Подготовка к сочинению по драме гроза урок в 10 классе презентация


1


Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои… Ф.И.Тютчев, «Русской женщине» Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои… Ф.И.Тютчев, «Русской женщине»


2


Темы сочинений по пьесе А.Н.Островского «Гроза»


3


Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика. Кабанова: Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя): Не уважишь тебя, как же! Катерина: Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, а что ты.


4


Катерина: Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу. Варвара: И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.


5


Свидание Катерины с Борисом Борис: …я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя! Катерина: Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?


6


Свидание Варвары и Кудряша … Кудряш берёт несколько аккордов на гитаре. Варвара прилегает к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет. Варвара (зевая): Как бы это узнать, который час? Кудряш: Первый. Варвара (зевая): Пора. Покричи-ка.


7


План работы над режиссерским комментарием сцены. Назови сцену, явление и действие, в котором она происходит, произведение и автора. Воссоздай обстановку, где происходит действие. Обрисуй расположение каждого из персонажей в определенный момент развития действия; их одежду, позу, речь. Какова реакция героев на реплики партнеров по сцене? Охарактеризуй интонацию, лексику, синтаксис их речи. Через деталь, позу, интонации, паузы раскрой взаимоотношения персонажей, их характер, скрытые мотивы их действий. Сделай вывод о месте и значении данной сцены в развитии конфликта.


8


Катерина(одна): …За что я его в беду ввела?… Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье, ему вечный покор!… Для чего мне теперь жить? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! Борис(не видя Катерины): Боже мой! Ведь это её голос! Где же она? Катерина(подбегает к нему и кидается на шею, плачет на груди у него): …Ну, прости меня. Не хотела я тебе зло сделать… Поезжай с богом! Не тужи обо мне.


9


План сочинения «Сравнительная характеристика героев литературного произведения». 1. Вступление. Выявить основания для сравнения героев: («Сравнение…даёт возможность подчеркнуть своеобразие каждого…» Белинский). 2. Основная часть. Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев. 1-й вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения; 2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, отношения с окружающими, черты характера, взгляды и т. д.). ! При сравнении обратить внимание на художественные средства и приёмы, которые использует автор. ! Использовать цитаты. 3. Заключение. Объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев.


10


Отрывок из сочинения «Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика». ! Задание: исправьте речевые ошибки. …ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, ЧТО ОБЩЕГО У КАТЕРИНЫ И ВАРВАРЫ? ОБЕ ОНИ – КУПЕЧЕСКИЕ ДОЧЕРИ, ЗНАЧИТ, ВЫРОСЛИ И БЫЛИ ВОСПИТАНЫ В ОБЩЕЙ СРЕДЕ. ОБЕ НЕОБРАЗОВАННЫ, ИХ МИР КРАЙНЕ ОГРАНИЧЕН. НИ ТА НИ ДРУГАЯ НЕ ИМЕЮТ ЗАНЯТИЙ, КОТОРЫЕ БЫ УВЛЕКЛИ ИХ. ОБЕ ТЯГОТЯТСЯ ЖИЗНЬЮ В РОДНОМ ДОМЕ, И У ОБЕИХ СИЛЬНЫЙ, ВОЛЕВОЙ ХАРАКТЕР, ПОЭТОМУ ОБЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПРОТЕСТ «ТЁМНОМУ ЦАРСТВУ»… …НО, ОПИСЫВАЯ СВОИХ ГЕРОИНЬ, ПИСАТЕЛЮ ВАЖНО ПОМОЧЬ ЧИТАТЕЛЮ УВИДЕТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ НИМИ. ДАЖЕ ИХ ИМЕНА ПОДЧЁРКИВАЮТ ЭТУ РАЗНИЦУ: КАТЕРИНА С ГРЕЧЕСКОГО – «ВЕЧНО ЧИСТАЯ», ВАРВАРА – «ГРУБАЯ», «ЗЕМНАЯ». ВАРВАРА ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К ЗАКОНАМ КАЛИНОВСКОГО МИРА, ПОЛЬЗУЯСЬ ОРУЖИЕМ ЛЖИ И ОБМАНА, А КАТЕРИНА ПРЕДПОЧИТАЕТ СМЕРТЬ ЖИЗНИ В «ТЁМНОМ ЦАРСТВЕ».

Слайд 1

Описание слайда:

Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
Ф.И.Тютчев,
«Русской женщине»



Слайд 2

Описание слайда:

Темы сочинений по пьесе А.Н.Островского «Гроза»


Слайд 3

Описание слайда:

Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика.

Кабанова: Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя): Не уважишь тебя, как же!
Катерина: Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, а что ты.


Слайд 4

Описание слайда:

Катерина: Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.
Варвара: И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.


Слайд 5

Описание слайда:

Свидание Катерины с Борисом
Борис: …я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!
Катерина: Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?


Слайд 6

Описание слайда:

Свидание Варвары и Кудряша
… Кудряш берёт несколько аккордов на гитаре. Варвара прилегает к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет.
Варвара (зевая): Как бы это узнать, который час?
Кудряш: Первый.
Варвара (зевая): Пора. Покричи-ка.


Слайд 7

Описание слайда:

План работы над режиссерским комментарием сцены.
! Назови сцену, явление и действие, в котором она происходит, произведение и автора.
Воссоздай обстановку, где происходит действие.
Обрисуй расположение каждого из персонажей в определенный момент развития действия; их одежду, позу, речь.
Какова реакция героев на реплики партнеров по сцене? Охарактеризуй интонацию, лексику, синтаксис их речи.
Через деталь, позу, интонации, паузы раскрой взаимоотношения персонажей, их характер, скрытые мотивы их действий.
Сделай вывод о месте и значении данной сцены в развитии конфликта.


Слайд 8

Описание слайда:

Катерина(одна): …За что я его в беду ввела?… Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье, ему вечный покор!… Для чего мне теперь жить? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!
Борис(не видя Катерины): Боже мой! Ведь это её голос! Где же она?
Катерина(подбегает к нему и кидается на шею, плачет на груди у него): …Ну, прости меня. Не хотела я тебе зло сделать… Поезжай с богом! Не тужи обо мне.


Слайд 9

Описание слайда:

Схема сочинения «Сравнительная характеристика героев литературного произведения».
1. Вступление.
Выявить основания для сравнения героев: («Сравнение…даёт возможность подчеркнуть своеобразие каждого…» Белинский).
2. Основная часть.
Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев.
1-й вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения;
2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, отношения с окружающими, черты характера, взгляды и т. д.).
! При сравнении обратить внимание на художественные средства и приёмы, которые использует автор.
! Использовать цитаты.
3. Заключение.
Объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев.


Слайд 10

Описание слайда:

Отрывок из сочинения «Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика».
! Задание: исправить речевые ошибки.

…ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, ЧТО ОБЩЕГО У КАТЕРИНЫ И ВАРВАРЫ?
ОБЕ ОНИ – КУПЕЧЕСКИЕ ДОЧЕРИ, ЗНАЧИТ, ВЫРОСЛИ И БЫЛИ ВОСПИТАНЫ В ОБЩЕЙ СРЕДЕ. ОБЕ НЕОБРАЗОВАННЫ, ИХ МИР КРАЙНЕ ОГРАНИЧЕН. НИ ТА НИ ДРУГАЯ НЕ ИМЕЮТ ЗАНЯТИЙ, КОТОРЫЕ БЫ УВЛЕКЛИ ИХ. ОБЕ ТЯГОТЯТСЯ ЖИЗНЬЮ В РОДНОМ ДОМЕ, И У ОБЕИХ СИЛЬНЫЙ, ВОЛЕВОЙ ХАРАКТЕР, ПОЭТОМУ ОБЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПРОТЕСТ «ТЁМНОМУ ЦАРСТВУ»…
…НО, ОПИСЫВАЯ СВОИХ ГЕРОИНЬ, ПИСАТЕЛЮ ВАЖНО ПОМОЧЬ ЧИТАТЕЛЮ УВИДЕТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ НИМИ. ДАЖЕ ИХ ИМЕНА ПОДЧЁРКИВАЮТ ЭТУ РАЗНИЦУ: КАТЕРИНА С ГРЕЧЕСКОГО – «ВЕЧНО ЧИСТАЯ», ВАРВАРА – «ГРУБАЯ», «ЗЕМНАЯ». ВАРВАРА ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К ЗАКОНАМ КАЛИНОВСКОГО МИРА, ПОЛЬЗУЯСЬ ОРУЖИЕМ ЛЖИ И ОБМАНА, А КАТЕРИНА ПРЕДПОЧИТАЕТ СМЕРТЬ ЖИЗНИ В «ТЁМНОМ ЦАРСТВЕ».


Разделы презентаций


  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Презентация на тему Планы сочинений по драме А.Н. Островского «Гроза»

Содержание

  • 1.

    Планы сочинений по драме А.Н. Островского «Гроза»

  • 2.

    Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского «Гроза»

  • 3.

    «Гроза» А.Н.Островского – произведение предреформенной эпохи.

  • 4.

    (Конец 1850-х – 1860-х годов – грань

  • 5.

    2. Город Калинов – собирательный образ русского патриархального провинциального города. (Обобщённый образ города в монологах Кулигина)

  • 6.

    3.Обитатели города Калинова:а) герои, управляющие жизнью города;(представители

  • 7.

    б)герои, готовые приспособиться к жизни города;ВарвараКудряш

  • 8.

    в)герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные;ТихонБорис

  • 9.

    г)герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города;Кулигин

  • 10.

    д)Катерина – «луч света в тёмном царстве» или порождение тьмы?Неоднозначность оценки этого образа(Н.Добролюбов, Д.Писарев)

  • 11.

    4.Трагедия Катерины – отражение предгрозового состояния России.(Разрушение старых нравственных устоев города)

  • 12.

    Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского «Гроза»

  • 13.

    1.Пьесы А.Н.Островского о жизни купечества 2.Купеческие семьи, выведенные драматургом в драме «Гроза»:

  • 14.

    а)семейные отношения, определяемые самодурством Дикого;б)уродливые формы старых домостроевских норм жизни в семье Кабановых.

  • 15.

    2.Семейные отношения, строящиеся на любви и взаимопонимании

  • 16.

    4.Трагический характер взаимоотношений в купеческой семье в переломный для судьбы России период.

  • 17.
    Скачать презентанцию

Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского «Гроза»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Планы сочинений по драме А.Н.Островского «Гроза»

Планы сочинений по драме А.Н.Островского «Гроза»


Слайд 2Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского «Гроза»

Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского «Гроза»


Слайд 3

«Гроза» А.Н.Островского – произведение предреформенной эпохи.

«Гроза» А.Н.Островского – произведение предреформенной эпохи.


Слайд 4
(Конец 1850-х – 1860-х годов – грань разных исторических эпох. «Предгрозовое»

состояние российского общества отражено в судьбах обитателей города Калинова)

(Конец 1850-х – 1860-х годов – грань разных исторических эпох. «Предгрозовое» состояние российского общества отражено в судьбах


Слайд 52. Город Калинов – собирательный образ русского патриархального провинциального города.

(Обобщённый

образ города
в монологах Кулигина)

2. Город Калинов – собирательный образ русского патриархального провинциального города. (Обобщённый образ города в монологах Кулигина)


Слайд 63.Обитатели города Калинова:
а) герои, управляющие жизнью города;
(представители «тёмного царства»)
Дикой
Кабаниха
Феклуша

– персонаж, не влияющий на жизнь обитателей города, но необходимый для поддержания существующих порядков

3.Обитатели города Калинова:а) герои, управляющие жизнью города;(представители «тёмного царства»)Дикой Кабаниха Феклуша – персонаж, не влияющий на жизнь


Слайд 7
б)герои, готовые приспособиться к жизни города;

Варвара
Кудряш

б)герои, готовые приспособиться к жизни города;ВарвараКудряш


Слайд 8
в)герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные;

Тихон
Борис

в)герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные;ТихонБорис


Слайд 9
г)герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города;

Кулигин – не только обличает

нравы Калинова, но и пытается преобразовать жизнь города

г)герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города;Кулигин – не только обличает нравы Калинова, но и пытается преобразовать


Слайд 10
д)Катерина – «луч света в тёмном царстве» или порождение тьмы?

Неоднозначность оценки

этого образа
(Н.Добролюбов, Д.Писарев)

д)Катерина – «луч света в тёмном царстве» или порождение тьмы?Неоднозначность оценки этого образа(Н.Добролюбов, Д.Писарев)


Слайд 11
4.Трагедия Катерины – отражение предгрозового состояния России.

(Разрушение старых нравственных устоев города)

4.Трагедия Катерины – отражение предгрозового состояния России.(Разрушение старых нравственных устоев города)


Слайд 12Изображение купеческой семьи
в драме А.Н.Островского «Гроза»

Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского «Гроза»


Слайд 131.Пьесы А.Н.Островского
о жизни купечества

2.Купеческие семьи, выведенные

драматургом в драме «Гроза»:

1.Пьесы А.Н.Островского  о жизни купечества   2.Купеческие семьи, выведенные драматургом в драме «Гроза»:


Слайд 14
а)семейные отношения, определяемые самодурством Дикого;

б)уродливые формы старых домостроевских норм жизни в

а)семейные отношения, определяемые самодурством Дикого;б)уродливые формы старых домостроевских норм жизни в семье Кабановых.


Слайд 15
2.Семейные отношения, строящиеся на любви и взаимопонимании в семье Катерины.

3.Монологи Кулигина

– обобщённое изображение семейных отношений в городе Калинове.

2.Семейные отношения, строящиеся на любви и взаимопонимании в семье Катерины.3.Монологи Кулигина – обобщённое изображение семейных отношений в


Слайд 16
4.Трагический характер взаимоотношений в купеческой семье в переломный для судьбы России

период.

4.Трагический характер взаимоотношений в купеческой семье в переломный для судьбы России период.


Слайд 1

ДРАМА ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Слайд 2

Драма «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856—1857 гг.), но написана в 1859 году. «Гроза», — как писал Добролюбов, — без сомнения, самое ре­шительное произведение Островского».

Слайд 3

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года. Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

Слайд 4

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов. Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство». Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.

Слайд 5

В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность. Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта. Катерина (Р.Нифонтова)

Слайд 6

Но из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было близко её чистой, светлой душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и оставляет особый отпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и облагородить всё в своей душе, пока не налегла на неё тяжёлая рука Кабанихи.

Слайд 7

С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера. Катерина (П.Стрепетова)

Слайд 8

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости. Этот протест растёт Катерина кончает жизнь самоубийством. Катерина (Р.Нифонтова)

Слайд 9

Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.

Слайд 10

Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Кулигин (Маркушев)

Слайд 11

Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Слайд 12

Кабаниха — на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. ВЕРА ПАШЕННАЯ – КАБАНИХА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Слайд 13

Про нее говорят, что она — ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя. Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Слайд 14

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Кабаниха (Н.Рыкалова)

Слайд 15

Дикой , как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими. Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой (М.Жаров)

Слайд 16

В такой атмосфере «жестоких нравов» не может сформироваться гордый, свободный, честный человек, и поэтому каждого из героев пьесы можно назвать жертвой «тёмного царства».

Слайд 17

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила — каждого на свой лад. Тихон (Д.С. Павлов) Ю.Бурыгина (Варвара)

Слайд 18

Тихон подавлен, жалок, обезличен. Его не то что любить – уважать нельзя. Тихон (Садовский)

Слайд 19

Тихон любит Катерину, но не смеет проявлять эту любовь. «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть…» — признается он Кулигину. Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате.

Слайд 20

Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным — она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Ю.Бурыгина (Варвара)

Слайд 21

Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Житейская философия ее очень проста: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Ю.Бурыгина (Варвара)

Слайд 22

Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. Варвара (О.Хорькова)

Слайд 23

. Он сам говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…» Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить. Борис (В.Бабятинский) Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Борис (Н.Афанасьев)

Слайд 24

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается («Не застали б нас здесь»).

Слайд 25

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Слайд 27

«Гроза» в постановке Малого театра. Катерина (Г.Кирюшина)

Слайд 28

Катерина (Г.Кирюшина)

Слайд 30

Катерина (Г.Федотова) Катерина (П.Стрепетова)

Слайд 31

Сергей Сергеевич Еремеев — Тихон в спектакле «Гроза «. Дмитрий Павлов – Тихон в спектакле «Гроза»

Слайд 32

Феклуша (В.Шатрова) Кудряш (Г.Сергеев)

Слайд 33

Кабаниха (В.Н. Пашенная) Шапкин — Б.Сазонов

Слайд 34

Кулигин ( Ю.Каюров) Полусумасшедшая барыня Гроза А.Островского 1962 Никулина в роли Варвары

Слайд 35

Домашнее задание: Принести статьи о драме «Гроза»: *Добролюбов «Луч света в темном царстве»; *Д.И.Писарев“Мотивы русской драмы”.

Подписи к слайдам:

Изучение драмы «Гроза»
Содержание

  • Предварительное задание по драме
  • Опрос по 1,2 действию драмы
  • Анализ драмы по действиям: организация работы по рядам, ключевые понятия драмы, индивидуальные задания.
  • Композиция драмы «Гроза»
  • Организация времени и пространства в драме
  • Темы сочинения
  • Критика 19 века о драме «Гроза»

Изучение драмы «Гроза»
Предварительное задание

  • Выписать из словаря значениЯ слова ГРОЗА.
  • Сделать (письменно) речевую характеристику одного отрицательного героя, прокомментировать (устно) «говорящие» фамилии героев.
  • ИНД.: 1) подготовить информацию о семейном укладе по «Домострою» (обязанности жены и мужа); 2) найти, прочитать и проанализировать песню «Среди долины ровныя…».
  • Подготовиться к опросу по 1 и 2 действию драмы.

Изучение драмы «Гроза»
Опрс по 1-2 действию

  • 1 вариант
  • 1.Название города, в котором происходят события.
  • 2.Кем приходится Борис Дикому?
  • 3.Откуда приехал и где учился Борис?
  • 4.За что работники жаловались городничему на Дикого?
  • 5. Кабаниха ругает Катерину за то, что она неправильно мужа в дорогу проводила. Как правильно?
  • 6.Где приглашает Варвара ночевать Катерину после отъезда Тихона?
  • 7.Где Борис впервые увидел и почему полюбил Катерину?
  • 2 вариант
  • 1.Название реки, на берегу которой происходят события.
  • 2.Кто такая Феклуша?
  • 3.От кого и при каком условии Борис получит наследство?
  • 4.Что Дикой ответил городничему по поводу жалобы на него его работников?
  • 5. Куда любила ходить Катерина, когда жила у родителей до замужества?
  • 6. Что, по мнению Вари, сделает Тихон, как только уедет из дома и выйдет из-под надзора маменьки?
  • 7.Где впервые случилось свидание Катерины и Бориса ?

Работа с 1 и 2 действием драмы
«Гроза» (по рядам)

  • 1 ряд Нравы города Калинова, его жители. (1д.2,3явл., 3д.3явл.) Образы Дикого, Кулигина (1д.1явл.). Судьба Бориса(1д.3явл.).
  • 2 ряд Образ Кабанихи (1д.1явл.-две реплики в разговоре Кулигина и Шапкина; конец 3явл. — появление Феклуши). Разговор Кабанихи с сыном: ключевые слова, идея, авторские ремарки (1д.5явл.).
  • 3ряд Образ Катерины: монолог о полёте (1д.7явл), её прошлое(2д.2,8,10явл.). Функция Варвары при Катерине.

«ГРОЗА»

  • Ключевые понятия драмы
  • (через каких героев и в каких ситуациях-эпизодах раскрываются?)
  • свобода (образ птицы и полета) –
  • рабство;
  • вера, религиозность, церковные образы;
  • прогресс — консерватизм;
  • любовь, страх, дом, семья, порядок;
  • конфликт личности и среды.

Изучение драмы «Гроза»

  • Индивидуальные задания по всей драме (в ответе необходимо использовать цитирование, ссылки на конкретные детали текста)
  • 1.Анализ эпизода «Проводы Тихона»: поведение и речь всех участников эпизода (2д. 3,4явл.)
  • 2.Свидание Катерины и Бориса (3д. 3 явл. сцена2)
  • 3.Две сцены прощания: Катерина – Тихон, Катерина – Борис (сравнить: 2д. 4 явл., 5д. 3 явл.)
  • 4.Разговор Кулигина и ДикОго: как раскрываются герои, речевые особенности (4 д. 2 явл.)
  • 5. Разговор ДикОго и КабАнихи: как раскрываются герои, речевые особенности
  • (3 д. 2 явл. сцена 1)
  • 6. Тема красоты в драме (слова старой барыни; 1д. 8 явл., 4д. 6 явл.)
  • 7.Виды любви в драме (1д. 5 явл., 2д. 2 явл., 3д. 2 явл. сцена 2)
  • 8.Функции второстепенных персонажей, их роль для Катерины: Варвара, Кудряш, Феклуша (по всей драме)
  • 9.Смысл песни Кудряша (3д. 1 явл. сцена 2), как эта песня связана с финалом?
  • 10.Анализ эпизода «Покаяние Катерины» (4д. 6 явл.)
  • 11. Катерина и Кулигин – сходство героев (по всей драме)
  • 12.Ключевые точки пространства драмы: какие события происходят в каком месте?
  • 13.Символика огня, связь с темой искупления греха, с грозой в 4д.
  • 14.Значение слова гроза в драме: 1д. 9 явл., 2д. 4 явл., 4д. 2 явл., 4д. 4,5 явл.
  • Композиция драмы «Гроза»
  • 1. Экспозиция — картины волжского простора и духоты калиновских нравов (Д. I, явл. 1-4).
  • 2. Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение Катерины и Кабанихи (Д. I, явл. 5).
  • 3. Развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса; пророчество старой барыни, отдаленный удар грома (конец Д. IV).
  • 4. Первая кульминация- грозовая туча ползет, как живая; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе, падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.
  • 5. Вторая кульминация — Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д. V, явл. 4).
  • 6. Развязка — самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д. V, явл. 7).
  • ГРОЗА в небе над городком
  • Организация пространства и времени в драме «Гроза»
  • Город Калинов («нулевой» уровень) остановившееся в средневековье время «Домостроя»
  • Дом
  • замкнутое
  • («душное»)
  • безопасное
  • За пределами дома разомкнутое опасное, т.к. требует выбора
  • Побег из города Кудряш и Варвара
  • За пределами города середина 19 века
  • Овраг (низкое место) место свиданий=измены
  • «падение», грех
  • Волга — символ хода(тока) времени
  • Омут (глубокое место на реке)
  • Крутой берег
  • (высокое место)
  • полёт, Бог
  • Кулигин — представитель эпохи Просвещения 18 в.
  • _
  • +
  • Катерина
  • падение=полет
  • Сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский превращает в исследование социальных условий жизни русского общества, взаимоотношений личности и среды. Контраст — основной принцип построения пьесы.

Изучение драмы «Гроза»

  • Темы сочинения по драме Островского «Гроза»
  • Напишите сочинение по драмам А.Н.Островского «Гроза» и/или «Бесприданница», выбрав одну из тем. При раскрытии темы опирайтесь на конкретные эпизоды драм, покажите в сочинении знание деталей текста, подберите к сочинению эпиграф.
  • 1. Главные человеческие пороки жителей провинциального российского городка сер. 19 века (на примере драм А.Н. Островского)
  • 2. Виды любви в драмах А.Н.Островского
  • 3.Катерина – трагедийная героиня в драме «Гроза»
  • 4. «Любовный треугольник» в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница»
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • А. Пальховский:
  • «Цель «Грозы» — показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в «темном царстве» — в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, — так и тот убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека. И автор мастерски достиг своей цели: перед вами в ужасной, поразительной картине выступают пагубные результаты того и другого, — в картине, верно срисованной с натуры и ни одной чертой не отступающей от мрачной действительности; вы видите в живых, художественно-воспроизведенных образах, до чего доводят эти два бича человеческого рода — до потери воли, характера, до разврата и даже самоубийства.» («Гроза». Драма А. Н. Островского», журнал «Московский вестник», 1859 г., № 49)
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • Н. Ф. Павлов:
  • «…займемся в особенности героинею «Грозы». Эта женщина возбудила все наше негодование. На автора она жаловаться не может. Чего он не сделал для нее и какой неблагодарностью не заплатила она ему! Он позволил ей, шестилетнему еще ребенку, из жажды воли, кататься в лодке одной по Волге, он научил ее слушать пение птичек, говорить о поэзии, о любви, чуть не о переселении душ. Правда, он же выдал ее замуж за пьяного дурака и поместил в самое дурное общество, но зато снабдил такою нежностью чувств, таким пылом сердца и поставил в такую пытку, что ей легко было приобресть большое знакомство и расположить в свою пользу очень хороших людей. Писатель с своей стороны сделал все, что мог, и не его вина, если эта безвестная женщина явилась перед нами в таком виде, что бледность ее щек показалась нам дешевым притираньем…» (Н. Ф. Павлов, статья «Гроза», газета «Наше время», 1860 г., №1)
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • E. Н. Эдельсон:
  • «Мы с наслаждением видим усилия автора найти в данных русской же жизни новые начала, способные к борьбе слишком уже отяготевшими над нею старыми формами, и торжествуем успех автора как бы нашу собственную победу. Мы чувствуем неизбежность гибели того существа, к которому автор успел возбудить все наши симпатии, но мы радуемся в то же время новым, живым силам, открытым автором в той же народной жизни, и сознаем ее вследствие того близкою себе, родственною. Огромная заслуга писателя!»
  • (E.Н.Эдельсон, «Библиотека для чтения»,1864 г., №1)
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • П. И. Мельников-Печерский:
  • «В «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы … Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта.» (П. И. Мельников-Печерский, «Северная пчела», 1860 г., №41)
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского.
    Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу»
  • Гроза очищает воздух.
    Физическая аксиома
  • Григорьев выдвигает на первый план в «Грозе» «поэзию народной жизни», наиболее отчетливо воплотившуюся в конце третьего действия (свидание Бориса и Катерины) . «Вы не были еще на представлении, — обращается он к Тургеневу, — но вы знаете этот великолепный по своей поэзии момент — эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, «забавными», тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! »
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • М. М. Достоевский:
  • «В «Грозе» слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. <…> Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его.» (М. М. Достоевский, ««Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского», «Светоч», 1860 г. №3)
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • Н. А. Добролюбов (из статьи «Луч света в темном царстве»):
  • «… характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. <…> Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых. <…> Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении… <…> … у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей, развитых теоретически и сильных умом, — главную роль играет логика и анализ.»
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • Н. А. Добролюбов (из статьи «Луч света в темном царстве»):
  • «Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми… Но если нет, — она ни перед чем не остановится… Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится. <…> Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, и которой живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования… <…> К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • Н. А. Добролюбов (из статьи «Луч света в темном царстве»):
  • «Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. <…> Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам!..»
  • (Н. А. Добролюбов, «Луч света в темном царстве», журнал «Современник», 1860 г., №10)
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • А. М. Скабичевский:
  • «Кабанова является в этой драме … представительницей домостроевских принципов… Ее отнюдь нельзя ставить в одну категорию с Диким… У [Дикого] … самодурство исходит из мешка с деньгами, не имея никаких нравственных оснований и выражается бессмысленным афоризмов вроде: «Я так хочу…». <…> Совершенно не такова Кабанова. У нее постоянно на устах нравственная сентенция. Все ее суждения исполнены строгой логики, сбить с которой ее нет возможности. Она не развратничает, не самодурствует, а строго блюдет долг свой и держит домочадцев в страхе, потому что так подобает по стародавним праотеческим заветам. Она фанатично верит в этот страх не ради самоуслаждения им, а потому что, по ее незыблемому убеждению, без этого страха все сейчас же совратятся с пути и все развалится… В «Грозе» положительными началами … домостроевским является семья Катерины, воспитавшая девушку в духе любви, гуманности и полной свободы. <…> С другой стороны, не менее положительным началом драмы является самоучка-часовщик Кулигин, … разночинец с … порывами к знанию, свету, с его кротким, гуманным, свободолюбивым и любвеобильным сердцем. Он играет в драме роль хора древних трагедий, выражая и общественное мнение, и взгляды самого автора на представляемые явления жизни. Это один из немногих случаев в деятельности Островского, что он сам является на сцену, произнося устами Кулигина свой собственный суд над действующими лицами драмы. (А.М. Скабичевский, книга «История новейшей русской литературы. (1848-1890)», Санкт-Петербург, 1891 г.)
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»:
  • «Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в темном царстве». Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление. Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности.»
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»:
  • «Варвара дает Катерине ключ от калитки, Катерина, подержавшись за этот ключ в продолжение пяти минут, решает, что она непременно увидит Бориса, и кончает свой монолог словами: «Ах, кабы ночь поскорее!» А между тем даже и ключ-то был дан ей преимущественно для любовных интересов самой Варвары, и в начале своего монолога Катерина находила даже, что ключ жжет ей руки и что его непременно следует бросить. При свидании с Борисом, конечно, повторяется та же история; сначала «поди прочь, окаянный человек!», а вслед за тем на шею кидается. Пока продолжаются свидания, Катерина думает только о том, что «погуляем»; как только приезжает Тихон и вследствие этого ночные прогулки прекращаются, Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям и предосторожностям, можно было бы кое-когда видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги, да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит, и катастрофу эту производит стечение самых пустых обстоятельств. Грянул гром — Катерина потеряла последний остаток своего ума, а тут еще прошла по сцене полоумная барыня с двумя лакеями и произнесла всенародную проповедь о вечных мучениях; а тут еще на стене, в крытой галерее, нарисовано адское пламя; и все это одно к одному — ну, посудите сами, как же в самом деле Катерине не рассказать мужу тут же, при Кабанихе и при всей городской публике, как она провела во время отсутствия Тихона все десять ночей?»
  • Критика о драме Островского «Гроза»
  • Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»:
  • «Окончательная катастрофа, самоубийство, точно так же происходит экспромтом. Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.
  • Русская Офелия, Катерина, совершив множество глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость».

  • Подготовка к сочинению по горе от ума 9 класс конспект урока
  • Подготовка к сочинению по басням крылова 5 класс
  • Подготовка к сочинению памятный день 5 класс упр 157 презентация
  • Подготовка к сочинению отцы и дети 10 класс презентация
  • Подготовка к сочинению описанию помещения в 6 классе