1
Тема: «Сочинение-описание помещения» Урок по развитию речи в 6 классе Цели урока: 1.Повторить типы речи и виды сочинений-описаний. 2. Формировать речевые умения, обогащать речь детей. 3. Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других ребят. Зверева Тамара Александровна
2
I.Повторение. Какие вы знаете типы речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ Ч е л о в е к н а ш е л с л о в а д л я в с е г о, ч т о о б н а р у ж е н о и м в о в с е л е н н о й. С. Л. М а р ш а к. ?
3
2. Определите тип речи. Плохо Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: -Как вам не стыдно! — А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. — Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. (В.Осеева) Повествование
4
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л.Н.Толстой) Рассуждение
5
Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость. (М.Пришвин) Описание
6
? 3. Что представляет собой такой тип речи, как описание? Этот тип речи, который предполагает одновременность изображаемых событий, предметов, явлений, действий
7
? 4. Какие виды описательных текстов вы знаете? Описание природы
8
Описание местности
9
Описание предмета
10
Описание состояния
11
Описание животного
12
Описание помещения
13
II. Изучение новой темы. 1. Особенности сочинения-описания помещения. Основа описания – перечень признаков этого помещения и находящихся в нём предметов. Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Письменный стол. Два стула. Диван-кровать. Книжная полка. Карта полушарий. Перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием на их местоположение. Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Перед ним – письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа, в углу, — книжная полка; на стене – карта полушарий. Каждый предмет можно не только назвать, но и описать. Справа, в углу, — книжная полка. Большую часть её занимают учебники для 6 класса и книги о великих музыкантах мира. Здесь же – «Детский альбом» и «Времена года» П.И.Чайковского, сборники песен.
14
Вывод. Виды сочинений-описаний помещения Краткое, т. е. его можно сжать, «свернуть» Подробное, т. е. его можно распространить, «развернуть»
15
2. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники. ГДЕ ? ЗДЕСЬ ГДЕ-ТО КОЕ-ГДЕ ТУТ ЖЕ ГДЕ ? В ШКОЛЕ В ЛЕСУ В СЕЛЕ В КАБИНЕТЕ ГДЕ ? СПРАВА СЛЕВА НАПРАВО НАЛЕВО НАПРОТИВ ГДЕ ? ОКОЛО НЕЕ ВБЛИЗИ НЕДАЛЕКО ОТ ПОБЛИЗОСТИ В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ
16
В художественном описании помещения 3. В художественном описании помещения иногда используется приём очеловечивания вещей: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие своим «лицом», своим «характером». Задание: прочитайте тексты из упражнения 99. ? Как вы думаете, чем они интересны?
17
III. Подготовка к написанию сочинения 1. Что такое интерьер? Интерьер (из франц., «внутренний») — внутреннее пространство здания. общественный (театр, концертный зал) жилой Описывая интерьер, мы создаём описание помещения. При этом мы можем показать его красоту или убожество, особенности самой архитектуры, вкусы и интересы хозяина помещения.
18
2. Словарная работа Задание: вставьте пропущенные буквы Комн…та б…тарея (парового отопления) порт…ера д…ван кр…вать п…анино т…левизор т..лефон п..лас т..ршер п…ртрет к…ртина к…мпьютер а а ь и о и е е а о о а о
19
3. Знакомство с сочинением «Моя комната». Внимательно послушайте, сделайте вывод: интересно ли оно? Я живу в двухкомнатной квартире. Хочу рассказать о зале. Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван – кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками. Когда выходишь из прихожки, то прямо перед тобой круглый стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. Его нижняя часть состоит из трёх отделений, в которых держат посуду. А дальше стоит холодильник и платьевой шкаф. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате. ? — Вам понравилось сочинение? — Почему? — Вы обратили внимание на глагол «стоит»? — Что ещё снижает качество работы?
20
4. Пример сочинения Я живу в просторной трёхкомнатной квартире. Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила мама, и они придают комнате особый уют. В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим столиком мы частенько играем в шахматы или шашки. Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и подарки наших родителей, сувениры, привезённые нами из других городов. В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях, детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы. Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой. Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили заняться рыбками. В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой телевизор. Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя любимая комната.
21
5. Задание: напишите сочинение, основную часть которого должно составлять описание вашей комнаты или любимого уголка вашей квартиры в художественном стиле. Если приём очеловечивания вещей вам по душе, попробуйте использовать его в своём сочинении.
ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ 6 КЛАСС
Цели урока:
- находить описания в тексте;
- понимать роль описания в художественном произведении;
- создавать сочинение-описание помещения.
Поиграем . Найдите «Третье лишнее»
- Подлежащее, дополнение, глагол.
- Существительное, сказуемое, наречие.
- Повествование, рассуждение, определение.
-Сколько типов речи в языке? Назовите.
— Как их отличить друг от друга?
Отгадайте загадку.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается.
-что вам помогло отгадать загадку?
Виды описаний
Состояние человека
природа
предмет
помещение
Описание помещения
- 1. Деловое
- 2. Художественное
Словарь :
- интерьер -это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.
Кабинет А.С.Пушкина в родовом поместье Михайловское
Деловое описание помещения
- Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные поэтом. Между окнами –наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка , также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван…..
Художественное описание
«Стол в комнате был завален книгами. Книги лежали на кроватях, на стульях, на подоконнике… На стенах висели картины без рамок, недорисованные тоже висели. А одна, большая и красивая, стояла в углу, и на ней болталась белая Ивкина майка. Вообще, если бы сюда заглянула бабушка, она сказала бы коротко: «Безобразие». А Валерке понравилось».
Р.Погодин
Цель описания
- Деловое : дать точные сведения, конкретные факты о помещении
- Художественное : не только дать точные сведения, конкретные факты о помещении, но и выразить отношение к нему
Сравните
Что можно сказать о хозяевах этих помещений?
План сочинения-описания помещения
- Общее впечатление о помещении.
- Интерьер помещения , описание деталей . (Большое оно или маленькое? Темное или светлое? Сколько окон? Какова окраска стен? Высокие или низкие потолки? Что можно сказать про пол? мебель? (…)
- Отношение к описываемому помещению.
Замысел сочинения
Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низенькая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.
(Ф. М.Достоевский. Преступление и наказание.)
вступление
- Я живу с родителями в большом девятиэтажном доме. Наша квартира находится на 6 этаже, в ней 3 комнаты. Одну из них занимаем мы с сестренкой.
- Наша квартира очень маленькая, и у меня нет своей комнаты. Поэтому я расскажу о нашем зале (кухне…)
- Дом, в котором я живу, расположен рядом с моей школой. Наша семья занимает трехкомнатную квартиру на втором этаже. В одной из комнат нашей большой и уютной квартиры живем мы с ….
Основная часть
- Моя комната большая (маленькая) и светлая. Летом в ней много солнца. Солнечные лучи освещают все вокруг, и комната становится еще светлее. У двери справа стоит диван, а слева – шкаф. Ближе к окну расположился письменный стол со множеством ящиков. Здесь я храню учебные принадлежности и всякую мелочь. Над столом полочка с моими любимыми книгами, а рядом висит портрет моей бабушки в позолоченной раме (…)
Может пригодиться..
— в комнате тесно от обилия вещей…
— комната заставлена…
— мебели в комнате немного…
— придают комнате уют…
— большая часть комнаты занята…
— Слева от двери находится…, а справа —….
Словарь!
Д и ван-кр о вать, с о фа, платя н ой шкаф,
л а м и нат, п а ркет, л и нол е ум, п а лас, п о ртьеры, ж а люзи, т о ршер, п о ртрет, к а ртина, л а бр и кен
Подписи к слайдам:
Описание помещения
- Рекомендации учителю русского языка
- Данная презентация представляет собой серию картинок, которые можно использовать на любом этапе изучения темы «Описание помещения».
- Помещения, изображённые на рисунках, хорошо узнаваемы по характерным признакам, деталям обстановки, вещам и предметам.
- Работа с данной презентацией позволит учителю повторить изученный материал, подготовить обучающихся к выполнению заданий по описанию помещения в художественном или официально-деловом стиле речи.
Цели уроков:
- Систематизировать изученное по теме «Описание помещения»;
- Расширить представление о различных помещениях, обогатить жизненный опыт обучающихся в описании интерьера;
- Пополнить речевой запас обучающихся, учить «рисовать» словами увиденное;
- Формировать умения составлять план, собирать материал по плану и систематизировать его, создавать в устной и письменной форме различные по композиции, стилю и типу речи высказывания и тексты;
- Учить мыслить самостоятельно; развивать наблюдательность, зрительную активность.
Описание помещения
- Устно опишите помещение, изображённое на слайде.
- Предварительно определите основную мысль описания. Составьте план.
- Какой стиль вы изберёте для описания?
- Употребите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание помещения
- Устно опишите изображённое на данном слайде помещение.
- Предварительно определите тему и основную мысль описания. Составьте план. Какой стиль изберёте вы для описания?
- Употребляйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Назовите вид связи между предложениями в тексте.
Описание помещения
- Опишите комнату, изображенную на рисунке.
- Сформулируйте тему и основную мысль описания. Составьте план.
- Подробно остановитесь на том, что больше всего привлекает ваше внимание.
- Как обстановка раскрывает увлечения хозяина?
- Употребите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Назовите вид и средства связи между предложениями в тексте.
Описание помещения
- Опишите комнату, изображённую на рисунке, предварительно сформулировав тему и основную мысль описания.
- Подумайте, кому принадлежит эта комната? Выразите своё отношение к описываемому. Составьте план.
- Употребите слова и словосочетания, указывающие на местонахождение предметов: у стены, сверху, под окнами, посреди комнаты, рядом и т.д.
- Какой стиль вы изберёте для описания?
Описание помещения
- Опишите помещение, изображённое на рисунке, сформулировав тему и основную мысль описания. Составьте план.
- Выразите в сочинении своё отношение к описываемому.
- Кому может принадлежать комната? Как она характеризует хозяина? Употребите слова в переносном значении. Соблюдайте последовательность в описании. Назовите вид и средства связи между предложениями в тексте.
Описание помещения
- Опишите помещение, изображённое на рисунке. Сформулируйте основную мысль сочинения, выразите в ней ваше отношение к описываемому.
- Какой стиль вы изберёте для описания? О каких занятиях и увлечениях хозяина свидетельствуют предметы в комнате?
- Укажите вид и средства связи между предложениями в тексте.
Описание помещения
- Перед вами палатка разведчиков из повести В.П. Катаева «Сын полка». Опишите палатку. В каких словах текста выражается отношение к изображаемому?
- Как через обстановку раскрывается профессия обитателей палатки?
Примерные задания
- Сочинение-описание;
- Сочинение-рассказ с элементами описания помещения;
- Сочинение-диалог с элементами описания производственного помещения;
- Сочинение с элементами изложения отрывка из художественного текста;
- Сочинение-описание помещения и трудовых процессов;
- Сочинение-фантазия;
- Сочинение-рассуждение.
Цели:
Обучающая:
- дать понятие интерьера;
- ознакомить учащихся с деловым и художественным
описанием помещения; - научить учащихся описывать помещение в
художественном стиле.
Развивающая:
- развитие речи учащихся;
- наполнение речи учащихся лексикой, необходимой
для описания помещения (общественного и
бытового).
Воспитательная:
- воспитание интереса к русскому языку.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование:
- учебник “Русский язык 6 класс” (автор:
М.Т.Баранов); - распечатки текстов (Приложение 2);
- памятка “Как работать над сочинением-описанием
помещения” (Приложение 2); - мультимедийное оборудование;
- презентация к уроку (Приложение 1).
План урока
№ | Этап урока | Предполагаемое время |
1. | Организационный момент. | 1 минута |
2. | Определение понятия интерьера. | 7 минут |
3. | Ознакомление с деловым и художественным описанием помещения. |
12 минут |
4. | Ознакомление с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”. Анализ текста сочинения ученика. |
12 минут |
5. | Запись примерного плана описания помещения. |
8 минут |
6. | Итог урока. | 4 минуты |
7. | Домашнее задание. | 1 минута |
Ход урока
1. Организационный момент (записать в
тетрадях для развития речи дату и тему урока,
ознакомить учащихся с целями урока).
Дать понятие интерьера.
2. Вступительное слово учителя:
— Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с
понятием интерьера и будем учиться описывать
помещение. Давайте узнаем, что такое интерьер.
- Выполнить устно упражнение 105 учебника (стр. 56).
- Ответы на вопросы по прочитанному:
— Что такое интерьер?
— Какие два типа интерьера различают?
— Что относится к общественному интерьеру?
— Чем создается интерьер?
Сделать краткую запись на доске и в тетрадях:
ИНТЕРЬЕР (франц.) – это внутренняя часть здания,
помещения, архитектурно и художественно
оформленная. Различают два типа интерьера:
- общественный и жилой.
3. Знакомство с деловым и художественным
описанием помещения.
— Описывать помещение можно в двух стилях:
официально-деловом и художественном.
— Назовите характерные черты
официально-делового стиля (предельная
точность, отсутствие эмоций, наличие специальных
слов-терминов, употребление слов в их прямом
значении).
— Назовите характерные черты художественного
стиля (изобразительность, эмоциональность,
выражение авторского отношения).
— Деловое описание сообщает точную и полную
информацию о помещении, но оно не выражает
отношения автора к тому, что он описывает.
В художественном описании, в отличие от
делового, отношение автора к описываемому ярко
выражено.
— Прочитайте текст, определите, в каком стиле он
написан.
Текст №1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же,
какой она была при жизни поэта в Михайловском во
время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит
письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем
стопка книг, листы, исписанные стремительным
почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре
рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в
металлическом стакане гусиные перья, рядом с
чернильницей песочница. Между окнами –
наполненный книгами шкаф, на противоположной
стене висит полочка, также заставленная книгами.
Напротив письменного стола, у стены, стоит диван,
у противоположной стены – деревянная кровать с
пологом. Неподалеку от дивана, в углу, — туалетный
столик, в другом углу, у камина, на полу –
огромные трубки с чубуками для курения. На полу
большой, почти во всю комнату, ковер …(Из путеводителя)
Слово учителя:
— Выражает ли автор этого текста свое отношение
к тому, что описывает?
— Отношение автора к описываемому помещению
может быть выражено прямо (Мне нравится моя
комната) и посредством разнообразных языковых
средств: слов в переносном значении, со значением
оценки, изобразительных средств (эпитетов,
метафор, сравнений), восклицательных
предложений.
— Прочитайте текст №2.
Текст №2
Летом в доме появился новый жилец. Капитан
Самого Дальнего плавания, который вышел на
пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все
старые капитаны, он курил большую трубку, скучал
по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и
нашивками.Он поселился в квартире №5 у своей взрослой
дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то
непонятное. Он развесил по стенам бело-синие
морские карты и фотографии больших пароходов.
Напротив двери он прибил портрет бородатого
хмурого человека. А в углу шкафа…Нет, вы только
подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене
корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с
морским компасом. Компас был величиной с
кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку
Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.(В.Крапивин.)
Вопросы и задания к тексту:
— К какому стилю речи относится этот текст?
— Найдите языковые средства, характерные для
данного стиля.
— Как характеризует обстановка помещения его
хозяина?
— Найдите слова и словосочетания, в которых
выражено отношение автора к описываемому.
Слово учителя:
— В художественном описании помещения иногда
используется прием олицетворения: предметы
обстановки изображаются как живые существа,
обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.
— Прочитайте текст №3.
Текст №3
У старого дома был свой характер. Одних жильцов
дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в
хорошем настроении, весело хлопал дверьми,
празднично звякал стеклами, посвистывал всеми
щелями и даже в самые темные углы пускал
солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич.
Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо
скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков
сыпались чешуйки мела.Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал
болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не
было, и он не боялся сырой погоды.(В.Крапивин)
4. Знакомство с памяткой “Как работать над
сочинением-описанием помещения”.
Памятка
- Обычно описание интерьера начинается с зачина,
в котором сообщается тема (о чем?) и намечается
основная мысль сочинения (что?). - Создавая собственное высказывание, избегайте
неоправданного повторения одного и того же слова
в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.).
Эти глаголы можно опустить и воспользоваться
предложениями без глаголов или заменить словами темнеет,
виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не
заметить, бросается в глаза, манит к себе и др. - Пользуйтесь разнообразными языковыми
средствами для передачи местоположения
предмета: около, рядом с, за ним, напротив,
посередине, в центре, справа от…, налево от…, у
окна, над столом, в углу, слева от…, возле, где-то
и др. - В художественном описании помещения
пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут
вам изобразить предмет и передать свое отношение
к нему. - Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью
красной строки. Если вы не знаете, как закончить
сочинение, перечитайте его начало, вспомните,
ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем
сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.
Анализ текста сочинения ученика 6 класса
на тему “Моя комната”, устное исправление
речевых ошибок.
Текст №4
Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна
комната и кухня. В комнате два окна. У окна,
которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт
красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У
стола стоят три мягких стула. У печки стоят два
больших кресла. У противоположной стены от окна,
у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом
стоит большая мягкая софа. Около старого окна на
тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит
красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше
у стенки стоит сервант. В нем много интересных,
хороших книг. На полу лежит теплый пушистый
палас.Мне моя комната очень нравится.
Вопросы для анализа:
— Удалось ли автору сочинения раскрыть тему и
основную мысль?
— Выражает ли автор свое отношение к тому, что он
описывает? Использует ли он при этом какие-либо
языковые средства?
— Устраните неоправданные повторы в тексте
сочинения.
6. Запись в тетрадях для развития речи
примерного плана к описанию помещения.
План
1. Само помещение: (какое?)…
- Стены – (какие?)…
- Дверь – (какая?)…
- Полы – (какие?)…
- Окна – (какие?)…
2. Мебель, обстановка.
- Стол – (какой?)…
- Стулья – (какие?)…
- Гардероб, шкаф – (какой?)…
- Диван – (какой?)…
- Другие предметы в комнате.
3. Как предметы расставлены, в каком порядке.
7. Итог урока. Обобщение по вопросам.
— Что такое интерьер?
— В каком стиле можно описать помещение?
— Какими средствами может быть выражено
отношение автора к описываемому помещению?
8. Домашнее задание.
Собрать материалы к сочинению “Моя комната”
по примерному плану.
Презентация на тему «Описание помещения» 6 класс
-
Скачать презентацию (0.09 Мб)
-
19 загрузок -
3.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация для 6 класса на тему «Описание помещения» по русскому языку. Состоит из 19 слайдов. Размер файла 0.09 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
19
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Урок-презентация в 6 классе« Описание помещения»
Максименкова Ольга Анатольевна.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Дубровская СШ -
Слайд 2
Цель
закрепить знания о типе речи описание, вспомнить признаки, характерные для данного типа речи,научиться описывать помещение.
-
Слайд 3
Типы речи
Повествование
Описание
Рассуждение -
Слайд 4
Тип речи описание может быть
Предмета
Места
Состояния человека
Состояния окружающей среды -
Слайд 5
Это важно
Работая над сочинением- описанием помещения, помните о последовательности изложения материалов.
Очень часто учащиеся допускают ошибки, « перескакивания » при описании с предмета на предмет , например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на стенах и т.д.
Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы -
Слайд 6
Возьмите на заметку
Порядок слов в текстах, описывающих помещение, определяется основной мыслью высказывания.
Если описывается состояние помещения, то сначала называют предмет ( что?), а потом место(где?)
Если описываются предметы обстановки, то сначала называется место (где?) , а потом предмет. -
Слайд 7
Примерный план описания
1.Помешение. 2. Мебель
А) Размеры комнаты А) Стол
Б) Стены Б) Стулья
В) Окно В) Диван
Г) Полы Г) Шкаф -
Слайд 8
Моя комната
Комната- светлая, просторная, уютная.
Стены- оклеены обоями кремового цвета с желтыми цветочками.
Окно- выходит во двор, большое, широкий подоконник, фиалки, герань.
Полы- линолеум, рисунок в виде темных квадратов.
Стол- письменный, полированный, выдвижные ящики -
Слайд 9
Диван- раскладной, удобный, светло- коричневая обивка.
Шкаф- двухстворчатый, зеркальные дверца, узорчатая планка. -
Слайд 10
Пример сочинения.
Комната, в которой я живу, светлая и просторная. Стены оклеены обоями. Я выбирала их сама. На кремовом- ярко-желтые листочки. Такой фон создает ощущение тепла и уюта.
Окно моей комнаты выходит во двор, я очень люблю наблюдать за играющими в песке малышами. Бывает, что в мое окно влетает футбольный мяч. На широком подоконнике очень много растений: аспарагус, фиалки, герань, кактусы. -
Слайд 11
Моя Комната
Пол в комнате, как и во всей квартире, застелен линолеумом, рисунок которого напоминает паркет.
Мебели в комнате мало, только самое необходимое. У окна стоит письменный стол. На его полированной крышке в ясную погоду отражается солнце. В столе несколько выдвижных ящиков, где я храню учебники, тетради и всякие мелочи.
Стульев в комнате мало, всего два. Легкие, с гнутыми ножками, они были куплены, как говорят, к свадьбе моей прабабушки в качестве приданного. Так что это семейная реликвия. На стуле любит лежат мой кот. -
Слайд 12
МОЯ КОМНАТА
Диванчик маленький, очень удобный, не занимает много места. У него светло-коричневая обивка. Родители хотят купить новый диван, но мне совсем не хочется его менять.
И последний предмет обстановки- это шкаф.Он двухстворчатый, наверху узорчатая планка. Дверцы зеркальные. Обычно зеркала расположены с внутренней стороны. А в этом шкафу они снаружи.
Вот так выглядит моя комната, в которой я провожу большую часть времени: готовлю домашние задания, читаю интересную книгу или просто смотрю в окно. -
Слайд 13
Это нужно знать
Описание помещения может включаться в сочинения различных жанров ( художественная зарисовка, письмо, заметка в газету, проек оборудования и т.п.).
Сочинения могут быть написаны в художественном, деловом стилях.
Выбор стиля будет зависеть от темы сочинения. -
Слайд 14
Возможные начала сочинений
Для того, чтобы человек чувствовал себя хорошо в своей квартире, в ней все должно быть прежде всего удобно. Дадим несколько советов…
Ты знаешь, комната у меня получилась, по- моему, прекрасна! Попробую ее описать…
Важная часть подготовки к празднику- оформление того помещения, где он будет проходить. Как это лучше сделать…
А хотите я расскажу, как мы украсили класс…
А эта дверь ведет в кабинет А.С.Пушкина. Войдем в него… -
Слайд 15
Поработаем вместе
Представим себя экскурсоводом. Подготовьте текст экскурсии. Для этого нужно пересказать текст о кабинете А. С. Пушкина на Мойке (см.упр.723 в учебнике) или по этому образцу составить письменное описание кабинета А. С. Пушкина в Михайловском или кабинета М. Ю. Лермонтова в Тарханах, воспользовавшись фотографиями на вклейке ( с.15)
Учебник « Русский язык» 6 класс Автор: М. М. Разумовская. -
Слайд 16
Помните
Цель делового описания помещения- дать объективную информацию о типе помещения, его размерах, мебели, расположенной в нем, особенностях планировки.
Через художественное описание ( комнаты, кабинета, дома) автор раскрывает особенности характера героя, его привычек, занятий, показывает свое отношение к персонажу. -
Слайд 17
Закрепим основные понятия
Что такое тип речи?
Какие типы речи бывают?
Что мы знаем о типе речи описание?
Каких стилей речи могут быть тексты описания ?
Какой порядок слов в текстах- описаниях?
Для чего нужен план сочинения? -
Слайд 18
Домашнее задание
Написать сочинение: « Моя комната».
-
Слайд 19
Используемая литература.
1. Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Русский язык. 6 класс» М.М.Разумовской (М.: Дрофа). 2015г.
2. Валентин Львов: Русский язык. 6 класс. Контрольные и проверочные работы к УМК под ред. Разумовской. Вертикаль. ФГОС. Дрофа. 2015 г.
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте