Подготовка к сочинению описание памятника культуры 8 класс церковь покрова на нерли

Подготовка к сочинению-описанию картины

С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Цели урока:

Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить отбирать и систематизировать материал для написания сочинения

Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; 

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе, искусству

Планируемые результаты:

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно — нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.

Метапредметные:

Предметные: создание осмысленного связного высказывания, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка

Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

У нас с вами сегодня урок развития речи.

Учащиеся записывают дату урока.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Включаю видеофрагмент.

— Прекрасное может быть запечатлено по-разному. Как вы думаете, как именно?

— О каком памятнике культуры упоминается в видеофрагменте?

— Совершенно верно. Церковь Покрова на реке Нерль возведена Андреем Боголюбским. Легенда гласит, что князь скорбел о смерти любимого сына Изяслава, умершего от полученных в бою ран. В память о сыне в 1166 году он возвел эту церковь, которая поражает своей красотой и великолепием. Этот памятник архитектуры вдохновлял и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Многие писатели и поэты восхищались им в своих произведениях

— Послушайте стихотворение поэтессы Элины Кийг: слайд (фото храма)

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.

Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье. 

— Художник Сергей Васильевич Герасимов, как и все люди творческие, обладал утонченной натурой, откликающейся на все удивительное и прекрасное. И, увидев однажды церковь Покрова на реке Нерль, он не мог ее светлый образ не увековечить на полотне. Церковь Покрова на Нерли никого не оставляет равнодушным. Был пленен ею и С. Герасимов. Слайд (картина).

3. Целеполагание

— Как вы думаете, с какой целью мы будем говорить о картине Герасимова?

— Сформулируйте цели нашего урока. (самостоятельно формулируют цели урока)

На уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию по картине.

— В ходе нашей работы вы заполняете «Рабочие листы», которые помогут вам при написании сочинения.

4. Беседа по картине.

— Какой тип речи вы можете использовать для написания сочинения? (Описание)

(в описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц, что оформляется в виде перечисления их признаков.)

— Какова структура текста описания?

1. Вступление

2. Основная часть (признаки предметов)

3. Вывод (отношение к предмету, явлению)

— Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).

— Попробуйте составить план сочинения. Слайд (Проверка)

1. Вступление.

Художник С. В. Герасимов и его картина «Церковь Покрова на Нерли».

2. Основная часть. Описание картины.

а) центр картины

б) передний план

в) задний план

г) фон картины

3. Заключение.

Мое впечатление от картины.

— Перед вами карточка № 1. (О Герасимове).

 Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.

Герасимов — русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. Любовь к природе просматривается во многих его картинах. Картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» написана с любовью к природе и уважением к народной святыне.

— Подчеркните только те предложения, которые вы можете использовать в первой части вашей работы.

— Вновь обратимся к картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». Как художнику удалось передать красоту, совершенство на холсте? На этот вопрос вы должны будете ответить во второй части вашего сочинения.

-Что мы видим в центральной части картины? (Церковь, белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд)

— Как вы думаете, почему художник расположил ее в центре? (Нет никакого сомнения в том, что именно она — композиционный и логический центр картины)

— Где расположена церковь? (Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река.

Холм, на котором она стоит, – рукотворный. В устье реки были засыпаны огромные валуны, которые стали островком посреди реки. Во время весеннего таяния снега и разлива реки храм величественно стоит, окруженный водой.

— Опишите церковь (Белокаменная, устремленная ввысь, светлая, величавая).

— Какие краски использует художник? Почему изображает храм светлым? (Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купола ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей)

— Сейчас вам предлагается задание по редактированию текста.

Карточка № 2

В центре картины С.В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Церковь стоит в окружении деревьев. Купол церкви, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания церкви — она изображена издали. Художник ставил цель изобразить церковь в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие, величие священного места, где была воздвигнута церковь.

— Какие ошибки встречаются в этом тексте? (Повторы)

— Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.

— Как можно избежать повтора слова «церковь»? (подбор синонимов, замена слова местоимением…)

— Отредактируйте текст.

— А теперь проверим, смогли ли вы исправить ошибки. Проверка. Слайд

В центре картины С. В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Храм стоит в окружении деревьев. Купол его, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Художник ставил цель изобразить святыню в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие священного места, где была воздвигнута церковь.

— Какой вывод можно сделать? ( Надо умело использовать синонимические ряды в сочинениях)

— Подчеркните те слова, которые помогут вам при написании сочинения.

— Обратимся к переднему плану картины. Что мы видим?

Перед вами карточка № 3.

Используйте имена существительные и подберите к ним эпитеты, с помощью которых вы могли бы описать то, что видите.

Трава (зеленая, изумрудная, изумрудно-яркая, сочная, свежая, яркая, молоденькая, новая, луговая, сверкающая,)

Река (ярко-синяя, извилистая, змеистая)

Цветы (ярко-желтые, свежие, яркие, луговые, удивительные)

Приводят свои примеры.

Назовите оценочные эпитеты, которые выражают оценку предмета или явления.

Назовите цветовые эпитеты (выражают цветовую наполненность)

— Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине).

— Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).

— Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди?

(Герасимов показывает, что красота вечна, она спасала и спасает людей от озлобления, от потери нравственности, вселяет в души любовь, надежду. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом)

— Что мы видим на заднем плане? Что изображено рядом с храмом?

Рядом и поодаль изображены деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба.)

— Отвлекает ли это внимание от храма? (Нет, наоборот, подчеркивает белизну и чистоту стен)

По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке.

— Расскажите, что является фоном для храма? (Большу́ю часть картины занимает небо.)

Возьмите карточку № 4.

Прочитайте задание.

Составьте словосочетания сущ.+ причастие, используя в качестве главного слова небо и облака

облака — гонимые, идущие, плывущие, странствующие, розовеющие, светлеющие, белеющие

небо — голубеющее, синеющее, светлеющее

Составьте предложение с причастным оборотом.

Облака, медленно плывущие по небу, кажутся воздушными.

Преобразуйте его в сложное предложение.

Облака, которые медленно плывут по небу, кажутся воздушными.

Сравните предложение с причастным оборотом со сложным предложением, которые вы записали.

— Что произошло, когда вы перестроили предложение с причастным оборотом в сложное предложение?

Причастный оборот придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость описания (свойства прилагательного).

— Совершенно верно. Причастия и причастные обороты в художественном тексте являются средством выразительности, экспрессии.

— Орфографическая работа.

Перед вами карточка № 5 Напишите слитно, раздельно или через дефис.

Ярко? синий; светло?синий; густо?жёлтый; бело?розовый; изумрудно?зелёный; матово?белый; небесно?голубой; молочно?белый; удивительно?яркий; ослепительно?белый; лимонно?жёлтый; светло?голубой; золотисто?желтый.

Какие слова пишутся через дефис, а какие вы написали раздельно. Почему?

Проверка. Слайд

— Подчеркните слова, которыми можно описать оттенки цветов, которые использует художник.

5. Обращение к дополнителным источникам.

— Сейчас предлагаю вам работу в парах.

Вы должны прочитать фрагмент из произведения известного писателя и исследователя русской культуры Евгения Осетрова. У ребят каждого ряда будут свои задания.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

1 ряд

Как бы вы озаглавили текст? («Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на примере древнейшего памятника”.)

Какова тема текста? Мы считаем, что тема и название совпадают.

2 ряд

1.Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем? (Чтобы сделать текст ярче, эмоциональнее, автор использовал эпитеты: “благородные пропорции”, “луговое раздолье”, “духмяные травы”, “неоглядные просторы”; метафоры: “строение вписано”, “душевное спокойствие приходит”)

2. Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли? (Восторга, радости, гордости.)

3 ряд

Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть. 

(Константин Бальмонт)

«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)

(Мы предлагаем взять слова Б.Чичибанина, т. к. они очень созвучны с текстом Осетрова и подчёркивают основную мысль текста: великие памятники архитектуры создавались с любовью, с верой в то, что они, будут памятью народа. Перед храмом Покрова и тот, и другой авторы испытывали волнение, восхищение, радость, гордость.)

2. Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)

Памятники культуры, сама русская природа положительно влияют на человека, прекрасно преображают его, дают ощущение полноты жизни.

— Какие слова из данного фрагмента вы сможете использовать в вашем сочинении? Подчеркните их.

— Есть ли в тексте слова, значение которых вам непонятно? (Слайд)

куща (кущ) — (устаревшее) – тенистая роща, лесная заросль

духмяные (травы) — (диалектное) – душистые, ароматные, пахучие, благоухающие

лазоревые (цветы) — то же, что лазурный, голубой, светло-синий, бирюзовый

6. Творческая работа учащихся. Рефлексия.

-Остается не так много времени до конца урока, мы будем выполнять задания по вариантам.

Первый вариант — перед вами карточка. № 6 Отредактируйте текст.

— Отредактируйте предложения:

Покоем и умиротворением веет от картины С.Герасимова. С. Герасимов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой. Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности — именно такой предстает Россия на картине С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Второй вариантперед вами карточка № 6. Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.

— Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.

Сегодня я увидел(а) __________картину «Церковь Покрова на Нерли». Ее красота меня __________. Так и рвутся из самого сердца слова: «_____________!». Когда я смотрю на пейзаж  Герасимова

Подготовка к сочинению-описанию картины С.В. Герасимова
RAR / 70.08 Мб

, в душе просыпаются ________, _______ чувства.

7. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы готовились к сочинению. Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями. Опираясь на собранный материал, напишите сочинение на тему: «Описание картины С.В. Герасимова».

8. Видеофрагмент.

Наш урок закончен. Огромное спасибо за работу.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

1 ряд

Как бы вы озаглавили текст?

Какова тема текста?

_____________________________________________________________________

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

2 ряд

Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем?

Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли?

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

3 ряд

Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть. 

(Константин Бальмонт)

«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)

Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)

Слайд 1

Подготовка к сочинению. Храм на Н ерли

Слайд 3

Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму . Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте…

Слайд 5

. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. «Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, — пишет Н.Н. Воронин. — Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».

Слайд 7

Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава — в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.

Слайд 9

Место для церкви — пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму — указал сам князь Андрей Боголюбский . Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.

Слайд 12

Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними — фигуры львов. Еще ниже — три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада — храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

Слайд 14

Х рам Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.

Лебедь-храм Покрова на Нерли. Подготовка к сочинению – описанию памятника культуры.

Страна Россия
Село Боголюбово, Суздальский
район Владимирской обл.
Конфессия Православие
Епархия Владимирская и Суздальская
Основатель Андрей Боголюбский
Дата основания XII век

Церковь Покрова на Нерли

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.
Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров —
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.

Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.
Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.


«Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов.  Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло».
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»

И есть покоя Знак — в течении Нерли,
Где Храм парит у кромочки земли,
Где в светлом белопенном отражении 
Векам канон как жизни продолженье.

Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, там, где Нерль впадает в Клязьму.

Во всей русской архитектуре нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатлённой в камне

Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами лугов во всей ясности и красоте.

    Издалека храм кажется совсем небольшим на широких просторах пойменного луга, но, подойдя ближе, видишь, что он велик и грандиозен, и можно только представить, какое впечатление он производил на подплывавших к нему по реке путешественников и купцов. Храм был построен всего за одно лето, и это – еще один удивительный факт из жизни уникального памятника. 

Покров на Нерли – четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый, храм крестовокупольного типа, построенный из белого камня высочайшего качества.

Столп в архитектуре массивная внутренняя опора (обычно прямоугольная), поддерживающая своды.

Апсида – полукруглый, прямоугольный или граненый выступ.

Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутри помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (Владимиро-Суздальское зодчество.)

Крестово-купольный храм, тип христианского храма, это четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами.

Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Три женские маски с волосами, заплетёнными в косы.

Такие же маски помещены и на боковых частях фасада. Храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмов той эпохи.

Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»

«Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…»

Храм на картинах русских художников…

Худ. Павел Ошеров

Худ. В.В.Шилов

Храм на картинах русских художников…

Худ. Сергей Панин

Храм на картинах русских художников…

Худ. Ирина Тарасова

С.В.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»

С.А.Баулин

«Храм Покрова на Нерли»

План сочинения

1. Дорога к храму.

2. История храма.

3. Архитектурные особенности церкви.

4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С.В. Герасимова и С.А. Баулина.

5. Моё впечатление о храме.

Как вы могли бы озаглавить текст?

  • «Храм Покрова на Нерли»
  • «Поэма в камне»
  • «Лебедь – храм»
  • «Лебедь белокаменный»
  • «Чудо на Нерли»

Рабочие материалы
Белокаменная церковь; храм возвышается, как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм; холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
И.Э.Грабарь.

23.12.2019

Урок развития речи «Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам С. Баулина и С. Герасимова «Храм Покрова на Нерли»

Елена Владимировна Литвинова

учитель русского языка и литературы

Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: типы речи, описание как тип речи, разновидности описания; подготовка учащихся к сочинению-описанию по теме «Описание памятника архитектуры», расширение знаний учащихся по теме «Архитектура Древней Руси»
Метапредметные: владение навыками работы со справочной литературой, словарями, владение всеми видами речевой деятельности, применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
• коммуникативные УУД сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
• познавательные УУД осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.
• регулятивные УУД формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, родной истории, учить детей видеть красоту в архитектуре, в поэзии;

Оценить




1358

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Учитель

Литвинова Е.В.

Класс

8класс

Предмет

Русский язык

Тема

«Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам С. Баулина и С. Герасимова «Храм Покрова на Нерли»

Планируемые общие результаты урока

Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: типы речи, описание как тип речи, разновидности описания;подготовка учащихся к сочинению-описанию по теме «Описание памятника архитектуры», расширение знаний учащихся по теме «Архитектура Древней Руси»

Метапредметные:владение навыками работы со справочной литературой, словарями, владение всеми видами речевой деятельности, применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.

коммуникативные УУДсохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.

познавательные УУДосознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.

регулятивные УУДформировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, родной истории,учить детей видеть красоту в архитектуре, в поэзии;

Приёмы и формы работы, используемые на занятии

«Словесное рисование», «Сообщение», «Виртуальная экскурсия», «Синквейн», «Проба пера»

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Мотивация

Начать наш урок мне хотелось бы несколько необычно. Послушайте стихотворение.

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.

Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье. 

Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.

Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров —
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.

Элина Кийг

О каком памятнике культуры идёт речь в этом стихотворении?

Ответы детей:

В стихотворении говорится об удивительном памятнике культуры – храме Покрова на Нерли.

Учитель:Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. И на сегодняшнем уроке мы познакомимся с картинами русских художников С. Герасимова и С. Баулина, на которых изображена удивительная по красоте церковь.

Целеполагание

Сформулируйте цели нашего урока.

(самостоятельно формулируют цели урока)

Учитель:На уроке мы должны рассмотреть картины художников, сравнить их, подготовиться к сочинению — описанию по картинам.

Построение проекта выхода из затруднения.

На предыдущем уроке мы составили план описания памятника культуры. Что нужно знать и уметь, чтобы описать памятник культуры?

Необходимо знать историю создания памятника, уметь, используя специальные слова и термины, описывать памятник культуры.

Реализация построенного проекта

Я предлагаю вам совершить заочную экскурсию по святым местам и перенестись во Владимирскую землю. Здесь в 1165 году князь Андрей Боголюбский построил храм.

С историей создания церкви нас познакомит Кривых Кирилл .

Специально подготовленный ученик выступает с сообщением об истории создания храма(приложение 1.)

Ученики слушают выступление одноклассника

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина художника С.А.Баулина, другая принадлежит кисти художника С.В. Герасимова.

Слово о художниках.

Индивидуальные задания опережающего характера.

Сообщение о художнике С. Герасимове (приложение 2)

Сообщение о художнике С. Баулине.

(приложение 3)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вашему вниманию предлагается следующее задание:

Расположите предложения так, чтобы у вас получился связный текст.

А) Она выделяется своей ослепительной белизной.

Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.

В) Храм пленяет необыкновенным изяществом.

Г) Интерьер церкви необыкновенно легок и светел.

Д) Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом.

Ответ: б), д), а), в), г).

Учащиеся выполняют задание, записывают предложения, чтобы получился связный текст.

Самопроверка по эталону.

Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.

Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом. Она выделяется своей ослепительной белизной. Храм пленяет необыкновенным изяществом. Интерьер церкви необыкновенно легок и светел.

Включение в систему знаний и повторение.

Рассмотреть внимательно репродукции картин. На какой из них показана связь церкви с природой, а на какой более отчётливо выписаны те детали церкви, которые подчёркивают её изящество. Представьте, что вы хотите поделиться впечатлениями об изображённом на картинах со своим другом. Какой из них вы отдадите предпочтение? А может быть, каждая из них имеет свои достоинства и обе нужны, чтобы получить более полное представление об этом уникальном сооружении 12 века.

Ученики делятся впечатлениями об изображённом на картинах, составляют синквейн по картинам.

1.Церковь

2.Белокаменная, дивная

3.Символизирует, радует, удивляет

4.Освещена в честь празднования Покрова Пресвятой Богородицы

5.Шедевр архитектуры!

Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Я научился….

На уроке мне было…

Ученики анализируют свою деятельность на уроке, продолжив начатые предложения.

Отметки за работу на уроке.

Домашнее задание

Написать сочинение по картинам художников С. Герасимова и С. Баулина в форме письма к другу.

Приложение 1

Историческая справка о Храме Покрова на Нерли (индивидуальное опережающее задание).

Церковь Покрова на Нерли построена князем Андреем Боголюбским за одно лето в 1165 году в период расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Этот храм стоит на небольшом холме, на приречном лугу, там, где река Нерли впадает в Клязьму, в одном километре от Боголюбова.     Исторические источники связывают возведение храма с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.

Место для церкви — пойменный луг, указал сам князь Андрей Боголюбский.  Здесь каждую весну разливалось широкое половодье, древние мастера смогли применить свой опыт и смекалку. Они заложили обычный фундамент на глубину 1,6 метров и возвели над ним укрепленный холм из глины и булыжного камня. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда — то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.

Покров на Нерли в том виде, как мы его знаем, — лирическая поэма, обращенная к внутреннему миру человека, к его задушевным чувствам. Глядя на утонченный силуэт храма, вспоминаешь о том, что он построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего любимого сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету… Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой одиноко стоящей на берегу Нерли церкви.

         Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли — это воплощенная победа духа над материей. Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. Стены церкви слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания; этой же цели служат большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий (узкие высокие окна, вытянутый барабан купола, удлиненные колонки арматурного пояса).

Стены храма белокаменная резьба.

Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм только чудом спасен от гибели. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский Епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

Храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные  зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающее произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.

Приложение 2

Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.

Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России.

Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.

Приложение 3

Сергей Алексеевич Баулин (1904—1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Памятники старины  (8 класс) Подготовила: учитель русского языка и литературы Свистунова Т.Э. 2016-2017 учебный год

Памятники старины (8 класс)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Свистунова Т.Э.

2016-2017 учебный год

Какие чувства вызывает у вас созерцание этих храмов? Церковь Покрова на Нерли - один из самых известных символов России. Простая красота этого сооружения не оставляет нас равнодушными, а величие и самобытность храма вызывает чувство гордости и любви к Родине.

Какие чувства вызывает у вас созерцание этих храмов?

Церковь Покрова на Нерли — один из самых известных символов России. Простая красота этого сооружения не оставляет нас равнодушными, а величие и самобытность храма вызывает чувство гордости и любви к Родине.

Реймский собор является символом величия Франции и ее славного прошлого. Его строгая композиция и единое движение ввысь производит впечатление постоянного стремления к лучшему. Этот собор вызывает у меня чувство развития мысли.

Реймский собор является символом величия Франции и ее славного прошлого. Его строгая композиция и единое движение ввысь производит впечатление постоянного стремления к лучшему. Этот собор вызывает у меня чувство развития мысли.

Церковь Вознесение Господня в Коломенском является шедевром мировой архитектуры, одним из первых каменных шатровых храмов в России. Он напоминает стрелу, уходящую в небо. Глядя на него, возникает желание парить в облаках.

Церковь Вознесение Господня в Коломенском является шедевром мировой архитектуры, одним из первых каменных шатровых храмов в России. Он напоминает стрелу, уходящую в небо. Глядя на него, возникает желание парить в облаках.

Сравните свои впечатления с приведёнными высказываниями. Несмотря на разность и индивидуальность построек, все три храма подчинены одной цели – укреплять веру человека в торжество правды, добра и вечной красоты. Изучая архитектуру данных сооружений, у меня вдруг возникло чувство спокойствия, неожиданной лёгкости и благодарности создателям мировых шедевров, которым нет равных.

Сравните свои впечатления с приведёнными высказываниями.

Несмотря на разность и индивидуальность построек, все три храма подчинены одной цели – укреплять веру человека в торжество правды, добра и вечной красоты. Изучая архитектуру данных сооружений, у меня вдруг возникло чувство спокойствия, неожиданной лёгкости и благодарности создателям мировых шедевров, которым нет равных.

Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой? Существует такое выражение: «Архитектура - это застывшая музыка», которое стало крылатым. Для меня архитектура как застывшая музыка - это единство образного и интуитивного ощущения, связь гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией.   Музыкальная мелодия основывается на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе - временная упорядоченность звуков. Архитектурная композиция основывается на пространственную упорядоченность форм. С одной стороны, кажется, что между ними нет ничего общего.

Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?

Существует такое выражение: «Архитектура — это застывшая музыка», которое стало крылатым. Для меня архитектура как застывшая музыка — это единство образного и интуитивного ощущения, связь гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия основывается на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе — временная упорядоченность звуков. Архитектурная композиция основывается на пространственную упорядоченность форм. С одной стороны, кажется, что между ними нет ничего общего.

Размеры пространственной конструкции как геометрической фигуры, можно проследить взглядом, и чем больше она, тем больше будет восприятие. Возможно, в этом заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.

  • Размеры пространственной конструкции как геометрической фигуры, можно проследить взглядом, и чем больше она, тем больше будет восприятие. Возможно, в этом заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.
  • «Архитектура и музыка — сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве.. . Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре — музыку», — это уже из ХХ века, мнение Ле Корбюзье.

«Музыка близка архитектуре огромной значимостью в ней ритма, - пишет Ю. Борев, - и далекой от форм самой жизни формой своих образов, и высокой степенью абстрагирования от конкретного художественного материала, входящего в образ в «снятом» виде, и наконец особенно большими возможностями отражения не отдельных сторон и частностей жизни, а именно ее сердцевины».

«Музыка близка архитектуре огромной значимостью в ней ритма, — пишет Ю. Борев, — и далекой от форм самой жизни формой своих образов, и высокой степенью абстрагирования от конкретного художественного материала, входящего в образ в «снятом» виде, и наконец особенно большими возможностями отражения не отдельных сторон и частностей жизни, а именно ее сердцевины».

Согласны ли вы с Ю. Боревым: «Архитектура и музыка объединяются особой ритмикой, они отражают не отдельные стороны жизни, а саму жизнь.»

Согласны ли вы с Ю. Боревым: «Архитектура и музыка объединяются особой ритмикой, они отражают не отдельные стороны жизни, а саму жизнь.»

Какие знакомые музыкальные произведения созвучны образам храмов? «Соната Аппассионата» Л. Бетховена, Цикл «Времена года» И.Чайковского .

Какие знакомые музыкальные произведения созвучны образам храмов?

«Соната Аппассионата» Л. Бетховена,

Цикл «Времена года» И.Чайковского .

  • Подготовка к сочинению описание внешности человека 7 класс презентация
  • Подготовка к сочинению описание внешности человека 7 класс по русскому языку
  • Подготовка к сочинению на свободную тему в 5 классе
  • Подготовка к сочинению на лингвистическую тему 9 класс презентация
  • Подготовка к сочинению летние радости 5 класс презентация