Подготовка к сочинению по картине бродского летний сад осенью 7 класс

Класс _____ Дата проведения урока ______________

Сочинение по картине И. И. Бродского «Летний сад осенью» (письмо о впечатлениях)

Цели: совершенствовать умение описывать пейзаж, изображённый на картине; вспомнить особенности письма как жанра письменной речи; учить работать с опорной схемой «Описание пейзажа, изображённого на картине».

Личностные УУД. Воспитание эстетического видения мира. Познавательные УУД. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД. Умение точно и ясно выражать свои мысли.

Ход урока

I. Мотивационное начало урока.

Один из учеников в конверте получает письмо в конверте (слайд 3) и зачитывает его классу. Ученики его слушают (слайды 4-6), отвечают на вопросы учителя.

Приветствую тебя, Даниил, из прекрасного города Санкт-Петербурга! Нахожусь сейчас в интернет-кафе и пишу тебе о недавних впечатлениях. Я посетил музей художника Исаака Бродского, пейзажиста и портретиста. Он окончил с отличием Одесское художественное училище. В девятнадцать лет был принят без экзаменов в Петербургскую академию художеств. Полотна Бродского известны во всём мире. С одной из картин живописца, написанной под впечатлением от боя быков в Испании, произошла необычная история. Огромный холст «Бой быков» был украден прямо с выставки. Через несколько лет автор выкупил эту картину для своей коллекции. Даю ссылку на видеоролик, где показаны музейные залы. Знаю, что тебе будет любопытно! http://nimruh.ru/musbrod/

А я продолжаю своё путешествие и отправляюсь в Летний сад. Этот парк — настоящий музей под открытым небом. Он был основан Петром Первым. Сначала Летний сад можно было посетить лишь по приглашению самого царя. Позднее туда стали пускать разную «прилично одетую» публику. В Летнем саду ожидаю увидеть прямые аллеи, великолепные статуи, беседки и «пышное природы увяданье», соответствующее времени года.

Об интересном обязательно напишу. Жму руку. Твой «друг бесценный», Константин. (Е. Касатых)

— Какому жанру принадлежит текст? Какова его коммуникативная установка?

— Какова композиция?

— Приведите примеры слов речевого этикета, свойственных жанру письма.

— Что представляют собой фразы, заключённые в кавычки?

Далее с учащимися обсуждается композиция письма (слайды 7-8). Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

II. Анализ текста.

Ученики слушают текст (слайд 9). Выполняют задания в парах.

Задание 1 (слайд 9). Определите тему и основную мысль текста. Докажите, что прочитан текст-описание (а не повествование, не рассуждение).

Задание 2 (слайд 10). Обратите внимание на определения, передающие красоту пейзажа. Обратите внимание на глаголы. (Подчеркнуть, что глаголы тоже участвуют в создании образа осенней природы.)

Лучи сентябрьского солнца пронизывают воздух. Кажется, что неизвестный художник позолотил заросли осиновых кустов. От них тянутся длинные причудливые тени. Прозрачные облака покрывают нежно-голубое небо. На горизонте виднеется багряный румянец заката. Мягкий и нежный ветерок едва тревожит воздух. Огромное солнце опускается за горизонт, и вот уже на востоке появилась одинокая белёсая звёздочка.  (По Н. Г. Ткаченко)

В конце работы учащиеся сверяются с открывшейся записью на доске (слайд 11):

Сентябрьское солнце; длинные причудливые тени; прозрачные облака; нежно-голубое небо; багряный* румянец заката; мягкий и нежный ветерок; огромное солнце; одинокая белёсая** звёздочка.

Лучи пронизывают; художник позолотил; тени тянутся; облака покрывают; румянец виднеется; ветерок тревожит; солнце опускается; звёздочка появилась.

* Багряный — густо-красный, багровый.

** Белёсый — беловатый, тускло-белый.

III. Знакомство с опорной схемой «Описание пейзажа, изображённого на картине».

Ученики читают схему (слайд 12), выполняют задание и отвечают на вопросы:

— В чём поможет опорная схема при анализе картины и написании сочинения?

— Из скольких частей состоит сочинение-описание пейзажа?

— Назовите синонимы к словам художник и картина, помогающие избежать повторов.

— Встретились ли в схеме слова, значение которых непонятно?

IV. Обсуждение пейзажа «Летний сад осенью».

В начале этого этапа учитель предлагает пофантазировать, где учащиеся могли увидеть пейзаж Бродского (слайд 13), о котором впоследствии будет написано письмо. (На художественной выставке; обратил внимание на репродукцию в книге; случайно нашёл в Интернете и решил рассмотреть.) Обращаем внимание учеников, что в будущем письме после слов приветствия можно рассказать об обстоятельствах знакомства с картиной.

Основная часть письма представляет собой описание изображённого пейзажа. Беседа по вопросам и заданиям:

— Может ли кто-то поделиться первым впечатлением? (Дети озвучивают свои варианты и пробуют чётко сформулировать мысль, опираясь на один из вариантов высказываний, предложенных в схеме.)

— Что изображено на картине? Какова тема? Какую мысль художник выразил средствами живописи? (На картине изображён уголок Летнего сада, широкая аллея, по бокам её посажены деревья. На полотне Бродский передаёт восхищение, любование осенью; радостное, приподнятое настроение осеннего светлого вечера; утверждает мысль о том, что осень — прекрасная пора, когда природа предстаёт в удивительном по красоте убранстве.)

— Обратим внимание на цветовую гамму пейзажа. Как с помощью цвета художник передаёт настроение?  Отвечая на вопрос, дети пытаются чётко сформулировать высказывание, опираясь на конструкции из схемы. (Палитра пейзажа приглушённая, осенняя; создаёт настроение светлое, радостное; ощущение осеннего праздника, чуть грустного от того, что на смену золотой осени придёт осень хмурая, слякотная; «прощальная краса» сменится «унылой» предзимней порой.) 

— Рассмотрим подробно, что и как изображено на картине. Для удобства будем записывать материал в виде таблицы (по ходу работу).

Аллея, деревья

Небо

Беседка

Люди

просторная аллея,

кружевные тени,

опавшие листья,

величественные деревья,

свет пронизывает,

зеленоватая ветка.

занимает значительное пространство,

светло-синее, лазоревое,

серебристо-серое,

просвет между деревьями,

впечатление ясного прозрачного вечера

серовато-белая,

одинокая,

ажурные перила лестницы,

настроение лёгкости и праздничности,

грустит о лете.

крошечные фигурки,

вносят оживление, прогуливаются в глубине аллеи,

сидят на скамейках,

наслаждаются.

Далее см. слайды 14-18.

— Какими художник увидел осенние деревья, кроны, листву? Как выглядят стволы деревьев? Можно ли назвать палитру типично осенней? Какие это цвета? (Кроны деревьев жёлтые, охристые* и дымчатые.) Отметим, что около беседки находится чуть зеленоватая веточка, которая будто напоминает о лете. Обращает на себя внимание свесившаяся ветка дерева, ярко освещённая солнцем, листья на ней яркие, золотые. На картине изображён ясный осенний вечер. Можно процитировать предложения из диктанта: От них тянутся длинные причудливые тени. Лучи сентябрьского солнца пронизывают воздух. Верхушки стволов деревьев на переднем плане вынесены за пределы полотна, что создаёт дополнительное впечатление стройности, устремлённости ввысь.

*  о́христый (от охра — природная минеральная краска жёлтого или красного цвета) — жёлтый или красный.

— Обратите внимание, как художник изобразил небо. Подумайте, почему небо занимает значительную часть пространства на полотне. (Цвет неба изменяется от светло-синего (лазурного) до серебристо-серого. Небо занимает большую часть пространства картины, делая изображение особенно светлым, воздушным.) Вспомним представление неба в пейзаже диктанта: Прозрачные облака покрывают нежно-голубое небо.

— Где находится беседка? Какая она? Для чего живописец её изображает? (Беседка серовато-белого цвета. Ажурные перила освещены солнцем, что создаёт впечатление лёгкости, даже праздничности. Но беседка пуста, в ней нет людей, и это напоминает о скорой зиме, вносит настроение грусти.) 

— Представьте, что чувствуют люди, гуляющие в осеннем парке? Чем они заняты? Как одеты? (На аллее довольно много людей. Они наслаждаются прозрачным вечером, тёплыми солнечными лучами. На дорожке играют дети, кто-то прогуливается, кто-то сидит на скамейке. Среди прохожих, написанных в серых, графитовых тонах, выделяются двое детей: девочка в красноватом пальто и маленький мальчик в светло-синем. Облик этих детей отвечает общему приподнятому настроению.) 

— Какие мысли и переживания возникают после внимательного рассмотрения пейзажа? (Строятся высказывания по вариантам, предложенным в схеме.)

После учащимся предлагается свериться с таблицей на слайде 19 и дополнить свои таблички тем, что они могли упустить .

V. Подведение итогов урока.

Беседа по вопросам:

— Какие элементы обязательно будет включать письмо, которое вы напишете?

— О чём пойдёт речь в основной части письма?

— На что обратите внимание, проверяя дома своё сочинение? (На грамотность; на чёткое построение предложений: лучше, чтобы подлежащее и сказуемое находились в начале предложения, это позволяет чётко выразить мысль; на логичность и связность текста; на точность описания.) 

VI. Домашнее задание: упр. 48, с опорой на план и записи в тетради.

VII. Рефлексия.

Приветствую тебя, Даниил, из прекрасного города Санкт-Петербурга! Нахожусь сейчас в интернет-кафе и пишу тебе о недавних впечатлениях. Я посетил музей художника Исаака Бродского, пейзажиста и портретиста. Он окончил с отличием Одесское художественное училище. В девятнадцать лет был принят без экзаменов в Петербургскую академию художеств. Полотна Бродского известны во всём мире. С одной из картин живописца, написанной под впечатлением от боя быков в Испании, произошла необычная история. Огромный холст «Бой быков» был украден прямо с выставки. Через несколько лет автор выкупил эту картину для своей коллекции. Даю ссылку на видеоролик, где показаны музейные залы. Знаю, что тебе будет любопытно! http://nimruh.ru/musbrod/

А я продолжаю своё путешествие и отправляюсь в Летний сад. Этот парк — настоящий музей под открытым небом. Он был основан Петром Первым. Сначала Летний сад можно было посетить лишь по приглашению самого царя. Позднее туда стали пускать разную «прилично одетую» публику. В Летнем саду ожидаю увидеть прямые аллеи, великолепные статуи, беседки и «пышное природы увяданье», соответствующее времени года.

Об интересном обязательно напишу. Жму руку. Твой «друг бесценный», Константин.

Источник материалов:

Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Касатых. — М. : Просвещение, 2014. — 176 с.

Ссылка на данное пособие: https://catalog.prosv.ru/item/3956

Подготовка к сочинению
по картине И.Бродского
«Летний сад осенью»

Воробьева Наталья Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ №15»
г. Смоленск

Цели урока:

1) вспомнить сведения о типах речи;
2) вспомнить сведения о жанрах живописи;
3) совершенствовать умение обучающихся описывать произведение пейзажной живописи.


1. Вспомните, что такое сочинение?
2. Назовите составные части сочинения?
3. Какие типы речи вы знаете?


Сочинение — вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений.

С. различаются по типу речи (описание, повествование, объяснение, рассуждение)
Оно может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие,
эпистолярный жанр.

Бродский Исаак Израилевич (1883-1939)
Бродский Исаак Израилевич (1883-1939)
Родился в селе

Софиевка

(Украина) в

еврейской

семье. Отец был торговцем и землевладельцем, купцом второй гильдии, мать хлопотала по хозяйству.
Сам он позже вспоминал, что не было в его детстве ничего, что подтолкнуло бы к рисованию. Но уже в пять лет Исаак часами просиживал с карандашом.
В 1896 году окончил Бердянское городское училище. 1896-1902 – учёба в

Одесском художественном училище

. Затем переехал в

Санкт-Петербург

. Обучение в столичной

Академии художеств

. Пять лет учился в Академии у

И. Е. Репина

.
В

1909

1911 годах

на деньги Академии ездил по

Германии

,

Франции

,

Испании

и

Италии

.
С 1932 года был профессором, а с 1934 — директором

Всероссийской Академии художеств

Давайте познакомимся с творчеством
этого выдающегося художника

ПОСМОТРИТЕ КОРОТКОЕ ВИДЕО

1.Что вы можете сказать о творчестве живописца?

2. Какие полотна произвели на вас впечатление?

3. Какие средства художественной выразительности использует Исаак Израилевич?
4. Какие жанры живописи представлены в работах Бродского?

Перейдём к описанию картины «Летний сад осенью»
Перейдём к описанию картины «Летний сад осенью»

  • Как вы понимаете название картины?
  • 2. К какому жанру живописи относится это полотно?

    3. Какие художественные средства выразительности использует мастер?

Иван Есаулков

  • Иван Есаулков
  • Осень пришла в Летний сад.
    Ветер игривый шалеет.
    Жёлтые листья летят
    И устилают аллею.

    Кружит и кружит листва
    В полдень погожий, осенний.
    Тонких ветвей кружева,
    Чёткие, тёмные тени.

    Клёны все обнажены —
    Листья сорвал уже ветер.
    Всюду в аллее видны
    Взрослые люди и дети.

    Кто пришёл поговорить,
    Кто посидеть, что нередко.
    От непогоды укрыть
    Может кого-то беседка.

    Солнце лишь только порой
    С неба лучами играет…
    Света и тени игрой
    Нас полотно поражает!..

Иван Есаулков описал картину Бродского стихами

Собирание материалов к сочинению

— Что изображено на картине?

— Какое время года описал художник?

— Что вы видите на первом плане, на заднем плане?

— Что изображено в центре картины?

— Как играет пространством и оттенками художник?

— Какое впечатление произвела на вас картина?


Коллективное составление плана

I. И.Бродский – замечательный художник.
II. Описание картины «Летний сад осенью».
1. Общий план картины.
2. Передний план.
3. Задний план.
4. Колорит картины.
III. Впечатление, которое оставляет картина.


Подбор рабочих материалов
и языковая подготовка
Какие глаголы можно использовать при написании сочинения?


Изобразить, нарисовать, показать, стоять, любоваться, облететь, гулять, лететь, наслаждаться, восхищаться, шелестеть, лежать, висеть, плыть, дуть, сидеть, идти, ехать, вызвать, задуматься, увядать, желтеть, шуршать, порхать, размышлять…

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ПОВТОРОВ

Художник: живописец, творец, Исаак Израилевич, мастер кисти, Бродский, он.

Картина: полотно, репродукция, холст, произведение искусства


Как же начать сочинение?

Художник И. Бродский создал …
Одним из талантливейших мастеров …
Личность художника И.Бродского …

Моё внимание привлёк…
Меня заинтересовало творчество….

Сегодня на уроке мы познакомились с …


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

http://dealpics.ru/brodskii-kartiny/
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=22116.
https://ru.wikipedia.or
http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=552
http://www.stihi.ru/2014/06/16/1899
http://gramota.ru/slovari


Цели:

  • познакомить учащихся с новым видом описания
    картины;
  • помочь увидеть пейзаж глазами художника и
    выразить свои впечатления в сочинении-письме;
  • развивать творческую самостоятельность, умения
    излагать свои мысли в письме;
  • воспитывать любовь к искусству.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Бродского и его картины.
  2. Учебник 7 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и
    др.)
  3. Требования к сочинению-письму.
  4. Презентация к уроку.

На доске предложение:

Его картины привлекают пронзительной правдой и
щемящей душу поэзией.

I. Организационный момент. Интрига.

1. Ученица читает отрывок из стихотворения
“Осень” А.С. Пушкина.

…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

(На слайдах появляются
репродукции картин известных художников).

Учитель комментирует.

2. Вопрос:

— Что объединяет стихотворение и картины?
(Пейзаж, тема осени).

II. Объявление темы урока.

III. Чтение задания упражнения 44 по учебнику
7 класса.

Обсуждаем задание и рассматриваем репродукцию
картины И.И. Бродского на цветном вкладыше
учебника.

IV. Знакомство с художником И.И. Бродским и
его творчеством.

1. Ученик рассказывает о художнике.

Исаак Израилевич Бродский родился в 1884 году в
селе Софиевка, близ города Бердянска.
Первоначальное художественное образование он
получил в Одесском художественном училище, где в
1896 – 1902 годах занимался у таких известных
живописцев и педагогов, как Г.А. Ладыженский и
К..К. Костанди. В 1902 – 1908 годах он учился в
петербургской Академии художеств, в стенах
которой молодой Бродский испытал благотворное
влияние великого русского художника – реалиста
И. Е. Репина. В конце жизни он писал: “От Репина я
воспринял его отношение к искусству, любовь и
серьезный подход к искусству как делу жизни”.
Глубокий след в дальнейшей творческой биографии
Бродского оставили его поездки от Академии
художеств в Испанию, Францию и Италию (1909 – 1911). В
эти годы окончательно сформировались творческие
принципы искусства Бродского.

2. Рассказ учителя о творчестве И.И. Бродского
и его картинах
. (Картины на слайдах).

Уже студенческие работы молодого художника
свидетельствовали о его ранней творческой
зрелости и привлекали к себе внимание любителей
искусства. Он много работал в жанре портрета и
пейзажа. Уже во время учебы в Академии художеств
ярко проявилось дарование И. Бродского –
пейзажиста. Значительная часть ранних пейзажей
И.Бродского написаны с натуры. Постепенно он
перешел к работе по воображению. Великолепными
образами пейзажиста являются такие известные
произведения: “На даче”(1906), “Золотая
осень”(1907), “Сквозь ветви”(1907). В картине
“Сквозь ветви” художник совместил два
пространственных плана. На первом – кружевной
древесный стол и ветки, на втором — безбрежные
привольные просторы. Мы любуемся
каллиграфической четкостью прихотливого узора
ветвей, игрой света и тени на прибрежной полоске
земли. Пейзаж рождает не лишенное романтической
окрашенности желание вырваться за пределы
пространства картины. Не менее замечательны
картины “Зима” (1919 – 1922), “Аллея парка” (1930 г).
Главную задачу художник видит в том, чтобы
раскрыть устойчивые качества природы,
показанной в определенное время дня и года.

Еще одна работа “Л.М. Бродская на террасе” (1908).
Здесь присутствует пейзаж, который написан в
мягкой пастельной гамме. Умиротворенная
гармония образа женщины с природой создает
определенное настроение.

Картина “Летний сад осенью” написана в 1928г.,
когда художник достиг больших успехов в своем
мастерстве.

3. Работа с предложением, которое записано на
доске.

Вопрос:

— Как вы понимаете эти слова?

V. Формулируем цели и задачи.

Итак, наша главная задача – подробно описать
картину И. Бродского “Летний сад осенью” и
написать о своих впечатлениях в письме другу.

VI. Построение сочинения.

Письма бывают разные, и они определяются
содержанием. Это письмо– радость, письмо –
скорбь, письмо – пожелание, а у нас письмо –
впечатление.

— Что будет составлять содержание письма?
— Вспомним, как строится письмо?

(Работа над основными требованиями к письму,
вступлением и заключением.)

Основные требования к построению
сочинения — письма.
(Лежат на столах)

1. Вступление. Обязательное обращение к другу в
начале сочинения. (Добрый день,здравствуй,
дорогой, уважаемый, милый…)
. Не забудь
написать имя друга.
2. Основная часть сочинения. Излагай свои мысли,
впечатления точно и ясно, чтобы твоему другу было
интересно. Пиши разборчиво и аккуратно.
3. Концовка. (До свидания, до скорой встречи,
желаю удачи…)
. Дата, укажи свое имя. Тон письма
должен быть вежливым, доброжелательным.

VII. Работа над содержанием основной части
сочинения – письма.

Основная часть письма – это ваши впечатления
от картины. Чтобы их выразить, необходимо понять
замысел художника и передать свое отношение к
изображенному на картине, те чувства, мысли,
желания, которые вызывает этот пейзаж.

— В каком стиле будем писать сочинение?

1. Определение темы:

— О чем эта картина? Какое время года запечатлел
художник? Какой момент изображен на картине?

2. Определение основной мысли:

— Каков, по – вашему, замысел художника? Какое
чувство вызывает природа?

3. Цветовая гамма картины:

— В каких красках исполнена картина? Какие цвета
преобладают? О чем говорят краски,
использованные художником?

4. Описание картины:

— Давайте увидим, что и как изобразил художник
на картине. Чтобы описание было точным и
выразительным, мы должны собрать необходимый
материал.

Работа в группах.

1 группа. Аллея сада.

Задание:

Написать сочинение – миниатюру (10-12пр.),
используя в описании художественные средства
(эпитеты, метафоры, сравнения). Вопросы в помощь:

— Какими нарисованы деревья?
— Стволы деревьев, какими мы их видим?
— Какого цвета листья? Почему их мало?
— Цветовая гамма?

2 группа. Беседка.

Задание:

Составьте 5 -6 словосочетаний для описания
беседки.

3 группа. Люди.

Задание:

Отвечая на вопросы, составьте предложения для
описания людей? Вопросы в помощь:

— Чем они заняты?
— Помогает ли пейзаж понять настроение людей?
— Как пейзаж связан с жизнью людей, которые
изображены на картине?

4 группа. Небо.

Задание:

Составить словосочетания, используя
художественные средства языка (эпитеты,
метафоры, сравнения)
. Вопросы в помощь:

— Какое оно?
— Что вы можете еще сказать о небе?
— Какие краски использует автор для описания
неба?
— Какую роль играет оно в картине?

Индивидуальные задания.

(3 стихотворения об осени – 3 ученика).

Задание к каждому стихотворению:

1. Прочитать выразительно стихотворение.
2. Ответить на вопросы:

— Какова тема стихотворения?
— Какое настроение звучит в стихотворении?
— Созвучно ли оно с настроением картины?

3. Выписать словосочетания, которые мы можем
взять для описания картины.

Тексты стихотворений.

1.

Осыпаются листья в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.

(И. Бунин.)

2.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

3.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

(А.С.Пушкин.)

5. Впечатления от картины.

Вопросы:

-Какое впечатление производит картина?
— Какие чувства вызывает этот пейзаж?
— Как пейзаж картины созвучен с твоим
настроением?
— Какие чувства, желания появляются у вас от
увиденного.

VIII . Творческий диктант.

Тона золотой осени, производит впечатление,
лирически задушевный пейзаж, чудесная пора,
прекрасное и будничное, последние лучи солнца,
теплый день, тянутся вверх, голые ветки, волнует
душу, чувствовать красоту природы, ощущение
свежести, неповторимая красота осени,
разноцветные листья, радостное настроение,
одетые люди, меняют наряд, искренность и красота,
земля покрыта листьями, любуются природой,
отдыхают душой.

IX. Составление плана.

Примерный план.

1. Приветствие другу.
2. Картина И.И. Бродского “Летний сад осенью”.
Впечатления от увиденного на картине:

а) общее впечатление от пейзажа картины;
б) описание неба, деревьев;
в) своеобразие красок аллеи сада осенью;
г) люди, наслаждающиеся красотой осеннего дня;
д) настроение, которое вызывает картина.

3. Прощание с другом.

X. Домашнее задание.

Написать сочинение- письмо по личным
впечатлениям. Упражнение 44.

Литература:

1.Альбом. И.И.Бродский. Составитель:
С.М.Иваницкий. М., “Изобразительное искусство”.
1986г.
2. Пейзажная живопись. В.Н. Пилипенко.
Санкт-Петербург. “Художник России”.1994г.


1


Подготовка к сочинению по картине И. Бродского « Летний сад осенью». ТИП УРОКА : урок развития речи. 7 класс.


2


Цели: Образовательные: закрепить понятие учащихся о стилях речи; повторить особенности текста; составить рабочие материалы к сочинению. Развивающие: развивать навыки анализа и составления текста. Воспитательные: формировать культуру устной и письменной речи.


3


Исаак Израилевич Бродский ( ) – выдающийся живописец и график, широко известный в нашей стране и за рубежом.


4


В 1938 году Бродскому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. С 1934 года И. И. Бродский являлся директором Всероссийской Академии Художников.


5


Живописец занимался в мастерской И. Е. Репина. В начале своего обучения Бродский проявил интерес к пейзажу и портрету. Пейзажи Бродского ра- дуют и привлекают своими сочными красками, красотой изображения природы. «На даче».


6


«Автопортрет с дочерью»


7


Художник особенно любит осень – время года, когда вся земля, вся природа находится в особенно ярких желтых тонах. Вспомните А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…


8


«Золотая осень»


9


Картина «Летний сад осенью», написанная в 1932 году, относится к лучшим работам художника. Произведение проникнуто поэзией, автору удалось создать удивительно тонкий и правдивый образ природы.


10


Рассматривание репродукции. – Что такое «пейзаж»? – Что мы видим на картине? – Какое настроение у вас возникает? – Вы гуляете в парке, к вам подходит корреспондент и просит рассказать вас, часто ли вы здесь гуляете и почему вам нравится здесь бывать? Что вы ему на это ответите? – Какой стиль будет у вашего высказывания? – Изменится ли ваш стиль, если об этом вы будете сообщать в письме своему другу? – Каков будет тип вашего письма? – Какова будет основная мысль вашего текста? – Сколько частей у вас должно быть? – О чём нужно писать в первой, второй, третьей части?


11


Небо Синее, облачное, с просветами … Деревья Высокие стволы деревьев с опадающими желтыми листьями… Прохожие Небольшие фигурки бредущих людей, которые не спеша прогуливаются по аллее сада, наслаждаются последними погожими осенними днями. Беседка Беседка стоит на возвышенности, и к ней ведет небольшая ажурная лестница. Аркообразные окна и ажурные перила придают строению легкость и воздушность. Подбор рабочих материалов. Обязательно в работу нужно включить эпитеты и сравнения, хорошо продумать подбор признаков. – На переднем плане изображена беседка. Что означает это слово? (Крытая легкая постройка для отдыха в саду, в парке)


12


Аллея Зритель видит аллею, уходящую за горизонт. Осенняя аллея наполнена удивительным светом. На дорожку ложатся прозрачно-темные тени. И на тенистых пятнах еще ярче смотрятся опавшие листья. Краски Художник использовал преимущественно приглушенные, «осенние» тона. Тонкие темные деревья, сероватое, с проблесками голубизны небо, желтовато-рыжая листва на деревьях все говорит о приходе осени. Свои впечатления Картина передает зрителю ощущение спокойствия, неотвратимости осени, усталости природы, и одновременно можно почувствовать радостную энергию.


13


Информация о домашнем задании. Упражнение 44. Написать сочинение в виде письма своему другу, опишите в нем осенний парк, в котором вы побывали в прошлые выходные. Не забудьте завершить письмо, попрощаться с другом. Начать письмо нужно с обращения.

Урок развития речи по теме «Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью»

Урок развития речи в 7 классе

Тема урока: «Подготовка к домашнему сочинению по куртине И. Бродского «Летний сад осенью» ».

Цели урока

Обучающая: закрепить навыки составления текста; подготовить учеников к написанию сочинения; повторить особенности текста.

Развивающая: составить рабочие материалы к сочинению; провести работу по развитию речи: подбор синонимов, эпитетов, сравнений, точных и выразительных слов.

Воспитывающая: способствовать обогащению мысли и слова учащихся, формированию культуры их речи.

Метод обучения: индуктивно-дедуктивный.

Оборудование

Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, ЛО.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 221 с.,4 л. ил.;

План урока подготовки к сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью»

Организационный момент (0,5 мин.)Вступительное слово учителя, постановка общей цели урока (0,5 мин.)Определение жанра сочинения по картине (6 мин.)Собирание материалов к сочинению по картине(13 мин.)Коллективное составление плана сочинения по картине (5 мин.)Подбор рабочих материалов и языковая подготовка к сочинению по картине (10 мин.)Самостоятельная работа учащихся (4 мин.)Объяснение домашнего задания (1 мин.)

Ход урока

Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).Вступительное слово учителя, постановка общей цели урока.- Сегодня мы с вами будем готовиться писать домашнее сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью». В основе сочинения лежит повествование с элементами описания как функционально смысловой тип речи. Мы попытаемся передать настроение автора, отраженное в картине, и выразить свое отношение к ней.

3. Определение жанра сочинения по картине.

1) Беседа по вопросам:

— Вспомните, что такое сочинение?

(Сочинение – это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической и научной речи: статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.)

— Назовите составные части сочинения. Какова их роль в сочинении?

Ответ:

Элементы внутренней структуры сочинения:

А) Вступление;

Б) Переход к основной части;

В) Основная часть;

Г) Переход к заключению;

Д) Заключение

Во вступлении указываются ввод в тему, точное определение ключевых понятий, лаконичность.

Переход к главной части – особый, связующий элемент внутренней структуры сочинения.

Основная часть – ответ на вопрос, заключенный в формулировке темы, раскрытие главной мысли, логичность, доказательность, образность.

Переход от основной части к заключению – особый элемент внутренней структуры сочинения. Составление фраз-связок.

В заключении обычно подводится итог, обобщающие мысли, высказанные в основной части. Требования к заключению: краткость, лаконичность, подготовленность всем предыдущим содержанием работы.

Вывод. Сочинение повествование с элементами описания имеет определенную структуру. Особенность такого сочинения – понять и суметь передать замысел художника.

2) Молчаливое рассматривание репродукции (восприятие ее содержания).

Задание. Откройте учебник, найдите упражнение 44, внимательно прочитайте задание, рассмотрите репродукцию на странице 145.

3) Беседа по вопросам:

— Картину какого художника вы видите?

(Перед нами картина выдающегося советского живописца и рисовальщика, заслуженного деятеля искусств РСФСР Исаака Израилевича Бродского (1883(по н.ст. 1884)- 1939). Родился в с. Софиевка, около г. Осипенко (Бердянск). Сначала учился в Одесском художественном училище у К.К. Констади. В 1902 в Петербурге поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской Репина И.Е. В первые годы обучения проявил большой интерес к пейзажу и портрету.

К числу лучших работ дореволюционного периода относятся «Опавшие листья», «Зима», «Летний сад осенью» (1916) и др., создающие правдивый, проникнутый тонким поэтическим чувством образ природы.)

— К какому жанру живописи относится это полотно? (Пейзаж)

— Какие оттенки преобладают на картине?

(Наверно, преобладают теплые, хотя художник любому цвету может придать более теплый или холодный оттенок.)

— Можно ли говорить, что картина имеет свою задачу показать любимое время года художника?

(Возможно, художнику нравится теплая, сухая осень, но, скорее всего, он тоскует об ушедшем лете.)

Собирание материалов к сочинению по репродукции.Беседа по содержанию репродукции:- Что изображено на картине?

— Какое время года описал художник? (Осень.)

— Какое первое впечатление произвела на вас картина? (Понравилась или нет? Почему?)

— Как вы думаете, с каким настроением художник писал картину?

2) Творческое дополнение к картине.

Примерные вопросы:

— Что мы видим на картине?

— Какое настроение у вас возникает?

— Вы гуляете в парке, к вам подходит корреспондент и просит рассказать вас, часто ли вы здесь гуляете и почему вам нравится здесь бывать? Что вы ему на это ответите?

— Какой стиль будет у вашего высказывания?

— Изменится ли ваш стиль, если об этом вы будете сообщать в письме своему другу?

— Какова будет тема вашего текста? Запишите.

— Каковы будут микротемы? Запись в тетрадях.

— Каков будет тип вашего письма?

— Кроме описания, какой тип речи вы еще можете использовать в своем сочинении?

— Какова будет основная мысль вашего текста?

— Сколько частей у вас должно быть?

— О чем нужно писать в первой, второй, третьей части?

Вывод. Итак, чтобы написать интересное законченное сочинение по картине, необходимо выделить основную тему вашего текста, выделить микротемы, определить основную мысль. Для этого необходимо помнить, что в основе сочинения по репродукции лежит описание.

Коллективное составление плана сочинения по репродукции с записью его на доске и в тетрадях учащихся.Коллективное заполнение таблицы. (Ее можно заполнять в ходе беседы по содержанию картины.)

Примерный план сочинения

План сочинения

Вопросы

Тип речи

Вступление

Кому вы рассказываете о своих впечатлениях?

Зачиновое (вводное) предложение

Переход к основной части

Общие впечатления от прогулки в парке.

Рассуждение (ваши размышления)

Описание (ваше состояние)

Основная часть

Что мы видим на картине?

Повествование

Описание (всех предметов в парке)

Рассуждение (ваши размышления)

Переход к заключению

Какие тона использовал художник? Что больше всего привлекло ваше внимание?

Повествование

Рассуждение (ваши размышления)

Заключение

Понравилась вам картина или нет? Любите ли вы осень?

Рассуждение (ваши размышления)

Повествование

Подбор рабочих материалов и языковая подготовка к сочинению по картине.Словарная работа.Задание 1. Подумайте, какие глаголы можно использовать при написании сочинения? В форме какого времени они будут стоять?

Ответ:

Видеть, показать. Стоять. Облететь, гулять, лететь, наслаждаться, восхищаться, шелестеть, лежать, висеть, плыть, дуть, сидеть, идти, ехать, шуршать…

Задание 2. Подберите синонимы к следующим глаголам: наслаждаться, видеть, показать, облететь.

Ответ:

Наслаждаться – любоваться, восхищаться; видеть – смотреть, созерцать; показать – изобразить, нарисовать; облететь – падать.

Задание 3. Включите в работу эпитеты и сравнения, хорошо продумайте подбор признаков.

Ответ:

Небо

Синее, облачное, с просветами…

Деревья

Почти голые, наполовину с облетевшими листьями, высокие, стройные, ухоженные

Аллея сада

Светлая, просторная, чистая, устлана сухими листьями

Прохожие

Неторопливо гуляют, радуются последнему теплому солнечному дню

Беседка

Большая, красивая, необычной архитектуры, белая, просторная

Ветер

Теплый, ласковый, срывающий листья

Погода

Сухая, облачная, временами светит солнце, не по-осеннему теплая

Краски

Удивительно нежные, осенние, тусклые, невзрачные, но всё-таки теплые благодаря стараниям художника

Что больше заинтересовало?

Гуляют даже мамы с колясками; беседка пустая, так как погода позволяет гулять, а не сидеть; есть скамейки для отдыха

Свои впечатления

Художнику нравится теплая сухая осень, когда листья шуршат под ногами, но всё же он тоскует об ушедшем лете

Работа над образными средствами языка.Примерные вопросы:

– В каком стиле вы будете писать сочинение? Какова его функция? Что для него характерно?

— Назовите тип речи, который будет положен в основу вашего сочинения.

— Какие образные средства языка вы можете использовать в своём сочинении?

3) Выбор синтаксических конструкций, наиболее полно соответствующих жанру и стилю сочинения.

— Какие по структуре предложения(простые или сложные) можно использовать при написании сочинения? Почему? )Простые предложения как главное средство оформления повествования с элементами описания, выполненное в разговорном стиле, и осложнённые однородными членами простые предложения.)

4) Орфографическая и пунктуационная подготовка.

Задание. Графически объясните орфограммы в следующих словах:

Деревья, облететь, осенний, аллея, сад, наслаждаться, ложится, заброшенный, облачное, висят.

5) Беседа по вопросам:

— Каких речевых ошибок надо избегать? (Неоправданного повтора слов, неправильного использования изобразительно-выразительных средств языка и т.д.)

— Какие знаки препинания ставятся в тех или иных случаях?

— Как оформляется новая микротема? (Абзацным отступом)

7. Самостоятельная работа учащихся

Беседа по вопросам:

-Как вы начнёте своё сочинение?

-Как вы его закончите?

  • Подготовка к сочинению по дубровскому в 6 классе по литературе
  • Подготовка к сочинению по дубровскому 6 класс с ответами
  • Подготовка к сочинению по дубровскому 6 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по дубровскому 6 класс конспект урока
  • Подготовка к сочинению по драме островского гроза