Подготовка к сочинению описание внешности человека 7 класс по русскому языку

Тема урока: Портрет… (Подготовка к сочинению-описанию внешности).

Урок развития речи в 7 классе

Цели: углубить знания, умения, навыки в описании портрета человека; развитие речи, навыков грамотного письма; поддерживать интерес к русскому языку.

Тип: изучение нового материала.

Вид: развитие речи.

Метод: продуктивный, частично-поисковый.

Форма: урок-презентация.

Дидактическое пространство: компьютерная презентация «Эти глаза напротив…», проектор, буклеты «В гостиную вошёл…», карточки для работы в группах, сочинение Мансуровой Г. «Маленькое солнышко».

Ход урока

1. Приветствие. Постановка цели. Запись темы урока.

-Здравствуйте, я рада вас видеть, видеть ваши пытливые глаза, ваши дружелюбные улыбки!

Нам часто приходится описывать внешность человека, или создавать его портрет. Сегодня мы должны вспомнить, что знаем о портрете литературного героя, научиться описывать внешность человека, а именно, черты его лица.

2. Беседа об элементах портрета.

— В прошлом году мы уже познакомились с понятием «портрет литературного героя».

Что же такое портрет героя? Для чего портрет вводится в произведение автором? (Портрет это описание внешности героя. Писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть героя, представить себе его.)

Открывается слайд № 1 с текстом: «Портрет — это изображение наружности человека (описание внешности)». Читаем хором.

-Что же входит в понятие «портрет героя»? Что описывает автор, когда создаёт портрет? (Внешность: черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда.)

Высвечивается слайд № 1 с текстом: «Внешность человека: черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда.

Мимика — движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Выразительная мимика. Мимический.» Читаем хором.

3. Словарная работа (сноска к слайду № 1).

Запись сноски в тетрадь.

— Каково лексическое значение слова мимика? Каким способом образовано имя прилагательное с этим же корнем?

4. Работа с литературным примером.

— Обратимся к заданию из буклета. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

(Перед нами бедный мальчик, у него обездоленное детство, за ним нет материнского ухода. У него задумчивые глаза, а ведь ему всего 9 лет. Элементы внешней характеристики: худощавый, тонкий, как тростинка; грязная рубашонка, узкие и короткие штанишки — показывают и внутренний мир героя, говорят о его жизни.

Сравнение тонкий, как тростинка, эпитет задумчивые глаза, использование слов с ласкательными суффиксами рубашонка, штанишки — всё это выражает глубокое сочувствие автора к своему герою.)

После обсуждения вопросов высвечивается слайд № 2 с вопросом: «Для чего нужен портрет в литературном произведении?»

Ученики делают выводы, затем высвечивается слайд № 2 с ответом: «Портрет помогает увидеть не только внешний вид героя, но и понять его переживания, представить его положение в обществе. В портрете проявляется и отношение автора к своему герою». Читаем хором.

5. Постановка проблемного вопроса.

— Возникает вопрос (высвечивается слайд № 3): «Что же главное в портрете?» Как создать портрет, не похожий на другие.

Ученики обсуждают вопрос.

Высвечивается слайд № 3 с ответом: « Главное — найти что-то особенное, самое важное во внешности человека. Это может проявляться в том, как человек ходит, сидит, работает, в выражении его глаз, улыбке, прочее». Читаем вывод хором.

6. Описание глаз.

Высвечивается слайд № 4 с текстом:

«Глаза…

  • Самая яркая деталь в портрете
  • Самая «говорящая» деталь на лице —        ГЛАЗА».
  • Труднее всего описать –

Читаем хором.

Затем высвечивается текст: «Глаза — зеркало души. Почему?»

Ученики обсуждают вопрос.

Высвечивается ответ — вывод: «Они передают его состояние, настроение».

Устные задания:

1) Назовите прилагательные, характеризующие форму глаз.

Высвечивается слайд № 5:

«Глаза — форма-

-цвет-

-ресницы-».

Обращаемся через гиперссылку к слайду № 6:

«ФОРМА

  • Круглые, узкие, овальные, большие, маленькие, миндалевидные, как вишни, раскосые».

2) Назовите прилагательные, характеризующие цвет глаз.

Высвечивается слайд № 5, через гиперссылку — слайд № 7:

«ЦВЕТ

  • Голубые, синие, стальные, серые, зелёные, карие, чёрные, светлые, тёмные, васильковые, бесцветные».

3) Назовите прилагательные, характеризующие ресницы.

Слайд № 5 – через гиперссылку слайд № 8:

«РЕСНИЦЫ

в) ресницы;

  • Пушистые, загнутые, густые, редкие, короткие, длинные, прямые, рыжие, чёрные, тёмные, светлые».

4) Прочитайте примеры из художественных произведений. О каких чертах характера, о каких состояниях человека говорят глаза?

Слайд № 9 с примерами из художественных произведений:

«Глаза подчёркивают характер человека, его состояние.

  • Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица. (А.Грин.)
  • Я часто встречал на улицах Батума низенького, очень быстрого человека со смеющимися глазами. (К.Г. Паустовский.)
  • Твёрдый, немигающий взгляд несколько смутил Павку. (Н.Островский.)
  • Я поднял боязливый взгляд и жадно вслушиваться стал. (М.Ю .Лермонтов.)»

Ученики обсуждают вопрос.

Письменное задание (выполняется по вариантам, в черновиках).

— Рассмотрите портреты. Опишите глаза, взгляд героев, используя подсказки из буклета.

Высвечивается слайд № 10 с портретами русских художников. Учитель выслушивает и оценивает троих детей.

7.Описание других элементов портрета (работа в группах по 4 человека в черновиках).

— В портрет входят и другие детали — черты лица. Попробуем описать другие части портрета человека.

Старшие групп получают карточки с заданиями, ответы обсуждаются.

В тетради оформляется план:

1 .Глаза-зеркало души:

а) форма;

б) цвет;

в) ресницы;

г) глаза передают настроение, состояние человека;

2. Брови

3. Овал лица.

4. Нос.

5. Губы.

6. Волосы.

8. Выводы по уроку. Домашнее задание.

— Создание портрета дело нелёгкое. Сегодня мы поговорили только о том, как описать черты лица. Тема «Описание внешности человека» ещё имеет своё продолжение.

— Итак, что же главное в портрете? Что он помогает увидеть?

Ученики делают выводы.

Домашнее задание. Вы, ребята, должны написать сочинение-миниатюру с описанием портрета кого-то из ваших друзей, знакомых или родственников. В этом помогут вам подсказки из буклета.

Для примера прочитаю вам сочинение ученицы Г. Мансуровой «Маленькое солнышко».

9. Итоги.

Учитель объявляет оценки.

— На этом наш урок закончен. Желаю вам успехов в написании сочинений. Всего хорошего!

Карточки для работы в группах

1.

Брови бывают

по цвету — чёрные, белёсые, светлые, тёмные;

по форме — густые, редкие, круглые, длинные, вразлёт, нависшие, как шнурки, др.

 Опишите брови своего друга, подруги.

2.

Лицо: круглое, длинное, широкое, узкое, продолговатое, др.

 Какой овал лица у ваших товарищей по творческой группе?

3.

Нос бывает

по форме большой, длинный, короткий, крошечный, крупный, маленький, тяжёлый, горбатый, прямой, вздёрнутый, вислый, курносый, кривой, крючком, пуговкой;

по цвету красный, синий, бледный, фиолетовый;

кожа — гладкая, нежная, бугристая, пористая, рыхлая, др.

Опишите нос Бабы-Яги, Деда Мороза, ребёнка, только что вошедшего в дом после зимней прогулки.

4.

Губы бывают по цвету розовые, бледные, яркие, красные, посиневшие; по форме — пухлые, опущенные, тонкие, сжатые, выразительные, др.

 Опишите губы ваших товарищей по творческой группе.

№5.

Волосы бывают

по цвету — белокурые, чёрные, каштановые, русые, седые, пепельные; по форме — волнистые, кудрявые, прямые, редкие, густые, жёсткие, мягкие, длинные, короткие, др.

Опишите волосы героев сказок — Златовласки, Кощея Бессмертного, Ивана-царевича.

6.

Перед вами определения, которые употребляются для описания носа: большой, длинный, короткий, крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный, увесистый, тяжёлый, античный, горбатый, греческий, римский, классический, вздёрнутый, вислый, курносый, кривой, сплюснутый, клювом, крючком, пуговкой.

Какой нос у вашего соседа? Назовите величину и форму его.

7.

Волосы бывают по цвету — белокурые, чёрные, каштановые, русые, седые, пепельные; по форме волнистые, кудрявые, прямые, редкие, густые, жёсткие, мягкие, длинные, короткие, др.

— Опишите волосы ваших товарищей по творческой группе.

Сочинение Мансуровой Гульназ

Маленькое солнышко

Раньше я не замечала, как смеётся моя сестрёнка. Но вот однажды за ужином я решила рассказать анекдот. Звонкий смех раздался по всему дому. Айгуль прищурила свои большие карие глаза, которые смотрели через спущенные на кончик носа запотевшие очки. Мне казалось, что очки разобьются, но они не упали, словно их держала невидимая преграда.

Голова тряслась, а большой пышный бант качался на голове, как ванька-встанька. Круглое лицо Айгуль стало ещё круглее, а щёки розовыми, когда она улыбнулась.

Сестрёнка с лучезарной детской улыбкой напоминала маленькое солнышко.

Мне нравится, как смеётся моя сестрёнка, она тогда становится очень красивой и милой.

Цели урока: познакомить учащихся с
описанием внешности человека, литературным
портретом; помочь осознать его замысел,
особенности; подготовить высказывания в этом
жанре.

Задачи:


  • Образовательная: дать понятие о
    портрете, его видах, использовании в разных
    стилях.
  • Развивающая: развивать исследовательские
    и творческие навыки.
  • Воспитательная: привлечь внимание к
    внутреннему миру человека, выраженному через
    портрет; формировать культурологическую
    компетенцию в области искусства и литературы.

Оборудование: экран, проектор, презентация,
раздаточный материал (текст, карточки)

На доске: цели, тема урока.

Проект урока

1. Организационный момент. Приветствие учителя.

Цель: вызвать доверие, готовность
сотрудничать.

2. Мотивация. Постановка цели и задач.

Цель: побудить к совместной деятельности,
погрузить в учебный материал, сформировать
информационное поле урока.

Содержание: чтение фрагмента сочинения,
определение темы, целевые установки.

3. Актуализация опорных знаний.

Цель и содержание этапа: выявить
компоненты описания, познакомить с портретным
словарем.

4. Постановка учебной задачи.

Цель: соотнести авторский замысел с
особенностями портрета, познакомить с видами
описания портрета.

5. Постановка учебной задачи. Творческое
задание.

Цель: выявить особенности художественного
описания.

Содержание: исследование текста, организация
поисковой деятельности в группах, сравнение
ученических вариантов с авторским.

6. Творческая работа.

Цель: развить умения включать элементы
описания в текст.

7. Межпредметные связи: русский язык,
литература, ИЗО.

Цель: формирование культурологической
компетенции.

Содержание: использование методического
приема сравнения литературного портрета и
живописного портрета.

8. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление
активных учащихся. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие
учащихся.

Цель: вызвать доверие, готовность к
сотрудничеству.

1 слайд

Учитель: Ребята, сегодня у нас урок развития
речи и работать мы будем в группах. Я надеюсь, что
вы будете внимательными, активными и все у нас
получится. Надеюсь на то, что урок вам понравится
и запомнится.

2. Мотивация. Постановка цели и задач.

Цель: побудить к совместной деятельности,
погрузить в учебный материал; сформировать
информационное поле урока.

Содержание: чтение фрагмента сочинения,
определение темы, целевые установки.

Учитель:Давайте прослушаем фрагмент
сочинения об одном из любимых ваших учителей.

2 слайд (картинка школы+ музыка)Чтение
учителем сочинения о первой учительнице класса.

Учитель:Любимый учитель… Кажется, так просто
рассказать о нем, знакомой до мельчайшей
черточки, близком и дорогом человеке..Но…
оказывается очень трудно найти такие слова,
чтобы передать всю признательность,
благодарность, почтение и трепетную нежность,
которые переполняют сердце, когда думаешь о
любимом учителе…. Среди прекрасных моих
учителей есть совершенно удивительный человек.
Представьте себе невысокую, стройную, строго и со
вкусом одетую молодую женщину с приятным
миловидным лицом. С аккуратно причесанными
светлыми волосами, то собранными в пучок или
распущенными до плеч. С милой улыбкой и озорным
взглядом блестящих голубых глаз. Попробуйте
услышать ее взволнованную речь, звенящую
натянутой струной, когда нам она что-то
объясняет, читает, рассказывает. На уроке ее
взгляд становится глубоким и строгим, но
непостижимо притягательным, а лицо просто
светится от удовольствия, когда она слышит
правильный ответ ученика.

Учитель: Ребята, вы узнали вашего любимого
учителя?

(Наша первая учительница).

3 слайд Фотография учителя.

Учитель: Что помогло вам узнать вашу
учительницу?

(описание её внешности).

Учитель: А теперь подскажите тему нашего
урока.

(описание внешности человека).

4 слайд

Учитель: Итак, тема нашего урока “Описание
внешности человека”. Какие задачи мы должны
сегодня решить?

3. Актуализация опорных знаний.

Цель и содержание: выявить компоненты
описания, познакомить с портретным словарем.

5 слайд

Учитель:Ребята, у вас есть карточка №1 с
компонентами описания внешности человека.
Посмотрите и скажите, что с помощью этих слов
можно описать во внешности?

(описывают внешность человека, а именно: лицо,
глаза, волосы, фигура, мимика, жесты).

6 слайд

Учитель: Портрет. Описание внешности
называется портретом, вот его компоненты,
запишите их в тетрадь.(записывают в тетрадь).

4. Постановка учебной задачи.

Цель: соотнести авторский замысел с
особенностями портрета. Познакомить с видами
описания портрета.

Учитель: А теперь выясним, какие бывают
портреты. Нам помогут тексты, в которых
встречаются описания портретов.

7 слайд. Текст из произведения “Бежин луг”

Учитель: Пожалуйста, 1 группа прочитайте
отрывок.

(читают отрывок И.С.Тургенева по очереди вслух).

Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет
14. Это был стройный мальчик. С красивыми и
тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми
белокурыми волосами, светлыми глазами и
постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были
всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие,
лицо бледное, рябое, рот большой, тело
приземистое, неуклюжее.

Лицо третьего, Ильюши, было довольно
незначительное: горбоносое, вытянутое,
подслеповатое, оно выражало какую-то тупую,
болезненную заботливость; сжатые губы…..,
сдвинутые брови не расходились.

Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати…. с
печальным взором. Все лицо его было невелико,
худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но
странное впечатление производили большие,
черные,жидким блеском блестевшие глаза.

Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил….
только изредка выставлял кудрявую голову.

Учитель: Кто назовет автора и произведение?
(“Бежин луг” И.С.Тургенев)А теперь определим
задачу описания, в этом вам поможет карточка №2.
(слайд №6)

8 слайд Описание Митраши и Насти

Учитель: Слово 2 группе.Дети: читают отрывок
вслух. Отвечают на вопросы. Цель – раскрыть
внутренние качества (доброта, ласку,
хозяйственность).

Настя была как золотая курочка на высоких
ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые,
отливали золотом, веснушки по всему лицу были
крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им
было, и лезли они во все стороны. Только носик
один был чистенький и глядел вверх.Митраша был
моложе сестры на два года. Ему было всего только
десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но
очень плотный, лобастый,затылок широкий. Это был
мальчик упрямый и сильный.

Учитель:Назовите автора и произведение?
(“Кладовая солнца” М.М.Пришвин) Какова задача
этого описания ? (Раскрыть внутренние качества)

9 слайд Описание Валька – героя произведения В.
Г. Короленко “Дети подземелья”

3 группа чтение отрывка.

Это был мальчик лет десяти, больше меня,
худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в
грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и
коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над
чёрными задумчивыми глазами.

Учитель: Кто автор этого отрывка? Какова
задача этого описания? (Показать социальное
положение)

10 слайд Описание Дубровского.А.С.Пушкин
“Дубровский”

Учитель: 4 группе слово.

Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес
ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя
голову и молчал. Потом вдруг поднял голову, глаза
его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул
секретаря с такою силою, что тот упал….

Учитель:Назовите автора и название?
(“Дубровский” А.С.Пушкин) А что этим портретом
хотел сказать автор? (Передать эмоциональное
состояние)

11 слайд Внимание розыск. Из газеты.

Учитель: Ребята, а вот еще один портрет.
Прочитайте 1 группа.

(читают отрывок, отвечают вопросы, цель –
передача особых примет).

1 группа Ее приметы: на вид 14-16 лет, плотного
телосложения, рост 165 см., волосы темно-русые,
прямые, ниже плеч, глаза карие. За ухом большое
родимое пятно.

Учитель:Определите задачу этого описания?
(передача особых примет)

12 слайд Описание человека негроидной расы.
Энциклопедия.

Дети читают словарную статью из энциклопедии,
отвечают на вопросы, определяют цель описания –
передачу национальных черт.

2 группа

Характерны темная кожа, курчавые волосы,
широкий нос, толстые губы. Нация распространена в
Африке, к югу от Сахары.

Учитель:А какова задача этого описания?
Ребята, из каких источников прозвучали эти
описания?

13 слайд Виды описаний.

Учитель: Друзья, в зависимости от замысла и
цели, описания внешности делятся на несколько
видов: деловое, научное, художественное. Давайте
вернемся к нашим портретам и определим их
вид?Дети по слайдам называют вид
описания.(записать в тетрадь)

14 слайд Релаксация. Звучит музыка.

Учитель:А сейчася порошу всех закрыть глаза и
представить образ своей мамы. Вспомните её глаза
и мысленно загляните в них, почувствуйте её
нежный и теплый взгляд. Проведите ладошкой по ее
щекам, погладьте волосы, крепко обнимите ее.
Скажите ей, какая она красивая, единственная,
неповторимая. Любите ее, берегите, заботьтесь и
никогда не обижайте.Спасибо всем. Откройте глаза
и продолжим работу.

5. Творческое задание.

Цель: выявить особенности художественного
описания.

Содержание: исследование текста, организация
поисковой деятельности в группах. Сравнение
ученического варианта с авторским.

Учитель: Обратим внимание на особенности
художественного описания. Всмотритесь в
литературные портреты и назовите портретные
изобразительно-выразительные средства в них.

(сравнение, цветовые эпитеты, эпитеты со
значением формы, размера, существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами,
использование числительных, разговорная
лексика)

15 слайд

Учитель:Проверьте по слайду (лексические
средства). А в каких текстах – описаниях
отсутствуют такие элементы. Почему?

деловом, научном. В них даны конкретные
данные о человеке.)

Учитель: Ребята, сегодня мы обращались к
описанию внешности таких мастеров литературных
портретов, как А.С.Пушкин, И.С.Тургенев,
В.Г.Короленко, М.М.Пришвин.А теперь обратимся к
литературному портрету нашего писателя –
земляка М.А.Шолохову. Портреты в его
произведениях занимают особое место, служат
средством характеристики героев.Вашему вниманию
предлагается портрет Мишки. А из какого рассказа
вы скажите сами.

16 слайд Отрывок из рассказа “Нахаленок”
М.А.Шолохов

Учитель: Ваша задача отредактировать текст,
вставив на месте пропуска элементы описания, для
этого используйте словарь карточки №3 (17слайд). В
нем есть авторские, шолоховские слова и
выражения, попробуйте их найти и вставить в текст

Дети по группам на карточке вставляют слова, а
затем зачитают 2 и 4 группа.

18 слайд Авторский текст

Учитель: А теперь посмотрим, как М.А.Шолохов
описал Мишку.

Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были
как лепестки цветущего подсолнечника, в июне
солнце обожгло их жаром, взлохматило вихрами;
щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило
веснушками, а нос от солнышка и постоянного
купанья в пруду облупился, потрескался шелухой.
Одним был хорош Мишка – глазами. Из узеньких
прорезей высматривают они, голубые и плутовские,
похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

Учитель: Скажите название рассказа, кто
угадал?

(рассказ “Нахаленок”).

Учитель: Ребята, какой красивый и
глубокий портрет Мишки. При описании портрета
М.А.Шолохов берет эпитеты и сравнения из картин
донских пейзажей. Какие необычные, яркие,
самобытные эпитеты и сравнения использует автор
в описании глаз, волос.

6. Творческая работа.

Цель: развивать умение включать элементы
описания в текст.

19 слайд Текст “Пусть так не будет”

Учитель: В художественном тексте портрет
является средством характеристики героя. Он
органично включается в текст произведения и
составляет с ним единое целое. А сейчас мы
обратимся к тексту В.Катаева, в котором
отсутствуют портреты героев. Прочитайте текст.

Читают уч-ся вслух. По платформе к поезду бежала
довольно грузная женщина. Споткнулась, упала.
Стала смущенно подниматься. А рядом стояли три
паренька. Они с любопытством смотрели на
происшествие. Но никто из них даже не подумал
помочь женщине подняться. Только один довольно
равнодушно заметил:

— Спортом нужно заниматься. (В. Катаев.)

Учитель:Я предлагаю, выполнить творческую
работу. Вам надо включить в текст компоненты
описания внешности, которые будут либо
соответствовать поведению парней, либо
противоречить. Для этого обратитесь к словарю
упр. 422 или подберите свои лексические
средства.Начните с предложения… “А рядом стояло
три паренька.”

Учащиеся записывают текст.

Учитель:Давайте зачитаем некоторые описания.
(чтение описаний сначала всего отрывка)

Учитель:Из ваших описаний мы увидели, что
внешность человека может соответствовать его
характеру.

7.  Межпредметные связи.

Цель: формирование
культурологической компетенции. Содержание:
методический прием – сравнение литературнрго
портрета и живописного портрета.

Учитель:Дети, сегодня мы с вами познакомились
с описанием портретов в литературе, но и в
изобразительном искусстве немало мастеров
портретного жанра.Посмотрим на портреты и
художников их создавших.

20-22 слайд Художники.

Учитель: Иван Николаевич Крамской – мастер
психологического портрета, Василий Андреевич
Тропинин – мастер характерного портрета, Илья
Ефимович Репин – мастер исторического
группового портрета.Ребята, художники и писатели
с огромным уважением и любовью стремились
запечатлеть характерно-индивидуальные черты
личности, показать внутреннюю ценность человека.

8. Подведение итогов.

Учитель:Наш урок подходит к концу. Вернемся к
задачам урока.

23 слайд Цели урока

Учитель: Посмотрите на задачи урока и
подведите итог. Что нового вы узнали на уроке?

(ответы учащихся)

Учитель: Хорошо. Ребята, какая группа, по
вашему мнению, была самой активной на уроке. Кто
заслуживает сегодня пятерки.

22 слайд Домашнее задание.

Учитель: Ребята, дома вы опишите своего
одноклассника. Подчеркните в портрете его
индивидуальность, так чтобы мы по описанию
внешности могли его узнать. Спасибо вам за работу
на уроке.

Тема урока: «Подготовка к сочинению-описанию

внешности человека по картине

Леонардо да Винчи

«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»»

Цель урока:

образовательная: повторить типы речи: описание, повествование, рассуждение; научиться описывать внешность человека; узнать о роли описания внешности человека в художественных произведениях и в жизни;

развивающая:  сформировать умение описывать внешность человека; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение логически мыслить, сравнивать, обобщать, корректировать результаты своей работы;

воспитательная: воспитывать любовь к живописи, уважение к женщине как воплощению любви и красоты; стремление к самосовершенствованию.

Планируемые результаты:

Личностные:

— понимать особенности текста-описания, структуру его построения;

— способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

регулятивные:

— постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

— осуществление саморегуляции и самоконтроля;

— высказывание своих предположений.

познавательные:

— отбор и систематизация  материала по   теме;

— поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников,  представление  и передача её с учётом заданных условий; 

— умение устно и письменно создавать тексты-описания.

коммуникативные:

— сохранение и развитие умения сотрудничать в паре, в группе;

— умение отвечать на вопросы, слушать и слышать, высказывать свое мнение.

Предметные:

образовательные:

— знать определение портрета,

— создание плана текста-описания;

— работа с языковым материалом;

— обогащение словарного  запаса  учащихся;

— совершенствование орфографических и  пунктуационных  умений;

развивающие:

— способствовать обогащению словарного  запаса  учащихся;

— способствовать развитию внимания;

— способствовать развитию умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

— обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать;

— способствовать развитию умения групповой и парной работы.

воспитательные:

— воспитание уважения к отечественной культуре;

— воспитание эстетического вкуса;

— развитие уважения друг к другу.

Методические приемы: беседа по вопросам, работа по алгоритму, выполнение творческих заданий по теме, определение портрета, составление плана описания портрета.

Элементы используемых технологий: личностно — ориентированная, информационно — коммуникативная, исследовательская.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: карточки с заданиями, ПК, проектор, экран, презентация.

Портрет должен быть картиной и характеристикой лица.
И. Е. Репин, живописец и педагог

Она неразговорчива. Она глядит поверх.
Беспомощна. Торжественна.
Трава судьбы горчит…
Как много эта женщина знает.
И молчит.

Роберт Рождественский

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку. 

Актуализация знаний

Учитель. Ребята! Все мы любим рисовать. Но иногда получается не так, как хочется. А может быть, недостаточно знакомых способов для самовыражения? Тогда можно вдохновить себя на эксперименты с разными техниками, среди которых обязательно найдется любимая. На прошлом уроке мы говорили о кляксографии. Дома вы работали с рисунками в этой технике, и я уверена, у вас получилось нечто удивительное. Французский писатель Стендаль как-то сказал: «Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить». Поделитесь, пожалуйста, работами друг с другом и постарайтесь поразмыслить, на кого или на что похож рисунок вашего товарища. (Слайд 2)

Ответы учащихся:

1-й рисунок. Передо мною старый усатый кит, у него даже выросло дерево на спине.

2-й рисунок. А я вижу аллею поздней осенью.

3-й рисунок. Мне кажется, что это Вергилий у ворот Ада.

4-й рисунок. А на этом рисунке я вижу грустного медвежонка, заблудившегося в лесу.

Что объединяет эти рисунки?

Ответы учащихся:

— Это рисунки свободной мысли, они не имеют рамок и границ.

— Они помогают снять напряжение, развить мозг.

Современный человек очень быстро устает психологически. Поэтому рисование таких картин – простой способ расслабиться, выплеснуть эмоции.

— Их не нужно делать красиво, как художники. Человек, создающий каляки-маляки, может просто успокоиться.

Введение в тему урока. Постановка целей и задач

Учитель. (Слайд 3). Я хочу обратить ваше внимание вот на эти рисунки. (Проецируются рисунки Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», «Прекрасная Ферроньера», «Портрет Джиневры де Бенчи», «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа» и другие.) Подумайте, что их объединяет?

Как вы считаете, какое отношение имеют эти картины к нашему уроку?

Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Исходя из темы и эпиграфов, сформулируйте цели и задачи, стоящие перед нами сегодня.

Актуализация знаний.

(Слайд 4). Работа с таблицей «Типы речи» (опрос по таблице в парах).

Терминологический диктант:

Тип сочинения на тему «Как я провел летние каникулы?»

Тип речи, отвечающий на вопросы «почему?», «зачем?».

Определи тип речи по началу: Старший брат подарил мне книгу. Она мне очень понравилась. И вот почему…

На какой вопрос отвечает текст-описание?

Какой тип речи необходимо выбрать для того, чтобы выразить понятие «портрет»?

(Самопроверка. (Слайд 5)).

(Слайд 6). Работа с «Толковым словарем русского языка». Что такое портрет?

ПОРТРЕТ

Изображение какого-либо человека на картине или фотографии. Прекрасный портрет. Групповой портрет (нескольких лиц). Литературный портрет (перен.: художественное описание кого-нибудь). Портрет писателя. Портрет героя труда. Писать ее портрет – трудно (Горький).

Тренировочное упражнение

Учитель. Описание внешности человека – один из самых трудных видов описания. Ребята, попробуйте описать товарища, сидящего рядом с вами.

(Учащиеся подводят итог работы).

Учитель. Умение отыскать особенную, неповторимую деталь внешности позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц. Умение замечать особые приметы может оказаться полезным, например, в розыске человека. Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение находить самое яркое, особенное во внешности человека.

Работа над искусствоведческими терминами

Учитель. Ребята! Для дальнейшей работы нам потребуются знания искусствоведческих терминов и понятий. Ознакомимся со словарем юного художника, который был составлен вашими одноклассниками.

Возрождение период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

Живопись – вид изобразительного искусства, передающий образы действительности при помощи красок.

Колорит — общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

Композициярасположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел.

Оттенок — разновидность одного и того же цвета.

Перспективавид, картина природы, изображенная с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения, видимая даль.

Сангина – красный мел, его ввел в употребление Леонардо да Винчи. Передает ощущение тепла человеческого тела.

Серебряный штифт – инструмент для рисования, подобие карандаша со стержнем из серебра. Работа требует большой точности, так как проведенные им линии почти не стираются.

Стумато – светотень.

Тонодна из основных характеристик цвета.

Эрмитаж – крупнейший музей истории мировой культуры, находящийся в Санкт-Петербурге.

Эскизпредварительный, беглый набросок (картины, рисунка; живоп.).

Этюд – выполненное с натуры произведение изобразительного искусства, как правило, небольшого размера.

Знакомство с художником и его картинами. Беседа

Учитель. (Слайд 7). Посмотрите, как благородно лицо этого человека. Как горда посадка головы, как пронзителен взор. Именно таким был Леонардо да Винчи. Поистине удивительным и небесным был сын Пьеро да Винчи, родившийся в 1452 году и ушедший из жизни в 1515 году. Место захоронения его неизвестно, но он оставил о себе память как об одном из крупных личностей в истории человечества.

Природе рода человеческого, вероятно, надоела бесконечность обычных характеров. Её не удовлетворили даже умы особенной силы, которые отдали свой гений, талант живописи или музыке, механике или искусству войны. Она пожелала соединить все эти таланты в отдельном человеке, наделив его одного таким разнообразием совершенств, что их хватило бы на хороший десяток людей.

Необычайно симпатичный человек, участник всех состязаний и турниров, прекрасный пловец, фехтовальщик, юморист, блестящий рассказчик, оратор, танцовщик, певец, поэт, музыкант и конструктор музыкальных инструментов, гениальный художник, математик, механик, астроном, геолог, ботаник, анатом, физиолог, военный инженер, философ, который далеко опередил свое время, — все это богатство эпоха Возрождения вложила в Леонардо да Винчи.

Микеланджело Буонарроти так написал о современнике:

Ему отпущено природою с лихвой. 
Одним лишь взглядом всю округу поражает,
След восхищенья оставляя за собой.
Ему отпущено сполна судьбой. 
Лик его дивный солнце затмевает, 
А смех и пение звучат такою чистотой, 
Что все окрест в восторге замирает.

Кто знает, возможно, истоки этой необычной судьбы кроются в воспоминаниях детства. «Однажды, блуждая среди темных скал, набрел я на вход в мрачную пещеру и остановился как вкопанный. Передо мной развернулась бездна. Два чувства овладели мной: оторопь перед бездной и неодолимое желание обнаружить чудо в ее бездонной утробе», — вспоминает Леонардо.

Да, дети, кто-то всю жизнь остается во власти оторопи, а кто-то ищет чуда. Все зависит от человека. Давайте же прикоснемся к тому чуду, которое сотворил этот человек.

Виртуальная экскурсия в картинную галерею.

(Экскурсоводы – заранее подготовленные учащиеся).

1 экскурсовод. (Слайд 8). Картина «Мадонна с цветком» относится к высокому искусству, блистательному периоду итальянского Раннего Возрождения. Картина была написана еще молодым Леонардо до Винчи и стала образцом для художников тех времен.

Довольно скромная и непритязательная на первый взгляд «Мадонна с цветком» удивительна тем, что раскрывает свою прелесть далеко не сразу, а постепенно, по мере погружения в этот особенный внутренний мир. Богоматерь и младенец Иисус окружены полумраком, но глубина этого пространства отчетливо обозначена светлым окном. Дева Мария совсем еще девочка: пухлые щечки, вздернутый носик, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, а совершенно конкретной земной девушки, послужившей некогда моделью для этого образа. Она одета и причесана по моде XV века, и каждая деталь ее костюма, каждый локон ее прически рассмотрен художником пристально и передан по-ренессансному подробно. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Она протягивает ему цветок, а он пытается его ухватить, и вся эта сцена настолько жизненна и убедительна, что впору позабыть о предстоящей трагедии Христа. Тем не менее, цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр всей картины, но еще и знак, символ, предзнаменование грядущих Страстей. И, кажется, что в этом осознанном и сосредоточенном лице младенца, тянущегося к цветку, уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает свой предначертанный крест. Но с другой стороны, в этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением познать мир, открыть его тайны, выйти за его границы – в общем, все то, к чему так стремился сам Леонардо.

2 экскурсовод. (Слайд 9). Одной из главных драгоценностей Эрмитажа считается картина итальянского художника Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», написанная им в 1491 году. На фоне тёмной стены, прорезанной двумя окнами, изображена молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. На их нежные смугловатые лица падает тёплый, едва уловимый, свет, благодаря которому фигуры матери и ребёнка кажутся почти светящимися. Женщина, опустив глаза, бережно держит своё дитя, поддерживая его под спину, а мальчик, нежно примкнувший к ней, правой рукой обхватывает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Его взгляд чуть рассеян и словно обращён сквозь зрителя. Одной из самых символичных деталей картины является изображение щеглёнка, который затаился в складках женского платья. Известно, что Леонардо часто заглядывал на базар, покупал и выпускал из клеток пернатых. Живописец считал, что человеческая душа сродни птице с её свободным полётом и страданиями, которые она испытывает, находясь в неволе. Фигурка маленького щегла, изображённая на картине, будто является намёком на то, что одновременно со вскармливанием младенца материнским молоком происходит другое таинство — духовное. Птица символизирует христианскую душу, и Леонардо неспроста выбрал для своей картины красноголового щегла. Существует легенда, что щегол приобрёл своё красное пятнышко в тот момент, когда слетел к Христу и сел ему на голову, когда того вели на Голгофу: щегол извлёк терновую колючку из брови Спасителя, на него капнула капля крови… До 1865 года полотно да Винчи находилось в частной коллекции герцога Литта — дальнего родственника Потёмкина. Именно по его фамилии картина и получила своё второе название, а до того момента холст назывался «Мадонна с младенцем». Герцог продал Эрмитажу полотно в ужасном состоянии: требовалась срочная реставрация. Именно поэтому «Мадонну» перенесли с дерева на холст и таким образом спасли ее для нас и будущих поколений.

3 экскурсовод. (Слайд 10). Произведение Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» относится к раннему творчеству художника. Он очень часто рисовал женщин, это одна из отличительных особенностей его творчества. Кроме того, черты лица прорисованы настолько отчетливо и живо, что совсем не сложно угадывать мысли и чувства натурщиц.

То же касается и этой картины. На ней изображена Джиневра д’Америго де Бенчи, поэтесса Флоренции конца XV века. Как полагают исследователи и эксперты, возможно, это и есть один из первых психологических портретов того времени, в котором особенно выражено настроение грусти.

По предположению, это связано с тем, что девушка не столь давно пережила расставание с венецианским послом Бернардо Бембо. Это чувство особенно подчеркивается игрой света и теней, которые виртуозно исполнял Леонардо Да Винчи. Акцент поставлен на бледном лице девушки, ее глазах и широких скулах, которые особенно выделяются на темном фоне пейзажа, который изображен на заднем плане. Грусть девушки дополнительно подчеркивается слегка размытыми контурами ее тела – это особая техника, которая носит название сфумато.

Леонардо Да Винчи внес достаточное количество нововведений в технику изобразительного искусства и в этой картине он также применил то, что не совсем свойственно итальянским портретам эпохи Ренессанса. Так, лицо Джиневры повернуто вправо, а не влево, как это было свойственно традициям портретного искусства.

Посещение мастерской художника

Учитель. А сейчас на минуточку заглянем в мастерскую великого итальянца. Здесь его ожидает живописная работа, которой мастер отдавался с какой-то страстью.

(В углу класса стоит кресло, в нем спокойно сидит Мона Лиза. Леонардо, с палитрой в одной руке и кистью в другой, стоит у мольберта и рисует портрет Джоконды. Вокруг них шуты играют на флейтах и танцуют. Звучит Хоральная прелюдия фа минор “Ich ruf” zu Dir, Herr Jesu Christ” И.-С.Баха. Ученица и Леонардо по ролям читают стихотворение Н.Озерова «Джоконда»).

Ученица. Ещё не видно лица на портрете,
Ни рук на нём, ни одежды нет.
Как воплощается замысел в цвете?
Как возникает женский портрет?
Художник не отрывает взора
От натурщицы, от полотна.
Леонардо да Винчи. Можете шевелиться, сеньора,
Ваша скованность мне вредна.
Ученица. Смуглая женщина в свете зыбком,
Прост и чуден её наряд.
Неуловима её улыбка,
Не объясним её чистый взгляд.
То ли улыбка, то ли догадка,
То ли намёк, то ли укор.
Бежит пробор по середине гладко
И пропадает тропой среди гор.

Учитель. Во время работы над портретом Леонардо держал людей, которые играли на лютне и пели, тут были шуты, поддерживающие веселость и удалявшие меланхолию, которую сообщает живопись выполняемым работам.

Давайте же, наконец, посмотрим, что получилось у художника?

(Слайд 11). Работа с картиной «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо»

4 экскурсовод. «Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо».

Биографы-современники художника писали, что Леонардо редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти.

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

На полотне небольшого размера изображена женщина средних лет, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как и на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

Улыбка Моны Лизы. Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна.

2. Беседа:

Учитель:

— Кто изображен на картине?

— Какими качествами, по-вашему, должна обладать женщина вообще?

— Какое впечатление производит Мона Лиза?

— Как композиция и цветовое решение помогают сосредоточить внимание на фигуре женщины?

-Что в картине выделено с помощью света?

— Какие краски преобладают в ней?

— Что особенно привлекло ваше внимание?

— Каким бы вы назвали лицо женщины: красивым, милым, симпатичным?

— О чем задумалась Мона Лиза?

— Какое впечатление производит на вас эта картина?

Перед тем, как взяться за картину, Леонардо да Винчи сделал десятки эскизов, набросков, зарисовок, этюдов. Долго и упорно собирал материал для будущего детища. «Когда все кажется легким, — говорил он своим ученикам, — это безошибочно доказывает, что у работника очень мало мастерства и что работа сверх его понимания». Каким вы представляете, ребята, внутренний мир Леонардо во время работы над картиной?

Ученик. Внутренний мир художника, мне кажется, похож на яблоко, которое точит червоточина. Так и душу мастера грызли сомнения, сможет ли рука нарисовать то, что родилось в сердце, хватит ли мастерства, все ли вложено в картину?

3. Коллективная работа  отбор рабочих материалов для сочинения – описания.

Учитель. Ребята, И.С.Глазунов, российский художник-живописец, считал: «Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку». Вот вы и постарайтесь в своих сочинениях-описаниях отметить исключительные черты, которые выделяют Мону Лизу среди других людей. Итак, с чего начнем описывать ее внешность?

(Коллективная работа с таблицей)

Волосы

светлые, русые, золотистые…

Лоб

высокий, чистый, ничем не омраченный …

Лицо

овальное, длинное, живое …

Глаза

карие, большие, лукавые…

Взгляд

грустный, проникновенный, доверчивый …

Нос

прямой, вздернутый, с горбинкой …

Рот

небольшой, детский, маленький

Губы

пухлые, тонкие, бледные …

Улыбка

загадочная, таинственная, живая …

Руки

тонкие, натруженные, нежные …

Осанка

гордая, величавая, стройная

Одежда

зеленое платье в тонких сборках, желтые рукава, прозрачная вуаль …

Общее впечатление

Заполняется самостоятельно

Предупреждение ошибок в сочинении

Учитель. Дорогие друзья! Начиная с первого класса, мы изучаем орфографические и пунктуационные правила, которые помогают избежать ошибок, связанных с правописанием слов и расстановкой знаков препинания в предложениях. А в старших классах при проверке сочинений и изложений на первое место выходят фактические, логические и грамматические ошибки. Они, к сожалению, влияют на получение положительной отметки. Предлагаю вспомнить «ошибкоопасные» случаи, чтобы не допустить их повторения в предстоящих работах.

(Работа по карточкам. Ученики находят ошибку в предложении, указывают ее вид и корректируют).

Пример

Вид ошибки

Исправленный вариант

Я удивляюсь силой его таланта.

С (нарушение норм управления)

Я удивляюсь силе его таланта.

Я хочу рассказать о значении живописи и почему я ее люблю.

Г (ошибка в построении предложения с однородными членами)

Я хочу рассказать о значении живописи и о том, почему я ее люблю.

Глядя на картину, эмоции переполняют меня.

Г (ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом)

Когда я гляжу на картину, эмоции переполняют меня.

На картине изображена очень прекрасная женщина.

Л (употребление лишних слов (плеоназм))

На картине изображена очень красивая женщина.

Имя этого художника знакомо во многих странах.

Л (неразличение синонимичных слов)

Имя этого художника известно во многих странах.

Мастер нарисовал репродукцию картины.

Л (употребление слова в несвойственном ему значении)

Мастер нарисовал картину.

Составление плана сочинения

Учитель. Как правило, главным недостатком любого текста является непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план.

Примерный план сочинения-описания:

1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).

2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).

3. Описание картины:

а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).

5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.

6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Беседа:

Учитель. Подведем итог нашей работе.

— Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её?

— Кто из вас  доволен своей работой на уроке?

— Кому урок показался    интересным? Неинтересным?

— У кого улучшилось настроение?

— Для кого материал урока  будет полезен?

— А где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания?

— Что было самым трудным? Самым легким?

— Что помогло вам преодолеть трудности?

— Какие задания вам особенно понравились?

— Вспомним, что такое портрет?

— На какие вопросы отвечает текст описания?

2. Составление синквейна. 

Учитель. Как точно и емко передал Роберт Рождественский свое впечатление от картины великого Леонардо да Винчи:

Она неразговорчива. Она глядит поверх.
Беспомощна. Торжественна.
Трава судьбы горчит…
Как много эта женщина знает.
И молчит.

Мы же с вами, ребята, попробуем составить синквейн.

3. Итог работы учащихся над синквейном:

Джоконда

Благочестивая, загадочная

Восхищает, завораживает, вдохновляет

Зажигает в сердце огонь

Тайна

(Слайд 12). Домашнее задание

Написать сочинение-описание по картине Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо».

Ссылка на литературу и учебники

Художественная галерея. Да Винчи. – М., 2004, № 7.

Дживилегов А.К. Леонардо да Винчи. – М.: Искусство, 1969. – 220с.

Мировая художественная культура. 10-11 классы: уроки учительского мастерства/ авт.-сост.Н.А.Леухина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 317с.

Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Касатых. — М.: Просвещение, 2014. — 176с.

Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. Школ/[В.Г.Бирюков, В.Г.Ветвицкий, Л.М.Гайдарова, и др.] Под ред. М.И.Махмутова, А.В.Текучева, Н.М.Шанского. – Л.:Просвещение, 1982, — 384с., ил.

Интернет-ресурсы:

https://www.google.com/search?rlz=1C1AOHY_ruUA755UA755&q=%D0%92%D0%98%D0%A0%D0%A2%D0%A3%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%AB%D0%99+%D0%A5%D0%A3%D0%94%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%9E-%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99+%D0%9C%D0%A3%D0%97%D0%95%D0%99+%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE+%D0%B4%D0%B0+%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8&tbm=isch&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwja1YiLqZrgAhVMFCwKHcmrB7AQsAR6BAgDEAE&biw=1280&bih=933 – Виртуальный художественно-исторический музей.

2.http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2009/183-pedagogika-visshei-shkoli/7573-portret-v-risunke-nachina.html —  «Личность-слово-социум» – 2009Педагогика высшей школы (Секция 8) . Портрет в рисунке начинающих художников (Отрошко Виктор Михайлович).

  • Подготовка к сочинению на лингвистическую тему 9 класс презентация
  • Подготовка к сочинению летние радости 5 класс презентация
  • Подготовка к сочинению летние радости 5 класс конспект
  • Подготовка к сочинению капитанская дочка 8 класс по плану презентация
  • Подготовка к контрольному сочинению памятный день 5 класс