Подготовка к сочинению-описанию картины
С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
Цели урока:
Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить отбирать и систематизировать материал для написания сочинения
Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность;
Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе, искусству
Планируемые результаты:
Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно — нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.
Метапредметные:
Предметные: создание осмысленного связного высказывания, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка
Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись
Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий
Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.
У нас с вами сегодня урок развития речи.
Учащиеся записывают дату урока.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Включаю видеофрагмент.
— Прекрасное может быть запечатлено по-разному. Как вы думаете, как именно?
— О каком памятнике культуры упоминается в видеофрагменте?
— Совершенно верно. Церковь Покрова на реке Нерль возведена Андреем Боголюбским. Легенда гласит, что князь скорбел о смерти любимого сына Изяслава, умершего от полученных в бою ран. В память о сыне в 1166 году он возвел эту церковь, которая поражает своей красотой и великолепием. Этот памятник архитектуры вдохновлял и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Многие писатели и поэты восхищались им в своих произведениях
— Послушайте стихотворение поэтессы Элины Кийг: слайд (фото храма)
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
— Художник Сергей Васильевич Герасимов, как и все люди творческие, обладал утонченной натурой, откликающейся на все удивительное и прекрасное. И, увидев однажды церковь Покрова на реке Нерль, он не мог ее светлый образ не увековечить на полотне. Церковь Покрова на Нерли никого не оставляет равнодушным. Был пленен ею и С. Герасимов. Слайд (картина).
3. Целеполагание
— Как вы думаете, с какой целью мы будем говорить о картине Герасимова?
— Сформулируйте цели нашего урока. (самостоятельно формулируют цели урока)
На уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию по картине.
— В ходе нашей работы вы заполняете «Рабочие листы», которые помогут вам при написании сочинения.
4. Беседа по картине.
— Какой тип речи вы можете использовать для написания сочинения? (Описание)
(в описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц, что оформляется в виде перечисления их признаков.)
— Какова структура текста описания?
1. Вступление
2. Основная часть (признаки предметов)
3. Вывод (отношение к предмету, явлению)
— Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).
— Попробуйте составить план сочинения. Слайд (Проверка)
1. Вступление.
Художник С. В. Герасимов и его картина «Церковь Покрова на Нерли».
2. Основная часть. Описание картины.
а) центр картины
б) передний план
в) задний план
г) фон картины
3. Заключение.
Мое впечатление от картины.
— Перед вами карточка № 1. (О Герасимове).
Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.
Герасимов — русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. Любовь к природе просматривается во многих его картинах. Картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» написана с любовью к природе и уважением к народной святыне.
— Подчеркните только те предложения, которые вы можете использовать в первой части вашей работы.
— Вновь обратимся к картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». Как художнику удалось передать красоту, совершенство на холсте? На этот вопрос вы должны будете ответить во второй части вашего сочинения.
-Что мы видим в центральной части картины? (Церковь, белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд)
— Как вы думаете, почему художник расположил ее в центре? (Нет никакого сомнения в том, что именно она — композиционный и логический центр картины)
— Где расположена церковь? (Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река.
Холм, на котором она стоит, – рукотворный. В устье реки были засыпаны огромные валуны, которые стали островком посреди реки. Во время весеннего таяния снега и разлива реки храм величественно стоит, окруженный водой.
— Опишите церковь (Белокаменная, устремленная ввысь, светлая, величавая).
— Какие краски использует художник? Почему изображает храм светлым? (Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купола ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей)
— Сейчас вам предлагается задание по редактированию текста.
Карточка № 2
В центре картины С.В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Церковь стоит в окружении деревьев. Купол церкви, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания церкви — она изображена издали. Художник ставил цель изобразить церковь в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие, величие священного места, где была воздвигнута церковь.
— Какие ошибки встречаются в этом тексте? (Повторы)
— Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.
— Как можно избежать повтора слова «церковь»? (подбор синонимов, замена слова местоимением…)
— Отредактируйте текст.
— А теперь проверим, смогли ли вы исправить ошибки. Проверка. Слайд
В центре картины С. В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Храм стоит в окружении деревьев. Купол его, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Художник ставил цель изобразить святыню в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие священного места, где была воздвигнута церковь.
— Какой вывод можно сделать? ( Надо умело использовать синонимические ряды в сочинениях)
— Подчеркните те слова, которые помогут вам при написании сочинения.
— Обратимся к переднему плану картины. Что мы видим?
Перед вами карточка № 3.
Используйте имена существительные и подберите к ним эпитеты, с помощью которых вы могли бы описать то, что видите.
Трава (зеленая, изумрудная, изумрудно-яркая, сочная, свежая, яркая, молоденькая, новая, луговая, сверкающая,)
Река (ярко-синяя, извилистая, змеистая)
Цветы (ярко-желтые, свежие, яркие, луговые, удивительные)
Приводят свои примеры.
Назовите оценочные эпитеты, которые выражают оценку предмета или явления.
Назовите цветовые эпитеты (выражают цветовую наполненность)
— Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине).
— Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).
— Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди?
(Герасимов показывает, что красота вечна, она спасала и спасает людей от озлобления, от потери нравственности, вселяет в души любовь, надежду. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом)
— Что мы видим на заднем плане? Что изображено рядом с храмом?
Рядом и поодаль изображены деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба.)
— Отвлекает ли это внимание от храма? (Нет, наоборот, подчеркивает белизну и чистоту стен)
По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке.
— Расскажите, что является фоном для храма? (Большу́ю часть картины занимает небо.)
Возьмите карточку № 4.
Прочитайте задание.
Составьте словосочетания сущ.+ причастие, используя в качестве главного слова небо и облака
облака — гонимые, идущие, плывущие, странствующие, розовеющие, светлеющие, белеющие
небо — голубеющее, синеющее, светлеющее
Составьте предложение с причастным оборотом.
Облака, медленно плывущие по небу, кажутся воздушными.
Преобразуйте его в сложное предложение.
Облака, которые медленно плывут по небу, кажутся воздушными.
Сравните предложение с причастным оборотом со сложным предложением, которые вы записали.
— Что произошло, когда вы перестроили предложение с причастным оборотом в сложное предложение?
Причастный оборот придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость описания (свойства прилагательного).
— Совершенно верно. Причастия и причастные обороты в художественном тексте являются средством выразительности, экспрессии.
— Орфографическая работа.
Перед вами карточка № 5 Напишите слитно, раздельно или через дефис.
Ярко? синий; светло?синий; густо?жёлтый; бело?розовый; изумрудно?зелёный; матово?белый; небесно?голубой; молочно?белый; удивительно?яркий; ослепительно?белый; лимонно?жёлтый; светло?голубой; золотисто?желтый.
Какие слова пишутся через дефис, а какие вы написали раздельно. Почему?
Проверка. Слайд
— Подчеркните слова, которыми можно описать оттенки цветов, которые использует художник.
5. Обращение к дополнителным источникам.
— Сейчас предлагаю вам работу в парах.
Вы должны прочитать фрагмент из произведения известного писателя и исследователя русской культуры Евгения Осетрова. У ребят каждого ряда будут свои задания.
(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…
1 ряд
Как бы вы озаглавили текст? («Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на примере древнейшего памятника”.)
Какова тема текста? Мы считаем, что тема и название совпадают.
2 ряд
1.Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем? (Чтобы сделать текст ярче, эмоциональнее, автор использовал эпитеты: “благородные пропорции”, “луговое раздолье”, “духмяные травы”, “неоглядные просторы”; метафоры: “строение вписано”, “душевное спокойствие приходит”)
2. Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли? (Восторга, радости, гордости.)
3 ряд
Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?
Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть.
(Константин Бальмонт)
«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)
(Мы предлагаем взять слова Б.Чичибанина, т. к. они очень созвучны с текстом Осетрова и подчёркивают основную мысль текста: великие памятники архитектуры создавались с любовью, с верой в то, что они, будут памятью народа. Перед храмом Покрова и тот, и другой авторы испытывали волнение, восхищение, радость, гордость.)
2. Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)
Памятники культуры, сама русская природа положительно влияют на человека, прекрасно преображают его, дают ощущение полноты жизни.
— Какие слова из данного фрагмента вы сможете использовать в вашем сочинении? Подчеркните их.
— Есть ли в тексте слова, значение которых вам непонятно? (Слайд)
куща (кущ) — (устаревшее) – тенистая роща, лесная заросль
духмяные (травы) — (диалектное) – душистые, ароматные, пахучие, благоухающие
лазоревые (цветы) — то же, что лазурный, голубой, светло-синий, бирюзовый
6. Творческая работа учащихся. Рефлексия.
-Остается не так много времени до конца урока, мы будем выполнять задания по вариантам.
Первый вариант — перед вами карточка. № 6 Отредактируйте текст.
— Отредактируйте предложения:
Покоем и умиротворением веет от картины С.Герасимова. С. Герасимов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой. Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности — именно такой предстает Россия на картине С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
Второй вариант — перед вами карточка № 6. Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.
— Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.
Сегодня я увидел(а) __________картину «Церковь Покрова на Нерли». Ее красота меня __________. Так и рвутся из самого сердца слова: «_____________!». Когда я смотрю на пейзаж Герасимова
Подготовка к сочинению-описанию картины С.В. Герасимова
RAR / 70.08 Мб
, в душе просыпаются ________, _______ чувства.
7. Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы готовились к сочинению. Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями. Опираясь на собранный материал, напишите сочинение на тему: «Описание картины С.В. Герасимова».
8. Видеофрагмент.
Наш урок закончен. Огромное спасибо за работу.
(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…
1 ряд
Как бы вы озаглавили текст?
Какова тема текста?
_____________________________________________________________________
(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…
2 ряд
Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем?
Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли?
(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.
(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…
3 ряд
Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?
Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть.
(Константин Бальмонт)
«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)
Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)
Слайд 1
Подготовка к сочинению. Храм на Н ерли
Слайд 3
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму . Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте…
Слайд 5
. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. «Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, — пишет Н.Н. Воронин. — Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».
Слайд 7
Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава — в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Слайд 9
Место для церкви — пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму — указал сам князь Андрей Боголюбский . Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.
Слайд 12
Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними — фигуры львов. Еще ниже — три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада — храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Слайд 14
Х рам Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.
23.12.2019
Урок развития речи «Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам С. Баулина и С. Герасимова «Храм Покрова на Нерли»
учитель русского языка и литературы
Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: типы речи, описание как тип речи, разновидности описания; подготовка учащихся к сочинению-описанию по теме «Описание памятника архитектуры», расширение знаний учащихся по теме «Архитектура Древней Руси»
Метапредметные: владение навыками работы со справочной литературой, словарями, владение всеми видами речевой деятельности, применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
• коммуникативные УУД сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
• познавательные УУД осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.
• регулятивные УУД формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, родной истории, учить детей видеть красоту в архитектуре, в поэзии;
Оценить
1359
Содержимое разработки
Технологическая карта урока
Учитель |
Литвинова Е.В. |
Класс |
8класс |
Предмет |
Русский язык |
Тема |
«Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам С. Баулина и С. Герасимова «Храм Покрова на Нерли» |
Планируемые общие результаты урока |
Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: типы речи, описание как тип речи, разновидности описания;подготовка учащихся к сочинению-описанию по теме «Описание памятника архитектуры», расширение знаний учащихся по теме «Архитектура Древней Руси» Метапредметные:владение навыками работы со справочной литературой, словарями, владение всеми видами речевой деятельности, применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения. коммуникативные УУДсохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности. познавательные УУДосознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания. регулятивные УУДформировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты. Личностные: уважительное отношение к родному языку, родной истории,учить детей видеть красоту в архитектуре, в поэзии; |
Приёмы и формы работы, используемые на занятии |
«Словесное рисование», «Сообщение», «Виртуальная экскурсия», «Синквейн», «Проба пера» |
Этап урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Мотивация |
Начать наш урок мне хотелось бы несколько необычно. Послушайте стихотворение. Древней церкви нежный силуэт Белый, легкий, устремленный ввысь — Церковь ту построил князь Андрей, Матерь Богородица родная! Элина Кийг О каком памятнике культуры идёт речь в этом стихотворении? Ответы детей: В стихотворении говорится об удивительном памятнике культуры – храме Покрова на Нерли. Учитель:Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. И на сегодняшнем уроке мы познакомимся с картинами русских художников С. Герасимова и С. Баулина, на которых изображена удивительная по красоте церковь. |
Целеполагание |
Сформулируйте цели нашего урока. (самостоятельно формулируют цели урока) Учитель:На уроке мы должны рассмотреть картины художников, сравнить их, подготовиться к сочинению — описанию по картинам. |
Построение проекта выхода из затруднения. |
На предыдущем уроке мы составили план описания памятника культуры. Что нужно знать и уметь, чтобы описать памятник культуры? Необходимо знать историю создания памятника, уметь, используя специальные слова и термины, описывать памятник культуры. |
Реализация построенного проекта |
Я предлагаю вам совершить заочную экскурсию по святым местам и перенестись во Владимирскую землю. Здесь в 1165 году князь Андрей Боголюбский построил храм. С историей создания церкви нас познакомит Кривых Кирилл . Специально подготовленный ученик выступает с сообщением об истории создания храма(приложение 1.) Ученики слушают выступление одноклассника Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова на Нерли. Одна картина художника С.А.Баулина, другая принадлежит кисти художника С.В. Герасимова. Слово о художниках. Индивидуальные задания опережающего характера. Сообщение о художнике С. Герасимове (приложение 2) Сообщение о художнике С. Баулине. (приложение 3) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Вашему вниманию предлагается следующее задание: Расположите предложения так, чтобы у вас получился связный текст. А) Она выделяется своей ослепительной белизной. Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры. В) Храм пленяет необыкновенным изяществом. Г) Интерьер церкви необыкновенно легок и светел. Д) Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом. Ответ: б), д), а), в), г). Учащиеся выполняют задание, записывают предложения, чтобы получился связный текст. Самопроверка по эталону. Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры. Церковь Покрова на Нели (1165 г.) находится за городом. Она выделяется своей ослепительной белизной. Храм пленяет необыкновенным изяществом. Интерьер церкви необыкновенно легок и светел. |
Включение в систему знаний и повторение. |
Рассмотреть внимательно репродукции картин. На какой из них показана связь церкви с природой, а на какой более отчётливо выписаны те детали церкви, которые подчёркивают её изящество. Представьте, что вы хотите поделиться впечатлениями об изображённом на картинах со своим другом. Какой из них вы отдадите предпочтение? А может быть, каждая из них имеет свои достоинства и обе нужны, чтобы получить более полное представление об этом уникальном сооружении 12 века. Ученики делятся впечатлениями об изображённом на картинах, составляют синквейн по картинам. 1.Церковь 2.Белокаменная, дивная 3.Символизирует, радует, удивляет 4.Освещена в честь празднования Покрова Пресвятой Богородицы 5.Шедевр архитектуры! |
Рефлексия. |
Наш урок подошёл к концу. Продолжите предложения: Сегодня на уроке я узнал…. Я научился…. На уроке мне было… Ученики анализируют свою деятельность на уроке, продолжив начатые предложения. |
Отметки за работу на уроке. |
|
Домашнее задание |
Написать сочинение по картинам художников С. Герасимова и С. Баулина в форме письма к другу. |
Приложение 1
Историческая справка о Храме Покрова на Нерли (индивидуальное опережающее задание).
Церковь Покрова на Нерли построена князем Андреем Боголюбским за одно лето в 1165 году в период расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Этот храм стоит на небольшом холме, на приречном лугу, там, где река Нерли впадает в Клязьму, в одном километре от Боголюбова. Исторические источники связывают возведение храма с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.
Место для церкви — пойменный луг, указал сам князь Андрей Боголюбский. Здесь каждую весну разливалось широкое половодье, древние мастера смогли применить свой опыт и смекалку. Они заложили обычный фундамент на глубину 1,6 метров и возвели над ним укрепленный холм из глины и булыжного камня. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда — то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.
Покров на Нерли в том виде, как мы его знаем, — лирическая поэма, обращенная к внутреннему миру человека, к его задушевным чувствам. Глядя на утонченный силуэт храма, вспоминаешь о том, что он построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего любимого сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету… Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой одиноко стоящей на берегу Нерли церкви.
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.
Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли — это воплощенная победа духа над материей. Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. Стены церкви слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания; этой же цели служат большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий (узкие высокие окна, вытянутый барабан купола, удлиненные колонки арматурного пояса).
Стены храма белокаменная резьба.
Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм только чудом спасен от гибели. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский Епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.
Храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающее произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.
Приложение 2
Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.
Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России.
Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Приложение 3
Сергей Алексеевич Баулин (1904—1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
- Сочинения
- По картинам
- Герасимов
- Церковь Покрова на Нерли
Перед нами очень яркая, теплая, добрая картина, изображающая церковь, красивый пейзаж и маму с маленьким ребенком. Центр произведения, — церковь многоугольная, с белыми стенами и высоким куполом. Видно, что храм очень большой, издалека бросается в глаза, обращает на себя внимание, для того, чтобы зритель мог понять масштабы строения, автор произведения изображает маму с ребенком на переднем плане. Церковь выглядит очень древней, но в то же время ухоженной, люди о ней заботятся, несмотря на ее удаленное расположение от жилых районов.
Справа от церкви изображен домик, в котором наверняка живут служители и смотрители храма. Тут же растут деревья, которые наверняка посадили в то же время, что и построили здание, эти деревья по высоте почти догнали купола церкви и это говорит о том, что им уже много лет. Деревья выше многих, изображенных на картине.
Небо выглядит необычайно красивым с какими-то сказочными цветами. Само по себе оно светло-голубое, его покрывают воздушные белые облака, оттененные светло-розовым цветом, это может говорить о том, что на улице вечер и солнце вот-вот начнет заходить.
Река выглядит спокойной и глубоководной, в ее водах отражается светлая церковь, темные деревья рядом с нею, возвышающиеся берега и волшебное небо. Слева от церкви к берегу привязана лодка. Светлые краски неба и церкви оттеняет ярко-зеленая трава и крона деревьев. На траве много степных желтых цветочков, вдалеке желтеющие поля. Мы не видим птиц и животных, не видим большого количества людей, но видим результат их жизнедеятельности и труда.
Картина полна жизни, несмотря на то, что на ней всего два человека. Вид церкви наводит на мысли о том, кто ее построил, и как ее строили, кто в ней молился и почему, хочется знать историю, связанную с этим величественным зданием, хочется там побывать, вдохнуть чистый и свежий воздух, почувствовать прохладный ветер на своей коже.
Вариант 2
Многие художники умели оценивать окружающую их красоту, а Герасимову Сергею Васильевичу известному живописцу удается увидеть немного с другой стороны. Основой его произведений являются пейзажи, передающие красоту исконно русской природы.
При первом взгляде на данную картину у нас возникают только самые теплые и светлые чувства. Можно подумать, что художник изобразил эту церковь просто и без изысков, но, приглядевшись можно понять, что остальные детали только бы мешали насладиться этой нежностью и красотой.
Вся картина выполнена в ярких и сочных красках. Она просто сияет от этого разнообразия. На первом плане видна изумрудного цвета с желтыми переливами цветов лужайка, по которой, не спеша, течет река сине-голубого цвета. В водах этой чистой реки отражаются стены церкви, расположенной на небольшом холмике. Стены церкви светло белые, только купола и крыши золотые. Это строение будто тянется к небу на своём возвышении. Рядом с церковью и чуть подальше изображены деревья. Погода яркая и солнечная. Немного чувствуется тепло лучей. А небо изображено голубым, по которому вальяжно и медленно плывут белоснежные облака. Кое-где просматриваются серые тучи, которые не омрачаю картину, а придают некоторую загадочность.
Особое место на картине занимает девушка. Она изображена стоящей и смотрящей то ли вдаль на просторы, то ли смотрит на этот памятник архитектуры церковь. А ребенок стоит и собирает полевые цветы под пристальным взглядом матери.
Сергей Герасимов очень гармонично изобразил и поля покрытые цветами, и разнообразные деревья и кустарники. Такое сочетание завораживает и завлекает наши мысли. Легкий ветер будоражит листья деревьев, но очень нежно и играючи. Почетное место храма на полотне только добавляет картине грациозности.
Создается ощущение наполнение души чем-то возвышенным и одухотворенным. Кажется, что этот памятник архитектуры светится изнутри и пронизывает всю картину своей чистотой и невинностью. Соотношение людей и церкви создает единое сочетание жизни и чуда.
Вариант 3
Известная картина Герасимова Церковь Покрова на Нерли, представлена в ярких и насыщенных тонах. Смотря на картину, можно увидеть прекрасный пейзаж, сочетающийся со строением церкви. Картина несёт в себе что – то духовное и простое. Благодаря ярким лучам солнца, церковь, выглядит, безупречно белой, несмотря на её столь давний внешний вид. Холм, на котором расположена церковь, стоит на первом месте картины, видимо это была та часть земли, где в далёкие времена, совершались духовные обряды. Река, протекающая вдоль всего берега, имеет приятный голубой оттенок, в котором отражаются облака. На противоположном берегу реки, виден силуэт гуляющей мамы с ребёнком, которые вносят в картину жизнь и доброту.
На заднем плане картины, можно увидеть, строение, довольно старого образца. Но, несмотря на это, здание сохранило свои цвета и структуру. Если осмотреться вокруг церкви, то можно рассмотреть, что церковь, украшает настоящая деревенская природа, берёзы, зелёная трава, и поля. Присутствие лодки на берегу реки у церкви, говорит о том, что к церкви можно было добраться только благодаря ей. Судя по наклону деревьев, можно понять, что погода слегка ветряная, но солнечная и ясная. Голубые облака, прекрасно сочетаются с зелёным фоном травы, которая имеет ярко выраженный зелёный цвет, а значит, на улице, тёплые весенние дни. Именно в такие дни, просыпается всё живое в природе, прилетают птицы из холодных краёв, пробуждаются насекомые, и оживает вся природа. Поля, ещё не проснулись от зимы, но всё же создают приятную атмосферу для картины.
С правой стороны церкви, можно рассмотреть силуэты, уходящих вдаль людей, возможно, они посещали эту скромное место для молитв. Это говорит о том, что церковь, находиться в полностью рабочем состоянии, и с добротой принимает прихожан.
Если говорить в общем, о картине, то сама картина, располагает в себе чистые и добрые мысли. Если смотреть на тонкости всех элементов, то можно смело понять, за что всё-таки можно любить природу и все её достояния. Сам автор, благодаря яркости красок, смог передать именно те чувства, которые переносил в себе, рисуя данный шедевр.
Описание картины 4
Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы.
Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.
Создается впечатление, что на картине изображено то самое время года, когда весна переходит в лето. Об этом свидетельствует свежая зеленая трава, четко выделяется белоснежный храм. Храм смотрится строго и в тоже время празднично благодаря единственному куполу, тянущемуся к небесам.
Река привносит свой шарм в данную картину. В ее чистой водной глади можно увидеть отражение плывущих вдаль бело-розовых облаков, и я яркой зелени растущей на ее берегах.
Художник не забыл изобразить на полотне и людей. Сразу взгляд ловит женщину в нежно-розовом одеянии. Она вышла на прогулку со своим ребенком. Ребенок собирает цветы, играет с травкой. Для него это цели мир нового и неизведанного!
Справа чуть поодаль можно заметить еще группу людей. Их силуэты похожи на служителей храма – на монахов. Возможно, они вышли также на прогулку, а возможно они идут для проведения утренней службы.
Слева едва заметна пустая лодка. Можно предположить, что ее владелец зашел в храм для того, чтоб поставить свечку.
За храмом можно увидеть домишки и высокие деревья, напоминающие березу или тополь. Домишки аккуратные и отличаются ярким окрасом. Может быть, эти домишки принадлежать служителям храма, а быть может, что и простым людям, которые ходят сюда помолится.
В самой дали, виднеется что-то белое, наверняка это часовенка. Скорее всего, для местного населения она имеет огромное значение и память.
Глядя на полотно, кажется, что вот-вот приедут паломники для почтения данного места.
Глядя на картину в душе начинает царить спокойствие, умиротворение и благодать. Ее цветовая гамма к этому располагает на все сто процентов. Увидев данное полотно, мне очень захотелось посетить это место. И я надеюсь, что оно такое же, как и изображено, красивое, невинное и без множества туристов, которые зачастую ведут себя как дикари, разрушая все вокруг.
Сочинение описание картины Церковь Покрова на Нерли Герасимова
Русская душа всегда трепетно откликается и ликует, когда видит прекрасные, торжественные храмы с сияющими золотыми куполами. Но есть на Великой Руси неприметные, скромные церквушки, глядя на которые душа поёт.
Одна из таких Церковь Покрова на Нерли, стоящая посреди бескрайней русской равнины. Настолько она миниатюрна и изящна, что кажется сейчас воспарит в небо и улетит. Художник С.Герасимов так изобразил её, как будто ожившая древняя Русь предстаёт перед нами во всей красе.
Церковь Покрова на Нерли была заложена в 12 веке в честь павшего в битве семнадцатилетнего внука Юрия Долгорукого, сына Андрея Боголюбского. Молодой князь погиб в бою и отец возвёл церковь в его честь, прославляя его воинские заслуги. Место расположения храма уникально. Он стоит на высоком рукотворном берегу, среди зелёных пойменных лугов, глядя на речную стрелку.
Одни, увидев белую церквушку, сравнивали её с ладьей под парусом, которая уносится вдаль по волнам времени. Другим она напоминает белую звезду, которая стоит в центре мироздания и освещает путь.
Словно облако с неба
В поля опустилось,
И не будет такого
Ещё на Руси.
Как прощение нам
От распятого Бога
Этот храм на лугах
Покрова на Нерли!.
(Леонид Грайворонский)
Художник очень правильно выбрал центральный ракурс для изображения Церкви на Нерли. Высоко парит голубое небо, внизу на фоне зелёного склона протекает речушка, и как бы перекликается своим голубым цветом с небом. А между ними, как парус реет церковь. Воды реки, как течение времени несутся вдаль. Меняются поколения, проходят годы, а Покров на Нерли, как лебедь-храм, стоит над всеми.
Белый храм ярким пятном выделяется на фоне светлого, летнего дня. Красочный день, зелёные луга, голубое небо, ослепительно белого цвета церковь – только такими художественными приёмами и можно было изобразить картину. Это как неразрывная связь человека и природы, где церковь олицетворяет живое существо. Оно приковывает взгляд, не отпускает от себя. Рассматривая природу, мы опять бросаем взор на церковь, любуемся её переливчатыми куполами. Она, как поэма в камне, которую надо перечитывать и перечитывать, чтобы узнать историю Руси.
Всё гармонично в этой картине – дальние луга, зелёный склон, деревья, стоящие поодаль, тихая, неспешная река, летний воздух застыл и тихонько звенит. Женщина с ребёнком, стоящие на противоположном берегу, как бы под защитой церкви, под её покровом, куда-то спешащие монахи – все заняты делом. И только лишь храм веками стоит молчаливо, пронзая куполами небеса, охраняя покой великой Руси.
Художник прекрасно передал характер храма, пожалуй самого красивого на Руси – спокойствие, величие и умиротворённость.
Герасимову в полной мере удалось выразить чувство гордости за победы предков изображением маленького, но сильного духом, Храма Покрова на Нерли. Это одна из моих любимых картин автора. От нее веет добром и спокойствием. Я рад, что познакомился с творчеством автора.
8 класс
Описание настроения картины Церковь Покрова на Нерли
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Дубовая роща Шишкина
Изучая композицию полотна Шишкина Дубовая роща, перед моим взором встают многолетние, развесистые, могучие дубы. Мне нравиться первозданная их красота. По ним прогуливались многие люди
- Сочинение по картине Бакшеева Голубая весна
Много русских художников посвятили всё своё творчество изображению красивых пейзажей, которые продолжают радовать ценителей и до сих пор. В круг таких художников входит Василий Бакшеев
- Сочинение по картине Маковского От дождя 8 класс (описание)
Честное слово, уж простите, но не нравится мне эта картина. Ещё её описывать надо. Сам бы никогда не взялся! Она очень мрачная, краски все темные. Погода там, понятно, дождливая-тоскливая.
- Сочинение по картине Мартовский снег Грабаря 3 класс
Одно название картины «Мартовский снег» дает понять зрителю, что речь пойдет о первом непредсказуемом месяце весны – марте. Этот месяц как – будто бы вселяет в человека надежду на скорое потепление
- Сочинение по картине Девочка с персиками Серова 3, 7 класс
На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные.
1
Сочинение – репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» Урок развития речи в 8 классе
2
Художник С.В. Герасимов Известный советский художник Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище. Окончив в 1907 году Строгановку, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Будущему художнику повезло с учителями и наставниками. Он занимался у прекрасных живописцев К.А. Коровина, С.В. Иванова, В.А. Серова и А.Е. Архипова. О том, что именно к пейзажной живописи лежит у него душа, признавался и сам мастер: «Очень люблю пейзаж и пишу его при всяком удобном случае». Он был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли. Особо стоит отметить в творчестве мастера книжную графику. Сергеем Васильевичем Герасимовым созданы иллюстрации ко многим произведениям отечественных писателей, в том числе А.С. Пушкина (Капитанская дочка) Н.А. Некрасова (Кому на Руси жить хорошо), А.Н. Островского (Гроза), М. Горького (Дело Артамоновых). Сергей Васильевич Герасимов ушел из жизни 20 апреля 1964 года. Но остались его ученики и его картины. Интерес к творчеству мастера не уменьшается, продолжают издаваться альбомы с репродукциями его картин, проходят персональные выставки. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. На его родине в Можайске создан музей художника, в котором всегда много посетителей.
3
Мать партизана Кутузов на Бородинском поле Можайск Сирень в цвету
4
Церковь Покрова на Нерли В величавых и гармоничных формах древнего храма отразился характер русского человека. С.В. Герасимов.
5
Что особенного в данной картине? Что видите на холсте? Какие чувства, настроение вызывает картина? Какие чувства хотел передать художник этой картиной? Какие художественные средства использует автор для того, чтобы мы поняли его замысел?
6
Какое время изображено на холсте? Случайно ли художник изобразил именно это время года? Весной можно наблюдать чудную картину: Клязьма и Нерль разливаются, вода затопляет луговую пойму и в этой воде отражаются и вековые деревья, и храм. Наверное, в это время года храм особенно красив.
7
Что символизирует весна, храм, мать, малыш? Весна – вечное обновление жизни. Храм – вечная красота, память о прошлом. Мать – добро, благополучие, продолжение жизни. Девочка – продолжение рода человеческого, его будущее.
8
А все вместе символизирует ЖИЗНЬ. По-видимому, именно весенняя природа позволяет художнику ярко выразить свое мироощущение: жизнь будет продолжаться, обновляться до тех пор, пока мы будем понимать и ценить красоту, бережно хранить память о прошлом, любить и знать свой народ и его историю.
9
Три элемента композиции, дающие представление о замысле художника. Мирное небо Беззаботное детство Вечная красота
10
Словарно – стилистическая работа. Задания. 1. Подобрать синонимы (в том числе контекстуальные) к слову ХРАМ. 2. Подобрать эпитеты к слову ХРАМ. 3. Подобрать эпитеты к словам ОБЛАКА, ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕЛЕНЬ, ОДУВАНЧИКИ, ДЕРЕВЬЯ, НЕБО 4.Подумать, с чем ассоциируется храм Покрова на Нерли, с чем его можно сравнить. 5. Назвать языковые средства, с помощью которых передается состояние среды.
11
1. Церковь, шедевр, гениальное творение древних зодчих, животворящая святыня, древнее здание (сооружение), чудесная постройка, чудо, поэма в камне, жемчужина архитектуры, строение. 2. Белопенный, фантастический, белокаменный, ослепительно белый, изумительный, взлетающий, необычайно легкий, величавый, невесомый, изящный, чарующий, изысканный, гармоничный, устремленный в высь, неповторимый. 3. белоснежные, ярко – белые, затененные, золотистые, розовые. пьянящий, бодрящий. синяя, лиловато – холодная. изумрудная, сочная, свежая, яркая, влажная. ярко – желтые, трогательные, спутники весны. столетние, вековые. голубое, лазурное, ослепительно голубое, ясное, мирное. 4. С каменным цветком, облаком, парусом, свечой, маяком. 5. ЛИЧНЫЕ И БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ: теплеет, все стихло, замерло, слегка подул ветерок. СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ СОСТОЯНИЯ: тихо, ветрено, прохладно, свежо, сыро. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: утро, тишина.
12
Повторение о жанре публицистике – репортаже. Репортаж – это живой рассказ с места события в публицистическом стиле. Рассказ о каком-то значимом государственном событии (празднике, спортивном состязании, запуске космических кораблей и т.д);об исторических местах, знаменитых людях и др. Профессия человека, ведущего репортаж – журналист – репортер. Журналист, ведущий репортаж, не всегда является участником события. Задача репортера – воссоздать картину того, о чем идет речь, подробно, выразительно, живо рассказать о происходящем, чтобы читатели или зрители как бы увидели событие на самом деле. Этому во многом способствует выражение личного отношения к происходящему. Вступительная часть должна сразу заинтересовать читателя или слушателя.
13
Работа над сочинением – репортажем по картине. Как бы вы начали репортаж о церкви Покрова на Нерли? Какой тип речи будет основным в центральной части репортажа? Какую временную форму предпочтительнее использовать в центральной части репортажа, чтобы создать впечатление «сиюминутности» происходящего? Какую мысль вы будете утверждать в своем репортаже вслед за автором? Какие синтаксические конструкции помогут выразить отношение к описываемому храму и окружающей его природе? Чем обычно завершается репортаж?
14
Пример сочинения – репортажа ученика. Мы находимся на древней Владимирской земле. Приглашаю полюбоваться панорамой одиноко белеющего в нерлинской пойме храма Покрова на Нерли. Если вы пешие, как говорится в старину,- то час пути от Владимира, если конные – считанные минуты. Современные люди выбирают автомобиль. И вот наша машина мчится по трассе Владимир – Нижний Новгород. Несколько минут, и мы в поселке Боголюбово. Дальше пойдем пешком… Смотрите внимательно – сейчас вас охватит то состояние души, которое возникает только от одного словосочетания «русское поле». Редко кто здесь не испытывает душевного порыва, ведь с русским полем связано столь много, начиная от широты характера россиян и кончая понятием Русь, Россия. Мы умышленно привели вас на противоположную сторону реки. Именно отсюда открывается сказочная панорама. Сейчас мы поднимемся на холм. Еще мгновение… Вот оно – чудо! Над простором во всем своем изяществе вырастает, тянется к небу куполом, словно свеча, храм Покрова на Нерли. Всмотритесь в голубое небо и белоснежные облака… Кажется, будто белопенное здание плывет вместе с облаками, взлетает с зеленого холма и повторяется в зыбком отражении весенних вод. Здесь необыкновенно хорошо! «Ле – по – та!» — так сказали бы в старину. Простор. Раздолье. Чудесный пьянящий воздух. На изумрудной зелени луга рассеяны вестники весны – одуванчики. Поражает гармония храма с окружающим пейзажем. Просто невозможно представить его в каком – то другом месте. Кажется, что строение родилось вместе с ним, а не создано руками человека. При виде древних стен, изысканных в своей простоте, чувствуешь соприкосновение с веками. Просветляется душа, рождается волнение, радость, вера в прекрасное – то, ради чего и создавалось это белокаменное чудо. На лугу беззаботно играет маленькая девочка, рядом с ней великолепной панорамой любуется мама. Все дышит миром и спокойствием. Это замечательно, что ребенок с детства приобщается к прекрасному. Очень хочется верить, что, научившись понимать и ценить красоту, девочка будет ощущать ответственность за ее сохранность и передаст это чувство уже своим детям. Вот на противоположном берегу появилась группа людей. Для них, видимо, важно рассмотреть архитектурные детали храма. С этой целью мы отправляемся к древним стенам в следующий раз. сегодня нам важно рассказать об идеально гармоничном слиянии красоты природы с гениальным творением древних зодчих. В этой гармонии с природой, изяществе, благородстве и простоте выразилось представление наших предков о прекрасном. Пора возвращаться. Но как – то грустно расставаться с этой красотой, с удивительным ощущением умиротворенности. Красота искусства и природы питает и воспитывает красоту самого человека. Это было нужно в 1165 году, это нужно сегодня, это будет нужно всегда!
15
Работа с текстом сочинения Сколько частей можно выделить в сочинении? Какие недостатки вы можете отметить в вступительной части? Отредактируйте вступление с учетом замечаний. Что создает во вступлении ощущение присутствия на месте события? Какие конструкции придают речи динамичность и эмоциональность? Удалось ли автору сформулировать основную мысль репортажа? В чем вы видите достоинства главной части сочинения? Какие изобразительные средства использует автор, чтобы придать зарисовке живость, образность? При помощи каких языковых средств достигается эмоциональность изображаемого? Какие синтаксические конструкции помогают автору выразить свои чувства? Какие конструкции вы бы ещё включили в основную часть репортажа? Считаете ли вы удачной концовку репортажа?
16
Задание на дом Написать сочинение в жанре репортажа о церкви Покрова на Нерли, изображенной на картине С.В. Герасимова.
17
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос. С.И. Львова,Г.А. Богданова, В.В. Львов. 2008г. Учебник для ОУ. Класс под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Дрофа. Москва. 2009г. Научно – методический журнал «Русский язык в школе» 5 – 2005 г. Галкина Г.Н. Сочинение – репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»
18
МОУ СОШ им. М. Пассара Найхинского сельского поселения Учитель русского языка и литературы Мироненко Е.П. Декабрь 2011 г.