Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Цели: совершенствовать навыки описания произведения живописи на примере картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»; продолжить выработку навыков орфографической и пунктуационной зоркости; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать интерес к русской живописи; учить видеть прекрасное в обычном.
Методические приёмы: повторение изученного, анализ орфограмм, игровая ситуация, словарная работа, работа с толковым словарём, сообщение ученика, составление плана описания картины, устное описание картины, самостоятельная работа, элементы анализа текста,
План урока.
1. Организационный момент. Звучит музыка (П. И. Чайковский «Времена года«)
Дополнительная информация для учителя:
«Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М.И.Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<…> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – осенняя грусть, зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному: к русскому человеку, русским обычаям, русской природе.
Слово учителя:
Урок мы начали необычно. Вы прослушали фрагмент из фортепианного цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года», состоящего из 12 пьес по количеству месяцев.
— Какое настроение создаёт музыка? ( Радость от пробуждения природы).
— Что вдохновило композитора на создание этого произведения? ( Природа, окружающая действительность)
— В каких видах искусства ещё чувствуется вдохновение природы? ( В литературе)
В качестве эпиграфа к уроку я взяла строчки из стихотворения «Вечер на Оке» известного русского поэта 20 в. Николая Алексеевича Заболоцкого:
В очарованье русского пейзажа
(Зачитывается учителем) Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
Запишите в рабочую тетрадь число, тему урока, спишем эпиграф, раскрывая скобки, обозначая орфограммы. ( к доске объяснит орфограммы …) Работаем красиво, аккуратно, следим за наклоном букв.
(Работа с эпиграфом, запись его в тетрадь, объяснение орфограмм.)
Один ученик у доски объясняет орфограммы.
В оч..рованье ру(с,сс)кого пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику в…дна.
С утра обремене..ная работой,
Трудом лесов, заботами п…лей,
Пр…рода смотр..т как бы с (не)охотой
На нас, неочарованных людей.
Н. Заболоцкий («Вечер на Оке»)
-Вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Морфологию)
-Что такое морфология?
-На какие 2 группы делятся все части речи?
-В чём отличие служебных частей речи от самостоятельных?
-Какие служебные части речи встретились нам в этом тексте? ( Предлоги, союзы, частицы).
— Что такое частица? ( служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова).
— Для чего служит в этом тексте частица даже?
( Частица усиливает смысл высказывания)
— Объясните значение слова очарование, подобрав к нему синонимы.
( Прелесть, пленительность, обаяние, чары). ( Толковый словарь) На доску лист со словами.
2. Постановка целей урока. Сегодня мы будем говорить об очаровании, прелести русского пейзажа.
— Что называется пейзажем?
(Пейзаж (франц.) – описание природы какой-нибудь местности.)
Красота природы, смена времен года, а каждое из них осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное время , всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.
На уроке мы будем совершенствовать навык описания произведения живописи, развивать устную и письменную речь, учиться видеть прекрасное в обычном.
Прочитаем задание в учебнике на с. 178 (упр. 382).
Итак, наша задача – описать картину К.Ф.Юона и подготовить текст выступления, чтобы в дальнейшем произнести его, будто вас слушают многочисленные телезрители. ( Вот такая игровая ситуация.)
3. Особенности творчества К. Ф. Юона. (презентация).
-Что же мы должны знать о личности художника и его творчестве?
Выступление ученика ( во время которого демонстрируются слайды презентации):
Константин Федорович Юон был коренным москвичом, и только иностранная фамилия напоминает о том, что предки художника родом из Швейцарии. Все его творчество посвящено изображению русской природы и старых русских городов.
Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.
Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме». Поэтому лучше всего художнику удавались зимние и весенние пейзажи. Яркое солнце, зимняя дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные тени, свежий морозный воздух, стаи галок в голубом небе, тонкие березки, запорошенные инеем, крестьянские избушки, сани, лошади. Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных и птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.
В 1906 г. Юон поселился в небольшом городке Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. Этот городок и поныне знаменит своим монастырем, который называется Троице-Сергиева лавра. В поисках национальной самобытной красоты Юон много путешествовал, живя в деревнях и старинных русских городах. Он прекрасно знал Ростов Великий, Нижний Новгород, Углич, Торжок, Псков, Новгород. В деревне Лигачево под Москвой художник жил и работал с 1908 по 1958, поэтому так много картин посвящено этому местечку. Произведения Юона – целая поэма о жизни русской провинции.
Отметьте некоторые моменты в тетради.
Примерная запись в тетради: замечательный мастер пейзажа, живописец,
Картина, полотно, произведение искусства ( на доску вывешиваются слова)
натуральные пейзажи; чёткость композиции; плотный цвет; чувство приподнятости цвета; природа никогда не мыслится без человека, без животных или птиц, которые оживляют пейзаж.
4. Работа с репродукцией картины.
1) Беседа по впечатлениям. Описание картины.
-Какое впечатление производит картина?
-Что изображено на картине?
— Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима? По каким признакам видно, что это конец зимы? Что это подтверждает?
Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит
о замысле художника, о том, что считал он в своей картине главным.
«Конец зимы. Полдень». Вся поверхность земли находится под снегом.
Крыши также покрыты толстым слоем снега, который и не думает
таять. Чисто белой краски для изображения снега художник использовал
немного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого.
Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий,
как в начале зимы.
— Что же говорит нам о том, что зима заканчивается?
-Какое время дня изобразил художник?
— Что говорит о том, что это полдень?
Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом
заливающие всё пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят и
темные ели, и нежные березки, без которых редко обходятся русские
пейзажи, и поленница дров возле изгороди. Конечно, это полдень –
именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные.
Приятный солнечный морозный день. Еще немного — и начнется весна.
-Что нам подсказывает, что это деревенский пейзаж?
Перед нами веселый деревенский пейзаж. О том, что это деревня,
подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева и изгородь,
линией разделяющая картину пополам горизонтально. Еще одно
доказательство того, что дело происходит в деревне — это куры в снегу на
переднем плане.
На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и
придают картине веселое и жизнерадостное настроение, приближают
зрителя к деревенским заботам.
-Кто изображён на картине?
За изгородью — группа лыжников, которые, видимо, направляются в лес на
дальнем холме. А раз лыжники собрались на прогулку, то значит снег еще
не такой рыхлый, еще не начал таять. С большим мастерством написан в
картине снег, прозрачные синие тени от деревьев, дымка, окутывающая
лесные дали. Это мастерство дало возможность передать с большой
убедительностью состояние природы в преддверии весны, когда солнце
начинает уже пригревать, когда тени становятся глубже, когда природа
просыпается после зимних дней.
Важно, что Юон связывает жизнь природы с человеком, присутствие
которого вносит в картину особую теплоту.
-Какова композиция картины?
— Какое настроение создаётся при рассматривании пейзажа?
Картина отличается естественностью, жизненной непосредственностью.
Кажется, что художник не размышлял о композиции, а просто написал то, что
было перед его глазами. Но на самом деле это не так. Композиция этого
полотна имеет свою логику. Картина производит цельное впечатление.
В самом деле, забор делит её почти на равные части по горизонтали, дом
слева уравновешивается тёмными массами елей справа. Это вносит в
композицию необходимое равновесие. Продуманность композиционного
решения дала возможность Юону сосредоточить внимание зрителя на
главном, что ему хотелось выразить, а именно на ощущении жизненных сил,
таящихся в природе, на чувстве радости, праздничности, которое испытывает
человек перед лицом торжествующей в своей вечной красоте природы.
— Что художник считает главным? (недолговечность)
2) План описания картины.
Вспомните план описания картины.
1). Представление картины и автора.
2). Описание картины:
а) время года, суток;
б) место;
в) герои картины;
г)детали (ближний и дальний план).
3). Мастерство художника. Свои впечатления.
3) Примерный план выступления (сочинения).
-О чём ваша передача из цикла «Времена года»?
1). Смена времён года (всегда по-новому, чудесно, иногда внезапно).
2). Последние дни зимы на окраине:
а) типичный пейзаж на картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
время
место
герои
лес (ближний и дальний план)
мастерство художника
свои впечатления
3). «В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная красота…»
-Какова главная мысль вашего выступления? С какой целью в вашей передаче о смене времён года вы будете использовать репродукцию картины К.Ф.Юона?
Главная мысль: Не каждый способен в обычном увидеть что-то прекрасное, чудесное; но тот, кто по-настоящему любит свою Родину, не будет равнодушен даже к самому привычному пейзажу.
4) Рабочие материалы к сочинению ( выступлению).
Составить и записать словосочетания для описания героев (выполняет 1 ряд), ближнего плана (выполняет 2 ряд), дальнего плана (выполняет 3 ряд).
Примерные материалы:
1) Возвращающиеся с лыжной прогулки люди, хлопочущие во дворе куры, ярким пятном выделяющиеся на сером снегу.
2) Рыхлый грязно-серый снег, длинные тени деревьев на снегу, деревянный домик, утопающий в снегу, крыша завалена снегом, голые стройные берёзки.
3) темнеющий вдали лес, низкое серое небо, холмы, покрытые глубокими сугробами.
При проверке записать удачные находки одноклассников.
5) Определение стиля сочинения (выступления).
-Какой стиль будете использовать? (публицистический или художественно-публицистический).
-Вспомним особенности публицистического стиля (обращения, восклицательные предложения, побудительные предложения, риторические вопросы).
-Слов какой части речи должно быть много в вашем описании картины? ( Много прилагательных, причастий).
6) Начало выступления.
— Как вы начнёте своё выступление?
Например,
Стоит замечательная весенняя погода. Солнышко пригревает всё теплее, от снега не осталось и следа. А совсем недавно зима никак не хотела сдавать свои позиции. В ясный февральский денёк переносит нас картина К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.»
Примерное описание картины
Передо мной картина Юона «Конец зимы. Полдень». Мне нравится эта прекрасная картина. Видно, что художник очень любит русскую природу.
Конец зимы. Снег стал влажным. Появилось много небольших проталин. Воздух тихий, прозрачный, голубой, теплый. Мы не видим нарисованного солнца, но мы чувствуем золотистый солнечный свет на талом снегу, на пышных елях, на светлых березках, на бревнах простой деревенской избы.
В центре картины мы видим грустную березку с тонкими голыми веточками на самом верху. От березы на снег падает голубая тень. Справа стоят пышные островерхие ели. Слева мы видим деревянную избу. Изба совсем простая, без украшений. С ее крыши сползает снег. Около избы, на солнышке, спокойно стоят березки и ждут весны. От избы тянется ветхая изгородь, около которой стоят четыре человека; они, может быть, в последний раз за эту зиму скатываются на лыжах с пологой горы. По другую сторону от изгороди на небольшом сугробе сидят пестрые куры и выискивают зернышки в талом снегу. Крестики куриных лап хорошо видны на сугробе. В голубой дали виднеется большой темный лес. На этой картине много жизни, тепла, света.
Художнику эта картина удалась. Здесь хорошо показан конец суровой зимы.
5. Домашнее задание: написать сочинение, приготовиться выступать с ним. Вы хорошо потрудились на уроке. Оценки вы получите на следующем уроке.
6. Рефлексия.
Подведём итоги урока, используя фразы «На уроке я научился…»
«Я узнал…» «Я смог…» «Мне понравилось …»
7. Заключительное слово учителя.
В заключение мне хотелось бы прочитать слова К. Г. Паустовского: «Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги».
Урок русского языка (развитие речи) на тему «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Цели урока: подготовить учащихся к сочинению по впечатлениям на основе описания картины; научиться собирать материал к сочинению; повторить сведения о тексте-описании.
Оборудование: портрет художника, репродукции картин К.Ф. Юона «Мартовское солнце», «Купола и ласточки», «Конец зимы. Полдень».
Основная часть урока.
Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
– Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа (по картине).
Вопросы.
−Как строится описание?
−Каковы задачи художественного описания? (Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка.) Своеобразие описания по картине заключается в том, что: а) необходимо понять замысел художника; б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение); в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас. −Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? (Сравнения, красочные определения, слова в переносном значении.)
−А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.) (В процессе беседы надо давать развернутые ответы в виде связного описания.)
Слово учителя.
– Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, создатель глубоко национальных образов русской природы. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это живо предстает перед нами на полотнах К. Ф. Юона.Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.
Рассматривание картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Вопросы.
– Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы…»? (Возможные ответы: «Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: все истомилось и ждет тепла и света, но все же жаль уходящей зимы с ее красотой, с ее забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется “Конец зимы. Полдень”».)
– Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? На что решился художник, чтобы снег оказался хорошо освещенным? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Какими кажутся при этом предметы (все, кроме снега)? (Возможные ответы: «Все тянется к теплу и свету. Куры деловито копают снег. Солнышко их выманило. Березы, стройные, статные, тянут к солнцу свои руки-ветки. Солнце золотит поленницу дров и ласкает стволы берез. Лыжники подставили лица солнцу. Художник сел против солнца, отчего все предметы на картине затенены, нет ярких пятен. Ничто не должно отвлекать от главного замысла – показать красоту снега, освещенного солнцем».)
– А как выглядит снег на переднем плане картины Юона?Каким изобразил художник небо? (Возможные ответы: «Небо нежное. Все светится, переливается нежно-розовым, голубоватым. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого. На снегу короткие темные тени от берез, глубокие синие человеческие следы».) Учитель показывает школьникам морские раковины, обращает внимание на их окраску – белые, перламутровые, цвета слоновой кости. Трудные для написания слова записаны на доске. Проводится сопоставление цвета ракушек со снегом.
– Как задний план картины помогает Юону воплотить замысел? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах? (Предполагаемые ответы: «На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега не тронуты, косогоры заснежены. Путем контраста автор подчеркивает нежность и красоту снега на переднем плане».)
– Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихи о весне вы знаете? (В марте и на корыте поедешь. Весною сверху течет, а снизу морозит. Осень прикажет, а весна свое скажет. Весна днем красна. Весна да осень – на дню погод восемь… И т. д.)
Учитель обращает внимание на эпиграф урока, записанный на доске:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А. С. Пушкин.)
– Почему А. С. Пушкин называет весну утром года? Как природа встречает весну? (Весна – это утро года. Все в природе находится в ожидании своего полного расцвета. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в устном народном творчестве, в поэзии, живописи, музыке.)
Речевая подготовка.
Слово учителя.
– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).
Задание 1. Подберите синонимы к словам:
художник – живописец, мастер кисти, пейзажист;
создаёт – пишет (но не описывает и не рисует);
картина – полотно, репродукция;
блестит – искрится, сияет, сверкает;
(богатство тонов) поражает – удивляет, изумляет.
Задание 2. Найдите неточно употребленное слово и замените его.
Солнце окрасило снег в розоватые, голубоватые, зеленоватые оттенки (надо – тона). Снег отсвечивает нежными красками (надо –оттенками) розового, голубого, зелёного. Полотно оставляет (надо – создаёт) радостное настроение.
Задание 3. Определите, в чем ошибка, и исправьте ее.
Солнечный свет отражается на снег (на чем? – на снегу).
Картина полна светом (чего? – света).
Радоваться теплом (чему? – теплу).
Снег переливается в разные цвета (чем? – разными цветами).
Полотно показывает о прелести этой поры (что? – прелесть).
Беседа.
Вопросы.
–Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глаголов? (Это усиливает живость описания.)
–Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями? Например: На первый взгляд картина кажется темноватой. Но всмотритесь в неё! Как сияет небо! Как искусно передал живописец богатство оттенков снега! Разве это не впечатляет?!
–Можно ли в этом сочинении воспользоваться такими образами? Объясните, почему нельзя (белоснежный ковёр; снег, как цветной ковёр). Укажите, в каких случаях будет уместно пользоваться переносным смыслом (вводить олицетворения): берёзы радуются, солнце льёт свет, снег играет…).
–Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!
– План поможет вам сделать описание последовательным:
1.Какое впечатление производит на вас картина К. Ф. Юона?
2.Каков замысел художника?
3.Как рисунок переднего плана, освещение позволяют автору раскрыть основную мысль?
4.Как выглядит снег на картине? Почему он такой красочный?
5.Как задний план картины помогает Юону воплотить свой замысел?
6.Что вам особенно нравится в полотне Юона?
Учитель обращает внимание детей на правописание слов, обозначающих местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали и др. (они записаны на плакате).
Запись сочинения.
После этой подготовки учащиеся приступают к работе ( пишут сочинение )
Конспект урока по русскому языку
Класс: 6
Тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»
Тип урока: урока развития речи
I. Подготовительная беседа с учащимися.
-Давайте вспомним:
а) Каковы задачи описания картины?
Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел, понять особенность композиции картины, оценить колорит, краски, освещение, а также передать своё отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у каждого из нас
— А как строится описание (изображённого на картине)? –
I ч. Слово о художнике
II ч. Описание переднего и заднего плана
III ч. Впечатление от картины
II. Слово учителя о художнике К.Юоне (с записью необходимой для вступления информации).
— Сегодня,ребята,мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника,создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Фёдоровича Юона, с его картиной «Конец зимы.Полдень».
Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать именно конец зимы — начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса — всё это предстаёт на полотнах К.Ф.Юона. А его картины — «Русская зима»,»Зимнее солнце», «Конец зимы.Полдень»- создают праздничное, жизнерадостное настроение. Константин Фёдорович Юон — мастер русской пейжазной живописи, художник необычайно эмоциональный, великолепный колорист, который всегда (как он сам утверждал) искал новые краски «в природе». Юон очень любил писать зимние солнечные дни. Один из лучших его зимних пейзажей — это художественное полотно «Конец зимы. Полдень».
III. Беседа по картине.
-Рассмотрим картину Юона «Конец зимы.Полдень».
-
Каково общее впечатление от изображённого пейзажа: грустное или радостное? Какие чувства и желания эта картина вызывает?
Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: всё истомилось и ждёт тёплого света, но всё же жаль уходящей зимы с её красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром ведь она называется «Конец зимы. Полдень».
-
Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы…»
(Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: все истомилось и ждет тепла и света, но все же жаль уходящей зимы с ее красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется «Конец зимы. Полдень»)
-
Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику, привлекая его внимание?
Всё тянется к теплу и свету. Куры деловито копают снег. Солнышко их выманило. Берёзы, стройные, статные, тянут к солнцу свои руки-ветки!
-
А какова роль освещения на переднем плане?
Солнце золотит лежащие у забора дрова, ласкает стволы берёз. Лыжники тоже подставили свои лица солнцу — полудённому солнцу — в это время оно в зените
-
Т.е какими кажутся все предметы (все, кроме снега)?
Лишь позолочёнными
-
Как вы думаете , почему они не выделены так ярко, как снег?
Всё потому, что, по замыслу художника, ничто не должно отвлекать от главного замысла — показать красоту снега, освещённого солнцем
-
А как выглядит снег на переднем плане картине Юона?
Снег впитал в себя краски неба. А небо (какое?) нежное, всё светится, переливается нежно- розовым, голубоватым. Поэтому снег и отсвечивает нежными перламутровыми
Обратите внимание: На снегу короткие тёмные тени от берёз, глубокие синие человеческие следы.
-
Опишите задний план картины
На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега здесь не тронуты, косогоры (склон + горы // холмы) заснежены/
-
Какие краски преобладают на заднем плане?
Тёмные — синие, коричневые, черные
-
Как вы думаете, почему автор дал задний план в темных, холодных тонах?
Путём контраста — противопоставления с задним планом автор подчеркивает нежность красоту снега на переднем плане своего художественного полотна.
Вывод: Итак, создавая свой пейзаж, художник Юон стремился показать зрителям красоту снега зимой.
IV. Речевая подготовка.
При описании (устном или письменном) картины пейзажа наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.
Подберём синонимы к словам.
Художник — живописец, мастер кисти, пейзажист.
Картина — полотно, репродукция.
(Картина) чудесная — замечательная, прекрасная.
Создает — пишет (но не описывает и не рисует)
Блестит — искрится, сияет, сверкает.
(Небо) голубое — лазурное, светло-синее.
(Березки) стройные — статные.
(Настроение) праздничное — бодрое, жизнерадостное.
Укажите в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение? (Снег играет, солнце льёт свет, задумчивые берёзки, суровая зима…)
Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать свое описание образным, выразительным.
V. Составление плана сочинения
-
Весна – символ пробуждения новой жизни.
-
Слово о художнике и картине
-
Передний план картины.
-
Задний план картины.
-
Мои впечатления от картины.
VI. Чтение образца. Самостоятельная работа учащихся
Примерное сочинение.
Одно из самых любимых времен года – весна. Весна – это символ пробуждения новой жизни, символ пробуждения природы. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора.Много написано стихов, песен, создано картин об этом прекрасном времени года.
К. Ф. Юон, замечательный русский художник, больше всего любил изображать на своих полотнах конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».
Зимний солнечный день. Воздух тихий и прозрачный. Небо нежное, все светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем его золотистый свет на стройных задумчивых березках, пышных колючих елях, на бревнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!
В центре картины пестрые деловитые куры выискивают зернышки в талом рыхлом снегу. Справа красуются островерхие пушистые ели. Слева большой деревянный дом, с его крыши сползает огромная шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в солнечный зимний день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого, бирюзового, как морская раковина.
Вдали виднеется большой темный лес. Там еще царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег там белый-белый, как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане.
Всем нравится эта чудесная картина. Она создает праздничное настроение. Художник хорошо показал конец долгой зимы. Глядя на эту картину, на память невольно приходят строки из стихотворения Ф.И.Тютчева:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Огородникова О.А.
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с. Накоряково
Нижнесергинского района
Свердловской области
Тема урока: Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».
Класс: 7
Цели: подготовить ребят к написанию сочинения; написать сочинение по
картине К.Ф.Юона; развивать речевую изобретательность, обогащать
словарный запас, учить свободно владеть речью; осваивать сложные
конструкции.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: сегодня мы с вами должны будем написать сочинение по картине
К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.» Попробуем. Мы поговорим о суровом, но
прекрасном времени года – зиме. Точнее обратимся к моменту в природе,
когда зима граничит с весной. Об этом времени прекрасно сказал Федор
Иванович Тютчев в своих бессмертных строках:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
Начиная разговор об этом времени года, мне хотелось бы обратиться к
творчеству великого русского художника Константина Федоровича Юона.
Ученик: Константин Федорович Юон (1875 – 1958) – яркий российский
художник, замечательный мастер пейзажа. В творчестве Юона
прослеживаются черты символизма и модерна, характерных для России
начала – середины 20 столетия. Его пейзажи отличаются поэтичностью и
жизнерадостностью. Любимой темой художника была ранняя весна. Ей
посвящены полотна «Весенний солнечный день», «Мартовское солнце» и
другие. Для творчества К.Ф.Юона свойственны сюжеты, связанные с
типическими чертами национального ландшафта, древностями.
Но при этом гораздо более характерны для художника четкие натурные
пейзажи, отличающиеся реалистичностью изображения природы. Для
творчества К.Ф.Юона свойственны сюжеты, связанные с типическими
чертами национального ландшафта, древностями.
Творческий успех к художнику пришел достаточно рано. Картины его были
замечены еще на ученических выставках. Художник оставил множество
работ различных направлений. Он работал в живописи, графике, был
театральным художником. Юон писал портреты, тематические картины, но
истинным призванием его стала пейзажная живопись. Именно пейзажи Юона
отличаются неповторимой красотой, удивительным мастерством. В работах
художника отразился ряд принципов французских импрессионистов, но
принципы эти легли на русскую, национальную почву. Юон любил
декоративность и красочность русской старины, что можно заметить в его
работах. С огромным удовольствием мастер изображал и красоту в жизни и
природе, солнце и снег, яркие народные одежды.
Художник много путешествовал по России, и эти путешествия легли в
основу его живописи. Наблюдения за людьми, природой определили
любимый жанр живописца – лирический пейзаж, который неизменно
отличается жизнерадостностью. Одна из наиболее удачных работ – пейзаж
«Конец зимы. Полдень» — картина, посвященная времени, когда зима
заканчивает свое царствование. На картине «Конец зимы. Полдень»
художник показал радостное пробуждение природы от зимнего сна.
Разносторонняя деятельность К.Ф.Юона отмечена орденами Ленина и
Трудового Красного Знамени.
Учитель: Посмотрим на эту картину и побеседуем по ней.
— Удалось ли автору нарисовать картину зимы и начала весны? Почему вы
так решили? Что изобразил на картине художник?
( На картине изображена деревня, сельская местность. На первый взгляд
кажется, что время года, написанное художником, — зима, но потом
появляется ощущение близости весны. Зима еще в силе, но уже подходят
последние ее дни. Об этом свидетельствуют отдельные детали, тонко
отмеченные художником.)
— Какие детали привлекают ваше внимание?
( Снег, покрывающий двор, рыхлый и ноздреватый снежный наст испещрен
тенями и кажется влажным. На поленнице дров уже нет снега – очевидно, он
стаял под солнечным теплом. На скатах крыш снег все еще лежит, но уже
начинает таять. Куры ходят по заснеженному двору, пытаясь добыть что—то
из—под наста. Вдалеке темнеет лес, окутанный теплой, почти весенней
дымкой.)
— Какие чувства охватывают вас при взгляде на картину?
(Картина передает спокойствие и умиротворение, царящие в природе. Она
будто застыла в ожидании бурных перемен, которые скоро принесет весна.
От картины исходит устойчивое ощущение обжитости земли. Чувствуется,
что художник любил деревню, знал ее. В своей работе он с удивительной
зоркостью отмечает приметы близящейся весны, человеческой деятельности.
— В каких тонах написана картина? Почему?
(Краски полотна нежные: сиренево—розовые, голубоватые, светло—
коричневые, зеленоватые. Темными на полотне выглядят ели, человеческие
фигуры и куриное семейство. Цвета плотны и насыщены, но при этом они
каким—то образом остаются прозрачными. Изображение насыщено
солнечным светом. Небо ясное и прозрачное, контрастирует своей почти
весенней голубизной с темным лесом. Длинные тени, лежащие на снегу,
позволяют предположить, что на картине изображена первая половина дня. И
даже если бы это не было отражено в названии полотна, зритель мог бы
догадаться, какое время суток стремился изобразить художник. Полуденное
солнце растапливает своими лучами снег. И хотя зима еще не завершилась,
но остро ощущается ожидание весны. Словно ароматом весенним повеяло на
морозной заснеженной природе.)
— С чем ассоциируется у вас приход весны?
(Скоро закончится зимний сон природы, придет тепло, а вместе с ним –
пробуждение природы. )
— Можно ли утверждать, что «весна – обновление жизни»?
— Раскрыта ли автором тема картины?
( На картине Юона мы видим: зиму, в которой уже ощущается влияние
весны. Чувствуется, что совсем скоро « возрожденья весть живая» (А.Ф.Фет)
разнесется по окрестностям.)
Вот этот небольшой по протяженности отрезок времени и стал объектом
нашего с вами внимания. Я благодарю вас за внимание. Надеюсь, что вы от
души насладились зимними днями и приготовились к встрече весны.
— Представьте себе, что вы ведете на телевидении цикл передач « Времена
года». Чтобы начать передачу, вы решили использовать картину К.Ф.Юона.
— Как вы думаете, нужно ли в своем рассказе назвать автора картины,
указать ее название?
— Как начать свое выступление, чтобы привлечь слушателей?
( С риторического вопроса)
— Вспомните, что называется риторическим вопросом, где, с какой целью
используется этот вопрос в тексте?
— Составление 1 предложение и запишем его себе в тетрадь.
Знаете ли вы….
Слышали ли вы….
Продолжим беседу.
— Что вы знаете об описании? Для чего оно используется в тексте?
— Тексты какого типа и стиля речи предполагает описания?
— Возможно ли сочетание разных типов речи? Каких?
Подготовка выступлений.
— Чтобы составить свой рассказ. Вы должны подумать о том, что вы хотите
донести до зрителя, на что обратить их внимание.
— Оформление таблицы.
Что я хочу рассказать
зрителям?
Что я выделю в своем
высказывании? (самое
главное)
—Как вы можете завершить свое выступление?
Составим план и рабочие материалы, которые нам пригодятся.
1. Что изображено на картине
слева?
Что можно сказать о доме, крыше,
дровах?
Большой деревянный, старый
бревенчатый дом.
Убывают дрова, лежащие около
забора.
2.Что мы видим на картине справа
Зеленеют ели. Белый снег. Два
мальчика возвращаются с прогулки, а
два других направляются на лыжную
прогулку.
Полдень. Солнце пригревает. Тихо.
Повеселевшие куры и петух
добывают себе корм.
Ясное небо. Лесистые холмы.
Небольшой дом с крышей, покрытый
снегом.
Сочинение-описание картины «Конец зимы. Полдень» Юона К.Ф.
Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 3 класса |
Рассмотрите репродукцию картины Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Как художнику удалось передать приближение весны и время суток—полдень? |
Примерный план сочинения: |
Первые признаки весны На картине Юона «Конец зимы» изображен деревенский пейзаж. На переднем плане – тепло одетые люди. Они собрались покататься на лыжах. По центру полотна – деревянный сруб с хозяйственными пристройками. Сюжет красиво обрамляют ровные и высокие белоствольные березы. Вдали виднеются горы и леса. Этот сюжет наполнен ощущением приближающейся весны. Холмы и дороги еще покрыты снегом. Но утрачена его зимняя, сияющая белизна. Он стал грязным, серовато-бледным. Местами виднеются голубые и темно-синие пятна проталин. Повсюду видны следы повозок, людей и животных. Возле ограждения сугроб частично растаял. Снежная шапка на строении также местами «провалилась». На весеннее настроение природы указывают деревья. Они первыми встречают солнечное тепло. На ветвях нет традиционного инея или снега. Они потемнели от влаги. Зеленые ветви елей стали более насыщенными и темными, почти до черноты. Поросль на холмах также постепенно освободилась от зимнего наряда. Художник мастерски передал полдень. В это время суток деревья откидывают самые длинные тени. Поздней зимой солнце стоит невысоко над линией горизонта. Небо становится прозрачным, светло-голубым на вид. На полотне небосвод сливается со снежными покровами. Потеплевший воздух приятен и людям, и животным. Они наслаждаются первыми солнечными лучами – предвестниками весны. Картина напоминает мне о весеннем празднике природы. Когда звонкие ручейки пробивают себе дорогу среди талого снега. Воздух приобретает особую свежесть и чистоту. И неповторимый запах почек. Они уже готовы распускаться изумрудными листиками. Это переломный момент. Сегодня еще холодно и пасмурно. А завтра мы услышим пение птиц, насладимся ароматом цветущих деревьев. Фигуры лыжников вызывают легкую грусть и воспоминания о зимних развлечениях. |
Вариант 2. Пример сочинения к учебнику Разумовской 6 класс |
Опираясь на название картины, расскажите, что на ней изображено. Напишите небольшой рассказ с элементами описания. |
Примерный план сочинения: |
Конец зимы: описание На картине Юона «Конец зимы. Полдень» изображен зимний пейзаж. Это переломный момент в природе. Снежное одеяло и холод вскоре превратятся в первые цветы и весеннюю оттепель. На картине мы видим четырех людей. Дети и взрослые собрались кататься на лыжах. Маленькие фигуры теряются на фоне роскошной зимней природы. На заднем плане виднеются косогоры и густые ряды деревьев. Это полотно напомнило мне рассказ моего друга о его поездке в деревню к бабушке. Он никогда не стоял на лыжах. И отец решил «познакомить его с лыжней». Сергею сразу понравились удобные русские домики. Они построены из деревянных бревен и ограждены изгородями. Возле каждого строения есть большая поленница с дровами. Ими зимой топят печь. На прогулку вышли в полдень, когда уже потеплело. Все вокруг было укрыто плотным слоем снега. Поверхность земли, поленница и крыши домов переливались перламутром под яркими лучами солнца. Друг заметил, что снег утратил прежнюю белизну. Талые и рыхлые сугробы приобрели голубой, желтоватый и сероватый оттенки. Повсюду виднелись следы и проталины. Это указывает на то, что весна не за горами. В обеденную пору солнце дарило тепло. Во дворе деловито гуляли петух и куры. Легкий мороз не пугал их. Птицы колоритным пятном выделялись на грязноватом снегу. Особенно ярко при полуденном освещении выглядели белоснежные стволы берез. Их ветви словно вытянулись в небо навстречу первому весеннему теплу. За оградой радовала глаз темная, насыщенная зелень пышных, высоких елей. Их верхушки уже освободились от снежных шапок. Друга поразила красота чистого и безоблачного неба над головой. Оно как будто светилось голубыми, зеленоватыми и нежно-розовыми полутонами. Небосвод сливался с морозным воздухом и деревенской тишиной. Получилась сказочная, залитая ярким светом картина. На окраине деревни белел не тронутый весной снег. Тут еще повелевает Зима. Вдалеке виднелись невысокие заснеженные косогоры. Они достаточно удобные для первых тренировок. Поразительно, но зеленые и коричневые деревья на заднем плане приобрели темно-синий цвет. Зимний пейзаж в деревне вызывал радостное и приподнятое настроение. Люди катались на лыжах до вечера. Сергей научился спускаться с уклона и подниматься наверх. Он сожалел о том, что скоро весна. И повторная поездка возможна только через год. Но он навсегда запомнил впервые увиденную красоту сельской природы. |
Примерный план сочинения: |
Картина «Конец зимы. Полдень» написана Константином Федоровичем Юоном в 1929 году. Художник выбрал для пейзажа одно из любимых мест Подмосковья. Сюжет полотна — типичный день в деревне. На переднем плане находится дворик, по которому прогуливаются, в поисках съестного, куры. В сельской местности домашнюю птицу выпускают ближе к весеннему теплу, поэтому автор этим как бы дает подсказку о времени года. Теперь мы видим, что изображена середина февраля. Возле деревенского дома, стоящего поодаль, навалены бревна. Теплый оттенок древесины, будто напоенной солнечными лучами, говорит о приближении весны. Кажется, что зритель вот-вот почувствует аромат сосновой смолы, исходящий от насыщенного влагой, дерева. Мальчишки, стоящие у хлипкой ограды, собираются покататься на лыжах с небольшого пригорка, виднеющегося между деревьями. Благо, снега еще много, он хоть и рыхлый, но лежит толстым слоем. Поэтому времени у ребят на удовольствия зимних забав предостаточно. Редкий перелесок, изображенный на заднем плане, показывает что снегопадов и метелей не было давно. Ветви деревьев зеленые. Местами видны проталины. Тень, отбрасываемая соснами и кустарником свидетельствует о солнечной, ясной погоде этого февральского дня. Различные оттенки леса, перепады красок от темно темно-синего до светло-голубого, обрамляет бескрайнее небо, осветившееся полуденным солнцем. Интересно изображение художником снега. Он уже подтаял. Видно, что сейчас более рыхлый и влажный, чем в первые месяцы зимы. Бело-голубой цвет, с добавлением коричневых пятен — следов людей и животных, подчеркивает ощущение приближающегося потепления. Он прекрасно оттеняет зеленые ели, и контрастирует с их темно-коричневыми, почти черными стволами. Это придает картине живость и естественность. От взгляда на эту картину на душе становится спокойно и уютно. Хочется очутиться в этой деревне и полной грудью вдохнуть влажный, холодный воздух февраля. Пейзажисту удалось передать атмосферу легкого зимнего морозца, согретого лучами теплого солнца. |
Вариант 4. Для 3 класса |
Примерный план сочинения: |
На картине русского художника Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень», написанной им в 1929 году, изображен обычный деревенский пейзаж, солнечным февральским днем. Зима уже готовится уступить место наступающей весне. Автор подарил зрителям замечательный сюжет, которым хочется долго любоваться. На плотном, рыхлом снегу, отливающем разными цветами, важно ходят куры, которым нашлось, что поклевать. Среди них можно заметить петушка с ярким, красивым оперением. Домашнюю птицу в деревнях всю зиму держат взаперти, в курятниках. Выпускают на свежий воздух только в погожие деньки, ближе к потеплению. Автор дает этим зрителю подсказку о скором уходе зимы. На переднем плане изображен деревянный дом с развалившейся поленницей. Крыша покрыта снежным одеялом, которое, подтаяв, готово вот-вот свалиться на землю. Задний план пейзажа украшают высокие зеленые ели и березки с белесыми прозрачными стволами. Вдалеке — пригорок с другими деревьями. Они кажутся голубыми, светло-серыми, а местами даже чуть-чуть розоватыми. Возле околицы собрались деревенские ребята. Они решили покататься на лыжах по холмам, окружающим деревню, и подышать чистым морозным воздухом в лесу. Такой радостный пейзаж, ослепительное солнышко и природа, готовая распрощаться с холодной зимой, создают веселое настроение. Этим полотном хочется долго любоваться, мечтая о весне… Картина «Конец зимы. Полдень» понравилась мне своей атмосферой. Очень захотелось побывать в такой уютной деревне, вдохнуть вкусные ароматы дымка из труб и насладиться запахом леса. Художнику хорошо удалось передать простую красоту родной земли. |
Вариант 5. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
- I. Вступление.
- К.Ф. Юон — художник-пейзажист.
- История создания картины «Конец зимы. Полдень».
- II. Основная часть (описание картины)
- Сюжет картины
- Передний план: снег, тени, птицы
- Средний план: дом, лыжники, изгородь
- Задний план: лес, холмы, небо
- Детали, их роль
- Цветовая гамма
- III. Заключение:
- Моё мнение о картине
- Что хотел сказать автор
I. 1. Известный русский художник Константин Фёдорович Юон стал продолжателем традиции русской реалистической пейзажной живописи. Рассвет его творчества приходится на начало 20 века. Живописец обожал среднерусскую природу, а свои пейзажи наделял поэтичностью и жизнерадостностью. Особое пристрастие Юон питал к зимним пейзажам, когда холода были на исходе, и уже чувствовалось приближение весны.
2. История многих картин Юона связана с Подмосковьем. В любимых местах Подмосковья, в деревне Лигачёво художник нашёл натуру и для своей работы «Конец зимы. Полдень». Эта картина по праву относится к числу наиболее значимых среди его творений. Деревенский зимний пейзаж восхитителен. Он был написан в 1929 году.
II. 3. На картине изображен наполненный солнечным светом деревенский пейзаж конца зимы. На нём присутствуют люди и домашние птицы. Это очень оживляет картину. Пейзаж на ней типично русский, характерный для средней полосы. Сюжет картины говорит о приближении весны и наполняет зрителя радостью ожидания тепла.
4. На переднем плане мастер изобразил ещё глубокий снежный покров. Но он уже начал оседать под солнечными лучами. В снегу видны глубокие подтаявшие следы. По сугробам пролегли длинные голубые тени от берёз. Они указывают на то, что солнце находится в своём зените. Домашние птицы что-то выискивают на утоптанной снежной дорожке. Им уже не холодно гулять, потому что в полдень солнце уже хорошо припекает.
5. Изгородь в средней части картины делит её пополам. Середину композиции занимает высокий добротный дом, брёвна возле него и подростки с лыжами. Возможно, они собрались в ближайший лес или уже возвращаются с лыжной прогулки. Тёмные ели уравновешивают правую часть полотна. Ведь в левой части изображено высокое строение. Стволы берёз украшают картину светящейся на солнце белизной.
6. Задний план картины занимают холмы и овраги с крутыми склонами. Они покрыты темнеющим бором. Кустарник и ели уже сбросили снежный покров. Природа готовится к наступлению весны. Но земля и поле вдалеке ещё надёжно укутаны снегом. Высокое светлое небо подчёркивает необъятность простора на картине.
7. На полотне немало деталей, которые говорят о том, что изображен именно конец зимы и середина дня. Снег на крышах строений подтаял. Тропинки утоптаны, а глубокие следы напоминают об оттепели и влажном снеге. Тени деревьев очень яркие и длинные. Воздух напоён полуденным солнцем. Хвоя зеленеет, а не прячется в изморози. Но снег на земле ещё без проталин.
8. Колорит картины построен художником на контрастах. Тёмно-зелёные ели противопоставлены жемчужным стволам берёз. Яркое оперение петуха и кур — белому снегу, позолоченные солнцем брёвна – серости стен. На полотне множество оттенков белого. Снег и синеватый, и молочно- голубой, и чуть желтый. Следы в снегу ближе к фиолетовому цвету, а на освещенных участках снег кажется чуть розоватыми.
III. 9. Мне очень понравилось, как Юон изобразил удивительный переход зимы в начало весны. В этом пейзаже восхитительное изобилие света, всё наполнено яркими солнечными лучами. Чувствуются такой простор, чистота и свежесть воздуха.
10. Живописец хотел показать природный переход между сезонами. Он пригласил нас полюбоваться ярким полднем, жизнерадостным деревенским пейзажем. Юон также передал бесконечный круговорот жизни. Одно время года сменяет другое. На смену полдню приходит вечер. Жизнь гармонична. Деревенские заботы тоже идут своим чередом. Лошадка везёт сено, куры встречают первое тепло. Художник говорит о душевном спокойствии, которое дарит общение с гармоничной природой.>
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.
Было интересно? Смотри еще:
- Сочинение-описание картины «Первые предвестники весны» Жуковский С.Ю.
- Сочинение-описание картины «Стригунок» Марушкина О.П.
- Сочинение-описание картины «Лесистый берег» Левитана И.И.
- Сочинение-описание картины Аисты Тихого И.А.
- Сочинение-описание картины Какой простор! Репин И.Я.
- Сочинение-описание картины Сирень в корзине Кончаловского П.П.
- Сочинение-описание картины Виртуоз Богданов-Бельский Н.П.
Конспект урока «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Сценарий урока.
Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Цели:
Систематизация умений написания сочинения — описания по картине;
Активизирование лексики по данной теме;
Закрепление знаний об эпитетах, орфографии;
Приобщение обучающихся к искусству;
Расширение кругозора обучающихся – знакомство с жизнью и творчеством К. Ф. Юона;
Задачи: образовательная – обучать написанию сочинения на материале личных наблюдений; формировать умение строить текст в соответствии с композицией сочинения-описания, систематизировать материал, определять тематику и жанр живописи; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях; воспитательная – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке; развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.
Оборудование: репродукция картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»; альбом П.И. Чайковского«Времена года»; плакат с материалами словарной работы; презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент – приветствие.
2. Основная часть урока. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
– Сегодня мы напишем сочинение-описание по картине. Мы уже знакомы с таким типом текста.
— Вспомните, какие черты такого типа текстов вы знаете?
— Вспомните, что такое художественный стиль речи.
— Наше описание мы будем создавать, используя художественный стиль речи.
−Как строится описание?
−Каковы задачи художественного описания? (Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка.) Своеобразие описания по картине заключается в том, что
а) необходимо понять замысел художника;
б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение);
в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.
−Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? (Сравнения, красочные определения, слова в переносном значении.)
−А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.) (В процессе беседы надо давать развернутые ответы в виде связного описания.)
Слово учителя. ( презентация; слайды в последовательности презентации) – Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, создатель глубоко национальных образов русской природы. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это живо предстает перед нами на полотнах К. Ф. Юона.Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.
Рассматривание картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Вопросы. ( слайд с репродукцией картины; репродукция на доске)
– Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы…»? (Возможные ответы: «Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: все истомилось и ждет тепла и света, но все же жаль уходящей зимы с ее красотой, с ее забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется “Конец зимы. Полдень».)
– Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? На что решился художник, чтобы снег оказался хорошо освещенным? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Какими кажутся при этом предметы (все, кроме снега)? (Возможные ответы: «Все тянется к теплу и свету. Куры деловито копают снег. Солнышко их выманило. Березы, стройные, статные, тянут к солнцу свои руки-ветки. Солнце золотит поленницу дров и ласкает стволы берез. Лыжники подставили лица солнцу. Художник сел против солнца, отчего все предметы на картине затенены, нет ярких пятен. Ничто не должно отвлекать от главного замысла – показать красоту снега, освещенного солнцем».)
(Слайд с передним планом. )
–Как выглядит снег на переднем плане картины Юона? Каким изобразил художник небо? (Возможные ответы: «Небо нежное. Все светится, переливается нежно — розовым, голубоватым. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого. На снегу короткие темные тени от берез, глубокие синие человеческие следы».)
– Как задний план картины помогает Юону воплотить замысел? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах? (Предполагаемые ответы: «На заднем плане царство зимы.
Солнце не проникает в чащу, снега не тронуты, косогоры заснежены. Путем контраста автор подчеркивает нежность и красоту снега на переднем плане».)
Вывод, обобщение о замысле художника и путях его воплощения делает сам учитель. – Весна богатством красок и звуков привлекла и замечательного художника К. Ф. Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал «Времена года» — альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песня жаворонка». Звучит музыка.
Речевая подготовка. Опорная лексика записывается в тетради.
Слово учителя.
– Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).
Задание 1. Подберите синонимы к словам: художник – живописец, мастер кисти, пейзажист; создаѐт – пишет (но не описывает и не рисует); картина – полотно, репродукция; блестит – искрится, сияет, сверкает; (богатство тонов) поражает – удивляет, изумляет.
Задание 2. Найдите неточно употребленное слово и замените его. Солнце окрасило снег в розоватые, голубоватые, зеленоватые оттенки (надо – тона). Снег отсвечивает нежными красками (надо – оттенками) розового, голубого, зелѐного. Полотно оставляет (надо – создаѐт) радостное настроение.
Задание 3. Определите, в чем ошибка, и исправьте ее. Солнечный свет отражается на снег (на чем? – на снегу). Картина полна светом (чего? – света). Радоваться теплом (чему? – теплу). Снег переливается в разные цвета (чем? – разными цветами). Полотно показывает о прелести этой поры (что? – прелесть).
Беседа.
Вопросы.
–Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глаголов? (Это усиливает живость описания.)
–Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями? Например: На первый взгляд картина кажется темноватой. Но всмотритесь в неѐ! Как сияет небо! Как искусно передал живописец богатство оттенков снега! Разве это не впечатляет?!
–Можно ли в этом сочинении воспользоваться такими образами? Объясните, почему нельзя (белоснежный ковѐр; снег, как цветной ковѐр). Укажите, в каких случаях будет уместно пользоваться переносным смыслом (вводить олицетворения): берѐзы радуются, солнце льѐт свет, снег играет…).
–Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!
Физминутка для глаз
Запись сочинения. После этой подготовки учащиеся приступают к работе (пишут сочинение). На следующем уроке учитель прочитает наиболее удавшиеся сочинения, разберет речевые ошибки и недочеты.
Домашнее задание. Дописать сочинение
http — «Троицкая лавра зимой»
http -«Июль. Купание».
http -»Конец зимы. Полдень»
http — «Кормление голубей на Красной площади»
http- «Купола и ласточки»
http — «Голубой куст»
http – «Приволье. Водопой. Лигачево»
http — «Зима. Мостик»
http — «Вид Троицкой лавры»
http — «Солнечный весенний день. Сергиев — Посад»
http — «Мартовское солнце»
http — «Волшебница-зима. Лигачево»
http://savok.name/uploads/yuon/16.jpg — «Летний день»
Многомудрый Литрекон знает, что краткое сочинение-описание по картине «Конец зимы. Полдень» задают ученикам разных классов: и 3, и 7 класса. Поэтому он составил 4 коротких эссе для девочек и мальчиков из обеих возрастных групп. Все работы написаны по плану.
Для девочек (3 класс)
(221 слово) Пейзажи всегда радуют глаз детальным описанием природы. Только настоящий художник может увидеть в обычном дне небывалую красоту и отразить ее на холсте. Мастера живописи передают не время года, а его настроение. На мой взгляд, особенно преуспел в этом художник Константин Федорович Юон. Моей любимой картиной этого живописца является пейзаж «Конец зимы. Полдень».
На полотне изображен вид с пригорка на лесистую долину. На первом плане мы видим ярких домашних курочек, которые гуляют на подтаявшем снегу. Поляну избороздили глубокие человеческие следы. На них переливаются сине-голубые тени берез. На втором плане мы замечаем бревенчатый дом, рядом с ним навалено много дров. Крышу избушки придавливает снег. Дерево выглядит сырым, потемневшим от влаги. Недалеко от дома стоят белые березки с серо-черными полосками на желтовато-белых стволах. В правом углу картины сгруппировались лыжники, которые спешат в последний раз насладиться зимним видом спорта. Фигуры еле намечены, ведь целью живописца было показать надвигающуюся весну, а не быт человека. Недалеко от них гордо возвышаются крупные ели, зеленея темным оттенком хвои. На заднем фоне нарисован пестрый лес, в котором можно различить ели, сосны, березы и другие деревья. Вся картина залита солнцем, которое возвещает конец зимы и начало весны.
Мне очень понравилась картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Она дарит ощущение весеннего тепла и яркого солнечного дня. Она как будто согревает душу, ведь веселая и беззаботная атмосфера приятна всем.
План краткого сочинения-описания:
- Вступление (характеристика жанра — пейзажа);
- Основная часть (описание картины «Конец зимы. Полдень»);
- Заключение (мое мнение о полотне).
Для мальчиков (3 класс)
(209 слов) Пейзаж — это описание красот природы на холсте. Главным героем таких полотен является окружающий мир. Задачей художника является передача состояния и настроения того, что он видит. Это не так легко, как кажется, ведь человек и сам видит природу. Живописцу надо удивить его. Я считаю, что с этой задачей справился К. Ф. Юон, нарисовав картину «Конец зимы. Полдень».
На репродукции картины изображен предвесенний день в деревенской глуши. Слева на пригорке гнездится деревянный дом. Его крыша завалена снегом, а бревенчатые стены, судя по неровному темному цвету, пропитались капелью. Рядом с домом высятся желтовато-белые березы, на которых проступили темные крапинки. Они отбрасывают длинные голубые тени на глубокий снег. В беспорядке лежат дрова. Недалеко от них гуляют куры. Видимо, они ищут еду, но на снежном покрове виднеются лишь следы. В правом углу полотна гуляют лыжники. Недалеко от них к пригорку прижался еще один дом. Его охраняют темно-зеленые великаны-ели. Сзади раскинулся густой лес, утопающий в голубой тени. Солнце отражается в белом снеге и освещает все вокруг теплым и радостным блеском. Все вокруг оживлено, будто даже курицы и деревья с нетерпением ждут весны.
Мне очень понравился пейзаж Константина Юона «Конец весны. Полдень». Он наполнен живостью и светом, на него приятно смотреть. Он навевает воспоминания о весне, первых проталинах и янтарном цвете мартовских дней.
План мини-сочинения:
- Вступление (характеристика жанра — пейзажа);
- Основная часть (описание картины «Конец зимы. Полдень»);
- Заключение (мое мнение о полотне).
Для девушек (7 класс)
(311 слов) В детстве я не понимала красоты и сложности пейзажей, пока не попробовала самостоятельно повторить один из них. Но у меня ничего не вышло: краски не передавали и десятой части того многообразия оттенков, которое получилось у художника. С той поры я стала уважать и любить живопись такого рода. Моей «пробной» картиной было подражание репродукции полотна К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», поэтому сейчас я попробую снова повторить ее, только уже в словах. Вдруг получится!
На холсте изображен приход весны в деревню, расположенную рядом с лесом. Солнечный свет залил эти занесенные снегом просторы. От этого на полям разметались причудливые голубые тени. Свет — это самое важное, что хотел передать художник. Чтобы картина заиграла живыми красками дня, необходимо было выбрать такие оттенки красок, которые подчеркивают каждую деталь. Все должно было отражать лучи яркого весеннего солнца, значит, каждый цвет подвергался тщательной обработке. Цветовая гамма получилась сбалансированной и естественной: продрогший лес отдает синевой, бревна в избе имеют неоднородный оттенок мокрой древесины, снег не белый, а желтоватый, местами голубой от нависшей тени. В результате мы верим этому изображению, ведь оно настоящее, без прикрас. Также использован прием контраста: яркая красная птица является центром картины и сталкивается с блеклой желтизной и синевой фона.
Предметы, герои и детали изображены точно и натурально. Березы кривоваты и не кристально белы, а желтоваты и сероваты. Следы тоже не симметричны, а разбросаны на тропе небрежно. Снежный покров неоднороден: кое-где его прорезают кустарники, травинки, рытвины и провалы следов. На участке вольно раскинулись дрова. Даже в густой хвое елей прослеживается проседь безжизненных желтых ветвей. Лыжники виднеются издалека, поэтому их фигуры слились в скопление черных силуэтов. Лес спится в синевато-желтую массу на фоне чистого белого неба.
Мне очень нравится смотреть на картину Константина Юона «Конец зимы. Полдень», потому что она пропитана ощущением весны, предвкушением оттепели. Даже не само тепло, а светлую тоску по нему мы любим острее и стремимся продлить ее, глядя на такие выразительные полотна.
План короткого сочинения-рассуждения:
- Вступление (особенности жанра — пейзажа);
- Основная часть (цветовая гамма полотна и композиционные находки художника);
- Заключение (мое отношение к картине).
Для юношей (7 класс)
(330 слов) Пейзаж — это жанр в изобразительном искусстве, который нацелен на изображение природы. Я не являюсь поклонником этого типа картин, однако в их однообразии есть исключения, которые «цепляют за живое». В них я вижу не то, что изобразил живописец, а состояние своей души. Мне вспоминаются личные впечатления об этом времени года и то, что с ним связано. Они дарят мне ностальгию и поводы подумать о былом. Одно из таких полотен — пейзаж «Конец зимы. Полдень» К. Ф. Юона.
Цветовая гамма изображения не бьет в глаза обилием цветов. Она скудна и естественна, как реальная весна в средней полосе России. Но богатство этого полотна не в яркости и пестроте, а в многообразии оттенков непримечательных цветов — коричневого, серого, синего, белого. Мимо них легко пройти, не заметив их переливов, как мы и делаем, возвращаясь домой. Но художник тонко подметил обилие натуральной палитры природы, которую мы, обыватели, не видим. Лишь на картине мы находим остановившееся время года, которое так легко пропускаем. Это не весна и не зима, а межсезонье. Снег не белый, а желтовато-серый, только солнечный свет возвращает ему белизну, и то не везде. Березы тоже отличаются желтоватой и сероватой корой, которая вянет на фоне снежного покрывала. Лес не зеленый и не черный, а синевато-серый с проблесками коричневато-желтого цвета. И только ели сохранили темно-зеленое одеяние, которое местами вылиняло и стало желтым. Зимние краски уже стерлись, а весенние еще не набрали силу.
Перед нами естественный деревенский полдень: куры гуляют по испещренному следами двору, дрова развалились и заняли много места, лыжники направляются в стороны леса, ведь когда придет оттепель, хозяйские дела уже не отпустят их со двора. Крыша дома плотно занесена снегом, как и начищенный двор. Но людям и не стоит утруждать себя уборкой, ведь скоро разъедающее мороз солнце само уберет заносы.
Таким образом, мое отношение к картине Юона «Конец зимы. Полдень» положительное, ведь это полотно передает не сюжет, а эмоцию. Светлые воспоминания весны окутывают зрителя и погружают его в праздничную атмосферу обновления. Весна — это не только оттепель, но и рождение нового мира, уснувшего на зиму.
План небольшого сочинения-рассуждения:
- Вступление (особенности жанра — пейзажа);
- Основная часть (цветовая гамма полотна и композиционные находки художника);
- Заключение (мое мнение о картине).
1
Художественное описание картины К. Юона «Конец зимы. Полдень» (Урок русского языка в 7 классе)
2
Цели урока: — обучать словесному описанию картины; — развивать связную речь учащихся; — учить умению высказывать мысли, используя простые предложения, осложнённые ПО и ДО, и сложные предложения; — прививать любовь к искусству и родной природе.
3
В лесу еловый мусор, хлам, И снегом всё завалено. Водою с солнцем пополам Затоплены проталины. И небо в тучах как в пуху Над грязной вешней жижицей Застряло в сучьях наверху И от жары не движется. Б. Пастернак Отчаянные холода Задерживают таянье. Весна позднее, чем всегда, Но и зато нечаянней. C утра амурится петух, И нет прохода курице. Лицом поворотись на юг, Сосна на солнце жмурится. Хотя и парит и печет, Еще недели целые Дороги сковывает лед Корою почернелою.
4
ЮОН Константин Федорович ( ) – русский живописец, художник театра, график, пейзажист, портретист.
5
Натюрморт «Васильки в луче солнца» 1930
6
А.С. Пушкин Женский портрет
7
Интерьер
8
К. Юон любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры. «Купола и ласточки Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры»
9
«Утро Москвы» 1942
10
«Сандружинницы» 1945
11
Декорация к опере Мусоргского «Борис Годунов»
12
«Голубые деревья» ПОСЛЕ ГРОЗЫ Пронесшейся грозою полон воздух. Все ожило, все дышит, как в раю. Всем роспуском кистей лиловогроздыx Сирень вбирает свежести струю. Б. Пастернак
13
«Люди будущего» 1929
14
Основной жанр творчества – лирический пейзаж «Голубое утро. Грачи на берёзах. Лигачёво»
15
«Пейзаж с берёзами»
16
После угомонившейся вьюги Наступает в округе покой. Я прислушиваюсь на досуге К голосам ребятни за рекой. Я, наверно, не прав, я ошибся, Я ослеп, я лишился ума. Белой женщиной лёгкой из гипса Наземь падает чудо-зима. Небо сверху любуется лепкой Мёртвых, крепко придавленных век. Всё в снегу: двор и каждая ветка, И на дереве каждый побег. Б. Пастернак
17
«Зимнее солнце. Лигачёво» 1916
18
«Лигачёво» 1915 Среди поздних произведений Юона выделяются те, что написаны в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом, и где он работал с 1908 по 1958 года.
19
«Зимний день»
20
«Лыжная экскурсия» 1930 Константин Юон очень любил снег и написал большое количество зимних пейзажей, изображающих разную погоду, разное время суток зимой, начало, середину, конец зимы.
21
«Конец зимы. Полдень»
22
Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима? По каким признакам видно, что это конец зимы? Что это подтверждает?
23
Давайте вместе посмотрим на картину Юона «Конец зимы. Полдень». Этим названием художник заставляет нас повнимательнее рассмотреть картину. Вся поверхность земли находится под снегом. Крыши также покрыты толстым слоем снега, который и не думает таять. Чисто белой краски для изображения снега художник использовал немного. Зато есть оттенки синего, голубого, серого, желтоватого. Этим художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы.
24
Что изображено на картине? Какое время дня изобразил художник? Что говорит о том, что это полдень?
25
Что же говорит нам о том, что зима заканчивается? Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом заливающие всё пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят и темные ели, и нежные березки, без которых редко обходятся русские пейзажи, и поленница дров возле изгороди. Конечно, это полдень – именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные. Приятный солнечный морозный день. Еще немного — и начнется весна.
26
Что нам подсказывает, что это деревенский пейзаж? Какими оттенками цвета художник подчеркивает: снег уже не такой свежий, как в начале зимы? Что придаёт картине веселое и жизнерадостное настроение?
27
Перед нами веселый деревенский пейзаж. О том, что это деревня, подсказывает бревенчатый домик на среднем плане слева и изгородь, линией разделяющая картину пополам горизонтально. Еще одно доказательство того, что дело происходит в деревне — это куры в снегу на переднем плане. На грязноватом, слегка пятнистом снегу они смотрятся яркими пятнами и придают картине веселое и жизнерадостное настроение, приближают зрителя к деревенским заботам
28
Что говорит о том, что снег ещё не такой рыхлый, ещё не начал таять?
29
За изгородью — группа лыжников, которые, видимо, направляются в лес на дальнем холме. А раз лыжники собрались на прогулку, то значит снег еще не такой рыхлый, еще не начал таять. С большим мастерством написан в картине снег, прозрачные синие тени от деревьев, дымка, окутывающая лесные дали. Это мастерство дало возможность передать с большой убедительностью состояние природы в преддверии весны, когда солнце начинает уже пригревать, когда тени становятся глубже, когда природа просыпается после зимних дней. Важно, что Юон связывает жизнь природы с человеком, присутствие которого вносит в картину особую теплоту..
30
Какова композиция картины? Какое настроение создаётся при рассматривании пейзажа?
31
Картина отличается естественностью, жизненной непосредственностью. кажется, что художник не размышлял о композиции, а просто написал то, что было перед его глазами. Но на самом деле это не так. Композиция этого полотна имеет свою логику. Картина производит цельное впечатление. В самом деле, забор делит её почти на равные части по горизонтали, дом слева уравновешивается тёмными массами елей справа. Это вносит в композицию необходимое равновесие. Продуманность композиционного решения дала возможность Юону сосредоточить внимание зрителя на главном, что ему хотелось выразить, а именно на ощущении жизненных сил, таящихся в природе, на чувстве радости, праздничности, которое испытывает человек перед лицом торжествующей в своей вечной красоте природы.
32
План 1. Мастер пейзажа Константин Фёдорович Юон. 2. Русская зима в Лигачёво: а) деревянные постройки; б) снег; в) деревья; г) солнце; д) лыжники. 3. Волшебная сила картины.
33
Награды и премии Сталинская премия первой Степени(1943) – за многолетние выдающиеся достижения в искусстве; Орден Ленина; Орден Трудового Красного знамени; Народный художник СССР (1950); Народный художник РСФСР (1945). На московском доме, где он жил и работал (улица Земляной вал, 14-16), установлена мемориальная доска.
34
Спасибо за работу на уроке
35
МБСКОУ СКОШ 36 города Озёрска Челябинской области Автор: Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы