Подготовиться к сочинению по роману дубровский 6 класс

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

ЦЕЛИ:  

1. Проверить знание  текста произведения.

 2. Формировать умение отбирать тематический материал и готовить сообщения.

 3.  Научить характеризовать героев изучаемого произведения на основании их поступков и поведения.

4. Развивать связную речь и логическое мышление.

Задачи:

  1. Обучить составлению плана сочинения.
  2. Подготовить учащихся к  письменному сочинению о героях изучаемого произведения.
  3.  Усилить связь теории с практикой.
  4.  Выработать умения самостоятельно применять знания при написании сочинения.

Ход урока

Ì. Орг. момент. Знакомство с темой и целями урока.

 — Здравствуйте, ребята! Мы с вами в течение двух недель изучали роман      А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня у нас итоговый урок по этому произведению. На уроке мы будем собирать материал к сочинению по данному роману. Тема нашего урока «Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский».  (слайд№1)

ÌÌ. Работа по теме урока.

  1. Формулировка  и выбор тем сочинения.

— Начнем нашу подготовку с выбора темы сочинения. Я предлагаю вам 3 темы.   ( слайд №2)

а)  «К. Троекуров и  А. Дубровский »

б) «История любви  М. Троекуровой  и  В. Дубровского »

в) «Почему В. Дубровский стал разбойником?»

— С темами сочинения вы познакомились на предыдущем уроке и дома должны были определиться с темой,  поработав с текстом, сделать пометки, закладки того, что вам пригодится для вашей работы.

2.  Работа по 1-ой теме.

— Кто выбрал эту тему? Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к этой теме спроецирован на экран. Запишите его в тетрадь.

План  к теме «К. Троекуров и  А. Дубровский »

Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.

ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.

  1. Положение в обществе  К. Троекурова и А. Дубровского.
  2. Характер героев.
  3. Отношение с людьми.
  4. Причина гибели А. Дубровского.

ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к  К. Троекурову и                            А. Дубровскому.

— Что касается первого пункта этой темы, то у нас есть сообщение ученика, который подготовил краткую историческую  справку на тему «Дворянство в Ì пол. 19 века». Эта информация пригодится и тем, кто выбрал 3 тему.

— Пока ученик рассказывает, на экране записаны опорные слова и словосочетания, которые вы можете записать в тетрадь и потом использовать в своем сочинении. (слайд №3)

Дворянство как класс в России, возникло еще в XII веке и представляло собой военно-служилое сословие, причем низшую его часть. Представители дворянства составляли двор знатного вельможи: князя или боярина. Само слово «дворянин» буквально обозначало, что это человек с княжеского или боярского двора.
     Возвышение дворянства началось в XIV веке. Власть, признав заслуги дворян, оказала им милости. В частности было разрешено приобретать землю. Итогом этого шага стало появление класса помещиков, то есть землевладельцев. К концу XV века земли дворянам начали раздаваться при условии выполнения службы. Образовался класс поместных дворян, причем это сословное положение передавалось по наследству. В этот же период изданным Судебником было введено ограничение на переход крестьян от одного хозяина к другому. Таким образом, дворяне становились собственниками не только земель, но и крестьян. Позднее крестьяне были полностью закрепощены.
     В эпоху правления
Ивана IV Грозного власть начинает борьбу с боярской аристократией. Устанавливается централизованная система управления — самодержавие. Доверенный царя, дворянин Иван Пересветов, предложил идею усиления власти в руках одного монарха. Это был сильный удар по российским боярам. Свои реформы Иван IV проводил, опираясь именно на дворянство.
    Итогом этой борьбы стало поселение тысячи выбранных дворян вокруг
Москвы и издание Уложения о службе, в котором дворяне фактически уравнивались в правах с боярами. Они могли передавать свое звание по наследству. За свои привилегии они должны были платить верной службой царю.
При
Петре I дворянство достигло вершины своего расцвета. Однако родовитость перестает быть основой высокого положения. Петр отдает предпочтение тем, кто своей службой приносит больше пользы государству. В результате была создана «Табель о рангах«, которая регламентировала систему дворянской службы, дворянин не мог приобрести определенный чин, не выполняя своей службы, при этом жалование старых званий было полностью прекращено.
    
Екатерина II продолжила даровать привилегии дворянству. Так своим Указом она позволила дворянам не заниматься обязательной государственной службой. Теперь для получения дохода дворяне полностью использовали своих крестьян, что привело к их окончательному разорению.
С XIX века начинает закат дворянского сословия. Республиканские настроения, которые стали бродить в обществе, массонские ложи и революционные организации подрывали устои самодержавия. Это привело к изданию Указа об отмене крепостного права. Крестьяне, разорившись, отправлялись в города. Началось зарождение капитализма, который окончательно снизил позиции дворянства. На высшие ступени в обществе стали выходит представители новой формации — буржуазии.
      После
революции 1917 года в России все сословия, в том числе и дворянство, были полностью ликвидированы.

— Спасибо за сообщение. Я думаю, что ребята воспользуются этой информацией. Перейдем к основной части этой темы. Для того чтобы наглядно  увидеть сходство и отличие Троекурова и Дубровского поработаем с таблицей, которую вы видите на доске.

персонажи

критерии оценки

К. Троекуров

А. Дубровский

Сходство персонажей

1. Ровесники.                                                                                                                             2. По происхождению дворяне.                                                                                              3. Оба служили и вышли в отставку.                                                                                     4. Оба  женились по любви и стали вдовцами.                                                                  

Различие

Соц. положение

Богатство —  власть, связи.

Бедность – отсутствие власти, авторитета.

Характер героев

Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный.

Мягкий, порядочный, добрый, благородный.

Отношение с людьми              ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)

Грубо,  строго, властно, жестоко.

Гуманно, уважительно,

Отношение автора к героям

Осуждение,  неприязнь

Сочувствие, симпатия

Беседа по вопросам.

  1. Каково было положение героев в обществе?
  2. Как вы охарактеризуете Троекурова и Дубровского?
  3. Какие у них были отношения с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?
  4. Как они относились друг к другу?
  5. Какой случай спровоцировал их ссору?
  6. Какое обстоятельство сделало их примирение невозможным?
  7. Какова причина гибели Дубровского?
  8. Как Пушкин относится к своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?
  1. Работа по 2-ой теме.

Кто выбрал вторую тему? Здесь вы должны будете проследить, как на протяжении всего романа развиваются отношения Марии Троекуровой и Владимира Дубровского. Запишите план в тетрадь.  (слайд №4)

План  к  теме  «История любви  М. Троекуровой  и  В. Дубровского ».

Ì. Вступление. История героев и их семей.

ÌÌ. Основная часть.

  1. Начало их отношений.
  2. Объяснение Дубровского с Машей.
  3. Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.
  4. Сватовство и венчание с Верейским.

ÌÌÌ. Заключение. Почему они не могли быть вместе?

— А теперь разберем каждый пункт плана. Беседа по вопросам.

1. Во вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира.

2. При  каких обстоятельствах произошла их первая встреча?

3. Почему Маша сначала не обратила на учителя внимание?

4. Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?

5. Как относились к учителю в доме Троекурова?

6. Почему Дубровский не стал мстить врагу?

7. Как относится к Дубровскому Маша?

8. Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?

9. Была ли судьба Маши исключительной  или же она закономерна, типична? Ответить на этот вопрос вам помогут произведения других видов искусства: картина В. Пукирева  «Неравный брак» и народная песня в обработке и исполнении Жанны Бичевской «У церкви стояла карета». (слайд №5)

10. Какие обстоятельства помешали им быть вместе?

4. Работа по 3-ей теме.

— У нас осталась еще одна тема. Кто решил писать сочинение по ней? Здесь вы должны дать полную характеристику персонажа и в итоге  высказать свое  личное мнение к этому герою. Обратимся к плану. (слайд №6)

План  к теме «История жизни Владимира Дубровского»

Ì. Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.

ÌÌ. Основная часть.

  1. Болезнь и смерть отца.
  2. Дубровский вступает на преступный путь.
  3. Отношения с Машей Троекуровой.
  4. Дубровский – благородный разбойник.
  5. Главный герой покидает родные края.

ÌÌÌ. Заключение.  Мое отношение к герою.

— Разберем этот план, ответив на вопросы.

1. Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?

2. Каковы были отношения отца и сына?

3. Как развивались события по приезде В. Дубровского в родное имение?

4. Как ведет себя Владимир в сцене с судейскими чиновниками?

5. Какие обстоятельства толкнули героя на преступный путь?

6. Почему крестьяне пошли за ним?

7. Что заставило Дубровского проникнуть в дом к Троекурову?

8. Почему он не стал мстить врагу?

9. Почему Дубровский покинул своих крестьян?

10. Как автор относится к герою?

11. А вы сочувствуете ему, оправдываете его?

ÌÌÌ.  Устное сочинение.

ÌV. Итог урока.

-Итак, мы с вами вспомнили все основные моменты этого произведения, научились характеризовать героев произведения,  составили план сочинения, а самое главное – собрали материал для ваших работ. Кто работал на уроке,  получают оценки.

Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • По роману Дубровский

В арсенале произведений великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина, не мало произведений, в которых отразилось свободолюбие, патриотизм, мудрость  вперемешку со вспыльчивостью и дерзостью характера русского народа. Также им написано много произведений в бунтарском стиле, и одним из таких является роман «Дубровский».

В этом произведении описана не легкая судьба главного героя Владимира Дубровского, у которого была некая обида на Троекурова и свой коварный план по причинению ему вреда. Причиной такой ненависти было разорение его отца помещика и после его скоропостижной смерти. Поэтому у молодого юноши и появилось такое ненавистное отношение ко всем помещикам, в особенности к Троекурову, которого он считал причастным к разорению его отца. Так, он стал называть себя бунтарем, вел соответствующую деятельность и имел друзей похожих себе. Вместе с этим в романе присутствует и любовная линия между Марией Троекуровой, дочерью того самого ненавистного врага и самим Дубровским. Их отношения имеют очень красивую историю, но, к сожалению так и не заканчивающуюся счастливым концом.

Дубровский и Мария играли ещё вместе в далеком детстве, когда их отцы дружили, но судьба у них у каждого сложилась иначе. Мария воспитывалась в полноценной семье, в достатке и в любви, чего не скажешь про Владимира. И вот спустя много лет их встреча состоялась, но только вот Владимир, представился другим человеком и пришел в дом Троекуровых под видом французского учителя для младшего брата Марии. Поначалу Мария относилась к нему спокойно, как и положено относиться молодым и воспитанным девушкам к учителям. А вот чувства Дубровского к ней разожглись с самого начала и он всячески, но не навязчиво и без наглости пытался ей показать их. Постепенно её чувства тоже начали расти к Дубровскому, и между ними появились очень теплые и нежные чувства любви.

Их идиллию нарушил отец со своим планом выдать Марию замуж за старого князя. Ей не удалось уговорить отца от этой затеи и пришлось подчиниться, даже несмотря на то, что любит она Дубровского. Дубровский узнал обо всем происходящем через записку курьера и тут же пустился спасать возлюбленную, но было уже поздно, она уже дала клятву перед Богом.

Конечно, в современное время большинство девушек с ужасом относятся к неравным брака, и ни за что не согласились бы на подобный брак даже несмотря на влияние родителей. Сейчас воспитание девушек, их образ жизни и мышление значительно отличаются от девушек того века, и всё это осталось только в истории и в литературных произведениях.

2 вариант рассуждения

Александр Сергеевич Пушкин является самым значимым поэтом  и писателем, причем не только России, но и во всем мире. Его имя знает весь земной шар, его перу принадлежат такие великие произведения, как «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама». В своих творениях Пушкин поднимал фундаментальные вопросы, старался дать на них ответы. «Дубровский» является известным романом автора, он пропитан духом авантюризма, духом разбойников средневековой Франции.

Любопытно, что роман был издан лишь спустя целых четыре года после трагической гибели Пушкина  на дуэли с Дантесом. Автор, к сожалению, не дал название произведению, было принято решение назвать творение по имени главного героя.

В центре повествования  зажиточные помещики Троекуров и Дубровский. Они были хорошими друзьями на протяжении многих лет, были соседями к тому же. Но несколько серьёзных происшествий смогли разрушить их дружбу. Троекуров нагло использовал свое положение, дабы прибрать к рукам имение Дубровского. Дубровский вскоре умирает, а его сын Владимир решил отомстить за отца и спалил до тела все имение, чтобы оно не досталось Троекурову. Владимир в дальнейшем смог пробраться в дом помещика под видом учителя французского, тогда он влюбляется в дочь Троекурова Машу. Их любовь взаимна, но, к несчастью, Машу выдали замуж за другого мужчину.

Стоит отметить, что главная мысль романа состоит в защите достоинства человека. Именно коррупция, которая росла с каждым днем, разрослась до невероятных масштабов, смогла сломать многие судьбы, из-за нее фактически лишился жизни Дубровский, он был беднее, чем Троекуров, поэтому не смог защитить себя, свое имение. Ему оставалось лишь смириться с несправедливостью. А его сыну оставалось лишь стать разбойников, дабы защитить честь отца, он жестоко отомстить Троекурову, другого выбора у Владимира не было. Пушкин был сильно огорчён тем фактом, что человек без большого количества финансов практически обречён жить в несправедливости. Он не сможет честным путём защитить себя, семью, самое положение в обществе. Кроме того, Пушкин поднял проблему бесправия в семье, ведь Троекуров отдал замуж Машу без ее согласия, не хотела выйти замуж за Владимира. А все вновь из-за богатства жениха. Печальный вывод сделал Пушкин: закон часто на стороне именно богатства. Нужно отметить, что роман никогда не потеряет своей актуальности, он всегда и во все времена будет давать хорошую пищу для размышлений. Сделав правильные выводы, читатель станет мудрее.

6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Дубровский

По роману Дубровский

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Оглядываясь назад, в прошлое, я вижу, что мне сопутствовала счастливая звезда и целый ряд случайностей… 150-летие со дня рождения В.К. Арсеньева

    Владимир Арсеньев родился в 1872 году в семье потомственного гражданина Петербурга, вместе с ним в семье росло ещё 9 братьев и сестер. Дядя Владимира приобщил его к природе, именно с ним были совершены первые экспедиции.

  • Любовь Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» считают одной из самых чувствительных повестей классической литературы. Главное место в новелле отводится чувствам и эмоциям персонажей.

  • Сочинение Нужны ли перемены обществу и почему?

    Современному обществу нужны перемены. Это необходимо потому, что каждое общество не живёт в ограниченных рамках, оно должно развиваться. Вслед за процессами в экономике и политике ив обществе нужны изменения.

  • Сочинение Петр Гринев и Емельян Пугачев

    Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» затрагивает исторические события, происходящие в России во второй половине 18 века.

  • Сочинение Мое любимое произведение Лермонтова

    Среди сочинений писателя Михаила Лермонтова я выделю поэму «Мцыри». Стихотворное произведение о короткой жизни юноши написано поэтом в 1838 году, когда его творчество было известно читателям.

изображение По роману Дубровский

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. По произведению Дубровский

Сочинение по произведению Дубровский Пушкина

Произведение под названием «Дубровский» написано русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным.

Александр Сергеевич был общительным и достаточно харизматичным человеком, потому неудивительно, что имел много друзей и интересных знакомств. У поэта и писателя был друг по фамилии Нащокин. Именно он рассказал ему историю, которая легла в основу произведения «Дубровский».

У Владимира Дубровского очень сложная была линия жизни. Его отец был гвардейским поручиком, а мать умерла, когда он был еще малолетним ребенком. Когда Дубровский служил корнетом, то его посетила ужасная весть о болезни отца. Имение отца должно было перейти к Троекурову. Он был жестоким помещиком и ему было глубоко безразлично на положение крестьян, которые там находились. Они для него были всего лишь рабочей силой. Молодой Дубровский является благородным, честным, достойным дворянина и относится к «рабам» с человеческим уважением.

Владимир получает отпуск, едет в имение к отцу, но тот, только увидев сына, умирает. Для того, чтобы Троекуров не получил дом, Дубровский устраивает пожар. Крепостные крестьяне тоже не хотят быть рабами злого помещика и сбегают в лес вместе с сыном предыдущего хозяина. Для того, чтобы этой ватаге было чем питаться, приходится молодому дворянину заниматься разбойничьими делами.

Все это время главный герой всем сердцем мечтает отомстить Троекурову, но вот не задача: нежданно-негаданно в его сердце родилась любовь к его дочери – Маше. Влюбленность вынуждает его отступить от плана мести. Но девушку выдают замуж за пожилого богача… Владимир Дубровский всякими различными способами пытается не дать свершиться этому замужеству, но ему это, к сожалению, не удается.

Подчиненные главного героя оккупируют Машину карету, когда приезжает в свой новый дом. Девушка не соглашается принять помощь. Она не хочет нарушать клятву. Через некоторое время власть делала попытки схватить и наказать «благородного» разбойника, но это не увенчалось успехом. Банда распускается, а главный герой уезжает в другую страну.

Произведение заставляет задуматься о благородстве, чести, чувстве долга. Дубровский имел влияние возможность, людей, которые помогли бы ему лишить человека, который ему не угодил, всего, что тот имеет, но он, ввиду своей воспитанности и имеющейся чести не поступил как животное, а, взяв себя в руки, поборол желание отомстить и вышел нравственным победителем и героем.  

Вариант 2

Как-то раз Нащокин П. В. рассказал непридуманную историю своему товарищу Пушкину А. С. Спустя время, родился роман с названием «Дубровский». Это произведение не только о любви, но и о благородстве, и чести.

Отец Владимира Дубровского был поручиком гвардии. Он отдал сына своего на воспитание в кадетское училище, жена его умерла. И вот молодой Дубровский получил известие: отец серьёзно заболел, родовое поместье достаётся в руки Троекурову, у которого все крестьяне — только наёмная сила, рабы, с ними можно поступать по-всякому, как ему захочется. Юный корнет Владимир знает, что так с людьми нельзя обходиться. В нём заложена честь дворянина, у него есть достоинство, а крепостных он ценит и уважает.

Как только Владимир получил отпуск, он сразу же спешит к отцу в родной дом. И всё же отец умирает на глазах у Дубровского. Чтобы Троекурову не хозяйничать в отчем доме, Владимир делает поджог. Тем временем, крестьяне, которые не хотели работать на Троекурова, бегут в лес за Дубровским. Молодому дворянину ничего не остаётся, как начать вести разбойническую жизнь. Он теперь в ответе за тех крепостных, которые остались с ним, а их надо кормить.

Итак, некоторые жители Кистенёвки становятся разбойниками во главе с Дубровским. Они нападают на богатых помещиков, которые попадаются им на пути, грабят их. Здесь банда напоминает справедливого Робина Гуда.

Но этого мало. Дубровскому хочется отомстить Троекурову за то, что тот хотел отнять отцовское поместье, благодаря чему и умер Дубровский старший. Ведь он не только болел, но и очень переживал по этому поводу. Планы мстить разрушаются по случаю того, что Владимир влюбляется в Машеньку — прекрасную девушку — дочку Троекурова. Она тоже его полюбила. И всё же Маша отказывает любимому разбойнику, т.к. она уже дала клятву другому. Дубровский её понимает, хочет уберечь Машу от нежелательного замужества, но всё напрасно. Любимая выходит замуж за князя, который намного старше её.

Банду Дубровского ловят власти. Их попытки окружить не дают успеха. Вскоре молодой атаман Владимир крестьян отпускает, банда распадается, а сам он подаётся за границу.

На мой взгляд, повесть не просто о любви, здесь затронуты высшие чувства человека: как нужно оставаться благородным и справедливым, когда рядом находятся люди, не знающие чести, где мир «засасывает» продажное и грязное правосудие. В произведении мы видим ту далёкую реальную жестокую жизнь на фоне романтической дымки. Два любящих несоединённых сердца, Дубровского и Машеньки, испытали всякое: потеря родных, кровного дома. А главное — сберегли достоинство и честь. Вот это и есть счастье: остаться настоящими людьми.

Дубровский — сочинение по роману для 6 класса

Владимир Дубровский, главный герой, родился и вырос в небогатой дворянской семье. Учится в Петербурге, веселится и повесничает на отцовские деньги. Конфликт с соседом и другом Троекуровым приводит старика Дубровского к тяжелой болезни и смерти. Владимир возвращается на родину. Похоронив отца, он мечтает о мести обидчику. Герой остается нищим: нет денег и усадьбы. С ним остаются только верные крестьяне. Так появляется в окрестных лесах разбойник Дубровский.

С мыслью о мести Владимир собирает вокруг себя крестьян. Они нападают на людей и грабят их. Но два принципа у шайки бандитов: не грабить бедных и не убивать. Поэтому Дубровского назвали благородным разбойником.

Встав однажды на путь преступления, Владимир все-таки нарушает свои правила: убивает офицера. Грань между благородными помыслами и трагедией оказывается очень тонкой.

 Однако Дубровский остается справедливым и честным человеком. Попав в дом соседа в образе учителя, Владимир влюбляется в Марью Кирилловну, дочь врага. Он прекращает мстить ее отцу, потому что не хочет принести страдания любимой девушке. Теперь другая мысль овладела им: спасти Машу от брака с Верейским.

Князю около пятидесяти лет. Брак с восемнадцатилетней Марией Кирилловной станет неравным. Но Верейский – богатый человек, поэтому Троекуров заставляет дочь согласиться на свадьбу. Владимир не успевает. Маша уже стала женой старого князя. Снова Дубровский проявляет свое благородство: он не увозит девушку против ее воли, не убивает Верейского, хотя сам получает ранение.

Пушкин любит своего героя. Он описывает Дубровского как смелого, доброго, решительного и честного человека, который умеет любить и прощать. Но в финале повести говорится о том, что Владимир бросил своих крестьян, с которыми разбойничал, и скрылся от суда за границей. Этот поступок не сочетается с высокими намерениями.

Поэтому вопрос о том, благородный ли разбойник Владимир Дубровский, остается открытым.

Вариант 4

Эта повесть о том, как любовь победила месть. В основе произведения непростая судьба молодого человека по имени Владимир Дубровский. Главные события происходят в деревне. Вначале автор рассказывает о давней дружбе двух помещиков – Троекурова и Дубровского.  Когда-то они вместе служили, выйдя в отставку, поселились в соседних имениях. Оба помещика рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Приятелей различало только разное состояние богатства и положение в обществе, но это не мешало их дружбе до определённого момента. Однажды помещики ссорятся из-за нелепого недоразумения.  Далее богатый и влиятельный сосед начинает мстить несговорчивому приятелю.   С помощью подкупа судей Троекуров становится хозяином имения бывшего друга. Вследствие  этих  переживаний,  Дубровский тяжело заболевает.

Его сын Владимир, который в это время живёт в Петербурге,  узнав о болезни отца, немедленно приезжает в деревню.  Троекуров, понимая, что зашёл слишком далеко,  предпринимает попытку помириться с бывшим другом, но слишком поздно – Дубровский умирает. После смерти отца, Владимир, отчаявшись в справедливом решении суда о признании его наследником имения, сжигает усадьбу и уходит в лес с верными ему крепостными людьми. Возглавляемая Владимиром банда разбойников беспощадно грабит и поджигает самые богатые усадьбы в округе. При этом главарь великодушен, он никого не убивает и не причиняет вреда честным, невинным людям. К тому же, в округе всех удивляет, что разбойник не трогает имение своего главного врага – Троекурова. Оказывается, Дубровский отказывается от мести, полюбив  дочь помещика Машу. Владимир проникает в дом Троекурова под видом гувернёра француза. Своей смелостью и находчивостью он заслуживает уважение хозяина, а Маша влюбляется в своего учителя. Владимир признаётся  Маше в своих чувствах и, как честный и порядочный человек открывает перед девушкой своё настоящее имя. Владимир прекрасно осознаёт, что при своём положении, он не сможет жениться на Маше, поэтому покидает дом Троекурова и просит девушку в любой трудной ситуации обращаться к нему за помощью. Такой момент наступает, когда отец против воли отдаёт дочь замуж за нелюбимого ею князя Верейского. По воле случая, помощь от Дубровского приходит слишком поздно, когда Маша уже обвенчана с мужем и не может нарушить обет. В итоге, Дубровский предоставляет своей банде полную свободу и уезжает навсегда из России.

Таким образом,  Пушкин показывает растлевающую власть денег.  В угоду богатого самодура продажные чиновники разрушили жизнь честному и благородному человеку.

6 класс

По произведению Дубровский

По произведению Дубровский

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Описание кабинета (Мой любимый школьный кабинет 6 класс)

    Школа – это то место, которое в душе каждого человека оставляет самые разные впечатления. Некоторые эмоции наши связаны с тем, насколько уютно в том или ином кабинете этого учебного заведения.

  • Сочинение Роль музыки в жизни человека

    Нет сомнений, музыка – неотъемлемая составляющая нашей жизни. Удивительная и завораживающая, она, проникая в самые тихие и потайные уголки человеческой души

  • Сочинение Пропасть между мечтой и реальностью

    Мечта, сладкий плод нашего воображения, в котором мы создаем образ того, что хотели бы иметь, или то, что по нашему мнению должно случиться. Во всех случаях мечта, это своего рода мысли, подчеркнутые положительными эмоциями

  • Сочинение Печорин и Грушницкий. Их отношения в романе Герой нашего времени

    Лермонтов написал произведение «Герой нашего времени», которое в скором времени стало очень известным. Этот роман может трактоваться совершенно по-разному. Он также воспринимается по-своему ля всех читателей

  • Сочинение-рассуждение Женщина на войне

    Когда приходит война не имеет значение кто ты. Ты можешь быть женщиной, мужчиной ребенком. Война не щадит никого, поэтому в ней принимают участие все свои населения, а также люди всех возрастов. Женщина на войне играет не менее важную роль, чем мужчина

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ
1) К. Троекуров и А. Дубровский
2) История любви М. Троекуровой и В. Дубровского.
3) Почему В. Дубровский стал разбойником?
К. Троекуров и А. Дубровский
I. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.
II. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.

  • Положение в обществе К. Троекурова и А. Дубровского.
  • Характер героев.
  • Отношение с людьми.
  • Причина гибели А. Дубровского.
  • III. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому.

персонажи

критерии оценки

К. Троекуров

А. Дубровский

Сходство персонажей

  • Ровесники.
  • 2. По происхождению дворяне.

    3. Оба служили и вышли в отставку.

    4. Оба женились по любви и стали вдовцами.

Различие

Соц. положение

Богатство — власть, связи.

Бедность – отсутствие власти, авторитета.

Характер героев

Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный.

Мягкий, порядочный, добрый, благородный.

Отношение с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)

Грубо, строго, властно, жестоко.

Гуманно, уважительно,

Отношение автора к героям

Осуждение, неприязнь

Сочувствие, симпатия

История любви М. Троекуровой и В. Дубровского
I. Вступление. История героев и их семей.
II. Основная часть.

  • Начало их отношений.
  • Объяснение Дубровского с Машей.
  • Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.
  • Сватовство и венчание с Верейским.
  • III. Заключение. Почему они не могли быть вместе?

Картина В. Пукирева «Неравный брак»
Почему В. Дубровский стал разбойником?

  • Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.
  • Основная часть.
  • Болезнь и смерть отца.
  • Дубровский вступает на преступный путь.
  • Отношения с Машей Троекуровой.
  • Дубровский – благородный разбойник.
  • Главный герой покидает родные края.
  • III. Заключение. Мое отношение к герою.

Подготовка к
сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

1) контроль знания содержания
романа и понимания его основной мысли;

2) контроль умения составления
плана текста, текстологического анализа произведения, контроль умения давать развернутый
письменный ответ по предложенному плану;

3) формирование умения цитирования,
работы с текстом произведения большого объема.

 Задачи
урока:

1) совершенствовать
умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;

2) 2) активизация
познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности;

3)
3)воспитание
толерантности, умения общаться,

4) 4) выработать навыки
работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно
объявленных вопросов,

5)
5)
работать над выразительным чтением;

6)
6)
воспитывать культуру связной речи.

Оборудование: распечатка с
элементами плана. Оформление стенда или презентации: иллюстрации к роману,
рисунки, перечень тем к сочинению.

Ход урока

Предварительная подготовка.
Исследовательские проекты детей:

1. Владимир Дубровский –
«благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

2. Владимир Дубровский и Маша
Троекурова. (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

3. Имена и характеры героев романа
«Дубровский».

1. Актуализация
знаний о романе.

Аукцион «Я о романе А. С. Пушкина
«Дубровский».

Задание: по очереди назовите те
сведения, которые вы можете сообщить о романе, истории его создания, сюжете,
композиции, особенностях, героях.

2. Составление
плана сочинения.

1. Групповая работа. Класс делится
на 3 группы.

Задание: расположите по порядку
пункты плана.

Схема прилагается на том же листе,
т. е. можно либо отметить цифрами пункты плана, либо вписать в распечатку.

Выступление представителей от групп
с защитой своего плана, комментарием пунктов.

После обсуждения — вывешиваем на
стенд для дальнейшей работы.

3. Защита
проектов. Работа с текстом произведения с помощью предварительно объявленных
вопросов.

1-я группа. Защита проекта.

Тема: Владимир Дубровский –
«благородный разбойник».

 ПЛАН

I. Владимир
Дубровский, герой романа А. С. Пушкина,- «благородный разбойник».

II. Почему Владимир
Дубровский стал разбойником?

1. История молодого Дубровского.

а) Жизнь в Петербурге; честолюбие,
расточительность.

б) Отношение к отцу.

в) Реакция на смерть отца.

2. Владимир Дубровский — «благородный
разбойник».

а) Решение мстить Троекурову за
разорение и смерть отца.

б) Смерть приказных в пожаре.

в) Ответственность за крепостных
людей, разделивших его судьбу.

г) Слухи о великодушии разбойника
Дубровского.

д) Объяснение Маше причины, по которой
он стал разбойником.

3. Отчаяние, отказ от мщения,
отъезд за границу.

III. Авторское
отношение к «благородному разбойнику» Дубровскому.

2-я группа. Защита проекта.

Тема: Владимир Дубровский и Маша
Троекурова.

ПЛАН

I. Роман А. С.
Пушкина «Дубровский» о дворянской чести, мести и любви.

II. Владимир
Дубровский и Маша Троекурова — герои романа А. С. Пушкина.

1. История героев и их семей.

а) Дружба отцов.

б) Рано лишились матерей, одиноки и
впечатлительны.

в) Воспитание, данное героям.

г) Решение Дубровского мстить
Троекурову привело героя в его дом.

2. История любви Маши Троекуровой и
Владимира Дубровского.

а) Отношение Маши к «учителю»,
история с медведем.

б) Объяснение Дубровского с Машей,
его признание в обмане.

в) Маша боится и самого Дубровского
и чувств к нему.

г) Сватовство Верейского и согласие
Маши принять помощь Дубровского.

д) Маша не может нарушить клятву,
данную мужу.

е) Отчаяние Дубровского.

III. Честь и верность
данному слову – главные ценности для Владимира и Маши.

3-я группа. Защита проекта.

Тема: Имена и характеры героев
романа «Дубровский».

ПЛАН

1. Связь между именем, характером и
судьбой человека.

2. Тайна имён литературных героев в
романе «Дубровский», влияние этимологии имени на их характер и судьбу,
поступки.

3. Как автор в романе «Дубровский»
выбирает имя, фамилию своему герою? Как часто писатель его употребляет?

4. Как звучат имена героев на
страницах романа «Дубровский»? Называет ли автор своих героев только по имени
или по имени – отчеству, или к имени – отчеству ещё присоединяется фамилия?

а) наиболее часто встречающееся
среди мужских имён – Владимир (в 4 произведениях).

б) Значение имени Мария для
Пушкина. Имя бабушки поэта и его дочери.

в) Владимира Дубровского Пушкин
называет по фамилии – симпатия автора к герою.

г) Троекурова Пушкин называет по
имени- отчеству, подчёркивая расстояние между собой и Кирилой Петровичем.

д) Герои, которых автор называет
только по  фамилии, присоединяя к ней должность или титул. Заседатель Шабашкин.
Князь Верейский.

5. Этимология имён главных героев.

а) Значение имени Владимир и образ
Владимира Дубровского.

 Владимир – имя старославянское,
обозначает «владеющий миром». Владимиру близки заботы тех, кто его окружает, но
он всегда имеет своё мнение.

 б) Значение имени Андрей. Андрей –
мужественный. Образ Андрея Гавриловича.

 в) Значение имени Кирилл.

Имя Кирилл древнегреческого
происхождения, которое обозначает «господин, владыка». Кирилла Петрович –
человек избалованный, надменный, своенравный.

6 . Женские имена в романе «Дубровский».

Мария, в переводе с
древнееврейского, означает госпожа. Мария Кирилловна – госпожа своему слову.
Разговор с Дубровским по дороге в имение князя Верейского.

7. Заключение. Влияние этимологии
имён на характеры героев, их поступки, образы.

4. Обсуждение,
корректировка проектов.

В сочинение по теме «Почему
Владимир Дубровский стал разбойником?» можно добавить информацию о таких чертах
характера Дубровского, как благородство (заступается за Шабашкина), смелость,
отвага, находчивость, решительность, хладнокровие (в «медвежьей комнате»),
искренность, открытость, честность (в объяснении с Машей Троекуровой).

5. Оформление
творческой работы.

Оформление цитат и
работа над темой сочинения.

1.Объяснение учителя.

В своей работе желательно
использовать три разных вида цитирования.

Примеры оформления можно поместить
на стенд, раздать в виде распечаток и обязательно показать на доске в качестве
примера.

а) Полное цитирование. Используется
следующая лексика. Автор рассказывает о герое так: «…». А. С. Пушкин обращает
внимание читателя на поведение своего героя: «…». Писатель сочувствует герою:
«…». Цитата не должна быть большой, надо выбирать самое важное.

б) Частичное цитирование. Например,
А. С. Пушкин, подчеркивает, что «…», отмечает такую черту характера, как
«…», называясь Дефоржем, Дубровский хотел «…».

в) Ссылка на текст. В разговоре с
Машей Дубровский рассказал ей, кто он и почему оказался в их доме.

2. Тренировочное упражнение.

Задание: попробуйте процитировать
разными способами фразу «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска
хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах»,
объяснить, в каком сочинении нам может понадобиться эта цитата.

 Работа над темой
сочинения.

1.Выбор темы. 2. Подбор цитат.

6. Подведение итогов.

Когда дочитываешь последние
страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде
всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно
не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что
Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать
нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем
главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения
Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана).

-Подумайте, как могла бы сложиться
дальнейшая судьба героев?

В майковском собрании черновиков
Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа.
Расшифровка более позднего варианта:

(Князь Верейский) —Сватовство —
свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная
шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин —
Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка .

Текст приводится по книге «Из бумаг
Пушкина».

Исследователи интерпретируют
пушкинский замысел так: после смерти  Верейского Дубровский возвращается в
Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином.
Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим
следует вмешательство полицмейстера.

7. Домашнее
задание
.

Написание сочинения на одну из
предложенных тем:

 1. Владимир Дубровский –
«благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова.
(По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)

3. Имена и характеры героев романа
«Дубровский».

4. Дальнейшая судьба главных героев
романа (продолжение романа А. С. Пушкина «Дубровский»).

  • Подготовиться к сочинению по произведению а с пушкина дубровский
  • Подготовиться к сочинению по комедии горе от ума
  • Подготовиться к сочинению дубровский 6 класс по литературе
  • Подготовиться к сочинение по комедии недоросль конфликт проблематика герои идея
  • Подготовиться к написанию сочинения по роману дубровский