Урок литературы в 8 классе по теме «Подготовка к домашнему
сочинению по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Цель урока: формирование нравственной и речевой компетенций
Задачи:
1.
Систематизировать знания о произведении, персонажах комедии, их
нравственных качествах.
2.
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом произведения,
устную речь учащихся, активизировать поисковую деятельность учащихся.
3.
Увидеть и понять нравственные уроки комедии.
Оборудование: презентация по теме, тексты произведения, учебник.
Ход урока:
Эпиграф
к уроку: Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и
будешь человек во всякое время.
Что должно отражать сочинение:
1.Знание текста (вводить в
сочинение эпизоды, цитаты).
2.Понимание текста (тезис,
доказательство, вывод).
3.Понимание авторской позиции (она
заключается в выводах).
ТЕМА СОЧИНЕНИЯ
Каким я увидел(а) Митрофана
(Простакову, Скотинина…)
(по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)?
План
сочинения
I Вступление.
1. Фонвизин – русский сатирик,
основоположник великой русской комедии.
Д.И.Фонвизин – великий русский
сатирик, живший в XVIII веке. Он
был человеком выдающимся и необыкновенным. Фонвизин служил России, её
интересам, её народу. Недаром Пушкин сказал о нем: «Он русский, из перерусских
русский». Именно Фонвизин стал основоположником великой русской комедии.
2. Острые социальные вопросы в
комедии «Недоросль».
В его комедии «Недоросль»
были поставлены острые социальные вопросы. В своей комедии автор негодует на
пороки общества, высмеивает их, разоблачает и клеймит без пощады; в ней он
указывает на основное зло тогдашней жизни: крепостничество.
II. Главная часть
сочинения.
1.
На
какие две группы делятся все герои (?), что это отображает, показывает.
2.
На
каком фоне происходят события в начале комедии?
3.
Какую
идею проводит автор через своего героя?
1. Крепостное
право. Глупость, самодурство, произвол помещиков (Скотинин и Простакова)
а) событие: «дядин сговор»;
б) действия: примерка кафтана;
в) речевая характеристика;
г) что этим хотел показать автор?
( действие I, явление
1-4, 5(стр.50), 6-7,
Соб. |
Действ. |
Р.х. |
Авт. |
«дядин Явл.1-4 |
Примерка |
Нрав и |
|
Появление |
Разговор Скотинина и Простаковой |
Ярые |
|
Сцена с |
Скотинин |
Лицемерие, |
|
Финал |
Нависла |
Жалкая, |
а) Описать его внешность (каким вы его представляете);
б) Через события, действия, речевую
характеристику показать идею, которую проводит автор.
Митрофанушка |
Скотинин, |
— — -общественно-политический |
-Невежественное — узость -неспособность -профанация — право |
III.
Актуальность воспитания в наши дни.
Все герои пьесы делятся на две группы: на положительных и отрицательных — и
отражают борьбу (противоборство, разные стороны жизни) добра и зла, низости и
благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности.
События пьесы начинаются на
фоне «дядиного сговора», т.е. Простакова вызвала своего брата Скотинина из его
деревни, чтобы женить на Софье.
**********************************************************
Для
предстоящего сговора Простакова заказала своему сыну новый кафтан. Сцена
примерки кафтана во всей полноте показала нрав и сущий произвол госпожи
Простаковой (тезис)
Она выражает недовольство новым
кафтаном, кричит на Тришку, на верную служанку Еремеевну. Речь её изобилует грубыми
словами: «вор», «скот», «воровская харя»; «бестия», «собачья дочь», «старая
хрычовка» — доказательство.
Уже с первой же сцены автор
показывает грубость, жестокость, невежество, деспотизм провинциального
дворянства –вывод.
Далее появляется на сцене
брат Простаковой Скотинин. Их разговор расширяет социальную проблему
(тезис), которую поставил в пьесе Фонвизин. Из разговора Простаковой и
Скотинина мы узнаем, что они ярые крепостники. Скотинин говорит: (стр. 50).
Ему вторит Простакова (там же).(доказательства) Критикуя пагубность
крепостного строя, автор приводит пример неограниченной власти крепостников над
крепостными(вывод).
В 5-ом и 7-ом явлении показывается
нам низость, жадность, животность, лицемерие мира Простаковых и Скотининых (своими
словами передать события, прокомментировав каждую оценку).
В финале комедии мы видим
Простакову………….
Комедия заканчивается победой добра над
злом. По мысли автора, бесчеловечие помещиков должно неминуемо привести их к
полному краху. Фонвизин наглядно показал правительству, как надо поступать с
жестокими помещиками.
III Заключение.
Воспитание дворянской молодёжи
(Митрофанушка)
**********************************************************
Для
предстоящего сговора Простакова заказала своему сыну новый кафтан. Сцена
примерки кафтана ярко, образно представила нам почти всех отрицательных героев
пьесы. Мы увидели Простакову, грубую, невежественную, самовластную помещицу. Её
брата Скотинина. В своей любви к свиньям, он сам дошёл до животности — только в
них, в свиньях, он находит смысл жизни. Автор показывает узость, ограниченность
интересов помещиков.
Вот в такой среде вырос и воспитался
главный герой Митрофанушка. Уже первое знакомство с ним показывает его сходство
с матерью, о чём говорит даже само его имя. Из рассказа Митрофанушки о его сне
мы видим ярко выраженное неуважение сына родителей, непочитание их. Он цинично
рассказывает родителям сон, в котором мать бьёт отца. И на вопрос матери о том,
кого ему было жалко, он ответил, что жалко было её, т.к. она «устала, колотя
батюшку».
Далее мы узнаём, чем занимается этот
недоросль……….
Дата :
ТЕМА : ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
ЦЕЛИ : дать представление о социальной и нравственной проблематике комедии; развивать умение участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в развернутых высказываниях; развивать умение понимать литературу как особый способ познания жизни; формировать гражданскую позицию, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ согласно КТП
Х О Д У Р О К А
1 Вступительное слово учителя. Что такое «социальная проблематика» и «нравственная проблематика»?
2 Беседа с учащимися по теме урока.
Вспомогательная таблица для учащихся.
П р о б л е м а |
Отношение к ней автора |
П р и м е р ы |
Проблема влияния крепостного права на людей ( Как крепостное право влияет на людей?) |
Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так и должно быть, т.к. с детства привыкли подчиняться. |
1 Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? (д. 1 , явл. 5) 2 Как Простакова относится к Еремеевне? Еремеена к Простаковым? 3 Кого и как собирается наказать Простакова после неудачного похищения Софьи? |
Проблема роли образования в жизни человека. ( Какое значение имеет образование в жизни человека? ) |
Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны, а необразованный… |
1 Примеры благородных образованных людей в пьесе ( Правдин, Стародум ).Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум? 2 Примеры необразованных людей ( Простаковы, их родители, Митрофан) . Доказательства их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая сами себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана? |
Проблема воспитания ( Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы из них выросли достойные люди? ) |
Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того, надо помнить, что дети берут пример с родителей. |
1 Докажите, что М. необразован. Почему? Что мешает ему учиться? 2 Что означает имя «Митрофан»? Соответствует ли оно характеру главного героя? 3 Как Простакова относится к людям? ( Как и почему меняется ее отношение к Софье, Стародуму, ее отношение к Еремеевне? ) 4 Как и почему Митрофан относится к людям( как меняется его отношение к Ермеевне во время драки со Скотининым и в другое время, отношение к матери : сцена сна явл. 4 д-я 1 и последняя сцена )? |
3 Беседа о правилах написания сочинения.
-
Составление плана сочинения.
1 Какое произведение мы изучили? Какую проблему поднимает в нем автор?
2 Как автор относится к данной проблеме?
3 Какие доказательства этого можно привести из текста?
-
Речевые клише :
1 пункт : Автор поднимает проблему…
Одной из проблем, поднятых автором, является…
Автор задается вопросом….
Автор заставляет нас задуматься о том…
2 пункт : Автор считает…
Автор полагает…
Автор хочет донести до читателя мысль…
3 пункт : Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.
Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий
эпизод ( сцена )…
Эту мысль можно доказать на примере…
4 Подведение итогов урока.
5 Домашнее задание : подготовиться к сочинению по одной из проблем ( на 1,5 – 2 страницы)
1.
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
ПО КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА
«НЕДОРОСЛЬ»
2.
“ВСЁ В ЭТОЙ КОМЕДИИ КАЖЕТСЯ
ЧУДОВИЩНОЙ КАРИКАТУРОЙ НА ВСЁ
РУССКОЕ. А МЕЖДУ ТЕМ НЕТ НИЧЕГО В
НЕЙ КАРИКАТУРНОГО: ВСЁ ВЗЯТО ЖИВЬЁМ
С ПРИРОДЫ…”
Н.В.ГОГОЛЬ
3.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
4.
КОГО И ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ
КОМЕДИИ?
5.
• 1 ГРУППА: ОТНОШЕНИЯ
ПРОСТАКОВОЙ С СЫНОМ
• 2 ГРУППА: ОТНОШЕНИЯ
ПРОСТАКОВОЙ С МУЖЕМ
• 3 ГРУППА: ОТНОШЕНИЯ
ПРОСТАКОВОЙ С БРАТОМ
Стародум. Это к кому я попался?
Скотинин. Это я, сестрин брат.
Стародум (увидя ещё двух, с
нетерпением). А это кто ещё?
Простаков (обнимая). Я женин
муж.
Митрофан (ловя руку). А я
матушкин сынок.
6.
ОТНОШЕНИЕ ПРОСТАКОВОЙ К
ОБРАЗОВАНИЮ
7.
РАБОТА НАД ПЛАНОМ
• ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:
1.ПОЧЕМУ КОМЕДИЮ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»,
ОБЛИЧАЮЩУЮ КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,
НАЗЫВАЮТ «КОМЕДИЕЙ ВОСПИТАНИЯ»?
2.ПОЧЕМУ ИМЯ ФОНВИЗИНСКОГО МИТРОФАНУШКИ СТАЛО
НАРИЦАТЕЛЬНЫМ?
3. КАК НАКАЗАНА ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА В ФИНАЛЕ КОМЕДИИ
«НЕДОРОСЛЬ»?
8.
ПЛАН
1.ВСТУПЛЕНИЕ
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
• А)
• Б)
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЛАН
СОЧИНЕНИЯРАССУЖДЕНИЯ
• ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА,
СВЯЗАННОГО С ТЕМОЙ И
ПРОБЛЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ
• ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
АРГУМЕНТАМИ ИЗ ТЕКСТА
• ВЫВОД, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
ТЕЗИСА
9.
ПОЧЕМУ ИМЯ ФОНВИЗИНСКОГО МИТРОФАНУШКИ СТАЛО НАРИЦАТЕЛЬНЫМ?( ОБРАЗ
МИТРОФАНУШКИ В КОМЕДИИ)
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.
1.ВСТУПЛЕНИЕ. ТЕМА ВОСПИТАНИЯ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ В КОМЕДИИ ФОНВИЗИНА.
МИТРОФАНУШКА, НЕДОРОСЛЬ — «ЗЛОНРАВИЯ ДОСТОЙНЫЕ ПЛОДЫ».
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ЗАГЛАВИИ.
А)МИТРОФАН- «МАТУШКИН СЫН».
Б)ГРУБОЕ, БЕССЕРДЕЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ.
В)ЛЬСТИВОСТЬ, ПРИТВОРСТВО НЕДОРОСЛЯ.
Г)ЖЕСТОКОСТЬ, ГРУБОСТЬ В ОБРАЩЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ И СЛУГАМИ.
Д) НЕВЕЖЕСТВО, ГЛУПОСТЬ МИТРОФАНУШКИ.
Е)НАРИЦАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИМЕНИ МИТРОФАНУШКИ.
3.ВЫВОД. ПОЧЕМУ ИМЯ ФОНВИЗИНСКОГО МИТРОФАНУШКИ СТАЛО НАРИЦАТЕЛЬНЫМ?(
10.
РЕФЛЕКСИЯ
•КАКАЯ ТЕМА МНЕ БЛИЖЕ
И ПОЧЕМУ?
11.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ :
1.ПОЧЕМУ КОМЕДИЮ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»,
ОБЛИЧАЮЩУЮ КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,
НАЗЫВАЮТ «КОМЕДИЕЙ ВОСПИТАНИЯ»?
2.ПОЧЕМУ ИМЯ ФОНВИЗИНСКОГО МИТРОФАНУШКИ СТАЛО
НАРИЦАТЕЛЬНЫМ?
3. КАК НАКАЗАНА ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА В ФИНАЛЕ КОМЕДИИ
«НЕДОРОСЛЬ»?
Cлайд 1
Подготовка к сочинению по Литературе. Выполнила: Анна Тимофеевна Рижская.
Cлайд 2
Учебник Литературы:
Cлайд 3
Итак, как надо оформить надпись об сочинении. Сочинение по комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»
Cлайд 4
План: Вступление. Подразделение героев на Добрых и Злых. Краткое описание героев(Г-жа Простакова, Г- дин Простаков; Еремеевна; Митрофан; Стародум; Софья; Скотинин; Милон; Правдин.) Понравилась ли вам комедия? Почему? Напишите краткий вывод о том, что хочет донести до нас автор.
Cлайд 5
Часть 1 плана: ВСТУПЛЕНИЕ. Материалы: Стр. 43 – 44; 72(В учебнике) Специальные, опорные слова: Денис Иванович Фонвизин. Комедия высмеивает … Автор поплатился тем, что … Я думаю, что … Комедия написана в …. Году, а автор умер в …. Году.
Cлайд 6
Часть 2 плана: Подразделение на добрых и злых(герои). Для того, что бы было легче писать, представьте информацию на черновике в виде таблицы. Обязательно вложите таблицу в Тетрадь, предварительно сложив лист пополам. Советуем вам прочитать стр. 44, 72, 76 – 78. Таблица будет на следующем слайде!
Cлайд 7
Таблица персонажей: Добрые(положительные) Персонажи: Злые(отрицательные)персонажи: Еремеевна Г –жаПростакова. Г – дин Простаков. Митрофан Цыфиркин Скотинин Правдин Тришка Стародум Слуга Софья Кутейкин, Цыфиркин, Вральман.
Cлайд 8
Часть 3: Краткое описание героя. План описания героя. Пример описания героя. Герои по уровням описания. Главные ошибки.
Cлайд 9
План описания героя: Место, занимаемое героем в произведении. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живёт. Манера держаться, внешность, особенности костюма. Речь героя. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих. Понимание героем целей жизни, его основные интересы. Чувства литературного героя, его отношения к другим действующим лицам. Отношение других лиц к данному герою. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
Cлайд 10
Пример описания Софьи: Одна из основных ролей. Нет родни, работает слугой, несмотря на свой дворянский род(не бедный, кстати). Услужлива, Любезна, вероятнее всего – красива. Одета как служанка, а не как дворянка. Говорит очень любезно, уважительно. Радостно встречает Стародума, не хочет выходить замуж за Скотинина/Митрофана. Основные интересы: увидеть близких(Стародума). Относится уважительно. Простаковы – как к слуге, Митрофан не обращает внимания, Скотинин – ради свиней на её ферме. Сначала героиня мучается, потом получает счастье.
Cлайд 11
Герои по уровням: Базовый(Лёгкий) уровень. Стародум. Милон. Еремеевна. Митрофан И т.д. Правдин Софья. Простаковы Экстра уровень.
Cлайд 12
Часть 4: Нравится ли презентация? Напишите почему вам нравится или не нравится комедия: Мне нравится/не нравится комедия потому, что …… .
Cлайд 13
Часть 5 – Вывод. Напишите то, что по вашему мнению хотел донести автор; каких героев больше. Я думаю, что автор хотел показать нам …. . Здесь больше героев, которые поступают …. .
Тема 11: Р/р. Написание обучающего сочинения по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» .
9 класс
Цели: обучающая — познакомить учащихся с правилами написания сочинения; повторить понятия «сочинение», «идея», композиция», «содержание», развивающая — содействовать развитию речи учащихся, развитию умения писать сочинения; воспитательная — содействовать воспитанию любви к русской литературе; содействовать умению отстаивать собственное мнение.
Ход урока.
1.Оргмомент.
«Сочинение — само произведение, что сочинено»
В.И.Даль
Психологическая установка
Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы познакомились с удивительным произведением Фонвизина «Недоросль» На сегодняшнем уроке мы будем писать сочинение.
2. Запись темы, числа, эпиграфа
3. Слово учителя
Учитель: Сочинение на литературную тему представляет собой собственные размышления по поводу прочитанного и разобранного художественного произведения, вашего понимания текста произведения. Ваш взгляд на проблему. Сочинение покажет, насколько вы были внимательны на уроке, как читали произведение, выполняли домашние задания и индивидуальную работу, как вы поняли авторский замысел.
Сегодня на уроке мы пишем сочинение по теме:
1.Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»
2.Скоты, владеющие людьми.
3.Просветительские идеалы в комедии.
4. Эта комедия – бесподобное зеркало.
5.Значение речевых характеристик в комедии «Недоросль»
4. Запись плана работы над сочинением
1) Выбрать тему, определить понятия, ходящие в название темы; определить предмет обсуждения; выбрать жанр работы.
2) Определить идею будущего сочинения.
3) Подобрать материал, найти цитаты в тексте, подтверждающие мысль, соответствующие теме.
4) Составить план сочинения в соответствии с тематикой.
5) Написать черновой вариант сочинения.
6) Отредактировать и переписать сочинение.
5. Индивидуальная работа с учащимися, консультации по темам.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание: Дописать сочинение начисто.
8.Слово учителя
Памятка при написании сочинения.
При написании черновика помните об основных требованиях к сочинению:
-соответствие содержания заданной теме,
— соответствие объему и структуре,
-полнота раскрытия темы,
— аргументированность высказываний и предположений,
-ясность и точность в использовании эпиграфа и цитатного материала,
-сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы,
— отсутствие фактических ошибок,
-соблюдение языковых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм,
— оформление работы.
Цель урока : развивать навык написания сочинений на литературную тему, развитие связной речи.
- Актуализация темы.
Сочинение на литературную тему предполагает такую схему: высказывается мысль, приводится её подтверждение текстом (цитирование, обращение к эпизодам, деталям и т. д.), делается логическое обобщение-вывод.
- Аннотирование тем сочинений.
1.Уроки комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
2.Какие афоризмы Стародума мне понравились и почему.
3. «Вот злонравия достойные плоды» ( Образ Митрофанушки в комедии)
3. Работа в группах.
Учащиеся обсуждают круг вопросов по выбранной теме, составляют примерный план сочинения, подбирают цитаты из текста.
Каждая группа представляет свой план работы над темой, две другие группы редактируют, делают замечания, вносят свои предложения.
Взаимооценивание: чьё же понимание темы, проникновение в неё глубже, удачнее, креативнее?
К первой теме. Тема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новом поколении образованных, просвещённых русских людей.
Актуальность комедии. Уроки комедии: «воспитание», которое даёт Простакова своему сыну убивает в нём человеческую душу, а роль воспитания в семье велика. Погоня за «модой» в образовании без осознания его необходимости бесполезна. Фонвизин показал, как отвратительно угнетение людей, как это развращает «хозяев жизни». Вера в справедливый закон жизни: зло наказано, добродетель вознаграждена.
Примерный план к третьей теме.
- Тема воспитания – одна из основных в комедии Фонвизина.
- Митрофанушка, недоросль- «злонравия достойные плоды».
1.Отражение проблемы воспитания в заглавии.
2. Митрофан- «матушкин сын».
3.Грубое, бессердечное отношение к родителям.
4. Льстивость, притворство недоросля.
5.Жестокость, грубость в обращении с учителями и слугами.
6. Невежество, глупость Митрофанушки.
3. Нарицательный характер имени Митрофанушки.
Написание черновиков, редактирование, переписывание.
Домашнее задание : прочитать повесть Н.М. Карамзина « Бедная Лиза»
Просмотр содержимого документа
«Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль»»
метки: Недоросль, Фонвизин, Подготовка, Произведение, Написать, Рассуждение, Сочинение, Сговор
I Вступление.
1. Фонвизин – русский сатирик, основоположник великой русской комедии., Д.И.Фонвизин – великий русский сатирик, живший в
2. Острые социальные вопросы в комедии «Недоросль».
В его комедии «Недоросль» были поставлены острые социальные вопросы. В своей комедии автор негодует на пороки общества, высмеивает их, разоблачает и клеймит без пощады; в ней он указывает на основное зло тогдашней жизни: крепостничество.
II . Главная часть сочинения.
-
На какие две группы делятся все герои (?), что это отображает, показывает.
-
На каком фоне происходят события в начале комедии?
-
Какую идею проводит автор через своего героя?
-
Крепостное право. Глупость, самодурство, произвол помещиков (Скотинин и Простакова)
а) событие: «дядин сговор»;
- б) действия: примерка кафтана;
- в) речевая характеристика;
г) что этим хотел показать автор?
( действие
- «дядин сговор»
Явл.1-4
Примерка кафтана
Нрав и сущий произвол г-жи Простаковой, самодурство
Появление Скотинина и его р-р с Простаковой (стр. 50)
Разговор Скотинина и Простаковой
Ярые крепостники
Сцена с письмом, (явл.5-7)
Скотинин в восторге от свиней, потрясающая новость
Лицемерие, животность, жадность, ограниченность интересов
8 стр., 3813 слов
Каким я увидел митрофана из комедии недоросль
… Простаковых является безграмотность и невежество. После выхода комедии Д.И. Фонвизина имя Митрофанушка, как и само слово «недоросль», стало нарицательным, так называют невоспитанного, ленивого, глупого человека. Сочинение … со Скотининым Митрофан прячется за няню, просит защиты. Мальчик ведёт себя нагло и … Недоросля всё-таки отправляют служить, но большой вопрос, изменит ли это что-либо? Вряд ли. И …
Финал комедии
Нависла угроза над домом и деревнями Простаковой, (стр.68), Митрофанушка отворачивается от матери в трагическую минуту
Жалкая, растерянная и униженная.
а) Описать его внешность
б) Через события, действия, речевую характеристику показать идею, которую проводит автор.
- — Воспитание у молодых дворян идеи гражданственности, подчинение личных интересов общественным;
— приобретение дворянской молодежью реальных знаний, необходимых для процветания страны;
-общественно-политический характер проблемы воспитания молодых дворян.
-Невежественное провинциальное дворянство;
— узость и ограниченность его интересов,
-неспособность этой части дворянство приносить пользу Отечеству,
-профанация (искажение, опошление, извращение) обучения молодых дворян,
— право господствующего класса владеть другими людьми.
III . Актуальность воспитания в наши дни.
Все герои пьесы делятся на две группы: на положительных и отрицательных — и отражают борьбу (противоборство, разные стороны жизни) добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности.
События пьесы
**********************************************************
Для предстоящего, Она выражает, Уже с первой же сцены, Далее появляется
В 5-ом и 7-ом явлении показывается нам низость, жадность, животность, лицемерие мира Простаковых и Скотининых (своими словами передать события, прокомментировав каждую оценку).
В финале комедии мы видим Простакову………….
Комедия заканчивается победой добра над злом. По мысли автора, бесчеловечие помещиков должно неминуемо привести их к полному краху. Фонвизин наглядно показал правительству, как надо поступать с жестокими помещиками.
III
Воспитание дворянской молодёжи (Митрофанушка)
**********************************************************
Для предстоящего
Вот в такой среде вырос и воспитался главный герой Митрофанушка. Уже первое знакомство с ним показывает его сходство с матерью, о чём говорит даже само его имя. Из рассказа Митрофанушки о его сне мы видим ярко выраженное неуважение сына родителей, непочитание их. Он цинично рассказывает родителям сон, в котором мать бьёт отца. И на вопрос матери о том, кого ему было жалко, он ответил, что жалко было её, т.к. она «устала, колотя батюшку».
9 стр., 4173 слов
Отношение пушкина к изображаемым событиям и героям в капитанской …
… женой и сотоварищи Пугачева, выполнявшие его приказы. Отношение пушкина к изображаемым событиям и героям в капитанской дочке!Сочинение,только обдуманное Петр Гринев … события. Это был молодой человек, не лишенный чувства чести и порядочности. Он всегда поступает так, как диктует ему совесть. Здесь молодой дворянин … как тебя назвать, не знаю… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе …
Далее мы узнаём, чем занимается этот недоросль……….
Конспект урока литературы в 8 классе «Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Класс: 8б. Дата проведения:
Класс: 8в. Дата проведения:
Тема: «Р.р N 1 Подготовка к домашнему сочинению по комедии
Д. И. Фонвизина «Недоросль».»
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, осуществлять контроль своей деятельности, строить логическое рассуждение и делать выводы. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе знаний по теории литературы; развитие умения аргументировать своё мнение и оформлять его в письменных высказываниях на литературную тему аналитического и интерпретирующего характера.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Анализ выполнения домашнего задания
Зачитываем характеристики главных героев.
3. Изучение нового материала
«Словесные формулы».
А как вы думаете, что ждёт нашего героя в будущем? Давайте попробуем при помощи словесных формул предсказать ему это будущее . Возьмите листы жёлтого цвета. На работу вам пару минут.
Я вижу Митрофана……, потому что….
Мне кажется, Митрофан станет…., так как……
На мой взгляд, Митрофана ждёт ……будущее, потому что он….
Послушаем представителей из каждой группы.
Жизненные принципы Стародума (запись в тетрадь)
-
При тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные.
-
В большом свете водятся премелкие души.
-
Где государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться их права.
-
Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится
-
Начинаются чины — перестаёт искренность.
-
Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.
-
Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.
-
Наличные деньги — не наличные достоинства.
-
Глупому сыну не в помощь богатство.
-
Золотой болван — всё болван.
Темы для сочинений
1. Будущее Митрофана.
2. Итог воспитания Митрофана Простаковой.
3. Актуальны ли сейчас принципы Стародума?
4. Тема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
4. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
Написать сочинение.
5. Рефлексия
Почему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина?
Какие выводы вы сделаете, уходя с этого урока?
Самостоятельная работа ___________________________________________
1. Кто главный в семье Простаковых?________________________________
2. Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо? Вывод обоснуйте в таблице
3. Дайте характеристику Милону и Митрофану.
Самостоятельная работа ___________________________________________
1. Кто главный в семье Простаковых?________________________________
2. Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо? Вывод обоснуйте в таблице
3. Дайте характеристику Милону и Митрофану.
Самостоятельная работа ___________________________________________
1. Кто главный в семье Простаковых?________________________________
2. Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо? Вывод обоснуйте в таблице
3. Дайте характеристику Милону и Митрофану.
infourok.ru
Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»
На уроке шеольники учатся определять, какие проблемы автор поднимает в произведении, учатсяаргументировать свою точку зрения, подбирая аргументы из художественного текста. именно такие сочинения школьники пишут на ЕГЭ, так что данный урокучит их создавать сочинения экзаменационной модели.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»»
«Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»»
Дата :
ТЕМА : ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
ЦЕЛИ : дать представление о социальной и нравственной проблематике комедии; развивать умение участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в развернутых высказываниях; развивать умение понимать литературу как особый способ познания жизни; формировать гражданскую позицию, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ согласно КТП
Х О Д У Р О К А
1 Вступительное слово учителя. Что такое «социальная проблематика» и «нравственная проблематика»?
2 Беседа с учащимися по теме урока.
Вспомогательная таблица для учащихся.
П р о б л е м а |
Отношение к ней автора |
П р и м е р ы |
Проблема влияния крепостного права на людей ( Как крепостное право влияет на людей?) |
Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так и должно быть, т.к. с детства привыкли подчиняться. |
1 Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? (д. 1 , явл. 5) 2 Как Простакова относится к Еремеевне? Еремеена к Простаковым? 3 Кого и как собирается наказать Простакова после неудачного похищения Софьи? |
Проблема роли образования в жизни человека. ( Какое значение имеет образование в жизни человека? ) |
Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны, а необразованный… |
1 Примеры благородных образованных людей в пьесе ( Правдин, Стародум ).Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум? 2 Примеры необразованных людей ( Простаковы, их родители, Митрофан) . Доказательства их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая сами себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана? |
Проблема воспитания ( Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы из них выросли достойные люди? ) |
Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того, надо помнить, что дети берут пример с родителей. |
1 Докажите, что М. необразован. Почему? Что мешает ему учиться? 2 Что означает имя «Митрофан»? Соответствует ли оно характеру главного героя? 3 Как Простакова относится к людям? ( Как и почему меняется ее отношение к Софье, Стародуму, ее отношение к Еремеевне? ) 4 Как и почему Митрофан относится к людям( как меняется его отношение к Ермеевне во время драки со Скотининым и в другое время, отношение к матери : сцена сна явл. 4 д-я 1 и последняя сцена )? |
3 Беседа о правилах написания сочинения.
-
Составление плана сочинения.
1 Какое произведение мы изучили? Какую проблему поднимает в нем автор?
2 Как автор относится к данной проблеме?
3 Какие доказательства этого можно привести из текста?
-
Речевые клише :
1 пункт : Автор поднимает проблему…
Одной из проблем, поднятых автором, является…
Автор задается вопросом….
Автор заставляет нас задуматься о том…
2 пункт : Автор считает…
Автор полагает…
Автор хочет донести до читателя мысль…
3 пункт : Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.
Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий
эпизод ( сцена )…
Эту мысль можно доказать на примере…
4 Подведение итогов урока.
5 Домашнее задание : подготовиться к сочинению по одной из проблем ( на 1,5 – 2 страницы)
multiurok.ru
«Подготовка к сочинению по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Кударбекова Зульфия Туземовна
учитель русского языка и литературы
Ставропольской средней школы
района имени Габита Мусрепова
Северо-Казахстанской области
Урок русской литературы в 8 классе по теме:
«Подготовка к сочинению по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Цель урока: формирование нравственной и речевой компетенций
Задачи:
-
Систематизировать знания о произведении, персонажах комедии, их нравственных качествах.
-
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом произведения, устную речь учащихся, активизировать поисковую деятельность учащихся.
-
Увидеть и понять нравственные уроки комедии.
Оборудование: презентация по теме, тексты произведения, учебник.
Ход урока:
Эпиграф к уроку: Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Этап целеполагания:
Н.В. Гоголь сказал о комедии Фонвизина:
“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…”
Я надеюсь, что проанализировав комедию, внимательно рассмотрев персонажи комедии, вы вынесете определенные нравственные уроки из сегодняшнего урока и ответственно подойдете к написанию сочинения.
Этап Вызов
-
Самостоятельная работа со статьей учебника по вопросам (показать слайды) — работа в тетрадях письменно — 5мин.
-
Какими были учебные успехи Д.И.Фонвизина?
-
Что навсегда сохранила память юного Фонвизина от поездки в Петербург?
-
Какова направленность творчества Д.И.Фонвизина. Укажите его первое произведение.
-
Когда была создана и где и когда поставлена комедия «Недоросль»?
-
Какие творческие планы имел, но не сумел реализовать Д.И.Фонвизин?
Проверка работ — 2-3 мин.
-
Ответы на вопросы по слайдам:
Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Этап Осмысление
Актуализация знаний.
-
Самостоятельная работа с текстом произведения:
Образ Простаковой — примеры речи и обращения: (заполнение таблицы)
С крепостными и учителями
с Софьей
с Митрофаном
с Стародумом
С крепостными:
-
Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил…
-
А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил пошире.
-
Ну… а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши… Ты же еще, старая ведьма, и разревелась.
-
К Софье:
-
Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
-
О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю.
-
Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!
К Митрофану:
Ах, мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?
Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит.
Ты, мой друг сердечный, сам в шесть часов будь совсем готов.
К Стародуму:
-
Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.
-
То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит.
-
Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.
-
То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит.
-
Обсуждение иллюстраций.
Какому фрагменту пьесы соответствует иллюстрация? (демонстрируется несколько слайдов с иллюстрациями)
-
Поисковая деятельность: (работа по тексту)
Отрицательные герои комедии:
Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?
-
Госпожа Простакова, владелица имения.
-
Простаков, ее муж.
-
Митрофан, матушкин сынок.
-
Скотинин, брат Простаковой .
-
Действие 3. Явление VII.
-
Действие 4. явление VII.
-
Какие черты высмеивает автор в каждом из отрицательных героев?
-
Каково значение отрицательных персонажей?
-
Нравственный портрет семьи Простаковых:
-
Каковы взаимоотношения между членами семьи?
-
Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
-
Образ Митрофана (значение имени – в переводе с греческого «подобный матери»)
-
Охарактеризуйте его внутренние качества, потребности и желания.
-
Почему он стал таким?
-
Мог ли быть иным внутренний мир Митрофана и при каких условиях?
-
Правила Стародума (комментарии по слайдам)
Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце.
И добродетель также своих завистников имеет.
Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой.
Без знатных дел знатное состояние ничто.
Степени знатности я рассчитаю по числу дел, которые большой господин сделал для отечества.
По моему расчету, тот богат, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Вопрос: Актуальны ли сегодня слова Стародума? Почему?
Этап Рефлексия: (слайд)
-
Спрогнозируйте будущее Митрофана;
-
При каких условиях возможно было наличие в этом персонаже иных качеств?
Домашнее задание:
Написать сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
infourok.ru
Подготовка к сочинению по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль» ( 2 ч.)
Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль» ( 2 ч.)
Цель урока : развивать навык написания сочинений на литературную тему, развитие связной речи.
Актуализация темы.
Сочинение на литературную тему предполагает такую схему: высказывается мысль, приводится её подтверждение текстом (цитирование, обращение к эпизодам, деталям и т. д.), делается логическое обобщение-вывод.
Аннотирование тем сочинений.
1.Уроки комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
2.Какие афоризмы Стародума мне понравились и почему.
3. «Вот злонравия достойные плоды» ( Образ Митрофанушки в комедии)
3. Работа в группах.
Учащиеся обсуждают круг вопросов по выбранной теме, составляют примерный план сочинения, подбирают цитаты из текста.
Каждая группа представляет свой план работы над темой, две другие группы редактируют, делают замечания, вносят свои предложения.
Взаимооценивание: чьё же понимание темы, проникновение в неё глубже, удачнее, креативнее?
К первой теме. Тема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новом поколении образованных , просвещённых русских людей.
Актуальность комедии. Уроки комедии: «воспитание», которое даёт Простакова своему сыну убивает в нём человеческую душу, а роль воспитания в семье велика. Погоня за «модой» в образовании без осознания его необходимости бесполезна. Фонвизин показал, как отвратительно угнетение людей, как это развращает «хозяев жизни». Вера в справедливый закон жизни: зло наказано, добродетель вознаграждена.
Примерный план к третьей теме.
Тема воспитания – одна из основных в комедии Фонвизина.
Митрофанушка, недоросль- «злонравия достойные плоды».
1.Отражение проблемы воспитания в заглавии.
2. Митрофан- «матушкин сын».
3.Грубое, бессердечное отношение к родителям.
4. Льстивость, притворство недоросля.
5.Жестокость, грубость в обращении с учителями и слугами.
6. Невежество, глупость Митрофанушки.
3. Нарицательный характер имени Митрофанушки.
Написание черновиков, редактирование, переписывание.
Домашнее задание : прочитать повесть Н.М. Карамзина « Бедная Лиза»
www.prodlenka.org
План-конспект и презентация урока литературы в 8 классе»Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»»
Тема РР Подготовка к творческой работе по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Цель
Формировать навыки аналитического чтения драматического произведения;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать культуру умственного труда, умение работать в группе.
Тип урока– обобщение.
Вид урока – урок развития речи
Прогнозируемый результат:
Знать содержание пьесы.
Уметь творчески подходить к поставленной задаче.
План урока.
I. Организационный момент. Слайд 1
Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Слайд 2
Проблемы, затронутые автором в этом произведении более двухсот лет назад, актуальны и сегодня.
Не случайно, комедия «Недоросль» до сих пор не сходит с афиш многих театров мира.В.Г. Белинский писал: «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» . Слайд 3
Цель нашего сегодняшнего урока – подготовиться к творческой работе. Но прежде, давайте проверим выполнение вами домашнего задания.
II. Проверка домашнего задания. (5 минут) Слайд 4
Дома вам необходимо было поработать над стилевыми особенностями комедии, и каждая группа получила разные задания:
1 группе нужно было выписать из комедии крылатые выражения;
2 группе — слова, характерные для высокого стиля;
3 группе – слова, характерные для низкого стиля.
Вывод: Кто из персонажей употребляет в своей речи слова высокого стиля ? Почему именно в уста этого героя автор вкладывает эти слова?
А кому свойственна низкая лексика и почему?
III. Задания по подготовке к творческой работе.
1.Похвала другу. (5 минут)
Молодцы! Слайд 5
Я хочу вас похвалить за ваше старание, сообразительность, творческий подход. А теперь вы попробуйте в 2-3 предложениях похвалить себя за какую-либо черту характера. На доске словесная формула, которая поможет вам правильно построить предложения. На работу вам 2 минуты. Слайд 6
(Я добрый. Ко мне часто обращаются за помощью. Мне жалко брошенных животных. Я такой, потому что я добрый.)
Прослушивание 1-2 человек из каждой группы.
Вывод: В каждом человеке есть то, за что его можно похвалить?
2. «Похвала глупости». (5 минут) Слайд 7
А теперь послушайте фрагменты из книги Эразма Роттердамского «Похвала Глупости». Глупость хвалит себя сама .
Эразм Роттердамский«Похвала Глупости»
(Говорит богиня Глупость)
Моё божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей.
Мне же всегда особенно приятно было говорить то, что в голову взбредёт.
Итак, отроки… каким бы эпитетом вас почтить? Ах да, конечно: отроки глупейшие! Ибо какое более почётное прозвище может даровать богиня Глупость сопричастникам её таинств?
Дабы не подумал никто, будто я без должного права присвоила себе звание богини, внимайте, навострив уши, какими благами одаряю я богов и людей, и как широко простирается моя божественная сила.
…Я щедрее всех…
…Всё, что есть в жизни приятного, — тоже мой дар, и я берусь вам это доказать.
…Стать дураком по моей милости… — это избавит… от тяжких забот, которые терзают мудреца…
Почему, например, Вакх вечно юн и кудряв? Да потому, что он кутила и пьяница, проводит жизнь свою в пирах, плясках, пении и играх.
…Взгляните на мудрецов, убелённых сединами. Их лица, изборождённые морщинами, застыли под тяжестью мудрости. Чей взгляд ласкает эта картина?
По моему глупому суждению, всех счастливее тот, кто всех безумнее…
Возьмите тексты (листы белого цвета) и подчеркните признаки глупости .
Слайд 8
Проверяем.
Я надеюсь, что среди вас нет тех, кому бы подошли эти слова.
ØА есть ли среди героев пьесы персонаж, который является воплощением глупости?Митрофан
На прошлых уроках, наряду с другими героями, мы много говорили о разных персонажах. Но сегодня наш герой – Митрофан. Слайд 9
3.Парад героев . (7 минут)
В драматическом произведении о герое можно судить только по его речи и по суждениям о нём других персонажей .
Некоторые из вас получили индивидуальное задание — представить рассказ о Митрофане от имени одного из героев пьесы. Я не буду называть этих персонажей. Надеюсь, вы их сразу узнаете.
Выступление учащихся с индивидуальным заданием. Слайд 10
Стародум
Цыфиркин
Госпожа Простакова
Вывод :Какие качества Митрофана высмеивают Стародум и Цыфиркин? (Глупость, невежество) А почему госпожа Простакова, говоря о сыне, считает эти качества достоинствами? (Потому что сама такая же) Как вы думаете, осознаёт ли Митрофан, что он глуп и невежественен?
3. Интервью (10 минут) Слайд 11
Перед вами вопросы , подготовьте на них ответы от имени Митрофана. Выберите того, кто будет отвечать на них. На подготовку вам 3-4 минуты.
Вопросы Митрофанушке
1.
ØМитрофан Терентьевич, не расскажете ли нам, что вчера поделывать изволили?
ØМатушка ваша — дама с характером, даже супругу спуску ни в чём не даёт. А вот вами она всегда довольна… И как только вы этого добиваетесь?
2.
ØСлышали мы, в учителях у вас Вральман — немец. Что же вы из его уроков усвоили?
ØА чему вас научили другие учителя, ведь матушка ваша говорила, что «из-за книги не встаете вы по суткам»?
3.
ØА скажите, как это вы в одночасье решили на племяннице Стародума жениться? Вроде она вам никогда не нравилась…
ØВам, сударь, скоро на службу идти. А эти вот, что рядом сидят, вас года на два помоложе будут. Они нас, учителей, не всегда слушают — мы, дескать, молодёжь плохо понимаем. Так, может, вы им объясните, как себя к взрослой жизни готовить — чему учиться, какие знакомства заводить, какую службу выбирать?
После подготовки учащихся достаю микрофон, представляюсь корреспондентом журнала «Современник», газеты «Отечественные записки», журнала «Новая жизнь» и задаю вопросы «Митрофану».
Выводы: Почему ответы Митрофана смешны? Легко ли вжиться в образ Митрофана?
4. «Словесные формулы». (7 минут) Слайд 12
А как вы думаете, что ждёт нашего героя в будущем? Давайте попробуем при помощи словесных формул предсказать ему это будущее . Возьмите листы жёлтого цвета. На работу вам пару минут.
Я вижу Митрофана……, потому что….
Мне кажется, Митрофан станет…., так как……
На мой взгляд, Митрофана ждёт ……будущее, потому что он…..
Послушаем представителей из каждой группы.
Выводы: Почему никто из вас не предсказал ему блестящего будущего?
5.«День рождения Митрофана». (3 минуты) Слайд 13
Завершая нашу работу над образом Митрофана, хочется все-таки думать, что не всё потеряно. Если вы помните , госпожа Простакова говорила о том, что сыночку её зимой, на Николин день, 16 лет исполняется. Перед вами подарки «со смыслом».
Слайд 14
ØКак вы думаете, какой подарок выбрали бы Митрофану на 16-летие приглашённые. Свой выбор обоснуйте. Выбирайте одного из приглашённых.
Подарки: копилка-хрюшка, книги, часы, подушка, перина, пирог.
Приглашенные: Скотинин, Стародум, госпожа Простакова.
Вывод: Чей подарок принесёт пользу недорослю Митрофану?
IV. Объявление домашнего задания. Слайд 15
Дома вам необходимо написать творческую работу на одну из тем:
1. «Поздравление Митрофану Скотинину с 16-летием от …(любого героя пьесы)»
2. «Письмо Митрофану Скотинину из 21 века»
V. Рефлексия.
ØПочему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина?
ØКакие выводы вы сделаете, уходя с этого урока?
infourok.ru
Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль»
Цель урока : развивать навык написания сочинений на литературную тему, развитие связной речи.
- Актуализация темы.
Сочинение на литературную тему предполагает такую схему: высказывается мысль, приводится её подтверждение текстом (цитирование, обращение к эпизодам, деталям и т. д.), делается логическое обобщение-вывод.
- Аннотирование тем сочинений.
1.Уроки комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
2.Какие афоризмы Стародума мне понравились и почему.
3. «Вот злонравия достойные плоды» ( Образ Митрофанушки в комедии)
3. Работа в группах.
Учащиеся обсуждают круг вопросов по выбранной теме, составляют примерный план сочинения, подбирают цитаты из текста.
Каждая группа представляет свой план работы над темой, две другие группы редактируют, делают замечания, вносят свои предложения.
Взаимооценивание: чьё же понимание темы, проникновение в неё глубже, удачнее, креативнее?
К первой теме. Тема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новом поколении образованных, просвещённых русских людей.
Актуальность комедии. Уроки комедии: «воспитание», которое даёт Простакова своему сыну убивает в нём человеческую душу, а роль воспитания в семье велика. Погоня за «модой» в образовании без осознания его необходимости бесполезна. Фонвизин показал, как отвратительно угнетение людей, как это развращает «хозяев жизни». Вера в справедливый закон жизни: зло наказано, добродетель вознаграждена.
Примерный план к третьей теме.
- Тема воспитания – одна из основных в комедии Фонвизина.
- Митрофанушка, недоросль- «злонравия достойные плоды».
1.Отражение проблемы воспитания в заглавии.
2. Митрофан- «матушкин сын».
3.Грубое, бессердечное отношение к родителям.
4. Льстивость, притворство недоросля.
5.Жестокость, грубость в обращении с учителями и слугами.
6. Невежество, глупость Митрофанушки.
3. Нарицательный характер имени Митрофанушки.
Написание черновиков, редактирование, переписывание.
Домашнее задание : прочитать повесть Н.М. Карамзина « Бедная Лиза»
Просмотр содержимого документа
«Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль»»
Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль» ( 2 ч.)
Цель урока : развивать навык написания сочинений на литературную тему, развитие связной речи.
-
Актуализация темы.
Сочинение на литературную тему предполагает такую схему: высказывается мысль, приводится её подтверждение текстом (цитирование, обращение к эпизодам, деталям и т. д.), делается логическое обобщение-вывод.
-
Аннотирование тем сочинений.
1.Уроки комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
2.Какие афоризмы Стародума мне понравились и почему.
3. «Вот злонравия достойные плоды» ( Образ Митрофанушки в комедии)
3. Работа в группах.
Учащиеся обсуждают круг вопросов по выбранной теме, составляют примерный план сочинения, подбирают цитаты из текста.
Каждая группа представляет свой план работы над темой, две другие группы редактируют, делают замечания, вносят свои предложения.
Взаимооценивание: чьё же понимание темы, проникновение в неё глубже, удачнее, креативнее?
К первой теме. Тема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новом поколении образованных , просвещённых русских людей.
Актуальность комедии. Уроки комедии: «воспитание», которое даёт Простакова своему сыну убивает в нём человеческую душу, а роль воспитания в семье велика. Погоня за «модой» в образовании без осознания его необходимости бесполезна. Фонвизин показал, как отвратительно угнетение людей, как это развращает «хозяев жизни». Вера в справедливый закон жизни: зло наказано, добродетель вознаграждена.
Примерный план к третьей теме.
-
Тема воспитания – одна из основных в комедии Фонвизина.
-
Митрофанушка, недоросль- «злонравия достойные плоды».
1.Отражение проблемы воспитания в заглавии.
2. Митрофан- «матушкин сын».
3.Грубое, бессердечное отношение к родителям.
4. Льстивость, притворство недоросля.
5.Жестокость, грубость в обращении с учителями и слугами.
6. Невежество, глупость Митрофанушки.
3. Нарицательный характер имени Митрофанушки.
Написание черновиков, редактирование, переписывание.
Домашнее задание : прочитать повесть Н.М. Карамзина « Бедная Лиза»
kopilkaurokov.ru
Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»
На уроке шеольники учатся определять, какие проблемы автор поднимает в произведении, учатсяаргументировать свою точку зрения, подбирая аргументы из художественного текста. именно такие сочинения школьники пишут на ЕГЭ, так что данный урокучит их создавать сочинения экзаменационной модели.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»»
Дата :
ТЕМА : ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
ЦЕЛИ : дать представление о социальной и нравственной проблематике комедии; развивать умение участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в развернутых высказываниях; развивать умение понимать литературу как особый способ познания жизни; формировать гражданскую позицию, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ согласно КТП
Х О Д У Р О К А
1 Вступительное слово учителя. Что такое «социальная проблематика» и «нравственная проблематика»?
2 Беседа с учащимися по теме урока.
Вспомогательная таблица для учащихся.
П р о б л е м а |
Отношение к ней автора |
П р и м е р ы |
Проблема влияния крепостного права на людей ( Как крепостное право влияет на людей?) |
Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так и должно быть, т.к. с детства привыкли подчиняться. |
1 Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? (д. 1 , явл. 5) 2 Как Простакова относится к Еремеевне? Еремеена к Простаковым? 3 Кого и как собирается наказать Простакова после неудачного похищения Софьи? |
Проблема роли образования в жизни человека. ( Какое значение имеет образование в жизни человека? ) |
Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны, а необразованный… |
1 Примеры благородных образованных людей в пьесе ( Правдин, Стародум ).Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум? 2 Примеры необразованных людей ( Простаковы, их родители, Митрофан) . Доказательства их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая сами себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана? |
Проблема воспитания ( Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы из них выросли достойные люди? ) |
Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того, надо помнить, что дети берут пример с родителей. |
1 Докажите, что М. необразован. Почему? Что мешает ему учиться? 2 Что означает имя «Митрофан»? Соответствует ли оно характеру главного героя? 3 Как Простакова относится к людям? ( Как и почему меняется ее отношение к Софье, Стародуму, ее отношение к Еремеевне? ) 4 Как и почему Митрофан относится к людям( как меняется его отношение к Ермеевне во время драки со Скотининым и в другое время, отношение к матери : сцена сна явл. 4 д-я 1 и последняя сцена )? |
3 Беседа о правилах написания сочинения.
-
Составление плана сочинения.
1 Какое произведение мы изучили? Какую проблему поднимает в нем автор?
2 Как автор относится к данной проблеме?
3 Какие доказательства этого можно привести из текста?
-
Речевые клише :
1 пункт : Автор поднимает проблему…
Одной из проблем, поднятых автором, является…
Автор задается вопросом….
Автор заставляет нас задуматься о том…
2 пункт : Автор считает…
Автор полагает…
Автор хочет донести до читателя мысль…
3 пункт : Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.
Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий
эпизод ( сцена )…
Эту мысль можно доказать на примере…
4 Подведение итогов урока.
5 Домашнее задание : подготовиться к сочинению по одной из проблем ( на 1,5 – 2 страницы)
multiurok.ru
Во – первых, чтобы написать сочинение, нужно хорошо знать текст произведения, по которому ты это сочинение пишешь. Во – вторых, надо четко для себя уяснить, что сочинение – это твои рассуждения, размышления по определенной теме. Рассуждения должны занимать основную часть твоего сочинения.
Начнем с того, что ты должен выбрать тему сочинения, по теме подобрать материал. Это может быть биография писателя, мнения исследователей о произведении. Самое главное: ты должен подобрать отрывки из самой комедии, чтобы цитировать их в своем сочинении при характеристике образа персонажа или персонажей.
Предлагаю тебе несколько тем на выбор по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”. В скобочках указывается действия и явления, эпизоды из которых ты можешь брать для цитации в своем сочинении.
– “Живы ли еще Митрофанушки?” (Д 1 (1, 2, 4); Д 2 (4); Д 3 (7); Д 4 (8).
– “Благородство, ум и честь в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” (Д 2 (1); Д 3 (1); Д 4 (2); Д 5 (1).
– “Чем ужасен мир “простаковщины” в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль?” (Д 1(4, 7); Д 2 (3); Д 3 (3); Д 5 (4).
–
2. Будет замечательно, если ты подберешь по теме эпиграф (небольшое изречение, цитата, которое располагается в правом верхнем углу листа). Вот некоторые из них:
“Ты был писатель знаменитый,
Известный русский весельчак.
Насмешник, лаврами увитый.
Денис – невежде бич и страх”
(А. С. Пушкин)
“Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек”
(Д. И. Фонвизин)
“Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний.., самые интересные писатели нашей литературы… они говорят мне о живой действительности, о правах общества…”
(В. Г. Белинский)
3. Вступление. Во вступлении ты можешь немножко написать о биографии автора, мнения исследователей о произведении. В нашем случае в качестве “путеводителя по комедии” мы возьмем учебник 9 класса по литературе В. Г. Маранцмана.
По биографии: стр. 99 – 101.
По произведению: стр. 103, 105 – 107.
4. Основная часть. Здесь ты должен порассуждать, имея под рукой текст комедии.
Если ты взял тему “Чем ужасен мир “простаковщины”….”, то должен показать всю необразованность, глупость, жестокость семьи Простаковых. В отдельности написать о самой Простаковой, о Скотинине. Как они говорят? О чем говорят?
Как относятся к другим? В этом тебе помогут эпизоды из самой комедии, которые ты должен цитировать. Для характеристики каждого персонажа подбери 6, 7 цитат из текста комедии.
Например: “Мир Простаковых, Скотининых – это мир невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков. Как это ужасно! Они хотят присвоить себе всю власть.
Делают это грубо, нагло, не боясь ничего! Посмотрим хотя бы на Простакову в действии первом, явлении втором. Она говорит: “цитата…”.
Как это глупо.
Этими словами она показывает свое невежество. Невежество, не имеющее границ. Невежество зверя, который действует только по инстинктам.
Мои мысли подтверждают и другие слова Простаковой: “цитата…”. Вот уж действительно звериные замашки. Но зверя можно простить – он не понимает, что делает, а вот человека – нет!
Нельзя простить бесчеловечие Простаковой…”.
И так далее. На каждый персонаж – цитата и ваше объяснение – размышление этой цитаты.
Правильно цитируйте текст! Существует несколько способов цитации:
1. Как пишет В. Г. Маранцман: “Фонвизин славился своим остроумием…” (цитирование с использованием прямой речи).
2. “Фонвизин славился своим остроумием”, – пишет В. Г. Маранцман (цитирование с использованием прямой речи).
3. В. Г. Маранцман пишет, что Фонвизин “славился своим остроумием” (цитирование с использованием косвенной речи).
4. По словам В. Г. Маранцмана, “Фонвизин славился своим остроумием” (цитирование с использованием вводных слов).
5. Заключение. Сделайте вывод по тому, что вы написали. Хорошо это или плохо? Есть ли сегодня такие “Простаковы”, “Скотинины”?
Как с ними бороться? Ваш рецепт борьбы?
Жилин О. Ю. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Харлу.
Loading…