Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению.

Ежегодно по всей стране проходят государственные экзамены, для допуска к которым необходимо написание итогового сочинения. Система оценивания итогового сочинение проста: «зачёт»/»незачёт»
  Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить «зачёт» по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2. 
Критерии:
№1. Соответствие теме
№2. 
Аргументация и привлечение литературного материала
№3. Качество речи
№4. Композиция и логика рассуждения
№5. Грамотность
Время написания экзамена — 3 часа 55 минут.
Во время проведения итогового сочинение на столе экзаменуемого должны находиться:
1. Бланки регистрации и записи
2. Гелиевая капиллярная ручка с чернилами черного цвета
3. Документ, удостоверяющий личность
4. Лекарства и питание (при необходимости)
5. Орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации
6. Специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов)
В начале сентября ученикам сообщаются 
направления сочинений, в рамках которых будут даны темы. 
Повторяю, что для того, чтобы получить «зачёт» по сочинению необходимо раскрыть предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привести хотя бы один литературный аргумент.

Алгоритм работы  при написании итогового сочинения:

1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.

2) Выявление проблемы (предмета обсуждения, того, ради чего автор создал свой текст), содержащейся в теме.

3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему. 

4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.

5) Написание чернового варианта работы.

6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.

7) Перенос сочинения на бланк.

   Каждому экзаменуемому будут выданы черновики с печатями, которые в конце экзамена необходимо сдать. Прежде, чем Вы займетесь написанием самого сочинения, Вам необходимо набросать план на одном из черновиков. Во время выбора тема, вы можете набросать художественные произведения, которые будете использовать в качестве аргументации. После выбора темы ваша основная задача — сформулировать основной тезис (мысль, которую вы будете объяснять в своем сочинении). Необходимо проследить, чтобы на протяжении всей работы вы не отходили от своей мысли и правильно раскрыли тему, ответив на поставленные вопросы.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: КАК ПИСАТЬ? 

   Итак, мы столкнулись с непростой задачей — написанием итогового сочинения. Сразу же возникают вопросы:

Какой должна быть структура (план) сочинения?

Из каких частей оно должно состоять?

Попытаемся ответить на них. 

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

   Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:

Вступление.

Основная часть.

Первый тезис+аргумент.

Второй тезис+аргумент.

Третий тезис+аргумент.

Заключение.

Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):

http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s60512113.jpg


ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.

6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

8. Продумайте композицию сочинения.

9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.

13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и учащийся получает « не зачтено».

14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.

 РАБОТА  НАД  КОМПОЗИЦИЕЙ  СОЧИНЕНИЯ.

КОМПОЗИЦИЯ – это  строение  сочинения, соотношение  его  отдельных  частей  и  отношение  каждой  части  ко  всему  сочинению  как  единому  целому.

Принято  различать  логическую  и  композиционную  структуру  сочинения, которые  тесно  связаны.

Традиционно выделяют  три  части  сочинения:

  1. ВСТУПЛЕНИЕ, задача  которого – ввести  в  тему, дать  предварительные, общие  сведения  о  той  проблеме, которая  стоит за  предложенной  темой;
  2. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ, в  которой  непосредственно  раскрывается  тема  сочинения, приводятся  рассуждения,  анализируется  текст  художественного  произведения;
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в  котором  подводится  итог, обобщается  сказанное.

 СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

При  написании  вступления  и  заключения  руководствуйтесь  соображениями  здравого  смысла  и  постоянно  задавайте  себе  вопросы: «Как  то, что  я  пишу, относится  к  теме? С  какой  целью  я  всё  это  пишу?» Делайте  вступление  не  очень  большим.

ПОМНИТЕ: подобные  вопросы  задаёт  себе  и  экзаменатор, проверяющий  сочинение.

ВАРИАНТЫ  ВСТУПЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Предполагает  краткую  характеристику определённой  эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических  или  культурных  особенностей  того  времени.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Может  содержать  размышление  над  центральным  понятием  темы  сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.).

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Содержит  факты  из  биографии  писателя, имеющие  отношение  к  произведению  или к  поднятой  в  нём  проблеме.

ЦИТАТНОЕ

В  своей  основе  содержит  цитату, которая  имеет  прямое отношение  к  теме  сочинения  и  является  «точкой  отсчёта» для  дальнейшего  развёртывания    мысли.

ЛИЧНОСТНОЕ

Предполагает  заявление  своей  позиции, изложение  мыслей, чувств, связанных  с  темой  сочинения.

 КАК  ПИСАТЬ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение  должно  подводить  итог  всей  работе, логично  завершать  размышления  над  темой  сочинения. Заключение  должно  быть  органично  связано  с  основным  текстом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ! Вывод – это  не  простое  повторение  аргументов, это  обязательно  новая  информация, имеющая  обобщающий  характер.

ЗАПОМНИТЕ! Общий  объём  вступления  и  заключения  не  должен  превышать  1/4 всего  сочинения. Вступительная  и  заключительная  часть  сочинения  не  должны  быть  слишком  большими  и  могут  состоять  из  5 – 8  предложений. В  любом  случае  необходимый   объём  каждой  части  сочинения  должен  определяться  не  механическим  подсчётом  слов  и предложений, а  логикой  развёртывания  мысли.

СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

Работая  над  сочинениями, постарайтесь  найти  для  себя  те  варианты  вступлений  и  заключений, которые  хорошо  удаются  и  не  требуют  больших  затрат  сил  и  времени.

ВИДЫ  ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ  СКАЗАННОГО

Самая  типичная  и  логичная  концовка  сочинения. Чаще  всего  в  такой  концовке  возвращаются  к  основной  мысли  сочинения, излагая  её  более  широко  и  эмоционально.

РИТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОС

Вопросительное  предложение, в т.ч. риторический  вопрос, в  конце  сочинения  возвращает  читателя  к  основной  проблеме, заключённой  в  теме  сочинения, подчёркивая  её  актуальность.

ПРИЗЫВ  К  ЧИТАТЕЛЮ

Призыв, обращение  к  читателю  акцентируют   внимание  на  главной  мысли  сочинения, побуждают  читателя  изменить  своё  отношение  к  проблеме.

ЦИТАТА

Следует  помнить, что  далеко  не  каждая  цитата  будет  уместна  в  заключении. Это  должно  быть  высказывание, достаточно  полно  выражающее  мысль.

КАК  ПИСАТЬ  ОСНОВНУЮ  ЧАСТЬ  СОЧИНЕНИЯ.

Основная  часть  сочинения  должна  быть  посвящена  раскрытию  конкретной  темы. Прежде  всего  необходимо  обратить  внимание  на  чёткое  членение  текста  на  абзацы. Каждый  абзац – это  относительно  законченное  целое. Абзац  должен  быть  посвящён  изложению  одной  идеи. Он  не  должен  начинаться  с  одной  идеи  и  заканчиваться  другой. Предложения  должны  быть  логически  связаны  так, чтобы  каждое  последующее  было  ответом  на  вопрос, возникающий  у  читателя  после  прочтения  предыдущего  предложения. Если  читателю  приходится    возвращаться  и  перечитывать  абзац  два  или  три  раза, это  означает, что  абзац  не  согласован.предложения  не  следуют  логически  друг  за  другом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ!  Поскольку  это  сочинение-рассуждение  запомните  типичную  структуру  абзаца  текста – рассуждения:

  1. тезис
  2. развитие  мысли
  3. иллюстративная  часть (доказательства, примеры)
  4. микровывод

Новый  абзац – это   новая  мысль, связанная  с  предыдущей, поэтому  необходимо  продумать  грамотные  логические  переходы  от  одной  мысли  к  другой.

«Клише к итоговому сочинению»

Примеры вступления.

1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

2. Люди часто размышляют о том, что …. (

3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….

4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

3. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Обращение к произведению.

1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

2. Вспомним героя повести… (автор, название).

3. Обратимся к роману… (автор, название).

Выводы и заключение.

Промежуточный вывод

1. Писатель считает, что…

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

3. (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….

Разнообразие  используемых  автором  сочинения  логических  связок  свидетельствует  о  хорошем  владении  письменной  речью.

Таким  образом, построение  связного  текста – это  кропотливая  работа, требующая  внимания  и  развитого  языкового  чутья.

 ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА 

В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

В  сочинении  необходимо  использовать  литературный  материал  для  построения  рассуждения  на  предложенную  тему  и  для  аргументации  своей  позиции, поэтому  от  учащегося  потребуется  знание  содержания  художественных  произведений  и  умение  правильно  включать  литературный  материал  в  текст  своего  сочинения.

Рассмотрим  приёмы  привлечения  текста  в  процессе  работы  над  сочинением. 

1.ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ  на  произведение, определённый  эпизод, высказывание  автора, персонажа. Этот  приём обычно  используется  при  анализе  крупных  эпических  произведений  и  позволяет  в  самом общем  виде  передать  их  содержание. 

2.СЖАТЫЙ  ПЕРЕСКАЗ  сюжета, конфликта, этапов  становления  характера  героя.

3.ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это  дословная  выдержка из  какого-либо  произведения. Она  должна  быть  абсолютно  точной, включая  орфографию  и  пунктуацию  автора, без  изменений  и  искажений. 

4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОСВЕННОЙ  РЕЧИ.

   Предложение  с  косвенной  речью  представляет  собой  СПП, в  котором  главная  часть  передаёт  слова  автора, а  придаточная – чьё-либо  высказывание. Косвенная  речь  передаёт  чужую  речь  не  дословно, а  лишь  с  сохранением  общего  содержания, что  удобно  в  ситуации, когда  невозможно  проверить  точность  цитаты. Однако  и   в  этом   случае  недопустимо  искажение  общего  смысла  высказывания.

   ПОМНИТЕ! Переводя  прямую  речь  в  косвенную, будьте  внимательны, чтобы  избежать  грамматических  ошибок.

 КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.

Речевое  оформление  сочинения  учитывается  в  критерии  №5  «Грамотность». Самые  типичные  ошибки, которые  часто  встречаются  в  сочинениях, можно сгруппировать  следующим  образом:

ТИПЫ ОШИБОК:

1.Фактическая  ошибка – это  искажение  информации  о  событиях, предметах, лицах, упоминаемых  в  тексте  сочинения.

2.Речевая  ошибка – это  нарушение  лексических  норм, т.е. норм  употребления  и  сочетаемости   слова.

3.Грамматическая  ошибка – это ошибка  в  структуре  языковой  единицы: в  структуре  слова, словосочетания  или  предложения. Такие  ошибки  связаны  с  нарушением  какой-либо  грамматической  нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. 

   Искажения литературных текстов и фактические ошибки.

   В процессе привлечения литературного материала в итоговое сочинения школьники, плохо знающие текст избранного для аргументации произведения, искажают содержание прочитанных книг, допуская следующие фактические ошибки:

1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;

2) искажение названия произведения;

3) искажение имен, фамилий литературных героев;

4) неточное указание дат;

5) ошибки в названии мест событий, географических названий;

6) искажение жизненной правды;

7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;

8)  ошибки в указании литературного жанра;

9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;

10) искажение авторской позиции;

11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.

Для предупреждения фактических ошибок в подготовительный период следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

7. Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

Перед написанием заключения имеет смысл перечитать вступление, что поможет вспомнить, какие проблемы были поставлены в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие логической связи между вступлением и заключением сочинения – одна из самых частотных содержательно-композиционных ошибок, а работы с соблюдением этого условия, как правило, выглядят композиционно завершенными.

Между смысловыми частями итогового сочинения должны быть логические связки, или «мостики», которые скрепляют текст сочинения, делают его обоснованным и логичным. В содержание каждого абзаца основной части следует включать тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), необходимые промежуточные выводы. В заключении нужно дать краткий и точный ответ на вопрос темы в формате сжатого итога всего рассуждения или небольшую уместную цитату, созвучную главной мысли сочинения.

Типичной структурно-композиционной ошибкой является отсутствие аргументов и примеров к выдвинутым тезисам или их логическое несоответствие. При этом переход от одного тезиса к другому тоже требует определенных логических связок, помогающих сделать текст сочинения целостным и композиционно стройным.

Кроме того, выпускник должен следить за соразмерностью частей итогового сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать на более трети всего текста, а основная часть работы – две трети. При этом не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение слишком кратким, что часто наблюдается в реальных работах выпускников.

 Низкое качество речи и речевые ошибки;

В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

5) смешение лексики разных исторических эпох;

6) нарушение лексической сочетаемости;

7) употребление лишнего слова (плеоназм);

8)  речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

9) необоснованный пропуск слова;

10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.

Упражнение 1. Прочитайте тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?

«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».

Ответ: ключевое слово —  «какие события».

Упражнение 2.  Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.

«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»

Ответ: ключевое слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.

Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.

14.09.2021

Обновлено 15.11.2022

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе, как его правильно писать. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Можно считать, что данная структура может использоваться вами как шаблон при написании сочинения.

АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2023 ГОДА

  • Больше информации про итоговое сочинение 2022-2023
  • Примеры сочинений 2022-2023
  • Подробно про композицию итогового

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

  • Подробнее о вступлении (спец. материал)

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

  • Подробнее о заключении (спец. материал)

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

  1. Композиционная.
  2. Логическая.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)

Вывод. Обобщение по всей теме

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

обобщён опыт работы по подготовке 11-классников к итоговому сочинению

Содержимое разработки

Итоговое сочинение по литературе 11 классы традиционно пишут в первую среду декабря. В 2022 году – это 7 декабря. Это очень важное испытание, потому что итоговое сочинение является допуском к государственной аттестации.

В этом году итоговое сочинение претерпело большие изменения, которые были приняты неоднозначно, но паниковать времени не было. Темы будут браться из старого списка: за годы проведения экзамена их накопилось уже более 1500 тем разных направлений, которые встречались выпускникам на экзаменах. Направлений теперь будет три (они объединят в себе все то, что было раньше). А в бланке заданий будет уже 6 тем, а не 5: по две из каждого направления. С одной стороны, это усложняет подготовку: слишком много тем и аргументов. С другой стороны, эти 1500 тысячи тем есть в свободном доступе, как и аргументы к ним.

Направления:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

3. Природа и культура в жизни человека

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Звучит для некоторых учеников не совсем понятно, но на деле направление не сложное. Если ученик любит поговорить о себе и узнавать, какой он, то может выбрать этот блоке. В него войдут такие составляющие (по информации ФИПИ):

    1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

Например, вот аргументы по направлению «Разговор с собой»:

1.Л.Н. Толстой, «Война и мир». Что значит «быть самим собой»? Это выражение определяет готовность человека быть честным по отношению к окружению и самому себе. Его смысл наглядно демонстрирует Пьер Безухов, герой романа «Война и мир», когда впервые посещает салон Анны Шерер. В отличие от лицемерного общества, Пьер открыто выражает свои взгляды и не боится спорить. Анна Шерер не ожидала от него такой прямолинейности, поэтому пыталась всячески заставить молодого человека замолчать и вести себя как все — то есть не говорить о темах серьезно и искренне. Но Безухов не стеснялся быть самим собой — молодым и наивным юношей с чистосердечной верой в Наполеона и идеалы революции. Герой не изображал кого-то другого, как большинство гостей, а говорил то, что думает и чувствует на самом деле. Его прямодушие раскрывает значение фразы «быть самим собой».

2.А.П. Чехов, «Крыжовник». Как отличить верность себе от нежелания развиваться? Человек, уверенный в своих взглядах, все равно движется вперед, только по своей траектории. А вот тот, кто зациклился на одном и том же, не делает ничего, застывая на одном и том же уровне. Таким героем является Николай Иваныч из рассказа «Крыжовник». Он всю жизнь мечтал приобрести усадьбу и зажить барином. Ради этой цели он усердно копил деньги и даже женился по расчету. В итоге он смог позволить себе дом рядом с заводом, где вода и воздух были загрязнены. Но Николай Иванович как будто не замечал этого. Он наслаждался праздностью и своим кислым крыжовником, как будто в сделал все, для чего жил. Его брат, сидя в гостях, дивился, как можно было так деградировать, добившись своей цели? Николай Иванович стал обывателем до мозга костей, его ничего не интересовало и не трогало, кроме личного комфорта. Его кругозор сузился до размеров ягоды крыжовника. Если бы его пристрастие к деревенскому образу жизни породило новые увлечения, идеи, мечты, можно было бы сказать, что он просто верен своим желаниям и привычкам. Но он лишь деградировал, сидя на одном месте, ничего не приобретая от нового статуса, кроме пустого самодовольства.

3. А.П. Чехов, «Ионыч». Почему люди деградируют? Они растворяются в мещанской среде, отдаваясь рутине дней и забывая былые мечты. Это сделать гораздо легче, чем бороться за цели. Пример, подтверждающий это, можно найти в рассказе «Ионыч». Главный герой Дмитрий Ионович Старцев стал работать в уездном городе С., где очень быстро разочаровался в окружении, перспективах и своей профессии. Пациенты были однообразны, их случаи — банальны, а население города застыло в сытой и покойной неподвижности болота. Даже самая интеллигентная семья Туркиных поражала своей бездарностью и пошлостью. Местные обыватели развлекались только обедами и азартными играми, не думая ни о чем другом. Дмитрий не смог сопротивляться сонной одури своего нового места жительства. Он со временем стал таким же, как и все, ведь плыть по течению всегда легче, чем восставать против него. 

«Внутренний мир» — это убеждения, взгляды, интересы, которыми обладает личность. 

  1. Тема внутреннего мира раскрывается в произведении Н. В. Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – титулярный советник, он любил свою работу и исполнял свои обязанности хорошо, но этим его жизнь ограничилась. Ни семьи, ни детей, ни стоящий достижений — он ничего из этого не построил. Башмачкин был «незаметным человеком», ни коллеги, ни прохожие не обращали на него внимания, а мужчина даже не пытался что-либо поменять в своей жизни. Внутренний мир Акакия Акакиевича Башмачкина был беден, мужчина ни о чём не мечтал, ни к чему не стремился. Он с пренебрежением относился к собственной личности, настолько низкая самооценка губительна для каждого. Люди обязаны заботиться не только о внешнем облике, но и о своём внутреннем мире, развивать силу воли и духа, получать новые знания, учиться и самосовершенствоваться. 

  2. Внутренний мир человека раскрывается также в его поступках. В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» затрагивается тема внутреннего мира. Главная героиня произведения – Маша Миронова – влюбилась в Петра Гринёва. Он сообщил родителям о своём намерении жениться на девушке, но они были против такого неравного брака. Пётр был готов взять Машу в жёны, несмотря на запрет отца, но девушка отказалась. Она была доброй, воспитанной и порядочной. Маша Миронова не приняла предложения любимого без благословения родителей, она и смело противостояло попыткам Швабрина женить её на себе. Таким образом, именно действия героини помогают читателям понять внутренний мир Маши Мироновой. Её поступки доказывают честность, доброту и благородство девушки. 

    1. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. Вот такие аргументы по направлениям

«Он и Она»:

Любовь

  1. Татьяна Ларина, героиня А. С. Пушкина «Евгений Онегин», вызывает симпатию благодаря своей сильной и честной натуре, способной глубоко и долго любить. Когда Ларина написала Онегину письмо с признанием, он испугался ответственности за эту чистую душу и дал Татьяне жесткую отповедь. Но героиня – цельная натура, которая просто так своих привязанностей не меняет, она хранила Евгения в сердце всю жизнь. Так, любовь помогла героине раскрыться и стать мудрее, нравственнее и чище.

  2. Желтков, герой книги А. И. Куприна «Гранатовый браслет», казался окружающим простым телеграфистом, незначительным человеком. Однако в его душе скрывалась огромная любовь к графине Вере Шеиной, главное богатство героя. Это чувство ради чувства, которое не требовало отклика, Желтков хотел лишь счастья для любимой. Он знал, что Вера замужем, да и видел ее лишь несколько раз. «Да светится имя Твое,» — с таким религиозным трепетом герой воспринимал свою единственную. И когда ему запретили даже думать о ней, чтобы не нарушать какие-то призрачные приличия, он не смог больше жить и покончил с собой. Настоящая любовь зачастую заканчивается не счастьем, а трагическим исходом, ведь она далеко не всегда бывает взаимной.

«Добро и зло»:

  1. В рассказе А. Платонова «Юшка» главный герой проявил настоящую доброту, вложив все свои силы и средства в помощь сироте. Он был смертельно болен и знал это, а потому Юшка довольствовался самым необходимым, но усердно работал, чтобы совершить действительно значимое дело — вырастить девочку и оплатить ей образование. Когда он уйдет из мира, она останется и будет также творить добро, помня о нем. Так и произошло: после смерти всеми призираемого Юшки в город приехали его воспитанница и стала известным врачом. Только тогда люди поняли ценность скромной и тайной доброты вдали от посторонних глаз. Как мы видим из этого примера, по-настоящему добрый человек всегда поможет в беде и даже пожертвует своими интересами, выручая более слабого человека.

  2. О том, что такое доброта, говорит произведение М.А. Шолохова «Судьба человека».  Андрей Соколов, потеряв всю семью и вернувшись с войны опустошенным и отчаявшимся,  увидел на улице сироту. Мальчик искал родителей и жил беспризорником на то, что дадут люди. Именно тогда герой понял, что есть те, кто пострадал сильнее его, и что он, Андрей, должен вернуть этому мальчику мирное небо над головой, украденное войной. Соколов представился Ване отцом и взял его к себе. Казалось бы, он потерял семью и кров, не имеет работы и перспектив, но все же этот мужественный человек берет судьбу ребенка в свои израненные руки, ведь доброта — это стиль жизни, а не красное словцо. Это качество определяется и выражается только поступками.

«Нравственный выбор». Жизнь человека – это постоянный выбор, я думаю, каждый с этим согласится. Мы выбираем будущую профессию, друзей и многое-многое другое. Любые действия несут за собой определённые последствия, поэтому человек обязан осознавать ответственность за свои решения.

  1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» касается темы выбора. Главный герой произведения – Пётр Гринёв получил от отца наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду». Однако этот завет тяжело пронести через жизненные испытания. Гораздо легче поступиться честью и жить так, как выгодно. Петр постоянно оказывается перед выбором и поступает по совести. Так, во время службы в Белгородской крепости Пётр вызвал на дуэль Швабрина, оскорбившего Машу Миронову, возлюбленную Гринёва. Потом  он отказался от предложения Пугачёва перейти на его сторону, хотя и понимал, что такое решение может стоить ему жизни. Пётр Гринёв всегда поступал по чести, в соответствии с наставлением отца. Он принимал решения, основываясь на своих собственных моральных ценностях: чести, достоинстве, верном служении Родине. Именно его собственные приоритеты определяли выбор жизненного пути.

  2. И. А. Гончаров в романе «Обломов» затрагивает тему выбора. Илья Ильич Обломов — ленивый человек, он считал любой выезд из дома огромным трудом и ненужной суетой. Илья Ильич постоянно откладывал важные дела и в результате вообще ничем не занимался, только лежал на кровати и размышлял над тем, что хотел бы осуществить. Андрей Штольц — полная противоположность Обломова. Он был готов ехать за границу, посещать знакомых, постоянно узнавать новое и всегда решал вопросы своевременно. Штольц предложил Обломову поехать вместе за границу, сказав: «Сейчас или никогда». Но Илья Ильич выбрал «никогда» и остался дома. Обломов из-за своей собственной лени отказался от получения новых знаний и знакомства с образованными и интересными людьми. Илья Ильич сделал свой собственный выбор и нёс ответственность за него, он решил остаться в той обстановке, которая была для него привычной и отказался что-либо менять в своей жизни. Поэтому он умер в цвете лет от болезни, которую сам приобрел, лежа без движений. Его выбор жизненного пути оказался неверным.

  3. М. А. Шолохов «Судьба человека». В произведении М. А. Шолохова «Судьба человека» также затрагивается тема выбора. Главный герой произведения – Андрей Соколов во время войны работал шофёром, был взят в плен немцами. Находясь в плену, Андрей стойко выносил голод и продолжал трудиться, но проронил неосторожное высказывание об условиях работы, и один из заключенных сдал Соколова. Поэтому мужчина был обязан отвечать перед комендантом. Разговаривая с Мюллером, он держал себя уверенно, отказался пить за победу нацистов и был верен своей Родине. Немцы были поражены стойкостью пленного и отпустили его, подарив сало. Андрей Соколов принял решение быть до конца преданным своей Родине, хотя и понимал, что его резкий отказ может стоить ему жизни. Мужчина сделал выбор, основанный на своих собственных убеждениях и ценностях, и был за это вознаграждён. Его путь — это дорога чести, которая является эталоном для каждого из нас.

  4. Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». В произведении «Повесть о настоящем человеке» также затрагивается тема выбора. Во время войны Алексей Мересьев был лётчиком, его самолёт сбили немцы. Он оказался совсем один в лесу со сломанными ногами. Мужчина проявил невероятное мужество и смог добраться до деревни, в которой люди смогли ему помочь. Алексей долгое время находился в больнице, где ему ампутировали ноги и поставили протезы. Мужчина понимал, что продолжить летать он не сможет, и предался отчаянию. Но прочитав в газете статью о лётчике, Алексей изменил своё мнение и принял решение, что он обязан сделать всё, что в его силах, чтобы заново научиться ходить, а потом летать на самолёте. Он смог добиться своей цели. Алексей Мересьев принял важное для него решение и, несмотря на все препятствия, встречающиеся на пути, следовал к своей мечте. Его жизненный путь был определен волевым выбором, который под силу сделать не каждому.

    1. Познание человеком самого себя. Вот аргументы на тему

«Смысл жизни»

  1. «Война и мир» Л.Н. Толстой. Поиском смысла жизни был занят князь Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». В самом начале произведения читатель видит героя, который не понимает, ради чего он существует на этом свете. Ему опостылела жизнь, так что он отправляется на фронт – воевать. Во время первых сражений Болконский стремится прославиться, заслужить одобрение в глазах начальства. Ему кажется, что в этом и есть его цель. Впоследствии читатель убеждается, что это ложная мысль, ложное стремление. В действительности слава и признание окружающих вовсе не обуславливают бытие князя Андрея. Служба не приносит ему удовлетворения от жизни, не делает её осмысленной. Понять свое заблуждение и найти решение проблемы Болконскому помогает страдание, испытанное на поле боя. После аустерлицкого сражения герой, раненный в битве, лежит на земле и смотрит на небо. И в этот момент – крайне важный и переломный – Болконский осознаёт, что раньше он лишь «бежал» в суматохе дней. «Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения», – заключает князь Андрей. Так, герой нашел смысл жизни через страдания и испытания: получив богатый жизненный опыт, он научился видеть мир и себя в нем более ясно.

  2. «Обломов» И.А. Гончаров. Главный герой произведения – Илья Ильич Обломов. Его судьба  – это пример истории, когда человек так и не смог найти смысл жизни, а со временем и вовсе перестал искать его. Жить и развиваться без цели человек не может. Когда он ни к чему не стремится, он нравственно погибает. Так случилось и с Ильей Ильичом. Больше всего он любит праздно лежать на своём любимом диване. Погубило Обломова отсутствие действий и целей. Он совсем не прикладывает усилий, чтобы что-то поменять в жизни или чего-то добиться. Желая сохранить Обломовку и разобраться с хозяйственными делами, он откладывает все это на потом и во всем зависит от Андрея Штольца, который и делает за него всю работу. Илью Обломова не спасла даже любовь к Ольге Ильинской. Он хотел брака с нею, но так ничего и не сделал для этого. Так, герой нравственно умер, даже не пытаясь спастись. Выбрав спокойное прозябание на диване, праздность и зону комфорта, Илья Ильич пустил на самотек судьбу близких ему людей — жены и сына. Его смерть от такого образа жизни была лишь вопросом времени, и он выбрал ее — самый легкий и приятный путь из всех возможных. Это и есть подтверждение нравственной деградации героя: даже семья не мотивировала его меняться к лучшему. Таковы последствия отсутствия осмысленности бытия. Если человек не прилагает усилий, не ставит цели, его жизнь меркнет, теряет смысл и ведет к деградации личности.

«Книга… про меня»

  1. Может ли музыка утешить человека в беде? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал, как музыка исцеляет душу и выводит человека из состояния отчаяния. Николай Ростов проиграл в карты целое состояние. Его многодетная семья и так была в долгах, а он своими действиями и вовсе поставил ее в финансовый тупик. Ему было стыдно признаться в своей слабости, и он был настолько угнетен, что уже подумывал о самоубийстве. Придя домой, он был уже уверен в свое решении. Однако там он услышал песню сестры и глубоко задумался. Красивая музыка и чарующий голос вернули ему жажду жизни и веру в себя. Николай понял, что глупо губить себя из-за денег и вынуждать родных страдать. Он набрался сил и признался во всем отцу. Именно музыка в трудную минуту поддержала его и подтолкнула к правильному решению. 

  2. Может ли кино заменить литературу? В. Железников в повести «Чучело» показал буквально, как кино заменяет литературу. Ученики должны были отправляться на урок литературы, однако перед каникулами настроение было совсем не учебное. И ребята сделали вид, что не узнали о переносе урока. Всей компанией они пошли в кино. Герои предпочли фильм литературе, ведь в детстве смотреть намного проще, чем читать. Однако веселое кино не научило их гуманности, сочувствию, справедливости. Они издевались над беспомощной девочкой из-за какой-то сорванной поездки в Москву. Развлечения были для них дороже человеческой жизни. Однако обличение Лены и раскрытая правда о предательстве Димы заставили детей задуматься о том, что им для полноценного нравственного развития чего-то не хватило. Ведь именно книги русских классиков учат нас милосердию и пониманию людей.  

«Призвание».

  1.  В. Железников «Чучело». Поиски своего места в жизни всегда зовут нас в дорогу, и далеко не всегда мы рады этому зову и различаем его. Так, Николай Николаевич, отслужив в армии и получив заслуженную пенсию, решил вернуться в родной город и посвятить остаток жизни коллекционированию картин своего знаменитого предка — крепостного крестьянина, который поразил современником своим необычайным талантом. Герой настолько погрузился в это дело, что тратил всю пенсию на приобретение и содержание этих картин. Он ничего не замечал вокруг себя, и даже проблемы внучки так и остались для него тайной. Даже когда отчаявшаяся Лена попросила его отвлечься от неживых портретов и уехать из города, где ее травят, Николай Николаевич разозлился так, будто у него отнимают самое дорогое. Однако история страданий Лены, которых он не видел из-за своей страсти к картинам, убедила Николая Николаевича, что он ошибся с выбором жизненной пристани. Дом предков не станет родовым гнездом Бессольцевых. Ведь думать надо не о славе мертвых, а о чувствах живых. Николай Николаевич сделал из любимого дома музей и уехал вместе с Леной, чтобы перевернуть страницу и проложить новый маршрут для зеленого побега своего родословного древа. Ему тяжело далось решение об отъезде, но оно было правильным, ведь вело дедушку к познанию себя и своих главных обязанностей по отношению к семье из настоящего, а не из прошлого.

  2. А. Чехов «Ионыч». Дорога к счастью никогда не совпадает с течением рутины жизни: нужно идти против него, иначе развитие личности невозможно. Это доказывает пример Дмитрия Старцева. По распределению он попал в захолустье, где ему предстояло начать врачебную практику. Сначала герой старался усовершенствовать местные порядки и свои навыки. Он регулярно выписывал научные журналы, чтобы не отстать от профессиональной жизни, старался внести в нечто новое в лечение больных, но со временем зачах в обывательской и затхлой обстановке города. Дмитрий засиделся на одном месте, перегорел и перестал стремиться к чему-то высшему. Он просто плыл по течению и стал тем, кого бы презирал в юности. Обрюзгший и грубый Ионыч — вот его удел. Дмитрий приобрел достаток, но счастья в его расписании нет и не предвидится. Ведь под лежачий камень вода не течет. К счастью нужно идти против течения, ведь его нужно добиваться.

    1. Свобода человека и ее ограничения. Об этом мы писали в прошлом году в рамках направления «Преступление и наказание».

1.Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Самсона Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.

  1. Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.

2.Семья, общество, Отечество в жизни человека

Это направление будет включать в себя и патриотические, и семейные темы. Оно удобно для тех, кто готовится сдавать «Обществознание», «Историю» и хорошо владеет историческими сведениями. 

2.1.Семья, род; семейные ценности и традиции. Здесь вписываются темы и аргументы из блоков

«Он и Она» из 1.2.

  1. «Портрет моего поколения». Это, пожалуй, самое сложное направление итогового сочинения 2020-2021 года. Владимир Железников, «Чучело». Чего хотят добиться мои сверстники? Как и все молодые люди, мое поколение хочет добиться правды. Поэтому его вдохновляют такие герои, как Лена Бессольцева из книги «Чучело». Лена стала свидетельницей того, как любимец всего класса стал доносчиком, однако ребята обвинили ее в предательстве, ведь она была новенькой. Дима нравился девочке, поэтому она ждала, что он сам во всем признается. Однако он лишь обещал признание и ничего не делал, а позже и вовсе стал участником травли Лены. Страдая от бойкота и издевательств, героиня пришла на День рождения к Диме и публично бросила детям свои обвинения. Смелость и доброта девочки покорили одноклассников. Они признали свою вину и попросили прощения. Справедливость восторжествовала. Именно этого хотели бы многие мои сверстники, ведь ее отсутствие разочаровывает нас в мире, который мы только начали открывать для себя.

2.2.Человек и общество. Направление с таким названием тоже было в предыдущие годы.

«Я и другие»:

  1. М. Горький, «Старуха Изергиль». Почему между личностью и обществом возникают конфликты? Причина в том, что есть люди, которые не могут органично встроиться в свою социальную реальность. Они нарушают законы общей жизни, как, например, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», Ларра. Он был высокомерен и считал, что все вокруг принадлежит ему по праву силы и превосходства. Сын орла и земной женщины получил от девушки отказ, но не смирился с ним, а убил ее. За это люди решили наказать его страшной карой — изгнанием. Они не захотели делить кров и пищу с убийцей, который поставил свои потребности выше морали и естественного права человека на жизнь. Ларра не смог освоиться среди соплеменников и попрал их законы, поэтому у него возник конфликт с обществом.

  2. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Кого можно назвать «лидером»? Человека, который может повести людей за собой и увлечь их своими идеями. Например, таким героем был Евгений Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети». Он стал нигилистом, мог многое рассказать о своих оригинальных взглядах, поэтому многие слушатели становились его сторонниками и фанатами. Аркадий Кирсанов был одним из таких адептов новой веры нигилизма. Он покорно внимал речам друга и соглашался даже с тем, что на деле было ему чуждо. Также горячими поклонниками Базарова выступали Ситников и Кукшина, которые слепо копировали идеи своего кумира и перенимали даже его манеры. Своим ораторским мастерством и волей Евгений заронил семя сомнения даже в твердолобые головы представителей старшего поколения. Такие качества всегда отличают лидера: он убедителен, смел, упрям и умеет управлять людьми.

«Время перемен»:

  1. А. Платонов, «Юшка». Может ли человек изменить мир? Разумеется, да, если он готов приложить к этому значительные усилия. Это доказывает пример из рассказа Платонова «Юшка». Главный герой жил в небольшом городе, где каждый житель норовил выместить на бессловесном и кротком помощнике кузнеца всю ненависть и злость. Даже дети бросали в Юшку камни и смеялись над ним. Так проходили годы, и люди не стеснялись говорить своей жертве, что она пришла в этот мир напрасно. Они считали Юшку ничтожеством, потому что он мало зарабатывал, не имел семьи и всегда болел. Однако после его кончины обитатели города поняли, что потеряли нечто очень важное. Всю злость, которую они срывали на Юшке, люди теперь несли домой, и жизнь их стала гораздо хуже. Именно поэтому все они пришли проводить «ненужного человека» в последний путь, чтобы отдать запоздавшую дань уважения тому, кто действительно смог изменить мир, хоть и ненадолго. Последним подарком Юшки своим соседям стала его приемная дочь, которая стала лечить людей только потому, что когда-то помощник плотника оплатил ее образование. Так, герой смог поменять атмосферу в городе, где жил, и вложил свою лепту в его счастливое будущее.

  2. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Могут ли новые технологии сделать людей лучше? К сожалению, многие нравственные и социальные проблемы не решаются с помощью гаджетов и других инноваций. Это доказывает М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Гениальный хирург научился лечить многие болезни и даже сумел создать нового человека, пересадив органы человека псу. Однако его выдающееся открытие не смогло зайти дальше физиологических изменений в природе. Нравственные, интеллектуальные, моральные и этические сферы, определяющие мировоззрение индивида, остались неподвластными Преображенскому. Шариков стал человеком только внешне, но не внутренне. Он перенял все самые плохие черты у нового окружения и своего донора органов — вора и рецидивиста. Сам он не смог развиваться полноценно и стать самодостаточной личностью, имеющей не только права, но и обязанности. Поняв это, профессор превратил Шарикова в собаку и закончил эксперимент. Филипп Филиппович признал бессилие технологий изменить человека к лучшему.

    1. Родина, государство, гражданская позиция человека. Для этих тем прекрасно подойдут материалы прошлых лет: аргументы

Верно ли утверждение, что Родину не выбирают? Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» доказал, что человек не может выбрать Родину, ведь он родился и сформировался в определенной среде, которая уже оказала на него определенное влияние. Так, Андрий был казаком и впитал традиции и нравы казачества. Несмотря на то, что его сходство с отцом прослеживается далеко не во всех аспектах, он также проникается культурой Сечи и перенимает ее кодекс поведения. Андрий пьет, гуляет, дерется и получает от этой жизни удовольствие. Лишь любовь к панночке убеждает его переменить сторону в сражении и предать веру отцов. Герой видит польские нравы в розовых очках своей симпатии к девушке. Поэтому он надевает другие доспехи, но своим в среде поляков не становится. Никто не последовал за ним, когда казаки заманили его в ловушку. А в финале, уже после смерти Андрия, Гоголь выхватывает из толпы на площади красивую панночку, которая смеется. Герой не смог выбрать Родину, Польша ею для него не стала. Зато он предал ту, что была для него единственной.

«Забвению не подлежит»

  1. М.А. Шолохов, «Судьба человека». Какие подвиги важно помнить? Об этом написал М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Автор описал историю реально существовавшего солдата, которого он повстречал на переправе и выслушал. Андрей Соколов, литературное воплощение реального героя, пережил тяглые бои, ранения, плен, потерю всей семьи. Но особенно читателю запомнился его подвиг в концентрационном лагере, когда комендант и его подчиненные решили проверить русского солдата на прочность. Соколов не стал спасать свою жизнь ценой предательства и отказался пить за победу врага. Он понимал, что его убьют и подвергнут пыткам перед смерть, но не унизился и не унизил Родину. Мюллер подивился стойкости и отваге пленного и отпустил его, наградив едой. Мужество Соколова и щедрый паек поддержали остальных военнопленных и внушили сотням тысяч читателей гордость за отечество. Такие подвиги бойцов необходимо помнить, ведь они позволяют нам вдохновиться силой, смелостью и честью лучших представителей нашего народа.

«Война и мир – к 150-летию великой книги»

  1. В книге «Война и мир» Л.Н. Толстой демонстрирует неприглядную сущность войны, далекую от парадов и подвигов. По его мнению, война — это бесчеловечное и противоправное деяние, которое попирает все достижения и ценности человека. Он описывает, как крестьяне, жившие вдоль Смоленской дороги, сжигают все свое достояние, чтобы оно не досталось врагу, как солдаты мерзнут и умирают от голода, преследуя таких же несчастных и полуживых людей. Последствия войны ничуть не лучше: настоящих героев быстро забывают, а карьеристы пользуются их достижениями. Таким образом, война не может быть благом или средством для его достижения, ведь она не ведет к справедливости, а порождает несправедливость.

  2. М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» доказал, что человек может остаться собой даже на войне. Его герой прошел через ужасные испытания: жестокие бои, потерю семьи, заключение в трудовом лагере. Но даже в таких жизненных обстоятельствах Андрей остался добрым и честным человеком, которому чужда жестокость на поле брани. Самым ярким эпизодом, подтверждающим это, является фрагмент, где Соколов делит полученную от Мюллера еду со своими сокамерниками. Он сам очень голоден и еле стоит на ногах, но все равно делит провизию, понимая, что это правильно. Справедливость для него по-прежнему дороже, чем эгоистические потребности. Значит, даже суровые будни войны не сломили гордый дух настоящего человека, способного сохранить доброту для мирного времени и пронести ее через лишения и испытания.

3. В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» милые девушки становятся настоящими бойцами за Родину. Каждая из них имеет свои мотивы пойти на фронт: кто-то мстит за мужа, кто-то защищает семью, кто-то идеализирует войну и хочет найти на ней свое призвание. Но каждая из них приносит себя в жертву, защищая свою страну и помогая своему народу. Особенное впечатление производит эпизод, где Рита заканчивает жизнь самоубийством, чтобы спасти старшину. Понимая безвыходность положения, женщина делает своего сына сиротой, но спасает бойца, который еще может бороться и выполнить задание. Этот подвиг я считаю одним из самых знаменательных в мировой литературе.

4.Войны нельзя избежать, когда она стучится в твой дом. Это убедительно доказал В. Быков в повести «Сотников». Главный герой — не боец, а простой учитель. Он хилый и не умелый, солдат из него никудышный, но в тяжелом испытании он демонстрирует настоящую силу воли и преодолевает страх. На допросе с пытками он так и не выдал товарищей и принял смерть из рук мучителей, не предав родины. Сотников и ему подобные не хотели воевать и убивать людей, но в их страну вторглись враги, и выбора уже не осталось. Они не могли предать родную землю и отказаться от борьбы.

  1. В романе Б. Васильева «В списках не значился» описывается начало Великой Отечественной войны. Читателю становится понятно, что человек на войне не выбирает своей судьбы, и уж точно не хочет биться с врагом. Она захлестывает его как стихия и не оставляет выбора. Николай Плужников только приехал на место службы, еще не успел зарегистрироваться, а уже начал оборонять крепость от неожиданного нападения нацистской Германии. В этой борьбе Николай потерял все: любовь, будущее, счастье и, в конце концов, искру жизни, которая поддерживала его сопротивление. Он и ему подобные не хотели войны, но им пришлось выступить в защиту Родины. Только такую войну и можно оправдать, потому что советские люди ни на кого не нападали, а просто защищали свои дома и семьи. Они не хотели этого, но обстоятельства вынудили их подчиниться суровой диалектике войны.

3. Природа и культура в жизни человека

3.1.Природа и человек. Это одна из самых удобных тем. Любой современный человек наслышан об экологии и может сказать пару слов о глобальном потеплении и вреде пластика. Вот аргументы прошлых лет: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

  1. Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» доказал, что люди могут достичь любых целей, если будут предпринимать реальные шаги для их достижения. Так, пока соплеменники отчаивались и кляли судьбу, не решаясь двигаться на выход из чащи, Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он призвал народ идти за ним и не бояться. Люди прислушались к лидеру и отправились в путь. Только благодаря нему они, наконец, сдвинулись с мертвой точки. В дороге они устали, отчаялись и выплеснули злобу на предводителя, но Данко все равно смог их спасти, вынув горящее сердце из груди и осветив путь. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.

  2. Как определить свой путь в жизни? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дал людям возможность проследить становление героев и сделать полезные выводы о том, как определить направление своей судьбы. Так, мы наблюдаем за духовными поисками Пьера Безухова. Герой с самого начала ищет свое предназначение, но не имеет знаний, силы воли и опыта, чтобы найти себя безошибочно. Сначала он погряз в легкомысленных светских забавах, потом вступил в брак не по любви и стал дойной коровой для алчного семейства Курагиных. Тлетворное влияние окружения лишь поощрило наклонности Пьера к чревоугодию, разврату и пьянству. Но он все равно стремился выйти из порочного круга и вступил в масонское братство, чтобы помочь обществу и найти себе достойное применение. Однако и эта попытка не увенчалась успехом, ведь в ложе Пьер отыскал только меркантильные интересы собратьев. Пройдя через десятки проб и ошибок, герой попал в плен и пережил духовое возрождение, общаясь с простыми людьми и усвоив народную мудрость. После этого Безухов окончательно понял, для чего был рожден. Он нашел свой путь и стал общественным деятелем и образцовым семьянином. В этих социальных ролях он обрел долгожданное счастье. Его опыт учит нас тому, что путь в жизни определяется методом проб и ошибок — только так. 

«Человек и природа»

  1. В книге В. Распутина «Прощание с Матерой» показано взаимоотношение природы и человека. Старшие поколения, которые жили и работали на земле и сроднились с нею, могли разговаривать на одном языке со своей малой родиной. Они знали наперед, какая будет погода, какой урожай, какое явление указывает на изменения в климате? Ярким представителем этого поколения была Дарья Васильевна, которая не хотела покидать деревню. А вот другое поколение было городским и уже разучилось понимать язык природы: сын Дарьи и ее невестка отдалились от земли и равнодушно наблюдали за гибелью Матеры. К сожалению, с приходом технологий и урбанизации человек все чаще теряет связь с окружающей средой и переходит на сторону ее гонителей.

  2. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» пейзажи оказывали непосредственное влияние на героев и их эмоциональное состояние. Так, теплая ночь позволила Николаю Петровичу окунуться в воспоминания и грустные думы о сыне. Она же дала ему облегчение, скрыв его горечь. На Аркадия вид родной земли подействовал успокаивающе: он целыми днями лежал и предавался неге размышлений. Базаров черпал в природе не настроение, а материал для своих экспериментов, и все же она настраивала его на рабочий лад. Таким образом, окружающий мир оказывает на нас определенное влияние, которое неоспоримо отражается на наших поступках.

«Экология»

  1. Герои повести В. Распутина «Прощание с Матерой» вынуждены уезжать из родной деревни, потому что на месте Матеры появится водохранилище для электростанции. Цивилизация неминуемо меняет облик лесов, лугов, рек. В случае с Матерой и люди потеряли Родину, где жили их предки, и другие живые существа оказались помехой для тех, кто считает электростанцию приоритетной задачей. Для цивилизации, движения на пути к прогрессу самое важное – общественные интересы. И часто природу считают лишь способом достижения своих целей, хотя она не источник сырья, а начало всего человечества. 

    1. Наука и человек. Этот раздел уже сложнее, так как о науке в программе не так уж много произведений.

«Цивилизация и технологии»

  1. Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.

  2. Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.

«Время перемен»

  1. А. Платонов, «Юшка». Может ли человек изменить мир? Разумеется, да, если он готов приложить к этому значительные усилия. Это доказывает пример из рассказа Платонова «Юшка». Главный герой жил в небольшом городе, где каждый житель норовил выместить на бессловесном и кротком помощнике кузнеца всю ненависть и злость. Даже дети бросали в Юшку камни и смеялись над ним. Так проходили годы, и люди не стеснялись говорить своей жертве, что она пришла в этот мир напрасно. Они считали Юшку ничтожеством, потому что он мало зарабатывал, не имел семьи и всегда болел. Однако после его кончины обитатели города поняли, что потеряли нечто очень важное. Всю злость, которую они срывали на Юшке, люди теперь несли домой, и жизнь их стала гораздо хуже. Именно поэтому все они пришли проводить «ненужного человека» в последний путь, чтобы отдать запоздавшую дань уважения тому, кто действительно смог изменить мир, хоть и ненадолго. Последним подарком Юшки своим соседям стала его приемная дочь, которая стала лечить людей только потому, что когда-то помощник плотника оплатил ее образование. Так, герой смог поменять атмосферу в городе, где жил, и вложил свою лепту в его счастливое будущее.

  2. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Могут ли новые технологии сделать людей лучше? К сожалению, многие нравственные и социальные проблемы не решаются с помощью гаджетов и других инноваций. Это доказывает М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Гениальный хирург научился лечить многие болезни и даже сумел создать нового человека, пересадив органы человека псу. Однако его выдающееся открытие не смогло зайти дальше физиологических изменений в природе. Нравственные, интеллектуальные, моральные и этические сферы, определяющие мировоззрение индивида, остались неподвластными Преображенскому. Шариков стал человеком только внешне, но не внутренне. Он перенял все самые плохие черты у нового окружения и своего донора органов — вора и рецидивиста. Сам он не смог развиваться полноценно и стать самодостаточной личностью, имеющей не только права, но и обязанности. Поняв это, профессор превратил Шарикова в собаку и закончил эксперимент. Филипп Филиппович признал бессилие технологий изменить человека к лучшему.

«Наука»

Наука играет большую роль в жизни людей. Каждый из нас пользуется телефонами, ноутбуками, интернетом, электричеством, транспортом, в современном мире сложно представить жизнь без этих научных достижений. Именно благодаря учёным мы получаем новые изобретения, однако каждому научному деятелю необходимо соблюдать определённые правила при выполнении своей работы: добиваться истинности открытий, бороться с плагиатом, необходимо соблюдать все правила безопасности и тщательно проверять полученные результаты. Работа учёного, действительно, сложна, ведь для того чтобы добиться истинности доказательства того или иного явления, требуется приложить немало усилий. Настоящим учёным является тот, кто делает свою работу для совершения действительно полезного для человечества открытия, а не с целью получения вознаграждения. 

  1. М. А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема науки раскрывается в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Филипп Филиппович Преображенский – выдающийся профессор, он проводил множество успешных операций по пересадке органов. Люди из разных городов ехали к нему на обследования и готовы были предложить любые деньги. Но не все эксперименты профессора заканчивались успешно. Операция по превращению собаки в человека была сделана правильно, пёс Шарик стал мужчиной Полиграфом Полиграфовичем, но был очень грубым, невежливым и невоспитанным человеком, у которого отсутствовали принятые в обществе этические нормы и ценности. Поэтому было принято решение провести обратную операцию. Профессор Преображенский сделал для себя нравственные выводы и понял, что должен отказаться от тщеславия и амбиций ради того, чтобы исправить свою ошибку и сохранить естественный баланс в жизни человека. Он был настоящим учёным. Профессор, проводя различные исследования и опыты, хотел, прежде всего, помочь людям.

  2. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Проблема науки раскрывается в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». России были необходимы люди, готовые заниматься наукой. Страна нуждалась в учёных, научно-техническом прогрессе, развитии технологий, поэтому искусство, живопись и скульптура как бы отошли на второй план. Евгений Базаров, главный герой произведения, прекрасно это понимал. Он – нигилист, отрицающий любые чувства людей, мужчина интересовался медициной, ботаникой, постоянно проводил исследования, опыты, читал книги. Но, занимаясь наукой, Базаров забыл о том, что искренние чувства, искусство, природа играют в жизни каждого человека важную роль. Конечно, учёным очень важно постоянно совершенствовать свои знания, заниматься наукой. В этом состоят интересы как человека, так и его страны. Но никто не должен забывать о других сферах жизни, ведь человек, отрицающий их, будет одиноким и несчастным.

3.3.Искусство и человек. Сэкономить время на подготовке помогут подборки аргументов:

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

  1. Как искусство влияет на личность? А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» показал, что искусство может дать человеку успокоение в минуты душевного напряжения. Вера оказалась в сложной жизненной ситуации: из-за любви к ней покончил с собой мужчина. Георгий Желтков несколько лет подряд писал ей любовные письма, но героиня не хотела отношений и ясно дала это понять. Однако любовь Георгия была настолько сильной, что не требовала взаимности и проявлялась лишь в письмах. И все же его подарок на именины переполнил чашу терпения брата Веры. Он и муж его сестры разыскали анонимного автора писем и потребовали прекращения любых попыток связаться с Верой. Желтков все понял, но не смог с этим жить. Узнав о его гибели, Вера винила себя в том, что произошло. И только Вторая соната Бетховена Op. 2 № 2, сыгранная Жени Райтер, убедила ее, что Георгий ее простил. Вера получила облегчение от музыки и смогла проникнуть в сознание того, кто попросил ее послушать эту мелодию. Вера нашла в искусстве силы жить дальше и мудрость, чтобы проникнуться возвышенными чувствами своего обожателя.

  2. Может ли книга помочь разобраться в себе? Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» доказал, что книга может помочь человеку найти себя и выйти на путь нравственного очищения. Родион Раскольников разработал собственную теорию о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Себя он причислил ко второй категории, но решил это проверить опытным путем и совершил преступление. Однако вместо удовлетворения Родион получил муки совести. Он был близок к помешательству и полному погружению в отчаяние, но вовремя нашел поддержку и сдался властям. Однако до отказа от теории оставалось еще далеко. Родион понял лишь то, что не принадлежит к разряду право имеющих. Сама же идея казалась ему верной. Но на каторге Раскольников получил Библию и углубился в чтение. Книга о Боге помогла ему понять, что теория о неравенстве людей не имеет права на жизнь. Только тогда Родион отказался от идеи и освободился от ее давления на себя. Герой окончательно встал на путь исправления и нравственного возрождения, и его опорой стала литература.

«Искусство в жизни человека»

  1. И. С. Тургенев «Отцы и Дети». И. С. Тургенев в произведении «Отцы и дети» затрагивает тему искусства. Главным героем является Евгений Базаров, учёный, нигилист, отрицающий любые чувства человека. Он живёт с такими убеждениями, распространяет их. Также Базаров не признаёт искусства, говорит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — однако Евгений хорошо знаком со многими литературными произведениями. Автор таким образом показывает, что общество во время написания романа нуждалось именно в деятелях науки, а не искусства. Но роль искусства в жизни человека действительно значительна. Базаров не осознавал того, что настоящее искусство способно влиять на отношение человека к миру, формирование его убеждений и принципов. Он считал, что каждый человек обязан внести вклад в развитие производительных сил страны, совершить научное открытие, которое способно повлиять на совершенствование России. Однако именно творчество помогало другим героям пережит тяжелые моменты и двигаться дальше. Так, Николая Петровича, отца Аркадия, вдохновляла и поддерживала поэзия А.С. Пушкина. Поэтому он смог пережить потерю любимой жены, матери Аркадия, а Евгений, столкнувшись с личной трагедией, а именно отказом Анны, не смог устоять и махнул на свою жизнь рукой. Этот пример говорит о том, что не стоит отказываться от настоящего искусства, ведь оно всегда может исцелить израненную душу и дать человеку надежду на лучшее будущее.

  2. К.Г. Паустовский, «Старый повар». Настоящее искусство всегда приносит человеку утешение и радость. Это доказывает пример, описанный К.Г. Паустовским. Главный герой находился при смерти и сожалел, что не может исповедаться перед смертью. Тогда его дочь привела с улицы первого встречного. Им оказался сам Моцарт. Чтобы принести старику облегчение, музыкант сыграл трогательную песню на клавесине. Повар получил удовольствие и теперь пребывал в гармонии. Он высказал все, что хотел, и эта прекрасная музыка стала его лебединой песнью. После его кончины Моцарт написал прекрасную мелодию, которая стала одной из лучших его работ и понравилась многим людям. Этот пример учит нас тому, что настоящее искусство всегда поддерживает и воодушевляет тех, кто обращается к нему за утешением.

«Искусство и ремесло»

1. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

2.Н.В. Гоголь «Портрет». Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета — невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.



-80%

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе в 2022 году (69.11 KB)

Похожие файлы

  • Работа с образцом сочинения как прием подготовки написания сочинения

  • Опыт работы по УМК русский язык С.И. Львовой и В.В. Львова

  • Статья «Эффективность работы учителя физики по обеспечению качественной подготовки учащихся к ЕНТ»

  • Презентация «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство интенсификации учебной деятельности»

  • Обеспечение нового качества образования через внедрение современных методик и эффективных педагогических технологий (русский язык)

Вы смотрели

  • Подготовка к итоговому сочинению 2022 11 класс презентация
  • Подготовьте рассказ о жизни гринева до начала осады крепости пугачевым
  • Подготовьте рассказ о царевне пользуясь планом
  • Подготовить юмористический рассказ с использованием фразеологизмов тема школьная перемена
  • Подготовьте рассказ на основе литературного материала или жизненных наблюдений в котором можно было