- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Творчество Пушкина
Сочинение на тему Творчество Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин — это известный русский поэт, прозаик, драматург, который создал множество прекрасных произведений. В его библиографии можно найти произведения на все случаи жизни. Он освятил абсолютно любые проблемы, с которыми может столкнуться каждый человек.
Самые первые произведения Пушкина, с которыми знакомится человек — это сказки. Например, «Сказка о золотой рыбке» учит читателя тому, что нужно уметь быть благодарным за то, что имеешь. Старухе, героини сказки, вечно мало было того, чего ей приносил старик от золотой рыбки. И в результате она осталась ни с чем. Эта книга говорит о том, что нужно уметь наслаждаться жизнью, а также не превозносить материальные ценности выше духовных. Главное, это моральное удовлетворение, счастье, говорит автор.
Также Александру Сергеевичу Пушкину принадлежат такие сказки как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Конек-горбунок».
Далее человек знакомится с поэмой Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Она очень похожа на сказку. На это указывают и волшебные существа, эпитеты, которые украшают героев. В ней, как и положено, добро побеждает зло, Руслан жениться на Людмиле. Они счастливо живут. Это произведение учит быть сильным и храбрым, бороться до конца и добиваться своих целей.
Много создано им стихотворений о природе. Особенно сильно вдохновляла автора осень, которой он посвятил много произведений. Автор видел в ней что-то волшебное, необычное, вдохновляющее. Он описывал ее с разными эмоциями: и с грустью, и с радостью, и с печалью, и с упоением. Писал поэт и о других вещах: о дружбе, о любви к родине, к женщине, о роли поэта в искусстве, в мире. Его стихотворения составляют большую часть его литературного наследия.
Произведения Пушкина всегда легко читать, так как они написаны простым и понятным языком. Но это не делает речь литератора сухой и невыразительной. Наоборот, простота изложения достигается путем использования перекрестной рифмовки, эпитетов, метафор, сравнений. Есть, конечно, в текстах и историзмы, архаизмы. Но можно легко объяснить их значение, используя исторический материал и словари.
Конечно, Александр Пушкин создал множество и других произведений. Это и «Повести Белкина», и «Капитанская дочка», и «Евгений Онегин», но нам только предстоит открыть прекрасный мир творчества Пушкина, познакомившись с этими произведениями.
Вариант 2
Александр Сергеевич Пушкин появился на свет в дворянской семье, в XVIII века, а если быть точным, то 6 июня 1799 года, стал самым ярким писателем классической русской литературы.
Он внес огромный вклад не только в русскую, но и в мировую литературу нельзя недооценивать. О его творчестве знают все люди на земле, даже за пределами его родины. Не одно поколение выросло на сказках Пушкина. Все дети знают героев сказок царя Додона; бедного рыбака и золотую рыбку; князя Гвидона и многих других. В этих произведениях зло всегда наказуемо. Во всех сказках имеется глубокий смысл. Его сказки с одной стороны простые, вышедшие из народа, с другой несут образовательную цель.
Все произведения имеют художественную форму, по прочтению этих книг начинаешь верить в дружбу, преданность, честь и любовь. Они имеют народный дух, любовь к окружающему миру.
Пушкина считают основоположником русской реалистической литературы. Все его произведения пронизаны любовью и в тоже время предстают в совершенной художественной форме.
Его стихотворения отражают красоту и эстетику. Они полны сопереживания героям, они нежные и искрение. В его стихотворениях тонко изображен мир, в котором он жил.
Читая стихотворения поэта начинаешь чувствовать, то что чувствовал поэт в момент написания того или иного произведения. А стихи о природе дают возможность почувствовать эмоции поэта в этот момент.
Пушкин любил свою страну и переживал события происходящее в ней. Он сопереживал декабристам. Его волновала тема свободы личности в России. Его стихотворения о любви к Родине будут жить еще очень много лет.
Все его герои любят свободу. Свобода это и идеал и проблема в творчестве Пушкина.
Поэт оставил огромное наследие. Его произведения легко учатся наизусть, и западают в память на всю жизнь.
Хотя Александр Сергеевич прожил не долго, но оставил большое количество произведений, которые стали классикой литературы. Стихотворение «У лукоморья дуб зелёный» знают все наизусть со школьной скамьи.
В романе «Евгений Онегин» поэт показал, что клятва и слово имеет силу. Мораль этого произведения в том, что надо любить друг друга, не отталкивать свою судьбу, а то потом может быть поздно.
Он был мужчиной с большой буквы, вступился за честь жены, вызвал на дуэль профессионального дуэлянта Дантеса. Если бы он на ней не погиб, то наша литература была бы наполнена еще больше гениальными произведениями Пушкина.
К счастью мы все познакомились с творчеством великого автора.
5 класс. 7, 10 класс
Творчество Пушкина
Несколько интересных сочинений
- Степан Верховенский в романие Бесы Достоевского сочинение
С самых первых страниц романа «Бесы» Достоевский знакомит нас с одним из главных героев — Степаном Трофимовичем Верховенским.
- Сочинение Забвению не подлежит рассуждение
«Хотел бы я, чтобы память победила забвение в отношении ко всему ценному в жизни», — говорит Н. А. Бердяев. Память – одно из важнейших свойств бытия: она накапливает опыт, создает историю, формирует традиции
- Герои сказки Царевна-лягушка сочинение
Одним из интересных жанров литературы для детей является классическая русская народная сказка. В этих сказках есть и колдовство, и волшебные превращения, и чудеса, и приключения
- Сочинение на тему 27 марта день театра
Мне нравится наблюдать за актерами во время спектакля. Мне нравится, что актеры передают эмоции, и начинаешь больше переживаешь за героев, сочувствуешь им или радуешься за них. В кинотеатре таких ощущений не удается испытать.
- Сочинение на тему Все ли мечты должны сбываться? 11 класс
Жизнь без мечты… возможно ли такое? Думаю, что нет. Все мы живём мечтами, и не только. Согласитесь, в детстве каждый человек о чём-либо мечтал, не так ли? Весь минус детской мечты состоит в том, что она, вероятно, более похожа на смешную шутку
Сочинение на тему Творчество Пушкина
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- По творчеству Пушкина
Сочинение по творчеству Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин, родился в самом конце 18 века, а точнее 6 июня 1799 года и является одним из ярчайших представителей Российской литературной классики. Будучи поэтом и писателем он внес неоценимый вклад в русскую и мировую литературу. Наверное, нет таких людей, которые бы не слышали о творчестве Пушкина. Всем с детства знакомы персонажи Александра Сергеевича, такие как: царь Додон; бедный рыбак и золотая рыбка; князь Гвидон и другие. В произведениях классика добро всегда побеждает зло, они наполнены глубоким смыслом и красотой. Русская народная пословица говорит о том, что «сказка ложь, да в ней намек». Об этом нас учат и произведения писателя, в которых он всегда пытался донести до своего читается, что не следует давать обещаний, которых невозможно выполнить. Соблазнов вокруг много, но не стоит их ставить выше родных, друзей и родины. Богатство и волшебство не приведут к счастью, а вот доброта всегда будет вознаграждена.
Все творения Пушкина представлены в абсолютной художественной форме и заставляют верить в дружбу, преданность, честь и любовь. Они проникнуты народным духом, гуманизмом и человеческим отношением к окружающим.
Отдельно надо сказать о стихах Пушкина, в которых достаточно изящно и тонко отражены красота и великолепие того мира, в котором он жил. Стихотворения переполнены нежностью, искренностью и сопереживанием к описанным поэтом героям. Читая стихи Пушкина начинаешь переживать вместе с персонажами произведений, волнуя свою душу трепетными словами автора, которые полны любви, света и спокойствия. Одним из моих любимых стихотворений является – «Зимний вечер». Это произведение, как все гениальное — просто. Не каждый может в такой грациозной форме передать любовь автора к своей няне. В стихал чувствуется и отношение поэта к окружающей его природе. Во всех произведениях Пушкин ее воспевает и упивается ею, описывая простыми и доступными словами, которые делают лирику незабываемой. Читая описания природы автора можно почувствовать грусть или радость, которая присутствовала в душе поэта, когда он творил эти строки.
Следует отметить, что в мировую культуру классик также внес неоценимый вклад. Только гениальные люди могут так оригинально выразить все национальные особенности русской культуры, не стыдясь при этом своей родины. Пушкин, сочувствовал декабристам и тема свободы и независимости, была в его творчестве не на последнем месте. Переживая за родную отчизну писатель создал оду «Вольность», в которой описал судьбу простого русского народа.
Творчество по этапам
Наверное, не существует в России человека, не знакомого с творчеством Пушкина. Его гениальность распространилась и за границу, многие люди высоко оценивают его произведения, считая Александра Сергеевича – лучшим российским писателем и поэтом. Однако не многие знают путь его творческих побед.
Творчество писателя можно разделить на несколько периодов. Первый период – лицейские годы. В это время мальчик только начинает писать стихи, он пишет о своих лицейских друзьях, им же и читает свои творения. Следующий период – петербургский, в это время Пушкин уже начинает формироваться как писатель, создаёт более осмысленные произведения. Ещё один важный период был у Пушкина во время ссылки на юг. Там он знакомится с восточной культурой и пишет такие известные произведения как «Цыганы» и «Кавказский пленник». Эти рассказы отразили мятежные настроения тогдашней дворянской молодёжи.
После ссылки писатель живёт в Одессе, где и начинает создавать первые главы «Евгения Онегина».
Следующий период – период села Михайловское. Именно там рождаются «Русалка» и «Борис Годунов. Однако, самый важный период – болдинский. Переехав почти в конце жизни в село Болдино, Пушкин успокаивается и жадно начинает писать. Это самый продуктивный и серьёзный период в его жизни. Он пишет там такие пьесы как «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», а также дописывает «Евгения Онегина».
Творчество Пушкина многогранно. В своих произведениях писатель затрагивает очень много разных тем, но основные – это тема поэта и поэзии, любви, свободы, дружбы и родины. Именно этим вещам Александр Сергеевич придаёт очень большое значение. Поэта он считает пророком, несущим свет и знания, что видно в одноимённом стихотворении, друзей очень любит и уважает, как и женщин, коих в его жизни было много, а свобода и вовсе является для поэта главной ценностью. Он готов на всё, чтобы достичь её и помочь вырваться из оков другим людям. Писатель поддерживает декабристов, многие его стихотворения полны бунтарского духа и желаний что-то изменить.
Итак, творчество Пушкина – это огромная ценность. Именно его романы, рассказы, сказки сопровождают российского человека на протяжении всей жизни. В своих произведениях писатель затрагивает вечные темы, что позволяет сделать вывод о том, что его творения имеют воспитательную функцию.
Также читают:
Картинка к сочинению По творчеству Пушкина
Популярные сегодня темы
- Сочинение Как война меняет жизнь людей
Война, безусловно, меняет жизнь людей. Она входит в жизнь каждой семьи внезапно, у человека нет времени на раздумье, нужно защищать родину. Рассмотрим данное утверждение на примерах.
- Сочинение на тему Бедность (рассуждение)
Бедность — это ситуация, в которой люди остаются лишенными основных жизненных потребностей, таких как отсутствие еды, одежды и жилья. Некоторые люди не могут правильно питаться, спят на обочине дороги и носят грязную и старую одежду
- План сказки Храбрый персей (рассказа)
В рассказе описана беда произошедшая в городе древней Греции. Злая колдунья Медуза Горгона напала на город и его жителей. Она ходила по городу, и каждого, кто попадался ей на пути, она превращала в камень.
- Жизненные идеалы Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова
Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения А. С. Грибоедова и один из самых известных и противоречивых персонажей всей русской литературы
- Анализ произведения Чудесный доктор Куприна 6 класс
Чудесный доктор соответствует традиции так называемых святочных или рождественских рассказов, которые выстраиваются по определенной структуре. В таком жанре рассказ ставит главных героев в трудные обстоятельства
На чтение 7 мин. Опубликовано 10.02.2020
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт и писатель, известный всему миру. Его творчество не знало границ. Автор писал для детей и взрослых. Множество его работ вошло в школьную программу, а также в золотой фонд русской литературы. Сочинение-рассуждение «Творчество Пушкина» для 7 класса дает возможность более подробно разобраться в произведениях писателя, понять его мировосприятие.
Содержание
- Правила написания текста
- Структура работы
- Составление композиции
- Школьные эссе
- Первый вариант
- Второй пример
- Проект для ФГОС
Правила написания текста
Вклад Александра Сергеевича как писателя, поэта и драматурга неоценим, а его талант безграничен. Он пробовал себя во всем и везде достигал успеха. Настроение в работах Пушкина связано с его жизнью, переживаниями в конкретный момент.
Структура работы
Сочинение на тему «Творчество Пушкина» в 7 классе следует начинать с определения основной идеи рассуждения, после чего составить план работы. Для его составления нужно задать себе вопросы, которые помогут раскрыть тему. Среди них могут быть следующие:
- Какие произведения А. С. Пушкина лучше всего знакомы?
- Что известно про писателя?
- Какие герои его книг известны?
- Какое отношение к нему?
При написании сочинения нужно излагать свои мысли лаконично и последовательно, что позволит читающему с легкостью понять написанное.
Размышляя над произведениями автора, нужно приводить примеры и представлять аргументы из его рассказов и стихотворений. После этого следует составить композицию сочинения. Она включает:
- введение;
- основную часть;
- заключение.
Составление композиции
Сочинение начинают с введения, где кратко прописывается главная идея. В основной части нужно полностью раскрыть тему эссе. Можно рассказать про творческие успехи Пушкина, какое они оказывают влияние на читателя, что востребовано в наши дни. В заключении подводят итоги эссе, а также пишут об актуальности темы в наше время.
Нужно проанализировать свои мысли и приступить к работе. Повествование сочинения должно быть понятным, а текст легко читаться и восприниматься. Если возникают затруднения, то всегда можно оставить одну часть композиции и перейти к другой, а после ее написания вернуться и дописать начатое. Работать нужно сначала в черновике, а после проверки и вычитки текста можно будет переписать в чистовик.
Школьные эссе
Пушкиным были заложены основы современного русского литературного языка. Он писал свои произведения доступными и понятными словами, что имеет большое значение, так как спустя несколько веков у читателей есть возможность прочесть его книги.
Первый вариант
Автор в работах поднимает важные и насущные жизненные проблемы. В своих произведениях он показывает быт и традиции русского народа, а также то время, когда Александр Сергеевич жил. Его творчество имеет не только литературное значение, но и историческое. Знаменитые произведения Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане» произвели огромное впечатление на миллионы людей. На них вырастают дети, формируя свое мировоззрение.
Пушкинские истории можно назвать бессмертными, завораживающими дух зрителя. В книгах до сих пор обнаруживаются актуальные вопросы и проблемы. В творчестве писателя встречаются темы любви, вдохновения, красоты, природы.
Особенно интересно и важно наблюдать тематику поэта и поэзии. Автор осознавал свой талант и считал, что его главная цель и обязанность — «глаголом жечь сердца людей». Эту строку можно увидеть в стихотворении «Пророк».
Пушкин воспевает лучшие нравственные человеческие качества: добро, честность, великодушие, смелость и благородство. Он создает прекрасные женские образы Марии Мироновой, Татьяны Лариной, Марии Троекуровой. Эти девушки чисты и идеальны.
Читая книги писателя и поэта, можно научиться доброте, верности, чести. Автор показывает читателю важность справедливости в социуме, дружбы и любви в жизни любого человека.
Темы, которые отображаются в работах Пушкина, можно назвать вечными. Они актуальны по сей день. В этом и состоит их прелесть.
Второй пример
С самого раннего детства мы знаем сказки и истории А. С. Пушкина. Мои любимые произведения — это «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Евгений Онегин». Все его работы красивы и наполнены огромным смыслом.
Сказки Александра Сергеевича учат нас вере в лучшее, поясняют нам, что не волшебством или богатством можно достигнуть счастья. Прекрасные качества, которые читатель почерпнет из прочитанных работ Пушкина, — чистота души, трудолюбие, верность своему слову, доброта.
Произведения автора заставляют верить в любовь и дружбу, верность и честь, что зло будет наказано. Они проникнуты человечностью, идеями, гуманизмом и народностью.
Стихи Александра Сергеевича, наполненные нежностью и искренностью к героям, отражают любовь, красоту и эстетику. Трепетные слова волнуют душу читателя.
Пишу домашнее сочинение по произведениям Пушкина в 7 классе. Сколько еще не прочитано, а уже столько эмоций и впечатлений. Мое любимое стихотворение — «Я вас любил…». Поэт передает чистоту любовного переживания. Когда я его читаю, то забываю про все на свете. Слова увлекают в мир благородства, искренности и самопожертвования.
Стихотворения также проникнуты любовью к родной природе. В них гармония и красота.
Свобода занимает особую роль в творчестве Пушкина. Он был декабристом, его всегда волновала эта тема, а также судьба Отчизны. О судьбе России автор писал в оде «Вольность». Его герои свободолюбивы. Свобода выступает одновременно в виде возвышенного идеала и трагичной проблемы.
Великий писатель сделал огромный вклад в фонд мировой литературы. Его работы актуальны до сегодняшнего дня. Любому человеку есть о чем задуматься, прочитав произведения А. С. Пушкина.
Проект для ФГОС
Пушкин знаменит во всем мире. Почти в каждом российском городе память о нем увековечена в памятниках. Он прожил недолгую, но насыщенную жизнь.
Александр Сергеевич является основоположником российского реализма. Он написал историческую драму «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин».
Автор описывает в своих работах некоторые исторические моменты: интриги, войны и подвиги великих российских людей. Например, в произведении «Медный всадник» он пишет о том, как Петр I основал новый город на берегах реки Невы. Писатель жил в Санкт-Петербурге, восхищался его красотами. Этот стих показывает чувства гордости и патриотизма автора.
Он словно историк, который рассказывает о смерти князя Олега, показывает его нрав и жизнь людей того времени, а также раскрывает интриги в поэме «Борис Годунов», где описывается кровопролитная борьба за российский престол, не щадившая даже детей.
Можно наблюдать неравнодушие к истории России в произведениях Пушкина. В сочинении 7 класса я хочу показать, что писатель озабочен судьбой своего народа. Александр Сергеевич своими произведениями доносит до нас свое сообщение о том, что многие проблемы актуальны до сих пор, говорит о главных ценностях и смысле жизни.
Во времена Пушкина был известен крепостной крестьянин Слепушкин, который писал стихи. Однажды царь Николай одарил его подарками, а вот Пушкина он недолюбливал. Александр Сергеевич признавал талант крепостного, хорошо о нем отзывался. Он писал, что «Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и полумедаль, а Пушкину полному — шиш. Так и быть: отказываюсь от фрака, штанов и даже академического четвертака…». Общественными усилиями были собраны три тысячи рублей на получение вольной для крепостного. Очень интересно, почему имя этого поэта неизвестно нам сейчас?
Подводя итоги сочинения про Пушкина (7 класс) по литературе, хочется сказать, что в произведениях гениального поэта и писателя описывается самая важная мысль — что бы ни случилось, очень важно при любых обстоятельствах оставаться благородным человеком.
Еще сочинения по программе 7 класса:
Сочинение для 7 класса по повести «Станционный смотритель»
Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (литература, 7 класс)
Сочинение для 7 класса на тему «Недоросль»
Сочинение для 7 класса «Описание внешности моей лучшей подруги»
Сочинение на тему «Описание друга» для 7 класса
Описание внешности мамы: сочинение для 7 класса
Творчество Пушкина
Творчество Пушкина в русской литературе занимает особое место. Вклад писателя, поэта и драматурга неоценим. А. С. Пушкин писал на различные темы, используя при этом различные жанры. Данный материал поможет при подготовке сообщения на урок литературы.
Периодизация
Весь творческий путь великого писателя можно разделить на несколько периодов: детские годы (1799-1811), лицейские годы (1811-1817), петербургский период (1817-1820), южная ссылка А. С. Пушкина (1820-1823), ссылка в Михайловское (1824-1826), московский период (1826-1830), болдинский период (1830), творчество 30-х (1831-1837). Каждый период имеет свои отличительные черты, которые так или иначе связаны с жизненным путем.
Основные темы
А. С. Пушкин в своих произведениях писал на разнообразные темы: любви, дружбы, природы, Родины. Рассмотрим данные темы творчества Александра Сергеевича Пушкина подробнее.
Тема любви, с которой сам А. С. Пушкин был знаком не понаслышке, отобразилась как в лирических, так и в прозаических произведениях. Автор демонстрирует самоотверженную любовь, которая готова пройти любые испытания. Способностью к настоящей и искренней любви обладают лучшие герои произведений А. С. Пушкина. Любовь расценивается как способ самовыражения, это, по мнению писателя, одно из лучших человеческих качеств.
В жизни А. С. Пушкина было много верных и преданных друзей, поэтому тема дружбы отобразилась во всем его творчестве. Поэт обращается к своим друзьям в лирических произведениях, демонстрируя ценность дружбы. Как одно из нравственных качеств человека дружба становится способом характеристики персонажей: положительные герои умеют дружить, отрицательные – нет.
А. С. Пушкин был неравнодушен к красотам природы, поэтому тема природы звучит во многих его произведениях. Пейзажные зарисовки в прозаических и лирических произведениях А. С. Пушкина выполняют разнообразные функции: являются фоном повествования, раскрывают характер персонажа или лирического героя, передают настроение и главную мысль произведения.
Писателя и поэта А. С. Пушкина справедливо можно назвать патриотом. Будущее своей страны всегда интересовало писателя. Поэтому тема Родины часто звучит в пушкинских произведениях. Гражданской проблематикой наполнены как прозаические, так и лирические произведения.
Творчество А. С. Пушкина дышит философскими размышлениями. Автор является не простым наблюдателем, а выразителем своих собственных мыслей. В этом заключается особенность художественных произведений А. С. Пушкина.
Жанровое своеобразие
А. С. Пушкин работал во многих направлениях. Романы, повести, поэмы, сказки, драматические произведения, оды, элегии, эпиграммы, сонеты, послания, мадригалы, критические статьи и даже роман в стихах – основные жанры, которые характерны для творчества А. С. Пушкина. Приведем знаменитые художественные произведения писателя и поэта, написанные в определенных жанрах.
Произведения
Кратко самое главное о творчестве Пушкина могут сказать его произведения.
Известны всему русскому народу романы А. С. Пушкина «Дубровский», «Арап Петра Великого», а также роман в стихах «Евгений Онегин».
Приобрели значение и повести А. С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел».
Среди поэм А. С. Пушкина выделяются «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Полтава».
Стихотворения А. С. Пушкина известны каждому русскому человеку с детства: «К***», «Пророк», «К Чаадаеву», «19 октября», «Зимнее утро», «Вольность» и другие.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Творчество Пушкина», рассмотрит периодизацию, основные темы, жанровое своеобразие пушкинского творчества, а также его знаменитые произведения.
Описание материала. В период дистанционного обучения не все дети имеют возможность пользоваться образовательными платформами. Наша школа работает через социальную сеть ВКонтакте. Эта сеть наиболее проста и доступна всем обучающимся, имеющим хоть какое-то мобильное устройство. Задания детям отправляем в виде документов, фотографий, видеофайлов.
Данной разработкой можно воспользоваться при подготовке к контрольному сочинению как дистанционно, так и в обычном режиме.
Урок литературы в 8 классе
Тема: Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина
Цель: обучение работе над сочинением по творчеству А.С. Пушкина.
Задачи:
— обсудить темы сочинений;
— повторить рекомендации по написанию сочинений, составлению планов;
— повторить этапы работы над сочинением, обсудить его структуру;
— повторить правила употребления прямой речи и оформления цитат в тексте.
Тип урока: урок развития речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний
— Какие основные признаки текста вам известны?
— Что такое план?
— Каким бывает план по структуре?
— Для чего нужен план сочинения?
— Какие требования существуют к оформлению цитат и прямой речи в сочинении?
— Что такое плагиат?
III. Оглашение темы урока.
IV. Основной этап. Рекомендации при подготовке к сочинению.
1) Придерживаемся формы сочинения-рассуждения:
1. Определить основную мысль.
2. Подобрать доказательства и наметить последовательность изложения.
3. Сформулировать вывод.
2) Составляем план.
Умение составлять план и знание схемы работы над сочинением – важные составляющие его написания. Вспомним несколько правил, которые обязательно нам пригодятся.
План – это схема композиции будущего сочинения. Каждый пункт плана должен отображать одну из основных микротем сочинения. Деление на пункты должно быть пропорциональным.
План может быть простым и сложным. Сложный план имеет такую структуру:
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. …
2. …
3. …
III. Заключение.
3) Предложения можно начинать так:
Обращаясь к творчеству Пушкина, я (мы) …;
Читая А.С. Пушкина, я погружаюсь…;
Мне нравится…;
Читая Пушкина, проникаешься чувством гордости;
Мы учимся у Пушкина;
Читая Пушкина, мы постигаем, узнаём…;
Пушкин открывает нам…;
Каждый по-своему любит Пушкина, но мне …;
А.С. Пушкин – великий писатель XIX века…
4) Рассуждая о творчестве и таланте А.С. Пушкина, вспоминайте произведения, которые мы изучали в предыдущих классах:
— пушкинские сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);
— стихотворения «Узник», «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из «Руслан и Людмила»)
— послания «Няне», «И.И. Пущину», «19 октября»;
— любовная лирика («Я помню чудное мгновенье…»);
— стихотворения «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Туча», «Унылая пора, очей очарованье»;
— роман «Дубровский», повести «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Барышня-крестьянка»;
— исторические произведения («Песнь о вещем Олеге», «Медный всадник»);
— драматические произведения («Борис Годунов»).
5) Цитируйте Пушкина правильно:
Прозу записываем в форме прямой речи по схемам
А: «П!?»
А: «П».
«П,?!» — а. Например:
Читая «Вольность» А.С. Пушкина, Александр I с негодованием отметил: «Какие возмутительные стихи!»
Стихи цитируем без кавычек, сохраняем форму стиха:
Этот человек был настоящим другом Пушкина. Они познакомились в лицее, но сохранили тёплые отношения и после его окончания. Годы спустя Иван Пущин навестит Александра Сергеевича в Михайловском, где великий поэт отбывал ссылку. После его отъезда Пушкин напишет:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мои двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Цитата может быть частью предложения, то есть сливаться со словами автора. В этом случае она пишется в кавычках, но с маленькой буквы:
Отец Петра Гринёва считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать».
V. Темы сочинений и примерные планы с подсказками.
(Если урок не дистанционный, можно разделить обучающихся на группы, дать темы сочинений, а планы пусть пишут самостоятельно)
Тема 1:
Лирика дружбы и любви в творчестве А.С. Пушкина
План
1. А.С. Пушкин – великий поэт.
2. Лицейские годы. Друзья. «И. Пущину», «19 октября».
3. Декабристы. «Во глубине сибирских руд».
4. «Я помню чудное мгновенье». Натали Гончарова. Дуэль.
5. Заключение. Обобщить вышесказанную информацию. Снова прийти к тому, что Пушкин – гений русской литературы. Выразить своё отношение к его творчеству.
Тема 2:
Пётр Гринев на страницах романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
План
1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
2. Что хорошего дала Петру Гриневу семья?
3. «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…»
4. Гринев – офицер.
5. Любовь к Маше.
6. Отношение к Швабрину (дружба и разочарование, клевета Швабрина в адрес семьи Мироновых).
7. Отношение к Пугачёву.
8. Вывод. Чему учит Гринев читателя сегодня? (Быть честным в любви; быть преданным родине; отстаивать честь девушки; уважать старших по званию; быть благодарным за доброе дело …)
Тема 3:
Образ Пугачёва в романе А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»
План
1. История в творчестве А.С. Пушкина. История восстания.
2. Внешность и черты характера Пугачёва.
3. Противоречивость натуры Пугачёва.
4. Пугачёв и народ (сказать, что люди за ним шли, верили в него).
5. Моё отношение к Пугачёву (злодей он или герой?).
Тема 4:
«Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин
План
1. Что общего у Гринёва и Швабрина?
2. Как каждый из героев относится к людям?
3. Как поступают герои в ситуациях выбора?
4. Любил ли Швабрин Машу? А Гринёв?
5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?
Тема 5:
Чем мне интересен А.С. Пушкин
План
1. А.С. Пушкин – великий поэт.
2. О детстве и юности. Лицей и друзья.
3. Пушкин и власть.
4. Творчество А.С. Пушкина (любимые произведения и герои).
5. Моё отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина. За что хотелось бы выразить ему благодарность?
Итоги урока.
Домашнее задание: написать сочинение.