Конспект урока русского языка в 6 классе.
Учитель – Пащенко Светлана Николаевна, МБОУ ООШ №17 а. Псебе
Тема: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
Цели
образовательные: познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;
развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;
воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
Тип урока: урок развития речи
Технология: урок-мастерская
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в группе)
Оборудование: презентация; репродукция картины «После дождя», портрет художника, мольберт, кисти, краски, аудиозапись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.
2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.
— Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.
(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)
— Какую картину вы представили? Расскажите.
— Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» (Слайд 1 ) и поговорим о том, что увидел художник А. М. Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.
— Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (слайд 3)
— Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?
3. Рассказ о художнике и его картине. (слайды 4-7)
А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.
Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.
— Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)
4. Формулировка темы и задачи урока.
— Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)
— Что, по-вашему, значит — написать сочинение по картине?
— Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.
— А как подготовиться к сочинению?
— Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.
— Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?
— Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.
— Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».
5. Лексическая работа. Деконструкция.
Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь, терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.
— Можно ли увидеть в нашей местности террасы?
— Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.
— Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.
6. Повторное рассматривание картины. Деконструкция и социализация (слайд
— Что изображено на картине?
— К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?
— По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?
-Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?
-У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?
-К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?
— Опишите, что видите (слайд 9) Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.
7. Проведём словарную работу (слайд 10): Запись в тетрадях
Летний дождь; всё напоено влагой; всё блестит; свежая, умытая ливнем листва; на переднем и заднем плане; пламенеют в стеклянном графине розы; влажный блеск, неяркий солнечный свет; вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина; опрокинутый стакан; сквозь густую зелёную листву видна крыша сарая; ощущается свежесть воздуха и тишина; терраса, перила.
8. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв. (слайд 11)
О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели — мастера слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что общего в стихотворении и на картине? Это стихотворение поэта А. Яшина «После дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» — сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» — метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?
Синтаксис. Пунктуация. Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное. (слайды 12-13)
- Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят , как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
- Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
- Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
- Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.
Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (слайд 14):
«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».
— Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?
— Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?
— Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.
— Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.
Подберём синонимы, чтобы избежать повторов (слайд 15)
- Картина —полотно, пейзаж
- Художник — живописец, пейзажист
- Нарисовал — изобразил, показал
9. Обсуждение путей анализа картины.
— Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)
— О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)
— А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)
— Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.
10. Разговор о цветовом оформлении картины. (слайд 16)
— Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.
— Почему художник использовал именно эти краски?
— Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?
Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.
— А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)
11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).
— Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.
12. Составление плана. Социализация. (слайд 17)
— Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:
1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».
2. Мокрая терраса.
3. Сад после дождя.
4. Колорит картины.
5. Настроение, которое создаёт картина.
13. Составление текста. Реконструкция.
— Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!
14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование. (слайд 18)
— Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?
— Чем нужно дополнить?
15. Домашнее задание. (слайд 19)
Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.
16. Рефлексия.
— Чему вы сегодня научились?
— Какое открытие вы сегодня сделали?
— Какое у вас настроение?
— Понравилось ли работать группой?
— Кто из товарищей удивил? Чем?
— Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?
Список использованной литературы.
1.Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) — М.: Просвещение, 20013.
2. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. —
М.: Просвещение. 1983
3. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. — № 6.
Интернет-ресурсы:
- Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. — http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527
- шаблон — http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg
- Картины А.М.Герасимова:
- http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger00avtoportret.jpg
- http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6487
- http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6457
- http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger04tropinka.jpg
- http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terrasa.jpg
- Дом-музей — http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terr.jpg
- После дождя — http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/
703e63b498f830bd94adb2d3e1d019ba/view.pic
Конспект урока русского языка в 6 классе.
Учитель – Ивашкевич Венера Вилорьевна, МОУ «Косланская СОШ».
Тема: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая
терраса)».
Цели
образовательные: познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать»
картину, собирать рабочие материалы к сочинению;
развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и
эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать
навыки совместной работы в группе;
воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
Тип урока: урок развития речи
Технология: урок—мастерская
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная,
групповая (ребята образуют несколько групп)
Оборудование: репродукция картины «После дождя», портрет художника, аудиозапись
«Гроза. Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал – отрывок из повести Л.
Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
— Сегодня у нас не обычный урок, а урок—мастерская. Представьте себе, что вы
находитесь в мастерской художника. Что здесь можно увидеть? Мольберт, краски, эскизы,
холсты… С их помощью художник—мастер создаёт картину, настоящее чудо, которое
живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли мастера, а
нашим инструментом будет слово.
2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.
— Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.
(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)
— Какую картину вы увидели? Расскажите.
— Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу.
Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) А вот что увидел художник А. М.
Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.
Рассматривание картины в учебнике.
— Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?
3. Рассказ о художнике и его картине.
Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским
живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но
вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской
области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой
во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их
сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот
быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя»,
которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.
— Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя»
была создана за три часа!)
4. Формулировка темы и задачи урока.
— Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с
помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания,
предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.)
Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова
«После дождя».)
— Что, по—вашему, значит — написать сочинение по картине?
— Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в
картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на
полотне, свои мысли, чувства.
— А как подготовиться к сочинению?
— Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился
хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.
— Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?
— Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.
— Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший,
ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».
5. Лексическая работа. Деконструкция.
Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь,
терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в
толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите
внимание, как пишется это слово.
— Можно ли увидеть в нашей местности террасы?
— Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами
стоят веранды.
— Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для
чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к
существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание
предложения, с помощью которых будем составлять текст.
6. Повторное рассматривание картины.
— Какое впечатление произвела картина? Можно использовать написанные слова и
составить 1-2 предложения. Запишите их в тетради. (Только что прошёл летний дождь. На
мокрой террасе всё блестит.) Чтение вслух предложений.
7. Обсуждение путей анализа картины.
— Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину?
(Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний
план.)
— О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые
использовал художник)
— А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как
красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся
хорошим настроением.)
— Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.
8. Рассматривание переднего плана. Деконструкция и социализация.
— Приступим к работе над картиной. Что вы видите на переднем плане? Запишите в
столбик, какие предметы видите. Как только напишете, обменяйтесь мнениями в группе.
Если нужно, дополните свои записи.
— Подберите прилагательные или глаголы к написанным существительным. (Учащиеся
обмениваются материалом внутри группы и дополняют свои записи.)
— Выберите наиболее подробную запись и прочитайте вслух. Можете дополнить свои
записи при выступлении других групп.
— Попробуйте решить в группе, в какой последовательности будете описывать передний
план. Для этого рядом со словами поставьте цифры. (В тетради может быть примерно
такая запись:
4. стол – круглый, с резными ножками, стоит
5. ваза – стеклянная, стоит
6. цветы – яркие, садовые, душистые, пахнут
7. стакан – лежит, опрокинутый ветром
1. пол – мокрый, блестит
2. перила – отражаются на полу
3. скамейка – узкая)
— Правописание каких слов вызвало затруднение? Посмотрите в орфографических
словарях.
9. Рассматривание заднего плана. Деконструкция и социализация.
(Вопросы и задания подобные, как в п.
10. Разговор о цветовом оформлении картины.
— Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и
скажите вслух.
— Почему художник использовал именно эти краски?
— Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?
Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ,
передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим
неяркие, спокойные краски: светло—зелёную и тёмно—зелёную гамму, розовато—жёлтые,
бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех
предметах рождает ощущение прохлады.
— А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад,
родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)
11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).
— Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое
настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1—2 предложения.
12. Составление плана. Социализация.
— Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем
обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно
такой план:
1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».
2. Мокрая терраса.
3. Сад после дождя.
4. Колорит картины.
5. Настроение, которое создаёт картина.
13. Составление текста. Реконструкция.
— Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на
имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты
удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!
14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп.
Афиширование.
— Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?
— Чем нужно дополнить?
15. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв.
О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели — мастера
слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что
общего в стихотворении и на картине? Это стихотворение поэта А. Яшина «После
дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче
показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие—то
необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей
картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на
ветках висят, как серёжки» — сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по
огонёчку, по серебринке» — метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно
ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?
Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его
выразительно:
«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака,
светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато—белые края тучи
чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в
лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя
улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и
жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое
лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся
черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».
— Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?
— Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения
героя?
— Выпишите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.
— Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы
выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться
такому мастерству.
16. Домашнее задание.
Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными
впечатлениями и написать сочинение.
17. Рефлексия.
— Чему вы сегодня научились?
— Какое открытие вы сегодня сделали?
— Какое у вас настроение?
— Понравилось ли работать группой?
— Кто из товарищей удивил? Чем?
— Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?
Список использованной литературы.
1. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. — № 6.
2. http://mioo.edu.ru/kaf-oot/2011-11-07-06-36-19/educational-technology/749-tehnologiya-
pedagogicheskih-masterskih Технология педагогических мастерских (описание и
материалы).
3. http://amgerasimov.ru/ Народный художник СССР А. М. Герасимов.
4. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html Технология «Педагогические
мастерские».
Урок 2 — 3 р/р. Тема: Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение — описание картины (А. М. Герасимов. «После дождя») (упр. 62).
Цели урока:
Обучающая:
– Знать приемы собирания и оформления материалов к сочинению; знать тему и подтему в содержании сочинения.
– Уметь собирать материалы к сочинению: уметь определять, что в анализируемом готовом материале для наблюдений относится к теме будущего высказывания; уметь фиксировать свои наблюдения и мысли; пользоваться собранным материалом в устной и письменной форме.
Развивающая: — создать условия для развития речи учащихся и умения тонко подмечать детали в окружающей природе.
Воспитательная: — воспитывать любовь к слову и живописи, интерес к урокам русского языка.
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель: — Здравствуйте ребята! Говорят, что в природе, как и у людей, есть свои праздники. Мы все очень внимательно следим за изменениями в природе. Но гораздо лучше нас с вами подмечают праздники в природе художники, поскольку именно благодаря природе они вдохновляются и пишут замечательные картины, такие как репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
II. Объяснение нового материала
1. Беседа.
Учитель начинает беседу с утверждения, что хорошо написать о чем-то можно только в том случае, когда то, о чем пишешь, достаточно знаешь. Не случайно, писатели специально изучают какое-либо производство, если им предстоит писать о людях, работающих на этом производстве.
Изучая жизнь, многие писатели ведут записные книжки, в которых фиксируют все, что их взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило. Для продолжения беседы целесообразно использовать дневники М. М. Пришвина и отдельные примеры его записей (на «осеннюю» тему). Это позволит сделать важный вывод: вести дневник полезно, если записываешь в него то, что сам заметил, свои размышления о себе, о людях, о том, что увидел, услышал, прочитал. А удивительного вокруг нас много — только надо быть наблюдательным. Это прекрасно показал писатель Г. Снегирев в рассказе «Чудесная лодка». Вначале он не разрешал соседским ребятишкам брать лодку рыбака Михея, потому что «лодка эта чудесная». Но дети не поверили писателю («А чем она чудесная?») и уговорили его дать лодку, обещав доехать только до поворота реки и обратно. Ребята вернулись через час, и вот какой разговор произошел между ними и писателем:
— Ну,— спросил Витя,— чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.
— А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.
Витя замолчал и стал вспоминать.
— Видели следы цапли на песке,— робко сказала Таня.
— Еще видели, как уж плывет, только головка из воды торчит,— сказал Витя.
Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и еще видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке еще сидела маленькая улиточка.
— Разве все это не чудесно? — спросил я.
Витя подумал и сказал: «Чудесно».
Таня засмеялась и закричала: «Еще как чудесно!»
— Если бы после этого разговора,— скажет в заключение учитель,— ребятишкам предложили подготовить сочинение на тему «Чудесное рядом с нами», они смогли бы написать об увиденном и нам было бы интересно читать это сочинение, а если бы они еще раз поехали на лодке, то могли бы увидеть еще больше всяких чудес на земле, в воздухе и на воде и собрали бы еще более интересный материал для своих сочинений. Уметь наблюдать, уметь брать нужный для сочинения материал из жизни, из книг очень важное умение, которому мы будем специально учиться.
2. Анализ готовых материалов к сочинению. Для проведения этой работы используется упр. 61.
Выполнение упр. 61 начинается с рассматривания картины А. М. Герасимова. Что изображено на картине и что, прежде всего, привлекает внимание зрителя? (Естественно, на второй вопрос возможны различные ответы.) Важно подытожить: все, что изобразил художник, говорит нам о том, что только что прошел сильный ливень. Все блестит, все напоено влагой: и букет цветов, и стол, и пол терраски, кусты и деревья, крыша дома. И если бы мы стали подробно описывать эту картину, нам надо было бы показать, как удалось художнику передать то, что он увидел в природе, когда только что окончился сильный летний дождь.
Эта картина напоминает нам стихотворение А. Я. Яшина, которое также называется «После дождя» (см. упр. 56).
3. Собирание материалов.
После того как будет прочитано стихотворение, целесообразно прочитать материалы к описанию картины (упр. 61).
— Кругом яркий блеск, неяркий солнечный свет, щедрый летний ливень, обновленная природа.
— Круглый стол на резных ножках; букет цветов в кувшине; часть террасы; перила; угол дома; тени на полу; блеск мокрого пола; разбросанные по столу лепестки роз; опрокинутый стакан с водой; словно лакированный от дождя стол; пушистый букет роз; блестящие перила.
— Крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе, густая зелень сада; ветви деревьев, обнимающие террасу.
Определяется, что в третьем абзаце дается материал, который поможет описать сад, во втором — терраску, а материал первого абзаца можно использовать или в начале, или в самом конце сочинения. Однако всего этого недостаточно.
— Чего в нем не хватает? — спросит учитель. (Во-первых, в нем отмечено не все, что изображено на картине, во-вторых, о некоторых деталях картины следует сказать полнее, ярче, так, чтобы лучше раскрыть замысел художника.)
— Разбираем второй абзац. Что следует добавить? (Крышка стола еще не высохла от дождя. На цветах в графине тоже капли дождя. Розы пламенеют в лучах солнца. Опрокинут стакан: видно, был сильный дождь.)
— Разбираем третий абзац. (Крыша сарая.) Точнее! Ведь она после дождя?! (Блестит, блестящая.) Ветки кустов — они тоже после дождя! (Мокрые кусты со свежей, умытой ливнем листвой; дрожат (сверкают) тяжелые капли дождя; ««Капли на ветках висят, как сережки».)
В процессе анализа ученики записывают материалы, данные в учебнике, и те дополнения к ним, которые возникают в коллективной работе.
4. Словарно-стилистическая и орфографическая работа (слова из рамки на странице учебника)
На перилах появились силуэты из-за только что прошедшего летнего дождя. Художник изобразил на картине небольшой уголок террасы. Блеск мокрого пола слепит глаза. Влажная зелень сада сразу бросается в глаза. Сырой воздух наполнен свежестью и ароматом цветов. Частый дождь моросит на улице.
III. Закрепление материала
1. Устное описание картины на основе данных материалов (упр. 62). Учитель показывает, как следует пользоваться собранными материалами. В сильном классе он начинает описание картины, пользуясь материалами, данными в упр. 61. Ученики следят за его выступлением. Они убеждаются, что записанное не повторяется слово в слово, а является лишь основой для развития мысли, что некоторые моменты передаются кратко или совсем опускаются. Затем сильные ученики продолжают описание картины.
Возможное описание картины А. М. Герасимова:
Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва. Вспоминаются строки из стихотворения А. Я. Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как сережки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке». Блестит и крыша сарая вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный.
Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.
IV. Подведение итогов урока
Составление плана сочинения.
1.Картина А.М.Герасимова «После дождя»
2.Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.
3.Сад после дождя.
4.Мое впечатление от картины.
V. Домашнее задание
Упражнение 62, составить устное сочинение на основе собранных материалов.
Поиск по сайту
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Статьи |
Автор: | Гришина Любовь Николаевна |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 60.5 Kb |
Количество скачиваний: | 20 |
Скачать
Просмотров: 67
Похожие материалы
- Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы
- Документ «Список литературы на лето «
- Планирование на тему «Аттестация. План самообразования».
- ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
- Тестирование как форма проверки знаний и умений учащихся по русскому языку.
- Воспитание гражданственности у младших школьников средствами русского языка
- Роль уроков внеклассного чтения в воспитании у детей любви к книге
- Групповая работа на уроках русского языка в условиях ФГОС
- Cтатья «Классификация функциональных стилей русского языка»
- Аналитическое прочтение повести Бориса Васильева « Летят мои кони…» Матрица к критерию 4 части С. (сочинение- рассуждение ЕГЭ по русскому языку.)
Слайд 1Подготовка к сочинению
по картине А.М. Герасимова «После дождя»
Выполнила презентацию
учитель русского
языка и литературы
МБОУ ООШ № 17 а. Псебе
Пащенко С.Н.
Автор: Предеина Ксения Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №51 г. Комсомольск-на-Амуре
Слайд 2Жанры живописи
Портрет
Натюрморт
пейзаж
Типы текстов
Повествование
Описание
Рассуждение
Слайд 3Александр Михайлович Герасимов
Слайд 5Подготовка к сочинению по картине
А. М. Герасимова «После дождя»
Слайд 6Словарная работа.
Летний дождь; всё напоено влагой; всё блестит; свежая, умытая ливнем
листва; на переднем и заднем плане; пламенеют в стеклянном графине розы; влажный блеск, неяркий солнечный свет; вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина; опрокинутый стакан; сквозь густую зелёную листву видна крыша сарая; ощущается свежесть воздуха и тишина; терраса, перила.
Слайд 7Отрывок из повести
Л. Н. Толстого «Отрочество»
«Но вот дождь становится мельче;
туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».
Слайд 8Подберем синонимы,
чтобы избежать повторов.
Картина —
Художник —
Нарисовал-
Слайд 9Подберем синонимы,
чтобы избежать повторов.
Картина -полотно, пейзаж
Художник —
Нарисовал —
Слайд 10Подберем синонимы,
чтобы избежать повторов.
Картина -полотно, пейзаж
Художник — живописец, пейзажист
Нарисовал —
Слайд 11Подберем синонимы,
чтобы избежать повторов.
Картина -полотно, пейзаж
Художник — живописец, пейзажист
Нарисовал —
Слайд 12Примерный план
1 История создания картины
2. Описание картины:
— общее впечатление
от картины
— описание переднего плана )терраса, перила, стол)
— описание деталей, подробностей (стакан, ваза с цветами, силуэты)
— колорит картины.
3. Настроение, которое создаёт картина.