Почему погибла Катерина?
Сочинение-рассуждение
I. Вступление.
II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины.
1. Жизнь Катерины в родительском доме.
а) сердечное отношение родных.
б) времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок…)
в) относительная свобода.
2. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей:
а) болезненная впечатлительность, экзальтированность;
б) романтическое отношение к жизни.
3. Жизнь Катерины в доме Кабановой:
а) жестокое отношение Кабанихи;
б) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
4. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
а) осознание своей обреченности;
б) замкнутость, разочарованность в семейной жизни;
в) страстное стремление к свободе, любви, счастью.
5. Основные черты характера:
а) честность, непосредственность;
б) моральная чистота;
в) решительность, мужество;
г) страстность натуры, глубина чувств;
д) стремление к свободе;
е) поэтичность натуры;
ж) незаурядный ум;
з) доброта, бескорыстие.
6. Любовь в жизни героини.
а) брак не по любви;
б) настоящее чувство к Борису.
7. Гибель Катерины – это слабость или ее сила?
III. Заключение.
Образ Катерины в оценке критиков. (можно не добавлять)
Мое мнение о Катерине.
Так почему же погибла Катерина?
Почему погибла Катерина?
Сочинение-рассуждение
I. Вступление.
II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины.
1. Жизнь Катерины в родительском доме.
а) сердечное отношение родных.
б) времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок…)
в) относительная свобода.
2. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей:
а) болезненная впечатлительность, экзальтированность;
б) романтическое отношение к жизни.
3. Жизнь Катерины в доме Кабановой:
а) жестокое отношение Кабанихи;
б) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
4. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
а) осознание своей обреченности;
б) замкнутость, разочарованность в семейной жизни;
в) страстное стремление к свободе, любви, счастью.
5. Основные черты характера:
а) честность, непосредственность;
б) моральная чистота;
в) решительность, мужество;
г) страстность натуры, глубина чувств;
д) стремление к свободе;
е) поэтичность натуры;
ж) незаурядный ум;
з) доброта, бескорыстие.
6. Любовь в жизни героини.
а) брак не по любви;
б) настоящее чувство к Борису.
7. Гибель Катерины – это слабость или ее сила?
III. Заключение.
Образ Катерины в оценке критиков. (можно не добавлять)
Мое мнение о Катерине.
Так почему же погибла Катерина?
1
Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои… Ф.И.Тютчев, «Русской женщине» Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои… Ф.И.Тютчев, «Русской женщине»
2
Темы сочинений по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
3
Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика. Кабанова: Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя): Не уважишь тебя, как же! Катерина: Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, а что ты.
4
Катерина: Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу. Варвара: И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.
5
Свидание Катерины с Борисом Борис: …я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя! Катерина: Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?
6
Свидание Варвары и Кудряша … Кудряш берёт несколько аккордов на гитаре. Варвара прилегает к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет. Варвара (зевая): Как бы это узнать, который час? Кудряш: Первый. Варвара (зевая): Пора. Покричи-ка.
7
План работы над режиссерским комментарием сцены. Назови сцену, явление и действие, в котором она происходит, произведение и автора. Воссоздай обстановку, где происходит действие. Обрисуй расположение каждого из персонажей в определенный момент развития действия; их одежду, позу, речь. Какова реакция героев на реплики партнеров по сцене? Охарактеризуй интонацию, лексику, синтаксис их речи. Через деталь, позу, интонации, паузы раскрой взаимоотношения персонажей, их характер, скрытые мотивы их действий. Сделай вывод о месте и значении данной сцены в развитии конфликта.
8
Катерина(одна): …За что я его в беду ввела?… Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье, ему вечный покор!… Для чего мне теперь жить? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! Борис(не видя Катерины): Боже мой! Ведь это её голос! Где же она? Катерина(подбегает к нему и кидается на шею, плачет на груди у него): …Ну, прости меня. Не хотела я тебе зло сделать… Поезжай с богом! Не тужи обо мне.
9
План сочинения «Сравнительная характеристика героев литературного произведения». 1. Вступление. Выявить основания для сравнения героев: («Сравнение…даёт возможность подчеркнуть своеобразие каждого…» Белинский). 2. Основная часть. Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев. 1-й вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения; 2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, отношения с окружающими, черты характера, взгляды и т. д.). ! При сравнении обратить внимание на художественные средства и приёмы, которые использует автор. ! Использовать цитаты. 3. Заключение. Объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев.
10
Отрывок из сочинения «Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика». ! Задание: исправьте речевые ошибки. …ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, ЧТО ОБЩЕГО У КАТЕРИНЫ И ВАРВАРЫ? ОБЕ ОНИ – КУПЕЧЕСКИЕ ДОЧЕРИ, ЗНАЧИТ, ВЫРОСЛИ И БЫЛИ ВОСПИТАНЫ В ОБЩЕЙ СРЕДЕ. ОБЕ НЕОБРАЗОВАННЫ, ИХ МИР КРАЙНЕ ОГРАНИЧЕН. НИ ТА НИ ДРУГАЯ НЕ ИМЕЮТ ЗАНЯТИЙ, КОТОРЫЕ БЫ УВЛЕКЛИ ИХ. ОБЕ ТЯГОТЯТСЯ ЖИЗНЬЮ В РОДНОМ ДОМЕ, И У ОБЕИХ СИЛЬНЫЙ, ВОЛЕВОЙ ХАРАКТЕР, ПОЭТОМУ ОБЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПРОТЕСТ «ТЁМНОМУ ЦАРСТВУ»… …НО, ОПИСЫВАЯ СВОИХ ГЕРОИНЬ, ПИСАТЕЛЮ ВАЖНО ПОМОЧЬ ЧИТАТЕЛЮ УВИДЕТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ НИМИ. ДАЖЕ ИХ ИМЕНА ПОДЧЁРКИВАЮТ ЭТУ РАЗНИЦУ: КАТЕРИНА С ГРЕЧЕСКОГО – «ВЕЧНО ЧИСТАЯ», ВАРВАРА – «ГРУБАЯ», «ЗЕМНАЯ». ВАРВАРА ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К ЗАКОНАМ КАЛИНОВСКОГО МИРА, ПОЛЬЗУЯСЬ ОРУЖИЕМ ЛЖИ И ОБМАНА, А КАТЕРИНА ПРЕДПОЧИТАЕТ СМЕРТЬ ЖИЗНИ В «ТЁМНОМ ЦАРСТВЕ».
Урок подготовки к сочинению. Трагедия Катерины в пьесе Островского — Гроза.
Тема урока: Душевная драма Катерины в пьесе
А.Н.Островского «Гроза».
Цель урока: проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
— выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
— выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
— учить проводить исследовательскую работу по тексту.
— учить высказывать свое мнение.
Форма урока: диспут.
Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, использование иллюстраций.
Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, тетради для работ по литературе.
Учащиеся должны знать:
— содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза»;
— основную мысль пьесы;
— главные образы;
Учащиеся должны уметь:
— правильно отвечать на поставленные вопросы;
— выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста пьесы;
— обобщать и систематизировать учебный материал;
— выделять главное в тексте.
Ход урока
I. Оргмомент (сообщение темы и цели урока).
II. Подготовка к восприятию.
Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу», — восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нём мир «тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия»).
Красив город Калинов… Но почему в этом городе молодая женщина кончает жизнь самоубийством? Нравы в этом городе какие?
Учащиеся: Жестокие. «Самодуры правят бал» в городе Калинове.
Учитель: Познакомившись ближе с главными людьми Калинова, ясно понимаешь, что никакие красоты природы не способны смягчить той тирании и жестокости, которые позволяют себе купец-самодур Дикой и помешанная на «Домосторое» Кабаниха. И вот в этом «тёмном царстве» вынуждена жить Катерина.
Задача урока – выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «тёмному царству»; проследить, как формировался её характер, какие черты являются в нём главными, как постепенно развивался её конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.
Представим Катерину.
Учащиеся: Катерина – натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, в котором ей приходится жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто недоступно их понимание. Не случайно в разговоре с Катериной Варвара сказала: «Ты какая-то мудрёная», т.е. странная, сложная, непонятная.
Натура мечтательная, впечатлительная, К. в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая!
Решительность, сила воли. (см. план)
«Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли вёрст за десять!»
Катерина – женщина не только со странным, но и с сильным характером. Она способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!…
Условия жизни после замужества.
Учащиеся: Катерину отдали замуж молодой, судьбу её решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в дом Кабановых, готовая любить и почитать свою свекровь, заранее ожидая, что муж её будет над ней властелином, но также опорой и защитой. Однако Тихон не отвечает этой роли. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но совсем не так, как по нормам патриархальной морали должен любить свою жену настоящий муж. И чувство Катерины к нему совсем не такое, какое она должна питать к нему по её же собственным представлениям.
— Что рассказывает Катерина Варваре о своей жизни до замужества, в родительском доме?
1 учащийся читает наизусть монолог Катерины «Отчего люди не летают?..» о жизни в родительском доме.
2 учащийся читает 2 часть этого монолога о религиозности Катерины.
Учитель: — В разговоре с Варварой какие ещё черты характера Катерины мы видим?
— Контраст между Катериной и семьёй Кабановых. Вывод можно представить в виде таблицы.
— Как мы можем это представить в сочинении? (обращение к тезисно-цитатному плану сочинения).
Учащиеся: Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всём: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в мотивах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве, совсем не так, как в доме Кабановых, где всё то же самое, только «всё как будто из-под неволи». «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит разрушает мир Катерины.
Даже Бог здесь другой: из доброго и милосердного друга превратился в жестокого старика, который вызывает не любовь, а страх. Вся жизнь построена на «Домострое», основным законом которого является слепое и беспрекословное подчинение Богу, родителям, мужу. Атмосфера накалена до предела, в воздухе уж пахнет грозой. И Катерина это понимает:
«…Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю… или уж и не знаю… Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от неё не уйду… Перед бедой перед какой-нибудь это!»
Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращённое к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством. И беда пришла. Катерина полюбила. Полюбила первый раз в жизни и всю себя без остатка отдала этому прекрасному чувству.
— Кого полюбила Катерина? (Бориса, племянника Дикого)
— Почему она выбрала именно его?
Учащиеся: Катерина выбрала его, потому что он отличался от её привычного окружения. Сам про себя Борис рассказывал Кулигину, что бабка невзлюбила его отца за то, что «он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой жили в Москве». Мать «трёх дней не могла ужиться с роднёй» мужа. Зато образование Борис получил отличное, но родители его умерли от холеры, «мы с сестрой сиротами и остались». Умерла и бабка, оставив наследство дяде с тем, чтобы выплатил долю племянникам в совершеннолетие, если они с ним будут почтительны. Но не видать Борису денег. Дикой никогда не отдаст того, что однажды попало ему в руки. Напрасно Борис унижается и ждёт благодеяния от дяди, ему ничего не получить.
— А разве Тихон не любит Катерину?
Учащиеся: Тихон любит Катерину, но по-своему, по-человечески. Однако он не способен уберечь Катерину от грозящего ей несчастья. Когда Катерина, просит Тихона взять её в поездку, он считает эту просьбу проявлением глупых женских страхов. Он не может понять какая тяжёлая борьба происходит в душе Катерины. Катерина не признаёт житейских компромиссов, она не может разрешить противоречие, возникающее в её душе между стремлением к воле, против бездушной жизни в Калинове, и присущими ей высокими моральными устоями. В её душе зарождается новое чувство, неясное ей самой: «Что-то происходит необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю» Чувство принимает форму страсти, страсти одухотворённой, связанной в сознании героини с освобождением: «Если я хоть раз с ним увижусь, я убегу из дому и уж не пойду домой ни за что на свете».
Любовь Катерины к Борису, продиктована тем, что Борис отличается от остальных калиновцев. Он – новый человек в городе, ему не привычны нравы Калинова. Борис жалуется Кулигину: «…больно, трудно … без привычки-то! Все на свете как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Однако Борис признаёт над собой законы Калинова, подчиняется самодурству Дикого, хотя все окружающие и утверждают, что тот никогда не отдаст Борису бабушкиного наследства.
Чтение наизусть монолога «Сцена с ключом» (действие 2, явление 10).
Учащиеся: Катерина – замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершенен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять её. Катерина жаждала любви, и эти порывы её сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нём. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости.
Учитель: — Уже в сцене с ключом мы видим сложность внутреннего состояния героини, её мучения, борьба с собой. Свою любовь религиозная Катерина считает грехом. Почему?
Учащиеся: Не людской суд, а угрызения совести для Катерины настоящим возмездием. И первое, что пришло ей на ум, — это кара Божья. Ведь героиня с самого детства верила, что Бог видит всё, что от него не укрыть ни один грех, и на «Страшном суде» ничем нельзя будет оправдаться. Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она всё думала, страдала и решила, что ей необходимо покаяться, объявить о своём поступке. И это будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы – свободы её совести. Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина «Страшного суда», которую она видит на стенах галереи, — всё это доводит её до исступления, и в таком состоянии героиня при всех признаётся мужу в своём «грехе». Катерина не раскаивается в том, что она совершила в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы признанием искупить свою вину.
Чтение наизусть монолога «Сцена признания в грехе». (действие 4, явление 6).
Учащиеся: Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упрёки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими.
Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство: Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» То же подтверждает и Кулигин: «…а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет всё её существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у неё на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
Учитель: — Какие душевные муки испытывает Катерина?
Чтение наизусть монолога «Нет, нигде нет!..». (действие 5, явление 2).
Учитель: — Как ведёт себя Борис в сцене прощания? Действие 5, явление 3.
Учащиеся: Мы видим, как слабохарактерный Борис плачет при прощании с любимой, вроде бы он ей сочувствует, жалеет. Однако Борис бежит от своей любви, не думая о том, каково Катерине оставаться в доме Кабановых рядом с нелюбимым мужем и ненавистной свекровью. Герои понимают, что их встречи были ошибкой, и реплики персонажей говорят читателю об этом. Катерина: «На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да впереди еще сколько!»; Борис: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»
Однако Катерине намного тяжелее расстаться с Борисом. Не случайно она не отпускает его: «Постой, постой! Дай мне наглядеться на тебя в последний раз». А Борис стремиться поскорее уехать, чтобы больше не видеть Катерину, и считает, что лучшим избавлением от страданий для нее будет смерть. Однако спасти ее, увезти от ненавистной Кабанихи Борис не может. Я думаю, что его чувство к Катерине не было настолько сильным, чтобы ослушаться дяди. И он, так как сам человек слабохарактерный, не верит в то, что любимая женщина способна совершить самоубийство.
Учащиеся: Итак, Катерина остается одна. После этой сцены прощания она решается на самоубийство. Возможно, такой выход из ситуации уже давно был у нее. Не случайно она просит Бориса: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропусти, всякому подай, чтоб молились за мою грешную душу». Катерина очень набожна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство — тяжкий грех, самоубийцу даже не отпевают. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкнуло ее на самоубийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он человек слабый, безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти. Возможно, не такой страшной, но все же смерть Катерины заставит Бориса быстрее ее забыть.
Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактерного человека. Но с другой стороны, жизнь в доме Кабанихи для нее невыносима. И в этом поступке — сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то, как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может и разлюбить Бориса, и простить ему предательство. Не случайно ее последние слова обращены именно к нему: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Учитель: Любовь её – «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, — трусость. Ослеплённая, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь её самоотверженна: не о своей гибели думает – о его, не о своём бесчестии – о его «вечном покоре». Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.
Борис уезжает…Катерина обречена. Лгать она не может, правды же ей не простят. Но смерть Катерины – это ещё не кульминация. Идейная кульминация пьесы – это её конец. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судьёй, который милосерднее вас! – это взорвался негодованием непротивленец Кулигин. И Тихон, безответный Тихон вторит ему: «Маменька, это вы её погубили! Вы! Вы».Видимо, совсем плохи дела старого порядка, коль забытые, самые безответные поднялись против него. Это дело рук нового поколения. Это дует ветер перемен. Это – «луч света в тёмном царстве!»
Подведём итоги урока: проблемный вопрос:
— Что заставило молодую ещё женщину покончить жизнь самоубийством?
Учащиеся: Тоска и однообразие семейной жизни, постоянные придирки свекрови, унижения, желание «воли» и свободы своих чувств и мыслей — вот все то, что толкнуло ее на «запретное» чувство к чужому мужчине. Любовь к Борису возникла «на безлюдье»: он кажется таким вежливым, чутким, понимающим. И показательна борьба, происходящая в душе героини (в сцене с ключом), — от сопротивления греху к тому, что она его внутренне оправдывает и мечтает о счастье. Самое страшное для Катерины — суд собственной совести, ведь она глубоко религиозна, и сознание греха отравляет счастье ее запретной любви. Поэтому так боится Катерина грозы: ей страшно предстать перед судом Бога со всеми своими грешными мыслями, не покаявшись на исповеди. Муки совести в сочетании с неумением лгать, эмоциональность, восприимчивость ко всем внешним проявлениям осуждения того, что творится в ее душе, — все это приводит женщину к публичному покаянию в старой часовне. После такого позора ее жизнь в семье Кабановых становится еще тяжелее: Марфа Игнатьевна тиранит ее с большим усердием, получив подтверждение своим взглядам: «Вот, сынок, куда воля-то ведет!» При прощании с Борисом Катерина убеждается в том, что он ей ни в чем не помощник: он не возьмет ее с собой, не защитит — он слишком слаб.
Учитель: Добролюбов расценивает дальнейшую душевную борьбу Катерины и ее отчаянное решение о самоубийстве как протест против самодурных начал, убивающих живую душу. «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, — протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу». Конец драмы кажется Добролюбову «отрадным» именно в силу того, что появилась героиня, способная на протест, на «восстание против угнетения и произвола старших». «Грустным» и «горьким» показывает критик такое освобождение, но оно лучшее, что находит героиня в такой жизни,«где живые завидуют умершим».
Добролюбов писал: «Что ей смерть? Все равно она не считает жизнью то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».
«Однако очевидна нравственная победа Катерины над «темным царством», жителями города Калинова. Мир Кабанихи и Дикого – косный мир, мир старых порядков, она сильна силой поддерживающей ее «молчаливого большинства», привыкшего к «жизни отцов».
Власть хозяев «темного царства» только кажется непоколебимой. Сила, которая в скором времени приведет к его распаду, гибели, уже появляется. Этого то большего всего и боится Кабаниха, об этом рассуждает Феклуша. («Последние времена, матушка Марфа Игнатьевн, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная!»). Гибель Катерины, ее протест — это «гроза», которая переменит жизнь.
III. Домашнее задание: написать сочинение на заданную тему.
IV. Оценки.
Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие — Егорова Н. В. 2016
Цель: обсудить темы для написания сочинения и помочь в выборе и составлении плана.
Методические приемы: составление плана, обсуждение, комментарии учителя.
Ход урока
I. Выбор темы сочинения
Примерные темы:
1. Смысл заглавия пьесы «Гроза».
2. Был ли иной путь у Катерины?
3. Быт и нравы героев пьесы «Гроза».
4. Город Калинов и его обитатели.
5. Образ Кулигина. Его значение в пьесе.
6. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза».
7. «Чародей языка» (мастерство Островского в языковой характеристике героев драмы «Гроза»).
8. Тихон и Борис (сравнительная характеристика).
II. Обсуждение темы «Был ли иной путь у Катерины?»
Работа с опорной схемой по теме «Почему погибла Катерина?»
Опорные положения (схема-тезисы) темы «Почему погибла Катерина?»
Трагический финал драмы — это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «темным царством»
III. Обсуждение темы «Образ Кулигина»
Типичная ошибка учащихся — подмена понятия «образ» индивидуальной характеристикой. Характеристика героя — это составная часть понятия «образ». По способу изложения мыслей характеристика представляет собой не рассуждение-доказательство или опровержение, а описание с элементами рассуждения.
Проведем анализ темы «Образ Кулигина»:
Д. I, явл. 1.
- Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве? Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы…»).
- Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе Калинове?
- Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в котором все решает власть силы и денег?
- Что он говорит о людях, которые имеют деньги? Как это его характеризует?
Д. III, явл. 3.
- О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»?
- Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»?
Д. IV, явл. 2.
- Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? Как это его характеризует?
- За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Как это его характеризует?
- Получит ли он когда-нибудь этот миллион, почему?
Д. IV, явл. 4.
- Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы?
Д. V, явл. 1, 7.
- Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем сделать, исходя из его поведения в последних действиях?
Вопросы для обобщения.
- Как Кулигин относится к «темному царству»?
— Думает ли он о социальном переустройстве общества, об улучшении жизни простого народа?
- Какой путь переустройства он предлагает?
- Типичен ли образ Кулигина?
- Каково отношение автора к Кулигину?
Задание. Самостоятельно составить план к сочинению-рассуждению на тему «Образ Кулигина».
IV. Письменные задания
- Д. I. Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»? Кто любуется природой? Случайно ли это?
- Д. I, явл. 3. Почему Борис чувствует себя в Калинове «белой вороной»? Докажите.
- Д. I, явл. 1, 3. Кто прав в споре Кудряша с Кулигиным о методах борьбы с самодурами? Докажите свою точку зрения.
- В чем проявляется самодурство Дикого?
- Что дает нам основание сказать о Диком словами русской пословицы: «Молодец против овец, против молодца — сам овца»?
- Какое впечатление о жизни в Калинове сложилось у вас после чтения первых сцен пьесы? В чем причина такой жизни?
- Перечитать Д. I, явл. 5, 6. Сделайте вывод по семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
- Д. II. Катерина — по-гречески «всегда чистая». Почему Островский дал это имя своей героине?
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлении к свободе, твердости характера, прямоте в отношении к людям?
— Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?
— Почему Катерина считает любовь к Борису «преступной»?
— Права ли Варвара, утверждая, что Тихона «любить не за что»?
— Почему Варвара не может понять страданий Катерины?
— Почему Катерина названа «лучом света в темном царстве»?
- Почему Катерина заволновалась, когда ей Варвара дала ключ от калитки в саду, где ее ждет Борис? Почему этот ключ как бы жжет ей руку? Почему она его не выбросила?
- При последней встрече с Борисом Катерина произносит три фразы: «Ну, прости меня!», «Возьми меня с собой отсюда!», «Поезжай с богом!». Почему все — с восклицательным знаком. Как вы их поняли? Что имела в виду Катерина?
- Как монологи Катерины позволяют раскрыть характер героини?
- Как раскрываются в сценах свидания Катерины и Бориса характеры героев?
Домашнее задание
Сочинение по пьесе «Гроза» на выбранную тему.