Подготовка к сочинения по древней руси нравственный облик человека в древней русской литературе 6

I.

II.

1.       

  
а)

 б)

3.

а)

б)

в)

.

г)

д)

4.

а)

б)

в)

г)

д)

III.

Вступление.
Проблематика произведений древнерусской литературы.

Основная
часть. Нравственное содержание произведений древнерусской литературы.

Появление 
«Повести временных лет» — признак интереса народа к своей истории:

Значение
«Повести временных лет» для изучения истории, воспитания патриотизма.

Отношение
к мудрости, книгам в русских летописях.

«Поучение»
Владимира Мономаха – нравственный завет потомкам:

прославление
трудолюбия, предостережение от лени, лжи и пьянства;

восхваление
добросердечия и милосердия;

призыв
держать данное слово, быть скромным и не стремиться к власти;

предложение
уважать старших и ровесников, быть гостеприимным, приветливым и вежливым;

приглашение
постоянно учиться.

«Повесть
о Петре и Февронии – гимн любви и верности. Утверждение жизненных ценностей:

доблести;

мудрости;

веры и
благочестия;

гостеприимства,
щедрости и милосердия;

верности.

Заключение.  

«Прошлое
должно служить современности» (Д.С. Лихачёв).

     Произведения
древнерусской литературы дают яркое представление о нравственном облике наших
предков. Литература того времени руководствовалась религиозными
представлениями о мире, поэтому ее отличает высокая духовность. Внутренний
мир человека, воспитание и совершенствование его нравственности были главными
проблемами древнерусской литературы.

    
Важнейшим памятником литературы Древней Руси стала «Повесть временных лет».
Это собрание летописей, в которых повествуется о значительных событиях в
жизни страны, свершениях князей, военачальников, особенностях быта и культуры
народа.

    
«Повесть временных лет» до сих пор используется для изучения истории нашей
Родины и воспитания патриотизма.

    
Большую роль в культурной жизни наших предков играли книги как источник
знаний и мудрости. О книгах в летописях говорится так: «От слов книжных
обретаем мудрость и воздержание…Это источники мудрости; в книгах ведь
неизмеримая глубина».

    
Одной из таких книг стало «Поучение» Владимира Мономаха.  Оно представляет
собой наставление, как должен вести себя человек.

     Оно
прославляет трудолюбие и предостерегает от лени, лжи и пьянства: «Не
ленитесь, но усердно трудитесь,…лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа
погибает и тело».

    
Автор учит добросердечию и милосердию: «Убогих не забывайте и подайте
сироте».

    
«Поучение» содержит призыв держать данное слово, быть скромным и не
стремиться к власти: «Соблюдайте своё слово, ибо, нарушив клятву, погубите
душу свою…Гордости не имейте в сердце и в уме. Не уклоняйтесь учить
увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почёт».

    
Владимир Мономах считает необходимым уважать старших и ровесников, быть
гостеприимным, приветливым и вежливым.

     
Человек, по мнению автора, должен постоянно учиться, работать над собой:
«Чего не умеете, того научитесь».

     
Основные жизненные ценности, касающиеся семейной жизни, утверждаются в
«Повести о Петре и Февронии».

     
Муж должен быть отважным, доблестным защитником, как Пётр. Он взял Агриков
меч и смело расправился с лукавым змием, который досаждал семье его брата
Павла.

     
Жена должна быть добросердечная, кроткая и мудрая, как Феврония. Неистовые
бояре захотели избавиться от неё, но оставить князем Петра. Феврония
согласилась уйти и взяла с бояр обещание отдать ей с собой то, что она
попросит. Бояре не ожидали, что попросит она Петра. Так мудрая Феврония
сохранила свою семью.

     В
повести показано, как вера и благочестие   помогают в беде. Оказавшись в
изгнании, Феврония утешала Петра: «Милостивый Бог не оставит нас в нужде».
Так и вышло: бояре образумились и сами позвали Петра с женой на княжение.

    
Пётр и Феврония, вернувшись в Муром, показали пример милосердия, щедрости и
гостеприимства: «Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих».

     До
самой смерти они были верны друг другу. А когда умерли, все попытки
похоронить их в разных гробах оказались тщетны: наутро оба тела оказывались в
одном гробу. В честь этих святых учреждён праздник 8 июля – День семьи, любви
и верности.

  Д.С.
Лихачёв писал: «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших
дальних предков – предшественников, учит нас с уважением относиться к их
труду, борьбе, их заботам о благе Родины. Мы должны быть благодарными
сыновьями нашей великой матери – Древней Руси».

    
Проблемы, которые начали разрабатываться в произведениях древнерусской
литературы, получили дальнейшее развитие у авторов 18, 19 веков, в
современной литературе.

 Древнерусские
писатели заставили нас задуматься о вечных вопросах: любви к Родине, добре и
зле, жестокости и милосердии, лени и  трудолюбии, об уважительном отношении к
старшим и братьям, любви и верности. Лучшие черты составили нравственный облик
героев древнерусской литературы.

Древнерусская литература занимает огромный период: от начала одиннадцатого века до конца семнадцатого. Особенности древнерусской литературы:

  • анонимный характер (произведении не подписывали авторы, кроме жанра жития);
  • религиозный характер;
  • патриотизм;
  • нравоучительность.

Чему же учила древнерусская литература? Конечно, прежде всего чтить своих родителей, уважать старших, оказывать помощь нуждающимся, любить свою Родину, защищать её, быть честными, ответственными, отзывчивыми.

Содержание

  1. Изображение человека в древней литературе — статья
  2. «Человек в древнерусской литературе» — сочинение
  3. «Нравственный облик древнерусского человека» — сочинение

Изображение человека в древней литературе — статья

Своеобразие древнерусской литературы в изображении героя, в отличие от знакомой нам русской классики, тоже характеризует ее особенности. В ней не встречаются привычные образы, как в литературе XIX—XX веков. У средневекового писателя свое художественное видение человека и особые способы его изображения.

Воспроизведение человека в древней литературе, как и в новой, зависит от стиля и жанра произведения. Но, в отличие от новой литературы, жанры и стили в древней литературе тоже своеобразны. Без их понимания нельзя представить себе художественное своеобразие памятников Древней Руси.

Академик Д.С. Лихачев определил стили литературы Древней Руси: стиль монументального историзма (XI–XIII века), эпический стиль в литературе (XI–XIII века), экспрессивно-эмоциональный стиль (конец XIV–XV века), стиль психологического умиротворения (XV век).1 Он рассмотрел художественное видение человека в древней литературе. В соответствии с его суждениями мы и излагаем материал.

В соотношении со стилями и жанрами воспроизводится в памятниках древней литературы герой, складываются и создаются идеалы. Монументальный стиль XI–XIII веков представлен в летописях, воинских повестях и повестях о княжеских преступлениях. Изображение идеального героя было связано с феодальным устройством и с кругом общественно-социальных понятий, с представлениями о чести, правах и долге феодала, с его обязанностями перед государством.

Идеальным героем в летописи выступал князь. Он создавался летописцем в «монументальном величии», как на мозаиках и фресках XI–XIII веков. Летописца интересовал официальный образ князя, его значительные поступки как исторического деятеля, а человеческие качества оставались за пределами внимания.

Идеальный образ героя создавался в соответствии с определенными канонами: перечислялись достоинства и добродетели князя, которые должны были вызвать поклонение (могуч, независим, красив лицом, храбр, искусен в ратном деле, мужествен, врагов сокрушитель, хранитель государства).

Парадность и торжественность, свойственная монументальному стилю, отличала повествование об идеальном герое. Д.С. Лихачев пишет: «И в литературе, и в живописи перед нами несомненно искусство монументальное. Это искусство, способное воплотить героизм личности, понятия чести, славы, могущества князя, сословные различия в положении людей»3.

Князь представлен в ореоле власти и славы. Это государственный деятель и воин. Бесстрашие в бою, презрение к смерти — одна из черт идеального героя. Он впереди своего войска, бесстрашно бросается в схватку и выходит на поединок с врагом. Князь в летописи олицетворяет могущество и достоинство страны. Идеал князя в литературе XI–XIII веков выражал патриотические чувства летописца, воплощал любовь к отчизне, к русской земле. Князь служит Руси, готов умереть за нее. Он призван стеречь Русскую землю, как пишут летописи, «за крестьян и за Русскую землю голову свою сложить, трудиться за свою отчизну». Патриотизм был не только долгом, но и убеждением русских князей, действующие лица были историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.

В таких произведениях древнерусской литературы, как жития, прославляется и подвижничество, подвиг служения отечеству, святость и «светлость» жизни русских святых. В их образах соединились пример самоотвержения, страстное служение идее, выразились народные идеалы духовной красоты русского человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и др.).

В повествованиях о святых их величие, их идеальность передается на экспрессивно-эмоциональном фоне, который и создает экспрессивно-эмоциональный стиль литературы конца XIV–XV веков. Это особенно проявляется в житийной литературе, возвышающей жизнь святого до высокого подвига, до идеала. В древней литературе святой называется «воином Христовым». Он подвижник, главное в нем – его подвиг, который он совершает как воин. Например, Епифаний Премудрый называет Стефана Пермского «мужественным храбром», т.е. богатырем. Возвышен и героичен образ Сергия Радонежского.

В литературе XI–XIII веков проявляется и эпический стиль в изображении героев. Он особенно ощутим в тех произведениях, которые связаны с устным народным творчеством. Как и в фольклоре, действующие лица летописи и повести характеризуются «по одному крупному деянию» («Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем»). И в «Слове», и в «Повести» — коллективный герой, народный герой — защитник родины. Он отличается силой и мужеством. На него авторы переносят и подвиги его дружины (Буй-Тур Всеволод, Святослав, Евпатий Коловрат). Образ героя соединяется с дружиной и вырастает в богатыря – это собирательный образ.

Древняя литература создала героические характеры женщин. Это образы жен, матерей, провожающих своих близких в воинские походы и битвы с врагами, вдов, оплакивающих погибших. С любовью и теплотой пишет Владимир Мономах о вдове убитого сына, подобной голубке на сухом дереве. Прекрасен образ жены рязанского князя Федора Евпраксии, бросившейся со стены вместе с грудным младенцем («Повесть о разорении Рязани Батыем»).

Идеал женщины Древней Руси, выражающийся в служении близким, любви к родине, презрении к врагу, воплощен в летописях, воинских повестях, «Слове о полку Игореве». Образ Ярославны, верной, любящей женщины, создан в песенно-фольклорной традиции.

Гимн верности и любви, нравственный идеал древней литературы представлены в образе мудрой девы Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Здесь проявляется «психологическая умиротворенность», эмоциональная созерцательность автора, рисующего образ русской женщины. Героиня – высокий нравственный идеал, животворящая сила ее любви не может разлучить Февронию с избранником даже в смерти.

В демократической литературе XVII века (бытовые, сатирические повести) происходит открытие человеческой личности. В это время резко изменяется герой и его изображение. Литература предшествующих веков не знала вымышленного героя. Все действующие лица произведений были историческими (князья, священники, святые). Они существовали в русской истории. Теперь в литературе появляется обычный человек: селянин, мужик, купеческий сын, порвавший со своей семьей и пустившийся на поиски своего места. Это вымышленные герои, безвестные, не примечательные, не имеющие отношения к истории жизни России, но близкие читателю. Герой стал безымянным, особенно это относится к героям из демократической среды. В произведениях их называют: «бедный», «богатый», «крестьянский сын», «девица», «купец некий».

Герой демократической литературы отличается от идеального героя XI–XIII веков. Он не занимает никакого официального положения: ни князь, ни официальное церковное лицо. Художественные средства его изображения иные: герой снижен, будничен. Он лишен всего, что возвышало действующих лиц в литературе XI–XIII веков. Это человек, страдающий от холода, голода, общественной несправедливости. В отличие от парадных одежд монументальных образов князей, он одет в «гуньку кабацкую».

Он потерял связь с родными, друзьями, затерян среди нищеты, лишен родительского благословения — человек опустившийся, и, все-таки, по мысли автора, нуждающийся в сочувствии. «Впервые в русской литературе с такой силой и проникновенностью была раскрыта внутренняя жизнь человека, с таким драматизмом рисовалась судьба падшего человека»4. И в этом обращении к теме «маленького человека» проявляется начало начал русской литературы, ее гуманистический характер. Изображение простого человека в литературе XVII века означало «гибель средневекового нормативного идеала» и постепенный выход литературы на новый путь изображения героя, опирающийся на действительность.5

Ореол мученичества, служение идее, образ «мученика за веру» вновь поднимается в литературе XVII века в «Житии протопопа Аввакума». Литература Древней Руси снова поднялась до монументализма, до общечеловеческих и мировых тем, но на совершенно иной основе. Могущество личности самой по себе, вне официального положения, могущество человека, лишенного всего, ввергнутого в земляную яму, человека, у которого вырезали язык, отнимают возможность писать и сноситься с внешним миром, у которого гниет тело, которого заедают вши, которому грозят самые страшные пытки и смерть на костре, — это могущество выступило в произведениях Аввакума с потрясающей силой и совершенно затмило собой внешнее всевластие официального положения феодалов.6

Так претерпевают изменения образ героя древней литературы и художественные способы его изображения.

«Человек в древнерусской литературе» — сочинение

Вариант 1

Каков он, житель Древней Руси? От его существования нас отделяет тысяча лет… О нем рассказывают исторические источники, летописи, прочая литература Древней Руси. Жизнь его была нелегка – постоянные набеги врагов: то печенегов, то половцев, то хазар. Да и княжеские междоусобицы добавляли горя простому человеку. Как пример можно привести тех же древлян, что пострадали от киевской княгини Ольги.

Первая летопись Древней Руси – это «Повесть временных лет». Она рассказывает о том, как жили на Руси, как крестили Русь, кто правил ею.

Древнерусский человек – это скорее всего, глубокий язычник. Хотя князь Владимир Великий велел ему креститься, и он ходит в деревянную церковь, но пока толком не знает, кто такой Христос. Он привык молиться деревянным идолам и множеству богов неба, земли, рек, озер, лесов и полей. Теперь ему говорят поклоняться иконам и кресту, держать весной пост, иметь одну жену. Все это странно для него, ведь у настоящего воина княжеской дружины должно быть как можно больше жен!

Но если он действительно проникнется христианством, то у него есть шанс примкнуть к какому-нибудь монастырю, научиться читать и писать, переписывать книги. То есть стать уникальным человеком, ведь грамотных людей почти и нет. Даже киевские князья грамоте учились редко.

«Повесть о полку Игореве» создает образ русских воинов. Это люди отважные, стойкие и храбрые. Смерть им не так страшна, как позор, поражение и бесчестие. Но они – не фанатичные самураи, отметающие жизненные радости. Для Игоря и его воинов не менее важны их семьи, тепло родных людей, близкие. Любовь к жизни в итоге «Повести» и помогает князю Игорю достичь родного дома, сбежав из плена.

Этот же исторический источник создал вечный образ княгини Ярославны – верной жены, что ожидает мужа-воина дома. Она переживает, плачет, горюет, считая мужа погибшим. Наверное, такими прожили жизнь все лучшие женщины Древней Руси, любящие жены и матери. Женщина Древней Руси- это не забитая дома рабыня, ничего не соображающая за стенами избы, а свободная мыслящая гражданка с горячим сердцем.

Вариант 2

Мы – кровь от крови и плоть от плоти своего народа. Нас воспитывают на народных традициях и приучают искать ответы на вопросы современности в истории своей страны. Любой человек тысячами нитей связан с этой историей. И люди всегда это понимали и с презрением и настороженностью относились к «Иванам, родства не помнящим».

Писатели и поэты всех времен раскрывают нам образ человека, как отражения своей эпохи, как творца истории. Именно такие персонажи в центре литературных произведений, и именно они привлекают внимание читателей.

Уже в фольклоре, в народных сказках, песнях, былинах можно встретить портреты исторических личностей. Вполне реальные люди предстают перед нами в образе былинных героев, нередко наделенных сверхъестественными способностями, или описанных яркими красками, как сказочные персонажи. Это и известные былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, Микула Селянинович, Марья Моревна, киевский князь Владимир Красно Солнышко.

Яркий пример поэтических сказаний о народных героях – исторические песни. В них, как в капле воды, отразилось представление простых человека о необычных людях – творцах истории. Тех, кто смог прославиться, завоевать уважение, остаться в памяти народной.

До настоящего времени дошли многие из таких песен, но наиболее известны посвященные Емельяну Пугачеву. В них этот лихой бунтарь предстает перед нами то обычным человеком, наделенным своими слабостями и недостатками, то настоящим былинным богатырем, не уступающим Илье Муромцу или Святогору. Вот как поется о Емельяне Пугачеве в одной из таких песен:

«Из-за леса, леса темного

Не бела заря занималася.

Не бела заря занималася,

Не красно солнце выкаталося.

Не красно солнце выкаталося,

Выезжал в поле добрый молодец,

Добрый молодец, удалой казак,

Удалой казак Емельянушка».

Менее известны когда-то бывшие популярными песни о Ермаке Тимофеевиче, Иване Грозном, Степане Разине. Все они – попытка осмыслить историю страны и роль человека в этой истории.

Традиция прославления человека – творца истории, защищающего свою Родину или отстаивающего нравственные принципы и веру, продолжается и в древнерусской литературе. Для нее характерен такой жанр, как Житии, в которых рассказывается о различных исторических личностях: Александре Невском, Петре и Февронье, Сергее Радонежском и других.

Яркий пример произведения, в котором судьбы героев тесно переплетены с судьбами истории – «Слово о полку Игореве». В нем перед нами предстает целая галерея портретов древнерусских князей: Игоря, Всеволода, Святослава Киевского и других. Именно они, в представлении автора, творили историю земли Русской, поэтому в «Слове» наделены особыми качествами, а их образы близки образам былинных богатырей.

Вот такие слова есть в этом произведении о князе Игоре:

«Солнце ему тьмою путь заступало;

Ночь стонами грозы птиц пробудила,

Свист звериный встал…»

А образ Ярославны олицетворяет скорбь всех жен и матерей земли Русской, проводивших своих близких на войну с врагами. И не менее важен образ самого автора произведения, который до настоящего времени остается неизвестным. Автор искренне любит Русь и страдает от того, что своими распрями князья открыли дорогу на русскую землю полчищам поганых ворогов.

Традиции исторической прозы, в которой писатели раскрывают перед нами образ человека, как отражения своей эпохи, продолжаются и в литературе более позднего времени. И в каждом периоде есть свои уникальные исторические произведения. В XVIII веке таким можно назвать повесть историка и писателя Николая Михайловича Карамзина «Наталья, боярская дочь».

На протяжении многих столетий русские писатели и поэты обращались к истории, чтобы на ее примере показать величие человека, который не только часть истории, но и ее творец.

«Нравственный облик древнерусского человека» — сочинение

Вариант 1

Разные по жанру произведения написаны в период древнерусской литературы:

  • житие;
  • хождение;
  • сказание;
  • слово;
  • повесть;
  • летопись.

И каждое было связано с темой нравственности. Человек учился на примерах из литературы, как поступать нужно, а как нет. Вспомним «Повесть о Горе-Злосчастье». Юноша просит у родителей своё наследство и уходит от них, чтобы начать самостоятельную жизнь. По дороге встречает «друзей», которые его хвалят, шутят с ним. Казалось бы, в этом и счастье. Но, как только заканчиваются все деньги, мнимые друзья пропадают. Юноша один. Горько и одиноко ему. Идёт он по дороге, думает, что теперь делать. К родителям ведь стыдно возвращаться. Вдруг слышит звон колоколов. Сворачивает к храму, молится, осознаёт свои грехи и всё же решает вернуться домой, где его, конечно, простят. Вот так показан в литературе пример безнравственного поступка молодого человека и путь его исправления. Человек, верующий в Бога, обладает нравственными качествами.

В «Слове о полку Игореве» князь Игорь, желая доказать, что не трус, отправляется с небольшим войском против половцев, но терпит поражение. Под удар попала вся Русь. Половцы грабят, убивают людей, жгут деревни. Игорь искренне раскаивается, просит прощение у Святослава. Да, плохо поступил Игорь, но нам он симпатичен, потому что сделал это не специально. А его раскаяние говорит о том, что он добрый и отзывчивый человек, просто запутался и хочет всё исправить.

Вариант 2

История любого народа изучается в основном по летописям, рукописным и печатным источникам, оставленным далекими предками. Только таким образом можно узнать о тех событиях, которые происходили много веков назад.

Для русского человека бесценным историческим и духовным наследием являются уникальные шедевры древнерусской литературы, пришедшие к нам еще с XI — XII веков. Все эти произведения пронизаны духом патриотизма и любви к родной земле.

В таком эпическом творении, как «Слово о полку Игореве» описывается героический поход славного князя новгород-северского Игоря Святославича против половцев, который он предпринял в далеком 1185 году.

Этот шедевр по праву относится к величайшим памятникам литературы Древней Руси. Благодаря ему мы узнаем о жизни и быте наших великих предков, их стремлениях и чаяниях. Произведение имеет и колоссальную историческую ценность, так как подробно описывает одно из самых значимых событий того времени.

Немаловажную роль в древней русской литературе занимает религия. Так до наших дней сохранилась уникальная книга “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, которая повествует о жизни русских святых. В этой повести, написанной писателем Ермолаем-Еразмом в середине XVI на основе муромских устных преданий, чудесным образом переплетаются русский фольклор с древней историей.

Еще один памятник древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха», созданный в XII веке великим киевским князем Владимиром Мономахом, называют первой светской проповедью, в которой впервые поднимаются нравственные и этические вопросы.

Безусловно, древнерусская литература имеют для современного читателя бесценное значение, поскольку несет в себе глубокую нравственную силу. Благодаря этим источникам мы узнаем о самых лучших чертах наших далеких предков – о их героизме, доблести, беззаветной любви к своей Отчизне и родному дому.

Мы знакомимся с их бытом и укладом жизни. Древнерусская литература – это наша история, которую мы должны знать, чтить и помнить.

Вариант 3

Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину.

Итак, каков же он, древнерусский герой литературы?

Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. Если перед нами монах — важны его монашеские качества, если князь — княжеские, если богатырь — богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм.

Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром.

Древнерусский герой — цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: “цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю”. Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, — собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения.

Кем бы ни был герой — он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый. Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н. В. Гоголем в повести “Тарас Бульба”, и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской.

Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность. Так в “Слове о полку Игореве” борьба с половцами рассматривается как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. В былине “Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград” “…отпускают во Царьград молода Тугарина и учат заклинать, чтоб им на Русь не бывать век по веку. ”

Святой Сергий Радонежский, благословляя князя Дмитрия на битву с Мамаем, говорит: “Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе. Врагов победишь и здоровым в свое отечество возвратишься. ”

Женские образы древнерусской литературы несут в себе созидание, тепло семейного очага, любовь и верность. Это необычайно тонкие и умные представительницы прекрасной половины человечества, умеющие добиться своей цели не силой, а разумом.

Человек древней Руси неразрывно связан с окружающей его природой. И пусть в древнерусской литературе отсутствует описание пейзажа в привычном современному человеку понимании этого слова, но присутствие живых, одушевленных лесов и полей, рек и озер, цветов и трав, зверей и птиц создают впечатление неразрывной связи людей с живым окружающим миром.

Наиболее ярко выражено описание природы в “Слове… “, где природные явления, животный мир сопереживают герою:

“…Ночь прошла, и кровяные зори

Возвещают бедствие с утра.

Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра… ”

Во всех остальных произведениях пейзаж прорисован крайне слабо, иногда его вообще почти нет.

Однако, св. Сергий ищет уединения среди девственных лесов, а Феврония превращает обрубки деревьев в большие деревья с ветвями и листвой.

Ответ:

Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину.

Итак, каков же он, древнерусский герой литературы?

Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. Если перед нами монах — важны его монашеские качества, если князь — княжеские, если богатырь — богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм.

Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов) . Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром.

Древнерусский герой — цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: «цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю». Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, — собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения.

Кем бы ни был герой — он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый. Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н. В. Гоголем в повести «Тарас Бульба», и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской.

Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность. Так в «Слове о полку Игореве» борьба с половцами рассматривается как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. В былине «Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград» «…отпускают во Царьград молода Тугарина и учат заклинать, чтоб им на Русь не бывать век по веку. «

Святой Сергий Радонежский, благословляя князя Дмитрия на битву с Мамаем, говорит: «Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе. Врагов победишь и здоровым в свое отечество возвратишься. «

Женские образы древнерусской литературы несут в себе созидание, тепло семейного очага, любовь и верность. Это необычайно тонкие и умные представительницы прекрасной половины человечества, умеющие добиться своей цели не силой, а разумом.

Человек древней Руси неразрывно связан с окружающей его природой. И пусть в древнерусской литературе отсутствует описание пейзажа в привычном современному человеку понимании этого слова, но присутствие живых, одушевленных лесов и полей, рек и озер, цветов и трав, зверей и птиц создают впечатление неразрывной связи людей с живым окружающим миром.

Наиболее ярко выражено описание природы в «Слове… «, где природные явления, животный мир сопереживают герою:

«…Ночь прошла, и кровяные зори

Возвещают бедствие с утра.

Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра….. «

Во всех остальных произведениях пейзаж прорисован крайне слабо, иногда его вообще почти нет.

Однако, св. Сергий ищет уединения среди девственных лесов, а Феврония превращает обрубки деревьев в большие деревья с ветвями и листвой.

Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие ше­девры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.Владимир Мономах был одним из самых выдающихся деятелей Киевской Руси. При всех своих способностях и умениях он обладал еще и литературным талантом.

Наи­более ярким и значимым произведением Владимира Мо­номаха является его “Поучение”, написанное,

по-видимо­му, не ранее 1117 г.”Поучение” Владимира Мономаха содержит как кон­кретно-исторические, так и автобиографические момен­ты. В своем произведении Владимир Мономах рисует об­раз идеального государственного деятеля, который ратует за единство родной земли. Сам Владимир Мономах пред­стает перед нами как мудрый правитель, отважный воин и человек, тонко чувствующий красоту окружающего мира.

В “Поучении” содержатся те нравственные заветы, ко­торые были и остаются актуальными и по сей день. Это, прежде всего, вера в Бога, который “милостив и премило – стив”.

Но в “Поучении” есть заветы, которые могли бы пригодиться не только верующим людям.

Владимир Мо­номах советует не забывать убогих, сирот и вдов, не ле­ниться в доме, делать всю работу самому. Воинам он реко­мендует быть очень внимательными.

В мирной же жизни заветы Владимира Мономаха помогут избежать многих проблем. По его млению, следует избегать лжи, не зло­употреблять пьянством и блудом, уделять внимание гос­тям, невзирая на их социальное положение. Не стоит быть ленивым ни в мыслях, ни в делах. А вот мой самый любимый завет: “Старых чти, как отца, а молодых, как братьев”.

Я думаю, если б мы следова­ли данному завету, то, возможно, не было бы у нас сейчас столько бессмысленных кровопролитных конфликтов.”Поучение” Владимира Мономаха очень похоже на со­веты родителей, которые желают нам только счастья.

Так давайте же следовать советам мудрых людей!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” возникла в XV веке на основе русских сказок о змее-соблазнителе и о мудрой деве. Перед нами предстает простая крестьянская девушка, наделенная огромной нравственной силои и му­жеством, которая одерживает верх над предрассудками князя и глупостью бояр. Феврония загадывает мудрые за­гадки и рассудительно решает житейские проблемы.

Сила ее любви так велика, что сухие жердья превращаются в цветущие деревья, а крошки хлеба в ладони девушки – в благоуханную смирну и фимиам.

Правление Петра и Февронии отличалось следованием законам Божьим. Они были сердечны ко всем, “не любили только спесивых и грабительствующих”, помогали голод­ным, нищим и несчастным.

Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Действительно, настоящая любовь не знает преград!”Повесть о Петре и Февронии Муромских” учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, ко­торые во все времена приносили людям истинное счастье!

Cочинение «Нравственный облик человека в древнерусской литературе»

В древнерусской литературе человек — это прежде всего личность, «живое лицо», каждый из персонажей — «личность». Личность не противопоставляется обществу, она неотделима от него. И в то же время личность — это нечто самостоятельное, обособленное от общества. Личность — это не просто совокупность черт человека. Это — самостоятельная, неповторимая индивидуальность. Таким образом, личность в древнерусской культуре предстает как нечто цельное, неделимое, как самостоятельный и независимый герой.

Герои древнерусской литературы — это люди, выбравшие главной целью своей жизни — служение своей Родине. Это служение может проявляться в привнесении в мир глубоких духовных качеств , а также в борьбе против врагов — внешних и внутренних. Былинные богатыри (Илья Муромец , Алеша Попович) борются не только с внешними врагами, но и с внутренними, проявляя при этом смелость, изворотливый русский ум и природную смекалку. То же можно сказать и о героях исторических песен: так, в одной из них (Солдаты освобождают Смоленск) весь народ поднялся на защиту своего города, ради освобождения которого солдаты готовы были рисковать жизнью.

Также описать нравственный облик человека древнерусской литературы можно на основе анализа героев «Слова о полку Игореве».

Идеальный образ героя создавался в соответствии с определенными канонами: перечислялись достоинства и добродетели князя, которые должны были вызвать поклонение (могуч, независим, красив лицом, храбр, искусен в ратном деле, мужествен, врагов сокрушитель, хранитель государства). В описании внешности князя использовались слова, выражающие красоту, силу, могущество, благородство, а также выражения, подчеркивающие его мужество, отвагу, величие. По словам летописца, князь был высок ростом, лицом красен, бороду брил, усы чествовал, в одежде прост, «в саадаце златокованном». О его физической силе также повествовали летописцы. «Был же князь его силен зело»: «И поехаша к нему (князю) мужи храбрые из земли Польской, и из Выбут, и со всеми людьми своими.

  • Подготовка к сочинению чудный собор 8 класс урок
  • Подготовка к сочинению чудный собор 8 класс презентация
  • Подготовка к сочинению храм покрова на нерли 8 класс презентация
  • Подготовка к сочинению характеристика человека 8 класс русский язык
  • Подготовка к сочинению фонвизин недоросль