Подготовка к домашнему сочинению по комедии д и фонвизина недоросль

     Цель урока : развивать навык написания сочинений на литературную тему, развитие связной речи.

  1. Актуализация  темы.

        Сочинение на литературную тему предполагает такую схему: высказывается мысль, приводится её подтверждение текстом (цитирование, обращение к эпизодам, деталям и т. д.), делается логическое обобщение-вывод.

  1. Аннотирование тем сочинений.

1.Уроки комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

2.Какие афоризмы Стародума мне понравились и почему.

3. «Вот злонравия достойные плоды» ( Образ Митрофанушки в    комедии) 

3.  Работа в группах.

       Учащиеся обсуждают круг вопросов по выбранной теме, составляют примерный план сочинения, подбирают цитаты из текста.

       Каждая группа представляет свой план работы над темой, две другие группы редактируют, делают замечания, вносят свои предложения.

       Взаимооценивание: чьё же понимание темы, проникновение в неё глубже, удачнее, креативнее?

К первой теме.    Тема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новом поколении образованных, просвещённых русских людей.

       Актуальность комедии. Уроки комедии: «воспитание», которое даёт Простакова своему сыну убивает в нём человеческую душу, а роль воспитания в семье велика. Погоня за «модой» в образовании без осознания его необходимости бесполезна. Фонвизин показал, как отвратительно угнетение людей, как это развращает «хозяев жизни». Вера в справедливый закон жизни: зло наказано, добродетель вознаграждена.

                 Примерный план к третьей теме.

  1. Тема воспитания – одна из основных в комедии Фонвизина.
  2. Митрофанушка, недоросль- «злонравия достойные плоды».

           1.Отражение проблемы воспитания в заглавии.

           2. Митрофан- «матушкин сын».

           3.Грубое, бессердечное отношение к родителям.

          4. Льстивость, притворство недоросля.

          5.Жестокость, грубость в обращении с учителями и слугами.

          6. Невежество, глупость Митрофанушки.

3. Нарицательный характер имени Митрофанушки.

Написание черновиков, редактирование, переписывание.

Домашнее задание : прочитать повесть Н.М. Карамзина « Бедная Лиза»

Просмотр содержимого документа

«Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль»»

Cлайд 1

Подготовка к сочинению по Литературе. Выполнила: Анна Тимофеевна Рижская.

Подготовка к сочинению по Литературе. Выполнила: Анна Тимофеевна Рижская.

Cлайд 2

Учебник Литературы:

Учебник Литературы:

Cлайд 3

Итак, как надо оформить надпись об сочинении. Сочинение по комедии Дениса Ива...

Итак, как надо оформить надпись об сочинении. Сочинение по комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»

Cлайд 4

План: Вступление. Подразделение героев на Добрых и Злых. Краткое описание гер...

План: Вступление. Подразделение героев на Добрых и Злых. Краткое описание героев(Г-жа Простакова, Г- дин Простаков; Еремеевна; Митрофан; Стародум; Софья; Скотинин; Милон; Правдин.) Понравилась ли вам комедия? Почему? Напишите краткий вывод о том, что хочет донести до нас автор.

Cлайд 5

Часть 1 плана: ВСТУПЛЕНИЕ. Материалы: Стр. 43 – 44; 72(В учебнике) Специальны...

Часть 1 плана: ВСТУПЛЕНИЕ. Материалы: Стр. 43 – 44; 72(В учебнике) Специальные, опорные слова: Денис Иванович Фонвизин. Комедия высмеивает … Автор поплатился тем, что … Я думаю, что … Комедия написана в …. Году, а автор умер в …. Году.

Cлайд 6

Часть 2 плана: Подразделение на добрых и злых(герои). Для того, что бы было л...

Часть 2 плана: Подразделение на добрых и злых(герои). Для того, что бы было легче писать, представьте информацию на черновике в виде таблицы. Обязательно вложите таблицу в Тетрадь, предварительно сложив лист пополам. Советуем вам прочитать стр. 44, 72, 76 – 78. Таблица будет на следующем слайде!

Cлайд 7

Таблица персонажей: Добрые(положительные) Персонажи: Злые(отрицательные)персо...

Таблица персонажей: Добрые(положительные) Персонажи: Злые(отрицательные)персонажи: Еремеевна Г –жаПростакова. Г – дин Простаков. Митрофан Цыфиркин Скотинин Правдин Тришка Стародум Слуга Софья Кутейкин, Цыфиркин, Вральман.

Cлайд 8

Часть 3: Краткое описание героя. План описания героя. Пример описания героя. ...

Часть 3: Краткое описание героя. План описания героя. Пример описания героя. Герои по уровням описания. Главные ошибки.

Cлайд 9

План описания героя: Место, занимаемое героем в произведении. Общественное и ...

План описания героя: Место, занимаемое героем в произведении. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живёт. Манера держаться, внешность, особенности костюма. Речь героя. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих. Понимание героем целей жизни, его основные интересы. Чувства литературного героя, его отношения к другим действующим лицам. Отношение других лиц к данному герою. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.

Cлайд 10

Пример описания Софьи: Одна из основных ролей. Нет родни, работает слугой, не...

Пример описания Софьи: Одна из основных ролей. Нет родни, работает слугой, несмотря на свой дворянский род(не бедный, кстати). Услужлива, Любезна, вероятнее всего – красива. Одета как служанка, а не как дворянка. Говорит очень любезно, уважительно. Радостно встречает Стародума, не хочет выходить замуж за Скотинина/Митрофана. Основные интересы: увидеть близких(Стародума). Относится уважительно. Простаковы – как к слуге, Митрофан не обращает внимания, Скотинин – ради свиней на её ферме. Сначала героиня мучается, потом получает счастье.

Cлайд 11

Герои по уровням: Базовый(Лёгкий) уровень. Стародум. Милон. Еремеевна. Митроф...

Герои по уровням: Базовый(Лёгкий) уровень. Стародум. Милон. Еремеевна. Митрофан И т.д. Правдин Софья. Простаковы Экстра уровень.

Cлайд 12

Часть 4: Нравится ли презентация? Напишите почему вам нравится или не нравитс...

Часть 4: Нравится ли презентация? Напишите почему вам нравится или не нравится комедия: Мне нравится/не нравится комедия потому, что …… .

Cлайд 13

Часть 5 – Вывод. Напишите то, что по вашему мнению хотел донести автор; каких...

Часть 5 – Вывод. Напишите то, что по вашему мнению хотел донести автор; каких героев больше. Я думаю, что автор хотел показать нам …. . Здесь больше героев, которые поступают …. .

Тема 11: Р/р. Написание обучающего сочинения по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» .

                                                                                                        9 класс

Цели: обучающая — познакомить учащихся с правилами написания сочинения; повторить понятия «сочинение», «идея», композиция», «содержание», развивающая — содействовать развитию речи учащихся, развитию умения писать сочинения; воспитательная — содействовать воспитанию любви к русской литературе; содействовать умению отстаивать собственное мнение.

                                          Ход урока.

1.Оргмомент.

                                  «Сочинение — само произведение, что сочинено» 

                                                                                                                    В.И.Даль

Психологическая установка

        Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках  мы познакомились с удивительным произведением Фонвизина «Недоросль» На сегодняшнем уроке мы будем писать сочинение.

2. Запись темы, числа, эпиграфа

3. Слово учителя

Учитель: Сочинение на литературную тему представляет собой собственные размышления по поводу прочитанного и разобранного художественного произведения, вашего понимания текста произведения. Ваш взгляд на проблему. Сочинение покажет, насколько вы были внимательны на уроке, как  читали произведение, выполняли домашние задания и индивидуальную работу, как вы поняли авторский замысел.

Сегодня на уроке мы пишем сочинение по теме:

1.Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

2.Скоты, владеющие людьми.

3.Просветительские идеалы в комедии.

4. Эта комедия – бесподобное зеркало.

5.Значение речевых характеристик в комедии «Недоросль»

4. Запись плана работы над сочинением

1) Выбрать тему, определить понятия, ходящие в название темы; определить предмет обсуждения; выбрать жанр работы.

2) Определить идею будущего сочинения.

3) Подобрать материал, найти цитаты в тексте, подтверждающие мысль, соответствующие теме.

4) Составить план сочинения в соответствии с тематикой.

5) Написать черновой вариант сочинения.

6) Отредактировать и переписать сочинение.

5. Индивидуальная работа с учащимися, консультации по темам.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание: Дописать сочинение начисто.

8.Слово учителя

                                      Памятка при написании сочинения.

При написании черновика помните об основных требованиях к сочинению:

-соответствие содержания заданной теме,

— соответствие объему и структуре,

-полнота раскрытия темы,

— аргументированность высказываний и предположений,

-ясность и  точность в использовании эпиграфа и цитатного материала,

-сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы,

— отсутствие фактических ошибок,

-соблюдение языковых, грамматических, орфографических и пунктуационных  норм,

— оформление работы.

  • Подготовка к сочинению герасимов после дождя 6 класс
  • Подготовка к домашнему сочинению по комедии горе от ума
  • Подготовка к сочинению 2 класс золотая осень
  • Подготовка к домашнему сочинению защита человеческой личности в повести а с пушкина дубровский
  • Подготовка к сочинение по литературе в 11 классе в декабре