1
Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники» (1879 г.) (урок развития речи в 8 классе)
2
3
4
18 августа 1860 в интеллигентной еврейской семье, жившей на западной окраине России, вблизи пограничного пункта Вержболово, родился второй сын, названный родителями Исаак. Отец будущего художника имел образование раввинского училища, но не смог добиться успеха на этом поприще и служил на разных незначительных должностях российской железной дороги
5
6
Осень
7
8
9
10
Осенний пейзаж с церковью е Осенний пейзаж с церковью е
11
Лесное озеро
12
Осень Усадьба
13
Поздняя осень
14
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы. Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж. Картина чудесная – замечательная, прекрасная. Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать
15
16
Словарная работа. Ненастный, дождливый день. Хмурое, безрадостное небо. Мокрые потемневшие сосны. Унылый шум ветра. Молодые огненно-желтые клёны. Дорога, уходящая в дымку. Одинокая фигура женщины в темном. Серые краски, мрачные тона. Чувство тревоги, одиночества, печали.
17
Составление плана сочинения-описания. 1. Исаак Ильич Левитан – русский художник- передвижник, мастер «пейзажа настроения». 2. Картина «Осенний день. Сокольники». (тема, какое время года изображено, какие цвета преобладают). 3. Описание деталей (природы, женщины, неба, деревьев, дороги). 4. Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит).
18
Спасибо за внимание
Автор: Елена Николаевна Бусель
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ » Школа с УИОП№ 183 им. Р. Алексеева»
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок развития речи в 7классе по картине И.И. Левитана » Осенний день. Сокольники»
Раздел: среднее образование
Урок развития речи ( авторская разработка учителя высшей
категории Бусель Елены Николаевны
МАОУ « Школа с УИОП № 183 им. Р. Алексеева»
г. Н. Новгорода)
Урок по картине И. И. Левитана. 7класс
«Осенний день, Сокольники» (первая картина художника,
написана в 19лет)
1. Подготовка к восприятию картины. Сегодня у нас встреча с картиной,
которой мне хочется дать свое название.
— Эту картину я назвала бы так: «У осени заплаканы глаза».
По названию картины определите ее жанр (исторический, бытовой,
натюрморт, пейзаж).
-Осенний пейзаж. По названию мы легко определили жанр, в котором она
написана. Вы пока не знаете, кто художник, когда была написана картина, что
конкретно изображено на ней. И все же из двух осенних пейзажей вы без
труда выберете тот, о котором сегодня пойдет речь на уроке.
— «Ясный осенний вечер» И. Э. Грабаря (И. Э. Грабарь 1923 г.)……………..
— «Осенний день. Сокольники».
Отчего так легко было сделать выбор?
(Какое название созвучно картине и отражает не только тему, настоящее
название «Осенний день…», не только называет объект изображаемого, но и
выражает отношение к нему? Каково настроение картины?)
Понять картину помогают стихи, созвучные по настроению и мысли. Мне
кажется, что я нашла такие стихи. У поэта Николая Рубцова. Всмотритесь в
картину. Постарайтесь ее прочувствовать. Чтобы было понятно уму, должно
быть понятно сердцу.
(рассматривание картины)
-По мокрым скверам
проходит осень,
Лицо нахмуря!
На громких скрипках
дремучих,
Играет буря!
Когда от бури, от непогоды
Себя я спрячу?
Я вспоминаю былые годы
И я плачу…
Как будто вечен час прощальный
Как будто время ни при чем
В минуту музыки печальной
Не говорите ни о чем!
Да, действительно, эта картина сродни печальной музыке. Хорошо, если вы
услышали ее внутри себя. Еще раз всмотритесь. Прочувствуйте, а затем
напишите в тетрадях несколько ключевых слов или словосочетаний,
отражающих ваше восприятие картины (отметить те слова, которые передают
настроение картины, идею).
2. «Образы на картине»
Беседа по содержанию картины.
— Секрет любого произведения искусства в его образности. Образ — это тайна,
которую мы пытаемся постичь. Чтобы понять главный смысл стихотворения
или картины.
-Какой образ на картине вас больше всего взволновал? Чем? (письменно, в
тетради 2, 3, 4 предложения, 2-3 мин.)
Ответы зачитывают только желающие.
Образ природы, Образ одинокой женщины.
— В пейзажах Левитана изображение человека очень редко. Зачем же здесь
нужна Левитану эта одинокая женщина? Может быть, пейзаж не потерял бы
своей ценности, если бы художник обошелся без этого образа? Попробуем
закрыть эту часть картины (дать каждому небольшой белый прямоугольник)
листочками бумаги. Все то же небо, та же дорога, те же деревья. И все-таки
что-то изменилось. Что? (картина становится мрачным пейзажем, уходит
лиризм, мягкость, уходит душа картины). Записать в тетрадь.
Не зря же левитановские пейзажи называли пейзажами настроения. Природа
на них трепетная, живая отвечает душевному ладу и настроению человека
— Что вы можете сказать об этой женщине? Кто она? О чем думает? Что вы
увидели на картине такого, что позволило вам так думать?
Образ природы.
Из чего складывается этот образ? Назовите (запишите) три объекта
(предмета) описания. Какие средства помогут нам « очеловечить» природу?
(Эпитеты олицетворение…) подбор эпитетов, олицетворение, составление
предложений.
небо
лес
дорога
Свинцовое, тусклое,
уставшее,
взволнованное,
необъятное, тяжелое,
грустное. Облака
сливаются, мешая свои
цвета и формы.
Отяжелевшие,
обессилевшие тучи
готовы разрыдаться
ледяными слезами.
Сквозь окутавшие небо
тревожные облака скупо
и медленно пробивается
свет. Может быть, это
свет надежды? Ласково
блестят белые клочки
неба, утешая и
благословляя.
Темные, мрачные,
лесные дебри
равнодушный,
безмолвный,
неприветливый. Лес
стоит темный и
молчаливый. Пугает,
обступает со всех
сторон, еще более
усиливая чувство
одиночества. Маленькие
деревца с дрожащими от
ветра листьями
наполненные
тревожным дыханием
осени
Бесконечная, пустынная,
красный цвет листвы на
дороге делает пейзаж
тревожным.
Художественное
описание неба под
запись, описание леса 2-
2 предложения –
самостоятельно,
выслушать ответ
отметить удачные
зарисовки.
3. Композиция.
Художник располагает детали, линии, пятна цвета и света так, чтобы сделать
произведение целым и выразительным. Своей композицией он не просто
показывает происходящее, но и объясняет его. Сравните. « Корабельная
роща» Шишкина с пейзажем Левитана. У Шишкина срезаны верхушки
деревьев, у Левитана – нет. Почему? (очень важен образ неба) помогает
понять настроение героини, объясняет состояние ее души.
Колорит.
Хотя картина названа «день», преобладает ощущение сумерек
Звуки. Мастерство художника настолько велико, что мы не только видим, но и
слышим картину.
Запись в тетрадь. Шепот деревьев, шелест листьев, еле слышный шум шагов,
завывание ветра.
О ветер, ветер! Как стонет в уши!
Как выражает живую душу,
Что сам не можешь, то может ветер
Сказать о жизни на целом свете…
Рубцов.
Домашнее задание: сочинение.
Надеюсь, что в своих сочинениях вы сумеете передать «живую душу»
картины.
Презентация «СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»»
Подписи к слайдам:
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ
И.И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
- Знакомьтесь: певец русской природы – художник Исаак Ильич Левитан.
Картина И.И. Левитана «Золотая осень»
– жанр живописи, вид, изображение какой-либо местности, в котором основной предмет изображения — природа.
- – жанр живописи, вид, изображение какой-либо местности, в котором основной предмет изображения — природа.
- Пейзаж
- И.Левитан Над вечным покоем
- Композиция
- Небо
- Деревья
- Трава
- Берег реки
- Река
- Какой день изобразил художник?
- Что можно сказать о цвете неба?
- Как цвет помогает художнику показать приближение поздней осени?
- Что вы можете сказать об отблесках света в реке?
- Какими художник изобразил деревья?
- Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к осени?
Что общего между картиной И.И. Левитана и стихотворением
А.С. Пушкина?
- Унылая пора! Очей очарованье!
- Приятна мне твоя прощальная краса–
- Люблю я пышное природы увяданье,
- В багрец и золото одетые леса…
План сочинения:
- Как художник показывает приближение осени?
- Какую роль играет цвет в картине?
- Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине?
- Какое впечатление производит картина?
- лес
- золотой
- багряный
- разноцветный
- пёстрый
- блестящий
- помолодевший
- жёлтый
- светлый
- радостный
- бодрящий
- нарядный
- Исаак Ильич Левитан
- картина
- красота
- пейзаж
- прохладный
- присутствует
- передает
Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И. Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы:
- Что вас окружает?
- Чем вы любуетесь?
- Что вам особенно нравится?
- Что заставляет вас грустить?
Написание сочинения.
(Структура сочинения)
- С чего следует начать?
- Что нужно написать в основной части текста?
- Какой будет концовка?
Цели урока:
- Формировать умение составлять художественное описание картины.
- Развивать творческое воображение детей.
- Развивать письменную речь и орфографическую зоркость учащихся.
- Развивать умения записывать текст, учитывая его структурные компоненты:
начало, основную часть, заключение.
Ход урока
Постановка учебной задачи.
Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине. Мы
будем учиться понимать, какую важную роль играет искусство в жизни человека, как
оно помогает нам познать окружающий мир.
(Приложение. Слайд 1) «Знакомьтесь: певец русской
природы – художник Исаак Ильич Левитан».
— Ребята, вы видите портрет художника, написавшего картину «Золотая осень».
Картина была написана, когда ему было всего 19 лет. В 1880 году в Москве на
выставке эту картину увидел и приобрёл Павел Михайлович Третьяков, создатель
знаменитой картинной галереи.
(Приложение. Слайд 2) «Восприятие картины».
Давайте внимательно рассмотрим картину. Нам поможет пробудить чувства,
эмоции, воображение музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена
года». (Звучит запись отрывка произведения.)
(Приложение. Слайд 3) Беседа по содержанию картины.
- Какой день изобразил художник? (Ясный, солнечный, спокойный.)
- Что можно сказать о цвете неба? (Голубое, с белыми облаками, чистое.)
- Как цвет помогает художнику показать приближение поздней осени?
(Золото деревьев; сухая, жёлтая, бурая трава.) - Что вы можете сказать об отблесках света в реке? (Вода в реке
тёмно-синяя, а вдали – голубая.) - Какими художник изобразил деревья? (Жёлтые, золотые, разноцветные,
нарядные, пёстрые.) - Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к осени?
(Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она пронизана тёплыми
тонами: жёлтым, золотистым, зелёным, багряным, голубым.)
(Приложение. Слайд 4) Задание на развитие творческого воображения.
— Что общего между картиной И.И.Левитана и стихотворением А.С.Пушкина.
Ученик читает отрывок из стихотворения.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
— (И в стихах Пушкина, и на картине Левитана мы видим красоту осенней
природы).
(Приложение. Слайд 5) Коллективное составление плана сочинения.
- Как художник показал приближение осени? (Художнику удалось передать
прохладный чистый осенний воздух; багряные и жёлтые берёзы, бронзовые дубы;
бурая осенняя трава.) - Какую роль играет цвет в картине? (Вся картина Левитана пронизана
светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски.) - Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? (Художник
заставляет нас всмотреться в красоту нашей природы и передаёт нам свою
любовь к ней.) - Какое впечатление производит картина? (Смотришь на картину и ощущаешь
прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти, художник
рисует «пышное природы увяданье».)
(Приложение. Слайд 6 ) Словарно-орфографическая работа.
- Вставь пропущенные буквы в корне слова: ж…лтый, б…гряный, б…дрящий,
з…л…тые, н…рядные, х…лодные, к…ртина, кр…сота, п…йзаж. - Вставь пропущенные буквы в приставке слова: пр…хладный, пр…низано,
пр…сутствует, п…р…дает. - Объясни лексическое значение слов:
- Пейзаж – … .
- Багряный – … .
- Озимые – … .
(Приложение. Слайд 7) Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах,
которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы.
- Что вас окружает? (Художник изобразил неширокую речку, спокойно
несущую свои воды. Слева, на высоком берегу реки расположилась берёзовая
рощица, накинувшая на себя золотистый наряд. Справа – отдельные деревья –
это дубы в красно-бронзовых плащах. На переднем плане – река. Вода в ней
тёмно-синяя, а вдали – голубая. Там, где речка делает плавный поворот,
одиноко стоит берёзка. На заднем плане видна небольшая деревня. Вдали видны
поля, на которых взошли озимые.) - Чем вы любуетесь? (Я любуюсь «пышным природы увяданьем в чудесный
осенний день. Я любуюсь лесом, который «точно терем расписной, лиловый,
золотой, багряный…».) - Чем вам особенно нравится картина? (Это до боли знакомый и родной
пейзаж. Это моя Родина – Россия.) - Что вас заставляет грустить? (Картина светлая, но нотки грусти
присутствуют. Как тут не вспомнишь строчки А.С. Пушкина: «Унылая пора! Очей
очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Всё дышит тишиной и
осенним покоем. Природа готовится к зимнему сну.)
(Приложение. Слайд Написание сочинения. (Структура сочинения.)
- С чего следует начать? (И.И.Левитана называют «открывателем» красот
русской земли. Эти красоты находятся рядом с нами. Сила и талант художника
заключается в том, что он заставляет всмотреться в знакомую и родную
природу.) - Что нужно написать в основной части текста? (В основной части надо
описать увиденное на картине. Слайд 7.) - Какой будет концовка? (Какие чувства, эмоции вызывает картина?) Слайд
7.)
Написание сочинения.
Литература:
- «Сочинение по картине для младших школьников» Л.Л. Страхова, 2007г.
- «Исаак Левитан» О. Д. Атрощенко, Л. И. Захаренкова, М. Н. Киселев 2010г.