1
Подготовка к итоговому сочинению по данному направлению
2
самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему. М. Р. Львов « Словарь — справочник по методике русского языка »
3
Отцы и дети Отцы и дети Мечта и реальность Мечта и реальность Месть и великодушие Месть и великодушие Искусство и ремесло Искусство и ремесло Доброта и жестокость Доброта и жестокость
4
разработка подходов к написанию сочинения и сбор материалов к итоговому сочинению по направлению « Отцы и дети »
5
1. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений ? 2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей ? 3. Почему молодое поколение зачастую не принимает взгляды поколения старшего ? 4. Возможно ли найти компромисс в конфликте родителей и детей ? 5. Кто прав в споре двух поколений ? 6. Роль семьи в жизни человека.
6
7. Подтвердите или опровергните слова Маргариты Наваррской : « Старики привыкли думать, что они всегда умнее, чем поколение, которое идет им на смену ». 8. Верно ли утверждение Екатерины II: « Во всяком возрасте почитай родителей »? 9. « Не надобно другого образца. Когда в глазах пример отца » ( А. С. Грибоедов ) 10. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением ?
7
1. Выберите одну из предложенных тем ( по 5- ти направлениям ). 2. Сформулируйте главную мысль вашего сочинения, она же первый тезис. Для того чтобы её сформулировать, её надо увидеть в теме, « зацепившись » за ключевое слово или слова ( желательно определить понятия через синонимы и антонимы ). Помощниками в формулировании темы могут быть пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы, словарные статьи из толкового словаря, энциклопедии. Подумайте, что именно вы будете утверждать, доказывать или опровергать. Подумайте, есть ли к вашему тезису антитезис.
8
Осмысление понятия « Конфликт » ( синонимический ряд ) СПОР СТОЛКНОВЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЕ ОБИДА ВРАЖДЕБНОСТЬССОРА ПРОТИВОДЕЙСТВИ Е БОРЬБА РАСХОЖДЕНИЕ ВО ВЗГЛЯДАХ
9
Осмысление понятия « Конфликт » ( антонимический ряд ) ГАРМОНИЯ СОГЛАСИЕ ЕДИНЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЬ ПОДДЕРЖКА ПРИМИРЕНИЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЕДИНСТВО ВО ВЗГЛЯДАХ
10
Дерево держится корнями, а человек семьей. Добрая семья прибавит разума — ума. Дружная семья не знает печали. Жизнь родителей в детях. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Не будет добра, коли в семье – вражда. Отца с матерью почитать горя не знать. Не чванься отцом – хвались сыном – молодцом.
11
« Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности ». ( А. С. Пушкин ) « Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми ». ( Р. Роллан ) « Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало — своих родителей ». ( А. Конар ) « Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей ». ( В. Ключевский ) « Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы ». ( Н. Карамзин ) « К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе ». ( Сократ ) « Любовь к родителям – основа всех добродетелей ». ( Цицерон ) « Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям » ( С. Батлер ).
12
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями « отцов » и « детей ». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений ( от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности ) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
13
Структура сочинения-рассуждения Лучше ограничиться двумя микро тезисами !
14
Как можно раскрыть тему ? Как можно раскрыть тему ?
15
ВСТУПЛЕНИЕ. Важно показать актуальность темы, сказав, что проблема существует на протяжении многих веков и всё более усугубляется. Для любого человека важны собственные душевные порывы, стремление к свободе, уважение к его мнению – особенно со стороны близких людей, родителей. Но он не всегда ощущает их стремление понять и принять его взгляды, поддержать в ситуации трудного жизненного выбора. 1. Можно написать сочинение на тему « Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений ?», взяв за основу утверждение, что конфликт этот вечен и преодолеть его невозможно. Тогда главная идея ( тезис ) вашего сочинения будет звучать так : « Конфликт поколений вечен и неразрешим ». Доказываем, что взаимоотношения « отцов » и « детей » извечно строятся на невозможности понимания между разными поколениями в силу определённых причин : разницы в возрасте, разных условий личностного формирования, разного воспитания, нежелания идти на компромисс, собственного эгоизма и т. п. Находим 2 примера в литературе, доказывающие эту точку зрения. 2. Другой вариант раскрытия темы : главная мысль ( антитезис ) — « Конфликт поколений можно преодолеть » ( Или : « Конфликта поколений можно избежать »). Доказываем, что конфликт « отцов » и « детей » – это вовсе не обязательная схема построения отношений между людьми разных поколений. Избежать разногласий между старшими и младшими удаётся тем семьям, где царят взаимное уважение и понимание друг друга. Аргументируем 2- мя примерами из художественной литературы. 3. Ещё один вариант раскрытия темы ( тезис и антитезис ): « Конфликт поколений вечен, но преодоление его возможно ». тогда говорим о том, что в силу объективных и субъективных причин ( см. выше, в варианте 1- ом ) конфликт между поколениями неизбежен, но стремиться к взаимопониманию между старшими и младшими необходимо. Для этого нужно прислушаться друг к другу, попробовать посмотреть на предмет разногласий с позиции оппонента и принять или хотя бы понять чужую точку зрения. В этом случае доказываем тезис с помощью 2- х противоположных примеров из художественного (- ых ) произведения (- ий ). Важно : 1) Доказательства ( аргументы ) должны доказывать ваш тезис ! 2) Аргументы должны сопровождаться примерами из художественной литературы ! 3) Вывод следует из аргументов и обязательно подтверждает ваш тезис ! Примерный вывод : Споры между « отцами » и « детьми » неизбежны, но важно не превращать эти споры в глубокий и непреодолимый конфликт. Для этого обеим сторонам нужно помнить, что и старшие, и младшие – это звенья одной цепи поколений, и прочность этой цепочки можно сохранить только добрыми отношениями, любовью, взаимопониманием.
16
ВСТУПЛЕНИЕ. Важно показать актуальность темы, сказав, что проблема существует на протяжении многих веков и всё более усугубляется. Для любого человека важны собственные душевные порывы, стремление к свободе, уважение к его мнению – особенно со стороны близких людей, родителей. Но он не всегда ощущает их стремление понять и принять его взгляды, поддержать в ситуации трудного жизненного выбора.
17
1. Можно написать сочинение на тему « Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений ?», взяв за основу утверждение, что конфликт этот вечен и преодолеть его невозможно. Тогда главная идея ( тезис ) вашего сочинения будет звучать так : « Конфликт поколений вечен и неразрешим ». Доказываем, что взаимоотношения « отцов » и « детей » извечно строятся на невозможности понимания между разными поколениями в силу определённых причин : разницы в возрасте, разных условий личностного формирования, разного воспитания, нежелания идти на компромисс, собственного эгоизма и т. п. Находим 2 примера в литературе, доказывающие эту точку зрения.
18
2. Другой вариант раскрытия темы : главная мысль ( антитезис ) — « Конфликт поколений можно преодолеть » ( Или : « Конфликта поколений можно избежать »). Доказываем, что конфликт « отцов » и « детей » – это вовсе не обязательная схема построения отношений между людьми разных поколений. Избежать разногласий между старшими и младшими удаётся тем семьям, где царят взаимное уважение и понимание друг друга. Аргументируем 2- мя примерами из художественной литературы.
19
3. Ещё один вариант раскрытия темы ( тезис и антитезис ): « Конфликт поколений вечен, но преодоление его возможно ». тогда говорим о том, что в силу объективных и субъективных причин ( см. выше, в варианте 1- ом ) конфликт между поколениями неизбежен, но стремиться к взаимопониманию между старшими и младшими необходимо. Для этого нужно прислушаться друг к другу, попробовать посмотреть на предмет разногласий с позиции оппонента и принять или хотя бы понять чужую точку зрения. В этом случае доказываем тезис с помощью 2- х противоположных примеров из художественного (- ых ) произведения (- ий ).
20
Важно : 1) Доказательства ( аргументы ) должны доказывать ваш тезис ! 2) Аргументы должны сопровождаться примерами из художественной литературы ! 3) Вывод следует из аргументов и обязательно подтверждает ваш тезис !
21
Примерный вывод : Споры между « отцами » и « детьми » неизбежны, но важно не превращать эти споры в глубокий и непреодолимый конфликт. Для этого обеим сторонам нужно помнить, что и старшие, и младшие – это звенья одной цепи поколений, и прочность этой цепочки можно сохранить только добрыми отношениями, любовью, взаимопониманием.
22
Важно показать актуальность темы, сказав, что проблема существует на протяжении многих веков и всё более усугубляется. Для любого человека важны собственные душевные порывы, стремление к свободе, уважение к его мнению – особенно со стороны близких людей, родителей. Но он не всегда ощущает их стремление понять и принять его взгляды, поддержать в ситуации трудного жизненного выбора. 1. Можно написать сочинение на тему « Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений ?», взяв за основу утверждение, что конфликт этот вечен и преодолеть его невозможно. Тогда главная идея ( тезис ) вашего сочинения будет звучать так : « Конфликт поколений вечен и неразрешим ». Доказываем, что взаимоотношения « отцов » и « детей » извечно строятся на невозможности понимания между разными поколениями в силу определённых причин : разницы в возрасте, разных условий личностного формирования, разного воспитания, нежелания идти на компромисс, собственного эгоизма и т. п. Находим 2 примера в литературе, доказывающие эту точку зрения. 2. Другой вариант раскрытия темы : главная мысль ( антитезис ) — « Конфликт поколений можно преодолеть » ( Или : « Конфликта поколений можно избежать »). Доказываем, что конфликт « отцов » и « детей » – это вовсе не обязательная схема построения отношений между людьми разных поколений. Избежать разногласий между старшими и младшими удаётся тем семьям, где царят взаимное уважение и понимание друг друга. Аргументируем 2- мя примерами из художественной литературы. 3. Ещё один вариант раскрытия темы ( тезис и антитезис ): « Конфликт поколений вечен, но преодоление его возможно ». тогда говорим о том, что в силу объективных и субъективных причин ( см. выше, в варианте 1- ом ) конфликт между поколениями неизбежен, но стремиться к взаимопониманию между старшими и младшими необходимо. Для этого нужно прислушаться друг к другу, попробовать посмотреть на предмет разногласий с позиции оппонента и принять или хотя бы понять чужую точку зрения. В этом случае доказываем тезис с помощью 2- х противоположных примеров из художественного (- ых ) произведения (- ий ). Важно : 1) Доказательства ( аргументы ) должны доказывать ваш тезис ! 2) Аргументы должны сопровождаться примерами из художественной литературы ! 3) Вывод следует из аргументов и обязательно подтверждает ваш тезис ! Примерный вывод : Споры между « отцами » и « детьми » неизбежны, но важно не превращать эти споры в глубокий и непреодолимый конфликт. Для этого обеим сторонам нужно помнить, что и старшие, и младшие – это звенья одной цепи поколений, и прочность этой цепочки можно сохранить только добрыми отношениями, любовью, взаимопониманием.
23
3. Напишите вступление. 4. Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства своей мысли ; сформулируйте их. 5. Подумайте, есть ли в ваших доказательствах слабое звено ; представьте, какие аргументы мог бы привести ваш воображаемый оппонент и что бы вы ему ответили.
24
В каких изученных нами произведениях речь идёт о конфликте поколений ?
25
6. Подумайте, какие литературные тексты могли бы помочь вам быть убедительными в доказательствах. 7. Напишите заключение. 8. Изложите всё на бумаге и проверьте себя.
26
I. Вступление II. Основная часть ый тезис аргумент микровывод ой тезис аргумент Микровывод III. Заключение ( общий вывод )
27
аналитическоеисторическоебиографическое личностноецитатное
28
обобщение сказанного цитата риторический вопрос призыв к читателю
29
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Итоговое сочинение
по направлению
«Отцы и дети»
Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
«Любовь и уважение к родителям
без всякого сомнения есть чувство
святое»
(В.Г. Белинский).
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Данное направление обращено к вечной
проблеме человеческого бытия, связанной с
неизбежностью смены поколений,
гармоничными и дисгармоничными
взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих
произведениях литературы, где
рассматриваются различные типы
взаимодействия между представителями
разных поколений (от конфликтного
противостояния до
взаимопонимания и преемственности)
и выявляются причины противоборства
между ними, а также пути их духовного
сближения.
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Как раскрыть тему
«Отцы и дети»
Постараемся
разобраться, как именно
можно раскрыть
проблему отцов и детей
в формате итогового
сочинения.
Обращаясь к
размышлениям над
темами данного
направления, прежде
всего вспомните все
произведения, где
показаны отношения
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Проблема эта многоплановая.
Возможно, тема будет сформулирована так,
чтобы заставить вас рассуждать о
семейных ценностях. Тогда вы должны
вспомнить произведения, в которых отцы и
дети – это кровные родственники.
Рассматривать в этом случае придётся
психологические и нравственные основы
семейных взаимоотношений, роль
семейных традиций, разногласия и
преемственность между поколениями
внутри семьи.
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Формулировка
проблемы
Возможный вариант
формулировки – это
темы, предполагающие
рассмотреть конфликт
между нравами
представителей разных
поколений вообще,
независимо от
родственных связей. В
этом случае
значительное внимание
следует уделить
взглядам людей,
обусловленным
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Говоря о споре поколений,
можно иметь в виду
идеологический
конфликт, т.е.
столкновение идеологий
людей, имеющих разные
политические взгляды.
Антагонисты данного
конфликта могут быть
ровесниками, но их
идейные принципы могут
отражать идеологию
определённых
социальных слоёв.
Отношения между
поколениями — это не
только конфликт, но и
преемственность,
желание передать
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Проблема отцов и детей — это
неразрешимый спор, длящийся
сотни лет. Роман Тургенева
«Отцы и дети» остается одним
из лучших произведений
мировой классики.
Беспристрастное описание
быта и отношений без прикрас
дает понять читателю, что
молодежь — это вечный
двигатель. За ними — сила и
новые свершения, изобретения
и улучшение жизни. Но зрелые
аристократы тоже живут своей
жизнью, их нельзя осуждать.
Они по-разному смотрят на
жизнь, не понимают взглядов
друг друга, но они счастливы.
Каждый по-своему. В этом и
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Тема отцов и детей вечна. Она особенно обостряется во время
переломных моментов общественного развития. Именно в этот
период выходцы из разных поколений представляют собой жителей
противоположных исторических эпох. Проблема отцов и детей в
изображении Тургенева отражает шестидесятые годы 19-го века.
Читатель может видеть не только семейную драму, но и
социальный конфликт между аристократическим дворянством и
развивающейся интеллигенцией.
Основными участниками процесса выступают молодой нигилист
Базаров и выдающийся представитель дворянства Павел Петрович
Кирсанов. В тексте описываются взаимоотношения Базарова с
родителями, а также рассматриваются примеры общения в семье
Кирсановых.
Проблема отцов и детей в изображении И. С. Тургенева
просматривается даже во внешнем облике персонажей. Евгений
Базаров представлен читателям как объект не от мира сего. Он
всегда мрачный, но обладает огромнейшей силой духа и
внушительным энергетическим запасом для новых свершений.
Особое внимание автор уделяет описанию высоких умственных
способностей героя. Павел Петрович Кирсанов обделён ярким
описанием ума, зато он предстает перед читателем как очень
ухоженный человек, все его описание состоит из восхищения
внешними характеристиками. Он всегда идеален, его можно увидеть
только в накрахмаленной белой рубашке и лаковых полусапожках.
Что и немудрено: его светское прошлое не дает себя забыть.
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Чтобы показать ошибки в молодёжных взглядах,
проблема отцов и детей в изображении Тургенева
отражается путём столкновения убежденного нигилиста
с членом аристократии. Павел Петрович Кирсанов
выбран автором представителем дворянского общества.
Впервые читатель видит этого героя идеально одетым в
английский сюртук. С первых строк понятно, что этот
человек является абсолютной противоположностью
Евгения Васильевича Базарова по вопросу отношения к
жизненным ценностям. Типичная жизнь зажиточного
аристократа сводилась к постоянному безделью и
Столкновение между представителем
праздникам.
аристократического общества и развивающейся
интеллигенции – это основная проблема, описанная в
произведении. Взаимоотношения Базарова и Кирсанова
являются доказательством существования конфликта
отцов и детей. Несмотря на то что они не связаны
родственными отношениями, тем не менее, два разных
социально-политических лагеря не находят точки
общего соприкосновения. Проблема отцов и детей в
изображении Тургенева на основании реальных
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Приступая к работе над романом «Отцы и дети», Тургенев ставил перед
собой задачу проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху
новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман «Отцы и
дети» — это спор двух культур: старой, дворянской, и новой,
демократической.
Давая оценку дворянства, изображенного на
страницах романа «Отцы и дети», Тургенев
писал: «Вся моя повесть направлена против
дворянства как передового класса. Вглядитесь
в лица Николая Петровича, Павла Петровича,
Аркадия. Слабость и вялость или
ограниченность. Эстетическое чувство
заставило меня взять именно хороших
представителей дворянства, чтобы тем вернее
доказать мою тему: если сливки плохи, что же
молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно
потому и выбраны мною, чтобы доказать их
несостоятельность».
Таким образом, в романе «Отцы и дети» идейные взгляды и противоречия,
характеры и чувства рассматриваются в свете столкновения не столько
разных поколений русского общества, сколько представителей двух разных
общественных классов — дворян и разночинцев, олицетворяющих собой
настоящее и будущее России.
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Отношения Базарова с
родителями
В семье Евгения Базарова
существует проблема отцов и
детей. Тургенев И. С. находит ее
отражение в отношении героя к
родителям. Оно носит
противоречивый характер.
Базаров признается в своей
любви к ним, но одновременно с
этим презирает их глупые и
бесцельные жизни. Это его
непоколебимая жизненная
позиция. Но, несмотря на его
отношение, родителям сын был
очень дорог. Старички очень
любили его, смягчали
напряженные разговоры. Даже
после смерти главного героя
произведения рассматривается
сам момент их безусловной
любви. Тургенев описал сельское
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Темы сочинений «Отцы и дети»
Примерный список тем для итогового
сочинения в 2018/2019 учебном году по
официальному направлению от ФИПИ —
«Отцы и дети».
Напоминаем, что это примерные темы!
Точный список тем будет известен за 15
минут до начала итогового сочинения.
Первым делом в вопросе о темах по
направлению ОТЦЫ И ДЕТИ обратим
внимание на итоговое сочинение в 2015 году
— именно тогда прозвучала тема «Спор
поколений: вместе и врозь». Эта тема
практически полностью перекликается с
актуальной «Отцы и дети», поэтому мы смело
можем обратиться к РЕАЛЬНЫМ темам 2015
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Реальные темы 2015 года
(«Спор поколений: вместе и
врозь»):
— Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
— Почему так важно сохранять связь между
поколениями?
— Почему тема «отцов и детей» часто присутствует
во многих произведениях литературы?
— Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли
согласие?
— Роль родительского наставления в жизни
человека.
— Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
— В чём истоки непонимания между людьми разных
поколений?
— Что может мешать отцам и детям понять друг
друга?
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
— Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
— Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
— Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь
на одной стороне?
— Является ли вечным спор поколений?
— Всегда ли ценны заветы отцов?
— «Век нынешний и век минувший»: причины
конфликта.
— В какие времена обостряется конфликт «отцов и
детей»?
— Трудно ли быть взрослым?
— Какую роль в становлении личности может играть
семья?
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
— Рождается ли истина в споре поколений?
— «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
— Почему дети и родители не всегда понимают друг
друга?
— Какое значение имеет пора юности в жизни
человека?
— Почему «отцы и дети» – вечная тема?
— Какую роль в становлении личности могут играть
старшие?
— Что значит быть взрослым?
— Важно ли человеку получить родительское
напутствие?
— В чём, по-вашему, должна проявляться
родительская любовь?
— Родители и дети: спор или диалог?
— «Гордиться славою своих предков не только
можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Возможные темы
сочинений:
— «Какие уроки можно
извлечь из противостояния
представителей разных
поколений?»
— «Спор поколений — вечный
или временный?»
— «Всегда ли конфликт между
отцами и детьми приводит к
вражде?»
— «Есть ли победители и
побежденные в споре отцов
и детей?»
— «Какое влияние старшие
могут оказать на своих
детей?»
— «В чем заключается
конфликт между
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
— «Как изменился конфликт отцов и детей со
временем?»
— «Каковы последствия разрушения
преемственности поколений?»
— «Почему конфликт отцов и детей вечен?»
— «Что такое преемственность поколений?»
— «Почему отцы всегда поучают детей?»
— «Почему разные поколения не понимают друг
друга?»
— «Почему нужно уважать старших?»
— «К чему ведет конфликт отцов и детей?»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
— «Как помирить отцов и детей?»
— «Вечный конфликт родителей и детей: в поисках
компромисса»
— «Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и
дети»?»
— «Смысл названия романа «Отцы и дети«»
— «Дети и детство в русской литературе»
— «Современные проблемы детей»
— «Любовь и дети»
— «Роль семьи в жизни человека»
— «Любовь и уважение к родителям без всякого
сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
— «Любовь к родителям – основа всех
добродетелей» (Цицерон).
— Три бедствия есть у человека: смерть, старость и
плохие дети. От старости и смерти никто не может
закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом
могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
— «Неблагодарный сын хуже чужого: это
преступник, так как сын не имеет права быть
равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
— «Неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности» (А.С.Пушкин).
— «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-
нибудь из близких» (Бабрий).
— «Ничто не бывает так редко на свете, как полная
откровенность между родителями и
детьми»(Р.Роллан).
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
«Отцы и дети» в литературе: список
произведений
Так или иначе эта тема присутствует почти во
всех произведениях, изученных вами в школе.
Но ярче всего конфликт «отцов и детей»
отразился, конечно, в одноимённом романе И.
С. Тургенева, в котором он является основным,
сюжетообразующим, а также в пьесе «Гроза»
А. Н. Островского и повести «Тарас Бульба» Н.
В. Гоголя. Хорошо представлена эта тема и в
комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
В менее выраженной форме и более узкой
трактовке мы обнаружим её в повестях
«Дубровский» и «Станционный смотритель» А.
С. Пушкина, стихотворении «Дума» М. Ю.
Лермонтова, пьесе «Вишнёвый сад» А. П.
Чехова, повести «Прощание с Матёрой» В. Г.
Распутина и др.
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Список литературы:
«Гроза», А.Н. Островский
«Война и мир», Л.Н. Толстой
«Преступление и наказание», «Униженные и
оскорбленные», Ф.М. Достоевский
«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А.
Шолохов
«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С.
Пушкин
«Тёмные аллеи», И.А. Бунин
«Обломов», И.А. Гончаров
«Уроки французского», «Последний срок», В.Г.
Распутин
«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
«Вишневый сад», А.П. Чехов
«В дурном обществе», В.Г. Короленко
«Детство», А.М. Горький
«Расплата», В. Тендряков
«Завтра была война», Б. Васильев
«Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин
«Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Цитаты и афоризмы по направлению
«Отцы и дети»
«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть
чувство святое» (В.Г.Белинский).
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие
дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери
своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»
(В.А.Сухомлинский).
«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как
сын не имеет права быть равнодушным к матери»
(Г.Мопассан).
«Неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности» (А.С.Пушкин).
«Острее жалит боль, когда ее причиняет ктонибудь из
близких» (Бабрий).
«Ничто не бывает так редко на свете, как полная
откровенность между родителями и детьми» (Р.Роллан).
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
«Большинство из нас становятся родителями, ещё не
перестав быть детьми». Миньон Маклофлин
«Брак это многолетний героический труд отца и матери,
поднимающих на ноги своих детей. Джордж Бернард Шоу
Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это
родителям». Сэмюэл Батлер
«Когда ребёнок подрос, для родителей самое время научиться
стоять на собственных ногах». Фрэнсис Хоуп
«Даже дьявол у себя в аду хотел бы иметь вежливых и
послушных ангелочков». Владислав Гжегорчик
«Дети всего внимательнее слушают тогда,
когда говорят не с ними». Элеанора Рузвельт
«Если бы только родители могли себе
представить, как они надоедают своим
детям!» Джордж Бернард Шоу
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Если вы хотите научить своих детей воровать, заставьте их
подольше выпрашивать все, что вы им даете. Генри Уилер Шоу
Если ребёнок вдруг стал послушным, мать пугается не на шутку
уж не помирать ли он собрался. Ралф Эмерсон
Когда дети ставили отца в тупик, он отправлял их в угол.
Валерий Миронов
Когда до моих родителей наконец дошло, что меня похитили,
они не медлили ни минуты и сразу же сдали внаем мою
комнату. Вуди Аллен
Когда имеешь дело с пятилетним ребёнком, главная опасность
заключается в том, что очень скоро сама начинаешь говорить
как пятилетняя. Джин Керр
Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с
трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один
год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за
последние семь лет. Марк Твен.
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
«Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у
тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец
обычно бывает не прав». Лоренс Питер.
«Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а
родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих
детей вырастают все более хорошие родители». Веслав
Брудзиньский.
«Отцовские и сыновние чувства различны: отец питает
любовь к сыну; сын питает любовь к памяти отца».
Неизвестный англичанин (XVIII в.).
«Первую половину жизни нам отравляют родители, вторую –
дети». Кларенс Дарроу.
«Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки
детей». Василий Ключевский.
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
«Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало
своих родителей». Альфред Конар.
«Ни один ребёнок не может опозорить родителей так, как
родитель – ребенка». Ян Курчаб.
«Никогда не отмечай сходства детей с их отцом: это
может вызвать неприятное изумление». Станислав Ежи Лец.
«Отцов не должно быть ни видно, ни слышно. Только на этой
основе можно построить прочную семью». Оскар Уайльд.
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению выпускника по тематическому направлению «Отцы и дети»
Слайд 1
Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению: “ Анализ эпизода “ Смерть Базарова». 2 часа
Слайд 2
Цель урока: Подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
Слайд 3
Задачи: ОБУЧАЮЩАЯ : раскрыть образ Базарова как «лица трагического»; обучить анализу эпизода текста; рассмотреть эпизод «Смерть Базарова» и его роль в романе РАЗВИВАЮЩАЯ: закрепить понятия «сюжет», «композиция произведения»; повторить типы речи; повторить изобразительно-выразительные средства языка; закрепить понятия «тема», «проблема произведения»; закрепить у учащихся умение находить авторскую позицию в тексте
Слайд 4
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ : вызвать у учащихся сочувствие к герою, восхищение его мужеством, душевной стойкостью перед лицом смерти; вызвать чувство скорби от гибели столь самобытного и сильного человека, желание понять героя, его мысли и чувства
Слайд 5
Урок 1
Слайд 7
…Умереть так, как умер Базаров,- это все равно, что сделать великий подвиг. Д. И. Писарев « Базаров»
Слайд 8
… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе. Д.И. Писарев. … Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова. ( Д.И. Писарев)
Слайд 9
Ход урока I . Организационный момент. II . Вступительное слово учителя. III . Анализ текста
Слайд 10
Какие, на ваш взгляд, сцены и эпизоды романа являются ключевыми, важными для оценки героя ?
Слайд 11
Можно выделить несколько таких эпизодов : 1-й – спор Базарова и Павла Петровича в 10-й главе 2-й – разговор Базарова с Аркадием под стогом сена в 21-й главе 3-й – болезнь и смерть Базарова ( глава 27 )
Слайд 12
В основе НИГИЛИЗМА Базарова – отрицание общественных норм, правил, принципов.
Слайд 13
Базаров не хочет признавать свое идейное поражение . Он отвергает природу и любовь как храм души . Какое место занимает этот эпизод в романе?
Слайд 14
Урок 2 Анализ эпизода из 27 главы « Смерть Базарова»
Слайд 15
План анализа эпизода : Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения Речевой строй ( описание, повествование, наличие авторских отступлений, диалоги) События, которые происходят в эпизоде, их участники, какие стороны характера героев здесь раскрываются
Слайд 16
4) Цель использования автором изобразительных деталей 5) Художественные приемы ( авторская характеристика, взаимохарактеристика , портрет, пейзаж, мысли, чувства, дела героев, их речь) 6) Изобразительно-выразительные средства( метафоры, эпитеты и т. д.), их роль
Слайд 17
7) Тема и проблема произведения и значение эпизода для раскрытия идеи произведения; выражение авторской позиции Свое отношение к изображаемому ( в ходе анализа ) 9) Дать название эпизоду, если есть необходимость
Слайд 18
Какую роль играют страницы, посвященные смерти Базарова?
Слайд 19
По словам Д. И. Писарева, « весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова . Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева».
Слайд 20
Изобразительно-выразительные средства: Эпитеты: лицо – мертвенное, воспаленное, холодным и томительным испугом, безобразное зрелище ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ: Она не то бы почувствовала, если бы точно его любила МЕТАФОРА: Попал под колесо, моя собственная форма уже разлагается; червяк полураздавленный ; обломаю дел много; вилять хвостом. ГРАДАЦИЯ: Молодая, свежая, чистая АНТИТЕЗА: Молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате ФРАЗЕОЛОГИЗМ: Днем с огнем не сыскать
Слайд 21
Жалко ли нам героя?
Слайд 22
Что же хотел сказать И.С.Тургенев смертью Базарова?
Слайд 23
Пришел или нет к Богу Базаров?
Слайд 24
Тургенев не дает прямого ответа на этот вопрос. Вопрос остается открытым. Базаров, отрицая Бога, полагал себя титаном-гигантом ( Чтение отрывка: « И ведь тоже думал…»)
Слайд 25
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Прочитать статьи: М.А. Антонович « Асмодей нашего времени» Д.И.Писарев « Базаров», « Нерешенный вопрос», « Прогулка по садам российской словесности», « Посмотрим!», « Новый тип», « Реалисты». А.Герцен « Еще раз Базаров». Н.Н. Страхов «Отцы и дети». Написать сочинение – анализ эпизода « Смерть Базарова»
Слайд 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Природа». Л.С. Айзерман . «Беспокойный и тоскующий Базаров».- Книга «Литература в старших классах. Уроки и проблемы». Ф.М. Достоевский. Зимние заметки о летних впечатлениях. Д.И. Писарев. Базаров. «Отцы и дети», роман И.С. Тургенева. 1862 г. А. Герцен. Еще раз Базаров. М. Антонович. Асмодей нашего времени. Лев Айзерман . Роман Тургенева «Отцы и дети» на уроках литературы. А.П. Дмитриев. «Отцы и дети» И.С. Тургенева глазами духовных критиков. Е.А. Гаричева . Путь к литературному герою. Базаров. – Человек в романах И.С Тургенева. В.М. Маркович. И.С. Тургенев и русский реалистический роман 19 века. – Л: 1982 г. Ю. Манн. Базаров и другие. – 1985 г. В.А. Недзвецкий, П.Г. Пустовойт , Е. Ю. Полтавец. Диспут поколений. «Отцы и дети». И.С. Тургенев. Гамлет и Дон Кихот. 1860. И.И. Аркин. Возвращение к литературе. Полемический роман И.С. Тургенева.- ЛВШ № 2, 1998г. Ю. Айхенвальд . Силуэты русских писателей.- М: 1994г. Дресвянников В.В. «Родине поклонитесь». И.С. Тургенев. Литературная композиция. 10 класс.- ЛВШ № 6, 1998 г.
Подготовка к написанию сочинения на тему: «Мир «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».
Вступление.
В своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 50-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, улучшающие жизнь народа. Потому что старые порядки потихоньку себя изживали. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами. В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир «отцов» и «детей».
Основная часть.
Основной конфликт романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержится в идейном столкновении двух «поколений» русского общества: дворянского и разночинно-демократического. Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм — учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.
Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем «отцов». Он либерал и гордится этим. «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел…; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями…», — говорит он.
Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: «пруды с худыми плотинами», деревеньки с «до половины разметанными крышами», мужички, «обтерханные, на плохих клячонках»… Подслушав слова Базарова о том, что «его песенка спета», Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны.
Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, вызывает у Базарова как у представителя «молодого» поколения возмущение и непонимание. Николай Петрович — человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником.
Если Евгений — нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без принципов и авторитетов: «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя»! Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся к консерватизму.
Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он «сидит сложа руки». Народ, по его мнению, «чтит предания», «не может жить без веры», но, разговаривая с мужиками, Павел Петрович «морщится и нюхает одеколон».
Любовь к народу символизирует для него пепельница в виде крестьянского лаптя, стоящая на столе. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что «его песенка спета», он убежден в том, что «дети» не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их.
Кирсанов убежден, что живет правильно и достоин уважения. Он способен на большое чувство, честен и благороден. После дуэли Кирсанов признает силу характера Базарова и отмечает мужество, с которым тот держался.
Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых «этим» и «это» говорит «эфтим» и «эфто».
Его речь изобилует выражениями типа «считаю своим долгом», «не соблаговолите ли вы…». Трагическая любовь к пустой светской красавице перевернула его жизнь, он уехал в имение, где живет с братом Николаем Петровичем.
Появление Евгения Базарова, человека противоположных взглядов и устремлений, внесло в тихую, безмятежную жизнь «отцов» беспокойство и раздражение. Базаров презирает ценности дворянского класса, живет по своим законам.
Даже лакей Прокофьич, привыкший к привычкам «настоящих господ», возмущен грубыми манерами гостя, которого привез Аркадий. Свой немыслимый балахон с кистями Базаров называет «одежонкой», будучи в гостях, ведет себя вызывающе с хозяевами. По мнению молодого нигилиста, Павел Петрович – «феодал», «архаическое явление», жизнь его – «пустота и распущенность», его «принсипы» – пустые слова.
Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее «романтика» берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.
Аркадий Кирсанов, несмотря на молодость, по взглядам принадлежит к поколению «отцов». Его захватили бунтарские речи Базарова, он уважает в друге целеустремленность и стойкость, но характер у него добрый, покладистый, он не может быть лидером, только ведомым.
Аркадий с молоком матери впитал идеологию и жизненные устои дворянства, ему привычны роскошь, покой и безмятежная жизнь дворянина. Он любит Катеньку Одинцову, счастлив с семьей, его вполне устраивает жизнь помещика. Из попытки подражать Базарову у Аркадия ничего не вышло. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма, в идеях которого он потом разочаровывается. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.
Заключение.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм. Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. Сам Тургенев писал, что он показал «сливки» дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных…
23 сентября 2018
В закладки
Обсудить
Жалоба
Презентации для подготовки к итоговому сочинению
Презентации к занятиям по подготовке к итоговому сочинению.
Автор: Шевчук Анна Петровна.
Отцы и дети
Презентация «Итоговое сочинение. Направление «Отцы и дети» содержит методические рекомендации по подготовке выпускника к написанию работы. Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений, поэтому дан рекомендательный список произведений, где рассматриваются вопросы воспитания в семье, конфликты между поколениями, приведены примерные темы сочинений, цитаты и афоризмы по направлению «Отцы и дети».
Презентация: otcy-i-deti.pptx
PDF: otcy-i-deti.pdf
Мечта и реальность
Как раскрыть тему «Мечта и реальность»? Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего надо вспомнить все произведения, которые нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Презентация: mesta-i-realnost.pptx
PDF: mesta-i-realnost.pdf
Месть и великодушие
Как раскрыть тему «Месть и великодушие»? Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего надо вспомнить все произведения, где понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Данная презентация знакомит одиннадцатиклассника с произведениями по тематическому направлению «Месть и великодушие», помогает разобраться в поступках героев. Даны примерные темы сочинений, приведены афоризмы и толкования ключевых слов.
Презентация: mest-i-velikodushie.pptx
PDF: mest-i-velikodushie.pptx
Искусство и ремесло
«Искусство и ремесло» — это самое сложное направление в этом году. Его трудность заключается в том, что далеко не во всех произведениях поднимается такая узкая тема. Но если вы все же решили написать сочинение по этому направлению, то эта презентация для вас, здесь вы найдете определение таким понятия как «искусство», «ремесло», познакомитесь с видами искусства не только в области литературы. Ну и, конечно же, вашему вниманию представлены произведения наших классиков, где мастерски авторами показано влияние искусства на восприятие мира героями произведений.
Презентация: iskusstvo-i-remeslo.pptx
PDF: iskusstvo-i-remeslo.pdf
Доброта и жестокость
Доброта и жестокость соседствуют в нашей жизни, и между ними длится вечный бой. Что такое доброта? Что такое жестокость? Почему люди бывают жестоки друг к другу? Кого можно назвать добрым человеком, а кого жестоким? Может ли доброта принести человеку разочарование?
На эти и другие вопросы придется ответить одиннадцатикласснику при написании сочинения по тематическому направлению «Доброта и жестокость». Презентация поможет будущему выпускнику разобраться в потоке информации по данному направлению и подготовиться к написанию работы.
Презентация: dobrota-i-zhestokost.pptx
PDF: dobrota-i-zhestokost.pdf
Слайд 1
Описание слайда:
Подготовка к итоговому сочинению. Направление «Отцы и дети»
Костина Екатерина Николаевна
МБОУ Заброденская СОШ
Слайд 2
Описание слайда:
Формулировка задания
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему.
В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Слайд 3
Описание слайда:
«ОТЦЫ И ДЕТИ».
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Слайд 4
Описание слайда:
Быть похожим на родителей — это достоинство или недостаток?
Быть похожим на родителей — это достоинство или недостаток?
Слайд 5
Описание слайда:
Быть похожим на родителей — это достоинство или недостаток?
Пишем вступление
1. Какова роль родителей в жизни человека?
2. Что стараются передать родители своим детям?
3. Почему, на ваш взгляд, родители бывают иногда строгими с детьми?
4. В чем причина, на ваш взгляд, самонадеянности детей и их стремления поступать иногда вопреки воле родителей?
5. В каком случае быть похожими на родителей – достоинство?
Слайд 6
Описание слайда:
Быть похожим на родителей — это достоинство или недостаток?
Основная часть.
Тезис № 1.
1. Можно ли согласиться с тем, что духовная близость между родителями и детьми – залог гармоничных отношений?
2. В каком произведении русской литературы вы встречали пример духовной близости межу родителями и детьми?
(Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»)
Слайд 7
Описание слайда:
3. Какими были взаимоотношения между старым князем Николаем Андреевичем Болконским и его сыном князем Андреем?
3. Какими были взаимоотношения между старым князем Николаем Андреевичем Болконским и его сыном князем Андреем?
4. Какой наказ даёт старый князь, когда провожает сына на войну?
5. Выполняет ли наказ отца молодой князь Андрей?
6. Почему именно старому князю поручает князь Андрей воспитание своего сына?
Микровывод: Можем ли мы утверждать, что достойная жизнь родителей – пример для подражания у детей.
Слайд 8
Описание слайда:
Быть похожим на родителей — это достоинство или недостаток?
Тезис № 2
1. Возникновение непонимания между поколениями может ли стать причиной того, что дети не хотят быть похожими на своих родителей?
2. В каком произведении русской литературы вы встречали пример нежелания детей быть похожими на своих родителей?
(И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»)
Слайд 9
Описание слайда:
3. Кем считали себя Базаров и Аркадий?
3. Кем считали себя Базаров и Аркадий?
4. Почему Базаров был уверен, что время «отцов» прошло?
5. Почему Аркадий испытывает неловкость перед Базаровым, когда отец цитирует Пушкина или играет на виолончели?
Микровывод:
На чьей стороне правда, с точки зрения автора: на стороне разрушителей всего старого и отжившего или на стороне тех, кто живёт по нравственным законам, переданным предыдущими поколениями?
На кого становится похож Аркадий?
Слайд 10
Описание слайда:
Быть похожим на родителей — это достоинство или недостаток?
Общий вывод
Быть похожими на родителей – это, безусловно, достоинство, если…