Подготовка к написанию сочинения по лирике а с пушкина в 7 классе по меркину



Скачать материал

Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина в 7 классе Составила презен...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 32 человека из 21 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина в 7 классе Составила презен...

    1 слайд

    Подготовка к сочинению
    по творчеству А.С.Пушкина в 7 классе
    Составила презентацию:
    учитель
    русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт — Петербурга
    Соковых Надежда Николаевна

  • Цели урока:1.Помочь учащимся выразить своё  понимание  и отношение к творчест...

    2 слайд

    Цели урока:
    1.Помочь учащимся выразить своё понимание и отношение к творчеству А.С.Пушкина.
    2.Работать над конструированием
    сочинения-рассуждения: выстраивать логику размышления, уметь использовать материал художественных текстов, грамотно выражать свои мысли и эстетические переживания.
    3.Обогащать словарь учащихся, развивать речь.

  • Темы сочинений1 «Мой Пушкин».
2. « Чем мне интересен А.С.Пушкин».
3. « Мой лю...

    3 слайд

    Темы сочинений
    1 «Мой Пушкин».
    2. « Чем мне интересен А.С.Пушкин».
    3. « Мой любимый пушкинский герой».

  • Придерживаемся формы сочинения-рассуждения1. Определить основную мысль
( сфор...

    4 слайд

    Придерживаемся формы сочинения-рассуждения
    1. Определить основную мысль
    ( сформулировать ведущий тезис);
    2. Подобрать доказательства и наметить последовательность изложения;
    3. Сформулировать вывод.

  • Пушкин-историкКаким предстаёт перед нами поэт Пушкин в поэмах: « Медный всадн...

    5 слайд

    Пушкин-историк
    Каким предстаёт перед нами поэт Пушкин в поэмах: « Медный всадник»,
    « Полтава»?
    Какие исторические реалии воспроизведены им в этих произведениях в художественной форме?

  • Строительство Санкт-Петербурга,

укрепление государства Российского, его мощи...

    6 слайд

    Строительство Санкт-Петербурга,

    укрепление государства Российского, его мощи, авторитета среди других стран Европы, предстаёт величественный образ самого царя Петра Первого:

    «То академик , то герой, то мореплаватель, то плотник»,
    — писал о нём А.С.Пушкин.

  • Исторические реалии:В 1709 г. была одержана победа над шведами.
В 1703 г. осн...

    7 слайд

    Исторические реалии:
    В 1709 г. была одержана победа над шведами.
    В 1703 г. основан город на Неве, построен северный порт:
    «в Европу прорубить окно» — вот цель Петра I
    реалия – ( в переводе с лат.) истинный, действительный.

  • - Помимо величественного образа Петра Первого, какие ещё картины из  
этих по...

    8 слайд

    — Помимо величественного образа Петра Первого, какие ещё картины из
    этих поэм восхищают наше воображение?

    Какие чувства мы испытываем, читая строки поэмы « Медный всадник»?
    (о городе)

    Каким предстаёт перед нами сам
    А.С. Пушкин? (гражданин, художник слова)

  • - Чем близок кудесник из «Песни о вещем Олеге» самому поэту по идейным взгляд...

    9 слайд

    — Чем близок кудесник из «Песни о вещем Олеге» самому поэту по идейным взглядам и убеждениям?
    Что всегда отстаивал в своём творчестве Пушкин?
    (Правдивость
    Независимость
    Неподкупность)

    — Как можно соотнести образы кудесника и поэта со словом «свобода»? В чём состоит , по вашему мнению, божественное предназначение того и другого?

  • - Какие нравственные уроки мы можем взять для себя из  произведений 
А.С. Пуш...

    10 слайд

    — Какие нравственные уроки мы можем взять для себя из произведений
    А.С. Пушкина?

    Вспомните послания: «Няне», «Пущину», пушкинские сказки, стихи о природе, о любви, повесть
    « Дубровский».
    Согласны ли вы с высказыванием критика Белинского о Пушкине, что :
    «…Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека»?

  • Цитируйте Пушкина правильно:Прозу записываем в форме прямой речи...

    11 слайд

    Цитируйте Пушкина правильно:
    Прозу записываем в форме прямой речи А: «П.!?» или «П,? !»-а.
    Стихи цитируем без кавычек, сохраняем форму стиха, например:

    Пушкин с благодарностью обращается к Пущину:
    Мой первый друг,
    Мой друг бесценный !..

  • Словарь:
Обращаясь к творчеству Пушкина;
Читая А.С. Пушкина, я погружаюсь…;
П...

    12 слайд

    Словарь:
    Обращаясь к творчеству Пушкина;
    Читая А.С. Пушкина, я погружаюсь…;
    Пушкин — историк, Пушкин-поэт,
    Пушкин-художник слова; Пушкин-гражданин;
    Мне нравится…; Читая Пушкина, проникаешься чувством гордости; Мы учимся у Пушкина; Читая Пушкина,мы постигаем, узнаём…; Пушкин открывает нам… Каждый по-своему любит Пушкина, мне, например,…

  • Используемые источники:Поурочные разработки по литературе И В Золотарёва; 
С....

    13 слайд

    Используемые источники:
    Поурочные разработки по литературе И В Золотарёва;
    С.М.Аникина, Москва, « ВАКО» 2004;
    Учебник « Литература» 7 класс,
    В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин « Просвещение»
    2013 г.

Краткое описание документа:

Учимся писать сочинение:

1) выбираем одну из предложенных тем или формулируем самостоятельно;

2) выделяем ключевые слова, продумываем свой тезис;

3) подбираем соответствующий ему материал;

4) выстраиваем логическое рассуждение, систему доказательств, цитируем;

делаем выводы;

5) проверяем грамотность.

Пользуемся черновиком,прежде чем писать в чистовик.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 610 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 29.10.2017
  • 597
  • 2

Рейтинг:
4 из 5

  • 29.10.2017
  • 1122
  • 1

«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

Рейтинг:
5 из 5

  • 29.10.2017
  • 1945
  • 5
  • 29.10.2017
  • 704
  • 4
  • 29.10.2017
  • 566
  • 1

Рейтинг:
4 из 5

  • 29.10.2017
  • 2940
  • 37

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

  • 29.10.2017
  • 3567
  • 29

Рейтинг:
4 из 5

  • 29.10.2017
  • 6832
  • 253

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

На чтение 7 мин. Опубликовано 10.02.2020

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт и писатель, известный всему миру. Его творчество не знало границ. Автор писал для детей и взрослых. Множество его работ вошло в школьную программу, а также в золотой фонд русской литературы. Сочинение-рассуждение «Творчество Пушкина» для 7 класса дает возможность более подробно разобраться в произведениях писателя, понять его мировосприятие.

Содержание

  1. Правила написания текста
  2. Структура работы
  3. Составление композиции
  4. Школьные эссе
  5. Первый вариант
  6. Второй пример
  7. Проект для ФГОС

Правила написания текста

Вклад Александра Сергеевича как писателя, поэта и драматурга неоценим, а его талант безграничен. Он пробовал себя во всем и везде достигал успеха. Настроение в работах Пушкина связано с его жизнью, переживаниями в конкретный момент.

Структура работы

Сочинение на тему «Творчество Пушкина» в 7 классе следует начинать с определения основной идеи рассуждения, после чего составить план работы. Для его составления нужно задать себе вопросы, которые помогут раскрыть тему. Среди них могут быть следующие:

  1. Какие произведения А. С. Пушкина лучше всего знакомы?
  2. Что известно про писателя?
  3. Какие герои его книг известны?
  4. Какое отношение к нему?

При написании сочинения нужно излагать свои мысли лаконично и последовательно, что позволит читающему с легкостью понять написанное.

Написание сочинения

Размышляя над произведениями автора, нужно приводить примеры и представлять аргументы из его рассказов и стихотворений. После этого следует составить композицию сочинения. Она включает:

  • введение;
  • основную часть;
  • заключение.

Составление композиции

Сочинение начинают с введения, где кратко прописывается главная идея. В основной части нужно полностью раскрыть тему эссе. Можно рассказать про творческие успехи Пушкина, какое они оказывают влияние на читателя, что востребовано в наши дни. В заключении подводят итоги эссе, а также пишут об актуальности темы в наше время.

Нужно проанализировать свои мысли и приступить к работе. Повествование сочинения должно быть понятным, а текст легко читаться и восприниматься. Если возникают затруднения, то всегда можно оставить одну часть композиции и перейти к другой, а после ее написания вернуться и дописать начатое. Работать нужно сначала в черновике, а после проверки и вычитки текста можно будет переписать в чистовик.

Школьные эссе

Пушкиным были заложены основы современного русского литературного языка. Он писал свои произведения доступными и понятными словами, что имеет большое значение, так как спустя несколько веков у читателей есть возможность прочесть его книги.

Первый вариант

Автор в работах поднимает важные и насущные жизненные проблемы. В своих произведениях он показывает быт и традиции русского народа, а также то время, когда Александр Сергеевич жил. Его творчество имеет не только литературное значение, но и историческое. Знаменитые произведения Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский», «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане» произвели огромное впечатление на миллионы людей. На них вырастают дети, формируя свое мировоззрение.

Читает книгу Пушкина

Пушкинские истории можно назвать бессмертными, завораживающими дух зрителя. В книгах до сих пор обнаруживаются актуальные вопросы и проблемы. В творчестве писателя встречаются темы любви, вдохновения, красоты, природы.

Особенно интересно и важно наблюдать тематику поэта и поэзии. Автор осознавал свой талант и считал, что его главная цель и обязанность — «глаголом жечь сердца людей». Эту строку можно увидеть в стихотворении «Пророк».

Пушкин воспевает лучшие нравственные человеческие качества: добро, честность, великодушие, смелость и благородство. Он создает прекрасные женские образы Марии Мироновой, Татьяны Лариной, Марии Троекуровой. Эти девушки чисты и идеальны.

Читая книги писателя и поэта, можно научиться доброте, верности, чести. Автор показывает читателю важность справедливости в социуме, дружбы и любви в жизни любого человека.

Темы, которые отображаются в работах Пушкина, можно назвать вечными. Они актуальны по сей день. В этом и состоит их прелесть.

Второй пример

С самого раннего детства мы знаем сказки и истории А. С. Пушкина. Мои любимые произведения — это «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Евгений Онегин». Все его работы красивы и наполнены огромным смыслом.

Сказки Александра Сергеевича учат нас вере в лучшее, поясняют нам, что не волшебством или богатством можно достигнуть счастья. Прекрасные качества, которые читатель почерпнет из прочитанных работ Пушкина, — чистота души, трудолюбие, верность своему слову, доброта.

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

Произведения автора заставляют верить в любовь и дружбу, верность и честь, что зло будет наказано. Они проникнуты человечностью, идеями, гуманизмом и народностью.

Стихи Александра Сергеевича, наполненные нежностью и искренностью к героям, отражают любовь, красоту и эстетику. Трепетные слова волнуют душу читателя.

Пишу домашнее сочинение по произведениям Пушкина в 7 классе. Сколько еще не прочитано, а уже столько эмоций и впечатлений. Мое любимое стихотворение — «Я вас любил…». Поэт передает чистоту любовного переживания. Когда я его читаю, то забываю про все на свете. Слова увлекают в мир благородства, искренности и самопожертвования.

Стихотворения также проникнуты любовью к родной природе. В них гармония и красота.

Ода «Вольность»

Свобода занимает особую роль в творчестве Пушкина. Он был декабристом, его всегда волновала эта тема, а также судьба Отчизны. О судьбе России автор писал в оде «Вольность». Его герои свободолюбивы. Свобода выступает одновременно в виде возвышенного идеала и трагичной проблемы.

Великий писатель сделал огромный вклад в фонд мировой литературы. Его работы актуальны до сегодняшнего дня. Любому человеку есть о чем задуматься, прочитав произведения А. С. Пушкина.

Проект для ФГОС

Пушкин знаменит во всем мире. Почти в каждом российском городе память о нем увековечена в памятниках. Он прожил недолгую, но насыщенную жизнь.

Александр Сергеевич является основоположником российского реализма. Он написал историческую драму «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин».

«Медный всадник»

Автор описывает в своих работах некоторые исторические моменты: интриги, войны и подвиги великих российских людей. Например, в произведении «Медный всадник» он пишет о том, как Петр I основал новый город на берегах реки Невы. Писатель жил в Санкт-Петербурге, восхищался его красотами. Этот стих показывает чувства гордости и патриотизма автора.

Он словно историк, который рассказывает о смерти князя Олега, показывает его нрав и жизнь людей того времени, а также раскрывает интриги в поэме «Борис Годунов», где описывается кровопролитная борьба за российский престол, не щадившая даже детей.

Можно наблюдать неравнодушие к истории России в произведениях Пушкина. В сочинении 7 класса я хочу показать, что писатель озабочен судьбой своего народа. Александр Сергеевич своими произведениями доносит до нас свое сообщение о том, что многие проблемы актуальны до сих пор, говорит о главных ценностях и смысле жизни.

Во времена Пушкина был известен крепостной крестьянин Слепушкин, который писал стихи. Однажды царь Николай одарил его подарками, а вот Пушкина он недолюбливал. Александр Сергеевич признавал талант крепостного, хорошо о нем отзывался. Он писал, что «Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и полумедаль, а Пушкину полному — шиш. Так и быть: отказываюсь от фрака, штанов и даже академического четвертака…». Общественными усилиями были собраны три тысячи рублей на получение вольной для крепостного. Очень интересно, почему имя этого поэта неизвестно нам сейчас?

Подводя итоги сочинения про Пушкина (7 класс) по литературе, хочется сказать, что в произведениях гениального поэта и писателя описывается самая важная мысль — что бы ни случилось, очень важно при любых обстоятельствах оставаться благородным человеком.

Еще сочинения по программе 7 класса:

  • Сочинение для 7 класса по повести «Станционный смотритель»

  • Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (литература, 7 класс)

  • Сочинение для 7 класса на тему «Недоросль»

  • Сочинение для 7 класса «Описание внешности моей лучшей подруги»

  • Сочинение на тему «Описание друга» для 7 класса

  • Описание внешности мамы: сочинение для 7 класса

  Литература, 7 класс 22.11.2019

Тема: Р.р. Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова»

Цель: отработать схему написания сочинения на заданную тему.

Задачи: определить исторические моменты в изученных произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;

  • научить правильному использованию речевых клише при написании вводной части сочинения;

  • развивать письменную речь учащихся;

  • прививать интерес к истории России, изучению литературных памятников русской литературы.

Ход урока

  1. Введение в тему урока

    1. Слово учителя

Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России, обладающей очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни. 

  Именно поэтому писатели всегда уделяли огромное внимание истории России. Так, А.С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России. 

В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена — его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой: 

    Как ныне собирается вещий Олег 

    Отмстить неразумным хозарам, 

    Их селы и нивы за буйный набег 

    Обрек он мечам и пожарам… 

   Но «Песнь» — не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме — о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, — особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло, и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был. 

Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного, в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева (за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.

  1. Работа над темой урока

    1. Знакомство с понятием «клише» и условиями его использования

На следующем уроке нам с вами предстоит написать сочинение на тему «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова», и вы уже знаете, как обычно сложно его начать. Именно для этого используются так называемые «речевые клише» – стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также и общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях, а если говорить проще – образцы предложений и словосочетаний. Так, например, наиболее уместны в начале сочинения конструкции типа:

1. Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

2. Каждый из нас сталкивался с …

3. С давних времен человек размышлял о …

4. Как часто мы слышим о …

5. Мы знаем о … из книг и фильмов, рассказов близких.

6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

7…. всегда волновала, волнует и будет волновать…

Пример (7): История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы её настоящих граждан. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи….

    1. Написание первого предложения сочинения по заданным клише

    2. Проверка и анализ написанного

    3. Работа с клише-переходами:

1. Так, в стихотворении (поэме, рассказе…) (название) поэт (имя) обращается к ….

2.Обратимся к произведению… (автор, название).

клише-интерпретациями произведения или его фрагмента:

1. Автор повествует о…

2.Поэт показывает…

3.Поэт обращает наше внимание на…

клише-выводами и заключениями:

1. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

2.Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

4. В заключение хочется выразить надежду на то, что…

  1. Подведение итогов. Рефлексия

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? Помогут ли вам в дальнейшем полученные сегодня сведения?

  1. Домашнее задание: подготовиться к написанию сочинения.

Начало:

1. Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

2. Каждый из нас сталкивался с …

3. С давних времен человек размышлял о …

4. Как часто мы слышим о …

5. Мы знаем о … из книг и фильмов, рассказов близких.

6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

7…. всегда волновала, волнует и будет волновать…

Пример (7): История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы её настоящих граждан. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи….

Переход:

1. Так, в стихотворении (поэме, рассказе…) (название) поэт (имя) обращается к ….

2.Обратимся к произведению… (автор, название).

Продолжение текста:

1. Автор повествует о…

2.Поэт показывает…

3.Поэт обращает наше внимание на…

Заключение:

1. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

2.Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

4. В заключение хочется выразить надежду на то, что…


Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Литература

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

Проверить усвоенные учащимися знания по теме «А. С. Пушкин». Подготовить учащихся к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи урока

  • Выполнение самостоятельной работы по теме «А. С. Пушкин. Лирика. Роман «Капитанская дочка»». Обсуждение тем сочинения по роману «Капитанская дочка», подготовка цитат и характеристик героев, на которые учащиеся будут опираться в домашних сочинениях.

Виды деятельности

    Самостоятельная работа, беседа по вопросам, выполнение интерактивных занятий, работа с текстом

Ключевые понятия

    Лирика, эпос, роман, характер, художественный приём, герой, стихотворный размер, сюжет, событие

Название этапа Методический комментарий
1 1. Проверка усвоения изученного материала Самостоятельная работа по теме «Лирика А. С. Пушкина и роман » Капитанская дочка»»:
2 2. Повторение изученного. Проверка домашнего задания Учащиеся зачитывают характеристики героев, подобранные дома. В случае затруднения или в качестве дополнения, выполняется интерактивное задание 27_2.docx. Учитель обращает внимание учащихся на авторские характеристики персонажей.
3 3. Повторение изученного и рефлексия учебной деятельности Работа с видеоматериалами.

Сравнение сцен знакомства Петра Гринёва с Пугачёвым в фильмах «Капитанская дочка» В.П. Каплуновского и «Русский бунт» А.А. Прошкина.

– Какой из фильмов ближе к писательскому замыслу, в каком режиссёр отходит от авторского текста? Насколько это показалось вам оправданным?

4 5. Информация о домашнем задании Написать сочинение на одну из тем:
1) Образ Пугачёва и тема русского бунта в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
2) Фольклорные мотивы в «Капитанской дочке».
3) «Истинно русские характеры» (Н.В. Гоголь) в романе «Капитанская дочка».

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Литература      9 класс      Краткосрочное планирование № 25

Тема урока:   РР Подготовка к обучающему сочинению по произведениям А.С.Пушкина

Цель урока:

 Разработка плана сочинения, составление тезисов основной части, выбор эпиграфа; развитие умения строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовывать текст композиционно

Задачи:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Результаты учебной деятельности:

Учащиеся выберут тему сочинения, начнут писать сочинение на литературную тему

Источники, оснащение и оборудование:

Произведения Пушкина А.С.

1.Мотивационный этап:

Деятельность учителя

Деятельность    учащихся

1.Мотивация учебной деятедьности

 Целеполагание

Опрос домашнего задания: выразительное чтение наизусть письма Татьяны Онегину или Онегина –Татьяне.

Схема сочинения -рассуждения

Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

1.Основная мысль (тезис).

2. Доказательства (аргументы): а) —; б) —; в) —.

3. Вывод (заключение).

— Какая часть сочинения должна быть больше по объёму? (Аргументы)

 Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.    Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам

Проверяют наличие   учебников, тетрадей.

Отвечают на вопросы учителя

Записывают число в тетради

Отвечают на вопросы, вспоминают композицию сочинения-рассуждения

Аргументируют свой ответ

Операционный этап:

Понимание

Примерные темы и планы.

1.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

2.«И жить торопится, и чувствовать спешит»: эволюция героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

3.«Татьяна – русскою душою» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Учащиеся слушают  учителя, записывают темы сочинений

Применение

 Подготовка к сочинению «Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина»

Эпиграф

 «Поэт в Росиии-больше, чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться.

Лишь тем, в ком бродит гордый дух

Гражданства, кому уюта нет, покоя нет». (Е. Евтушенко)

                             План.

I  А.С Пушкин- «эхо русского народа».

II  Назначение поэта и поэзии – пробуждение национального  самосознания

        1. Высокое призвание – «глаголом жечь сердца людей»

        2. Стихотворение «Поэт» — авторская исповедь.

        3. Цель поэзии- пища для ума.

III  «Ты сам свой высший суд»

Подготовка к сочинению

«И жить торопится, и чувствовать спешит»: эволюция героя в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Эпиграф

Он все начинал, но ничего не доводил до конца… (А.И.Герцен)

                                                                     План.

Роман «Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни».

II  Духовное становление Евгения Онегина.

     1. Времяпровождение героя романа.

     2. Поиски удовлетворения духовных запросов.

     3.Основные черты характера.

     4. Отношение к окружающим.

     5. Трагедия Онегина.

III  Оценка В.Г. Белинского образа Евгения Онегина.

 Подготовка к сочинению

«Татьяна – русскою душою» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Эпиграф

Пушкин первый воспроизвел, в лице  Татьяны, русскую женщину (В.Г.Белинский)

                                                                       План.

I     Место образа Татьяны в романе «Евгений Онегин»

II    Кто она, пушкинская героиня?

       1. Условия воспитания.

       2. Формирование характера Татьяны.

    3.Гармоничность натуры Татьяны.

III   В.Г.Белинский  о Татьяне Лариной.

Записывают примерные планы  к сочинениям.

Инструктаж домашнего задания

Написать сочинение, выбрав тему.

Записывают задание в дневники

Рефлексивный анализ

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я могу…

Было интересно…

Знания, полученные на уроке, пригодятся 

Отвечают, рефлекируют

Рефлексия учителя

Достиг или не достиг цели урока учитель?

Что я сделал? С какой целью? Почему именно так? Какой результат я получил

Просмотр содержимого документа

«Урок развития речи. Подготовка к обучающему сочинению по произведениям А.С.Пушкина»

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Содержание

  • 1.

    Презентация по литературе Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина в 7 классе

  • 2.

    Цели урока:1.Помочь учащимся выразить своё понимание и

  • 3.

    Темы сочинений1 «Мой Пушкин».2. « Чем мне интересен А.С.Пушкин».3. « Мой любимый пушкинский герой».

  • 4.

    Придерживаемся формы сочинения-рассуждения1. Определить основную мысль( сформулировать

  • 5.

    Пушкин-историкКаким предстаёт перед нами поэт Пушкин в

  • 6.

    Строительство Санкт-Петербурга,укрепление государства Российского, его мощи, авторитета

  • 7.

    Исторические реалии:В 1709 г. была одержана победа

  • 8.

    — Помимо величественного образа Петра Первого, какие

  • 9.

    — Чем близок кудесник из «Песни о

  • 10.

    — Какие нравственные уроки мы можем взять

  • 11.

    Цитируйте Пушкина правильно:Прозу записываем в форме прямой

  • 12.

    Словарь:Обращаясь к творчеству Пушкина;Читая А.С. Пушкина, я

  • 13.

    Используемые источники:Поурочные разработки по литературе И В

Цели урока:1.Помочь учащимся выразить своё понимание и отношение к творчеству А.С.Пушкина.2.Работать над конструированиемсочинения-рассуждения: выстраивать логику размышления, уметь использовать материал художественных текстов, грамотно выражать свои мысли и эстетические переживания.3.Обогащать словарь учащихся, развивать речь.

Слайд 1Подготовка к сочинению
по творчеству А.С.Пушкина в 7 классе
Составила презентацию:

учитель
русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт — Петербурга
Соковых Надежда Николаевна

Подготовка к сочинению  по творчеству А.С.Пушкина в 7 классе Составила презентацию: учитель русского языка и литературы


Слайд 2Цели урока:
1.Помочь учащимся выразить своё понимание и отношение к творчеству А.С.Пушкина.
2.Работать

над конструированием
сочинения-рассуждения: выстраивать логику размышления, уметь использовать материал художественных текстов, грамотно выражать свои мысли и эстетические переживания.
3.Обогащать словарь учащихся, развивать речь.

Цели урока:1.Помочь учащимся выразить своё понимание и отношение к творчеству А.С.Пушкина.2.Работать над конструированиемсочинения-рассуждения: выстраивать логику размышления, уметь


Слайд 3Темы сочинений
1 «Мой Пушкин».
2. « Чем мне интересен А.С.Пушкин».
3. « Мой

любимый пушкинский герой».

Темы сочинений1 «Мой Пушкин».2. « Чем мне интересен А.С.Пушкин».3. « Мой любимый пушкинский герой».


Слайд 4Придерживаемся формы сочинения-рассуждения
1. Определить основную мысль
( сформулировать ведущий тезис);
2. Подобрать доказательства

и наметить последовательность изложения;
3. Сформулировать вывод.

Придерживаемся формы сочинения-рассуждения1. Определить основную мысль( сформулировать ведущий тезис);2. Подобрать доказательства и наметить последовательность изложения;3. Сформулировать вывод.


Слайд 5Пушкин-историк
Каким предстаёт перед нами поэт Пушкин в поэмах: « Медный всадник»,

« Полтава»?
Какие исторические реалии воспроизведены им в этих произведениях в художественной форме?

Пушкин-историкКаким предстаёт перед нами поэт Пушкин в поэмах: « Медный всадник», « Полтава»?Какие исторические реалии воспроизведены им


Слайд 6Строительство Санкт-Петербурга,

укрепление государства Российского, его мощи, авторитета среди других стран Европы,

предстаёт величественный образ самого царя Петра Первого:

«То академик , то герой, то мореплаватель, то плотник»,
— писал о нём А.С.Пушкин.

Строительство Санкт-Петербурга,укрепление государства Российского, его мощи, авторитета среди других стран Европы, предстаёт величественный образ самого царя Петра


Слайд 7Исторические реалии:
В 1709 г. была одержана победа над шведами.
В 1703 г.

основан город на Неве, построен северный порт:
«в Европу прорубить окно» — вот цель Петра I
реалия – ( в переводе с лат.) истинный, действительный.

Исторические реалии:В 1709 г. была одержана победа над шведами.В 1703 г. основан город на Неве, построен северный


Слайд 8- Помимо величественного образа Петра Первого, какие ещё картины из
этих

поэм восхищают наше воображение?

Какие чувства мы испытываем, читая строки поэмы « Медный всадник»?
(о городе)

Каким предстаёт перед нами сам
А.С. Пушкин? (гражданин, художник слова)

- Помимо величественного образа Петра Первого, какие ещё картины из этих поэм восхищают наше воображение?Какие чувства мы


Слайд 9- Чем близок кудесник из «Песни о вещем Олеге» самому поэту

по идейным взглядам и убеждениям?
Что всегда отстаивал в своём творчестве Пушкин?
(Правдивость
Независимость
Неподкупность)

— Как можно соотнести образы кудесника и поэта со словом «свобода»? В чём состоит , по вашему мнению, божественное предназначение того и другого?

- Чем близок кудесник из «Песни о вещем Олеге» самому поэту по идейным взглядам и убеждениям? Что


Слайд 10- Какие нравственные уроки мы можем взять для себя из произведений

А.С. Пушкина?

Вспомните послания: «Няне», «Пущину», пушкинские сказки, стихи о природе, о любви, повесть
« Дубровский».
Согласны ли вы с высказыванием критика Белинского о Пушкине, что :
«…Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека»?

- Какие нравственные уроки мы можем взять для себя из произведений А.С. Пушкина?Вспомните послания: «Няне», «Пущину», пушкинские


Слайд 11Цитируйте Пушкина правильно:
Прозу записываем в форме прямой речи

А: «П.!?» или «П,? !»-а.
Стихи цитируем без кавычек, сохраняем форму стиха, например:

Пушкин с благодарностью обращается к Пущину:
Мой первый друг,
Мой друг бесценный !..

Цитируйте Пушкина правильно:Прозу записываем в форме прямой речи         А:


Слайд 12Словарь:
Обращаясь к творчеству Пушкина;
Читая А.С. Пушкина, я погружаюсь…;
Пушкин — историк, Пушкин-поэт,
Пушкин-художник

слова; Пушкин-гражданин;
Мне нравится…; Читая Пушкина, проникаешься чувством гордости; Мы учимся у Пушкина; Читая Пушкина,мы постигаем, узнаём…; Пушкин открывает нам… Каждый по-своему любит Пушкина, мне, например,…

Словарь:Обращаясь к творчеству Пушкина;Читая А.С. Пушкина, я погружаюсь…;Пушкин - историк, Пушкин-поэт,Пушкин-художник слова; Пушкин-гражданин;Мне нравится…; Читая Пушкина, проникаешься


Слайд 13Используемые источники:
Поурочные разработки по литературе И В Золотарёва;
С.М.Аникина, Москва, «

ВАКО» 2004;
Учебник « Литература» 7 класс,
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин « Просвещение»
2013 г.

Используемые источники:Поурочные разработки по литературе И В Золотарёва; С.М.Аникина, Москва, « ВАКО» 2004;Учебник « Литература» 7 класс,


Уроки 31–32 ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

Уроки 31–32 обучающее
сочинение-рассуждение  по лирике А. С.
пушкина

Цели: познакомить со структурой главной части рассуждения;
дать понятие о доказательстве, составных частях доказательства; написать
главную часть рассуждения.

Ход уроков

I.
Повторение ранее изученного.

1. Из каких моментов
слагается работа над рассуждением?

В сочинении-рассуждении
автор утверждает какую-то мысль и обосновывает ее истинность; значит, главная
часть рассуждения должна представлять собой логическое доказательство.
Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей
оно состоит. Составные части доказательства – это и есть те элементы, из
которых слагается главная часть рассуждения.

Доказательство состоит из
трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства. Тезис – это такое
суждение, истинность которого надо доказывать. Аргументы (или основания)
– это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается
тезис. Форма (или способ) доказательства – это система, цепь
умозаключений, из которых слагается ход доказательства.

2. Что
значит обдумать тему?

Первый этап в процессе
обдумывания темы представляет собой процесс собирания материала, углубление
знаний о предмете сочинения.

Второй этап – определение
содержания темы:

а) выяснить вопрос
(проблему), заключенный в теме;

б) дать точный, правильный
ответ, сформулировать тезис (идею рассуждения);

в) определить в основном
тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая
доказательства;

г) опираясь на материал,
подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли
(тезиса рассуждения).

Например, дана тема «Вольнолюбивая
лирика А. С. Пушкина».

Объем темы:
стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион»,
«Анчар».

Содержание, или
основной вопрос темы:
«Как характеризуют Пушкина его вольнолюбивые стихи?
(или: «Каким представляется мне Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений?»,
«К чему призывает Пушкин в своих вольнолюбивых стихотворениях?»).

Ответ на вопрос темы:
вольнолюбивые стихотворения характеризуют Пушкина как борца за свободу народа.

Основной тезис
рассуждения:
Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений – борец за
свободу народа.

Главное словосочетание:
«борец за свободу народа».

Аргументы:

1) Пушкин разоблачал
самодержавие и крепостное право:

2) призывал своих
современников к борьбе за свободу народа;

3) воспевал борцов за
свободу народа.

Если будем обосновывать
другой тезис, например «Высокое мастерство Пушкина как автора вольнолюбивых
стихотворений»
, то главным словосочетанием в основном тезисе будет высокое
мастерство
. Следовательно, и аргументы подберем другие:

1) высокий гражданский
пафос вольнолюбивой лирики Пушкина;

2) простота, краткость,
выразительность языка;

3) необыкновенная
логическая прозрачность синтаксических конструкций.

II. Практическая часть.

1. Прочтем отрывок из
пятой статьи В. Г. Белинского о Пушкине (от слов «Общий колорит поэзии
Пушкина…» до слов «Кто милой деве даст название супруги…»).

2. Найдем основной
тезис
данного отрывка: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности
лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность – и в этом
огромное воспитательное и образовательное влияние его лирики».

3. Какие аргументы
приводит Белинский в доказательство своей мысли?

1) Сочетание
«…изящно-гуманного чувства с пластически изящною формою в юношеских
стихотворениях Пушкина».

2) «Та же трогающая душу
гуманность, та же аристократическая прелесть в стихотворениях поэта
возмужалого».

3) «Наконец, это
изящно-гуманное чувство отзывается чем-то благоуханно-святым в испытанном, но
не побежденном жизнью поэте».

4. Как развертываются
аргументы?

I аргумент: сначала
Белинский приводит факты из жизни Пушкина, цитирует его стихотворения, затем
обобщает: «Это чувства юноши».

II и III аргументы:
Белинский начинает раскрывать их с утверждения общей мысли, затем с
подтверждения ее, цитирует стихотворения Пушкина.

5. Убивает ли эта строгая
логичность эмоциональность рассуждения? (Нет.)

Вывод. Главная часть рассуждения строится как цепь
умозаключений, обосновывающих тезис. Строгая логичность в построении
рассуждения не убивает его эмоциональности, яркости, выразительности, а,
наоборот, повышает.

Таким образом, способ (или
форма) доказывания – это цепь умозаключений, с помощью которых обосновывается
истинность тезиса.

III.
Письменная работа.

Учитель. Обдумайте тему «Каким представляется мне Пушкин как
автор стихотворения…» и напишите главную часть рассуждения. Рассуждение начните
с утверждения основного тезиса.

Домашнее
задание:
подготовиться к внеклассному чтению: выучить одно из предложенных
стихотворений, уметь его прокомментировать, проанализировать.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

ЦЕЛИ:

1. Проверить знание текста произведения.

2. Формировать умение отбирать тематический материал и готовить сообщения.

3. Научить характеризовать героев изучаемого произведения на основании их поступков и поведения.

4. Развивать связную речь и логическое мышление.

Задачи:

  1. Обучить составлению плана сочинения.
  2. Подготовить учащихся к письменному сочинению о героях изучаемого произведения.
  3. Усилить связь теории с практикой.
  4. Выработать умения самостоятельно применять знания при написании сочинения.

Ход урока

I. Орг. момент. Знакомство с темой и целями урока.

— Здравствуйте, ребята! Мы с вами в течение двух недель изучали роман А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня у нас итоговый урок по этому произведению. На уроке мы будем собирать материал к сочинению по данному роману. Тема нашего урока «Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский». 

II. Работа по теме урока.

  1. Формулировка и выбор тем сочинения.

— Начнем нашу подготовку с выбора темы сочинения. Я предлагаю вам 2 темы. ( слайд)

а) «К. Троекуров и А. Дубровский »

б) «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского »

— С темами сочинения вы познакомились на предыдущем уроке и дома должны были определиться с темой, поработав с текстом, сделать пометки, закладки того, что вам пригодится для вашей работы.

2. Работа по 1-ой теме.

— Кто выбрал эту тему? Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к этой теме спроецирован на экран. Запишите его в тетрадь.

План к теме «К. Троекуров и А. Дубровский »

I. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.

II. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.

  1. Положение в обществе К. Троекурова и А. Дубровского.
  2. Характер героев.
  3. Отношение с людьми.
  4. Причина гибели А. Дубровского.

III. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому.

— Что касается первого пункта этой темы, то у нас есть сообщение ученика, который подготовил краткую историческую справку на тему «Дворянство в Ì пол. 19 века».

(Доклад  «Дворянство в Ì пол. 19 века»)

Перейдем к основной части этой темы. Для того чтобы наглядно увидеть сходство и отличие Троекурова и Дубровского поработаем с таблицей, которую вы видите на доске.

К. Троекуров/А. Дубровский

Сходство персонажей

1. Ровесники.

 2. По происхождению дворяне.

3. Оба служили и вышли в отставку.

4. Оба женились по любви и стали вдовцами.

Различие

1.Соц. положение

Богатство — власть, связи.

Бедность – отсутствие власти, авторитета.

2.Характер героев

Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный.

Мягкий, порядочный, добрый, благородный.

Отношение с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)

Грубо, строго, властно, жестоко.

Гуманно, уважительно,

Отношение автора к героям

Осуждение, неприязнь

Сочувствие, симпатия

Беседа по вопросам.

  1. Каково было положение героев в обществе?
  2. Как вы охарактеризуете Троекурова и Дубровского?
  3. Какие у них были отношения с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?
  4. Как они относились друг к другу?
  5. Какой случай спровоцировал их ссору?
  6. Какое обстоятельство сделало их примирение невозможным?
  7. Какова причина гибели Дубровского?
  8. Как Пушкин относится к своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?

Работа по 2-ой теме.

— Кто выбрал вторую тему? Здесь вы должны будете проследить, как на протяжении всего романа развиваются отношения Марии Троекуровой и Владимира Дубровского. Запишите план в тетрадь. (слайд)

План к теме «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского ».

I. Вступление. История героев и их семей.

II. Основная часть.

  1. Начало их отношений.
  2. Объяснение Дубровского с Машей.
  3. Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.
  4. Сватовство и венчание с Верейским.

III. Заключение. Почему они не могли быть вместе?

— А теперь разберем каждый пункт плана. Беседа по вопросам.

Во вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира.

Беседа по вопросам

При каких обстоятельствах произошла их первая встреча?

Почему Маша сначала не обратила на учителя внимание?

Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?

Как относились к учителю в доме Троекурова?

Почему Дубровский не стал мстить врагу?

Как относится к Дубровскому Маша?

Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?

Была ли судьба Маши исключительной или же она закономерна, типична?

Какие обстоятельства помешали им быть вместе?

III. Устное сочинение (по желанию)

IV. Итог урока.

-Итак, мы с вами вспомнили все основные моменты этого произведения, научились характеризовать героев произведения, составили план сочинения, а самое главное – собрали материал для ваших работ. Кто работал на уроке, получают оценки.

Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.

  • Подготовка к написанию сочинения по картине решетникова мальчишки 5 класс
  • Подготовка и руководство магистры как правильно пишется
  • Подготовиться к сочинению по творчеству пушкина
  • Подготовка к написанию сочинения по дубровскому 6 класс
  • Подготовиться к сочинению по роману дубровский 6 класс