Тема
урока: Подготовка к сочинению по репродукции Ф.П.Решетникова
«Мальчишки»
Познавательные
УУД:
1.Самостоятельно
вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;
2. Анализировать,
сравнивать, группировать, делать выводы;
3. Преобразовывать
информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные
УУД:
1.Соблюдать нормы
культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;
2.Слышать и
слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять
контроль.
I Организационный момент. —
Здравствуйте, ребята. Давайте мы все улыбнемся друг другуи мысленно пожелаем
удачи. Садитесь. (Слайд 1 –зеленый фон)
-Зовут меня Ольга Сергеевна. Сегодня мы с
вами вместе проведем урок русского языка. Все записи будем делать в рабочих
листах, которые лежат у вас на партах.
— Кто напомнит, какой сегодня день? (по
щелчку высвечивается дата)
Двадцать восьмое ноября.
— Скажите, из каких частей речи состоит данная
фраза?
Числительных и существительных.
— Верно. А как по-другому можно записать Двадцать
восьмое
Числом 28
— Правильно. Обратите внимание на
правописание слов.
II. Новый материал.
1.Формулировка
темы урока (Слайд 2 – Звездное небо)
—
Ребята, послушайте отрывок стихотворения, рассмотрите
фотографию и ответьте на вопрос: Отражает ли фотография
суть стихотворения?
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
— А вы знаете картины каких-либо
художников, где небо одно из главных её героев?
— Ответы детей!!!
— Я вам помогу. (Слайд 3 – Картина
Решетникова)
— Перед вами репродукция картины художника
Федора Павловича Решетникова.
-Что такое репродукция?
(если не ответят) Для полного ответа
на этот вопрос давайте создадим группу экспертов. Желающие?
-Вот вам словарь Ожегова, найдите
толкование этого слова.
В это время – беседа с классом по
вопросам:
— Рассмотрели. Попробуйте догадаться, как
она называется?
— Ответы детей (возможно «Ночной город»,
«На крыше», «Ребята», «Звездное небо»). Наводящие вопросы: Кто в центре
картины?
Кто еще кроме неба является героем картины?
— Молодцы, каждый из вас в название
перенес то, что больше всего бросилось в глаза. Мне ваши ответы понравились. А
вот Федор Решетников решил назвать свое полотно: «Мальчишки». (По щелчку
высвечивается название)
— Вернемся к группе экспертов. Слушаем
вас. (Дети читают словарную статью, а на слайд 4 выводится ТОЛКОВАНИЕ слова репродукция)
Орфографическая работа со словом: Обратите
на написание приставка РЕ, слово на –ция.
сформулировать тему нашего урока,
используя все вышесказанное (репродукция, Решетников, «Мальчишки»… ).
— Ответы детей (Написание сочинения по
картине Решетникова Ф.П. «Мальчишки», подготовка к написанию сочинения…).
— Да, вы правы, запишите тему урока (Подготовка
к сочинению по репродукции Ф.П.Решетникова «Мальчишки»). Слайд 5 –ТЕМА
2. Рассказ о художнике.
— А теперь познакомьтесь с некоторыми
моментами биографии художника. Обратите внимание на годы его жизни. (1906-1988)—
записать. Что вы отметили? Слайд 7 – имя автора и годы рождения.
Дети считают годы жизни.
— Правильно, Федору Павловичу в этом году
исполнилось 110 лет со дня рождения.
Одной из его работ является автопортрет.
(Слайд 9)На доску вешается портрет художника.
Он жил в 20-ом веке, когда было покорение
Севера, Великая Отечественная война, что нашло отражение в его творчестве, но особенно
знаменит живописец картинами из жизни детей. (Слайд 8):
«Прибыл на каникулы», «За мир», «Опять
двойка» , «Мальчишки»
Картина была написана в то время, когда
именно наша страна покорила космос (слайд, первые две картинки), поэтому каждый
мальчишка мечтал стать космонавтом. Вспомните имя первого
космонавта? (фото Юрия Алексеевича Гагарина). Все
это отразилось в работе художника.
4. Работа по картине
(Слайд 11 – репродукция «Мальчишки»)
Работа по учебнику.
— А сейчас откройте учебники найдите
репродукцию (стр. 186)
— Для того, чтобы сочинение было красивым
и не повторялись одни и те же слова, назовите синонимы к слову РЕПРОДУКЦИЯ (изображение, полотно, картина, произведение) (на
слайд вывести сначала РЕПРОДУКЦИЯ, а потом после ответов детей — синонимы)
Сделать на доску!!! НЕ ЗАПИСЫВАТЬ
А теперь к слову НАРИСОВАЛ
(написал, запечатлел, изобразил, живописал)
(на слайд
вывести сначала НАРИСОВАЛ, а потом после ответов детей — синонимы) Сделать
на доску!!! НЕ ЗАПИСЫВАТЬ
Беседа по вопросам с записью слов и
словосочетаний, характеризующих детали картины.
1. Рассмотрим
картину повнимательнее. Кто на ней изображен?
мальчики
2. Опишите
каждого.
Дети говорят, а выводы записывают в рабочий
лист.
-Давайте подберем слова характеризующие
Внешность:
Позы мальчиков:
Выражение лиц:
3. На какие
части можно разделить картину?
На переднем плане – мальчики
На заднем плане – вид города
В верхней части картины – изображено НЕБО
4. Какое время
суток изображено на картине? Что на это указывает?
Время суток:
5. Какие
краски и тона преобладают?
Небо:
Описание города:
— Как вы думаете,
о чем мечтают мальчишки?
— Ответы детей.
(Мальчишки мечтают о полетах в космос, о далеких галактиках )
— Для чего мальчики
пришли на крышу? Что они делают? Ответить на эти вопросы вам поможет
стихотворение.
(По щелчку на
фоне музыки прослушиваем стихотворение)
Аркадий Хайт
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Ответы детей (вглядываются в ночное небо,
рассматривают созвездия, возможно, видят падающую звезду)
-Какое настроение вызвала у вас репродукция?
(волнительное, в ожидании чуда, мечтательное, задумчивое, восторженное, удивительное,
позитивное)
3.
Физкультминутка.
—
Молодцы, ребята! А сейчас встаньте все, повторяйте
упражнения за мной.
Выполняют
гимнастику.
4. Работа в группах.
— Ребята, развернитесь друг к другу. У нас
получилось 7 групп, каждая из которых составит свой план сочинения из
предложенных предложений. Вы должны работать одной командой и выбрать
представителя, который продемонстрирует ваше решение. Работаем. Удачи!
— Ребята, должно быть абзацев в сочинении.
ТРИ
— Перечислите
их. (На доске распределяются заголовки )
Вступление
Основная часть
Заключение
— Коротко охарактеризуйте каждый пункт.
— А теперь давайте проверим, что
получилось у вас. Пожалуйста 1 группа, как можно озаглавить вступление? Вторая
группа – основную часть, третья –заключение.
— Какие предложения остались? Где мы их
расположим? (Оставшиеся 4 группы распределяют порядок плана)
Проверка: учащиеся по очереди выходят и на
доске вывешивают пункты плана. (Всего их получится 7, поэтому выслушаем все 7
групп.)
— Какой получился план? (сложный)
— Вспомните, какие типы текста вы знаете?
Повествование Описание Рассуждение
— Можно ли совмещать эти типы?
Запишите план себе в рабочие листы (или
раздаю каждому план-памятку)
План:
1. Слово
о жизнии творчестве художника Ф.П. Решетникова.
2. Описание
картины «Мальчишки»:
—
герои картины (внешность, поза, мечты);
—
город;
—
небо.
— краски,
которые использовал художник.
3. Настроение,
передаваемое картиной.
5.
Итог урока. Рефлексия
— Что делали на
уроке?
— Как вы
считаете, получится ли у вас написать сочинение?
Ответ детей. (ДА)
— Что вам в этом
поможет? Ответ детей. (Рабочий лист)
— Я желаю вам
удачи и верю, что у каждого получится хорошее сочинение!
(Пусть эти
маленькие звездочки принесут вам удачу, раздаю звездочки с пожеланиями – особо
отличившимся – малиновые, всем остальным — желтые)
— Спасибо за
работу!
— Урок окончен.
Рабочий
лист
Число: Двадцать
восьмое ноября
Тема
урока________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Решетников Федор Павлович_________________________________
Слова и словосочетания, характеризующие
детали картины.
Внешность:________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Позы
мальчиков:___________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Выражение лиц:____________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Время суток:_______________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Какие краски и
тона преобладают?
Небо:_____________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Описание города:___________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Настроение, которое вызвала
картина:_________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Урок развития речи
Подготовка к сочинению по картине
Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Зарубина Ю.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№зо» г. Дзержинск
Цели:
- Подготовить учащихся к написанию сочинения;
- Активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
- воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, интерес к живописи;
- способствовать развитию чувств и эмоций детей;
- Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова, презентация, ученические сочинения.
- Сообщение темы, цели и задач урока
- Рассказ о художнике и о его других картинах с использованием презентации.
Решетников Федор Павлович (1906 г. — 1988 г.) — советский художник. Ф. П. Решетников родился 15 (28) июля 1906 года в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи в семье иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике. Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 года). В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!” Картина Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы» (1948) является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров — больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.Ф. П. Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
- Первичное восприятие картины
Рассмотреть картину. Чем понравилась? Объяснить название.
- Беседа по картине, запись вопросов и подбор рабочих материалов.
Вопросы для беседы |
Рабочие материалы к сочинению |
Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает? |
Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше. |
На какие части можно разделить картину? |
Небо, город, мальчики на крыше. |
Какие краски и тона преобладают? |
Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры. |
Кто герои картины? |
Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи. |
Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли? |
На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо. |
Как они изображены? Опишите каждого:
|
|
Что можно сказать о характере каждого? |
|
- Словарная работа.
Картина, произведение, холст.
Мальчишки, герои картины, ребята.
Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины.
- Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.
- Домашнее задание: написать сочинение по картине.
Образец сочинения.
Картины Ф.Решетникова разнообразны. Среди них есть произведения, посвящённые детям и детству. К ним относится картина «Мальчишки», написанная в 1971 году.
На ней изображены три мальчика на крыше дома, Небо — темно-синее, ярко горят окна домов, фонари освещают улицы. Значит, изображён поздний вечер. Автор использует тёмные, приглушённые тона, нет ярких красок, картина передаёт спокойствие и умиротворение.
Картину можно разделить на три части: верхнюю часть занимает вечернее небо, центо- город в огнях, на переднем плане — мальчики.
Мне кажется, что герои картины — друзья. Ребята примерно одного возраста, поэтому, возможно, они одноклассники. А если в такое позднее время они вместе, то живут,наверное, в доме, на крыше которого находятся, они соседи. Ребята пришли сюда, чтобы посмотреть на звёздное небо, полюбоваться его красотой, найти какое-то созвездие. Мальчик повыше на что-то указывает. Наверное, он прочитал интересную книгу о космосе, о космических полётах, о созвездиях, о спутниках и теперь делится своими знаниями с друзьями. Его роль автор подчеркнул белой рубашкой, которая светлым пятном выделяется на фоне темного неба. Он хороший рассказчик: два других мальчика с большим интересом слушают его. Мальчик, стоящий рядом, высоко подняв голову, держась за ограждение на крыше, широко открытыми глазами смотрит в небо. Его так захватил рассказ, что он открыл рот да так и замер. Другой мальчик слушает, облокотясь на какое- то строение на крыше. Ему тоже интересно, но им владеют совершенно другие чувства. Взгляд его мечтателен6 задумчив, он любуется красотой звёздного неба. По тому, как изобразил ребят художник, можно сказать о характере каждого из них. Они совершенно разные: рассказчик — умный, начитанный, серьёзный, наверное, отличник; стоящий рядом с ним — очень впечатлительный, застенчивый, тихий; третий мальчик — романтик, мечтатель, наверное, выдумщик. И им интересно друг с другом именно потому, что они разные.
Картина мне очень понравилась. Кажется, что сам находишься на крыше вместе с этими ребятами. Как хотелось бы иметь таких друзей!
Русский язык
5 класс
Урок № 31
Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»
Перечень рассматриваемых вопросов
- Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки».
- Приёмы написания сочинения.
- План сочинения – описания по картине.
Тезаурус
Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.
Картина – произведение искусства, обладающее законченным характером и самостоятельным художественным значением.
Композиция картины – расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Автор картины «Мальчишки» – художник Фёдор Решетников. Большое место в его творчестве занимают картины о детях и для детей. Картина «Мальчишки», написанная в 1971 году, тоже посвящена детям. Рассмотрим подробнее эту картину.
Что изображено на картине? Поздним вечером трое мальчишек забрались на крышу и что-то увлечённо разглядывают в небе.
Кто находится в центре композиции? Трое мальчиков.
Где они находятся? На крыше дома в одном из жилых районов. Они стоят под звёздным небом.
Что изображено на заднем плане? Синее вечернее небо, огни большого города, освещённые окна домов.
Передний план картины освещён, и небо не кажется тёмным.
Кто главные герои картины? Это три мальчика, они ровесники.
Где мы видим главных героев картины? Что они делают? Они внимательно всматриваются в ночное небо.
Как художник изображает мальчиков? Опишем каждого из них по плану: внешность, поза, выражение лица, отведённая автором роль.
В центре картины – мальчик в белой рубашке. Он поднял руку вверх. Должно быть, он впечатлён светом далёких созвездий. Он о чём-то с интересом рассказывает товарищам, выступает в роли рассказчика. Второй мальчик смотрит и слушает очень внимательно. Даже раскрыл рот – такой захватывающей представилась ему картина. Мальчик справа, не отрываясь, смотрит ввысь. Он молчит и о чём-то мечтает.
Роли друзей распознать несложно. Мальчик в белой рубашке – рассказчик, его друзья – слушатели.
Что можно сказать о характере каждого мальчика? Первый мальчик – серьёзный, начитанный, второй – очень впечатлительный, а третий – романтик, мечтатель.
Определим цель автора картины. Художник умиляется детскому любопытству и любознательности, воспевает красоту и неизведанность космоса.
Какова же основная мысль этого произведения живописи? Вселенная, окружающая человека, прекрасна, только надо уметь замечать эту красоту.
Составим план описания картины.
I. Вступление. (Несколько слов об авторе и картине).
II. Основная часть. (Передний план, задний план, главные герои, настроение, цвета). Используем метафоры и эпитеты.
III. Мысли и чувства, которые вызывает картина.
В описании картины Вы можете использовать следующую опорную лексику:
Передо мной картина…
На картине изображены…
Цветовая гамма…
При создании картины мастер использовал…
Художнику удалось…
Обратите внимание также на опорные фразы и словосочетания: тёмное небо, увлечённо рассказывает, заворожено слушает, мечтательно смотрит, созвездия. Эти опорные слова помогут составить описание картины.
Пример написания сочинения.
Фёдор Петрович Решетников – известный советский художник, посвящавший свои картины детям. Его картина «Мальчишки» – это прославление мечты о космосе.
Художник изображает трёх мальчиков, которые поздним вечером забрались на крышу дома, чтобы посмотреть на небо. Товарищи стоят рядом. Тот, что в центре, одет в белую рубашку. Он поднял руку. Его одежда отражает свет ночных фонарей. Поэтому мы сразу понимаем, что художник сделал его композиционным центром картины. Мальчик о чём-то увлечённо рассказывает, показывая на звезды.
Рядом стоит его светловолосый товарищ, он слушает своего друга, даже немного раскрыл рот. Третий их друг, облокотившись на парапет, тоже смотрит ввысь, но кажется, что он не слушает, а мечтает о чём-то. На заднем плане картины мелькает огнями ночной город. Окна домов горят, словно созвездия.
Должно быть, мальчики представляют себя космонавтами. Эта картина проникнута вдохновением и жаждой приключений. Наверняка ребята мечтают о далёких планетах и не открытых ещё звёздах.
Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
В центре композиции – стол с белым кувшином, из которого словно выпрыгивают пушистые ветки сирени. На столешницу небрежно наброшена салфетка, одна ветка упала на раскрытую книгу, случайно забытую около импровизированной вазы. Пышные цветы в букете написаны светлыми тёплыми красками: фиолетовыми, розовыми, красными, белыми, сиреневыми. Букет оттенён зеленью веток, он немного растрёпан ветром. Мы как будто вдыхаем его сладкий, душистый аромат.
Варианты ответа:
сочинение – описание картины
рассуждение
описание предмета
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Вспомнить, особенности каждого вида текста и проанализировать предложенный текст. Сочинение – описание картины предполагает описание предметов, изображенных на картине, цветовой палитры, планов и пр. Рассуждение предполагает размышление на определённую тему с приведением доказательств и фактов. Описание предмета – характеристика одного предмета. Текст описывает несколько предметов, их расположение относительно друг друга, цветовую гамму, поэтому можно сделать вывод, что перед нами сочинение – описание картины.
Правильный ответ:
сочинение – описание картины
Подчёркивания элементов
В центре картины изображены уютные дачные домики, в окнах которых горит закат. За домами – высокие изумрудные сосны. Перед домами – небольшой деревенский пруд. Он зарос и кажется сказочным. На заднем плане картины – небо, переливающееся всеми цветами заката: от ярко-красного и светло-жёлтого до бледно-фиолетового и даже лазоревого.
Варианты ответа:
снег
зима
вечер
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Проанализировать текст, выделить то, о чём говорится в тексте, его главную мысль. В тексте говорится о домах, деревьях, небе и заходящем солнце. Из всех заголовков ближе всего «Вечер».
Правильный ответ:
вечер
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Подготовка к сочинению по картине
Ф.П.Решетникова «Мальчишки»
Цель урока:
- развивать художественную речь учащихся;
- учить описывать изображённое на картине;
- активизировать лексику учащихся по данной теме;
- расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством Ф.П.Решетникова
Слово о художнике
Фёдор Павлович Решетников
(1906 — 1988) —
русский художник,
народный художник СССР (1974),
лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951)
Слово о художнике
Фёдор Павлович Решетников родился 15 июля 1906 года
в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Днепропетровская область, Украина) в семье иконописца. Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929-1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».
Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 г.). Лауреат Государственных премий 1949 и 1951 годов. Награжден двумя орденами, а также медалями.
Ф.П.Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Творческое кредо
художника
Я искренне желал, чтобы мои произведения были интересны народу. Любимая тема – дети и детство.
Ф.П.Решетников
«Достали языка» (1943 г.)
К миру детства Ф.П.Решетников обратился ещё в годы войны, после того, как однажды наблюдал за игрой детей в фашистов и красноармейцев.
С этого момента из-под его кисти стали выходить картины, главными героями которых были дети.
«Прибыл на каникулы»
(1948 г.)
Картина Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы», написанная в 1948 году, является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров — больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.
«Опять двойка» (1952 г.)
Всем известна картина, на которой художник изобразил мальчика, расстроенного тем, что в очередной раз он огорчил свою мать принесённой из школы двойкой. Эта с детства знакомая картина привлекает, прежде всего, образом главного героя – мальчишки, каких немало вокруг.
«Голуби мира»
(1956 г.)
«Вид из окна»
(1969 г.)
«Мальчишки»
(1971 г.)
Рассмотрите картину
Ф.П.Решетникова
«Мальчишки»
Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят.
А.Хайт
Рассмотрим картину
Какое время суток изображено на картине?
На какие части можно разделить картину?
Какие краски и тона на полотне преобладают?
Кто герои картины?
Где мы их видим? Как они там оказались?
поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше…
небо, город, мальчики на крыше
тёмные, приглушённые; неясные, размытые контуры…
три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи…
на крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо, наблюдают за звёздами…
Рассмотрим героев картины
Кто из мальчиков более других привлекает внимание зрителя?
Чем он отличается от своих товарищей?
Что свидетельствует о том, что он хороший рассказчик?
Опишите выражение лиц других героев картины?
Что можно сказать о характере каждого мальчика?
мальчик, который находится в центре группы, является центром картины
он указывает на что-то в звёздном небе, делится услышанным или прочитанным
он сумел заинтересовать друзей, которые внимательно слушают его рассказ
один мальчик увлечён увиденным и услышанным, застыл от восхищения
второй не отрываясь смотрит на небо задумчивым, мечтательным взглядом
серьёзный, целеустремлённый; очень впечатлительный; романтик, мечтатель
Как вы считаете, что привлекло внимание школьников?
О чём они мечтают?
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе,
В настоящем космосе
Побывать однажды!
Как вы думаете, какое настроение
было у художника, когда
он работал над картиной?
Выберите точные слова для определения
настроения автора
светлое, радостное, лёгкое, восхищённое, восторженное, задушевное, жизнерадостное, лирическое, вдохновенное, прекрасное, творческое, праздничное, мечтательное.
Словарная работа
Поз…ний вечер, тёмно-син…е небо, огни в…чернего гор…да, осв…щённые окна д…мов, тени на крыш…, ноч…ной горо…, мал..чики вн…мательно всматривают…ся в н…чное небо, н…блюдают за звёздами.
Проверьте себя
Поз д ний вечер, тёмно-син е е небо, огни в е чернего гор о да, осв е щённые окна д о мов, тени на крыш е , но чн ой горо д , мал ь чики вн и мательно всматриваю тс я в н о чное небо, н а блюдают за звёздами.
Подберите синонимы
живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна;
ХУДОЖНИК —
полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция;
КАРТИНА —
запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал;
ИЗОБРАЗИЛ —
ребята, герои картины
МАЛЬЧИКИ —
Составим план сочинения
- Несколько слов об авторе картины.
- Кто герои картины?
- Где мы их видим?
- Как они там оказались?
- Для чего они туда пришли?
- Как они изображены?
Опишите каждого:
а) роль
б)внешность
в)поза
г)выражение лица
7.Что можно сказать о характере каждого?
8. Какую мысль пытается донести художник до зрителей?
Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:
- есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
- правилен ли порядок слов;
- правильно ли связаны слова по смыслу;
- не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
- правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.
Приступайте к работе в чистовике.
Удачи!
Всем
спасибо
за
работу!
Использованный материал:
- Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г.
- Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс». — Волгоград: Учитель, 2010 г.
- Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. — М.: Школьная пресса, 2010 г.
- Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia
- Репродукции картин Ф.П.Решетникова: http://ru.wikipedia
МБСКОУ СКОШ № 36
города Озёрска Челябинской области
Сочинение по картине Фёдора Павловича Решетникова
«Мальчишки»
(урок русского языка в 5 классе)
подготовила Горохова Лариса Борисовна,
учитель русского языка и литературы
Цель урока: подготовить учащихся к описанию изображённого на картине.
Задачи урока:
1. научить собирать рабочие материалы по картине; сформировать умение писать сочинение;
2. воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства;
3. развивать ассоциативное мышление, воображение учащихся, письменную и устную речь.
Оргмомент
Сегодня на уроке нам предстоит написать сочинение по картине Фёдора Павловича Решетникова «Мальчишки». С этим художником мы встречаемся впервые. Давайте вспомним, что необходимо знать, чтобы в конце урока в ваших тетрадях появилась творческая работа. Напоминаю памятку «Как писать сочинение по картине»
(слайд 2)
Памятка «Как писать сочинение по картине»
1.Назовите автора картины и расскажите о художнике.
2.Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник?
3.Что автор передал на переднем плане? На какие объекты он обращает наше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные «рисующие» слова.
4.Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему?
5.Покажите своё отношение к картине: нравится ли она вам и чем?
(слайд 3)
Эпиграф:
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Аркадий Хайт
(слайд 4)
Слово учителя
Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области. Он рано осиротел и должен был с юных лет думать о заработке. Сначала он помогал старшему брату, занимавшемуся иконописью, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских. Несмотря на все трудности жизни, стремление заниматься искусством не уходило. Он рисовал, работая на шахтах Донбасса и Подмосковья, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов. В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу. Он поступил в Высшие художественно-технические мастерские.
(слайд 5)
Лексическая работа
Шарж — сатирическое или юмористическое изображение кого-нибудь или чего-нибудь в подчёркнуто искажённом, карикатурном виде.
Словарь русского языка С.И.Ожегова
(слайд 6)
Необычайная острота взгляда, чувство наблюдательности и юмора позволили раскрыть ему одну сторону своего дарования. Решетников — один из самых выдающихся советских сатириков, мастер шаржей и карикатур, работающий не только в области живописи и графики, но и создатель замечательных скульптурных произведений сатирическо-юмористического характера.
Уже в студенческие годы прославился как виртуоз графического шаржа, что помогло ему стать – в качестве художника-репортера — участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933–1934). Привезенные зарисовки имели шумный успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи».
(слайд 7)
13 февраля 1933 года «Челюскин» был раздавлен льдами Чукотского моря и за два часа затонул, а сотня полярников высадилась на «сушу». Уже на четвертый день после катастрофы вышел первый номер стенгазеты «Не сдадимся» с рисунками Федора Решетникова. В суровых льдах Арктики его искусство оказалось так же необходимо, как теплая одежда и хлеб.
(слайд
Вся страна с волнением следила за челюскинцами, за их мужественной жизнью на льдине. Когда отважные лётчики спасли всех, народ восхищался лётчиками. Они стали первыми Героями Советского Союза. Много лет спустя Фёдор Решетников написал их групповой портрет.
(слайд 9)
В экспедиции Федор сделал много интересных рисунков, они выставлялись потом в Японии. Позже Федора Решетникова, как и других участников экспедиции, наградили орденом Трудового Красного Знамени. Он стал первым комсомольцем-студентом, удостоенным этой награды.
(слайд 10)
Сложнейшие арктические экспедиции укрепили в нем решимость и мужество, жажду постоянного поиска и неуемную энергию, которые отличают всю его дальнейшую творческую деятельность. В 1941 — 1945 г.г. работал военным художником в осажденном Севастополе и Керчи. На основании личных фронтовых наблюдений Решетников создал картины «Немцы в Керчи», «Бронепоезд Железняк» и другие.
(слайд11)
Во время войны Решетников неожиданно открыл для себя детскую тему. Вернувшись в Москву из Севастополя, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. Естественно, на роль «фашиста» никто идти не хотел. На эту удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Художника заинтересовал этот сюжет.
(слайд 12)
Большую известность получили его композиции «Достали „языка“», «Прибыл на каникулы» и «За мир!», посвященные детям. Живой, неглупый, но забывший о своей первостепенной обязанности хорошо учиться парнишка – главный герой картины «Опять двойка».
Работа по картине
(слайд 13)
Юных романтиков-мечтателей показал художник в работе «Мальчишки» (1971). Герои картины всматриваются в ночное небо, грезя о космических полетах.
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
Оксана Ахметова
(слайд 14)
Картине Ф.П. Решетникова более сорока лет. На переднем плане мальчишки, каких немало вокруг. Мальчишки на картинах Решетникова – это всегда увлеченные чем-то непоседы, из которых потом вырастают настоящие мужчины.
(слайд 15)
Наступила тёплая летняя ночь. Мальчишки выбрались на крышу, чтобы полюбоваться звёздным небом. Всех троих художник поместил в центр картины. Один мальчик облокотился, почти лёг на парапет. Второй стоит, держась за перила, а третий, стоящий в центре группы, положил руку на плечо своему другу и о чём-то увлечённо рассказывает, указывая рукой на звёзды. Взгляды всех устремлены в таинственное небо.
(слайд 16)
Возможно, он с восторгом рассказывает друзьям о первом лётчике-космонавте Юрии Гагарине. Может быть, мальчишки спорят о далёких планетах, мечтают о будущих полётах в космические галактики. Как хотелось бы им поучаствовать в освоении космоса! У них всё ещё впереди.
(слайд 17)
На дальнем плане огромный ночной город погружается в сон. Таинственное фиолетовое небо сливается с землёй. Светятся далёкие звёзды и жёлтые окна высотных домов. Эти ночные огни манят маленьких мечтателей.
(слайд 18)
Художник похож на героев своей картины. Его тоже манили непознанные дали.
Глядя на картину, зрители могут вспомнить себя в школьные годы, тепло, навеянное картиной, останется в их сердцах надолго.
(слайд 19)
План сочинения (рассказа)
I. Детская тема в творчестве художника Ф.П.Решетникова.
II. Описание картины «Мальчишки»:
-
группа детей на переднем плане;
-
мечты мальчишек;
-
дальний план картины.
III. Настроение, передаваемое картиной.
Интернет-ресурсы
1. Картинка звезды, Ракета, синий
http://www.anypics.ru/45170-zv…
2. Мальчик у ракеты
http://www.goodfon.ru/wallpape…
3. Космонавт в открытом космосе
Картинки.
http://dayoflife.ru/sed/?contr…
4. Изображение. Гагарин
http://www.tourtrans.ru/ipb/bl
5.Решетников, Федор Павлович (1906-1988)
artclassic.edu.ru›Каталог›?cat_ob_no=&ob_no=18892
6. Федор Павлович Решетников родился 28 июля 1906 года.
astankov.info›pubs/8208-2120-fedor—reshetnikov…i…
7. Сочинение: описание картины Ф.П. Решетникова «Мальчишки»
сезоны-года.рф/сочинение мальчишки….
Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»
Разделы:
Русский язык
Цели деятельности учителя | Познакомить учащихся с особенностями типа речи описание. Подготовить пятиклассников к самостоятельной работе над сочинением-описанием. Развивать творческие и коммуникативные навыки учащихся. Показать детям значение умений собирать материал к сочинению, наблюдать и записывать свои наблюдения. |
Тип урока | Урок развития речи. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: знать способы развития темы в тексте. Структуру сочинения-описания. Уметь выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения. Метапредметные: способность к Личностные: осознание эстетической ценности |
Оборудование | Проектор, интер.доска (экран), компьютер. |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация, выполненная учителем, карты у каждого ученика (для учащихся) для сбора информации в течение урока, |
Основные понятия и термины | Тип речи, описание, троп, средства выразительности речи, эпитет, метафора, передний и задний план картины, тема, тема, микротема, абзац, вступление, основная часть, заключение. |
Организационная структура
урока (сценарий).
Приложение
Презентация
Лист обратной связи
20.05.2016
/data/files/d1593151697.doc (Раздаточный материал к уроку)Технологическая карта урока развития речи в 5 классе.
Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»
соблюдать орфографические, пунктуационные и грамматико-стилистические нормы при письме;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи; развивать внимание и воображение, стимулировать творческую деятельность;
воспитательные: формировать умения и навыки командной работы; воспитывать самостоятельность, аккуратность, стремление улучшать свою речь.
регулятивные УУД: планирование действий в соответствии с поставленной задачей; коррекции;
познавательные УУД: преобразование визуальной информации в текст; анализ объектов; синтез знаний; систематизация наблюдений;
коммуникативные УУД: развитие основных видов речевой деятельности; умение понимать замысел автора.
Этап урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения. |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия. |
Формируемые умения (УУД). |
Контроль результатов и учебной деятельности. |
Мотивация. |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
Вступительное слово. Чтение стихотворения. Ах, эти вездесущие мальчишки! За ними нет возможности угнаться. Сидели б дома, да читали книжки, Но нет, им надо в море собираться. Один из них откроет Антарктиду, Другой изобретёт велосипед, А третий вовсе пропадёт из виду, Чтобы в Китае встретить свой рассвет. Исколесят моря и океаны, Им небольшой покажется земля, И в космос выйдут гордо капитаны, стоявшие когда-то у руля. Ах, эти вездесущие мальчишки! И хоть проходит детства полоса, И пишутся уже другие книжки, В душе у них всё те же паруса! Е. Долгих Ребята, скажите, о чём стихотворение? Верно ли, что детские мечты открывают дорогу в будущее? Как вы понимаете эту фразу? Подойдёт ли это стихотворение к картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»? |
Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к року. |
Фронтальная. |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия и операции. |
Устные ответы учащихся. |
Целеполагание. |
Постановка целей учебной деятельности на уроке, их осознание и принятие учащимися |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Фронтальный опрос. |
Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания, анализируют высказывания одноклассников. |
Устные ответы учащихся. |
Актуализация и пробное учебное действие. |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. |
Организует работу в парах: ребята должны определить, к какому типу речи относится каждый текст и доказать (назвать 2 признака). На доске схема-подсказка «Типы речи». Беседа по вопросам: В каком тексте рассказывается о событиях, а в каком даётся описание героев, места и времени действия? Какие особенности описательного текста вы можете отметить? (Цели высказывания – рассказ о событиях/описание обстановки и участников; лексические особенности: обилие глаголов/преобладание существительных и прилагательных). Проследить за выполнением словарной работы. — Вставьте буквы на месте пропуска в текстах. Проверьте себя, сравнив с образцом. |
Отвечают на вопросы, строят понятные для собеседника высказывания. Анализируют тексты. Выводы и наблюдения дети записывают в тетрадь. Ребята определяют, к какому типу относится каждый текст и аргументируют свой ответ (называют 2 признака). |
Работа в парах и индивидуальная работа. |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия , операции, действуют по плану. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Письменный анализ в тетради и устные ответы каждой микрогруппы. |
Осознание учебного затруднения и построения проекта выхода из затруднения |
Составление плана сочинения-описания. Работа со вступлением. Эвристическая беседа по содержанию картины с фиксацией результатов в тетради. |
Задаёт вопросы учащимся: Итак, вспомним, из каких частей должен состоять текст любого сочинения? А сочинения по картине? Какую информацию должно содержать вступление? (Несколько слов о художнике и картине). Работа со вступлением в парах: Перед вами небольшая статья о художнике. Выпишите в парах важные факты, касающиеся творчества Ф.П. Решетникова. (2 коротких предложения). Все вместе рассматриваем другие картины художника на слайдах презентации. Работа над составлением плана сочинения-описания в ходе эвристической беседы: 1) Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает? 2) На какие части можно разделить картину? 3) Какие краски и тона преобладают? 4) Кто герои картины? 5) Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли? Как они изображены? Опишите каждого: • роль; • внешность; • поза; • выражение лица. 6) Что можно сказать о характере каждого? Обсуждение заключения в ходе эвристической беседы: 1) Какое впечатление производит картина на зрителя? 2) Понравилась ли вам картина? Почему? |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассникам делают выводы. Дети работают с текстом, выписывают ключевую информацию. Советский художник Фёдор Павлович Решетников с детства увлекался рисованием. Излюбленной темой его творчества было изображение детей в разных жизненных ситуациях. Художник часто наблюдал за игрой подростков, любил общаться с детьми, поэтому ребята на его картинах выглядят естественными, живыми. Картина Решетникова «Мальчишки» была создана в 1971 году и тоже посвящена детям. Просматривают другие работы художника. Примерные ответы на вопросы в ходе беседы по содержанию картины: 1) Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше. 2) Небо, город, мальчики на крыше. 3) Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры. 4) Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи. 5) На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо. Первый мальчик указывает на что-то в небе, делится услышанным, прочитанным. Выделяется. Хороший рассказчик, сумел заинтересовать друзей. Второй увлечён увиденным и услышанным. Застыл от удивления и восхищения. Их друг, не отрываясь, смотрит на небо. Взгляд его задумчив, мечтателен. 6) Серьёзный, целеустремлённый. Очень впечатлительный. Романтик, мечтатель. |
Работа в парах. Фронтальный опрос. Индивидуальная работа (фиксация результатов наблюдений в тетради) |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Устные ответы, письменная работа в тетрадях. |
Физминутка |
||||||
Первичное закрепление способов деятельности, словарно-синтаксическая и стилистическая работа. |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа с основной частью. |
Организует и сопровождает деятельность детей. Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом. Предлагает детям задания разных уровней: 1) восстановить деформированный текст-образец сочинения; 2) составить предложения, описывающие картину, по опорным словам; 3) закончить предложения. Выслушивает ответы. Следит за тем, чтобы все группы обменялись информацией о выполненном задании. |
Работают в группах по карточкам. |
Работа в группах. |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные:читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в раздаточных материалах. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
Письменная работа с карточками, отчёт групп. |
Домашнее задание |
Домашнее задание. |
Задаёт домашнее задание: поработать дома с черновиком и написать работу по предложенному плану. Сообщает, что на следующем уроке ребятам предстоит написать работу на чистовике. |
Отвечают на вопросы; определяют уровень приобретённых знаний. |
Индивидуальная. |
Личностные: приобретают мотивацию к самостоятельной работе дома. Регулятивные: контролируют свою деятельность. |
Записи в дневниках. |
Рефлексия. |
Заключительная беседа по вопросам, оценивание деятельности на уроке. |
Даёт утверждения для самооценки (+/-): 1) Я знаю особенности описания как типа речи. 2) Я знаю, из каких частей состоит сочинение по картине. 3) Я умею правильно писать слова, относящиеся к теме сочинения. 4) Я могу устно описать изображённое на картине «Мальчишки». 5) Я могу редактировать сочинение, исправлять недочёты. |
Определяют эмоциональное состояние, результаты работы на уроке. |
Индивидуальная. |
Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и операционных исследовательских, аналитических умений: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: осуществляют обратную связь с учителем. |
Самооценка деятельности. |
Автор: Лычаная Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ ООШ № 5
Населённый пункт: город Алексеевка Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки» 5 класс
Раздел: среднее образование
Урок развития речи
Подготовка к сочинению по картине
Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Цель урока: подготовить учащихся к описанию изображённого на картине.
Задачи урока:
Образовательные. Познакомиться с биографией и творческим
наследием художника, научить собирать рабочие материалы по картине;
сформировать умение писать сочинение;
Развивающие. Развивать умение самостоятельно и четко
формулировать собственную мысль, выделять короткие аргументы для
формулировки точки зрения и подбирать факты для их подтверждения.
Воспитательные. Воспитывать самостоятельность и ответственность,
умение видеть прекрасное, интерес к различным видам искусства.
Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова, презентация,
ученические сочинения.
1. Сообщение темы, цели и задач урока
Организационный момент
Сегодня на уроке нам предстоит написать сочинение по картине Фёдора
Павловича Решетникова «Мальчишки». С этим художником мы встречаемся
впервые. Давайте вспомним, что необходимо знать, чтобы в конце урока в
ваших тетрадях появилась творческая работа.
Напоминаю памятку «Как писать сочинение по картине»
Памятка «Как писать сочинение по картине»
1.Назовите автора картины и расскажите о художнике.
2.Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал
художник?
3.Что автор передал на переднем плане? На какие объекты он обращает
наше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные «рисующие»
слова.
4.Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его
изобразил? Почему?
5.Покажите своё отношение к картине: нравится ли она вам и чем?
2.Вступительное слово.
Предаваться мечтам превосходно порою,
От раздумий таких на душе красота,
А мечта все ведет и ведет за собою,
В ней счастливые будни и чувств полнота…
Но не стоит на облаке вечно кататься,
Чтоб достичь высоты, недостаточно слов,
И на землю приходится снова спускаться
После славных полетов – мечтательных снов…
1.Ребята, скажите, о чём стихотворение?
2.О чём мечтаете вы?
3.Вспомните домашнее задание?
4.Подойдёт ли это стихотворение к той картине, с которой вы работали дома.
(уч.Ч1. упр.229)
Вспоминаем домашнее задание, работаем с картиной. Вспоминаем типы
речи
Работа в парах: ребята должны определить к какому типу относится
каждый текст и доказать почему (назвать 2 признака).
На доске схема- подсказка “типы речи”. У каждой пары по два текста, но
один обязательно описание.
Учитель помогает сделать вывод, задаёт вопрос:
Какие особенности описания вы можете отметить?
(вопрос – какой?, называет общее впечатление ).
Молодцы, правильно выделили все признаки описания.
Словарная работа.
-Запишите слова и вставьте буквы на месте пропуска.
П..др..сток;
Ра(с/сс)казывает;
Уд…в…льствие;
Ра(с/сс)казчик;
Г..л..ктика;
Пл…нета;
К…см…с;
К…смический к…рабль;
В(о/оо)бражают;
П…рила;
Тёмно(-/слитно) синем.
Можно ли эти слова использовать в нашей письменной работе?
Задаёт вопросы учащимся:
Итак, вспомним из каких частей должен состоять текст любого сочинения?
А сочинения по картине? Во вступлении что напишем? (несколько слов о
художнике и картине). Работа с текстом в парах:
Перед вами небольшая статья о художнике выпишите в парах важные факты
биографии Решетникова. (2 коротких предложения).
Все вместе рассматриваем другие картины художника на слайдах
презентации
Работают с карточками.
Карточка (дети работают с текстом)
Фёдор Павлович Решетников — советский художник с детства увлекался
рисованием. Художник Ф. П. Решетников очень любил писать картины на
детскую тематику. Часто наблюдал за игрой подростков . И постепенно он
стал все чаще изображать на своих картинах детей в разных жизненных
ситуациях. Картина Решетникова “Мальчишки” была создана в 1971 году и
тоже посвящена детям.
Помогает вспомнить учащимся , что в тексе-описании могут присутствовать
метафоры и эпитеты. Вместе пытаемся привести примеры и найти в тексте.
Работают в парах. Составляют план для работы над сочинением-описанием.
План:
1. Вступление.
(Несколько слов об авторе и картине).
2. Осн.часть.
(Передний план, задний план, главные герои, настроение, цвета). Используем
метафоры и эпитеты.
3. Заключение.
(Понравилась картина или нет?)
II.
Рассказ
о
художнике
и
о
его
других
картинах
с
использованием
презентации.
Фёдор Павлович Решетников — советский художник с детства увлекался
рисованием. Художник Ф.П.Решетников очень любил писать картины на
детскую тематику. Часто наблюдая за игрой подростков в “войнушку”.
Именно с того дня он стал все чаще изображать на своих картинах детей в
разных жизненных ситуациях. Картина Решетникова “Мальчишки” была
создана в 1971 году и тоже посвящена детям. Прошло десять лет после
легендарного первого полета человека в космос. Все мальчишки грезили о
космосе и как один хотели быть похожими на Юрия Гагарина. На картине три
мальчика, которые августовской ночью забрались на крышу многоэтажного
дома, чтобы понаблюдать за звездным небом. Как известно в августе в
средней полосе России очень часто можно наблюдать звездопад и мальчишки,
завидев очередную падающую “звезду”, стараются как можно быстрее
загадать самое сокровенное желание.
Ладонью, заслонясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
— Ракета достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
— Порядок. —
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!
Автор: Л. Татьяничева
III. Первичное восприятие картины
Рассмотреть картину. Чем понравилась? Объяснить название.
IV. Беседа по картине, запись вопросов и подбор рабочих материалов.
Вопросы для беседы
Рабочие материалы к сочинению
Что изображено на картине?
Какое время суток?
Что на это указывает?
Поздний вечер, тёмно-синее небо,
огни вечернего города, освещённые
окна домов, тени на крыше.
На какие части можно разделить
картину?
Небо, город, мальчики на крыше.
Какие краски и тона преобладают?
Темные, приглушённые; неясные,
размытые контуры.
Кто герои картины?
Три друга, одного возраста, наверное,
одноклассники, соседи.
Где мы их видим?
Как они там оказались?
Для чего они туда пришли?
На крыше дома, внимательно
всматриваются в ночное небо.
Как они изображены?
Опишите каждого:
роль
внешность
поза
выражение лица
1. Указывает на что-то в небе,
делится увиденным,
прочитанным. Выделяется.
Хороший рассказчик, сумел
заинтересовать друзей.
2. Увлечён увиденным и
услышанным. Застыл от
удивления и восхищения.
3. Не отрываясь тоже смотрит на
небо. Взгляд его задумчив,
мечтателен.
Что можно сказать о характере
каждого?
1. Серьёзный, целеустремлённый.
2. Очень впечатлительный.
3. Романтик, мечтатель.
V. Словарная работа.
Картина, произведение, холст.
Мальчишки, герои картины, ребята.
Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины.
VI Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.
VII . Рефлексия. Что нового узнали на уроке.
Какие трудности возникали в процессе работы? Как вы их преодолевали?
Дайте оценку нашей работе
VII . Поработать с черновиком и написать работу по предложенному
плану(2-ой урок)
Карточка на парту для работы в парах.
План сочинения.
Разработайте!!! Подумайте и обсудите, что напишите в каждой части?
1.
ВСТУПЛЕНИЕ
2.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Образец сочинения.
Ф.П.Решетников – известный советский художник, который часто писал
картины, изображающие детей. Без сомнения, самое знаменитое его полотно
– это «Опять двойка!» Но и картина «Мальчишки» тоже достаточно известна.
Это произведение – гимн мечте о звездах. Оно показывает трех
мальчишек, которые поздним вечером взобрались на крышу дома, чтобы
посмотреть на небо. Друзья стоят рядом. Один из них одет в белую рубашку,
контрастную на фоне темного неба, и изображен в центре. Поэтому мы сразу
обращаем внимание на него. Он о чем-то увлеченно говорит, указывая на
звезды. Я думаю, это он интересуется астрономией и уговорил друзей
полезть на крышу. Рядом стоит светловолосый мальчик, он завороженно
слушает своего друга, даже немного раскрыл рот. Третий их приятель почти
лежит на каком-то предмете или приспособлении, может быть, это вход на
чердак. Он, подпирая рукой голову, тоже смотрит на небо, но кажется, что он
не столько слушает, сколько мечтает.
На заднем плане картины мы видим город. Дома трудно разглядеть
в темноте, поэтому светящиеся в них окна кажутся тоже звездами. Мальчики
могут представить себе, что они летят в космическом корабле среди
созвездий.
Мне очень понравилась картина Решетникова. Она красивая, у неё
интересный сюжет. Кажется, что ты тоже находишься на крыше с этими
мальчиками и мечтаешь о полете в космос.
Технологическая карта урока развития речи на тему:
«Подготовка к сочинению по картине
Ф.П.Решетникова «Мальчишки».»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Ситникова Елена Алексеевна
учитель русского языка и литературы МБУ школы №91 г.о.Тольятти
Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки».
Класс: 5 класс Б
Тип урока: урок развития речи
Реализуемая программа: по русскому языку для 5—9 классов .Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и
др./ Москва.:Просвещение 2013
УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженкая,
М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.
Цель урока: обеспечить формирование умения составлять рассказ — повествования с элементами описания на
основе жанровой картинки, раскрывать основную мысль.
Предметные результаты: понятия «тема»,»основная мысль«,»художественные средства».
Метапредметные результаты: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, свободно пользоваться словарями различных типов.
Личностные результаты: понимание определяющей роли родного языка в развитие интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
интерактивная доска
Организационн
ый момент,
мотивация к
учебной
деятельности
Настрой на учебную
деятельность
Познавательные:
осознают учебно—
познавательную
задачу.
Коммуникативные:
обмениваются
мнениями.
Личностные: имеют
мотивацию к учебной
деятельности
—Сегодня мы с вами на уроке
познакомимся с художником
Решетниковым Фёдором
Павловичем.
Сообщение о художнике.
Решетников Федор Павлович (1906
г. — 1988 г.) — советский художник. Ф.
П. Решетников родился в1906 году
в селе Сурско—Литовском
Екатеринославской губернии
Российской империи в семье
иконописца. Интерес к живописи
рано проявился у мальчика.
Маленький Федя присматривался ко
всему, что делал его старший брат—
художник, часто помогал ему:
растирал краски, натягивал холсты,
мыл кисти, а иногда рисовал и сам.
Четырнадцатилетним мальчиком
Решетников покинул дом отца:
настало время начинать
самостоятельную жизнь, самому
зарабатывать кусок хлеба. Ездил он
по стране, работал в различных
мастерских, на шахтах, но не
забывал любимое с детства ремесло.
Отвечают на
вопросы. Строят
понятные для
партнёра
высказывания.
Внутренняя и
внешняя
готовность
С особым удовольствием он рисовал
декорации для местных театров
.Работал в клубе
железнодорожников станции
Гришино Днепропетровской
области. Учился на рабфаке
искусств в Москве, поступил в
Высшие художественно—технические
мастерские, где занимался в 1929—
1934 годах, в частности у Д. С.
Моора. Участвовал в арктической
экспедиции на пароходе
«Челюскин».Суровая и необычная
природа Арктики, героический труд
мужественных людей – всё это
захватило художника. Вместе с
другими героями—челюскинцами он
был снят с дрейфующей льдины
отважными лётчиками и,
возвратившись, написал несколько
картин, посвящённых Арктике.
Действительный член АХ СССР с
1953 года, вице—президент (с 1974
года). В годы Великой
Отечественной войны он был на
фронте, защищал Севастополь,
освобождал от фашистов Крым.
После войны художник вернулся к
своей профессии. Любимыми
героями его полотен стали дети. Его
известные картины: “Нарушитель”,
“За мир”, “За уроками”, “Опять
двойка!” Картина Ф.П.Решетникова
«Прибыл на каникулы» (1948)
является своеобразным
рекордсменом. Совокупный тираж
открыток с репродукцией этой
картины составил свыше 13
миллионов экземпляров — больше,
чем какой—либо другой открытки,
выпущенной в Советском Союзе.Ф.
П. Решетников умер 13 декабря 1988
года. Похоронен в Москве на
Ваганьковском кладбище
Л:осознают свои
трудности и стремятся
к их преодолению;
проявляют
способность к
самооценке своих
действий, поступков.
Р:осознают
недостаточность своих
знаний
П:устанавливают
А картина, по которой вы будете
писать сочинение называется
«Мальчишки»
Формулируются
собственные
мысли.
причинно—
следственные связи,
деляют выводы
Выявление
места и
причины
затруднения
П:определяют
основную и
второстепенную
информацию
Р:осознанно и
произвольно строят
высказывания в
устной речи
П:устанавливаются
причинно—
следственные связи,
делаются выводы
К:задают вопросы с
целью получения
необходимой для
решения проблемы
информации
Л:осознают свои
возможности в
учении
—На какие части можно
раразделить картину?
—Какие краски и тона
прпреобладают?
— Кто герои картины?
— Где мы их видим? Как они там
ококазались?
— Как они изображены?
Опишите
Каждого:
роль
внешность
поза
— Что можно сказать о характере
каждого?
Отвечают на
вопросы
Формулируют
собственные
мысли. В
сотрудничестве
с учителем и
одноклассниками
делают выводы.
Готовность к
восприятию
новых знаний
Осознание
значимости
новых знаний
Практическая
деятельность
Р:контролируют
учебные действия,
замечают
допущенные
ошибки.
К:осуществляют
совместную
деятельность в парах
и рабочих группах с
учётом конкретных
учебно—
плзнавательных
задач, умеют
задавать вопросы
для уточнения
последовательности
работы.
Словарная работа.
1.Записать слова
Картина, произведение, холст.
Мальчишки, герои картины,
ребята.
Художник, Ф.П.Решетников,
живописец, автор картины.
Подберите слова—синонимы
дл для описания красок,
преобдадающих в
картине
(темные, приглушённые;
неясные, размытые)
Составление плана.
1.История создания картины
2.Главные герои картины.
3.Как они изображены.
4.Основная мысль картины.
5.Моё отношение к картине.
Высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения. В
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
делают выводы
Осознание
значимости
новых знаний
К :формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку зрения
Отвечают на вопросы,
Выполняют упражненния
Составление
устного рассказа
по картине
Формулируются
собственные
мысли.
Рабочие материалы к сочинению
Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это
указывает?
Поздний вечер, тёмно—синее небо, огни вечернего
города, освещённые окна домов, тени на крыше.
На какие части можно разделить картину?
Небо, город, мальчики на крыше.
Какие краски и тона преобладают?
Темные, приглушённые; неясные, размытые
контуры.
Три друга, одного возраста, наверное,
одноклассники, соседи.
Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда
пришли?
На крыше дома, внимательно всматриваются в
ночное небо.
Как они изображены? Опишите каждого:
роль
внешность
поза
выражение лица
1. Указывает на что—то в небе, делится
услышанным, прочитанным. Выделяется.
Хороший рассказчик, сумел заинтересовать
друзей.
2. Увлечён увиденным и услышанным. Застыл от
удивления и восхищения.
3. Не отрываясь тоже смотрит на небо. Взгляд его
задумчив, мечтателен.
Что можно сказать о характере каждого?
1. Серьёзный, целеустремлённый.
2. Очень впечатлительный.
3. Романтик, мечтатель.
Образец сочинения.
Картины Ф.Решетникова разнообразны. Среди них есть произведения, посвящённые детям и детству. К
ним относится картина «Мальчишки», написанная в 1971 году.
На ней изображены три мальчика на крыше дома, Небо — темно—синее, ярко горят окна домов, фонари
освещают улицы. Значит, изображён поздний вечер. Автор использует тёмные, приглушённые тона, нет
ярких красок, картина передаёт спокойствие и умиротворение.
Картину можно разделить на три части: верхнюю часть занимает вечернее небо, центо— город в огнях, на
переднем плане — мальчики.
Мне кажется, что герои картины — друзья. Ребята примерно одного возраста, поэтому, возможно, они
одноклассники. А если в такое позднее время они вместе, то живут,наверное, в доме, на крыше которого
находятся, они соседи. Ребята пришли сюда, чтобы посмотреть на звёздное небо, полюбоваться его
красотой, найти какое—то созвездие. Мальчик повыше на что—то указывает. Наверное, он прочитал
интересную книгу о космосе, о космических полётах, о созвездиях, о спутниках и теперь делится своими
знаниями с друзьями. Его роль автор подчеркнул белой рубашкой, которая светлым пятном выделяется
на фоне темного неба. Он хороший рассказчик: два других мальчика с большим интересом слушают его.
Мальчик, стоящий рядом, высоко подняв голову, держась за ограждение на крыше, широко открытыми
глазами смотрит в небо. Его так захватил рассказ, что он открыл рот да так и замер. Другой мальчик
слушает, облокотясь на какое— то строение на крыше. Ему тоже интересно, но им владеют совершенно
другие чувства. Взгляд его мечтателен6 задумчив, он любуется красотой звёздного неба. По тому, как
изобразил ребят художник, можно сказать о характере каждого из них. Они совершенно разные:
рассказчик — умный, начитанный, серьёзный, наверное, отличник; стоящий рядом с ним — очень
впечатлительный, застенчивый, тихий; третий мальчик — романтик, мечтатель, наверное, выдумщик. И
им интересно друг с другом именно потому, что они разные.
Картина мне очень понравилась. Кажется, что сам находишься на крыше вместе с этими ребятами. Как
хотелось бы иметь таких друзей!