Подготовка к сочинению на лингвистическую тему 9 класс презентация

Слайд 1

Тема урока: Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему по высказыванию о русском языке.

Слайд 2

Великие писатели, общественные деятели, учёные лингвисты любили родной язык и гордились им. Своё отношение к языку они передали в словах, наполненных гордостью за самое великое изобретение человечества ,- язык.

Слайд 3

Неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д. И. Писарев Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. Короленко В. Г «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский

Слайд 4

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Паустовский

Слайд 5

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д. Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.

Слайд 7

Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Во вступлении вы либо сообщаете о высказывании лингвиста или писателя, формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи. Тезис может состоять нескольких предложений. Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Нужно определить позицию автора и вашу позицию к высказыванию. Прежде чем писать сочинение-рассуждение, необходимо вспомнить, чем богат русский язык, какими средствами .

Слайд 8

Языкознание изучает разные уровни языковой системы: — фонетика грамматика (морфология, словообразование , синтаксис ) ф разеология — лексикология

Слайд 9

Изобразительно-выразительные средства Лексические средства Синтаксические средства олицетворение Аллегория, крылатые выражения, пословицы гипербола, литота ирония сравнение эпитет ,метафора Синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорные слова Устаревшие слова Лексический повтор риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение Антитеза Инверсия Вопросительные, восклицательные предложения Разговорные синтаксические конструкции Односоставные, неполные предложения Ряды однородных членов предложения

Слайд 10

Шаг 3. Оформляем вступление Во вступлении необходимо: — сформулировать позицию автора высказывания ; — выразить своё отношение к ней. автор анализирует характеризует рассуждает отмечает доказывает сравнивает сопоставляет противопоставляет называет описывает · подчёркивает ссылается на… останавливается на … раскрывает содержание отмечает важность формулирует касается утверждает считает, что … разбирает Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

Слайд 11

действительно на самом деле не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с … вынужден согласиться с … я разделяю точку зрения автора высказывания я поддерживаю мнение автора бесспорно, мнение автора о том, что … Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

Слайд 12

2 вариант: Современный лингвист Маргарита Николаевна Кожина утверждает, что «читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». И это верно, потому что средства выразительности речи помогают нам понять замысел автора, его отношение к героям. 1 вариант: Маргарита Николаевна Кожина писала: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Читая слова и предложения, мы понимаем, какую важную роль играют в тексте средства выразительности речи. И с этим нельзя не согласиться. 3 вариант: Любое художественное произведение имеет главную цель – воздействовать на читателя. Права Маргарита Николаевна Кожина утверждающая, что читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. Текст художественного произведения построен на языковых явлениях, используемых автором для характеристики героев, для раскрытия темы и идеи текста.

Слайд 13

Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста) Во-первых,…. Во- вторых,…. Докажем эту мысль на примерах из текста… Во-первых,…. Во- вторых,…. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …

Слайд 14

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. • Проиллюстрировать названную функцию можно на примере …. предложения текста. Пример использования … можно найти в предложении … • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. • Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

Слайд 15

Определи средство языка а ) мягкий свет б ) мягкий климат в ) мягкий мох В каком ряду слова являются антонимами? А ) благородный – подлый, надменный – слабый Б ) почёт — уважение, жребий – участь В ) холодный – вспыльчивый, смятение – покой ( Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Переносное значение слова – это его вторичное значение. Уместное употребление делает речь яркой, образной) (Антонимы делают нашу речь ярче и выразительнее, поэтому они часто встречаются в одном и тоже тексте, а иногда в одном и том же предложении : Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Контекстуальные антонимы, т.е. такие, которые являются антонимами только в рамках данного текста: Волна и камень, стихи и проза. Лёд и пламень.) Тестовая работа.

Слайд 16

В каком ряду слова являются синонимами ? А)отвага, храбрый, мужество, бесстрашие Б) отвага, храбрый, мужество, гордость В ) отвага , храбрость, мужество, бесстрашие Синонимы – слова одной и той же части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают. Существуют синонимы стилистические ( спать – почивать — дрыхнуть) и контекстные, т.е. такие, которые являются синонимами только в рамках данного текста: пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжёлое, злое чувство; душная, гнетущая темнота

Слайд 17

КАКОЙ ВИД ТРОПА ИСПОЛЬЗОВАН ?

Слайд 18

1 . А у нас то дожди, то снега, то забота… А у нас то капели, ручьи, первоцветы, весна… А у вас там хребты, перевалы, тропинки, пехота… Это мы называем обычно «ВОЙНА». а) ряды однородных членов б) антитеза в) эпитеты

Слайд 19

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ • помогают перечислить действия героев; • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета; • конкретизируют признак предмета. На войне сражались за Родину, за честь , за свободу.

Слайд 20

2. Осень пестрит, копошится, клокочет, Всё, что задумала, выполнить хочет. а) олицетворение б) синонимы в) антитеза

Слайд 21

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет . Олицетворение повышает эмоциональную выразительность текста

Слайд 22

3. Всю прелесть ситцевой любви Я растеряла по крупицам… а) эпитет б) литота в) метафора

Слайд 23

ЭПИТЕТ Эпитет – стилистический приём, образное определение , не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение – переносное или символическое. (например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес»: « тучка золотая », « утес-великан », «стоит одиноко», «тихонько плачет»). Э. обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или существительным в роли приложения ) Эпитет создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Также характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя. В описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека.

Слайд 24

4. Мокрые липы, как мокрые курицы , Крыши домов и промокшие улицы… а) сравнение б) метафора в) гипербола

Слайд 25

Сравнение СРАВНЕ́НИЕ —сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания. Например: «Разлетелись, как дым, облака» «Облако живым фонтаном клубится» «Щенок похож на пушистый клубок» с пособствует образному описанию предметов или их признаков, действий; — помогает дать более точное, конкретное представление о свойствах описываемых явлений; — обращается на него особое внимание читателей; — с помощью сравнений лучше выделяется предмет или явление.

Слайд 26

Работаем с текстом Носова Евгения Ивановича. Определяем выразительные средства речи.

Слайд 27

Шаг 5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, … Итак, … Следовательно, … В итоге можно прийти к такому выводу: … В заключение можно сказать, что … Мы убеждаемся в том, что … Обобщая сказанное, … Из этого следует, что … и т.д.

Слайд 28

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания. Можно также использовать выражения : я думаю ,… я считаю ,… по моему мнению ,… по-моему,… на мой взгляд ,… я убеждён ,… я уверен в том, что … и т.д. Вывод должен быть бесспорным. Стоит не забывать об объеме сочинения-рассуждения . (90 и чуть более слов)

Слайд 29

Вывод 1. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль Маргариты Николаевны Кожиной, что «читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Вывод 2. Таким образом, приведённые мною примеры служат для понимания высказывания М. Н. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Я согласна с мнением автора этого высказывания.

Слайд 30

ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему . 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. 3. Вывод. Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4 , т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Слайд 31

«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Владимир Галактионович Короленко

Слайд 32

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. (3)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. (4)Дома ему давали болтанку и хлеб. (5)Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. (6)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно. (7)Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. (8)И хлеб был не из веников — настоящий. (9)Его принесли с собой наши автоматчики. (10)Они вошли в хату ночью. (11)Маленький Коля забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. (12)И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу.(13) Он поманил к себе Колю: (14)— Эй, хозяин, пойди-ка сюда. (15)Хлебушка хочешь? (16)Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» (17)Но к горлу подкатил ком. (18)Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну. (19)— Ты, наверно, плотно поужинал? (20)Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. (21)У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу.(23) Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой.(24) Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку. (25)Покойная сытость сладко разливалась по телу. (26)Он уснул.(27) И всю ночь ему снился хлеб.

Слайд 33

(28)…Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы.(29)Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы.(30)Потом появились колосья — глазастые, голубоватые, чуть запотевшие.(31)Потом полоска стала соломенной. (32)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.(33)Коржи были пахучие, румяные.(34) Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло.(35) От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца. (36)Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам.(37)Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. (38)Он еле сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение.(39) Наконец бабушка подошла к нему и сказала: (40)— Отведай, внучок, моего коржа. (41)Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. (42)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (43)Коржа скоро не стало…(44)Коля тяжело вздохнул. (45)А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей. (46)— Отнеси этот корж деду, — сказала бабушка. (47)— Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля. (

Слайд 34

48)Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. (49)Дед обрадовался. (50)Он вертел корж в руках и нюхал.(51) А Коля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам. (52).Но дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. (53)До чего же жадный дед!(54) Совсем одичал со своими пчелами.(55) Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед. (56)Коля собрался уходить. (57)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем — пусть бабка простирнет! — у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. (58)Но сумел побороть минутную слабость. (59)И промолчал. (60)Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. (61)А сейчас корж ест дед — он, Коля, уже съел свой. (62)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул: (63)— Дед велел простирнуть! (64)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. (65)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. (66)Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. (67)В тряпице лежал корж. (68)Она ничего не сказала. (69)Положила нежданный гостинец перед внуком.

Слайд 35

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина Сочинение на лингвистическую тему. Любое художественное произведение имеет главную цель – воздействовать на читателя. Права Маргарита Николаевна Кожина, утверждающая, что читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань. Текст художественного произведения построен из языковых явлений, используемых автором для характеристики героев, для раскрытия темы и идеи текста. Текст Е.И.Носова о мальчике Коле, чьё детство прошло в голодные военные годы, заставляет поверить читателям, что сохранить человеческое достоинство, любовь к ближним, милосердие можно даже в самые трудные годы. Действительно, этому служит речевая ткань текста. В предложениях 8,15,33,69,70 Носов использует контекстуальные синонимы: хлеб – хлебушко — коржи – гостинец — солнышко, которые, являясь словами одной части речи, дают возможность выразить отношение мальчика к хлебу, любовь к деду, подчеркнуть порядочность внука , его внутренний мир и отношение автора к герою. Мальчик чуть не подумал о дедушке плохо!

Слайд 36

В предложении 64 авторское: дедушкино «бельишко» — существительное, образованное суффиксальным способом, передаёт неодобрительное отношение Коли к деду. В нём отражается не только ветхость и небогатая одежда деда, а по авторскому замыслу – злость на деда. Таким образом, приведённые мною примеры служат для понимания высказывания М. Н. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Я уверена в правоте автора этого высказывания. ( 180 слов)

Урок подготовки к ГИА в 9 классе

  • Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
  • Урок подготовлен учителем
  • русского языка и литературы
  • МОУ Заволжского лицея
  • Голубевой Е.А.

Цели урока:

  • Повторить алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.
  • Развивать навыки написания сочинений на лингвистическую тему
  • Усвоить способы и приемы редакторской правки

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужен вопросительный знак?»

  • Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужен вопросительный знак?»
  • Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В.И.Белова
  • Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции вопросительного знака.
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.
  • Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  • Внимательно перечитаем
  • задание С1
  • (1)На свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (2) Я думаю: зачем бередить прошлое? (3)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (4)Все ушло навсегда – хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернешь. (5)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
  • (6)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю ее в угол. (7)Бегу по лестнице. (8)В заулке озираюсь по сторонам. (9)Никого нет. (10)Мама ушла за морошкой, все на покосе.
  • (11)Дом выдался из посада вниз, к реке. (12)Как во сне подхожу к нашей березе. (13)Здравствуй. (14) Не узнала меня? (15)Высокая стала. (16)Кора лопнула во многих местах. (17)Муравьи бегают по стволу. (18)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (19)Вершина стала выше трубы. (20) Не бели, пожалуйста, пиджак. (21)Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. (22)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (23)Оборвали мы тогда у тебя два больших корня. (24)Несли через лавы, а брат предположил, что ты, вероятно, засохнешь, не приживешься под зимним окном. (25)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (26)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (27)А где ты взяла эту силу под зимним окном? (28)Надо же так вымахать! (29)Уже выше отцовского дома.
  • (30)Надо быть современным. (31)И я отталкиваюсь от березы, как от ядовитого дерева.
  • (32)Скоро надо уезжать из Тимонихи. (33)А так хорош этот неоглядный зеленый мир моей родины!
  • (34)Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.
  • (По В.И. Белову)

Найти предложения с нужным знаком

  • Найти предложения с нужным знаком
  • Определить две-три
  • разные роли
  • поиск
  • анализ
  • Алгоритм действий
  • построение
  • тезис
  • доказательства
  • вывод
  • 1
  • 2
  • 2) Я думаю: зачем бередить прошлое?
  • 14) Не узнала меня?
  • 27) А где ты взяла эту силу под зимним окном?
  • поиск

2) Я думаю: зачем бередить прошлое?

  • 2) Я думаю: зачем бередить прошлое?
  • Какова роль вопросительного знака?
  • — Подчеркнуть размышления автора, передать интонацию вопросительной речи (интонационная функция)
  • анализ

14) Не узнала меня ?

  • 14) Не узнала меня ?
  • Какова роль вопросительного знака?
  • Если мы в конце поставим восклицательный знак, характер предложения станет утвердительным. (Не узнала меня!)
  • (смысловая функция)
  • анализ
  • Мастерская
  • творческого
  • письма

Редактирование черновика

  • Знаки препинания играют важную роль в письменной речи. Так например, с помощью вопросительного знака можно передать свои размышления (в тексте В.Белова предложение 2).
  • Еще одна роль вопросительного знака задать вопрос. Например, предложения 14, 27.
  • Таким образом, без вопросительного знака в предложении необойтись.
  • (44 слова)

Критерии оценки содержания сочинения

  • К1 Содержание (2 балла – 2 функции)
  • К2 Наличие примеров на каждую функцию (2 балла)
  • К3 Логика изложения мыслей (2 балла)
  • К4 Цельность, речевая связность (1 балл)
  • Всего – 7 баллов
  • Соблюдение орфографических норм
  • Соблюдение пунктуационных норм
  • Соблюдение речевых норм
  • Соблюдение грамматических норм
  • Соблюдение фактической точности речи
  • Критерии грамотности и фактической точности речи
  • Физминутка для глаз

Задание группам:
Проверить сочинение по следующим критериям:

  • 1 – содержание (2+2)
  • 2 – логика (2+1)
  • 3 – речевые ошибки
  • 4 – грамматические
  • 5 – орфографические ошибки
  • 6 – пунктуационные

Проверка:

  • 1 – содержание (1 балл – 1 функция +2 балла — примеры)
  • 2 – логика (1 нарушение абзаца – 1 балл, композиция выдержана + 1 балл)
  • 3 – речевые ошибки (1 ошибка)
  • 4 – грамматические (ошибок нет)
  • 5 – орфографические ошибки (1 ошибка)
  • 6 – пунктуационные (1 ошибка)

Коррекция

  • Знаки препинания играют важную роль в письменной речи.
  • Так, с помощью вопросительного знака можно передать свои размышления (в тексте В.Белова предложение 2).
  • Еще одна роль вопросительного знака – указать на вопросительный характер предложения. Если мы в конце 14 предложения поставим восклицательный знак, предложение станет утвердительным. (Не узнала меня!)
  • Таким образом, без вопросительного знака в предложении не обойтись.

Подведение итогов урока. Рефлексия

  • — Оцените свое состояние на уроке
  • Спокойное рабочее
  • Безразличное
  • Тревожное

Интернет-ресурсы

  • http://aida.ucoz.ru/load/shablony_prezentacij_powerpoint_nabor_4/7-1-0-101 — фон
  • http://www.lenagold.ru/ — клипарт
  • http://www.it-n.ru/ — физминутка для глаз


1


Подготовка к сочинению на лингвистическую тему ГИА 9 класс Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 Карпенко И. В.


2


Как должно быть построено сочинение ? Поскольку ваша задача — написать сочинение — рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Рассуждение состоит из следующих частей : 1. Вступление — тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение — вывод


3


Как начинать сочинение ? Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления — тезиса. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста Г. Степанова. Но это не принципиально. Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно ( помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части ). Рассмотрим некоторые клише и несколько возможных вариантов вступления.


4


Клише к 1 абзацу. Лингвист учёный языковед автор высказывания утверждал считал писал Рассуждал высказывание афоризм мысль утверждение суждение справедливо верно неоспоримо понятно Я ( полностью ) согласен с … Не могу не согласиться с … Я разделяю точку зрения докажем продемонстрируем подтвердим проиллюстрируем Таким образом « соберем » слова — клише в предложения : Вариант 1. Известный лингвист Г. Степанов утверждал : « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что « словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Вариант 3. « Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают », — писал ученый Г. Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это. Мне созвучны слова Г. Степанова о том, что » словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.


5


Как писать основную часть ? Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны : объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка. Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ : Что такое лексика ? Толкование первой части высказывания Г. Степанова. Что такое грамматика ? Толкование второй части высказывания Г. Степанова. Взаимосвязь лексики и грамматики. Далее следуют примеры из текста … Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, « словарь языка свидетельствует, о чём думают люди ». Вариант 2. Лексика ( от греч. lexikos словесный, словарный ) это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого — либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека. Вариант 3. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию, синтаксис и словообразование. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Вариант 4. Грамматика ( от греч. grammatike – « письменное искусство ») — область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена тремя смежными дисциплинами — морфологией, синтаксисом и словообразованием. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Вариант 5. Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом.


6


Требования к примерам Помните о требованиях к примерам : примеров должно быть не менее 2; примеры должны быть из указанного текста ; примеры должны иллюстрировать два разных явления языка : лексическое и грамматическое ; каждый пример должен соответствовать указанному явлению ; Речевые клише, которые вы можете использовать : Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать названное лексическое ( грамматическое ) явление можно на примере …. предложения текста. Пример лексического ( грамматического ) явления можно найти в предложении…. Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое ( грамматическое ) явление, как…. В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое ( грамматическое ) явление, из … предложения прочитанного мною текста.


7


Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления ? Образец 1 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления : Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика : эпитеты « нескрываемое недоверие » ( предложение 12), « вызывающая агрессия » ( предложение 24), метафора « вынули из души ». Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления : Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения ( 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – 26, 31, 32. Из — за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём — то даже угрожающая.


8


Образец 2 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления : Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально — экспрессивной окраской ` бабуля `. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления : Однако в предложении существительное ` бабуля ` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.


9


Образец 3 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления : В предложении 43 автор, говоря о детях, употребляет слово » делегация «, относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления : Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены : » горечь и обида » ( предложение 44), » разговор обеспокоил, удивил, обидел » ( предложение 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.


10


О чём писать в заключении ? Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : Итак,… Следовательно,… Значит,… Таким образом,… Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что… и т. д. Помните, что они выделяются запятой ! Рассмотрим несколько образцов заключения : Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый — лингвист Г. Степанов. Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По — видимому, это и хотел донести до нас языковед Г. Степанов. Образец 4. Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова : » Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают «. Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.


11


Сколько абзацев должно быть в сочинении ? Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Помните : сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца ( минимум — 3): 1 абзац — тезис, 2 абзац — толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления, 3 абзац — толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления, 4 абзац — вывод.


12


Объем сочинения. Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово. Про почерк Помните, что задание С 1( изложение ) и С 2( сочинение ) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда. УДАЧИ !


13


Сочинение. Известный лингвист Г. Степанов утверждал : « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Я понимаю эти слова так : лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические — придать содержанию нужную ( необходимую, правильную ) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста. Рассмотрим лексические явления в предложенном тексте. В предложениях 7, 8 используются олицетворения : « стены построек дрожали », « играл огонь », « вихриться огонь ». Эти выражения помогают образно представить, как возник пожар и как быстро он охватывал все вокруг. Рассмотрим грамматические явления. В предложениях 3, 4,5, используются восклицательные предложения и обращения. Это позволяет передать эмоции и переживания героев данного рассказа. Таким образом, мы проиллюстрировали, что лексические и грамматические явления в языке очень связаны и свидетельствуют, о чем и как думают люди. Взаимодействуя, они делают нашу речь яркой, образной и правильной. (127 слов )


14


Презентация на тему «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» 9 класс

  • Скачать презентацию (0.26 Мб)


  • 17 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» по русскому языку, включающую в себя 24 слайда. Скачать файл презентации 0.26 Мб. Для учеников 9 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    24

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

    Слайд 1

    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)

  • Слайд 2

    Формулировка задания

    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (указан автор): «(приведена цитата)».
    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора).
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Слайд 3

    Тематика сочинений на лингвистическую тему

    Лексика и грамматика:
    3,4,7,8,9,12,13,21,22,23,25,26,27,28,30,31,35
    Лексика и фразеология:
    3,7,8,12,17,22,23,26,32,35
    Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности:
    4,11,12,17,18,23,24,26,35
    Морфология:
    1,14,29
    Синтаксис и пунктуация:
    2,5,8,15,16,19,20,36
    Язык и речь (устная и письменная):
    4,6,8,10,21,33,34

  • Слайд 4

    Критерии оценивания

  • Слайд 5

  • Слайд 6

  • Слайд 7

  • Слайд 8

    Композиция сочинения-рассуждения

    1. Вступление. Тезис
    Формулировка тезиса (главной мысли, которую необходимо аргументировать).
    2. Основная часть. Доказательства
    Теоретическое рассуждение (как ты понимаешь это высказывание), подкреплённое двумя примерами.
    3. Заключение. Вывод
    Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

  • Слайд 9

    Теоретические
    рассуждения
    Тезис
    Вывод
    2 примера

  • Слайд 10

    Вступление

    Не знаете, с чего начать? Воспользуйтесь приёмом, предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами (автора)».
    Начало предложения может быть таким:
    Я (полностью) согласен с …
    Не могу не согласиться с …
    Я разделяю точку зрения …
    Я поддерживаю мнение …
    Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас
    вводные конструкции: По мнению…, По словам…

  • Слайд 11

    Переход к рассуждению

    Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

    Попробуем разобраться в смысле этих слов.
    Я согласен с этим высказыванием.
    Как можно понять это высказывание?
    Попробуем объяснить данное утверждение.
    Это высказывание я понимаю так.
    Что имел в виду писатель (учёный)?

  • Слайд 12

    Основная часть

    В основной части нужно
    объяснить, как вы понимаете слова автора цитаты
    привести примеры, соответствующие теоретическому рассуждению и иллюстрирующие языковые явления

  • Слайд 13

    Примеры

    необходимо привести 2 примера;
    примеры должны быть из указанного текста;
    примеры должны соответствовать рассуждению на теоретическом уровне;
    необходимо указать роль примеров в тексте

  • Слайд 14

    Включение примеров

    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
    Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере … предложения текста.
    Пример этого языкового явления можно найти в предложении …
    Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
    В подтверждение приведу пример из … предложения текста.
    Рассмотрим … предложение.
    Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
    Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

  • Слайд 15

    Заключение (вывод)

    Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
    Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
    Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
    Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    Алгоритм написания сочинения-рассуждения

    Знакомимся с высказыванием
    Определяем основную мысль
    Оформляем вступление
    Пишем основную часть
    Пишем заключение

    Каждую часть начинаем с красной строки.  
    То есть в вашем сочинении должно быть минимум три абзаца.
    А лучше четыре,т.к. вторую часть можно разбить на два абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

  • Слайд 18

    Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения

    К. Г. Паустовский:»Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

  • Слайд 19

    Пример вступления

    С цитированием
    К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Без цитирования
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 
            Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

  • Слайд 20

    Общие требования к аргументам

    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

  • Слайд 21

    Основную часть можно начать следующими фразами:

    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста … 

    При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

  • Слайд 22

    Вспомогательные слова и фразы для заключения — вывода

    Таким образом, … 
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.

  • Слайд 23

    Пример заключения

    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

            Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

  • Слайд 24

    Композиция сочинения-рассуждения

    1. Вступление. Тезис
    Формулировка тезиса (главной мысли, которую необходимо аргументировать).
    2. Основная часть. Доказательства
    Теоретическое рассуждение (как ты понимаешь это высказывание), подкреплённое двумя примерами.
    3. Заключение. Вывод

    Каждую часть начинаем с красной строки.  
    То есть в вашем сочинении должно быть минимум три абзаца.
    А лучше четыре,т.к. вторую часть можно разбить на два абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задания 15.1, 15.2, 15.3)

Презентация: Сочинение на лингвистическую тему-подготовка к ЕГЭ

Презентация: Методика работы над сочинением

Презентация: Сочинение о Местоимении

Презентация: Сочинение - рассуждение по заданному тексту

Презентация: Лингвистическое сочинение

Презентация: Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему

Презентация: Советы по написанию сочинения

Презентация: Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему

Презентация: Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Задание 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. В  задании 15.1  предлагается прокомментировать слова известного учёного-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Основная задача - раскрыть смысл высказывания, опираясь на конкретный языковой материал.

Задание 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

В  задании 15.1  предлагается прокомментировать слова известного учёного-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Основная задача — раскрыть смысл высказывания, опираясь на конкретный языковой материал.

Языковые явления лексические явления ( слова и словосочетания:  антонимы, синонимы, многозначные слова, фразеологизмы, окрашенные слова )  грамматические явления ( синтаксис и пунктуация: восклицательные и вопросительные предложения, однородные члены, обособленные члены )

Языковые явления

  • лексические явления ( слова и словосочетания: антонимы, синонимы, многозначные слова, фразеологизмы, окрашенные слова )
  • грамматические явления ( синтаксис и пунктуация: восклицательные и вопросительные предложения, однородные члены, обособленные члены )

2 пример языкового явления и его роль в тексте 1 пример языкового явления и его роль в тексте Рассуждение о смысле высказывания Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Вывод

2 пример языкового явления и его роль в тексте

1 пример языкового явления и его роль в тексте

Рассуждение о смысле высказывания

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Вывод

Клише Типовые конструкции для вступления

Клише

Типовые конструкции для вступления

  • Автор пишет о ….
  • В высказывании … говорится о ….
  • Как отмечает …
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Я полностью согласен с тем, что …
  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
  • Попробуем доказать эту мысль примером из текста.

Типовые конструкции для аргументации

Типовые конструкции для аргументации

  • Чтобы подтвердить сказанное обратимся к предложению №…
  • Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения …
  • Пример можно найти в предложении № …
  • Рассмотрим предложение … В нём использовано такое лексическое/ грамматическое явление, как …

Типовые конструкции для заключения

Типовые конструкции для заключения

  • Таким образом…
  • Итак, …
  • Как видим, …
  • Нам удалось доказать, что …
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Шаг 1. Работаем с цитатой. «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям». выделяем ключевые слова Слово дано человеку для воплощения и передачи мысли или чувства другим людям. формулируем проблему Зачем человеку даны слово, речь?

Шаг 1. Работаем с цитатой.

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям».

выделяем ключевые слова

Слово дано человеку для воплощения и передачи мысли или чувства другим людям.

формулируем проблему

Зачем человеку даны слово, речь?

Шаг 2. Работаем с текстом. Языковые средства, передающие мысли и чувства.  предположение вопросительные предложения неуверенность отчаяние восторг восклицательные предложения удивление гнев междометия образно-выразительные средства

Шаг 2. Работаем с текстом.

Языковые средства, передающие мысли и чувства.

предположение

вопросительные предложения

неуверенность

отчаяние

восторг

восклицательные предложения

удивление

гнев

междометия

образно-выразительные средства

Шаг 3. Пишем сочинение.  Зачем человеку даны слово, речь? Размышляя над высказывание В.Г. Короленко, мы приходим к выводу, что основная задача человеческой речи - передавать окружающим мысли и чувства. Попробуем доказать эту мысль примерами из текста.  Так, восклицательные предложения № 11, 44, 51 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершённый поступок.  С помощью риторических вопросов (предложения 26-28) автор выражает состояние сомнения и отчаяния, он воздействует на читателя, заставляя его задуматься: а было ли в моей жизни что-либо похожее? как бы я поступил в данном случае?  Итак, примеры из текста доказывают правоту Короленко: слово, действительно, имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому разнообразные мысли и чувства.

Шаг 3. Пишем сочинение.

Зачем человеку даны слово, речь? Размышляя над высказывание В.Г. Короленко, мы приходим к выводу, что основная задача человеческой речи — передавать окружающим мысли и чувства. Попробуем доказать эту мысль примерами из текста.

Так, восклицательные предложения № 11, 44, 51 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершённый поступок.

С помощью риторических вопросов (предложения 26-28) автор выражает состояние сомнения и отчаяния, он воздействует на читателя, заставляя его задуматься: а было ли в моей жизни что-либо похожее? как бы я поступил в данном случае?

Итак, примеры из текста доказывают правоту Короленко: слово, действительно, имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому разнообразные мысли и чувства.

Совет №1. Используйте синонимы. Синонимы, которые помогут избежать повторов автор цитаты, автор высказывания, лингвист, учёный, языковед, филолог утверждает, полагает, считает, пишет, рассуждает высказывание, цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно

Совет №1. Используйте синонимы.

Синонимы, которые помогут избежать повторов

автор цитаты, автор высказывания, лингвист, учёный, языковед, филолог

утверждает, полагает, считает, пишет, рассуждает

высказывание, цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова

справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно

Совет №2. Избегайте общих фраз. С помощью антонимов «чёрный» и «белый» автор выражает противопоставление. КАКОЕ? Говоря о «белых ночах» и «чёрных днях блокады», автор с помощью антонимов противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны.

Совет №2. Избегайте общих фраз.

С помощью антонимов «чёрный» и «белый» автор выражает противопоставление.

КАКОЕ?

Говоря о «белых ночах» и «чёрных днях блокады», автор с помощью антонимов противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны.

Совет №3. Ищите подсказки в цитате. Если в цитате упоминается СЛОВО , следует писать о лексических явлениях, если автор говорит о МЫСЛИ и РЕЧИ , то следует искать синтаксические явления. *** «Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют ёмко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора».  «Однородные члены предложения могут придавать речи повествовательную плавность или, наоборот, энергичность».

Совет №3. Ищите подсказки в цитате.

Если в цитате упоминается СЛОВО , следует писать о лексических явлениях, если автор говорит о МЫСЛИ и РЕЧИ , то следует искать синтаксические явления.

***

«Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют ёмко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора».

«Однородные члены предложения могут придавать речи повествовательную плавность или, наоборот, энергичность».

Нельзя! просто цитировать высказывание приводя примеры, переносить нумерацию со скобками: В тексте: (11) Смешно сказать! В сочинении: Предложение 11 является восклицательным.

Нельзя!

  • просто цитировать высказывание
  • приводя примеры, переносить нумерацию со скобками:

В тексте: (11) Смешно сказать!

В сочинении: Предложение 11 является восклицательным.

  • в качестве примера приводить языковые явления, которые не упоминаются в высказывании

1. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».  2. «Графика тоже может служить средством выражения дополнительных смыслов и использоваться как стилистический приём выразительного оформления текста».  3. «Писатель умеет находить такой ритм, такой словарь, такие сочетания слов, которые вызвали бы нужные эмоции, нужное настроение».

1. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

2. «Графика тоже может служить средством выражения дополнительных смыслов и использоваться как стилистический приём выразительного оформления текста».

3. «Писатель умеет находить такой ритм, такой словарь, такие сочетания слов, которые вызвали бы нужные эмоции, нужное настроение».

4. «Язык, по самой природе своей, есть орудие общения».  5. «Фразеологизмы косвенно отражают воззрения народа, общественный строй, идеологию своей эпохи».  6. «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…»  7. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

4. «Язык, по самой природе своей, есть орудие общения».

5. «Фразеологизмы косвенно отражают воззрения народа, общественный строй, идеологию своей эпохи».

6. «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…»

7. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

  • Подготовка к сочинению летние радости 5 класс конспект
  • Подготовка к сочинению капитанская дочка 8 класс по плану презентация
  • Подготовка к контрольному сочинению памятный день 5 класс
  • Подготовка к сочинению интересная встреча 6 класс конспект урока
  • Подготовка к классному сочинению по роману а с пушкина дубровский