Подготовка к сочинению по картине хузина у окна 6 класс презентация

Инфоурок


Другое

ПрезентацииПодготовка к сочинению-описанию по картине Р. Хузина «У окна» (6 класс)



Скачать материал

Двадцать шестое ноября.Классная работа.Подготовка к сочинению-описанию по ка...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов

аудиоформат

  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Двадцать шестое ноября.Классная работа.Подготовка к сочинению-описанию по ка...

    1 слайд

    Двадцать шестое ноября.
    Классная работа.
    Подготовка к сочинению-описанию по картине Р. Хурзина «У окна».

  • План сочинения:1. Вступление. Слово о художнике и картине.

    2 слайд

    План сочинения:
    1. Вступление. Слово о художнике и картине.

  • Рустем Фаитович ХузинЖивописец (художник, автор картины)
28 ноября 1975 года...

    3 слайд

    Рустем Фаитович Хузин
    Живописец (художник, автор картины)
    28 ноября 1975 года родился в г. Уфе.
    1996 год — окончил Пензенское художественное училище.
    2002 год — окончил Российскую академию ваяния и зодчества (г. Москва).
    2003 год — окончил творческую мастерскую живописи Российской академии художеств в г. Казани.
    Живет и работает в г. Казани.
    Член Союза художников России и Республики Татарстан.

  • «Арборские солнца»

    4 слайд

    «Арборские солнца»

  • «Зимушка зима»

  • «Лошадь, запряжённая в повозку»

    6 слайд

    «Лошадь, запряжённая в повозку»

  • «Уральский старожил»

    7 слайд

    «Уральский старожил»

  • Картина «У окна» стала чем-то новым в творчестве художника. В «окне» отражает...

    8 слайд

    Картина «У окна» стала чем-то новым в творчестве художника. В «окне» отражается потусторонний, еще не известный для маленького человека мир. Мир жестокой зимы и тяжкого труда.

  • КартинаХолст, полотно, репродукция.

    9 слайд

    Картина
    Холст, полотно, репродукция.

  • 2. Основная часть.2.1 Передний план. 
А) Мальчик (5-6 лет, в голубой клетчато...

    10 слайд

    2. Основная часть.
    2.1 Передний план.
    А) Мальчик (5-6 лет, в голубой клетчатой рубашке, внимательно смотрит…)
    Б) Подоконник ( слева от мальчика, справа, комнатное растение, рисунки с карандашами, игрушечная машина).
    2.2. Задний план.
    А) Время года(иней на стекле, много снега)
    Б) Фигура дворника (чистит снег, дорожка посыпана песком)
    В) Дома (двухэтажные, заснеженные крыши, в некоторых окнах свет)
    Г) Город (вдали, очертания многоэтажек, трубы заводов, зарево)

  • 3. Заключение.Личное впечатление от картины.

«Мне картина понравилась, потом...

    11 слайд

    3. Заключение.
    Личное впечатление от картины.

    «Мне картина понравилась, потому что…»
    «Эта картина мне показалась необычной…»
    «Мне было очень интересно рассматривать эту картину…»
    «Мне кажется, в картине заключён глубокий смысл…»

  • Желаю вам успешного написания сочинения!Двадцать шестое ноября.
Сочинение-опи...

    12 слайд

    Желаю вам успешного написания сочинения!
    Двадцать шестое ноября.
    Сочинение-описание по картине
    Р.Хузина «У окна».

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 610 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Другие материалы

  • 26.11.2020
  • 144
  • 0
  • 26.11.2020
  • 199
  • 1

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

  • 26.11.2020
  • 210
  • 0

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 26.11.2020
  • 167
  • 1

«Русский язык. Азбука  (для образовательных организаций с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языке)», Хамраева Е.А., Саматова Л.М.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»



  • Скачать материал


    • 26.11.2020


      8873
    • PPTX
      10.7 мбайт
    • 969
      скачиваний
    • Рейтинг:
      4 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Ишпахтина Евгения Анатольевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Ишпахтина Евгения Анатольевна

    • На сайте: 5 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 15153
    • Всего материалов:

      5

Подготовка к сочинению  «Два мира в картине Рустема Хузина  «У окна»

Подготовка к сочинению «Два мира в картине Рустема Хузина «У окна»

Сведения о художнике Хузин Рустем Фаитович родился 28 ноября 1975 года  в городе Уфа, Республика Башкортостан.  1996 год — закончил обучение в Пензенском художественном училище.  2002 год — закончил обучение в Российской академии ваяния и зодчества (г. Москва).  2003 год — закончил обучение в творческой мастерской живописи Российской академии художеств в г. Казани.

Сведения о художнике

  • Хузин Рустем Фаитович родился 28 ноября 1975 года  в городе Уфа, Республика Башкортостан. 1996 год — закончил обучение в Пензенском художественном училище. 2002 год — закончил обучение в Российской академии ваяния и зодчества (г. Москва). 2003 год — закончил обучение в творческой мастерской живописи Российской академии художеств в г. Казани.

«Зимушка зима»

«Зимушка зима»

«Арборские солнца»

«Арборские солнца»

«Лошадь, запряжённая в повозку»

«Лошадь, запряжённая в повозку»

«Уральский старожил»

«Уральский старожил»

Картина «У окна» стала чем-то новым в творчестве художника. В «окне» отражается потусторонний, еще не известный для маленького человека мир.

Картина «У окна» стала чем-то новым в творчестве художника. В «окне» отражается потусторонний, еще не известный для маленького человека мир.

Два мира в картине ДОМ УЛИЦА 1. Что является границей между мирами? 2. Что находится со стороны дома? 3. Чем занимался мальчик перед тем, как посмотрел в окно? 4. Каков герой картины? 5. Что привлекло внимание ребенка? 6. Что хотел показать художник? 7. В чем особенность композиции картины? 8. Каково её цветовое решение? 9. Что можно сказать о настроении?

Два мира в картине

ДОМ

УЛИЦА

  • 1. Что является границей между мирами?
  • 2. Что находится со стороны дома?
  • 3. Чем занимался мальчик перед тем, как посмотрел в окно?
  • 4. Каков герой картины?
  • 5. Что привлекло внимание ребенка?
  • 6. Что хотел показать художник?
  • 7. В чем особенность композиции картины?
  • 8. Каково её цветовое решение?
  • 9. Что можно сказать о настроении?

Разнообразим свой словарь: Художник – автор картины, пейзажист, мастер кисти, Рустем Хузин, автор полотна. Палитра – цвета, оттенки, тона, чистые, теплые, холодные. Мальчик – герой картины, ребенок, малыш, мальчуган, центральный персонаж.

Разнообразим свой словарь:

Художник – автор картины, пейзажист, мастер кисти, Рустем Хузин, автор полотна.

Палитра – цвета, оттенки, тона, чистые, теплые, холодные.

Мальчик – герой картины, ребенок, малыш, мальчуган, центральный персонаж.

Герой картины Мальчик одет в серую клетчатую рубашку и черные штаны. Чтобы удобно было смотреть в окно, он забрался на стул и облокотился на подоконник. Хорошо наблюдать из окна за разыгравшейся метелью, когда дома тепло и уютно. Уютную обстановку в доме художник подчеркнул с помощью комнатного растения в глиняном горшке. Оно тоже стоит на подоконнике слева от мальчугана. Картина получилась у автора романтической и наполненной светом. Глядя на нее, зритель вспоминает о своём детстве. Каждый из нас в раннем детстве любил смотреть в окно, познавать этот загадочный мир и мечтать о чём-то своём.

Герой картины

  • Мальчик одет в серую клетчатую рубашку и черные штаны. Чтобы удобно было смотреть в окно, он забрался на стул и облокотился на подоконник. Хорошо наблюдать из окна за разыгравшейся метелью, когда дома тепло и уютно. Уютную обстановку в доме художник подчеркнул с помощью комнатного растения в глиняном горшке. Оно тоже стоит на подоконнике слева от мальчугана. Картина получилась у автора романтической и наполненной светом. Глядя на нее, зритель вспоминает о своём детстве. Каждый из нас в раннем детстве любил смотреть в окно, познавать этот загадочный мир и мечтать о чём-то своём.

ПЛАН 1.Слово о художнике 2.Два мира в картине 2.1 Передний план. А) Мальчик (5-6 лет, в голубой клетчатой рубашке, внимательно смотрит…) Б) Подоконник ( слева от мальчика, справа, комнатное растение, рисунки с карандашами, игрушечная машина).

ПЛАН

  • 1.Слово о художнике
  • 2.Два мира в картине
  • 2.1 Передний план.
  • А) Мальчик (5-6 лет, в голубой клетчатой рубашке, внимательно смотрит…)
  • Б) Подоконник ( слева от мальчика, справа, комнатное растение, рисунки с карандашами, игрушечная машина).

 2.2. Задний план. А) Время года(иней на стекле, много снега) Б) Фигура дворника (чистит снег, дорожка посыпана песком) В) Дома (двухэтажные, заснеженные крыши, в некоторых окнах свет) Г) Город (вдали, очертания многоэтажек, трубы заводов, зарево)

2.2. Задний план.

  • А) Время года(иней на стекле, много снега)
  • Б) Фигура дворника (чистит снег, дорожка посыпана песком)
  • В) Дома (двухэтажные, заснеженные крыши, в некоторых окнах свет)
  • Г) Город (вдали, очертания многоэтажек, трубы заводов, зарево)

3. Впечатление от картины «Мне картина понравилась, потому что…» «Эта картина мне показалась необычной…» «Мне было очень интересно рассматривать эту картину…» «Мне кажется, в картине заключён глубокий смысл…»

  • 3. Впечатление от картины
  • «Мне картина понравилась, потому что…»
  • «Эта картина мне показалась необычной…»
  • «Мне было очень интересно рассматривать эту картину…»
  • «Мне кажется, в картине заключён глубокий смысл…»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Работкинская средняя школа»

Конспект урока русского языка в 6 классе

Подготовка к сочинению по картине

Рустема Фаитовича Хузина

«У окна»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Ирина Айдаровна Силантьева

С. Работки

2020

Цели.

Образовательные:

продолжить работу над описанием интерьера;

собрать рабочий материал для описания картины, её необычной композиции;

выделить две части картины, которые помогут охарактеризовать происходящее на ней;

написать сочинение

Развивающие:

развивать навыки монологической речи;

развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность;

совершенствовать навыки описания произведений живописи

продолжение развития навыков работы с текстом

Воспитательные:

воспитание интереса к живописи;

воспитание эстетического вкуса

Средства обучения:

Мультимедийная презентация, рабочие материалы к уроку

Методы обучения:

эвристический;

частичнопоисковый;

репродуктивный

Тип урока: урок развития речи

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и

готовы к совместной творческой работе.

2. Постановка темы и цели урока.

Начнем мы с терминологического диктанта. Я даю развернутое определение, а вы записываете

термин.

1. Тип речи изображение какоголибо явления действительности, предмета, лица путем

перечисления и раскрытия его основных признаков. (описание)

2. Стиль речи воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора,

использует всё богатство лексики, характеризуется образностью,

эмоциональностью речи.(художественный)

3. Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством

нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность. (живопись)

4. Изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве, буквально «мертвая

природа» (натюрморт)

5. Изображение или описание какоголибо человека (портрет)

6. Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является

природа (пейзаж)

7. Изображение или описание внутреннего вида помещения (интерьер)

8. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)

Как мы работаем с текстом? Что мы можем с ним сделать? (прочитать, написать, озаглавить,

составить план, проанализировать).

Из каких видов искусства эти слова ? (Живопись и литература.)

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Учиться создавать текст описание картины) (слайд 2

тема урока)

Какая основная цель урока? (подготовиться к сочинениюописанию картины)

3. Показ картины Р.Ф. Хузина «У окна». (слайд 3 картина)

Почему картина так называется?( видно, что мальчик смотрит в окно; скорее всего, это

вторая половина зимнего дня; за окном видно, как дворник посыпает дорожки песком)

Эту картину написал Рустем Фаитович Хузин.

Рустем Хузин живёт и работает в городе Казани. Рустем Фаитович член союза художников России

и республики Татарстан. Об этом художнике нет объёмной информации в сети Интернет.

Посмотрите, какие ещё работы есть в копилке этого художника. (слайды 5-8 портрет, фото картин

художника)

Вспомните, какая структура у любого сочинения? (три части: вступление, основная часть,

заключение)

Что мы обычно пишем во вступлении сочиненияописания картины? (краткие сведения об авторе)

Перед вами текст о творчестве Р.Ф. Хузина. Внимательно прочитайте его и подчеркните то, что мы

можем использовать в нашем сочинении: во вступлении и заключении) (слайды 9-11)

Рустем Фаитович Хузин принадлежит к числу ведущих мастеров искусства

Татарстана молодого поколения. Хузин изображает на своих полотнах как обыкновенных

простых людей, так и исторических личностей, внесших значительный вклад в историю

государства и народа. В копилке мастера есть пейзажи, натюрморты.

Творчество художника показательно для современного искусства. В его работах

прослеживается сила реализма в сочетании с жанровым многообразием. В работах Рустема

Хузина можно отметить то, что художник пишет не предмет, а его окружение. Благодаря

чему мы можем ощутить движение ветра, морозное утро, рябь на воде. Живописная манера

отличается насыщенностью света, декоративностью, острым чувством предметности

окружающего мира, а в более поздних произведениях тонкостью пластического и цветового

решения.

Картина «У окна» это рассказ об одном из обычных дней маленького мальчика.

Художник показал нам ребёнка, который чтото увлеченно рассматривает за окном своей

квартиры.

Обозначьте буквой В предложения, которые используем во вступлении, буквой З в

заключении.

4. Работа над картиной

Посмотрим внимательно на картину. Вы уже знакомы с понятиями «передний план

картины, задний план картины». (слайд 13 картина)

В процессе работы давайте заполним таблицу (слайд 12), которая у вас на столе. Записываем

кратко: слова, словосочетания.

Что или кто расположен на переднем плане этой картины? (Правильно, мальчик, который

смотрит в окно. Он рассматривает двор, опираясь локтями на подоконник)

Пожалуйста, опишите мальчика. (Мальчик маленький, скорее всего дошкольник. Он одет в

клетчатую рубашку, изпод которой виднеется голубая маечка. Скорее всего, он ждёт возвращения

своих родителей, или когото из них, с работы. Видимо, ему стало скучно, и он решил посмотреть в

окно.)

Итак, на переднем плане картины маленький мальчик. Как вы думаете, какое выражение

лица может быть у ребенка? (Может быть, он грустит, скучает. А может быть, наоборот, весело

смотрит в окно, наблюдая за работой дворника.)

А теперь давайте рассмотрим передний план окна. Опишите, как выглядит та часть окна,

которая находится внутри комнаты. (Окно, в которое смотрит мальчик, большое. На

подоконнике, слева от мальчика, мы видим горшок с цветком. Справа от мальчика видны рисунки,

карандаши и игрушечная машина. Скорее всего, мальчик рисовал или играл с игрушками.

Возможно, ему стало скучно и он выглянул в окно, чтобы посмотреть, не идёт ли его мама с

работы.)

Давайте же повнимательнее рассмотрим детали. Как вы думаете, какое время года

изображено? Какая погода за окном? (Скорее всего, это конец ноября или начало зимы. Листья

уже опали с деревьев, на земле, на крышах домов лежит снег. Дворник посыпает дорожки песком.

Напротив окна видна часть дома, в окнах которого горит желтый свет. Двор нарисован не четко. Он

укутан белой дымкой снега.)

Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. (Преобладают голубой и

белый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета холодной гаммы. Голубой цвет это

свежесть, лёд, холод, чистота, желтый цвет цвет света, покоя, безмятежности. Эти цвета

успокаивают, создают умиротворённое настроение.)

Какие еще цвета есть в картине? (Зеленый, коричневый, немного коричневого.)

Как видите, в картине все подчинено одной теме – жизни, умиротворения.

Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «У окна». Окно светоносный

элемент интерьера для художника становится ключевым смыслом. Окно изображено на картине

крупно, ему отдана большая часть полотна. За окном видна жизнь: работающий дворник, теплые

окна дома напротив, очертания города вдалеке. А персонаж, который всматривается в неведомые

дали за окном, вызывает улыбку. Маленький мальчик словно хочет покинуть пределы дома. А,

может быть, наоборот ему хочется остаться дома, в тепле, со своими привычными занятиями,

игрушками. Он просто соскучился по маме и поджидает её , облокотившись на подоконник.

Представляет, что вотвот она появится во дворе, неся в руках сумку и кутая нос в меховом

воротнике пальто.

7. Чтобы написать хорошее сочинение: нужен план. Какие виды планов мы знаем?

(простой и сложный.) Чем они отличаются друг от друга?

Давайте вместе составим план сочинения

План

I. Р.Ф. Хузин художник молодого поколения.

II. Картина «У окна» — одна из замечательных работ художника.

1. Две части картины, разделенные окном:

а) маленький мальчик в окне;

б) жизнь за окном

2.Почему картина имеет такое название?

3.Какие краски преобладают на полотне?

III. Тема жизни и умиротворения в картине

Слайд 7 план

8. Работа по предупреждению лексических, орфографических, речевых ошибок.

1)Работа с синонимами. 4 часть таблица, попробуйте подобрать синонимы к данным словам,

чтобы не повторяться в своих сочинениях. (по 2 – 3 синонима) – за каждый синоним балл

(максимум 9 баллов)

2)Орфографическая работа. Вам предложены слова (5 часть)

В 5 словах допущены ошибки. Найдите и исправьте их.

Вот эти слова (слайд 8 : верно написанные слова) – 5 баллов

Слайд 16

Р.Ф. Хузин ______________ живописец. На своих полотнах он ____________как

обыкновенных простых людей, так и исторических _________________, внесших значительный

вклад в историю ____________________. В копилке мастера есть

_____________,______________.

Возможное заключение.

Слайд 17

Мне очень ______________ работа Р.Ф. Хузина «У окна». Посмотришь на эту ____________,

полную ______________, вспомнишь о__________, и сразу както ____________ становится на

сердце, хочется _____________________

1. Подведение итогов

Вспомним тему нашего урока. Какие мы ставили перед собой цели?

Достигли ли вы поставленной перед собой цели?

2. Домашнее задание

Написать сочинение, используя планы и материалы к уроку.

Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что сочинения, которые вы напишете дома, будут

содержательны, интересны и грамотны.

1

Первый слайд презентации: Подготовка к сочинению «Два мира в картине Рустема Хузина «У окна»

Подготовка к сочинению «Два мира в картине Рустема Хузина «У окна»

Изображение слайда

2

Слайд 2: Сведения о художнике

Хузин Рустем Фаитович  родился 28 ноября 1975 года  в городе Уфа, Республика Башкортостан. 1996 год — закончил обучение в Пензенском художественном училище. 2002 год — закончил обучение в Российской академии ваяния и зодчества (г. Москва). 2003 год — закончил обучение в творческой мастерской живописи Российской академии художеств в г. Казани.

Сведения о художнике

Изображение слайда

Подготовка к сочинению «Два мира в картине Рустема Хузина «У окна»

Изображение слайда

«У окна» стр.128

Подготовка к сочинению «Два мира в картине Рустема Хузина «У окна»

Изображение слайда

5

Слайд 5: Два мира в картине

ДОМ
1. Что является границей между мирами?
2. Что находится со стороны дома?
3. Чем занимался мальчик перед тем, как посмотрел в окно?
4. Каков герой картины?
УЛИЦА
5. Что привлекло внимание ребенка?
6. Что хотел показать художник?
7. В чем особенность композиции картины?
8. Каково её цветовое решение?
9. Что можно сказать о настроении?

Два мира в картине

Изображение слайда

Разнообразим свой словарь:
Художник – автор картины, пейзажист, мастер кисти, Рустем Хузин, автор полотна.
Палитра – цвета, оттенки, тона, чистые, теплые, холодные.
Мальчик – герой картины, ребенок, малыш, мальчуган, центральный персонаж.

Подготовка к сочинению «Два мира в картине Рустема Хузина «У окна»

Изображение слайда

7

Слайд 7: Герой картины

Мальчик одет в серую клетчатую рубашку и черные штаны. Чтобы удобно было смотреть в окно, он забрался на стул и облокотился на подоконник. Хорошо наблюдать из окна за разыгравшейся метелью, когда дома тепло и уютно. Уютную обстановку в доме художник подчеркнул с помощью комнатного растения в глиняном горшке. Оно тоже стоит на подоконнике слева от мальчугана. Картина получилась у автора романтической и наполненной светом. Глядя на нее, зритель вспоминает о своём детстве. Каждый из нас в раннем детстве любил смотреть в окно, познавать этот загадочный мир и мечтать о чём-то своём.

Герой картины

Изображение слайда

8

Последний слайд презентации: Подготовка к сочинению «Два мира в картине Рустема Хузина «У окна»

План
1.Вступление (слово о художнике)
2. Два мира в картине
3. Настроение и общее впечатление

Подготовка к сочинению «Два мира в картине Рустема Хузина «У окна»

Изображение слайда

Русский язык

6 класс

Урок 39

Сочинение – описание по картине

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

  1. Жанры живописи. Сюжет в живописи.
  2. Описание интерьера по картине Павла Федотова «Завтрак аристократа».
  3. Описание интерьера по картине Рустема Хузина «У окна».

Тезаурус

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Интерьер  внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Идея, основная мысль – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.

Жанр (от франц. – род, вид, тип, манера) вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Описание смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Пейзаж (от франц. pays страна, местность) изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении.

Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) слова, тождественные или близкие по значению, отличающиеся друг от друга оттенками значения, стилистической окраской.

Сюжет в произведении изобразительного искусства ‒ предмет изображения. Сюжет  основа формы произведения.

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Светский свойственный, принадлежащий высшему обществу.

Фрагмент часть произведения существующего или сохранившийся остаток погибшего.

Фельетон газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приёмы изложения.

Щёголь любящий наряжаться, нарядно одетый человек.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 123; 191 с.

Дополнительная литература

1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Л. А. Тростенцова, Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

3. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Художник – деятель искусства.
В картинах отражает он
События, природу, чувства,
Связь поколений и времён.

(Ольга Повещенко)

Откуда художник берёт сюжеты для своих работ? Всё очень просто и сложно одновременно. Сюжетом в живописи может быть любой объект окружающего нас мира, в том числе и единичный предмет.

В живописи деление на жанры происходит по тому, что изображается. Слово «жанр» – французское, оно означает «род», «разновидность».

Если художник рисует человека – это портрет, природу – пейзаж, предметы – натюрморт. Есть ещё и бытовой жанр – изображение повседневной жизни. Конечно, деление на жанры условно. В одном произведении, например, могут присутствовать признаки нескольких жанров. Портрет часто выполняется на фоне пейзажа или интерьера, натюрморт тоже можно вписать в интерьер. Художник выбирает тот жанр, который нужен ему для воплощения своего замысла.

Художник создаёт сюжет в воображении, определяет, в каком жанре его воплотит, и переносит на холст с помощью красок.

Сегодня мы обратимся к сочинению-описанию интерьера по картине. Интерьер – это своеобразный «портрет» помещения.

Нам предстоит описать картину, но только использовать для этого не краски, а слова.

Описывая интерьер, нужно передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.

Давайте вместе посмотрим на репродукцию картины Павла Федотова «Завтрак аристократа» (1849-1850 гг.).

Всего лишь небольшой фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху», опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» подтолкнул художника к выбору сюжета картины. Особое внимание художник уделяет деталям, которые раскрывают внимательному зрителю истинный смысл сюжета картины. Какова главная мысль этой картины? Что хотел сказать художник? Художник нам рассказывает о молодом щёголе, который, по-видимому, растратил все свои денежные сбережения, но тщательно это скрывает: ведь его перестанут принимать в светском обществе, которое не признаёт бедных, поэтому он продолжает окружать себя дорогими вещами.

Какие предметы быта окружают главного героя картины? Каков интерьер комнаты, в которой живёт молодой человек? Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа картины.

Молодого человека окружают модные и недешёвые предметы: дорогой подсвечник, массивная лампа, персидский ковёр, резной старинный стол. Но обратите внимание на то, чем завтракает герой! Кусок чёрного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой. И картина называется «Завтрак аристократа». Аристократы – это представители высшего слоя дворянства, знати. Получается, что художник показал нам персонажа, который только хотел быть похожим на аристократа, но не был им на самом деле.

Мы видим на столе открытый кошелек, он пуст. Видимо, хозяин кошелька пытался найти в нём деньги.

На спинке стула висят афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском чёрного хлеба на столе выглядит комично.

Мусорная корзина стоит под столом, рядом с ней разбросана колода карт. На потёртом персидском ковре стоит большое зелёное кресло, на котором сидел молодой человек за завтраком. Как интерьер характеризует героя картины? На полотне запечатлён момент, когда к молодому человеку во время завтрака неожиданно приходит гость и застаёт его врасплох. Художник передал чувства растерянности, страха разоблачения, которые появилась на лице аристократа, пытающегося спрятать свой завтрак под книгой.

Поговорим теперь и о других картинах. Например, «У окна» Рустема Хузина. Рустем Хузин, современный российский художник, учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве, ученик знаменитого художника Ильи Глазунова. Живёт и работает в г. Казани.

Зная примерный план, по которому можно рассказать о произведении искусства, мы опишем картину Рустема Хузина «У окна».

Слова какой тематической группы помогут нам описать фрагмент интерьера на этой картине? Наверное, «дом»: окно, подоконник, стул, цветочный горшок, тишина, рисовать, тепло. Они не только одной тематической группы, но и ключевые.

Художник изобразил малыша, с интересом разглядывающего то, что происходит на улице. Наверное, мальчик не выходит на улицу, потому что там холодно, идёт снег.

Центральная часть картины отведена большому окну. Стоя на стуле, опершись на подоконник, мальчик наблюдает за работой дворничихи, метущей заснеженный двор, за светящимися окнами соседнего дома.

Широкий подоконник служит малышу столом, на котором можно играть с игрушками и рисовать у большого светлого окна. На подоконнике справа лежат законченные рисунки и две ручки, стоит позабытый игрушечный подъёмный кран. И всё внимание мальчика сосредоточено на том, что делается на улице.

Слева виден светло-коричневый горшок с комнатным цветком. Листьев на цветке немного, ему мало света зимой.

Эта картина очень домашняя, тёплая.

Картина называется «У окна». Автор выбрал это название потому, что для мальчика – это, наверное, любимое место, где он может подолгу наблюдать за снегом. И окно не зашторено, видимо, тоже поэтому.

Что хотел передать художник? Наверное, то, что малышу одиноко дома, надоело даже рисовать и играть. По-видимому, он любит фантазировать, мечтать.

Самое главное для автора в этой картине – образ самого мальчика, его интерес и любопытство к тому, что происходит за окном. Мальчик и окно привлекают к себе больше всего внимания. Интерьер же художник использует для того, чтоб подчеркнуть силу любопытства главного героя – игрушка и рисунки не занимают его так сильно, как происходящее на улице – и контраст между холодной улицей и теплым домом.

Примерный план анализа произведения искусства

1. Опишите картину. Что или кто изображён на ней? Что на ней происходит?

2. Какое впечатление производит картина, какие эмоции она вызывает?

3. Как называется картина?

4. Как связаны название картины, её содержание и те эмоции, которые автор пытается вызвать?

5. Какую мысль или идею пытается передать автор своим произведением?

6. Какие приемы и элементы использует автор для того, чтобы выразить свою идею? Что для него здесь самое главное, а что существует для того, чтобы подчеркнуть значимость основного элемента и глубже его раскрыть?

Теоретический материал для углубленного изучения

Искусство творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Изобразительное искусство – вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Детализация – тщательная проработка деталей изображения, то есть элементов, подробностей.

Ракурс – точка зрения на натуру (вид сверху, снизу, на близком расстоянии), а также самим положением в пространстве.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Определите вид описания.

В комнату дохнул ночной ветер. Белая занавеска трепетала на тёмной трости, что стояла у стены рядом со всякой всячиной, копившейся долгие годы. Порыв ветра качнул трость, и она с негромким стуком упала прямо в пятно лунного света на полу. Сверкнул золотой набалдашник. Это была парадная трость её покойного мужа.

(Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»)

А) это описание предмета;

Б) это описание интерьера;

В) это описание пейзажа.

Разбор задания: это описание предмета. Автор описывает трость, находящуюся среди других вещей.

Правильный ответ: А

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа

Прочитайте фрагмент предложения.

На другой день, ровно в двенадцать, Дуглас шёл из школы домой обедать. Не успел он войти, как мать отправила его в соседний флигель, к деду с бабушкой. Дед поджидал в библиотеке, устроившись в любимом кресле под ярким светом любимой лампы, а…

(Рэй Брэдбери «Лето, прощай»)

Дополните предложение. Выберите нужный вариант:

А) мы уселись на диван.

Б) книги на полках вытянулись в тишине по стойке «смирно», готовые явиться по первому требованию.

Разбор задания:

Предложение необходимо дополнить фрагментом: «… книги на полках вытянулись в тишине по стойке «смирно», готовые явиться по первому требованию», так как перед нами описание библиотеки.

Правильный ответ: Б.

  • Дата публикации: 17.06.2021
  • Автор:
  • Должность: учитель русского языка и литературы
  • Учебное заведение: МБОУ «Работкинская средняя школа»
  • Населённый пункт: село Работки, Кстовский район, Нижегородская область



Пожаловаться!

Библиографическое описание

ГОСТ Р 7.0.100–2018

Силантьева Ирина Айдаровна Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовка к сочинению по картине Р.Ф. Хузина «У окна» / И. А. Силантьева. – Текст : электронный // Педагогический альманах : электронное СМИ. — URL: https://www.pedalmanac.ru/255920. — Дата публикации: 17 июня 2021.

ГОСТ 7.82-2001

Силантьева, И. А. Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовка к сочинению по картине Р.Ф. Хузина «У окна» [Электронный ресурс] / Ирина Айдаровна Силантьева // Педагогический альманах : [сайт]. — 2021. — 17 июня. — [Россия]. — Режим доступа: https://www.pedalmanac.ru/255920, свободный. — Загл. с экрана.

ГОСТ Р 7.0.5-2008

Силантьева И.А. Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовка к сочинению по картине Р.Ф. Хузина «У окна» // Социальное партнёрство в сфере образования «Педагогический альманах» : cетев. издан. 17.06.21. URL: https://www.pedalmanac.ru/255920 (дата обращения: 11.01.2023).

Рецензии

Для данной публикации рецензий не найдено.

О публикации в Сборнике

Опубликовано в Сборнике №24-2021

Дата выхода Сборника: 21.06.2021

Обложка сборника публикаций № 24-2021

Поделитесь своими успехами с коллегами!

Свидетельство о публикации № 255920

Автору публикации предоставляется скидка 50%

Публикуем свежие сочинения по картине Р.Ф. Хузина «У окна» для учеников 6 класса.

Да, она очень красивая!

62.39%

Неплохая, но автор мог бы лучше постараться

12.79%

Я не любитель живописи…

24.82%

Проголосовало: 5206

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Этот рейтинг формируется на основании голосования наших читателей. Примите участие в голосовании: поставьте лайк лучшему на ваш взгляд варианту!

7 лучших сочинений по картине Хузина "У окна" (для 6 класса)

Вариант 1

На картине «У окна» Хузин изобразил маленького мальчика, возрастом около пяти лет. Паренек с большим любопытством смотрит в окно, где вовсю царствует зима. Полотно сюжетом напоминает картину «Зима пришла. Детство«. Отличие лишь в том, что изображены современные реалии, а мальчик живет в многоквартирном доме. В то же время картина отличается самобытностью и имеет полное право быть самостоятельным произведением.

Художник поместил большое окно на площадь практически всей картины. Оно не отвлекает наше внимание от главной сюжетной линии: парнишка внимательно наблюдает за тем, что происходит на улице. Даже игрушки и фломастеры на подоконнике не привлекают его. И не зря. Во дворе чудесная погода!

Мы видим зимний пейзаж. Ветки деревьев покрыты толстым слоем снега. На втором этаже дома напротив горит свет в окнах, значит уже вечереет. Посреди двора дворник расчищает лопатой снег. Скорее всего именно к нему и прикован взгляд малыша.

Фломастеры и альбомные листы с нарисованными картинками указывают на то, что ребенок очень любит рисовать, а значит — умеет видеть прекрасное. Пейзаж за окном настолько хорош, что игрушка в виде подъемного крана и принадлежности для рисования были отложены в сторону. Теперь ничто не отвлекает парня от созерцания.

Картина учит меня иногда останавливаться и обращать внимание на красоту природы.

Вариант 2

Картина родилась в руках современного художника из Татарстана Рустема Хаитовича Хузина. Он очень любит рисовать людей, хотя пробует себя в самых разных видах живописи.

Перед нами мальчик возрастом не более 6 лет. К сожалению, мы не видим его лица. Но это и не важно, ведь картина передает чувства и общую атмосферу, а не знакомит нас с персонажами. Ребенок с любопытством наблюдает за тем, что происходит во дворе многоэтажки, в которой он живет. А там — настоящая красота!

Выпал снег. Его так много, что даже ветки деревьев гнутся под тяжестью пухового одеяла. На улице еще светло, но уже вечереет. Это понятно по тому, что в окнах дома напротив горит свет. На улице нелюдно. Лишь один дворник усердно трудится, расчищая дорожку лопатой. Где тут дорога, а где тротуар — не заметно. Все слилось в единое пространство.

Мальчик любит живопись — это видно по тому, что на подоконнике перед ним лежит альбом с рисунками и фломастеры. А слева от него горшок с растением. Игрушечный подъемный кран отодвинут немного в сторону.

Картина передает атмосферу уюта и безмятежности. Наверное, очень приятно находиться в теплой комнате и наблюдать за волшебным миром зимы!

Вариант 3

На картине изображено большое окно, которое открывает взор на заснеженный двор. Рядом, навалившись на подоконник, стоит маленький мальчик и увлеченно смотрит на то, что же происходит на улице. Может быть, он просто наблюдает, а может быть ждет маму с работы…

Художник использует широкую оконную раму как один из художественных приемов, позволяющий разделить теплую уютную комнату мальчика и холодную, но красивую улицу. Почему мальчик не пошел гулять? Возможно, он заболел. Или родители не разрешили ему выходить во двор. А может быть, он домосед, которому больше нравится играть в игрушки и рисовать? Именно на это может указывать то, что на подоконнике лежит раскрытый альбом с фломастерами.

На улице не людно. Мало кто захочет выходить из дома в такую погоду. Во дворе виден лишь дворник, усердно расчищающий от снега дорожку.

Картина передает ностальгическое настроение. Такое чувство, будто художник изобразил на полотне самого себя в детстве. Возможно, это одно из самых ярких его воспоминаний.

Вариант 4

Картину Хузина «У окна» можно разделить на две части. Это два плана, умело поделенных художником с помощью большого пластикового окна. Стекло полностью даже не поместилось. Передний план самый богатый. Здесь мы видим маленького мальчика дошкольного возраста, который повернут к зрителю спиной. Не так важно его лицо — гораздо важнее то, куда он смотрит. Мальчик одет в клетчатую рубашку, а на ногах синие брючки. Видно, что только что он закончил рисовать. На подоконнике лежат два фломастера и альбом с цветным рисунком. Слева от ребенка стоит горшок с геранью.

За окном мы видим иной мир. Это заснеженный безлюдный двор с работающим дворником. Напротив расположен двухэтажный дом, в окнах которого горит желтый теплый цвет. Практически все уличное пространство находится как в тумане — на самом деле это снежная дымка. Дворник сгребает в кучу опавшие недавно желтые листья, резко контрастирующие с белым снегом. Возможно, это первый снег, который выпал сегодня днем. И именно это и привлекло внимание ребенка.

Вариант 5

Главный персонаж картины — мальчик, смотрящий в окно на выпавший первый снег. Он находится на переднем плане. Кажется, что в комнате не очень тепло. На ребенке надета теплая клетчатая рубашка, под ней футболка, а на ногах темные штаны. Парень повернут к нам спиной, ведь все его внимание сосредоточено на том, что находится за окном, расположенным на среднем плане картины.

Дальный план включает в себя весь двор, покрытый снегом и безлюдный. В центре дворник расчищает дорожку от снега. А напротив — небольшой двухэтажный домик, окна которого светятся желтым теплым цветом.

Когда смотришь на картину, чувствуешь удивительно уютную и спокойную атмосферу, в которой растет мальчик. Хочется оказаться там, на его месте и еще раз побыть ребенком.

Вариант 6

Р.Х. Хузин — это знаменитый художник современности. Его известная картина «У окна» появилась на свет совсем недавно — в 1990 году. Но уже сегодня она является востребованным предметом искусства, который изучают в школах и институтах.

На переднем плане худенький мальчуган, повернутый к зрителю спиной. На нем поверх майки или футболки надета клетчатая рубашка. А на ногах теплые синие штаны. Лет паренеку где-то 5 или 6. Он внимательно наблюдает за тем, что происходит на улице.

Комнату и улицу разделяет большое окно. Ребенок упирается руками в подоконник, на поверхности которого стоит зеленая герань, альбом с рисунками, фломастеры и игрушечная машинка.

На заднем плане мы видим обилие снега на улице. Идет самая настоящая зима! Во дворе из людей только дворник — он чистит снег и посыпает песком тротуары, чтобы прохожие не поскользнулись и не упали. Чуть дальше стоит двухэтажный дом, в окнах которого горит желтый свет.

Маленький мальчишка, изображенный на картине, находится у себя дома. Здесь его игрушки и принадлежности для рисования. Но сейчас его внимание устремлено в окно. Почему он отложил свои дела и что его так увлекло? Может быть, это дворник, усердно убирающий снег? Или сам снег, который выпал недавно и всего в течение нескольких часов полностью преобразил двор? Мы не знаем точно, но вот что точно известно — так это та атмосфера уюта, тепла и комфорта, которую хотел передать художник.

Когда видишь такой контраст — настоящая зима на улице и ребенок в доме, начинаешь чувствовать насколько ценными и значимыми в нашей жизни могут быть простые обыденные вещи. Нужно лишь научиться замечать их красоту и мудрость.

Картина выглядит немного ностальгически. Такое чувство, что даже автобиографически. Кто знает, может быть это себя нарисовал художник, вспоминая лучшие моменты своего детства?

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

  • Подготовка к сочинению по картине решетникова мальчишки 5 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по картине портрет милы 7 класс
  • Подготовка к сочинению по картине пластова летом 5 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по картине левитана осенний день сокольники 8 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по картине герасимова церковь покрова на нерли 8 класс