Подготовить рассказы о патриотах разных конфессий разных народов

Обновлено: 10.01.2023

Ещё довольно рано определять, кто будет отнесён к выдающимся людям современной истории, ведь XXI век только начался. Но если вспомнить о знаменитых личностях прошедших времён, то можно предположить, что может дать новому столетию славянская раса.

Среди выдающихся личностей России встречаются известные государственные и политические деятели, художники, композиторы, поэты и великие умы. Чуть ниже коротко описаны достижения знаменитостей прошлых столетий.

Государственные и политические деятели

Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.

Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.

Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.

Российские писатели

Александр Островский – великий драматург, создатель пьес:

Реплики его героев пропитаны тончайшим психологическим содержанием. Написанные им произведения оказали существенное влияние на мировоззрение и творчество драматургов XIX века.

Великие имена

Талантливые поэты

Владимир Маяковский – поэт, внедривший футуризм в Российскую поэтическую культуру. Обладал необыкновенным стилем письма — ступенчатым по форме. Уникальный поэт Серебряного Века русского стихосложения, был ярым сторонником и проповедником, рупором коммунистических идеалов и миропонимания.

Сергей Есенин – лирический поэт, утончённый и душевный. Одновременно с этим, оставался в душе хулиганом и подростком. Его поэзия затрагивала темы любви к женщине, Родине, природе, а также личной борьбы с окружением. Его стихам присуща особая напевность и щемящая пронзительность.

Владимир Высоцкий – создатель песен и стихов, бард, великий поэт Бронзового века и просто историческая личность России. В своём творчестве сумел подытожить социально-культурное наследие XX века. Его стихи пронизаны острой сатирой. Пел и писал о борьбе человека с обстоятельствами, о месте личности в обществе, и в мире.

Перечень имен

Отечественные кинематографисты

Лев Кулешов – применил технику монтажа в российской кинематографии. Является первооткрывателем эффекта Кулешова, где два кадра неодинакового содержания при склеивании, придают новый смысл. Благодаря его творчеству, лучшие деятели страны стали появляться в кинокадрах.

Михаил Ромм – режиссёр документального кино, автор научных трудов, преподаватель ВГИКа. Снял неординарные картины:

Его работы получили большой общественный резонанс. Один из лучших теоретиков кино середины XX века.

Великие художники

Андрей Рублёв – знаменитый иконописец. Основоположник русской живописи. Написал множество икон. Его работы хранятся в церквях, соборах, монастырях и в художественных галереях. Их относят к эталонам и образцам иконописи. Следующее поколение художников буквально училось по его работам.

Феофан Грек – один из лучших российских художников. Занимался росписью храмов, среди которых:

  • Церковь Спаса на Ильине (Новгород);
  • Архангельский Собор (Москва, Кремль);
  • Благовещенский собор Московского Кремля.

Прославился как знатный иконописец, глубокий знаток иконографии.

Илья Репин – великий художник, чьей кисти принадлежат полотна, ставшие известными всему миру:

Его работам присуща сюжетность, точное изображение ситуации. В каждой картине уловлена кульминация жизненного события. Полотна не сразу обнажают суть. Очень остро выписаны детали и чувства персонажей.

Лучшие имена

Композиторы

Деятели искусства

Русские учёные

Дмитрий Менделеев – талантливый учёный, создавший периодическую таблицу элементов и периодический закон химитческих элементов. Благодаря ему Россия, экспортировавшая керосин из Америки, стала импортировать нефтепродукты в Европу. Учёный разработал масла из отходов нефтепродуктов, и выдал идею о новом способе перегонки нефти.

Иван Павлов – человек, открывший наличие рефлексов в живых организмах, что перевернуло содержание физиологии и биологии. Получил Нобелевскую премию. Уже умирая, описывал ученикам свои ощущения, чтобы наука могла исследовать механизмы смерти человека.

Лучшие спортсмены

Чемпионы мира

Выдающимися личностями в истории России всех эпох внесён огромный вклад в мировую сокровищницу науки, культуры, спорта и управления государством. Многие из них изменили ход истории, что благотворно отразилось на эволюции человечества.

Видео

Познакомьтесь с известными высказываниями выдающихся представителей России о своей Родине.

Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

__________ Будилова Н.В.

протокол № 1 от 28.08.2020 г.

приказ № 01-10/183 от 31.08.2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2020 / 2021 учебный год

Учитель: В.А. Пахомова

г. Ярославль, 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

Основной образовательной программы ООО средней школы № 23. Утверждена 24 августа 2020 г. Приказ № 01-10/172 (Предметная программа по всеобщей истории)

Приказа директора школы о продолжительности учебного года № 01-10/148 от 20.07.2020 г.

совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Планируемые результаты

Метапредметные результаты — способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе; умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы; способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление; развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками; воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. бережное отношение к своей родной культуре.

К концу обучения учащиеся научатся:

Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов, оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;

намечать способы саморазвития.

Работать с историческими источниками и документами.

2. Содержание учебного предмета

Раздел 1. В мире культуры.

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).

Человек – творец и носитель культуры.Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура.

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

Слово «патриот» очень простое и понятное. Его определение ограничивается такими же простыми словами: человек, любящий Родину. Только вот у каждого из нас своё понимание того, как Родину нужно любить.

Я уже писала, что для меня суть патриотизма заключена в одной лермонтовской строчке: «Люблю Россию я, но странною любовью». Несколько поверхностно, но в том же ключе про эту странность спела группа Lumen: «Я люблю свою страну, но ненавижу государство».

Для меня патриот не тот, кто любит страну безответной любовью, а тот, кто любит её несмотря ни на что. Среди огромного числа людей, которых я считаю настоящими патриотами, я выбрала 5 человек, занимающихся абсолютно разными делами: журналиста, писателя, дизайнера, музыканта и актрису. Угадаете, кто это? Поехали!

1. Леонид Парфёнов

Парфёнов для меня — один из послов мировой культуры, какими были Пушкин, Мандельштам или Набоков. Он в ней живёт, и это помогает ему глядеть на Россию как бы издалека, по-гоголевски. Он не боится высказываться, если его позиция не совпадает с «линией партии», будь то власть на телевидении или в стране. Но в каждом его негативном отзыве о происходящем сегодня в стране чувствуется одновременно и печаль, и надежда. А как он трепетно относится к своей «малой родине», к вологодчине! У нас как-то наоборот всё чаще стыдятся сказать, что они родились в Рязани или Череповце.

2. Дмитрий Быков

Дмитрий Быков — во многом для меня пример: блестящий поэт, настоящий журналист, прекрасный учитель и ещё много чего ещё. Когда я смотрю на него, я заряжаюсь энергией, мне хочется жить, творить и любить. Эта жизненная энергия неразрывно связана с любовью к стране. Быков часто говорит, что только что-то экстраординарное заставит его уехать из России.

3. Артемий Лебедев

Человек, к которому слово «патриот» навряд ли подходит, но, как по мне, Лебедев, несмотря на все свои провокационные высказывания, заслуживает этого звания. Он объездил всю Россию, даже организовал этнологическую экспедицию в Вологодскую область. В интервью и своих новостных выпусках Лебедев при случае всегда говорит, что Россия — лучшая страна для жизни. При этом он не закрывает глаза на многие происходящие в стране проблемы. Правда, далеко не всегда с его мнением я соглашаюсь.

4. Борис Гребенщиков

Как почти все в этом списке, БГ — человек мира. Он редко бывает в своём родном Санкт-Петербурге, о котором написал порядочную долю из своих 500 песен (хотя сейчас их скорее всего раза в полтора больше). Гребенщиков, несмотря на свой возраст, до сих пор на коне, что я объясняю его огромной любовью к России. Даже если он поёт в стиле регги, это всё равно, пользуясь словами Ромы ВПР, «русский регги».

5. Ирина Горбачёва

Долго думала, кого бы из актёров выбрать для этого списка и остановилась на великолепной актрисе Ирине Горбачёвой. Она русская во всём: в языке, в поведении, в характере. Её талант плоть от плоти её любви к России. Роль в «Чиках» это в очередной раз доказала. Неудивительно, что именно Горбачёва открыла для нас Лапенко, явление по своей самобытности и природе очень русское.

Известные мигранты, возвеличившие Россию

Вот и минуло два с лишним века. Где же тот новый русский человек? Помня о происхождении Пушкина, мы вполне можем искать его и среди иноземцев или их детей, которые решили связать свою жизнь с Россией. И у государства есть инструменты для первичного отбора. Каждый мигрант для получения легального статуса должен выдержать испытание на знание русского языка, истории и законов нашей страны.

Символично, что на следующий день после Пушкинского дня в России, 7 июня 2021 года, вступает в силу закон, который вводит единые правила проведения такого экзамена для иностранцев. Раньше порядок прохождения испытания и сами вопросы определяли регионы, теперь же правила будут одни по всей стране. Задания будут зависеть от цели, с которой человек прибыл в нашу страну. Если он приехал на заработки и долго тут оставаться не планирует, то вопросы будут попроще — зачем гастарбайтеру ломать голову над нашими пословицами или причинами междоусобиц в Древней Руси. Если же человек собирается перебраться в нашу страну на долгие годы или навсегда, то и спрос с него выше, ведь ему предстоит стать частью российского общества, что невозможно без глубокого понимания нашего языка, истории, культуры, традиций и законов.

Проникнувшись этим самым русским духом, иностранцы перестают чувствовать себя чужими в нашем обществе. Так зарождается в них патриотизм, они начинают упорно и искренне работать на благо новообретённой Родины. История богата примерами, когда приезжие люди или их потомки совершали столь заметный вклад в русскую науку, искусство, политику и другие сферы, что становились неотделимой частью истории России.

Рюрик

Князь Новгородский (? —879 годы)

Екатерина II

Императрица Всероссийская (1729-1796 годы)

Читайте также:

      

  • Мвидео заказ не приходит сообщение
  •   

  • Сообщение культура межличностных отношений
  •   

  • Поиск по вайберу сообщение
  •   

  • Виды интернет мошенничества сообщение
  •   

  • Сообщение от рп надзор 71

На чтение 7 мин. Опубликовано 20.05.2020

Рассказ о патриотах России для 4 класса по окружающему миру будет выглядеть некорректно без точного определения этого социального термина. В истории государства Российского патриотами называли людей, не просто любящих свой народ и Отечество, а готовых жертвовать всем, в том числе и собственной жизнью во имя Родины, ее интересов, благополучия, а нередко и свободы.

Содержание

  1. Российский патриотизм в лицах
  2. Политики и военачальники
  3. Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин
  4. Петр Первый
  5. Александр Васильевич Суворов
  6. Георгий Константинович Жуков
  7. Ученые и общественные деятели
  8. Михаил Васильевич Ломоносов
  9. Дмитрий Иванович Менделеев
  10. Юрий Алексеевич Гагарин
  11. Меценаты и деятели искусств
  12. Патриоты-современники

Российский патриотизм в лицах

Российская Федерация, принявшая эстафету от легендарной страны, называвшейся Советским Союзом и Российской империей — это великое государство. Обширнейшая территория и грандиозные размеры национальных богатств выводят ее на лидирующие позиции в мире, несмотря на недовольство многих недоброжелателей.

Однако главным богатством России на протяжении всего ее многовекового существования являлись люди.

Патриоты россии (окружающий мир, 4 класс)

Список граждан государства Российского, оставивших яркий след в ее истории, настолько велик, что его составление заняло бы не только колоссальное количество времени, но и большое количество бумаги.

Россия взрастила бесконечное множество гениальных ученых, талантливых политиков и полководцев, выдающихся композиторов, художников и спортсменов. Свои достижения и открытия они как истинные патриоты посвящали Отечеству, прославляя его и превращая в мировую супердержаву.

Политики и военачальники

В годы военных лихолетий и иных смутных времен нередко складывались ситуации, в которых судьба России зависела от политической воли и военного таланта отдельных личностей. Среди тех, кто оказал огромное влияние на ход не только российской, но и мировой истории, можно выделить фамилии нескольких людей-патриотов:

Сообщение о патриоте

  • Кузьма Минин;
  • Дмитрий Пожарский;
  • Александр Васильевич Суворов;
  • Георгий Константинович Жуков;
  • Петр I.

Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

В период польской интервенции начала XVII века, названный историками «смутным временем», создалась ситуация, при которой уровень народного недовольства царившими бесчинствами стал критичным. Монахами монастыря Святой Троицы был брошен призыв к объединению всего русского народа во имя спасения Родины. Первым отреагировало на призыв население Нижнего Новгорода, подарившее Отчизне руководителей народного ополчения, возглавивших народное сопротивление польским захватчикам.

Русский купец Минин не только призвал людей к вооруженной борьбе, но и пожертвовал на ее организацию личное имущество и сбережения. Народное ополчение возглавил нижегородский воевода князь Пожарский, славившийся отвагой и мужеством.

Петр Первый

Царь и впоследствии первый император России Петр Первый — российский самодержец, прозванный Великим. За 43 года правления реформировал армию и с нуля создал боеспособный флот. Петр значительно расширил границы империи, основал в устье Невы будущую российскую столицу Петербург, возродил и развил торговлю с европейскими государствами.

Петр I основал Российскую академию наук и открыл множество учебных заведений. Самую объективную оценку заслугам царя-реформатора дал Вольтер, сказавший, что в течение полувека Россия добилась того, чего у других государств не получалось достичь за 500 лет.

Петр первый

Александр Васильевич Суворов

Генералиссимус, основоположник теории русского военного искусства. Кавалер многих иностранных и всех существовавших в его время российских орденов. О величии его патриотического вклада в историю государства Российского говорит тот факт, что под предводительством А. Суворова русская армия провела более 60 баталий. И несмотря на то, что в каждом из них противник имел численное превосходство, военный гений Суворова неизменно праздновал победу.

Георгий Константинович Жуков

Георгий Константинович Жуков

Советский полководец, маршал, участник пяти войн: Первой Мировой, Гражданской, Финской, Великой Отечественной и Японской. Неоценимость вклада Георгия Жукова в победу советского народа над немецким фашизмом выражена в прозвище, данном любимому военачальнику народом — «маршал Победы».

Заслуги Жукова в освобождении страны высоко оценены Родиной, он единственный в мире четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», шести высших государственных наград — орденов Ленина и множества других советских и иностранных знаков отличия.

Ученые и общественные деятели

Выдающиеся люди, возвеличивающие славу России, трудились не только на поприще управления государством или ведения военных действий. Величайшие русские ученые, внесшие колоссальный вклад в развитие российской, а значит, и мировой науки были настоящими патриотами своего Отечества:

  • Михаил Васильевич Ломоносов;
  • Дмитрий Иванович Менделеев;
  • Юрий Алексеевич Гагарин.

Михаил Васильевич Ломоносов

Ломоносов

Для выходца из семьи бедного крестьянина главной мечтой являлось получение достойного образования. Высокий природный интеллект Ломоносова и стремление к знаниям заставили 19-летнего юношу пуститься в пешее путешествие в столицу. Именно эти качества помогли молодому ученому получить в 34 года академическую степень.

М. В. Ломоносов был ученым-универсалом. Он обладал глубокими познаниями во многих научных отраслях: физике, химии, астрономии, географии, геологии, истории, генеалогии. Кроме того, Ломоносов был одаренным писателем, прекрасным художником и талантливым поэтом. Именно он стоял у истоков создания Московского университета, позже названного в его честь.

Дмитрий Иванович Менделеев

Всемирно известный химик, в 23 года защитивший степень магистра химии. Именно в этом возрасте он начал преподавать в Санкт-Петербургском Императорском университете, а уже в 33 стал профессором.

Менделеев

Д. И. Менделеев — автор величайшего открытия, прославившего Россию и ее ученого-патриота в области химии. Он открыл Периодический закон и систематизировал химические элементы в зависимости от их свойств и атомного веса, создав Периодическую таблицу. И это не единственная заслуга Менделеева. Его перу принадлежит множество фундаментальных трудов в области химии. По его инициативе в Северной столице была создана Палата мер и весов. Научный авторитет Менделеева был практически непререкаем и служил во славу государства Российского.

Юрий Алексеевич Гагарин

Первый человек на планете, полетевший в космос. 108 минут, проведенные космонавтом на орбите, сделали Гагарина героем, которому рукоплескал весь мир. Правительства более чем 30 стран приглашали первого советского космонавта с официальными визитами. Ю. А. Гагарин был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден высшими наградами многих государств мира. Первый советский космонавт по праву считается одним из выдающихся людей прошлого века, прославившим свою великую Родину. Примечательно, что 12 апреля, день полета Ю. Гагарина в космос, объявлен международным Днем космонавтики, его отмечает весь мир.

Меценаты и деятели искусств

Россию и ее народ также прославляли многие великие русские поэты и писатели. В творчестве большинства из них тема патриотизма была ключевой. Творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина, А. Чехова, Л. Толстого и других русских мастеров художественного слова невозможно представить без описания жизни России, характеров ее героического народа, патриотических сцен и призывов к возвеличиванию своей Отчизны.

Патриотом своей великой Родины был и известный коллекционер предметов искусства, коммерсант Павел Третьяков. Он не только собрал потрясающую коллекцию произведений русских живописцев, но и сумел сохранить ее для потомков. Неслучайно его имя носит известная во всем мире московская галерея.

Патриоты-современники

Михаил Задорнов

Патриотически настроенных людей в современной России не меньше, чем в былые времена, и многие из них горячо и преданно любят свою Родину и ее народ. Они не являются учеными, военнослужащими или представителями иных героических профессий, но их вклад в формирование престижа Российской Федерации на мировой арене огромен и бесценен.

Ярким примером такого человека-патриота был известный пародист и сатирик Михаил Задорнов. Каждое выступление этого неравнодушного к проблемам России артиста пропитано любовью и уважением к Отечеству и русским людям. В шутливой форме Задорнов возвеличивал природную смекалку, сообразительность и талант, присущие славянам.

Сатирик прекрасно знал историю своей Родины и никогда не упускал возможности ознакомить своих почитателей с тем или иным фактом из ее богатейшей истории. Он не только организовал сбор средств, но и принял самое деятельное участие в съемках исторического фильма «Рюрик. Потерянная быль».

Михаил Калашников

Еще одним знаменитым современником и патриотом России был гениальный конструктор-оружейник, Герой Советского Союза Михаил Калашников. О его безграничном патриотизме говорит его фраза, ставшая для него девизом в работе: «Я изобрел свой автомат не для того, чтобы убивать людей, а для защиты своего Отечества».

Очевидно, что патриотизм в России зиждется на трех основополагающих принципах:

  • чувстве безусловной любви к Отечеству;
  • уважении народа, населяющего просторы родной страны;
  • гордости за принадлежность к России.

Патриоты страны испытывают великую гордость за ее достижения, историческое и культурное наследие. Они стараются сберечь национальный характер и его особенности, твердо отстаивают интересы своего государства. Неизвестные и знаменитые патриоты России объединены чувственным переживанием собственной принадлежности к языку и традициям своей страны. У них существует эмоциональная связь со всем, что обозначается словом «Родина».

Слайд 1Пятнадцатое октября.
Герои национального эпоса разных народов.

Пятнадцатое октября. Герои национального эпоса разных народов.


Слайд 2Почему люди воюют?
Каковы причины того, что одна страна нападает на

другую?
Как можно понять словосочетания «война освободительная», «война захватническая»?

Почему люди воюют? Каковы причины того, что одна страна нападает на другую? Как можно понять словосочетания «война


Слайд 3Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали

житейское представление о патриотизме, о тех качествах человека, благодаря которым формируется это высокое чувство.
Что такое патриотизм?
Какими качествами обладает патриот?

Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами, выработали житейское представление о патриотизме, о тех


Слайд 4Нюргун Боотур Стремительный

Главный герой якутского героического эпоса — Нюргун Боотур по прозвищу Стремительный.

Он борется за счастливую мирную жизнь людей, противостоит чудовищам, которые пытаются разрушить его страну и уничтожить всё живое.
Герой изображается не только самым сильным, но и самым храбрым, самым красивым.

Нюргун Боотур Стремительный Главный герой якутского героического эпоса — Нюргун Боотур по прозвищу Стремительный. Он борется за счастливую мирную


Слайд 5Могущественный богатырь Нюргун повергает в ужас своих врагов.

Строен станом, словно копьё,
Стремителен,

как стрела,
Был он лучшим среди людей,
Сильнейшим среди людей,
Красивейшим среди людей,
Храбрейшим среди людей.
Не было равных ему
В мире богатырей.

Огромен он, как утёс,
Грозен лик у него,
Выпуклый лоб его
Крут и упрям;
Бьются, вздуваются жилы его —
Это кровь по жилам бежит.
Впалые у него виски,
Чутко вздрагивают нервы его…

Могущественный богатырь Нюргун повергает в ужас своих врагов. Строен станом, словно копьё,Стремителен, как стрела,Был он лучшим среди


Слайд 6Главный враг Нюргуна — трёхголовый огнедышащий восьминогий змей — страшное, злобное чудище. Он

нападает на людей, разрушает их жилища, похищает женщин и детей.

Всё живое сжигает он
Смертоносным своим огнём.
Это он истребил племена…
Это он пожрал их стада,
Ближних соседей их перебил,
К дальним их соседям пришёл,
Обездолил их и угнал их скот…

Только он на ноги стал,
Только вкривь и вкось зашагал —
Сел на коня,
Полетел, как вихрь;
С севера, с юга
Объехал он
Огромную Землю-мать,
С восхода, с заката
Объехал он…
Осмотрелся кругом,
Осмотрел себя,
Крикнул голосом громовым:
— Вот я вырос!
Я в силу вошёл! —
Тройной замок отопру,
Трёхголосым горлом своим запою…

Главный враг Нюргуна — трёхголовый огнедышащий восьминогий змей — страшное, злобное чудище. Он нападает на людей, разрушает их жилища,


Слайд 7Отважное сердце Урал-батыра
Жили-были два брата Урал и Шульген. Урал — смелый, добрый,

мужественный, послушный сын. Шульген — злой, завистливый, не уважающий своих родителей.
Много подвигов совершил Урал-батыр во имя своего народа, своей родины. А его жестокий брат день и ночь думал о том, как победить род людской.

Отважное сердце Урал-батыраЖили-были два брата Урал и Шульген. Урал — смелый, добрый, мужественный, послушный сын. Шульген — злой, завистливый,


Слайд 8Домашнее задание: подготовить рассказ о герое ВОВ из своей семьи, если

такого нет, то герой самый лучший (кино).

Домашнее задание: подготовить рассказ о герое ВОВ из своей семьи, если такого нет, то герой самый лучший



1


Патриоты Земли Русской


2


Патриот тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.


3


Любит свою родину Знает историю своей страны Гордится своей родиной Знает свой родной язык Любит и охраняет природу родного края Знает государст- венную символику Кто не забывает свою мать, свой дом Украшает родину своим трудом Знает свою родословную Не меняет гражданство Гордится своими предками Готов стать на защиту Отечества


4



5



6


Пётр1. Александр Суворов Михаил Кутузов. Минин и Пожарский Георгий Жуков Федор Ушаков. Алексей Маресьев Илья Муромец. Иван Сусанин. Александр Невский


7


Пётр 1 Коллегия чужестранных (иностранных) дел. Коллегия чужестранных (иностранных) дел. Коллегия чужестранных (иностранных) дел Коллегия чужестранных (иностранных) дел Военная коллегия комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии. Военная коллегия комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии. Военная коллегия Военная коллегия Адмиралтейств-коллегия военно-морские дела, флот. Адмиралтейств-коллегия военно-морские дела, флот. Адмиралтейств-коллегия Вотчинная коллегия заменила Поместный приказ. Вотчинная коллегия заменила Поместный приказ. Вотчинная коллегияПоместный приказ Вотчинная коллегияПоместный приказ Камер-коллегия сбор доходов государства. Камер-коллегия сбор доходов государства. Камер-коллегия Штатс-контор-коллегия ведала расходами государства, Штатс-контор-коллегия ведала расходами государства, Штатс-контор-коллегия Ревизион-коллегия контроль сбора и расходования казённых средств. Ревизион-коллегия контроль сбора и расходования казённых средств. Ревизион-коллегия Коммерц-коллегия вопросы судоходства, таможни и внешней торговли. Коммерц-коллегия вопросы судоходства, таможни и внешней торговли. Коммерц-коллегия Берг-коллегия горно-металлургическое дело. Берг-коллегия горно-металлургическое дело. Берг-коллегия Мануфактур-коллегия лёгкая промышленность.Слайд 6 Мануфактур-коллегия лёгкая промышленность.Слайд 6 Мануфактур-коллегияСлайд 6 Мануфактур-коллегияСлайд 6 Юстиц-коллегия ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Юстиц-коллегия ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства). Юстиц-коллегия Духовная коллегия управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод). Духовная коллегия управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод). Духовная коллегия Духовная коллегия


8


Александр Суворов Начало военной карьеры Русско-турецкая война Между двумя русско-турецкими войнами Итальянский поход 1799 года.


9


Михаил Кутузов. Война с Наполеоном 1805 года. Война с Наполеоном 1805 года. Отечественная война 1812 года. Отечественная война 1812 года. Отечественная война 1812 года Отечественная война 1812 года М. И. Кутузов стал первым из 4 полных Георгиевских кавалеров за всю историю ордена. М. И. Кутузов стал первым из 4 полных Георгиевских кавалеров за всю историю ордена. В июне 1791г. Разгромил 23-тысячное турецкое войско при Бабадаге. В июне 1791г. Разгромил 23-тысячное турецкое войско при Бабадаге. С 1795 г. Кутузов являлся командующим и инспектором войск в Финляндии. С 1795 г. Кутузов являлся командующим и инспектором войск в Финляндии.


10


Минин и Пожарский Руководители второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время.второго народного ополченияСмутное время


11


Георгий Жуков Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа». Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа».Герой Советского Союзаорденов «Победа»Герой Советского Союзаорденов «Победа» в 1922 году орденом Красного Знамени с формулировкой: «в бою под селом Вязовая Почта Тамбовской губернии 5 марта 1921 г., несмотря на атаки противника силой сабель, он с эскадроном в течение 7 часов сдерживал натиск врага и, перейдя затем в контратаку, после 6 рукопашных схваток разбил банду». в 1922 году орденом Красного Знамени с формулировкой: «в бою под селом Вязовая Почта Тамбовской губернии 5 марта 1921 г., несмотря на атаки противника силой сабель, он с эскадроном в течение 7 часов сдерживал натиск врага и, перейдя затем в контратаку, после 6 рукопашных схваток разбил банду».1922 годуорденом Красного Знамениэскадроном1922 годуорденом Красного Знамениэскадроном


12


Федор Ушаков. Русско-турецкая война гг. В 1789 году произведён в контр-адмиралы.1789 годуконтр-адмиралы Сражение у мыса Тендра.Сражение у мыса Тендра Керченское морское сражение. Сражение у мыса Калиакрия В 1793 году произведён в вице-адмиралы.1793 годувице-адмиралы


13


Алексей Маресьев Маресьев прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги в области голени из-за гангрены. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь после ранения. Маресьев прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги в области голени из-за гангрены. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь после ранения.прототипБориса ПолевогоПовесть о настоящем человекеВеликой Отечественной войныгангреныпротезамипрототипБориса ПолевогоПовесть о настоящем человекеВеликой Отечественной войныгангреныпротезами


14


Илья Муромец. Илейко Муромец (Илейка Муромец) самозванец времён Смутного времени, казнённый в 1607; по мнению одних исследователей, его биография не повлияла на складывание фольклорного образа[источник не указан 319 дней]. По мнению других исследователей, в частности русского историка Иловайского, выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина. Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю 19 декабря (1) января.


15


Иван Сусанин С именем Михаила Федоровича Романова связан подвиг уроженца костромской земли Ивана Сусанина. Ценой собственной жизни он спас будущего монарха от польских интервентов в годы Смутного времени. «Вот здесь, где дремлет под туманом болото, слушая свой сон, и был Сусаниным Иваном великий подвиг совершен…» – строчки поэта В. Куликова рисуют облик памятного для России места, где почти четыреста лет назад костромской крестьянин явил пример служения Отечеству. Чем же именно памятны удивительные сусанинские места, кем был этот крестьянин и почему имя его всегда будет жить в истории государства Российского?


16


Александр Невский- патриот Земли Русской. Князь Александр Ярославович ( г.) Военные успехи: -Победа у реки Невы(1240г.) -Освобождение псковских и новгородских земель от немецких рыцарей. -Сражение на Чудском озере (5 апреля 1242г.)


17



18


Презентацию выполнила ученица 7 класса Саввинской средней общеобразовательной школы


19


Цель. Воспитать чувство патриотизма. Воспитать чувство гордости за свою Страну. Познакомить с Великими людьми нашей Страны, которые были истинными патриотами.

Как известно, русская действительность, культура постоянно подвергаются ломкам, смене норм, изменению традиций и образа жизни. Многими исследователями отмечается, что «в русской истории сменилось несколько культурных эпох, отличных друг от друга ключевыми признаками миропорядка, смена которых означает радикальное переустройство самого культурного космоса» (1, с. З). Современное российское общество находится в периоде такой смены эпох, которая характеризуется резкими изменениями в стиле жизни, стереотипах и нормах поведения, ломке нравственных установок населения в экономической, политической, культурной и других областях жизнедеятельности. Особое влияние современная смена мировоззрений оказала на религиозную сферу. Если в советское время религия была отодвинута, выброшена из жизни обычного человека, то сейчас религия все шире входит в систему ценностных ориентации человека российского общества, оказывая влияние на его мировосприятие. Таким образом, трансформация социальной жизни, социального пространства, оказывая воздействие на человека, отражается в духовной жизни народа.

Среди множества духовных ценностей человека одно из важнейших мест занимает патриотизм, «подразумевающий нравственно-эмоциональную связь личности с комплексом географических, этнических, культурных, религиозных, эстетических, исторических и тому подобных представлений, собственно и очерченных в понятии «Родина» (2, с.9). Патриотизм, как видно из приведенного определения, всегда тесно связан с религией, которая в истории и культуре России имела ключевое значение. Такая связь патриотизма и религии случайна, так как влияние религии на формирование такого сложно уловимого ценностно-окрашенного психического комплекса, как патриотизм не может не включать духовную сферу жизни человека, его религиозную компоненту. Ведь религия на протяжении многих веков составляла важную часть жизни населения Древней Руси, царской России. Патриотизм как важнейший эмоционально-нравственный аспект мировоззрения человека связывает его с Родиной (Отечест­вом), этносом, местом проживания, с его культурными и религиозными корнями. То есть всем тем, что важно и свято для любого человека. Православие как государственная религия России пришло на смену язычеству Древней Руси, что не могло не оставить след как в сознании, так и в менталитете русского народа.

Само понятие «Родина», которое является ключевым в феномене патриотизма, происходит от языческого культа Рода. Вся жизнь древних славян была пропитана языческим многобожием, множеством обрядов и ритуалов. Древняя Русь как государство в те далекие времена еще только складывалась, а населявшие ее территорию племена не входили в каком-либо виде в целостное национальное образование. Поэтому и патриотизм древних славян не распространялся далее их места жительства. Язычество не могло объединить множество существовавших племен, оно лишь помогало выжить отдельному Роду, что и нашло свое проявление в понятии «Родина». Патриотизм возник прежде всего как чувство любви к своему жилищу, своим обычаям и верованиям и необходимости их защиты в случае какой-либо угрозы нападения со стороны врагов. Рыбаков Б.А. в своей знаменитой книге «Язычество древних славян» так описывает жилище славян: «Дом и двор древнего славянина и русского средневекового человека представляли собой хорошо продуманную и веками создававшуюся систему заклинательных охранительных мер. Микрокосмос древнего язычника был оборудован как крепость, ожидающая неожиданного нападения» (3, с.246, 517). Как видим, языческие обряды и ритуалы очень активно применялись прежде всего к тому месту жительства, где возникал и развивался Род, где обосновывалась семья древнего русского человека. Само существование славянских племен было невозможно вне язычества, ибо оно помогало сохранять жилье, жизнь отдельного человека или семьи, формируя любовь к своей земле, своей Родине как местожительству Рода.

В более поздние времена после введения христианства на Руси именно «церковь охраняла религиозное главенство в жизни человека, нравственные устои, семейные отношения, поведенческую структуру общества. Православие, постепенно сращиваясь и. вбирая в себя язычество, «создало неповторимую систему мировосприятия, сформировало эмоциональную общность, вошло в повседневную жизнь людей» (4, с.92). Фактически именно церковь создала такие религиозные нормы, которые детерминировали все поведение русских людей на протяжении весьма длительного времени. В результате возникли определенные стереотипы и стандарты поведения, которые затем переросли в систему кодирования, успешно поддерживающую стабильность в обществе.

Для понимания процессов формирования патриотизма важно осознать, что религия как в Древней Руси, так и в дореволюционный период играла исключительно важную роль в жизнедеятельности людей, что нашло свое отражение в менталитете русского народа. Следует отметить, что понятие ментальности, еще недостаточно полно разработанное в научной литературе, тем не менее может объяснить многие явления, связанные с процессом формирования чувства патриотизма у молодежи в современной России. Приведем наиболее удачное, на наш взгляд, определение ментальности: «…это нечто неструктурированное, некая предрасположенность, внутренняя готовность человека действовать определенным образом, область возможного для него… Это «нечто» проявляется, только проецируясь на экраны символических практик, материализуясь в мышлении, чувствах и действиях» (5, с.39). Русская ментальность, таким образом, включает в себя выработанные веками и освященные Православием нормы, стереотипы и установки, которые во многом определяют поведение русского человека и в настоящее время, хотя он сам может этого и не осознавать. Поэтому при возникновении опасности Отче­ству, Родине, Роду (семье), культуре и религиозным верованиям на рода, т.е. при опасности, грозящей тому духовно-земному простран­ству, в котором живут русские, задействуются пласты коллективного бессознательного, содержащие православные (включая и языческие) коды поведения. В итоге в сознании человека всплывают нормы и установки, в которые включены все компоненты, входящие в такой сложный эмоционально-психологический комплекс, как патриотизм. Немалую роль при формировании патриотизма русских людей на бессознательном уровне сыграла присущая только Православию идея соборности, возникшая вместе с крещением Руси и распространением православной ветви христианства на ее территории. Соборность как объединение русского народа на духовном, сакральном уровне независимо от профессий, сословий и т.п. предопределила и объединение обширных территорий. Возникло такое понятие как Святая русская земля. Соборность русского народа стала означать духовную общность, выражающуюся в общем служении, общем долге-

Таким образом, Православие помогло собрать русский народ в нацию а «святая вера… очистила, освятила и укрепила в нас любовь Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви» (6 с 7). Возникшее духовное пространство, объединившее обширные земли России, придало русской ментальности такую специфическую черту, как державность — качество, которое необходимо для социальной организации государства. «Такая организация немыслима без державного сознания, формирующего в человеке чувство долга, ответственности и патриотизма» (6, с. 11). Иными словами, русский патриотизм не мог сформироваться в сознании русского народа без воздействия на него христианства как синтеза православной веры и язычества.

Каково же влияние религии на процессы возникновения и развития патриотизма у молодежи на современном этапе трансформации России? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть целый ряд проблем, как существующих в современном мире, так и специфических, касающихся только России. Прежде всего, следует напомнить о тех изменившихся условиях, в которых живет Россия и Русская Православная Церковь. Как и весь остальной мир, современная Россия переживает процессы глобализации, направленные на объединение государств и наций. При этом происходящие изменения затрагивают все сферы жизни населения России. Может быть, одна из наиболее болезненных точек соприкосновения с распространяющейся глобализацией находится в религиозной области, ибо она вторгается в духовную сферу народа, затрагивая каждого человека независимо от его верования и степени религиозности. Глобализация так или иначе начинает соприкасаться с ментальной сферой русского народа, которая, как уже рассматривалось выше, была сформирована Православной Церковью.

В этой связи хочется напомнить, что в науке существует две точки зрения относительно роли Православия в развитии Российско­го государства. Одна из них трактует Православие как разрушительное явление, уничтожившее истинный «дух» славянской культуры и в дальнейшем затормозившее развитие русского общества, отделившее его от мирового цивилизационного процесса. Вторая точка зре­ния воспринимает все то, что было достигнуто в России, как результат деятельности Православной Церкви. Рассматривая эти точки зрения, можно лишь присоединиться к мнению о том, что «развиваясь как синтез христианства и язычества, Православие создало неповторимую систему мировосприятия…» (4, с. 92). Это говорит о том, что, скорее всего, нельзя однозначно оценивать роль Православия в развитии России в общем русле цивилизационных процессов, так как ни у кого не вызывает сомнений то, что в итоге Российское государство стало одним из великих держав мира. Однако в настоящее время глобализационные процессы резко вторгаются в «неповторимую систему мировосприятия» русского народа. Российское государство и Православная Церковь ощущает все большее давление со стороны Западного мира, мировоззрение населения которого основывается на совершенно иных, в большой мере противостоящих православной ментальности либеральных ценностях. Анализу возникающего и разворачивающегося в современном мире конфликту России как православной цивилизации с наступающими глобализационными процессами посвящен ряд публикаций (9).

В этой связи необходимо отметить, что в этих условиях, с одной стороны, существенно повышается роль Православной Церкви как хранительницы русской ментальности. а, с другой, возникают очень сложные и неоднозначные проблемы, влияющие на формиро­вание патриотизма верующих людей. Происходящие в мире глобализационные процессы в религиозной области связаны с проявлениями постмодернизма. Это совершенно иная реальность, чем та, к которой адаптировано Православие на своем социальном уровне, возможно в связи с тем, что ему предназначена роль государственной религии, а не одного из ряда различных современных вероучений. Эпоха постмодернизма представляет собой плоскости пересечений, точки соприкосновения различных культур, в которой они становятся центрами постмодернистской среды. «В пространстве постмодерна сосуществуют различные культуры, которые имеют свои системы метафизических ценностей. Поэтому здесь неприменимо понятие единого смыслового центра, который упорядочивает окружающий мир» (4, с.27). Иными словами, в современную эпоху Православию вряд ли удастся занять место одного религиозно-идеологического центра, как это было в дореволюционные времена в России. Однако при этом и возникает проблема, весьма беспокоящая широкие круги Русской Православной Церкви и православных верующих. это все шире распространяющееся движение экуменизма, которое воспринимается верующими самым негативным образом. Экуменизм как одно из направлений глобализации имеет своей целью сближение и объединение конфессий, которое может быть осуществлено либо в форме синтеза конфессий, унификации и слияния традиций в однородный сплав, либо как соединение конфессий по принципу разнообразия форм предполагаемом общем для них содержании. Подобный подход не может не вызывать очень сильного беспокойства со стороны православных, причем в гораздо большей степени, чем он вызывает негативный отклик у верующих на Западе. И связано это с тем. что имеет место существенное различие между духом восточного и западного христианства. На Востоке царствуют первенство Духа, свобода, мистицизм. На Западе при крайне рационализированном сознании верующих Дух находится в подчиненном состоянии, что приводит к совершенно иному пониманию церковных таинств, существованию иной иерархии среди священнослужителей, а также неприязнь и боязнь мистики (8, с.244),

Между тем сами православные иерархи, оценивая различия между Православием и другими конфессиями, отмечают, что «когда дело доходит до мистики, то здесь как раз открывается самая глубокая пропасть между Православием и инославием… Там нет благодатного опыта… нет аналогов тем духовным состояниям, которые описаны в православной патристике» (9, с.28 29). То есть, с по­зиции значительной части священнослужителей Православной Церкви, экуменизм является еретической идеей, лжеучением, с которым следует бороться, отстаивая чистоту православной веры. По мнению наиболее преданных православной идее священнослужителей, православное христианство — «это прежде всего незыблемое сохранение апостольскою и святоотеческого Предания, верность содержанию и форме религии, ведущей свое начало от Божественного откровения. Православие— это чистота веры и твердость традиции» (10, с.445). Отсюда и возникает известное противостояние проникающему в Россию экуменизму. Описанная ситуация самым непосредственным образом влияет на патриотизм верующих.

Патриотизм верующих людей определяется глубиной их веры. зависящей от уровня развития личности, сознания молодого человека. Именно масштаб личности человека позволяет ему ощутить связь с Богом, приблизиться к нему, пережить духовный опыт, воспринимать окружающий мир как Священное, Божественное пространство, которое он глубоко любит. Наиболее ярко выражен патриотизм у глубоко верующих людей.

Как представляется, можно указать по крайней мере три типа патриотизма. свойственных православным верующим. Эти типы обусловлены разным пониманием патриотизма. Наиболее распространен патриотизм. направленный на возрождение Великой России, для некоторых самодержавной России, для чего верующим требуется отдать все силы, сделать для осуществления этой цели все возможное, что от них потребуется. Системный кризис, поразивший Россию в результате перехода к новым экономическим отношениям, породил многочисленные социально-экономические трудноразрешимые проблемы, что крайне негативно отразилось и продолжает отражаться на духовно-нравственном состоянии современного российского общест­ва. Многие православно верующие молодые люди крайне обеспокоены и разочарованы положением России в изменяющемся мире, потерей статуса России как великой державы. Поэтому вполне естественным представляется то, что их православный патриотизм, зачастую граничащий с экстремизмом, направлен, нацелен как на борьбу с верующими других вероучений, так и на отстаивание прежних позиций России как Великой державы. При этом предполагается, что речь идет о защите Родины как православного государства, где собственно православное вероучение и может существовать во всех аспектах. Следует напомнить, что в действительности происходящие процессы затрагивают очень глубинные основы традиционной для русского народа православной религии и культуры, которая и была сформирована этой религией. Поэтому к проявлениям такого рода православного патриотизма следует относиться с большим пониманием, так как он отстаивает само существование православного русского народа.

Православие как религиозное духовное вероучение включает в себя трансцендентный аспект. Православная религия, как уже отмечалось, и отличается от западных традиционных конфессий именно своей мистической связью с Христом, с Богом. Духовный опыт, основанный на святоотеческой традиции, и должен быть, в сущности, идеалом для верующих. Однако он крайне труднодостижим, требует от верующего очень высокого уровня развития сознания и личности, осознания необходимости духовного подвижничества, определенного аскетизма в мирской жизни, поэтому основная доля православных верующих ставит своей целью не столько постижение духовного опыта, сколько более простые и понятные для обыденного сознания идеалы, такие как отстаивание и защиту России как православной державы. Любовь к своему Отечеству, Родине, заложенная в вере, приводит глубоко верующих молодых людей к мысли о необходимо­сти защиты российского государства от натиска негативных, чуждых Православию ценностей. Однако существует патриотизм и другого рода у глубоко верующих людей.

Этот вид патриотизма возникает преимущественно у людей очень глубоко верующих и связан с идеей собственного «спасения» Для глубоко верующего православного человека любые земные ценности в том числе и такие понятия, как «Родина», «Россия» — сами себе, без Христа— ничто, пустой звук, обманчивый мираж в бедной духовной пустыне (11, с.48). То есть, с точки зрения православного верующего, христианский патриотизм обязательно предполагает идею спасения, которая подразумевает прежде всего общение Богом, жизнь с Христом, стяжание вечной жизни, преображение с благодатью. Но если в душе верующего эти ценности не находятся на первом месте, тогда и в православной державе ему нет спасения. «Со Христом можно быть патриотом и в языческой, и в атеистической империи, во главе которой может стоять даже гонитель (например, Диоклетиан или Сталин) и — спастись. Уступая ереси непоследовательной позицией, можно возыметь Великую Россию, но при том остаться без Христа» (15, с.52). То есть патриотизм только тогда становится христианским, когда сочетает любовь к Отечеству с любовью к Христу и пламенной верой.

Если в первом случае патриотизм верующих нацелен в основном на сохранение православной Родины, то патриотизм второго типа связан прежде всего с собственным духовным опытом, с тем духовным состоянием, в которое погружен православный человек. С нашей точки зрения, оба описываемых вида патриотизма присущи прежде всего людям глубоко верующим, выполняющих все обряды и ритуалы Церкви, часто посещающих церковь, живущих церковной жизнью (т.е.воцерковленных).

Следует обратить внимание на то, что в рамках патриотизма, тесно связанного с религиозной верой, существует патриотизм, формирующийся на идеях всеединства, религиозной коллективности, единой живой Церкви. Обязанностью для такого христианина является деятельное участие во всемирно-исторической миссии церкви. Но при этом деятельность выходит за национальные или территориальные рамки отдельного государства. Патриотизм, основанный на такого рода вере, «не может быть абсолютным, но зато он привносит к идее национальной идею всемирную, всечеловеческую, а, следовательно, очищает, повышает и расширяет национальную идею. Это такая важная услуга развитию народа, что в сравнении с нею бледнеет та польза, которую оказывает своему народу и государству «абсо­лютный патриотизм», не знающий в мире ничего выше отечества» (12, с.471).

Все рассмотренные виды патриотизма достаточно закономерны проявляются, как представляется, у глубокого верующих, но находящихся на разных ступенях духовной лестницы людей. При этом, если первый вид православного патриотизма соприкасается с социально-политической сферой государства, то два других вида патриотизма отражают скорее духовный, надсоциальный аспект религиозной веры, лежащей в их основании.

Однако основная масса верующих не являются людьми глубоко верующими. Верующие такого рода относят себя к людям, верующим в Бога, но не выполняют постоянно обряды и ритуалы, редко посещают Церковь, не имеют духовника и т.д. Патриотизм у таких верующих имеет выраженную религиозную окраску и проявляется как патриотизм, охватывающий собой любовь к Родине, любовь к России как православном}, государству, любовь к своему городу, де­ревне и т.п. То есть это патриотизм верующих людей, которые находятся на достаточно далеком от Церкви расстоянии, чтобы вникать и разбираться в тех деструктивных тенденциях, которые несет с собой распространяющийся глобализм для такой традиционной русского народа конфессии, как Православие.

Однако многочисленные социологические исследования, проведенные в НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ сотрудниками лаборатории проблем молодежи, начиная с 1995 г. и по настоящее время, говорят о том. что появилась группа верующих среди молодежи, которая относит себя к верующим в некое духовное иррациональное начало мира. Такая группа верующих появилась не случайно. Это связано как с установлением демократических основ в государственном управлении, так и с проявлением постмодернизма, очень активно влияющих на сознание молодежи, усваивающей новые либеральные и демократические ценности. Постоянно меняющееся культурное пространство, производящее ценности, нормы, идеалы не может не влиять на восприятие религиозных учений российской молодежью. Поэтому сейчас в России религиозное пространство многолико и неоднородно. Наряду с традиционными конфессиями в России существуют дохристианские верования (шаманизм и язычество), а также распространены многочисленные религиозные культы, учения, движения как христианского характера, так и нетрадиционные для российского общества. Множественность всевозможных вероучений — это и есть результат того, что Россия, так же как и другие государства Запада, находится в пространстве современного постмодернизма, когда рушатся устоявшиеся культурные и религиозные системы, происходит отбор духовных ценностей.

Кроме групп верующих наши исследования, как правило, фиксируют довольно значительную группу атеистов, т.е.людей, оценивающих себя как неверующих в какое-либо религиозное учение. И хотя, казалось бы. патриотизм атеистов нельзя отнести к какому-либо патриотизма, в основе которого лежит религиозное вероучение На наш взгляд, патриотизм атеистов все равно окрашен религиозностью также как и патриотизм людей, верящих в некое духовное иррациональное начало, патриотизм атеистов не может быть вне влияния русской ментальности. При необходимости древние пластыязычества и Православия акцентируют заложенные в коллективном бессознательном религиозные нормы, установки, ценности, актуализируя основанные на них коды поведения русского православного человека.

Таким образом, патриотизм в современной России самым непосредственным образом связан с православной религией. Можно сделать вывод о том, что в основе любого типа из рассмотренных нами видов патриотизма лежит Православие. Однако его влияние на формирование патриотизма различных групп верующих не одинаково. Прежде всего тип патриотизма зависит от степени духовного развития личности, включенности верующего в социальные процессы государства или в сферу церковной жизни. На формирование патриотизма нетрадиционно верующих и атеистов оказывает непосредственное воздействие русская ментальность, проявляющаяся на уровне бессознательного в человеке, и таким образом их патриотизм все равно оказывается так или иначе соотнесенным с традиционными православными верованиями.

Литература

1. Федотов Г, П.. Святые Древней Руси. Ростов-на-Дону, 1999.

2. Козлов А. А. Молодые патриоты и граждане новой России. Социологический очерк. СПб., 1999.

3. Рыбаков Б. А. Язычество древнем Руси. М, 1987.

4. Бадаева А. В. Формы поведения в русской культуре (1Х-Х1Х века). СПб., 2001.

5. История ментальностей. Историческая антропология. М., 1996

6. Митрополит Иоанн. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., 1996.

7. См.. например: Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире.М, 2002.

8. Протоиереи Иоанн Меиендорф. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985.

9. Архимандрит Рафаил (Карелин). Вызов новомодернизма. М..1999

10. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. М, /999.

11. Душенов К. «Уже ближе, чем мы думаем…»/ ЦарьГрад. № 2, 2003.

12. Тихомиров Л.Л. Монархическая государственность. СПб.,1992.

Мы за дружбу народов и конфессий»

        Россия – многонациональное, многоконфессиональное государство. Исторически сложилось так, что на огромной территории российской земли живут более 190 разных национальностей и народностей, для которых Россия является их исторической Родиной. В разные периоды создания и становления российской государственности они входили в  ее состав, став на сегодняшний день ее неотъемлемой частью. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее.

 Все они обладают равными правами и имеют равные обязанности перед Законом Российской Федерации, Конституцией. (2 слайд)

Богатство  каждой земли – ее народ самых разных национальностей. Немалый вклад в развитие нашей страны, в историю России внесли и вносят представители разных народов. У нас общая судьба, поэтому необходимо согласие в межнациональных отношениях. Россия стала местом, в котором могли жить совместно представители самых различных национальностей и делать вклад в общую культуру. ( 3 слайд)

Мы с вами живем хоть и в маленьком, но многонациональном селе. Здесь проживают татары, русские, украинцы, казахи, дагестанцы. И их дети учатся в нашей школе. И мы всегда вместе. Вместе решаем проблемы, вместе отмечаем праздники, будь то русская масленица или татарский  навруз. Поздравляем друг друга с религиозными праздниками. Мусульман поздравляем с Курбан байрамом, Ураза – байрамом, православных с Рождеством, с Пасхой. Ходим друг к другу в гости на праздничное угощение.

 Уже привычными стали браки между представителями разных национальностей. Нет в селе семьи только одной национальности. (4 слайд)

        Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий  характер.

  Немалую негативную роль в этом играют средства массовой информации, зачастую описывая конфликтную ситуацию только с одной стороны. Этим они наращивают противостояние разных народов по отношению к друг другу. (6 слайд)

        В годы Великой Отечественной войны много русских людей было эвакуировано в Республики Средней Азии. Узбеки, таджики, туркмены с большим радушием делились куском хлеба с приезжими, не спрашивая их об их вероисповедании и национальности.

        Недавно по телевидению шел сюжет о том, как ветеран войны, остался без жилья, который отобрали мошенники. Две русские девушки, студентки юридического института, подошли к нему на улице, узнав о его беде, они обошли все инстанции и отсудили ему его квартиру. Им совершенно не волновало, что он татарин и мусульманин.

        Очень опасно межнациональное разногласие. У межнациональной войны не будет победителя. Как в смешанных семьях решить национальный вопрос? Да никак. Такой вопрос у них вообще не стоит и будем надеяться, что и не встанет.(7 слайд)

Нет хорошей и плохой нации. Как можно определить, кто лучше – русский или татарин? Это невозможно. «Мы все разные – и в этом наша прелесть, мы все вместе – и в этом наша сила!».(8 слайд)

  • Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
  • Своей национальной принадлежностью нужно гордиться
  • национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;
  • Мы принадлежим одной нации – РОССИЯНИН. (9 слайд)

        В нашей школе уже второй год в 4 и 5 классах изучается курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Шесть разных модулей, для всех главных конфессий нашей страны. Мы выбрали курс «Основы исламской культуры». (10 слайд)Зачем этот курс ввели. Именно за тем, чтобы воспитать обучающихся в духе дружбы и добрососедства разных национальностей и конфессий. Чтобы вырастить поколение духовно и нравственно развитых личностей. Ведь из всех религий берется самое главное составляющее – любовь к ближнему, мир, добро, сострадание, уважение к родителям и старшим, образование, ответственность и любовь к труду.

        С 988 г. князь Владимир крестил Русь – пришло православие, в VIII веке в г. Дербенте (Дагестан) была построена первая мечеть –  началась история ислама.

Есть материальный мир, а есть – духовный. Это знания, информация, отношения между людьми. В школе вы знакомитесь с этим миром. Его еще называют миром культуры. И внутренним миром человека. И во внутреннем мире человека и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Там есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестье, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает легким.  Есть одна старая притча:

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк, черный, представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк, белый,представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. (11 слайд)

        Нельзя смешивать в одно понятия «Ислам» и «терроризм». Ислам – религия мира!

В главной книге мусульман – Коране говорится: Аллах призывает к обители мира

 и ведет, кого пожелает, к прямому пути! (Сура «Йунус»; 10:25)

Говорите: мы уверовали в то, что ниспослано нам (Коран) и что ниспослано вам (Библию). Наш Бог и ваш Бог — один и тот же, и Мы предаемся Ему» (29: 46)

…Относитесь с добром к родителям и родне, сиротам и беднякам, соседу близкому и соседу далекому, и другу, который рядом, путнику, оставшемуся в пути и тем, кто находится в вашем подчинении. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив… (Сура «Женщины», 4: 36)

        Террористические акты в Волгограде нельзя ничем оправдать. Нигде в исламе нет призыва – убивать женщин, детей и стариков. Злодеи, которые это сделали – это не люди. И я думаю, что и на вокзале и в троллейбусе ехали люди разных религий. «Ислам» и «терроризм» несовместимые понятия! Бесчеловечные поступки нельзя связывать с религией.

        Терракт в церкви в Хабаровском крае, где мужчина расстрелял людей в церкви, во время литургии, при этом он повесил на грудь два креста нельзя оправдать православным рвением. Стрельба по иконам и живым людям вряд ли нужна Богу.

        Стрельба в московской школе, убийство скинхедами десятилетней таджикской девочки, вызывающее поведение кавказцев… Много можно перечислить таких примеров.(12 слайд)

В Библии сказано « Возлюби ближнего своего, как самого себя»!

Исламское вероучение учит тому, что все люди на земле равны, опираясь на фразу Пророка Мухаммеда: «Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и чёрным, и люди равны между собой как зубцы гребня». В Коране говорится: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый». (13, 14, 15, 16 слайд)

Богатство нашей многонациональной страны – это культурные традиции. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они все говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.(17 слайд)

Отечество – это все мы. (18 слайд)

Вступил ты уже в новый век.

По – новому мир сотвори:

Ты сможешь, ты только начни.

Ведь имя твое – Человек!

 Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

 Русский, татарин, башкир и якут.

 Разных народов большая семья,

 И этим гордиться должны мы друзья.(19 слайд)

 Россией зовется общий наш дом,

 Пусть будет уютно каждому в нем.

 Любые трудности мы осилим

 И только в единстве сила России.

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT29Of4GcgH54-Pb-en-_57TU-Jp4SmIlBOgNDTB5GaRGTznWbxIg

Использованные ресурсы:

1.https://www.google.ru/search.- Гугл картинки.

2. Основы исламской культуры. Учебник 4-5 классы. Д.И.Латышина, М.Ф, Муртазин. Москва. Просвещение. 2012 год.

3. www.smisl-zhizni.ru.

Кто такой патриот?

Слово патриот произошло от греческого patriotes, что в переводе означает «земляк». Мы часто слышим его на уроках патриотического воспитания, встречаем в литературных произведениях, теле- и радиопередачах. Попробуем ответить на вопрос «кто такой патриот?».

Патриот — это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу. Все негативные ассоциации с этим словом связаны с неправильным пониманием сути патриотизма, нравственного убеждения, основанного на любви к своей стране.

Принципы патриотизма

  • Патриотизм часто ошибочно путают с такими страшными явлениями, как ксенофобия, национализм, ненависть к другим странам. Но настоящий патриот уважает другие государства и культуры. Любовь к Родине не предполагает неприязни к гражданам других стран.
  • Патриота отличает намерение защищать интересы своей страны и людей, живущих в ней, бережное отношение к родному дому, улице, городу. Соблюдение законодательства страны, труд во благо Отечества, бережное отношение к родному языку и культуре.
  • Патриот — это человек, который чувствует единение со своими соотечественниками. И проявляется оно не в хулиганских действиях, совместных попытках оскорбить иные народы, их чувства, ценности или религию, а в совместных попытках сделать жизнь в стране лучше, работой над спокойным и счастливым будущим детей и внуков.
  • Нездоровый патриотизм может породить опасные и чуждые истинному патриоту идеологии. Такие как шовинизм. «Только мой народ хороший» — это НЕ патриотизм. «Все народы достойны уважения, но мне ближе всего мой народ, и его ценности» — это позиция патриота.

Цитаты о патриотизме

Великие люди по-разному относились к патриотизму. Нередко некоторые его формы подвергались суровой критике. Так Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Но не все разделяли эти взгляды. И до нас дошли цитаты известных исторических личностей о патриотизме.

Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен.

Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям.

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

  • Подготовить рассказы о действующих лицах романа пугачеве швабрине гриневе маше савельиче
  • Подготовить рассказ про геракла 5 класс
  • Подготовить рассказ по пословице безделье мать всех пороков
  • Подготовить рассказ по одной из следующих пословиц гнев твой враг твой безделье мать всех пороков
  • Подготовить рассказ об отношениях маши троекуровой и владимира дубровского письменно