Подготовка к сочинению на свободную тему в 5 классе

Приветствие учеников. Выдача тетрадей для творческих работ. Запись даты и темы.

2. Подготовка к сочинению.

Сегодня вы будете писать сочинение. Но для того, чтобы вы написали его на хорошую оценку, необходимо подготовиться.

Сочинение вы будете писать на одну из предложенных тем. Они представлены на доске:

1.  Памятный день в школе.

2.  Лучший день лета.

3. Мой самый сладкий день.

Как вы думаете, чем похожи данные темы сочинений?

Перед тем, как вы выберите понравившуюся тему, мы поговорим о каждой из них.

Первая тема, к которой мы обратимся – «Памятный день в школе».

Зачем дети ходят в школу?

Нравится ли вам ходить в школу? Почему?

Какие дни в школе вам больше всего запомнились? Почему?

Попробуйте рассказать об одном из понравившихся дней по следующей схеме (дана на карточках):

1. С чего начался день?

2. Что интересного произошло в этот день, какие чувства вы испытывали при этом?

3. Чем закончился день?

4. Повторялись ли такие моменты в будущем?

Посмотрите на экран. Здесь представлено сочинение ученика 9 класса про один день из его школьной жизни. (Учитель выразительно читает текст).

     Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.  

     25 мая мы сдавали математику. До этого я никогда не сдавал никаких экзаменов. Мне немного было страшно, но и интересно: какие задания будут, смогу ли я решить их?

     Утром я встал очень рано и повторил все правила, которые учили, пересмотрел все задачи и примеры. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на экзамен. Когда я увидел задания на доске, то почти не испугался: все было знакомо. Я решил пять примеров и задачу одним из первых.

     Я получил “четверку”, так как перепутал один знак. Теперь я знаю, что на экзамене надо быть очень собранным и внимательным. Несколько раз проверять решенное.

     Это был мой первый экзамен.

Что такое тема текста?

Какова тема данного текста?

Какие типы речи вы знаете?

Какой тип речи используется в данном случае? Объясните, почему вы так решили.

Из скольки частей состоит сочинение?

Найдите в предложенном тексте введение, основную часть и заключение.

О чем говорит введение сочинения?

Можно ли придумать другое заключение для данного сочинения?

Какие слова и выражения вы бы могли использовать в своем сочинении? (записать в тетрадь)

Попробуйте данное сочинение переделать так, как будто вы рассказываете о своем первом празднике «Первое сентября» (когда первый раз пошли в школу.

Вторая тема, к которой мы обратимся – «Лучший день лета».

Расскажите, где и как вы отдыхали летом? Какой из дней отпуска вам больше всего запомнился? (используйте уже знакомый вам план)

Выполните следующее задание. На экране даны предложения. Необходимо из них составить текст.

             1.Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. 2.Это лето я провёл весело и с пользой для себя. 3.Я и мои друзья пошли на рыбалку. 4.Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. 5.Мне даже не пришлось скучать или грустить. 6.Это было прекрасное зрелище. 7.Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. 8.Так закончился один из летних дней моих каникул. 9.Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству. 10.В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. 11.Она была большая и необычная. 12.Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. 13.В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. 14.Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться.

Текст появляется на экране:

     Это лето я провёл весело и с пользой для себя. Мне даже не пришлось скучать или грустить.

     В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. Я и мои друзья пошли на рыбалку. Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться. Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. Она была большая и необычная. Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству.

     Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. Это было прекрасное зрелище.

     Так закончился один из летних дней моих каникул.

Составьте план данного сочинения, используя цитаты из текста (сколько абзацев, столько пунктов в плане).

Подумайте, о каком дне каникул вы бы написали. Какие пункты плана можно оставить неизменными?

Попробуйте составить свой план (можно пользоваться предыдущим).

Какие из пунктов можно было бы объединить?

Третья тема, к которой мы обратимся – «Мой самый сладкий день».

Кто-нибудь знает, какой праздник отмечается 11 июля?

11 июля любители сладкого отмечают Всемирный день шоколада. День шоколада впервые был придуман французами в 1995 году. Это один из самых сладких дней в жизни Франции.

А у вас были такие дни, когда вы объедались сладостями?

В какие праздники это чаще всего происходит?

Это очень интересная тема для сочинения, но и самая сложная для написания. Разбирая первую тему, вы составляли свой текст на основе данного. Разбирая вторую тему, вы конструировали текст и составляли его план. Сейчас вам предстоит написать два плана. Первый план – план вашего сочинения. Посмотрите на тот, который вы составляли прежде и сформулируйте этот на его подобии. Второй план – это план основной части. Он необходим, чтобы четко и последовательно передать действия этого дня. Вам необходимо отметить следующие пункты:

1. Как начался день, что происходило до самого сладкого момента.

2. Когда и как у вас появились сладости.

3. Что случилось после получения сладкого вознаграждения.

(Примерные планы записаны на доске).

Данные темы сочинений объединены тем, что мы будем писать про один день из своей жизни.

Ученики делятся своим мнением, объясняют свою точку зрения.

Ученики формулируют свои ответы в соответствии с предложенным планом.

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Тема: Первый экзамен в школе.

Три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Данный текст написан в форме повествования, так как ученик рассказывает о том, что произошло за один день. К тексту можно задать вопрос: ЧТО ПРОИЗОШЛО? Чаще всего в сочинении встречаются глаголы. Рассматривая текст, мы можем нарисовать несколько иллюстраций к нему.

Сочинение состоит из трех основных частей: введение, основная часть, заключение.

Введение: Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.   

Заключение: Это был мой первый экзамен.

Все остальное относится к основной части.

Введение позволяет нам узнать, о каком дне пойдет речь в этом тексте.

Ученики делают предположения.

Это был первый экзамен из десятка тех, которые еще стоит пережить.

Это был мой первый экзамен, а впереди еще  целая жизнь, полная неизведанного.

Экзамен в школе пройден, а жизненный экзамен еще только начинается.

Ученики записывают в тетрадь: Самый памятный день в школе оказался…; до этого я никогда…; мне немного было страшно, но и интересно; утром я встал очень рано; теперь я знаю…

Самый памятный день в школе оказался день первого похода в школу в моей жизни.  

     1 сентября мы пошли на линейку. До этого я никогда не был на этом празднике. Мне немного было страшно, но и интересно: какой учитель у меня будет, смогу ли я выполнять все задания?

     Утром я встал очень рано и стал проверять, все ли готово к празднику. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на линейку. Когда я увидел свою первую учительницу, то совсем не испугался. Она была очень доброй, постоянно улыбалась. В класс я зашел одним из первых.

     Нас еще раз поздравили с тем, что мы стали первоклассниками. Посоветовали на уроках быть очень собранными и внимательными.

     Это был мой первый день в школе, а впереди еще долгих одиннадцать лет.

Ученики делятся своими впечатлениями.

Правильное расположение предложений: 2, 5, 10, 3, 14, 7, 4, 13, 11, 9, 1, 12, 6, 8.

1. «Это лето я провёл весело и с пользой».

2. «Я и мои друзья пошли на рыбалку».

3. «Время рыбалки подходило к концу».

4. «Так закончился один из летних дней моих каникул».

Первый и четвертый пункты плана подошли бы к любому сочинению.

Примерный план ученика:

1. Это лето я провёл весело и с пользой.

2.  Я с родителями в Таиланде.

3.  Время близится к вечеру.

4. Так закончился один из летних дней моих каникул.

Второй и третий пункты можно объединить.

Ученики отвечают, высказывают свои предположения.

Ученики отвечают.

Новый год и День рождения.

Примерные планы учеников.

Общий план:

1. Этот день был самым сладким в моей жизни.

2. Как я отметил свой День рождения.

3. Так закончился один из самых сладких дней.

План основной части:

1. Нежданное пробуждение.

2. Подготовка к торжеству.

3. Приход гостей.

4. Долгожданный подарок.

5. Счастье от сладостей.

3. Постановка домашнего задания.

Дома в тетрадях для творческих работ написать сочинение на одну из предложенных тем. Тему необходимо выбрать самостоятельно.

5. Работа над проектной деятельностью.

После того, как будут проверены сочинения и выставлены оценки, начинается работа над проектной деятельностью.

Ученики разбиваются на 3 группы (количество человек в группе не имеет значения) в зависимости от того, какая тема ими была выбрана. Группой ученики оформляют газету, выбирая лучшие сочинения и подбирая картинки, соответствующие теме. Выбирают тех учеников, которые будут представлять работу группы. Вместе пишут небольшую работу о том, почему ими была выбрана именно эта тема. (учитель помогает при необходимости)

6.  Представление проектов.

На одном из уроков  ученики представляют свои работы.

Учим писать сочинения

Уроки развития речи в 56 классах.

В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное

увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. Такие дети

испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании

текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное

отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способствует

асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.

Следовательно, одна из важнейших задач современного урока создание ситуации

успеха. Мотивы, побуждающие детей изучать школьные предметы, связаны со

становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться

во взаимоотношениях людей, понять их принципы и убеждения, осознать свое

положение в мире.

Программы по русскому языку и литературе включают те виды (жанры) творческих

работ, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности.

Коммуникативная компетентность школьника формируется в системной работе над

созданием текста, при написании сочинения. Известно, что речь выражает не только

мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания весь комплекс

духовного человеческого сознания. Такая речь называется выразительной.

Именно на построение выразительной речи направлена система уроков развития

речи в 56 классах.

Закон 3.

Найти материал для

конкретной темы,

отобрать его,

«разложить по

полочкам», т. е.

систематизировать.

Законы

строения

сочинения

Закон 4.

Построить

сочинение, т. е.

написать план:

вступление,

основная часть,

заключение.

Закон 2.

Сформулировать

основную мысль

сочинения и отразить

ее в содержании.

Закон 1.

Обдумать тему,

обозначить ее

границы.

Чтобы уметь писать сочинение, надо знать законы, по которым оно

строится.

Помни!

1. Основная мысль сочинения (для чего написан текст?) – это душа

сочинения, его стержень, то, для чего оно написано, то, что хотел сказать

автор.

2. Полезно завести картотеку с высказываниями великих людей по

разному поводу, чтобы потом использовать их как эпиграф, вступление,

заключение или цитату.

3. План заранее намеченная система работы с сочинением.

План бывает кратким и развернутым.

Закон 7.

Исправляй, переделывай,

улучшай написанное:

есть ли в сочинении все

важные части (вступление,

основная часть, заключение),

удачны ли переходы,

имеются ли связки между

частями и внутри,

правильный ли сделан вывод.

Закон 6.

Правильно и красиво

выражай свои мысли.

Используй

синонимы,

антонимы,

фразеологизмы,

эпитеты, сравнения.

Закон 5.

Написать сочинение

определенного жанра:

описание,

описание с элементами

рассуждения,

рассказ.

Сочинение – описание с элементами рассуждения.

Моя семья.

Строение текста.

Вступление =

Z

1

=

абзац = микротема = Тезис (1-2-3)



Основная часть =

Z

2

+

Z

3

+

Z

4

=

Тезис

Аргуме нты и Факты (дока зательства )

Вывод

 Заключение (концовка) = Общий вывод = Тезисы (2-3)

План сочинения.

Вступление (1-23 предложения).

Z

1

Состав семьи (кто есть кто).

 Основная часть. Моя семья.

Z

2

1) Мой отец (портрет, кем и где работает, его увлечения, обязанности

и права в семье, отношение к своим детям и близким).

Z

3

2) Моя мама (портрет, кем и где работает, ее увлечения, обязанности и

права в семье, отношение к близким).

Z

4

3) Дети и другие члены семьи (портрет, увлечения, привычки,

школьные дела, отношение к родителям и другое).

 Концовка (Общий вывод. 23 предложения) + семейная фотография.

Z

5

Что значит для меня моя семья?

(Или: За что я люблю свою семью и дорожу ею?)

Вступление.

Сочинениеописание.

Мой друг (Угадай, кто?)

План.

Z

1

О дружбе (1-2-3 предложения).

 Основная часть. Мой друг (Не называя имя).

Z

2

1) Портрет (лицо, фигура, одежда, походка, жесты и др.).

Z

3

2) Главные черты характера.

Z

4

3) Увлечения.

 Концовка (Вывод) + фотография друга.

Z

5

Что больше всего я ценю в нашей дружбе и почему?

Сочинениерассказ с описанием животного (птицы).

План.

Вступление (1-23 предложения).

Z

1

Зачем люди заводят домашних животных?

 Основная часть (У каждого свой заголовок).

Z

2

1) Когда и как появился в нашем доме мой любимец?

Z

3

2) Кто и как ухаживает за животным (птицей)?

Z

4

3) Портрет питомца (внешность, повадки, привычки, игры и забавы и

другое).

 Концовка (Общий вывод).

Z

5

Как я отношусь к своему крылатому другу

.

Сочинениерассказ.

Мой класс.

План.

Вступление.

Z

1

Школа – это маленькая жизнь.

 Основная часть. Мой класс.

Z

2

1) Состав класса (Интересная информация о классе: мальчики и

девочки, цвет глаз, волос, рост, темперамент и другое).

Z

3

2) О дружбе в классе (Отношения между мальчиками и девочками).

Z

4

3) Кто чем интересуется и занимается.

Z

5

4) Как мы учимся в школе и почему?

Z

6

5) Что любим делать в школе классе) и чего не любим? Почему?

Z

7

6) Чем занимаемся в классе, кроме уроков? ероприятия).

 Концовка = Вывод.

Z

8

Интересно мне жить в классе или нет? Почему?

Русский язык

5 класс

Урок № 17

Сочинение о памятном событии

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Сочинение о памятном событии.
  2. План сочинения.
  3. Отзыв о сочинении.

Тезаурус

Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта. 

Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.

Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения. 

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

При подготовке к сочинению используется памятка «Как работать над сочинением».

  1. Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
  2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
  3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
  4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?

5. Внесите исправления.

Приблизительная схема

сочинения

Опорные фразы

1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

Это случилось…

Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

Всё начиналось как обычно…

2) Как всё происходило, в какой последовательности?

– С чего всё началось?

– Как развивались события?

– Чем они закончились?

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

сначала, потом, после этого…;

в конце концов, наконец…

3) Почему этот день остался в памяти?

Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:

Это случилось…

Этого события я никогда не забуду!

Всё произошло так неожиданно!

Случай этот произошёл со мной…

Можно ли забыть такое происшествие?!

Таких встреч у меня раньше никогда не было…

Всё начиналось как обычно…

Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:

Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

сначала, потом, после этого…;

в конце концов, наконец…

пишем заключение: почему этот день остался в памяти?

Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…

Невозможно забыть…

Ещё долго буду я вспоминать…

Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.

Первая тема – «Памятный день». Задача – рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое).

Вторая тема – «Весёлое происшествие». Задача – рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.

Третья тема – «Интересная встреча». Задача – рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.

Прочитаем пример сочинения о памятном дне.

Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.

Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!

На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.

По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!

Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:

  1. Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
  2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
  3. Удачно ли названо сочинение?
  4. Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите отзыв на сочинение.

Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.

Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.

Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.

Варианты ответа:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.

В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)

Правильный ответ:

А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

Подчёркивания элементов

Выберите из списка заголовок сочинения.

Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.

Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.

Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.

Варианты ответа:

Первый день в новой школе

Школа

Я испугался

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Проанализировать текст, выделить то, о чем говорится в тексте и его главную мысль. В тексте говорится о первом дне в школе и эмоциях от этого события. Из всех заголовков ближе всего заголовок «Первый день в школе».

Правильный ответ:

Первый день в новой школе.


Цели:


познавательные:


  • повторить ранее изученное: тема текста,
    основная мысль, типы речи, их композиционное
    строение;
  • познакомить с новым видом работы по развитию
    речи – сочинением-воспоминанием, с характерными
    особенностями его построения.

практические:


  • закрепить умения раскрывать тему текста,
    основную мысль, писать в определенном жанре;
  • формировать новое умение – создавать текст по
    памяти.

общепредметные:


  • развитие логического мышления;
  • формирование умения самостоятельно выполнять
    задания.

воспитательные:


  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание языковой личности (правописная и
    речевая компетенция);
  • нравственное воспитание;


ХОД УРОКА

I. Повторение.

1. Вспомните, что такое текст (сочетание
предложений, связанных по смыслу и
грамматически), тема текста (то, о чем говорится в
тексте; тема связывает предложения в единое
целое), основная мысль текста (то, к чему
призывает автор, в чем убеждает, чему учит)?

2. Какие типы речи вы знаете? (Описание,
повествование, рассуждение)

3. В чем особенность построения каждого из этих
типов речи?

Повествование:

  • начало события
  • развитие события
  • конец события

Какое сочинение вы писали в этом жанре?
(“Невыдуманный рассказ о себе”)

Описание:

  • общее впечатление от предмета
  • отдельные его признаки
  • оценка

В каких сочинениях вы использовали описание?
(“Описание животного”, “Моя любимая игрушка”)

Рассуждение:

  • тезис (то, что доказывается)
  • доказательства (аргументы)
  • вывод

При выполнении какого задания вы рассуждали?
(Почему перина называется периной, земляника –
земляникой и т.д. Упражнение 387, учебник
Т.А.Ладыженской)

II. Подготовка к сочинению по памяти.

1. Вспомните, какие виды сочинений вы уже знаете
и имеете некоторый опыт их создания? (Сочинение
по наблюдениям. Прогулка по березовой роще,
описание березы, группы берез.

Сочинение по воображению. “Моя школа (улица,
город) через двадцать лет” (закрепление темы
“Будущее время глагола”).

2. А сегодня мы познакомимся с новым видом
сочинения – сочинением по памяти,
сочинением-воспоминанием.
Тема сочинения –
“Мой первый подарок”.

Каковы же особенности сочинения-воспоминания?

1) Главное – определиться с намерением.

Цель – вспомнить. Вспомнить то, что произошло
когда-то, но оставило в вашей памяти глубокий
след, отпечаток. Послушайте, какое определение
понятию “память” дает С.И.Ожегов в своем
словаре: “способность сохранять и
воспроизводить в сознании прежние впечатления,
опыт…”.

2) Тема – о чем вспомнить? Что вспомнить? (О моем
первом подарке)

Помните, что каждое слово в названии темы
весомо, имеет значение. Высказывание надо
строить так, чтобы каждое предложение в нем
помогало раскрытию данной конкретной темы.

3) Основная мысль вашего сочинения – к чему вы
будете призывать, в чем убеждать?

Первый подарок запомнился, запал в душу,
произвел неизгладимое впечатление, остался в
памяти своей красотой, яркостью,
оригинальностью, неповторимостью, тем, кто
его подарил. (Словосочетания с лексикой памяти
записаны на доске)

Вы должны убедить собеседника, того, кто будет
читать сочинение, что ваш подарок действительно
неповторим, другого такого не было и нет на свете,
и вы помните все до мельчайших подробностей.

4) Особенностью сочинения-воспоминания
является использование слов-сигналов:

помню, всп…минаю, осталось (в) памят…, мне
помн…тся, буду помнить (указать время глагола),
(не) забуду.

Словарно-орфографическая работа: вставить
пропущенные буквы, объяснить их правописание.

5) Обратите внимание, что слова-сигналы могут
стоять в разных частях текста. Представим ваше
сочинение в виде схемы (на доске)

Вступление:

  • помню
  • помнится

Основная часть:

  • осталось в памяти
  • вспоминаю
  • помню

Заключение:

  • буду помнить
  • не забуду

Важно, что использование данных слов в начале,
середине, конце текста, в начале каждого абзаца, в
конце каждого абзаца дает согласование зачина с
концовкой

6) А теперь вы должны подумать и определиться с
тем, какой же тип сочинения вы выберете:

  • сочинение-описание
  • сочинение-повествование
  • сочинение-рассуждение

Я думаю, что без описания вам не обойтись, ведь
вы же должны будете показать свои подарки во всей
красе. Поэтому постарайтесь рассказать о них так,
чтобы я, когда буду читать ваши сочинения, ясно и
четко представляла их, любовалась ими.

7) А как же это можно сделать?

Образность, красочность, эмоциональность речи
достигается при помощи художественных средств
языка. На уроках литературы мы с вами говорили об
изобразительно-выразительных средствах языка.
Назовите их.

  • Эпитеты (теплый привет, холодное сердце)
  • Метафоры (над бабушкиной избушкой висит хлеба
    краюшка
    )
  • Сравнения (легкий, как пух, жемчужные зубы)
  • Олицетворения (улыбнулись сонные березки)

3. Составим примерный план сочинения.

Вступление.

  • Помню свой первый подарок.

Основная часть.

  • Вспоминаю внешний вид подарка (какой он?): форма,
    размер, цвет, назначение и т.д.

Вывод.

  • Не забуду то впечатление, ощущение радости,
    счастья от полученного подарка.

4. По данному плану, учитывая особенности
сочинения-воспоминания, устно составьте рассказ
о своем первом подарке.

(Прослушивание и обсуждение двух текстов)

III. Самостоятельная работа учащихся над
сочинением
(сначала черновик, консультация
учителя).

IV. Домашняя работа: закончить работу над
сочинением “Мой первый подарок”.

Приложение

Список литературы


  1. Н.В. Антонова “Учимся писать сочинения”.
  2. Т.А. Калганова “Сочинения различных жанров”.
  3. Т.А. Ладыженская “Система обучения сочинениям
    на уроках русского языка”.
  4. Т.М. Фалина “По волне моей памяти” Методические
    рекомендации учителю русского языка”.

«Методика подготовки к сочинению задания 15 с 5 класса
учитель Глухова С.Н.
Сочинение ОГЭ.

Сочинение
Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей всей системы современного образования.

Сочинение-рассуждение проверяет прежде всего умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – «рассуждение» и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

Сочинение-рассуждение проверяет прежде всего умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – «рассуждение» и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

Стоит обратить внимание на то, что все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (и не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 ЕГЭ.

Стоит обратить внимание на то, что все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (и не только при изучении русского языка), а также (на ином уровне) при сдаче ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 ЕГЭ.

Формы и методы работы при подготовке к сочинению

Написание лингвистических сочинений, начиная с 5 класса.
Задания, направленные на понимание идеи текста и его интерпретацию.
Работа над композицией сочинения (соблюдение требований к сочинению-рассуждению).
Работа с текстом:
поиск ключевых и опорных слов;
лингвистический эксперимент.

Особенности работы над сочинением-рассуждением в выпускном классе

– анализ критериев оценивания сочинения на лингвистическую тему.
– обобщение теоретического материала.
– знакомство с темами работ.
– повторение темы «Рассуждение как стиль речи».
– создание собственного текста на основе различных планов с использованием речевых клише.

Структура сочинения — рассуждения
Тезис
Аргумент 1
(Пример первый из текста)
Аргумент 2
(Пример второй из текста или из жизни)
Вывод

основная мысль
сочинения
ТЕЗИС
должен быть
доказанным
должен быть чётко сформулированным
почему?

Тезис формулируется как простое

двусоставное предложение, в котором
подлежащее называет тему, а сказуемое

указывает на то «новое», что по этой

теме будет говориться.
Сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!!!

доказательства,
приводимые в поддержку
тезиса
должны быть
убедительными
яснее суждение
и бесспорнее
вывод
потому
что
АРГУМЕНТЫ

6 класс

7 класс

О каком качестве человека идёт речь в этом тексте?

Драгоценная книга

8 класс

7 класс

8 класс

Вывод
Типичные цели заключения:

Суммировать сказанное, обобщить информацию.
Подвести итог размышления, сделать вывод.
Дать оценку сказанному.
Дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
Повысить убедительность текста, используя дополнительные сильные аргументы и т.д.

Задание 15.
Как Вы понимаете значение слова доброта? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3. Композиция сочинения
Вывод
Второй пример (из текста или из опыта)
Первый пример (из текста)
Комментарий
Вступление. Толкование значения слова

Способы толкования значения слова

1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие.

Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Сущ.
Сущ.

Способы толкования значения слова

2.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.

Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.
.

Способы толкования значения слова

3. Перечисление синонимов.

Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.

Вступление. Толкование значения слова

Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.

Комментарий

Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.

Клише

1) Пример – аргумент из текста.
Обращаясь к предложенному тексту, нельзя не увидеть, что …….
Анализируя поступки героя данного текста, можно увидеть, что …….
Размышляя о ………, обращусь к предложенному тексту, автор которого показывает яркий пример ……
Нельзя не заметить, что герой данного текста……
В тексте…можно найти пример, подтверждающий мою мысль.

Клише

1) Пример – аргумент из личного опыта.
С примерами проявления ……. нам довольно часто, к сожалению, приходится сталкиваться в жизни. Например, …..
Подтверждением тому, что …. людей, к счастью, много являются события, связанные с….
Чтобы доказать необходимость …… в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению ….).
Проявления…. мы часто встречаем и в повседневной жизни.

Клише
III. Вывод (заключение, повторяющее несколько по-иному тезис).
Таким образом, ….
Итак, ……
Подводя итог сказанному, отмечу: …….
Очень хотелось бы, чтобы ……

Понятия, представленные на ФИПИ

Взаимовыручка
Внутренний мир
Выбор
Доброта
Драгоценные книги
Дружба
Жизненные ценности
Сила духа

Настоящее искусство
Любовь
Материнская любовь
Неуверенность в себе
Нравственный выбор

Сочинение 15.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Что требуется от ученика

истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
аргументировать в сочинении свой ответ  найденными примерами из прочитанного текста;
логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

Алгоритм работы с текстом
Находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль
Определяем, какие языковые средства следует искать в тексте
Выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой
Внимательно читаем высказывание

Композиция сочинения
Вывод
Второй пример и его роль в тексте
Первый пример и его роль в тексте
Вступление. Рассуждение о смысле высказывания

Речевые клише

Автора цитаты мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.     
Его деятельность также можно передать различными  словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает.
Кроме существительного высказывание,  можно использовать слова  цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

Речевые клише. Вступление

Автор пишет о…
В высказывании … говорится о…    Действительно…
Как отмечает… 
Бесспорно мнение автора о том, что…
Я полностью согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я поддерживаю мнение…
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Речевые клише. Основная часть

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения ..
Пример можно найти в предложении № …
Рассмотрим предложение… В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Речевые клише. Заключение

Таким образом, итак, в заключение, как видим…
Итак, можно увидеть, что…
Нам удалось доказать, что…
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Как использовать клише

Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
  Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.   

1.1. Система работы по подготовке учащихся к ГИА (15.1)

Задание 1. Прочитайте текст и проработайте его содержание с помощью специальных значков, символов, подчеркиваний.
Например:
?- сомнение, вопрос
!!!- важно обратить внимание
!- хорошо, интересно
( )- выписать
Даром речи обладают только люди. Язык выделил человека из окружающей природы и
сделал его самым сильным, самым разумным существом на земле. человек владеет словом. С
помощью слова человек описывает мир, природу. самого себя. С помощью слова люди
общаются друг с другом. Слово, по выражению Максима Горького, «одежда всех фактов, всех
мыслей».
Слово- это хранитель достижений человеческого ума, его дерзаний, его подвигов.
Слово — одно из древнейших слов. Когда-то оно было родственно со словами слава, слыть,
слух, слушать. Даже и сейчас мы можем уловить отдаленную связь между этими
«родственниками».
Автор знаменитого словаря — Владимир Даль писал: «Слово есть первый признак сознательной,
разумной жизни».
                                                               (В.А. Иванова, Г.А.Панов, З.А. Потиха Тайны родного языка)

Составьте 2-3 вопроса, на которые бы вы хотели получить ответ        Скажите, какая информация вас заинтересовала больше всего
Составьте план текста, какой получился план: простой или сложный? Почему? Соответствует ли количество пунктов плана количеству абзацев? Почему?

Задание 2.
Прочитайте средства связи частей текста-рассуждения.

А. Приведем доказательства этого
Б. Это можно доказать, таким образом
В. Почему? И вот почему
Г.Обобщим сказанное
Д. Итак. Таким образом
Е. Это можно объяснить так
Ж. Следовательно
Выпишите слова и предложения в следующем порядке:
а) слова и предложения, связывающие тезис и доказательства;
б) средства связи доказательства и вывода.

Задание 3.

Раскройте смысл приведенного ниже высказывания.
Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы  пользоваться им (Гегель).
Во-первых,_____________________________
Во-вторых,_____________________________
В-третьих,______________________________
Следовательно,_________________________

Пятые –шестые классы

Темы лингвистических сочинений близки детям, потому что, как правило, предполагают жанр сказки, позволяющий ученику воображать, фантазировать, придумывать сюжет с героем-фонемой (“Особенный характер фонемы <ж>”), с героем-морфом (“Похождение постфикса -ся”), с героем-словом (“Портрет слова быть”), но в то же время в интересном и увлекательном сюжете отражаются лингвистические явления.

В пятых–шестых классах предлагаются следующие темы лингвистических сочинений:

В пятых–шестых классах предлагаются следующие темы лингвистических сочинений:
1. О том, как звуки ходили на работу…
2.Что было бы с языком, если бы в нем не было суффиксов?
3. Сказуемое утверждает части речи на главную роль.
4. Почему омонимы и многозначные слова не могут жить вместе?
Таким образом, лингвистическое сочинение (пятый–шестой класс) вовлекает ребенка в лингвистический мир, делает этот мир близким и понятным – своим.

5 класс

Задание 4.

В седьмом и восьмом классах работа меняет свой характер – это уже сочинение-рассуждение, которое, как правило, является ответом на вопрос. Это размышление, в котором сравниваются разные точки зрения на одно и то же языковое явление и аргументируется выбор одной из них.

Возможные темы лингвистических сочинений (7–8-е классы):

1. Степень сравнения прилагательного или степени сравнения?
2. Любое ли счетное слово является числительным?
3. Почему местоимение является особой частью речи?
4. Почему категория одушевленности/неодушевленности лексико-грамматическая?
5.Можно ли считать причастие глагольной формой?

7 класс

8 класс

9 класс

9 класс

Экзаменационные задания 15.2 и 15.3
требую написания сочинения- рассуждения или сочинения-размышления.
Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации.

Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста; Задание 15.2
или самостоятельное суждение на предложенную тему
Задание 15.3

Задание 15.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование

Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно
Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно

и н т е р п р е т и р о в а т ь
(истолковывать, разъяснять, раскрывать)
смысл ключевого фрагмента текста
(как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Обратите внимание!
Идея текста
всегда связана с

главным
героем
текста;

основным
событием
текста.

Примерная схема анализа текста

Понимание смысла текста
Формулировка тезиса о смысле
фразы текста.
Развертывание тезиса с помощью комментариев к нему.
Обоснование высказанного суждения с помощью аргументов.

15.2. Композиция сочинения
Вывод
Второй пример из текста
Первый пример из текста
Толкование высказывания

Как вы понимаете смысл предложения:

«Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, – я также мог бы жить!» (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)
«Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!..» (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)
«Казнить так казнить, миловать так миловать!» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
«Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости!» (К.Г. Паустовский «Телеграмма»)
«Что за хамелеон эта девушка!» (И.С. Тургенев «Ася»)

По материалам программы 8 класса

8 класс

Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Проклюнется из мёртвого холода слабы первый толчок душевного пульса, и вы поймёте, что душа в вас жива, но только она заморожена». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Проклюнется из мёртвого холода слабы первый толчок душевного пульса, и вы поймёте, что душа в вас жива, но только она заморожена». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование
9 класс

ЭТАП ПЕРВЫЙ
Знакомство с текстом и повторение изученного:
что такое тема,
идея, тезис,
как сформулировать тезис,
как построить сочинение-рассуждение

(1) Странная вещь – книга. (2) Есть в ней что-то загадочное, мистическое.
(3) Да, странная это вещь – книга. (4) Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. (5) Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё?(6)А разве что-то в вас не переменилось? (7) Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? (8)Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?
(9) Книга… (10) Это ведь кусочек духовного опыта человечества. (11) Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери.
(12) В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

Второй этап работы с классом: чтение задания части 2: Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста (предложение 12):
«В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся».
Словарная работа: что означает слово «самосовершенствуемся»?
Этап третий (самый сложный): работа над сочинением.
Для осмысления текста предлагаем девятиклассникам выполнить работу, заполняя таблицу:

Алгоритм действий

1. Определите тему (о чём говорится в тексте?).

Книга

2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста.

Глаголы: пересмотреть, перерабатываем, сопоставляем
самосовершенствуемся
Имена существительные: книга, струнка, дума, опыт

3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис.

Тезис: Книга заставляет нас переосмыслить отношения с людьми, с окружающим миром, пересмотреть что-то в своём характере. С помощью книги мы переоцениваем свой и чужой жизненный опыт, становимся лучше.

4. Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис),
запишите их своими словами (аргументы).
Назовите номера предложения или процитируйте предложения.

В тексте мы слышим авторское отношение к книге. Писатель считает, что без книги человечество не смогло бы мыслить, создавать что-либо, писать и читать (11). Книга –это «кусочек духовного опыта» (10).
Мне показалась интересной мысль о том, что после прочтения книги «человек захочет что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой» (7-8). Книга , действительно, заставляет нас посмотреть на мир и на себя другими глазами…

Работа с текстом: алгоритм действий
Внимание!
Цитирование или ссылка на номер предложения
является аргументом только тогда, когда есть
объяснение, комментарий ситуации и его
подтверждение примером из текста.

Работа с текстом: алгоритм действий
4. Подумайте, как можно начать своё сочинение.
5.
Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором.

Как начать?

начните сочинение с вопроса, который позволит сформулировать тезис.
Книга… Что дает она человечеству? Давайте поразмышляем над этим вопросом, обратившись к тексту Н.Морозова.

Начните сочинение с предложенной фразы.
Начните сочинение с предложенной фразы.
«С помощью книги мы самосовершенствуемся». Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент произведения. Н.Морозов заставляет нас задуматься над тем, что книга для каждого из нас является другом, учителем, источником знаний.

Начните сочинение со слов «Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? На этот вопрос ответ однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему)»
Передо мной текст Н.Морозова. Автор
рассуждает о значении книги в нашей
жизни, утверждая, что она воспитывает
нас, помогает «самосовершенствоваться».

Начните со слов «Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор).
Начните со слов «Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор).
Н.Морозов, заканчивая свое рассуждение
предложением «С помощью книги мы
самосовершенствуемся», заставил меня
задуматься о том, что такое книга и какую роль
она играет в жизни каждого из нас. Книга
заставляет человека переосмысливать свою
жизнь, приобретать опыт, она является нашим
воспитателем.

Используя Интернет, найдите интересную цитату, в которой заключен смысл предложенного для доказательства тезиса, и начните с неё сочинение.
Используя Интернет, найдите интересную цитату, в которой заключен смысл предложенного для доказательства тезиса, и начните с неё сочинение.
Прочитав текст Н.Морозова, я вспомнила
слова Цицерона: «Комната без книг
подобна телу без души». Удивительно
точные слова перекликаются с мыслями
автора предложенного нам фрагмента.
Действительно, без книги человек не
проживет!

Как завершить работу?
1) В заключение можно сделать вывод:
(пишем какой)
Например:
В заключение можно сделать вывод, что книга важна для человека, потому что она учит его, делает добрее, помогает ему перенять жизненный опыт.

Как завершить работу?
2) Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что…
Например:
Подводя итог своим размышлениям, мы
приходим к выводу, что книга является не
только источником знаний, но и
воспитателем души человека.

Как завершить работу?
3. Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу: …
Например:
Таким образом, проанализировав два
аргумента, мы пришли к выводу: нужно
читать книги, потому что они являются
нашими учителями, заставляя нас
становиться лучше.

Учебно-методическое пособие Н.А. Сениной и А.Г. Нарушевича «Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки» входит в комплекс «Русский язык. Подготовка к ОГЭ» под редакцией Н.А. Сениной. В пособии представлена эффективная авторская методика, позволяющая девятиклассникам успешно справиться с самым сложным заданием ОГЭ по русскому языку — сочинением-рассуждением (15.1, 15.2, 15.3). Авторы приводят систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения каждого вида, пошаговые алгоритмы работы с различными текстами, а также систему практических заданий по написанию каждого из сочинений. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала, а также оригинальные задания, в том числе и проверка реальных сочинений. Формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь. 
Учебно-методическое пособие Н.А. Сениной и А.Г. Нарушевича «Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки» входит в комплекс «Русский язык. Подготовка к ОГЭ» под редакцией Н.А. Сениной. В пособии представлена эффективная авторская методика, позволяющая девятиклассникам успешно справиться с самым сложным заданием ОГЭ по русскому языку — сочинением-рассуждением (15.1, 15.2, 15.3). Авторы приводят систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения каждого вида, пошаговые алгоритмы работы с различными текстами, а также систему практических заданий по написанию каждого из сочинений. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала, а также оригинальные задания, в том числе и проверка реальных сочинений. Формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь. 

  • Подготовка к сочинению на лингвистическую тему 9 класс презентация
  • Подготовка к сочинению летние радости 5 класс презентация
  • Подготовка к сочинению летние радости 5 класс конспект
  • Подготовка к сочинению капитанская дочка 8 класс по плану презентация
  • Подготовка к контрольному сочинению памятный день 5 класс