядра общества и воспитания.
Здесь дети получали религиозное образование, а отец исполнял
обязанности священника. Семья древних римлян находилась под покровительством
многих богов: Юноне поклонялись как хранительнице брака и любви, двуликий Янус
охранял двери дома.
Отец был неограниченным правителем в семье, он даже имел
право продавать своих детей в рабство. Мать имела меньше прав, чем отец, но
играла почетную роль в воспитании. Девочки и молодые женщины до замужества
находились под пристальным надзором своих матерей. Мальчики до 16 лет учились
под присмотром отца хозяйственным и полевым работам и овладевали искусством
владения оружием. Все это время они должны были носить длинные волосы.
Семейная атмосфера была совсем не идиллической. Нередко
матери рассказывали дочерям о своих тайных увлечениях и прелюбодеяниях. На
глазах у детей отцы совершали жестокие расправы над рабами, участвовали в
непристойных пьянках.
На протяжении всей римской истории семейное воспитание
играло более или менее важную роль, но семья всегда была ответственна за
нравственное, гражданское воспитание молодых римлян. В период расцвета Римской
империи семья явно уступила свои позиции государственной системе образования.
Но в конце римской цивилизации домашнее образование вновь становится лидером в
подготовке молодого поколения.
Коллективное воспитание появляется в Риме рано. В III веке
до н.э. были созданы школы совместного обучения. Обучение началось в возрасте 7
лет. Дети состоятельных родителей получали начальное образование дома, девочки
также обучались дома под руководством матери, что соответствовало традициям. У
тех, кто посещал школу, был домашний репетитор (воспитатель и учитель). В
источниках также упоминаются школы, которые содержались за государственный
счет, но чаще всего это были частные школы. Владельцами были греки
(вольноотпущенники, а иногда и рабы). Рабыни-няни ухаживали за детьми в
возрасте 4-5 лет. Рабы-воспитатели учили мальчиков читать, писать и считать.
Рабы-няньки и воспитатели содержались состоятельными гражданами. Профессия
учителя считалась в римском обществе унизительной для свободных граждан.
Начиная со II века до н.э., на организацию школьного
образования в Риме все большее влияние оказывали традиции эллинистических
центров древнего мира.
Однако римская система образования никогда не теряла своей
самобытности. При сохранении важной роли семейного воспитания и его присутствия
наряду с частными государственными школами, оно имело более практическую
направленность: подготовка волевых, дисциплинированных граждан. Изобразительные
искусства — музыка, песни, поскольку, как считали многие римляне, они
«призывают больше к мечтаниям, чем к действию» — были исключены из
образовательной программы. Можно сказать, что девиз «польза» был
смыслом римского воспитания и обучения, главной целью которого было обеспечение
определенной карьеры, будь то военное или политическое ораторское искусство.
В первые века нашей эры в Римской империи был установлен
стабильный и внешне единый канон содержания, форм и методов образования. В
первом веке девять школьных предметов были основными: грамматика, риторика,
диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура.
К пятому веку из этого списка были исключены медицина и архитектура.
В пятом веке до нашей эры упоминается только существование
двухуровневой школы. После этого сформировалась трехуровневая школа. Первой
ступенью была начальная школа, «школа литераторов», второй —
«школа грамматиков», третьей — «школа риторов».
На первом этапе главным учителем был литератор. Учителями в
это время были в основном рабы или вольноотпущенники греческого происхождения.
Чтение и письмо преподавались в примитивной форме. Сначала были выучены
названия и расположение букв, затем их внешний вид. Этот процесс растянулся на
несколько лет. Так, Квинтилиан свидетельствует, что такая процедура
практиковалась в I веке до нашей эры. Основной метод обучения в начальной школе
заключался в автоматическом запоминании на уроках. В дополнение к
вышеперечисленному, начальная школа предлагала знания по математике, которая
преподавалась с помощью калькулятора. В классе они использовали специальную
счетную доску, абаку, и учились считать руками, затем в ход пошла галька. Они
считали в уме, имели таблицы в голове. Учитель занимался с каждым учеником
индивидуально. Школы находились в неприспособленных для обучения помещениях.
Порка и бичевание были обычным делом, поощрение отличившихся было в моде. После
завершения изучения литературы, которое длилось 3-4 года, начинался следующий
этап обучения.
Частные гимназии были учреждениями более высокого типа. Как
правило, здесь обучались молодые люди в возрасте от 12 до 16 лет. Школы
располагались в более удобных помещениях и предлагали широкую программу. Здесь
обязательными были такие предметы, как греческий язык, основы римского права
(12 таблиц), латинская грамматика, риторика. Количество студентов было
ограничено, и занятия были в основном индивидуальными. В более поздний период
были попытки разделить учащихся на группы (классы). В некоторых частных школах
в дополнение к этой программе для детей богатых меценатов проводились уроки
физкультуры. В школе не преподавали ни музыку, ни танцы. Молодые люди проходили
военную подготовку в военных формированиях — легионах.
В «Гимназии» учителями были в основном
вольноотпущенники. Статус литераторов и грамматиков был довольно низким.
Исключение составляли те, кто занимался грамматикой как наукой. Их гонорар был
в два раза меньше, чем у ритора. В учебных целях использовались тексты Гомера и
Менандра, из римской литературы — труды Ливия Андроника, Квинта Энния, а со
времен Октавиана Августа — изучение исторических произведений, Горация и Вергилия.
Есть упоминания об использовании учебников в учебных целях.
Третьим этапом стало обучение в школах риторики. Их посещали
в возрасте 12-13 лет. Самые известные риторические школы существовали в Греции
и Риме. Существование риторической школы в провинции было редкостью. Приоритет
отдавался греческим школам. Учебная программа была обширной и включала в себя
ораторское искусство, основы математики, астрономию, право и философию. Важное
место занимали практические занятия и написание речей на заданную тему (на
литературные темы, философские фрагменты, где практиковались диспуты в духе
софистики, из истории, мифологии и написание речей, не лучшего качества). Они
изучали греческий язык и комментировали произведения классической греческой и
римской литературы.
На этом этапе гимнастика была умеренной. В возрасте 17-18
лет закончилось римское обучение. Риторические школы выполняли определенную
социальную миссию — они готовили юристов для расширяющейся бюрократической
государственной машины Римской империи.
Материалом для письма в римских школах служили деревянные
таблички с нанесенным на них воском и ручки для письма — стилусы. Для
транспортировки планшетов существовали специальные пеналы. В римской школе
существовала система наказаний и поощрений. Есть яркие рассказы о наказании
ученика. Например, Гораций называет своего учителя Орбелиуса «не щадящим
кнута». Учителя использовали угощения в качестве поощрения, что особенно
часто применялось в начальных школах. Для этого были испечены письма и переданы
способным ученикам. Учебный год в Риме начинался в марте, и в дни праздников
занятия не проводились. С имперских времен школы поддерживались городами, но
школ не хватало.
Главная задача в воспитании девочек ложилась на плечи
матерей. В состоятельных семьях девочки могли обучаться на дому, менее
состоятельные, начиная со второй ступени, обучались вместе с мальчиками.
Девочки посещали школы совместного обучения уже в пятом веке. Образование было
необходимо женщине для того, чтобы в будущем дать его своим дочерям, а также
для участия в общественной жизни. Плутарх считал, что женщины обязаны
разбираться в математике и астрономии. В годы существования княжества
образованных женщин называли «докта». В римской традиции много
образованных женщин. Например, Корнелия, жена Помпея, считалась знатоком
астрономии, философии и географии. Тацит также вспоминает о воспитании матери
Нерона, Агриппины. Женщин также обучали ораторскому искусству, но они редко
применяли эти знания на практике.
Школы для несвободного населения
В Риме существовали школы для несвободного населения.
Образование раба полностью зависело от его хозяина. Рабы могли изучать музыку,
стенографию и архитектуру. Единственной профессией, которая была недоступна для
несвободных людей, было право.
В Риме было престижно иметь образованных рабов, поэтому они
стремились получить образование. Некоторые из них обрели свободу в процессе
обучения, как, например, Грамматик Палемон.
Школы для несвободного населения назывались редагогами, а их
учителя — педагогами. Такие школы известны с I века до н.э. по III век н.э., а
во II веке н.э. они процветали. — III век н.э., расцвет во II веке н.э. Часто в
этих школах преподавали те же учителя, что и в школах свободных римлян.
Обучение начиналось в возрасте от 12 до 18 лет. Рабы обучались чтению, письму и
основам арифметики, важное место отводилось физическим упражнениям.
Существовали также школы с практической направленностью, которые готовили рабов
к определенным профессиям.
Одни из первых библиотек появились в Риме во II веке до н.э.
Луций Аэмилий Паулюс перевез книги от царя Персея, а Суллой перевез несколько
библиотек из Афин. Еще до нашей эры римляне возводили специальные здания для
хранения книг и литературных коллекций. Статус граждан, которые не только
собирали книги, но и пользовались ими, был высок.
Идея создания публичной библиотеки восходит к Цезарю.
Асилиус Полеон основал первую публичную библиотеку в Храме Свободы. Во время
правления Константина в Риме было 28 библиотек. Как правило, библиотеки
создаются по инициативе горожан. В IV веке интерес к книгам ослабел. Библиотеки
были популярным местом для проведения свободного времени, в банях также имелись
библиотечные фонды.
В республиканском Риме росло рабство; накопление богатства
привело к расслоению населения, что обусловило разделение школ по имущественному
признаку и знатности происхождения на начальную и высшую ступени — гимнасии, а
позднее — оратории. Начальные школы, частные и платные, обслуживали часть
бедного и невежественного свободного населения (плебеев), обучали чтению,
письму и арифметике, знакомили с законами страны. Богатые и знатные люди
предпочитали давать своим сыновьям начальное образование дома. В грамматических
школах, также частных и платных, сыновей привилегированных родителей обучали
латыни, греческому языку и риторике. Развитие этих школ было вызвано
необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять
выборные должности во власти. В последние века республиканского Рима
сформировались специальные школы риторов (ораторов).
После завоевания Греции (II век до н.э.) греческая культура
распространилась в Риме, и греческий язык стал языком знати.
Когда христианство было объявлено господствующей религией, в
качестве учителей стали привлекаться представители христианского духовенства, и
вся работа школы приобрела ярко выраженный церковный характер. Христианство
было враждебно по отношению к древнегреческой культуре, античной науке и школе.
Детство и юность сенатора или всадника
Рождение ребенка было праздником, о котором оповещали всех
соседей, развешивая на дверях венки. Отец поднял младенца, который был положен
перед ним на землю; это означало, что он признал его своим законным ребенком.
Но он мог отвергнуть его, и тогда новорожденный был выброшен. Только во времена
Александра Македонского выбрасывание детей было объявлено преступлением,
равносильным убийству.
Право выбросить ребенка, продать его или даже убить
принадлежало только отцу: — «Нет мужчин, которые имели бы такую власть над
своими детьми, как мы.
Сын может дожить до глубокой старости, подняться на высшие
ступени государственной карьеры, добиться почестей, и все же он не покидает
отцовской власти, и она заканчивается только со смертью отца. Жизнь сумела
обойти ряд законов: поставить раба, бесправное существо, «вещь»,
иногда выше всех свободных, дать женщине, которая должна всю жизнь находиться
под опекой отца, брата или мужа, права, ставящие ее наравне с мужчиной;
отцовская власть осталась незыблемой.
На восьмой день девочке и мальчику давали имя; на девятый
день приносили жертву, чтобы очистить ребенка и мать. На восьмой день девочке и
мальчику давали имя; в этот день устраивали семейный праздник: собирали
родственников, приносили жертву для очищения ребенка и матери, устраивали
угощение в соответствии с достатком родителей. Крошечное, беспомощное существо
было особенно легкой и привлекательной добычей для таинственных злых сил,
которые всегда были начеку: К спящему младенцу ночью прилетели стрижи —
отвратительные существа с изогнутым клювом и крючками вместо когтей, которые
зарылись в его внутренности и погрязли в его крови. Ничто не стоит того, чтобы
околдовать ребенка: Сам человек часто не знает, что у него есть сглаз; есть, в
конце концов, отцы, которых матери боятся показать собственным детям. Защитить
и уберечь ребенка от сглаза помогает черный непрозрачный камень, который
называется апирачез: его нужно носить новорожденному на шее. Защищайте его, как
кораллы и янтарь, а если на ребенка навесить волчьи зубы, он легко пробьет себе
дорогу, и на него не подействует испуг. Золото защищает от любого колдовства, и
ребенку дают маленькие золотые вещицы, которые служат и игрушками, и амулетами.
Их нанизывают на цепочку или ленту и вешают через плечо или на шею.
Обычай брать мокрую кормилицу для новорожденного ребенка,
однако, стал очень распространенным к концу Республики; Цицерон, по крайней
мере, пишет, что его современники «впитывали заблуждения с молоком мокрой
кормилицы» (не матери). Влажные кормилицы упоминаются в ряде надписей;
иногда влажная кормилица с гордостью рассказывает о том, кто были ее кормилицы.
Сиделка часто оставалась в доме, даже после того, как ее
питомец вырос. Она развлекала его, болтала с ним, рассказывала ему истории,
которые в образованных кругах презрительно высмеиваются — «сказки старых
жен», но которые для современного этнографа были бы сокровищем. Эта рабыня
или козленок, преданная, любящая и нежная с ребенком, который рос на ее руках,
постепенно превращалась из служанки в самостоятельную личность, которая жила
радостями и горестями семьи. Нередко няня переезжала в новую семью своего
питомца, когда они женились. Осталась половина дома жены и детей, где она была
помощницей, наперсницей и правой рукой своей молодой хозяйки, переживая вместе
с ней радости и горести новой семейной жизни.
К мальчикам был приставлен «воспитатель» — старый,
уважаемый раб или слуга, обычно грек. К мальчикам приставляли старого,
уважаемого раба или слугу, обычно грека, чтобы они могли изучать греческий язык
в раннем возрасте. Педагог» выполнял обязанности нашего
«дядюшки» XVIII века, сопровождая своего ученика повсюду, обучая его
хорошим манерам — «вот так ходить, вот так вести себя за едой»,
проводя его за уши, а иногда прибегая к более суровым мерам.
Когда дети подросли, они стали играть в игры. Братья и
сестры росли вместе: они играли, ссорились, дрались, плакали и мирились по сто
раз на дню. Они покупали игрушки, ценность которых, конечно, зависела от
состояния родителей, но «истории», которые всегда были одинаковыми:
животные и звери, нарисованные из глины, повозки, и особенно для девочек куклы,
часто с подвижными конечностями. Одна такая кукла, вырезанная из дуба и
прекрасно сохранившаяся, была найдена в Риме; на пальцах у нее были миниатюрные
кольца. Как и сегодня, у кукол была своя «экономика»: одежда, сшитая
заботливыми руками няни или матери, иногда неуклюжими пальчиками маленькой
хозяйки, украшения, посуда. Дети часто сами находили себе игрушки: ракушки и
разноцветные камешки занимали среди них первое место. Иногда они сами делали
свои игрушки.
Они играли в те же игры, что и дети сегодня во всем мире:
бегали, строили домики из песка, прятались друг от друга, играли в чет и нечет,
бегали с обручем, устраивали гонки, били палкой, катались на длинной тростинке,
качались на качелях. Особой мальчишеской игрой было бросать камешки в цель и
«блином» сбрасывать их на воду; «Эта игра состоит в том, чтобы
собирать на берегу моря камешки, отполированные и сглаженные волнами, брать
такой камешек пальцами и, держа его плоско, параллельно земле, давать ему
падать вниз под углом, чтобы он летел как можно дальше, кружась над водой,
скользя над поверхностью моря, постепенно падая и одновременно подпрыгивая над
крайними гребнями. побеждает тот, чей камешек летит дальше всех и чаще
отскакивает от воды».(Мальчики играли в солдат, гладиаторов, цирковых
возниц; подарок маленькой зеленой туники того же цвета, что и у настоящих
возниц «Партии зеленых», естественно, приводил мальчика в восторг.
Они также играли в «суд и судью». Перед «судьей» стояли
ликторы со связками плетей и топоров, он садился на помост и проводил «суд».
Семилетний возраст стал поворотным моментом в жизни
мальчика. Его сестры остались с матерью и няней, а он «вышел из
детства»: начались годы учебы, и мальчик делал свои первые шаги под
руководством отца.
Плутарх в своей биографии Катона Старшего оставил хорошие
воспоминания об этом начальном обучении в древнеримских семьях: отец учил сына
читать и писать (Катон изложил для мальчика крупными буквами домашнюю историю),
скакать на лошади, метать стрелы, сражаться в полном военном снаряжении,
бороться с водоворотами и стремительным течением реки. Уроки «бокса»
не были забыты; отец закалял мальчика, приучал его к физическим нагрузкам, к
боли, к переносу жары и холода: он был для него «и учителем, и
законоучителем, и надзирателем в физических упражнениях». Несомненно, по
мере взросления мальчика отец знакомил его с сельским хозяйством в различных
его аспектах, от свойств почвы и севооборота до правил рационального
земледелия.
Еще более важным, чем знания, полученные на этих уроках,
была моральная атмосфера, в которой рос ребенок. Горячая любовь к своей стране,
готовность пожертвовать всем ради нее, — «пусть благо государства будет
главным законом», — убежденность в своем абсолютном превосходстве над всеми
остальными, гордость за традиции предков, — маски предков, которые он мог
видеть каждый день, и деяния тех людей. О том, чем гордилась семья, ему часто
говорили старшие, сознание того, что он наследник их доблести и что его долг —
не предать то, что было завещано ему последующими поколениями, — это был
«духовный воздух», которым мальчик дышал с детства и в котором его
воспитывали. Он не размышлял и не оценивал наследие своих предков; не мысли, а
чувства действовали и предписывали ему определенный образ действий с того
момента, как он, став взрослым, надел тогу, и до того часа, когда линия предков
прощалась с погребальным костром достойного представителя своей расы.
Когда мальчик надевал свою взрослую тогу — обычно в возрасте
15 или 16 лет — отец поручал его заботам одного из великих государственных
деятелей, и для юноши начиналась «начальная школа Форума». Отец
Цицерона отвел его к Кв. Муцию Сцеволе, авгуру, большому знатоку закона, —
«Я не отходил от него ни на шаг….. «Я старался лучше учиться у
него. Молодой человек сопровождал своего лидера в сенате, присутствовал при
обсуждении государственных дел, которые часто имели величайшее значение, слушал
речи первых ораторов своего времени, наблюдал за борьбой партий, «был
зрителем, прежде чем стать участником»; он изучал в действии механизм
государственной машины; вместе со своим лидером он ходил в суд, посещал
народные собрания, «учился сражаться на поле боя». После этого
практического знакомства с политической жизнью начиналась военная служба, и
юноша либо оставался в армии, либо возвращался в Рим и начинал свою
политическую карьеру.
Такими были детство и юность человека из сенаторского или конного рода.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
- Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Условия формирования связной речи у дошкольников с ОНР
- Средства этнопедагогики
- Сущность и своеобразие основных дидактических концепций
- Здоровьесберегающие образовательные технологии
- Методы музыкального обучения
- Воспитание культуры поведения у дошкольников
- Основные задачи Тьюторского сопровождения
- Проблема школьной дезадаптации у первоклассников
- Классификация методов обучения по источнику знаний
- Система коррекционно-логопедической работы в школе
Афинская и спартанская
системы воспитания
Эпоха
Античности (VIII
в. до н.э. — V
в. н.э.), охватывающая историю Древней
Греции и Древнего Рима, явилась
неисчерпаемым культурным источником
для последующих цивилизаций и внесла
весомый вклад в
развитие философской, педагогической
мысли и практики образования.
В Древней
Греции система воспитательных институтов
достигла зрелых форм к IV
веку до н.э., после длительной эволюции
полисов. Наиболее яркими и во многом
полярными образцами древнегреческого
воспитания по праву считаются афинское,
сложившееся в экономически и культурно
развитом демократическом государстве,
игравшем ведущую роль в Аттике, и
спартанское, рожденное в стороне от
торговых морских путей в аграрной и
военнизированной Лаконии, где традиционно
правили цари и Совет старейшин.
В Афинах
государство законодательно не обязывало
граждан получать образование, однако,
несмотря на это, среди свободнорожденных
жителей полиса не было неграмотных
людей. Высокий общий уровень образованности
косвенно подтверждается и тем фактом,
что в период расцвета афинской демократии
при правителе Перикле представителей
в народное собрание, имевших полномочия
принимать решения затрагивающие интересы
всех горожан, избирали по жребию.
Стремление
к знаниям было обусловлено сложившимися
в веках традициями, которые древними
греками порою воспринимались выше
законов. Суть общественного мнения по
поводу данных традиций хорошо выразил
Платон, который считал, что долг родителей
дать детям хорошее образование. Если
же родители не выполняют эту свою миссию,
то они, тем самым, дают детям право в
будущем не исполнять сыновний долг и
не заботиться о них в старости.
Образовательная
программа в афинской системе охватывала
и приравнивала друг к другу воспитание
интеллектуальное, музыкальное и
физическое. Это было связано с особенностями
самой древнегреческой культуры, в
которой воспитание понималось как
неразрывное единство «гимнастического»
и «мусического». Синтезом этих двух
элементов должно было стать классическое
равновесие тела и духа, прославленный
идеал «калокагатии» — красоты и
добра, слитых в человеке воедино. Именно
из него вытекает идея гармонического
развития личности, которая в течение
долгих веков служила и продолжает
служить целевым ориентиром для многих
педагогов.
До 7 лет
воспитанием ребенка занималась семья,
развивая его физически, прививая чувство
прекрасного и давая основы нравственного
поведения.
Когда
мальчику исполнялось 7 лет, его отправляли
учиться в школу. Со стороны семьи, если
конечно у нее был определенный достаток,
к ребенку прикрепляли раба, которого
называли педагогом. Этот раб сопровождал
своего маленького господина до места
учебы и обратно, неся его школьные
принадлежности и следя за тем, чтобы
тот вел себя по дороге прилично, соблюдая
нормы общественного этикета. А потому
неудивительно, что слово «педагог»
в буквальном переводе с древнегреческого
означает ни что иное, как «детоводитель».
В Афинах
существовало два типа школ: мусические
и палестры. Они были частными и платными,
но плата была по карману даже самым
бедным, так как учителя за свой труд
получали очень мало.
В
мусической школе дети последовательно
обучались у учителя-грамматиста и
учителя-кифариста.
Грамматист
давал детям навыки чтения, письма и
счета. Его подопечные знакомились с
произведениями Гомера, Эзопа, Гесиода,
Софокла и других известных древнегреческих
авторов. Грамоту осваивали буквослогательным
методом, для письма использовали вощенные
дощечки — «церы», на которых
заостренными палочками — «стилями»
выводили буквы и числа, тексты и
арифметические действия. При решении
примеров применялось специальное
вычислительное средство — «абак»,
напоминающее собой счеты, которыми люди
пользовались ещё в не столь отдаленном
времени, вплоть до массового появления
электронных калькуляторов.
Кифарист
обучал игре на лире и кифаре, пению соло
и хором. Под его руководством дети
разучивали различные гимны и ритуалы,
применяемые на праздниках в честь
олимпийских богов.
В школе
палестры подростки попадали к учителю
педотрибу. Он занимался с ними гимнастикой
и различными видами спорта по олимпийской
программе. При этом главное внимание,
в соответствии с идеалом «калокагатии»,
акцентировалось не только на воспитании
силы и ловкости, но и на формировании
красивого тела.
По
окончании мусической школы и палестры
юноши из благородных семей могли
продолжить образование в афинских
гимнасиях и философских школах других
греческих городов.
Что
касается девочек, то они в Афинах получали
домашнее воспитание, ориентированное
на подготовку к будущей семейной жизни.
В отличие от мужчин, женщины почти не
участвовали в общественно-политической
жизни полиса. Более того, устоявшиеся
нормы приличия запрещали им публично
блистать своим остроумием и начитанностью.
Так себя вести в присутствии сильного
пола дозволялось лишь гетерам.
Важной
отличительной чертой воспитания в
Спарте была его жесткая регламентация
со стороны государства, которое для
проведения своей идеологии и осуществления
контроля назначало специального
чиновника — «педонома».
Главными
направлениями в спартанской системе
воспитания были военно- физическое и
патриотическое, цель которых состояла
в подготовке воина-патриота, полностью
подчиняющего личные интересы, интересам
социальной группы. Что касается
интеллектуальной подготовки спартанцев,
то она ограничивалась умением читать
и писать, знанием нескольких военных и
ритуальных песен, а также некоторыми
сведениями о традициях Спарты, ее
истории, героях, религии и обрядах.
Общественное
воспитание мальчиков было обязательным.
Оно начиналось с 7 лет и состояло из 3
циклов: 2 циклов по 4 года и завершающей
5-летней «эфебии».
С первых
дней занятий детей приучали к дисциплине
и умению повелевать и подчиняться. В
соответствии с возрастом их делили на
отряды — «агелы» и более мелкие
«илы». Во главе этих отрядов
назначался командир из числа воспитанников.
Мальчики должны были беспрекословно
подчиняться непосредственно ему, а
также всем вышестоящим начальникам и
взрослым воинам. Главное внимание
уделялось физической подготовке, однако,
в отличие от Афин, на первый план
выдвигалось не формирование красивого
атлетичного тела, а приобретение таких,
необходимых для солдата качеств, как
воля в достижении цели, выносливость,
ловкость, умение терпеть боль и др. Все
эти качества, а также лидерские задатки
ярко проявлялись в драках, которые
поощрялись среди детей и рассматривались,
как важный метод подготовки воина.
По
достижении 15 лет подростки проходили
обряд инициации (посвящения). На
центральной площади Спарты перед алтарем
Артемиды их били прутьями по обнаженным
телам, а они молча и с достоинством
переносили данную экзекуцию. После
этого подростки переходили в статус
юношей, для которых начинался очередной
и последний этап спартанского воспитания
— «эфебия».
«Эфебия»
— есть целенаправленное военная
подготовка. Воспитанники учатся владеть
оружием, изучают и тренируются в тактике
ведения боя в атаке и обороне, в несении
дозора, в разведывательной деятельности
и т.п. Для закрепления полученных навыков
порой устраивалась охота на сбежавшего
или специально отпущенного раба, которого
надо выследить, догнать и убить.
В
завершении «эфебии» юноши должны
были пройти «криптию». Суть ее
состояла в том, что молодые люди уходили
из города в легкой одежде и в течение
года скитались в одиночестве по стране,
самостоятельно добывая пропитание,
устраиваясь, где придется, на ночлег и,
скрываясь ото всех, чтобы не быть
застигнутым врасплох. Успешно прошедшие
«криптию» становились полноценными
воинами и получали право трапезничать
вместе со взрослыми мужчинами.
Что
касается спартанских девочек, то они
специального образования не получали,
но воспитывались, как правило, рядом с
мальчиками, для того чтобы стать
достойными солдатскими женами и матерями.
На них возлагалась важная социальная
роль по ведению хозяйства, управлению
рабами и даже защите своего поселения
от нападения врага, в то время когда
мужчины находятся в военном походе. Как
матери, они заботились о том, чтобы их
сыновья стали настоящими сильными
мужчинами, даже в том случае, если их
если отцы погибли.
Педагогические идеи
древнегреческих философов
Начиная с периода «культурного
переворота» (VIII-V
в.в. до н. э.) в Древней Греции, наряду с
подъемом экономики, становлением и
развитием демократии, расцветом
искусства, происходит активный поиск
в области философии, который повернул
сознание греков от языческих религиозных
преданий к научному изучению мира.
Основатели
греческой философии, так называемые
досократики (Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.),
стремились, главным образом, сконструировать
объективную картину мира и разобраться
в сущности человеческого бытия. Вопросы
воспитания их интересовали мало. Между
тем, постепенное увеличение объема
знаний, разработка инструментария
мышления, всеобъемлющие социокультурные
изменения обусловили дальнейший шаг в
развитии философской проблематики.
Произошел переход от преимущественного
изучения природы и окружающего мира к
рассмотрению человека. Тем самым возникла
субъективистско-антропологическая
традиция в философии внутри которой
активно формировались и развивались
педагогические идеи. Приоритет здесь
принадлежит софистам (Гиппий, Горгий,
Протагор и др.) и Сократу. В их учениях
человек объявляется единственным
«бытием и мерой всех вещей». Они
высказывают мысли о его самоценности
как личности, о праве на свободное
развитие и проявление своих способностей.
Провозгласив
человека «мерой всех вещей», софисты
впервые в истории пытаются подчинить
задачи воспитания и обучения нуждам
конкретного индивида целиком поставить
их в зависимость от его потребностей и
интересов. Видя главную цель образования
в достижении каждым личного успеха, они
допускают при этом возможность разрушения
вековых устоев благочестия и неприятия
существующего социального порядка.
Относительность
нравственных норм, проповедовавшихся
софистами, вызывала активные возражения
со стороны современников. Одним из
непримиримых оппонентов по данному
вопросу стал их бывший ученик Сократ
(469-399). Мерилом всех вещей для него
выступал не субъективно-произвольный
единичный человек, а человек как разумное
мыслящее существо. Основополагающая
способность человека, по Сократу, — это
разум, мышление. Нравственное зло идет
от незнания, значит, знание — это и есть
источник нравственного совершенствования.
Таким образом, не выходя за рамки
софистического рационализма в постановке
и разрешении педагогических проблем,
Сократ противопоставил практицизму
софистической школы представления о
самостоятельном значении добродетели,
являвшейся, по его мнению, необходимым
условием воспитания свободного гражданина
в демократическом обществе.
При
этом, провозглашая знание источником
нравственности, Сократ подчеркивал,
что оно становится им лишь тогда, когда
добыто путем индивидуальных интеллектуальных
и духовных усилий, а не взято бездумно
из книг, обычаев и традиций. Чтобы такое
происходило, философ разработал метод,
который назвал «майевтикой». «Майевтика»
по-древнегречески -это искусство повитухи
(ею была мать Сократа), которая, как
известно, занималась тем, что помогала
родиться на свет ребенку. Сократ же,
гуляя по Афинам и беседуя с учениками,
своими вопросами ставил их в ситуацию
«ученого незнания» и, тем самым, помогал
родиться мысли.
Однако
благие намерения философа и педагога
не были приняты и поняты современниками.
Более того, его обвинили в «развращении
молодежи», которая переставала чтить
традиции и уважать мнение отцов. По этой
причине Сократа судили и приговорили
к смерти. Последним его желанием было
после принятия яда цикуты побеседовать
перед смертью со своими учениками.
Самым известным учеником Сократа,
записавшим для потомков его диалоги
(сам Сократ письменного наследия не
оставил), был великий древнегреческий
философ Платон (427-347). Он был выходцем
из семьи афинской аристократии, однако
всю жизнь почитал своего учителя, бывшего
по происхождению простолюдином. После
казни Сократа Платон возненавидел
демократию, назвав ее худшей из
существующих политических устройств,
так как она убивает лучших представителей
общества. Эти мысли подвигли ученого к
разработке теории идеального государства,
для которого была предложена и
соответствующая образовательная
система. Будучи основоположником
объективного идеализма, Платон видел
смысл познания и воспитания в том, чтобы
помочь душе человека вспомнить всё, с
чем она соприкасалась в мире идей и
приблизить, тем самым, людей к идеалу.
С этих позиций в работе «Государство»
автор интегрирует, удовлетворявшие его
философским взглядам, некоторые
специфические черты афинского и
спартанского воспитания. Но это не
главное. Важным, новым и интересным с
педагогической точки зрения является
здесь то, что впервые в истории в данном
труде говорится о необходимости
осуществлять целенаправленное
общественное воспитание и обучение
детей, начиная с трехлетнего возраста,
а в качестве основного метода использовать
игру. При этом Платон отмечает два ее
главных положительных свойства:
во-первых, учение с ранних лет должно
доставлять удовольствие, что напрямую
зависит от того, играет ребенок или нет;
во-вторых, свободная игра позволяет
лучше наблюдать за детьми и определять
способности и наклонности каждого, что,
по мнению Платона, очень важно делать
на всех ступенях развития растущего
человека.
Важнейшую
роль в истории античной философии и
педагогики сыграл ученик Платона
Аристотель (384-322). Признавая, но не
отделяя друг от друга мир идей и мир
вещей, он впервые в истории выводит цели
и задачи воспитания исходя из собственного
понимания природы человека. В его
представлении трем сторонам человеческой
души (растительной, животной и разумной)
соответствуют три стороны воспитания:
физическое, нравственное и умственное.
Природа накрепко связала все три вида
души, а потому учителю нужно следовать
за природой, тесно связывая между собой
соответствующие им стороны воспитания.
Обобщив исторический опыт человечества
и собственные наблюдения, Аристотель
ввел возрастную периодизацию, деля
жизнь растущего ребенка на три этапа,
соответствующих особенностям развития
его природы: от рождения до 7 лет, от 7 до
14 лет и от 14 лет до 21 года. Им также были
даны рекомендации по воспитанию и
обучению детей в каждом из выделяемых
периодов жизни.
Аристотель,
как и другие великие ученые Античности,
обгонял свое время. Не случайно его
сочинения по логике, физике, метафизике
и другим наукам стали спустя три века
и далее в Средние века были основными
учебными пособиями в Европе.
Кроме
вышеназванных философов определенный
вклад в дальнейшее развитие теории и
практики образования в рассмотренный
период и в первые века эпохи эллинизма
(III в. до н.
э. — I в. н. э.) внесли и некоторые другие
известные древнегреческие ученые, а
именно: Демокрит (ок. 460 — ок. 371), Ксенофонт
(ок. 450-35), Эпикур (341-270) и стоики
(Хрисипп, Диоген и др.).
Особенности обучения
и воспитания в Древнем Риме
В III
вeке до н.э. древнегреческая
культура и образовательные традиции
«завоевывают» Рим, который стал к
этому времени ведущим в военном отношении
европейским государством, но находился
на относительно низкой стадии культурного
развития. Не случайно, что переведенный
в III веке до н.э.
греком-вольноотпущенником Ливием
Андроником на латинский язык текст
«Одиссеи» Гомера в течение почти
двух веков был основным учебным пособием
в римских школах, благодаря чему римляне
с детских лет усваивали традиции и
духовное богатство Древней Эллады.
Что
касается непосредственно организации
школьного образования, то оно представляло
собой три стадии обучения. По слова
древнеримского ученого Апулея, растущий
ребенок в своем развитии должен испить
«три чаши муз», первая из которых
закладывает основы (элементарная
тривиальная школа), вторая дает запас
знаний (повышенная грамматическая
школа), а третья вооружает красноречием
(риторская школа).
В
элементарных школах, которые были
частными и не имели специальных помещений,
с помощью учителя литератора и калькулятора
дети осваивали чтение, письмо и счет.
Работа здесь не пользовалось уважением
у римлян, а потому преподаватели данных
заведений приравнивались по социальному
статусу к ремесленникам и получали за
свой труд очень мало.
Грамматические
школы, в массе своей, также были частными
и платными. Программа обучения включала
в себя чтение и разбор отрывков из трудов
Гомера, Плутарха, Вергилия, Цицерона и
других авторов, изучение стилистики,
греческого и латинского языков, геометрии.
Учителя должны были обладать глубокими
и широкими познаниями в различных
областях, а потому пользовались
определенным уважением в обществе.
Между тем, за исключением небольшого
количества тех из них, чей труд оплачивался
государством, все остальные получали
весьма немного. К примеру, Орбилий,
известный в Древнем Риме учитель великого
поэта Горация, прожил жизнь и умер в
бедности.
Риторские
школы посещали, как правило, выходцы из
состоятельных аристократических семей.
Учителя расширяли их познания в области
философии, искусства, права, истории,
главное внимание уделяя овладению
ораторским мастерством. Много места
отводилось выполнению практических
заданий, которые подразделялись на два
вида: «свазории» и «контрверсии».
«Свазория» представляла собой
публичное выступление учащегося с
самостоятельно подготовленной речью
на любую заданную тему. «Контрверсия»
же — это аргументированный спор сведущих
в сути дела людей, напоминающий полемику
обвинителя и защитника в римском суде.
Для того, чтобы производить более сильное
впечатление на окружающих будущие
ораторы брали дополнительно уроки
актёрского мастерства.
Что
касается девочек Древнего Рима, то те
из них, кто побогаче начинали обучение
дома, остальные же посещали вместе с
мальчиками элементарную школу. Повышенный
уровень образования представительницы
прекрасного пола могли получить только
в семье. Следует отметить, что в отличие
от Греции в Риме женщины не скрывали,
а, наоборот, при всяком удобном случае
стремились блеснуть своими знаниями.
Комплимент «ученая девица» был для них
одним из желанных. Это объясняется, в
первую очередь, тем, что им разрешалось
присутствовать на собраниях граждан и
участвовать в других формах общественной
жизни.
Иным
было и отношение к рабам. Если в Греции
на рабов смотрели как на необразованных
и бескультурных людей третьего сорта,
сравнимых с орудиями труда, то в Риме
ситуация была иной. Дело в том, что среди
тех, кого римляне захватывали в рабство,
часто попадались люди, образованнее их
самих. Именно поэтому, со временем, таким
рабам предоставлялась возможность
стать вольноотпущенниками и заниматься
различной профессиональной деятельностью,
в том числе, преподавать в элементарных
школах и педагогиумах. Педагогиумы
посещали дети-рабы. Там их обучали по
программе схожей с программой учителя
литератора и калькулятора и, кроме
этого, давали специальные знания и
навыки, повышающие их ценность как слуг.
Педагогическая мысль
в Древнем Риме
В целом,
практика обучения и воспитания в Древнем
Риме долгое время опиралась на
педагогические традиции Древней Греции.
«Отцом» же римской образованности
называют Марка Теренция Варрона
(116-27), который определил новое
содержание школьного образования из
девяти учебных дисциплин, а именно:
диалектики, арифметики, архитектуры,
астрономии, геометрии, грамматики,
медицины, музыки и риторики. Это во
многом содействовало тому, что к I
веку н.э. начала складываться собственно
римская система образования, имевшая
для последующих периодов значение
самостоятельной культурной традиции.
7 из предложенных Варроном наук (за
исключением архитектуры и медицины) в
дальнейшем стали основой школьного
образования в Средние века, получив
название «семи свободных искусств».
Известный
римский философ, оратор и политик Марк
Туллий Цицерон (106-43) обратил внимание
на разницу в целях воспитания у греков
и римлян. По его мнению, греки посвящают
себя искусствам и изобретениям и с их
помощью стараются привить юношам начала
гуманности и добродетели, тогда как
римляне в своих детях хотят видеть, в
первую очередь, людей полезных отечеству,
а значит и изучать им надо только те
искусства, которые могут принести благо
государству. При этом Цицерон
продолжал развивать идеи софистов и,
впервые в истории, ввел в научный оборот
понятие «гуманизм», обозначавшее
для него своеобразный образец достойной
человеческой жизни. Исходя из чего им
формулируется культурный идеал свободного
человека, соединяющего в себе образованность
философскую (как средство индивидуального
совершенствования) и риторическую (как
средство общественного воздействия),
что также задало вектор дальнейшему
развитию античной педагогики.
Наиболее
видный след в истории всего античного
образования оставил древнеримский
педагог-гуманист Марк Фабий Квинтилиан
(35-96), автор известного педагогического
трактата «О воспитании оратора». Вслед
за греческим стоиком Хрисиппом, он
обосновывает в своем труде необходимость
правильного воспитания ребенка уже с
момента рождения, подчеркивая при этом
определяющую роль личности наставника,
который, по его мнению, должен быть
высоконравственным, любящим детей и
обладающим необходимыми способностями
человеком. Следуя гуманистическим
идеалам, Квинтилиан призывает воспитывать
в ребенке, прежде всего, человеколюбие
и доброту и, ломая сложившиеся в практике
образования стереотипы (к примеру, уже
упоминавшийся Орбилий, благодаря своему
ученику Горацию, вошел в историю как
«не жалеющий розг»), резко осуждает
телесные наказания, которые, по его
убеждению, глубоко травмируют детскую
душу и порождают в ней чувство ненависти
к окружающим. Квинтилиану принадлежит
приоритет в разработке новых способов
привития любви к учению через похвалу,
поощрение и вознаграждение, а также
путем выделения значительного времени
в процессе обучения игре и отдыху. Он
сформулировал принцип индивидуального
подхода к ученику с учетом его наклонностей
и возможностей, считая, что все дети, за
редким исключением, обладают природными
способностями для получения полноценного
образования. Не удивительно, что в
последние годы древнеримской республики,
а также позднее, во времена принципата
и империи, достойное образование получают
не только мальчики, но и девочки, не
только дети свободных граждан, но и дети
рабов, для которых, как уже отмечалось,
открывались специальные школы-педагогиумы.
Таким
образом, в Древнем Риме впервые в истории
было признано, что все люди без исключения,
независимо от пола и социального
положения имеют «добрую природу»,
которую необходимо раскрывать и развивать
посредством правильно организованного
воспитания. Тогда же был сформулирован
гуманистический принцип общедоступности
образования и были предприняты конкретные
шаги для его реализации.
Вопросы и задания
-
В чём состоит общее и особенное в
идеалах и практике воспитания и обучения
в Древней Спарте и Афинах? -
Кто из древнегреческих философов
занимался проблемой обучения и
воспитания? Расскажите о педагогических
взглядах и деятельности одного из них. -
«Платон мне друг, но истина дороже»,
— сказал Аристотель. В чем состоит эта
истина, и как она отразилась на
педагогических воззрениях данных
философов? -
В чём проявилась преемственность
древнегреческих педагогических традиций
и опыта в Древнем Риме? -
Подготовить рассказ об одном из учебных
заведений Древней Греции или Древнего
Рима. -
Какие педагогические идеи и опыт
античного мира получили свое развитие
в истории образования.
Литература
-
Аристотель. Этика; Политика; Поэтика
//Собр. Соч.: В 4-х т. — М., 1984. — Т. 4. -
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней
Греции и Рима.- М., 1988. -
Джуринский А.Н. История зарубежной
педагогики. — М., 1999.- Гл. 3. -
История педагогики и образования. От
зарождения воспитания в первобытном
обществе до конца ХХв. / Под ред. А.И.
Пискунова.- М., 2001.- Гл. 3. -
Платон. Государство //Соч.: В 3-х т. — М.,
1972. — Т. 3. — Ч. 1. -
Плутарх. Сравнительные жизнеописания:
В 3-х т.- М., 1964. — Т. 3. -
Сенека Л.А. Нравственные письма к
Луцилию. — М., 1977. -
Цицерон. О старости, о дружбе, об
обязанностях. — М., 1974. -
Хрестоматия по истории зарубежной
педагогики / Сост. А.И. Пискунов. — М.,
1981. -
Юммель Ш. Платон //Перспективы: вопросы
образования.- 1989. — № 4.
В Древней Греции существует два основных, но принципиально разных типа воспитания, сформированных величайшим и когда-то самым могущественным полисом: Спарта и Афины. В первом дети рождались и воспитывались для государства. 7 лет жизни они находились на попечении матери, потом были преданы власти, вне зависимости от пола, воспитание было аналогичным. Это был казарменный образ жизни: они сами добывали еду, носили одну куртку, которой хватало на год, занимались интенсивными физическими и военными упражнениями. Их полезность в качестве солдат была проверена, обучая их выживанию в тяжелых условиях или во время набегов рабов. Помимо физического состояния, упор также делался на образование, но гораздо в меньшей степени, чем в Афинах: обучение чтению и письму, история Спарты и ее законы, религиозные и военные песни. Молодым людям прививали презрение к другим видам образования и рабам, их учили железной дисциплине – порка была наказанием за проступки. Подготовка к службе в армии длилась до 20 лет, а сама служба – обычно следующие 10 лет жизни.
В Афинах же было все иначе. Здесь, помимо физической подготовки, важнее всего были знания, умственное, нравственное и эстетическое развитие, то есть калокагатия. Родители были обязаны воспитывать своих детей всесторонне образованными людьми, способными жить в мире с другими. Поэтому с 7 до 14 лет они ходили в частные школы, где упор в первую очередь делался на умственное развитие ребенка. А уже в 15-16 лет наступало время физического развития. В эллинистический период обучение продолжалось в гимназиях основного типа средней школы. Окончанием обучения было двухлетнее военное и гражданское обучение в государственном эфебе. Девочки не ходили в школу, получали только домашнее образование вне зависимости от социального уровня.
Описанное выше греческое воспитание касалось только детей свободных граждан.
В Риме, как и в Греции, образование начиналось с 7-летнего возраста: мальчики, которые были детьми патрициев, получали государя – чаще всего греческого раба, а девочки учились у своих матерей. Остальные могли обучаться в частных школах, где было три уровня обучения, включая чтение, написание счетов и гимнастические классы: на первом, где дети обоих полов учились вместе, литератор компенсировал недостаток знаний, во втором грамматик обогащал их, а на третьем риторика учила произношению, речевым схемам, иногда с помощью актеров. Не редко встречалось, что сыны аристократии отправлялись в Грецию изучать философию, греческую литературу и обычаи. В 17-18 лет их призвали в армию.
В Риме были также школы для рабов, называемые педагогикой, где обучали письму, чтению, математике и ремеслу. В империи школы уже были государственными и финансировались городом или частными лицами.
Очевидно, что воспитание в классической цивилизации основывалось на хорошем образовании молодого человека быть хорошим гражданином. Здесь были открыты первые частные школы, государство заботилось об образовании нации.
Система обучения в школах Древнего Рима положила основу для современного образования. Какая программа была принята в имперский период и какие предметы брались за основу в Риме Цезаря?
Частные школы Древнего Рима
В Древнем Риме была хорошо развита система образования. Так, римские дети проходили курс домашнего обучения до 7 лет, после чего для них становились доступными общеобразовательные школы, единые для мальчиков и девочек. Проходить процесс обучения там могли дети всех свободных римских граждан, а также бывших рабов, которые смогли получить свободу. Владельцами же подобных частных школ по большей части также являлись бывшие рабы-греки, поэтому во многих из них преподавался греческий язык. В Древнем Риме для школьников также открывались двери школы ораторского искусства, где могли продолжать свое обучение юноши 16-18 лет из знатных семей.
В начальной пятилетней школе обычно присутствовало два преподавателя: литератор и калькулятор. Первый занимался обучением детей чтению и письму, а второй учил арифметике, используя в качестве счетного материала пальцы на руках или мелкие камушки. Иногда присутствовал всего один учитель, обучавший детей сразу всем перечисленным дисциплинам.
Учебный год в Древнем Риме традиционно стартовал в марте. Лето и часть осени были временем отдыха, а также с учетом большого количества религиозных праздников в течение года детям предоставлялось большое количество выходных дней.
Древнеримские школы очень сильно отличались от современных вариантов: они находились не в специально построенных для обучения зданиях, а арендовали помещения в частных постройках. Мебели полагался самый минимум, учитель располагался на специальной кафедре, а ученики сидели на табуретах, расположив все учебные предметы на коленях, наличие столов не предусматривалось.
Специфика обучения зависела от половой принадлежности, несмотря на то, что девочки и мальчики учились совместно. Малообеспеченные семьи завершали обучение своих детей уже после начальной школы в 12 лет. К обучению девочек относились более ответственно, поэтому они чаще всего после 12 лет продолжали учиться дома под присмотром учителя-грамматика. Помимо всех основных знаний они должны были также освоить медицину, музыку, танцевальное искусство, пение, географию, риторику и иные науки. Мальчики того же возраста обычно продолжали процесс обучения не на дому, а в школах, основной упор делался на изучение драматургии, философии, музыки, астрономии и геометрии.
Азарт присутствовал в системе обучения Рима во всем: от прослушивания интересных лекций до интеллектуальных споров, которые занимали школьников после завершения занятий. Предметы предусматривали изучение истории древних цивилизаций, развитие философской мысли. Правила игр, принятых во времена существования Римской империи и Египта, дошли до наших дней.