10.03.2015
Учитель начальных классов
Тест может использоваться как для проверки уровня усвоения материала предмета, так и для самостоятельной работы учащихся.
Оценить
6618
Содержимое разработки
ВариантI
I. «Россия – Родина моя»
1. Определи название музыкального произведения, которое созвучно данным произведениям искусства. Обведи букву правильного ответа.
«О, Родина! Все дни твои прекрасны. Где б ни был я, но всё с тобой душой». В. Жуковский а) Кант «Радуйся, Росско земле!» б) Симфония № 4 в) «Славны были наши деды» |
2. Найди соответствия между жанрами, названиями музыкальных произведений и их авторами. Впиши нужные цифры и буквы.
Композитор |
Жанр |
Название произведения |
I. П. Чайковский |
1) Опера |
а) «Иван Сусанин» |
II. М. Глинка |
2) Романс |
б) «Александр Невский» |
III. С. Прокофьев |
3) Кантата |
в) «Благословляю вас, леса» |
I. ___________ II. ___________ III. ____________
3. Определи по картинке состав исполнителей и укажи стрелочками.
1) 2) |
а)Хор б) Дуэт в) Солист |
4. Какой колокольный звон звучит в известных тебе фрагментах из опер С. Прокофьева и М. Глинки? Соедини стрелочками найденные соответствия.
1) Хор «Вставайте, люди русские!»а) Благовест
2) Хор «Славься!»б) Набат
5. Послушай фрагменты музыкальных произведений и определи порядок их звучания.
___ Симфония ___ Романс ___ Кантата ___ Опера
II. День, полный событий
1. Определи качества музыки, которыми обладают данные произ-ведения, и впиши нужную букву.
1) «Марш деревянных солдатиков»_____Песенность – п
2) «Утро»_____ Танцевальность – т
3) «Джульетта-девочка»_____Маршевость– м
2. Найди и укажи стрелочками соответствия между названиями музыкальных произведений и их авторами.
1) П. Чайковскийа) «Болтунья»
2) С. Прокофьевб) «Утренняя молитва»
3) М. Мусоргскийв) «Заход солнца»
4) Э. Григ г) «Тюильрийский сад»
3. Найди соответствия музыкальных произведений, схожих по тематике, из циклов «Детская» М. Мусоргского и «Детский альбом» П. Чайковского и впиши буквы.
М. Мусоргский |
П. Чайковский |
1) С няней |
а) В церкви |
2) С куклой |
б) Игра в лошадки |
3) На сон грядущий |
в) Нянина сказка |
4) Поехал на палочке |
г) Болезнь куклы |
1) ____ 2) ____ 3) ____ 4) ____
4. Определи название музыкального произведения, которое со-звучно данным произведениям искусства. Обведи букву правильного ответа.
Вечер отрадный лёг на холмах,
Ветер прохладный дует в полях.
Дует, ласкает травку, цветы,
Тихо качает розы кусты.
А. Плещеев
И. Левитан. Сумерки. Луна
а) «Тюильрийский сад» М. Мусоргского
б) «Светит месяц» (русская народная песня)
в) «Вечер» М. Мусоргского
5. Послушай фрагменты музыкальных произведений и определи порядок их звучания.
____ «Марш деревянных солдатиков»
____ «Утро»
____ «Джульетта-девочка»
____ «С няней»
____ «Колыбельная»
III. «О России петь – что стремиться в храм»
1. Найди соответствующее определению понятие и впиши нужную букву.
1) Песенное обращение к Богу, святым. ______
2) Песня повествовательного склада, в которой рассказывается о разных исторических событиях, о народной жизни. ______
3) Молитвенное торжественное песнопение. ______
4) Церковные песни, которые поются на определённый глас (мелодию), составлены и написаны ко всем иконам Божьей матери. ______
а) Молитвав) Величание
б) Тропарьг) Баллада
2. Дополни ряд названий церковных праздников, которые ты знаешь.
Крещение Господне, Троица, _______________________, _______________________________, ___________________________.
3. С каким музыкальным произведением можно связать женский образ с иконы В. Васнецова? Обведи букву правильного ответа.
В. Васнецов. Богоматерь с младенцем
а) «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова
б) «Аве, Мария!» Ф. Шуберта
4. Найди и укажи стрелочками соответствия между названиями музыкальных произведений и их авторами.
1) Ф. Шуберта) Прелюдия
2) И. Бахб) «Осанна»
3) С. Рахманинов в) «Аве, Мария!»
4) Э. Ллойд Уэбберг) «Богородице Дево, радуйся»
5. Послушай фрагменты музыкальных произведений и определи порядок их звучания.
____ «Аве, Мария!»
____ Прелюдия
____ «Богородице Дево, радуйся»
____ Тропарь
____ «Осанна»
IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
1. Дополни пропущенные слова в тексте.
В стародавние времена складывал народ сказания, исполняемые нараспев, которые назывались ____________________.
Их исполняли народные _________________-сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, название которого _______________________.
2. В операх русских композиторов созданы образы народных сказителей былин. Укажи стрелочками на их имена.
1) 2) |
а) Лель б) Баян в) Садко |
3. Обычаи и обряды какого весёлого праздника, которым древние славяне отмечали конец зимы и наступление весны, представлены Н. Римским-Корсаковым в опере «Снегурочка»? Подчеркни правильный ответ.
а) Рождество
б) Масленица
в) Троица
4. Найди и укажи стрелочками соответствия между названиями музыкальных произведений и их авторами.
1) М. Глинкаа) «Садко»
2) Н. Римский-Корсаковб) «Руслан и Людмила»
в) «Снегурочка»
5. Послушай фрагменты музыкальных произведений и определи порядок их звучания.
____ «Вторая песня Бояна»
____ «Песня Садко»
____ «Третья песня Леля»
V. В музыкальном театре
1. Найди соответствие между определениями и названиями певческих голосов. Укажи стрелочками эти соответствия.
1) Высокий мужской голос а) Баритон
2) Высокий женский голос б) Бас
3) Низкий мужской голос в) Тенор
4) Средний мужской голос г) Сопрано
2. Найди соответствующее определению понятие и впиши нужную букву.
1) Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют. _____
2) Форма коллективного оперного пения. _____
3) Оркестровое вступление к опере. _____
4) Сольный номер в опере. _____
5) Выходная ария, то есть первая ария по ходу действия, с которой герой или героиня выходили на сцену. _____
6) Музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют.
_____
7) Музыкальный спектакль развлекательного характера. _____
а) Операд) ария
б)балете)увертюра
в)мюзиклж)кавантина
г)хор
3. Определи по декорации жанр спектакля и укажи стрелочкой.
1) а)балет
2) б)мюзикл
3) в)опера
4. Найди соответствия между названиями музыкальных произве-дений и их авторами. Впиши нужные цифры и буквы.
Композитор |
Жанр |
Название произведения |
I. М. Глинка |
1) Опера |
а) «Спящая красавица» |
II. П. Чайковский |
2) Балет |
б) «Руслан и Людмила» |
III. Н. Римский-Корсаков |
3) Мюзикл |
в) «Снегурочка» |
IV. А. Рыбников |
г) «Орфей и Эвридика» |
|
V. К. Глюк |
д) «Волк и семеро козлят» |
I. _______ II. _______ III. _______ IV. _______ V. _______
5. Послушай фрагменты музыкальных произведений и определи порядок их звучания.
____ «Руслан и Людмила»
____ «Волк и семеро козлят»
____ «Спящая красавица»
VI. В концертном зале
1. Дополни предложение.
Автора музыкальных произведений называют ________________.
Музыканта, поющего или играющего музыкальное произведение, называют ________________.
Человека, который слушает музыкальное произведение, называют _______________.
2. Узнай, кого можно увидеть на сцене концертного зала. Впиши нужную букву.
___ ______ ___
а) Скрипач б) Дирижёр в) Пианист г) Флейтист
3. Найди соответствующее определению понятие и впиши нужную букву.
1) Музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей и написанное для симфонического оркестра. _____
2) Музыкальное состязание, в котором солист как бы соревнуется с оркестром. _____
3) Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, основанных на контрасте. _____
а) Концерт
б) Сюита
в) Симфония
4. Найди соответствия между названиями музыкальных произведений и их авторами. Впиши нужную букву.
Композитор |
Название произведения |
1) П. Чайковский |
а) «Шутка» |
2) И. Бах |
б) «В пещере горного короля» |
3) Н. Паганини |
в) Концерт № 1 |
4) Э. Григ |
г) «Героическая» симфония |
5) Л. Бетховен |
д) Каприс |
1) ____ 2) ____ 3) ____ 4) ____ 5) ____
5. Послушай фрагменты музыкальных произведений и определи порядок их звучания.
____ Концерт № 1____ «В пещере горного короля»
____ «Шутка»____ «Героическая» симфония
____ Каприс
VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
1. Какую музыку пишут композиторы? Укажи соответствия стрелочками.
1) Музыка для оркестраа) Вокальная
2) Произведения для голосаб) Фортепианная
3) Произведения, исполняемыев) Симфоническая
клавишными инструментами
2. Исполнители какого направления в музыке изображены? Обведи букву.
Луи Армстронг |
Джон Гиллеспи |
а) Джаз б) Рок в) Эстрада |
3. Найди соответствующее определению понятие и впиши нужную букву.
1) В песнях обычно есть запев и припев. Такую форму называют ____.
2) Поэтический или музыкальный жанр торжественного, возвышенного характера, приветствие. ____
3) Старинная многоголосная бытовая песня. ____
4) Сочинение музыки во время её исполнения. ____
5) Торжественная песня страны. ____
а) Одаг) Гимн
б) Импровизацияд) Кант
в) Куплетная форма
4. Найди соответствия между названиями музыкальных произведений и их авторами. Впиши нужную букву.
Композитор |
Название произведения |
1) Дж. Гершвин |
а) «Шествие солнца» |
2) Г. Свиридов |
б) «Я поймал ритм» |
3) С. Прокофьев |
в) «Снег идёт» |
4) В. Моцарт |
г) «Ода к радости» |
5) Л. Бетховен |
д) Симфония № 40 |
1) ____ 2) ____ 3) ____ 4) ____ 5) ____
5. Послушай фрагменты музыкальных произведений и определи порядок их звучания.
____ «Колыбельная»
____ «Снег идёт»
____ «Шествие солнца»
____ «Ода к радости»
____ Симфония № 40
Ответы:
I. «Россия – Родина моя»
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Буква ответа |
б |
I.2 в, II.1 а, III. 3 б |
1) в, 2) а |
1) б, 2) а |
По выбору учителя |
II. День, полный событий
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Буква ответа |
1) м, 2) п, |
1) б, 2) а, |
1) в, 2) г, |
в |
По выбору учителя |
III. «О России петь – что стремиться в храм»
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Буква и цифра |
1) а, 2) г, |
Рождество, Вербное воскресенье, Пасха |
а |
1) в, 2) а, |
По выбору учителя |
IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответ |
Былины, |
1) в, 2) б |
б |
1) б, 2) а, в |
По выбору учителя |
V. В музыкальном театре
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Буква и цифра |
1) в, 2) г, |
1) а, 2) г, |
1) в, 2) а, |
I.1 б, II.2 а, III. 1 в, |
По выбору учителя |
VI. В концертном зале
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Буква ответа |
Композитор, исполнитель, слу- |
1) б, 2) г, 3) а, 4) в |
1) в, 2) а, |
1) в, 2) а, |
По выбору учителя |
VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Номер задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответ |
1) в, 2) а, |
а |
1) в, 2) а, |
1) б, 2) в, |
По выбору учителя |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/113467-test-po-muzyke-dlja-3-klassa
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Олимпиада
по музыкальной литературе
«Сказка в русской музыке»
среди учащихся VI классов
(третий год обучения) ДМШ и ДШИ
Олимпиада по музыкальной литературе среди учащихся VI классов (третий год обучения) «Детских музыкальных школ» и «Детских школ искусств» проводится с целью создания положительной эмоциональной атмосферы для учащихся и повышения интереса к музыкально-теоретическим предметам, актуализации знаний и умений применять накопленные знания и слуховые представления путём обобщения и проведения анализа музыкального материала.
Задачи олимпиады:
— анализ музыкальных произведений с различным воплощением сказочных сюжетов в музыкальных произведениях русских и советских композиторов;
— развитие образного восприятия, самостоятельного мышления;
— стимулирование интереса к исследовательской деятельности;
— развитие творческой активности учащихся, повышение их мотивации к обучению в школе;
— пропаганда музыкального наследия отечественных композиторов;
— развитие взаимодействия межпредметных связей учебного плана ДМШ для системного изучения учебного материала;
— совершенствование педагогического мастерства преподавателей и обмен педагогическим опытом.
Программные требования
Содержание заданий олимпиады по музыкальной литературе разрабатывается преподавателями теоретических дисциплин МБУДО «ДМШ» в соответствии с программными требованиями и уровнем сложности по учебному предмету «музыкальная литература».
Задания для участников включают в себя музыкальную викторину и теоретические задания. Все задания выполняются письменно.
Музыкальная викторина содержит аудиофрагменты музыкальных произведений:
- М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Марш Черномора
- М.П. Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках»
- Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко». Песня Садко с хором «Высота»
- Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». Полет шмеля
- Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Хор «Прощай масленица»
- Н.А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». «Море и Синдбадов корабль» (1 часть)
- П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Танец феи Драже
- А.К. Лядов. «Кикимора»
- С.С. Прокофьев. Балет «Золушка». Па-де-шаль
- С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Тема Пети.
Теоретические вопросы составлены на содержании следующих тем:
- Сказка в творчестве композиторов: М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева.
- Жанры музыкальных произведений.
- Средства музыкальной выразительности.
- Музыкальные инструменты.
Задания для участников представлены в приложении к Положению по школьной викторине по слушанию музыки.
Критерии оценки участников олимпиады
При оценке работ участников олимпиады учитывается грамотность ответов в каждом задании.
Выполнение заданий оценивается по сумме набранных баллов.
Каждый элемент задания в письменной работе оценивается 1 баллом.
Максимальная сумма баллов – 45.
Лауреатами олимпиады по музыкальной литературе «Сказка в русской музыке» среди учащихся VI классов (третий год обучения) со званием «Лауреат» (I, II, III степени) являются участники, набравшие по сумме от 30 до 45 баллов.
Лауреатами школьной олимпиады по музыкальной литературе среди учащихся VI классов (третий год обучения) со званием «Дипломант» (IV степени) являются участники, набравшие по сумме от 25 до 30 баллов.
По решению жюри допускается незначительное отклонение от указанных баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ
к музыкальной олимпиаде по музыкальной литературе «Сказка в русской музыке» среди учащихся VI классов
Задание № 1. Музыкальная викторина
Определите по порядку звучание аудиофрагментов и впишите композитора
№ |
Композитор |
Музыкальное произведение, часть, фрагмент |
Опера «Руслан и Людмила». Марш Черномора |
||
Фортепианная сюита «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках» |
||
Н.А. Римский-Корсаков. |
Опера «Садко». Песня Садко с хором «Высота» |
|
Опера «Сказка о царе Салтане». Полет шмеля |
||
Н.А. Римский-Корсаков. |
Опера «Снегурочка». Хор «Прощай масленица» |
|
Н.А. Римский-Корсаков. |
Симфоническая сюита «Шехеразада». «Море и Синдбадов корабль» (1 часть) |
|
Балет «Щелкунчик». Танец феи Драже |
||
А.К. Лядов |
Симфоническая пьеса «Кикимора» |
|
С.С. Прокофьев |
Балет «Золушка». Па-де-шаль |
|
Симфоническая сказка «Петя и волк». Тема Пети. |
Максимальный балл: 15 баллов
Задание № 2. Ответьте на вопросы
- Кто из перечисленных композиторов является автором нескольких опер по сказкам А.С. Пушкина?
а) М. П. Мусоргский
б) Н.А. Римский-Корсаков
в) С.С. Прокофьев
- Определите фантастический персонаж, используя в качестве подсказки эти слова:
Подсказка |
Фантастический персонаж |
Мусоргский, эскиз часов, выставка |
|
Целотонная гамма, Баян, Руслан |
|
Лядов, симфоническая картина, Кот-Баюн |
- Звук этого инструмента, появившегося в 1886 году, высокий, нежный и звенящий, будто хрустальный. В переводе с итальянского языка означает «небесная», «прозрачная». Инструмент похож на маленькое пианино. В 1891 году П. Чайковский был одним из первых, кто применил этот инструмент в своем балете.
Определите название инструмента: _____________________________________
- «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту». Объедини стрелочками персонаж и его музыкальный инструмент.
Пионер Петя |
Кларнет |
|
Утка |
Валторны |
|
Кошка |
Две скрипки, альт, виолончель |
|
Птичка |
Фагот |
|
Дедушка |
Флейта |
|
Волк |
Гобой |
- На каких музыкальных инструментах играли…
Садко _____________________________________
Лель ______________________________________
Баян ______________________________________
- Укажите жанр и название музыкальных произведений по знакомым персонажам
а) Наина, Финн, Фарлаф, Людмила ________________________________
б) Берендей, Мизгирь, Лель ______________________________________
в) Царь Морской, Волхова _______________________________________
г) Мачеха, Принц, Кривляка ______________________________________
- В каких музыкальных произведениях встречаются эти средства передвижения?
Карета _________________________________________________________
Конь ___________________________________________________________
Бочка___________________________________________________________
Корабль ________________________________________________________
Ступа __________________________________________________________
- Кто написал литературные произведения? Соедините стрелочками
«Сказка о Золотом петушке» |
Э.Т. Гофман |
|
«Снегурочка» |
Ш. Перо |
|
«Золушка» |
А.С. Пушкин |
|
«Щелкунчик и Мышиный король» |
А. Н. Островский |
- Эти народные мелодии использовали композиторы в своих музыкальных произведениях. Укажите персонажи, исполняющие эти мелодии:
а) Народная песня «Во саду ли, в огороде» ___________________________
б) Русская былина «Высота ль моя» _________________________________
в) Народная песня «Чижик-пыжик» _________________________________
Максимальный балл: 30 баллов
Михаил Глинка (1804-1857, Mikhail Ivanovich Glinka)
Михаил Иванович Глинка (20 мая [1 июня] 1804, с. Новоспасское, Смоленская губерния — 3 [15] февраля 1857, Берлин; похоронен в Санкт-Петербурге) — русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Глинка,_Михаил_Иванович
Пушкин в музыке
По выражению В. В. Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».
Вся русская симфоническая школа
Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Глинки: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.»
Неофициальный гимн России
«Славься» — патриотическая песня на музыку Михаила Глинки из заключительной сцены оперы «Иван Сусанин» (1836), слова к которой приписываются Василию Жуковскому и Егору Розену. Первоначальный вариант песни был монархическим, другой стал патриотическим и даже иногда рассматривался как неофициальный гимн России.
Первый гимн Российской Федерации (1990—2000)
5 ноября 1990 года правительство РСФСР принимает постановление о создании государственного герба, государственного флага и гимна РСФСР. В качестве музыки гимна комиссия одобрила «Патриотическую песню» Михаила Глинки. Слова гимна так и не были официально утверждены, хотя в 1990 году на сессии Верховного Совета исполнялся один из вариантов, одобренный руководством.
С декабря 1991 года, когда Россия стала независимым государством, стал государственным гимном РФ.
Музыка М. И. Глинки (в аранжировке Андрея Петрова).
Канон в честь М. И. Глинки
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! наш Глинка —
Уж не Глинка, а фарфор!
А. С. Пушкин. Канон в честь М. И. Глинки
Опера вместо гауптвахты
Говорят, император Николай I не любил музыку и в качестве наказания для офицеров предлагал им выбрать между гауптвахтой и прослушиванием опер Глинки.
Михаил Глинка. Основные произведения (13)
Представлены наиболее известные сочинения. Если Вы не обнаружили в списке известную композицию, пожалуйста, укажите ее в комментариях, чтобы мы могли добавить произведение в список.
Произведения упорядочены по народному рейтингу классики с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным.
В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.
- № 1: Михаил Глинка «Руслан и Людмила. Марш Черномора»
ТОП-100Народный рейтинг: 354938
- № 2: Михаил Глинка «Вальс-фантазия»
ТОП-100Народный рейтинг: 290445
Вальс-фантазия является одним из самых значительных, известных и исполняемых произведений Михаила Ивановича Глинки.
- № 3: Михаил Глинка «Руслан и Людмила. Увертюра»
ТОП-100Народный рейтинг: 284964
- № 4: Михаил Глинка «Жизнь за царя (Иван Сусанин). Финальный хор»
Оперное искусствоНародный рейтинг: 280372
Неофициальный гимн царской Российской Империи «Славься, славься, нашъ русский Царь!»
- № 5: Михаил Глинка «Патриотическая песня»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 220334
«Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки, сочинённая в 1833 году, использовалась в качестве первого государственного гимна Российской Федерации с 1990 по 2000 год (затем была возвращена прежняя мелодия гимна СССР).
- № 6: Михаил Глинка «Руслан и Людмила. Рондо Фарлафа»
Оперное искусствоНародный рейтинг: 87249
О радость! Я знал, я чувствовал заране,
что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!
Близок уж час торжества моего:
ненавистный соперник уйдёт далеко от нас! - № 7: Михаил Глинка «Жизнь за царя (Иван Сусанин). Ария Сусанина»
Оперное искусствоНародный рейтинг: 83595
Ария Ивана Сусанина «Чуют правду!» (Ты взойдёшь, моя заря)
- № 8: Михаил Глинка «Попутная песня»
Песни и романсыНародный рейтинг: 71957
Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Веселится и ликует
Весь народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле. - № 9: Михаил Глинка «Жаворонок»
Песни и романсыНародный рейтинг: 68373
«Между небом и землей
Песня раздается
Неисходною струей
Громче громче льётся.
Не видать певца полей
Где поёт так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий» - № 10: Михаил Глинка «Арагонская хота»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 64013
Русский композитор Михаил Глинка после путешествия в Испанию написал оркестровую пьесу «Арагонская хота».
Хота — парный испанский национальный танец. Появилась в конце XVIII века в Арагоне и в начале XIX века распространилась по всей Испании.
- № 11: Михаил Глинка «Жизнь за царя (Иван Сусанин). Вальс»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 40344
- № 12: Михаил Глинка «Ноктюрн «Разлука»»
🎙 вне конкурсаНародный рейтинг: 15839
Ноктюрн «Разлука» – яркий образец фортепианного стиля М.И.Глинки в жанре лирической миниатюры.
- № 13: Михаил Глинка «Руслан и Людмила. Каватина Людмилы»
🎙 вне конкурсаНародный рейтинг: 9248
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана.
(А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
🎵 Хотите предложить музыку на сайт ?
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно.
🔎 Не получается найти музыку ?
Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору.
🤔 Указано неправильное название ?
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.
Класс: 3 класс.
Автор учебника: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. «Музыка», 3 класс, Москва. «Просвещение». 2012 г.
Тип урока: Урок выработки универсальных способов действий.
Цели:
- Обобщить уже имеющиеся знания детей по теме,
- Научить учащихся видеть образы детей на примере музыкальных произведений великих композиторов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, познакомить их с творчеством М.П.Мусоргского,
Задачи:
- Образовательные: углубить свои познания в области интонационной выразительности и изобразительности классической музыки. Познакомиться с понятием речитатива.
- Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости и доброжелательности, способности к сопереживанию чувствам других людей и тонкому прочувствованию внутреннего мира человека.
- Развивающие:
- Умение анализировать, сравнивать и сопоставлять особенности воплощения образного содержания музыки;
- Осмысление стилевых особенностей музыки М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского;
- Передача собственных музыкальных впечатлений с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности (восприятия, пластического интонирования, пения)
- Освоение навыков самоанализа и результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников.
- Формирование основных вокально-хоровых навыков (пофразное дыхание, четкая дикция, чистое интонирование, выразительное исполнение).
Музыкальный материал:
- М.Мусоргский песни: “С няней”, “С куклой” из вокального цикла “Детская”;
- П.Чайковский “Нянина сказка” из “Детского альбома”.
- Распевки: “Котик”.
- Пение: «Где музыка берёт начало?» Е.Крылатова.
Оборудование:
- компьютерное и мультимедийное оборудование,
- фортепиано.
- Презентация.
- Приложение.
Методы: интерактивный (учитель–ученик), объяснительно-иллюстративный, наглядно-слуховой, словесный.
Ход урока
I. Организационный момент
Построение у класса.
Вход в класс под музыку П.И.Чайковского «Нянина сказка» из «Детского альбома».
Музыкальное приветствие.
— Здравствуйте ребята! Здравствуйте! (Поёт учитель)
— Здравствуйте учитель! Здравствуйте! (Поют учащиеся)
II. Повторение изученного на прошлом уроке
Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”. Презентация. Слайд 1.
Вы все, наверное, узнали музыкальное произведение, которое звучало в начале урока? («Нянина сказка» П.И.Чайковского из «Детского альбома») Слайд 2.
Слайд 3. Скажите пожалуйста, как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала? (Беспокойство, волнение, тревогу)
Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души? (Мелодия — отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая. Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий).
А теперь, ребята, отгадайте следующую музыкальную загадку.
Звучит «Сказочка» из «Детской музыки» С.С.Прокофьева («Сказочка» С.С.Прокофьева)
Слайд 4.
А какие здесь композитор использовал интонации для того, чтобы передать сказочный образ? (Сказочные, повествовательные, осторожные, вкрадчивые, убаюкивающие и т.д.)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, с какой музыкой познакомимся в рамках темы «В детской. Игры и игрушки» (предполагают, что сегодня прозвучит музыка для детей, о детях, о том, как они живут, как играют. Это будет музыка, раскрывающая внутренний мир ребенка).
III. Работа по теме урока
А теперь мы с вами познакомимся еще с одним известным композитором. Его зовут Модест Петрович Мусоргский. Давайте хором повторим его фамилию, имя и отчество. Слайд 5.
Мусоргский Модест Петрович русский композитор, родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Псковской губернии, умер 28 марта 1881 года в Петербурге.
Детская тематика раскрывается у Мусоргского в вокальном цикле «Детская» В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх, шалостях и забавах (прочитать названия).
Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплотил в своей музыке.
Ребята, давайте теперь прослушаем несколько отрывков произведений этого цикла. Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.
Слайд 6. Прослушивание «С няней» из вокального цикла «Детская» М.П.Мусоргского.
Кто является исполнителем этой песни? (Солист. Исполняет женский голос)
Сколько действующих лиц в песне и кто они? (Двое: няня и малыш)
Кто главный рассказчик? (Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку)
Какие интонации вы услышали в этом произведении? (Спокойные, настойчивые, просящие, выразительные)
Эти интонации очень выразительные, они точно следуют за литературным текстом.
Слайд 7. Такие интонации, похожие на человеческую речь мы называем речевые или речитативом (записать слово в тетрадь).
Слайд 8. Что общего в произведениях М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского? (В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок)
В чем различие? (Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского и Прокофьева пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьесы Чайковского и Прокофьева – инструментальные произведения.
Сейчас прозвучит еще одна песня М.Мусоргского. Она называется “С куклой”. Эту песню композитор посвятил своим племянникам “Танюшке и Гоге Мусоргским”. Слайд 9.
Прослушивание песни «С куклой» из цикла «Детская» М.П.Мусоргского.
О чем рассказывается в песне?
Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа? (В песне рассказывается о том, как девочка укладывает свою куклу спать и поет ей колыбельную песню)
Какие интонации подсказывают, что это колыбельная? (Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации “баю-бай”)
Кому подражает девочка? (Своей маме, няне)
Слайд 10. Посмотрите на репродукцию картины художника М.Добужинского “Кукла”. Созвучна ли эта картина песне М.Мусоргского и почему? (Ответы детей).
Вот такие яркие и правдивые сценки из жизни детей “нарисовал” музыкальными красками М.Мусоргский.
IV. Вокально-хоровая работа
Перед тем как разучивать песенку давайте сделаем разминку для голоса: Пропоем попевку «Котик».
А песня у нас называется «Где музыка берёт начало?» Е.Крылатова.
Кто-нибудь знает такую песню? А хотите разучить?
Дальнейшее разучивание и исполнение песни (Работа над выразительностью исполнения, четкой дикцией, пофразным дыханием, чистым интонированием).
Подведение итогов
Вывод: Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М.Мусоргский, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей… как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”.
Ребята, что запомнилось вам сегодня на уроке? Что нового узнали? Что было интересно? Что было трудно? Какие произведения особенно понравились и запомнились вам?
V. Домашнее задание
Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.
Пополните свою музыкальную коллекцию: найдите в Интернете, послушайте и сохраните другие песни из вокального цикла “Детская” М.П.Мусоргского.
Тема: «Расскажи мне сказку»
Цель:
Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского), интонационными особенностями колыбельной песни.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского; познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен, познакомить и разучить 1 куплет песни «Колыбельная медведицы».
Развивающие: учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью; учить сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанр; вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности.
Воспитательные: воспитывать доброту и любовь к маме, к природе; музыкальный вкус;
Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Нянина сказка», «Мама»;
С.С.Прокофьев «Сказочка»; «Спят усталые игрушки» муз. А.Островский, сл. З.Петровой ; «Колыбельная медведицы» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Яковлева; «Наши друзья» муз. В. Алексеева, сл. М.Филатовой.
Ход урока:
«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов
Организационный момент.
Музыкальное приветствие
.
— Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
— Послушайте музыку (П. И. Чайковского Детский альбом № 5 Марш деревянных солдатиков.)
— Назовите музыкальное произведение. (Марш)
— Кто композитор этого произведения? ( П.И. Чайковский)
— О чем мы говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о разных маршах).
— Какие бывают марши? (Марши бывают военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские.)
— Где звучат марши? (Маршевая музыка применяется не только для организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных, симфонических произведениях.)
— Что объединяет все марши? (Все марши объединяет четкий шаг и четкий ритм)
— Вы усвоили материал. А сегодня вы узнаете новое.
Введение в тему урока.
— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.
— Кто пел колыбельную?
— О чем обычно поется в колыбельных?
— Правильно, тема нашего урока: «Расскажи сказку.»
А сейчас мы отправляемся в путешествие по стране сказок.
Откройте учебник на стр.30-31 и рассмотрите иллюстрацию.
На прошлом уроке рассказчиками были известные вам композиторы Пётр Чаковский и Сергей Прокофьев.
— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.
Вы видите мальчика и его няню, сидящую за вязанием.
Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ.
Всё в мире хочется познать,
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире.
Цветок нас ждёт…
Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.
Во времена П. Чайковского и С. Прокофьева дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчицами того времени были няни.
— У маленького Пети Чайковского тоже была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.
— В сказках происходят разные чудесные события.
— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
Слушание произведения.
— О чем же рассказала вам эта сказка?
— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.
— Что вы представите, когда звучит эта музыкальная сказка?
Слушание произведения.
-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?
— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?
— Мы продолжим сказочную тему, но её название вам предстоит угадать после просмотра видеофрагмента. («мелодия из программы «Спокойной ночи малыши»)
— Удалось вам определить жанр этой музыки? Назовите? (ответы обучающихся)
— По каким признакам вы определили, что это колыбельная? (ответы обучающихся)
Действительно, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.
Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном, а это значит колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые… Многие из них вам известны с раннего детства. Откройте учебник на стр. 34 – 35.
— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню? (В исполнении мамы).
— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.
— Послушайте песню.
Слушанье «Спят усталые игрушки».
— Узнали ли вы ее?
— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение?
— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?
— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома».
— Какие чувства выражены в ней?
— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?
— Как звучит музыка?
— Какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения?
— Какими красками нарисован образ мамы?
— Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные
звуки?
— Что хотел сказать композитор Чайковский этой музыкой ее исполнителям и
слушателям?
Вокально-хоровая работа.
— Сегодня мы выучим новую песню, которая называется «Колыбельная медведицы», написали её композитор ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ на слова ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА.
— Послушайте ее. Слушанье.
— Какое настроение создала у вас эта песня?
-разучивание ритмического рисунка песни;
— распевание;
— вокализация (по группам, рядам, хором).
Эмоциональное исполнение песни «Наши друзья»
Итог урока.
Пришло время подвести итог урока. Сегодня мы завершаем изучение раздела «День полный событий».
— О ком мы говорили на уроке?
— Какие произведения слушали?
— Что нового узнали?
Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!
Домашнее задание.
— Выучить текст песни «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, Ю.
Яковлева,
— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.
Итоговый тест по музыке 2 класс 1 четверть
1 вариант
1. Назовите музыкальный символ России:
а) Герб России б) Флаг России в) Гимн России
2. Назовите композитора— создателя Гимна России:
а) П.Чайковский б) А.Александров в) С.Михалков
3. Найдите лишнее: Три «кита» в музыке – это…
а) Песня в) Вальс
б) Танец г) Марш
4. Один из 3—х основных жанров музыки, благодаря которому проходят парады. Это:
а) Песня; б) Танец; в) Марш.
5. Запиши название музыкального инструмента
а) Рояль б) Орган В) Пианино
6.Чем записывают музыку?
а) Буквами б) Нотами в) Цифрами
7. Как называется произведение, которое мы поем голосом?
а) Песня б) Танец в) Марш
8. Что музыка может изобразить?
а) Капли дождя б) Одежду в) Прическу
9. Человека, сочиняющего музыку, называют:
а) Пианист б) Исполнитель в) Композитор
10. Отметьте, какая нота на клавиатуре под цифрой 6.
а) Ля б) Ми в) Си г) Ре
11. Обозначь, как называется танец— русская народная плясовая, быстрого,
увлекательного движения
а) Тарантелла б)Вальс в) Полька г) Камаринская
12. Главная мысль музыкального произведения, душа музыки – это?
а). Мелодия б) Динамика в). Темп.
13. Какая нота следует в гамме за нотой соль?
а) Ми б) Ля в) Си
14 .Что означает итальянское слово слово «форте»?
а) Громко б) Медленно в) Тихо
15. Какая из этих пьес входит в альбом «Детская музыка » С.С. Прокофьева?
а) «Похороны куклы» б) «Прогулка» в) «Шествие кузнечиков»
2 вариант
1. Самая главная песня о нашей Родине – это:
а) Колыбельная б) Гимн в) Романс г) Романс
2. Назовите поэта – автора Гимна России:
а) А.Александров б) П.Чайковский в) С.Михалков
3. Назовите композитора — автора гимна Республики Крым:
а) А. Караманов б) С. Прокофьев в) А. Александров
4. Песня, танец, марш—это…
а) Три кита б) Три слона в) Трио
5. Марш – это музыка, под которую удобно
А) Петь б) Шагать в) Танцевать г) Засыпать
6. Ноты – это знаки, которыми записывают
а) Музыку б ) Слова в) Числа
7. Какой из этих танцев исполняется плавно и мягко?
а) Полька Б) Камаринская В) Вальс г) Лезгинка
8. Как называются народные древние песни для убаюкивания детей
а) Пьеса б)Колыбельная в) Камаринская
9. Человек, который слушает музыку:
а) Исполнитель б) Слушатель в) Солист г) Виртуоз
10. Отметьте, какая нота на клавиатуре под цифрой 3.
а) Ре б) Си в)Ля г) Фа
11. Какая нота следует в гамме за нотой до?
а) Ля б) Ми в) Ре
.
12. Что означает итальянское слово « пиано» ?
а) Тихо б) Быстро в) Громко
13. Для записи высоких и средних звуков в начале нотного стана ставят
а) Скрипичный ключ б) Басовый ключ в) Гаечный ключ
14. Отметь название музыкального инструмента
а) Аккордеон Б) Рояль В) Пианино
15. Какая из этих пьес входит в «Детский альбом» П.И. Чайковского?
а) «Ходит месяц над лугами» б) «Похороны куклы» в) «Прогулка»
Тест номер 1( 1 четверть)
Ответы
Вариант 1
1-в
2-б
3-в
4-в
5-а
6-б
7-а
8-а
9-в
10-в
11-г
12-а
13-б
14-а
15-в
Вариант 2
1-б
2-в
3-а
4-а
5-б
6-а
7-в
8-б
9-б
10-г
11-в
12-а
13-а
14-в
15-б
Итоговый тест по музыке 2 класс 2 четверть
1 вариант
1.Какое из этих слов не является названием колокольного звона?
а) Благовест б) Перебор в) Громкий г) Набат
2. Какой колокольный звон звучал переливами, радостно звал людей на праздник?
а) Набат б) Благовест в) Праздничный трезвон
3. Кто является Святым земли русской:
а) Сергей Прокофьев б) Сергий Радонежский в) Модест Мусоргский
4. Назовите композитора, который сочинил кантату «Александр Невский»:
а) П.И.Чайковский б) А. Александров в) С. Прокофьев
5. Чем прославился Александр Невский?
а) Святой земли русской, князь, одержавший великие победы
б) Известный русский композитор в) Православный священник
6. Какое имя получил отрок Варфоломей, став монахом, а впоследствии Святым
земли русской?
а) Владимир Великий б) Сергий Радонежский в) Сергей Прокофьев
7. Назовите русский народный праздник, одним из обычаев которого было
колядование:
а) Новый год б) Масленица в) Пасха г)Рождество Христово
8. Выберите инструмент, под звучание которого исполняли былины.
а) Гусли б) Балалайка в) Гитара
9. Назовите народный праздник, на праздновании которого поют такую песню:
«Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.»
а) Масленица б) Рождество в) Пасха
10. Какая песня относится к народным?
а) «Песня о картинах» б) «Во поле береза стояла» в) «Настоящий друг»
11 . Какой музыкальный инструмент относится к русским народным инструментам
а) Скрипка б) Баян в) Флейта
12 . Отметьте народный инструмент.
13 . Где могут звучать молитвенные песнопения?
а) На народных гуляньях б) На парадах в) На церковной службе
14. Как называется древний народный круговой массовый танец, объединяющий в
себе музыку, танец и игры?
а) Хоровод б) Хор в) Вальс
15. Как называется этот музыкальный народный инструмент?
а) Маракасы б) Бубны в) Трещотки г) Ложки
Итоговый тест по музыке 2 класс 2 четверть
2 вариант
1.Какое из этих слов является названием колокольного звона?
а) Благовест б) Хоровод в) Громкий г) Колядка
2. Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну?
а) Набат б) Благовест в) Трезвон
3. В опере какого композитора в сцене коронации царя звучит Великий
колокольный звон?
а) П. Чайковский б) М. Мусоргский в) С. Прокофьев
4. Как называется кантата композитора С.С. Прокофьева, крупное музыкальное
произведение, которое исполняют оркестр, солисты и хор ?
а ) « Сергий Радонежский » б) « Александр Невский » в) « Борис Годунов »
5. Как называется Набатный хор, четвертая часть кантаты С. Прокофьева
а) Вставайте, люди русские» б) «Песня об Александре Невском»
в) «Вечерняя песня»
6. Святой русской земли Сергий Радонежский стал монахом и получил имя – Сергий.
Как назвали его при рождении?
а) Владимир б) Вениамин в) Варфоломей
7. Как называли в Древней Руси музыканта, исполняющего былинные напевы?
а) Жонглер б) Скоморох в) Сказитель.
8. Назовите весенний русский народный праздник, встречу Зимы и Весны:
а). Новый год б). Рождество в). Масленица
9. В какой христианский праздник поют песню с такими словами:
—Мы к тебе, хозяин, с добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, земля, Сын Божий в мир родился.
а) Пасха б) Новый год в) Вербное воскресенье г) Рождество
10. Какая из этих мелодий не относится к плясовым наигрышам?
а) «Рождественское чудо» б) «Светит месяц» в) Камаринская»
11 . Какой музыкальный инструмент относится к русским народным инструментам
а) Арфа б) Балалайка в) Пианино
12. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками русского народа. Отметьте,
где изображен хоровод.
13. Какой из этих инструментов не относится к русским народным?
а) Гусли б)Ложки в) Гармонь г) Труба
14. Как называется этот музыкальный народный инструмент?
а) Рожок б) Трещотка в) Бубен
15. Какой великий русский композитор создал фортепианный цикл «Детский
альбом» , в который вошли пьесы « Утренняя молитва», «В церкви»,
раскрывающий переживания ребенка?
а) П.И. Чайковский б) М.П. Мусоргский в) А.Г. Шнитке
Тест номер 2 ( 2 четверть)
Ответы
Вариант 1
1-в
2-в
3-б
4-в
5-а
6-б
7-г
8-а
9-а
10-б
11-б
12-б
13-в
14-а
15-г
Вариант 2
1-а
2-а
3-б
4-б
5-а
6-в
7-в
8-в
9-г
10-а
11-б
12-а
13-г
14-в
15-а
Итоговый тест по музыке 2 класс 3 четверть
1 вариант
1. Спектакль, в котором актеры только поют:
а) Опера б) Балет в) Симфония
2. Хор — это группа исполнителей, которые вместе. . .
а) Танцуют б) Рисуют в) Поют
3. Руководитель хора или оркестра
а). Дирижер б). Солист в). Поэт
4. Как называется произведение, в котором солирует один музыкальный инструмент
(ф—но) и звучит оркестр?
а) Опера б) Кантата в) Концерт
5. Назовите композитора симфонической сказки “Петя и волк”:
а). М.П.Мусоргский б). С.С.Прокофьев в). М.И. Глинка
6. Пианисты, скрипачи, баянисты, оркестр – это:
а). Композиторы б) Хор в) Слушатели г) Исполнители
7. Соедини стрелкой музыкальный термин и его определение.
1) Большой коллектив
певцов
8. Определи, из какого музыкально спектакля эта сцена
а) Балет б) Опера в) Хор
9. Вступление к опере или балету это:
а) Соната б) Кантата в) Увертюра
10 Назови имя композитора
а) С.С. Прокофьев б) П.И. Чайковский в) А.С. Караманов
11. Объявление о спектакле, концерте, лекции вывешиваемое на видном месте
называется
а) Реклама б) Плакат в) Афиша
12. Напиши, какой музыкальный инструмент исполняет тему птички в
симфонической сказке « Петя Волк»
а) Труба б) Фагот в) Барабан г) Флейта
13. Как называется характерная приятная окраска звука у музыкального
инструмента или голоса?
а) Аккомпанемент б) Темп в) Ритм г) Тембр
14. Назовите композитора, сочинившего оперу «Руслан и Людмила»
а) М.П. Мусоргский б )С.С. Прокофьев в) П.И.Чайковский г) М.И. Глинка
15. Узнай название балета С.С. Прокофьева по персонажам : мачеха, добрая Фея,
Король
а) «Щелкунчик» б) «Золушка» в) «Любовь к трём апельсинам»
Итоговый тест по музыке 2 класс 3 четверть
2 вариант
1. Спектакль, в котором актеры только танцуют:
а) Опера б) Кантата в) Симфония г) Балет
2.Музыкальный спектакль, персонажи которого поют под музыку оркестра:
а) Пьеса б) Опера в) Концерт
3. Большое количество музыкантов, которые поют, называется:
а) Оркестр б) Солисты в) Хор
4. Как называется известный во всём мире театр оперы и балета в Москве?
а) Большой театр б) Малый театр в)Концертный зал
5. Особая нотная запись, которая объединяет все голоса инструментов оркестра
а) Симфония б) Увертюра в) Партитура
6. Назовите композитора, создавшего под впечатлением от рисунков художника В.
Гартмана музыкальную сюиту «Картинки с выставки»
а) М.П. Мусоргский б) С.С. Прокофьев в) М.И. Глинка
7. Соедини стрелкой музыкальный термин и его определение.
1) Руководитель оркестра,
хора
8. Определи, из какого музыкально спектакля эта сцена
а) Сюита б) Балет в) Опера
9. Что такое симфонический оркестр
а) Коллектив певцов б) Группа струнных музыкальных инструментов
в) Коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах
10. Назови имя композитора
а) С.С. Прокофьев б) П.И. Чайковский в) А.С. Караманов
11. Напиши, какие музыкальные инструменты исполняет тему Пети в
симфонической сказке « Петя Волк»
а) Струнные б) Ударные в) Медные духовые г) Деревянные духовые
12 . Назовите композитора, сочинившего балет «Золушка »
а) М.П. Мусоргский б ) М.И. Глинка в) П.И.Чайковский г) С.С. Прокофьев
13. Напиши названия оперы, в которой встречаются данные персонажи: Черномор,
Наина, Руслан
а) «Сказка о царе Салтане» б) «Руслан и Людмила» в) «Иван Сусанин»
14. Как называется заключительная часть музыкального или театрального
произведения
а) Финал б) Тема в) Сюжет
15. Музыкальная окраска звука инструмента или голоса называется:
а) Динамика б) Темп в) Тембр г) Аккомпанемент
Тест номер 3 ( 3 четверть)
Ответы
Вариант 1
1-а
2-в
3-а
4-в
5-б
6-г
7. 1)-в 2)—а 3)—в
8-а
9-в
10-а
11-в
12-г
13-г
14-в
15-б
Вариант 2
1-г
2-б
3-в
4-а
5-в
6-а
7.1)-в 2)—а 3)—в
8-в
9-в
10-б
11-а
12-г
13-б
14-а
15-в
Итоговый тест по музыке 2 класс 4 четверть
1 вариант
1.Четыреста лет назад изобрели ноты. Сколько всего нот?
а) 17 б) 7 в) 10 г) 3
2.Какой из перечисленных музыкальных инструментов является струнно—
смычковым?
А) Фортепиано Б) Флейта В) Скрипка
3.Для создания музыкальной картины осенней, пасмурной, дождливой какой лад
используют композиторы?:
А) Мажор Б) Минор
4.Какой музыкальный инструмент относится к группе духовых инструментов:
А) Скрипка Б) Трещотка В) Флейта.
5.Самый большой музыкальный инструмент?
А) Орган Б) Рояль В) Барабан
6.Музыкальный инструмент ОРГАН состоит из…
А) Клавиатуры и трубы Б) Клавиш
В) Множества металлических пластинок
7. Когда мы танцуем, то соблюдаем в движении:
А) Темп Б) Слух В) Мелодию
8. Для такого гения, как Бах, самым родным из инструментов был – этот
океан гармонии, бесконечно могучий и величественный». (А. Серов)
А) Клавесин Б) Орган В)Фортепиано
9.Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями в
музыке
А) Регистр Б) Гамма В) Лад
10. Цикл разнохарактерных старинных танцев, написанных в одной тональности
А) Сюита Б) Токката В) Менуэт
11. Общее название таких инструментов, как фортепьяно, клавесин?
А) Пианино Б) Орган В) Клавир
12. Исполнитель, достигший высшей степени мастерства.
А)Виртуоз Б) Мастер В) Композитор
13
.
В каком возрасте Вольфганг Амадей Моцарт начал сочинять музыку?
А) 18 лет б) 10 лет В) 5 лет
14. Старинный французский танец народного происхождения – это…
А) Менуэт Б)Галоп В) Симфония
15. Найди произведение Д. Кабалевского
А) « Волшебная флейта» Б) «Клоуны» В) «Попутная песня»
Итоговый тест по музыке 2 класс 4 четверть
2 вариант
1.Для создания бодрого, весёлого, настроения какой лад используют композиторы?:
А) Мажор Б) Минор
2. Сколько нот в гамме?:
А) 7 Б) 17 В) 8 Г) 10
3. Выберите верное утверждение:
А) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку
Б) Композитор – это тот, кто играет и поет под музыку.
4. Что обозначает знак такой «P»?:
А) Громко Б) Тихо
5. Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица и исполнители
танцуют?:
А) Опера Б) Балет В) Концерт
6. Главная мысль музыкального произведения, душа музыки это?:
А) Мелодия Б) Динамика В) Темп
7. Пианино и рояль имеют общее название. Назовите его:
А) Аккомпанемент Б) Фортепиано В) Клавиатура
8. Какой из перечисленных музыкальных инструментов является струнно—
смычковым?
А) Фортепиано Б) Флейта В) Скрипка
9. Самый большой музыкальный инструмент?
А) Барабан Б) Контрабас В) Орган
10. Исполнитель, достигший высшей степени мастерства.
А) Исполнитель Б) Виртуоз В) Композитор
11.Какой музыкальный инструмент относится к группе духовых инструментов:
А) Скрипка Б) Трещотка В) Фагот
12. Кто из композиторов начал сочинять музыку в 5 лет?
А) Моцарт Б) Кабалевский в) Свиридов
13
.
Специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту
или голосу называется
А) Регистр Б) Тембр В) Лад
14. Старинный французский танец народного происхождения – это…
А) Полька Б)Галоп В) Менуэт
15. Найди произведение В.—А. Моцарта
А) « Волшебная флейта» Б) «Попутная песня» В) «Клоуны»
Тест номер 4 ( 4 четверть)
Ответы
Вариант 1
1-б
2-в
3-б
4-в
5-а
6-а
7- а
8-б
9 —в
10-а
11-в
12-а
13-в
14-а
15-б
Вариант 2
1-а
2-а
3-а
4-б
5-б
6-а
7-б
8-в
9-в
10-б
11-в
12-а
13-б
14-в
15-а
Как называется импровизационный органный
жанр?
Подсказка
Инструмент, играющий главную роль в пьесе И.С. Баха «Шутка»
Подсказка
Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой.
Подчеркните средства музыкальной
выразительности.
Подсказка
ритм
мелодия
песня
темп
динамика
тембр
танец
Найдите произведения Д. Б. Кабалевского.
«Зимнее утро»
«Волшебная флейта»
«Вежливый вальс»
«Клоуны»
8что такое скорость в музыке?
1. Темп.
2. Тембр.
3. Динамика.