Подготовка к сочинению по комедии недоросль 8 класс конспект урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Класс: 8б. Дата проведения:

Класс: 8в. Дата проведения:

Тема: «Р.р
N 1
Подготовка к домашнему сочинению по
комедии
Д. И. Фонвизина «Недоросль».
»

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к
учению; развитие
эстетического
сознания через освоение художественного наследия русской
литературы.

Метапредметные: умение
планировать пути достижения целей, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных задач,
осуществлять кон­троль своей деятельности, строить логическое рассуждение и
делать выводы.
Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на основе знаний по теории литературы; развитие умения аргументировать своё мнение и оформлять его в письменных
высказываниях на литературную тему аналитического и интерпретирующего
характера.

Ход
урока

1.
Организационный момент

2.
Анализ выполнения домашнего задания

Зачитываем
характеристики главных героев.

3.
Изучение нового материала

«Словесные формулы».  

А как вы думаете, что ждёт нашего
героя в будущем? Давайте попробуем при помощи словесных  формул
предсказать ему это будущее .  Возьмите  листы жёлтого цвета. На
работу вам пару  минут.

Я вижу Митрофана……, потому
что….

Мне кажется, Митрофан
станет…., так как……

На мой взгляд,  Митрофана
ждёт ……будущее, потому что он….

Послушаем представителей из каждой
группы.

Жизненные
принципы Стародума (запись в тетрадь)

  • При
    тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были
    придворные.
  • В
    большом свете водятся премелкие души.
  • Где
    государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава, там человечеству
    не могут не возвращаться их права.
  • Тщетно
    звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится
  • Угнетать
    рабством себе подобных беззаконно.
  • Невежда
    без души — зверь.
  • Начинаются
    чины — перестаёт искренность.
  • Чины
    нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.
  • Прямо
    любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.
  • Наличные
    деньги — не наличные достоинства.
  • Глупому
    сыну не в помощь богатство.
  • Золотой
    болван — всё болван.

Темы
для сочинений

1. Будущее
Митрофана.

2. Итог воспитания
Митрофана Простаковой.

3. Актуальны ли
сейчас принципы Стародума?

4. Тема воспитания
и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

4.
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

Написать
сочинение.

5.
Рефлексия

Почему
мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному,
самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина?

Какие
выводы вы сделаете, уходя с этого урока?

Самостоятельная
работа ___________________________________________

1. Кто главный в
семье Простаковых?________________________________

2. Простакова тоже
любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо
или плохо? Вывод обоснуйте в таблице

3.
Дайте характеристику Милону и Митрофану.

Самостоятельная
работа ___________________________________________

1. Кто главный в
семье Простаковых?________________________________

2. Простакова тоже
любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо
или плохо? Вывод обоснуйте в таблице

3.
Дайте характеристику Милону и Митрофану.

Самостоятельная
работа ___________________________________________

1. Кто главный в
семье Простаковых?________________________________

2. Простакова тоже
любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо
или плохо? Вывод обоснуйте в таблице

3.
Дайте характеристику Милону и Митрофану.

Дата :

ТЕМА : ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

ЦЕЛИ : дать представление о социальной и нравственной проблематике комедии; развивать умение участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в развернутых высказываниях; развивать умение понимать литературу как особый способ познания жизни; формировать гражданскую позицию, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ согласно КТП

Х О Д У Р О К А

1 Вступительное слово учителя. Что такое «социальная проблематика» и «нравственная проблематика»?

2 Беседа с учащимися по теме урока.

Вспомогательная таблица для учащихся.

П р о б л е м а

Отношение к ней автора

П р и м е р ы

Проблема влияния крепостного права на людей

( Как крепостное право влияет на людей?)

Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так и должно быть, т.к. с детства привыкли подчиняться.

1 Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? (д. 1 , явл. 5)

2 Как Простакова относится к Еремеевне? Еремеена к Простаковым?

3 Кого и как собирается наказать Простакова после неудачного похищения Софьи?

Проблема роли образования в жизни человека. ( Какое значение имеет образование в жизни человека? )

Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны, а необразованный…

1 Примеры благородных образованных людей в пьесе ( Правдин, Стародум ).Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум?

2 Примеры необразованных людей

( Простаковы, их родители, Митрофан) . Доказательства их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая сами себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана?

Проблема воспитания ( Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы из них выросли достойные люди? )

Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того, надо помнить, что дети берут пример с родителей.

1 Докажите, что М. необразован. Почему? Что мешает ему учиться?

2 Что означает имя «Митрофан»? Соответствует ли оно характеру главного героя?

3 Как Простакова относится к людям?

( Как и почему меняется ее отношение к Софье, Стародуму, ее отношение к Еремеевне? )

4 Как и почему Митрофан относится к людям( как меняется его отношение к Ермеевне во время драки со Скотининым и в другое время, отношение к матери : сцена сна явл. 4 д-я 1 и последняя сцена )?

3 Беседа о правилах написания сочинения.

  1. Составление плана сочинения.

1 Какое произведение мы изучили? Какую проблему поднимает в нем автор?

2 Как автор относится к данной проблеме?

3 Какие доказательства этого можно привести из текста?

  1. Речевые клише :

1 пункт : Автор поднимает проблему…

Одной из проблем, поднятых автором, является…

Автор задается вопросом….

Автор заставляет нас задуматься о том…

2 пункт : Автор считает…

Автор полагает…

Автор хочет донести до читателя мысль…

3 пункт : Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.

Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий

эпизод ( сцена )…

Эту мысль можно доказать на примере…

4 Подведение итогов урока.

5 Домашнее задание : подготовиться к сочинению по одной из проблем ( на 1,5 – 2 страницы)

     Цель урока : развивать навык написания сочинений на литературную тему, развитие связной речи.

  1. Актуализация  темы.

        Сочинение на литературную тему предполагает такую схему: высказывается мысль, приводится её подтверждение текстом (цитирование, обращение к эпизодам, деталям и т. д.), делается логическое обобщение-вывод.

  1. Аннотирование тем сочинений.

1.Уроки комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

2.Какие афоризмы Стародума мне понравились и почему.

3. «Вот злонравия достойные плоды» ( Образ Митрофанушки в    комедии) 

3.  Работа в группах.

       Учащиеся обсуждают круг вопросов по выбранной теме, составляют примерный план сочинения, подбирают цитаты из текста.

       Каждая группа представляет свой план работы над темой, две другие группы редактируют, делают замечания, вносят свои предложения.

       Взаимооценивание: чьё же понимание темы, проникновение в неё глубже, удачнее, креативнее?

К первой теме.    Тема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новом поколении образованных, просвещённых русских людей.

       Актуальность комедии. Уроки комедии: «воспитание», которое даёт Простакова своему сыну убивает в нём человеческую душу, а роль воспитания в семье велика. Погоня за «модой» в образовании без осознания его необходимости бесполезна. Фонвизин показал, как отвратительно угнетение людей, как это развращает «хозяев жизни». Вера в справедливый закон жизни: зло наказано, добродетель вознаграждена.

                 Примерный план к третьей теме.

  1. Тема воспитания – одна из основных в комедии Фонвизина.
  2. Митрофанушка, недоросль- «злонравия достойные плоды».

           1.Отражение проблемы воспитания в заглавии.

           2. Митрофан- «матушкин сын».

           3.Грубое, бессердечное отношение к родителям.

          4. Льстивость, притворство недоросля.

          5.Жестокость, грубость в обращении с учителями и слугами.

          6. Невежество, глупость Митрофанушки.

3. Нарицательный характер имени Митрофанушки.

Написание черновиков, редактирование, переписывание.

Домашнее задание : прочитать повесть Н.М. Карамзина « Бедная Лиза»

Просмотр содержимого документа

«Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль»»

Цель урока: формирование нравственной и речевой компетенций

Задачи:

1.      Систематизировать знания о произведении, персонажах комедии, их нравственных качествах.

2.     Развивать навыки самостоятельной  работы с текстом произведения, устную речь учащихся, активизировать поисковую деятельность учащихся.

3.     Увидеть и понять нравственные уроки комедии.

Оборудование: презентация по теме, тексты произведения, учебник.

Ход урока:

Эпиграф к уроку: Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Этап целеполагания:

Н.В. Гоголь сказал о комедии Фонвизина:

“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…”

Я надеюсь, что  проанализировав комедию, внимательно рассмотрев персонажи комедии, вы вынесете определенные нравственные уроки из сегодняшнего урока и ответственно подойдете к написанию сочинения.

Кударбекова Зульфия Туземовна

учитель русского языка и литературы

Ставропольской средней школы

района имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанской области

Урок русской литературы в 8 классе по теме:

«Подготовка к сочинению по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Цель урока: формирование нравственной и речевой компетенций

Задачи:

Систематизировать знания о произведении, персонажах комедии, их нравственных качествах.Развивать навыки самостоятельной работы с текстом произведения, устную речь учащихся, активизировать поисковую деятельность учащихся.Увидеть и понять нравственные уроки комедии.Оборудование: презентация по теме, тексты произведения, учебник.

Ход урока:

Эпиграф к уроку: Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Этап целеполагания:

Н.В. Гоголь сказал о комедии Фонвизина:

“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…”

Я надеюсь, что проанализировав комедию, внимательно рассмотрев персонажи комедии, вы вынесете определенные нравственные уроки из сегодняшнего урока и ответственно подойдете к написанию сочинения.

Этап Вызов

Самостоятельная работа со статьей учебника по вопросам (показать слайды) — работа в тетрадях письменно — 5мин.Какими были учебные успехи Д.И.Фонвизина?Что навсегда сохранила память юного Фонвизина от поездки в Петербург?Какова направленность творчества Д.И.Фонвизина. Укажите его первое произведение.Когда была создана и где и когда поставлена комедия «Недоросль»?Какие творческие планы имел, но не сумел реализовать Д.И.Фонвизин?Проверка работ — 2-3 мин.

Ответы на вопросы по слайдам: Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

Этап Осмысление

Актуализация знаний.

Самостоятельная работа с текстом произведения: Образ Простаковой — примеры речи и обращения: (заполнение таблицы)

С крепостными и учителями

с Софьей

с Митрофаном

с Стародумом

С крепостными:

Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил… А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил пошире.Ну… а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши… Ты же еще, старая ведьма, и разревелась.К Софье:Неужели тебе эта девчонка так понравилась?О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю.Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!К Митрофану:

Ах, мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?

Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит.

Ты, мой друг сердечный, сам в шесть часов будь совсем готов.

К Стародуму:

Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит.Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит.

Обсуждение иллюстраций.Какому фрагменту пьесы соответствует иллюстрация? (демонстрируется несколько слайдов с иллюстрациями)

Поисковая деятельность: (работа по тексту)Отрицательные герои комедии:

Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?

Госпожа Простакова, владелица имения.Простаков, ее муж.Митрофан, матушкин сынок.Скотинин, брат Простаковой .Вральман, учитель французского языка.Действие 3. Явление VII.Действие 4. явление VII.Какие черты высмеивает автор в каждом из отрицательных героев?Каково значение отрицательных персонажей?

Нравственный портрет семьи Простаковых:Каковы взаимоотношения между членами семьи?Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?

Образ Митрофана (значение имени – в переводе с греческого «подобный матери»)Охарактеризуйте его внутренние качества, потребности и желания.Почему он стал таким?Мог ли быть иным внутренний мир Митрофана и при каких условиях?Правила Стародума (комментарии по слайдам) Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце.

И добродетель также своих завистников имеет.

Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой.

Без знатных дел знатное состояние ничто.

Степени знатности я рассчитаю по числу дел, которые большой господин сделал для отечества.

По моему расчету, тот богат, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Вопрос: Актуальны ли сегодня слова Стародума? Почему?

Этап Рефлексия: (слайд)

Спрогнозируйте будущее Митрофана;При каких условиях возможно было наличие в этом персонаже иных качеств?Домашнее задание:

Написать сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Класс: 8б. Дата проведения:

Класс: 8в. Дата проведения:

Тема: «Р.р N 1 Подготовка к домашнему сочинению по комедии

Д. И. Фонвизина «Недоросль».»

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия русской литературы.

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач,
осуществлять контроль своей деятельности, строить логическое
рассуждение и делать выводы. Предметные: овладение процедурами
смыслового и эстетического анализа текста на основе знаний по
теории литературы; развитие умения аргументировать своё мнение и
оформлять его в письменных высказываниях на литературную тему
аналитического и интерпретирующего характера.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Анализ выполнения домашнего задания

Зачитываем характеристики главных героев.

3. Изучение нового материала

«Словесные формулы».

А как вы думаете, что ждёт нашего героя в будущем? Давайте
попробуем при помощи словесных формул предсказать ему это будущее
. Возьмите листы жёлтого цвета. На работу вам пару минут.

Я вижу Митрофана……, потому что….

Мне кажется, Митрофан станет…., так как……

На мой взгляд, Митрофана ждёт ……будущее, потому что
он….

Послушаем представителей из каждой группы.

Жизненные принципы Стародума (запись в тетрадь)

  • При тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да
    воины не были придворные.

  • В большом свете водятся премелкие души.

  • Где государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава,
    там человечеству не могут не возвращаться их права.

  • Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не
    пособит, разве сам заразится

  • Угнетать рабством себе подобных беззаконно.

  • Невежда без души — зверь.

  • Начинаются чины — перестаёт искренность.

  • Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо
    заслуживается.

  • Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.

  • Наличные деньги — не наличные достоинства.

  • Глупому сыну не в помощь богатство.

  • Золотой болван — всё болван.

Темы для сочинений

1. Будущее Митрофана.

2. Итог воспитания Митрофана Простаковой.

3. Актуальны ли сейчас принципы Стародума?

4. Тема воспитания и образования в комедии Д. И.
Фонвизина «Недоросль».

4. Домашнее задание, инструктаж по его
выполнению

Написать сочинение.

5. Рефлексия

Почему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому,
самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии
Фонвизина?

Какие выводы вы сделаете, уходя с этого урока?

Самостоятельная работа
___________________________________________

1. Кто главный в семье
Простаковых?________________________________

2. Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая
слепая материнская любовь — это хорошо или плохо? Вывод обоснуйте в
таблице

3. Дайте характеристику Милону и Митрофану.

Самостоятельная работа
___________________________________________

1. Кто главный в семье
Простаковых?________________________________

2. Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая
слепая материнская любовь — это хорошо или плохо? Вывод обоснуйте в
таблице

3. Дайте характеристику Милону и Митрофану.

Самостоятельная работа
___________________________________________

1. Кто главный в семье
Простаковых?________________________________

2. Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая
слепая материнская любовь — это хорошо или плохо? Вывод обоснуйте в
таблице

3. Дайте характеристику Милону и Митрофану.

План-конспект и презентация урока литературы в 8 классе»Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»»

Тема       РР  Подготовка к творческой работе по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Цель

                       Формировать навыки аналитического чтения драматического произведения;

                       развивать творческие способности учащихся;

                       воспитывать  культуру умственного труда, умение работать в группе.

Тип урока– обобщение.

Вид урока –  урок  развития речи

Прогнозируемый результат:

Знать содержание пьесы.

Уметь творчески подходить к поставленной задаче.

План урока.

I. Организационный момент.                                                            Слайд 1

Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».                                                                  Слайд 2

 Проблемы, затронутые автором в этом произведении более двухсот лет назад,  актуальны и сегодня.                                                                         

 Не случайно, комедия «Недоросль» до сих пор  не сходит с афиш многих театров мира.В.Г. Белинский  писал: «Его  дураки  очень  смешны  и отвратительны, но  это  потому, что  они  не  создания  фантазии, а слишком  верные  списки  с  натуры» .                                                                                             Слайд 3                                                                                                            

  Цель нашего сегодняшнего урока – подготовиться  к  творческой работе. Но прежде,  давайте  проверим выполнение вами домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания. (5 минут)                               Слайд 4

Дома  вам необходимо было поработать над стилевыми особенностями комедии, и каждая группа получила разные задания:

1 группе  нужно было выписать из комедии крылатые выражения;

2 группе — слова, характерные для высокого стиля;

3 группе – слова, характерные для низкого стиля.

Вывод: Кто из персонажей употребляет в своей речи слова высокого стиля ? Почему именно в уста этого героя автор вкладывает эти слова?

А кому свойственна низкая лексика и почему?

III. Задания по подготовке к творческой работе.

1.Похвала другу. (5 минут)

Молодцы!                                                                                         Слайд 5

 Я хочу вас похвалить за ваше старание, сообразительность, творческий подход. А теперь вы попробуйте в 2-3 предложениях похвалить себя за какую-либо черту характера. На доске словесная формула, которая поможет вам правильно построить предложения.  На работу вам 2 минуты.                                                Слайд 6

(Я добрый. Ко мне часто обращаются за помощью. Мне жалко брошенных животных. Я такой, потому что я добрый.)

Прослушивание 1-2 человек  из каждой группы.

Вывод:    В каждом человеке есть то, за что его можно похвалить?

2. «Похвала глупости». (5 минут)                                                 Слайд 7

А теперь послушайте фрагменты из книги Эразма Роттердамского «Похвала Глупости». Глупость  хвалит себя сама .

Эразм Роттердамский«Похвала Глупости»

(Говорит богиня Глупость)

Моё божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей.

Мне же всегда особенно приятно было говорить то, что в голову взбредёт.

Итак, отроки… каким бы эпитетом вас почтить? Ах да, конечно: отроки  глупейшие! Ибо какое более почётное прозвище может даровать богиня Глупость сопричастникам её таинств?

Дабы не подумал никто, будто я без должного права присвоила себе звание богини, внимайте, навострив уши, какими благами одаряю я богов и людей,  и как широко простирается моя божественная сила.

…Я щедрее всех…

…Всё, что есть в жизни приятного, — тоже мой дар, и я берусь вам это доказать.

…Стать дураком по моей милости… — это избавит… от тяжких забот, которые терзают мудреца…

Почему, например, Вакх вечно юн и кудряв? Да потому, что он кутила и пьяница, проводит жизнь свою в пирах, плясках, пении и играх.

…Взгляните на мудрецов, убелённых сединами. Их лица, изборождённые морщинами, застыли под тяжестью мудрости. Чей взгляд ласкает эта картина?

 По моему глупому суждению, всех счастливее тот, кто всех безумнее…

Возьмите тексты (листы белого цвета) и подчеркните   признаки глупости .

                                                                                                                      Слайд 8

Проверяем.

Я надеюсь, что среди вас нет тех, кому бы подошли эти слова.

ØА есть ли среди героев пьесы персонаж, который является воплощением глупости?Митрофан

На прошлых уроках, наряду с другими героями, мы много говорили о разных персонажах. Но сегодня наш герой – Митрофан.                                   Слайд 9

3.Парад героев . (7 минут)

 В драматическом произведении о герое можно судить только по его речи и по суждениям о нём других персонажей .

Некоторые из вас получили индивидуальное задание — представить рассказ о Митрофане от имени одного из героев пьесы. Я не буду называть этих персонажей. Надеюсь, вы их сразу узнаете.

Выступление учащихся с индивидуальным заданием.                    Слайд 10

Стародум

Цыфиркин

Госпожа Простакова

Вывод :Какие качества Митрофана  высмеивают Стародум и Цыфиркин? (Глупость, невежество) А почему госпожа Простакова, говоря о сыне, считает эти качества  достоинствами? (Потому что сама такая же) Как вы думаете, осознаёт ли Митрофан, что он глуп и невежественен?

3. Интервью       (10 минут)                                                                  Слайд 11

Перед  вами  вопросы ,  подготовьте на них ответы от имени Митрофана. Выберите того, кто будет отвечать на них. На подготовку вам 3-4  минуты.

       Вопросы Митрофанушке

1.

ØМитрофан Терентьевич, не расскажете ли нам, что вчера поделывать изволили?

ØМатушка ваша — дама с характером, даже супругу спуску ни в чём не даёт. А вот вами она всегда довольна… И как только вы этого добиваетесь?

2.

ØСлышали мы, в учителях у вас Вральман — немец. Что же вы из его уроков усвоили?

ØА чему вас научили другие учителя, ведь матушка ваша говорила, что «из-за книги не встаете вы по суткам»?

3.

ØА скажите, как это вы в одночасье решили на племяннице Стародума жениться? Вроде она вам никогда не нравилась…

ØВам, сударь, скоро на службу идти. А эти вот, что рядом  сидят, вас года на два помоложе будут. Они нас, учителей, не всегда слушают — мы, дескать, молодёжь плохо понимаем. Так, может, вы им объясните, как себя к взрослой жизни готовить — чему учиться, какие знакомства заводить, какую службу выбирать?

После подготовки учащихся достаю микрофон, представляюсь корреспондентом журнала «Современник», газеты «Отечественные записки», журнала «Новая жизнь» и задаю вопросы «Митрофану».

Выводы: Почему ответы Митрофана смешны? Легко ли  вжиться в образ Митрофана?

4. «Словесные формулы».  (7 минут)                                                          Слайд 12

А как вы думаете, что ждёт нашего героя в будущем? Давайте попробуем при помощи словесных  формул предсказать ему это будущее .  Возьмите  листы жёлтого цвета. На работу вам пару  минут.

Я вижу Митрофана……, потому что….

Мне кажется, Митрофан станет…., так как……

На мой взгляд,  Митрофана ждёт ……будущее, потому что он…..

Послушаем представителей из каждой группы.

Выводы:  Почему никто из вас не предсказал ему блестящего будущего?

5.«День рождения Митрофана». (3 минуты)                                         Слайд 13

Завершая нашу работу над образом Митрофана, хочется все-таки думать, что не всё потеряно. Если вы помните , госпожа Простакова говорила о том, что сыночку её зимой, на Николин день,  16 лет исполняется. Перед вами подарки «со смыслом».

                                                                                                                       Слайд 14

ØКак вы думаете, какой подарок  выбрали   бы Митрофану на 16-летие приглашённые. Свой выбор обоснуйте. Выбирайте одного из приглашённых.

Подарки: копилка-хрюшка, книги, часы, подушка, перина, пирог.

Приглашенные: Скотинин, Стародум, госпожа Простакова.

Вывод: Чей подарок принесёт пользу недорослю Митрофану?

IV. Объявление домашнего задания.                                                                 Слайд 15

      Дома вам необходимо написать творческую работу на одну из тем:

1. «Поздравление Митрофану Скотинину с 16-летием от  …(любого героя пьесы)»

2. «Письмо Митрофану Скотинину из 21 века»

V. Рефлексия.

ØПочему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина?

ØКакие выводы вы сделаете, уходя с этого урока?

Урок литературы в 8 классе по теме «Недоросль»


20.04.2016


6082


938


Денисенко Анна Даниловна

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Урок – подготовка к сочинению по комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина
Цель: К концу урока учащиеся смогут составить план сочинений и определиться с содержанием сочинения через работу с текстом
КУ: — я знаю содержание комедии
— я могу охарактеризовать героя, пользуясь цитатами из текста.
— я умею составлять план сочинения
— я могу аргументировать использование цитат в тексте
Оборудование: презентация, викторина, кластеры, маркеры, магниты, темы сочинений на листах, распечатанные цитаты, клей,
Ход урока:
3 мин 1. Тренинг «Пожелание», деление на группы по кругу.
3 мин 2. Повторение пройденного материала: Что такое классицизм? Каковы основные принципы классицизма? Каким образом Фонвизин достигает создания комического эффекта в комедии?
5 мин 3. Проведение викторины на знание текста «Угадай героя по его речи».
2 мин 4. Вопрос на размышление: Кого и почему вы считаете отрицательным героем? (ответы учащихся)
(Так кого обличает и поучает автор?) (отвечают спикеры)
5 мин 5. Как складываются отношения в семье Простаковых?
Задания на группы, : 1 группа – отношения матери с сыном
2 группа – отношения Простаковой с мужем
3 группа – отношения Простаковой с братом
6 мин 6. Одной из главных проблем, которые мы выделяли в данной комедии, стал вопрос образования и его отсутствия. А как Простакова относилась к образованию? Давайте рассмотрим один из эпизодов текста, а затем обобщим его основную мысль. Исполнение учащимися Д.3, Яв.7-8.
-Какой вывод мы сделаем по данной сцене?
15 мин 7. Сегодня мы повторяем весь материал, ребята, для того, чтобы подготовиться к сочинению. Наша задача – составить план к сочинению. Сейчас лидеры команд выберут темы и начнут составлять плана, который мы будем записывать на кластере, попутно к нему же вы прикрепляете те или иные цитаты, которые найдете на столе. Аргументируйте, в каком пункте плана какая цитата будет уместнее. Составлять план будем как при соревновании «Кто быстрее и лучше». Заполняется поэтапно, а не разом.
Раздаются темы сочинений:
Темы сочинений: «Вот злонравия достойные плоды!»
«Семейный портрет Простаковых»
«Почему Простакова – отрицательный персонаж?»
— Кластер будет располагаться на доске, куда поочередно будут выходить члены группы для оформления плана. Сразу прикрепляем цитаты, аргументируем их уместность.
3 мин 8. Рефлексия. Ответьте на вопрос: какую тему вам ближе и почему.
3 мин 9. Оценивание. Секретари групп оценивают работу учащихся

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Конспект урока литературы в 8 классе «Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Класс: 8б. Дата проведения:

Класс: 8в. Дата проведения:

Тема: «Р.р N 1 Подготовка к домашнему сочинению по комедии
Д. И. Фонвизина «Недоросль».
»

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, осуществлять контроль своей деятельности, строить логическое рассуждение и делать выводы. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе знаний по теории литературы; развитие умения аргументировать своё мнение и оформлять его в письменных высказываниях на литературную тему аналитического и интерпретирующего характера.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Анализ выполнения домашнего задания

Зачитываем характеристики главных героев.

3. Изучение нового материала

«Словесные формулы».  

А как вы думаете, что ждёт нашего героя в будущем? Давайте попробуем при помощи словесных  формул предсказать ему это будущее .  Возьмите  листы жёлтого цвета. На работу вам пару  минут.

Я вижу Митрофана……, потому что….

Мне кажется, Митрофан станет…., так как……

На мой взгляд,  Митрофана ждёт ……будущее, потому что он….

Послушаем представителей из каждой группы.

Жизненные принципы Стародума (запись в тетрадь)

  • При тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные.

  • В большом свете водятся премелкие души.

  • Где государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться их права.

  • Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится

  • Начинаются чины — перестаёт искренность.

  • Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.

  • Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.

  • Наличные деньги — не наличные достоинства.

  • Глупому сыну не в помощь богатство.

  • Золотой болван — всё болван.

Темы для сочинений

1. Будущее Митрофана.

2. Итог воспитания Митрофана Простаковой.

3. Актуальны ли сейчас принципы Стародума?

4. Тема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».


4. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

Написать сочинение.

5. Рефлексия

Почему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина?

Какие выводы вы сделаете, уходя с этого урока?

Самостоятельная работа ___________________________________________

1. Кто главный в семье Простаковых?________________________________

2. Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо? Вывод обоснуйте в таблице

3. Дайте характеристику Милону и Митрофану.

Самостоятельная работа ___________________________________________

1. Кто главный в семье Простаковых?________________________________

2. Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо? Вывод обоснуйте в таблице

3. Дайте характеристику Милону и Митрофану.

Самостоятельная работа ___________________________________________

1. Кто главный в семье Простаковых?________________________________

2. Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо? Вывод обоснуйте в таблице

3. Дайте характеристику Милону и Митрофану.

infourok.ru

Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»

На уроке шеольники учатся определять, какие проблемы автор поднимает в произведении, учатсяаргументировать свою точку зрения, подбирая аргументы из художественного текста. именно такие сочинения школьники пишут на ЕГЭ, так что данный урокучит их создавать сочинения экзаменационной модели. 

Просмотр содержимого документа

«Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»»

Дата :

ТЕМА : ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

ЦЕЛИ : дать представление о социальной и нравственной проблематике комедии; развивать умение участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в развернутых высказываниях; развивать умение понимать литературу как особый способ познания жизни; формировать гражданскую позицию, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ согласно КТП

Х О Д У Р О К А

1 Вступительное слово учителя. Что такое «социальная проблематика» и «нравственная проблематика»?

2 Беседа с учащимися по теме урока.

Вспомогательная таблица для учащихся.

П р о б л е м а

Отношение к ней автора

П р и м е р ы

Проблема влияния крепостного права на людей

( Как крепостное право влияет на людей?)

Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так и должно быть, т.к. с детства привыкли подчиняться.

1 Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? (д. 1 , явл. 5)

2 Как Простакова относится к Еремеевне? Еремеена к Простаковым?

3 Кого и как собирается наказать Простакова после неудачного похищения Софьи?

Проблема роли образования в жизни человека. ( Какое значение имеет образование в жизни человека? )

Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны, а необразованный…

1 Примеры благородных образованных людей в пьесе ( Правдин, Стародум ).Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум?

2 Примеры необразованных людей

( Простаковы, их родители, Митрофан) . Доказательства их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая сами себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана?

Проблема воспитания ( Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы из них выросли достойные люди? )

Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того, надо помнить, что дети берут пример с родителей.

1 Докажите, что М. необразован. Почему? Что мешает ему учиться?

2 Что означает имя «Митрофан»? Соответствует ли оно характеру главного героя?

3 Как Простакова относится к людям?

( Как и почему меняется ее отношение к Софье, Стародуму, ее отношение к Еремеевне? )

4 Как и почему Митрофан относится к людям( как меняется его отношение к Ермеевне во время драки со Скотининым и в другое время, отношение к матери : сцена сна явл. 4 д-я 1 и последняя сцена )?

3 Беседа о правилах написания сочинения.

  1. Составление плана сочинения.

1 Какое произведение мы изучили? Какую проблему поднимает в нем автор?

2 Как автор относится к данной проблеме?

3 Какие доказательства этого можно привести из текста?

  1. Речевые клише :

1 пункт : Автор поднимает проблему…

Одной из проблем, поднятых автором, является…

Автор задается вопросом….

Автор заставляет нас задуматься о том…

2 пункт : Автор считает…

Автор полагает…

Автор хочет донести до читателя мысль…

3 пункт : Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.

Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий

эпизод ( сцена )…

Эту мысль можно доказать на примере…

4 Подведение итогов урока.

5 Домашнее задание : подготовиться к сочинению по одной из проблем ( на 1,5 – 2 страницы)

multiurok.ru

«Подготовка к сочинению по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Кударбекова Зульфия Туземовна

учитель русского языка и литературы

Ставропольской средней школы

района имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанской области

Урок русской литературы в 8 классе по теме:

«Подготовка к сочинению по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Цель урока: формирование нравственной и речевой компетенций

Задачи:

  1. Систематизировать знания о произведении, персонажах комедии, их нравственных качествах.

  2. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом произведения, устную речь учащихся, активизировать поисковую деятельность учащихся.

  3. Увидеть и понять нравственные уроки комедии.

Оборудование: презентация по теме, тексты произведения, учебник.

Ход урока:

Эпиграф к уроку: Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Этап целеполагания:

Н.В. Гоголь сказал о комедии Фонвизина:

Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…”

Я надеюсь, что проанализировав комедию, внимательно рассмотрев персонажи комедии, вы вынесете определенные нравственные уроки из сегодняшнего урока и ответственно подойдете к написанию сочинения.

Этап Вызов

  1. Самостоятельная работа со статьей учебника по вопросам (показать слайды) — работа в тетрадях письменно — 5мин.

  • Какими были учебные успехи Д.И.Фонвизина?

  • Что навсегда сохранила память юного Фонвизина от поездки в Петербург?

  • Какова направленность творчества Д.И.Фонвизина. Укажите его первое произведение.

  • Когда была создана и где и когда поставлена комедия «Недоросль»?

  • Какие творческие планы имел, но не сумел реализовать Д.И.Фонвизин?

Проверка работ — 2-3 мин.

  1. Ответы на вопросы по слайдам:

Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

Этап Осмысление

Актуализация знаний.

  1. Самостоятельная работа с текстом произведения:

Образ Простаковой — примеры речи и обращения: (заполнение таблицы)

С крепостными и учителями

с Софьей

с Митрофаном

с Стародумом

С крепостными:

  • Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил…

  • А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил пошире.

  • Ну… а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши… Ты же еще, старая ведьма, и разревелась.

  • К Софье:

  • Неужели тебе эта девчонка так понравилась?

  • О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю.

  • Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!

К Митрофану:

Ах, мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?

Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит.

Ты, мой друг сердечный, сам в шесть часов будь совсем готов.

К Стародуму:

  • Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.

  • То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит.

  • Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.

  • То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит.

  1. Обсуждение иллюстраций.

Какому фрагменту пьесы соответствует иллюстрация? (демонстрируется несколько слайдов с иллюстрациями)

  1. Поисковая деятельность: (работа по тексту)

Отрицательные герои комедии:

Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?

  • Госпожа Простакова, владелица имения.

  • Простаков, ее муж.

  • Митрофан, матушкин сынок.

  • Скотинин, брат Простаковой .

  • Действие 3. Явление VII.

  • Действие 4. явление VII.

  • Какие черты высмеивает автор в каждом из отрицательных героев?

  • Каково значение отрицательных персонажей?

  1. Нравственный портрет семьи Простаковых:

  • Каковы взаимоотношения между членами семьи?

  • Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?

  1. Образ Митрофана (значение имени – в переводе с греческого «подобный матери»)

  • Охарактеризуйте его внутренние качества, потребности и желания.

  • Почему он стал таким?

  • Мог ли быть иным внутренний мир Митрофана и при каких условиях?

  1. Правила Стародума (комментарии по слайдам)

Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце.

И добродетель также своих завистников имеет.

Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой.

Без знатных дел знатное состояние ничто.

Степени знатности я рассчитаю по числу дел, которые большой господин сделал для отечества.

По моему расчету, тот богат, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Вопрос: Актуальны ли сегодня слова Стародума? Почему?

Этап Рефлексия: (слайд)

  • Спрогнозируйте будущее Митрофана;

  • При каких условиях возможно было наличие в этом персонаже иных качеств?

Домашнее задание:

Написать сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

infourok.ru

Подготовка к сочинению по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль» ( 2 ч.)

Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль» ( 2 ч.)

Цель урока : развивать навык написания сочинений на литературную тему, развитие связной речи.

Актуализация темы.

Сочинение на литературную тему предполагает такую схему: высказывается мысль, приводится её подтверждение текстом (цитирование, обращение к эпизодам, деталям и т. д.), делается логическое обобщение-вывод.

Аннотирование тем сочинений.

1.Уроки комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

2.Какие афоризмы Стародума мне понравились и почему.

3. «Вот злонравия достойные плоды» ( Образ Митрофанушки в комедии)

3. Работа в группах.

Учащиеся обсуждают круг вопросов по выбранной теме, составляют примерный план сочинения, подбирают цитаты из текста.

Каждая группа представляет свой план работы над темой, две другие группы редактируют, делают замечания, вносят свои предложения.

Взаимооценивание: чьё же понимание темы, проникновение в неё глубже, удачнее, креативнее?

К первой теме. Тема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новом поколении образованных , просвещённых русских людей.

Актуальность комедии. Уроки комедии: «воспитание», которое даёт Простакова своему сыну убивает в нём человеческую душу, а роль воспитания в семье велика. Погоня за «модой» в образовании без осознания его необходимости бесполезна. Фонвизин показал, как отвратительно угнетение людей, как это развращает «хозяев жизни». Вера в справедливый закон жизни: зло наказано, добродетель вознаграждена.

Примерный план к третьей теме.

Тема воспитания – одна из основных в комедии Фонвизина.

Митрофанушка, недоросль- «злонравия достойные плоды».

1.Отражение проблемы воспитания в заглавии.

2. Митрофан- «матушкин сын».

3.Грубое, бессердечное отношение к родителям.

4. Льстивость, притворство недоросля.

5.Жестокость, грубость в обращении с учителями и слугами.

6. Невежество, глупость Митрофанушки.

3. Нарицательный характер имени Митрофанушки.

Написание черновиков, редактирование, переписывание.

Домашнее задание : прочитать повесть Н.М. Карамзина « Бедная Лиза»

www.prodlenka.org

План-конспект и презентация урока литературы в 8 классе»Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»»

Тема       РР  Подготовка к творческой работе по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Цель

                       Формировать навыки аналитического чтения драматического произведения;

                       развивать творческие способности учащихся;

                       воспитывать  культуру умственного труда, умение работать в группе.

Тип урока– обобщение.

Вид урока –  урок  развития речи

Прогнозируемый результат:

Знать содержание пьесы.

Уметь творчески подходить к поставленной задаче.

План урока.

I. Организационный момент.                                                            Слайд 1

Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».                                                                  Слайд 2

 Проблемы, затронутые автором в этом произведении более двухсот лет назад,  актуальны и сегодня.                                                                         

 Не случайно, комедия «Недоросль» до сих пор  не сходит с афиш многих театров мира.В.Г. Белинский  писал: «Его  дураки  очень  смешны  и отвратительны, но  это  потому, что  они  не  создания  фантазии, а слишком  верные  списки  с  натуры» .                                                                                             Слайд 3                                                                                                            

  Цель нашего сегодняшнего урока – подготовиться  к  творческой работе. Но прежде,  давайте  проверим выполнение вами домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания. (5 минут)                               Слайд 4

Дома  вам необходимо было поработать над стилевыми особенностями комедии, и каждая группа получила разные задания:

1 группе  нужно было выписать из комедии крылатые выражения;

2 группе — слова, характерные для высокого стиля;

3 группе – слова, характерные для низкого стиля.

Вывод: Кто из персонажей употребляет в своей речи слова высокого стиля ? Почему именно в уста этого героя автор вкладывает эти слова?

А кому свойственна низкая лексика и почему?

III. Задания по подготовке к творческой работе.

1.Похвала другу. (5 минут)

Молодцы!                                                                                         Слайд 5

 Я хочу вас похвалить за ваше старание, сообразительность, творческий подход. А теперь вы попробуйте в 2-3 предложениях похвалить себя за какую-либо черту характера. На доске словесная формула, которая поможет вам правильно построить предложения.  На работу вам 2 минуты.                                                Слайд 6

(Я добрый. Ко мне часто обращаются за помощью. Мне жалко брошенных животных. Я такой, потому что я добрый.)

Прослушивание 1-2 человек  из каждой группы.

Вывод:    В каждом человеке есть то, за что его можно похвалить?

2. «Похвала глупости». (5 минут)                                                 Слайд 7

А теперь послушайте фрагменты из книги Эразма Роттердамского «Похвала Глупости». Глупость  хвалит себя сама .

Эразм Роттердамский«Похвала Глупости»

(Говорит богиня Глупость)

Моё божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей.

Мне же всегда особенно приятно было говорить то, что в голову взбредёт.

Итак, отроки… каким бы эпитетом вас почтить? Ах да, конечно: отроки  глупейшие! Ибо какое более почётное прозвище может даровать богиня Глупость сопричастникам её таинств?

Дабы не подумал никто, будто я без должного права присвоила себе звание богини, внимайте, навострив уши, какими благами одаряю я богов и людей,  и как широко простирается моя божественная сила.

…Я щедрее всех…

…Всё, что есть в жизни приятного, — тоже мой дар, и я берусь вам это доказать.

…Стать дураком по моей милости… — это избавит… от тяжких забот, которые терзают мудреца…

Почему, например, Вакх вечно юн и кудряв? Да потому, что он кутила и пьяница, проводит жизнь свою в пирах, плясках, пении и играх.

…Взгляните на мудрецов, убелённых сединами. Их лица, изборождённые морщинами, застыли под тяжестью мудрости. Чей взгляд ласкает эта картина?

 По моему глупому суждению, всех счастливее тот, кто всех безумнее…

Возьмите тексты (листы белого цвета) и подчеркните   признаки глупости .

                                                                                                                      Слайд 8

Проверяем.

Я надеюсь, что среди вас нет тех, кому бы подошли эти слова.

ØА есть ли среди героев пьесы персонаж, который является воплощением глупости?Митрофан

На прошлых уроках, наряду с другими героями, мы много говорили о разных персонажах. Но сегодня наш герой – Митрофан.                                   Слайд 9

3.Парад героев . (7 минут)

 В драматическом произведении о герое можно судить только по его речи и по суждениям о нём других персонажей .

Некоторые из вас получили индивидуальное задание — представить рассказ о Митрофане от имени одного из героев пьесы. Я не буду называть этих персонажей. Надеюсь, вы их сразу узнаете.

Выступление учащихся с индивидуальным заданием.                    Слайд 10

Стародум

Цыфиркин

Госпожа Простакова

Вывод :Какие качества Митрофана  высмеивают Стародум и Цыфиркин? (Глупость, невежество) А почему госпожа Простакова, говоря о сыне, считает эти качества  достоинствами? (Потому что сама такая же) Как вы думаете, осознаёт ли Митрофан, что он глуп и невежественен?

3. Интервью       (10 минут)                                                                  Слайд 11

Перед  вами  вопросы ,  подготовьте на них ответы от имени Митрофана. Выберите того, кто будет отвечать на них. На подготовку вам 3-4  минуты.

       Вопросы Митрофанушке

1.

ØМитрофан Терентьевич, не расскажете ли нам, что вчера поделывать изволили?

ØМатушка ваша — дама с характером, даже супругу спуску ни в чём не даёт. А вот вами она всегда довольна… И как только вы этого добиваетесь?

2.

ØСлышали мы, в учителях у вас Вральман — немец. Что же вы из его уроков усвоили?

ØА чему вас научили другие учителя, ведь матушка ваша говорила, что «из-за книги не встаете вы по суткам»?

3.

ØА скажите, как это вы в одночасье решили на племяннице Стародума жениться? Вроде она вам никогда не нравилась…

ØВам, сударь, скоро на службу идти. А эти вот, что рядом  сидят, вас года на два помоложе будут. Они нас, учителей, не всегда слушают — мы, дескать, молодёжь плохо понимаем. Так, может, вы им объясните, как себя к взрослой жизни готовить — чему учиться, какие знакомства заводить, какую службу выбирать?

После подготовки учащихся достаю микрофон, представляюсь корреспондентом журнала «Современник», газеты «Отечественные записки», журнала «Новая жизнь» и задаю вопросы «Митрофану».

Выводы: Почему ответы Митрофана смешны? Легко ли  вжиться в образ Митрофана?

4. «Словесные формулы».  (7 минут)                                                          Слайд 12

А как вы думаете, что ждёт нашего героя в будущем? Давайте попробуем при помощи словесных  формул предсказать ему это будущее .  Возьмите  листы жёлтого цвета. На работу вам пару  минут.

Я вижу Митрофана……, потому что….

Мне кажется, Митрофан станет…., так как……

На мой взгляд,  Митрофана ждёт ……будущее, потому что он…..

Послушаем представителей из каждой группы.

Выводы:  Почему никто из вас не предсказал ему блестящего будущего?

5.«День рождения Митрофана». (3 минуты)                                         Слайд 13

Завершая нашу работу над образом Митрофана, хочется все-таки думать, что не всё потеряно. Если вы помните , госпожа Простакова говорила о том, что сыночку её зимой, на Николин день,  16 лет исполняется. Перед вами подарки «со смыслом».

                                                                                                                       Слайд 14

ØКак вы думаете, какой подарок  выбрали   бы Митрофану на 16-летие приглашённые. Свой выбор обоснуйте. Выбирайте одного из приглашённых.

Подарки: копилка-хрюшка, книги, часы, подушка, перина, пирог.

Приглашенные: Скотинин, Стародум, госпожа Простакова.

Вывод: Чей подарок принесёт пользу недорослю Митрофану?

IV. Объявление домашнего задания.                                                                 Слайд 15

      Дома вам необходимо написать творческую работу на одну из тем:

1. «Поздравление Митрофану Скотинину с 16-летием от  …(любого героя пьесы)»

2. «Письмо Митрофану Скотинину из 21 века»

V. Рефлексия.

ØПочему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина?

ØКакие выводы вы сделаете, уходя с этого урока?

infourok.ru

Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль»

     Цель урока : развивать навык написания сочинений на литературную тему, развитие связной речи.

  1. Актуализация  темы.

        Сочинение на литературную тему предполагает такую схему: высказывается мысль, приводится её подтверждение текстом (цитирование, обращение к эпизодам, деталям и т. д.), делается логическое обобщение-вывод.

  1. Аннотирование тем сочинений.

1.Уроки комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

2.Какие афоризмы Стародума мне понравились и почему.

3. «Вот злонравия достойные плоды» ( Образ Митрофанушки в    комедии) 

3.  Работа в группах.

       Учащиеся обсуждают круг вопросов по выбранной теме, составляют примерный план сочинения, подбирают цитаты из текста.

       Каждая группа представляет свой план работы над темой, две другие группы редактируют, делают замечания, вносят свои предложения.

       Взаимооценивание: чьё же понимание темы, проникновение в неё глубже, удачнее, креативнее?

К первой теме.    Тема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новом поколении образованных, просвещённых русских людей.

       Актуальность комедии. Уроки комедии: «воспитание», которое даёт Простакова своему сыну убивает в нём человеческую душу, а роль воспитания в семье велика. Погоня за «модой» в образовании без осознания его необходимости бесполезна. Фонвизин показал, как отвратительно угнетение людей, как это развращает «хозяев жизни». Вера в справедливый закон жизни: зло наказано, добродетель вознаграждена.

                 Примерный план к третьей теме.

  1. Тема воспитания – одна из основных в комедии Фонвизина.
  2. Митрофанушка, недоросль- «злонравия достойные плоды».

           1.Отражение проблемы воспитания в заглавии.

           2. Митрофан- «матушкин сын».

           3.Грубое, бессердечное отношение к родителям.

          4. Льстивость, притворство недоросля.

          5.Жестокость, грубость в обращении с учителями и слугами.

          6. Невежество, глупость Митрофанушки.

3. Нарицательный характер имени Митрофанушки.

Написание черновиков, редактирование, переписывание.

Домашнее задание : прочитать повесть Н.М. Карамзина « Бедная Лиза»


Просмотр содержимого документа

«Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль»»

Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль» ( 2 ч.)

Цель урока : развивать навык написания сочинений на литературную тему, развитие связной речи.

  1. Актуализация темы.

Сочинение на литературную тему предполагает такую схему: высказывается мысль, приводится её подтверждение текстом (цитирование, обращение к эпизодам, деталям и т. д.), делается логическое обобщение-вывод.

  1. Аннотирование тем сочинений.

1.Уроки комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

2.Какие афоризмы Стародума мне понравились и почему.

3. «Вот злонравия достойные плоды» ( Образ Митрофанушки в комедии)

3. Работа в группах.

Учащиеся обсуждают круг вопросов по выбранной теме, составляют примерный план сочинения, подбирают цитаты из текста.

Каждая группа представляет свой план работы над темой, две другие группы редактируют, делают замечания, вносят свои предложения.

Взаимооценивание: чьё же понимание темы, проникновение в неё глубже, удачнее, креативнее?

К первой теме. Тема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новом поколении образованных , просвещённых русских людей.

Актуальность комедии. Уроки комедии: «воспитание», которое даёт Простакова своему сыну убивает в нём человеческую душу, а роль воспитания в семье велика. Погоня за «модой» в образовании без осознания его необходимости бесполезна. Фонвизин показал, как отвратительно угнетение людей, как это развращает «хозяев жизни». Вера в справедливый закон жизни: зло наказано, добродетель вознаграждена.

Примерный план к третьей теме.

  1. Тема воспитания – одна из основных в комедии Фонвизина.

  2. Митрофанушка, недоросль- «злонравия достойные плоды».

1.Отражение проблемы воспитания в заглавии.

2. Митрофан- «матушкин сын».

3.Грубое, бессердечное отношение к родителям.

4. Льстивость, притворство недоросля.

5.Жестокость, грубость в обращении с учителями и слугами.

6. Невежество, глупость Митрофанушки.

3. Нарицательный характер имени Митрофанушки.

Написание черновиков, редактирование, переписывание.

Домашнее задание : прочитать повесть Н.М. Карамзина « Бедная Лиза»

kopilkaurokov.ru

Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»

На уроке шеольники учатся определять, какие проблемы автор поднимает в произведении, учатсяаргументировать свою точку зрения, подбирая аргументы из художественного текста. именно такие сочинения школьники пишут на ЕГЭ, так что данный урокучит их создавать сочинения экзаменационной модели. 


Просмотр содержимого документа

«Подготовка к сочинению по комедии Фонвизина «Недоросль»»

Дата :

ТЕМА : ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

ЦЕЛИ : дать представление о социальной и нравственной проблематике комедии; развивать умение участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в развернутых высказываниях; развивать умение понимать литературу как особый способ познания жизни; формировать гражданскую позицию, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ согласно КТП

Х О Д У Р О К А

1 Вступительное слово учителя. Что такое «социальная проблематика» и «нравственная проблематика»?

2 Беседа с учащимися по теме урока.

Вспомогательная таблица для учащихся.

П р о б л е м а

Отношение к ней автора

П р и м е р ы

Проблема влияния крепостного права на людей

( Как крепостное право влияет на людей?)

Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так и должно быть, т.к. с детства привыкли подчиняться.

1 Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? (д. 1 , явл. 5)

2 Как Простакова относится к Еремеевне? Еремеена к Простаковым?

3 Кого и как собирается наказать Простакова после неудачного похищения Софьи?

Проблема роли образования в жизни человека. ( Какое значение имеет образование в жизни человека? )

Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны, а необразованный…

1 Примеры благородных образованных людей в пьесе ( Правдин, Стародум ).Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум?

2 Примеры необразованных людей

( Простаковы, их родители, Митрофан) . Доказательства их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая сами себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана?

Проблема воспитания ( Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы из них выросли достойные люди? )

Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того, надо помнить, что дети берут пример с родителей.

1 Докажите, что М. необразован. Почему? Что мешает ему учиться?

2 Что означает имя «Митрофан»? Соответствует ли оно характеру главного героя?

3 Как Простакова относится к людям?

( Как и почему меняется ее отношение к Софье, Стародуму, ее отношение к Еремеевне? )

4 Как и почему Митрофан относится к людям( как меняется его отношение к Ермеевне во время драки со Скотининым и в другое время, отношение к матери : сцена сна явл. 4 д-я 1 и последняя сцена )?

3 Беседа о правилах написания сочинения.

  1. Составление плана сочинения.

1 Какое произведение мы изучили? Какую проблему поднимает в нем автор?

2 Как автор относится к данной проблеме?

3 Какие доказательства этого можно привести из текста?

  1. Речевые клише :

1 пункт : Автор поднимает проблему…

Одной из проблем, поднятых автором, является…

Автор задается вопросом….

Автор заставляет нас задуматься о том…

2 пункт : Автор считает…

Автор полагает…

Автор хочет донести до читателя мысль…

3 пункт : Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.

Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий

эпизод ( сцена )…

Эту мысль можно доказать на примере…

4 Подведение итогов урока.

5 Домашнее задание : подготовиться к сочинению по одной из проблем ( на 1,5 – 2 страницы)

multiurok.ru

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА УРОКА: «Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика».

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:  использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:     

сформировать понятие «сатира»;

 выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;

сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения

 РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: 

развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные умения суворовцев:

развивать навыки работы с текстом художественного произведения;

развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;

развивать творческие способности обучающихся;

логически осмысливать и излагать информацию

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитывать навыки общения, культуру речи,  уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний.

ВИД УРОКА: комбинированный.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1 «Недоросль» как сатирическое произведение литературы классицизма

2 Проблема воспитания истинного гражданина

Ход урока.

Организационный момент  Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

               «Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.

              Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе образование.     Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума и плоды  благородного воспитания».     Возможно, так поприветствовал бы вас, молодое поколение,  писатель   Д.И.Фонвизин.

 Д.И.Фонвизин – удивительный  писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин  назвал его «сатиры смелым властелином»:

Этап постановки проблемного вопроса.  Актуализация.

Посмотрите небольшие видеофрагменты (отрывок из комедии «Недоросль» и отрывок из программы А. Малахова)

—  Зачем я показала их? Как они перекликаются?  Нет ли среди нас потомков Митрофана и его мамаши?

—  Произведение «Недоросль» Фонвизина было написано  в 18  столетии. С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

—  В чем секрет неувядаемости комедии?

Проблемный вопрос: 

Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину   доверить будущее России? (это вопрос, на который, я надеюсь,  мы сможем ответить в конце урока)

Постановка цели урока.    Обратимся к теме нашего урока.  Какие ключевые слова есть в названии нашего урока?

  «воспитание» : ребенок, родители, семья, учителя, взросление, формирование человека, развитие…

 «гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…

  —  Какая проблема затронута в комедии « Недоросль»?

 (Проблема воспитания достойного гражданина Отечества)

 —  Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы сегодня  получить ответ? Каковы  цели нашего занятия?

—  Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

—  Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином  

 — Кто является настоящим гражданином?

Основной этап урока. Усвоение новых знаний

Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.

    XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию  вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

3) в 1757 г. основана Академия художеств.

Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и  просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в  искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.

Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима. 

Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.

Принципы классицизма:

  1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
  2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
  3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.
  4. Наследование античности как образцу.

 Комедия «Недоросль» является классицистической комедией:

Герои делятся на положительных и отрицательных;

– герои наделены «говорящими» фамилиями;

– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;

Комедия «Недоросль» — блистательное сатирическое произведение для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие пороки.

 Что же  такое сатира? Комедия?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и  осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

Комедия — это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.

Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад и  вспомним героев комедии и увидит пороки отрицательных персонажей..

Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

—   Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?

—   Почему Митрофана называют недорослем?

 Недорослями тогда называли всех дворянских подростков до 15-16  лет .

Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления в службу..

—  — Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?

Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот вопрос .

Инсценировка сцены из комедии  (действие 4 явл.8).  

– Почему мы смеемся?  

Митрофан – характер комический.  Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но смышленость и сообразительность.

—  Как вы понимаете слово  воспитание

   Воспитание — планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.

—    Как героя воспитывала мать?

 —    Какое воздействие оказывала на Митрофана мать?

Давайте разберемся . Для этого группы получают задание на карточке и отвечают.

 Групповая работа.

1 группа.

—  Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.

—  Обращаясь к тексту, покажите на примерах,  как Простакова ведет себя со своими б близкими: с мужем, братом,  с учителями Митрофанушки, со слугами.

—  Что это за женщина?

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне:  бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…

Ты еще, старая ведьма, разревелась…

Еремееевна о себе:    Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день  ( д. 3,яв. 6 );

Мужу :  Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

            Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится.     (  д.2, яв.5)

.К брату:   … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи…( д.З, яв.З  — дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). …Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!  (д.5, яв.2)

К учителям (  д.3  явл. 7 урок Митрофана )

    Простакова — полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.

 Муж у нее под каблуком,  она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно,  кормит плохо.

2 группа.  

—  Но как эта «презлая фурия»  относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии ответы.    Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну.   («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)

(  То, как она им любуется…  «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»). 

—   В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?

 (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и —  сохранить», для этого хочет женить на Софье Митрофана.

—    Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?

“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит…”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она советует сыну: “…Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. д.З, яв.7)

Простакова о географии: “…Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)

—   Почему же Митрофан ничему не научился?  На кого похож?

Сама она невежественная, безграмотная женщина.  Простакова  вынуждена пригласить к сыну учителей,  хотя не считает образование необходимостью,  и смотрит на обучение,  как на тяжелую повинность.

Выводы:

 Простакова   —  невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.

Она  уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и  жестокость. И он действительно становится похожим на мать.

3 группа.

Герои — антиподы Митрофана.

Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

  • Глупому сыну не в помощь богатство.
  • Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
  • Невежда без души – зверь.
  • Золотой болван – всё болван.
  • Наличные деньги — не наличные достоинства.

—    Кто Милон по роду занятий? Какой он офицер? Что мы узнаем о нем?

—   Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества      ( дейст.4 явл.  6 ).      

  Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина  Отечества.

Включение в систему новых знаний и повторение.

Давайте обратим свои взоры в будущее. Наше будущее —  сочинение на ОГЭ с приведением аргумента из своего читательского опыта для подтверждения своей позиции. Вот текст. Какую проблему ставит автор в тексте?

Аргумент – это доказательство, приведение примера для обоснования своей точки зрения на проблему.

  • Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это  уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
  • Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг  материальными благами.
  • Мир изменяется. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, то не стоит удивляться тому, что ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.   (по  Ю. Нагибину)                                                                                                                                                       

Подведение итогов.  Рефлексия.

Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

— На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?  

— Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?

— Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»

 — Можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?

Выводы:

           Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».

Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.

Задание на самоподготовку

Напишите 5-7 предложений в качестве аргумента сочинения  на ОГЭ. «Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт: комедия «Недоросль» Фонвизина).

Используем фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к литературному примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане Простакове, который…», « трудно назвать этого героя достойным человеком ,потому что…»     Оценки выставить и прокомментировать!

  • Подготовка к сочинению по комедии грибоедова горе от ума 9 класс
  • Подготовка к сочинению по комедии горе от ума разработка урока
  • Подготовка к сочинению по комедии горе от ума 9 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по картине яблонской утро 6 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по картине юона конец зимы полдень