Слайд 1
Подготовка к сочинению. Храм на Н ерли
Слайд 3
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму . Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте…
Слайд 5
. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. «Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, — пишет Н.Н. Воронин. — Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».
Слайд 7
Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава — в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Слайд 9
Место для церкви — пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму — указал сам князь Андрей Боголюбский . Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.
Слайд 12
Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними — фигуры львов. Еще ниже — три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада — храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Слайд 14
Х рам Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.
Подготовка
к сочинению-описанию картины
С.В.
Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
Цели урока:
Обучающая: формировать умение «читать»
картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль
картины в сочинении; научить отбирать
и систематизировать материал для написания сочинения
Развивающая: развивать творческое
воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств
художественной выразительности; развивать наблюдательность;
Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной
исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной
природе, искусству
Планируемые
результаты:
Личностные: усвоение
в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение
духовно — нравственного, эмоционально – эстетического, расширение
мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать
интерес к учению.
Метапредметные:
Предметные: создание
осмысленного связного высказывания, умение использовать
изобразительно-выразительные средства языка
Регулятивные: построение
плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные
связи, пространственные отношения, цветопись
Познавательные: обогащение
словарного запаса, формирование речеведческих понятий
Коммуникативные: формирование
коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание,
повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с
учителем, одноклассниками.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
—
Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее
число.
У
нас с вами сегодня урок развития речи.
Учащиеся
записывают дату урока.
2.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Включаю видеофрагмент.
—
Прекрасное может быть запечатлено по-разному. Как вы думаете, как именно?
— О каком
памятнике культуры упоминается в видеофрагменте?
—
Совершенно верно. Церковь Покрова на реке Нерль возведена Андреем Боголюбским.
Легенда гласит, что князь скорбел о смерти любимого сына Изяслава, умершего от
полученных в бою ран. В память о сыне в 1166 году он возвел эту церковь,
которая поражает своей красотой и великолепием. Этот памятник архитектуры
вдохновлял и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Многие
писатели и поэты восхищались им в своих произведениях
—
Послушайте стихотворение поэтессы Элины Кийг: слайд (фото храма)
Древней
церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
—
Художник Сергей Васильевич Герасимов, как и все люди творческие, обладал
утонченной натурой, откликающейся на все удивительное и прекрасное. И, увидев
однажды церковь Покрова на реке Нерль, он не мог ее светлый образ не
увековечить на полотне. Церковь Покрова на Нерли никого не оставляет
равнодушным. Был пленен ею и С. Герасимов. Слайд (картина).
3.
Целеполагание
—
Как вы думаете, с какой целью мы будем говорить о картине Герасимова?
—
Сформулируйте цели нашего урока. (самостоятельно формулируют цели урока)
На
уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию по картине.
—
В ходе нашей работы вы заполняете «Рабочие листы», которые помогут вам при
написании сочинения.
4.
Беседа по картине.
—
Какой тип речи вы можете использовать для написания сочинения? (Описание)
(в описании тема раскрывается в процессе
характеристики предметов, явлений природы, лиц, что оформляется в виде перечисления
их признаков.)
—
Какова структура текста описания?
1.
Вступление
2.
Основная часть (признаки предметов)
3. Вывод
(отношение к предмету, явлению)
—
Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний
план, задний план, центр, фон).
—
Попробуйте составить план сочинения. Слайд (Проверка)
1.
Вступление.
Художник
С. В. Герасимов и его картина «Церковь Покрова на Нерли».
2.
Основная часть. Описание картины.
а) центр
картины
б)
передний план
в) задний
план
г) фон
картины
3.
Заключение.
Мое
впечатление от картины.
— Перед
вами карточка № 1. (О Герасимове).
Сергей
Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был
кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к
живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет
художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни,
когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное
отделение.
Герасимов
— русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Его полотна украшают
крупнейшие музеи и картинные галереи России. Любовь к природе просматривается
во многих его картинах. Картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» написана
с любовью к природе и уважением к народной святыне.
—
Подчеркните только те предложения, которые вы можете использовать в первой
части вашей работы.
—
Вновь обратимся к картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». Как
художнику удалось передать красоту, совершенство на холсте? На этот вопрос вы
должны будете ответить во второй части вашего сочинения.
-Что мы
видим в центральной части картины? (Церковь, белокаменный храм, который
сразу притягивает взгляд)
— Как вы
думаете, почему художник расположил ее в центре? (Нет никакого сомнения в
том, что именно она — композиционный и логический центр картины)
—
Где
расположена церковь? (Она расположена на небольшом островке, вокруг которого
протекает шумная и быстрая река.
Холм, на котором она стоит, –
рукотворный. В устье реки были засыпаны огромные валуны, которые стали
островком посреди реки. Во время весеннего таяния снега и разлива реки храм
величественно стоит, окруженный водой.
— Опишите
церковь (Белокаменная, устремленная ввысь, светлая, величавая).
—
Какие краски использует художник? Почему изображает храм светлым? (Церковь
исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту
данного сооружения. Золотые купола ярко отблескивают и переливаются при помощи
множества солнечных лучей)
— Сейчас
вам предлагается задание по редактированию текста.
Карточка №
2
В центре
картины С.В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута
церковь. Церковь стоит в окружении деревьев. Купол церкви, освещенный
весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания церкви —
она изображена издали. Художник ставил цель изобразить церковь в окружении
природы, чтобы подчеркнуть величие, величие священного места, где была
воздвигнута церковь.
—
Какие
ошибки встречаются в этом тексте? (Повторы)
—
Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть
встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним
может испортить даже неплохой текст.
—
Как можно избежать повтора слова «церковь»? (подбор синонимов, замена слова
местоимением…)
—
Отредактируйте текст.
—
А теперь проверим, смогли ли вы исправить ошибки. Проверка. Слайд
В
центре картины С. В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута
церковь. Храм стоит в окружении деревьев. Купол его,
освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Художник ставил цель изобразить
святыню в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие священного места,
где была воздвигнута церковь.
—
Какой
вывод можно сделать? ( Надо умело использовать синонимические ряды в
сочинениях)
— Подчеркните
те слова, которые помогут вам при написании сочинения.
—
Обратимся к переднему плану картины. Что мы
видим?
Перед
вами карточка № 3.
Используйте
имена существительные и подберите к ним эпитеты, с помощью которых вы могли бы
описать то, что видите.
Трава (зеленая,
изумрудная, изумрудно-яркая, сочная, свежая, яркая, молоденькая, новая,
луговая, сверкающая,)
Река
(ярко-синяя, извилистая, змеистая)
Цветы
(ярко-желтые, свежие, яркие, луговые, удивительные)
Приводят
свои примеры.
Назовите
оценочные эпитеты, которые выражают оценку предмета или явления.
Назовите
цветовые эпитеты (выражают цветовую наполненность)
— Ещё
одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на
картине).
— Кого мы
видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на
переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки,
девочка собирает цветы).
—
Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие мысли
вас это наводит? Зачем изображены здесь люди?
(Герасимов
показывает, что красота вечна, она спасала и спасает людей от озлобления, от
потери нравственности, вселяет в души любовь, надежду. Вот и мать привела свою
дочку полюбоваться храмом)
— Что мы
видим на заднем плане? Что изображено рядом с храмом?
Рядом
и поодаль изображены деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего
взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне
голубого неба.)
—
Отвлекает
ли это внимание от храма? (Нет, наоборот, подчеркивает белизну и чистоту
стен)
По
небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке.
— Расскажите, что является фоном
для храма? (Большу́ю часть картины занимает небо.)
Возьмите
карточку № 4.
Прочитайте
задание.
Составьте словосочетания сущ.+
причастие, используя в качестве главного слова небо и облака
облака — гонимые,
идущие, плывущие, странствующие, розовеющие, светлеющие, белеющие
небо — голубеющее,
синеющее, светлеющее
Составьте предложение с причастным
оборотом.
Облака,
медленно плывущие по небу, кажутся воздушными.
Преобразуйте
его в сложное предложение.
Облака,
которые медленно плывут по небу, кажутся воздушными.
Сравните
предложение с причастным оборотом со сложным предложением, которые вы записали.
—
Что произошло, когда вы перестроили предложение с причастным оборотом в
сложное предложение?
Причастный
оборот придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость
описания (свойства прилагательного).
—
Совершенно верно. Причастия и причастные обороты в художественном тексте
являются средством выразительности, экспрессии.
—
Орфографическая работа.
Перед вами
карточка № 5
Напишите слитно, раздельно или через дефис.
Ярко?
синий; светло?синий; густо?жёлтый; бело?розовый; изумрудно?зелёный;
матово?белый; небесно?голубой; молочно?белый; удивительно?яркий;
ослепительно?белый; лимонно?жёлтый; светло?голубой; золотисто?желтый.
Какие
слова пишутся через дефис, а какие вы написали раздельно. Почему?
Проверка. Слайд
—
Подчеркните слова, которыми можно описать оттенки цветов, которые использует
художник.
5.
Обращение к дополнителным источникам.
—
Сейчас предлагаю вам работу в парах.
Вы
должны прочитать фрагмент из произведения известного писателя и исследователя
русской культуры Евгения Осетрова. У ребят каждого ряда будут свои
задания.
(1) Если вам в
жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем,
отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ
деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в
благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы,
конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж.
(5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные
травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие
приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и
умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы
начинаете верить: на свете есть счастье…
1 ряд
1. Как бы вы
озаглавили текст? («Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на примере
древнейшего памятника”.)
2. Какова
тема текста? Мы считаем, что тема и название совпадают.
2 ряд
1.Какие
средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор?
Зачем? (Чтобы сделать текст ярче, эмоциональнее, автор использовал эпитеты:
“благородные пропорции”, “луговое раздолье”, “духмяные травы”, “неоглядные
просторы”; метафоры: “строение вписано”, “душевное спокойствие приходит”)
2. Какие
чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли? (Восторга, радости,
гордости.)
3 ряд
1.
Чьи
слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?
(Мы
предлагаем взять слова Б.Чичибанина, т. к. они очень созвучны с текстом
Осетрова и подчёркивают основную мысль текста: великие памятники архитектуры
создавались с любовью, с верой в то, что они, будут памятью народа. Перед
храмом Покрова и тот, и другой авторы испытывали волнение, восхищение, радость,
гордость.)
2. Сформулируйте основную мысль текста (то
главное, что хотел сказать автор этим текстом)
Памятники
культуры, сама русская природа положительно влияют на человека, прекрасно
преображают его, дают ощущение полноты жизни.
— Какие слова из данного фрагмента
вы сможете использовать в вашем сочинении? Подчеркните их.
—
Есть ли в тексте слова, значение которых вам непонятно? (Слайд)
куща
(кущ) — (устаревшее) – тенистая роща, лесная заросль
духмяные
(травы) — (диалектное) – душистые, ароматные, пахучие, благоухающие
лазоревые
(цветы) — то же, что лазурный, голубой, светло-синий, бирюзовый
6. Творческая
работа учащихся. Рефлексия.
-Остается не так много времени до
конца урока, мы будем выполнять задания по вариантам.
Первый вариант — перед
вами карточка. № 6 Отредактируйте текст.
— Отредактируйте предложения:
Покоем и
умиротворением веет от картины С.Герасимова. С. Герасимов использует для своей
картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно
яркой. Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности —
именно такой предстает Россия на картине С. Герасимова «Церковь Покрова
на Нерли».
Второй вариант — перед
вами карточка № 6. Вставьте в предложения слова, выражающие ваше
впечатление от картины Герасимова.
— Вставьте в предложения слова, выражающие
ваше впечатление от картины Герасимова.
Сегодня я
увидел(а) __________картину «Церковь Покрова на Нерли». Ее красота меня
__________. Так и рвутся из самого сердца слова: «_____________!». Глядя на
пейзаж Герасимова, в душе просыпаются ________, _______ чувства.
7. Домашнее
задание.
Сегодня на уроке
мы готовились к сочинению. Дополнить текст записями из тетради, образными
средствами, индивидуальными впечатлениями. Опираясь на собранный материал,
напишите сочинение на тему: «Описание картины С.В. Герасимова».
8.
Видеофрагмент.
Наш урок закончен. Огромное спасибо за
работу.
(1) Если
вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем,
отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ
деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в
благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы,
конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж.
(5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные
травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие
приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и
умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы
начинаете верить: на свете есть счастье…
1 ряд
Как бы вы
озаглавили текст?
Какова
тема текста?
_____________________________________________________________________
(1) Если вам в жизни приходится
нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные
клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм
Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в благородные
пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно,
увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5)
Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы,
лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие
приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и
умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы
начинаете верить: на свете есть счастье…
2 ряд
Какие средства художественной
выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем?
Какие чувства
испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли?
(1) Если вам в жизни приходится
нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные
клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм
Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в благородные
пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно,
увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5)
Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы,
лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие
приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и
умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы
начинаете верить: на свете есть счастье…
3 ряд
Чьи
слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?
Сформулируйте
основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)
Самоанализ
урока «Подготовка к сочинению-описанию картины
С.
В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»».
Характеристика
класса: в
данном классе обучается человек. Внимание устойчивое. Ученики способные
анализировать, сравнивать, обобщать.
Тема
урока:
Цель
урока: Повторить правила написания и оформления
сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного
характера, развивать у обучающихся культуру речи, чувство стиля, способности к
описательной речи.формировать умение
«читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную
мысль картины в сочинении; научить отбирать
и систематизировать материал для написания сочинения
Задачи
урока:
Развивающая:
развивать навыки использования определений в речи для более выразительной
передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков .
Воспитательная:
.воспитывать интерес к самостоятельной
исследовательской деятельности; воспитывать
чувство прекрасного, чувство любви к родной природе, искусству
УУД:
предметные (объем освоения и уровень
владения компетенциями): знать понятие
«описание», особенности описания в; уметь отбирать
и систематизировать материал для написания сочинения
, редактировать текст ;
личностные: осознание
эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные: учится
обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и
сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками)
необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится
совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
Метапредметные (компоненты
культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность
осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
познавательные: анализирует,
сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт
вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли,
высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;
учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в
парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку
зрения других.
Тип
урока: Развитие речи.
Технологии: Проектное
обучение, интегрированное обучение, информационно-коммуникационные
технологии
Планируемые
результаты: учащиеся должны
знать
должны
уметь использовать определения для более
выразительной передачи содержания высказывания.
Межпредметные
связи: литература,
изобразительное искусство
Ресурсы: мультимедийный
проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Метод
по типу познавательной деятельности частично-поисковый,
исследовательский.
Цели
урока реализовывались:
Развивающая.
Развитие речи осуществлялось через монологические ответы. Развитие логического
мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять,
делать выводы по теме).
Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать
прослушивание монологических ответов учеников.
На
данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского
языка подходы:
·Текстоориентированный:
работа с текстом, монологический ответ, анализ.
·Функциональный: определяли
тип речи, отвечали, анализировали через
постановку проблемных вопросов.
·Коммуникативно-деятельный:
работа с дидактическим материалом, алгоритмом.
·Организация
самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по карточкам,
игровой элемент («Закончи фразу»
·Личностно-ориентированный
подход реализовывался: внимание к речи других людей, обучению связной речи как
устной, так и письменной.
Урок
с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт
переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает
познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и
памяти.
Исходя
из целей, структура урока состоит из этапов, которые все были соблюдены.
1.Оргмомент
способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и
восприятию новых знаний.
2.
Мотивация к учебной деятельности.
3.Постановка
проблемы и актуализация знаний. Были созданы условия, при которых ученики
сами вывели цель урока. Была
поставлена проблема: как работаем над этой темой и почему?
Метод
обучения, использованный на уроке: частично-поисковый,
беседа, диалог, исследовательский метод, работа с текстом, поисковый метод,
информационно – коммуникативная технология.
Частично-поисковый,
потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо
было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно
рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали,
делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал
творческий характер познавательной деятельности.
Приёмы
подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций,
таких как: умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и
оценивать свою деятельность на уроке.
Учебная
работа на уроке была разнообразна: чередовались удачно подобранные виды
организации деятельности учащихся, такие как: дискуссия, беседа (ответы на
вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, самопроверка.
Создан
нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися
доброжелательный.
В
ходе урока дети усвоили новое для себя правило: определение как второстепенный
член предложения и способы его выражения, его ролью в усилении выразительности
художественного описания.
Оценки
учащимся будут выставлены после проверки карточек и дополнительной работы.
Самоанализ
урока «Подготовка к сочинению-описанию картины
С.
В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»».
Урок развития
речи.
На изучение темы
отводится два урока. Данный урок – вводный, урок подготовки к написанию
сочинения. Тип урока: смешанный. Урок первичного ознакомления с материалом. Вид
урока: ознакомление с новым материалом. Метод по типу познавательной
деятельности частично-поисковый, исследовательский.
Цель: подготовить к
написанию сочинения-описания по картине
.Задачи: 1)
познакомить учащихся с творчеством художника
2) учить понимать
и любить живопись;
3) способствовать
развитию связной устной и письменной речи учащихся, обогащению словарного
запаса учащихся;
4) через изучение
творчества прививать любовь к Родине.
На данном занятии
я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: •
Текстоориентированный. Работа с текстом художественного стиля; монологический
ответ, анализ.
• Функциональный:
определяли роль эпитетов, прилагательных и синонимов для создания описания в
художественном стиле.
• Коммуникативно-деятельный:
работа с картиной
Интегрированный.
Связь с искусством осуществлялась через тщательный отбор дидактического
материала, использование картин.
• Организация
самостоятельной деятельности учащихся:
• Личностно-ориентированный
подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной
речи.
Урок с
мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт
переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает
познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и
памяти. Урок с использованием групповых форм и методов взаимного обучения даёт
экономию времени, глубину погружения в материал, высокую мотивацию в обучении.
Цели урока реализовывались 1. Развивающая. Развитие речи осуществлялось через
монологические ответы , анализ картины). Обогащение словарного запаса учащихся
проходило при подборе синонимов, при частичном анализе картины. 2.
Воспитательная. Через сравнительную характеристику и картины художника,
воспитывалась любовь к Родине. Соблюдены были структурные компоненты урока:
Метод обучения,
использованный на уроке: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации,
диалог, исследовательский метод, работа с картиной, поисковый метод,
информационно- коммуникативная технология, интерактивная. Частично-поисковый,
потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их
необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя
самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи,
анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные
прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности
(анализ картины). Групповые формы работы имеют большой воспитательный эффект,
так как создают условия для развития самостоятельности, сотрудничества,
взаимопонимания и общения всех детей, в том числе с низким уровнем обучаемости.
Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа с
дидактическим материалом. Новизна урока прослеживается в использовании
информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при
изучении нового материала. Создан нужный для работы психологический
микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательны. В ходе урока дети
осознали новое для себя: творчество , его картина , научились выделять главное
в картине подготовились к сочинению.
Лебедь-храм Покрова на Нерли. Подготовка к сочинению – описанию памятника культуры.
Страна Россия
Село Боголюбово, Суздальский
район Владимирской обл.
Конфессия Православие
Епархия Владимирская и Суздальская
Основатель Андрей Боголюбский
Дата основания XII век
Церковь Покрова на Нерли
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.
Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров —
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.
Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.
Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.
«Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло».
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
И есть покоя Знак — в течении Нерли,
Где Храм парит у кромочки земли,
Где в светлом белопенном отражении
Векам канон как жизни продолженье.
Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, там, где Нерль впадает в Клязьму.
Во всей русской архитектуре нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатлённой в камне
Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами лугов во всей ясности и красоте.
Издалека храм кажется совсем небольшим на широких просторах пойменного луга, но, подойдя ближе, видишь, что он велик и грандиозен, и можно только представить, какое впечатление он производил на подплывавших к нему по реке путешественников и купцов. Храм был построен всего за одно лето, и это – еще один удивительный факт из жизни уникального памятника.
Покров на Нерли – четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый, храм крестовокупольного типа, построенный из белого камня высочайшего качества.
Столп — в архитектуре массивная внутренняя опора (обычно прямоугольная), поддерживающая своды.
Апсида – полукруглый, прямоугольный или граненый выступ.
Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутри помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (Владимиро-Суздальское зодчество.)
Крестово-купольный храм, тип христианского храма, это четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами.
Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Три женские маски с волосами, заплетёнными в косы.
Такие же маски помещены и на боковых частях фасада. Храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмов той эпохи.
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.»
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.»
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.»
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов.»
Из книги Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…»
Храм на картинах русских художников…
Худ. Павел Ошеров
Худ. В.В.Шилов
Храм на картинах русских художников…
Худ. Сергей Панин
Храм на картинах русских художников…
Худ. Ирина Тарасова
С.В.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»
С.А.Баулин
«Храм Покрова на Нерли»
План сочинения
1. Дорога к храму.
2. История храма.
3. Архитектурные особенности церкви.
4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С.В. Герасимова и С.А. Баулина.
5. Моё впечатление о храме.
Как вы могли бы озаглавить текст?
- «Храм Покрова на Нерли»
- «Поэма в камне»
- «Лебедь – храм»
- «Лебедь белокаменный»
- «Чудо на Нерли»
Рабочие материалы
Белокаменная церковь; храм возвышается, как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм; холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.
…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
И.Э.Грабарь.
Презентация на тему «подготовка к сочинению «Храм Покрова на Нерли»» 8 класс
-
Скачать презентацию (0.93 Мб)
-
9 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Интересует тема «подготовка к сочинению «Храм Покрова на Нерли»»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 15 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку для 8 класса. Скачивайте бесплатно.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
15
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Подготовка к сочинению.
Храм на Нерли
-
Слайд 2
-
Слайд 3
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.
Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте… -
Слайд 4
-
Слайд 5
. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. «Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, — пишет Н.Н. Воронин. — Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».
-
Слайд 6
-
Слайд 7
Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава — в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
-
Слайд 8
-
Слайд 9
Место для церкви — пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму — указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.
-
Слайд 10
-
Слайд 11
-
Слайд 12
Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними — фигуры львов. Еще ниже — три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада — храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
-
Слайд 13
-
Слайд 14
Храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.
-
Слайд 15
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Презентация. Подготовка к сочинению по картине С.Л. Кожина «Церковь Покрова на Нерли»
24.09.2017 17:19
Презентация может помочь в подготовке к написанию сочинения по картине С.Л.Кожина «Церковь Покрова на Нерли». (учебник «Русский язык. 8 класс» Рыбченкова)
Просмотр содержимого документа
«Презентация. Подготовка к сочинению по картине С.Л. Кожина «Церковь Покрова на Нерли»»
Подготовка к сочинению по картине С.Л.Кожина «Церковь Покрова на Нерли»
- Вокруг — только пойменные луга и озёра, а путь в 1,5 км от городка Боголюбово до храма нужно преодолеть пешком. Пешую прогулку до церкви можно назвать паломничеством, потому что каждый год тысячи туристов идут сюда по чистому полю, по бездорожью, чтобы поклониться таланту древних мастеров, создавших памятник мировой архитектуры, и несколько минут молча постоять у белокаменных стен, которые помнят татаро-монгольское иго и восемь веков истории.
- Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году. Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андрееви
- Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена. Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.
Кожин Семен Леонидович
Биографическая справка
Семён Леони́дович Ко́жин родился 11 марта 1979 года в Москве. Российский художник, живописец и график, декоратор. Член Творческого союза художников России и Международного художественного фонда
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Памятники старины (8 класс)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Свистунова Т.Э.
2016-2017 учебный год
Какие чувства вызывает у вас созерцание этих храмов?
Церковь Покрова на Нерли — один из самых известных символов России. Простая красота этого сооружения не оставляет нас равнодушными, а величие и самобытность храма вызывает чувство гордости и любви к Родине.
Реймский собор является символом величия Франции и ее славного прошлого. Его строгая композиция и единое движение ввысь производит впечатление постоянного стремления к лучшему. Этот собор вызывает у меня чувство развития мысли.
Церковь Вознесение Господня в Коломенском является шедевром мировой архитектуры, одним из первых каменных шатровых храмов в России. Он напоминает стрелу, уходящую в небо. Глядя на него, возникает желание парить в облаках.
Сравните свои впечатления с приведёнными высказываниями.
Несмотря на разность и индивидуальность построек, все три храма подчинены одной цели – укреплять веру человека в торжество правды, добра и вечной красоты. Изучая архитектуру данных сооружений, у меня вдруг возникло чувство спокойствия, неожиданной лёгкости и благодарности создателям мировых шедевров, которым нет равных.
Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?
Существует такое выражение: «Архитектура — это застывшая музыка», которое стало крылатым. Для меня архитектура как застывшая музыка — это единство образного и интуитивного ощущения, связь гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия основывается на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе — временная упорядоченность звуков. Архитектурная композиция основывается на пространственную упорядоченность форм. С одной стороны, кажется, что между ними нет ничего общего.
- Размеры пространственной конструкции как геометрической фигуры, можно проследить взглядом, и чем больше она, тем больше будет восприятие. Возможно, в этом заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.
- «Архитектура и музыка — сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве.. . Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре — музыку», — это уже из ХХ века, мнение Ле Корбюзье.
«Музыка близка архитектуре огромной значимостью в ней ритма, — пишет Ю. Борев, — и далекой от форм самой жизни формой своих образов, и высокой степенью абстрагирования от конкретного художественного материала, входящего в образ в «снятом» виде, и наконец особенно большими возможностями отражения не отдельных сторон и частностей жизни, а именно ее сердцевины».
Согласны ли вы с Ю. Боревым: «Архитектура и музыка объединяются особой ритмикой, они отражают не отдельные стороны жизни, а саму жизнь.»
Какие знакомые музыкальные произведения созвучны образам храмов?
«Соната Аппассионата» Л. Бетховена,
Цикл «Времена года» И.Чайковского .
1
Сочинение – репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» Урок развития речи в 8 классе
2
Художник С.В. Герасимов Известный советский художник Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище. Окончив в 1907 году Строгановку, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Будущему художнику повезло с учителями и наставниками. Он занимался у прекрасных живописцев К.А. Коровина, С.В. Иванова, В.А. Серова и А.Е. Архипова. О том, что именно к пейзажной живописи лежит у него душа, признавался и сам мастер: «Очень люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном случае». Он был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли. Особо стоит отметить в творчестве мастера книжную графику. Сергеем Васильевичем Герасимовым созданы иллюстрации ко многим произведениям отечественных писателей, в том числе А.С. Пушкина (Капитанская дочка) Н.А. Некрасова (Кому на Руси жить хорошо), А.Н. Островского (Гроза), М. Горького (Дело Артамоновых). Сергей Васильевич Герасимов ушел из жизни 20 апреля 1964 года. Но остались его ученики и его картины. Интерес к творчеству мастера не уменьшается, продолжают издаваться альбомы с репродукциями его картин, проходят персональные выставки. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. На его родине в Можайске создан музей художника, в котором всегда много посетителей.
3
Мать партизана Кутузов на Бородинском поле Можайск Сирень в цвету
4
Церковь Покрова на Нерли В величавых и гармоничных формах древнего храма отразился характер русского человека. С.В. Герасимов.
5
Что особенного в данной картине? Что видите на холсте? Какие чувства, настроение вызывает картина? Какие чувства хотел передать художник этой картиной? Какие художественные средства использует автор для того, чтобы мы поняли его замысел?
6
Какое время изображено на холсте? Случайно ли художник изобразил именно это время года? Весной можно наблюдать чудную картину: Клязьма и Нерль разливаются, вода затопляет луговую пойму и в этой воде отражаются и вековые деревья, и храм. Наверное, в это время года храм особенно красив.
7
Что символизирует весна, храм, мать, малыш? Весна – вечное обновление жизни. Храм – вечная красота, память о прошлом. Мать – добро, благополучие, продолжение жизни. Девочка – продолжение рода человеческого, его будущее.
8
А все вместе символизирует ЖИЗНЬ. По-видимому, именно весенняя природа позволяет художнику ярко выразить свое мироощущение: жизнь будет продолжаться, обновляться до тех пор, пока мы будем понимать и ценить красоту, бережно хранить память о прошлом, любить и знать свой народ и его историю.
9
Три элемента композиции, дающие представление о замысле художника. Мирное небо Беззаботное детство Вечная красота
10
Словарно – стилистическая работа. Задания. 1. Подобрать синонимы (в том числе контекстуальные) к слову ХРАМ. 2. Подобрать эпитеты к слову ХРАМ. 3. Подобрать эпитеты к словам ОБЛАКА, ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕЛЕНЬ, ОДУВАНЧИКИ, ДЕРЕВЬЯ, НЕБО 4.Подумать, с чем ассоциируется храм Покрова на Нерли, с чем его можно сравнить. 5. Назвать языковые средства, с помощью которых передается состояние среды.
11
1. Церковь, шедевр, гениальное творение древних зодчих, животворящая святыня, древнее здание (сооружение), чудесная постройка, чудо, поэма в камне, жемчужина архитектуры, строение. 2. Белопенный, фантастический, белокаменный, ослепительно белый, изумительный, взлетающий, необычайно легкий, величавый, невесомый, изящный, чарующий, изысканный, гармоничный, устремленный в высь, неповторимый. 3. белоснежные, ярко – белые, затененные, золотистые, розовые. пьянящий, бодрящий. синяя, лиловато – холодная. изумрудная, сочная, свежая, яркая, влажная. ярко – желтые, трогательные, спутники весны. столетние, вековые. голубое, лазурное, ослепительно голубое, ясное, мирное. 4. С каменным цветком, облаком, парусом, свечой, маяком. 5. ЛИЧНЫЕ И БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ: теплеет, все стихло, замерло, слегка подул ветерок. СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ СОСТОЯНИЯ: тихо, ветрено, прохладно, свежо, сыро. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: утро, тишина.
12
Повторение о жанре публицистике – репортаже. Репортаж – это живой рассказ с места события в публицистическом стиле. Рассказ о каком-то значимом государственном событии (празднике, спортивном состязании, запуске космических кораблей и т.д);об исторических местах, знаменитых людях и др. Профессия человека, ведущего репортаж – журналист – репортер. Журналист, ведущий репортаж, не всегда является участником события. Задача репортера – воссоздать картину того, о чем идет речь, подробно, выразительно, живо рассказать о происходящем, чтобы читатели или зрители как бы увидели событие на самом деле. Этому во многом способствует выражение личного отношения к происходящему. Вступительная часть должна сразу заинтересовать читателя или слушателя.
13
Работа над сочинением – репортажем по картине. Как бы вы начали репортаж о церкви Покрова на Нерли? Какой тип речи будет основным в центральной части репортажа? Какую временную форму предпочтительнее использовать в центральной части репортажа, чтобы создать впечатление «сиюминутности» происходящего? Какую мысль вы будете утверждать в своем репортаже вслед за автором? Какие синтаксические конструкции помогут выразить отношение к описываемому храму и окружающей его природе? Чем обычно завершается репортаж?
14
Пример сочинения – репортажа ученика. Мы находимся на древней Владимирской земле. Приглашаю полюбоваться панорамой одиноко белеющего в нерлинской пойме храма Покрова на Нерли. Если вы пешие, как говорится в старину,- то час пути от Владимира, если конные – считанные минуты. Современные люди выбирают автомобиль. И вот наша машина мчится по трассе Владимир – Нижний Новгород. Несколько минут, и мы в поселке Боголюбово. Дальше пойдем пешком… Смотрите внимательно – сейчас вас охватит то состояние души, которое возникает только от одного словосочетания «русское поле». Редко кто здесь не испытывает душевного порыва, ведь с русским полем связано столь много, начиная от широты характера россиян и кончая понятием Русь, Россия. Мы умышленно привели вас на противоположную сторону реки. Именно отсюда открывается сказочная панорама. Сейчас мы поднимемся на холм. Еще мгновение… Вот оно – чудо! Над простором во всем своем изяществе вырастает, тянется к небу куполом, словно свеча, храм Покрова на Нерли. Всмотритесь в голубое небо и белоснежные облака… Кажется, будто белопенное здание плывет вместе с облаками, взлетает с зеленого холма и повторяется в зыбком отражении весенних вод. Здесь необыкновенно хорошо! «Ле – по – та!» — так сказали бы в старину. Простор. Раздолье. Чудесный пьянящий воздух. На изумрудной зелени луга рассеяны вестники весны – одуванчики. Поражает гармония храма с окружающим пейзажем. Просто невозможно представить его в каком – то другом месте. Кажется, что строение родилось вместе с ним, а не создано руками человека. При виде древних стен, изысканных в своей простоте, чувствуешь соприкосновение с веками. Просветляется душа, рождается волнение, радость, вера в прекрасное – то, ради чего и создавалось это белокаменное чудо. На лугу беззаботно играет маленькая девочка, рядом с ней великолепной панорамой любуется мама. Все дышит миром и спокойствием. Это замечательно, что ребенок с детства приобщается к прекрасному. Очень хочется верить, что, научившись понимать и ценить красоту, девочка будет ощущать ответственность за ее сохранность и передаст это чувство уже своим детям. Вот на противоположном берегу появилась группа людей. Для них, видимо, важно рассмотреть архитектурные детали храма. С этой целью мы отправляемся к древним стенам в следующий раз. сегодня нам важно рассказать об идеально гармоничном слиянии красоты природы с гениальным творением древних зодчих. В этой гармонии с природой, изяществе, благородстве и простоте выразилось представление наших предков о прекрасном. Пора возвращаться. Но как – то грустно расставаться с этой красотой, с удивительным ощущением умиротворенности. Красота искусства и природы питает и воспитывает красоту самого человека. Это было нужно в 1165 году, это нужно сегодня, это будет нужно всегда!
15
Работа с текстом сочинения Сколько частей можно выделить в сочинении? Какие недостатки вы можете отметить в вступительной части? Отредактируйте вступление с учетом замечаний. Что создает во вступлении ощущение присутствия на месте события? Какие конструкции придают речи динамичность и эмоциональность? Удалось ли автору сформулировать основную мысль репортажа? В чем вы видите достоинства главной части сочинения? Какие изобразительные средства использует автор, чтобы придать зарисовке живость, образность? При помощи каких языковых средств достигается эмоциональность изображаемого? Какие синтаксические конструкции помогают автору выразить свои чувства? Какие конструкции вы бы ещё включили в основную часть репортажа? Считаете ли вы удачной концовку репортажа?
16
Задание на дом Написать сочинение в жанре репортажа о церкви Покрова на Нерли, изображенной на картине С.В. Герасимова.
17
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос. С.И. Львова,Г.А. Богданова, В.В. Львов. 2008г. Учебник для ОУ. Класс под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Дрофа. Москва. 2009г. Научно – методический журнал «Русский язык в школе» 5 – 2005 г. Галкина Г.Н. Сочинение – репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»
18
МОУ СОШ им. М. Пассара Найхинского сельского поселения Учитель русского языка и литературы Мироненко Е.П. Декабрь 2011 г.
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Презентация, доклад по русскому языку Подготовка к сочинению-описанию по картине С. Кожина Церковь Покрова на Нерли
Содержание
-
1.
Презентация по русскому языку Подготовка к сочинению-описанию по картине С. Кожина Церковь Покрова на Нерли -
2.
Можно все заветное покинуть,Можно все бесследно разлюбить,Но -
3.
Церковь Покрова на Нерли- жемчужина русской земли, в 1992 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО -
4.
Древней церкви нежный силуэт Отразился в зеркале -
5.
Художник — современникДень рождения 11 марта 1979русский -
6.
Слайд 6 -
7.
Слайд 7 -
8.
Слайд 8 -
9.
План к сочинению1. Вступление.
Можно все заветное покинуть,Можно все бесследно разлюбить,Но нельзя к минувшему остынуть, Но нельзя о прошлом позабыть.
Слайд 1Урок развития речи.
Подготовка к сочинению-описанию по картине
С. Кожина
«Церковь Покрова
Слайд 2Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть.
К. Бальмонт
Как вы понимаете смысл высказывания?
Что позволяет нам сохранить память о прошлом?
Слайд 3Церковь Покрова на Нерли- жемчужина русской земли,
в 1992 году вошла
в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Слайд 4Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струиться лучезарный свет
Храма, что
воздвигнут на Нерли.
Элина Кийг
Слайд 5Художник — современник
День рождения 11 марта 1979
русский художник
БИОГРАФИЯ
Родился 11 марта 1979 года
в Москве. Отец — Кожин Леонид Аркадьевич, инженер. Мать — Кожина (урождённая Дайшутова) Ирина Михайловна, историк, режиссёр, преподаватель английского языка.
Окончил Московский академический художественный лицей имени Н. В. Томского, Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, мастерскую пейзажа. Руководитель Афонин А. П., дипломная работа «Ферапонтов монастырь».
С 2000 года участвут в выставках в России и за рубежом.
В настоящее время живёт и работает в Москве.
В 2011 году о Семёне Кожине был снят документальный фильм «Творец — не ремесленник» (реж. Владислав Артамонов)
Слайд 9План к сочинению
1. Вступление.
Место картины в творчестве
художника. (История храма)
2. Основная часть.
а) Композиция произведения С. Кожина.
Белокаменное чудо в центре картины.
б) Величественная красота.
В) Единство и гармония с природой.
3. Заключение. Жизнь в веках. (Моё впечатление от храма.)
Слайд 1
Подготовка к сочинению
С.В.Герасимов
«Церковь Покрова
на Нерли»
Слайд 2
«Покров на Нерли»
Слайд 3
Архитекторы всего мира называют церковь Покрова на Нерли «самым красивым
храмом России»
Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили сами побежденные волжские булгары.
Слайд 4
Храм был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы.
Эта церковь считается первой на Руси, посвященной празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.
Слайд 5
Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река
Нерль впадает в Клязьму. По преданию, это место указал сам князь Андрей Боголюбский.
Слайд 6
Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь
в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам.
Слайд 7
Церковь Покрова на Нерли отличает отмеченная многими специалистами и исследователями
общая гармоничность и изысканность пропорций, она выглядит невесомой, словно парящей в воздухе. Потрясающую картину можно наблюдать весной, когда храм, словно горящая свеча, возвышается к небу над разлитыми водами Нерли. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами.
Слайд 8
Ощущение подвижности и полета храму придают, слегка наклоненные внутрь стены,
что практически незаметно, а так же бросающиеся в глаза вертикальные линии – высокие узкие окна, удлиненные колонки аркатурного пояса. Такие приемы зрительно увеличивают высоту здания.
Слайд 9
Стены церкви украшают резные рельефы. В композиции трёх фасадов храма
центральной фигурой является восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой.