Литература XVIII века в восприятии современного читателя.
(подготовка к сочинению)
План сочинения.
I.Вступление.
Актуальность литературы 18 века.
II.Основная часть.
1.Особенности произведений литературы XVIII века.
2. Повесть Карамзина «Бедная Лиза»-пример сентиментализма.
3.Сходство и различие литературы 18-го века и современной литературы.
III.Заключение.
Влияние литературы 18-го века на современного читателя.
Критика повести «Бедная Лиза» Карамзина
- Г. А. Гуковский: Образцом… психологического эксперимента была повесть «Бедная Лиза», имевшая огромный успех, открывшая современникам целый мир эмоций. Эта повесть построена на основе сюжета, распространенного в европейских литературах второй половины XVIII в. — о любви дворянина и простой девушки. Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу «и крестьянки любить умеют».
Критика повести «Бедная Лиза» Карамзина
В. Н. Топоров «Бедная Лиза» — именно тот корень, из которого выросло древо русской классической прозы, чья мощная крона иногда скрывает ствол и отвлекает от размышлений над исторически столь недавними истоками самого явления русской литературы Нового времени.»
сост. Н. И. Дюнькин и А. И. Новиков
Повесть „Бедная Лиза» является лучшим образцом нашей сентиментальной повести. Действующие лица повести довольно правдоподобны, как типы общечеловеческие, но грешат, как типы национальные. В этом отношении более всех не выдерживает критики Лиза. Автор влагает в ее уста речи, как по содержанию, так и по способу выражения совершенно не подходящие к лицу девушки-крестьянки. Это говорить скорей образованная сентиментальная барышня. В психологическом отношении все ее поступки вполне правдоподобны: молоденькая деревенская девушка полюбила красавца-барина и в отчаянии утопилась, когда он бросил ее.
сост. Н. И. Дюнькин и А. И. Новиков
Тип Эраста вполне возможен и правдоподобен, как тип современный; он мог вполне существовать среди современной молодежи. Мать Лизы неправдоподобна, в том же отношении, как и сама Лиза. Она страдает неестественностью чувств, неестественностью языка.
- Д/з. написать сочинение, опираясь на план (на примере одного-двух произведений).
Литература 9 класс — Планы-конспекты для 105 уроков — Галина Фефилова 2016
Цели: подготовить учащихся к написанию сочинения; совершенствовать умения работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты, запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Вводно-ориентировочная беседа
• Дайте краткую характеристику культурных эпох XVII и XVIII вв. Какие идеи эпохи Возрождения получили дальнейшее развитие в этот период?
• Объясните особенности формирования новой культуры в России XVIII в. Какую роль в этом процессе сыграли её контакты с западным культурным миром? Приведите примеры.
• Могло ли, на ваш взгляд, состояться рождение новой русской литературы вне таких контактов? Обоснуйте свою точку зрения.
• Объясните, чем русский классицизм отличается от европейского.
• Поясните сущность сентименталистского направления в русской литературе XVIII в.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Литература XVIII в. занимает очень важное место в многовековом процессе литературного развития русского народа. Пройдя большой путь в своём развитии — от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещённого монарха до интимных переживаний человека; вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством, — литература XVIII в. впитывает передовые просветительские идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых западноевропейских литератур.
Большой шаг вперёд новая русская литература делает в 30 — 50-е гг. XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей — представителей новой русской литературы: А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова и в особенности гениального деятеля русской науки и культуры М. В. Ломоносова. Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества, но все они боролись с приверженцами допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры. В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII в.) все они были сторонниками так называемого просвещённого абсолютизма: верили в то, что прогрессивные исторические преобразования может осуществить носитель верховной власти — царь. И в пример ставили деятельность Петра I. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в., — русский классицизм.
Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение пользе общества. Государственные интересы, долг перед Отечеством должны были, по их понятиям, преобладать над частными, личными интересами.
Последняя треть века — наиболее яркий период в развитии русской литературы XVIII в. На смену классицизму пришло новое литературное направление — сентиментализм. В противовес классицизму писатели этого направления на первый план выдвигали именно чувство. Сентименталисты отстаивали права человека на независимую от гнёта государственной абсолютистской машины личную жизнь. Равным образом отстаивали они свободу писателя от принудительных правил классицизма. Взамен аристократических героев од, поэм и трагедий классицизма с особой теплотой и сочувствием рисовали они в своих романах, повестях, часто имевших форму дневника, переписки, путевых записок, картины обычной жизни обыкновенных, простых людей. Наиболее характерным представителем и главой русского сентиментализма стал Н. М. Карамзин.
Таким образом, всего за 70 лет, начиная от первых произведений А. Д. Кантемира и В. К. Тредиаковского, новая русская литература стремительно прошла весьма длинный и сложный путь. Внося прогрессивные, просветительские идеи в сознание читателей, зажигая их высокими гражданско-патриотическими чувствами, литература всё более сближалась с жизнью общества, народа. Тем самым создавались условия для появления великого русского национального писателя — А. С. Пушкина. Но литература XVIII в. имеет не только историческое значение. Некоторые лучшие её произведения сохраняют и до сих пор силу большой художественной выразительности.
И сейчас, в наш стремительный XXI в., нельзя без живого волнения читать лучшие стихотворения Ломоносова, в особенности образцы его научной поэзии, многие вдохновенные произведения Державина. Нельзя не смеяться над сценами старого помещичьего быта и злонравными персонажами, показанными Фонвизиным в его «Недоросле». Нельзя без горечи и гнева читать «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, нельзя не переживать вместе с героями «Бедной Лизы» Карамзина.
Русские поэты и писатели XVIII в. смогли создать собственную литературу — столь же современную, как литература европейская, и одновременно глубоко самобытную, истинно национальную. Их усилиями был заложен фундамент величественного здания классической русской литературы, выросшего в XIX в. и занявшего достойное место в мировом культурном пространстве.
IV. Работа над темой урока
1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
Запись на доске
• «Эраст: злодей или коварный соблазнитель? (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)».
• «“Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева глазами современного читателя».
• «“Я знак бессмертия себе воздвигнул…” (М. В. Ломоносов — выдающийся русский поэт, учёный, деятель культуры)».
Комментарий для учителя. Темы записать на доске и обсудить. Учитель предлагает учащимся варианты раскрытия той или иной темы. Также учащиеся могут выбрать тему своей творческой работы самостоятельно.
2. Составление планов (самостоятельно), написание черновых вариантов сочинений
3. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем
4. Написание творческих работ
V. Домашнее задание
Индивидуальные опережающие задания.
Обновлено: 11.01.2023
Литература 18 века остается актуальной и на данный момент, многие обращаются к ней и не теряют к ней интереса. Многие обращают на нее больше внимания, чем на произведения современных авторов. Все произведения, написанные в 18 веке, имеют свою особенную связь с современным повествованием, при этом человек может познакомиться с культурой прошлых лет и найти полезную информацию о том, как люди жили, вели свой быт.
В это время видно, какие течения становятся востребованными, а какие уходят на второй план. Классицизм сменяется сентиментализмом, а после переходит в романтизм. Между всеми стилями существует достаточно различий. Так в классицизме выделяется три единства, автор должен учесть единство времени, места и действия. Писатели, которые работают в этом направлении, привыкли употреблять множество старинных слов, они словно переносят его в другое измерение.
В сентиментализме же писатели нарушают многие литературные правила, первостепенными становятся чувства и переживания человека, а движущим интересом становится любовь и личные переживания, поиски своего места и предназначения, на все это сказывается окружающий пейзаж.
Благодаря чтению подобной литературы можно перенестись в другую реальность, найти новые цели, пересмотреть собственное отношение к жизни, познакомиться с тем, как жили непосредственные предки. Все это поможет по-другому относится к окружающим людям и посмотреть на жизнь с совершенно другой стороны.
Сочинение Литература 18 века в восприятии современного читателя
Довольно часто взрослые говорят, что современная молодежь не увлекается литературой. В этом случае под литературой они подразумевают именно классику. Я думаю, что их мнение ошибочно, несмотря на то, что в современном, развитом мире огромную роль играют новейшие технологии, книгу подросткам все чаще заменяет интересное видео на популярных сайтах интернета, молодежь находит время для прочтения классической русской литературы. И наиболее ярко выделяется литература восемнадцатого века.
В этом произведении Денис Иванович старается перевоспитать мир разумным словом, путем изображения положительных и отрицательных героев, ему удается показать их общественные позиции. Но не только классицизмом богат XVIII век русской литературы.
Долго можно рассуждать о том, каким ярким был 18 век русской литературы. Но хочется отметить самое главное: литература того времени завораживает читателей, заставляет о многом задуматься, прививает ему положительные качества, указывает на отрицательные. И она остается особенно актуальной и по сей день.
Популярные жанры
Хотя классицизм оставался доминирующим направлением в литературе, его высокий стиль сменялся низшими. Вместо трагедий появились другие жанры, более понятные необразованному народу. Самые популярные среди них:
- комедия;
- комическая опера;
- сатира;
- роман;
- драма.
В дворянской комедии абстрактные характеры героев сменились бытовыми сюжетами. Авторы создавали такие тексты ради того, чтобы перевоспитать общество для противостояния буржуазии и крестьянству. Подобное творчество не несло негатива, оно по-доброму высмеивало дворян, но не касалось системы отношений феодалов и крепостных. С помощью комедий писатели пытались учить читателей морали. Они смеялись над лжеобразованностью, пустомыслием, грубостью и вольнодумством мелких помещиков.
Комические оперы писали для того, чтобы ставить их в театрах. Тексты включали вставные номера для музыкального сопровождения и пения. Сюжеты ограничивались описанием крестьянской жизни. Этот литературный жанр развивался недолго, за несколько лет он достиг своего пика и был почти полностью забыт.
Вторая половина столетия была посвящена созданию романов. Их распространяли в печатном и рукописном виде. Такими произведениями зачитывались все слои населения — от крестьян до дворян. Особой популярностью пользовалась переводная поэзия о рыцарях, пастухах и салонах, а также проза с поучительным окончанием.
В эпоху сентиментализма развивается драма. Сначала печатали только переводы, но позже встречались подражания, написанные на русском языке.
Больше внимания авторы в своих произведениях уделяли противостоянию дворянства и крестьян, высмеивая и выказывая ненависть к последним.
Вариант 2
Существование человека в современном мире немыслимо без обращения к литературным произведениям. Каждое из них имеет ряд особенностей, которые диктует та или иная эпоха.
Произведения XVIII века отличаются вхождением в литературу в сопровождении тех направлений, которые остаются интересны читателю по своему содержанию, роли в его жизни.
Внутренний мир героев с его переживаниями и бурей эмоций и есть проявление сентиментализма, которое позже приходит на смену классицизму. Здесь чувства выходят на первый план.
На примере бытовых сцен, исторических событий, любовных отношений шедевров XVIII века в сознании современного человека выстраиваются идеи в сопоставлении двух эпох — современности и эпохи Просвещения. Произведения становятся бесценными, представляя собой примеры для подражания, нравоучения.
Таким образом, время показало, что, несмотря на пройденные столетия в душе многих людей сохранились чувства, мысли, мотивы того поколения.
Культ науки, имевший место в литературе XVIII века, обличенный в формы оды, сатиры, комедии занимает первостепенное место в наши дни. А признаки символизма сыграли роль в становлении характера человека, души, показали иную сторону человека, его чувственность.
Воспевавший правителей страны М. Ломоносов в одах выражал патриотическое отношение к родине, народу, настраивая читателя на веру в светлое будущее. Он упрекал невежественных людей в необразованности, прославляя науку, что становилось спасением и опорой во все времена.
Назначение литературы XVIII века велико. Она донесла до современного читателя решение многих проблем. Неподдельный интерес к ней связан с общностью в существующих вопросах, жизненных позициях и стремлениях.
Черты барокко
В 17−18 веках в Италии зародился стиль барокко. Он коснулся не только живописи и архитектуры, но и литературы. Хотя в русских произведениях он встречается редко, есть множество переводов с его чертами. Особенности барокко:
- кризис идеалов Возрождения;
- упадок титанизма;
- противопоставление человека бездушному миру.
Это противоречивое направление позволило авторам сочетать несочетаемое. Они соединяли глубокий трагизм с оксюмороном, игрой слов, парадоксами и изысканными выражениями. Но именно в эпоху барокко проявился интерес к живой и мертвой природе. Книги и небольшие сочинения в изобилии содержали описание пейзажей, рассуждения о вечном, множество аллегорий.
Популярной была поэзия, которой характерна изысканность форм. Графические ряды сливались с визуальными, то есть авторы пытались не просто написать стихотворение, а словно нарисовать его. Появилось множество изысканных жанров:
- сонеты;
- рондо;
- мадригалы;
- оды.
Самыми известными стали произведения испанских, итальянских и немецких писателей. Они вошли в золотой фонд мировой литературы. Тексты разбирали на отдельные афоризмы, вставляли их в более поздние рассказы. Но в 19 веке наступил упадок барокко, о нем практически забыли на целое столетие. И только спустя это время направление начало возрождаться.
Признаки сентиментализма
В середине столетия появилось такое направление, как сентиментализм. Впервые произведения в подобном стиле написали английские, а затем и французские авторы. Хотя сентиментализм долго сосуществовал с классицизмом, у них были разные черты. Одно направление основывалось на чувствах, второе — на разуме.
Заинтересовать читателей сентиментальными книгами оказалось легко: авторы передавали мир персонажей через его чувства и переживания. Сначала описания были скудными и ограничивались только мыслями о любви. Но позже внимание уделялось внутренней энергии, глубине чувств, конфликтам.
Герои были не только добродушными, но и морально чистыми. Они обладали добродетелями — гордостью и честью, благодаря которым добивались счастья. Первые романы были наивными, не передавали философской глубины, отличались дидактичность. А несколько лет спустя сентиментализм превратил писателей в мыслителей. В своих книгах они начали описывать конфликты человека и цивилизации, выставляя последнюю в негативном свете.
Читателю оставалось смотреть на мир глазами персонажа, но приходилось додумывать некоторые моменты самостоятельно, так как из текстов исчезла прямолинейность. Авторы умело рассказывали о борьбе чувств, долга и моральных принципов. В сентиментализме всегда побеждали эмоции и ощущения.
Появился интерес к природе — естественным процессам, поведению, чувствам. Сентименталисты не делили персонажей по сословиям. Они пытались донести, что чувствовать могут все, даже крестьянин. Это стало интересным открытием для дворянского общества.
Характеристика классицизма
Барокко сменилось классицизмом — направлением, актуальность которого продолжалась более полутора веков. Основа этого стиля заключается в идеи упорядоченности мира. Человека воспринимают как разумное существо, а общество представлено особым механизмом.
Благодаря таким чертам литературные произведения также строили по строгим канонам. Образцом для любого вида искусства стал период античности. Именно он считался примером упорядоченности и правильных форм.
В любом произведении должно быть пирамидальное сознание — центр, вокруг которого строился весь сюжет. Государство позволяло писателям описывать монархию как правильную и полезную для всех граждан систему.
Человек в книге играл роль звена, обеспечивающего связь всех элементов пирамиды мироздания. Большое значение уделялось его поведению, а не внутренним переживаниям. Читатель в таких произведениях может увидеть описания монархов и дворян, которые заботятся о своих подчиненных, мудро и справедливо правят. Но узнать что-либо об их личной жизни или мыслях практически невозможно.
Но есть у классицизма и барокко общие черты. Новое направление позаимствовало у предшествующего интерес к эмблемам, символам и знакам. Каждого мыслителя и творческого человека должны были окружать вещи, подтверждающие его деятельность. Писатель всегда находился в окружении своих книг, портной изображался с иглой в руке, повар — на кухне в колпаке. Из-за таких особенностей описывалось особое решение конфликтов. Авторы всегда жертвовали чувствами в пользу долга или разума.
Классицизм поделил все литературные жанры на высокие и низкие. К первым относят оду, эпопею и трагедию. А ко вторым — сатиру, басню и комедию. Но после постановки произведений Мольера комедийные тексты стали очень популярными. В России классицизм появился только в конце столетия, хотя характеристика литературы 18 века оставалась такой же — она не отличалась от работ зарубежных авторов.
Подготовка к сочинению по литературе (9 класс) «Литература XVIII века в восприятии современного читателя».
Литература XVIII века в восприятии современного читателя.
(подготовка к сочинению)
План сочинения.
I.Вступление.
Актуальность литературы 18 века.
II.Основная часть.
1.Особенности произведений литературы XVIII века.
III.Заключение.
Критика повести «Бедная Лиза» Карамзина
Критика повести «Бедная Лиза» Карамзина
сост. Н. И. Дюнькин и А. И. Новиков
Повесть „Бедная Лиза» является лучшим образцом нашей сентиментальной повести. Действующие лица повести довольно правдоподобны, как типы общечеловеческие, но грешат, как типы национальные. В этом отношении более всех не выдерживает критики Лиза. Автор влагает в ее уста речи, как по содержанию, так и по способу выражения совершенно не подходящие к лицу девушки-крестьянки. Это говорить скорей образованная сентиментальная барышня. В психологическом отношении все ее поступки вполне правдоподобны: молоденькая деревенская девушка полюбила красавца-барина и в отчаянии утопилась, когда он бросил ее.
сост. Н. И. Дюнькин и А. И. Новиков
Тип Эраста вполне возможен и правдоподобен, как тип современный; он мог вполне существовать среди современной молодежи. Мать Лизы неправдоподобна, в том же отношении, как и сама Лиза. Она страдает неестественностью чувств, неестественностью языка.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Всероссийский конкурс исследовательских работ и рефератов
Проблема литературы X V III века
в восприятии современного читателя
Тюрина Александра, 10 класс,
Трибунская Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литератур
высшей квалификационной категории
Глава I . Классицизм как художественный метод в эпоху Просвещения……………… стр.6
1.1.Картина мира, концепция личности, типология конфликта в литературе
Глава II .Классицизм: начало его развития как литературного направления в России
и его воздействие на читателей в России………………………………………………. … стр.10
2.1. Антиох Дмитриевич Кантемир — первый светский писатель в истории
новой русской литературы…………………………………………………………. .стр..10
2.4. Николай Михайлович Карамзин……………………………………………….стр.15
Глава III . Литература X V III века в восприятии
Существует авторитетное мнение специалистов в области литературы, что духовное наследие классицизма поистине велико, а само направление достаточно популярно и по сей день. Однако популярна ли сегодня литература X V III века среди школьников? Поиском ответа на этот вопрос и обусловлена актуальность нашего исследования. В условиях изменений, происходящих в современном обществе, возрастает потребность в коммуникативной личности. Проявляя себя в общении, человек выступает как личность коммуникативная. Как известно, чтение художественной литературы накладывает особый отпечаток на личность, участвуя в формировании коммуникативной личности. Разумеется, это не произойдёт без глубокого постижения школьниками художественной картины мира. Однако при условии овладения коммуникативной грамотностью наблюдается такое противоречие, как падение интереса к чтению. Отсюда отсутствие читательской компетентности у школьников. Среди части учащихся бытует мнение, что у книги вообще нет будущего. Многие взрослые обвиняют школу в том, что учителя прививают отвращение к чтению художественной литературы. Вот мы и задумались над тем, как возродить и усилить потребность в чтении. Мы верим, что духовное наследие классицизма, возникшее в эпоху Просвещения, и сегодня способно вызвать интерес у школьников к идеям гуманизма и нравственным ценностям. Этому посвящено предпринятое нами исследование.
Объект исследования: классицизм как одно из новаторских направлений в литературе и способность писателей, творивших в эпоху XVIII века, воздействовать и сегодня на умы и чувства современных читателей, воспитывая в них лучшие нравственные качества.
Гипотеза исследования:
если создать условия для творческого прочтения произведений литературы X V III века, направленное на понимание авторского замысла, на овладение алгоритмом работы с художественным произведением на уроках литературы и во внеурочное время, то возможно воспитание заинтересованного творческого читателя, возрождение литературного образования, необходимого для духовного совершенствования человека и воспитания коммуникативной личности.
Цель исследования: доказать возможность воспитания читателя- профессионала, который на основе классической литературы впитает в себя лучшие черты русской души — патриотизм, гуманизм, сострадание, милосердие, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.
1. Проанализировать возникновение и развитие классицизма в эпоху Просвещения и содействовать воспитанию культуры исследовательского чтения и доказать, что овладение приёмами анализа художественного текста вызовет потребность в чтении.
2. Характеризуя эпоху Просвещения, оценить её значение, проанализировать развитие классицизма как литературного направления и целесообразность изучения произведений писателей- классицистов с целью воспитания читателя-профессионала.
Методы исследования:
анализ литературных источников по этому вопросу;
наблюдение, анкетирование, интервьюирование, обобщение результатов.
Что удалось выяснить и установить: без книг становление личности невозможно: чтение произведений писателей XVIII века прививает неприятие человеческих пороков, особенно невежества; чтение есть важный фактор успешности в обществе; читать – престижно!
Новизна исследования:
приводятся неопровержимые доказательства, что в современном обществе до сих пор остаётся актуальной литература XVIII века. Она имеет огромное влияние на науку, мораль и нравственность, способствует воспитанию людей с государственным мышлением.
Результаты исследования могут быть полезны на уроках литературы и обществознания, на классных часах, на литературных вечерах, читательских конференциях, диспутах , при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.
Структура работы: введение, где доказана актуальность, поставлена цель и задачи, определены предмет, объект исследования.
Глава I . Классицизм как художественный метод в эпоху Просвещения
1.1.Картина мира, концепция личности, типология конфликта в литературе классицизма.
Вывод. Показывая преимущества и недостатки человеческих качеств, писатели-классицисты стремились заставить читателя заниматься самовоспитанием, критически взглянуть на себя, чтобы не уподобиться сатирическим персонажам, которые вызывали смех и презрение. Поскольку характер — одна из центральных эстетических категорий классицизма, предметом познавательной деятельности читателя может статься антитеза: долг и страсть.
1.2. Эстетика классицизма. Представления о законах творчества и структуре его нашли отражение в стихотворном трактате Николы Буало, фрагмент из которого приводится ниже:
По скользкому, как лед, опасному пути
Вы к смыслу здравому всегда должны идти.
Кто путь покинул сей — немедля погибает:
Путь к разуму один, другого не бывает.
Невероятным нас не мучьте, ум тревожа:
И правда иногда на правду непохожа.
Чудесным вздором я не буду восхищен:
Ум не волнует то, чему не верит он.
Пусть от природы вас ничто не отдалит.
Примером будет вам Теренция картина:
Седой отец бранит влюбившегося сына
Нет, это не портрет, а жизнь. В такой картине
Живет природы дух — в седом отце и сыне.
Но нас, кто разума законы уважает,
Лишь построение искусное пленяет
Но сцена требует и правды, и ума.
Законы логики в театре очень жестки.
Вы новый тип взвести хотите на подмостки?
Извольте сочетать все качества лица
И образ выдержать с начала до конца.
Глава II . Классицизм: начало его развития как литературного направления в России и его воздействие на читателей в России (Приложения3-5)
И все-таки главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальнихстранствах не помеха,
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском саду и наеди´не,
В покое сладком и в труде.
Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. И вот теперь Ломоносов увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал.
Вывод. Идейное содержание оды М.В. Ломоносова актуально и в наш век и будет актуально вечно. Автор призывает читателя и обыкновенного обывателя любить свою родину, быть патриотом и защищать её при любых обстоятельствах. Но также М.В.Ломоносов призывает и правителей обеспечить величие, могущество государства, призывает к обеспечению мира внутри страны и на международной арене. Война несет с собой большие финансовые и людские потери, восполнить которые в будущем представляется исключительно трудной задачей, если вообще возможной. На сегодняшний день тема патриотизма очень актуальна.
Вывод. Хотя русский классицизм имел много общего с западноевропейским, русские писатели брали материал из национальной истории. В русском классицизме отчетливо звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.
Отношение современного читателя к литературе XVIII века. (Приложение 1)
Статистика чтения по России. (Приложение 2)
Из школьных сочинений:
Заключение, или как решать проблему?
Мотивировать! Воспитывать потребность в ежедневном чтении! С самого раннего возраста: в семье, в детских садах, в школе, в вузе…Сегодня вопрос, для чего нужно самосовершенствоваться, отпадает сам по себе. Вся наша жизнь состоит в постановке и достижении целей. Без цели жизнь бессмысленна. Не об этом ли строки 27-летнего Максимилиана Волошина, поэта Серебряного века?
Всё видеть, всё понять, всё знать,
Все формы, все цвета вобрать
Пройти по всей земле горячими ступнями,
Всё воспринять – и снова воплотить!
Уровень сформированности ведущих компетенций выпускников проверяется с помощью заданий на текстовой основе в тестовых формах итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ. И это тоже хороший стимул. Восприятие текста – сложный психологический процесс, связанный с его пониманием, осознанием смысла. Не так просто научиться адекватному восприятию текста, поэтому уроков словесности должно стать гораздо больше, чтобы можно было зачитывать полюбившиеся страницы текста художественного произведения, дабы сохранить литературу и её читателей.
Существует авторитетное мнение специалистов в области литературы, что духовное наследие классицизма поистине велико, а само направление достаточно популярно и по сей деньКлассицизм как одно из новаторских направлений в литературе и высока способность писателей, творивших в эпоху 18 века, воздействовать и сегодня на умы и чувства современных читателей, воспитывая в них лучшие нравственные качества: патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.
Мы убеждены в том, чтоесли создать условия для творческого прочтения произведений литературы X V III века, направленное на понимание авторского замысла, на овладение алгоритмом работы с художественным произведением на уроках литературы и во внеурочное время, возможно воспитание заинтересованного творческого читателя, возрождение литературного образования, необходимого для духовного совершенствования человека и воспитания коммуникативной личности. Без книг становление личности невозможно: чтение произведений писателей 18 века прививает неприятие человеческих пороков, особенно невежества; чтение есть важный фактор успешности в обществе; читать – престижно! Обращаясь к произведениям писателей- классицистов, можно привести неопровержимые доказательства, что в современном обществе до сих пор остаётся актуальной литература XVIII века. Она имеетогромное влияние на науку, мораль и нравственность, способствует воспитанию людей с государственным мышлением.
Результаты нашего исследования могут быть полезны на уроках литературы и обществознания, на классных часах, литературных вечерах, читательских конференциях, диспутах , устных журналах, викторинах, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.
Литература 18 века остается актуальной и на данный момент, многие обращаются к ней и не теряют к ней интереса. Многие обращают на нее больше внимания, чем на произведения современных авторов. Все произведения, написанные в 18 веке, имеют свою особенную связь с современным повествованием, при этом человек может познакомиться с культурой прошлых лет и найти полезную информацию о том, как люди жили, вели свой быт.
В это время видно, какие течения становятся востребованными, а какие уходят на второй план. Классицизм сменяется сентиментализмом, а после переходит в романтизм. Между всеми стилями существует достаточно различий. Так в классицизме выделяется три единства, автор должен учесть единство времени, места и действия. Писатели, которые работают в этом направлении, привыкли употреблять множество старинных слов, они словно переносят его в другое измерение.
В сентиментализме же писатели нарушают многие литературные правила, первостепенными становятся чувства и переживания человека, а движущим интересом становится любовь и личные переживания, поиски своего места и предназначения, на все это сказывается окружающий пейзаж.
Благодаря чтению подобной литературы можно перенестись в другую реальность, найти новые цели, пересмотреть собственное отношение к жизни, познакомиться с тем, как жили непосредственные предки. Все это поможет по-другому относится к окружающим людям и посмотреть на жизнь с совершенно другой стороны.
Пример сочинения 2
В классическом литературоведении 18 век считается веком зарождения отечественной литературы. Авторы фактически не имели вольности и писали то, что угодно власти, стараясь отражать действительно в красочных и возвышенных тонах.
Однако, несмотря на это, литература обязана 18 веку за рождение таких гениев как Радищев и Фонвизин, которые впервые заговорили о тяжбах крестьянской жизни на Руси и загнивающем дворянстве.
Современный читатель, прекрасно понимая это, не может не отдать долг прошлому и не прочитать мысли человека, ратующего за свободу во время царского тоталитаризма, и пусть слог писателей 18 века весьма специфичен и во многом непонятен нам, жителям 21 века, однако мысли, заложенные в произведениях того времени -прекрасный фундамент для каждого человека, кому не чужды такие понятия как справедливость, свобода, равенство.
В заключении хотелось бы сказать, что современный читатель не просто читает литературу 18 века, он любит и понимает ее, потому что без любви и понимания к отечественной литературе невозможно понять ни себя, ни окружающих людей, живущих по всей территории России.
Пример сочинения 3
Каждое столетие оставляло в истории литературы свой отпечаток. Перечитывая определенные произведения, мы словно окунаемся в жизнь той эпохи, ощущаем ее дух, проникаемся тревогами и мыслями людей. И 18 век не был исключением. Классицизм и сентиментализм стали основными направлениями в литературе того времени.
Стиль и лексика классицизма, который следует строгим ограничениям и стремится к гармонии, могут показаться современному читателю не вполне понятными. Сентиментализм же с его одушевленной природой и глубокими переживаниями героев больше похож на сказку.
Читая такие произведения, мы расширяем свой словарный запас и можем критично оценивать разные жизненные ситуации. Через призму произведений прошлого можно провести анализ настоящего и сделать выводы. Проблемные ситуации, конфликты человека с окружающим миром были и будут актуальны всегда. Все эти произведения могут быть очень полезны для нас сегодня. С их помощью мы можем научиться понимать и трезво оценивать окружающий мир.
Пример сочинения 4
В наше время люди редко читают литературу прошлых веков. Они более заинтересованы в новой литературе. Некоторые же не читают вообще. Но остались люди, которые отдают предпочтение к произведениям прошлых веков. В 18 столетии был век сентиментализма(или как по-другому чувство). В каждом произведении есть свой смысл, то что хочет донести до нас автор. Вот в 18 веке можно было многое прочувствовать, ведь в то время было крепостное право и большинство людей хотели освободить крестьян.
Во-первых, все произведения посвящены крестьянам, их жизни. Например, всеми известная повесть Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение вряд ли оставит кого-то равнодушным. Оно пропитано переживаниями,любовью,предательством и расставанием. Что привлекает внимание в этой повести так это то, какая бывает несчастная любовь, любовь простой крестьянки и дворянина, и какими могут стать безрассудные действия героев, отчаявшиеся в любви. Также произведение «Путешествие из «Питербурга в Москву» о жизни крепостного крестьянства: о нищите народа, о трудной работе и продаже с публичного торга, показывающее насколько жестоко обходились с крестьянами.
Во-вторых, помимо грустных и трагичных произведений в 18 веке были еще и комедии, например, известное произведение «Недоросль» Фонвизина, эта забавная повесть впечатлит любого читателя.
Я думаю, люди все равно должны читать произведения тех веков, ведь как же мы узнаем как жили люди в те времена? Нам нужно знать историю, чтобы не повторить всего того, что было в прошлом снова.
Пример короткого сочинения
Говоря о литературе 18 века, нельзя назвать ее устаревшей. Ведь в каждом произведении, несмотря на год его написания, можно найти уроки для своей жизни. Современный читатель находит много интересного для себя в литературе прошлых веков. Эта литература интересна не только историческими фактами, но и бытом, который царил в те времена. Читая произведения прошлых веков, мы видим, что люди всегда остаются людьми. Не важно, когда они жили, в каком столетии. Всегда были, есть и будут люди добрые, злые. Всегда будут те, кто предает, те, кто искренне любит и те, кто ищет себя в этой жизни. Нужно воспринимать литературу прошлых веков как уроки жизни и истории, которые нельзя игнорировать. Ведь зная историю, зная поступки людей, мы сами можем избегать подобных ситуаций.
18 век — век долга, разума и любви. В основном прослеживается романтизм и сентиментализм. Авторы произведений много описывают чувства людей, любовь и ненависть. Вспомнить хотя бы «Бедную Лизу». Произведение яркое, запоминающее и романтическое. Сколько любви, нежности мы видим в главной героини. Противопоставление ей будет молодой человек, которого она полюбила. Тема любви, предательства и верности актуальна и сегодня.
Поэтому читать такие произведения очень полезно современному читателю. Нужно не просто читать, а размышлять о прочитанном и думать о своей жизни. Литература 18 века всегда будет актуальна.
Читайте также:
- Сокрытые тайны золотого языка конспект лекций русской школы русского языка скачать
- Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе
- Социальное развитие история 9 класс кратко конспект
- Конспект занятия по развитию речи домашние птицы
- Конспект нод уход за комнатными растениями в средней группе
Литература XVIII века в восприятии современного читателя.
(подготовка к сочинению)
План сочинения.
I.Вступление.
Актуальность литературы 18 века.
II.Основная часть.
1.Особенности произведений литературы XVIII века.
2. Повесть Карамзина «Бедная Лиза»-пример сентиментализма.
3.Сходство и различие литературы 18-го века и современной литературы.
III.Заключение.
Влияние литературы 18-го века на современного читателя.
Критика повести «Бедная Лиза» Карамзина
- Г. А. Гуковский: Образцом… психологического эксперимента была повесть «Бедная Лиза», имевшая огромный успех, открывшая современникам целый мир эмоций. Эта повесть построена на основе сюжета, распространенного в европейских литературах второй половины XVIII в. — о любви дворянина и простой девушки. Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу «и крестьянки любить умеют».
Критика повести «Бедная Лиза» Карамзина
В. Н. Топоров «Бедная Лиза» — именно тот корень, из которого выросло древо русской классической прозы, чья мощная крона иногда скрывает ствол и отвлекает от размышлений над исторически столь недавними истоками самого явления русской литературы Нового времени.»
сост. Н. И. Дюнькин и А. И. Новиков
Повесть „Бедная Лиза» является лучшим образцом нашей сентиментальной повести. Действующие лица повести довольно правдоподобны, как типы общечеловеческие, но грешат, как типы национальные. В этом отношении более всех не выдерживает критики Лиза. Автор влагает в ее уста речи, как по содержанию, так и по способу выражения совершенно не подходящие к лицу девушки-крестьянки. Это говорить скорей образованная сентиментальная барышня. В психологическом отношении все ее поступки вполне правдоподобны: молоденькая деревенская девушка полюбила красавца-барина и в отчаянии утопилась, когда он бросил ее.
сост. Н. И. Дюнькин и А. И. Новиков
Тип Эраста вполне возможен и правдоподобен, как тип современный; он мог вполне существовать среди современной молодежи. Мать Лизы неправдоподобна, в том же отношении, как и сама Лиза. Она страдает неестественностью чувств, неестественностью языка.
- Д/з. написать сочинение, опираясь на план (на примере одного-двух произведений).
Творчество литераторов периода XVIII века является значительным событием в российской истории, поскольку именно в это время получили свое развитие такие художественные направления, как классицизм, сентиментализм, сатира, романтизм.
Литературные произведения в стиле классицизма отмечены именами Ломоносова М.В., Радищева А.Н., которые считаются основоположниками этого направления.
В основе классицизма лежит превышение общественного начала, долга и чести над личными чувствами, изображенное с применением теории триединства, которая заключается в ограничении отображаемых событий произведения по времени, месту и действиям.
Одним из популярных литературных жанров эпохи классицизма считается ода, в которой авторы восхваляли правителей, героев, богов и в качестве художественных приемов использовали старорусские слова, не отступали от правил и норм литературы. В произведениях Радищева А.Н., например, блистательно применяются фольклорные ноты, присущие тогдашней российской действительности.
Для нынешнего поколения знакомство с произведениями классицизма дает бесценную возможность понять и изучить истоки развития русской литературы.
В сентиментальном направлении, прямо противоположном классицизму, наблюдается акцент на человеческие чувства (любовь, привязанность, дружба) и огромное влияние природы на взаимоотношения людей. Ярким представителем сентиментализма признан Карамзин Н.М., умело раскрывающий в своих произведениях внутренний мир главных героев, их личные переживания («Бедная Лиза»). С точки зрения современных читателей книги писателей являются уникальным способом познакомиться с мыслями, побуждениями, тревогами живших в то время соотечественников.
Писатели, создавшие произведения в романтическом направлении, рассматривали в качестве главного героя идеального персонажа, глубоко одинокого, страдающего и протестующего против бесправной жизни. Блестящие зачинатели романтического стиля бесспорно представлены именами Жуковского В.А., Рылеева К.Ф., Баратынского Е.А., Лермонтова М.Ю.
Помимо особенностей рассмотренных литературных стилей литературные произведения XVIII века отличаются и своей просветительской направленностью, блестящим образцом которой является мастер высокого слога Фонвизин Д.И., создавший комедию «Недоросль». В произведении остро затрагиваются проблемы распространенного в те годы домашнего воспитания детей, становившихся впоследствии духовно убогими, лживыми, несамостоятельными членами общества.
Читая произведения авторов XVIII века, современные книголюбы получают всестороннее представление о прошлом своего народа, анализируют различные исторические события, дают собственную оценку общественно-политическим событиям в России того времени и даже имеют возможность пополнить и расширить свой словарный запас, изучая слог и художественные приемы изложения писательского текста.
Сочинение Литература 18 века в восприятии современного читателя
Довольно часто взрослые говорят, что современная молодежь не увлекается литературой. В этом случае под литературой они подразумевают именно классику. Я думаю, что их мнение ошибочно, несмотря на то, что в современном, развитом мире огромную роль играют новейшие технологии, книгу подросткам все чаще заменяет интересное видео на популярных сайтах интернета, молодежь находит время для прочтения классической русской литературы. И наиболее ярко выделяется литература восемнадцатого века.
Итак, литература восемнадцатого века. Назревает вопрос: почему именно XVIII век? Ответ достаточно прост. Именно в XVIII веке начинает складываться первое самостоятельное литературное направление — классицизм, основными признаками которого является подражание античным образам. Одним из самых ярких произведений, отражающих идеи классицизма, можно назвать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».
В этом произведении Денис Иванович старается перевоспитать мир разумным словом, путем изображения положительных и отрицательных героев, ему удается показать их общественные позиции. Но не только классицизмом богат XVIII век русской литературы.
Следующим литературным течение становится сентиментализм — литературное течение, провозглашавшее о главенства чувства, а не разума. Наиболее ярким произведением, которое, безусловно, знают все, стала повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение вызывает особый интерес: оно пронизано чувствительностью, однако отношение Лизы к Эрасту ясны и понятны, а вот сам Эрарт не может понять своих чувств к Лизе. К концу столетия сентиментализм сменяется не менее увлекательным новым литературным течением — романтизмом. Наиболее ярким и интересным для читателей произведением этого течения можно считать балладу Жуковского «Светлана».
Долго можно рассуждать о том, каким ярким был 18 век русской литературы. Но хочется отметить самое главное: литература того времени завораживает читателей, заставляет о многом задуматься, прививает ему положительные качества, указывает на отрицательные. И она остается особенно актуальной и по сей день.
Вариант 2
Существование человека в современном мире немыслимо без обращения к литературным произведениям. Каждое из них имеет ряд особенностей, которые диктует та или иная эпоха.
Произведения XVIII века отличаются вхождением в литературу в сопровождении тех направлений, которые остаются интересны читателю по своему содержанию, роли в его жизни.
Яркий отпечаток в судьбе того поколения оставили, прежде всего, черты классицизма, которые проявлялись в сочинениях через известных сегодня всем героев. Справедливость, опыт и мудрость Стародуба в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» помогли высмеять пороки общества. С позиции современного читателя можно отметить непрерывную тягу многих героев к образованию и воспитательному процессу, что является положительным моментом.
Рассказ «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина не дает покоя читателю, так как подобные события, о которых идет в нем речь, имеют место и в наши дни. Ее прочтение и обдумывание помогают находить выход из трудной ситуации или предотвратить ошибки в будущем.
Внутренний мир героев с его переживаниями и бурей эмоций и есть проявление сентиментализма, которое позже приходит на смену классицизму. Здесь чувства выходят на первый план.
На примере бытовых сцен, исторических событий, любовных отношений шедевров XVIII века в сознании современного человека выстраиваются идеи в сопоставлении двух эпох — современности и эпохи Просвещения. Произведения становятся бесценными, представляя собой примеры для подражания, нравоучения.
Таким образом, время показало, что, несмотря на пройденные столетия в душе многих людей сохранились чувства, мысли, мотивы того поколения.
Культ науки, имевший место в литературе XVIII века, обличенный в формы оды, сатиры, комедии занимает первостепенное место в наши дни. А признаки символизма сыграли роль в становлении характера человека, души, показали иную сторону человека, его чувственность.
Воспевавший правителей страны М. Ломоносов в одах выражал патриотическое отношение к родине, народу, настраивая читателя на веру в светлое будущее. Он упрекал невежественных людей в необразованности, прославляя науку, что становилось спасением и опорой во все времена.
Назначение литературы XVIII века велико. Она донесла до современного читателя решение многих проблем. Неподдельный интерес к ней связан с общностью в существующих вопросах, жизненных позициях и стремлениях.
Картинка к сочинению Литература 18 века в восприятии современного читателя
Предыдущая
СочиненияСочинение по картине Жолток Колокольчики лесные 5 класс описание
Следующая
СочиненияХарактеристика и образ Владимира Дубровского сочинение по повести Дубровский Пушкина