Цель: обучение учащихся письменно излагать
свои мысли.
Задачи:
- Формировать умения строить текст в
определённой композиционной форме, отображать
речевые средства, образно воспринимать предметы
на картине. - Совершенствовать орфографический навык,
развивать творческое воображение детей,
развивать чувство прекрасного. - Воспитывать любовь к родному языку, родной
природе.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся правильно строить
предложения, излагать свои мысли; - анализировать, делать выводы, сравнивать;
- воспринимать прекрасное и реагировать на него.
Оборудование: музыка П.И. Чайковского из
цикла “Времена года”, видеоролик И.Бунин
“Листопад”, презентация картины, карточки
для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла
“Времена года”.
— Послушайте музыку и подумайте, какое
настроение хотел передать композитор? Кто узнал
это музыкальное произведение?
— Можно сказать, что это за время года? (Осень)
— Скажите, осень- какая? (Холодная, дождливая)
— Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она
сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету
листвы, которая становится жёлтой, красной)
— Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы
детей)
— Золотую осень воспевают в своих произведениях
поэты, композиторы, художники.
— Послушайте стихи замечательного русского
поэта Ивана Бунина и представьте картину,
которую он описывает.
(Учитель читает стихотворение на фоне
классической музыки или можно использовать видеоролик
И.Бунин “Листопад”)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…
— Что вы представили, когда слушали стихи?
(Ответы детей)
— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать
золотую осень, только не в стихах, а в прозе.
III. Работа по теме урока
Упр. 47, с. 39
— Прочитайте задание.
— Что нам поможет написать сочинение об осени?
(Репродукция картины И. С. Остроухова “Золотая
осень”) Приложение 3.
— Что такое репродукция? (Фотография с картины).
Рассказ учителя о художнике.
— Художник Илья Остроухов известен как
выдающийся мастер пейзажа. Он был одним из
русских художников-передвижников, в 1887 году на
общей выставке он впервые показал картину,
принесшую ему славу. Это была «Золотая
осень», довольно небольшое полотно. В русской
живописи есть направление, известное, как пейзаж
настроения. «Золотая осень» — одна из
первых работ такого типа. Это значит, что
живописец не только отражал красоту природы,
родного уголка, но и передавал настроение
любимого времени года. В картине должны
чувствоваться эмоции, чувства.
— Почему художник так назвал картину?
— Какой период осени он изобразил?
— Какие краски использовал И. С. Остроухов для
своей картины?
— Что привлекло ваше внимание в картине?
Поделитесь своими впечатлениями.
— Найдите опорные слова. Прочитайте их.
Значение, каких слов вам непонятно?
Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые,
оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски,
красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые
стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.
— Объясните значение слова причудливые.
(Необычные, чудные)
— Для того, чтобы описать что изображено на
картине, нужно пользоваться следующим планом.
(План распечатан на карточках для каждого
учащегося) Приложение 1.
План
- Что изображено на картине?
- Что изображено на переднем плане?
- Что изображено на заднем плане?
- Цветовое решение картины.
- Моё отношение к картине.
Примерное описание картины (можно использовать
презентацию с технологическим приёмом “Лупа”):
На картине художник изобразил золотую осень. Он
будто вглядывается в жизнь осеннего леса с
близкого расстояния.
Всё его внимание привлекает передний план: два
старых клёна с поникшими ветвями и несколько
молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные
кленовые листья.
В глубине слева – корявые стволы старых
деревьев, а дальше всё как будто сливается с
ярким золотом осенней листвы.
Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых
оттенков, чтобы показать красоту осенней
природы.
Но изображая осень в её золотой красоте, он не
забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно
это позволило нам явственно ощутить жизнь
осеннего звучного леса.
IV. Самостоятельная работа
— Попробуйте сами написать сочинение об осени.
Расскажите об осеннем настроении так, чтобы
читателю захотелось продолжения этой золотой
поры. При написании сочинения вы можете
использовать репродукцию И.С. Остроухова и
следующий материал для описания осени. (Материал
напечатан на карточках для каждого учащегося) Приложение 2.
Материал к сочинению
Осень | Яркая, золотая, волшебная, праздничная |
Лес | Сказочный, таинственный, загадочный |
Старые клены | Огромные, роскошные, раскидистые |
Молодые клены | Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу |
Листья на земле | Как ковёр из крупных разноцветных листьев |
Тропинка | Её обступили деревья, чуть заметно вьётся |
Сороки | Белобокие, скачущие по траве |
Сплетенные деревья | Напоминают чудовище, покрыты светло-жёлтыми листьями |
Небо | Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток |
Настроение | Радостное, праздничное, восторженное |
V. Чтение сочинений
VI. Подведение итогов урока
— Трудно ли Вам было написать сочинение?
— Где испытывали затруднения?
— Что понравилось?
VII. Домашнее задание
Нарисовать свою картину на тему “Золотая
осень”.
Используемые источники:
Литература:
- Канакина В . П. Русский язык. 2 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть
1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России) - Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю.
Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс.
М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю) - Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших
школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом
“Литера”, 2008 г., 80 с. (Серия “Начальная школа”)
Интернет ресурсы:
- Картина-http://artsoch.ru/image/ostroukhov/zolotaya-osen.jpg
- https://www.youtube.com/watch?v=cEy_CNnntjM
Конспект
урока по русскому языку, проведенного во 2 классе
Тема урока: Развитие
речи. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».
Цель: обучение
учащихся письменно излагать свои мысли.
Задачи:
1)
Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме,
отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
2)
Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей,
развивать чувство прекрасного.
3)
Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Оборудование: учебник
«Русский язык» часть 1 под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.
«Просвещение». 2012; репродукция картины (демонстрационный экземпляр); цикл
П.И. Чайковского «Времена года»; план на карточках для каждого учащегося.
План занятия (с указанием времени,
отведенного на каждый этап)
I.
Мотивирование
к учебной деятельности (1/).
II.
Самоопределение
к деятельности
1) Фронтальная
беседа об осени (2-3/).
2) Чтение
стихотворения (отрывка) А.И. Бунина «Листопад» на фоне музыкального сопровождения
(2/).
III.
Постановка
учебной задачи (1/).
IV.
Работа
по теме урока:
1) Упражнение
47 (с.39) – анализ задания.
Беседа по
репродукции картины, словарная работа;
Устное
коллективное составление рассказа по заранее заготовленному плану(12/).
V.
Физминутка
(2/)
VI.
Продолжение
работы по теме урока:
2) Работа в
парах (3/).
3) Запись
текста сочинения в тетрадь обучающимися индивидуально (10/).
VII.
Подведение
итогов урока (2/).
VIII. Рефлексия
(2/)
IX.
Домашнее
задание (2/).
Ход
занятия
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
Методическое |
1. Мотивирование |
– Нас сегодня ждет – Так возьмемся, ребята, |
Приветствуют учителя. |
Используется слово учителя. У |
2. Самоопределение |
– Какое сейчас время — Скажите, осень, какая? — Бывает осень ещё и — Нравится ли вам золотая Золотую осень воспевают в — Послушайте отрывок из стихотворения Чтение стихотворения на — Что вы представили, |
– Осень. — — — Слушают учителя |
Словесная Корректирующая Развитие |
3. Постановка |
— Сегодня на уроке мы |
Принимают |
Развитие |
4. Работа |
— Откройте учебник на — Прочитайте задание. — Что — Что — Почему художник так — Какой период осени он — Какие краски — Что привлекло ваше — Найдите опорные слова. — — Для того чтобы описать Коллективное составление (Примерное На картине художник Всё его внимание В глубине слева – корявые Художник выбрал яркие Но изображая осень в её |
(Репродукция Ищут — — Тёплые — Огромные Опорные — План 1. Что 2. Что 3. Что 4. Цветовое 5. Моё |
Формирование Словесная Корректирующая Развитие коммуникативных УУД: умение с достаточной полнотой |
5. ка |
— Ветер тихо клён качает, Вправо, влево наклоняет. Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клён. |
Выполняют |
|
6. Продолжение Самостоятельная Чтение |
Работа в парах: Расскажите свой рассказ, — Запишите составленные — Кто хочет зачитать своё |
Рассказывание рассказов Дети записывают рассказ Зачитывание |
Развитие учебное управление Формирование |
7. Подведе-ние |
— Трудно ли Вам было |
— Было нелегко, но |
Открыто осмысливают и |
8. |
– Закончите • • Мне понравилось… |
Заканчивают от впечатления от урока |
|
9. |
— |
Слушают объяснение |
Принимают учебное |
Список
литературы, использованной при составлении конспекта.
Канакина
В.П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2
частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
Ситникова
Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2
класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
Самоанализ.
Урок
прошёл организованно. Обучающиеся были мотивированы на достижение цели и выполнение
задач урока. На уроке использовались разные формы организации деятельности
обучающихся: активные — парные, групповые; интерактивные – индивидуальные;
фронтальные. Используемые приёмы были направлены на
включение
обучающихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер –
компетентностно-ориентированный. Обучающиеся активно принимали участие во фронтальной
беседе, смело высказывали своё мнение, ответы на вопросы формулировали точные и
полные, умело построили работу в парах. Атмосфера на уроке была
доброжелательная, наблюдалась взаимная заинтересованность всех участников урока.
На
уроке сформирована направленность на предметные, общепредметные
компетентности — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности; развивались универсальные учебные
действия:
коммуникативные — умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка, современных средств коммуникации; управление поведением партнёра —
контроль, коррекция, оценка его действий.
логические
универсальные действия:
анализ
объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез —
составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
регулятивные
универсальные действия: коррекция — внесение необходимых
дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его результата с учётом оценки
этого
результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Урок
цели достиг.
Отрывок
из стихотворения И. Бунина «Листопад»
Лес,
точно терем расписной,
Лиловый,
золотой, багряный,
Веселой,
пестрою стеной
Стоит
над светлою поляной.
Березы
желтою резьбой
Блестят
в лазури голубой,
Как
вышки, елочки темнеют,
А
между кленами синеют
То
там, то здесь в листве сквозной
Просветы
в небо, что оконца.
Лес
пахнет дубом и сосной,
За
лето высох он от солнца,
И
Осень тихою вдовой
Вступает
в пестрый терем свой.
Раздаточные
материалы, используемые на уроке:
План
- Что изображено на картине?
- Что изображено на переднем плане?
- Что изображено на заднем плане?
- Цветовое решение картины.
- Моё отношение к картине.
Материал
к сочинению
Осень |
Яркая, |
Лес |
Сказочный, |
Старые клены |
Огромные, |
Молодые клены |
Тонкие, |
Листья на земле |
Как |
Тропинка |
Ее |
Сороки |
Белобокие, |
Сплетенные деревья |
Напоминают |
Небо |
Голубое |
Настроение |
Радостное, |
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень».
Цель. Формировать у учащихся умение письменно излагать свои мысли.
Задачи. Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного. Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Планируемые результаты:
-
учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
-
анализировать, делать выводы, сравнивать;
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Давайте проверим, как вы сидите:
Руки! На месте.
Ноги! На месте.
Локти! У края.
Спинка! Прямая.
II. Самоопределение к деятельности
Звучит музыка П.И. Чайковский «Времена года. Осень.»
У. Ребята, эта музыка и отгадка на загадку, помогут вам назвать время года, о котором мы сегодня будем говорить на уроке.
У.Отгадайте загадку
Солнцу теплому не верьте —
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами.
Д. Мы будем говорить об осени.
У.Скажите, осень, какая?
Д.Холодная, дождливая.
У.Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота?
Д.Нет. Так её называют по цвету листвы, которая становится жёлтой и красной.
У.Представьте такую картину.
«Осень… последние теплые дни – прощальный дар уходящего лета. Словно стараясь удержать в своих ветвях жаркое солнце, деревья окрасились в золото и пурпур. В прогретом воздухе летают тонкие, серебристые паутинки, на них жучки-почтальоны несут кому-то долгожданные известия». (Мария Шеваленко)
У. Нравится ли вам золотая осень? Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.
У.Послушайте стихотворение Г.Галиной «Дары осени» и представьте картину, которую она описывает.
Золотятся между сосен,
Клёны жёлтые стоят…
Что за чудный им наряд
Подарила осень!
Как украсила рябины,
Бросив щедрою рукой
Меж узорчатой листвой
Яркие рубины!
И качаются берёзы
В разноцветных кружевах…
Лишь у ёлки на ветвях
Блещут слёзы…
Полно, ёлочка! Напрасно
Не кручинься над собой:
Будешь в зелени зимой
Ты одна прекрасна!..
Г.Галина
У. Дети, вы прослушали стихотворение «Дары осени» Галиной. Чем оно наполнено?
Д. Красотой, светом, солнцем, красками.
У. Выберите самый точный из прозвучавших ответов.
Д. Красками.
У.Да, дети, стихотворение наполнено красками, красками осени.
У.Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.
III. Работа по теме урока
Упражнение 47, страница 39
У.Прочитайте задание. Что нам поможет написать сочинение об осени?
Д.Репродукция картины Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень».
У.Что такое репродукция?
Д.Фотография с картины.
У. Почему художник так назвал картину?
Д.Он изобразил на картине раннюю осень, когда все деревья оделись в золотой наряд.
У. Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?
Д. Желтые, оранжевые, красные, коричневые, зеленые.
У. Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.
У. Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?
Д.Опорные слова:
ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.
У.Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)
У.Чтобы написать сочинение – описание картины, надо внимательно её рассмотреть и найти ответы на вопросы:
Что изображено на картине, какое настроение передает картина.
Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)
План
I. Вступление. Что изображено на картине?
II. Основная часть.
-
Что изображено на переднем плане?
-
Что изображено на заднем плане?
-
Цветовое решение картины.
III. Заключение. Моё отношение к картине.
Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):
Этот прекрасный пейзаж Илья Остроухов написал в усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова Абрамцево в 1886 году. Вероятно, такой Остроухов увидел осень в усадебном парке.
На полотне мы видим роскошную золотую осень на пике ее красоты, когда деревья еще не сбросили листья. На переднем плане художник изобразил два дерева – клен и осину. Темные стволы деревьев создают хороший контраст для ярких листьев. Автор не пожалел красок на множество оттенков листвы. Здесь она разная: и светло- желтая, и оранжевая, и багровая. Особенно хороши крупные кленовые листья — те, что на деревьях и уже опавшие.
Слева видна полянка, которую пересекает тропинка, на ней яркими пятнами выделяются две черно-белые сороки. Они скачут, отыскивая в траве что-то вкусное для себя. Кажется, даже слышно их звонкое щебетание. Эти небольшие птички оживляют пейзаж, делая его привлекательным и душевным.
Сразу за полянкой в левой части картины видны мощные стволы старых деревьев с торчащими в разные стороны ветвями. Они темного цвета и необычной формы. Очевидно, эти старые могучие деревья живописец изобразил здесь для контраста с тонкими стволами молодых кленов на переднем плане. Он подчеркнул этим, что жизнь в природе тоже идет своим чередом – старые деревья умирают, а юные набирают силу и красоту.
На заднем плане картины, который просматривается сквозь стволы деревьев, видно светлое голубое небо, песчаная дорожка и зелень не успевших надеть желтый наряд деревьев. Вместе с зеленой травкой это создает светлый фон, который очень гармонично подчеркивает красоту одетого в золото парка. На картине нет ярких лучей солнца, но его присутствие ощущается в сияющих красках золотой листвы. Особенно хорошо солнечный свет передан на заднем плане картины.
Картина погружает нас в волшебный мир осенней природы, он изменчив, пройдет некоторое время и деревья сбросят листья, парк с голыми ветвями будет смотреться совсем иначе. Природа готовится к зиме, холодам и снегу. Но сейчас, в начале осени, она прекрасна. Илье Остроухову удалось остановить мгновение, чтобы в памяти остался этот великолепный осенний день.
Как хочется пройтись по этому парку, насладиться тишиной, услышать под ногами хруст сухих веток и шелест опавшей листвы, надышаться свежей прохладой осеннего дня! А еще собрать букет из кленовых листьев и дома поставить его в вазу. Чтобы он напоминал о приятной прогулке и сказочной прелести осенней поры.
IV. Самостоятельная работа
У.Попробуйте сами написать сочинение об осени. Начните его так:
На картине художник изобразил золотую осень.
При написании сочинения вы можете использовать репродукцию Ильи Семеновича Остроухова и опорные слова. В конце напишите, чем вам запомнился этот осенний пейзаж.
Материал к сочинению
Осень
Яркая, золотая, волшебная, праздничная
Лес
Сказочный, таинственный, загадочный
Старые клены
Огромные, могучие, раскидистые
Молодые клены
Тонкие, гибкие, тянутся к солнцу
Листья на земле
Лежат на земле разноцветным ковром, крупные, похожие на золотой водопад
Тропинка
Петляет узкая лесная, чуть заметно вьется
Сороки
Белобокие, любопытные, скачут по траве, стрекочут
Сплетенные деревья
Напоминают паука, покрыты светло-желтыми листьями
Небо
Голубое небо, осеннее, холодное, проглядывает сквозь кружево веток
Настроение
Радостное, праздничное, восторженное
V. Чтение сочинений
VI. Подведение итогов урока
У.Все ли удалось, что задумали?
У.Где испытывали затруднения?
VII. Домашнее задание
Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».
«Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»».
Обучающее сочинение
по картине.
Учитель начальных классов
Росс Ирина Борисовна
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Прочитай четверостишие и подумай, о чем сегодня будем говорить на уроке?
Обучающее сочинение
по картине.
Илья Семёнович Остроухов «Золотая осень»
Илья Семенович Остроухов родился 20 июля 1858 года в Москве. Его семья относилась к старинному купеческому роду. Родители стремились дать сыну прекрасное образование. Илья Семенович играл на рояле, говорил на трех языках, владел обширными знаниями.
Первый раз Остроухов попробовал себя в роли художника только в 1879 году.
Остроухов скончался 8 июля 1929 года в Москве. Несмотря на небольшое количество работ, он вошел в историю русской живописи как создатель особых образов русской природы.
Что изображено на картине?
Словарная работа
Осень
— яркая, золотая, волшебная
Лес
— сказочный, таинственный
Старые клены
— огромные, роскошные, раскидистые
Молодые клены
— тянутся к солнцу
Листья на земле
— похожи на ковер из разноцветных листьев
Тропинка
— заметно вьется
Сороки
— белобокие, скачут по тропинке
Сплетенные деревья
— напоминают чудовище
Небо
— голубое, проглядывает сквозь ветки
Настроение
— радостное, праздничное
План
Что изображено на картине?
Что изображено на переднем плане?
Что изображено на заднем плане?
Какие краски использует художник?
Мое отношение к картине?
Закончи предложение
Перед нами картина Ильи Семёновича Остроухова
« . . . . ».
Золотая осень
На ней художник изобразил ..
осенний лес.
Лес похож на…
сказку.
Что изображено на переднем плане?
Закончи предложение
На переднем плане изображены..
два старых клёна.
Вокруг клёнов лежат осенние листья, которые похожи ..
на разноцветный ковёр.
Что изображено на заднем плане?
Закончи предложение
На заднем плане видны..
несколько корявых клёнов
Они напоминают ..
чудовища.
Впереди кленов
по тропинке ходят…
белобокие сороки.
Сквозь ветки
проглядывает…..
голубое небо.
Какие краски использовал художник?
Закончи предложение
Илья Семёнович Остроухов использовал..
яркие,
жёлто-оранжевые краски.
Мне картина понравилась,
потому что она создает
радостное настроение.
Сочинение по картине
Перед нами картина Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень». На ней художник изобразил осенний лес. Лес похож на сказку.
На переднем плане изображены два старых клёна. Вокруг клёнов лежат осенние листья, которые похожи на разноцветный ковёр.
На заднем плане видны несколько корявых клёнов. Они напоминают чудовища. Впереди кленов по тропинке ходят белобокие сороки. Сквозь ветки проглядывает голубое небо.
Илья Семёнович Остроухов использовал яркие, жёлто-оранжевые краски. Мне картина понравилась, потому что она создает радостное настроение.
Русский язык. 2 класс.
Урок 18. Коллективное сочинение по картине И.С. Остроухова
«Золотая осень»
Переченьвопросов, рассматриваемых в теме:
1) Творчество пейзажиста И.С. Остроухова.
2) Анализ содержания картины «Золотая осень».
3) Приёмы конструирования предложений с опорой на данное начало и ключевые слова.
Тезаурус:
Картинная галерея – специально устроенное помещение, в котором развешаны картины для обозрения.
Репродукция – воспроизведение какого-либо изображения – рисунка, картины, печатного текста – средствами фотографии.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающие природу.
Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.
Текст-описание – это текст или часть текста, в котором даётся описание предмета или явления. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
Опорные слова – это слова, которые передают основное содержание текста.
Толковый словарь – это словарь, в котором объясняется значение слова.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 39.
2. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – С.46–51.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Многие поэты, композиторы и художники воспевают в своих произведениях осень. Сегодня мы познакомимся с картиной русского художника Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень». Внимательно рассмотрите её. На картине художник изобразил тот замечательный период осени, когда деревья меняют листву. И.С. Остроухов назвал картину «Золотая осень» по цвету листвы, которая становится жёлтой, а жёлтый цвет напоминает золото. Огромную роль в картине играет цвет. Цветом можно передать время года, погоду, время суток, показать настроение картины. Цвета бывают тёплые и холодные. Тёплые цвета звучат радостно и весело. Холодные – спокойно, тёмные – таинственно и сказочно, а серые – грустно. Для описания осени художник использовал тёплые цвета: ярко-жёлтый, оранжевый. Для придания таинственности картине, он использовал чёрный и коричневый цвет. Автор картины хотел показать красоту и сказочность этого времени года, поэтому выбирал краски таких оттенков.
Рассмотрим картину повнимательнее. Что мы видим на переднем плане? Мы видим клён и молодые осинки. Ветки деревьев склонились к земле под тяжестью листвы. Сквозь листья пробивается солнечный свет, виден маленький кусочек светло-голубого неба. Солнца на небе мы не видим, но чувствуем тепло, которое исходит от жёлтых листьев. На картине слева художник нарисовал протоптанную тропинку, на которой сидят две белобокиесороки.
Рассмотрите задний план картины. Мы видим старые деревья с причудливыми стволами, они не выглядят угрюмыми и печальными, они выглядят таинственными и сказочными. С приходом осени, они тоже поменяли свой наряд. Чувствуется, что автор любит осень. Он с нежностью вырисовывает все детали картины, подбирает краски.
Сегодня нам предстоит создать свой текст по картине. Давайте вспомним, из каких частей состоит текст.
Текст состоит из трёх частей: вводная часть, основная и заключительная. Подумайте, к какой из трёх частей подходит предложение: «на картине художник изобразил золотую осень». Предложение подходит к вводной части текста, так нам предлагают начать наш рассказ. В основной части текста мы должны описать всё, что видим на картине. В этом нам помогут опорные слова. Внимательно читайте их и соотносите с картиной. Не забудьте сказать о красках, которые использовал художник. В заключительной части поделитесь своими впечатлениями и чувствами от увиденного. При записи текста, соблюдайте красную строку. Смысл непонятных слов уточняйте в толковом словаре.
Примерыи разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Жанры живописи.
Соотнесите картинку с жанром изобразительного искусства.
пейзаж натюрморт портрет
Подсказка:если вы поставили слово правильно, то оно закрепится на картине.
Правильный ответ:
натюрморт пейзаж портрет
Задание. Описание картины.
Выберите подходящие по смыслу слова и заполните пропуски.
На земле лежит ________ ковёр из листьев. В глубине леса видны __________ стволы ______. На лесной тропинке сидят ___________ сороки.
белобокие разноцветный причудливые деревьев
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно закрепится в предложении.
Правильный ответ:
На земле лежит разноцветный ковёр из листьев. В глубине леса видны разноцветные стволы деревьев. На лесной тропинке сидят белобокие сороки.
Отдельнова Татьяна Дмитриевна учитель—методист МОУ «Гимназия №96» г.Казань.
Урок развития речи
Тема: Подготовка к сочинению по теме «Осень»
Цели:
1. Научить подбирать материал по теме урока; продолжить работу по обучению
более точному составлению плана и подбору эпиграфа.
2. Развивать устную и письменную связную речь, наблюдательность; отрабатывать
навык грамотного письма.
3. Воспитывать любовь к природе, родному краю.
Оборудование: Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, учебник,
индивидуальные карточки, печатные тексты.
I. Актуализация урока
– Ребята, посмотрите на иллюстрации. Какому времени года они посвящены?
(Осени).
– Что об этом говорит? (Яркие краски: оранжевый, желтый, красный цвета).
II. Подготовка к сочинению.
1. Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
— Почему поэт называет осень унылой? (Увядает природа, красота осени).
— Объясните лексическое значение слова «багрец». (Дети затрудняются).
— Запишите в тетради слова: багрец, багровый, багряный. (Учитель объясняет, что
эти слова обозначают оттенки алого цвета).
— В каком значении употреблено слово «золото»? (В переносном, означает желтый
цвет).
— Ребята, эти строчки будут эпиграфом к нашему уроку.
— О чем будет наше сочинение? (О красоте осенней природы).
2. Работа над стихотворением И. Бунина «Осень».
а). самостоятельное чтение;
б). выразительное чтение вслух.
Выборочное письмо.
— Выпишите слова, подчеркивающие красоту осеннего леса.
а). лиловый, золотой, багряный.
— К какой части речи они относятся? (Прилагательное).
б). словосочетания: желтою резьбой, в листве сквозной, над светлою поляной,
пестрою стеной.
— Какой прием использует автор при описании леса? (Прием сравнения),
— С каким чувством изображает поэт осенний лес? (С чувством радости,
восхищения).
— Какой знак препинания ставится в конце предложения, если мы выражаем
чувства? (Восклицательный знак).
3. Наблюдение учащихся за осенней природой.
— Ребята, приходилось ли вам наблюдать красоту осенней природы? Где? (Во время
экскурсии в парк, в Казани много скверов, где гурьбой стоят в желтых платьях березки;
под окнами дома «дрожат» осинки в алых сарафанах и т.д.).
— Ребята! Деревья, как вы отметили, стоят в осеннем уборе, ярких платьях и сарафанах
и выглядят словно живые существа. Можете ли вы представить нашу жизнь без этой
красоты? (Нет! Природа украшает нашу землю. Мы любим нашу Родину и должны
беречь природу.)
— Да, именно в период золотой осени, листопада мы по—особенному чувствуем красоту
осени и не перестаем удивляться «чудесам» природы.
Физминутка
Желтый листок по асфальту бежит (бег на месте),
Лишь только ветер подует (машут руками),
А временами как в танце кружит,
Только он грустно танцует (танцуют).
— В каком смысле употреблено слово «танцует»? (В переносном, прием
олицетворения).
4. Орфографическая подготовка.
— Запишите в тетрадь глаголы, помогающие понять «танец листьев».
Листья (что делают?) летят, кружатся, вьются, перелетают, опускаются, устилают.
Задание: 1. Выделите приставки глаголов.
2. Подчеркните знакомые орфограммы.
Ученик читает отрывок из стихотворения А. Толстого.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин
Кисти ярко—красные вянущих рябин.
— Какое явление осени мы наблюдаем? (Листопад)
— Еще нет массового сброса листьев, но легкий ветерок все же срывает листья и несет
их, плавно опуская на землю.
5. Самостоятельная работа с текстом (текст на карточке у каждого учащегося).
Текст
Как красив осенний лес березки надели золотые платья листья клена разрумянились
густая листва дуба стала как медь сосны и ели остались зелеными пестрый ковер листьев
шуршал под ногами.
(По Н. Сладкову)
Задание: 1. Определить границы предложений.
2. Озаглавить.
Проверка. Дети зачитывают текст и заголовки.
— Почему вы считаете, что это текст? (Предложения объединены одной темой, каждое
предложение логически завершено).
— Какие знаки могут быть в конце предложений? (Точка, вопросительный знак,
восклицательный знак).
6. Конкретизирование темы будущего сочинения.
— Ребята, когда вы произносите слово «осень», какие ассоциации у вас возникают?
(Осень – это яркие краски природы, листопад, уборка урожая, смена погоды, отлет птиц).
— Правильно, ребята. А мы, беседуя об осени, на что больше обратили внимание?
(На красоту осенней природы),
— Давайте определим более узкую тему нашего сочинения. Предложите заголовок
сочинения. («Краски осени», «Осенний костер», «Золотая осень», «Листопад», «Идет
осень»).
7. Заполнение опорной таблицы
а). запишите в графу 1 название и эпиграф вашего сочинения;
б). составьте и запишите план в графу 2;
— План нам поможет отразить последовательность предложений, из которых
сложится текст сочинения, выразить свои чувства, свое мнение об этом времени года.
Обратите внимание на то, что каждый пункт плана раскрывается с красной строки.
в). заполнение графы 3.
— Возьмите индивидуальную карточку и перепишите опорные слова в графу 3.
Дополните новыми. (Слова на индивидуальную карточку дети готовят заранее в течение
нескольких уроков).
Опорная карта
(двойной лист тетради)
Примерные заголовки
сочинения:
1. Мое любимое время
года.
2. Золотая осень.
1. Наступила осень.
2. Солнечные краски
леса.
3. Я люблю осень!
Осенний, погода, солнце,
разноцветный ковер,
кружатся, легкий ветерок,
чудесный, чувства,
багряный, узорчатый,
блестящий, оранжевый,
необычный, потому что,
повсюду, устилает, увядает
8. Работа по предупреждению ошибок
— Ребята, мы накопили достаточно материала, чтобы написать сочинение красиво и
грамотно.
Работа у доски
Учащиеся по цепочке выходят к доске.
а). подбор проверочных слов (определяемый правило)
Осенний — осень
Ковер – коврик
Золотой – золото, позолота
Тишина – тишь
Очарование – чары
Удивление – диво
Увядает – вянет
Летит – полет
б). Вставить пропущенные буквы (проверка с помощью карточек из словаря)
п_года, вет_р, ж_лтый, р_бина, б_реза
III. Домашнее задание
— Посмотрите внимательно в опорную таблицу. Используя, накопленный за урок
материал, ваши наблюдения, напишите дома сочинение по плану.
IV. Итог урока.
— Чему научились вы сегодня на уроке? (Более точно определять тему сочинения,
подбирать эпиграф, использовать выразительные средства художественных текстов,
выражать свои чувства.
Урок окончен.
Приложение к уроку
Стихи (эпиграфы), подготовленные учащимися самостоятельно.
Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где—то,
И дождь—первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
(И. Токмакова)
По тропинкам бродит осень,
Тихо листьями шурша.
Замутилась неба просинь,
Растревожилась душа.
(Ренат Харис)
…Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер,
Устлал дорогу…
(А. Майков)
Осень шагает
В желтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
(Г. Граубин)
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
(Н.Некрасов)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…
(М. Лермонтов)
Затрагивая творчество русского художника, коллекционера и руководителя Третьяковской галереи Ильи Семёновича Остроухова, можно выделить несколько особо популярных его картин. Одной из них наверняка будет полотно «Золотая осень». Картина примечательна своим цветовым решением, особенно красивым мимолетным моментом, пойманным в один из дней золотой осени. Именно тему этой картины, красоты природы, любования осенью, мы и постараемся раскрыть в нашей статье — пособии о том, как написать сочинение по этому произведению искусства.
Для того чтобы сочинение-описание по картине получилось объективным и полноценным, прежде всего необходимо вглядеться в репродукцию. Нужно рассмотреть ее не только целиком, но и по мелочам. Взглянуть на темные стволы деревьев, на контрастную им листву, на живую и неживую природу. Рассмотрев картину, у вас возникнут свои умозаключения, вопросы и ответы. Мы же со своей стороны, чтобы хоть как-то подстегнуть ваше мышление, «набросаем» ряд своих вопросов. Ответив на эти вопросы, вы сможете в полной мере понять чувства и эмоции художника, возникшие у него в то время, когда он писал холст.
Вопросы по картине Остроухова Золотая осень
- Почему художник так назвал картину? Какой период осени он изобразил? (раннюю осень, золотую, когда листья пожелтели, но еще не облетели с деревьев)
- Что изображено на картине? (осень, лес, старые клены, молодые клены, листья на земле, тропинка, сороки, сплетенные деревья, небо)
- Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины? (желтые, золотистые, коричневые, яркие и теплые тона)
- В каком лесу художник запечатлел миг осени? (лиственный лес)
- Благоприятствует ли погода для времяпрепровождения на улице? (теплый, светлый, осенний день)
- Какой цвет является основным на картине? (желтый, очень похожий на золотой)
- Много ли красной и коричневой листвы, которая предвещает холода? (почти еще нет)
- Ветрено или спокойно на картине? (ветки не гнутся, листья не срывает, на картине спокойно — штиль)
- Какое небо виднеется сквозь листву деревьев? (небо пасмурное, предвещающее осенние дожди, но на картине сухо)
- Можно ли на картине увидеть других представителей живой природы, которые радуются теплым денькам? (да, птицы спустились за семенами к земле, а может быть купаются в песке)
- Насколько тепло, вы думаете, на картине? (уже нет летней жары, но еще не наступили холода)
- Что, как вам кажется, можно найти в траве под деревьями? (трава сырая и в ней, вполне возможно, растут грибы)
- Каким вам кажется воздух в лесу? (хрустально чистым и бодрящим. Им хочется дышать во всю грудь, ощущая не только его прохладу, но и запах леса)
- Какие в целом ощущения вызывает картина? (пойман удивительный, самый красивый момент золотой осени)
План сочинения по картине по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»
Теперь, когда мы немного рассмотрели пейзаж, задумались над картиной и сделали определенные выводы, самое время подумать о стратегии написания сочинения, то есть подумать над планом сочинения. План будет классическим.
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Начать стоит с названия картины и с упоминания мастера произведения. Затем мы перейдем к описанию времени года, изображенного на картине. Скажем о том, в какой день запечатлено происходящее на картине «Золотая осень».
Основная часть сочинения должна раскрыть все особенности и суть картины. Необходимо акцентировать внимание на цветовой гамме и том, с чем это связано, подумать над тем, какие ощущения были бы у вас, если оказаться в этом лесу. Выразите свои чувства по этому поводу. Для второго класса основная часть сведется к ответам на вопросы: Что изображено на картине? Что изображено на переднем плане? Что на заднем плане? Цветовое решение картины.
Необходимо сделать заключение о том, почему художник выбрал именно такой день для написания картины, какое в целом настроение остается после ее просмотра. Выразите ваше отношение к картине.
На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния. Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы. Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы. Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса. Природа очаровательна в любое время года, но увидеть и описать это в своих произведениях могут только очень внимательные люди.
Красочные определения к используемым в сочинении словам
Осень золотая, теплая, яркая.
Лес таинственный, загадочный, осенний.
Листва золотая, пожелтевшая, ковер из золотых листьев на земле.
Клены гибкие, с длинными ветвями, раскидистые, золотой водопад.
Тропинка вьётся меж деревьев, устлана опавшими листьями.
Стрекочущие сороки радуются, клюют последние семена на дорожке.
Небо голубое, хрустальное, прозрачное, лазурное.
Краски теплые и очаровывающие.
Мгновенье мимолетное, но прекрасное.
Воздух хрустальный и прохладный.
Настроение праздничное, восторженное, радостное.
Синонимы к словам в сочинении:
Картина – холст, произведение, творение.
Листва – кроны деревьев, золотистые платья, золотые одеяния, желтые одежды.
Сороки — белобокие вертихвостки.
Варианты концовок к сочинению
1. Это великолепное полотно позволило мне легким касанием к миру искусства почувствовать настоящую красоту русской осени.
2. Картина художника И.С. Остроухова стала для меня чем-то сродни самой русской природе – одновременно торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии и умиротворенной.
3. Русская осень, во всей своей красоте изображенная на полотне художника И.С. Остроухова, открыла для меня целый мир прекрасного пейзажного искусства.
Опорные слова:
лесная поляна, красивый наряд, яркие краски, ярко-желтые, золотые, оранжевые листья, разноцветный ковер, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.
Теперь же, когда мы уже в достаточной мере проанализировали имеющуюся картину, сделали выводы и почувствовали ее настроение, можно перейти непосредственно к конкретным примерам сочинений по картине И.С. Остроухова «Золотая осень».
Примеры сочинений по картине Остроухова Золотая осень
2 класс
На картине «Золотая осень» художник нарисовал лесную поляну.
Деревья одеты в красивый наряд из ярко-желтых листьев. Золотые и оранжевые листья образуют на земле разноцветный ковер. Причудливые стволы клёнов тянутся к небу. Сквозь лес стелется лесная тропинка. На ней резвятся белобокие сороки. Живописец использовал яркие краски, чтобы передать красоту осенней природы.
Картина создает восторженное настроение. Русская природа сказочно красива!***
Художник Остроухов на своей картине изобразил лесную поляну.
Листья на деревьях уже надели красивые золотые наряды. Два молодых клёна раскинули свои длинные ветви с ярко-жёлтыми и оранжевыми листьями на переднем плане картины. На заднем плане изображены старые клёны с причудливыми стволами. Между деревьями стелется узкая лесная тропинка. По ней прыгают белобокие сороки. Землю укрывает разноцветный ковер из осенних листьев. Художник выбрал для своего пейзажа яркие краски, чтобы выразить красоту золотой осени.
При взгляде на картину создается радостное настроение. Картина позволяет почувствовать всю красоту русской осени.***
Передо мной картина Остроухова «Золотая осень». На картине художник изобразил осень в лесу.
Ярко-желтые листья украшают деревья, лежат на земле разноцветным ковром. По лесной тропинке прыгают сороки. Сквозь золотую листву видно голубое небо. Листья похожи на золотой водопад. Для их изображения художник использовал яркие краски теплых оттенков, чтобы создать радостное настроение.
Я люблю осень!***
На картине художник изобразил золотую осень. Осенняя пора самая яркая и красивая.
Деревья одеты в наряд из ярко-желтых, золотых и оранжевых листьев. Листья кружась, падают на землю, складываются в разноцветный ковер. По лесной тропинке скачут белобокие сороки. Сквозь кроны деревьев проглядывает холодное осеннее небо.
Природа засыпает, в лесу тихо, только листья мягко шуршат под ногами, как будто перешептываются, вспоминая звонкое лето.***
На картине Остроухова «Золотая осень» я вижу загадочный лес.
Молодые гибкие клены раскинули свои ветви. Вдали растут деревья с причудливыми стволами. Деревья осыпаны золотыми листьями. Вся земля вокруг тоже усыпана осенней листвой. Между толстыми стволами деревьев петляет узкая лесная тропинка. На тропинке две любопытные сороки. Они смотрят по сторонам и стрекочут.
Мне очень понравилась картина. Я бы хотела оказаться в этом сказочном осеннем лесу.3 класс
Картина Остроухова «Золотая осень» наполнена чарующим спокойствием и тишиной.
Сквозь тонкое золотое кружево листьев пробиваются лучики теплого осеннего солнца. Лес словно прозрачный. Темные стволы кленов скоро совсем оголятся. Еще немного, и лес сбросит свой волшебный наряд. А пока в лесу «осенний бал». Даже сороки спустились на тропинку меж клёнов, чтоб полюбоваться ускользающей осенней красотой. Желтый ковер устлал еще зеленую траву. Желтые, оранжевые и коричневатые краски придают теплоту и богатство убранству. Сквозь золото листвы просвечивает лазурь неба.
Мне очень понравилась эта картина, потому что она создает радостное настроение. Картина открыла для меня целый мир пейзажного искусства.***
На картине И.С. Остроухова «Золотая осень» запечатлен осенний лес.
Заполнивший полотно желтый свет радует нас своими красками. От золотых листьев невозможно оторвать взгляд. Клены еще не растеряли свои яркие одежды, но по зелёной траве уже стелется ковер из осенних листьев. Теплым денькам радуются и птицы. Сороки спустились на узенькую тропинку и купаются в песке. Воздух прохладный и свежий. Лес сказочно красив. Тепло и красоту осени художник передал яркими красками, используя оттенки желтого и коричневого.
Эта картина об очень красивом мимолетном мгновении. Как хочется продлить этот миг!4 класс
Картина «Золотая осень» великого русского художника И.С. Остроухова является ярким примером желанных осенних дней.
Мы видим на ней таинственный осенний лес. Золотые кроны деревьев словно застыли в прозрачном и бодрящем воздухе. Листья кружатся и тихо падают на землю. Летняя жара уже позади, но теплые деньки золотой осени еще радуют всех. Сороки-вертихвостки прыгают по тропинке, щебечут и играют друг с другом. Воздух невесомый и хрустально чистый. Еще не скоро опадет вся листва, но кое-где земля уже укрыта кружевным ковром из ярко-желтых листьев. Ветви деревьев переплетаются, как будто поддерживая друг друга перед наступающими холодами. Лес, как в сказке, чарует своей красотой.
Очарование золота листвы хочется продлить как можно дольше. Как хорошо прогуляться по такому сказочно красивому осеннему лесу!
После написания сочинения проверьте, соответствует ли текст вашему плану, связаны ли по смыслу предложения, правильно ли написаны слова и расставлены знаки препинания.
12.10.2015
учитель начальных классов
Цель: обучить учащихся 2 класса письменно излагать свои мысли.
Оценить
2046
Содержимое разработки
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Перспектива»
Тема: Обучающее сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».
Цель:обучение учащихся письменно излагать свои мысли.
Задачи:
1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;
анализировать, делать выводы, сравнивать;
воспринимать прекрасное и реагировать на него.
Оборудование:видеоролик И. Бунин «Листопад»,презентация,карточки для учащихся.
Ход урока
Организационный момент
1) Подготовка к восприятию картины:
— Какое сейчас время года? (Осень)
— Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая)
— Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)
— Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)
— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.
— Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.
(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки П.И. Чайковского «Времена года». Осень» или можно использовать видеоролик И. Бунин «Листопад»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
— Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)
— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.
—Скажите, какие образные выражения об осени вы услышали в данном стихотворении Ивана Бунина?
-Какое отношение самого писателя к золотой осени? Как он это показывает? А ваше отношение к золотой осени? Что чувствуете, когда видите разноцветные листья на деревьях?
— С чем автор сравнивает лес? небо? деревья?
— Подберите синонимы к слову «золотой»? (желтый, светлый, блестящий, яркий).
2) Рассматривание картины
Слово о художнике Исааке Ильиче Левитане.
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато. В начале 70-х годов Семья Левитана переезжает в Москву, затем скоропостижно скончалась мать Исаака, а спустя непродолжительное время умирает и отец.
В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем становится В. Д. Поленов.
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище, однако Совет училища отказал ему в присуждении Большой серебряной медали. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.
С 1890 по 1895 год Левитаном написаны лучшие его произведения. Это картины «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка». Картину «Владимирка» Исаак Левитан преподнес в дар Третьяковской галерее.
Весной 1894 года художник приезжает в Тверскую губернию, здесь им были написаны такие полотна, как «Весна. Последний снег»,»Март», «Цветущие яблони»,«Золотая осень», «Большая дорога. Осенний солнечный день». В 1898 году Исаак Левитан удостаиватся звания академика пейзажной живописи.
Художник преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сам когда-то учился. Его картины с успехом демонстрируются на Всемирной выставке в Париже, на выставке в Мюнхене.
Но вскоре здоровье Левитана резко ухудшается, лечение за границей мало помогает. 4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался.
Картина «Золотая осень» была написана осенью 1895 года — в то время, когда Левитан жил в усадьбе Турчаниновых «Горка», расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся в Тверской области. На картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно. Это место находилось всего в полукилометре от усадьбы «Горка».
Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина«Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. Яркие, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона.
3. Беседа по содержанию картины
— Рассмотрите картину, «войдите в неё», попробуйте оказаться внутри, вжиться в её образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.
какое время года изобразил художник?
как вы догадались, что это осень? А какая осень? Ранняя или поздняя? Как ее еще называют? (золотая)
Какое время суток изображено? Как догадались? (полдень)
(Какое настроение вызывает у вас пейзаж?
Что вы чувствуете, гладя на картину?
Какое состояние передаёт художник?
Почему автор дал картине такое красивое название?
— Ребята, хотелось ли вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему?
— Подумайте, как автор добился того, чтобы вы смогли почувствовать всё это? )
Что изображено на первом (переднем) плане? (речку, березы)
Как вы думаете, молодые это или старые берёзки? Почему? (молодые, тонкие)
Почему две берёзки оказали вдали своих подруг? (одинокие, выросли так, ближе к речке)
Кого напоминают вам эти берёзки?
— Давайте вспомним строки И. Бунина «Лес, точно терем расписной…».
— Золото листвы художник противопоставляет осеннему небу. Какое оно у Левитана? (голубое, лазурное)
Когда бывает такое небо? (осенью, в теплый день)
— Можно ли описать, как Левитан изобразил воздух. Попробуйте это сделать.
Догадайтесь, ребята, какая вода в речке на картине, тёплая или холодная? (холодная)
Что отражается в реке? (деревья)
Что изображено в глубине картины? (деревня, дома)
Почему автор поместил дома так далеко?
— Действительно, удалённая деревня подчёркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе, передаёт состояние покоя.
— Какое чувство вызывает у вас произведение – грустное или радостное?
— Действительно, левитановская осень – это праздник золота и синевы, радостный праздник красоты.
Природа на полотне отнюдь не «увядает», она радуется осени, её нарядам из золотой парчи. И три основные, доминирующие цвета этой картины – золотой, синий, голубой с добавлением чуточки зелени, — это все цвета радости, цвета полноты жизни.
4) Работа со словарем настроений:
-Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение, которое вызывает у вас картина:
Радость |
Восторг |
Волнение |
Удивление |
Восхищение |
Беспокойство |
Спокойствие |
Грусть |
Интерес |
-Объясните свой выбор.
5) Выявление изобразительных средств картины:
-Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (в картине преобладают теплые и светлые тона: желтый, бледно-голубые, светло-зеленый,оранжевый, красный).
— А какой цвет главный и почему? (желтый или золотой, деревья и поле и деревня светлых тонов)
— Почему художник показал именно две березы на переднем плане? и утекающую речку? (одиноко становится, скоро зима, тепло уходит, утекает река)
— Почему художник использовал горизонтальный формат картины, случайно ли это сделано? (нет, не случайно, уходит вдаль картина, показана широта полей деревенских, бескрайних сказочных лесов).
6) Речевая подготовка:
-Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины (на доске помечаем):
Осень |
Дома |
Река |
Земля |
Небо |
Деревья |
-Подберите красочные определения к словам. (Дети предлагают, учитель записывает лучшие на доске). Эпитеты, сравнения, слова, характеризующие золотую осень.
Слова |
Эпитеты |
Сравнения |
Действия |
Осень |
Золотая, дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная, яркая, волшебная, праздничная |
Как золотая, дивная пора |
Наступила |
День |
Солнечный, чудесный |
настал |
|
Березки |
Молодые, тонкие, застенчивые, белоствольные |
в осеннем уборе, березы блестят желтою резьбой |
качаются, сгибаются, наклоняются, |
Деревья, лес |
нарядные, разноцветные, сказочные, таинственные, загадочные, лес лиловый, золотой, багряный |
Лес, точно терем расписной Веселая, пёстрая стена |
Стоят, танцуют, листва сияет, блестит |
Река |
Тихая, спокойная, холодная, извилистая, вода темно-синяя |
Как змейка извивается |
Течёт, движется, направляется, сверкает, блестит |
Земля(поле) |
Холодная, коричневая, поникшая, пожелтевшая трава Поле свежее, зеленое, широкое |
Укрыта ковром разноцветных листьев |
Поле, как бархатный мягкий коврик. |
Воздух, небо |
чистый, свежий голубое, лазурное |
Прозрачный, как стекло Небо, что чистое оконце (светлое) |
Чувствуется Облака плывут по небу |
-Из словаря синонимов (Предлагается детям карточку).
картина-полотно-репродукция-произведение
художник-пейзаж-живописец-мастер
создает-пишет-изображает
сияет-сверкает-блестит-играет
7) Составление плана сочинения:
-Перед вами стоит задача описать картину в своих сочинениях. Обсудим, из каких частей состоит сочинение.
Как можно начать сочинение? (Вступление)
Что вы напишете в основной части? (Описание природы в осенний день)
Чем закончите описание картины? (Заключение)
ПЛАН
Какое впечатление производит картина И. Левитана «Золотая осень».
Осенний день на картине:
деревья в чудесном наряде
лесная речка
земля
небо, воздух
Моё отношение к картине.
Орфографическая подготовка (открываю памятку слов на доске).
Тишина, золотая, освещает, холодный, нарядный, осенний, радостный, грустный, жёлтый, поляна, багряная, блестит.
9) Написание сочинения учащимися в черновике.
10) Самопроверка сочинений, переписывание в тетрадь (чистый вариант).
РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ
Предлагаются образцы.
ВСТУПЛЕНИЕ
Передо мной картина известного художника И. И. Левитана «Золотая осень». Мне эта картина очень нравится.
ОПИСАНИЕ
На картине изображена золотая осень (цвет, берёзки, небо, речка, поле….)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Картина вызывает у меня чувство радости и немного грусти.
Мне эта картина нравится. Чувствуется, что художник любит русскую природу.
Самостоятельная работа.
Рефлексия
— Трудно ли Вам было написать сочинение?
— Где испытывали затруднения?
-Что понравилось? Чтение сочинений некоторыми учащимися.
— Ребята, не забывайте: поэзия и красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок. Левитан писал: «Вот, что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!». И так прекрасно, что мы имеем возможность соприкоснуться с эти великим счастьем через творения такого мастера, как Исаак Левитан.
Домашнее задание: Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».
Примерное сочинение:
Передо мной картина великого русского пейзажиста И.И.Левитана «Золотая осень».
Осень царствует на этой картине. На переднем плане изображена тихая извилистая речка с сонными берегами, полянка с поникшей травой. На берегу речки стоят белоствольные березки с уже пожелтевшей листвой. Вдали виднеются леса в разноцветной одежде. На заднем плане изображена маленькая деревушка и необъятные поля. Художник показал яркий, очень солнечный день. Кажется, все вокруг пронизано светом, наполнено прохладным и чистым воздухом.
Эта картина вызывает светлое чувство радости и спокойствия. Но немного грустно от того, что деревья скоро скинут с себя яркие наряды и наступит пора поздней осени.
Материал к сочинению
Небо: голубое, с белыми облаками, чистое.
Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением.
Деревья: жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые, красивые.
Трава: сухая, жёлтая, бурая.
Поле: широкое, раздольное, зелёное, свежее, как бархатный мягкий коврик.
Деревушка: маленькая, дальняя.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/152813-obuchajuschee-sochinenie-po-kartine-ilevitana
Также вас может заинтересовать
- Тесты по русскому языку для 4 класса.
- Тематическое планирование спецкурса «Развитие речевого этикета»
- Урок развития речи . Изложение «Как раньше взрослели».
- Урок развития речевого этикета «У меня зазвонил телефон»
- Урок русского языка 2 класс по теме «Род имён существительных».
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!