Тема: Развязка комедии «Горе от ума». И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».
Цель: выявить особенности открытого финала комедии и смысл ее названия.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
— Сегодня на уроке мы с вами завершаем литературное путешествие по замечательному, великолепному по замыслу и исполнению произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это произведение относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти 200 лет оно является бессменным в репертуарах московских и провинциальных театров. Буквально на днях в театре «Современник» состоялась премьера нового прочтения «Горе от ума». Почему это произведение стало бессменным в репертуарах театров всех времен? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не дает полного и цельного анализа этого произведения?
4. Определение учебных задач.
— Сегодня перед нами встанут 3 учебные задачи, которые нужно будет решить совсем как в математике: есть задача, значит, ее нужно решить.
- Что и как меняет в названии произведения предлог «от»?
- «Горе от ума». Романтизм, классицизм или…?
- Приемлем ли для произведения «Горе от ума» такой литературоведческий термин, как «жанровое своеобразие»? Определите жанр произведения «Горе от ума».
- Первая учебная задача.
-Поразмышляте над первоначальным и окончательным названием произведения. «Горе уму» и «Горе от ума». Что меняет предлог «от»?
Слово учителя.
— Позиция автора: «Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот «от ума» горе быть очень даже может».
А вот Лев Соломонович Айзерман пытается по-своему интерпретировать варианты названия.
1. Все действия направлены на ум. Человека обладающего
умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум
выступает как начало страдательное.
2. А во второй схеме все действия исходят от ума.
Появляется дополнительный смысл — невозможность
Не думать о том, что происходит вокруг.
А действительность заставляет человека страдать.
Вывод: предлог «от» добавляет названию и самому произведению более глубокий смысл, расширяет его, заставляет увидеть героя не только мыслящего, но и страдающего.
- Вторая учебная задача.
— «Горе от ума» создавалось в начале 20-х годов 19 века.
— Какие литературные направления царили в литературе?
(Господствовал классицизм, развивался романтизм и реализм)
Работа в тетради.
Задание: найти черты классицизма в произведении.
Задание: найти черты романтизма в произведении.
Персонажи: говорящие фамилии, деление на отрицательных и положительных героев условно.
Авторская позиция выражена через героя – резонера (Чацкий).
Соблюдение принципа трех единств частично: соблюдается единство времени (действие разворачивается в 24 часа), единство места (дом Фамусова).
Мотивы притворства и подслушивания.
Черты романтизма:
Романтический герой – Чацкий. Он находится в разладе с обществом, так как не понят им. Входит сам с собой в противоречия. Несчастная любовь и изгнание – удел романтического героя.
— Итак, в произведении мы наблюдаем присутствие черт двух литературных направлений: романтизма и классицизма. Но они явно неполные, частичные. Значит, однозначно мы не имеем права отнести это произведение ни к одному из них, причем мы ясно ощущаем присутствие чего-то еще. Чтобы выяснить это, обратимся к главному закону Грибоедова, закону правдоподобия, реального, закону живой действительности. Грибоедов мастерски соединил в своем произведении классицизм с романтизмом, но создал подлинно реалистическое произведение.
— Давайте найдем черты реализма в произведении. Обратимся к персонажам. Вот классицисты сказали, что деление на отрицательных и положительных персонажей условно. В чем условность деления?
(В целом, Чацкий герой положительный, противопоставлен фамусовскому обществу. Но если рассматривать каждого героя этого общества в отдельности, то выяснится, что они не так уж и плохи.)
— В произведении классицизма героев должно быть 5-10, в в «Горе от ума» их более 20.
— В чем вы видите нарушение принципа трех единств?
(Не соблюдено единство действия. По канонам классицизма должна быть одна сюжетная линия – любовная. В принципе она сохраняется, но к ней добавляется и вторая – общественно-политическая)
— В чем нарушения в финале?
(В классицизме финал закрытый, то есть герой одерживает победу и обретает счастье. В произведении финал открыт)
— В чем открытость финала?
(Уедет или нет Чацкий? Куда уедет? Выгонят Молчалина или нет? Отправят Софью из дома или нет? Что будет с Лизой и Петрушей? И в самом деле6 что скажет княгиня Марья Алексеевна?)
Вывод: Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и видимое соблюдение трех единств – все отступает от канонов классицизма. Произведение написано тогда, когда классицизм все же постепенно отходит на второй план, романтизм в самом расцвете, и только зарождается реализм. «Горе от ума» написано на стыке 3 литературных эпох, и в этом его своеобразие, в этом отличие, в этом бессмертие.
- Третья учебная задача.
— Как вы понимаете термин «жанровое своеобразие»?
— Попробуйте решить третью учебную задачу: подходит ли этот термин к произведению «Горе от ума»?
— Итак, мнения разделились. Обратите внимание на то, что до этого я ни разу не назвала жанр «Горе от ума». Сделала я это для того, чтобы не навязывать вам жанровое определение, не создавать стереотип.
— Что же все-таки написал Грибоедов? Давайте сначала спросим мнение драматурга. Грибоедов писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его».
— Как же определяет жанр своего первоначального замысла автор?
— Вспомните определение жанра «поэма».
(Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя)
— А сценическая поэма?
— А что сделало из поэмы комедию, по мнению автора? (суетный наряд)
— Итак, комедия. Вы согласны с этим определением?
— Вспомните определение комедии.
(Комедия – жанровая разновидность драмы. Воздействие комедии обусловлено смехом)
— Смех – основная категория комедии, и постановка любой комедии рассчитана на то, что зритель будет смеяться.
— Над чем же можно смеяться в комедии?
Язык: многие реплики героев вызывают смех. Не забывайте, что это первая четверть 19 века. Еще жив холодный, тяжелый язык классицизма. И вдруг – язык доступный, легкий, простой, остроумный, богатый афоризмами.
Жизнь героев пустая, нет ничего святого, только глупая, пустая болтовня.
Некоторые ситуации: например, когда Фамусов заигрывает с Лизой.
Фамилии некоторых персонажей.
— Хорошо, с комедией разобрались, и, действительно обнаружили главное действующее лицо – смех. Итак, комедия?!
— Тогда прочитайте определение двух других жанров рода драмы, которым относится и комедия- трагедия и драма.
Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.
Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
Обсуждение.
Вывод: «Горе от ума» мы не можем назвать произведением «чистого» жанра. Мы обнаружили, что преобладают черты комедии, но наряду с ними мы обнаруживаем и присутствие драматического и даже трагического (отъезд Чацкого – это своеобразная смерть его для окружающих). Таким образом, говоря о жанровом своеобразии произведения, мы можем с полным правом говорить о «Горе от ума» как о комедии с элементами драмы и трагедии.
Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул?
Ответ:
- Судьба комедии.
- Её сценическая судьба.
- Комедия нравов.
- Образ Чацкого.
- Взаимоотношения Чацкого и Софьи.
- Комедия московского света.
- «Мильон терзаний».
- Софья – Молчалин.
- Драма Софьи.
- Крушение надежд Фамусова.
- Онегин – Печорин – Чацкий.
- Кто Чацкий – победитель, жертва?
Образ Чацкого.
1. «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».
2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.
3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».
4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?
«…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».
Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему.
«Служить бы рад, — прислуживаться тошно!…» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену».
Представители фамусовской Москвы.
1. Образ Софьи.
«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.
Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! — итак вся ночь проходит!»
Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права… Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте… недаром любил её и Чацкий… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний».
«Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».
2. Образ Фамусова.
«Фамусов хочет быть «тузом» — «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» — и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».
- Обобщение.
— Итак, закончилось наше первое путешествие по комедии «Горе от ума». С каким же багажом знаний мы вернулись из него?
9. Рефлексия
— Перед нами сегодня стояли непростые задачи, но я считаю, что мы достойно с ними справились. А как считает вы? Какая учебная задача показалась вам наиболее интересной? Какая вызвала серьезные затруднения? Чего вам не хватило для решения задач?
Домашнее задание: написать сочинение.
Цели:
- Обобщить и систематизировать материал по изучению комедии А.С. Грибоедова; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;
- Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;
- Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.
Оборудование: текст произведения, презентация, видеоролик.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами обобщим всё, что узнали в процессе работы над бессмертной комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Прошу внимания на экран.
(сюжет из фильма-спектакля «Монолог Чацкого «Уж точно начал свет глупеть…»)
Приложение 1
II. Индуктор.
Как вы думаете, кто и что станет предметом нашего исследования? (Чацкий и фамусовское общество).
Да, сегодня нам предстоит составить суждение об этих двух противоборствующих лагерях комедии Александра Сергеевича Грибоедова. Вы, конечно же, уже поняли, зачем разделились на группы. Вы – исследователи. Одна из групп будет собирать материал о Чацком, а вторая – о фамусовском обществе. (разыгрывание разноцветных карточек).
Приложение 2
Слайд 2 (иллюстрация Чацкого и Фамусова)
Чем будет заниматься третья группа, вы догадаетесь, когда вспомните, чем богат язык комедии. Конечно же, афоризмами. Вот подбором цитат и афоризмов будет заниматься третья группа филологов-энциклопедистов.
Какое бы суждение о личности мы не составляли, письменное или устное, его структура всегда подчиняется определённым нормам. Вспомним, какие составляющие должны быть обязательными при рисовании портрета литературного персонажа.
План Слайд 3
Общая характеристика
- Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
- Говорящие имена, отчества, фамилии;
- Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни;
- Афоризмы, цитаты.
Для того, чтобы составить портрет общества, надо знать, что включает в себя это понятие.
Нам помогут энциклопедисты.
Общество – это круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.
Итак, общество состоит из людей, которые близки друг другу взглядами на жизнь.
Можно ли тогда использовать для характеристики общества тот же план, что и для отдельного персонажа? Конечно да, так как мы будем отражать те черты, которые определяют сходство людей, объединённых в общий круг.
Запишите этот план в тетради, но перед ним оставьте 2-3 строчки для записи темы.
III. Погружение в текст.
Итак, задача исследователей – составить связное суждение о Чацком и фомусовском обществе, дать им характеристику. А энциклопедисты подбирают афоризмы, которые помогут глубже понять характер персонажей, их отношение к окружающему миру.
IV. Обсуждение.
1 группа читает свой материал, энциклопедисты добавляют афоризмы.
1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
Чацкий – молодой человек примерно двадцати лет, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в дом, где провёл счастливые юные годы. Он вернулся к своей возлюбленной Софье, горя желанием возобновить их отношения. За время своего отсутствия Чацкий получил хорошее образование (он славно пишет, переводит), мог бы продвинуться по карьерной лестнице (служил в министерстве), но не стал служить (в том пользы не находит), есть имение, но, по разумению Фамусова, он плохо ведёт в нём дела (не гонится за богатством). Приехав в Москву, Чацкий понимает, что он чужой здесь, не подходит ни под одно «требование» московских тузов.
2. Говорящие имена, отчества, фамилии;
А.С. Грибоедов не зря выбрал имя Александр Андреевич Чацкий. В переводе с греческого имя значит «мужественная защита», а отчество Андреевич – сын «мужественного, храброго». Отсюда и темперамент, мужество, его умение отстаивать свои мнения. Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что он потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские. Ну а ассоциативно она указывает на Чаадаева, близкого Чацкому по взглядам и убеждениям.
3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни
Чацкий вернулся из просвещённой Европы и, конечно же, не мог не привезти оттуда вольнодумных мыслей. Он резко высказывается по поводу всех сторон жизни фамусовского общества, людей, среди которых он до недавнего времени жил: это и отношение к службе, к добыванию чинов; это и взгляды на крепостное право и отношение к личности человека; это и высказывания по поводу просвещения.
4. Афоризмы, цитаты
- И я у ваших ног!
- Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
- Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два. - Где ж лучше?
Где нас нет. - Сам толст, его артисты тощи.
- И дым Отечества нам сладок и приятен.
- Числом поболее, ценою подешевле.
- В России под великим штрафом
Нам каждого велят признать историком и географом. - Ведь нынче любят бессловесных.
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- И точно начал свет глупеть.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Смех страшит и держит стыд в узде.
- Дома новы, но предрассудки стары.
- А судьи кто?
- Грабительством богаты.
- Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.
- Прошедшего житья подлейшие черты.
- Как платья, волосы, так и умы коротки.
- Молчалины блаженствуют на свете.
- Мильон терзаний!
Слайд 4
В своей статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров сказал о Чацком, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер».
А.С. Пушкин считал иначе: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён».
Как вы думаете, почему А.С. Пушкин столь резко выступил против Чацкого? Что привело его к таким выводам? (Дело, действительно, в горе от ума. Чацкий высказывает умные и правильные мысли, но не замечает, что среди его слушателей нет людей, которые могли бы его понять).
Кто же Чацкий – борец или жертва? Попросим помощи у наших филологов.
Борец – это человек, который борется во имя защиты, осуществления чего-нибудь передового, прогрессивного.
Можно ли назвать Чацкого борцом?
Жертва – это человек, страдающий от насилия, несчастья, неудачи.
Можно ли сказать, что Чацкий – жертва? Потерпел ли он какое-либо несчастье или неудачу? (разочарование в любви, не находит места в обществе, в котором рос и воспитывался).
Учитель: И в наше время без борьбы не бывает жертв, удар на себя принимает тот человек, который идёт первым. Он жертвует собой ради своих идей и других людей. Забывая себя, он отдаёт всё для достижения цели. Была ли жертвенность Чацкого напрасна? Дала ли она плоды?
Вспомните, были ли у Чацкого последователи? (Брат Скалозуба «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»; племянник княгини «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник»)
Жертва и мильон терзаний Чацкого были не зря, его борьба, пусть и медленно, но приносит плоды. Все, с кем столкнулся Чацкий, так или иначе, почувствовали это столкновение: Софья поняла, что обманулась; Молчалин разоблачён; покой Фамусова нарушен; все остальные тоже «попали под град его выстрелов», по словам И.А. Гончарова. Это только начало борьбы, начало перемен.
Отразим выводы в тетради (общий вид).
Слайд 5 (первая часть плана)
Слайд 6
А теперь перенесёмся в дом Фамусова…
Мини-инсценировка подготовленными детьми (действие 3, явление 6, с. 19)
- Наталья Дмитриевна
- Платон Михайлович
- Чацкий
Слайд 7
2 группа представит своё исследование, филологи добавляют афоризмы и цитаты.
1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
Представители фамусовского общества принадлежат разным возрастным группам: среди них есть и люди в возрасте (Фамусов, графиня-бабушка Хрюмина, Хлёстова, князь и княгиня), и молодые (Молчалин, Софья, Горичи, Загорецкий, Скалозуб, Репетилов, княгини-дочери). Всех их объединяет достаточно высокое положение в обществе (кроме Молчалина), сходный образ жизни.
2. Говорящие имена, отчества, фамилии;
Фамилии этих персонажей говорят сами за себя: они их оценивают и дают им прямую характеристику. Так, Фамусов – от слова «молва, известный», а значит, и распространяет слухи и сам зависит от них; Репетилов – от выражения «повторять», а значит, не иметь собственного мнения; Софья – мудрость, но мудрость мнимая; фамилия Хлёстова указывает на жёсткость, грубость и т.д. Иначе говоря, это сбор всех отрицательных черт характеров.
3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни
В монологах и диалогах действующих лиц прямо даётся их отношение к окружающей действительности. Это и негативное отношение к просвещению, пренебрежение достоинством других людей, восхваление крепостного права, деление законов на две части: одна для богатых и знатных, другая для неимущих и бесправных: отношение к любви и браку и т.д.
4. Афоризмы, цитаты
- Монашеским известен поведеньем!
- Кто беден, тот тебе не пара!
- Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой! - Грех не беда, молва не хороша.
- Желал бы зятя он с с звездами, да чинами.
- И золотой мешок, и метит в генералы.
- Сам толст, его артисты тощи.
- Что за тузы в Москве живут и умирают!
- И он сгибался в перегиб.
- Ну как не порадеть родному человечку!
- В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь. - Ученье – вот чума, учёность – вот причина!
- Забрать все книги бы, да сжечь!
- Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Можно ли сказать, что А.С. Грибоедов изобразил трагедию московского общества, а вместе с тем и всей России? (московское общество – это верхушка, знатные люди, поэтому их принципы проецируются на всю страну).
Трагедия, да, люди застыли в своём мирке, живут по созданным им законам, не видя ничего, что творится вокруг. Нет развития, движения вперёд. У таких людей нет будущего. Это болото, в котором не пробиться чистой родниковой воде. Это катастрофа, т.к. упадок нравов и жизненных представлений несёт за собой вымирание всей нации.
Узнаем у энциклопедистов, правильно ли мы понимаем понятие «трагедия».
Трагедия – это тяжкое переживание, несчастье, несущее за собою личную или общественную катастрофу.
Как этот вывод подтверждается эпизодом инсценировки? Какой скрытый смысл содержится в обыгрывании слов «сквозняк и ветер»? (сквозняк, ветер – то новое, чего страшатся эти люди и от чего хотят оградить себя, а отсюда – душевная и нравственная духота).
Почему же комедия, пройдя огромный временной отрезок, остаётся бессмертной? Можно ли говорить о её актуальности? (такие люди, нравы и отношение к окружающей действительности можно встретить и в наше время, когда основным занятием является добывание денег, званий и власти; когда во главу угла ставится «Я», а другие люди не воспринимаются как личность)
Слайд 8 (вторая часть плана)
Пришло время сделать записи под второй стрелкой нашего плана.
V. Самоанализ, выводы.
Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, осталось подобрать темы сочинений. Постарайтесь сделать это.
Итак, первая тема…
Вторая тема…
Вы оставили место перед записью плана. Здесь мы и запишем темы сочинений.
Слайд 9
- Чацкий – борец или жертва?
- Трагедия фамусовского общества осталась в прошлом?
VI. Д.З.
Темы определены, план записан, дома вы напишете сочинение-рассуждение на одну из тем, используя материалы урока.
Конспект урока по литературе в 9классе на тему «Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Цели: 1)тезисная работа по статье Ивана Александровича Гончарова «Мильон терзаний»,
повторение одного из монологов Чацкого, заключительных явлений 4-го
действия, остановиться на характеристиках героев, отметить значение комедии и
всю значимость личности А.С.Грибоедова;
2)воспитывать чувство любви и интерес к родной литературе, гордость за неё;
3)развивать эстетическое восприятие художественного произведения.
Оборудование : 1)статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»;
2)комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
3)альбом – фотовыставка «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова»;
4)портрет поэта;
5)иллюстрации к комедии П.П.Соколова, Д.Н.Кардовского, Т.В.Шишмарёвой;
6)книга Ю.Тынянова «Смерть Вазир – Мухтара»;
7)А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум».
Эпиграф урока:
Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и
вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (А.С.Пушкин)
Ход урока.
1.Оргмомент.
Высказывание А.С.Грибоедова о комедии «Горе от ума» в письме к С.Н.Бегичеву: «Представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов, или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою под лестницею и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались…»
2. Повторение.
1) Инсценировка 12, 13, 14, 15 явлений 4-го действия.
2) Соотнесение текста с иллюстрациями П.П.Соколова, Д.Н.Кардовского, Т.В.Шишмарёвой.
3) работа над языком комедии.
А) Цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»:
«…грамотная масса оценила её фактически. Сразу поняв её красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения».
Б) Примеры крылатых выражений, выписанных учащимися из комедии.
3.Закрепление.
1) Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул?
Ответ:
-
Судьба комедии.
-
Её сценическая судьба.
-
Комедия нравов.
-
Образ Чацкого.
-
Взаимоотношения Чацкого и Софьи.
-
Комедия московского света.
-
«Мильон терзаний».
-
Софья – Молчалин.
-
Драма Софьи.
-
Крушение надежд Фамусова.
-
Онегин – Печорин – Чацкий.
-
Кто Чацкий – победитель, жертва?
2) Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.
1. «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».
2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.
3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».
4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?
«…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».
Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему.
«Служить бы рад, — прислуживаться тошно!…» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену».
3) Представители фамусовской Москвы.
1. Образ Софьи.
А) Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.
Б) Во многом оправдывает её и И.А.Гончаров. это подтверждают следующие цитаты из статьи.
«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.
Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! — итак вся ночь проходит!»
Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права… Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте… недаром любил её и Чацкий… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний».
«Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».
2. Образ Фамусова.
А) Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.
Б) Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.
В) Помогут цитаты из статьи «Мильон терзаний» обобщить на образе Фамусова основные черты его общества.
«Фамусов хочет быть «тузом» — «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» — и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».
3. Образ Молчалина.
А) Учащиеся, опираясь на минисочинения на тему «Молчалины в наши дни», характеризуют будущего представителя фамусовского общества, особо выделяя черты, которые помогут ему достигнуть «степеней известных». Находят в статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» тому подтверждение.
4) Викторина по тексту комедии, позволяющая проверить уровень знаний текста комедии А.С.Грибоедова учащимися.
Кто это? Чьи реплики?
-
«Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как…!»
-
«…Бодр и свеж, и дожил до седин, свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем!…»
-
«Уступчив, скромен тих, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…»
-
«И золотой мешок, и метит в генералы».
-
«С храбростью его, с талантом, когда бы службу продолжал, конечно, был бы он московским комендантом…»
-
«Человек он светский, отъявленный мошенник, плут…»
-
«Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил»
-
«»Лицо святейшей богомолки!..»
-
«Весёлое созданье ты! Живое!»
Подведение итогов.
Вопрос.
Что Чацкий – жертва, понятно, но почему – победитель?
Учащиеся пытаются ответить на этот самый сложный вопрос. Помочь им может цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.
Он – вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.
Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не образумил, не отрезвил и не исправил… Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю. Молчалин… не может оставаться прежним Молчалиным… Горичевы, Загорецкий, княжны – все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не останутся бесследны. В этом до сих пор согласном хоре иные голоса, ещё смелые вчера, смолкнут или раздадутся другие и за и против»
Вопрос –задание.
Найдите цитаты из статьи И.А.Гончарова о значении комедии.
-
«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их , прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живёт своею нетленною жизнью, переживёт и ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности»
-
«…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем… больше всего комедия, какая едва ли найдётся в других литературах. Как картина, она, без сомнения, громадна».
Домашнее задание: подготовиться к написанию сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Дата: Класс: 9 урок 9
Тема: Сочинение по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Цель урока: систематизировать и обобщить изученное на уроках по комедии; дать на уроке 5 тем на
выбор учащихся; научить правильно дозировать материал по пунктам плана; формировать навык
самостоятельного составления сложного плана; развивать навыки письменного рассуждения в
соответствии с составленным планом и делать выводы из сказанного
Деятельность обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
наглядности
Учащиеся выслушивают
варианты тем сочинений и
выбирают близкую для себя
На экране
интерактивной
доски даются
темы
сочинений
Выслушивают разъяснения
учителя
3 мин.
5 мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент.
Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха
II. Мотивация изучения нового
материала. С помощью наводящих
вопросов, учитель подводит к изучению
нового материала.
Темы сочинений
1. Отражение идей декабристов в
образе Чацкого (по комедии А. С.
Грибоедова «Горе от ума»).
2. «Мильон терзаний» Чацкого (по
комедии А. С. Грибоедова «Горе от
ума»).
3. «Прошедшего житья подлейшие
черты» (по комедии А. С. Грибоедова
«Горе от ума»).
4. «Век нынешний» и «век минувший»
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от
ума»).
5. Чацкий и Молчалин.
Темы (1) и (2) связаны с характеристикой
главного героя комедии – Чацкого. Значит,
раскрывая любую из этих тем, необходимо
обязательно подробно рассмотреть образ
героя, характеристика которого и составит
основу сочинения. Но при этом необходимо
обратить внимание и на различие
формулировок. Тема (1) конкретно
утверждает мысль: Чацкий – декабрист по
взглядам и убеждениям. Тема(3)
предполагает знакомство не только с текстом
знаменитой комедии, но и с критическим
этюдом замечательного писателя И. А.
Гончарова «Мильон терзаний», а также
подчеркивает прогрессивность взглядов
Чацкого, их глубину и силу, нетерпимость
героя к тому, что, по его мысли, составляет
главное зло современной ему России, его
эмоциональность, несдержанность. Кроме
того, общественная драма Чацкого
усугубляется личными переживаниями и
разочарованиями, что, в конечном итоге, Дети записывают свои пункты
плана. Отвечают на вопросы
учителя.
учебник
20 мин.
приводит к «горю от ума».
Как распределить материал сочинения?
Чтобы развить его в главной части сочинения,
нужно во вступлении рассказать о
декабристах, о том, какую роль они сыграли в
общественной жизни России. Сделать это
можно поразному.
III. Актуализация знаний
Работа по вступительной части
творческой работы
Примерные варианты вступления.
I. Комедия «Горе от ума», написанная в
1824 году, стала замечательным памятником
своей эпохи. Она запечатлела то бурное,
мятежное время, когда по всей России
распространялись вольнолюбивые
революционные идеи, которые или
принимались с восторгом, или вызывали
злобную ненависть.
Люди, которых впоследствии назовут
декабристами, стали гордостью России, ее
надеждой. Но их отчаянная попытка
разрушить прогнивший самодержавно
крепостнический строй окончилась
трагически. Россия не забыла своих героев.
Их имена и судьбы стали нашей историей. А
художественным воплощением декабризма
стал образ Чацкого, соединивший в себе
лучшие черты выдающихся людей эпохи.
II. В комедии « Горе от ума» А. С.
Грибоедов дал правдивую картину русской
жизни 1й четверти XIX века. Автор
рассказал в ней о тех изменениях, которые
произошли в русском обществе после
Отечественной войны 1812 года, о
распространении вольнолюбивых
антикрепостнических идей декабристов –
первых русских революционеров. Из фактов
биографии А. С. Грибоедова известно, что
после восстания на Сенатской площади он
был арестован по подозрению в участии в
тайном обществе. Однако доказать его
принадлежность д6еятельностти
революционеров властям не удалось.
Грибоедов был освобожден, но то, что он
принимал и разделял взгляды своих друзей
декабристов, подтверждает его
замечательная комедия, особенно образ
Чацкого, в котором выведен тип передового
дворянина начала 20х годов XIX века.
III вариант – ваш. Учащиеся делают наброски
основной части сочинения
Обратимся к главной части сочинения. Но
прежде чем перейти к характеристике образа
Чацкого, нужно уяснить некоторые моменты,
связанные с содержанием комедии. Иногда
одна, казалось бы, незначительная деталь
оказывается очень важной в понимании
идейного смысла произведения. Поэтому
остановимся на некоторых вопросах.
1. Почему именно Чацкий является
главным героем комедии, а не Фамусов,
Софья, Молчалин?
2. Прав ли А. С. Пушкин в том, что образ
Чацкого является единственной неудачей
автора? Напомню аргументы, которые
приводит великий поэт в письме к
Бестужеву: «Все, что говорит он – очень
умно. Но кому говорит он все это?
Фамусову? Скалозубу? На бале московским
бабушкам? Молчалину? Это
непростительно».
3. Как удалось Грибоедову отразить в
комедии верное соотношение реальных
общественных сил в России в начале 20х
годов XIX века?
Примечание: В эти годы в России
консервативное дворянство составляло
подавляющее большинство. Но декабристы,
хоть их было немного, всетаки представляли
силу, которая угрожала правящему режиму.
То есть они не были трагическими
одиночками, а Чацкий в пьесе –
единственный выразитель взглядов
передового дворянства.
4. В каких монологах Чацкого мы видим
отражение декабристских взглядов?
5. Против каких бед России протестует
Чацкий?
Заключение (Вариант 2) ваш
Чтобы раскрыть тему (3), нужно дать
полную и глубокую характеристику
фамусовского общества, ибо именно оно
воплощает в себе «прошедшего житья
подлейшие черты» и определяет «век
минувший». Обличая консервативное
дворянство, комедия тем самым выражает
протест против гнусной российской
действительности, которая дает возможность
Молчалиным «блаженствовать на свете» и
беспощадно подавляет вольное, молодое,
прогрессивное, которое властно входило в
жизнь.
Одним из трудных моментов при работе
над сочинением является переход от одной
части к другой, от предыдущей мысли к
последующей. Рассмотрим конкретный случай. Предположим, что вступление на
данную тему заканчивается фразой: «Таким
образом, российская действительность
первой четверти XIX века представляла
собой бурную эпоху, отмеченную
гражданской активностью передовой части
дворянства, распространением
прогрессивных идей».
Чтобы перейти к характеристике
фамусовского общества, нужна какая
то фраза, которая выполняет роль мостика,
соединяющего вступление с главной частью.
Например: Они (идеи) представляли
серьезную угрозу для помещиков
крепостников, являющихся надежной опорой
и защитой самодержавнокрепостнического
строя. И большинство лиц грибоедовской
комедии представляют собой эту
консервативную часть русского дворянства.
Или: Носителем этих идей в комедии
Грибоедова выступает Чацкий, а его
противниками оказываются все остальные
действующие лица комедии, которые
представляют реакционное дворянство,
являющееся ярым сторонником и
защитником существующего режима.
Заключение к теме (3) : Таким образом,
«прошедшего житья подлейшие черты»
находят живое и яркое воплощение в группе
лиц комедии, называемой фамусовским
обществом. В каждом из его представителей
поразному проявились типичные черты
консервативного российского дворянства.
Значит, читатель и зритель комедии
неизбежно должен был прийти к выводу о
том, что в те времена главное зло русской
жизни, с которым вели борьбу передовые
люди России – декабристы.
Чтобы раскрыть тему (4), нужно раскрыть
образ Чацкого в его противоборстве с
фамусовским миром. А для этого
необходимо дать общую характеристику
московского барства, изображенного в
комедии, выявить его типичные черты и
взгляды, показать их несовместимость с
вольнолюбивыми идеями Чацкого, раскрыть
сущность его мировоззрения. Можно
проследить в сочинении, как развивается
основной социальнополитический конфликт
пьесы, как выявляет он принципиальное
различие противников, к какому финалу он
приводит, выразить свое отношение к этому. Тема (5) несколько уже по объему. Она
рассматривает тот же конфликт,
выразившийся в столкновении характеров,
взглядов и жизненных позиций только двух
героев – Чацкого и Молчалина. Значит,
раскрывая данную тему, нужно дать
сравнительную характеристику этих образов,
т.е.выявить их сходство и различие.
10 мин.
5 мин.
2 мин.
IV. Закрепление урока.
Объем сочинения и оформление
V. Итог урока. Этап рефлексии:
Чему научил вас урок?
Какое впечатление осталось у вас от
урока?
VI. Домашнее задание. Объясняет
особенности выполнения домашней
работы.
Написать сочинение в чистовиках
Демонстрируют свои знания.
Оценивают работу своих
одноклассников, пишут
телеграммы.
На стикерах записывают свое
мнение по поводу урока.
Записывают домашнюю работу
в дневниках.
Дерево Блоба
стикеры
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________