Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
аудиоформат
- Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Учимся писать сочинение !!! Марченя Ирина Александровна МКОУ «Абрамовская сш» Ульяновской области, 2010
-
2 слайд
Что такое школьное сочинение по литературе? Это письменное развернутое высказывание (размышление, анализ, отзыв…) по заданной теме на основе художественного произведения. Что главное? Показать знание содержания (текста), проблем , особенностей языка, композиции художественного произведения… Показать умение размышлять и «говорить» по теме…. Требование 5 «П»: — понимание текста; — правильность суждений; — полнота раскрытия темы; — последовательность изложения; — правильность речи.
-
3 слайд
Порядок работы над сочинением Прежде всего обдумайте тему. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует писать в сочинении. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы ее раскрыть? (Как правило, стиль школьного сочинения публицистический, жанр – литературно-критическая статья) Составьте план.
-
4 слайд
Чацкий и Фамусовское общество. Буду писать о Чацком и Фамусовском обществе. (Это персонажи комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» ! ) Помню, что Чацкий – оказался один против всех. Почему?… Значит, мне нужно рассказать о том, какой Чацкий и каковы представители т.н. Фамусовского общества (Их, действительно, много: сам Фамусов – «главарь», Скалозуб – его предполагаемый зять, Молчалин — человек- «шестерка», без которого Фамусовым не прожить; не забыть графиню Хлестову – крепостницу, супругов Н.Д. и П.М., Тугоуховских, Репетилова (ну, и фамилии у них! – не забыть об этом сказать !!!) и т.д.)
-
5 слайд
Союз «и» в теме? Они заодно? Или же нет? Следовательно, надо мне раскрыть суть их «взаимоотношений». Помню, что между ними был какой-то конфликт (А! главный – идейный! А что это такое? Т.е. у них были разные взгляды на общественные порядки, причем по всем вопросам. Значит, эти проблемы надо обозначить: например, отношение к книгам, учению; государственной службе; любви; что-то там о крепостном праве говорили – в то время это была, кажется, основа жизни… Да, мне всего этого не понять – живем в ХХ1 веке…) С чего же начать и чем закончить???
-
6 слайд
План. Бессмертная комедия А.С.Грибоедова. Чацкий и Фамусовское общество. (Сама тема) 1) Чацкий: а) личность Чацкого – воспитание, черты характера (образован, воспитывался в доме Фамусова, остроумен, «он осмеять умеет всех», «чувствителен, и весел, и остер», …); б) любовь к Софье (хочет любить, но не хочет верить, что Софья его не любит, а предпочла Молчалина); в) взгляды Чацкого на современную ему жизнь (ценит образованность, «Служить бы рад, прислуживаться тошно», хочет быть по-настоящему полезен, видит несправедливость существующего крепостного права, не принимает морали приоритета общественного мнения «сильных мира»….); г) …
-
7 слайд
2) Фамусовское общество: а) Фамусов – яркий представитель, его непререкаемые взгляды (на учение, на жениха для дочери; его жизненные идеалы; времяпрепровождение; ханжество; неприятие нового — до «он вольность хочет проповедать!»; б) Скалозуб – «… удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», «и золотой мешок, и метит в генералы»; в) Молчалин — ….; г) гости Фамусова , углубление качеств — распространенность данного явления в жизни, живучесть; д) внесценические персонажи — «столпы» Фамусовского общества, непререкаемые авторитеты!.
-
8 слайд
3) Непримиримость взглядов Чацкого и Фамусова – главный конфликт комедии. 4) Объявление Чацкого сумасшедшим — поражение Чацкого. 5) Оценка И.А.Гончарова. («Галерея типов, картина нравов», «один в поле не воин, но он воин, если он Чацкий…»…). 3. Талант Грибоедова в изображении «вечного конфликта» между «веком нынешним и веком минувшим». ( Я узнал о жизни в первой четверти Х1Х века; задумался о том, что такое общественные нравы, как трудно идти против всех, хотя ты и прав… )
-
9 слайд
4. Продумайте вступление и заключение. Какова будет «красная нить» сочинения? Напишите черновой вариант сочинения. Не забудьте аргументировать свои мысли цитатами. Прочитайте первый вариант сочинения: раскрыты ли в нем тема и основная мысль? Все ли изложено последовательно? Нет ли пропуска мыслей, излишних подробностей, а также фактов, не относящихся к теме? Соразмерны ли части? Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли? Нет ли речевых и грамматических недочетов? Внесите исправления по сделанным пометам. Читая второй раз, исправьте орфографические и пунктуационные ошибки. Еще раз прочитайте! Если не заметите ошибок, аккуратно перепишите.
-
10 слайд
Можно начать так… В 1824 году А.С.Грибоедов — талантливый писатель, искусный дипломат, уникальнейшая личность своего времени — создает бессмертную комедию «Горе от ума», в которой смело высказал свои прогрессивные взгляды на общественное мироустройство. Ему многое не нравилось в обществе, в котором ему пришлось жить. И свои взгляды он выразил через главного героя Александра Андреевича Чацкого . Необычное название привлекает внимание и заставляет задуматься, почему от ума может быть горе и кто это горе испытал? Прочитав комедию (вот бы посмотреть на сцене!!!), конечно же, задумываешься, почему главный герой остается в одиночестве, почему ему не повезло в любви? Чацкий — ….
-
11 слайд
А может, начать так? Любое литературное произведение рассказывает нам о какой-то эпохе, ставит перед нами, читателями, «вечные», интересные и нам проблемы. И герои часто выступают носителями тех или иных идей. Так и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главным героем является Александр Андреевич Чацкий, который противостоит Фамусову и всему обществу.
-
12 слайд
Что сказать в заключение? (1. Если начал о горе от ума, то об этом надо и заканчивать…) Вот так сложилась судьба главного героя: он вынужден был уехать из дома Фамусова, где испытал «мильон терзаний» от непонимания, от невзаимной любви, от одиночества среди целого общества. Наверное, и сам автор был таким же «странным» человеком для своего времени. И мне очень жаль таких людей: им приходится жить в обществе, которое не разделяет прогрессивных взглядов, которое живет лишь личными интересами, в котором испытываешь «горе от ума» (и это как-то неправильно!). Как же будет развиваться жизнь? Только благодаря таким, как Чацкий и Грибоедов, Данко, многим ученым, которые, несмотря ни на что, думали о том, как изменить жизнь к лучшему!
-
13 слайд
А как вам такие темы??? Порядок работы тот же!!! Чацкий — победитель или побежденный? «Комедия «горе от ума» – картина нравов, галерея живых типов…» (И.А.Гончаров). Язык комедии «Горе от ума» Современность и бессмертие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
-
14 слайд
Только не надо «воду лить» – то есть писать все, что знаешь, но не по теме. Удачи!!! Успешной работы!!!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 610 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 09.10.2016
- 373
- 0
- 09.10.2016
- 387
- 0
- 09.10.2016
- 1050
- 4
- 09.10.2016
- 356
- 0
- 09.10.2016
- 4607
- 36
- 09.10.2016
- 385
- 0
- 09.10.2016
- 854
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
1
Обобщающее повторение. Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Урок литературы в 9 классе подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1078 г. Москвы Панкратова Н.А.
2
Обобщающее повторение Прав ли был А.С.Грибоедов, утверждая, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»? А.С.Пушкин в письме А.Бестужеву писал о Чацком: «Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисер перед Репетиловыми и тому подоб.». Прав ли А.С.Пушкин? Кто Чацкий: победитель или побеждённый? Докажите свою точку зрения. Почему А.С.Грибоедов первоначальное название комедии «Горе уму» заменил на «Горе от ума»? В чём разница? Отразилось ли это на основной мысли произведения? 2
3
Почему А.С.Грибоедов изменил название комедии? Во времена А.С.Грибоедова понятие «ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» — «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям» (что, кстати, нашло полное отражение в комедии)… С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т.е. фамусовых, скалозубов, молчалиных и др. Уделом Чацкого стало горе от ума, но только не его поражение, потому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед фамусовским обществом, остался самим собой в борьбе с «веком минувшим»
4
А.И.Герцен считал: «Если в литературе сколько-нибудь отразился, слабо, но с родственными чертами, тип декабриста – это в Чацком. В его озлобленной, желчевой мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьёт в каменную стену общественных предрассудков… У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться. » — Прокомментируйте высказывание. Прав ли А.Блок, утверждавший, что «Горе от ума» — «произведение, непревзойдённое, единственное в русской литературе, не разгаданное до конца»? Почему автор определил жанр своего произведения как комедия? Обобщающее повторение
5
Язык комедии А.С.Пушкин – А.А.Бестужеву: «О стихах я не говорю, половина – должны войти в пословицу». Какую особенность языка комедии А.С.Грибоедова отмечал А.А.Пушкин? Докажите его правоту.правоту Какие языковые особенности комедии вы отметили?
6
Закончите афоризм Минуй нас пуще всех печалей… Грех не беда… А впрочем, он дойдёт до степеней известных… Хотел объехать целый свет… Служить бы рад… Упал он больно… Свежо предание… Дома новы… Да, чтоб чины добыть… Ах, злые языки… Чины людьми даются… В мои лета не должно сметь И барский гнев, и барская любовь. Молва не хороша. Ведь нынче любят бессловесных. И не объехал сотой доли. Прислуживаться тошно. Встал здорово. Да верится с трудом. Да предрассудки стары. Есть многие каналы. Страшнее пистолета. А люди могут обмануться Своё суждение иметь.
7
Как работать над сочинением на литературную тему Тема сочинения – это то, о чём говорится в сочинении. Идея сочинения – его главная мысль. Объём темы – это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает. Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, составляющих объём данной темы.
8
Предупреждение орфографических ошибок Литературный диктант Чацкий, Фамусов, Скалозуб, фамусовское общество, фамусовская Москва, общественно-политический конфликт, любовный конфликт, нравственные принципы, идеалы светского общества, противостояние, борьба «века нынешнего» с веком «минувшим», столкновение взглядов, убеждений, объявить сумасшедшим, ненависть к просвещению, чуждый предрассудкам.
9
Предупреждение ошибок в управлении Жажда (чего?) борьбы, сознание (чего?) долга, намёк (на кого?) на Чацкого, надежда (на что?) на успех, мысль (о ком?) о Фамусове, мнение (о чём?) о взглядах, призвание (к чему?) к деятельности, любовь (к кому?) к Софье, вера (во что?) в успех, уверенность (в чём?) в успехе. Дорог (кому?) Чацкому, рад (чему?) встрече, верен (чему?) идеям, чист (чем?) душой, прав (в чём?) в споре, несчастлив (в чём?) в любви, доволен (кем?) Молчалиным.
10
Запомни! играть роль иметь значение уделять внимание Возглавить (что?) борьбу. Руководить (чем?) борьбой. Упрекать (в чём?) в безволии. Порицать (за что?) за безволие. Беспокоиться (о ком? о чём?) о жизни, о Софье. Тревожиться (за что? за кого?) за жизнь, за Софью. Изменить (кому? чему?) Чацкому, долгу. Предать (кого? что?) друзей, интересы.
11
1.Внимательно прочитай тему сочинения. 2.Выдели в ней ключевые слова. 3.Прокомментируй их. 4.Сформулируй тему в виде проблемного вопроса. 5.Определи основную мысль. 6.Подбери эпиграф, в котором отразится основная мысль сочинения. 7.Составь план сочинения. 8.Подбери цитаты, которые помогут доказать высказанную точку зрения, проиллюстрировать написанное. 9.Напиши черновой вариант сочинения. 10.Отредактируй написанное, исправь ошибки. 11.Перепиши работу в чистовик. Как работать над сочинением на литературную тему
12
Темы сочинений Чацкий и Молчалин. Кто Чацкий: победитель или побеждённый? Чем опасны Молчалины? Жизненные идеалы фамусовского общества. Современное звучание комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
13
Чацкий и Молчалин В чём особенность этой темы сочинения? Какую роль здесь играет союз «и»: соединение или противопоставление? Как можно сформулировать тему в виде проблемного вопроса? Как определите идею сочинения? Определите объём темы и её содержание.
14
Развёрнутый план сочинения I. Вступление. Характеристика исторической эпохи, отражённой в комедии (начало XIX века): а). зарождение прогрессивных декабристских идей; б). назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми; в). Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей. II. Основная часть. Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций: 1. Общие черты: а). молоды, имеют определённые взгляды на жизнь; б). образованны, умны; в). Принадлежность к фамусовскому обществу ( Чацкий – дворянин, воспитывался в доме Фамусова; Молчалин – секретарь, живёт в доме Фамусова)
15
2. Различия: а). положение в обществе (Чацкий – дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин – «безродный», подчиняет свои суждения тому, что принято в обществе); б). цель жизни (Чацкий – служение Родине; Молчалин – «дойти до степеней известных»); в). достижение цели (Чацкий – стремление честно служить; Молчалин – достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством); г). жизненная позиция (Чацкий – надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин – расчёт на поддержку и покровительство «сильных мира сего»); д). отношение с окружающими (Чацкий – благородство и порядочность; Молчалин – способность на подлость и предательство); е).отношение к Софье (Чацкий – искренность, Молчалин – игра в любовь «по должности»); Развёрнутый план сочинения
16
ж). личные качества (Чацкий – эмоционален, открыт, потому не защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив до мелочей, во всём придерживается «умеренности»); з). отношение в обществе (Чацкий – резкое неприятие существующих порядков, что порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин – незаменимый представитель фамусовского общества). III. Вывод. Создание А.С.Грибоедовым типичных характеров: Чацкий – тип борца, Молчалин – тип льстеца, услужливого малого. А.С.Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.
17
Домашнее задание: Напишите черновой вариант сочинения на одну из заданных тем.
18
Грибоедов А.С. Горе от ума. – М.: Детская литература, Читаем. Думаем. Спорим: Кн. Для самостоятельной работы учащихся по лит. : 9 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький и др. – М.: Просвещение, Фогельсон И.А. Литература учит. 9 кл.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, Русский язык. Грамматика. Русская литература XIX – XX веков. Сочинения. 5 – 11 кл.: Справочные материалы / Сост. М.А.Лепихова; Н.В.Сечина. – М.: Дрофа, Голуб И.Б., Давыдова Л.В. Сочинение и изложение без репетитора. – М.: АО «Столетие», Использованные материалы:
1. Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
2. Как работать над сочинением на литературную тему
• Тема сочинения – это то, о чём говорится в
сочинении.
• Идея сочинения – его главная мысль.
• Объём темы – это тот круг фактов,
предметов или явлений, которые она
охватывает.
• Содержание темы – это совокупность
наиболее существенных признаков,
характерных для всех фактов,
составляющих объём данной темы.
3. Предупреждение орфографических ошибок
Ча…кий, Фамусов, Ск…л…зуб,
…амусо…ское общество, …амусо…ская
…осква, обществе…о…п….литич….ский
к…нфликт, любовный к…нфликт,
нра…стве…ые принц…пы, ид…алы
све…ского общ…ства, против…ст…яние,
б…рьба «века нын…шнего» с веком
«м…нувшим», ст…лкновение взглядов,
уб…ждений, об…вить сума…едшим,
(не)нав…сть к просв…щению, чуждый
предра…удкам.
4. Проверьте себя
Чацкий, Фамусов, Скалозуб,
фамусовское общество, фамусовская
Москва, общественно-политический
конфликт, любовный конфликт,
нравственные принципы, идеалы
светского общества, противостояние,
борьба «века нынешнего» с веком
«минувшим», столкновение взглядов,
убеждений, объявить сумасшедшим,
ненависть к просвещению, чуждый
предрассудкам.
5. Предупреждение грамматических ошибок
Жажда (чего?) борьбы, сознание (чего?)
долга, надежда (на что?) на успех, мнение
(о ком?) о Фамусове, (о чём?) о взглядах,
призвание (к чему?) к деятельности,
любовь (к кому?) к Софье, вера (во что?) в
успех, уверенность (в чём?) в успехе, рад
(чему?) встрече, верен (чему?) идеям, чист
(чем?) душой, прав (в чём?) в споре,
несчастлив (в чём?) в любви, доволен
(кем?) Молчалиным, дорог (кому?)
Чацкому.
6. Запомните
возглавить (что?) борьбу,
• играть
руководить (чем?) борьбой,
роль
упрекать (в чём?) в безволии,
• иметь
значение порицать (за что?) за
безволие, беспокоиться (о
• уделять
ком? о чём?) о жизни, о
внимание Софье, тревожиться (за что?
за кого?) за жизнь, за Софью,
изменить (кому? чему?)
Чацкому, долгу, предать
(кого? что?) друзей, интересы
7. Алгоритм работы над сочинением
1. Внимательно прочитайте тему сочинения,
выделите в ней ключевые слова,
прокомментируйте их.
2. Сформулируйте тему в виде проблемного
вопроса.
3. Определите основную мысль сочинения,
подберите эпиграф, в котором отразится
основная мысль сочинения.
4. Составьте план сочинения.
5. Подберите цитаты, которые помогут доказать
высказанную точку зрения,
проиллюстрировать написанное.
6. Напишите черновой вариант сочинения.
7. Отредактируйте написанное, исправь ошибки.
8. Темы сочинений
1. Чацкий и Молчалин
2. Кто Чацкий: победитель или
побеждённый?
3. Чем опасны Молчалины?
4. Жизненные идеалы фамусовского
общества
5. Современное звучание комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума»
9. Чацкий и Молчалин
Чацкий и Молчалин
В чём особенность этой темы
сочинения?
Какую роль здесь играет союз «и»:
соединение или противопоставление?
Как можно сформулировать тему в
виде проблемного вопроса?
Как определите идею сочинения?
Определите объём темы и её
содержание.
10. Развёрнутый план сочинения
I. Вступление.
Характеристика исторической эпохи,
отражённой в комедии (начало XIX века):
а) зарождение прогрессивных
декабристских идей; б) назревание
борьбы в обществе между
непримиримыми консерваторами и
прогрессивно мыслящими людьми; в)
Чацкий и Молчалин как представители
разных общественных лагерей
11. Развёрнутый план сочинения
II. Основная часть.
Чацкий и Молчалин – люди
противоположных жизненных позиций:
1. Общие черты: а) молоды, имеют
определённые взгляды на жизнь;
б) образованны, умны; в) Чацкий –
воспитывался в доме Фамусова;
Молчалин – живёт в доме Фамусова
12. Развёрнутый план сочинения
2. Различия: а) положение в обществе
(Чацкий – дворянин, отличается
независимостью взглядов; Молчалин –
«безродный», секретарь в доме
Фамусова, подчиняет свои суждения тому,
что принято в обществе); б) цель жизни
(Чацкий – служение Родине; Молчалин –
«дойти до степеней известных»);
д) отношение с окружающими (Чацкий –
благородство и порядочность; Молчалин –
способность на подлость и предательство);
13. Развёрнутый план сочинения
в) достижение цели (Чацкий – стремление
честно служить; Молчалин – достичь всего
лестью, угодничеством, подхалимством);
г) жизненная позиция (Чацкий – надежда
на себя, свои возможности и знания;
Молчалин – расчёт на поддержку и
покровительство «сильных мира сего»);
е)отношение к Софье (Чацкий –
искренность, Молчалин – игра в любовь
«по должности»);
14. Развёрнутый план сочинения
ж) личные качества (Чацкий –
эмоционален, открыт, потому не
защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив
до мелочей, во всём придерживается
«умеренности»); з) отношение в обществе
(Чацкий – резкое неприятие
существующих порядков, что порождает
полное непонимание окружающих,
агрессивность с их стороны и отторжение;
Молчалин – незаменимый представитель
фамусовского общества).
15. Развёрнутый план сочинения
III. Вывод.
Создание А.С. Грибоедовым типичных
характеров: Чацкий – тип борца,
Молчалин – тип льстеца, услужливого
малого. А.С. Грибоедов, изобразив типы
Чацкого и Молчалина, предложил
современникам и потомкам сделать свой
нравственный выбор.
16. Домашнее задание
Напишите сочинение на одну
из предложенных тем.
Цели:
- Обобщить и систематизировать материал по изучению комедии А.С. Грибоедова; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;
- Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;
- Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.
Оборудование: текст произведения, презентация, видеоролик.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами обобщим всё, что узнали в процессе работы над бессмертной комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Прошу внимания на экран.
(сюжет из фильма-спектакля «Монолог Чацкого «Уж точно начал свет глупеть…»)
Приложение 1
II. Индуктор.
Как вы думаете, кто и что станет предметом нашего исследования? (Чацкий и фамусовское общество).
Да, сегодня нам предстоит составить суждение об этих двух противоборствующих лагерях комедии Александра Сергеевича Грибоедова. Вы, конечно же, уже поняли, зачем разделились на группы. Вы – исследователи. Одна из групп будет собирать материал о Чацком, а вторая – о фамусовском обществе. (разыгрывание разноцветных карточек).
Приложение 2
Слайд 2 (иллюстрация Чацкого и Фамусова)
Чем будет заниматься третья группа, вы догадаетесь, когда вспомните, чем богат язык комедии. Конечно же, афоризмами. Вот подбором цитат и афоризмов будет заниматься третья группа филологов-энциклопедистов.
Какое бы суждение о личности мы не составляли, письменное или устное, его структура всегда подчиняется определённым нормам. Вспомним, какие составляющие должны быть обязательными при рисовании портрета литературного персонажа.
План Слайд 3
Общая характеристика
- Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
- Говорящие имена, отчества, фамилии;
- Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни;
- Афоризмы, цитаты.
Для того, чтобы составить портрет общества, надо знать, что включает в себя это понятие.
Нам помогут энциклопедисты.
Общество – это круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.
Итак, общество состоит из людей, которые близки друг другу взглядами на жизнь.
Можно ли тогда использовать для характеристики общества тот же план, что и для отдельного персонажа? Конечно да, так как мы будем отражать те черты, которые определяют сходство людей, объединённых в общий круг.
Запишите этот план в тетради, но перед ним оставьте 2-3 строчки для записи темы.
III. Погружение в текст.
Итак, задача исследователей – составить связное суждение о Чацком и фомусовском обществе, дать им характеристику. А энциклопедисты подбирают афоризмы, которые помогут глубже понять характер персонажей, их отношение к окружающему миру.
IV. Обсуждение.
1 группа читает свой материал, энциклопедисты добавляют афоризмы.
1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
Чацкий – молодой человек примерно двадцати лет, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в дом, где провёл счастливые юные годы. Он вернулся к своей возлюбленной Софье, горя желанием возобновить их отношения. За время своего отсутствия Чацкий получил хорошее образование (он славно пишет, переводит), мог бы продвинуться по карьерной лестнице (служил в министерстве), но не стал служить (в том пользы не находит), есть имение, но, по разумению Фамусова, он плохо ведёт в нём дела (не гонится за богатством). Приехав в Москву, Чацкий понимает, что он чужой здесь, не подходит ни под одно «требование» московских тузов.
2. Говорящие имена, отчества, фамилии;
А.С. Грибоедов не зря выбрал имя Александр Андреевич Чацкий. В переводе с греческого имя значит «мужественная защита», а отчество Андреевич – сын «мужественного, храброго». Отсюда и темперамент, мужество, его умение отстаивать свои мнения. Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что он потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские. Ну а ассоциативно она указывает на Чаадаева, близкого Чацкому по взглядам и убеждениям.
3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни
Чацкий вернулся из просвещённой Европы и, конечно же, не мог не привезти оттуда вольнодумных мыслей. Он резко высказывается по поводу всех сторон жизни фамусовского общества, людей, среди которых он до недавнего времени жил: это и отношение к службе, к добыванию чинов; это и взгляды на крепостное право и отношение к личности человека; это и высказывания по поводу просвещения.
4. Афоризмы, цитаты
- И я у ваших ног!
- Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
- Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два. - Где ж лучше?
Где нас нет. - Сам толст, его артисты тощи.
- И дым Отечества нам сладок и приятен.
- Числом поболее, ценою подешевле.
- В России под великим штрафом
Нам каждого велят признать историком и географом. - Ведь нынче любят бессловесных.
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- И точно начал свет глупеть.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Смех страшит и держит стыд в узде.
- Дома новы, но предрассудки стары.
- А судьи кто?
- Грабительством богаты.
- Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.
- Прошедшего житья подлейшие черты.
- Как платья, волосы, так и умы коротки.
- Молчалины блаженствуют на свете.
- Мильон терзаний!
Слайд 4
В своей статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров сказал о Чацком, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер».
А.С. Пушкин считал иначе: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён».
Как вы думаете, почему А.С. Пушкин столь резко выступил против Чацкого? Что привело его к таким выводам? (Дело, действительно, в горе от ума. Чацкий высказывает умные и правильные мысли, но не замечает, что среди его слушателей нет людей, которые могли бы его понять).
Кто же Чацкий – борец или жертва? Попросим помощи у наших филологов.
Борец – это человек, который борется во имя защиты, осуществления чего-нибудь передового, прогрессивного.
Можно ли назвать Чацкого борцом?
Жертва – это человек, страдающий от насилия, несчастья, неудачи.
Можно ли сказать, что Чацкий – жертва? Потерпел ли он какое-либо несчастье или неудачу? (разочарование в любви, не находит места в обществе, в котором рос и воспитывался).
Учитель: И в наше время без борьбы не бывает жертв, удар на себя принимает тот человек, который идёт первым. Он жертвует собой ради своих идей и других людей. Забывая себя, он отдаёт всё для достижения цели. Была ли жертвенность Чацкого напрасна? Дала ли она плоды?
Вспомните, были ли у Чацкого последователи? (Брат Скалозуба «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»; племянник княгини «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник»)
Жертва и мильон терзаний Чацкого были не зря, его борьба, пусть и медленно, но приносит плоды. Все, с кем столкнулся Чацкий, так или иначе, почувствовали это столкновение: Софья поняла, что обманулась; Молчалин разоблачён; покой Фамусова нарушен; все остальные тоже «попали под град его выстрелов», по словам И.А. Гончарова. Это только начало борьбы, начало перемен.
Отразим выводы в тетради (общий вид).
Слайд 5 (первая часть плана)
Слайд 6
А теперь перенесёмся в дом Фамусова…
Мини-инсценировка подготовленными детьми (действие 3, явление 6, с. 19)
- Наталья Дмитриевна
- Платон Михайлович
- Чацкий
Слайд 7
2 группа представит своё исследование, филологи добавляют афоризмы и цитаты.
1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
Представители фамусовского общества принадлежат разным возрастным группам: среди них есть и люди в возрасте (Фамусов, графиня-бабушка Хрюмина, Хлёстова, князь и княгиня), и молодые (Молчалин, Софья, Горичи, Загорецкий, Скалозуб, Репетилов, княгини-дочери). Всех их объединяет достаточно высокое положение в обществе (кроме Молчалина), сходный образ жизни.
2. Говорящие имена, отчества, фамилии;
Фамилии этих персонажей говорят сами за себя: они их оценивают и дают им прямую характеристику. Так, Фамусов – от слова «молва, известный», а значит, и распространяет слухи и сам зависит от них; Репетилов – от выражения «повторять», а значит, не иметь собственного мнения; Софья – мудрость, но мудрость мнимая; фамилия Хлёстова указывает на жёсткость, грубость и т.д. Иначе говоря, это сбор всех отрицательных черт характеров.
3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни
В монологах и диалогах действующих лиц прямо даётся их отношение к окружающей действительности. Это и негативное отношение к просвещению, пренебрежение достоинством других людей, восхваление крепостного права, деление законов на две части: одна для богатых и знатных, другая для неимущих и бесправных: отношение к любви и браку и т.д.
4. Афоризмы, цитаты
- Монашеским известен поведеньем!
- Кто беден, тот тебе не пара!
- Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой! - Грех не беда, молва не хороша.
- Желал бы зятя он с с звездами, да чинами.
- И золотой мешок, и метит в генералы.
- Сам толст, его артисты тощи.
- Что за тузы в Москве живут и умирают!
- И он сгибался в перегиб.
- Ну как не порадеть родному человечку!
- В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь. - Ученье – вот чума, учёность – вот причина!
- Забрать все книги бы, да сжечь!
- Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Можно ли сказать, что А.С. Грибоедов изобразил трагедию московского общества, а вместе с тем и всей России? (московское общество – это верхушка, знатные люди, поэтому их принципы проецируются на всю страну).
Трагедия, да, люди застыли в своём мирке, живут по созданным им законам, не видя ничего, что творится вокруг. Нет развития, движения вперёд. У таких людей нет будущего. Это болото, в котором не пробиться чистой родниковой воде. Это катастрофа, т.к. упадок нравов и жизненных представлений несёт за собой вымирание всей нации.
Узнаем у энциклопедистов, правильно ли мы понимаем понятие «трагедия».
Трагедия – это тяжкое переживание, несчастье, несущее за собою личную или общественную катастрофу.
Как этот вывод подтверждается эпизодом инсценировки? Какой скрытый смысл содержится в обыгрывании слов «сквозняк и ветер»? (сквозняк, ветер – то новое, чего страшатся эти люди и от чего хотят оградить себя, а отсюда – душевная и нравственная духота).
Почему же комедия, пройдя огромный временной отрезок, остаётся бессмертной? Можно ли говорить о её актуальности? (такие люди, нравы и отношение к окружающей действительности можно встретить и в наше время, когда основным занятием является добывание денег, званий и власти; когда во главу угла ставится «Я», а другие люди не воспринимаются как личность)
Слайд 8 (вторая часть плана)
Пришло время сделать записи под второй стрелкой нашего плана.
V. Самоанализ, выводы.
Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, осталось подобрать темы сочинений. Постарайтесь сделать это.
Итак, первая тема…
Вторая тема…
Вы оставили место перед записью плана. Здесь мы и запишем темы сочинений.
Слайд 9
- Чацкий – борец или жертва?
- Трагедия фамусовского общества осталась в прошлом?
VI. Д.З.
Темы определены, план записан, дома вы напишете сочинение-рассуждение на одну из тем, используя материалы урока.
Слайд 1Обучение сочинению по пьесе А.Грибоедова «Горе от ума». 9-й класс
Слайд 2Процесс создания своего текста
1. О чём будет моё сочинение? (тема)
О любовном
конфликте в пьесе Грибоедова.
2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения)
В комедии «Горе от ума», по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин…
Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.
Слайд 33. Какой тип речи моего сочинения?
Рассуждение – это подтверждение основной мысли.
Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
Слайд 44. Какова схема рассуждения?
I. Тезис (основная мысль сочинения)
Почему?
Потому что, так как.
II.
Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста
Что из этого следует?
Поэтому, следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.
Слайд 5Примерные правила создания сочинения (своего текста)
Заголовок (название) соответствует содержанию текста.
Сочинение должно
быть завершённым.
Наличие всех необходимых частей сочинения.
Выражение собственной позиции.
Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.).
Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики).
Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему.
Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.
Слайд 6Примерный план сочинения
Вступление.
А) Зачин.
Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения,
с которой я (не) согласен.
Основная часть.
А) Что такое любовь?
Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста.
Заключение.
Вывод.
Слайд 7Словарная работа
Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писатель, автор, создатель, творец, мастер.
Герой,
персонаж, он (она), имя, фамилия,
«Горе от ума», произведение, пьеса, комедия, творение.
Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция.
Слайд 8Варианты эпиграфа
Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит
стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Слайд 9Вступление
Примерные варианты зачина сочинения
О писателе
В конце 18 века родился знаменитый русский
драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию «Горе от ума».
О книге
В 1824 году появилась знаменитая русская комедия «Горе от ума». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей.
О себе
Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять
Слайд 10Основная часть
Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?
Слайд 11Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это:
желание отдавать, а не
брать,
забота,
ответственность,
заинтересованность в жизни и развитии любимого,
уважение.
Слайд 12Поиск доказательств в пьесе «Горе от ума»
Действие I, явление 4: Софья
обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него.
Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой.
Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой).
Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит ей словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу.
Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него.
Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).
Слайд 13Заключение
Примерный вывод
В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют
любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, «под пару» друг другу. Но судьба лишила их счастья. «Горе от ума» — пьеса о трагической любви.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Подготовка к сочинению
по комедии
А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
Слайд 2
Описание слайда:
Как работать над сочинением на литературную тему
Тема сочинения – это то, о чём говорится в сочинении.
Идея сочинения – его главная мысль.
Объём темы – это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает.
Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, составляющих объём данной темы.
Слайд 3
Описание слайда:
Предупреждение орфографических ошибок
Ча…кий, Фамусов, Ск…л…зуб, …амусо…ское общество, …амусо…ская …осква, обществе…о…п….литич….ский к…нфликт, любовный к…нфликт, нра…стве…ые принц…пы, ид…алы све…ского общ…ства, против…ст…яние, б…рьба «века нын…шнего» с веком «м…нувшим», ст…лкновение взглядов, уб…ждений, об…вить сума…едшим, (не)нав…сть к просв…щению, чуждый предра…удкам.
Слайд 4
Описание слайда:
Проверьте себя
Чацкий, Фамусов, Скалозуб, фамусовское общество, фамусовская Москва, общественно-политический конфликт, любовный конфликт, нравственные принципы, идеалы светского общества, противостояние, борьба «века нынешнего» с веком «минувшим», столкновение взглядов, убеждений, объявить сумасшедшим, ненависть к просвещению, чуждый предрассудкам.
Слайд 5
Описание слайда:
Предупреждение грамматических ошибок
Жажда (чего?) борьбы, сознание (чего?) долга, надежда (на что?) на успех, мнение (о ком?) о Фамусове, (о чём?) о взглядах, призвание (к чему?) к деятельности, любовь (к кому?) к Софье, вера (во что?) в успех, уверенность (в чём?) в успехе, рад (чему?) встрече, верен (чему?) идеям, чист (чем?) душой, прав (в чём?) в споре, несчастлив (в чём?) в любви, доволен (кем?) Молчалиным, дорог (кому?) Чацкому.
Слайд 6
Описание слайда:
Запомните
играть роль
иметь значение
уделять внимание
Слайд 7
Описание слайда:
Алгоритм работы над сочинением
Внимательно прочитайте тему сочинения, выделите в ней ключевые слова, прокомментируйте их.
Сформулируйте тему в виде проблемного вопроса.
Определите основную мысль сочинения, подберите эпиграф, в котором отразится основная мысль сочинения.
Составьте план сочинения.
Подберите цитаты, которые помогут доказать высказанную точку зрения, проиллюстрировать написанное.
Напишите черновой вариант сочинения.
Отредактируйте написанное, исправь ошибки.
Слайд 8
Описание слайда:
Темы сочинений
Чацкий и Молчалин
Кто Чацкий: победитель или побеждённый?
Чем опасны Молчалины?
Жизненные идеалы фамусовского общества
Современное звучание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Слайд 9
Описание слайда:
Чацкий и Молчалин
В чём особенность этой темы сочинения?
Какую роль здесь играет союз «и»: соединение или противопоставление?
Как можно сформулировать тему в виде проблемного вопроса?
Как определите идею сочинения?
Определите объём темы и её содержание.
Слайд 10
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
I. Вступление. Характеристика исторической эпохи, отражённой в комедии (начало XIX века): а) зарождение прогрессивных декабристских идей; б) назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми; в) Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей
Слайд 11
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
II. Основная часть.
Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций:
1. Общие черты: а) молоды, имеют определённые взгляды на жизнь; б) образованны, умны; в) Чацкий –воспитывался в доме Фамусова; Молчалин – живёт в доме Фамусова
Слайд 12
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
2. Различия: а) положение в обществе (Чацкий – дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин – «безродный», секретарь в доме Фамусова, подчиняет свои суждения тому, что принято в обществе); б) цель жизни (Чацкий – служение Родине; Молчалин – «дойти до степеней известных»); д) отношение с окружающими (Чацкий – благородство и порядочность; Молчалин – способность на подлость и предательство);
Слайд 13
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
в) достижение цели (Чацкий – стремление честно служить; Молчалин – достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством); г) жизненная позиция (Чацкий – надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин – расчёт на поддержку и покровительство «сильных мира сего»); е)отношение к Софье (Чацкий – искренность, Молчалин – игра в любовь «по должности»);
Слайд 14
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
ж) личные качества (Чацкий – эмоционален, открыт, потому не защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив до мелочей, во всём придерживается «умеренности»); з) отношение в обществе (Чацкий – резкое неприятие существующих порядков, что порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин – незаменимый представитель фамусовского общества).
Слайд 15
Описание слайда:
Развёрнутый план сочинения
III. Вывод.
Создание А.С. Грибоедовым типичных характеров: Чацкий – тип борца, Молчалин – тип льстеца, услужливого малого. А.С. Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.
Слайд 16
Описание слайда:
Домашнее задание
Напишите сочинение на одну из предложенных тем.
- Презентации
- Презентация Учимся писать сочинение по комедии А.С.Грибоедова Горе от ума
Презентация Учимся писать сочинение по комедии А.С.Грибоедова Горе от ума
Автор публикации:
Дата публикации: 29.09.2016
Краткое описание:
1
Учимся писать сочинение !!! Марченя Ирина Александровна МКОУ «Абрамовская сш» Ульяновской области, 2010
2
Что такое школьное сочинение по литературе? Это письменное развернутое высказывание (размышление, анализ, отзыв…) по заданной теме на основе художественного произведения. Что главное? Показать знание содержания (текста), проблем , особенностей языка, композиции художественного произведения… Показать умение размышлять и «говорить» по теме…. Требование 5 «П»: — понимание текста, — правильность суждений, — полнота раскрытия темы, — последовательность изложения, — правильность речи.
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Порядок работы над сочинением Прежде всего обдумайте тему. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует писать в сочинении. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы ее раскрыть? (Как правило, стиль школьного сочинения публицистический, жанр – литературно-критическая статья) Составьте план.
4
Чацкий и Фамусовское общество. Буду писать о Чацком и Фамусовском обществе. (Это персонажи комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» ! ) Помню, что Чацкий – оказался один против всех. Почему?… Значит, мне нужно рассказать о том, какой Чацкий и каковы представители т.н. Фамусовского общества (Их, действительно, много: сам Фамусов – «главарь», Скалозуб – его предполагаемый зять, Молчалин — человек- «шестерка», без которого Фамусовым не прожить, не забыть графиню Хлестову – крепостницу, супругов Н.Д. и П.М., Тугоуховских, Репетилова (ну, и фамилии у них! – не забыть об этом сказать !!!) и т.д.)
5
Союз «и» в теме? Они заодно? Или же нет? Следовательно, надо мне раскрыть суть их «взаимоотношений». Помню, что между ними был какой-то конфликт (А! главный – идейный! А что это такое? Т.е. у них были разные взгляды на общественные порядки, причем по всем вопросам. Значит, эти проблемы надо обозначить: например, отношение к книгам, учению, государственной службе, любви, что-то там о крепостном праве говорили – в то время это была, кажется, основа жизни… Да, мне всего этого не понять – живем в ХХ1 веке…) С чего же начать и чем закончить???
6
План. Бессмертная комедия А.С.Грибоедова. Чацкий и Фамусовское общество. (Сама тема) 1) Чацкий: а) личность Чацкого – воспитание, черты характера (образован, воспитывался в доме Фамусова, остроумен, «он осмеять умеет всех», «чувствителен, и весел, и остер», …), б) любовь к Софье (хочет любить, но не хочет верить, что Софья его не любит, а предпочла Молчалина), в) взгляды Чацкого на современную ему жизнь (ценит образованность, «Служить бы рад, прислуживаться тошно», хочет быть по-настоящему полезен, видит несправедливость существующего крепостного права, не принимает морали приоритета общественного мнения «сильных мира»….), г) …
7
2) Фамусовское общество: а) Фамусов – яркий представитель, его непререкаемые взгляды (на учение, на жениха для дочери, его жизненные идеалы, времяпрепровождение, ханжество, неприятие нового — до «он вольность хочет проповедать!», б) Скалозуб – «… удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», «и золотой мешок, и метит в генералы», в) Молчалин — …., г) гости Фамусова , углубление качеств — распространенность данного явления в жизни, живучесть, д) внесценические персонажи — «столпы» Фамусовского общества, непререкаемые авторитеты!.
8
3) Непримиримость взглядов Чацкого и Фамусова – главный конфликт комедии. 4) Объявление Чацкого сумасшедшим — поражение Чацкого. 5) Оценка И.А.Гончарова. («Галерея типов, картина нравов», «один в поле не воин, но он воин, если он Чацкий…»…). 3. Талант Грибоедова в изображении «вечного конфликта» между «веком нынешним и веком минувшим». ( Я узнал о жизни в первой четверти Х1Х века, задумался о том, что такое общественные нравы, как трудно идти против всех, хотя ты и прав… )
9
4. Продумайте вступление и заключение. Какова будет «красная нить» сочинения? Напишите черновой вариант сочинения. Не забудьте аргументировать свои мысли цитатами. Прочитайте первый вариант сочинения: раскрыты ли в нем тема и основная мысль? Все ли изложено последовательно? Нет ли пропуска мыслей, излишних подробностей, а также фактов, не относящихся к теме? Соразмерны ли части? Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли? Нет ли речевых и грамматических недочетов? Внесите исправления по сделанным пометам. Читая второй раз, исправьте орфографические и пунктуационные ошибки. Еще раз прочитайте! Если не заметите ошибок, аккуратно перепишите.
10
Можно начать так… В 1824 году А.С.Грибоедов — талантливый писатель, искусный дипломат, уникальнейшая личность своего времени — создает бессмертную комедию «Горе от ума», в которой смело высказал свои прогрессивные взгляды на общественное мироустройство. Ему многое не нравилось в обществе, в котором ему пришлось жить. И свои взгляды он выразил через главного героя Александра Андреевича Чацкого . Необычное название привлекает внимание и заставляет задуматься, почему от ума может быть горе и кто это горе испытал? Прочитав комедию (вот бы посмотреть на сцене!!!), конечно же, задумываешься, почему главный герой остается в одиночестве, почему ему не повезло в любви? Чацкий — ….
11
А может, начать так? Любое литературное произведение рассказывает нам о какой-то эпохе, ставит перед нами, читателями, «вечные», интересные и нам проблемы. И герои часто выступают носителями тех или иных идей. Так и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главным героем является Александр Андреевич Чацкий, который противостоит Фамусову и всему обществу.
12
Что сказать в заключение? (1. Если начал о горе от ума, то об этом надо и заканчивать…) Вот так сложилась судьба главного героя: он вынужден был уехать из дома Фамусова, где испытал «мильон терзаний» от непонимания, от невзаимной любви, от одиночества среди целого общества. Наверное, и сам автор был таким же «странным» человеком для своего времени. И мне очень жаль таких людей: им приходится жить в обществе, которое не разделяет прогрессивных взглядов, которое живет лишь личными интересами, в котором испытываешь «горе от ума» (и это как-то неправильно!). Как же будет развиваться жизнь? Только благодаря таким, как Чацкий и Грибоедов, Данко, многим ученым, которые, несмотря ни на что, думали о том, как изменить жизнь к лучшему!
13
А как вам такие темы??? Порядок работы тот же!!! Чацкий — победитель или побежденный? «Комедия «горе от ума» – картина нравов, галерея живых типов…» (И.А.Гончаров). Язык комедии «Горе от ума» Современность и бессмертие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
14
Только не надо «воду лить» – то есть писать все, что знаешь, но не по теме. Удачи!!! Успешной работы!!!