Подготовка к сочинению капитанская дочка 8 класс по плану презентация

Слайд 1

Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Цели: — продолжить работу по закреплению умений обучающихся работать со сложным планом; — систематизировать знания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; — развивать устную и письменную речь учащихся; — подготовить к написанию сочинения на литературную тему; — воспитывать у учащихся чувство долга, чести, морали (нравственности).

Слайд 2

Сегодня на уроке нам предстоит систематизировать весь материал и подготовиться к написанию сочинения по повести «Капитанская дочка». Но прежде чем приступить к работе над сочинением, к систематизации материалов, давайте еще раз вспомним , что такое сочинение, какие требования предъявляются к нему. СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.

Слайд 3

Рекомендации по написанию сочинения Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, — его стройность, подчиненность единой теме и мысли. Одним из распространенных недостатков сочинения является их расплывчатость, отход от темы, общие места . Поэтому необходимо вдуматься в формулировку тем, различать их оттенки . Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться основным приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

Слайд 4

Прежде чем писать сочинение, необходимо составить план. План не самоцель , а своеобразные леса для возведения здания. Его в ходе работы можно перестраивать, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, — как писал К.Г.Паустовский , — но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению. Хорошо составленный план поможет последовательно, шаг за шагом, раскрыть тему. Обратите внимание на то, что все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» — переходами. Начало (вступление) сочинения должно подвести читателя к тому, о чём вы будете рассказывать в основной части.

Слайд 5

Рекомендации по написанию сочинения Выбор точных, емких, нестертых слов. Сочинение нельзя писать равнодушно. В нём должно ясно прозвучать ваше отношение к автору, к идее, проблеме, затронутой писателем, к литературным героям, к художественному слову . Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои взгляды, давать свою оценку и защищать свое мнение доказательствами, отличным знанием литературного материала.

Слайд 6

Как работать над сочинением СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением. Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения . Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении. 2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Составьте, если нужно, план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» — переходами. Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно. 4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие, нестертые слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления.

Слайд 7

Темы сочинений 1. Петр Гринёв на страницах повести «Капитанская дочка». 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3. «Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин. 4. Смысл названия повести «Капитанская дочка». 5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка». 6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».

Слайд 8

Становление личности Петра Гринева. — Какое время отражено в повести? (восстание под предводительством Е.Пугачева, 1773-1775г.г.) — Только ли эта тема раскрывается в повести? (тема любви, семейная тема, тема нравственности) — Как вы думаете, рассказывая о Петре Гриневе, важно ли отметить первую тему? ( необязательно , т.к. мы должны заострить внимание на образе Гринева, становлении его характера и взглядов, обратить внимание на нравственную сторону Петруши). — А что такое нравственность?

Слайд 9

Что такое нравственность? Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы ; правила поведения, определяемые этими качествами . Человек безупречной нравственности — В основном все произведения А.С.Пушкина посвящены теме нравственности. Вспомним, эпиграф к повести, русскую пословицу «Береги честь смолоду», а эпиграфом к роману «Евгений Онегин» — цитата из письма, содержащая слова «он обладал особенной гордостию».

Слайд 10

Во вступлении я предлагаю вам сказать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к Родине, к окружающим его людям, к близким. Вступление не должно быть большим, примерно пять-шесть предложений. ^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ — Что хорошего дала Гринёву семья? (отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Его решение в семье не обсуждалось. Провожая сына на службу, дает ему наказ (стр.66 ), а от матери Гринёв перенял мягкость, доброту, ласку, отзывчивость) — Итак, формирование характера начинается с семьи, с воспитания.

Слайд 11

Какие черты характера проявил Гринёв по отношению к Савельичу, вожатому? ( по отношению к Савельичу: чувство совести, стыда; он попросил прощения у человека, который был слугой; относился к себе критично; по отношению к вожатому проявил доброту, бескорыстно подарил ему свой заячий тулуп). — А каким Офицером был Гринёв? (не стал присягать Пугачеву, не поцеловал у него руку). — Почему? (чувство долга, присягал на верность императрице, не способен на предательство — Найдите в тексте повести наказ отца. Прочитаем эти строки. Выполнил ли Петр Гринёв наказ отца? ( стр. 66)

Слайд 12

-А как Гринёв относился к Маше Мироновой? (защитил честь девушки перед Швабриным ; способен на глубокую любовь: чтобы спасти Машу обращается за помощью к генералу и даже к Пугачеву. — Как Гринёв относился к Швабрину? (презирает его). — А почему? (Швабрин предатель, трус, эгоист; потерял честь, его даже презирает Пугачев). ЗАКЛЮЧЕНИЕ — В заключении сочинения вы должны сделать вывод, подвести итог: Чему учит Петруша Гринёв сегодня? (Гринёв учит уважительно относиться к девушке, женщине; не слушать сплетни, не верить им, не оскорблять ее, защитить ее в трудную минуту. Главное -Гринев учит нас быть верным присяге. Наши мальчики — будущие воины, они тоже будут давать присягу на верность Родине, родителям).

Слайд 13

План сочинения к теме « Становление личности Петра Гринёва». . План I. Тема нравственности в произведениях А.С.Пушкина. II. Петр Гринёв на страницах повести «Капитанская дочка». Кто такой Петр Гринёв (детство, воспитание). Что хорошего дала Петру Гринёву его семья. «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…». Гринев – офицер. Любовь в жизни Петра Гринёва. Отношение к Швабрину («Мой взгляд вызывал презрение…»). III. Чему учит Гринев читателя сегодня. — Запишите этот план в тетради.

Слайд 14

Домашнее задание Написать сочинение на тему «Становление личности Петра Гринёва» на черновике. Удачи!


1



2


Тема урока Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»


3


Цели и задачи -Дать характеристики главным героям повести: П.Гриневу, М.Мироновой, Г.Швабрину и Е.Пугачеву. — Составить план написания сочинения. — Найти в тексте описание героев, их поведение в разных жизненных ситуациях. — Развивать речь учащихся, умение работать с учебником. — Воспитывать чувство справедливости, уважения, ответственности.


4


Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» План I.Вступление. Петр Гринев – главное действу- ющее лицо. II.Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя. 2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.


5


3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости. а) семья Мироновых; б) любовь к Маше; в) ссора со Швабриным. 4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пуга- чева к Маше и Гриневу. III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Петра Гринева.


6


I.Петр Гринев – главное действующее лицо. Петр Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действую- щее лицо, но и «автор» записок, повест- вователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, рас- крывающийся в истории по жизни, в по- ступках и образ старого помещика, офи- цера в отставке, уже умудренного житей- ским опытом, теперь на досуге вспоми- нающего историю своей молодости.


7


II. Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя. -Вспомните юного Петрушу Гринева. Кто оказал большое влияние на формирование его личности? — Какие уроки герой получил от отца? («…пускай послужит он в армии, …да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»; «… помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду»; «на службу не напрашивайся», «от службы не отговаривайся»). — Расскажите о матери Гринева. — Уроки преданного Савельича и «доброго малого» мосье Бопре.


8


2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь. -Как проявляется характер молодого Гринева в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой – «вожатым»? -(мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сме- няясь глубоким стыдом и раскаянием. Зато встреча с «вожатым» помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из родительского дома).


9


3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости. -Какое впечатление произвела на Гринева Бело- горская крепость? -Какими видит Гринев Ивана Кузьмича и Васили- су Егоровну? -(Гринев умеет по достоинству оценить людей. В людях он видит прежде всего хорошее, поэтому супруги Мироновы для него – люди самые поч- тенные. Иван Кузьмич – человек необразован- ный, но самый честный и добрый, а Маша Миро- нова – девушка благоразумная и чувствительная).


10


-Какое первое впечатление героя о Марье Ива- новне? — Какие черты героя раскрываются в любви к Ма- ше? — Что стало причиной ссоры со Швабриным? -( Петра Гринева возмутила пошлость Швабрина, поэтому он вступается за честь девушки. В его чувствах к Маше раскрываются лучшие качества характера: искренность и прямота, мужество, верность в любви. Эти чувства в трагические дни еще больше закалились и окрепли).


11


4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пугачева к Гриневу и Маше. -Почему Пугачев пощадил Гринева после падения Белогорской крепости? — Какие изменения происходят в душе Гринева под влиянием встреч с Пугачевым? -( Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого) — Что чувствует Гринев во время казни Пугачева? -( возможно, в эту минуту Гриневу хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву).


12


III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Гринева. Гринев приехал в Белогорскую крепость недорослем, не знающим жизни. А расстается с ней молодым человеком с утвердившимися нравственными принципами, закаленным в жизненных испытаниях. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.

Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели урока:   образовательные: • обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва и Швабрина; • познакомиться с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев; сочинения-рассуждения проблемного характера • сформировать умение писать сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи. развивающие: • развивать умение анализировать текст; • развивать способности к умозаключениям; • развивать навыки работы со словарями; воспитывающие: • воспитывать в себе чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование; • включиться в философский поиск; • воспитывать в себе любовь к художественным произведениям.

Цели урока:

  • образовательные:
  • • обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва и Швабрина;
  • • познакомиться с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев; сочинения-рассуждения проблемного характера
  • • сформировать умение писать сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи.
  • развивающие:
  • • развивать умение анализировать текст;
  • • развивать способности к умозаключениям;
  • • развивать навыки работы со словарями;
  • воспитывающие:
  • • воспитывать в себе чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
  • • включиться в философский поиск;
  • • воспитывать в себе любовь к художественным произведениям.

Темы сочинений: Проблемы чести и достоинства в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (сочинение-рассуждение проблемного характера).  Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика.

Темы сочинений:

  • Проблемы чести и достоинства в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

(сочинение-рассуждение проблемного характера).

  • Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика.

Эпиграф Честь – это поэзия долга. А. Виньи  Честь дороже жизни. Ф. Шиллер  Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, Чтоб пострадала честь. П. Корнель Честность есть прямая линия: она ближе к истине,  нежели кривые.  К.Н. Батюшков

Эпиграф

Честь – это поэзия долга.

А. Виньи

Честь дороже жизни.

Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь,

Чтоб пострадала честь.

П. Корнель

Честность есть прямая линия: она ближе к истине,

нежели кривые.

К.Н. Батюшков

 Сочинение-рассуждение проблемного характера   Тезис – ответ на проблемный вопрос.

Сочинение-рассуждение проблемного характера

  • Тезис – ответ на проблемный вопрос.

К.Д. Ушинский Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.

К.Д. Ушинский

Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.

Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика Сравнительная характеристика создается на основе сравнения (сопоставления или противопоставления) людей, литературных героев, предметов, явлений.  ПРАВИЛО 1 Сопоставлять или противопоставлять можно только при условии ОБЩЕГО ОСНОВАНИЯ .

Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика

  • Сравнительная характеристика создается на основе сравнения (сопоставления или противопоставления) людей, литературных героев, предметов, явлений.

ПРАВИЛО 1

Сопоставлять или противопоставлять можно только при условии ОБЩЕГО ОСНОВАНИЯ .

Правило 2  Особая композиция  Материал сочинения может быть расположен по способу ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ; ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ

Правило 2

Особая композиция

Материал сочинения может быть расположен по способу

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ;

ПАРАЛЛЕЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ

Последовательное сравнение Сначала дается характеристика одного из действующих лиц, а затем характеристика другого . В конце делается обобщение .

Последовательное сравнение

  • Сначала дается характеристика одного из действующих лиц, а затем характеристика другого . В конце делается обобщение .

Параллельное сравнение Сопоставляются поведение героев в одной и той же или сходной ситуации, их отношение к одному и тому же событию, лицу, предмету и т.д., что позволяет показать сходство и различие героев.

Параллельное сравнение

  • Сопоставляются поведение героев в одной и той же или сходной ситуации, их отношение к одному и тому же событию, лицу, предмету и т.д., что позволяет показать сходство и различие героев.

План  I. Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.  Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).  II. Гринев и Швабрин – два противоположных характера.  1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.  2) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.  3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.  4) Отношение автора к своим героям.  III. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.

План

  • I. Вступление. Обоснование сравнения: место Гринева и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести.
  • Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).
  • II. Гринев и Швабрин – два противоположных характера.
  • 1) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
  • 2) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
  • 3) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
  • 4) Отношение автора к своим героям.
  • III. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.

Речевые клише Вводные слова (“наоборот”, “напротив”) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (“так как”, “доказательством этого служит”, “это подтверждает”, “вот отчего”) , а также вводных слов (“значит”, “таким образом”, “итак”, “наконец”), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (“если... то другой.. .”), и др.

Речевые клише

  • Вводные слова (“наоборот”, “напротив”) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (“так как”, “доказательством этого служит”, “это подтверждает”, “вот отчего”) , а также вводных слов (“значит”, “таким образом”, “итак”, “наконец”), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (“если… то другой.. .”), и др.

Словарь Коварство – злонамеренность, прикрытая доброжелательством. Низменный характер – подлый, бесчестный.

Словарь

Коварство – злонамеренность, прикрытая доброжелательством.

Низменный характер – подлый, бесчестный.

Объясните значение выражения “Честь имею”. Кто из офицеров данной повести мог сказать эти слова?

  • Объясните значение выражения “Честь имею”.
  • Кто из офицеров данной повести мог сказать эти слова?

В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин писал: “Откуда взялись эти благоразумные молодые люди, которым плюют в глаза, а они утираются, вместо того, чтобы защитить свою честь?”  Этим словам А.С.Пушкина уже более 170 лет. Как вы думаете, устарели они или нет? Как в современном обществе защищать свою честь и достоинство?

В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин писал: “Откуда взялись эти благоразумные молодые люди, которым плюют в глаза, а они утираются, вместо того, чтобы защитить свою честь?” Этим словам А.С.Пушкина уже более 170 лет. Как вы думаете, устарели они или нет? Как в современном обществе защищать свою честь и достоинство?

1. Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

http://ku4mina.ucoz.ru/

2. Вспомним изученное о романе

http://ku4mina.ucoz.ru/

3. Какие события легли в основу «Капитанской дочки»

• А. С. Пушкин работал над «Капитанской дочкой» с 1833 по 1836 год. В
основе произведения – крупное событие из истории России второй
половины XVIII века: восстание под предводительством Емельяна Пугачева
1773–1774 гг.
• Пушкина увлекла мысль изучить развитие пугачевского движения – один
из ключевых моментов русской истории – еще в 1832 г., когда он
знакомился с эпохой царствования Петра I. В двадцатом томе «Полного
собрания законов Российской империи» он обнаружил множество
материалов, связанных с восстанием: Манифест Екатерины II, ее именные
указы, а также сенатские указы, заполненные материалами судебных
разбирательств для плененных мятежников Пугачева и его товарищей.
• Но только в 1833 г. Пушкин более тщательно знакомится с этим периодом
истории: он изучает архивные документы, посещает те места, где
происходило восстание (Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды);
собирает сведения о Пугачеве и его сподвижниках у живых свидетелей.
http://ku4mina.ucoz.ru/

4. Какова история замысла романа

Документальный материал разрушил
первоначальную схему «Капитанской дочки»: в центре
сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича,
врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Когда
19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи
«Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском
восстании под предводительством дворянина. Шванвич
был превращен в предателя Швабрина, а центральным
персонажем сделался верный долгу и присяге и
одновременно гуманный человек «жестокого века»,
странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.
http://ku4mina.ucoz.ru/

5. Жанр «Капитанской дочки»

«Капитанская дочка» – исторический роман, который в основном
соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером
Скоттом, автором наиболее авторитетных образцов исторических
сочинений XIX века: 1) в центре авторского внимания – эпоха,
показанная через судьбу главного героя и определяющая различные
перипетии его жизни; 2) главные герои – вымышленные персонажи
(Гринев); 3) в произведении присутствуют и исторические, реально
существующие лица, но по отношению к любовной интриге они
второстепенны (Екатерина II, Пугачев); 4) центральной в сюжете
является любовная линия, которая развивается на фоне исторических
событий (любовный треугольник: Гринев – Маша – Швабрин).Пушкин
не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но и преодолевал
свойственные его произведениям недостатки, обновляя жанр
исторического романа. Новаторство Пушкина проявлялось в том,
что в центре произведения – описание бунта, а любовная линия,
составляющая основу сюжета, после кульминационного момента –
получение письма от родителей Гринева – ослабевает, и на первый
план выходит изображение пугачевского бунта.
http://ku4mina.ucoz.ru/

6. Основная тема произведения. Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе

Основная тема романа – тема народного
восстания. В романе ставятся и вопросы
внутренней политики, и проблемы обязанностей
дворянства перед народом, государством, и
столкновение интересов дворянства и крестьян,
делающее конфликт между ними фатально
неразрешимым.
Пушкин поднимает проблемы, связанные с
морально-бытовой стороной жизни дворянства, с
темой человеческого счастья, любви, истинного
благородства, долга, чести.
http://ku4mina.ucoz.ru/

7. Своеобразие композиции «Капитанской дочки»

Композиция «Капитанской дочки» своеобразна. В ней
можно условно выделить 2 части: историческая повесть о
Пугачевском восстании и семейно-бытовой роман. Обе части
композиционно неразрывны друг от друга: «пугачевщина»
обусловила судьбы Гринева и Маши Мироновой.
«Не любовь, но события восстания стали школой воспитания
17-летнего офицера; он возмужал, многое узнал, душевно
обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в
беспримерных обстоятельствах, оказался способным
отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье.
Оттого эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого
он счел себя обязанным рассказать о пережитом и, прежде
всего, о своих «странных» приятельских отношениях с
Пугачевым. Закономерно и Пугачев занял в романе
центральное место.
http://ku4mina.ucoz.ru/

8. Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева?

• Рассказчик выступает в двух лицах. Мы видим Гринева в молодости и в
старости. Между ними не только временная, но и нравственная дистанция.
В молодости героя отличает непосредственность в восприятии
окружающего мира, субъективность в оценке событий. 50-летний Гриневмемуарист старается быть объективным, делая сообщения и выводы с
высоты прожитых лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный».
• Выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно
показать развитие исторических событий: мемуарист Гринев – истинный
дворянин (принадлежал к старой дворянской семье, где слово «честь» и
«служба» не разделяются), он убежденный противник насильственных
потрясений, но в то же время чувствовал себя обязанным рассказать
правду о восстании и о его руководителе Емельяне Пугачеве.
http://ku4mina.ucoz.ru/

9. Насколько объективно автор показывает в романе своего героя – Пугачева?

• На первый план выступает образ Пугачева как народного героя. Пугачев
кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой.
• Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера:
умом, сметливостью («Сметливость его и тонкость чутья меня изумляли»),
широтой натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой
обычай», «А разве нет удачи удалому?»), способностью совершать
благородные поступки, смелостью и отвагой («Картечь хватили в самую
середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились.
Предводитель их остался один впереди».
• Но автор не идеализирует Пугачева. Показывая сцены жестокой расправы
пугачевцев по указанию своего предводителя над теми, кто не признал
его государем и никогда бы не согласился служить ему, Пушкин
откровенно протестует против жестокости и насилия. Самое страшное, по
мысли автора, – это то, что насилие и жестокость становятся жизненной
нормой и почти ни у кого не вызывают естественной человеческой
реакции – жалости, сочувствуя и милосердия. Жестокость порождает
жестокость, но оправдать ее невозможно никакими высокими идеями.
http://ku4mina.ucoz.ru/

10. С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского восстания?

• Пушкин широко использует фольклорные изобразительные
средства. Речь Пугачева насыщена народными
поговорками и образными иносказаниями: «Долг платежом
красен», «Утро вечера мудренее», «Закурим, запоем и
ворота запрем».
• Сказка старой калмычки об орле и вороне объясняет
жизненную позицию народного героя-самозванца: не
может человек орлиной натуры жить по законам ворона.
• А с помощью эпиграфа к главе «Приступ» и бурлацкой
песни, в которых появляется мотив виселицы, автор
показывает трагическую предрешенность судьбы Пугачева.
http://ku4mina.ucoz.ru/

11. В чем привлекательность образа Маши Мироновой?

Маша простая, незаметная девушка, но в ней столько
чисто женского обаяния и моральной чистоты, она
обладает чуткостью сердца, которая помогает ей
разбираться в людях. В любви Маши нет жеманства, она
очень искренна. У нее есть нравственные устои: героиня
не может строить свое счастье на несчастье других.
Любовь ее бескорыстна. Обрушившееся на Машу горе
(казнь родителей) не сломало ее: она оказалась
способной проявить сопротивление домогательствам
Швабрина, остаться верной своему возлюбленному и
защитить свое счастье.
http://ku4mina.ucoz.ru/

12. Смысл названия романа

«Впервые у Пушкина появилась героиня,
борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена
эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал
свою повесть именем Маши Мироновой –
«Капитанская дочка», — писал Г. П. Макагоненко .
«Капитанская дочка» оказалась своего рода
завещанием Пушкина. Открывая читателю
выстраданную правду о русском народе и русском
бунте, писатель призывал задуматься над
коренными вопросами социального развития
России и судьбы русского народа.
http://ku4mina.ucoz.ru/

13. Технология написания сочинения

Выбрать «свою» тему сочинения .
Помнить об основной мысли сочинения.
Тщательно отобрать рабочий материал.
Определить, какой тип и стиль речи будет
использован в работе.
• Составить план сочинения.
http://ku4mina.ucoz.ru/

14. Определение и выбор темы

1.Становление личности Петра Гринева.
2.Проблема чести и долга в произведении
А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере
образов Гринёва и Швабрина).
3.Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина
«Капитанская дочка».
4.Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».
5. Смысл названия романа А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».
http://ku4mina.ucoz.ru/

15. Структура плана

Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться –
Начерти на карте план ( песенка Алисы).
ПЛАН
I.Введение
II.Основная часть
III.Заключение
http://ku4mina.ucoz.ru/

16. Становление личности Петра Гринева

ПЛАН
I. Связь романа Пушкина с современностью.
II. Пётр Гринёв как яркий представитель дворянства.
1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался
герой.
2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва- утрата
многих иллюзий, становление души и характера:
а) встреча с Зуриным;
б) встреча с вожатым;
в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя,
укрепление лучших задатков характера.
3. Гринёв во время грозных исторических событий.
4. История отношений с Пугачёвым.
5. Отношение Гринёва к людям –умение любить,
помогать, прощать.
III. Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно
сохранять доброту и благородство.
http://ku4mina.ucoz.ru/

17. Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина)

ПЛАН
I. Мужество и благородство проявляются в
жизненных испытаниях.
II.Честь и долг превыше всего.
1.Гринёв и Швабрин- представителя русского
дворянства. Что у них общего?
2.Отношение героев к людям.
3.Поведение героев в ситуациях нравственного
выбора.
4.Отношение героев к Маше Мироновой. Любил
ли Швабрин Машу?
III. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к
роману.
http://ku4mina.ucoz.ru/

18. Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

ПЛАН
I. Проблемы, которые
затрагивает Пушкин в
романе « Капитанская дочка».
II. Образ Маши Мироновой.
1. Жизнь Маши в Белогорской крепости.
2. Встреча с Петром Гринёвым.
3.Главные испытания в жизни Маши.
4.Борьба Маши за честь и доброе имя Гринёва.
5.Милость императрицы.
6.Счастье с любимым.
III. Честность и нравственная чистота победили
предательство и несправедливость.
http://ku4mina.ucoz.ru/

19. Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка»

ПЛАН
Историческая тема в творчестве А.С.
Пушкина.
II. Характеристика Пугачёва.
1. Первое появление Пугачёва на страницах
романа.
2. Портретная характеристика героя.
3. Черты характера , противоречивость
натуры Пугачёва.
4. Пугачёв и народ.
5. Сочувствие , сострадание рассказчика
Пугачёву. Смысл последней встречи на казни.
III. Взгляды А.С. Пушкина на восстание
Пугачёва.
I.
http://ku4mina.ucoz.ru/

20. Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

ПЛАН
I. Основная тема и проблема романа Пушкина
« Капитанская дочка».
II. Ключевой образ Маши Мироновой в романе.
1.Первое впечатление Гринёва от Маши
Мироновой.
2.Черты, которые проявляются в характере
Маши в её отношениях к родителям, Гринёву,
Швабрину.
3.Как раскрывается личность Маши в её любви
к Гринёву.
4.Отношение к Маше других персонажей
произведения.
5. Как дополняет образ Маши её встреча в
Петербурге с Екатериной II.
III. Маша Миронова- любимая героиня
А.С. Пушкина.
http://ku4mina.ucoz.ru/

21. Домашняя работа

• Написать сочинение по одной из
предложенных тем
http://ku4mina.ucoz.ru/

  • Подготовка к классному сочинению по роману а с пушкина дубровский
  • Подготовка к сочинению золотая осень в 4 классе
  • Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс методика клише
  • Подготовка к сочинению дубровского
  • Подготовка к итоговому сочинению бесплатно