Подготовка к сочинению по картине васнецова баян 9 класс

МСКОУ СКОШ № 36
Г. Озёрска Челябинской областиХудожественное описание картины
Виктора Михайловича Васнецова «Баян»
Автор: Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы

Интернетресурсы:

  1. images.yandex.ruВаснецов В.М. картины
  2. vasnecov.ruinteractivgallery ещёкопия
  3. bibliotekar.ruКартины Васнецова
  4. ru.wikipedia.orgwiki/Богатыри_(картина_Васнецова)
  5. museum-online.ruВаснецов
  6. vsesochineniya.ru…po…vmvasnecov-alenushka.html
  7. gallerix.ruКартиныБаян

Художественное описание картины

Виктора Михайловича Васнецова «Баян»

Цели:

  1. познакомиться с творчеством и жизнью художника В.М. Васнецова;
  2. учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и
  3. поэтического, прозаического   произведения;
  1. учить «читать» картину, осмысливать ее содержание;
  2. способствовать развитию творческого воображения ребят;
  3. совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
  1. способствовать эмоциональному восприятию картины  как

     произведения искусства.

Эпиграф (слайд 2)

Жизнь — без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами — сумрак неминучий,

Иль ясность божьего лица.

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты.

Твой взгляд — да будет тверд и ясен,

Сотри случайные черты –

И ты увидишь: мир прекрасен.

                                   Александр Блок

Лексическая работа (слайд 3)

БРА́ТИНА, братины, ·жен. (·ист. ). Род ковша, употреблявшегося в допетровское время на пирах для вина. (Словарь Д.Ушакова)

Оргмомент

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Итогом нашей работы будет художественное описание картины, созданной Васнецовым под впечатлением прочитанного произведения.

Слово о художнике  (слайд 4)

Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н.Г.Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. (слайд 5)

Учился живописи в Петербурге— сначала у И.Н.Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). (слайд 6)

Чтобы заработать денег на дорогу, В. М. Васнецов пишет небольшие картинки «Молочница» и «Жница» и разыгрывает их в лотерее. Вырученных денег хватает на то, чтобы доехать до Петербурга.

.В 1876 году уже после окончания Академии художеств он пишет картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру». В обеих картинах В. М. Васнецов показал себя как художник, глубоко понимающий народную жизнь и умеющий ее изображать. Особенно интересен сюжет картины «С квартиры на квартиру». Художник изобразил бедных, одиноких стариков, бредущих в холодный зимний день по улице вместе со своими жалкими пожитками. Им некуда идти, а окружающим до этого нет никакого дела. Картина наводит на мысли об одиночестве и ненужности человека в этом мире.(слайд 7)

Чтобы заработать на жизнь, В. М. Васнецову приходилось давать частные уроки, рисовать иллюстрации к разным изданиям. Это нисколько не мешало ему учиться. Уже в начале 70-х годов 19 века на выставках Общества поощрения художеств появляются первые картины В. М. Васнецова: «Нищие», «Чаепитие», «Дети разоряют гнезда» и другие.(слайды 8)

В начале 80-х годов В. М. Васнецов знакомится с Саввой Ивановичем Мамонтовым, известным меценатом, собравшим вокруг себя выдающихся деятелей искусства конца 19 века. Лето многие из них проводили в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова под Москвой, ставили там небольшие спектакли, сами же играли в них, делали декорации. Лето 1881 года там провел и В. М. Васнецов. Вместе с другими художниками он создал декорации к сказке «Снегурочка», поставленной на любительской сцене С. И. Мамонтова, сыграл в ней роль Деда Мороза. (слайды 9, 10)

В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.(слайд 11)

В творчестве Васнецова появляются новые темы, которые в будущем выделятся в особое направление модернизма – так называемый «русский стиль». Это сюжеты русских народных сказок, былин и отечественной истории.(слайды 12, 13)

«Аленушка» — одно из самых проникновенных творений мастера. Васнецов никогда не придерживался в картине точного содержания той или иной сказки. Картина стала первым произведением отечественной живописи, в котором поэзия народных преданий неразрывно слилась с поэзией родной природы.

Вершиной мастерства Васнецова стала картина «Богатыри», воспевающая силу и величие защитников родной земли. Васнецову удалось передать в образах героев народные представления о силе и справедливости, олицетворениями которых были для простого народа былинные богатыри.

Семья Васнецова. Автор портретов – Виктор Михайлович Васнецов.(слайд 14

В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы. (слайд 15)

 Особая страница творчества В.М.Васнецова — его фресковые работы. В 1885г. он приступил к росписи Владимирского собора в Киеве Это подлинный шедевр храмовой живописи.   (слайд 16)

Он работает одновременно над несколькими картинами:»Спящая царевна», «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917—1926), «Царевна Несмеяна» (1914— 1926)—и рядом других больших композиций. (слайд 17)

Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы.(слайды 18, 19)

Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке

Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи.(слайд 20)

Памятник произведению «Слово о полку Игореве» (слайд 21)

БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 — 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве» («соловей старого времени», «вещий» певец); в «Задонщине» назван «в Киеве гораздым гудцом». Имя стало нарицательным для обозначения поэта.

У А.С. Пушкина в «Руслане и Людмиле» имя Баяна употреблено в собственном и в нарицательном значениях.. «Боян».(слайд 22)

Картина «Баян» считается последним завершенным холстом Виктора Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году, хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.(слайд 23)

Работа над описанием картины (учебник упражнение №19) (слайды 24-27)

  1. Что изображено на первом плане картины В.М. Васнецова «Баян»?

На переднем плане картины мы видим высокий холм, на котором изображена группа людей.

  1. Выделите и опишите основные группы героев картины.

Это воины, расположившиеся на отдыхе. Они слушают сказание, исполняемое слепым старцем. В центре группы дружинников сидит князь. Он так же, как и его воины, внимает словам старца. Рядом с князем мальчик, его сын. Князя Игоря на картине «Баян» легко узнать по головному убору: на его голове шапка, отороченная мехом, а не доспехи. Князь задумчив, в его глазах читается грусть, он серьёзен. Лица слушателей сосредоточенны. Воины захвачены героическим рассказом Баяна.

  1. Опишите главного героя картины (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица).

Обратите внимание на лица слушающих Баяна людей.

. Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки большие гусли. Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. Его фигура резко выделяется среди остальных.
 Баян — худощавый старец в белоснежном одеянии, расшитом узорами. Образ певца динамичен: рот его открыт, рука поднята вверх, чтобы взять очередной аккорд. Зрителю кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы развеваются на ветру
. Слушатели, собравшиеся вокруг него, заворожены его исполнением. Музыкальный инструмент у него старый и потёртый, ясно, что Баян с ним никогда не расстаётся. В данный момент он развлекает князя и его воинов во время их недолгого отдыха. За свою длинную жизнь Баян собрал немало легенд и преданий, он умеет увлечь слушателей своей мудростью и неподражаемой манерой исполнения.

В «Слове о полку Игореве» о Баяне вспоминается не раз:
Боян же вещий,
Если хотел кому песнь воспеть,
То растекался мыслию по древу,
Серым волком по земле
Сизым орлом под облаками.

. Глаза дружинников устремлены вдаль, как будто там они воочию видят героическое прошлое своей страны, ратные подвиги таких же воинов, как и они сами.

  1. Какой фон у картины? Опишите небо и землю. Каков цвет плащей дружинников и певца? Какие тона преобладают в картине?

. Вокруг воинов простирается родная русская земля. Неяркая желто-зелёная трава. На переднем плане несколько молодых деревьев и ромашки. В небе застыли хмурые облака, они тоже заслушались Баяна. Погода хмурая, предвещает будущие битвы. Пасмурное небо занимает почти половину полотна. В левой части картины «Баян» мы видим фрагмент ускользающего за горизонт исконно русского пейзажа. Васнецов умело изображает широту и размах родных просторов.

  1. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?

Из уроков истории всем известно о феодальной раздробленности, царившей в то время на Руси. Небольшое войско князя Игоря не сумело оказать достойного сопротивления половцам. Очень скоро князья поймут, что их сила в единении. Вовсе не случайно в центре слушателей мы видим братину, наполненную вином. Знать использовала золотые и серебряные братины, в быту простолюдинов были медные и деревянные. Подавали в них: пиво, квас и другие напитки. Название посуды и её назначение напоминали о единстве, о братстве. Главная тема картины — единение певца и дружины, их духовная связь. Картина оставляет неизгладимое впечатление огромной любви к родной земле, гордости за ее великие победы. Картина «Баян» напоминает нам, что все мы – потомки великого народа. Из глубины веков седовласый Баян поет свою хвалебную песню во имя славы и процветания России.

Составление плана сочинения  (слайд 28)

  1. В.М. Васнецов — родоначальник нового, «национального» направления в русском искусстве.
  2. Описание картины «Баян»:

1. передний план картины;

2. основные группы героев;

3. главный герой картины;

4. цветовая гамма.

     III.                 Впечатление, вызываемое картиной у зрителя.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал

огромный успех и резкую критику своих работ. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального»

направления в русском искусстве. (слайд 29)

   Максим Горький восторженно писал о художнике: «Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта… А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия».

Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова, Васнецов скончался.(слайды 30, 31) В честь художника установлены памятники, в частности, памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Кировского областного музея имени братьев Васнецовых (1992 год).

(слайд 32)

Написание сочинения


1


Урок развития речи в 9 классе. Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Баян»


2


Эпиграф Главное в искусстве- это столкновение с большими мыслями художника, который заставляет и зрителя подумать о том большом, что хотел сказать художник. Б.Иогансен


3


О художнике В.М.Васнецов — выдающийся русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Родился в Вятской губернии, в семье священника. Учился в Академии Художеств у известных мастеров И.Н.Крамского, П.В.Басина, В.П.Верещагина, П.П.Чистякова. Являлся профессором живописи.


4


Этапы творчества Первый этап Преобладают бытовые сюжеты, например, в картинах:


5


Работы художника «Военная телеграмма» 1878


6


Работы художника «Книжная лавочка» 1876


7


Работы художника «С квартиры на квартиру» 1876


8


Этапы творчества Второй этап. Главным направлением становится былинно- историческое, например, картины :


9


Работы художника «Витязь на распутье» 1982


10


Работы художника «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880


11


Работы художника «Аленушка»1881


12


«Богатыри» 1898


13


Этапы творчества Третий этап. Основное место занимает религиозная тема, например:


14


Работы в храмах Крещение князя Владимира Крещение Руси Крещение Руси Распятый Иисус Христос


15


Этапы творчества Четвертый этап Работает над народными сказочными темами, например:


16


Работы художника «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 1918


17


Работы художника «Кощей Бессмертный» 1926


18


Работы художника «Спящая царевна» 1926


19


Работы художника «Царевна Несмеяна» 1926


20


Этапы творчества Пятый этап Работа над иллюстрациями к разным изданиям, например:


21


Работы художника Иллюстрации к «Песне о Вещем Олеге» А.С.Пушкина


22


Слова автора Я всегда был убежден, что […] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.


23


Работы художника «Баян» 1910


24


Ответим на вопросы: 1. Что изображено на первом плане? 2. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? 3. В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?


25


Рассмотрим картину На какие группы можно разделить героев картины? Как художнику удалось передать колорит того времени?


26


Рассмотрим картину Во что одет главный герой? Какова его поза? А выражение лица? Что он держит в руках?


27


Рассмотрим картину Гусли


28


Рассмотрим картину По каким признакам можно понять, что перед нами князь? Случайно ли копье находится почти в центре картины?


29


Запишем в тетради: Оксамит Бунчук Шапка с меховым отворотом Красные сапоги


30


Рассмотрим картину Что вы можете рассказать об одежде воинов? С каким выражением лица воины слушают песни Баяна?


31


Рассмотрим картину Какое оружие есть на картине? Что вы можете о нем рассказать?


32


Запишем в тетради Меч харалужный Миндалевидный щит Умбон Черлень, червленые щиты


33


Запишем в тетради Бармица Пластинчатая бронь Кольчуга Шлем


34


Рассмотрим картину Что за предметы находятся в кругу сидящих людей?


35


Рассмотрим картину Какой фон у картины? Опишите небо и землю. Какие тона преобладают в картине?


36


Отзывы о картине «…На Ольговом кургане князь с княжичем и дружиной. Боян играет на гуслях и поет о подвигах князей и витязей. Далее за курганом Олега степь бескрайняя и виден низкий берег Днепра. Далекой былиной дышит от этого полотна, напоминающей и славное время былинное, и юность ученическую каждого, увлекающегося и песнью о Вещем Олеге, и подвигами богатырей княжеских…серьезные лики седых бойцов в железных шеломах — это про них поет вдохновенные песни Баян… Сколько душевной теплоты во всех его картинах».(В.А.Гиляровский)


37


Отзывы о картине «Я только что воротился, писал из Нижнего Новгорода Горький Чехову в октябре 1900 года, из Москвы, где бегал целую неделю, наслаждаясь лицезрением всяческих диковин, вроде «Снегурочки» и Васнецова, «Смерти Грозного» и Шаляпина, Мамонтова Саввы… Для меня театр, Васнецов дали ужасно много радости… Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта. Его Баян грандиозная вещь. А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия»


38


Отзывы о картине И. Е. Репину писал :«Могучий богатырь живописи, Виктор Михайлович, как ты меня обрадовал. Без колебаний, крепко держишь ты веру в свое дело и мужественно побеждаешь… С великим наслаждением провел время перед твоей картиной «Баян». Какая глубина в лицах! Какая психология! Воскресшая жизнь седой старины»


39


Домашнее задание Описать картину В.М.Васнецова «Баян»

Сочинение по картине  В.М. Васнецова «Баян».

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян».

    «Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.

    • «Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.

    У воинов древней Руси единой военной формы не существовало. Даже в сравнительно небольших княжеских дружинах защитное снаряжение и оружие воинов были различными и подбирались, исходя из возможностей или вкусов конкретных дружинников и преобладающих способов ведения боя. Традиционно русские воины использовали разнообразное защитное снаряжение, которое постоянно совершенствовалось, вбирая в себя все лучшее из того, что создавалось и в Европе, и в Азии.

    • У воинов древней Руси единой военной формы не существовало. Даже в сравнительно небольших княжеских дружинах защитное снаряжение и оружие воинов были различными и подбирались, исходя из возможностей или вкусов конкретных дружинников и преобладающих способов ведения боя. Традиционно русские воины использовали разнообразное защитное снаряжение, которое постоянно совершенствовалось, вбирая в себя все лучшее из того, что создавалось и в Европе, и в Азии.

    По древнерусским понятиям защитное снаряжение без шлема называлось доспехами. Позднее этим термином стали называть все защитное снаряжение воина. Главным элементом русских доспехов длительное время была кольчуга. Она использовалась с Х до XVII века.

    • По древнерусским понятиям защитное снаряжение без шлема называлось доспехами. Позднее этим термином стали называть все защитное снаряжение воина. Главным элементом русских доспехов длительное время была кольчуга. Она использовалась с Х до XVII века.

    Кольчуга изготовлялась из металлических колец, которые были склепаны или сварены между собой. В Х-ХI веках она имела форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. С XII века вид кольчуги изменился, у нее появились длинные рукава, а для защиты шеи и плеч – кольчужная сетка-бармица. Весила кольчуга 6-12 килограммов.

    • Кольчуга изготовлялась из металлических колец, которые были склепаны или сварены между собой. В Х-ХI веках она имела форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. С XII века вид кольчуги изменился, у нее появились длинные рукава, а для защиты шеи и плеч – кольчужная сетка-бармица. Весила кольчуга 6-12 килограммов.

    С ХI века русские воины стали пользоваться «броней чешуйчатой». Чешуйчатый доспех состоял из стальных пластин с закругленным нижним краем, которые крепились к матерчатой или кожаной основе и напоминали рыбью чешую. При изготовлении пластины надвигали одна на другую, после чего каждую в центре приклепывали к основанию. Подол и рукава обычно делали из более крупных пластин. По сравнению с пластинчатыми, этот вид доспехов был более эластичен и красив. С ХIV века в русском языке термин «броня» вытесняется термином «доспех», а с ХV века – «панцирь».

    • С ХI века русские воины стали пользоваться «броней чешуйчатой». Чешуйчатый доспех состоял из стальных пластин с закругленным нижним краем, которые крепились к матерчатой или кожаной основе и напоминали рыбью чешую. При изготовлении пластины надвигали одна на другую, после чего каждую в центре приклепывали к основанию. Подол и рукава обычно делали из более крупных пластин. По сравнению с пластинчатыми, этот вид доспехов был более эластичен и красив. С ХIV века в русском языке термин «броня» вытесняется термином «доспех», а с ХV века – «панцирь».

    Все детали панциря изготовлялись ремесленниками-кузнецами. «Спадоша клеще с небесе, нача ковати оружье», — говорит Лаврентьевская летопись. Начиная с XIV века на Руси встречаются панцири, в которых смешиваются разные виды доспехов. Доспехи могли быть чешуйчатыми на подоле и пластинчатыми (или кольчатыми) на груди и спине. Рукава и подол кольчуги отделывались длинными языкообразными пластинами. Грудь воина дополнительно защищалась крупными бляхами, которые надевались поверх доспехов. Позднее, в XVI веке, они получили название «зерцал», так как гладкие металлические пластинки их специально шлифовались, начищались до блеска, а иногда покрывались золотом, серебром и гравировались. Подобные доспехи стоили весьма дорого, рядовым воинам были недоступны и могли носиться на поле брани исключительно князьями, воеводами и первейшими боярами.

    • Все детали панциря изготовлялись ремесленниками-кузнецами. «Спадоша клеще с небесе, нача ковати оружье», — говорит Лаврентьевская летопись.
    • Начиная с XIV века на Руси встречаются панцири, в которых смешиваются разные виды доспехов. Доспехи могли быть чешуйчатыми на подоле и пластинчатыми (или кольчатыми) на груди и спине. Рукава и подол кольчуги отделывались длинными языкообразными пластинами. Грудь воина дополнительно защищалась крупными бляхами, которые надевались поверх доспехов. Позднее, в XVI веке, они получили название «зерцал», так как гладкие металлические пластинки их специально шлифовались, начищались до блеска, а иногда покрывались золотом, серебром и гравировались. Подобные доспехи стоили весьма дорого, рядовым воинам были недоступны и могли носиться на поле брани исключительно князьями, воеводами и первейшими боярами.

    С XIII века на Руси появляются виды защитного снаряжения, объединяющие элементы кольчуги и броневого доспеха. Наибольшее распространение получили колонтарь ( доспех от шеи до пояса без рукавов ) , юшман ( кольчужная рубашка ) и куяк.

    • С XIII века на Руси появляются виды защитного снаряжения, объединяющие элементы кольчуги и броневого доспеха. Наибольшее распространение получили колонтарь ( доспех от шеи до пояса без рукавов ) , юшман ( кольчужная рубашка ) и куяк.

    Богатые воины надевали дополнительный доспех – зерцало, состоявшее из крупных металлических пластин, соединенных ремнями. Обычно оно изготавливалось из позолоченных отполированных пластин, блестевших на солнце, что и дало ему название. Доспехи русских воинов дополнялись другими элементами снаряжения. Наиболее важным среди них являлся шлем (шелом) – металлический колоколовидный или сфероконической головной убор с длинным навершием (шпилем).

    • Богатые воины надевали дополнительный доспех – зерцало, состоявшее из крупных металлических пластин, соединенных ремнями. Обычно оно изготавливалось из позолоченных отполированных пластин, блестевших на солнце, что и дало ему название.
    • Доспехи русских воинов дополнялись другими элементами снаряжения. Наиболее важным среди них являлся шлем (шелом) – металлический колоколовидный или сфероконической головной убор с длинным навершием (шпилем).

    1. Что изображено на первом плане? 2. Основные группы героев картины. 3. Главный герой картины (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица). Обратить внимание на выражение лиц слушающих его людей.

    • 1. Что изображено на первом плане?
    • 2. Основные группы героев картины.
    • 3. Главный герой картины (как он одет, что держит в руках, какова его поза, выражение лица). Обратить внимание на выражение лиц слушающих его людей.

    4. Фон картины: описание неба, земли. Цвет плащей дружинников и одежды певца. Какие тона преобладают в картине? 5. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?

    • 4. Фон картины: описание неба, земли. Цвет плащей дружинников и одежды певца. Какие тона преобладают в картине?
    • 5. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?

    

    Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян»

    Урок развития речи . Сочинение по картрне В. М. Васнецова

    «Баян»

    Интернетресурсы:

    1. images.yandex.ruВаснецов В.М. картины

    2. vasnecov.ruinteractivgallery ещёкопия

    3. bibliotekar.ruКартины Васнецова

    4. ru.wikipedia.org›wiki/Богатыри_(картина_Васнецова)

    5. museum-online.ruВаснецов

    6. vsesochineniya.ru›…po…vmvasnecov-alenushka.html

    7. gallerix.ruКартины›Баян

    Художественное описание картины

    Виктора Михайловича Васнецова «Баян»

    Цели:

    1. познакомиться с творчеством и жизнью художника В.М. Васнецова;

    2. учить соотносить художественноизобразительные средства картины и

    3. поэтического, прозаического произведения;

    3. учить «читать» картину, осмысливать ее содержание;

    4. способствовать развитию творческого воображения ребят;

    5. совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

    6. способствовать эмоциональному восприятию картины как

    произведения искусства.

    Эпиграф (слайд 2)

    Жизнь без начала и конца.

    Нас всех подстерегает случай.

    Над нами сумрак неминучий,

    Иль ясность божьего лица.

    Но ты, художник, твердо веруй

    В начала и концы. Ты знай,

    Где стерегут нас ад и рай.

    Тебе дано бесстрастной мерой

    Измерить все, что видишь ты.

    Твой взгляд да будет тверд и ясен,

    Сотри случайные черты –

    И ты увидишь: мир прекрасен.

    Александр Блок

    Лексическая работа (слайд 3)

    БРА

    ́

    ТИНА, братины, ·жен. (·ист. ). Род ковша, употреблявшегося в

    допетровское время на пирах для вина. (Словарь Д.Ушакова)

    Оргмомент

    Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного русского

    художника Виктора Михайловича Васнецова. Итогом нашей работы будет

    художественное описание картины, созданной Васнецовым под

    впечатлением прочитанного произведения.

    Слово о художнике (слайд 4)

    Учился в духовном училище (18581862), затем в Вятской духовной

    семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования

    Н.Г.Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего

    курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. (слайд 5)

    Учился живописи в Петербурге— сначала у И.Н.Крамского в Рисовальной

    школе общества поощрения художеств (18671868), затем в Академии

    художеств (18681873). (слайд 6)

    Чтобы заработать денег на дорогу, В. М. Васнецов пишет небольшие

    картинки «Молочница» и «Жница» и разыгрывает их в лотерее. Вырученных

    денег хватает на то, чтобы доехать до Петербурга.

    .В 1876 году уже после окончания Академии художеств он пишет картины

    «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру». В обеих картинах В. М.

    Васнецов показал себя как художник, глубоко понимающий народную жизнь

    и умеющий ее изображать. Особенно интересен сюжет картины «С квартиры

    на квартиру». Художник изобразил бедных, одиноких стариков, бредущих в

    холодный зимний день по улице вместе со своими жалкими пожитками. Им

    некуда идти, а окружающим до этого нет никакого дела. Картина наводит на

    мысли об одиночестве и ненужности человека в этом мире.(слайд 7)

    Чтобы заработать на жизнь, В. М. Васнецову приходилось давать частные

    уроки, рисовать иллюстрации к разным изданиям. Это нисколько не мешало

    ему учиться. Уже в начале 70х годов 19 века на выставках Общества

    поощрения художеств появляются первые картины В. М. Васнецова:

    «Нищие», «Чаепитие», «Дети разоряют гнезда» и другие.(слайды 8)

    В начале 80х годов В. М. Васнецов знакомится с Саввой Ивановичем

    Мамонтовым, известным меценатом, собравшим вокруг себя выдающихся

    деятелей искусства конца 19 века. Лето многие из них проводили в

    Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова под Москвой, ставили там небольшие

    спектакли, сами же играли в них, делали декорации. Лето 1881 года там

    провел и В. М. Васнецов. Вместе с другими художниками он создал

    декорации к сказке «Снегурочка», поставленной на любительской сцене С. И.

    Мамонтова, сыграл в ней роль Деда Мороза. (слайды 9, 10)

    В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была

    построена небольшая церковьусыпальница, «избушка на курьих ножках«. В

    начале 1900х годов по рисунку художника выполнен фасад здания

    Третьяковской галереи и ряд частных домов.(слайд 11)

    В творчестве Васнецова появляются новые темы, которые в будущем

    выделятся в особое направление модернизма – так называемый «русский

    стиль». Это сюжеты русских народных сказок, былин и отечественной

    истории.(слайды 12, 13)

    «Аленушка» одно из самых проникновенных творений мастера. Васнецов

    никогда не придерживался в картине точного содержания той или иной

    сказки. Картина стала первым произведением отечественной живописи, в

    котором поэзия народных преданий неразрывно слилась с поэзией родной

    природы.

    Вершиной мастерства Васнецова стала картина «Богатыри», воспевающая

    силу и величие защитников родной земли. Васнецову удалось передать в

    образах героев народные представления о силе и справедливости,

    олицетворениями которых были для простого народа былинные богатыри.

    Семья Васнецова. Автор портретов – Виктор Михайлович Васнецов.(слайд

    14)

    В начале 1900х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на

    религиозные темы. (слайд 15)

    Особая страница творчества В.М.Васнецова — его фресковые работы. В

    1885г. он приступил к росписи Владимирского собора в Киеве Это

    подлинный шедевр храмовой живописи. (слайд 16)

    Он работает одновременно над несколькими картинами:»Спящая царевна»,

    «Царевналягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (19171926), «Царевна

    Несмеяна» (1914 1926)и рядом других больших композиций. (слайд 17)

    Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова

    могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы,

    художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество

    подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы.(слайды 18,

    19)

    Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность

    схватки, Васнецов переходит к созданию величавоторжественной трагедии

    битвы. Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с

    половцами» (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке

    Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание,

    художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней

    южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась

    творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин

    он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной

    живописи.(слайд 20)

    Памятник произведению «Слово о полку Игореве» (слайд 21)

    БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 12 вв., слагавший песниславы в

    честь подвигов князей. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве»

    («соловей старого времени», «вещий» певец); в «Задонщине» назван «в

    Киеве гораздым гудцом». Имя стало нарицательным для обозначения поэта.

    У А.С. Пушкина в «Руслане и Людмиле» имя Баяна употреблено в

    собственном и в нарицательном значениях.. «Боян».(слайд 22)

    Картина «Баян» считается последним завершенным холстом Виктора

    Михайловича Васнецова, написанным в его традиционном стиле. Картина

    была окончена и представлена на обозрение иным художникам в 1910 году,

    хотя первый эскиз был выполнен ещё в 1880 году.(слайд 23)

    Работа над описанием картины (учебник упражнение №19) (слайды 24

    27)

    1. Что изображено на первом плане картины В.М. Васнецова «Баян»?

    На переднем плане картины мы видим высокий холм, на котором изображена

    группа людей.

    2. Выделите и опишите основные группы героев картины.

    Это воины, расположившиеся на отдыхе. Они слушают сказание,

    исполняемое слепым старцем. В центре группы дружинников сидит князь.

    Он так же, как и его воины, внимает словам старца. Рядом с князем мальчик,

    его сын. Князя Игоря на картине «Баян» легко узнать по головному убору: на

    его голове шапка, отороченная мехом, а не доспехи. Князь задумчив, в его

    глазах читается грусть, он серьёзен. Лица слушателей сосредоточенны.

    Воины захвачены героическим рассказом Баяна.

    3. Опишите главного героя картины (как он одет, что держит в

    руках, какова его поза, выражение лица).

    Обратите внимание на лица слушающих Баяна людей.

    . Главного персонажа автор разместил несколько сбоку, вложив ему в руки

    большие гусли. Согласно народным поверьям, Баян был прекрасным

    рассказчиком, особенно часто он повествовал о боевых сражениях. Его

    фигура резко выделяется среди остальных.

    Баян — худощавый старец в белоснежном одеянии, расшитом узорами.

    Образ певца динамичен: рот его открыт, рука поднята вверх, чтобы взять

    очередной аккорд. Зрителю кажется, что рассказчик вотвот ударит с силой

    по гуслям. Его серебристые волосы развеваются на ветру. Слушатели,

    собравшиеся вокруг него, заворожены его исполнением. Музыкальный

    инструмент у него старый и потёртый, ясно, что Баян с ним никогда не

    расстаётся. В данный момент он развлекает князя и его воинов во время их

    недолгого отдыха. За свою длинную жизнь Баян собрал немало легенд и

    преданий, он умеет увлечь слушателей своей мудростью и неподражаемой

    манерой исполнения.

    В «Слове о полку Игореве» о Баяне вспоминается не раз:

    Боян же вещий,

    Если хотел кому песнь воспеть,

    То растекался мыслию по древу,

    Серым волком по земле

    Сизым орлом под облаками.

    . Глаза дружинников устремлены вдаль, как будто там они воочию видят

    героическое прошлое своей страны, ратные подвиги таких же воинов, как и

    они сами.

    4. Какой фон у картины? Опишите небо и землю. Каков цвет плащей

    дружинников и певца? Какие тона преобладают в картине?

    . Вокруг воинов простирается родная русская земля. Неяркая желтозелёная

    трава. На переднем плане несколько молодых деревьев и ромашки. В небе

    застыли хмурые облака, они тоже заслушались Баяна. Погода хмурая,

    предвещает будущие битвы. Пасмурное небо занимает почти половину

    полотна. В левой части картины «Баян» мы видим фрагмент ускользающего

    за горизонт исконно русского пейзажа. Васнецов умело изображает широту и

    размах родных просторов.

    5. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В

    каком произведении древнерусской литературы упоминается

    Баян?

    Из уроков истории всем известно о феодальной раздробленности, царившей в

    то время на Руси. Небольшое войско князя Игоря не сумело оказать

    достойного сопротивления половцам. Очень скоро князья поймут, что их

    сила в единении. Вовсе не случайно в центре слушателей мы видим братину,

    наполненную вином. Знать использовала золотые и серебряные братины, в

    быту простолюдинов были медные и деревянные. Подавали в них: пиво, квас

    и другие напитки. Название посуды и её назначение напоминали о единстве,

    о братстве. Главная тема картины — единение певца и дружины, их духовная

    связь. Картина оставляет неизгладимое впечатление огромной любви к

    родной земле, гордости за ее великие победы. Картина «Баян» напоминает

    нам, что все мы потомки великого народа. Из глубины веков седовласый

    Баян поет свою хвалебную песню во имя славы и процветания России.

    Составление плана сочинения (слайд 28)

    I. В.М. Васнецов — родоначальник нового, «национального» направления в

    русском искусстве.

    II. Описание картины «Баян»:

    1. передний план картины;

    2. основные группы героев;

    3. главный герой картины;

    4. цветовая гамма.

    III. Впечатление, вызываемое картиной у зрителя.

    Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную

    жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал

    огромный успех и резкую критику своих работ. Его называли «истинным

    богатырем русской живописи». Это определение родилось не только

    благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но благодаря

    осознанию современниками значительности личности художника,

    пониманию его роли как родоначальника нового, «национального»

    направления в русском искусстве. (слайд 29)

    Максим Горький восторженно писал о художнике: «Все больше я люблю и

    уважаю этого огромного поэта… А сколько у него еще живых, красивых,

    мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия».

    Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было

    множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было

    осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над

    портретом художника М. В. Нестерова, Васнецов скончался.(слайды 30, 31)

    В честь художника установлены памятники, в частности, памятник

    «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед

    зданием Кировского областного музея имени братьев Васнецовых (1992 год).

    (слайд 32)

    Написание сочинения

  • Подготовка к сочинению по картине бродского летний сад осенью 7 класс
  • Подготовка к сочинению по дубровскому в 6 классе по литературе
  • Подготовка к сочинению по дубровскому 6 класс с ответами
  • Подготовка к сочинению по дубровскому 6 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по дубровскому 6 класс конспект урока