Подготовка
к сочинению по творчеству И.А. Крылова
Цели:
Образовательная: обобщить знания о биографии и творчестве писателя
и подготовить к написанию домашнего сочинения
Развивающая: развивать коммуникативные навыки учащихся: построение
устного ответа
Воспитывающая: развивать умения организовывать свою работу
Здравствуйте, ребята!
На прошлом уроке мы с вами анализировали басню И.А. Крылова «Листы
и Корни». Ваши одноклассники подготовили инсценировку данного произведения.
Давайте посмотрим.
Стулья, реквизит
Развитие умения презентовать художественный текст на сцене
Развитие актерских навыков, развитие выразительного чтения
2.
Проверить домашнее задание
Фронтальный опрос
Вам на дом было задано прочитать басню Крылова «Ларчик» и ответить
на вопросы.
О чем басня?
Какова мораль басни?
Ответы на «домашние» вопросы на оценку нам зачитает…
Тетради с домашним заданием, учебники
Развитие умения самостоятельно анализировать художественный текст
Развитие коммуникативных навыков учащихся
3.
Актуализировать знания о композиции сочинения
К следующему уроку вам нужно будет написать сочинение по
творчеству И. А. Крылова.
Что такое сочинение?
Давайте вспомним композицию сочинения. Из каких частей состоит
сочинение? (вступление, основная часть и заключение)
Вступление вводит в тему, дает предварительные, общие
сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
На слайде вы видите, что может быть во вступлении. Тема вашего
сочинения будет звучать так: «В мире басен И.А. Крылова. …» Я предлагаю вам
выбрать любую из трех басен Крылова, которые мы изучили с вами на прошлых
уроках, и написать по ней сочинение.
Как вы думаете, что можно написать во вступлении? Какая информация
будет необходимой?
Например. Басни занимают особое место в
творчестве И.А. Крылова. Басня представляет собой короткий рассказ в стихах или
прозе с четко сформулированной моралью. Цель басни – осмеяние человеческих
пороков…
В баснях И.А. Крылова отражена его жизнь.
Так, основой для сюжета басни «Осел и Соловей» стал один случай…
Запишите 2-3 предложения.
Основная часть представляет собой анализ литературного
произведения в соответствии с заданной темой.
В основной части вы непосредственно напишите о той басне, которую
вы выбрали. О героях, о ситуации, о морали. Не забудьте об аллегории – что скрывается
за образами животных и растений? Как изображает героев автор? С помощью каких
изобразительных средств? Как вы понимаете мораль басни?
Давайте вспомним те басни, которые мы с вами изучили на прошлых
уроках. Героев, аллегории, за которыми скрываются человеческие пороки и мораль
басни. Зачитайте ее и еще раз объясните.
Но в основной части не должно быть простого пересказа текста. Если
описываете ситуацию, то обязательно скажите о том, что же этим хотел сказать
автор? Для чего он создает свое произведение?
Заключение должно стать итогом вашего сочинения, в нем вы обобщите
все сказанное и еще раз остановитесь на самом главном. Напишите в заключении о
своем отношении к басне. Или свяжите басню с настоящим: актуальна ли она
сегодня и почему?
Например. Я считаю, что мораль басни
«Листы и Корни» применима и к нашему времени…
Презентация
Знания о композиции сочинения. Развитие умения высказываться о
прочитанном произведении
Развитие навыка анализировать и обобщать, развитие речи учащихся
4.
Домашнее задание
Написать сочинение на тему: «В мире басен И.А. Крылова. «…»»
Тема : Подготовка к сочинению по басням И.А. Крылова.
(Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»)
Цель урока – написать сочинение на тему: «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?»
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Когда, в какой семье родился И.А. Крылов?В чем проявилась одаренность будущего баснописца?В каком возрасте И.А. Крылов написал свою первую басню?Как будущий писатель работал над собой?В каких сферах творческой деятельности проявил себя?Что принесло ему прижизненную славу и популярность?2.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского О И.А.Крылове и ответьте на вопросы:
(К.П. Брюллов. Портрет И.А. Крылова)
«Личность Крылова вся отразилась в его баснях…Человек, живой по натуре, умный, знавший людей, – Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности…Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца…Хорош был этот старик-младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его». (В.Г. Белинский)
Как вы думаете, какую черту характера баснописца – леность, простодушие или ум, живость натуры – подчеркнул в своей картине художник К.П. Брюллов? Докажите свою точку зрения.Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова «стариком-младенцем»?О чем говорит спокойное лицо баснописца?II. Задания для создания эвристической ситуации:
1.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о произведениях И.А.Крылова:
«Множество стихов Крылова обратилось в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами». (В.Г. Белинский)
2.Выпишите из басен И.А. Крылова слова, ставшие пословицами и поговорками.
3.Подберите к рассказам подходящую пословицу из басен И.А. Крылова.
1) Учитель географии вызвал к доске Костю и попросил рассказать о населении США. Костя, неплохой ученик, переминался с ноги на ногу у карты, но так ничего и не произнес. «Садись, плохо!» – сказал учитель. В классе все удивились, почему Костя не ответил. Один говорит: «У него книги не было». Другой говорит: «Материал очень трудный, легко ли – целая Америка!» Третий говорит: «У него температура, он болен». А сосед спрашивает: «Костя, почему ты не смог ответить?». «Да не выучил, на катке был», – ответил Костя.
2) Идут по коридору два мальчика – Саша из 5 «А» и Витя из 5 «Б». Оба они были участниками редколлегии и выпустили к Новому году стенгазеты. Подошли к Петиной – буквы кривые, рисунки неаккуратные, а Витя хвалит друга: «Хороша газета!» Потом Витя показал свою работу: на стенгазете пятна разлитой краски и поздравления сухие, казенные. А друг хвалит: «Здорово получилось!»
3) На уроке математики Вова списывал у соседа задачу. Учитель заметил это и стал стыдить нерадивого ученика, а тот дождался, когда учитель отвернулся, и продолжал списывать.
Справка. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». «А Васька слушает да ест». «А ларчик просто открывался».
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
Из какой басни И.А. Крылова эти пословицы?– Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
– Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.
– Слона-то я и не приметил.
– А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
– Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на слона.
– У сильного всегда бессильный виноват.
– А воз и ныне там.
– Демьянова уха.
– А ларчик просто открывался.
– Сильнее кошки зверя нет.
– А Васька слушает да ест.
– Беда, коль пироги начнет печи сапожник.
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Прочитайте высказывание В.А.Жуковского и Ж.Н. Критаровой об И.А.Крылове и ответьте на вопросы:
«Мы позволяем себе утверждать, что Крылов может быть причислен к переводчикам искусным и потому точно заслуживает имя стихотворца оригинального. Слог басен его легок, чист и всегда приятен». (В.А. Жуковский)
«Крылов в басенном творчестве, безусловно, опирался на опыт всей предшествующей литературы от Эзопа и Лафонтена до своих предшественников в России. Однако ему удалось создать совершенно оригинальные, истинно русские басни. Это дало право Пушкину назвать Крылова “представителем духа народа”». (Ж.Н. Критарова)
Почему И.А.Крылова назвали стихотворцем оригинальным»?За что Пушкин назвал И.А. Крылова «представителем духа народа»?
2.Сравните басню Эзопа и басню И.А. Крылова.
Эзоп «Лисица и виноград»
И.А. Крылов «Лисица и виноград»
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
Согласны ли вы с тем, что, опираясь на опыт предшественников, И.А. Крылов создал «совершенно оригинальные басни»?3.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о стиле баснописца И.А.Крылова и ответьте на вопросы:
«Иван Андреевич любил делать первые накидки своих басен на лоскутках, с которых переписывал на листочки, поправлял и снова переписывал… На одну из его басен есть у меня три экземпляра: самый первый, разумеется, более перемаран: следующие, постепенно, один чище другого. В каждом из них есть изменения; в печатных изданиях нахожу новые улучшения; следовательно, труд был вторым его гением: ум был изобретателем, а труд усовершителем… “Я до тех пор читал мои новые стихи, – говорил мне Иван Андреевич, – пока некоторые из них мне не причитаются, т. е. перестанут нравиться; тогда их поправляю или вовсе переменяю”». (М.Е. Лобанов)
Как работал над своими баснями И.А. Крылов?Как вы понимаете выражение «ум его был изобретателем, а труд усовершителем…»?4.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о главных мотивах басен И.А.крылова и ответьте на вопросы:
«Особенно острую критику в баснях И.А. Крылова вызывает невежество». (М.Е. Лобанов)
Какие пороки общества и человека предает осмеянию И.А. Крылов?Как вы понимаете значение слова «невежество»?5.Назовите басни И.А. Крылова, где главной темой является критика невежества.
6. Прочитайте высказывание Т.П.Буслаковой о композиции басни и ответьте на вопросы:
«Композиция басни дает возможность сочетать комизм сказочной сценки с серьезным, обличительным тоном заключительного морального вывода.
“Свинья под Дубом” – одна из тех редких басен Крылова, в которых сказочный сюжет не имеет комического смысла. Свинья – откровенно отрицательный образ. В моральном выводе, завершающем басню, вековой Дуб ассоциируется с науками и ученьем, которые “бранит” невежда».
(Т. П. Буслакова)
Чем басня «Свинья под Дубом» отличается от других басен Крылова?Какие чувства вызывает у вас образ Свиньи: улыбку или резкое неприятие?Случайно ли, на ваш взгляд, баснописец ассоциирует невежество со свиньей, а науки и ученье – с дубом?Как вы понимаете мораль басни? Приведите примеры из жизни, характеризующие этот случай.Коллективное выполнение задачи:
1.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни «Волк на псарне» и ответьте на влопросы:
«Басня “Волк на псарне” представляет собой сказочную сценку, политический смысл которой восстанавливается из конкретных исторических событий». (И.И. Срезневский)
Какие исторические события отражены в басне «Волк на псарне»?Согласны ли вы с тем, что басня представляет собой сказочную сценку? Докажите свою точку зрения.2. Прочитайте другое высказывание И.И.Срезневского – о герое басни «Волк и ягненок» и ответьте на вопросы:
«Сквозной персонаж, олицетворяющий у Крылова, так же как в русских сказках, злую силу, оказывается перед теми, кто способен на драку с ним. Зло сильно перед слабым ягненком (басня “Волк и ягненок”), а на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца. Он пускается в переговоры, давая волчью клятву быть верным “общему ладу”».
(И.И. Срезневский)
Почему на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца?Как вы думаете, можно ли верить волчьей клятве? Почему?3.Докажите, что образы И.А. Крылова перекликаются с фольклорными.
4.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни и ответьте на вопросы:
«На вопрос, возможно ли примирение между добром и злом, в басне отвечает ловчий. В этом образе воплощена вековая народная мудрость: зло должно быть наказано…»
(И.И. Срезневский)
Найдите в басне характеристику ловчего.Кто является прототипом этого персонажа?В каких словах ловчего воплощена «вековая народная мудрость»?5. Критик В.Г. Белинский писал: «Басни И.А. Крылова – не просто басни: это повесть, композиция, юмористический очерк, злая сатира».
Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что в баснях И.А. Крылова можно найти и искусное повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру? Докажите свой ответ примерами.6. Пользуясь словарем литературоведческих терминов, выясните, чем отличаются юмор и сатира.
7.Ответьте на вопросы викторины «Герои басен И.А. Крылова: о ком идет речь?»:
Она «наелась желудей досыта, до о…
Обновлено: 10.01.2023
Оформление кабинета: портреты И.А. Крылова, тексты басен, на доске (через проектор) – годы жизни Крылова, понятия мораль и басня, тема урока.
Иван Андреевич Крылов. (1769 – 1844)
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)
Ход урока
Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают его как “дедушку Крылова”. Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты знали и любили басни Крылова. Он бывал в доме у Дельвига, когда там собирались литераторы, и всегда басни Крылова оставались злободневными и остроумными.
Знают Крылова и сейчас Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.
И.А. Крылов был сторонником просвещения и хотел доказать той части дворян, которые выступали против развития науки (а таких было немало даже при дворе), их неправоту. Басня была сильным оружием в этом споре.
Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”.
А что же такое басня? Кто знает?
БАСНЯ – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Все ли слова понятны? Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла
Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягненком – беззащитный человек.
Язык басен легкий, простой, запоминаются басни хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль, то есть мораль.
МОРАЛЬ – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
И несут люди по жизни тог, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, например, что “услужливый дурак опаснее врага”, что “у сильного всегда бессильный виноват”, что “лесть гнусна, вредна”, и что “в сердце льстец всегда отыщет уголок”.
- А теперь обратимся к басням.
- “Ворона и Лисица”.
- Найдите в басне мораль (Уж сколько лет твердили миру…)
- Что такое ЛЕСТЬ? (лицемерие, угодливое восхваление)
- Почему она гнусна, то есть омерзительна, внушает отвращение? (неприятно видеть человека, готового ради своей выгоды на лицемерие). А почему лесть вредна? (вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете).
- А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? (слушать комплименты – очень заманчиво и при этом не прилагать никаких усилий)
- Почему Лисица получила сыр? (Ворона ей поверила и потеряла бдительность)
- Есть в басне положительный герой? (Нет. Льстец страшен, а кто принимает эту лесть – смешон. И тот, и другой теряют чувство собственного достоинства).
- “Свинья под Дубом”
- С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво, спокойно, нагло). А почему?
- Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).
- Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).
- Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.
(…Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.)
- Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость)
- Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам Крылов?
(Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не в прок, И в сердце льстец, всегда отыщет уголок…
Знакомы ли вам эти картинки? Из каких произведений эти отрывки? Кто их написал? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Что мы будем сегодня изучать?
Эпиграф – изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредотачивающее мысль на его идее. Из словаря Сергея Ивановича Ожегова
Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец РОДОНАЧАЛЬНИКИ ЖАНРА БАСНИ
Таким увидел Эзопа испанский художник Диега Веласкес Основоположник басни – Эзоп жил в 6 веке до н.э. До нас дошло около 300 басенных сюжетов. Соперничал славой со знаменитыми мудрецами Греции
Жан де Лафонтен (1621 – 1695) — великий французский поэт. Возвеличил древний жанр басни: Эллада – мать искусств, за это ей хвала. Из греческих земель и басня к нам пришла. От басни многие кормились, но едва ли Они до колоска всю ниву обобрали. Доныне вымысел – свободная страна. Не вся захвачена поэтами она.
М. В. Ломоносов И. И. Хемницер В. И. Майков А. П. Сумароков И. А. Крылов Басни в русской литературе писали:
Русская басня Жанр басни полюбили русские поэты. Первые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий. В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский. Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова и И. И. Дмитриева. Василий Кириллович Тредиаковский Александр Петрович Сумароков Иван Иванович Дмитриев
Что вы знаете о биографии Ивана Андреевича Крылова? Какие из басен Крылова вам известны? Какова основная цель басни?
■ Краткий рассказ, часто стихотворный ■ 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) ■ Аллегория (иносказание) ■ Сатирическое изображение (остро и беспощадно обличает отрицательные черты человека) ■ Герои – чаще животные ■ Диалог ■ Использование просторечной лексики ■ Лаконизм ■ Афористичность языка ■ Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь ■ Олицетворения Басня как жанр
РефлЕксия Чему учат нас басни Крылова? Какая басня вам больше всего понравилась? Почему?
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки. Чему учат басни Крылова?
Если останется время
Интересные факты из жизни Ивана Андреевича Крылова
Во время Пугачевского восстания отец будущего писателя служил помощником комендант Яицкой крепости. Когда осадили крепость Крыловы едва не погибли. Пугачев грозился схватить их и повесить. Тайком в большом глиняном горшке мать увезла сына в Оренбург.
Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать). — Безобразие! — сказал довольно громко Крылов. — Это относится ко мне? — оживился сосед. — Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас. Безобразие
На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес: — Туча идет. Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика. — И лягушки заквакали, — в тон озорнику ответил Крылов. Лягушки заквакали
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 602 864 материала в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 01.10.2016 2075
- PPTX 5.9 мбайт
- 17 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем ВОЛОЖИНА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР
Время чтения: 1 минута
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Время чтения: 0 минут
Инфоурок стал резидентом Сколково
Время чтения: 2 минуты
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
№ слайда 1
Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова
№ слайда 3
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве
№ слайда 4
БАСНЯ – краткий рассказ нравоучительного характера.
№ слайда 5
Аллегория (иносказание) – условное изображение отвлеченных идей посредством художественного образа.
№ слайда 6
Басня состоит из двух частей: рассказа и морали.
№ слайда 7
Мораль – это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.
№ слайда 8
№ слайда 9
№ слайда 10
№ слайда 15
Посмотрите еще раз на портрет И.А.Крылова и ответьте на вопрос: Каким он вам представляется по характеру?
№ слайда 16
№ слайда 17
№ слайда 18
Памятник И.А.Крылову в Санкт — Петербурге
№ слайда 19
№ слайда 20
№ слайда 21
№ слайда 22
Ответьте на вопросы и выполните задания: Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет.
№ слайда 24
Ответьте на вопросы и выполните задания: Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню?
№ слайда 25
№ слайда 26
№ слайда 33
Презентация к уроку литературы в 5 классе «И.А.Крылов и его басни» позволяет познакомиться с биографией писателя, вспомнить героев его басен, послушать выразительное чтение некоторых из них, запомнить литературные терминами.
Урок литературы
« Иван Андреевич Крылов
знакомство с писателем
о личности И.А. Крылова;
— узнать, что такое и как устроена басня;
— развивать навыки выразительного чтения;
— расширять кругозор учащихся через знакомство с неизвестными баснями Крылова и иллюстрированный рассказ о первом баснописце Эзопе.
Иван Андреевич
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной партой с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Ты все пела? Это дело.
Кукушка хвалит петуха.
Ай, Моська! Знать, она
А Васька слушает …
А вы, друзья, как ни садитесь.
Так поди же попляши .
За то, что хвалит он Кукушку.
коль лает на Слона!
всё в музыканты не годитесь!
- знакомство с биографией писателя;
- изучение основных компонентов басни ;
- физкультминутка;
- литературная игра на знание басен Крылова;
- выразительное чтение ;
- подведение итогов урока ;
- дифференцированное домашнее задание .
Памятник И.А. Крылову в Санкт-Петербурге
Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:
1. Основное повествование.
Здесь в аллегорической ( иносказательной) форме показана жизнь. Герои—животные и люди. Присутствуют сатира , олицетворение ,
2. Мораль.
Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.
Цель басни – осмеяние человеческих недостатков.
Басенные персонажи символизируют нравственные качества людей.
Нравоучительный вывод (мораль) содержит главную мысль произведения.
Аллегория —иносказание—изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.
Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.
Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года:
Зима недаром злится. Прошла её пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора…
Эзопов язык —умение замаскировать главную мысль
( по имени греческого баснописца Эзопа)
История басни как жанра
Легенды говорят, что Эзоп жил в Древней Греции на острове Самос в 6 веке до н.э. Он был рабом, безобразным горбуном. Но, благодаря своему уму, Эзоп добился свободы. Он написал много сборников, тексты их видоизменились и свободно перерабатывались, до нас дошло свыше 100 рукописей.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал—с ним была плутовка такова.
Ребята, берегите зрение!
Ребята, берегите зрение!
1. Назовите басню.
Стрекоза и Муравей
Лебедь, Щука и Рак
Мартышка и Очки
Ворона и Лисица
Узнайте героя по реплике!
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
«Я удавилась бы с тоски,
Из каких басен эти строки?
1) Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом.
2) Мартышка к старости слаба глазами стала
3)А воз и ныне там.
4) Лишь были б жёлуди:
Ведь я от них жирею.
Выразительное чтение басни.
Слушаем басни!
Ворона и Лисица.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал—с ним была плутовка такова.
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ль с
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
И лаю твоего совсем не примечает.
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?
2. Каковы по жанру его главные произведения?
3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?
4. Что такое басня? Как она устроена?
5. Назовите известные вам басни Крылова.
«Кто может вполне изучить русский язык,
тот должен познакомиться с баснями Крылова».
- мини-спектакль по любимой басне с костюмами, декорациями — в группе
Использованные материалы:
1. С. Коваленко. Крылатые строки русской поэзии.— Москва, Современник, 1989.
2. Н.Яновский-Максимов. Сердцу дорогие приметы.— Москва, Просвещение,1972.
3. Русская литература 19-20 веков. Пособие для абитуриентов.— Москва, Русское слово, 2004.
4. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы.— Москва, Просвещение, 1989.
Читайте также:
- Сочинение о католической церкви
- Положение о конкурсе сочинений ко дню матери в школе
- Зимнее сочинение 11 класс время
- Какого отношение современного человека к природе итоговое сочинение
- Кто легко склонен терять уважение к другим тот прежде всего не уважает себя сочинение рассуждение
«Урок развития речи в 5 классе. Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни»
Урок развития речи в 5 классе.
Р.р. Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
И.А. Крылов.
Цели:
Предметные:
• обобщить и систематизировать знания учащихся о баснях как литературном жанре;
подготовить к написанию домашнего сочинения в жанре басни.
Метапредметные:
• стимулировать познавательный интерес пятиклассников;
• развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
• развивать творческие способности обучающихся;
Личностные универсальные учебные действия:
• воспитывать доброту, честность, справедливость;
воспитывать неприятие пороков общества, человека.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: проектор, презентация
Ход урока:
- Мотивация. Целеполагание
У: Поговорим?
Д: Поговорим.
У: А знаете о чём?
Д: О чём?
У: О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
Д: Поговорим!
-Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» И.А. Крылов (слайд1)
— Что хотел сказать Иван Андреевич Крылов этой фразой? Разберем по частям
Лексическая работа
— Что такое порок? (1.Предосудительный недостаток Свойство, позорящее общество.2.Физический недостаток.) (слайд2)
—Что такое «недостаток»? (Изъян, несовершенство, неправильность в чём- либо. Недостаток в работе.) (слайд3)
-«Пороки пощипать». Как вы понимаете эти слова? («Щипать»- «защемлять до боли, выдёргивать». Следовательно, « выявить недостатки, пороки».) (слайд4)
-«Где случай есть». Как вы понимаете эти слова? (Т.е. при каждом удобном случае).
-А какие пороки и недостатки вы знаете? ( Трусость, злорадство, зависть, злость, неблагодарность, лесть, глупость, лень, хвастовство и т. д.)
— Так значит, что хотел сказать Иван Андреевич? (При каждом удобном случае он выявляет человеческие недостатки)
— А как он выявляет недостатки? (Описывает их в баснях)
— А в чем тогда будет заключаться наша с вами деятельность? (выявлять недостатки)
-А в каком жанре? (в жанре басня)
-Скажите, а вам нравятся басни? (да)
-Не хотелось ли вам самим сочинить басню? (хотелось)
-Что же необходимо знать, чтобы приступить к данной работе? Вот художники прежде чем создать свой шедевр готовят краски, холст, придумывают сюжет… А что же нужно нам, чтобы сочинить басню? (Так же как и художники, приготовиться к написанию)
-Перед вами 3 отрывка, выберите тот, который соответствует жанру басни. Докажите.
А.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Б.Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.
В. Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря, с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего девять дней.
(Ба́сня — жанр литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом. В данном случае перед нами четверостишье с прямо сформулированным моральным выводом: труд и мудрость возможна только при условии труда)
-Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока: Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни. (слайд6)
2. Систематизация знаний о басне как литературном жанре.
— Повторим основные понятия, усвоенные при изучении этого жанра.
Перед вами слова, вам необходимо составить определение. Та группа, которая справиться с этим заданием быстрее – поднимает руку.
(Из предложенных слов учащиеся собирают определение термина басня. Два представителя из группы вешают определение на доску. Остальные проверяют)
Слова: краткий, стихотворный, прозаический, рассказ, нравоучительного, характера, иносказательный смысл, имеющий; прозаическое произведение, волшебного, бытового, героического характера
Проверяем: Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
— Какие литературоведческие термины вам вспоминаются, когда мы говорим о басне как о литературном жанре? Давайте сейчас их вспомним. (Индивидуальная работа)
Значение литературоведческих терминов |
Литературоведческие термины |
||
1 |
Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл |
А |
Эзопов (эзоповский, рабий) язык |
2 |
Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом |
Б |
Басня |
3 |
Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты |
В |
Басенный (вольный) стих |
4 |
Язык иносказательный, полный умолчаний, намеков аллегорий |
Г |
Аллегория |
5 |
Перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления |
Д |
Олицетворение |
6 |
Стих, сочетающий разностопные ямбы |
Е |
Мораль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Б |
Е |
Г |
А |
Д |
В |
-Проверьте по эталону. (слайд7) Кто справился с заданием, поднимете руки?
-Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.)
-Прочитайте пожалуйста предложенные отрывки. Что их объединяет? (Они все содержат мораль) (слайд)
1. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
2. А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».
3.Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
-А для чего она нужна? Что автор выражает через мораль? (автор выражает свою позицию)
Физминутка.
Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову, то хлопните один раз над головой. Если строки принадлежит другому баснописцу – присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!
- Я совсем без драки могу попасть в такие забияки. (Крылов «Слон и Моська»)
- Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. (Л.Н.Толстой «Стрекоза и Муравьи»)
- Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там. (Крылов «Лебедь, Щука и Рак») - Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь.(Эзоп «Лев и мышь»)
- Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом. (Крылов «Стрекоза и Муравей»)
3. Практические упражнения по исследованию текстов.
Цель: умение отличать басни от других жанров, доказывая свои мысли с помощью литературоведческих понятий.
Задание №2:
-Работа по вариантам. 1 и 2 Вариант. Ответы запишите в тетрадь. Время выполнения 2 мин. (задание № 2 выполняют все индивидуально или парами, записывают нравоучительный вывод в тетрадь)
1 вариант.
Выберите утверждение, которое точнее соответствует сюжету басни. Докажите, опираясь на текст
Охотничья собака поймала зайца и то его кусала, то лизала в губы. Измучился заяц и сказал: «Любезная, ты уж или не кусайся, или не целуйся, чтобы я знал враг ты мне или друг».
Басня относится к человеку:
А. Который любит всех вокруг, но у него часто меняется настроение.
Б. Который скрывает от окружающих свои истинные намерения.
В. Который любит издеваться над окружающими.
2 вариант
Выберите утверждение, в котором заключается мораль басни. Докажите, опираясь на текст
Один вор, видя проходившую собаку, всякий раз бросал ей куски. Наконец, говорит собака человеку: «Ступай-ка прочь, любезный, такая твоя доброта лишь предупреждает меня кой о чем поважнее.»
А. Неблагодарность по отношению к тому, кто делает добро.
Б. Незаслуженные подарки внушают подозрения, так как не делаются просто так.
В. Сделанное добро слишком мало, чтобы заслужить благодарность.
-Проверьте по эталону (слайд9) В ваших заданиях было прописано: «Докажите, опираясь на текст» 1 вариант, Вам слово.
(Учащиеся зачитывают правильный вариант ответа, а затем доказывают его предложением из текста)
-Работа в парах. Перед вами карточка №2. Прочитайте задание. Ответы запишите в тетрадь. Время выполнения 5 минут.
Карточка №2
Сформулируйте мораль данных басен.
1). Лисица увидала льва в клетке, подошла к нему и стала над ним дерзко издеваться. Сказал ей лев: «Это не ты надо мной издеваешься, а мое несчастье».
2). Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог даже еды промыслить. Увидел он овцу, попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: «Ты мне дай только пить, а я еду тогда сам найду». Но овца ответила: «Если я дам тебе пить, то едой сама тебе стану».
-Прочитайте свои варианты. Посмотрите на эталон, скажите, соответствуют ли ваши ответы? (слайд10)
Ответы:
1).Всякому легко издеваться над тем, кто находится в бедственном положении.
2). Басня изобличает человека, который опасен из-за своей неблагодарности.
4. Наблюдение за языковыми особенностями басен И.А.Крылова.
-Язык басен ярок, выразителен, образен, афористичен. Басни И.А.Крылова – замечательное тому подтверждение.
(Выходит учащийся и начинает с выражением читать басню «Свинья под дубом» наизусть)
-Скажите, есть ли в этой басне, крылатые выражения? (Да)
-А что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения, крылатые слова — устойчивые, афористические, как правило образные выражения, вошедшие в речь из литературно-художественных, публицистических, философских, фольклорных и других источников.)
-Прочитайте их.
-Работа в группах. Перед Вами Карточка №3. К крылатым выражениям из басен, необходимо подобрать соответствующее объяснение. Время выполнения 5 минут
Карточка№3
К крылатым выражениям из басен И.А.Крылова, приведенным в левой колонке, подбери соответствующее объяснение, указанное в правой колонке.
Крылатое выражение из басен И.А.Крылова |
Значение крылатого выражения |
||
1 |
А ларчик просто открывался («Ларчик», 1807) |
А |
Великий человек может делать и что-либо недостойное, грешное, мелкое, но мелким людям недоступны великие дела. |
2 |
Видит око, да зуб неймёт («Лисица и Виноград», 1808) |
Б |
Нечто ценное, находящееся в массе чего-либо бесполезного, ненужного. |
3 |
Медвежья услуга («Пустынник и Медведь», 1808) |
В |
О бестолковом, бесполезном труде, напрасно затрачиваемых (хотя и больших) усилиях, стараниях. |
4 |
Орлам случается и ниже кур спускаться; // Но курам никогда до облак не подняться! («Орёл и Куры», 1808) |
Г |
Неловкая и неумелая помощь, приносящая лишь неприятности. |
5 |
Жемчужное зерно («Петух и Жемчужное зерно», 1809) |
Д |
Вызывать чьё-либо раздражение; задевать, злить без нужды врагов, завистников, недалёких и злобных людей. |
6 |
Из дальних странствий возвратись… («Лжец», 1811) |
Е |
О простом, легко решаемом деле, вопросе, задаче, над которыми иногда излишне долго бьются и мудрят |
7 |
Мартышкин труд («Обезьяна», 1811) |
Ж |
Один упрекает, а другой не обращает на упрёки никакого внимания. |
8 |
Чтоб гусей не раздразнить («Гуси», 1811) |
З |
Быть причастным к чему-либо неблаговидному, преступному. |
9 |
А Васька слушает да ест («Кот и Повар», 1812) |
И |
О недоступности чего-либо, что находится рядом и кажется легкодостижимым. |
10 |
Рыльце в пушку («Лисица и Сурок», 1813) |
К |
Вернувшись из какой-либо поездки, путешествия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Е |
И |
Г |
А |
Б |
К |
В |
Д |
Ж |
З |
-Проверьте по эталону. (слайд)
-Сделаем выводы о композиции басни. Из каких частей состоит басня?
1. Повествовательная часть (о чём басня?):
2.Нравоучительная часть, мораль
(Чему учит басня? Ради чего она написана?)
5. Обобщение знаний о понятии «аллегория», «характеры персонажей басни».
Характеры персонажей.
— В чем проявляются характеры героев басен? (речь, поступки, авторская характеристика)
— Почему в баснях названия животных, птиц, насекомых, рыб пишутся с большой буквы?
— Кто скрывается за персонажами басни?
6. Творческая работа.
Работа в группах.
-Попробуйте представить, какими могут быть данные персонажи;
определите характер персонажа, опишите одного из них, отразив черты характера человека и повадки животного (особенности предмета, явления).
Мыльный пузырь и щетка. Кузнечик и жаба. Комар и слон. Акула и медуза. (5мин)
-Скажите, а могут эти 2 героя подружиться?
-Придумайте историю с этими героями, моралью которой могла бы стать пословица: «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.»
-Что из себя представляет данная мораль? (это пословица)
-А что общего между басней и пословицей? (пословицы тоже содержат поучительный характер, скрытый смысл)
7. Знакомство со способами создания басни.
Выходит, басню можно сочинить и по пословице? да
-Ну что теперь вы готовы к созданию собственной басни? Перед вами алгоритм
Способы создания басни.
По пословице.
1). Выбираем пословицу.
2). Определяем недостатки человека, общественный порок, который она критикует 3). Придумываем ситуацию (вспоминаем из жизни), которая соответствует содержанию пословицы.
4). Проводим аналогии между людьми (участниками события) и животными, предметами. Находим общие черты по внешнему виду, поведению (повадкам) и т.п.
5). Заменяем участников ситуации героями-животными, насекомыми и др.
6). Описываем в деталях ситуацию. Даем характеристику персонажам. Определяем, кто из них обладает положительными, кто отрицательными чертами. Включаем диалог между персонажами.
7). Формулируем нравоучительную часть басни. Моралью может стать сама пословица или переданное своими словами ее содержание. Определяем место морали в басне: в начале басни, в конце басни, в устах одного из героев басни.
Необязательно использовать пословицу. Можно просто определить порок, который вы хотите высмеять и дальше работать по пунктам 3).-7).
Рефлексия.
-А хотите послушать мою басню? Читаю басню собственного сочинения
Домашнее задание: Я предлагаю вам дома сочинить другую басню по пословице Счастье без ума – дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь.
А.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Б.Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.
В. Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря, с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего девять дней.
А.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Б.Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.
В. Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря, с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего девять дней.
А.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Б.Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.
В. Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря, с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего девять дней.
К определениям литературоведческих терминов, приведенным в левой колонке, подбери соответствующие понятия, указанные в правой колонке
Значение литературоведческих терминов |
Литературоведческие термины |
||
1 |
Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. |
А |
Эзопов (эзоповский, рабий) язык. |
2 |
Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. |
Б |
Басня. |
3 |
Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. |
В |
Басенный (вольный) стих. |
4 |
Язык иносказательный, полный умолчаний, намеков аллегорий. |
Г |
Аллегория. |
5 |
Перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. |
Д |
Олицетворение. |
6 |
Стих, сочетающий разностопные ямбы. |
Е |
Мораль. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
К определениям литературоведческих терминов, приведенным в левой колонке, подбери соответствующие понятия, указанные в правой колонке
Значение литературоведческих терминов |
Литературоведческие термины |
||
1 |
Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. |
А |
Эзопов (эзоповский, рабий) язык. |
2 |
Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. |
Б |
Басня. |
3 |
Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. |
В |
Басенный (вольный) стих. |
4 |
Язык иносказательный, полный умолчаний, намеков аллегорий. |
Г |
Аллегория. |
5 |
Перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. |
Д |
Олицетворение. |
6 |
Стих, сочетающий разностопные ямбы. |
Е |
Мораль. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 вариант.
Выберите утверждение, которое точнее соответствует сюжету басни. Докажите, опираясь на текст
Охотничья собака поймала зайца и то его кусала, то лизала в губы. Измучился заяц и сказал: «Любезная, ты уж или не кусайся, или не целуйся, чтобы я знал враг ты мне или друг».
Басня относится к человеку:
А. Который любит всех вокруг, но у него часто меняется настроение.
Б. Который скрывает от окружающих свои истинные намерения.
В. Который любит издеваться над окружающими.
2 вариант
Выберите утверждение, в котором заключается мораль басни. Докажите, опираясь на текст
Один вор, видя проходившую собаку, всякий раз бросал ей куски. Наконец, говорит собака человеку: «Ступай-ка прочь, любезный, такая твоя доброта лишь предупреждает меня кой о чем поважнее.»
А. Неблагодарность по отношению к тому, кто делает добро.
Б. Незаслуженные подарки внушают подозрения, так как не делаются просто так.
В. Сделанное добро слишком мало, чтобы заслужить благодарность.
__________________________________________________________________
1 вариант.
Выберите утверждение, которое точнее соответствует сюжету басни. Докажите, опираясь на текст
Охотничья собака поймала зайца и то его кусала, то лизала в губы. Измучился заяц и сказал: «Любезная, ты уж или не кусайся, или не целуйся, чтобы я знал враг ты мне или друг».
Басня относится к человеку:
А. Который любит всех вокруг, но у него часто меняется настроение.
Б. Который скрывает от окружающих свои истинные намерения.
В. Который любит издеваться над окружающими.
2 вариант
Выберите утверждение, в котором заключается мораль басни. Докажите, опираясь на текст
Один вор, видя проходившую собаку, всякий раз бросал ей куски. Наконец, говорит собака человеку: «Ступай-ка прочь, любезный, такая твоя доброта лишь предупреждает меня кой о чем поважнее.»
А. Неблагодарность по отношению к тому, кто делает добро.
Б. Незаслуженные подарки внушают подозрения, так как не делаются просто так.
В. Сделанное добро слишком мало, чтобы заслужить благодарность.
Сформулируйте мораль данных басен.
1). Лисица увидала льва в клетке, подошла к нему и стала над ним дерзко издеваться. Сказал ей лев: «Это не ты надо мной издеваешься, а мое несчастье».
2). Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог даже еды промыслить. Увидел он овцу, попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: «Ты мне дай только пить, а я еду тогда сам найду». Но овца ответила: «Если я дам тебе пить, то едой сама тебе стану».
Сформулируйте мораль данных басен.
1). Лисица увидала льва в клетке, подошла к нему и стала над ним дерзко издеваться. Сказал ей лев: «Это не ты надо мной издеваешься, а мое несчастье».
2). Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог даже еды промыслить. Увидел он овцу, попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: «Ты мне дай только пить, а я еду тогда сам найду». Но овца ответила: «Если я дам тебе пить, то едой сама тебе стану».
Сформулируйте мораль данных басен.
1). Лисица увидала льва в клетке, подошла к нему и стала над ним дерзко издеваться. Сказал ей лев: «Это не ты надо мной издеваешься, а мое несчастье».
2). Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог даже еды промыслить. Увидел он овцу, попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: «Ты мне дай только пить, а я еду тогда сам найду». Но овца ответила: «Если я дам тебе пить, то едой сама тебе стану».
Сформулируйте мораль данных басен.
1). Лисица увидала льва в клетке, подошла к нему и стала над ним дерзко издеваться. Сказал ей лев: «Это не ты надо мной издеваешься, а мое несчастье».
2). Волк, искусанный собаками, лежал без сил и не мог даже еды промыслить. Увидел он овцу, попросил принести ему хоть попить из ближайшей речки: «Ты мне дай только пить, а я еду тогда сам найду». Но овца ответила: «Если я дам тебе пить, то едой сама тебе стану».
К крылатым выражениям из басен И.А.Крылова, приведенным в левой колонке, подбери соответствующее объяснение, указанное в правой колонке.
Крылатое выражение из басен И.А.Крылова |
Значение крылатого выражения |
||
1 |
А ларчик просто открывался («Ларчик», 1807) |
А |
Великий человек может делать и что-либо недостойное, грешное, мелкое, но мелким людям недоступны великие дела. |
2 |
Видит око, да зуб неймёт («Лисица и Виноград», 1808) |
Б |
Нечто ценное, находящееся в массе чего-либо бесполезного, ненужного. |
3 |
Медвежья услуга («Пустынник и Медведь», 1808) |
В |
О бестолковом, бесполезном труде, напрасно затрачиваемых (хотя и больших) усилиях, стараниях. |
4 |
Орлам случается и ниже кур спускаться; // Но курам никогда до облак не подняться! («Орёл и Куры», 1808) |
Г |
Неловкая и неумелая помощь, приносящая лишь неприятности. |
5 |
Жемчужное зерно («Петух и Жемчужное зерно», 1809) |
Д |
Вызывать чьё-либо раздражение; задевать, злить без нужды врагов, завистников, недалёких и злобных людей. |
6 |
Из дальних странствий возвратись… («Лжец», 1811) |
Е |
О простом, легко решаемом деле, вопросе, задаче, над которыми иногда излишне долго бьются и мудрят |
7 |
Мартышкин труд («Обезьяна», 1811) |
Ж |
Один упрекает, а другой не обращает на упрёки никакого внимания. |
8 |
Чтоб гусей не раздразнить («Гуси», 1811) |
З |
Быть причастным к чему-либо неблаговидному, преступному. |
9 |
А Васька слушает да ест («Кот и Повар», 1812) |
И |
О недоступности чего-либо, что находится рядом и кажется легкодостижимым. |
10 |
Рыльце в пушку («Лисица и Сурок», 1813) |
К |
Вернувшись из какой-либо поездки, путешествия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Способы создания басни.
По пословице.
1). Выбираем пословицу.
2). Определяем недостатки человека, общественный порок, который она критикует 3). Придумываем ситуацию (вспоминаем из жизни), которая соответствует содержанию пословицы.
4). Проводим аналогии между людьми (участниками события) и животными, предметами. Находим общие черты по внешнему виду, поведению (повадкам) и т.п.
5). Заменяем участников ситуации героями-животными, насекомыми и др.
6). Описываем в деталях ситуацию. Даем характеристику персонажам. Определяем, кто из них обладает положительными, кто отрицательными чертами. Включаем диалог между персонажами.
7). Формулируем нравоучительную часть басни. Моралью может стать сама пословица или переданное своими словами ее содержание. Определяем место морали в басне: в начале басни, в конце басни, в устах одного из героев басни.
Способы создания басни.
По пословице.
1). Выбираем пословицу.
2). Определяем недостатки человека, общественный порок, который она критикует 3). Придумываем ситуацию (вспоминаем из жизни), которая соответствует содержанию пословицы.
4). Проводим аналогии между людьми (участниками события) и животными, предметами. Находим общие черты по внешнему виду, поведению (повадкам) и т.п.
5). Заменяем участников ситуации героями-животными, насекомыми и др.
6). Описываем в деталях ситуацию. Даем характеристику персонажам. Определяем, кто из них обладает положительными, кто отрицательными чертами. Включаем диалог между персонажами.
7). Формулируем нравоучительную часть басни. Моралью может стать сама пословица или переданное своими словами ее содержание. Определяем место морали в басне: в начале басни, в конце басни, в устах одного из героев басни.
Способы создания басни.
По пословице.
1). Выбираем пословицу.
2). Определяем недостатки человека, общественный порок, который она критикует 3). Придумываем ситуацию (вспоминаем из жизни), которая соответствует содержанию пословицы.
4). Проводим аналогии между людьми (участниками события) и животными, предметами. Находим общие черты по внешнему виду, поведению (повадкам) и т.п.
5). Заменяем участников ситуации героями-животными, насекомыми и др.
6). Описываем в деталях ситуацию. Даем характеристику персонажам. Определяем, кто из них обладает положительными, кто отрицательными чертами. Включаем диалог между персонажами.
7). Формулируем нравоучительную часть басни. Моралью может стать сама пословица или переданное своими словами ее содержание. Определяем место морали в басне: в начале басни, в конце басни, в устах одного из героев басни.
нравоучительного |
характера |
имеющий |
иносказательный |
смысл |
Басня |
волшебного |
бытового |
героического |
характера |
прозаическое |
произведение |
Все смышленые лисята,
Поигравши целый день,
Оглянуться не успели:
День прошел –
А делать что-то лень.
Стали вместе собираться
И за головы хвататься:
«Что же делать?
Как нам быть?
Как могли мы все забыть?»
«Поиграли, пошутили,
А дела мы не решили!»
День прошел, за ним другой…
Не собравшись, расшумевшись,
Разбежались по углам
Дожидаться зиму там.
Стало тихо все кругом
Голод, холод входит в дом
На безмолвие, конечно,
Тут Сова летит поспешно.
«Где же вы, озорники?
Что притихли? От тоски ль?»
«Что ты, Мудрая Сова,
Вспохватились мы едва,
Только поздно оказалось,
К нам зима быстрей примчалась…»
«Странно слышать мне от вас,
Что игра в предзимний час
Оказалась вам нужнее…»
«Помоги нам, мы слабее…»
«Пусть же будет вам уроком!
Что природою дано:
Хитрость или баловство..
Стороной не обходили –
Мудростью дела вершили!»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ
ПРАКТИКУМ
Проектирование учебных занятий по русскому языку и литературе
в соответствии с требованиями ФГОС
Наименование образовательной программы:
«Преподавание русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС»
Категория слушателей: учителя русского языка и литературы
Сроки проведения:
Выполнено слушателем курсов
повышения квалификации
Винник Еленой Михайловной
учителем русского языка и литературы
МБОУ «Таврическая школа-гимназия №20» г. Симферополя
Проверено ___________________
Декусарова М.В.
Симферополь, 2015
Класс: 6
Предмет: литература
Тема урока: Урок развития речи.
Подготовка к домашнему сочинению «Актуальность басен И.А. Крылова в наши дни»
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст басен; оценивать поступки героев, учить выражать свои мысли, делать выводы; обогащать словарный запас учащихся.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся и умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать высококультурных людей.
Результаты изучения предмета:
Личностные УУД: развитие мышления, внимания;
формирование уважительного отношения к чужому мнению;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
познавательные УУД: понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
коммуникативные УУД: формировать умения выслушивать иные мнения, работать в команде, принимать коллективные решения, владеть монологической формой речи.
Методы: проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом.
Приемы: беседа, цитирование, монолог, диалог.
Средства обучения: иллюстрации к произведению, рисунки, портрет писателя, цитаты
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 1./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. — Москва: Просвещение, 2010 г
Тип урока: развитие речи
Ход урока
-
Организационный момент, постановка темы и целей. Оформление тетрадей.
-
Мотивация учебной деятельности. Определение темы и целей урока
Слова учителя:
На протяжении последних уроков мы с вами знакомились с баснями Ивана Андреевича Крылова, выразительно читали их, учили наизусть, анализировали, выписывали в цитатники крылатые выражения. А как вы думаете, зачем нам это нужно? Ведь баснописец жил и творил много лет назад…
Учащиеся в ходе ответа на поставленный вопрос приходят к выводу, что проблемы, описываемые И.А. Крыловым, существуют и в наши дни, и люди до сих пор не избавились от недостатков.
Учащиеся формулируют тему урока и цели.
-
Организация деятельности по анализу басен Крылова. Подготовка к сочинению.
Обсуждение ответов на вопросы и составление плана сочинения.
-
Вопрос к учащимся:
Какие именно пороки высмеивает Крылов в своих баснях? Приведите примеры и укажите саму басню.
Работа в группах.
Учащиеся, разбившись на группы, вспоминают известные им басни и заполняют таблицу (ниже). Затем зачитывают свои примеры. Учитель объединяет все в общую таблицу.
пороки
Название басни
навязчивость, придирчивость, назойливость, неумение с уважением относиться к желаниям другого человека
«Демьянова уха»
Хитрость, лукавство, лесть
«Ворона и Лисица»
Неумение работать совместно, заботясь об общем деле, а не о собственных вкусах,
«Лебедь, Рак и Щука»
…
Тех
Учащиеся переписывают таблицу в тетрадь.
-
Физкультминутка
-
Составление плана сочинения. Самостоятельная работа.
Наводящие вопросы учителя:
— Какова структура сочинения?
(-вступление. тезис.
-основная часть, обоснование тезиса,
-заключение, вывод)
— О чем нужно сказать во вступлении? (Об авторе)
— Что важно при написании сочинения?
(раскрытие темы, высказывание собственного мнения, цитаты, примеры)
-
Зачитывание планов учащимися, коллективное обсуждение в классе. Запись наиболее удачного варианта на доске.
Образец плана
-
И.Крылов — великий русский баснописец. В своих бессмертных баснях он высмеивает пороки не только своих современников, но и наших.
-
Человеческие пороки: лесть, коварство, невежество, глупость…
-
Актуальность басен И.А. Крылова.
-
Рефлексия:
Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, движениями.
— Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
— Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
— Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
-
Д.З. Написать домашнее сочинение на тему:
Актуальность басен И.А. Крылова в наши дни