Подготовка к домашнему сочинению по комедии горе от ума

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать материал по изучению комедии А.С. Грибоедова; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;
  2. Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;
  3. Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

Оборудование: текст произведения, презентация, видеоролик.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами обобщим всё, что узнали в процессе работы над бессмертной комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Прошу внимания на экран.

(сюжет из фильма-спектакля «Монолог Чацкого «Уж точно начал свет глупеть…»)

Приложение 1

II. Индуктор.

Как вы думаете, кто и что станет предметом нашего исследования? (Чацкий и фамусовское общество).

Да, сегодня нам предстоит составить суждение об этих двух противоборствующих лагерях комедии Александра Сергеевича Грибоедова. Вы, конечно же, уже поняли, зачем разделились на группы. Вы исследователи. Одна из групп будет собирать материал о Чацком, а вторая – о фамусовском обществе. (разыгрывание разноцветных карточек).

Приложение 2

Слайд 2 (иллюстрация Чацкого и Фамусова)

Чем будет заниматься третья группа, вы догадаетесь, когда вспомните, чем богат язык комедии. Конечно же, афоризмами. Вот подбором цитат и афоризмов будет заниматься третья группа филологов-энциклопедистов.

Какое бы суждение о личности мы не составляли, письменное или устное, его структура всегда подчиняется определённым нормам. Вспомним, какие составляющие должны быть обязательными при рисовании портрета литературного персонажа.

План Слайд 3

Общая характеристика

  1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
  2. Говорящие имена, отчества, фамилии;
  3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни;
  4. Афоризмы, цитаты.

Для того, чтобы составить портрет общества, надо знать, что включает в себя это понятие.

Нам помогут энциклопедисты.

Общество – это круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.

Итак, общество состоит из людей, которые близки друг другу взглядами на жизнь.

Можно ли тогда использовать для характеристики общества тот же план, что и для отдельного персонажа? Конечно да, так как мы будем отражать те черты, которые определяют сходство людей, объединённых в общий круг.

Запишите этот план в тетради, но перед ним оставьте 2-3 строчки для записи темы.

III. Погружение в текст.

Итак, задача исследователей – составить связное суждение о Чацком и фомусовском обществе, дать им характеристику. А энциклопедисты подбирают афоризмы, которые помогут глубже понять характер персонажей, их отношение к окружающему миру.

IV. Обсуждение.

1 группа читает свой материал, энциклопедисты добавляют афоризмы.

1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).

Чацкий – молодой человек примерно двадцати лет, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в дом, где провёл счастливые юные годы. Он вернулся к своей возлюбленной Софье, горя желанием возобновить их отношения. За время своего отсутствия Чацкий получил хорошее образование (он славно пишет, переводит), мог бы продвинуться по карьерной лестнице (служил в министерстве), но не стал служить (в том пользы не находит), есть имение, но, по разумению Фамусова, он плохо ведёт в нём дела (не гонится за богатством). Приехав в Москву, Чацкий понимает, что он чужой здесь, не подходит ни под одно «требование» московских тузов.

2. Говорящие имена, отчества, фамилии;

А.С. Грибоедов не зря выбрал имя Александр Андреевич Чацкий. В переводе с греческого имя значит «мужественная защита», а отчество Андреевич – сын «мужественного, храброго». Отсюда и темперамент, мужество, его умение отстаивать свои мнения. Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что он потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские. Ну а ассоциативно она указывает на Чаадаева, близкого Чацкому по взглядам и убеждениям.

3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни

Чацкий вернулся из просвещённой Европы и, конечно же, не мог не привезти оттуда вольнодумных мыслей. Он резко высказывается по поводу всех сторон жизни фамусовского общества, людей, среди которых он до недавнего времени жил: это и отношение к службе, к добыванию чинов; это и взгляды на крепостное право и отношение к личности человека; это и высказывания по поводу просвещения.

4. Афоризмы, цитаты

  • И я у ваших ног!
  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • Что нового покажет мне Москва?
    Вчера был бал, а завтра будет два.
  • Где ж лучше?
    Где нас нет.
  • Сам толст, его артисты тощи.
  • И дым Отечества нам сладок и приятен.
  • Числом поболее, ценою подешевле.
  • В России под великим штрафом
    Нам каждого велят признать историком и географом.
  • Ведь нынче любят бессловесных.
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • И точно начал свет глупеть.
  • Свежо предание, а верится с трудом.
  • Смех страшит и держит стыд в узде.
  • Дома новы, но предрассудки стары.
  • А судьи кто?
  • Грабительством богаты.
  • Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.
  • Прошедшего житья подлейшие черты.
  • Как платья, волосы, так и умы коротки.
  • Молчалины блаженствуют на свете.
  • Мильон терзаний!

Слайд 4

В своей статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров сказал о Чацком, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер».

А.С. Пушкин считал иначе: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён».

Как вы думаете, почему А.С. Пушкин столь резко выступил против Чацкого? Что привело его к таким выводам? (Дело, действительно, в горе от ума. Чацкий высказывает умные и правильные мысли, но не замечает, что среди его слушателей нет людей, которые могли бы его понять).

Кто же Чацкий – борец или жертва? Попросим помощи у наших филологов.

Борец – это человек, который борется во имя защиты, осуществления чего-нибудь передового, прогрессивного.

Можно ли назвать Чацкого борцом?

Жертва – это человек, страдающий от насилия, несчастья, неудачи.

Можно ли сказать, что Чацкий – жертва? Потерпел ли он какое-либо несчастье или неудачу? (разочарование в любви, не находит места в обществе, в котором рос и воспитывался).

Учитель: И в наше время без борьбы не бывает жертв, удар на себя принимает тот человек, который идёт первым. Он жертвует собой ради своих идей и других людей. Забывая себя, он отдаёт всё для достижения цели. Была ли жертвенность Чацкого напрасна? Дала ли она плоды?

Вспомните, были ли у Чацкого последователи? (Брат Скалозуба «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»; племянник княгини «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник»)

Жертва и мильон терзаний Чацкого были не зря, его борьба, пусть и медленно, но приносит плоды. Все, с кем столкнулся Чацкий, так или иначе, почувствовали это столкновение: Софья поняла, что обманулась; Молчалин разоблачён; покой Фамусова нарушен; все остальные тоже «попали под град его выстрелов», по словам И.А. Гончарова. Это только начало борьбы, начало перемен.

Отразим выводы в тетради (общий вид).

Слайд 5 (первая часть плана)

Слайд 6

А теперь перенесёмся в дом Фамусова…

Мини-инсценировка подготовленными детьми (действие 3, явление 6, с. 19)

  • Наталья Дмитриевна
  • Платон Михайлович
  • Чацкий

Слайд 7

2 группа представит своё исследование, филологи добавляют афоризмы и цитаты.

1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).

Представители фамусовского общества принадлежат разным возрастным группам: среди них есть и люди в возрасте (Фамусов, графиня-бабушка Хрюмина, Хлёстова, князь и княгиня), и молодые (Молчалин, Софья, Горичи, Загорецкий, Скалозуб, Репетилов, княгини-дочери). Всех их объединяет достаточно высокое положение в обществе (кроме Молчалина), сходный образ жизни.

2. Говорящие имена, отчества, фамилии;

Фамилии этих персонажей говорят сами за себя: они их оценивают и дают им прямую характеристику. Так, Фамусов – от слова «молва, известный», а значит, и распространяет слухи и сам зависит от них; Репетилов – от выражения «повторять», а значит, не иметь собственного мнения; Софья – мудрость, но мудрость мнимая; фамилия Хлёстова указывает на жёсткость, грубость и т.д. Иначе говоря, это сбор всех отрицательных черт характеров.

3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни

В монологах и диалогах действующих лиц прямо даётся их отношение к окружающей действительности. Это и негативное отношение к просвещению, пренебрежение достоинством других людей, восхваление крепостного права, деление законов на две части: одна для богатых и знатных, другая для неимущих и бесправных: отношение к любви и браку и т.д.

4. Афоризмы, цитаты

  • Монашеским известен поведеньем!
  • Кто беден, тот тебе не пара!
  • Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой!
  • Грех не беда, молва не хороша.
  • Желал бы зятя он с с звездами, да чинами.
  • И золотой мешок, и метит в генералы.
  • Сам толст, его артисты тощи.
  • Что за тузы в Москве живут и умирают!
  • И он сгибался в перегиб.
  • Ну как не порадеть родному человечку!
  • В мои лета не должно сметь
    Своё суждение иметь.
  • Ученье – вот чума, учёность – вот причина!
  • Забрать все книги бы, да сжечь!
  • Ах! Боже мой! Что станет говорить
    Княгиня Марья Алексевна!

Можно ли сказать, что А.С. Грибоедов изобразил трагедию московского общества, а вместе с тем и всей России? (московское общество – это верхушка, знатные люди, поэтому их принципы проецируются на всю страну).

Трагедия, да, люди застыли в своём мирке, живут по созданным им законам, не видя ничего, что творится вокруг. Нет развития, движения вперёд. У таких людей нет будущего. Это болото, в котором не пробиться чистой родниковой воде. Это катастрофа, т.к. упадок нравов и жизненных представлений несёт за собой вымирание всей нации.

Узнаем у энциклопедистов, правильно ли мы понимаем понятие «трагедия».

Трагедия – это тяжкое переживание, несчастье, несущее за собою личную или общественную катастрофу.

Как этот вывод подтверждается эпизодом инсценировки? Какой скрытый смысл содержится в обыгрывании слов «сквозняк и ветер»? (сквозняк, ветер – то новое, чего страшатся эти люди и от чего хотят оградить себя, а отсюда – душевная и нравственная духота).

Почему же комедия, пройдя огромный временной отрезок, остаётся бессмертной? Можно ли говорить о её актуальности? (такие люди, нравы и отношение к окружающей действительности можно встретить и в наше время, когда основным занятием является добывание денег, званий и власти; когда во главу угла ставится «Я», а другие люди не воспринимаются как личность)

Слайд 8 (вторая часть плана)

Пришло время сделать записи под второй стрелкой нашего плана.

V. Самоанализ, выводы.

Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, осталось подобрать темы сочинений. Постарайтесь сделать это.

Итак, первая тема…

Вторая тема…

Вы оставили место перед записью плана. Здесь мы и запишем темы сочинений.

Слайд 9

  1. Чацкий – борец или жертва?
  2. Трагедия фамусовского общества осталась в прошлом?

VI. Д.З.

Темы определены, план записан, дома вы напишете сочинение-рассуждение на одну из тем, используя материалы урока.

Тема урока: Обучение написанию сочинения на литературную тему.

(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Цели урока:

1) образовательные:

обучение написанию сочинения на литературную тему:

  • научить осмысливать выбранную тему, а затем последовательно, логично,    доказательно раскрыть ее в своей работе;
  •  научить учащихся составлять план;
  •  познакомить с требованиями к написанию сочинения.

2)  развивающие:

  • способствовать развитию навыков логического мышления;
  • способствовать овладению навыками анализа;
  • способствовать навыкам обобщения, подведения итогов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1) Анализ темы сочинения.

Учитель: Цель нашего урока —  научиться правильно писать сочинение на литературную тему. С чего начинать? С выбора  и анализа темы. Как это делать?

Анализировать тему можно двумя способами:

А) выделить ключевые слова (обычно их не более 1-3), раскрытию их и будет посвящено сочинение;

Б) переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на них в основной части сочинения.

Рассмотрим эти способы на примерах.

А) Предложена тема: «Чацкий как выразитель декабристских идей».

Какие здесь ключевые слова?

Ключевые слова – декабристские идеи, следовательно, в сочинении нужно будет доказать, что Чацкий выражает именно идеи декабристов, то есть сопоставить его взгляды с взглядами декабристов.

Б) Предложена такая тема «Барская Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума».

— Переформулируем ее в следующие вопросы:

  • что значит «барская» Москва?
  • кто из героев комедии является представителем барской Москвы, то    есть принадлежит к фамусовскому обществу?
  • что характерно для всех этих героев?
  • что больше всего ими ценится в людях и почему?
  • как Грибоедов относится к представителям барской Москвы?
  • совпадает ли отношение Грибоедова и Чацкого к московской знати?
  • как драматург изображает представителей высших кругов Москвы?

Эти же вопросы могут стать основой для плана сочинения (его основной части).

Запомните! Сочинение на литературную тему представляет собой собственные размышления пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении.

Таким образом, в сочинении «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»» необходимо будет доказательно ответить на каждый из этих вопросов. Общий же ответ на эти вопросы примерно такой: «А.С. Грибоедов стремится разоблачить (отношение автора) пустоту, паразитизм жизни (то. что характерно его героям) московского дворянства (представителей барской Москвы). Драматург положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, создав, по словам ИЛ. Гончарова, «картину нравов, галерею живых типов, и вечно острую и жгучую сатиру» (как изображает). Это тезис, в русле которого будет раскрываться тема сочинения.

Учитель: Давайте попробуем перевести нашу творческую работу на язык математики и выстроим наше сочинение в форме доказательства теоремы.

Итак, что нам дано?

Дано: это тема сочинения.

Требуется доказать: это вступление к сочинению; в нем, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, формулируем тезис, который будем доказывать в своей работе.

Доказательство: основная часть, представляющая наши раздумья, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:

— анализ конкретных литературных фактов;

— цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.

Подведение итогов: (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения, итоговый вывод из написанного.

2) Составление плана сочинения.

Учитель: План сочинения может быть простым и сложным, но так как произведение большое и темы достаточно серьезные, мы будем составлять план сложный. В общих чертах он выглядит так:

I. Вступление.

II. Основная часть.

1.

2.

а);

б).

3.

III. Заключение.

Учитель: Познакомьтесь с темами сочинений:

1. Спор поколений: вместе и врозь (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

2. Образ Молчалина в комедии.

3. Образ Софии и его роль в комедии.

4. Чацкий и Репетилов – герой и пародия.

Выберите тему и составьте план (зачитываются 2-3 плана, обсуждаются).

3) Подбор материала для сочинения.

Учитель: Как уже было сказано, в основной части необходим анализ литературного материала и цитаты. Отбираем материал, который вам необходим для доказательства тезиса (сцены, эпизоды, диалоги, монологи). Отбираем цитаты, их не должно быть много (3-4), и они не должны быть длинными. Сокращайте, оставляя только самое необходимое. Помните правила цитирования!

4) Работа над сочинением.

Учитель: Теперь, когда вся предварительная работа проделана, мы можем приступать к написанию сочинения. Работаем сначала в черновиках, тщательно проверяем перед переписыванием в чистовик. Успехов вам!

Учащиеся работают с черновиками, при необходимости обращаются за консультацией к учителю.

Домашнее задание: дописать сочинение.

Конспект урока по литературе в 9классе на тему «Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Цели: 1)тезисная работа по статье Ивана Александровича Гончарова «Мильон терзаний»,

повторение одного из монологов Чацкого, заключительных явлений 4-го

действия, остановиться на характеристиках героев, отметить значение комедии и

всю значимость личности А.С.Грибоедова;

2)воспитывать чувство любви и интерес к родной литературе, гордость за неё;

3)развивать эстетическое восприятие художественного произведения.

Оборудование : 1)статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»;

2)комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»;

3)альбом – фотовыставка «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова»;

4)портрет поэта;

5)иллюстрации к комедии П.П.Соколова, Д.Н.Кардовского, Т.В.Шишмарёвой;

6)книга Ю.Тынянова «Смерть Вазир – Мухтара»;

7)А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум».

Эпиграф урока:

Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и

вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (А.С.Пушкин)

Ход урока.

1.Оргмомент.

Высказывание А.С.Грибоедова о комедии «Горе от ума» в письме к С.Н.Бегичеву: «Представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов, или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою под лестницею и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались…»

2. Повторение.

1) Инсценировка 12, 13, 14, 15 явлений 4-го действия.

2) Соотнесение текста с иллюстрациями П.П.Соколова, Д.Н.Кардовского, Т.В.Шишмарёвой.

3) работа над языком комедии.

А) Цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»:

«…грамотная масса оценила её фактически. Сразу поняв её красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения».

Б) Примеры крылатых выражений, выписанных учащимися из комедии.

3.Закрепление.

1) Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул?

Ответ:

  1. Судьба комедии.

  2. Её сценическая судьба.

  3. Комедия нравов.

  4. Образ Чацкого.

  5. Взаимоотношения Чацкого и Софьи.

  6. Комедия московского света.

  7. «Мильон терзаний».

  8. Софья – Молчалин.

  9. Драма Софьи.

  10. Крушение надежд Фамусова.

  11. Онегин – Печорин – Чацкий.

  12. Кто Чацкий – победитель, жертва?

2) Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.

1. «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».

2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.

3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».

4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?

«…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».

Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему.

«Служить бы рад, — прислуживаться тошно!…» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену».

3) Представители фамусовской Москвы.

1. Образ Софьи.

А) Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.

Б) Во многом оправдывает её и И.А.Гончаров. это подтверждают следующие цитаты из статьи.

«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.

Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! — итак вся ночь проходит!»

Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права… Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте… недаром любил её и Чацкий… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний».

«Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

2. Образ Фамусова.

А) Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.

Б) Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.

В) Помогут цитаты из статьи «Мильон терзаний» обобщить на образе Фамусова основные черты его общества.

«Фамусов хочет быть «тузом» — «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» — и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».

3. Образ Молчалина.

А) Учащиеся, опираясь на минисочинения на тему «Молчалины в наши дни», характеризуют будущего представителя фамусовского общества, особо выделяя черты, которые помогут ему достигнуть «степеней известных». Находят в статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» тому подтверждение.

4) Викторина по тексту комедии, позволяющая проверить уровень знаний текста комедии А.С.Грибоедова учащимися.

Кто это? Чьи реплики?

  1. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как…!»

  2. «…Бодр и свеж, и дожил до седин, свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем!…»

  3. «Уступчив, скромен тих, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…»

  4. «И золотой мешок, и метит в генералы».

  5. «С храбростью его, с талантом, когда бы службу продолжал, конечно, был бы он московским комендантом…»

  6. «Человек он светский, отъявленный мошенник, плут…»

  7. «Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил»

  8. «»Лицо святейшей богомолки!..»

  9. «Весёлое созданье ты! Живое!»

Подведение итогов.

Вопрос.

Что Чацкий – жертва, понятно, но почему – победитель?

Учащиеся пытаются ответить на этот самый сложный вопрос. Помочь им может цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

Он – вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.

Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не образумил, не отрезвил и не исправил… Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю. Молчалин… не может оставаться прежним Молчалиным… Горичевы, Загорецкий, княжны – все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не останутся бесследны. В этом до сих пор согласном хоре иные голоса, ещё смелые вчера, смолкнут или раздадутся другие и за и против»

Вопрос –задание.

Найдите цитаты из статьи И.А.Гончарова о значении комедии.

  1. «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их , прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живёт своею нетленною жизнью, переживёт и ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности»

  2. «…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем… больше всего комедия, какая едва ли найдётся в других литературах. Как картина, она, без сомнения, громадна».

Домашнее задание: подготовиться к написанию сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»


1


Обобщающее повторение. Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Урок литературы в 9 классе подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1078 г. Москвы Панкратова Н.А.


2


Обобщающее повторение Прав ли был А.С.Грибоедов, утверждая, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»? А.С.Пушкин в письме А.Бестужеву писал о Чацком: «Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми и тому подоб.». Прав ли А.С.Пушкин? Кто Чацкий: победитель или побеждённый? Докажите свою точку зрения. Почему А.С.Грибоедов первоначальное название комедии «Горе уму» заменил на «Горе от ума»? В чём разница? Отразилось ли это на основной мысли произведения? 2


3


Почему А.С.Грибоедов изменил название комедии? Во времена А.С.Грибоедова понятие «ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» — «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям» (что, кстати, нашло полное отражение в комедии)… С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т.е. фамусовых, скалозубов, молчалиных и др. Уделом Чацкого стало горе от ума, но только не его поражение, потому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед фамусовским обществом, остался самим собой в борьбе с «веком минувшим»


4


А.И.Герцен считал: «Если в литературе сколько-нибудь отразился, слабо, но с родственными чертами, тип декабриста – это в Чацком. В его озлобленной, желчевой мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьёт в каменную стену общественных предрассудков… У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться. » — Прокомментируйте высказывание. Прав ли А.Блок, утверждавший, что «Горе от ума» — «произведение, непревзойдённое, единственное в русской литературе, не разгаданное до конца»? Почему автор определил жанр своего произведения как комедия? Обобщающее повторение


5


Язык комедии А.С.Пушкин – А.А.Бестужеву: «О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу». Какую особенность языка комедии А.С.Грибоедова отмечал А.А.Пушкин? Докажите его правоту.правоту Какие языковые особенности комедии вы отметили?


6


Закончите афоризм Минуй нас пуще всех печалей… Грех не беда… А впрочем, он дойдёт до степеней известных… Хотел объехать целый свет… Служить бы рад… Упал он больно… Свежо предание… Дома новы… Да, чтоб чины добыть… Ах, злые языки… Чины людьми даются… В мои лета не должно сметь И барский гнев, и барская любовь. Молва не хороша. Ведь нынче любят бессловесных. И не объехал сотой доли. Прислуживаться тошно. Встал здорово. Да верится с трудом. Да предрассудки стары. Есть многие каналы. Страшнее пистолета. А люди могут обмануться Своё суждение иметь.


7


Как работать над сочинением на литературную тему Тема сочинения – это то, о чём говорится в сочинении. Идея сочинения – его главная мысль. Объём темы – это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает. Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, составляющих объём данной темы.


8


Предупреждение орфографических ошибок Литературный диктант Чацкий, Фамусов, Скалозуб, фамусовское общество, фамусовская Москва, общественно-политический конфликт, любовный конфликт, нравственные принципы, идеалы светского общества, противостояние, борьба «века нынешнего» с веком «минувшим», столкновение взглядов, убеждений, объявить сумасшедшим, ненависть к просвещению, чуждый предрассудкам.


9


Предупреждение ошибок в управлении Жажда (чего?) борьбы, сознание (чего?) долга, намёк (на кого?) на Чацкого, надежда (на что?) на успех, мысль (о ком?) о Фамусове, мнение (о чём?) о взглядах, призвание (к чему?) к деятельности, любовь (к кому?) к Софье, вера (во что?) в успех, уверенность (в чём?) в успехе. Дорог (кому?) Чацкому, рад (чему?) встрече, верен (чему?) идеям, чист (чем?) душой, прав (в чём?) в споре, несчастлив (в чём?) в любви, доволен (кем?) Молчалиным.


10


Запомни! играть роль иметь значение уделять внимание Возглавить (что?) борьбу. Руководить (чем?) борьбой. Упрекать (в чём?) в безволии. Порицать (за что?) за безволие. Беспокоиться (о ком? о чём?) о жизни, о Софье. Тревожиться (за что? за кого?) за жизнь, за Софью. Изменить (кому? чему?) Чацкому, долгу. Предать (кого? что?) друзей, интересы.


11


1.Внимательно прочитай тему сочинения. 2.Выдели в ней ключевые слова. 3.Прокомментируй их. 4.Сформулируй тему в виде проблемного вопроса. 5.Определи основную мысль. 6.Подбери эпиграф, в котором отразится основная мысль сочинения. 7.Составь план сочинения. 8.Подбери цитаты, которые помогут доказать высказанную точку зрения, проиллюстрировать написанное. 9.Напиши черновой вариант сочинения. 10.Отредактируй написанное, исправь ошибки. 11.Перепиши работу в чистовик. Как работать над сочинением на литературную тему


12


Темы сочинений Чацкий и Молчалин. Кто Чацкий: победитель или побеждённый? Чем опасны Молчалины? Жизненные идеалы фамусовского общества. Современное звучание комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».


13


Чацкий и Молчалин В чём особенность этой темы сочинения? Какую роль здесь играет союз «и»: соединение или противопоставление? Как можно сформулировать тему в виде проблемного вопроса? Как определите идею сочинения? Определите объём темы и её содержание.


14


Развёрнутый план сочинения I. Вступление. Характеристика исторической эпохи, отражённой в комедии (начало XIX века): а). зарождение прогрессивных декабристских идей; б). назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми; в). Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей. II. Основная часть. Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций: 1. Общие черты: а). молоды, имеют определённые взгляды на жизнь; б). образованны, умны; в). Принадлежность к фамусовскому обществу ( Чацкий – дворянин, воспитывался в доме Фамусова; Молчалин – секретарь, живёт в доме Фамусова)


15


2. Различия: а). положение в обществе (Чацкий – дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин – «безродный», подчиняет свои суждения тому, что принято в обществе); б). цель жизни (Чацкий – служение Родине; Молчалин – «дойти до степеней известных»); в). достижение цели (Чацкий – стремление честно служить; Молчалин – достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством); г). жизненная позиция (Чацкий – надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин – расчёт на поддержку и покровительство «сильных мира сего»); д). отношение с окружающими (Чацкий – благородство и порядочность; Молчалин – способность на подлость и предательство); е).отношение к Софье (Чацкий – искренность, Молчалин – игра в любовь «по должности»); Развёрнутый план сочинения


16


ж). личные качества (Чацкий – эмоционален, открыт, потому не защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив до мелочей, во всём придерживается «умеренности»); з). отношение в обществе (Чацкий – резкое неприятие существующих порядков, что порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин – незаменимый представитель фамусовского общества). III. Вывод. Создание А.С.Грибоедовым типичных характеров: Чацкий – тип борца, Молчалин – тип льстеца, услужливого малого. А.С.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.


17


Домашнее задание: Напишите черновой вариант сочинения на одну из заданных тем.


18


Грибоедов А.С. Горе от ума. – М.: Детская литература, Читаем. Думаем. Спорим: Кн. Для самостоятельной работы учащихся по лит. : 9 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький и др. – М.: Просвещение, Фогельсон И.А. Литература учит. 9 кл.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, Русский язык. Грамматика. Русская литература XIX – XX веков. Сочинения. 5 – 11 кл.: Справочные материалы / Сост. М.А.Лепихова; Н.В.Сечина. – М.: Дрофа, Голуб И.Б., Давыдова Л.В. Сочинение и изложение без репетитора. – М.: АО «Столетие», Использованные материалы:

  • Подготовка к сочинение по литературе в 11 классе в декабре
  • Подготовка к декабрьскому сочинению курс
  • Подготовка к огэ по русскому языку сочинение рассуждение
  • Подготовка к декабрьскому сочинению 11 класс
  • Подготовка к написанию сочинения по лирике а с пушкина в 7 классе по меркину