Подготовка к сочинению по пьесе гроза конспект урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. —

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

На фоне мелодии Л.Бетховена из «Лунной сонаты»  

Пусть непорочны домашние стены,

Пусть дорога уводит во тьму, —

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому. Н.Заболоцкий

Именно с этих строк Николая Заболоцкого хочется мне сегодня начать наш урок. Урок по драме А.Н.Островского «Гроза». Нам предстоит ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»

Вспомним сюжет драмы…(буктрейлер)

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

— Назовите героев пьесы и дайте характеристику персонажам.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.

личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Во время разговора о Катерине:

Работа с текстом.

Составление словесной схемы по образу Катерины :

Катерина: ценностные нравственные координаты.

Есть ли выход у Катерины?

Групповая работа над заданием

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

Письменный ответ на вопрос.

Письменная работа

поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

6. Первичное закрепление

Оставление плана сочинения ( проект)

Обсуждение, анализ и сравнение

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовка к сочинению

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Побуждение к высказыванию собственного мнения.

Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.

Урок подготовки к сочинению. Трагедия Катерины в пьесе Островского — Гроза.

Тема урока:                                                  Душевная драма Катерины в пьесе

А.Н.Островского «Гроза».

Цель урока: проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
— выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
— выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
— учить проводить исследовательскую работу по тексту.
— учить высказывать свое мнение.
Форма урока: диспут.
Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, использование иллюстраций.
Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, тетради для работ по литературе.

Учащиеся должны знать:

— содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза»;

— основную мысль пьесы;

— главные образы;

Учащиеся должны уметь:

— правильно отвечать на поставленные вопросы;

— выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста пьесы;

— обобщать и систематизировать учебный материал;

— выделять главное в тексте.

Ход урока

I. Оргмомент (сообщение темы и цели урока).

II. Подготовка к восприятию.

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу», — восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нём мир «тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия»).

Красив город Калинов… Но почему в этом городе молодая женщина кончает жизнь самоубийством? Нравы в этом городе какие?

Учащиеся: Жестокие. «Самодуры правят бал» в городе Калинове.

Учитель: Познакомившись ближе с главными людьми Калинова, ясно понимаешь, что никакие красоты природы не способны  смягчить той тирании и жестокости, которые позволяют себе купец-самодур Дикой и помешанная на «Домосторое» Кабаниха. И вот в этом «тёмном царстве» вынуждена жить Катерина.

Задача урока – выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «тёмному царству»; проследить, как формировался её характер, какие черты являются в нём главными, как постепенно развивался её конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

Представим Катерину.

Учащиеся: Катерина – натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, в котором ей приходится жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто недоступно их понимание. Не случайно в разговоре с Катериной Варвара сказала: «Ты какая-то мудрёная», т.е. странная, сложная, непонятная.

      Натура мечтательная, впечатлительная, К. в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая!

Решительность, сила воли. (см. план)

      «Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли вёрст за десять!»

        Катерина – женщина не только со странным, но и с сильным характером. Она способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!…

Условия жизни после замужества.

Учащиеся: Катерину отдали замуж молодой, судьбу её решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в дом Кабановых, готовая любить и почитать свою свекровь, заранее ожидая, что муж её будет над ней властелином, но также опорой и защитой. Однако Тихон не отвечает этой роли. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но совсем не так, как по нормам патриархальной морали должен любить свою жену настоящий муж. И чувство Катерины к нему совсем не такое, какое она должна питать к нему по её же собственным представлениям.

— Что рассказывает Катерина Варваре о своей жизни до замужества, в родительском доме?

1 учащийся читает наизусть монолог Катерины «Отчего люди не летают?..» о жизни в родительском доме.

2 учащийся читает 2 часть этого монолога о религиозности Катерины.

Учитель: — В разговоре с Варварой какие ещё черты характера Катерины мы видим?

— Контраст между Катериной и семьёй Кабановых. Вывод можно представить в виде таблицы.

— Как мы можем это представить в сочинении? (обращение к тезисно-цитатному плану сочинения).

Учащиеся: Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всём: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в мотивах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве, совсем не так, как в доме Кабановых, где всё то же самое, только «всё как будто из-под неволи». «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит разрушает мир Катерины.

Даже Бог здесь другой: из доброго и милосердного друга превратился в жестокого старика, который вызывает не любовь, а страх. Вся жизнь построена на «Домострое», основным законом которого является слепое и беспрекословное подчинение Богу, родителям, мужу. Атмосфера накалена до предела, в воздухе уж пахнет грозой. И Катерина это понимает:

        «…Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю… или уж и не знаю… Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от неё не уйду… Перед бедой перед какой-нибудь это!» 

Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращённое к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством. И беда пришла. Катерина полюбила. Полюбила первый раз в жизни и всю себя без остатка отдала этому прекрасному чувству.

— Кого полюбила Катерина? (Бориса, племянника Дикого)

— Почему она выбрала именно его?

Учащиеся: Катерина выбрала его, потому что он отличался от её привычного окружения. Сам про себя Борис рассказывал Кулигину, что бабка невзлюбила его отца за то, что «он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой жили в Москве». Мать «трёх дней не могла ужиться с роднёй» мужа. Зато образование Борис получил отличное, но родители его умерли от холеры, «мы с сестрой сиротами и остались». Умерла и бабка, оставив наследство дяде с тем, чтобы выплатил долю племянникам в совершеннолетие, если они с ним будут почтительны. Но не видать Борису денег. Дикой никогда не отдаст того, что однажды попало ему в руки. Напрасно Борис унижается и ждёт благодеяния от дяди, ему ничего не получить.

— А разве Тихон не любит Катерину?

Учащиеся: Тихон любит Катерину, но по-своему, по-человечески. Однако он не способен уберечь Катерину от грозящего ей несчастья. Когда Катерина, просит Тихона взять её в поездку, он считает эту просьбу проявлением глупых женских страхов. Он не может понять какая тяжёлая борьба происходит в душе Катерины. Катерина не признаёт житейских компромиссов, она не может разрешить противоречие, возникающее в её душе между стремлением к воле, против бездушной жизни в Калинове, и присущими ей высокими моральными устоями. В её душе зарождается новое чувство, неясное ей самой: «Что-то происходит необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю» Чувство принимает форму страсти, страсти одухотворённой, связанной в сознании героини с освобождением: «Если я хоть раз с ним увижусь, я убегу из дому и уж не пойду домой ни за что на свете».

Любовь Катерины к Борису, продиктована тем, что Борис отличается от остальных калиновцев. Он – новый человек в городе, ему не привычны нравы Калинова. Борис жалуется Кулигину: «…больно, трудно … без привычки-то! Все на свете как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Однако Борис признаёт над собой законы Калинова, подчиняется самодурству Дикого, хотя все окружающие и утверждают, что тот никогда не отдаст Борису бабушкиного наследства.

Чтение наизусть монолога «Сцена с ключом» (действие 2, явление 10).

Учащиеся: Катерина – замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершенен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять её. Катерина жаждала любви, и эти порывы её сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нём. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости.

Учитель: — Уже в сцене с ключом мы видим сложность внутреннего состояния героини, её мучения, борьба с собой. Свою любовь религиозная Катерина считает грехом. Почему?

Учащиеся: Не людской суд, а угрызения совести для Катерины настоящим возмездием. И первое, что пришло ей на ум, — это кара Божья. Ведь героиня с самого детства верила, что Бог видит всё, что от него не укрыть ни один грех, и на «Страшном суде» ничем нельзя будет оправдаться. Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она всё думала, страдала и решила, что ей необходимо покаяться, объявить о своём поступке. И это будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы – свободы её совести. Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина «Страшного суда», которую она видит на стенах галереи, — всё это доводит её до исступления, и в таком состоянии героиня при всех признаётся мужу в своём «грехе». Катерина не раскаивается в том, что она совершила в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы признанием искупить свою вину.

Чтение наизусть монолога «Сцена признания в грехе». (действие 4, явление 6).

Учащиеся: Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упрёки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими.

Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство: Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» То же подтверждает и Кулигин: «…а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет всё её существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у неё на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».

Учитель: — Какие душевные муки испытывает Катерина?

Чтение наизусть монолога «Нет, нигде нет!..». (действие 5, явление 2).

Учитель: — Как ведёт себя Борис в сцене прощания? Действие 5, явление 3.

Учащиеся: Мы видим, как слабохарактерный Борис плачет при прощании с любимой, вроде бы он ей сочувствует, жалеет. Однако Борис бежит от своей любви, не думая о том, каково Катерине оставаться в доме Кабановых рядом с нелюби­мым мужем и ненавистной свекровью. Герои понимают, что их встречи были ошибкой, и реплики персонажей говорят читателю об этом. Катерина: «На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да впереди еще сколько!»; Борис: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»

Однако Катерине намного тяжелее расстаться с Борисом. Не случайно она не отпускает его: «Постой, постой! Дай мне наглядеться на тебя в последний раз». А Борис стремиться поскорее уехать, чтобы больше не видеть Катерину, и считает, что лучшим избавлением от страданий для нее будет смерть. Однако спасти ее, увезти от ненавистной Кабанихи Борис не может. Я думаю, что его чувство к Катерине не было настолько сильным, чтобы ослушаться дяди. И он, так как сам человек слабохарактерный, не верит в то, что любимая женщина способна совершить самоубийство.

Учащиеся: Итак, Катерина остается одна. После этой сцены прощания она решается на самоубийство. Возможно, такой выход из ситуации уже давно был у нее. Не слу­чайно она просит Бориса: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропусти, всякому подай, чтоб молились за мою грешную душу». Катерина очень набожна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство — тяжкий грех, са­моубийцу даже не отпевают. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкнуло ее на само­убийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он чело­век слабый, безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти. Возможно, не такой страшной, но все же смерть Катерины заставит Бориса быстрее ее забыть.

Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактер­ного человека. Но с другой стороны, жизнь в доме Кабанихи для нее невыно­сима. И в этом поступке — сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то, как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может и разлюбить Бориса, и простить ему предательство. Не случайно ее последние слова обращены именно к нему: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Учитель: Любовь её – «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, — трусость. Ослеплённая, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь её самоотверженна: не о своей гибели думает – о его, не о своём бесчестии – о его «вечном покоре». Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.

Борис уезжает…Катерина обречена. Лгать она не может, правды же ей не простят. Но смерть Катерины – это ещё не кульминация. Идейная кульминация пьесы – это её конец. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судьёй, который милосерднее вас! – это взорвался негодованием непротивленец Кулигин. И Тихон, безответный Тихон вторит ему: «Маменька, это вы её погубили! Вы! Вы».Видимо, совсем плохи дела старого порядка, коль забытые, самые безответные поднялись против него. Это дело рук нового поколения. Это дует ветер перемен. Это – «луч света в тёмном царстве!»

Подведём итоги урока: проблемный вопрос:

— Что заставило молодую ещё женщину покончить жизнь самоубийством?

Учащиеся: Тоска и однообразие семейной жизни, постоянные придирки свекрови, унижения, желание «воли» и свободы своих чувств и мыслей — вот все то, что толк­нуло ее на «запретное» чувство к чужому мужчине. Любовь к Борису возникла «на безлюдье»: он кажется таким вежливым, чутким, понимающим. И показательна борьба, происходящая в душе героини (в сцене с ключом), — от сопротивления греху к тому, что она его внутренне оправдывает и мечтает о счастье. Самое страшное для Катерины — суд собственной совести, ведь она глубоко религиозна, и сознание греха отравляет счастье ее запретной любви. Поэтому так боится Катерина грозы: ей страш­но предстать перед судом Бога со всеми своими грешными мыслями, не покаявшись на исповеди. Муки совести в сочетании с неумением лгать, эмоциональность, восп­риимчивость ко всем внешним проявлениям осуждения того, что творится в ее ду­ше, — все это приводит женщину к публичному покаянию в ста­рой часовне. После такого позора ее жизнь в семье Кабановых становится еще тяже­лее: Марфа Игнатьевна тиранит ее с большим усердием, получив подтверждение своим взглядам: «Вот, сынок, куда воля-то ведет!» При прощании с Борисом Кате­рина убеждается в том, что он ей ни в чем не помощник: он не возьмет ее с собой, не защитит — он слишком слаб.

Учитель: Добролюбов расценивает дальнейшую душевную борь­бу Катерины и ее отчаянное решение о самоубийстве как протест против самодурных начал, убивающих живую душу. «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, — протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу». Конец драмы кажется Добролюбову «отрадным» именно в силу того, что появилась героиня, способная на протест, на «восстание против угнетения и произвола старших». «Грустным» и «горьким» показывает критик такое освобождение, но оно лучшее, что находит героиня в такой жизни,«где живые завидуют умершим».

Добролюбов писал: «Что ей смерть? Все равно она не считает жизнью то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».

«Однако очевидна нравственная победа Катерины над «темным царством», жителями города Калинова. Мир Кабанихи и Дикого – косный мир, мир ста­рых порядков, она сильна силой поддерживающей ее «молчаливого большин­ства», привыкшего к «жизни отцов».

Власть хозяев «темного царства» только кажется непоколебимой. Сила, ко­торая в скором времени приведет к его распаду, гибели, уже появляется. Этого то большего всего и боится Кабаниха, об этом рассуждает Феклуша. («Послед­ние времена, матушка Марфа Игнатьевн, последние, по всем приметам по­следние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто со­дом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная!»). Гибель Катерины, ее про­тест — это «гроза», которая переменит жизнь.

III. Домашнее задание: написать сочинение на заданную тему.

IV. Оценки.

Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие — Егорова Н. В. 2016

Цель: обсудить темы для написания сочинения и помочь в выборе и составлении плана.

Методические приемы: составление плана, обсуждение, комментарии учителя.

Ход урока

I. Выбор темы сочинения

Примерные темы:

1. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

2. Был ли иной путь у Катерины?

3. Быт и нравы героев пьесы «Гроза».

4. Город Калинов и его обитатели.

5. Образ Кулигина. Его значение в пьесе.

6. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза».

    7. «Чародей языка» (мастерство Островского в языковой характеристике героев драмы «Гроза»).

8. Тихон и Борис (сравнительная характеристика).

II. Обсуждение темы «Был ли иной путь у Катерины?»

    Работа с опорной схемой по теме «Почему погибла Катерина?»

Опорные положения (схема-тезисы) темы «Почему погибла Катерина?»

    Трагический финал драмы — это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «темным царством»

III. Обсуждение темы «Образ Кулигина»

Типичная ошибка учащихся — подмена понятия «образ» индивидуальной характеристикой. Характеристика героя — это составная часть понятия «образ». По способу изложения мыслей характеристика представляет собой не рассуждение-доказательство или опровержение, а описание с элементами рассуждения.

Проведем анализ темы «Образ Кулигина»:

    Д. I, явл. 1.

    - Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве? Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы…»).

    - Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе Калинове?

    - Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в котором все решает власть силы и денег?

    - Что он говорит о людях, которые имеют деньги? Как это его характеризует?

    Д. III, явл. 3.

    - О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»?

    - Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»?

    Д. IV, явл. 2.

    - Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? Как это его характеризует?

    - За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Как это его характеризует?

    - Получит ли он когда-нибудь этот миллион, почему?

    Д. IV, явл. 4.

    - Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы?

    Д. V, явл. 1, 7.

    - Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем сделать, исходя из его поведения в последних действиях?

    Вопросы для обобщения.

    - Как Кулигин относится к «темному царству»?

— Думает ли он о социальном переустройстве общества, об улучшении жизни простого народа?

    - Какой путь переустройства он предлагает?

    - Типичен ли образ Кулигина?

    - Каково отношение автора к Кулигину?

Задание. Самостоятельно составить план к сочинению-рассуждению на тему «Образ Кулигина».

IV. Письменные задания

    - Д. I. Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»? Кто любуется природой? Случайно ли это?

    - Д. I, явл. 3. Почему Борис чувствует себя в Калинове «белой вороной»? Докажите.

    - Д. I, явл. 1, 3. Кто прав в споре Кудряша с Кулигиным о методах борьбы с самодурами? Докажите свою точку зрения.

    - В чем проявляется самодурство Дикого?

    - Что дает нам основание сказать о Диком словами русской пословицы: «Молодец против овец, против молодца — сам овца»?

    - Какое впечатление о жизни в Калинове сложилось у вас после чтения первых сцен пьесы? В чем причина такой жизни?

    - Перечитать Д. I, явл. 5, 6. Сделайте вывод по семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?

    - Д. II. Катерина — по-гречески «всегда чистая». Почему Островский дал это имя своей героине?

    - Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлении к свободе, твердости характера, прямоте в отношении к людям?

— Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?

— Почему Катерина считает любовь к Борису «преступной»?

— Права ли Варвара, утверждая, что Тихона «любить не за что»?

— Почему Варвара не может понять страданий Катерины?

— Почему Катерина названа «лучом света в темном царстве»?

    - Почему Катерина заволновалась, когда ей Варвара дала ключ от калитки в саду, где ее ждет Борис? Почему этот ключ как бы жжет ей руку? Почему она его не выбросила?

    - При последней встрече с Борисом Катерина произносит три фразы: «Ну, прости меня!», «Возьми меня с собой отсюда!», «Поезжай с богом!». Почему все — с восклицательным знаком. Как вы их поняли? Что имела в виду Катерина?

    - Как монологи Катерины позволяют раскрыть характер героини?

    - Как раскрываются в сценах свидания Катерины и Бориса характеры героев?

Домашнее задание

Сочинение по пьесе «Гроза» на выбранную тему.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Желтинская средняя общеобразовательная школа»

Урок  литературы в 10 классе.

Мастерская построения знаний и творческого письма по драме  А.Н.Островского «Гроза».

Учитель русского языка и

литературы: Шаульская Е.Л.

Цель:

 — формировать речевую компетенцию  обучающихся;    

—  показать новаторство А.Н.Островского в изображении конфликта;

—  работать с лексическим значением слова.

Тип урока:  урок-мастерская (время – 2 урока).

    Мастерская проводится на втором уроке по творчеству писателя, если на первом уже проговорен сюжет, поставлены  вопросы об особенностях конфликта, смысле названия.

   Участников мастерской можно сразу посадить по группам  , парам или по одному представителю(если класс малочисленный)( 4 группы по 5-7 человек вокруг столов).

   При выступлениях групп нужно обязательно предусмотреть повторы, потому что все скажут об одном и том же по-разному – значит, появятся оттенки значений, лучше запомнят , и все успеют записать.

   Занятие помогает осмыслить название драмы, понять и почувствовать причины и особености конфликта, объясняет необходимость «беседы» с критиком.

   Домашнее задание перед проведением мастерской:      

  1. Подумайте о значениях слова «гроза», о смысле названия драмы А.Н.Островского.
  2. Отметьте закладками те страницы, где появляются разные значения слова «гроза» или разные понимания этого явления.
  3. Перечитайте несколько указанных фрагментов пьесы. Подумайте: хотелось бы вам быть жителем или гостем города Калинова? Объясните устно свой ответ.

Ход мастерской.

  1. Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Когда изо всех сил гремит гром и сверкают молнии… Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие в этот момент (3-4 минуты).
  2. В группах прочитайте друг другу, что вы записали.

Все записывают возможные впечатления (6-8 минут).

В это время на доске пишется эпиграф: «Где ты, гроза – символ свободы? Промчись поверх невольных  вод» А.С.Пушкин.

2.1. Обсудите в группах, и пусть каждый запишет, какие значения и оттенки слова «гроза» вам знакомы.    Учтите и найденные примеры (по домашнему заданию) из текста пьесы (5 минут).

2.2. Приготовьтесь выступить от группы: опишите возможные впечатления от грозы, возможные значения слова «гроза» (2 минуты).

2.3. Выступления групп (8-10 минут). Предупреждение: повторять уже названные значения обязательно —  так , как записано в группе.

Записи в тетрадях могут быть, например, такими:

—  Гроза – атмосферное явление, бурное ненастье с громом и молнией (словарь);

— бурные события, потрясене, беда;

— кто-то наводящий ужас, внушающий сильный страх;

— «смерть моя» (Катерина);

— «наказание посылается, чтобы мы чуствовали» (Дикой);

— Божий гнев;

— душевное смятение, буря чувств;

— символ свободы

— очищающая стихия, символ обновления, очищения и т.д.

3.  «Темное царство» в «Грозе» А.Н.Островского.

3.1.). Перечитайте предложенные группе фрагменты и обсудите: прав ли был Н.А.Добролюбов, назвавший город Калинов «темным царством», и почему? Где признаки «темного царства» (или почему вы не соглашаетесь с критиком)? Перечислить свои аргументы – «микроцитаты».

     Предлагаются следующие фрагменты:

1 группа. Кудряш и Шапкин (действие 1, явл. 1). Кулигин и Борис (действие 1, явл. 3; действие 3, сцена 1, явл. 3).    Кулигин и Дикой  (действие 4, явл.2).

2 группа. Дикой и его домашние, Дикой и гусар (действие 1, явл. 3 – в середине: Борис о нем). Дикой и Борис (действие 1, явл. 2). Кабаниха и Дикой (действие 3, сцена 1, явл. 2).

3 группа. Кабаниха и Катерина (действие 1, явл. 5 – в конце; действие 2, явл. 7). Кабаниха и Тихон (действие 1, явл. 1).

4группа. Феклуша и Глаша (действие 2, явл. 1). Феклуша и Кабаниха (действие 3, явл. 1). Жители Калинова на берегу Волги у галереи (действие 4, явл. 1).

   При чтении фрагментов в группе можно использовать чтение в парах или тройках: каждый перечитывает только часть предложенных амтериалов, а другие лишь заглядывают, чтобы вспомнить. При обсуждении же записываются выводы по всем материалам (5-7 минут). (Получается по 3-5 цитат у каждого).

3.2.). Задание классу: запишите, что такое «темное царство» в городе Калинове (определение или краткое рассуждение с указанием признаков: это «темное царство», потому что…») (3 минуты).

3.3.). Предложения прочитываюся в группах и составляется одно общее определение или рассуждение (5 минут).

3.4.). Группы представляют свое определение, подкрепляя его кратким цитированием. Участники других групп  (самое оригинальное, отсутствующее у них) дописывают (5-7 минут).

4.1. В сюжете драмы «Гроза» — гибель главной героини. А Н.А.Добролюбов писал, что в пьесе есть что-то «освежающее и ободряющее» (словосочетание записывается на доске и в тетрадях). Обсудите в группе и запишите все возможные вопросы к этой мысли Добролюбова (4-5 минут). Влпрос часто требует раъяснения.

       Можно сформулироватьзадание и так: о чем бы вы спросили у критика, если бы услышали такое высказываение?

4.2. Чтение созданных в группах вопросов (запись вопросов ведется в тетрадях (можно и на доске) (6 минут).

4.3. Выберите один из всез записанных вопросов и ответьте на него в группе (3 минуты).

4.4. Выступление со своим ответом от группы (5 минут).

5.1. На  специальных отдельных листах – создание текста-миниатюры на одну из тем по выбору (10 минут):

А) «Июль я провел(а) в городе Калинове…» (Продолжите письмо гимназиста однокласснику в Петербург. Год 1859-й.)

Б) Почему они такие? (Размышление о жителях города Калинова.)

В) Гроза бы здесь не помешала…(Размышления о нравах жителей города Калинова.)

5.2. Чтение написанных текстов по желанию – вслух (читают  автор или педагог). Остальные можно развесить на стене, чтобы можно было подойти и прочитать. (Так можно начать и следующий урок.)

6. Рефлексия.

(Устно или письменно.) Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте моменты, когда было трудно, было радостно, когда (чему?) удивлялись, когда хотелось спорить. Допишите еще 1-2 предложения – свои размышления о прошедшей мастерской. Можно предложить нарисовать отзыв.

Десятиклассники впервые работали на таком уроке, поэтому большинство отзывов связано с реакцией на этот тип занятия.

7. Домашнее задание после проведения мастерской.

«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», — говорит Катерина Варваре о грозе. Она боится и речей старой барыни, боится явиться грешницей перед Богом…)

На отдельном листе напишите развернутый  ответ на вопрос: «Чего не боится Катерина?»


1


Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои… Ф.И.Тютчев, «Русской женщине» Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои… Ф.И.Тютчев, «Русской женщине»


2


Темы сочинений по пьесе А.Н.Островского «Гроза»


3


Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика. Кабанова: Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя): Не уважишь тебя, как же! Катерина: Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, а что ты.


4


Катерина: Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу. Варвара: И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.


5


Свидание Катерины с Борисом Борис: …я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя! Катерина: Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?


6


Свидание Варвары и Кудряша … Кудряш берёт несколько аккордов на гитаре. Варвара прилегает к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет. Варвара (зевая): Как бы это узнать, который час? Кудряш: Первый. Варвара (зевая): Пора. Покричи-ка.


7


План работы над режиссерским комментарием сцены. Назови сцену, явление и действие, в котором она происходит, произведение и автора. Воссоздай обстановку, где происходит действие. Обрисуй расположение каждого из персонажей в определенный момент развития действия; их одежду, позу, речь. Какова реакция героев на реплики партнеров по сцене? Охарактеризуй интонацию, лексику, синтаксис их речи. Через деталь, позу, интонации, паузы раскрой взаимоотношения персонажей, их характер, скрытые мотивы их действий. Сделай вывод о месте и значении данной сцены в развитии конфликта.


8


Катерина(одна): …За что я его в беду ввела?… Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье, ему вечный покор!… Для чего мне теперь жить? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! Борис(не видя Катерины): Боже мой! Ведь это её голос! Где же она? Катерина(подбегает к нему и кидается на шею, плачет на груди у него): …Ну, прости меня. Не хотела я тебе зло сделать… Поезжай с богом! Не тужи обо мне.


9


План сочинения «Сравнительная характеристика героев литературного произведения». 1. Вступление. Выявить основания для сравнения героев: («Сравнение…даёт возможность подчеркнуть своеобразие каждого…» Белинский). 2. Основная часть. Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев. 1-й вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения; 2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, отношения с окружающими, черты характера, взгляды и т. д.). ! При сравнении обратить внимание на художественные средства и приёмы, которые использует автор. ! Использовать цитаты. 3. Заключение. Объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев.


10


Отрывок из сочинения «Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика». ! Задание: исправьте речевые ошибки. …ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, ЧТО ОБЩЕГО У КАТЕРИНЫ И ВАРВАРЫ? ОБЕ ОНИ – КУПЕЧЕСКИЕ ДОЧЕРИ, ЗНАЧИТ, ВЫРОСЛИ И БЫЛИ ВОСПИТАНЫ В ОБЩЕЙ СРЕДЕ. ОБЕ НЕОБРАЗОВАННЫ, ИХ МИР КРАЙНЕ ОГРАНИЧЕН. НИ ТА НИ ДРУГАЯ НЕ ИМЕЮТ ЗАНЯТИЙ, КОТОРЫЕ БЫ УВЛЕКЛИ ИХ. ОБЕ ТЯГОТЯТСЯ ЖИЗНЬЮ В РОДНОМ ДОМЕ, И У ОБЕИХ СИЛЬНЫЙ, ВОЛЕВОЙ ХАРАКТЕР, ПОЭТОМУ ОБЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПРОТЕСТ «ТЁМНОМУ ЦАРСТВУ»… …НО, ОПИСЫВАЯ СВОИХ ГЕРОИНЬ, ПИСАТЕЛЮ ВАЖНО ПОМОЧЬ ЧИТАТЕЛЮ УВИДЕТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ НИМИ. ДАЖЕ ИХ ИМЕНА ПОДЧЁРКИВАЮТ ЭТУ РАЗНИЦУ: КАТЕРИНА С ГРЕЧЕСКОГО – «ВЕЧНО ЧИСТАЯ», ВАРВАРА – «ГРУБАЯ», «ЗЕМНАЯ». ВАРВАРА ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К ЗАКОНАМ КАЛИНОВСКОГО МИРА, ПОЛЬЗУЯСЬ ОРУЖИЕМ ЛЖИ И ОБМАНА, А КАТЕРИНА ПРЕДПОЧИТАЕТ СМЕРТЬ ЖИЗНИ В «ТЁМНОМ ЦАРСТВЕ».

Программа по литературе дает
возможность познакомить учащихся с различными
жанрами.
Самым трудным является изучение драматических
произведений. Настоящей жизнью пьеса живет
только на сцене. Но в школе пьесу читают. “И к
пьесе отношение у ребят совсем иное, чем к
театральному зрелищу. Им нелегко читать
драматическое произведение. Чтение для них
обычно связано с рассказом, повестью, романом.
Даже стихи, которые труднее читать, чем эпические
произведения, воспринимаются школьниками легче,
чем пьеса” (А.М.Докусов, В.Г. Маранцман “Комедия
Гоголя “Ревизор” в школьном изучении”,
г.Ленинград, “Просвещение”, 1975, стр.62).

Драма – трудный род литературы не
только для писателя, но и для читателя.
Необходимо образное мышление, чтобы представить
героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель
проделывает ту работу в понимании характера
героя, которую проделывает актер в процессе
работы над ролью.
Учитель ни на минуту не должен забывать истину,
не требующую доказательства: методы изучения
драматических произведений определяются их
спецификой.

В течение многих лет я работаю над
методикой изучения драматического произведения
и пришла к убеждению, что обычный способ
комментирования по актам несостоятелен, потому
что он убивает специфику развития
драматического конфликта.

Лучшим способом прочтения пьесы
является режиссерский – чтение пьесы дословно,
по актам в один прием. Такой возможности учитель
не имеет: больше двух уроков, стоящих рядом, в его
распоряжении нет. Наиболее эффективным методом
прочтения пьесы в один прием в условиях школьной
практики является литературный монтаж.

В последнее время много внимания
уделяется темам типа “Смысл названия…”,
подобные формулировки звучат на выпускном
экзамене. Только подробный анализ пьесы дает
возможность говорить о смысле названия.

Многие писатели используют
метафорические названия, смысл которых ученик
затрудняется раскрыть самостоятельно.
Прелагаемый урок является частью моей
сложившейся системы изучения драматических
произведений. Урок раскрывает умение
Островского универсально реализовать метафору грозы
в своей пьесе и подготавливает учеников к
домашнему сочинению по теме “Смысл названия
пьесы Островского “Гроза”.

“А как же вы в афишке пропустили
грозу? Ведь она тоже действующее лицо”.

Смысл названия пьесы А. Островского
“Гроза”

Разработка урока. 10 класс. (2 часа.)

Цель урока: проследить, как
Островский универсально реализует метафору грозы,
как через образ грозы показывает грозовое
состояние общества, грозу в душах людей; помочь
учащимся подготовиться к сочинению типа “Смысл
названия…”

ХОД УРОКА

На доске эпиграф: “Мы не подберем
названия – что это значит? Это значит, что идея
пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует…
что самое существование пьесы не оправдано;
зачем она написана, что нового хочет сказать
автор?”

А. Н. Островский.

I. Постановка учебной задачи.

– Перечитайте тему урока, попробуйте
определить сами учебную задачу. О чем будем
говорить на уроке? Назовите ключевые слова в
формулировке темы урока? (Гроза – действующее
лицо.) Значит, будем говорит о грозе как
действующем лице пьесы. Этого недостаточно.
Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет
сказать автор? (Гроза – идея — сюжет).

Итак, учебная задача урока – выяснить,
в чем смысл названия пьесы; учиться
анализировать драматический текст;
подготовиться к сочинению “Смысл названия пьесы
А.Островского “Гроза”.

II. Беседа по тексту.

– С чего начнем разговор? (С
определения значения слова “гроза”.)

Проверка домашнего задания.

– Каково значение слова “гроза” по
словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство,
нарушение порядка, сокрушить, гром, явление
природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе?
(В первом значении – “угроза”, “острастка”,
“ругатель”.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана
со значением слова “гроза”. Островский
универсально реализует метафору грозы.

– С какими образами связана метафора грозы в
экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
– Какое значение “грозы” преобладает в
экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза
“сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье,
снизу – власть и деньги имущего.

– Какие образы драмы символизируют грозу
снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом
благочестия – страх.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого –
беззаконное упоение властью. Кабанова – более
сложный вариант самодурства: ее цель – законное
упоение властью (под видом благочестия).

– Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать
власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение
властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м
действии.)

Вывод № 4. Островскому в
развернутой композиции нужно было показать, что
порядок купеческого городка, корни которого
старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие
наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги.
Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх
Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не
ладится, что-то сломано в механизме власти и
подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение
властью, угроза, грозить – проходит через всю
экспозицию.

– Когда появляется гроза как явление природы?
(В конце 1-го действия.)
– Рассмотрим значение этой сцены.  Для чего
ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому
она обращается? Что пророчит? На чем основано ее
пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество?
(Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)

Вывод № 5. У Варвары – здравый
смысл, она с иронией принимает вековые традиции.
Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен
Варваре против страха. У Катерины – полное
отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная
эмоциональность.

– Что страшит Катерину? (Смерть застанет с
помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор
определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты
грома. Страх Катерины усиливается.)

Таким образом, в завязке действия
участвует гроза
.

– Какое потрясение испытала Катерина в сцене
прощания Тихона перед отъездом в Москву?
(Потрясена унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на
ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “Предвещать дурной исход” – это еще одно
значение слова “гроза”. Как это значение
обыгрывается в данной сцене?
– “Тиша, не уезжай…” — “Ну, бери меня с собой…”
— “Батюшки, погибаю я…” — “…возьми клятву…” (Д.
2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие
нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается
Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
– Как метафора грозы врывается в монолог
Катерины после сцены прощания? (“ …сокрушила она
меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2,
явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной
погибели Катерины? (“Только бабы взаперти
сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить
хотите.” — “Съедят, в гроб вколотят”.)

Врывается тема гроба, могилы, которая
с этого момента звучит сильнее.

– Способен ли Борис защитить Катерину? Кто
пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить
громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в
разговоре с Кулигиным о громоотводе? (“Гроза-то
нам в наказание посылается…”)

Громоотвод против самого Дикого. Страх
божий испытывают перед самим Диким, боятся
наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль;
вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним
“две недели никакой грозы не будет”.
Самодурство связано со страхом за свою власть,
поэтому оно требует постоянного ее
подтверждения и испытания.

– Когда второй раз гроза как явление природы
врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену.
Найдите устрашающие, предупреждающие фразы
присутствующих (“гроза даром не пройдет”,
“…ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком
прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите
устрашающие, ключевые фразы в речи барыни.
(“…умирать не хочется…” — “…Красота-то ведь
погибель…” — “…в омут с красотой-то…” — “…от
бога не уйдешь…”)
– Назовите стечение обстоятельств, которые
усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к
признанию. (Разговоры присутствующих,
сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена
огненная.)

И как удар грома звучит признание
Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не
глупый страх, а напоминание человеку об
ответственности перед высшими силами добра и
правды. “… небесная гроза… только гармонирует с
грозою нравственною еще более ужасною. И
свекровь – гроза, и сознание преступления —
гроза”. (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже
присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно
грозовому раскату, грозовому разряду, несет
очищение: просыпающееся чувство личности и новое
отношение к миру.

– В ком из героев под воздействием смерти
Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш
убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно
мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа
теперь не ваша, она перед судией, который
милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально
реализовал метафору грозы в пьесе. Название
пьесы представляет собой образ, символизирующий
не только стихийную силу природы, но и грозовое
состояние общества, грозу в душах людей. Гроза
проходит через все элементы композиции (с
образом грозы связаны все важные моменты сюжета).
Островский использовал все значения слова
“гроза”, указанные в словаре В. Даля.

III. Подготовка к написанию сочинения.
Составление плана.

Учащиеся совместно с учителем
формулируют вступление, тезис, заключение, а над
основной частью работают дома.

Примерный план.

I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.

II. Островский в своей драме универсально
реализует метафору грозы.

1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для
калиновцев, пример самодурства.
2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после
первого удара грома.
3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания
Тихона перед отъездом в Москву.
4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.
5. На фоне грозы Катерина признается в измене.
6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы
совести”.

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду,
несет очищение.

IV. Домашнее задание:

  1. Разработать план основной части.
  2. Подготовить устное сочинение на тему: “Смысл
    названия пьесы Островского “Гроза”.

  • Подготовка к сочинению по пьесе гроза 10 класс урок
  • Подготовка к сочинению по пьесе горького на дне урок в 11 классе
  • Подготовка к сочинению по произведениям пушкина 7 класс
  • Подготовка к сочинению по произведению дубровский 6 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по произведению горе от ума